Рисование зимние узоры на окнах подготовительная. Обращаю внимание на то что кисточка рисует легко

Цели:
- Познакомить с техникой рисования фотокопией.
- Формирование навыков работы в технике рисования свечой.
Задачи:
развитие внимания посредством наблюдения за морозными узорами в зимнее время;
воспитание интереса к зимним явлениям природы;
воспитание аккуратности при выполнении.
Оборудование : образцы узоров, альбомный лист; дополнительный лист, кусочек свечки; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой, салфетки, письмо.
1. Организационный момент.
Психогимнастика: «Лучик»
К солнышку потянулись
Лучик взяли,
К сердцу прижали
И друг другу отдали.
Сообщение темы занятия.
Ребята сегодня тема учебно организационной деятельности «Морозные узоры», и не просто занятие, а рисование свечой
Сюрпризный момент.
Ребята какое сейчас время года. Дети отвечают зима
Сейчас зима. Зима - замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса! Вот и я получила небольшую посылку. Кто же её нам прислал?
Давайте посмотрим, что же в ней лежит, может мы узнаем от кого она.
Чтение прикреплённой бумажке к посылке
Ребята, а здесь лежит снежинка со стихотворением-загадкой. Слушайте внимательно, чтобы её отгадать. Кто отгадает- поднимет руку:
С неба звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много-много звёздочек, тонких, как стекло;
Звёздочки холодные, а земле тепло.
Какой это мастер на стекла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз. Дети отвечают это снежинки, потому что они покрывают землю снегом и похожи на звёздочки
Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки.
Введение в тему.
А кто зиме верный и незаменимый помощник? Дети отвечают мороз
Правильно. С наступлением зимы приходят и холода. Стучится Мороз в каждый дом. Оставляет людям свои послания: то дверь подморозит - плохо к зиме подготовились, то на окнах свои художества оставит - подарок от Мороза. Давайте посмотрим, что за послания он нам послал
Достаю из посылки картинки - с изображением морозных узоров
Что изображено на картинках? Дети отвечают Веточки, снежинки, цветы ледяные, завитушки и крючочки студёные
Верно, ребятки есть здесь и веточки еловые, инеем разукрашены.
Вот как Мороз без кисточек и красок нам окна разрисовал.
Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует? Дети выдвигают свои предположения Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.
На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки - иголочки. За ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры, которые мы сейчас с вами наблюдали.
Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза? Нет.
А оказывается можно. И я вас сейчас познакомлю с таким способом рисования - называется он «фотокопия».
2. Практическая часть.
Возьмите в руки кусочки свечки и попробуйте провести ими по листу бумаги.
Оставляет ли свеча видимые следы? Дети отвечают Нет
А сейчас покройте сверху любой акварельной краской. Что у вас получилось? Под краской появились линии, которые мы рисовали свечой.
Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрасились? Дети высказывают свои мнения
Свечка состоит воска, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведённой водой. Сегодня мы с вами попробуем сотворить чудо - нарисуем морозные узоры с помощью свечи.
С чего начинаем рисовать? Дети отвечают рисовать с верхней части, спускаясь вниз.
Верно, для того, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга лучше всего узор рисовать сверху вниз. Готовый рисунок покройте акварельной краской. Я бы посоветовала выбрать голубой или фиолетовый цвет. А чтобы лист не размок, краску наносите равномерно на весь лист, но не проводите по одному и тому же месту несколько раз.
3. Самостоятельная работа детей.
Оказываю индивидуальную дозированную помощь

4. Подведение итогов
Как, ребята, называется техника рисования, которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы? Дети отвечают фотокопия
Как вы думаете, что можно ещё нарисовать в технике фотокопии? Дети отвечают цветы, узоры, солнце.
Наше занятие подошло к концу, я вами очень довольна и мне очень хочется узнать, что вас сегодня удивило? А что вам сегодня особенно понравилось.

Рисование в подготовительной группе на тему: «Морозные узоры на окнах»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

    Расширять знания о жанрах изобразительного искусства (пейзаж);

    Закреплять знания о зимних явлениях природы (морозные узоры на окне);

    Создавать эмоциональный настрой;

    Учить выполнять фантастический образ природы, используя новый метод – «выдувание через соломинку»;

    Развивать аккуратность, поощрять желание сделать красивую работу.

Материал: бумага для рисования формата А4, малярный скотч шириной 5 см, гуашь синего или белого цвета, соломинки для коктейля, аудиозапись, репродукции.

Предварительно на листы картона наклеивают скотч в виде оконной рамы.

Содержание организованной деятельности детей

    Организационный момент.

Звучит пьеса П.И. Чайковского «Времена года. Январь».

Ребята, обратите внимание на музыку, которая звучит. Это музыкальное произведение написано великим русским композитором П. И. Чайковским и называется «Январь». Музыка тихая, спокойная. Под такую музыку лучше всего рассматривать картины с зимними зарисовками.

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые березки

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денек.

Нарисованный быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем!

А. Кушнер

2. Беседа о картинах с зимним пейзажем.

За окном первый месяц зимы – декабрь. Для изображения зимы художники используют чистые, холодные тона. Рассмотрите репродукцию картины Юона «Зима в лесу». Слышите, звучат бубенчики, скрипит снег под полозьями. Куда собрался мужичок? Может, елочку присмотрел к Новому году или решил подкормить животных? Ведь им так трудно зимой в лесу. Тишина. Далеко слышна песня мужичка.

А вот еще одна очень интересная картина «Зимний пейзаж» (И. Грабарь). Морозное солнышко ярко светит нам. Тени от деревьев падают на снег. Небо чистое, синее. Давайте внимательно посмотрим. Может веселый зайчишка пробежит между елочек. Красиво, не правда ли? Глядя на картину, мы испытываем чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму. Какой одинаковой и в то же время разной бывает природа. Художник показал нам, как же прекрасна наша русская зима!

Но не только художники обращали и обращают свое внимание на дивный колорит зимы. Многие писатели и поэты в своих произведениях воспевают зимы. Послушайте отрывок стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Это замечательное стихотворение написал великий поэт А. С. Пушкин. Наверное, ему не удалось бы написать это стихотворение, если бы он не умел видеть необычное в самых обычных вещах. Но даже если таких дней зимой немного, то запоминается зима именно такими днями: морозными, солнечными, снежными, радостными. Бывают среди зимы и такие дни: выглянешь поутру из окошка и восхитишься – деревья в белоснежных шубах, ветви от тяжести гнутся, стволы облеплены снежными фигурами, и этих фигур: сказочных животных, человечков, и т. п. – великое множество. Настоящая снежная сказка – зимнее царство. А вам, ребята, нравится зима? Почему? (Можно и на санках покататься, и в снежки поиграть, и вылепить веселого снеговика).

    Рисование «Морозные узоры на окнах»

На холсте окна зимой
Пишет мёрзлою водой,
Кистью водит невидимкой,
Нам даря свои картинки .

( Мороз )

- Вы обращали внимание на то, какими удивительными узорами украшает мороз окна домов? Одно его холодное дыхание на окно, и вмиг украшается стекло ледяными завитками, похожими по форме на хохломскую роспись. Только роспись эта не золотого цвета, а белого и голубого. На этот случай у меня для вас есть очень хорошее стихотворение Т. Ефимовой:

Ах, как напугал всех вечерний прогноз,
Что в ночь ожидается сильный мороз.
Мне хочется очень увидеть его,
Наверно, ужаснее нет ничего.
И вот я не сплю, я в окошко гляжу,
Я, не шелохнувшись, полночи сижу.
Вдруг вижу, что кто-то, невидимый мне,
Рисует красивый узор на окне.
Один лишь загадочной кисточки взмах-
Цветы появились, деревья, дома.
Волшебные птицы красы неземной
И звери как будто с планеты чужой.
Выходит, не зря я полночи не спал,
Выходит, не зря я его поджидал,
Он вовсе не страшный, он добрый, мороз.
Пожалуй, не буду я слушать прогноз.

Вы сегодня как самые настоящие «морозы» будете украшать окна узором. Каким цветом можно закрасить поверхность незаклеенного листа? (Синий, фиолетовый, голубой.)

Сначала дети синей краской покрывают поверхность незаклеенного листа. Затем. Пока сохнет синяя краска, педагог показывает, как при помощи соломинки можно получить узор.

Белую краску (не густую) наносят на фрагменты окна в любом месте и с помощью соломинки раздувают по поверхности окна. Обращает внимание, что соломинку нужно держать наклонно, дуть в нее аккуратно, не сильно, чтобы не забрызгать стол. Краску раздувать по всей поверхности «окна».

Во время самостоятельной работы педагог включает запись цикла П. И. Чайковского «Времена года».

    Итог занятия.

- Рассмотрите все рисунки и выберете наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.

Елена Чувилина

Тема: «Морозные узоры на окне»

Цель: расширить представления о красоте в зимний период.

Задачи:

Образовательные: учить детей рисовать узоры с помощью трафарета, расширить использование декоративных элементов, закреплять приемы рисования щетиной кистью.

Развивающие: развивать чувство композиции, эстетическое восприятие, вызывать желание любоваться красотой узоров.

Воспитательные: воспитывать художественный вкус, самостоятельность.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.

Предварительная работа: рассматривание альбомов на тему «Зима»,репродукций картин, сюжетные картинки, стихи, загадки.

Материалы: листы белой бумаги А4, щетинные кисти, трафарет, краска – гуашь синего, голубого, фиолетового цветов, банки с водой, салфетки.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель. Послушайте отрывок из стихотворения.

На стекле морозный иней…

На стекле – морозный иней.

Сколько черточек и линий!

Знаю только я одна,

Кто стоит там у окна. (Н. Френкель)

2. Основная часть.

Воспитатель показывает детям альбом «Морозные узоры» или «Зимнее окно». Беседа: Каждую зиму на окнах происходят чудеса, которые появляются на окнах. Они как сказочные картины, которые можно долго рассматривать и любоваться этими узорами. Интересно откуда же они появляются, и кто их рисует? Кто знает? (Ответы детей – мороз). А еще есть приметы про мороз. Очень давно люди, чтоб узнать погоду, смотрели на окна, и если рисунок узора тянется вниз, погода будет снежной, пасмурной, а если вверх, то ясной, солнечной.

Воспитатель читает загадки:

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

3. Физкультминутка. (движения выполняются по тексту)

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть. (А. Рождественская)

4. Рисование. Самостоятельная деятельность детей. Напомнить о приемах рисования кистью и гуашью.

5. Рефлексия.

Что мы сегодня рисовали?

Что можно рассмотреть в морозных узорах на окне?

Что больше всего понравилось?

6. Выставка творческих работ детей.






Публикации по теме:

Зима-холодное время года,пора метелей и жгучих морозов. Но для кого-то это веселое время с забавными играми,развлечениями,праздниками. Художник.

Конспект интегрированного занятия по ИЗО в средней группе «Морозные узоры» Интеграции областей: познание, коммуникация. Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Интегрированные задачи: - учить.

Конспект интегрированного занятия «Карельские узоры» в подготовительной к школе группе детского сада Конспект интегрированного занятия по теме: «Карельские узоры» в подготовительной к школе группе детского сада». Тема:«Карельские узоры».

Конспект непосредственно-образовательной изобразительной деятельности в подготовительной группе «Морозные узоры» Цель: Расширение представлений детей об искусстве кружевоплетения. Задачи: Образовательные: 1. Продолжать учить детей рисовать кружевные.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Морозные узоры» Программные задачи: Образовательные: Учить детей рисовать морозные узоры. Создавать ситуацию для свободного творческого применения разных.

Конспект ООД «Рисование» в подготовительной группе Занятие по рисованию свечой в технике «Фотокопия». Тема «Морозные узоры» Цель Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Конспект открытого занятия по рисованию «Морозные узоры» Тема: "Морозные узоры" Цель: способствовать формированию у детей интереса к зимним.

АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 комбинированного вида Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе с использованием метода проблемного обучения Тема «Морозный узор» Занятие подготовила и провела: Воспитатель МБДОУ д/с № 32 Лядкова А.В. Программное содержание: - вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; - развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве; совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования; - развивать воображение, творчество. Оборудование: - альбомный лист; - дополнительный лист, размер ½ А4; - кусочек свечки или мыла; - акварельные краски; - кисть с широким ворсом; - стаканчик с водой. Предварительная работа: наблюдение за морозными узорами на окнах в зимнее время. Ход непосредственно-образовательной деятельности 1. Организационная часть Педагог предлагает детям загадки. С неба звёзды падают, Лягут на поля. Пусть под ними скроется Черная земля. Много-много звёздочек, Тонких, как стекло; Звездочки холодные, А земле тепло. (снежинки) Морозно в белом январе, Деревья тонут в серебре. Кусты, березы и осины Украсил блеском светлый…. (иней) Случается, и с неба Камешки летят. Прячутся прохожие, А всего-то …. (град) Гуляют в поле, Летают на воле, Кручу, бурчу, Знать никого не хочу. Вдоль села пробегаю, Сугробы наметаю. (метель) Растет она вниз головой, Не летом растет, а зимой, Но солнце ее припечет, Заплачет она и умрет. (сосулька) Какой это мастер На стекла нанес И листья, и травы, И заросли роз. (мороз) Педагог. Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года? Дети. Зимой. Педагог. А кто зиме верный и незаменимый помощник? Дети. Мороз. Педагог. Правильно. Как наступает зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Приходил он и в наш дом. Постучался в окошко, а мы в это время спали и нечего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз написал, нарисовал: веточки – травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки диковинных птиц…. Волшебник Мороз- волшебник, это видно сразу: Я свой альбом ещё не открывал, А он уже без кисточек и красок Все окна за ночь нам изрисовал. Д,Чуяко. Педагог. Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует? Мнения детей: дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку. Педагог. На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. Мы с вами имели возможность наблюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза? Ответы детей: елочку, снежинки, снеговика, цветы, птиц. Педагог. Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза? Дети. Нет Педагог. А на самом деле возможно: оказывается, есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем практически невидимые узоры, но, если их сверху покрыть акварельными красками, узоры проявятся, как будто проявляется фотопленка. Этот способ рисования называется «фотокопией». Педагог предлагает детям взять в руки кусочки свечки и попробовать провести ими по дополнительному листу бумаги, что бы убедиться в том, что свеча не оставляет видимых следов. Затем покрыть сверху краской, понаблюдать за проявлением невидимого рисунка. Педагог. Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрашиваются как лист бумаги, где рисунка нет? Мнения детей. Педагог. Свечка состоит из вещества- воска, который отталкивает воду, она как будто скатывается с его поверхности. Поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведенной водой. Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство – нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Но вначале нужно произнести зимнее заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже, чем у самого Мороза: Заклинания Зимы Лягте, мягкие снега, Стоя в кругу, поднять руки над головой, На леса и на луга, плавно опустить их через стороны вниз. Тропы застелите, руки – перед собой, плавно поочередно покачать ими вверх-вниз. На окошках, Дед Мороз, Имитировать движение рисования кистью Разбросай хрустальных роз, в произвольном направлении поочередно Легкие видения, правой, левой руками. Хитрые сплетения. Поднять руки над головой, плавно Зачаруй сердца людей опустить их через стороны вниз Красотой своих затей: Пусть вникают взоры В светлые узоры. Ты, Метелица, чуди, Присесть, встать, поднять руки вверх, Хороводы заводи, покружиться вокруг себя. Взвейся вихрем белым В поле поседелом. Педагог. А теперь мы с вами сделаем небольшую разминку для наших пальчиков. Выполняется пальчиковая гимнастика «Гости» «Гости» В гости к пальчику большому (руки сжаты в кулаки, оба больших пальца подняты вверх) Приходили прямо к дому (две ладони сомкнуты под углом как крыша) Указательный и средний, Безымянный и последний. (называемые пальцы соединяются с большим пальцем) А мизинчик-малышок Сам забрался на порог. (руки в кулаке, подняты вверх оба мизинца) Вместе пальчики- друзья. (ритмично сжимаем-разжимаем пальцы) Друг без друга им нельзя. (руки соединяем в замок) 2.Практическая часть 1. Продумать содержание будущего узора. 2. Выполнить рисунок при помощи свечи, соблюдая правило заполнения листа узором: начинать рисовать лучше всего в его верхней части, спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга. 3. Готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской оттенками голубого или фиолетового цвета, во избежание размокания листа не наносить краску многократно на одно и то же место, покрывать лист равномерно, не оставляя пустых мест. 3. Итог занятия Полюбоваться с детьми на получившиеся волшебные узоры.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию


Встреча зимы. Зимние узоры на окнах. (подготовительная группа)

Ц е л и:
продолжать знакомится с сезонными изменениями в природе; учить сравнивать ветреную погоду с тихой, замечать красоту природы и отражать ее в рассказах, рисунками.
И н т е г р а ц и я о б р а з о в а т е л ь н ы х о б л а с т е й:
<<Коммуникация >>, <<Познание>>, << Музыка>>, <<Чтение художественной литературы>>, <<Художественное творчество>>.
В и д ы д е т с к о й д е я т е л ь н о с т и:
познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы:
знает характерные признаки зимнего времени года и соотносит с этим периодом особенности жизни животных, растений и явления природы; рассказывает о приметах зимы, используя в речи синонимы; анализирует содержание стихотворения, выделяя фрагменты о приметах зимы; эмоционально откликается на прослушанную музыкальную пьесу; определяет ее настроение и характер, знает названия картин и стихотворений, имена художников и поэтов, создавших произведения о зиме; самостоятельно выполняет рисунки зимних узоров.
М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а и я:
иллюстрации зимней природы: гуашь; запись пьесы П. И. Чайковского << Времена года. Январь>>; гуашевые краски холодных цветов и оттенков; кисти; репродукции картин К. Юона <<Зима в лесу>>, И. Грабаря <<Зимний пейзаж>>.
С о д е р ж а н и е о р г а н и з о в а н н о й д е я т е л ь н о с т и д е т е й

Вводное слово воспитателя.
-Повторяйте за мной строчки из стихотворения. Белые шапки Белый зайчишка На белых березах, На белом снегу, Белый узор По белому лесу На ветвях от мороза, На лыжах бегу -О каком времени года этот отрывок из стихотворения? Нас пригласила в гости Снежная королева
2. Беседа о зиме.


-подберите к предмету характерные признаки, пользуясь вопросами. Зима (какая?)… (холодная белая, снежная). Снег (какой?)… (рыхлый, липкий белый). Мороз (какой?)… (жгучий, сильный, трескучий). Ветер (какой?)… (пронизывающий, резкий, сильный). Деревья (какие?)… (голые, сонные). Дни (какие?)… (короткие, холодные, ясные). - Какими красками пользуется зима? Как вы думаете, чем пахнет зима? Когда наступает зима? Отгадайте загадки и назовите зимние месяцы. Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке. Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдёт- Мы встречаем Новый год. (Декабрь.) - На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит. Декабрь приколачивает. Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет Не вода уже, а лед. Даже птицы не летится: От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это? (Январь.) - Январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины. Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно Ну, так что за месяц это? (Февраль.) - Февраль называли лютый, так ка выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. - О каких признаках зимы вы узнали из загадок о месяцах? Иногда зимой случаются оттепели. Как вы понимаете слово <<оттепель>>? Иногда пригреет солнышко. С юга налетит ветер и принесёт оттепель. Снег подтает. Станет влажным, будет легко лепиться. На крышах появляются сосульки. А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твердая корочка - <<наст>>, на дорогах гололедица. На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома – изморозь. Удивительно красивым становится при этом всё вокруг, особенно красивы деревья. Что такое снежинки? На что они похожи? Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, снежинки превращаются в снежную пыль. Снежинки, падая на землю в теплые дни, прилепляются друг к другу и образуют
крупные хлопья. Как называется явление, когда идет снег? (Снегопад.) Часто во время снегопада дует ветер и тогда снег несётся по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы. Как называется это явление? (Метель.) Я предлагаю вам послушать произведение <<Зима>> Вивальди. Закройте глаза и представьте зимнюю картину. Что вы представили? Приведите примеры зимних явлений в неживой природе. (Оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь – зимние явления.) -Послушайте стихотворение Сергея Есенина <<Зима>> и вспомните все характерные признаки зимы, о которых мы говорили. Вот уж осень улетела, На стёклах дивной красоты. И примчалася зима. Все устремили свои взоры, Как на крыльях, прилетела Глядя на это. С высоты Невидимо вдруг она. Снег падает, Вот морозы затрещали Мелькает, вьётся, И сковали все пруды. Ложится белой пеленой. И мальчишки закричали Вот солнце в облаках мигает, Ей <<спасибо>> за труды. И иней на снегу сверкает. Вот появилися узоры
3.

Рисование зимних узоров на окнах.
Звучит пьеса П. И. Чайковского <<Времена года. Январь>>. -Ребята, обратите внимание на музыку, которая звучит. Это музыкальное произведение написано великим русским композитором П. И. Чайковского и называется <<Январь>>. Музыка тихая, спокойная. Под такую музыку лучше всего рассматривать картины с зимними зарисовками. Для изображения зимы художники используют чистые, холодные тона. Рассмотрите репродукцию картины Юона <<Зима в лесу>>. Слышите, звучат бубенчики, скрипит снег под полозьями. Куда собрался мужичок? Может, елочку присмотрел к Новому году или решил подкормить животных? Ведь им так трудно зимой в лесу. Тишина. Далеко слышна песня мужичка. - А вот еще одна очень интересная картина <<Зимний пейзаж>> (И. Грибарь). Морозное солнышко ярко светит нам. Тени от деревьев падают на снег. Небо чистое, синее. Давайте внимательнее посмотрим. Может веселый зайчишка пробежит между елочек. Красиво, не правда ли? Какой одинаковой и в то же время разной бывает природа. -Но не только художники обращали и обращают свое внимание на дивный колорит зимы. Многие писатели и поэты в своих произведения описывают красоты Зимушки. Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело,
Точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно. Это замечательное стихотворение написал поэт Иван Суриков. Наверное, ему не удалось бы написать это стихотворение, если бы он умел видеть необычное в самых обычных вещах. А вам, ребята. Нравится зима? Почему? (Можно и на санках покататься, и в снежинки поиграть, и вылепить веселого снеговика.) Вы обращали внимание на то, каким удивительными узорами украшает мороз окна домов? Одно его холодное дыхание на окно, и вмиг украшается стекло ледяными завитками, похожими по форме на хохломскую роспись. Только роспись эта не золотого цвета, а белого и голубого. Вы сегодня как самые настоящие морозцы-волшебники будете украшать окна узором. Нарисуйте на белом листе бумаги узоры Деда Мороза. Какие цвета будете использовать? (Синий, фиолетовый, голубой.)
3.

Итог занятия.
- Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.



Статьи по теме: