Что обозначает единство музыкального произведения. Тема: Единство музыкального произведения
Тема: Единство музыкального произведения
Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.
Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.
Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?
Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.
Давайте разберёмся в этих названиях.
1. Мелодия
Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.
2. Гармония .
Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:
а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;
б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.
3. Ритм
Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.
Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».
Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.
4. Лад
Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.
5. Тембр
Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).
Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.
Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.
Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.
Слайд 2
Музыка- это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующих на психику человека. Музыка играла и играет огромную роль в жизни человека. Одна из главных ее функций - объединять людей, поскольку язык музыки понятен без перевода.
Слайд 3
Откуда же появилась музыка?
Раньше всего возникла народная музыка. Первоначально звуки первых инструментов (они были ударными) сопровождали утомительный и однообразный труд. Затем появилась военная и культовая музыка.
Слайд 4
Еще в Древней Греции музыканты подавали сигналы войскам и играли в храмах.
Слайд 5
Так постепенно сформировались две основных составляющих музыки - профессиональная и народная.
Слайд 6
Со временем к ним добавилось и деление музыки на культовую и светскую.
Слайд 7
Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов. Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.
Слайд 8
Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются: мелодия гармония ритм лад тембр Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение. Средства музыкальной выразительности
Слайд 9
Мелодия
Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.
Слайд 10
Гармония
Слайд 11
Гармония
Это слово пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония имеет 2 смысла: приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.
Слайд 12
Ритм
Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей. Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение». Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д.
Слайд 13
Лад
Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.
Слайд 14
Слайд 15
Тембр
Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса.
Слайд 16
О каких музыкальных произведениях сложнее говорить? О музыкальных произведениях, никакой программы не содержащих. О музыкальных произведениях непрограммной музыки. Несмотря на отсутствие литературной программы, такие произведения имеют не менее богатое музыкальное содержание.
Слайд 17
Какие бывают музыкальные произведения непрограммной музыки
Концерты; Симфонии; Сонаты; Этюды; Инструментальные пьесы…
Слайд 18
Что такое соната? Сона́та (итал. sonare - звучать) - жанринструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Л. В. Бетховен
6 класс
Тема: Единство музыкального произведения
Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.
Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.
Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?
Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.
Давайте разберёмся в этих названиях.
1. Мелодия
Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.
2. Гармония .
Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:
а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;
б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.
3. Ритм
Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.
Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».
Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.
4. Лад
Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.
5. Тембр
Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).
Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.
Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.
Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.
На следующих уроках мы поговорим подробно о каждом компоненте музыкальных произведений, а сегодня послушаем пьесу Г.Свиридова "Тройка" из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель".
Свиридов Георгий Васильевич. 1915 –1998.
Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий методизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.
В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) - первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.
Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен, им используемые, обогатили мелодику.
Какой же образ нам нарисовала музыка?
- «Птица - тройка» лошадей.
Учитель : это поэтический символ чего и почему именно кони?
Это символ России, свободной и независимой, оплот православия. Конек венчал крышу русской избы – символ силы, но доброй, ведь Русь не нападала на врагов, а оборонялась.
Учитель : сколько основных музыкальных тем, характеризующих образы, вы услышали? Опишите первую музыкальную тему и пропойте ее.
Призывная, несущаяся, фанфарная…
Учитель: Опишите вторую музыкальную тему и пропойте ее.
песенная, протяжная, льется…
Василий Андреевич Жуковский:
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Детская музыка, создаваемая композиторами, или народная, всегда должна быть яркой, образной, предельно приближенной к переживаниям и интересам ребенка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении. Войти в мир музыки -значит научиться понимать особенный «музыкальный язык» (мелодические интонации, гармонические сочетания, ладовую окраску), который в современных условиях приобретает новое своеобразное звучание. Вместе с тем форма произведений (понимаемая в широком смысле, как комплекс всех музыкальных средств) не должна быть громоздкой, сложной.
Ребенок воспринимает музыку, ее образы в единстве со средствами музыкальной выразительности. Так, если исполнить только фортепианное сопровождение (без пения) песни «Пограничники» В. Витлина, то дети способны почувствовать выразительность музыкального вступления, звучащего чуть таинственно, настороженно - паузы, низкий регистр усиливают это ощущение. Затем напряженно-сдержанный характер запева («Притаился у границы пограничников отряд») сменяется на уверенный динамичный характер при-
Стр. 26
пева («Наше море, нашу землю, наше небо сторожат»). В единстве формы и содержания создан запоминающийся музыкальный образ, достигнута высокая художественность произведения, что является основным требованием при отборе произведений для детей.
Соответствие репертуара видам музыкальной деятельности
Программе музыкального воспитания по слушанию музыки, пению, ритмике должен соответствовать и репертуар.
Для слушания подбирается вокальная и инструментальная музыка, чаще всего программная (имеющая конкретную программу, тематику, часто определенную в названии, например пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла»). Предусматриваются произведения, разнообразные по тематике, жанру, характеру.
Из народно-песенного творчества отбираются колыбельные, игровые, хороводные, шуточные песни и танцы. Они просты, выразительны, разнообразны - ласковые и напевные, веселые и подвижные. Такие произведения (русские, украинские, белорусские, литовские, эстонские, армянские, грузинские, азербайджанские, татарские и др.) включаются в сборники и издаются для детей во всех республиках нашей страны.
К детской музыке можно отнести высокохудожественные произведения русских и западноевропейских классиков, слушание которых обогащает духовный мир ребенка. Назовем «Детский альбом» П. Чайковского, польки М. Глинки, С. Рахманинова, отдельные фрагменты из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского, из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, некоторые произведения Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана.
Много произведений для детей создано и создается советскими композиторами: С. Прокофьевым, Д. Кабалевским, ан. Александровым, А. Островским, Е. Тиличеевой, М. Раухвергером, М. Иорданским, Т. Попатенко, А. Филиппенко, 3. Левиной, В. Герчик, Н. Леви и др.
В своем творчестве композиторы часто встречаются с трудностями: создавая музыку для детей, они должны пользоваться весьма ограниченными средствами в песенной мелодии, гармонии, фактуре изложения и форме произведения.
Тематика всех произведений, предназначенных для слушания, посвящена явлениям, с которыми детей знакомят в процессе всей общевоспитательной работы, но жизненные впечатления, выраженные в музыкальных образах, по-новому окрашиваются, углубляются. Слушая, например, песню «Пограничники» В. Витлина на слова С. Маршака, дети не просто узнают о том, что солдаты охраняют границы нашей Родины. Они хорошо чувствуют напряжение и беспокойные интонации мелодии на слова «пограничники не дремлют у родного рубежа»:
Стр.27
[Не спеша]
И в то же время они чувствуют решимость, твердость, выраженные мелодией, пунктирным ритмом и паузами, когда поются слова «наше море, нашу землю, наше небо сторожат»:
Песни, которые ребята учат и поют, должны иметь свою особенность - яркую мелодию. Чтобы выразительно исполнить песню, нужно не только почувствовать ее характер, но и правильно спеть. Например, в песне «Барабан» Е. Тиличеевой на слова Н. Найденовой мелодия исполняется не спеша, четко, с умеренной звучностью. При этом важно точно исполнить более сложный отрезок песни:
[Четко]
Здесь надо правильно передать ритмический рисунок, точно проинтонировать восходящий интервал (соль - до), отметить усиление и акцент на верхнем звуке до второй октавы.
Следовательно, отбирая песни, надо ясно представить, над какими навыками необходимо особенно потрудиться. Работая в старшей группе детского сада над формированием легкого, подвижного звучания, можно выбрать из репертуара «Голубые санки» М. Иорданского, а для выработки напевного звучания - Русскую народную прибаутку «Бай, качи-качи» в обработке М. Магиденко.
Репертуар для различных музыкальных игр, упражнений, хороводов и плясок является средством обучения музыкально-ритми-
Стр. 28
ческим навыкам и навыкам выразительного движений. Каждый извидов выполняет спои функции. Например, сюжетные игры и хороводы позволяют детям передать характерные движения различных персонажей; упражнения дают возможность усвоить разнообразные элементы танца и т. д. Но в какую бы форму ни были облечены движения, они выполняют свою функцию - учат освоению программных навыков.
Похожая информация.
Тесное и широкое понимание музыкальной формы
Под формой музыкального произведения в тесном значении понимается тип его строения, то есть общий композиционный план: количество распорядок частей целого и характер отношений между ними.
В ходе эволюции музыкального языка возникали различные способы структурной организации музыки. Те из них, которые оказались наиболее устойчивыми и закрепились традицией, и обрели статус типовых композиционных планов. К таковым относятся все формы, начиная от периода.
Прежде чем охарактеризовать широкое понимание музыкальной формы, разберемся, почему оно необходимо. Дело в том, что к одному и тому же композиционному типу могут относиться сочинения, совершенно схожие по стилю, жанру, образному строю и всей системе выразительности средств. Так, в сложной трехчастной форме могут быть написаны траурные марш и юмористическое скерцо, лирический вальс или ноктюрн и бравурный этюд, пьесы или части циклов элегического и гротескного, идиллического и трагического характера.
Следовательно, музыкальная форма в тесном значении не охватывает всех параметров организации произведения. Отсюда и необходимость в широком понимании формы, обнимающем все без исключения задействованные в произведении языковые средства в их индивидуально-неповторимом соотношении: мелодические, ладовые, ритмические, гармонические, тембровые, динамические, фактурные и др. Таким образом, музыкальная форма в широком значении - это целостная организация всех выразительных средств, направленная на воплощение содержания и донесение его до слушателя. Целостная форма всегда уникальна - как уникально и содержание произведения, которое в ней осуществляется.
Два «измерения» музыкальной формы органично взаимосвязаны: форма как тип композиции является одним из важнейших стабилизирующих компонентов целостной формы.
В отечественной науке о музыке непоколебимо утвердилось положение о единстве содержания и формы в музыкальном произведении, во-первых, и о ведущей роли в этом единстве содержания, во-вторых. Однако на деле это бесспорное положение, можно даже сказать, всеобщий закон художественного мышления нередко понимается столь упрощенно-прямолинейно, что утрачивает свой подлинный смысл и низводится до уровня выхолощенной декларации.
Одна из главных тому причин - подход к музыкальному содержанию с внешних по отношению к самой музыке позиций, завышение значимости внемузыкальных факторов (о чем «рассказывает» музыка, что «отражает», что «изображает», «воспроизводит» и т.п.) и недооценка собственно музыкальных. Особенно ярко этот крен сказывается в истолковании музыки, сопряженной со словом, сценическим действием, литературной программой: здесь дело доходит до откровенной подмены музыкального содержания внемузыкальным, до их полного отождествления.
Разумеется, в ауре музыкального содержания всегда присутствует нечто запредельное по отношению к самой музыке - хотя бы уже по той причине, что она есть запечатление личностных отношений. Бесспорно, что музыка может и «рассказывать», и «отражать», и «подражать», и «изображать». Причем, умеет это делать с величайшей достоверностью, словно намеренно (а то и нарочито) высвечивая наружный слой своего содержания, который достаточно легко поддается словесно-образному прочтению, а потому и принимается за главное и единственное содержание. («Первое, что обычно полагают, это - что мысль может быть высказана только словесно - сетовал Асафьев).
В том-то и дело, что даже предельно «зримо» явленное внемузыкальное содержание далеко не равнозначно содержанию музыки. Более того, они могут разительно отличаться друг от друга. Сколько, к примеру, музыкальных шедевров написано на художественно беспомощные тексты! Пример тому, что музыкальное содержание живет в интонации, и только пройдя через горнило интонационной переплавки внемузыкальное содержание перевоплощается в одну из составляющих музыкально-художественного образа. Как идеальное измерение произведения, как его целостное содержание, как высший духовный смысл, музыкально-художественный образ по своей откровенной сути внепонятиен, то есть не поддается словесному пересказу. Да и «зачем желать «перевода» интонационно раскрытых мыслей на слова» - полемически вопрошал Асафьев. Ведь музыкальное мышление есть «мышление музыкой», настаивал ученый.
Абсолютизация вне- (или до-) интонационной стороны музыкальной содержательности с неумолимой логикой приводит к принципиально побочному представлению, «что в музыке - содержание само по себе, или элементы, составляющие музыку, сами по себе. Из них, на основе неизвестных правил и технических руководств, образуются «некие формы» (и, если точнее: в эти некие предустановленные формы вставляются мелодия, гармония, ритм) и в формы вносится содержание».
Уподобление художественной формы некоему вместилищу, которое существует до и независимо от содержания, лишает смысла саму постановку вопроса и о их единстве, и о ведущей роли содержания. Потому что понятая в таком ключе форма может наполняться любым содержанием (как бокал - любым напитком), никак на него не реагируя и не вступая с ним в какие бы то ни было взаимодействия. Определяющая же роль содержания при таком, сугубо «формальном» приятии его формой, может заключаться лишь в свободе выбора той или иной из готовых типовых конструкций.
Очевидная нелепость подобных представлений, намеренно здесь подчеркнутая, не мешает их живучести - пусть и не в столь откровенных продлениях.
Истинное понимание соотношения содержания и формы в музыке должно исходить из ее природы, соответствовать ей. Если музыка - искусство интонации, значит, интонационность должна пронизывать все произведение, и форма как главный его организующий фактор не может быть исключением. В интонационной сущности музыкального содержания и музыкальной формы и коренится их единство. А поскольку интонация является главной носительницей содержания, форма - как явление интонационное - содержательна. Единство содержания и формы в музыке достигается степенью взаиморастворения и взаимоотождествления: форма не просто отвечает содержанию, но им становится.
Творящим фактором этого единства выступает содержание в том высшем, глобальном значении этого понятия, которое именуется смыслом и которое равнозначно понятию художественной идеи, художественной конвенции. Именно художественная концепция определяет все внутримузыкальные процессы, начиная с важнейшего - интонационного отбора.