Превращение хлестакова из маленького человека в большого. Сочинение на тему: нравственные и социальные пороки чиновничества в комедии н

Хлестакова сначала мы видим мелким помещиком, он должник, приехал в этот городок, не имея почти ни копейки. Он должен в трактире, он даже еду берет в долг, не платит за гостиницу и услуги. Самостоятельно он никогда бы не смог стать значительным лицом, добиться успеха в карьере, потому что он не задумывается о жизни, тратит в пустую деньги, у него нет определенной цели, он скитается в поисках приключений, даже здесь он хочет поиграть в карты и спрашивает, где бы это можно было сделать у городничего. Он ленив, почти ничего не хочет делать, привык занимать деньги и жить за чужой счет.

Хлестаков испуган приходом чиновника, начинает оправдываться, говорит, что не хочет в тюрьму, он думает, что к нему пришли из-за долгов, чиновник же понимает, что он ""ревизор"" не хочет прикрывать недостатки и будет очень придирчив, боится этого. Он не понимает ошибки городничего, если бы он это понял, то мог бы извлечь большую пользу для себя, но он не смог догадаться, что к чему. Ему повезло, что городничий был слишком испуган и не мог спокойно разобраться в том, кто есть кто, хотя он хорошо разбирался в людях и спокойно мог вывести его на чистую воду. Затем Хлестаков принимает извинения городничего, сам не понимая, зачем он ему все это рассказывает, он не противится обстоятельствам, течет по течению жизни. Далее Хлестаков осматривает город из любопытства, он удивлен, что к нему так хорошо относятся, и все показывают, сам городничий выступает в роли экскурсовода, его это не смущает. Потом, в доме городничего хвастается о своей жизни, врет с три короба и не краснеет, делает предложения дамам, пытается соблазнить их, спокойно берет взятки с многих жителей города, даже не понимая этого. Далее он пишет письмо, в котором всех высмеивает. Вот механизм превращения из маленького человека в значительное лицо. Он был никем и стал на некоторое время всем для данного города, все вокруг него бегали и путались угодить, не понимая, кто он есть на самом деле.

Хлестаков и Городничий зеркало друг друга, они очень похожи, Хлестаков недоглуп, придурковат, Городничий же недоумен, но умен по-своему. Жители города сами сделали из него значительное лицо, а он и не противился этому. Если бы Осип не поспешил бы уехать, его бы разоблачили, но ему удалось уехать безнаказанным, на его мете мог оказаться любой другой человек.

Иван Александрович Хлестаков – главное действующее лицо комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Это молодой двадцатитрехлетний человек, стройный и тонкий, поверхностный, без четкого представления о своем месте в жизни. По словам автора, таких людей окружающие считают пустышками, потому что они не способны отвечать ни за слова свои, ни за действия.

Хлестаков проиграл большую сумму денег. За неимением средств он ютится в скромном номере гостиницы уездного городка N. У него нет еды и чистой одежды. Тут его и обнаруживает городничий, думая, что тот на самом деле ревизор, инкогнито находящийся в городе.

Маленький человек

В Хлестакове Гоголь раскрывает образ «маленького человека», понимающего свою ничтожность в мире. Он занимает должность советника в канцелярии, получает скромнейшее жалованье. Но в мыслях, мечтах он видит себя человеком значительным, перед которым преклоняются, который живет красиво, которого обожают женщины, бегают за ним по пятам. Но такая жизнь не суждена для него.

Фантазии Хлестакова

Нельзя не отметить умение Ивана Александровича талантливо и беспрестанно врать и фантазировать. Его легкомысленность и поверхностное мышление производят впечатление человека «без царя в голове». Он не способен видеть последствий своих поступков, поэтому с легкостью вступает в авантюру с лжеревизором. Его не смущает обман, он постоянно врет о себе, выдумывая все новые невероятные факты из своей «роскошной» жизни. Утверждает, что на улицах его все узнают, что порой принимают за генерала.

Самое удивительное, что он сам начинает верить в свои глупые фантазии. Воображает себя большим писателем, главнокомандующим, общественным деятелем, приближенным к императору, чуть ли не самим государем.

«Ревизор»

Не чувствуя нисколько угрызений совести, Хлестаков занимает деньги у чиновников, осознавая, что вернуть их не сможет. Его нравственное воспитание позволяет ему ухаживать сразу за двумя женщинами – супругой и юной дочкой самого городничего. Причем и той, и другой он клянется в вечной любви, цитируя Карамзина, убеждает их в отсутствии границ для великого чувства.

Перейдя все границы дозволенного, Хлестаков по чистой случайности уезжает из города. Эта случайность является для Ивана Александровича счастливой, потому что в городе совсем скоро объявляется настоящий ревизор. Городничий и все чиновники города N узнают, что пригрели обманщика. Но больше всего они переживают из-за того, что Хлестаков всем теперь расскажет об их позоре.

Хлестаковы в России

В образе Хлестакова Н.В. Гоголь представил нам такое типичное для России того времени понятие как «хлестаковщина». Хотя, на мой взгляд, это явление актуально по сей день. И сегодня мы можем повстречать людей, овеянных аурой вранья, фантазии, легкомыслия, поверхностности и глупости. Самое страшное в них, что они стремятся выдать себя за тех, кем не являются, показывая тем самым крайнюю степень безответственности.

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь блистательно развенчал нравственные и социальные пороки чиновничества. Воровство, обман, взяточничество - вот далеко не полный список прегрешений людей, облеченных властью, не только во времена и не только в стране, описанных автором. Власть притягивает честолюбивых людей, но не всегда эти люди отличаются строгими нравственными принципами. Ведь так легко, обладая властью над огромной массой народа, переступить тонкую черту между правдой, справедливостью и подлостью, откровенным обманом.

Дружную семью чиновников в комедии воз­главляет городничий Антон Антонович Сквоз­ник-Дмухановский. Именно городничий первым сообщает своим подчиненным пренеприятнейшее известие о приезде ревизора. Эту новость он пред­варяет красочным описанием сна, как оказалось впоследствии, пророческого: «Сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные кры­сы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь». Эх, знал бы городничий, что со­зданные его воображением крысы скоро страш­ным кошмаром войдут в его жизнь.

Городничий довольно умен, чтобы трезво оце­нить ситуацию: «нет человека, который за собой не имел каких-либо грехов». Антон Антонович прекрасно понимает, что не все в порядке во вве­ренном ему хозяйстве. «Смотрите, по своей час­ти я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам», - дает рекомендации своим подчиненным городничий. Однако все его хлопоты касаются только внешней стороны вопроса: в больнице нет необходимых лекарств, больные содержатся в антисанитарных условиях, но городничий забо­тится о белых колпаках врачей. В системе обра­зования единственная проблема - неадекватное, на взгляд чиновников, поведение преподавате­лей. «Да, таков уже неизъяснимый закон судеб: умный человек - или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси», - вердикт городничего образованным людям. На окружаю­щую действительность городничий Сквозник-Дмухановский оказывает такое же влияние, как и обыкновенный сквозняк: и был ветерок, но вот его уже и нет.

Наиболее ярко чиновники проявляют свои душевные и моральные качества, встретившись с плутом Хлестаковым. Словно на исповедь, по очереди приходят они на аудиенцию к мнимому ревизору, стремясь купить себе индульгенцию.

Городничий, помимо всего прочего, еще и вор. Приходя в лавку купцов, он требовал подарков для жены и дочки. Но и этого ему мало: беззас­тенчиво грабил Антон Антонович купеческие лавки. Для тех, кто смел прекословить, городни­чий придумал своеобразное наказание: направ­лял в дом провинившегося целый полк солдат на постой. За взятку городничий готов был отпра­вить человека на солдатскую службу, разрушить семейное счастье, обречь на голодное существо­вание бедную слесаршу. Справедливостью город­ничий тоже не отличается. Не разобравшись в деле, не определив точно виновника происше­ствия, городничий приказал высечь унтер-офи­цершу. Не стоит говорить, что пережила женщи­на, во-первых, несправедливое наказание («так отрапортовали: два дня сидеть не могла»), во-вто­рых, моральные мучения.

Судья уездного суда, коллежский асессор Ам­мос Федорович Ляпкин-Тяпкин - «человек, про­читавший пять или шесть книг и потому несколь­ко вольнодумен». Как и все, судья берет взятки, не стесняется об этом открыто говорить. Доволь­но интересный диалог возникает между судьей и городничим. Ни тот ни другой нисколько не со­мневаются, что взятки брать можно. Только вот судья утверждает, что взятки берет исключитель­но борзыми щенками; «а вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да суп­руге шаль…», - намекает он на проказы город­ничего. Городничий же уверяет, что он верует в Бога, а потому отмаливает свои грехи в церкви: «Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в Бога не веруете; вы в цер­ковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церк­ви». Этот спор, несмотря на кажущуюся бессмыс­ленность, раскрывает причины существования взяточничества: пока чиновники будут руковод­ствоваться двойной моралью, пока в их головы не войдет твердая установка, что брать чужое - нехорошо, до тех пор будет существовать взяточ­ничество.

Почтмейстер, надворный советник Шпекин, по определению автора - «простодушный до наи­вности человек». Но что в самом деле кроется за его простодушием? Почтмейстер обожает чужие тайны, а потому без зазрения совести вскрывает письма: «Это я делаю не то чтоб из предосторож­ности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение».

Несколько слов следует сказать и о другом чиновнике, который невольно изобличил царя­щие в городе порядки. Господин Хлестаков, «мо­лодой человек… без царя в голове». Смысл жиз­ни Хлестакова состоял в том, чтобы как можно больше получить удовольствия. Он вел бесша­башную разгульную жизнь в столице: посещал театры, увлеченно играл в карты и транжирил денежки, присылаемые заботливым отцом. Увидев обратную сторону правления вершителей жизни и судьбы народа, произвол чиновников, наш ге­рой не предпринимает никаких решительных мер для исправления ситуации. Хлестаков равноду­шен не только к своей судьбе, но и к судьбе роди­ны. Он исправно набивает свой карман, благо представился подходящий случай. Выйдя из воды сухим, Хлестаков решает заняться литера­турой, ибо ему захотелось «наконец пищи для души».

Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы XIX века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитых комедиях «Недоросль» Д.И.Фонвизина и «Горе от ума» А.С.Грибоедова. «Ревизор» представляет собой глубоко реалистическое произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.
При описании этого мира Н.В.Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжений литературные приемы, позволяющие охарактеризовать своих персонажей, сделав это в занимательной и легко доступной зрителю и читателю форме.
На первой же странице мы узнаем, что фамилия частного пристава — Уховертов, а уездного лекаря — Гибнер. Отсюда читатель получает достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении к ним автора.

Кроме того, писатель дал краткие характеристики каждому из главных действующих лиц, которые помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: «хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно»; Анна Андреевна: «воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей»; Хлестаков: «без царя в голове», «говорит и действует без всякого соображения»; Осип: «слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет»; Ляпкин-Тяпкин: «человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен»; почтмейстер: «простодушный до наивности человек».

Речевые портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, «совершенная свинья в ермолке».

Основным литературным приемом, которым пользуется Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола. В качестве примера можно привести и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития действия, начиная с рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломину, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая «сама себя высекла», и Бобчинский, просящий довести до сведения императора, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский», и многое другое.
Кульминация и следующая за ней развязка наступают очень резко. Письмо Хлестакова дает событиям такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для Городничего гораздо более неправдоподобным, чем все фантазии Хлестакова.

Городничему, по всей видимости, придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, ни удар настолько силен, что наступает нечто вроде прозрения: «Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего...». «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» — бросает он в лицо чиновникам и в зал. Наделив Городничего сарказмом, Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии.
В немой сцене стоят, как громом пораженные, обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, «маленьких воришек для удовольствия больших». Пафос немой сцены как-то не вяжется с общим духом комедии.
Комедия «Ревизор» сразу же стала одним из самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником пьес Островского. Император Николай I так сказал о ней: «Всем тут досталось, а мне — больше всех».

Появление в 1836 году комедии «Ревизор» приобрело общественно важное значение не только потому, что автор критиковал и высмеивал пороки и недостатки царской

России, но и потому, что своей комедией писатель призывал зрителей и читателей
заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях. Гоголь не разделял идеи революционного переустройства общества, но он свято верил в очищающую силу смеха, верил в торжество справедливости, которая непременно победит, как только люди осознают всю гибельность дурного. Итак, в своей пьесе Н. В. Гоголь ставит перед собой цель — «смеяться сильно» над всем, что «достойно осмеяния всеобщего».

В комедии «Ревизор» местом действия автор избирает маленький провинциальный городок, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Героями пьесы Н. В. Гоголь делает городских чиновников и «лицо фантасмагорическое», Хлестакова. Основной конфликт, на котором построена комедия, заключается в глубоком противоречии между тем, чем занимаются городские чиновники, и представлениями об общественном благе, интересами жителей города. Беззакония, казнокрадство, взяточничество — все это изображено в «Ревизоре» не как индивидуальные пороки отдельных чиновников, а как общепризнанные «нормы жизни», вне которых власть имущие не мыслят своего существования. У читателей и зрителей же ни на минуту не возникает сомнения в том, что где-то жизнь проходит по другим законам. Все нормы отношений между людьми в городе «Ревизора» выглядят в пьесе как повсеместные. Откуда, к примеру, у чиновников такая уверенность в том, что приехавший из Петербурга ревизор согласится принять участие в обеде у городничего, не откажется брать явные
взятки? Да потому, что они знают это по опыту своего города, а так ли уж сильно он
отличается от столицы?

Гоголя занимают не только социальные пороки общества, но и его нравственное, духовное состояние. В «Ревизоре» автор нарисовал страшную картину внутренней разобщенности людей, способных объединиться лишь на время под воздействием общего для всех чувства страха. В жизни людьми руководит высокомерие, чванливость, угодничество, стремление занять более выгодное место, устроиться получше. Люди утратили представление о подлинном смысле жизни. Можно грешить, достаточно лишь, подобно городничему, каждое воскресенье исправно посещать церковь. Скрыть истинную сущность своих действий чиновникам помогает и фантастическая ложь, которая во многом сродни хлестаковской. Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками и называет это «совсем иным делом». В больницах города люди «выздоравливают как мухи». Почтмейстер вскрывает чужие письма лишь потому, что «смерть любит узнать, что есть нового на свете».

Огромной творческой удачей писателя можно считать и образ Хлестакова, которого автор не случайно считал главным героем произведения. Именно Хлестаков наиболее
полно выразил суть эпохи, в которой отсутствует нормальная человеческая логика, в которую о человеке судят не по его душевным качествам, а по его общественному
положению. А чтобы занять высокое положение, достаточно лишь случая, который выведет тебя «из грязи в князи», не надо прилагать никаких усилий, заботиться об общественном благе.

Таким образом, можно утверждать, что, выведя в комедии обобщенные типы людей и отношений между ними, Н. В. Гоголь смог с огромной силой отразить в произведении жизнь современной ему России. Вдохновляемый идеями высокого призвания человека,
писатель выступил против всего низкого, порочного и бездуховного, против падения
общественных норм и человеческой морали. Огромное общественное значение пьесы
заключается в силе ее воздействия на зрителей, которые должны осознать, что все
виденное ими на сцене происходит вокруг них и в реальной жизни.



Статьи по теме: