Что повлияло на формирование характера гринева. Сочинение на тему «Характер Петра Гринёва

Однажды Иван Сергеевич Тургенев заметил, что его роман «Отцы и дети» направлен против дворян как представителей главенствующего класса. При этом автор, по собственному признанию, выбрал из всего дворянства для своего произведения лишь глубоко положительных для того, чтобы их полнейшую несостоятельность.

Дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов, показан Тургеневым как аристократ, человек хорошо образованный, с отличными манерами, следящий за собой. Он является сыном генерала, в прошлом служил в столице, мог сделать блестящую карьеру военного. Однако в свое время пострадал от несчастной любви, которая опустошила его душу и лишила всего.

Разочаровавшийся в жизни Павел Петрович приезжает в далёкое имение Марьино к родному брату и остается там навсегда. Судьба кардинально изменила его окружение, но она не смогла поломать устоявшиеся манеры и сложившиеся привычки поведения.

Во взглядах героя соединилось западничество и славянофильство. Будучи молодым, он считал себя либералом. Русских людей Кирсанов называет патриархальными. Народ, по его словам, почитает предания минувших лет, живет верой и за это заслуживает уважения.

Однако при разговоре с простолюдинами Павел Петрович всегда морщится и начинает нюхать одеколон. Символом его любви к крестьянам является пепельница в виде лаптя, что стоит на его столе. Иными словами, Павел Петрович – любящий себя аристократ, покончивший с былой жизнью. Он не живет, а существует ныне. Тургенев даже написал, что герой ныне стал мертвецом.

Возникновение рядом Базарова, человека с резко противоположными взглядами и стремлениями, привнесло в вялотекущую жизнь «отцов» активность. И это вызвало некое раздражение. Евгений Базаров не воспринимает ценностей дворян, даже активно выступает против них. Не видит смысла в чтении поэзии, не понимает, как можно наслаждаться пейзажами. Смысл природы он видит лишь в возможности использования ее материалов. Базаров не верит в чувства, в том числе в любовь, воспринимая сие чувство как химическую реакцию. Поэтому Евгению было невозможным понять боль от былых сердечных мучений героя. Он видит эту историю бессмысленной и даже смешной.

Павел Кирсанов буквально с первого взгляда стал презрительно относиться к Базарову, считая того плебеем и нахалом, не достойным уважения. При этом его нельзя назвать злым человеком. Напротив, он тепло относиться к Фенечке, он уважает брата и любит племянника Аркадия. А после дуэли старший Кирсанов даже отметил мужество Евгения.

Все сказанное Базаровым буквально перечеркнуло прошлую жизнь Кирсанова. Ведь, по мнению Базарова, он старик, который сидит, ничего не делает, а все, что он говорит, только пустые слова. На это заявление Кирсанов принимается защищать не только себя, но и все дворянство. И ему удалось отыскать слабое место в философии Базарова: нигилисты все отрицают, ничего не строя взамен, а ведь так можно все разрушить.

Представителем сего поколения является брат Павла Николай Кирсанов. Он очень добрый и тихий человек. Потеряв жену, он нашел свою любовь и ныне живет в счастье рядом с Фенечкой и маленьким ребенком, у его хорошие отношения с сыном Аркадием. Его жизнь состоит из мелких повседневных забот. Он старается улучшить имение, но при этом, как и все дворяне показывает абсолютную неприспособленность к жизни.

Аркадий, несмотря на молодые годы, по своим воззрениям относится к поколению «отцов». Он учится вместе с Базаровым в университете, считает его примером для подражания, уважает в нем силу духа и принципиальность. Аркадий добрый, любит своего отца, он с ранних лет воспринял идеи дворян. Поэтому несмотря на то, что подражает Базарову и называет себя сначала нигилистом, вскоре отходит от всех этих воззрений и находит тихое счастье с Катей Одинцовой. Он видит свое будущее в создании семьи и жизни в родовом имении. Ему нравится покой и безмятежность.

Трогательными героями показаны в произведении родители Базарова. Они простые люди, живут в деревне, сына своего любят и готовы на все ради его благополучия. Отец его был военным, лично знал некоторых декабристов. Он великий созидатель. Мать Базарова была вежливой, тихой женщиной. Никогда ни на кого не повышала, только вот сплетничала иногда. Тургенев описывает стариков Базарова с особой любовью. Эта семья заложила в характер Базарова настоящие нравственности ценности и их нельзя изменить.

Своим романом Тургенев показал важность связи между поколениями. Благодаря этой невидимой нити, связующей представителей одной семьи, удается сохранить все самое ценное и хрупкое и пронести сквозь года.

Урок литературы

8 класс

Тема: «Формирование характера и взглядов Петра Гринева».

Цели: - привить навык аналитического чтения произведения;

Раскрыть образ главного героя романа;

Последить за этапами формирования характера П.Гринева;

Формировать представление обучающихся о нравственных ценностях.

Оборудование: последний прижизненный портрет А.С.Пушкина; Словарь В.И. Даля; магнитная доск вывешивается таблица с названиями колонок, которые заполняются по мере ответов детей, у учителя

Тип урока: урок формирования знаний

Вид: урок-исследования

Ход урока .

1. Вступительное слово учителя.

Мы изучаем первый русский реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто – быть не могло, роман о чуде, совершаемом любовью. Это произведение является символом совершенного искусства. Например, А.Т.Твардовский так говорил одному писателю: «У вас обширный опыт, но вам не хватает писательской культуры. Вы небось после детства «Капитанскую дочку» ни разу не перечитывали. Нет? А вам надо её перечитать – и задохнуться от восторга». И если Твардовский кого хотел укорить, то всегда говорил: «Да он «Капитанской дочки» не читал».

Поэтому, как вы поняли, настоящее, глубокое понимание романа скорее всего придет к вам позже, спустя годы, когда вам захочется вернуться к нему еще раз и перечитать. Но и сейчас никто из вас, я думаю, прочтя это произведение впервые, не смог остаться к нему равнодушным.

2. Постановка учебной цели, проблемного вопроса.

Итак, сегодня мы будем перелистывать страницы романа и наблюдать за одним из главных его героев - Петром Гриневым, за тем, как формируются характер и взгляды молодого человека. А эпиграфом к уроку мне хотелось бы взять слова А.С.Пушкина: «Самостоянье человека – залог величия его…», которые как нельзя лучше подходят к образу главного героя.

При чтении вы могли заметить, что в повествовании есть так называемые опорные слова, которые сам автор выделяет, повторяет в наиболее важные моменты и тем самым раскрывает их многозначность и глубину. Как вы думаете, что это за слова.

Назовите мне одно, как вам кажется , основное опорное слово повести, напрямую связанное с судьбой главного героя? (это слово «честь», на него автор указывает уже в эпиграфе романа)

В. И. Даль, который, кстати, сопровождал А.С.Пушкина в поездке по пугачевским местам, в своем Словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет так:1) внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; 2) условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое (на доске запись значений слова «честь»)

В каком же значении слово употребляется в повести, какое значение господствует и применимо к образу главного героя? Я предлагаю вам ответить на этот вопрос в конце сегодняшней беседы.

III. Анализ произведения.

1. Обсуждение первого этапа формирования характера Гринева.

Можно выделить несколько этапов формирования характера и взглядов Петра Гринева. Как вы думаете, какой временной промежуток войдет в 1-й этап? (детские и юношеские годы)

Назовите окружение Петруши того времени. (отец, мать, Савельич, Бопре, дворовые мальчишки)

Какое влияние они оказали на формирование характера героя.

Что главным в воспитании было для Савельича? (умыт, причесан, накормлен)

Как повлиял на воспитание мосье Бопре? (каждый занимался своим делом).

Что можете сказать о матери? (добрая, но слабохарактерная)

Что перенял Петруша от отца? (+ прямота, честность, - крепостнические замашки)

Сделаем вывод: каким же в результате такого окружения, воспитания вырос Петруша? (легкомыслие, неопытность, ветреность, беспечность)

Процитируйте, как сам герой оценивает свои познания.

Каковы были его нравственные понятия (цитата из произведения)

2. Анализ второго этапа формирования характера героя.

Когда же начинается следующий этап формирования характера Гринева?

(с момента отъезда из дома, когда герой вступает в самостоятельную жизнь)

Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты иллюзий, но в результате обогащается его внутренний мир. Докажите правоту этих слов, проанализировав различные эпизоды из жизни героя.

(На магнитной доске вывешивается таблица с названиями колонок, которые заполняются по мере ответов детей, у учителя заранее заготовлены правильные ответы, к которым он должен привести учеников)

Первый эпизод – встреча с Зуриным. Чем она запомнилась Гриневу? (проигрыш)

Какая мечта героя здесь разрушилась? (надежда на веселую, беззаботную жизнь)

Какие чувства испытывал герой после этих событий? (стыд, раскаяние)

Обогатился ли внутренний мир героя в результате этих чувств?

Разлад мечты с реальностью продолжается и в Белогорской крепости. Проанализируем, каким образом. В каких эпизодах мы это видим?

Сделаем вывод, как все это обогатило внутренний мир героя?

Образец таблицы.

Самостоятельная жизнь.

Эпизод

Путь утраты иллюзий

Мечта

Обогащение внутреннего мира

Реальность

Встреча с Зуриным

Веселая, беззаботная жизнь

Унизительный проигрыш

Стыд, раскаяние

Белогорская крепость

1.Грозные бастионы

2. Строгий начальник

3. Смертоносное оружие

4. Военная служба, смотры, парады

1. Деревушка, окруженная забором

2. Комендант в колпаке

3. Забитая мусором пушка.

4.Беседы с простыми людьми. Занятия литературой, любовь

Разочарование, формирование трезвого взгляда на жизнь.

Радость от общения с простыми людьми

Дуэль

Героический ореол

«дурь», «тыканье железными вертелами»

Пересмотр понятия истинной чести дворянина

3. Анализ участия Гринева в военных действиях.

Пятая глава заканчивается такими словами: « Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение».

На каких же путях душа Гринева получила сильное и благое потрясение? Может быть, на путях защиты дворянской чести? Во время участия в военных действиях против Пугачева?

Вспомним эпизод защиты Белогорской крепости, может быть, наш герой совершает там героический поступок? (нет, его сбили с ног, он вошел вместе с толпой в город, его связали кушаками, все проще и менее эффектно)

Вспомним эпизод на площади перед Пугачевым. Может быть, там наш герой повторил ответ великодушных своих товарищей? (Нет. Вмешался Савельич, дело приняло другой оборот.)

Из Белогорской крепости герой отправляется в Оренбург, может быть, защита этого города позволила показать ему свою удаль? Вспомните эпизод встречи с урядником. (Гринев участвует в наездничестве, видит врага, решает его уничтожить, но узнает в нем хорошего знакомого)

Вывод. Видим ли мы то сильное и благое потрясение, которое могло произойти в душе Гринева во время участия в военных действиях, на путях защиты дворянской чести? (нет)

4. Анализ эпизодов, где встречаются Гринев и Пугачев.

С чем же связано то самое « сильное и благое потрясение», о котором говорит Гринев? (борьба за освобождение любимой девушки. Встреча с Пугачевым)

О чем идет между ними разговор?

Какая сторона характера раскрывается в этом эпизоде?

Можете ли вы отметить у Гринева какие – то недостатки во взглядах на происходящие события, на Пугачева (социальная узость, необъективность)

По мере анализа эпизодов учащиеся могут оформить таблицу следующего содержания:

Сильное и благое потрясение.

Пирушка у Пугачева.

Отказывается служить Пугачеву, не обещает служить против него.

Сохраняет честь, достоинство: прямота, откровенность, мужество. Человеческая и дворянская честь ставятся выше жизни.

Гринев у Пугачева, чтобы освободить Машу.

Надеется на помощь Пугачева, рассказывает правду о Маше, просит покаяться перед императрицей.

Отсутствие дворянской спеси, юношеская незащищенность перед жизнью, сострадание, жалость.

5. Анализ любовного треугольника: Гринев – Маша – Швабрин (познаем характер в сравнении)

Мы рассмотрели, как формировался характер Гринева под влиянием встреч с Пугачевым, проанализируем, какое влияние на него оказала борьба за любимую девушку. Посмотрим, как ведут себя герои в этом любовном треугольнике.

(рисуем любовный треугольник и указываем на нем черты характера героев)

С чем связано первое столкновение между героями? (Швабрин – ложь, клевета. Гринев – благородство, защита чести девушки.)

Как ведет себя Гринев со Швабриным после дуэли? (великодушное прощение)

Какие еще недостойные поступки по отношению к Маше совершает Швабрин? (заточение, намерение жениться насильно)

Как ведет себя в этой ситуации Гринев? (освобождает сироту)

Спустя некоторое время наши герои сталкиваются еще раз. Когда? (в тюрьме)

Какое еще одно грязное дело принадлежит Швабрину? (донос правительству)

Как ведет себя Гринев перед судом? (отказывается от самозащиты, т.к. основывается на своей человеческой правоте. Выходит из сферы дворянских законов, боится втянуть Машу)

А есть ли хоть что-то, за что Гринев все-таки благодарен Швабрину?

6. Нахождение основного отличия характера Гринева (сравнение со Швабриным)

Каждый из вас уже пришел к определенному выводу о том, в чем же основное отличие двух героев. Но давайте посмотрим на художественную ткань повести (заполняем схему постепенно)

В ней (худ. ткани) выделяются два пласта: дворянский и крестьянский. Куда бы вы могли отнести Швабрина?(Швабрин без остатка умещается в игре социальных сил. «Пришелся» к обоим лагерям (он дворянин с дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к другому человеку, и он же становится слугой Пугачева)

А куда же мы могли бы отнести Гринева?

(Он не пришелся ни к одному лагерю. У правительства на подозрении как друг Пугачева, у пугачевцев – как дворянин и заступник за дочь врага)

В чем причина такого положения Гринева? (В нем гуманная человеческая организация, выходящая за пределы его времени. Он слишком человечен)

Образец заполнения схемы:

Художественная ткань произведения.

Дворянский пласт Крестьянский пласт

Швабрин Швабрин

Гринев

Он (Гринев) слишком человечен

Где же правильный путь? Как нужно жить? Может быть, как Швабрин., своевременно перейти из одного лагеря в другой?

(Рисую на доске, между чем оказался герой, определяем его выбор)

Законность Человечность

Правосудие Милость

Что спасает наших героев? (Правильный путь в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человечность, достоинство, уважение к жизни другого человека)

IV Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Какое значение слова «честь» господствует в произведении и применимо к образу главного героя?

V Заключительное слово учителя.

Общенародное представление о чести, любви, доброте, милосердии соединили в повести людей, противостоят вражде, ненависти, смерти.

Человек в конфликте может выступать не только жертвой, а и героем, возвышаясь до величия тех сил, которые ему противостоят.

Жизнь пушкинских героев – это подвиг сохранения себя как личности под натиском стихии природы и истории, под прицелом смерти. «Капитанская дочка» - это своего рода завещание Пушкина, открывающее читателям выстраданную правду о русском народе.

VI Домашнее задание. Сочинение «Береги честь смолоду (Гринев в жизненных испытани ях)»

1. Воспитание Петруши.

2. Наставления отца. Служба.

3. Отношения с Савельичем.

4. Любовь к Маше и вражда со Швабриным.

5. Пугачев в судьбе Петра Гринева. Выбор между жизнью и смертью, верностью слову.

Только в богатстве души настоящее наше богатство;

Все остальное таит больше печалей в себе.

Лукиан Самосский

Главным героем повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является Петр Гринев, вымышленный автором персонаж, образ которого, однако воплощает в себе многие положительные черты, присущие человеку и дворянину.

Автор повести показывает, как мальчик вырос в среде, типичной для помещичьих семей того времени. Его наставниками были дворовый дядька Савельич и французский па рикмахер Бопре, выдававший себя за учителя. Еще до рождения он «был записан в Семеновский полк сержантом». Понятно, что в таких условиях, в каких воспитывался юноша, он не мог получить очень глубокого и основательного образования. Он «выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Поскольку один из его наставников был французом, разумеется, Петр в определенных пределах изучил родной язык своего учителя. В родительском доме он жил беззаботно, не имея привычки серьезно задумываться о каких-либо проблемах, а тем более решать важные жизненные вопросы: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Отец внезапно решает, что пора переменить праздный образ жизни сына - пора тому оправляться на службу. Юноша в восторге, он уже предвкушает жизнь в Петербурге, полную веселья и удовольствий. Однако отец понимает, что для личностного развития его сына праздная жизнь офицера гвардии ничего не даст: «Чему он научится, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да будет солдат, а не шаматон».

Итак, все блестящие надежды молодого человека рушатcя: вместо Петербурга он отправляется в Оренбург, а оттуда его направляют в Белогорскую крепость. Все это вызывает уныние в душе юноши: «...к чему послужило мне то, что еще в утробе матери я был уже гвардии сержантом! Куда это меня завело? В *** полк и в глухую крепость на границу киргиз-кайсацких степей!.. »

Однако воля отца для Петра, как и для большинства молодых людей того времени - закон; с ней нельзя спорить, ей можно только безропотно покориться. Перед разлукой отец напутствует сына; в немногих сказанных им словах заключен огромный смысл, он кратко, но емко говорит о том, в чем же состоит честь дворянина. Несмотря на свою молодость и свойственное этому возрасту легкомыслие, юноша навсегда запомнит слова отца и не изменит его заветам:

«Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Повсюду Петра сопровождает верный Савельич, который заботится о нем, как о своем родном сыне. Странные, немного забавные и трогательные отношения связывают этих двух людей: молодого дворянина и его крепостного, который и вырастил его. Савельич - вовсе не покорный раб своего господина; всякий раз, когда распоряжения молодого барина кажутся ему неразумными, он прямо заявляет об этом и отказывается выполнять его требования. Его опека порой тяготит Петра: «...я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок». Проиграв деньги Зурину, он требует, чтобы Савельич уплатил его долг. При этом он напоминает старику: «Я твой господин, а ты мой слуга». Но Петру самому становится стыдно, что он так грубо обошелся со стариком, искренне к нему привязанным, неустанно пекущемся о нем. В том, что он сам просит прощения у своего слуги, раскрывается его настоящая сущность: умение признать свою вину, его искренность и доброе отношение к Савельичу. Петр Гринев честен и с самим собой, и с другими: «Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в Симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем... Я непременно хотел с ним помириться...».

Но характер Петра Гринева раскрывается не только через взаимоотношения с верным Савельичем. Его любовь к Маше оказывается настоящим, прочным чувством, готовым на любые испытания. Защищая ее честь от недостойных намеков Швабрина, он, не колеблясь, бросает вызов опытному дуэлянту. Чтобы вырвать девушку из рук того же Швабрина, перешедшего на сторону Пугачева, Гринев, рис- куя жизнью и нарушив дисциплину, отправляется во вражеский лагерь.

Но подлинное испытание твердости характера и верности своей клятве Гринев переживает, когда войска Пугачева захватывают Белогорскую крепость. В разговоре с Пугачевым проявляется и осторожность, и рассудительность молодого человека, но вместе с тем и непоколебимая решимость быть верным своему слову, своей присяге: «...признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком - было подвергнуть себя гибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостью».

«Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу», - честно признается он, несмотря на то, что судьба его в этот момент висит на волоске. Но именно в таких ситуациях - перед лицом неизбежного выбора, перед лицом смерти - и происходит становление человеческой личности, ее нравственное развитие и - рост. Герой Пушкина с честью проходит это испытание, и сам грозный Пугачев поражен его смелостью и прямотой: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».

Наконец, последним испытанием Гринева стал суд и ложное обвинение в измене. Ему угрожает казнь, если он не оправдается; но он не рассказывает всего, чтобы не впутывать любимую девушку в судебное разбирательство. Снова перед лицом смерти он совершает свой выбор: и продиктован он не эгоистической заботой о себе, но любовью к другому человеку.

В своей повести «Капитанская дочка» Пушкин показал, как постепенно преображается личность его героя. От природы в нем заложено много достойных качеств, но подлинного раскрытия они достигают только в жизненных испытаниях, и мы видим, как легкомысленный юноша, почти мальчик, становится мужчиной, зрелым человеком, способным отвечать за свои поступки.



Статьи по теме: