Внеклассное мероприятие: "200 лет со дня рождения А.К.Толстого". И очертил свой путь…

00:05 — REGNUM

Алексей Константинович Толстой — известный поэт и писатель, автор множества поэм и стихотворений, сказки «Садко», романа «Князь Серебряный», драматической трилогии, в которую вошли произведения «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис», один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова. 5 сентября 2017 года (24 августа по старому стилю) ценители и почитатели его творчества отмечают 200-летие со дня его рождения.

Неординарный писатель и неординарная личность. О нем и при жизни ходило множество легенд. Так, современники Алексея Толстого рассказывали о нем как о могучего сложения человеке, который мог запросто гнуть подковы, вгонять в стену голыми руками гвозди и ходил с рогатиной на медведя. В то же самое время он был известен как завсегдатай столичных светских салонов, остроумный красавец, любивший розыгрыши и веселье, знакомый лично с великим Гете и императором Александром II.

Жизненные принципы самого Алексея Толстого, наверное, наиболее емко отражены в этих принадлежащих ему строках:

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

Перипетии его судьбы тесно переплетаются с историей России и биографиями известных исторических персонажей. О некоторых из них стоит рассказать поподробнее.

История рождения. Детские годы

Алексей Толстой был по материнской линии правнуком последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского, президента Российской академии наук, по отцу — потомком старинного известного рода Толстых. Некоторые из его биографов утверждают, что он был троюродным братом гения русской литературы Льва Толстого. По крайней мере известно, что если в близком родстве они, может быть, и не состояли, то знакомы были точно.

Мать будущего писателя Анна Перовская была незаконнорожденная дочь графа Алексея Разумовского, тем не менее ее отец добился для нее дворянского титула и дал хорошее образование. Ее мужем стал граф Константин Толстой, вдовец, который был к тому же гораздо старше своей супруги. Брак его родителей просуществовал недолго. Причина, по которой родители разошлись вскоре после рождения сына Алексея, доподлинно неизвестна. Современники утверждали, что с родным отцом писатель увиделся первый раз только на похоронах матери.

Свое раннее детство будущий писатель провел на Украине в имении брата матери Алексея Перовского — попечителя Харьковского университета. Он вошел в русскую литературу под псевдонимом Антония Погорельского. Его перу принадлежит первая авторская сказка для детей на русском языке «Чёрная курица, или Подземные жители». Кстати, он написал ее для своего племянника Алексея Толстого.

Дружба с императором

Значимым событием в жизни Алексея Толстого стало знакомство с будущим императором Александром II. Их представили друг другу с легкой руки писателя Василия Жуковского — друга дяди Алексея, когда обоим было по восемь лет. Став товарищем по играм, Толстой сохранил привязанность к своему другу из царствующей семьи на всю жизнь.

Рассказывали, что, сильный и крупный Алексей взваливал будущего императора на плечо и бегал с ним по коридорам Зимнего дворца. Однажды сам император Николай I вызвал побороться юного графа и, отбиваясь от него, с удивлением отмечал, как «силен да ловок этот мальчишка».

Позже, когда Толстой заболел тифом в Одессе, государю по нескольку раз в день телеграфировали о состоянии его здоровья.

Благодаря дружбе с императором Толстой стремительно поднимался по служебной лестнице, однако он не захотел двигаться к карьерным вершинам и решил заняться литературой.

«Средь шумного бала, случайно…»

Любовью всей жизни стала для Алексея Толстого Софья Миллер. Они познакомились на маскараде в 1851 году. В то время избранница писателя была замужем. Рассказывали, что она знала 14 языков и серьезно увлекалась историей и философией. Кроме того, Софья была страстной поклонницей охоты и любила острые впечатления. Современники отмечали якобы полное несоответствие поэтической тонкой натуры Толстого и грубоватой внешне Софьи, которую Иван Тургенев назвал позже в своем описании «чухонским солдатом в юбке».

Влюбившись, Софья Миллер сразу же ушла от мужа — конно-гвардейского полковника — и поселилась с Толстым в имении брата. Однако чувство, охватившее влюбленных, не радовало ни мать писателя, ни ее окружение. Не давал развода и ее муж. Любви, охватившей их, пришлось преодолеть большие испытания. Прошло долгих 12 лет, пока они смогли соединить свои судьбы.

Друзья писателя говорили, что когда в 1855 году Толстой заболел тифом в Одессе, именно приехавшая Софья выходила его.

«Плохой военный»

Хорошее домашнее образование Алексея Толстого позволило ему поступить в число так называемых «архивных юношей», состоявших при Московском главном архиве министерства иностранных дел. Успешно сдав по окончании учебы экзамен в Московском университете, он был назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне.

Позже Толстой служил во II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии. Графское происхождение должно было открыть ему карьеру в области дипломатии, однако Алексей увлекся литературой. Само по себе это занятие было модным в те времена, но поменять службу на литераторство среди знати считалось дурным тоном.

Есть в биографии будущего писателя такой интересный факт. 35-летний граф Алексей Толстой самым горячим образом воспринял начавшуюся Крымскую кампанию 1853—1856 годов. Вместе со своим другом князем Алексеем Бобринским они решили организовать добровольное ополчение для защиты балтийского побережья России от возможной высадки англичан. Друзья организовали специальный военный отряд, вооружив его на свои средства закупленными в Туле 80 дальнобойными винтовками, а также приобрели быстроходную яхту. Ни то, ни другое не пригодилось, так как военные действия дальше Крыма не распространились и десант англичан не состоялся.

Послужить России на этой войне граф Толстой все же успел, хоть и недолго. Он поступил в стрелковый полк, но под Одессой чуть не умер от тифа, унесшего жизни значительной части полка.

Сразу после войны майор Толстой был произведен в подполковники и назначен делопроизводителем Секретного комитета о раскольниках. Однако служба, как написал поэт государю, была «глубоко противна» его натуре. Есть разные способы приносить пользу отечеству, заметил он и занялся писательством.

«Из меня всегда будет плохой военный и плохой чиновник, но, как мне кажется, я, не впадая в самомнение, могу сказать, что я хороший писатель», — так оценил свое предназначение Алексей Толстой и вышел в отставку.

«Хороший писатель»

Писать Алексей Толской начал пробовать еще в детстве. Первые свои стихи он написал еще в шестилетнем возрасте. Первой же опубликованной книгой стало фантастическо-мистическое произведение «Упырь». Оно вышло в 1841 году под псевдонимом Краснорогский и впоследствии не включалось автором в собрания сочинений, как будто Толстой стеснялся его. Однако известно, что еще двумя годами ранее Толстой написал несколько рассказов на французском языке, которым мастерски владел, в том числе «Семью вурдалака» и «Встречу через триста лет».

Среди знакомых Алексею Толстому литераторов были Гоголь, Аксаков, Некрасов, Панаев, Анненков, Тургенев. Последний даже обязан Толстому своим освобождением из ссылки. Произведения Толстого издавали такие известные издания, как «Современник», «Вестник Европы», «Русский вестник». Поначалу он писал из удовольствия и даже от денег за свои литературные труды отказывался. Однако после того как братья его жены поселились с ними и стали хозяйствовать в имении, развалив его подчистую, Толстому пришлось писать ради гонораров.

И очертил свой путь…

Неординарная личность, Алексей Толстой и умер не так, как предпочел бы каждый из смертных — в преклонном возрасте и в окружении родных и детей. Своих детей, кстати, у писателя не было, они с Софьей Андреевной усыновили детей ее брата. Обладавший в молодости богатырской силой писатель страдал в последние годы жизни от астмы, грудной жабы, невралгии. Особенно допекали его сильные головные боли.

Причиной смерти Толстого стала передозировка морфия. Его в качестве лекарства от сильных приступов головной боли ему прописал модный петербургский лекарь. Алексей Толстой ввел себе слишком большую дозу морфия и не проснулся. Первому из рода Толстых, кто прославил свое имя литературным творчеством, было всего 58 лет.

Он писал афористично. Напевно. Любил перебрасывать читателей в былинное прошлое. Из тройки великих Толстых русской литературы он - старший по дате рождения: 5 сентября (24 августа) 1817 года

Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
Фото: ru.wikipedia.org

Почему-то именно его иногда называют «третьим Толстым» (хотя, например, Бунин так звал Алексея Николаевича — в строгом соответствии с хронологией). Поэтому его величают по отчеству. Алексей Константинович — и тут уже путаницы не будет. На шумном балу русской литературы он оказался не случайно и не затерялся. А детям объясняют на пальцах: Алексей Толстой, но не тот, «который Буратино».

Константин Петрович Толстой, отец А. К. Толстого / libryansk.ru

Был ли Алексей Константинович родственником Льва Николаевича?

все Толстые — родственники. И все ведут свой род от сподвижника Петра I Петра Андреевича Толстого — боярина и первого графа Толстого.

Алексей Константинович Льву Николаевичу приходился троюродным братом. Впрочем, от Толстых Алексей Константинович взял только титул и фамилию, отца он почти не знал, воспитание ему дала родня матери. Перовские были сказочно богаты: потомки графа Кирилла Разумовского , хоть и незаконнорожденные, унаследовали состояние дяди — фаворита и, вероятно, тайного мужа императрицы

Анна Алексеевна Толстая, мать А. К. Толстого / libryansk.ru

Елизаветы Алексея Разумовского . С ним возился дядька, Антон Перовский — известный писатель, публиковавшийся под псевдонимом «Антоний Погорельский». Свою самую известную книгу — сказку «Черная курица, или Подземные жители» — Погорельский посвятил племяннику Алеше. Неудивительно,
что маленький граф рано (с шести лет!) увлекся сочинительством. И годам к двадцати пяти он был вооружен до зубов рифмами, мелодиями, образами… А со Львом Николаевичем Алексей Константинович познакомился только в зрелые годы, незадолго до Крымской войны.

Соответствуют ли истине утверждения о дружбе поэта с императором Александром II ?

Александр на полгода младше Алексея. Несмотря на то, что его родительская семья распалась, а мать считалась незаконнорожденной, Алешу Толстого включили в избранный детский круг наследника престола, будущего . Их было

Алексей Кириллович Разумовский, дедушка А. К. Толстого / libryansk.ru

Девятнадцать — девять мальчиков и десять девочек, отобранных из лучших семей империи для товарищеских забав с цесаревичем. Они играли в оловянных солдатиков, в жмурки, в горелки, а иногда боролись. Самым рослым и сильным был Толстой. Добродушный богатырь — это амплуа он обживал десятилетиями.
Как ни странно,

воспитанник Жуковского император Александр Николаевич не стал ценителем высокой словесности… О масштабах таланта своего приятеля по детским играм он не имел представления

и сожалел, что богатырь Алеша равнодушен к государственной службе. А Толстой и впрямь немало сил приложил, чтобы, вопреки материнской воле, отлынить от служебной рутины, хотя долгое время ему «автоматом» шли чины и придворные звания, от камер-юнкера до действительного статского советника (соответствовавшего генерал-майору).

Как лирик Толстой стал сатириком?

Кирилл Григорьевич Разумовский, прадедушка А. К. Толстого / libryansk.ru

У молодого силача-весельчака не могло не быть друзей, с которыми — в огонь и в воду. Это кузены, братья Жемчужниковы — Алексей, Александр и Владимир. Они переворачивали Петербург вверх дном, подшучивая над чопорными чиновниками и попавшими под руку обывателями. Они превращали жизнь в пародию.

Министр финансов Вронченко ежедневно прогуливался по Дворцовой набережной в 9 часов утра. Александру Жемчужникову вздумалось тоже прогуливаться в это время. Проходя мимо Вронченко, которого он лично не знал, он неизменно останавливался, снимал шляпу и внушительно произносил: «Министр финансов, пружина деятельности!»

Они могли среди ночи постучаться к булочнику, спрашивали, есть ли у него пеклеванный хлеб, а получив утвердительный ответ, восклицали наставительно: «Ну, благодарите Бога, а то много людей не имеют и куска насущного хлеба» . Молодые поэты повесничали, да озорничали и до них. Но прутковский абсурдистский юмор был новинкой для того времени. От странных шалостей они быстро перешли к литературной игре.

Можно ли считать Козьму Пруткова первым русским «виртуальным автором»?

Дом-музей А. К. Толстого в имении Красный Рог / ru.wikipedia.org

Этот прием использовали многократно. Достаточно вспомнить Ивана Петровича Белкина : не просто нацепил на свою слишком хорошо известную публике столичную физиономию маску скромного провинциала, но и постарался утишить свой блестящий стих до «смиренной прозы». Но — первый «распределенный» автор. Остроумные и блестяще образованные братья-аристократы придумали Козьму Пруткова — мелкого чиновника (директора Пробирной палатки), графомана и сочинителя высокопарных афоризмов, искренне считающего себя «пупом земли» и глубоким мыслителем. Что только не сочинялось под маской Пруткова — басни, пародии, назидательные стихи и афоризмы, водевили…

В лихой артели имени Козьмы Пруткова Толстой, конечно, был золотым пером.

Самый изобретательный версификатор, самый дерзкий потрясатель основ. Он и как сатирик перерос Пруткова. В списках ходили две озорные поэмы Алексея Толстого — «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и «Сон

Детский портрет А. К. Толстого / libryansk.ru

Попова». Не из прутковского цикла, но из «смеховой культуры». Кто из Жемчужниковых был способен на нечто подобное?

Участвовал в прутковской компании и Александр Аммосов , но для него военная служба оказалась важнее литературы. Прутковский цикл стал эпохой в русской сатирической поэзии. Из него до сих пор черпают острословы. А литературоведы всерьез считают Козьму Пруткова предтечей обэриутов и концептуалистов.

Можно ли считать Толстого самым виртуозным поэтом своего поколения?

Лет с десяти он почти не выныривал из литературных миров — и в любом жанре чувствовал себя вольготно. Действительно, его версификационная техника поражает. Достаточно вспомнить шутливое «Рондо»:

Ах, зачем у нас граф Пален
Так к присяжным параллелен!
Будь он боле вертикален,
Суд их боле был бы делен!

Алексей Жемчужников/libryansk.ru

Добрый суд царем повелен,
А присяжных суд печален,
Всё затем, что параллелен
Через меру к ним граф Пален!

И так на две довольно редкие рифмы — шесть строф, последняя — наполовину по-немецки. Но, как у всякого настоящего виртуоза, словесная техника не была для него самоцелью, а всегда служила смыслу. Высокие образцы Толстой оставил и в сатире, и в пародии, и в лирике, в том числе песенной (достаточно вспомнить «Колокольчики мои…» и «Средь шумного бала случайно…»). Желаете поэмы? «Иоанн Дамаскин» считался классическим образцом, да и до нашего времени не стерлось обаяние строк:

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.

Александр Жемчужников / libryansk.ru

И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму.

Была ли у Толстого «главная тема»?

Алексей Константинович много и мучительно размышлял об . Прежде всего его интересовали две эпохи — былинный княжеский Киев и баснословная царская Москва. Он тосковал по утраченной цивилизации древнерусского государства, которую смели орды Батыя. Порою даже идеализируя ее. «Со присяжными суд был обычен и нашему миру,» , — уверяет у него богатырь Поток. Страшной фигурой он считал Ивана Грозного. «Не в Москве надо искать Россию, а в Новгороде и в Киеве».

Толстой был сторонником просвещенной аристократии, а первый наш царь, по его мнению, растаптывал ее достоинство. Но в повести «Князь Серебряный», в исторических балладах он не занимался разоблачениями. Его захватывала стихия истории — и получалась музыка:

Владимир Жемчужников / libryansk.ru

Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.

Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.

С вечерни льются вины на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры,

Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.

Историческая баллада как жанр существовала в русской поэзии и до Толстого. Достаточно вспомнить .

Но Толстой создал в этом жанре целый том, заложил традицию.

Кажется, главное достоинство поэзии Толстого — простодушие. Полнокровный, надежный поэт. Стих у него почти всегда льется легко — без натуги и как будто без лишних умствований:

А. К. Толстой в юности / libryansk.ru

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Узнаваемая грань русского характера — неуемного и отходчивого. Если бы Добрыня Никитич умел сочинять стихи, наверное, он писал бы именно так. Но ведь это не просто соловьиная трель, это серьезный, продуманный манифест, одно из лучших программных стихотворений в русской поэзии.

Бесхитростное простодушие свойственно и его любимому герою — Илье Муромцу:

Двор мне, княже, твой не диво!
Не пиров держусь!
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кус!
…Не терплю богатых сеней,

И. А. Гончаров, Е. Н. Шостак,
А. К. Толстой, Н. М. Жемчужников,
С. А. Толстая, К. Н. Алексич,
1860-е годы / libryansk.ru

Мраморных тех плит;
От царьградских от курений
Голова болит!
Душно в Киеве, что в скрине,
Только киснет кровь!
Государыне-пустыне
Поклонюся вновь!

Под этим гимном простоте, наверное, подписался бы и его троюродный брат и их общий учитель Жан-Жак . Все это, несомненно, не только маска лирического героя, но и характер Толстого.

О Толстом говорят как о противнике «политической» поэзии…

Он оказался антиподом слишком гражданственного Некрасова и слишком интеллектуального . Но это не означает, что он не заглядывал в самые хмурые книги. Заглядывал. И нередко резко отстаивал свои политические (а еще чаще — эстетические) позиции в устных и эпистолярных спорах. Ему не нравились ни радикальные прогрессисты, ни рьяные почвенники. В письмах Толстого можно найти самые запальчивые: «От славянства Хомякова меня мутит, когда он ставит нас выше Запада по причине нашего православия» .

Свою политическую программу он сформулировал в 1858-м году:

Софья Андреевна Толстая, жена писателя / libryansk.ru

Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь;
Союза полного не будет между нами -
Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,
Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
Я знамени врага отстаивал бы честь!

И это — накануне Великих реформ, когда радикалы и охранители готовы были вцепиться друг дружке в шевелюру.

Насколько важным для А. К. Толстого был театр?

Драматическую трилогию о наследниках Ивана Грозного Толстой нес как тяжкий крест. Чтобы вывести царей и царедворцев на сцену, нужно было долго сражаться с цензурой, сверяя каждое слово с почтенными предрассудками. Дружба с императором не помогала. Словом, драматургия не принесла ему прижизненной славы. А порыв был удивительно смелый — после Пушкина написать трагедию в стихах о самодержцах и царедворцах Московской Руси, многие из которых (Борис Годунов, Василий Шуйский) действуют и у Пушкина…

В историю вошла вторая часть трилогии — «Царь Федор Иоаннович». С этой постановки (а вовсе не с чеховской «Чайки», как принято считать) началась история Художественного театра, а в 1970-е на сцене Малого в роли царя Федора метался Иннокентий Смоктуновский , и это тоже было громкое событие в театральном искусстве. Толстой сталкивает человеческое и политическое. Вечный конфликт!

Алексей Толстой фигурирует в списках «знаменитых писателей-самоубийц» — насколько это справедливо?

Софья Андреевна Бахметева (в первом браке Миллер, во втором графиня Толстая), начало 1850-х, дагерротип / ru.wikipedia.org

После пятидесяти лет он, наконец, стал законным супругом любимой женщины — той самой, которую за тринадцать лет до того встретил «средь шумного бала, случайно». О его романе с Софьей Миллер-Бахметевой время от времени вспоминают даже в глянцевых журналах. Он любил, как и обещал в стихах — «без рассудку».

Служебные обузы отпали. Миллионное состояние уходило сквозь пальцы, но на безбедную жизнь денег хватало. Стихи не иссякали. Счастье? Но тут стало рассыпаться здоровье. Толстой страдал астмой. Ему легко дышалось только в сосновом бору. В комнате, где он спал, стояли сосновые кадки с водой…

А. К. Толстой. Портрет работы И. Е. Репина, 1896 г.

От невыносимых приступов головной боли доктора прописали ему морфий. Писатель Болеслав Маркевич так вспоминал о страданиях Толстого: «Человек живет только с помощью морфия, и морфий в то же время подтачивает ему жизнь — вот тот заколдованный круг, из которого он уже больше выйти не может. Я присутствовал при отравлении его морфием, от которого его едва спасли, и теперь опять начинается это отравление, потому что иначе он был бы задушен астмой».

Осенью 1875-го он — скорее всего, по ошибке, но поговаривают и о самоубийстве — ввел себе смертельную дозу. Был ли он самоубийцей — хотя бы случайным? Официально, разумеется, нет.

Но обстоятельства смерти Толстого загадочны.

Виной могла быть его обычная рассеянность, а может быть, и отчаяние невольного морфиниста.

Было ему 58 лет. А сегодня Толстому 200. О забвении и речи нет. Одна беда — иногда путают с не менее талантливыми родственниками.

Ещё литература РИ , и

Толстой №1: «Я хороший писатель!»
К 200-летнему юбилею Алексея Константиновича Толстого

Известный поэт и писатель, автор множества поэм и стихотворений, сказки «Садко», романа «Князь Серебряный», драматической трилогии, в которую вошли произведения «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис», один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова. Ещё А.К. Толстой и ещё


Алексей Константинович Толстой


5 сентября 2017 года (24 августа по старому стилю) ценители и почитатели его творчества отмечают 200-летие со дня его рождения. Неординарный писатель и неординарная личность. О нем и при жизни ходило множество легенд. Так, современники Алексея Толстого рассказывали о нем как о могучего сложения человеке, который мог запросто гнуть подковы, вгонять в стену голыми руками гвозди и ходил с рогатиной на медведя. В то же самое время он был известен как завсегдатай столичных светских салонов, остроумный красавец, любивший розыгрыши и веселье, знакомый лично с великим Гете и императором Александром II.

Жизненные принципы самого Алексея Толстого, наверное, наиболее емко отражены в этих принадлежащих ему строках:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Перипетии его судьбы тесно переплетаются с историей России и биографиями известных исторических персонажей. О некоторых из них стоит рассказать поподробнее.

История рождения. Детские годы

Алексей Толстой был по материнской линии правнуком последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского, президента Российской академии наук, по отцу - потомком старинного известного рода Толстых. Некоторые из его биографов утверждают, что он был троюродным братом гения русской литературы Льва Толстого. По крайней мере известно, что если в близком родстве они, может быть, и не состояли, то знакомы были точно.


2. Анна Алексеевна Толстая, мать поэта. Миниатюра работы М. М. Даффингера. 1827


Мать будущего писателя Анна Перовская была незаконнорожденная дочь графа Алексея Разумовского, тем не менее ее отец добился для нее дворянского титула и дал хорошее образование. Ее мужем стал граф Константин Толстой, вдовец, который был к тому же гораздо старше своей супруги. Брак его родителей просуществовал недолго. Причина, по которой родители разошлись вскоре после рождения сына Алексея, доподлинно неизвестна. Современники утверждали, что с родным отцом писатель увиделся первый раз только на похоронах матери.


3. Константин Петрович Толстой, отец поэта. Середина XIX


Свое раннее детство будущий писатель провел на Украине в имении брата матери Алексея Перовского - попечителя Харьковского университета. Он вошел в русскую литературу под псевдонимом Антония Погорельского. Его перу принадлежит первая авторская сказка для детей на русском языке «Чёрная курица, или Подземные жители». Кстати, он написал ее для своего племянника Алексея Толстого.


4. Алексей Алексеевич Перовский, литературный псевдоним - Антоний Погорельский. Миниатюра. Между 1812 и 1815


Дружба с императором

Значимым событием в жизни Алексея Толстого стало знакомство с будущим императором Александром II. Их представили друг другу с легкой руки писателя Василия Жуковского - друга дяди Алексея, когда обоим было по восемь лет. Став товарищем по играм, Толстой сохранил привязанность к своему другу из царствующей семьи на всю жизнь.

Рассказывали, что, сильный и крупный Алексей взваливал будущего императора на плечо и бегал с ним по коридорам Зимнего дворца. Однажды сам император Николай I вызвал побороться юного графа и, отбиваясь от него, с удивлением отмечал, как «силен да ловок этот мальчишка».

Позже, когда Толстой заболел тифом в Одессе, государю по нескольку раз в день телеграфировали о состоянии его здоровья.

Благодаря дружбе с императором Толстой стремительно поднимался по служебной лестнице, однако он не захотел двигаться к карьерным вершинам и решил заняться литературой.

«Средь шумного бала, случайно…»

Любовью всей жизни стала для Алексея Толстого Софья Миллер. Они познакомились на маскараде в 1851 году. В то время избранница писателя была замужем. Рассказывали, что она знала 14 языков и серьезно увлекалась историей и философией. Кроме того, Софья была страстной поклонницей охоты и любила острые впечатления. Современники отмечали якобы полное несоответствие поэтической тонкой натуры Толстого и грубоватой внешне Софьи, которую Иван Тургенев назвал позже в своем описании «чухонским солдатом в юбке».


5. Софья Миллер


Влюбившись, Софья Миллер сразу же ушла от мужа - конно-гвардейского полковника - и поселилась с Толстым в имении брата. Однако чувство, охватившее влюбленных, не радовало ни мать писателя, ни ее окружение. Не давал развода и ее муж. Любви, охватившей их, пришлось преодолеть большие испытания. Прошло долгих 12 лет, пока они смогли соединить свои судьбы.

Друзья писателя говорили, что когда в 1855 году Толстой заболел тифом в Одессе, именно приехавшая Софья выходила его.

«Плохой военный»

Хорошее домашнее образование Алексея Толстого позволило ему поступить в число так называемых «архивных юношей», состоявших при Московском главном архиве министерства иностранных дел. Успешно сдав по окончании учебы экзамен в Московском университете, он был назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне.

Позже Толстой служил во II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии. Графское происхождение должно было открыть ему карьеру в области дипломатии, однако Алексей увлекся литературой. Само по себе это занятие было модным в те времена, но поменять службу на литераторство среди знати считалось дурным тоном.



6. Карл Брюллов. Портрет поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого в юности. 1836


Есть в биографии будущего писателя такой интересный факт. 35-летний граф Алексей Толстой самым горячим образом воспринял начавшуюся Крымскую кампанию 1853-1856 годов. Вместе со своим другом князем Алексеем Бобринским они решили организовать добровольное ополчение для защиты балтийского побережья России от возможной высадки англичан. Друзья организовали специальный военный отряд, вооружив его на свои средства закупленными в Туле 80 дальнобойными винтовками, а также приобрели быстроходную яхту. Ни то, ни другое не пригодилось, так как военные действия дальше Крыма не распространились и десант англичан не состоялся.

Послужить России на этой войне граф Толстой все же успел, хоть и недолго. Он поступил в стрелковый полк, но под Одессой чуть не умер от тифа, унесшего жизни значительной части полка.

Сразу после войны майор Толстой был произведен в подполковники и назначен делопроизводителем Секретного комитета о раскольниках. Однако служба, как написал поэт государю, была «глубоко противна» его натуре. Есть разные способы приносить пользу отечеству, заметил он и занялся писательством.

«Из меня всегда будет плохой военный и плохой чиновник, но, как мне кажется, я, не впадая в самомнение, могу сказать, что я хороший писатель», - так оценил свое предназначение Алексей Толстой и вышел в отставку.

«Хороший писатель»

Писать Алексей Толской начал пробовать еще в детстве. Первые свои стихи он написал еще в шестилетнем возрасте. Первой же опубликованной книгой стало фантастическо-мистическое произведение «Упырь». Оно вышло в 1841 году под псевдонимом Краснорогский и впоследствии не включалось автором в собрания сочинений, как будто Толстой стеснялся его. Однако известно, что еще двумя годами ранее Толстой написал несколько рассказов на французском языке, которым мастерски владел, в том числе «Семью вурдалака» и «Встречу через триста лет».



7. Издание. Алексей Константинович Толстой - Журнал «Русский вестник», №1. 1884


Среди знакомых Алексею Толстому литераторов были Гоголь, Аксаков, Некрасов, Панаев, Анненков, Тургенев. Последний даже обязан Толстому своим освобождением из ссылки. Произведения Толстого издавали такие известные издания, как «Современник», «Вестник Европы», «Русский вестник». Поначалу он писал из удовольствия и даже от денег за свои литературные труды отказывался. Однако после того как братья его жены поселились с ними и стали хозяйствовать в имении, развалив его подчистую, Толстому пришлось писать ради гонораров.


8. А. В. Дружинин, И. С. Тургенев, В. П. Боткин. Рисунок Д. В. Григоровича. 1850


И очертил свой путь…

Неординарная личность, Алексей Толстой и умер не так, как предпочел бы каждый из смертных - в преклонном возрасте и в окружении родных и детей. Своих детей, кстати, у писателя не было, они с Софьей Андреевной усыновили детей ее брата. Обладавший в молодости богатырской силой писатель страдал в последние годы жизни от астмы, грудной жабы, невралгии. Особенно допекали его сильные головные боли.



9. Могила Алексея Константиновича Толстого


Причиной смерти Толстого стала передозировка морфия. Его в качестве лекарства от сильных приступов головной боли ему прописал модный петербургский лекарь. Алексей Толстой ввел себе слишком большую дозу морфия и не проснулся. Первому из рода Толстых, кто прославил свое имя литературным творчеством, было всего 58 лет.



10. Портрет писателя Алексея Константиновича Толстого


Рыцарь русской литературы
К 200-летию со дня рождения Алексея Константиновича Толстого

Он был по отцу выходцем из старинного дворянского, и даже боярского рода Толстых, приходился дальним родственником Льву Николаевичу Толстому, но, как ни странно, по обстоятельствам жизни почти никак не был связан с этим родом. Его воспитала мать Анна Алексеевна Перовская, которая разошлась со своим мужем графом Толстым и уехала с младенцем сыном Алексеем из Санкт-Петербурга, где родился её сын 5 сентября 1817 года (по нов. ст.), на юг, в Малороссию, к своему брату Алексею Алексеевичу Перовскому, имевшему там наследственные имения. Фамилия у брата и сестры Перовских была искусственная, придуманная их отцом графом Алексеем Кирилловичем Разумовским для своих внебрачных детей. Детей «на стороне» у него имелось много... Но Алексей Кириллович не оставил своих незаконнорожденных чад, добился для них дворянства и звучной фамилии. А кроме того, от этого своего богатейшего родителя (Алексей Кириллович был сыном последнего гетмана Малороссии Кирилла Разумовского) его дети получили в наследство прекрасные имения в тогдашней Черниговской губернии.


11. Алексей Алексеевич Перовский. Автопортрет. 1806


В жилах у него текла кровь и московских бояр Толстых, и простых украинских казаков Розумов, из рода которых и вышел славный гетман Малороссии Кирилл Разумовский, прадед писателя. Благодаря своему брату Алексею (фавориту императрицы Елизаветы Петровны) он стал блистательным гетманом, генерал-фельдмаршалом и… президентом Российской академии наук (!). Этот пост он, кстати, занимал более полувека. Богатства его были огромны, так что и правнук гетмана мог позволить себе жить безбедно до конца своих дней в одном из бывших гетманских имений, в Красном Роге, превратившемся в одно из заповедных творческих мест на литературной карте России.



12. Миниатюрный дом А. К. Толстого


Алексей Константинович мыслил себя прямым наследником древней Киевской Руси, её былинной и гордой славы. Потому немалое, а может, и основное место в его поэтическом творчестве составляют песни и былины, темой которых и стала героическая история Киевской Руси. В её богатырях, князьях, певцах, сказителях и черпал Алексей Константинович образы для своего творчества.

Зачинается песня от древних затей,
От весёлых пиров и обедов,
И от русых от кос, и от черных кудрей,
И от тех ли от ласковых дедов,
Что с потехой охотно мешали дела;
От их времени песня теперь повела,
От того ль старорусского краю,
А чем кончится песня - не знаю…


13. И. Г. Таннауэр. Пётр Андреевич Толстой, первый граф из рода Толстых. 1719


Вместе с тем Алексей Константинович был вполне современным для своих дней человеком, широко образованным, поработавшим и в архивах Министерства иностранных дел, и в Европе, в дипломатических миссиях. Принадлежность к знатным родам делало его представителем избранного общества, близко стоящего к трону. А если добавить к тому, что с юных лет он был знаком с цесаревичем, наследником престола Александром Николаевичем, будущим «царём-освободителем» Александром II, входил в круг его самых близких друзей, то можете себе представить, какой апофеоз величия и надменности должен был окружать его!..



14. Герб графского рода Толстых. Бронза. Начало XIX


А на деле всё вышло не так.

Он, получивший домашнее воспитание в имениях своей матери и дяди, среди роскошной южнорусской природы, возросшей среди крестьян Малороссии, дети которых были его друзьями в мальчишеских играх, никогда не отличался надменностью по отношению к простому люду.


Работа в архивах Министерства иностранных дел познакомила его с многочисленными историческими документами, где героические судьбы русского народа предстали перед молодым светским человеком со всей наглядностью. К тому же его дядя Алексей Перовский был не только богатым помещиком, он и прекрасным русским литератором, писавшем под псевдонимом Антон Погорельский. Это он оставил для потомков удивительную сказку о чёрной курице и жителях подземного города. И о мальчике Алёше, который посвящается в тайну этого таинственного царства, да невольно предаёт их, за что потом долго и мучительно раскаивается… Мальчик Алёша из этой, всем известной сказки – и есть будущий поэт, писатель и драматург Алексей Константинович Толстой.



15. Иллюстрация книги «Черная Курица, или Подземные жители»


16. Иллюстрация книги «Черная Курица, или Подземные жители»

17. Обложка книги«Черная Курица, или Подземные жители»


Не сразу он пришёл к творчеству. Светская жизнь долго кружила его по придворным салонам и дипломатическим раутам. Близость ко двору, к наследнику цесаревичу обязывала его выполнять многие придворные функции. Он был и церемониймейстером, и егермейстером при царской особе.

Но самое удивительное то, что в переломные пятидесятые-шестидесятые годы XIX века этот придворный человек становится близким товарищем, даже можно сказать, коллегой известных писателей-демократов, сплотившихся вокруг главного тогдашнего демократического и даже, отчасти, революционного органа - некрасовского журнала «Современник».

Началось с того, что ещё «неистовый» Виссарион Белинский отметил талант молодого писателя, вступившего в литературу с повестью «Упырь». Полумистическая эта повесть была написана живо, и явно носила следы знакомства автора с прозой Николая Васильевича Гоголя.


С Гоголем Алексей Константинович был знаком лично так же, как и с Пушкиным, Жуковским, со всем кругом русских литераторов «золотого века» нашей литературы. Многим он помогал, пользуясь своим влиянием при дворе. Так, молодой Иван Сергеевич Тургенев был обязан Толстому, что не отправился в Сибирь за «крамольную» статью по поводу смерти Гоголя, а только был выслан в свою усадьбу Спасское-Лутовиново. Между тем сам Алексей Константинович на волне демократических преобразований, начавшихся после кончины Николая I и вступлением на престол либерального Александра II, создаёт на страницах «Современника» яркий сатирический образ замшелого николаевского чиновника Козьмы Пруткова, балующегося сочинением нравоучительных стихов и лукавых афоризмов. Вот эти парадоксальные и смешные афоризмы сделали Козьму Пруткова всемирно известной личностью, а заодно и создателей его: Алексея Толстого (перу которого принадлежит большая часть «творчества» Козьмы) и братьев Жемчужниковых.


18. Вымышленный «портрет» Пруткова, созданный Л.М. Жемчужниковым, А.Е. Бейдеманом и Л.Ф. Лагорио


Как часто бывает, литературный фантом Козьма Прутков отделился от своих авторов и зажил собственной жизнью, приобрёл даже какие-то индивидуальные черты характера. Возможно, создатели Козьмы хотели представить этакого надутого и глупого чинушу, а на деле получился довольно лукавый и въедливый сочинитель, многое подмечающий в окружающей действительности и в человеческих сердцах. Нелишне напомнить некоторые афоризмы Козьмы Пруткова.

«Люби ближнего, но не давайся ему в обман!». «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь». «Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от неё засоряется». «В глубине всякой груди есть своя змея». «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе».


Были у Козьмы Пруткова (читай – у Алексея Толстого) шуточки и по поводу отношений мужчины и женщины: «Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни». «Влюбленный в одну особу страстно - терпит другую только по расчёту».

Странным образом, эти афоризмы оказались пророческими и для самого Алексея Константиновича. Долгие годы он будет добиваться брака с любимой женщиной, которая была женой другого человека. Эта несчастная любовь буквально перевернёт всю его жизнь. Свою возлюбленную, жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (Бахметеву) он встретит на балу в 1851 году. Примерно к тому же времени относится и его знаменитое стихотворение, ставшее благодаря Чайковскому прекрасным романсом:

Cредь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой и грустный, и звонкий
С тех пор в моём сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь,
Я вижу печальные очи,
Я слышу весёлую речь.

И грустно я так засыпаю
И в грёзах неведомых сплю,
Люблю ли тебя - я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

Произведение это можно назвать шедевром русской лирики. Но дорого стоила эта внезапно вспыхнувшая любовь самому Толстому. 12 лет они с Софьей Андреевной добивались её развода. Но муж её был непреклонным… Светское общество было настроено против них. Впрочем, в отличие от героев романа «Анна Каренина», у Толстого и Софьи Андреевны всё обошлось: они поженились через 12 лет мытарств.


20. Алексей Константинович Толстой. 1864


Однако всё это стоило Толстому карьеры при императорском дворе, он подал в отставку. Тем не менее, царь благоволил к своему бывшему любимцу и наградил его орденом св. Станислава – высшей наградой империи за гражданские заслуги.



21. Алексей Николаевич Толстой


Сам Алексей Константинович, впрочем, не жалел об отставке, он весь погрузился в литературное творчество. Все главные произведения его жизни были написаны после этих событий.

Ещё Гоголь присутствовал при чтении автором первых глав романа «Князь Серебряный» и одобрил его. Роман этот стал наиболее крупным произведением А.К. Толстого в области прозы. В нём ярко выразилась гражданская позиция автора – неприятие тирании и государственного деспотизма.


Конечно, Толстой идеализирует своего героя, выводя его исключительно благородным, лишённым недостатков человеком. Но ему важно было подчеркнуть разницу между благородным рыцарем князем Серебряным (фигура вымышленная) и тираном Иваном Грозным. Разумеется, описывая царя, Толстой идёт вслед за Карамзиным, ненавидевшим Ивана Грозного. Но роман ведь не учебник истории, и Толстой представляет Грозного не только безжалостным деспотом, создавая крайне трагический, драматический образ правителя России, взвалившего на себя слишком тяжкую ношу...


22. Издание


Дальнейшее развитие образ царя, неукротимого в своих буйствах, но и страдающего от своих пороков, получит у Толстого в его знаменитой драматической трилогии, в пьесах «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис». В этой трилогии, писавшейся в 60-е годы XIX века, осуждается государственный деспотизм, когда под карающий Молох самовластья кладётся и правый, и виноватый, когда попирается человеческий закон. Но личность самого Грозного противоречива. Во всяком случае, после трагедий Алексея Константиновича Толстого царь Иоанн Грозный таким и останется в нашей памяти. Более сильный образ Грозного никакому художнику после Толстого создать не удалось.


23. Дом-музей А. К. Толстого в имении Красный Рог


Всё это: титаническая работа, неурядицы в личной жизни – не могло не сказаться на здоровье писателя. У него открылась сильная невралгия. Он лечился, ездил за границу на курорты, но ничего не помогало. Жизненный путь Алексея Константиновича Толстого оборвался 10 октября 1875 года (по нов. ст.) в его любимом имении Красный Рог в Черниговской губернии (где находится сейчас его единственный в России музей).

Ныне – это Брянская область на границе России и Украины. Его могила, его творчество – словно напоминание нам всем о нашей общей истории, о порушенном нашем единстве.


Певец славянства, лучших качеств славянской души Алексей Константинович Толстой остаётся рыцарем нашей литературы и продолжает сражаться за славянский мир.
_______

Статья опубликована в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого «Союзом женщин России».


24. Илья Ефимович Репин. Портрет писателя Алексея Константиновича Толстого 1896


Алексей Толстой – писатель с пророческим даром
Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося писателя и поэта Алексея Константиновича Толстого

Алексей Толстой происходил из древнего и разветвленного рода Толстых, корни которого уходят в далекий XIV век. Среди его ближайших родственников, получивших широкую известность на литературном поприще, Лев Николаевич Толстой, Алексею Константиновичу он приходился троюродным братом. Алексей появился на свет 24 августа (5 сентября) 1817 года в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что родители разошлись почти сразу после рождения сына, и мать увезла его к своему брату Алексею Перовскому, детство мальчика было безоблачным: «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания».

Толстой вспоминал, что он его детская мечтательность очень быстро переросла в склонность к поэзии, стихи он начал писать с шестилетнего возраста. Первым его читателями стали домашние, дяде, оказавшемся в близком окружении Николая I, он посылал свои сочинения по почте. А вскоре и сам переехал в Петербург и стал товарищем по занятиям царского сына, будущего императора Александра II.


25. Федор Петрович Толстой. Семейный портрет. 1830


26. Фёдор Петрович Толстой, художник и скульптор, дядя поэта. Автопортрет. 1804


Дядья пытались заинтересовать племянника государственной службой, в 20-летнем возрасте он служил в русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, позже получил службу в Петербурге при императорском дворе, но его больше увлекали литературные опыты.



27. Антоний Погорельский (настоящее его имя - Алексей Перовский)


Дядя Алексей Перовский, завещал племяннику свое состояние, в числе наследства была большая библиотека с книгами по мистике и необычным явлениям. Алексей Толстой начинает писать рассказы на французском языке на модные тогда мистические темы. В Европе и России готическая литература была очень популярным направлением.



28. Иллюстрация из первого издания книги «Упырь». Алексей Толстой


В повести «Упырь» мистику писатель поставил на русскую почву. Белинский ознакомившись с повестью с похвалой отозвался об авторе, усмотрев в нем «все признаки еще молодого, но тем не менее замечательного дарования» .

Позже на русский язык будут переведены другие мистические произведения Толстого, написанные на французском: «Семья вурдалаков» и «Встреча через триста лет».

Примечательно, что Толстой писал не только произведения на тему «темной» мистики, у него имеется ряд произведений, в которых нашло выражение его религиозное чувство. Главная тема поэм «Грешница» и «Иоанн Дамаскин» - торжество святости.


29. А. Кившенко. Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь


30. Ван Верген. Фёдор Иоаннович. Гравюра


31. Павел Орленев, первый исполнитель роли царя Фёдора на профессиональной сцене, 1898


32. Иван Москвин в роли царя Фёдора. 1898

33. Борис Глаголин в роли Фёдора. 1901


34. Афиша


В контексте духовности следует рассматривать и историческую трилогию «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Для Толстого русская история – это борьба добра со злом, происходящая в столкновении человеческих страстей. В центре трилогии Борис Годунов, стремящийся заполучить царский венец любой ценой. Писатель анализ исторических событий производит в пространстве христианской этики.


35. Борис Годунов


К трилогии примыкает роман «Князь Серебряный», повествующий о временах опричнины. Как отмечают исследователи, Толстой значительно сгладил ужасы опричнины, «набросал на них тень и показал их, по возможности в отдалении» .


36. «Князь Серебряный». Иллюстрация Вячеслава Шварца. Шествие Ивана Грозного к заутрене


37. Иллюстрация Вячеслав Шварца. Свидание князя Серебряного с боярыней Морозовой

38. Граф Алексей Толстой. «Князь Серебряный». Издание


Литературные критики роман встретили неоднозначно. Кроме положительных откликов, были и такие: «Не удается нам исторический роман, да и баста!»

Многие из произведений Толстого были неоднократно экранизированы, а его лирические стихи, отличавшиеся легкостью и ясностью, служили вдохновением для сонма русских композиторов.


39. Алексей Константинович Толстой. 1870


Смерть выдающегося писателя была преждевременной. Он умер в 1875 году в возрасте 58 лет.

Иван Тургенев так откликнулся на кончину Толстого: «Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые - в течение долгих лет - стыдно будет не знать всякому образованному русскому...»

Уже позже, в веке двадцатом, Иосиф Бродский назовет Толстого писателем, обладающим пророческим даром: «Учитывая происшедшее со страной в XX веке, то, что его современники принимали за эскапические или ностальгические мечтания, обернулось предупреждением и пророчеством» .



41. Фридерик Шаперон. Эскиз декораций, подготовленный к парижской постановке «Дон Жуана». 1866


42. Постоянный литературный герой писателя «Дон Жуан, или Наказанный развратник». 1830-1835


43. Илья Репин. Дон Жуан и донья Анна


44. Певец Джованни Марио в образе Дон Жуана в одноимённой опере Моцарта

45. Певец Франсиско д’Андраде в роли Дона Жуана в опере Моцарта. Макс Слефогт, 1902


46. Джулия Гризи в роли донны Анны. Портрет из коллекции СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова

47. Вольфганг Амадей Моцарт, которому посвящён «Дон Жуан», автор Barbara Krafft (1764–1825)


48.

Макс Слефогт. «Франциско д’Андрадо в роли Дона Жуана». Дон Жуан приглашает статую командора на ужин, за ним прячется Лепорелло / Дон Жуан - драматическая поэма Алексея Константиновича Толстого, впервые опубликованная в апреле 1862 года

Ольга Карпова / Станислав Зотов / Кирилл Брагин
«ИА REGNUM» / «Столетие» / «Русская планета», 5 сентября 2017

6 сентября исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося поэта, прозаика и драматурга Алексея Константиновича Толстого, творчество которого имеет неоценимое значение для мировой культуры.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года № 2531-р Правительство Брянской области совместно с Министерством культуры Российской Федерации реализует комплекс мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения А.К.Толстого, сообщает департамент культуры Брянской области.

В рамках юбилейных мероприятий в августе-сентябре 2017 года на Брянщине проводятся значимые международные и всероссийские мероприятия:

с 22 августа по 2 сентября проходил Международный художественный пленэр, в котором приняли участие народные и заслуженные художники из России, Белоруссии, Украины, Сирии. По итогам пленэра 1 сентября в 16.00 в Городском выставочном зале открылась выставка;

31 августа - 1 сентября в г.Брянске состоялась Международная научно-практическая конференция «А.К.Толстой в мировой культуре», в которой приняли участие более 60 видных ученых, филологов, историков, литературоведов, культурологов, искусствоведов из регионов России, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Германии, Японии. Более половины участников конференции имеют ученые звания докторов наук;

2 сентября в усадьбе А.К.Толстого в рамках Всероссийского праздника состоялся Всероссийский конкурс вокалистов (исполнителей романсов) имени А.Д.Вяльцевой «Гори, звезда приветная!»; интерактивные поэтические программы «Читаем А.К.Толстого» с участием всех желающих проходил 1 сентября на нескольких площадках города Брянска: Театральной площади и в парке-музее А.К.Толстого в г.Брянске, а также в Литературно-мемориальном музее А.К.Толстого;

1 сентября почетные гости праздника, жители и гости г.Брянска, официальные лица возложили цветы к памятнику А.К.Толстому, установленному в парке-музее, носящем его имя.

Одним из ключевых событий праздничных юбилейных мероприятий стал торжественный вечер, который состоялся 1 сентября в Брянском областном театре драмы им А.К.Толстого. Гостям праздника представлена премьера лирико-философской кантаты С.Танеева «Иоанн Дамаскин» в исполнении Брянского Губернаторского симфонического оркестра и Брянского городского академического хора. В фойе второго этажа Брянского областного театра драмы им.А.К.Толстого зрителям был представлен фотопроект А.Курдикова «Лауреаты премии им.А.К.Толстого «Серебряная лира».

В нынешнем юбилейном году традиционно Всероссийский праздник поэзии, посвящённый творчеству А.К. Толстого, состоялся в первую субботу сентября. Традиция праздника была положена в 1967 году. 2 сентября в с.Красный Рог Почепского района состоялся главный юбилейный праздник, который традиционно начался с Божественной Литургии и Литии в церкви Успения Пресвятой Богородицы, на территории которой расположена усыпальница Алексея Константиновича и Софьи Андреевны Толстых.

В графской усадьбе всех гостей праздника ждал сюрприз. Под открытым небом работали интерактивные музейные экспозиции, воссоздающие атмосферу объектов дворянской усадьбы конца XIX века:

- хозяйственный двор представил своим посетителям подлинные предметы быта дворового флигеля дворянской усадьбы, прачечной, хозяйственных принадлежностей;

- на скотном дворе с конюшней посетители увидели уникальные предметы и технику XIX века. Экспозицию скотного двора дополняли домашние животные, которых держали при дворянских усадьбах;

- кузня и столярная мастерская являлись неотъемлемой частью дворянской усадьбы. В интерьере экспозиции на глазах зрителей создавались произведения кузнечного ремесла;

- театрализованная музыкальная гостиная «Средь шумного бала» представила зрителям исполнителей романсов и бальные пары.

Особым украшением праздника был традиционный «охотничий привал», на котором были представлены подлинные охотничьи трофеи и интерактивные программы с участием настоящих охотников.

В ходе праздника лауреатам премии им.А.К.Толстого «Серебряная лира» 2017 года были вручены дипломы и медали.

О вкладе Алексея Константиновича Толстого в русскую литературу рассуждает в интервью « » известный русский писатель, секретарь правления Союза писателей России :

Алексей Константинович Толстой - это великий русский писатель, необыкновенно разносторонний человек с огромным талантом, многое сделавший для русской литературы.

Конечно, самое главное его достижение - драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис».

В принципе, всегда существовало два принципиально различных подхода к истори​ческой прозе и драматургии. Основывались они на соотношении вымысла или так называемой, поэзии и самой исторической фактуры в романах.

Романы Загоскина, Лажечникова или, к примеру, роман «Князь Серебрянный» А. К. Толстого, при всех очевидных достоинствах, относятся к мелодрамам, написанным на фоне исторических событий. А вот «Борис Годунов» А.С. Пушкина, в литературных достоинствах которого тоже усомниться никак невозможно, это уже сама история…

Историческую мелодраму, в духе Вальтера Скотта, пропаган​дировал и насаждал в России В.Г. Белинский, а подлинную поэзию истории — сам А.С. Пушкин. Он не подменял исторические персонажи выдуманными, а раскрывал в подлинности всю глубину переживаемой ими драмы. Мелодрамы же, сколь бы не были разукрашены они все, без исключения, только более или менее удачные копии с западных первоисточников. Забегая вперед, можно сказать, что и сами исторические события, для авторов мелодрам только фон, на котором развертываются главные события их мушкетерской истории, а для Пушкина православие — сущность переживаемой его персонажами драмы.

Все это можно повторить и по отношению к драматической трилогии А.К. Толстого.

Если в романе «Князь Серебряный» он удовлетворился поэтикой исторического вымысла, то его драматическая трилогия являет нам поэзию самой истории…

При этом драмы Толстого удивительно сценичны. Не случайно, уже столько лет не сходят они со сцены наших театров.

Алексей Константинович Толстой – русский писатель, поэт и драматург из рода Толстых.

Алексей Константинович Толстой
(1817-1875)
«И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало».
А. К. Толстой

Родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге в семье графа Константина Петровича Толстого. Когда мальчику было всего 6 недель, брак его родителей распался, и Анна Алексеевна увезла сына на Украину в имение своего брата Алексея Перовского. Практически, дядя стал главным воспитателем Алексея Константиновича. Поскольку сам он был известным беллетристом, то и в племяннике с ранних лет сумел воспитать любовь к книгам и литературному творчеству. Именно Перовский (псевдоним Антон Погорельский), сочинил для племянника сказку «Чёрная курица» о приключениях мальчика Алеши.

С шести лет Алексей выучился читать, полюбил стихи, заучивал их наизусть и уже сам пробовал писать. Он ещё в детском возрасте познакомился с Пушкиным, во время поездки с мамой и дядей в Германию - с Гёте, а поездка в Италию связана со знакомством с великим художником Карлом Брюлловым (который позднее напишет портрет юного Толстого). Товарищем по играм стал для Толстого наследник престола, будущий император Александр II. В 1834 году Толстой был зачислен «студентом» в Московский главный архив министерства иностранных дел. В декабре 1835 года он сдает в Московский Университет экзамены на получение аттестата на вступление в первый разряд чиновников государственной службы. Государственная служба Толстому глубоко противна, он хочет стать поэтом, но не находит в себе сил порвать со службой, боясь расстроить родных.

В 1836 году Толстой берет четырехмесячный отпуск, чтобы сопроводить тяжелобольного Перовского в Ниццу на лечение, но по дороге, в варшавской гостинице, Перовский умирает. Все свое состояние он оставляет Алеше.

В конце этого же года Толстой переведен в департамент министерства иностранных дел и вскоре назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. Во Франкфурте Толстой большую часть своего времени, как и всякий молодой светский человек, проводит в развлечениях.

С 1838 - 1839гг. Толстой живет за границей - в Германии, Италии, Франции. В это же время он пишет свои первые рассказы (на французском языке) «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» (которые будут опубликованы только после смерти автора).
Первые рассказы Толстого - яркие образцы мистики. Вернувшись в Россию, Толстой продолжает жить «светской жизнью»: приударяет за барышнями на петербургских балах, с шиком тратит деньги, охотится в своём имении Красный Рог, перешедшем ему по наследству. Охота становится для Толстого страстным увлечением, он неоднократно с риском для жизни ходил с рогатиной на медведя. Вообще, Алексей Константинович отличался удивительной физической силой - закручивал винтом серебряные вилки и ложки, разгибал подковы.

В 1841 году состоялся литературный дебют Толстого - под псевдонимом «Краснорогский» опубликована мистическая повесть «Упырь», первое русское произведение на «вампирскую» тему. Повесть заслужила одобрительную рецензию Белинского. В 1850 году Толстой вместе со своим двоюродным братом Алексеем Жемчужниковым, скрывшись за псевдонимами «Y» и «Z» отправили на цензуру комедию в одном действии «Фантазия». Цензор хотя и внес в произведение поправки, но в целом ничего предосудительного в нем не нашел. Премьера пьесы состоялась 8 января 1851 года в Александрийском театре и закончилась грандиознейшим скандалом, после которого постановка была запрещена.

В том же 1851 году Алексею Толстому пожаловано звание церемониймейстера двора, а также происходит важнейшее событие в его личной жизни - поэт знакомится со своей будущей женой Софьей Миллер. Им далеко не сразу было суждено воссоединиться.

Муж Софьи Андреевны не давал ей развода, да и развестись в те времена было весьма проблематично. Не хотела и мать Толстого, чтобы он женился на Софье Андреевне. Конечно, она мечтала о совсем другой невесте для единственного сына. Официально их брак был оформлен только в 1863 году.

Письма, Толстого к Софье Андреевне, написанные в зрелом возрасте поражают своей несказанной нежностью. Все, кто знал эту пару, говорили, что их брак был счастливым от первого до последнего дня.

Возникшее чувство к Миллер вдохновляет Толстого. С 1854 года он систематически печатает свои стихотворения, в том числе и под именем Козьмы Пруткова - писателя, придуманного им вместе с братьями Жемчужниковыми. Во время Крымской войны Толстой вступил в армию майором, но в военных действиях не участвовал: заболел под Одессой тифом и с трудом выжил. После выздоровления, он участвует в коронации Александра II, в день коронационных торжеств произведен в подполковники и назначен флигель-адъютантом к императору. Военная служба тяготит его, и в 1861 году он добивается своей отставки. Приходит литературная слава - его стихи пользуются успехом.

Поэта увлекает и русская история - «смутное время» и эпоха Ивана Грозного - и он создает исторический роман «Князь Серебряный» и «Драматическую трилогию», но особенно интересна Толстому домонгольская Русь, которую он идеализирует во многих балладах и былинах.

В это время, он написал три пьесы, которые составили драматическую трилогию: «Царь Борис», «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» (1862-1869гг.). К началу 70-х годов у писателя возник замысел драмы «Посадник», повествующей об эпизоде из истории древнего Новгорода, но закончить его, к сожалению, автору не удалось.

В последние годы своей жизни Толстой тяжело болел. Не находя спасения от страшных головных болей, он начинает применять инъекции морфия. Развивается зависимость от морфина. 28 сентября 1875 года Толстой умирает в Красном Роге от слишком большой дозы морфия. Похоронен был возле сельской церкви. Его вдова, Софья Андреевна вернулась в столицу, завещав похоронить себя в Красном Роге.

Алексей Константинович Толстой, был писателем большого природного таланта. Лучшие его произведения входят в золотой фонд поэзии, прозы и драматургии. Сильная и благородная личность Алексея Константиновича Толстого, воплощавшего в себе лучшие качества русского человека, - как бы реальное жизненное продолжение тех принципов и идеалов, которые он воспел в своем художественном творчестве. И, разумеется, не упомянуть самого знаменитого русского мудреца Козьму Пруткова было бы непростительной ошибкой. Наиболее блестящие афоризмы «председателя Пробирной Палатки» принадлежат как раз перу Толстого. «Зри в корень!», «Бди!», «Если хочешь быть счастливым, будь им», «Где начало того конца, которым оканчивается начало?», «Не всё стриги, что растёт». И вечно актуальное для наших березняков: «Держаться партии народной и современно и доходно».

Царедворец, поэт, патриот, историк, писатель, сатирик, насмешник, мистик, авантюрист, силач и красавец... Как там у Козьмы Пруткова? «Никто не обнимет необъятного»? Парадоксальным образом автору изречения, графу Алексею Толстому, это почти удалось.

Знаете ли вы что

Алексей Толстой был физически очень силён. Как говорят исторические документы, он могу при помощи одних рук разгибать подковы, а также он мог всего одним пальцем вгонять гвоздь в стену.

С супругой Софьей у Алексея Константиновича Толстого детей не было.

Жена Толстого, несмотря на то, что родилась в провинции, была очень образованна и обладала пытливым умом. Знала четырнадцать иностранных языков.
Алексей Константинович был заядлым охотником, не один раз в одиночку ходил с рогатиной на медведя.
В 2014 году Министерством культуры было выделено 40 миллионов рублей для воссоздания оригинального интерьера музея-усадьбы. Часть предметов интерьера XIX века выкуплена из частных коллекций. Директор Елена Ловяго отметила, что доподлинно не известно, как был обставлен дом писателя, поэтому работники музея ориентируются на типичный облик дворянской усадьбы того времени.
Из произведений Толстого к фантастике, помимо мистической прозы («Упырь», «Семья вурдалака», Встреча через триста лет», «Амена»), относятся многие поэтические произведения - поэма «Дракон», баллады и былины «Сказка про короля и про монаха», «Вихорь-конь», «Волки», «Князь Ростислав», «Садко», «Богатырь», «Поток-богатырь», «Змей Тугарин», драматическая поэма «Дон Жуан». Фантастические элементы присутствуют и в некоторых других произведениях писателя.

Интернет-ресурсы:

Алексей Константинович Толстой. Все книги автора [Электронный ресурс] // Читать книги онлайн: электронная библиотека. – Режим доступа: https://www.bookol.ru/author/aleksey-konstantinovich-tolstoy.htm

Бугримова, Ольга. Тайны А. К. Толстого [Электронный ресурс] / О. Бугримова // Проза.ру: литературный портал. – Режим доступа: http://www.proza.ru/2015/07/29/1745

Жуков, Дмитрий. Алексей Константинович Толстой [Электронный ресурс] / Д. Жуков. – Режим доступа: https://www.e-reading.club/book.php?book=102609

Ерёмин, Виктор. Алексей Толстой, или О, счастливчик! / В. Еремин // LiveInternet. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/steampunk3d/post419155158/

Кудряшов, Константин. Литература абсурда. Алексей Толстой не терпел скуки в творчестве и жизни / К. Кудряшов [Электронный ресурс] / / Аргументы и факты. 2015. - № 41. – Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/person/literatura_absurda_aleksey_tolstoy_ne_terpel_skuki_v_tvorchestve_i_zhizni

Толстой Алексей Константинович. Собрание сочинений [Электронный ресурс] / А. К. Толстой // Lib.Ru/Классика. – Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_a_k/

Афоризмы и цитаты:

Все, что не ты - так суетно и ложно,
Все, что не ты - бесцветно и мертво.

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

В природе человеческой окрашивать чужие поступки нашим личным расположением к их совершителям.

Прослыть боится слабым лишь тот, кто слаб.

Правду сказать недолго, да говорить-то надо умеючи.

Печали вечной в мире нет
И нет тоски неизлечимой.

Не вдруг приходит вдохновенье,
Земное бремя тяжело...

Блажен, кто рядом славных дел
Свой век украсил быстротечный.

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Нас редко оскорбляет обвинение в пороках, которых мы решительно чужды.

К чему душа, когда любовь погибла!
Теперь мне боле нечего терять -
И смерть и ад на бой я вызываю!

В праздник пей, да не допивай; пой, да не оглядывайся!

Не было б вам на том свету ни дна, ни покрышки.



Статьи по теме: