Проект (старшая группа) на тему: Проект "Русская матрешка". Творческий проект "Матрёшка-образ и душа России"

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

  1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
  4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  7. Обогащать словарь детей.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Мини-музей русского быта.

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку - матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка - самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет - что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше - больше, выше - ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Результат проекта:

  1. Оформление альбома «История матрешки».
  2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
  3. Выставка «Семейная матрешка».
  4. Досуг с детьми «Русский сувенир».
  5. Презентация для детей «История матрешки».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

  1. Планирование работы.
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
  3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

  1. Опрос.
  2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
  3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки -путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».
  2. ОО: «Откуда появилась матрешка?».
  3. ОО «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
  4. ОО «Матрёшка - как символ семьи».
  5. ОО «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
  6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
  7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

  1. Рассматривание изображений разных матрешек
  2. Чтение стихов и загадок о кукле.
  3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
  4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
  5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса - всему лесу краса», «Береги лес, люби природу - будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса - береги, нет леса - посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
  6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»

Музыкально-художественная деятельность

  1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
  2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

  1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  2. Дидактические игры:
  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».
  1. Пальчиковые игры.

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

  1. Оформление методических пособий для педагогов.
  2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».
  3. Выставка: «Семейная матрешка».
  4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка - Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка - символ русского искусства.

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №19

имени Н.З. Поповичевой г.Липецка

Творческийпроект

«Русская матрёшка »

Выполнила: Кукишева Юлия,

ученица 2Бкласса

Руководитель проекта:

Митина ЛюдмилаВалерьевна,

учитель начальных классов

I. Введение ………………………………………………………...стр.1

II. Основная часть…………………………………………………стр.1

1.Прообраз русской матрёшки.

2.Первая матрёшка.

3.Принципы изготовления матрёшки.

4.Виды матрёшек.

5.Музеи русской куклы.

6.Изготовление модели в технике папье- маше.

7. Роспись куклы.

III. Заключение…………………………………………………… стр.5

IV. Библиографический список…………………………………. стр.6

Введение.

Люди всегда любили красоту и умели её творить. Вещи, окружавшие их,

украшали то вышивкой, то резьбой, то росписью. И обычные предметы под

кистью мастеров становились редкой драгоценностью. Никто не думал, что это

искусство: оно создавалось для себя и только в прошлом веке осознали какие

богатства накопила народная культура в течение многих столетий. Возникла идея

–помочь развитию народных промыслов, возродить те, которые исчезли. Вот

тогда и появилась на свет наша матрёшка. Матрёшка –знаменитая русская

красавица, которая покорила сердца людей по всему миру. Сейчас она не просто

народная игрушка, а хранительница исконной русской культуры.

Цель творческого проекта –выполнить модель русской матрёшки.

Задачи: Познакомиться с историей матрёшки,особенностями её росписи.

Основная часть.

Первая русская матрёшка появилась в конце девятнадцатого века.

Прообразом для русской куклы послужила японская игрушка, привезенная с

острова Хонсю художником Сергеем Васильевичем Малютиным. Это была

фигура буддийского мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько

фигурок, вложенных одна в другую.

Но кукла эта была японцем –сердитым на вид, узкоглазым стариком.

Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам –

понравится ли? В России с незапамятных времён привыкли из белой, пахучей,

прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не

выточить?

Из стен мастерской "Детское воспитание", основанной меценатом Саввой

Мамонтовым, вышла первая изготовленная в России матрёшка. Эскиз для ее

росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший.

Изготовить свою новинку он заказал лучшему токарю Сергиево- Посадских

мастерских Василию Звездочкину.

Сергей Малютин свою первую матрёшку сделал круглолицей румяной

крестьянской барышней в цветастом платочке. А чтобы она выглядела

поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Другая барышня была с

серпом в руке. Еще одна с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он

появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое...

Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на

щёки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из- под него толстая

коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем.

Дуняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. Сделано это было

не случайно. Раньше имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее

распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово

«mater», означающее - мать.

Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что

существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной древесины

липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка,

которая может быть совсем крохотной. Вытачивание матрёшек - тонкое

искусство, которому учатся годами.

Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В

девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же

матрёшки создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели.

Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих

матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник, и уже

потом - сарафан и косынка.

Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в

друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок

правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть

красивой.Любовь к красному цвету, самому яркому, мажорному дошла до наших

дней от тех времён, когда на улицах пламенели красные храмы с белыми

наличниками, стрельцы ходили в алых кафтанах, а стены в домах обивали

красным сукном. Тогда и стала называться «Красной» главная площадь нашего

государства. Красный –значит красивый, и это в точности отвечает облику

матрёшек.

Сейчас существуют следующие виды матрёшек: Сергиевская, Семёновская,

Полхов- Майданская, Вятская.

передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или

оранжевый, жёлтый, зелёный и синий). Линии лицаи одежды обведены чёрным

контуром.

Полхов- Майданская матрёшка известна тем, что на её фартуке и платке

нарисован цветок шиповника ("роза"), рядом с которым могут быть

полураскрытые бутоны на ветках.

ДляСемёновской матрёшкихарактерны яркие цвета, в основном жёлтый и

красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Полхов - Майданские и

Семёновские матрёшки имеют схожие черты.

Вятская матрёшка - наиболее северная из всех российских матрёшек.

Особое своеобразие вятская расписная кукла получила в 60 - егоды, когда

матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и украшать

соломкой.

Матрёшка стала таким же традиционным сувениром России и символом её

культуры, как дымковская игрушка, жостовские подносы. Есть в России и целые

музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России –и в мире! –музей матрёшки

открылся в 2001 году в Москве. В музее представлены матрёшки, сделанные по

мотивам персонажей русских народных сказок и даже целый красноармейский

Людмила» и разложить по ролям сказку «Репка» с помощью матрёшки –

коробейника. В самой большой матрёшке, представленной на выставке, 50

фигурок, что в 2 раза меньше мирового рекорда. А самая маленькая матрёшка –

размером с рисовое зерно!

В 2012 году открылся музей в старинном городе Сергиев Посад, который

издавна считался центром игрушечных промыслов. В этом музее даже

устраивают мастер- классы по росписи матрёшек!

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то

оно непременно исполнится, причём чем больше труда вложено в матрёшку (чем

больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки), тембыстрее желание

исполнится.

Выполнить модель русской матрёшки в техникепапье-маше предложила

мой руководитель Людмила Валерьевна. Основа матрёшки –воздушный шарик,

перевязанный ниточкой для придания нужной формы. На шарик я нанесла крем, а

сверху обклеила мокрыми салфетками в два слоя. Крем нужен для того, чтобы

потом можно было легко вынуть шарик из готовой матрёшки.

Потом на высохший слой салфеток я стала наклеивать размоченные в воде

кусочки газет. Газетный слой я покрыла клеем ПВА, разведенным пополам с

водой. Таких слоёв получилось шесть. Каждый слой должен быть хорошо

просушен, чтобы матрёшка сохранила свою форму.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

  1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
  4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей.
  7. Обогащать словарь детей.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов – майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.

Результат проекта:

  1. Оформление альбома «История матрешки».
  2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
  3. Выставка «Семейная матрешка».
  4. Досуг с детьми «Русский сувенир».
  5. Презентация для детей «Русская матрешка».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

  1. Планирование работы.
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

Методы и приёмы:

  1. Опрос.
  2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
  3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

Цель:

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  4. Учить детей отличать загорскую, семеновскую и полхов – мойданскую матрешек.
  5. Познакомиться с этапами создания матрешек.
  6. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.
  7. Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Беседа: «Матрешка – национальное культурное наследие России».
  2. НОД: «Откуда появилась матрешка?».
  3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
  4. НОД «Матрёшка – как символ семьи».
  5. НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
  6. НОД «Эти разные матрешки»
  7. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
  8. Работа с таблицей «Этапы создания матрешек»
  9. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

  1. Рассматривание изображений разных матрешек.
  2. Чтение стихов и загадок о кукле.
  3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
  4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
  5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
  6. Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек», «Веселые матрешки» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток – вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник)».

Музыкально-художественная деятельность

  1. Разучивание танца «Мы – весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
  2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

  1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  2. Дидактические игры:
  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».
  1. Пальчиковые игры «Мы матрешки…)

Работа с родителями:

  1. Консультация «Русская матрешка».
  2. Выставка творчества «Семейная матрешка».

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

  1. Оформление методических пособий для педагогов.
  2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».
  3. Выставка: «Семейная матрешка».
  4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства

Приложение 1

Детские стихи про матрешку – короткие и длинные

Эх, матрешечка-матрешка,

Красота, на загляденье.

Только стоит разобрать,

Красоты уже штук пять.

У мамы на комоде –

Стоят матрешки вроде.

Все яркие, нарядные –

Но что-то не по моде.

Среди моих игрушек

И кукол современных

Матрешки все ж в почете

Скажу вам без сомненья.

Матрешки тоже куклы

У них свои наряды.

Вот только их не снимешь

Не поменять ей платье.

На голове платочки

Есть красные и синие.

Ей не расчешешь волосы

Хотя видны косички.

На столе стоит матрешка –

Глазки расписные.

В ней живет еще немножко –

Чудо, как красивые.

Матрешки – лучшие друзья,

Скажу вам по секрету.

Они создания русские – как я

И сказано все этим.

Коллекция Тверских матрешек,

Хранится в комнате моей.

В ней персонажи сказок русских,

Дороже монстров и родней.

В матрешке - матрешка.

В матрешке - матрешка.

А самая маленькая,

Как крошка.

Люблю я с матрешками

Часто играть,

Сперва разбирать их,

Потом собирать.

Собрать их недолго:

Минута, вторая -

И вырастет сразу матрешка большая.

Матрешка - чудное создание.

Весёлое и компанейское.

В неё вместились, будто в здание -

Ещё три – каждая поменьше.

Разложишь и поставишь рядышком -

Настолько разных, озорных.

Малышка, дочка, мама, бабушка -

Так хочется назвать всех их.

В кружок поставишь - тут же за руки,

И хоровод начнут водить.

Напляшутся, друг в друга спрячутся.

Им в жизни не о чем грустить.

Глаза красивые, блестящие

Полны добра и чистоты.

Несут тепло, и настоящие

В Матрёшке русские черты.

Матрешка - древняя краса

Сквозь времена дошла до нас.

Ей имя русское дано.

Она красива и мила,

Всем улыбается она.

Одета, как в былые времена,

Одежда традициям верна.

На платке узор замысловат,

На сарафане цветы огнем горят!

Приходько В.

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном.

А вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном.

Открой – увидишь чудо:

Матрешенька-детеныш.

А там еще –

А там опять…

Найденыш!..

… Поют матрешки в хоре.

Живут, не зная горя,

И дружно, и счастливо,

И весело на диво!

Для самой юной крошки

Шьют платьице матрешки,

Чтоб выйти вереницей

И погулять с сестрицей.

Матрешка пестрая, красивая, забавная

Со всех сторон нарядная.

В косу волосы убраны

У русской красавицы,

И она всем нравится.

Приложение 2

Консультация «Русская матрешка».

Почти сто лет русская матрешка является модным сувениром. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Что развивает эта игрушка? Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям.

После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите ребенка играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел! Это матрешка!» Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание крохи на то, какая она красивая и нарядная

Очень важен момент первого знакомства с матрешкой, открытие ее главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным. «Ее зовут Матрешка. Какой у нее платочек, какие щечки!” Полюбовавшись ею, вы берете игрушку в руки и удивленно говорите: “Что-то она тяжелая и гремит. Может, там что-то есть внутри? Давай посмотрим!” Открывая матрешку, вы вместе с малышом как заклинание произноситеслова: “Матрешка-матрешка, откройся немножко!” Процесс открывания матрешки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка. Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы естественно удивляетесь и рассматриваете ее вместе с ребенком, как и первую. Поставив две матрешки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрешки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрешке еще кто-нибудь. Под те же слова (“Матрешка-матрешка, откройся немножко!”) пусть появится следующая, третья матрешка. Поставьте ее рядом и сравните с предыдущими. Так продолжайте до тех пор, пока все матрешки не выйдут.

Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребенка на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. После такого знакомства начинается игра “в детский сад”.
Объясните малышу, что матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие идут в старшую группу, а маленькие – в младшую. Отгородите место на столе (чертой или палочкой) для старшей и младшей группы и предложите ребенку отвести каждую из матрешек в подходящую группу, а в какую – пусть решает он сам. Если малыш перепутает, поставьте две матрешки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, подведите итог, т. е. подчеркните, что высокие матрешки оказались в старшей группе, а ростом поменьше – в младшей. Они еще маленькие. Вот подрастут и тоже пойдут в старшую.

В какие еще игры можно играть с матрешками?

  1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап – составление половинок – покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).
  2. Перепутайте два набора матрешек (лучше всего одинаковых, но разных расцветок) и попросить ребенка их рассортировать или выстроить парами.

3.На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.

  1. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.

И еще несколько советов.

После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.

В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.

Постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой «матрешечный» мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином. Желаем Вам творческих успехов и взаимопонимания! Пусть дети обретут целостность и гармонию Духа, Души.

В заключение хотелось бы познакомить вас с рассказом Якова Тайца «Сколько?» и стихотворением З.Медведевой «Матрешка»

Сколько? (Я.Тайц)

Папа принес Маше матрешку и сказал:
– Вот тебе три игрушки.
– Почему три? – спросила Маша. – Одна матрешка.
– Давай считать, – сказал папа. – Одна?
– Одна!

Папа открыл матрешку, там другая, поменьше.
– Две?
– Две!

Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.
– Три?
– Три, – засмеялась Маша.
– То-то, – сказал папа.

Вот они все стоят!

Приложение 3

Конспект НОД «Весёлый хоровод матрёшек»

Программное содержание: Воспитывать у детей интерес к декоративно – прикладному искусству, уважение к труду народных умельцев. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества. Закреплять знания детей о русской матрёшке, как об одном из старинных народных промыслов.

Повторение пословиц о труде. Закреплять умение использовать нетрадиционную технику рисования, пластилинографию. Формировать творческие способности детей, самостоятельность, активность.

Активизация словаря: сувенир, Символ России, деревянная заготовка, роспись, семёновская, загорская, похлов – майданская

Оборудование:

Слайды с иллюстрациями к каждой части занятия.

Заготовки фигурок матрёшек, разные виды круп, гуашь, кисти, подставки, салфетки, клейстер.

Предварительная работа: Лепка матрёшек. Заучивание стихотворений и частушек к занятию. Заучивание пословиц о труде. Лепка матрёшек из солёного теста и их украшение. Пластелинография – украшение фартука матрёшки

(на фоне р. н. музыки)

Проходите, гости дорогие! (с поклоном)

Заждалась я вас, рада всех вас видеть. Рассаживайтесь по удобнее.

Я – Хозяйка страны Мастеров. Ко мне приходят те, кто умеет и любит создавать что – то новое, красивое – мастера.

Мастера России славятся своим умением во всём мире. Вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры? И в нашей огромной стране тоже есть такой сувенир, он так же считается символом России, как флаг, герб, берёза. Догадались что это такое? Послушайте загадку:

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! …Гармошка?

Нет! …То – русская матрёшка!!!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Конечно же, это всеми нами любимая матрёшка. (показ слайда)

У этой куклы есть внутри один секрет. Такого секрета нет больше ни у одной другой игрушки.

Знают все её загадку…

В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки…

Её младшие сестрёнки.

Я секрет тот тоже знаю –

Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрёшка, две… и вот…

Матрёшек целый хоровод.

А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Нет? Существует немало легенд о её происхождении. Мне очень нравится эта красивая сказка:

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка – добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка – село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. “Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку”, – сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку – сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может – куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

В другой легенде говорится, что однажды из Японии была привезена деревянная игрушка – ритуальная кукла Дурума. Она изображала доброго и лукавого старичка. Японская игрушка была с секретом: в старичке Дуруму пряталась вся его семья – 3 вкладыша. Она очень понравилась нашему мастеру, и он выточил куклу Матрёшку. (показ слайда)

А может – быть, матрёшка появилась благодаря «писанкам» – деревянным, расписным пасхальным яйцам, их уже много веков делают на Руси.

(показ иллюстрации)

Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее.

Первым мастером, который изготовил матрёшку на токарном станке, считают Василия Петровича Звёздочкина. (показ слайда портрета)

Первым художником, который расписал матрёшку – Сергеем Васильевичем Малютиным.

(показ слайда портрета)

Это была девочка в сарафане с черным петушком в руках. А в ней еще 8 маленьких куколок.

Вот так и родилась первая матрешка – россияночка.

С тех пор живёт матрёшка, как русский яркий сувенир.

Шагает кукла по планете, и ей любуется весь мир.

Прошло много лет, а Матрёшка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры, её дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрёшки остаётся прежней – бесконечность жизни, любовь и дружба.

Физминутка

(Дети становятся в хоровод, исполняют песню на русский народный мотив).

Деревянные сестрицы.

чернобровы, круглолицы.

(Дети качают головой от плеча к плечу).

Любят яркие одежки

Деревянные матрешки.

(Дети кладут руки на пояс, делают полуобороты вправо и влево).

Как у нашей у Матрешки

Сарафан упрятал ножки.

(Дети выставляют поочерёдно ножки на пятку).

Как Матрена заплеталась

Да платочком покрывалась.

(Дети изображают, будто они плетут косу и завязывают в платок).

Чернобровы, круглолицы,

Очень дружат все сестрицы.

(Дети поднимают руки вверх и плавно качают ими вправо, влево).

Что случилось милый друг?

Кто-то спрятал всех подруг.

(Дети от удивления разводят руками).

Ты не бойся, песню пой,

Они сидят одна в одной.

(На слова «одна в одной» дети делают два хлопка в ладоши).

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал.

Игрушка – кукла расписная,

А как назвать её не знал.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А, может, на Танюшку? – ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка.

И мастер ту игрушку, Матрёшкою назвал.

Откуда взялось такое имя? Почему кукла стала так называться? (ответы детей)

Раньше маленьким девочкам часто давали это ласковое имя – Матрена, Матрёнушка, Матрёшенька, Матрёшка. Так и закрепилось имя Матрёшка за игрушкой.

– А что означает имя Матрёна

– Имя Матрёна означает мать семейства – «матрона».

ИГРА «НАЗОВИ СРУЖНУЮ СЕМЬЮ МАТРЁШЕК»

(назвать семью матрёшек старинными русскими именами: Дуняша, Феклуша, Маняша и т. д.)

Существует три основных росписи матрёшек.

  1. Это матрешка из Семенова. Ее отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка – цепь небольших бутонов – кайма с цветочными бутонами является отличительной чертой семёновской матрёшки. В манере росписи угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы. (показ слайда)

2.У мастеров из Полхова Майдана свой стиль декоративной росписи. Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Платок у неё яркий, юбка тоже. Глаза чуть сощурены. Самое яркое пятно – это фартук. На нём расцвёл чудо – букет. (показ слайда)

  1. Загорская (Сергиев Посадская) – на голове у них разноцветные платки в горошек или цветочек, который обязательно завязан узлом. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу, обязательно в фартуке. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу. (показ слайда)

Не зря матрёшка наша в мире славится-

В любых она нарядах хороша,

Приятна взору русская красавица

И греет сердце русская душа!

Наши матрешки самые яркие, самые красивые. Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство.

Алгоритм изготовления матрёшки. (показ слайда)

  • Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу, сосну.
  • Вытачивают фигурку на станке.
  • Самую маленькую куклу - неразборную - делают первой.
  • Покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.
  • Готовят краски – яркие, сочные, разного цвета.
  • Просушивают.
  • Покрывают бесцветным лаком в несколько слоёв.

А теперь посмотрим, кто был внимательным! Ответьте на следующие вопросы и выполните задания:

  1. От какого слова произошло название матрёшки?
  2. Перечислите, что входит в наряд традиционной матрёшки.
  3. Из какого материала делают игрушку?
  4. Какие росписи матрёшек вы знаете?

– Ведь вы не зря находитесь в Стране Мастеров. А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

  • «Мастер золотые руки»;
  • Делу время – потехе час;
  • Без труда не вытянешь и рыбку из пруда;
  • Какие труды – такие и плоды;
  • Маленькое дело лучше большого безделья;
  • Умелые руки не знают скуки;
  • Каков мастер, такова и работа;
  • Хорошая работа два века живёт;
  • Солнце землю красит, человека труд

Приятно любоваться матрёшками, но ещё приятнее создавать красоту своими руками. Я предлагаю вам украсить сарафаны матрёшек.

(матрёшки, изготовленные заранее: объёмные из папье-маше, солёного теста, различного подручного материала)

Мастера, скорей за дело!

Украшай матрёшек смело.

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

На столах приготовлен различный материал для вашей работы. Проявите выдумку и фантазию.

(работа детей)

Молодцы. Потрудились все на славу. Какие красивые матрёшки получились! А как нам их объединить? Давайте соберём наших матрёшек в хоровод. Я думаю, что хоровод у нас получится весёлый, задорный.

(работы выставляются на заранее подготовленную поляну вокруг берёзки)

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

Хозяйка Страны Мастеров: Я не привыкла напрасно хвалиться,

Но все называют меня мастерицей

За то, что сама я Матрёшку свою

Вяжу, вышиваю, шью, и крою,

Рисую, клею и леплю.

Вам подарить я их хочу.
(дарит подарки присутствующим – вязаные матрёшки по количеству гостей)

Приложение 4

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Наш детский сад в течение года будет работать над проектом

«Матрёшка – любимая детская игрушка», поэтому просим ответить на вопросы.

  1. Знаете ли вы деревянную игрушку – Матрешку?
  1. Есть ли у вас дома эта игрушка?
  1. Нравиться ли вам матрешка?

Да, очень. Да. Ничего особенного.

  1. За что вам нравится матрешка? –

1). Очень красивая, оригинальная –

2). С ней можно поиграть –

3). Это игрушка с секретом –

4). Она веселая

5). Не знаю (затрудняюсь ответить) –

6). Не ответили –

  1. Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?

1). Это игрушка, с ней можно поиграть –

2). По матрешке можно изучать историю нашей страны –

3). Если ее нарисовать, можно разукрасить. Так учишься рисовать и проводишь свободное время –

4). Раскрывая матрешку, малыш может научиться считать –

5). Не ответили –

6). Не знаю (затрудняюсь с ответом) –

  1. Другие особенности матрешки.
1. Майстренко Марина Витальевна 2. МАОУ СОШ № 28 г.Томск 3.Учитель начальных классов

Введение.

Моя работа посвящена русской матрешке. Этой куклой я заинтересовалась после знакомства с народными промыслами на занятиях в изостудии, которую я посещаю уже 6-ой год. Мне захотелось узнать о происхождении этой куклы и о том, как выглядела первая русская матрешка, кто был ее автором, где их изготавливали и с какой целью, и какие бывают матрешки.

Моя главная цель – выяснить, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, и популярна ли она сейчас.

Мои подруги не играют с этой куклой, да и среди моих игрушек ее тоже нет, поэтому я считаю, что в наши дни матрешка является сувениром, а не игрушкой. В этом и состоит моя гипотеза .

Во время исследования я использовала следующие методы :

    изучение и анализ различных информационных источников;

    посещение детского сада и беседа с воспитателем;

    анализ анкет моих сверстников;

    посещение магазинов.

Что такое матрешка? Происхождение русской матрешки.

Из словаря С.И.Ожегова я узнала, что матрешка – это полуовальная полая разнимающаяся посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.

Собирая материал по данной теме, изучив различную литературу, я узнала, что первая русская матрешка появилась в Москве в конце XIX в. А было это так. Однажды помещица Мамонтова привезла из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нем японка, а в ней еще и малыш-японец спрятан. В Японии деревянную игрушку называли Фукуруму, что означает веселый складной старичок. Очень понравилась игрушка Мамоновым. Попросили они мастера Василия Звездочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской, а художнику Сергею Малютину поручили расписать ее на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане и переднике, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой. В России тогда это было самое распространенное имя, которое в переводе с латинского означало «мать».

Первые русские матрешки стали изготавливать в артелях в Сергиевом Посаде, как забаву для детей. Но матрешка была еще и полезной игрушкой. С ее помощью детей учили сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, учили счету. Стоили такие игрушки дорого и купить их могли только богачи. Но, не смотря на это, спрос на матрешек не падал, а только рос. Поэтому в стране стали появляться и другие центры по изготовлению этих кукол.


Традиционные матрешки и их отличительные особенности.

Матрешка популярна и в наши дни. Подтверждением этого является то, что в России существует несколько центров по изготовлению и росписи этой куклы. Самые известные крупные центры это подмосковный Сергиев Посад и нижегородские центры в городе Семенове, и в селах Полховский Майдан и Крутец.

В каждой местности матрешка имеет свои отличительные черты.

Сергиев-посадская (или загорская) матрешка одета в рубаху, сарафан, на голове платок с узорами. В руках она держит узелок, корзинку или цветы. По форме эта матрешка широкая. Голова у нее плавно перетекает в туловище.

У семеновских матрешек на фартуках яркие пышные крупные букеты. Основной цвет в росписи – красный. Форма куклы немного вытянутая.

Полхов-майданскую матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Мастера украшают матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли фигурку спереди. Лицо матрешки украшают веселые кудряшки-завитушки.

В настоящее время можно встретить не только традиционных матрешек, но и авторских. На фартуках таких матрешек можно увидеть памятники архитектуры, живописные пейзажи, сюжеты народных сказок. А также встречаются матрешки расписанные под гжель, жостово, палех. Среди современных матрешек можно увидеть политических деятелей, популярных артистов, спортсменов.

Есть и на томской земле народные умельцы, которые занимаются росписью матрешек. Одна из них Хохрякова Тамара Михайловна, которая работает в 22 светлинской школе. Она руководит студией, где учит детей расписывать эти национальные сувениры. Тамара Михайловна имеет уникальную коллекцию русских матрешек, большую часть которых расписала сама. Все это говорит о том, что матрешка популярна в наши дни, хотя ей уже более 100 лет.

Результаты исследования.

Чтобы найти ответ на интересующий меня вопрос, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, я использовала различные методы. Одним из них было анкетирование ребят начальной школы 7-9 лет. Всего было опрошено 85 человек. На вопрос: «Есть ли у вас дома матрешка?» положительно ответили 19 человек. Следующий вопрос звучал так: «Ваша матрешка кукла или сувенир?» Все 19 человек ответили, что матрешка является сувениром. Проанализировав данные анкеты, я пришла к выводу, что современные дети не играют с матрешками, а те, у кого она есть, используют ее в качестве сувенира.

Посетив ряд магазинов города, я убедилась в том, что матрешка превратилась из игрушки в предмет искусства, В «Детском мире» на пр. Ленина и на пл. Южной я матрешек не обнаружила. Этих кукол можно встретить в магазинах, где есть отделы с сувенирами: «1000 мелочей», «Гостиный Двор».

В детском саду №36 я побеседовала с воспитателем младшей группы и рассмотрела игрушки детей. Среди них матрешки не было. Это еще раз подтвердило мои выводы.

Заключение.

В заключение я хочу сказать, что эта работа принесла мне большую пользу.

Во-первых, я узнала много нового и интересного о русской матрешке.

Во-вторых, я научилась работать с дополнительной литературой, с различными информационными источниками, анализировать данные, полученные в ходе исследования.

В-третьих, я нашла ответы на интересующие вопросы и убедилась в том, что матрешка – это национальный русский сувенир, что она популярна в наши дни. А также я узнала, что среди моих земляков есть люди, которые занимаются росписью этих кукол.

Мне тоже захотелось создать свою матрешку. Это книжка-матрешка, которую я назвала «Моя семья». Когда моя сестренка подрастет, я обязательно прочитаю ей эту книжку.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28 Г.ТОМСКА

Исследовательская работа

«Русская матрешка»

Выполнила:

ученица 4 «А» класса

Максимова Светлана

Учитель:

Майстренко М.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22

п. Стодолище

Проект «Русская матрешка»

(старшая группа)

Воспитатель:

Кондрашова О.А.

2016 г.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).

4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей.

7. Обогащать словарь детей.

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.

Результат проекта:

1. Оформление альбома «История матрешки».

2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.

3. Выставка «Семейная матрешка».

4. Досуг с детьми «Русский сувенир».

5. Презентация для детей «Русская матрешка».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

1. Планирование работы.

2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

Методы и приёмы:

1. Опрос.

2. Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».

3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

Цель:

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.

3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4. Учить детей отличать загорскую, семеновскую и полхов – мойданскую матрешек.

5. Познакомиться с этапами создания матрешек.

6. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки – путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

7. Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».

2. ООД: «Откуда появилась матрешка?».

3. ООД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).

4. ООД «Матрёшка – как символ семьи».

5. ООД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».

7. ООД «Эти разные матрешки»

6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

7. Работа с таблицей «Этапы создания матрешек»

8. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

1. Рассматривание изображений разных матрешек.

2. Чтение стихов и загадок о кукле.

3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».

5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек», «Веселые матрешки» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»

Музыкально-художественная деятельность

1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».

2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».

2. Дидактические игры:

  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».

3. Пальчиковые игры «Мы матрешки…)

Работа с родителями:

  1. Консультация «Русская матрешка».
  2. Выставка творчества «Семейная матрешка».

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

1. Оформление методических пособий для педагогов.

2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».

3. Выставка: «Семейная матрешка».

4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства




Статьи по теме: