В каком году советское образование признано лучшим. Советское образование — лучшее? 

Итак, какие же вузы в СССР все же считались самыми лучшими, по критерию уровня знаний?

МГУ им. М. В. Ломоносова (Московский государственный университет, основан в 1755 году) МГУ всегда был самым престижным высшим учебным заведением в стране. Здесь традиционно были самые высокие проходные баллы для абитуриентов. Из стен Московского университета выходили математики, физики, химики, биологи, программисты, экономисты, юристы, философы, историки, филологи, журналисты, психологи… И диплом МГУ всегда являлся знаком качества – по крайней мере в пределах СССР. ЛГУ (Ленинградский государственный университет, ныне СпбГУ, основан в 1724 году) Это старейший вуз в России, всегда являвшийся одним из центров отечественной науки и культуры. Из его стен вышли такие корифеи науки, как И.П. Павлов, Л.Д. Ландау,3 Г.Я. Перельман. На сегодня СпбГУ является первым и единственным на данный момент российским вузом, вошедшим в престижную Коимбрскую группу, объединяющую наиболее значимые европейские университеты.

МГИМО (Московский государственный Институт международных отношений, основан в 1944 году) МГИМО как самостоятельное учебное заведение был преобразован из международного факультета МГУ. Поступить сюда всегда было нелегко, ведь тут готовили представителей самых элитных специальностей - дипломатов, атташе, военных переводчиков, журналистов- международников. Кстати, МГИМО вошел в Книгу рекордов Гиннесса как ВУЗ, где преподают больше всего иностранных языков.

МВТУ им. Н.Э. Баумана (Московское высшее техническое училище, ныне Московский государственный технический университет, основан в 1830 году) «Бауманка» в советское время считалась одним из лучших технических вузов страны. Здесь можно было обучаться по большому количеству технических специальностей, включая машиностроение, аэромеханику, энергетику, строительство, химические технологии. В 1948 году в МВТУ был создан факультет ракетной техники, с которым тесно связана деятельность Генерального4 конструктора и основоположника советской космонавтики С.П. Королева. В наши дни МГТУ возглавил российскую Ассоциацию технических университетов и является обладателем награды «Европейское качество» за соответствие высоким международным стандартам обучения.

МИФИ (Московский инженерно-физический институт, основан в 1942 году) Сейчас он называется Национальный исследовательский ядерный университет. Московский механический институт боеприпасов (ММИБ) был основан для нужд фронта, первоначальной его задачей была подготовка военных специалистов. В Советском Союзе МИФИ был самым популярным вузом, где давали физическое образование. Там очень серьезно занимались ядерными исследованиями, и выпускники этого вуза впоследствии являлись «невыездными». На его базе действовали филиалы, техникумы и школы в разных городах страны. Хочется подчеркнуть, что эти вузы продолжают входить в пятерку лучших и сейчас, в постсоветскую эпоху, что может служить показателем объективности оценки их высокого уровня.

Нельзя говорить о каких-либо достоинствах советской системы образования, не понимая, как, когда и откуда она появилась. Основные принципы образования на ближайшую перспективу были сформулированы еще в 1903 году. На II съезде Российской социал-демократической рабочей партии было заявлено, что образование должно быть всеобщим и бесплатным для всех детей до 16 лет вне зависимости от пола. Кроме того, следует ликвидировать сословные и национальные школы, а также отделить школу от церкви. 9 1917 года является днем учреждения Государственной комиссии по просвещению, которая и должна была разрабатывать и контролировать всю систему образования и культуры огромной страны Советов. Положение «О единой трудовой школе РСФСР», датированное октябрем 1918 года, предусматривало обязательное посещение школ всеми гражданами страны в возрасте от 8 до 50 лет, которые еще не умели читать и писать. Единственное, что можно было выбирать, - на обучаться грамоте (русском или родном).

В то время большая часть трудового населения была неграмотной. Страна Советов считалась сильно отстающей от Европы, где общее образование для всех было введено почти на 100 лет раньше. Ленин считал, что умение читать и писать сможет дать толчок каждому человеку к «улучшению своего хозяйства и своего государства».

К 1920 году более 3 миллионов человек обучились грамоте. Перепись того же года показала, что более 40 процентов населения старше 8 лет умеют читать и писать.

Перепись 1920 года была неполной. Она не проводилась в Белоруссии, Крыму, Закавказье, на Северном Кавказе, в Подольской и Волынской губерниях, ряде местностей Украины.

Коренные изменения ждали систему образования в 1918-1920 годах. Школу отделили от церкви, а церковь от государства. Преподавание любого вероучения было под запретом, мальчики и девочки теперь учились вместе, а за уроки теперь не нужно было ничего платить. В это же время начали создавать систему дошкольного воспитания, пересмотрели правила приема в высшие учебные заведения.

В 1927 году среднее время обучения для людей старше 9 лет составляло чуть более года, в 1977 году – почти 8 полных лет.

К 1930-м годам неграмотность как явление было побеждено. Система образования была организована следующим образом. Практически сразу после рождения ребенка его можно было отдать в ясли, затем в детский сад. Причем существовали как детские сады дневного пребывания, так и круглосуточные. После 4 лет обучения в начальных классах ребенок становился учеником средней школы. По ее окончании он мог получить профессию в училище или техникуме или же продолжить обучение в старших классах основной школы.

Стремление воспитать благонадежных членов советского общества и грамотных специалистов (особенно инженерно-технического профиля) сделало советскую систему образования лучшей в мире. Тотальному реформированию подверглась в ходе либеральных реформ в 1990-х годах.

Одним из самых значительных преимуществ советской системы школьного образования являлась его доступность. Это право было закреплено конституционно (статья 45 Конституции СССР 1977 года).

Главное отличие советской системы образования от американской или британской заключалось в единстве и согласованности всех звеньев образования. Четкая вертикальная ступень (начальная, средняя школа, вуз, докторантура) позволяла точно спланировать вектор своего обучения. Для каждой ступени были выработаны единые программы и требования. При переезде родителей или смены школы по каким-либо иным причинам не было необходимости заново изучать материал или пытаться вникнуть в систему, принятую в новом образовательном учреждении. Максимум неприятностей, который мог доставить переход в другую школу, - необходимость повторять или догонять 3-4 темы по каждой дисциплине. Учебники в школьной библиотеке выдавались и были доступны абсолютно всем.

Педагоги советской школы давали базовые знания по своим предметам. И их вполне хватало, чтобы выпускник школы самостоятельно (без репетиторов и взяток) поступил в высшее учебное заведение. Тем не менее советское образование считалось фундаментальным. Общеобразовательный уровень подразумевал широкий кругозор. В СССР не было ни одного , который бы не читал Пушкина или не знал, Васнецов.

Сейчас в российских школах экзамены могут быть обязательными для учеников даже (в зависимости от внутренней политики школы и решения педагогического совета). В советской школе дети сдавали итоговые выпускные экзамены после 8 и после . Ни о каких тестированиях речи не было. Метод контроля знаний как на уроках, так и во время экзаменов был понятным и прозрачным.

Каждый ученик, решивший продолжить обучение в вузе, по его окончании гарантированно получал работу. Во-первых, количество мест в университетах и институтах было ограничено социальным заказом, а во-вторых, после окончания обучения проводилось обязательное распределение. Нередко молодых специалистов отправляли на целину, на всесоюзные стройки. Однако отработать там нужно было всего несколько лет (так государство компенсировало затраты на обучение). Потом появлялась возможность вернуться в родной город или остаться там, куда попадали по распределению.

Ошибочно полагать, что в советской школе у всех учеников был одинаковый уровень знаний. Безусловно, общая программа должна быть усвоена всеми. Но если подросток интересуется каким-то отдельным предметом, то ему давались все возможности для его дополнительного изучения. При школах были математические кружки, кружки любителей словесности и так далее. Кроме того, существовали профильные классы и профильные школы, где дети получали возможность углубленно изучать те или иные предметы. Поводом особенной гордости родителей были дети, обучающиеся в математической школе или школе с языковым уклоном.


Чем же так уникальна была советская система образования?

Одной из лучших моделей образования во всем мире была признана советская система. Чем же она отличалась от остальных и в чем было ее преимущество? Для начала – небольшой экскурс в историю.

Секретное оружие большевиков

В 1957 году Советский Союз запустил первый в мире искусственный спутник Земли. Страна, чье экономическое и демографическое положение было подорвано самой кровавой из войн, потратив чуть более десятка лет, сделала космический прорыв, на который оказалась не способна самая экономически сильная и нимало не пострадавшая в войне держава. В условиях холодной войны с СССР и гонки вооружений Соединенные Штаты восприняли этот факт как национальный позор.

Конгресс США создал специальную комиссию с заданием выяснить: «Кто виноват в национальном позоре США?» После выводов этой комиссии секретным оружием большевиков была названа… советская средняя школа.

В 1959 году НАТО официально назвала советскую систему образования достижением, которому нет равных в истории. По всем самым непредвзятым оценкам советские школьники были намного более развиты, чем американские.

Прежде всего, своей массовостью и общедоступностью. Уже к 1936 году Советский Союз стал страной всеобщей грамотности. Впервые в мире были созданы условия для того, чтобы каждый ребенок страны с семи лет имел возможность получить бесплатное образование, даже если он живет в тайге, тундре или высоко в горах. Молодое поколение становилось тотально грамотным, чего не добилась на тот момент ни одна страна мира!


Образование – в массы!

Программа по всей огромной территории Советского Союза была единой. Это позволяло любому ребенку, сыну крестьянина или рабочего, после окончания средней школы, при помощи системы рабфаков поступить в вуз и там проявить свои таланты на благо родной страны. Советская система высшего образования была самой массовой в мире, ведь страна взяла курс на индустриализацию и остро нуждалась в высококвалифицированных кадрах. Новая нарождающаяся советская интеллигенция – это дети рабочих и крестьян, ставшие впоследствии профессорами и академиками, художниками и артистами.

Советская образовательная система, в отличие от американской, давала возможность одаренным детям из социальных низов пробиться в ряды интеллектуальной элиты и раскрыть весь свой потенциал на пользу общества.

«Все лучшее – детям!»

Советский лозунг «Все лучшее – детям!» в СССР подкреплялся серьезной программой действий по воспитанию нового поколения советских людей. Были построены специальные детские санатории и пионерские лагеря для оздоровления юных граждан, открыты десятки разновидностей спортивных секций и музыкальных школ. Специально для детей строились детские библиотеки, Дома Пионеров и Дома Технического Творчества. В Домах Культуры открывались различные кружки и секции, где дети могли бесплатно развивать свои таланты, реализовывать свой потенциал. Огромными тиражами выпускалась детские книжки самой широкой тематики, иллюстрации к которым делали лучшие художники.

Все это давало возможность ребенку развиваться и пробовать себя в самых разнообразных увлечениях – от спорта и музыки до творчества, художественного или технического. В результате к моменту выбора профессии выпускник советской школы подходил вполне осознанно – выбирал дело, которое ему больше всего было по душе. Советская школа имела политехническую направленность. Это и понятно – держава взяла курс на индустриализацию, да и про обороноспособность тоже нельзя было забывать. Но, с другой стороны, в стране была создана сеть музыкальных и художественных школ, кружков и студий, которые удовлетворяли потребность молодого поколения в занятиях музыкой, искусством.

Таким образом, советское образование обеспечивало систему социальных лифтов, позволявшую человеку из самых низов раскрыть и развить свои врожденные таланты, выучиться и состояться в обществе или даже стать его элитой. Огромное количество директоров заводов, артистов, кинорежиссеров, профессоров и академиков в СССР были детьми простых рабочих и крестьян.


Общественное дороже личного

Но что было самым главным, без чего система образования не смогла бы состояться даже при самой лучшей организации: высокая, благородная идея – идея построения общества будущего, в котором все будут счастливы. Постигать науки, развиваться – не для того, чтобы в будущем заработать побольше денег для своего индивидуального счастья, а для того, чтобы служить своей стране, чтобы своим вкладом пополнить копилку «всеобщего блага». Детей с раннего возраста учили отдавать – свой труд, свои знания, умения, навыки на благо родной страны. Это была идеология и личный пример: миллионы людей отдали свои жизни, защищая Родину от фашизма; родители, не щадя себя, выкладывались на работе; учителя, не считаясь со временем, старались дать знания и воспитать следующее поколение.

Воспитательный процесс в советской школе строился на основе отмененной через 70 лет после революции коммунистической идеологии и идеях коллективизма: общественное дороже личного, добросовестный труд на благо общества, забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния, человек человеку – друг, товарищ и брат. Подрастающему поколению с самого раннего возраста говорили, что общественная ценность отдельной личности определяется не служебным положением и не материальным благосостоянием, а тем вкладом, который она внесла в общее дело строительства светлого будущего для всех.

Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, такие ценности абсолютно комплементарны нашему , в отличие от западного кожного индивидуалистического менталитета. Приоритет общественного над личным, коллективизм, справедливость и милосердие являются главными отличительными чертами российского мироощущения. В советской школе, например, было принято помогать слабым ученикам. К слабому «прикрепляли» более сильного в учебе, который и должен был подтянуть в учебе своего товарища.

Если человек совершал поступок, противоречащий общественной морали, его коллективно «прорабатывали», ставили «на вид», чтобы ему стало стыдно перед товарищами, а потом брали на поруки. Ведь стыд в нашем менталитете – это и есть основной регулятор поведения. В отличие от западного, где регулятор поведения – это закон и страх перед ним.

Октябрятские звездочки, пионерские и комсомольские отряды помогали объединению ребят на основе высших нравственных ценностей: чести, долга, патриотизма, милосердия. Была введена система вожатых: у октябрят вожатым назначался лучший пионер, у пионеров – лучший комсомолец. Вожатые отвечали за свой отряд и его успехи перед своей организацией и своими товарищами. И старшие, и младшие ребята сплачивались не по (как это часто бывает в современных школах), а на основе общего благородного дела: будь то субботник, сбор металлолома, подготовка праздничного концерта или помощь в учебе заболевшему товарищу.

Кто не успел, тот опоздал!

После того как Советский Союз рухнул, рухнули и старые системы ценностей. Советскую систему образования признали излишне идеологизированной, а принципы советского образования чрезмерно коммунистическими, поэтому из школы было решено убрать всю идеологию и ввести гуманистические и демократические ценности. Решили, что школа должна давать знания, а воспитывать ребенка нужно в семье.


Это решение нанесло колоссальный ущерб государству и обществу в целом. Убрав идеологию из школы, ее полностью лишили воспитательных функций. Уже не учителя учили детей жизни, а наоборот, дети и их богатые родители стали диктовать свои условия учителям. Сфера образования де-факто превратилась в сферу услуг.

Рухнувшая идеология дезориентировала и самих родителей. Что хорошо и что плохо в новых условиях и обстоятельствах, совсем не похожих на советские? Как воспитывать детей, какими принципами руководствоваться: уретральными «сам погибай, а товарища выручай» или архетипичными кожными «хочешь жить – умей вертеться»?

Многим родителям, вынужденным заниматься проблемой зарабатывания денег, было не до воспитания – еле сил хватало на обеспечение выживания. Отдав лучшие годы своей жизни государству и пережив крах ценностей, в которые они верили, взрослые люди, поддавшись собственному отчаянию и влиянию западной пропаганды, стали учить своих детей противоположному: тому, что жить надо только для себя и своей семьи, «не делай добра, не получишь зла» и что в этом мире каждый сам за себя.

Конечно же, на изменение взглядов, имевших трагические последствия для нашей страны, повлияла и , вступившая в свои права после Второй мировой войны, а на территории бывшего СССР – в 90-е годы.

В системе образования очень скоро исчезли бесплатные (или, другими словами, оплаченные государством, общим трудом) кружки и секции. Появилось много платных занятий, которые достаточно быстро разделили детей по имущественному признаку. Направленность воспитания тоже поменялась на противоположную. Ценностью стало не вырастить людей, полезных для общества, а дать ребенку инструменты для того, чтобы во взрослой жизни побольше получить для себя. А кто не смог – тот оказывался на обочине жизни.

Становятся ли люди, воспитанные по такому принципу счастливыми? Далеко не всегда, ведь основа счастья – это умение гармонично существовать среди других людей, иметь любимое дело, любимых людей, быть нужным. Эгоист по определению не может испытать радости реализации среди людей.

Кто они, будущая элита страны?

С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, будущая интеллектуальная и культурная элита страны формируется из детей, имеющих и . Процент таких детей не зависит от статуса и достатка родителей. Развитые свойства вектора дарят обществу счастливого человека и великолепного профессионала, реализованного в своей профессии на пользу людям. Неразвитые свойства увеличивают количество психопатологий.

Развивая одних и оставляя неразвитыми других, мы закладываем мину замедленного действия, которая уже начинает срабатывать. Подростковые суициды, наркотики, убийства в школах – это пока малая часть расплаты за эгоистическое воспитание, дезориентацию и неразвитость наших детей.

Как снова поднять уровень школьного образования?

Развивать и воспитывать нужно всех детей. Как это сделать, не унифицируя, не загоняя образование и воспитание в прокрустово ложе уравниловки, учитывая индивидуальные способности каждого? Точный и практичный ответ на этот вопрос дает системно-векторная психология Юрия Бурлана.


Проблема обучения и воспитания детей напрямую связана с пониманием психологических законов. Родители и учителя должны четко осознавать те процессы, которые происходят в психике ребенка, в отдельно взятой школе и в обществе в целом. Только так можно повлиять на сложившуюся ситуацию. А пока такого понимания нет, мы будем плавать в сиропе чуждых нам западных представлений о том, каким должно быть образование. Пример тому – введение системы ЕГЭ в школе, которая не выявляет знания и не способствует их глубокому усвоению, а направлена лишь на тупое заучивание тестов.

Секрет эффективного образования кроется в к каждому ученику. Это не значит, что нужно полностью вернуться к прежней советской системе образования или перейти на западный стандарт и отказаться от успешно работающих методик. Нужно только подвести их под современный формат, о котором говорит нам системно-векторная психология. Благодаря знаниям о векторах человека, становится возможным раскрывать природную предрасположенность ребенка, его потенциальные способности в самом раннем возрасте. И тогда даже самый «неспособный» ученик приобретает интерес к учебе и желание воспринимать знания, которые помогут ему максимально реализоваться в дальнейшей жизни.

Нужно вернуть школе и воспитательный аспект. Советская школа прививала детям базовые ценности в русле нашего уретрального менталитета, именно поэтому из нее выходили настоящие граждане и патриоты нашей страны. Но важно не только это. Нужно учить ребенка жить среди других людей, взаимодействовать с ними и получать удовольствие от реализации в обществе. И научить этому можно только в школе, среди других людей.

Когда в семье и в школе создается позитивный психологический климат, из ребенка вырастет личность, он реализует свой потенциал, а если нет – будет вынужден всю жизнь бороться со своим окружением. Если в школе, в классе есть дети, у которых трудная жизненная ситуация или психологические проблемы, от этого страдают все. И если с помощью элитных школ и получится дать некоторой части детей элитное образование, то это не гарантия того, что они смогут быть счастливы в обществе, раздираемом неприязнью. Необходимо создать систему, способствующую воспитанию и развитию всех детей. Только тогда можно будет надеяться на счастливое будущее для своих детей.

Как наладить общение с ребенком, создать комфортный микроклимат в семье и школе, сделать класс дружным, поднять уровень образования и воспитания в школе рассказывает системно-векторная психология. Регистрируйтесь на бесплатные вводные онлайн-лекции Юрия Бурлана .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Потому что вот так, без дураков, сформированное утверждение вызывает слепую ярость у русофобов, раздражение у критиков советского периода и удовлетворение у его почитателей. Чтобы избежать кривотолков я сразу заявлю, что я почитатель. Поэтому в части системы советского образования я не отрицаю его из-за того, что в советском периоде имели место политические репрессии. Как минимум такое отрицание глупо. Но чтобы не уподобляться русофобам и не ссылаться на мнение некой цивилизованной части человечества, попробую обосновать своё утверждение доступными мне, дилетанту в данной области, способами.

Для этого поставлю вопросы: что такое образование и что такое система образования, каковы их структура и цели, каковы их доступность и результаты.

Образование — это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию. Получить образование возможно путём самообразования или путём использования государственной системы образования. Касаемо меня надо признать, что я сторонник разумного симбиоза этих путей.
Государственная система образования включает в себя системы дошкольного образования, начального школьного, основное общее образование (или нижний уровень вторичного (среднего) образования), среднее (полное) общее образование в общеобразовательной школе и учебных заведениях повышенного уровня (верхний уровень вторичного (среднего) образования),начальное профессиональное образование на базе полной средней школы,среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование (подготовка бакалавров, специалистов, магистров) или третичное образование и, наконец,послевузовское образование — аспирантура, докторантура.

Самую неинтересную часть завершили. Дополню только, что бакалавры, специалисты, магистры как и тестовые результаты проверки полученных знаний взяты из сегодняшней системы, слизанной с западных образцов и как раз подчёркивающих проигрышные позиции по сравнению с советской системой.

Какая первая отличительная черта советского образования? Его обязательность. За отказ от получения образования было реально попасть под политические репрессии. До этого было известно только добровольное образование.
Из первой отличительной черты органически вытекала вторая, самая важная для рядового обывателя - доступность образования на всех его ступенях. Мало того, получение высшего образования поощрялось законодательно, посредством выплат стипендий и, даже, с элементом рыночным, когда студент дополнительно финансировался за свёт предприятия, заинтересованного в нём.

Затраты, вложенные в него, студент обязан был возместить работой по приобретённой специальности для чего он распределялся на предприятия соответствующегого его образованию профиля. Это распределение для либеральствующих русофобов является красной тряпкой для быка. Как же так? Ущемлена свобода выбора! Вот ведь какая халявная суть либерала - бесплатно образовываться это айс, а отработать - не айс. Гнило.

Наконец послевузовское образовние, аспирантура и докторантура. Так же оплачиваемое. Так же обеспеченное рабочим местом и проверенное независимой высококвалифицированной некоррумпированной системой.

Что было целью советского образования? Слушайте экс-министра образования РФ Фурсенко: "Нам не нужна творческая личность, нам нужен грамотный потребитель".

Эти его слова в первую очередь оценивают советское образование как образование удачное, гармоничное, сумевшее создать творческую личность.
Опередил его с блестящей оценкой советского образования президент США Эйзенхауэр, которую он дал ему по результатам отставания США от СССР в космической области. Он не стал глупо считать количество советских и американских нобелевских лауреатов, оставив это несуразное занятие русофобам от либерализма, а заявил о необходимости перенимать советский опыт.
Да оно как-то стрёмно выглядит это субъективное мнение. Вот Горький у нас не лауреат только номинант, а Бродский - лауреат. Василий Аксёнов писал, что Иосиф Бродский — «вполне середняковский писатель, которому когда-то повезло, как американцы говорят, оказаться «в верное время в верном месте».

Но оставим это. Давайте лучше поговорим о функциональной грамотности школьников. Какова она в России мы видели в знаменитом интервью Жирковой. А какова же она у флагмана западного мира - США?

20% американцев считают, что Солнце вращается вокруг Земли. 17% верят, что Земля совершает оборот вокруг Солнца за один день (The Week, 7 января 2005). Лишь 13% молодых американцев, способных служить в армии, смогли найти на карте Ирак, а 83% не обнаружили Афганистан, где войска США находятся с октября 2001г. При этом только 89% американцев знают, где находится их страна. Вообще, 55% американцев патриотично считают, что США расположены в самом центре Земли. А Рональд Рейган, вернувшись из поездки по Латинской Америке, заявил: \"Соотечественники, вы будете не только удивлены, но и поражены узнав, что Латинская Америка - это не одна страна, а несколько\".

Печально, но не смертельно. В США к образованию другой подход. Он основан на скупке мозгов. Национальная Академия Наук США\National Academy of Sciences обращает внимание на обескураживающую статистику: на средства, необходимые компании в США, чтобы нанять одного инженера, возможно нанять пять инженеров в Китае и 11 инженеров в Индии. В 2004 году в США было подготовлено около 70 тыс. инженеров, в Китае - 600 тыс., в Индии - 350 тыс.

Только и здесь надо обратить внимание на то, что иностранные заявки в аспирантуры США сократились на 28%. В США число китайцев-выпускников аспирантур упало на 56%, индусов - на 51%, южных корейцев - на 28% (New York Times, 21 декабря 2004).

На этом фоне доступное бесплатное советское образование выглядит маяком, указывающим верный курс. Давно нет СССР, но его система образования и по сей день благотворно влияет на положение России в мировой табели о рангах образования. Доля лиц с третичным образованием (все уровни) в населении страны в возрасте 25-64 года (данные 2005 г.) в России составляет 55%. У ближайших в этом показателе соседей Канады и Израиля имеется по 46%. Надеюсь и российского образования достаточно для того, чтобы понять - 25-64 года это самый кондовый советский период получения знаний?

Миф первый: советское образование было лучшим в мире. Когда мы говорим о советском образовании, мы представляем нечто монолитное, статичное, неизменное на всем своем протяжении. На самом деле – это было не так. Советское образование, как любая социальная система, конечно же менялось, подвергалось определенной динамике, то есть менялась логика этого образования, изменялись цели и задачи, которые перед ним стояли. И когда мы вообще говорим слово «лучшее», оно очень нагружено эмоциональной оценкой. Что значит «лучшее», по сравнению с чем лучшее, где критерии, где оценки, почему мы так считаем?

На самом деле, если мы берем советское образование с начала 1920-х годов, когда собственно говоря большевики окончательно приходят к власти и до распада Советского союза, мы видим, что оно существенным образом менялось. Например, в 1920-е годы для советского образования главной задачей была ликвидация безграмотности. Большая часть населения – это почти 80% и не только среди крестьянского населения, но и некоторые люди в городах, практически не умели, или совсем не умели читать и писать. Соответственно нужно было их этому научить. Создавались специальные школы для взрослых граждан от 16 до 50 лет, создавались специальные курсы для подрастающих поколений и там была вполне понятная задача – ликвидация безграмотности.

Если мы берем более позднюю эпоху 1930-1940-е годы, то там разумеется самая главная задача была – создавать кадры для ускоренной натурализации, подготовить конкретные технические кадры, которые будут обеспечивать форсированную модернизацию промышленности. И эта задача тоже понятна. Соответствующим образом были построены школьные курсы, соответствующим образом были построены техникумы, училища и так далее. И с этой задачей тоже советское образование справилось, курсы были подготовлены и как мы с вами знаем, сталинская индустриализация была в кратчайшие сроки проведена.

Если мы берем послевоенную эпоху 1950-1960-е годы, то здесь самая главная задача для советского образования – обеспечить опять же научно-техническими кадрами для большого рывка в космосе, в военно-промышленной сфере и опять же с этой задачей советское образование справилось, мы с вами помним слова Джона Кеннеди о том, что космическую гонку мы проиграли русским за школьной партой. То есть с теми задачами, которые стояли перед советским образованием, оно в принципе справлялось. Но мы с вами уже видим, что оно было неоднородным и эти задачи менялись.

Однако, мы говорим преимущественно о физико-математическом образовании, то есть советское образование было направлено на конкретные магистральные задачи. Все остальные сферы, а в первую очередь сфера гуманитарная, соответственно находились в совершенно ином состоянии, фактически отсутствовали иностранные языки, а в том уровне, на которым они преподавались, тем людям, которым посчастливилось вырваться за границу, констатировали, что их мало кто понимает. Более того, само гуманитарное знание было зашорено идеологическими клише. И в общем, и целом эта сфера законсервировалась и ее развитие было поставлено под большой вопрос.

Почему же в основном была ориентация на математику, физику и точные науки? Здесь были и объективные, и субъективные причины. Объективные причины состояли в том, что необходимо было готовить кадры, как я уже сказал, для ВПК, нужны были инженеры, инженеры, квалифицированные в первую очередь. Не просто человек, который бы умел бы работать за станком, а человек, который понимал бы, как это все работает. А субъективные причины заключались в том, что постольку поскольку гуманитарная сфера была полностью идеологизирована и пространства для научной мысли, как таковой в гуманитарной сфере развернуться было негде, все было под запретом. Поэтому тот человек, который хотел относительно свободно заниматься именно наукой, мог себе позволить такое сделать в сфере математики, в сфере физики – в сфере точных наук. И характерно, что будущие философы логики вышли в основном из советских математических школ. А если мы берем гуманитарную сферу, классический пример с нашим философом Алексеем Федоровичем Лосевым, которому запретили заниматься философией, и он под видом философии занимался эстетикой, хотя практически занимался тем же самым.

Для точных наук, физико-математических советское образование действительно было очень хорошим. Но дело в том, что, когда в 1943 году советские войска начали теснить немцев к границам советского союза и освобождались новые города и веси, вставал вопрос о том, кто будет это все восстанавливать. Разумеется, выбор был сделан в пользу старшеклассников и будущих студентов технических ПТУ. Но оказалось, что уровень грамотности этих людей на нижайшем уровне, они не могут поступить даже в техникум на первый курс, настолько был низкий уровень образования.

В дальнейшем стало происходить постепенное повышение образовательного уровня. Сначала обязательная семилетка, потом с 1958 года восьмилетка, с 1964 года десятилетка и с 1984 года одиннадцатилетка. К чему это приводило – это приводило к тому, что те двоечники, которые раньше могли уйти на работу, или скажем, на фабрику, или на фабричное училище, там получить некое образование, не отрываясь от практики и стать хорошим рабочим, или просто могли уйти сразу работать, не повышая свой образовательный уровень, теперь вынужденно остались в школе. И те, кого не смогли сплавить в ПТУ, вынуждены были держаться в школе и учителям нужно было что-то с этим делать. Более того, поскольку это все делалось стихийно и наш образовательный уровень повышался быстро, то есть вчерашним днем, очень большое количество учителей не успевали освоить этот повышенный уровень, то есть пройти курсы повышения квалификации, понять, что от них требуется.

И поэтому получалась очень некрасивая ситуация – то, что мы называем выбраковкой, когда большая часть учеников не могло поступить никуда и формализация образования, когда учитель делал вид, что он учит, дети делали вид, что они учатся, чтобы дотянуть до конца школы, нарисовать тройки и выпустить их с миром в большую жизнь. И получилась ситуация сегрегации, когда ВУЗы в среднем в 1960-1970-е годы в ВУЗы поступало 20-30% выпускников школы. Оставшиеся 70-80% выбраковывались, они никуда не поступали, они шли на производство, но те 20%, которые поступали, получали хорошее академическое образование в школе, они могли это получать и хотели. Они потом получали очень хорошее образование в ВУЗах и потом сделали славу советской науке, в первую очередь фундаментальной физико-математической науке. Они потом будут запускать ракеты в космос и так далее. Но оставшиеся 80% остались за бортом и их во внимание не принимают, а уровень грамотности среди них был очень низок. То есть они умели читать, писать, считать и в общем, после этого сразу шли на производство.

Советские школьники в массе обладали достаточно неплохим набором отрывочных знаний по предметам, но, во-первых, они не умели применять эти знания в жизни, во-вторых, они не представляли, как можно перенести знания из одной предметной области в другую. Классический пример с математикой и физикой – любой учитель физики знал, что, если физика западает, скорее всего надо искать проблемы в математике. Но это было более проблематично для других предметов, например, химия и биология, или история и литература. И самое главное, когда говорят про лучшую образовательную систему в Советском союзе, забывают о том, что эту систему практически никто не копировал. Мы сейчас знаем лучшие образовательные системы в мире – в Финляндии, в Сингапуре, туда стремятся люди со всего мира. Эта система востребована, ее покупают за большие деньги. Советскую систему никто не покупал и даже бесплатно по большому счету никому она не была нужна. Диплом выпускника советского ВУЗа среднестатистического нигде в Европе и в мире не котировался. Я сейчас не говорю про те светлые умы, которые уезжали за границу и получали потом хорошие деньги, в первую очередь – это опять же физики и математики, кто-то даже мог стать Нобелевским лауреатом. Но вопрос, сколько сама система образования вложила в этих людей, насколько это от системы и насколько это результат от них самих, от этих выдающихся людей.



Статьи по теме: