Серж танкян - обратная сторона.

В среду, 5 июля, на московской Арене ЦСКА в рамках фестиваля Park Live выступит американо-армянская метал-группа System Of A Down. Ее фронтмен приехал в Россию не только ради концерта - он направился на «Мосфильм», где идет работа над историческим фэнтези-боевиком «Легенда о Коловрате». Серж - автор музыки к этой картине. встретилась с Танкяном, чтобы расспросить его о работе над российским фильмом. О System Of A Down он предпочитает не говорить.

«Лента.ру»: В ваших предыдущих работах для кино - музыке к фильмам «1915» и «Последний житель» - вы использовали армянскую мелодику. И вот лента о русской истории, битве рязанцев с Батыем. Похоже, вам пришлось обратиться к русским музыкальным традициям, работая над «Коловратом»?

Танкян: У нас с продюсером картины Джаником Файзиевым была большая беседа о том, сколько этнических мотивов должно быть в этой моей работе. Он прежде всего хотел такой эпический оркестровый саундтрек, потому что это все-таки экшен. Я согласился, что это было бы круто. Элементы рока привнести было бы тоже неплохо, потому что в жестких сценах это самое то.

Но я также попытался почувствовать особенности русской народной традиции. Я слушал русскую народную музыку и раньше - не так много, но все же. А тут я начал изучать, искал в сети, на YouTube, стараясь найти старинные песни. Не для того, чтобы скопировать что-то, а для того, чтобы понять общий эмоциональный пейзаж, гармонии, переходы. Когда я сочинял, я держал в уме русскую историю. И каким-то образом эти вещи пришли ко мне: хор, народные инструменты. Но мой саундтрек сделан по-современному, не в ультратрадиционном ключе.

Слушали ли вы русских композиторов, таких как Римский-Корсаков, Чайковский, Свиридов?

Конечно, я слушал Шостаковича и многих других. Но я на это особо не полагался. Когда я начинаю работу с оркестром, я все делаю по-своему. Я двигался скорее от народных песен. Я очень хотел сделать кавер-версию песни Высоцкого для финальных титров, но что-то как-то не вышло. Он один из моих любимых артистов… он русский король-бард, понимаете? Но, на мой взгляд, что-то не клеилось, хотя я большой его фанат. В общем, благодаря этому фильму я начал слушать много русской музыки, а также монгольской и даже китайской. Мне нужно было как-то проникнуть в это ментальное пространство. Поэтому-то мне так нравится работать над музыкой к фильму. Каждая картина - возможность заглянуть в историю, а также изменить свою музыкальную динамику, найти что-то новое. Это позволяет мне расти как композитору.

А как вы вообще пришли к музыке для кино? У вас и так довольно многообразная жизнь: вы и симфонии пишете, и джаз играете, не говоря уже о System Of A Down.

Желание заниматься саундтреками одолевало долгие годы. У меня ушло много времени на то, чтобы стать достаточно опытным для этого дела. Это совершенно другой мир, нежели тот, что был в группе, где мы писали альбомы, ездили в тур и так далее. Тут ты должен до определенной степени погрузиться в мир классики. В 2009 году, когда я сделал симфонию Elect The Dead, и это была моя первая возможность переложить мои песни для оркестра. С тех пор я написал симфонию Orca, поездил по миру, сыграл две тысячи шоу с оркестром. И это постепенно настроило меня на кинематографический лад.

Последние семь-восемь лет мне хочется заниматься именно кино. Первый мой опыт, как вы упомянули, был «1915», затем - «Последний житель», а потом непосредственно перед тем, как приступить к «Яростному» (так в западном прокате будет называться «Легенда о Коловрате» - прим. «Ленты.ру» ), я написал музыку к ленте «Намерение разрушать». Это очень мощная документальная картина Джо Берлингера об отрицании геноцида армян. Ее премьера прошла в апреле на фестивале Трайбека.

За последние семь месяцев я работал над двумя фильмами и хочу, чтобы работы было гораздо больше. Я чувствую, что сейчас это мое главное направление как артиста. Это дает мне новые территории для исследования, новый материал для изучения, новую музыку.

Записывая темы для этого фильма, я работал с исполнителями на народных инструментах, мастерами горлового пения из Тувы, с живым оркестром, да и сам сыграл на множестве инструментов. Это куча всего: взаимодействие с людьми, игра, репетиции, сведение, монтаж. Я столько всего выучил нового!

Трейлер фильма «Легенда о Коловрате»

Что труднее - работать с таким огромным составом музыкантов или быть в рок-группе из четырех человек? С одной стороны, оркестр большой, но он играет то, что ему скажешь, а в System Of A Down небось приходится много спорить - у каждого свое мнение, каждый сам себе звезда?

Это совершенно различные стихии. В первом случае, как вы сказали, люди просто исполняют то, что ты написал, они реализуют то, что ты хочешь сказать как композитор. А второе - это сотрудничество. Это разные истории, и нельзя сказать, что одно дается труднее, а другое легче.

Как вы сами говорите, с 2009 года вас все больше и больше влечет к оркестровой форме. Знаете, некоторые люди недоумевают, зачем вам все эти оркестры и десятки инструментов, когда есть гитара, бас, ударные и электроника с ее почти безграничными возможностями.

Ну, если артисту нужно делать одно и то же в сотый раз на тех же инструментах, искусство было бы скукотищей.

Что вам наиболее важно в киномузыке?

Главное - то, что требует фильм. То, чего хочу именно я, в данном случае неважно. То есть важно, но до некоторой степени - твоя оригинальность ценна в той степени, в которой она идет на пользу фильму.

Мне нравится разнообразие этого занятия. Вот, например, предыдущий фильм - «Намерение разрушать» - он совершенно отличался от того, что я делаю сейчас. Там было множество современных технологий и живые инструменты: уд, дудук. То есть это была очень современная музыка и при этом с сильной традиционной армянской темой. «Легенда о Коловрате» - это эпическая оркестровка. А «Последний житель» - это такой скупой, минималистичный эмбиент плюс этника.

Лучшим для меня было бы иметь возможность переключаться с такого мощного звукоряда на камерное звучание - фортепиано и квартет, затем электроника, джаз, рок и так далее.

Для меня идеально быть разнообразным. То же самое с альбомами, которые я записываю: тут и тяжелый звук, и джаз, и фьюжн и прочее. По сути, я просто продолжаю делать то, что и так делал бы, - просто теперь делаю это для фильмов.

Вы политически активный человек. Ваша семья в свое время переселилась из Ливана в США. Думаю, проблема мигрантов - одна из самых актуальных мировых проблем - вам близка?

Это сложная тема. Прежде всего мы всегда должны искать корень, причину, побуждающую людей мигрировать. Война, игры милитаристов или что-то другое. Конечно, каков бы ни был ответ, мы вынуждены иметь дело с миграцией. Мы видели смертельные последствия того, что в страны попадают люди, которых недостаточно хорошо проверили. Но моя история как иммигранта (я живу в Штатах с 1975 года) - пример того, что иммигранты могут быть полезны стране, в которую они переселяются.

В целом я считаю миграцию хорошим явлением, а что касается частностей, то государство должно проверять и оценивать тех, кто въезжает. Нет ничего плохого в подобной оценке. Страна только выиграет, принимая людей, которые хотят жить в открытом обществе, которые хотят хорошее будущее для своих детей. Они принесут этой стране хорошие плоды. Но нужно набраться терпения, чтобы увидеть эти плоды - они не вырастут за одну ночь. И среди них всегда будут гнилые. В Европе говорят, что мигранты совершают преступления. Но коренные жители тоже совершают их. В Штатах, где не так много беженцев, большинство преступлений совершают коренные жители - как правило, тупые владельцы оружия. Это преступления на почве ненависти, расизма, страха или ментальной нестабильности.

Проблема с мигрантами сложная, но на нее надо смотреть здраво и не позволять себе впадать в радикализм. Потому что это как раз и является целью всех радикальных организаций - радикализировать открытое общество. И если проблема мигрантов подталкивает тебя к такому состоянию, значит, они добились своего.

21 августа 1967 года родился Серж Танкян американский музыкант армянского происхождения. сайт вспоминает интересные факты о харизматичном вокалисте System of a Down, композиторе и мультиинструменталисте, поэте и политическом активисте.

Серж Танкян родился в столице Ливана – Бейруте, в армянской семье. В возрасте пяти лет Серж вместе со своими родителями переехал в Лос-Анджелес, Калифорния. Посещал двуязычную армянскую школу Rose and Alex Pilibos, в которую в разное время ходили участники System of a Down Дарон Малакян и Шаво Одаджян.

Музыкальный путь Сержа Танкяна начался сравнительно поздно – только в 20 лет он начал заниматься музыкой серьезно. Прежде чем стать профи, он успел позаниматься торговлей, программированием и создать собственную компанию по разработке программного обеспечения. Юноша даже готовился поступить в юридическую школу, однако его стукнуло озарение – это не его путь.

Серж Танкян рос на совершенно разной музыке: роке, панке, хип-хопе, дэт-метале. Он слушал армянскую, арабскую, греческую, итальянскую, французскую и английскую музыку. Можно сказать, что Танкян воспринимал лучших представителей разных жанров и поглощал разные стили, которые в итоге и вылились в синкретическую музыку System of a Down и других его проектов.

Танкян очень любит Новую Зеландию, где у него есть свой дом. Там он отдыхает от пристального внимания прессы и поклонников.

У музыканта была собака породы хаски, которую звали Боуи за разный цвет ее глаз. Прожив долгую и насыщенную жизнь, Боуи умер в возрасте 14 лет. Да, кстати, Танкян - активный борец за права животных.

Танкяна весьма заботят вопросы человеческих прав и социальной справедливости. Темами его песен часто становятся терроризм, перенаселение, геноцид, проблемы окружающей среды, американской политики и т.д.

В 2002 году вместе с музыкантом Томом Морелло (Rage Against The Machine, Audioslave) Серж основал некоммерческую организацию «Ось справедливости» (Axis Of Justice). Ее цель - объединить музыкантов, любителей музыки, а также гражданских активистов на местах для борьбы за социальную справедливость. «Ось справедливости» ежемесячно выпускает радиопередачи с обсуждением злободневных политических и общественных событий. Российские слушатели могут скачать записи программы с официального сайта проекта.

Серж Танкян и члены System of a Down снялись в фильме «Кричащие» (2006), посвященном проблеме признания геноцидов и причинам их возникновения. В фильм включены интервью с пострадавшими и их родственниками, в том числе свидетельства деда Танкяна, который выжил в геноциде армян в 1915 году. Борьба за признание Турцией своей вины в трагедии и возмещение ущерба семьям пострадавших – одно из направлений деятельности Сержа Танкяна.

Таланты Сержа Танкяна простираются широко. В 2011 году вышел рок-мюзикл «Прометей скованный», поставленный на музыку Сержа. А в июне 2013 года Танкян представил два своих новых альбома: настоящий симфонический - “Orca”, и джазовый "Jazz-iz Christ". Музыкальное видео на композицию "Distant Thing" с джазового альбома Танкян снял на свой мобильный телефон, а затем сам смонтировал и выпустил. Музыкант, кроме того, выпустил два поэтических сборника: "Cool Gardens" и "Glaring Through Oblivion". Его последний на сегодня проект, Fuktronic, относится к электронной музыке.

Еще одно увлечение Сержа Танкяна – проект под названием “Disarming Time Musical Paintings”. Он сочиняет музыкальнее произведение, под его впечатлением рисует картину, а затем встраивает в ее раму динамики и плейер. Таким образом, музыка и живопись воспринимается как единое целое. Одна из картин Танкяна представляет полотно, забрызганное яркими пятнами краски, на котором изображены часовые циферблаты на нотном стане, положение которых отображает первые ноты мелодии.

Согласно исследованию сайта Vintage Vinyl News, Танкян обладает умеренно-высоким и разнообразным вокальным диапазоном не только в метале, но и в популярной музыке. Его диапазон составляет 4.2 октавы. Согласно данным сайта, таким же диапазоном обладают (или обладали) Элвис Пресли, Стивен Тайлер и Энтони Кидис.

Серж Танкян относит себя к пескетарианцам. Это люди, которые не употребляют в пищу плоть теплокровных животных. Пескетарианцы могут употреблять растительную пищу, яйца, молоко, а также рыбу и моллюсков.

В ответ на вопрос о своих религиозных воззрениях Танкян однажды сказал, что он придерживается той же религии, что и «вон то дерево. Это смесь идей коренных американцев, буддистов и трансцендентных идей. Мне нравится думать о земле, как о матери. Мне нравится думать о небе, как об отце. Бог был использован по неясным причинам.

В марте 2017 года, к удивлению многих, Серж Танкян поднялся на сцену во время лос-анджелесского концерта, посвященного сериалу «Игра престолов». Он исполнил зловещую композицию "The Rains Of Castamere", являющуюся темой Дома Ланннистеров. По мнению большинства очевидцев, его исполнение по всем пунктам превзошло оригинальную версию, записанную для саундтрека группой The National.

В интервью британскому изданию The Times Танкян признался, что его любимый жанр в кино – фильмы ужасов. Его любимая картина – величайший, по мнению Сержа, фильм ужасов «Омен» 1976 года.

Дверь открывает стройный молодой человек с умными глазами, в джинсах и кедах. «Здравствуйте, - протягивает он руку, - как же я рад, что наконец буду выступать в России».

Серж Танкян, каков он в обычной жизни, мало похож на Сержа Танкяна - музыканта. В сценическом образе лидера группы System of a Down есть что-то неисправимо шутовское - опереточные усы и белый цилиндр, аффектированная мимика, кажется, что он изображает злодея из немого кино. В жизни же его можно принять за студента-старшекурсника - он выглядит гораздо моложе своих лет, он чист и свеж, будто только что из библиотеки, и несмотря на то, что до концерта во французском городе Бурже остается ровно полчаса, на столе только минералка.

Почему-то кажется, что в гримерке группы System of a Down обстановка была несколько более… скажем так, живой - но группы System of a Down уже нет: самая странная и парадоксальная хеви-металлическая группа последних лет, четыре американских армянина, игравших невероятно изобретательную, захватывающую дух, как на американских горках, музыку, разошлись, не объявив о распаде, и друг о друге предпочитают не говорить. Танкян первым выпустил сольный альбом «Elect the Dead», возможно, чуть более прямолинейный в смысле музыки - хотя страсть, странность и запрятанные в гитарное мясо армянские мелодии остались при нем. И это еще что: Танкян рассказывает, что для следующей пластинки репетирует сейчас с джазовым оркестром, а попутно пишет музыку к спектаклю по трагедии Эсхила «Прикованный Прометей», а попутно сочиняет музыку для кино, а попутно…

Танкян, конечно, странный музыкант. Рок-звезда с ярко выраженной политической позицией - это для западного мира скорее нормально, но рок-звезда, которая собственно занимается политикой, вот тут не очень понятно, как у Танкяна на это хватает времени. Меж тем с 2002 года у него на паях с Томом Морелло из Rage Against the Machine существует организация Axis of Justice: они устраивают концерты в помощь бездомным, собирают одежду для жертв стихийных бедствий, пишут петиции за международное признание турецкого геноцида армян, ведут радиошоу, в котором разговаривают о кризисе капитализма с . Да и сам альбом «Elect the Dead» - это такой развернутый политический манифест. Я представляю, как это все выглядело бы, живи Танкян не в Лос-Анджелесе, а в Москве - и тут Танкян прерывает рассказ про Axis of Justice и говорит: «Вот возьмем Путина. Это же очень умный человек, он действительно консолидировал страну. Ельцина нигде серьезно не воспринимали, он позволял олигархам растаскивать Россию на кусочки - а Путин собрал распадающееся государство, сделал страну сильной. Уважаю. Но все это хорошо до той поры, пока ты не отбираешь у людей свободу слова и собраний. Нация в конечном счете - это совокупность независимых, свободных людей».

«Нация» - еще одно ключевое слово: Танкян прекрасно понимает, откуда он родом, и сознательно подчеркивает свою армянскость. Сам он родился в Бейруте, но все его бабушки и дедушки - из тех армянских районов, что находятся на территории Турции. Танкян рассказывает, что уже дважды бывал в Ереване и даже дружит с тамошним бардом Рубеном Ахвердяном - даже дико, что лидер группы System of a Down употребляет в речи выражение «советская бардовская традиция». Я рассказываю Танкяну, в какой ажитации находится армянская диаспора перед его концертом, - в конце концов, это единственный человек, который появлялся на обложке журнала New Musical Express и журнала «Ереван» - и что в одном из его клипов разглядели флаг Армянской ССР, и…

«Не было такого, - говорит Танкян. - Я, конечно, уважаю флаги, но с ними связано множество зла. Флаги - это национализм, войны, этнические чистки. Когда происходит стихийное бедствие - оно смотрит, какой над страной флаг? Когда летят перелетные птицы - они, что, на флаг ориентируются? Все в природе говорит нам: границ не существует, национальные государства придуманы людьми, флаги - это бессмыслица. Это одно из человеческих изобретений - такое же, как время. И оно отомрет тогда, когда цивилизация исчезнет».

Танкяну определенно пора на сцену, но меня как раз разобрало любопытство - а когда, собственно, цивилизация исчезнет? Сколько времени осталось до того, когда времени больше не будет? Концерт-то успеем посмотреть? «Да, в общем, все уже, - вздыхает Танкян. - Время пришло. Вот посмотрите - два графика: население планеты растет с той же скоростью, с какой истощаются природные ресурсы. Эти графики направлены в разные стороны, невозможно свести их в одну точку. Не существует научно обоснованного способа поддерживать существование этой цивилизации хоть сколько-то долгий срок. Мы живем в конце времен. Это научный факт».

Серж Танкян: «Не могу понять, почему многие артисты так боятся записывать музыку в другом жанре»

На московский концерт Сержа Танкяна в «Крокус-Сити Холле» уже почти не осталось билетов. У тех, кто не успеет купить билет на 27-е сентября, еще есть шанс застать кумира в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге на следующий день. Тем временем, главный армянин мира рока поговорил с российским RS о своих многочисленных новых альбомах, взглядах на вечные проблемы и реанимации российской поп-сцены.

System of A Down сыграли всего несколько концертов этим летом, один из которых пришелся на фестиваль «Кубана». Откуда такая избирательность, и почему Россия?

На самом деле мы отыграли 15 концертов, начиная с Лос-Анджелеса и заканчивая Миланом. В основном это были фестивали, как «Кубана» в Анапе. Место и время проведения фестивалей обычно определяют наш маршрут.

Пока не было никаких намеков на новый материал. Совсем ничего не происходит, или же что-то все-таки готовится?

Я не уверен, действительно ли прессу так легко запутать или же пресса сознательно использует обфускацию ради нагнетания обстановки. Мы будем записывать новый альбом, но пока его нет в нашем расписании.

Вы невероятно плодовиты как сольный исполнитель. 4 альбома за 3 года, и не сбавляете темп. В чем секрет?

Я люблю музыку. Независимо от жанра или стиля, я следую за музой и создаю то, что должен, как артист. Я не жду, что всем, кто любит System или даже рок-альбомы «Elect the Dead» и « », понравится симфония «Orca» или «Jazz-iz-Christ», наш новый джаз-альбом. Я не могу понять, почему многие артисты так боятся записывать музыку в другом жанре, чтобы не спугнуть или не запутать своих слушателей. System of a Down изначально следовала только своим музыкальным интересам.

«Harakiri», «Orca» и «Jazz-iz-Christ» сильно отличаются друг от друга. Как насчет «Fuktronic»?

«Fuktronic» - моя совместная работа с Джимми Юринджером из Mindless Self Indulgence. Это электро-проект о британском гангстере в духе фильмов Гая Ричи, но с некоторыми неожиданными поворотами. Мы работаем с несколькими разработчиками над созданием анимационной истории к релизу альбома. Роли озвучивали несколько наших очень крутых друзей.

Вы ярый борец за права человека. Весь мир сейчас обсуждает новые законы, принимаемые в России, в частности против пропаганды гомосексуализма. Какова ваша позиция?

Законодательство в России, направленное против так называемой гей-пропаганды (что бы это ни значило) в присутствии несовершеннолетних - это ящик Пандоры, наполненный всевозможными нарушениями прав членов ЛГБТ-сообщества.

Все мы знаем, что коррупция побеждает и в зале суда, и на улице, так кто может поручиться, что гомофобы не будут злоупотребять властью? Я считаю, что спорстмены из ЛГБТ-сообщества и все участники Олимпийских Игр в Сочи, кому не по себе от сложившейся ситуации, должны заявить о своей позиции или отказаться от участия в соревнованиях независимо от заверений российского правительства. Это их прерогатива, их способ самовыражения и это достойно уважения. Даже если его и поддерживает население России, это закон топчется на правах других людей и должен быть пересмотрен или отменен. Часть проблемы - опыт и образование. Во многих регионах России, как и во многих регионах Америки, люди не привыкли жить рядом с членами ЛГБТ-сообщества.

Из-за этого появляется страх. И тезис, что ЛГБТ-сообщество пропагандирует гомосексуализм детям, фактически неверен. При этом я не люблю, когда американцы или люди из других стран используют это как геополитическое оружие против России, в то же время продолжая спокойно вести дела с другими странами, где ситуация с ЛГБТ-сообществом еще хуже (Саудовская Аравия, Катар, и так далее).

Тяжелая музыка испытывает постепенное падения спроса по сравнению с началом века. У вас достаточно преданных фанатов, но что ждет группы помоложе?

Я не знаю, что ждет фанатов музыки в целом в будущем. Не думаю, что вообще кто-то знает наверняка. Музыкальная индустрия изменилась очень быстро и превращается в сервис потоковой подписки и коллекционный рынок.

Кто-то мне сказал, что рок музыка живет циклами по 7 лет, так что мне интересно, когда же начнется следующий цикл… (смеется)… Все массовые музыкальные предпочтения цикличны.

Недовольство и желание бороться против нежелательных обстоятельств и несправедливости - один из главных двигателей вашей музыки. Изменились ли цели и задачи за последние 15 лет?

Это очень хороший вопрос, я как раз об этом размышлял вчера. Справедливость - высочайший моральный принцип, на котором базируются все остальные человеческие принципы. Она движет мною еще с тех пор, когда я не занимался музыкой.

Лицемерное непризнание Армянского Геноцида ради политического ублажения Турции со стороны так называемых демократов в США и Великобритании только усилили мое желание бороться за справедливость на всех фронтах: политическом, экономическом, социальном, экологическом, и т. д.

Темы меняются, сейчас актуальна Сирия и вероятная интервенция, но задача искать истину и стараться сделать мир лучше через искусство остается неизменной.

С вашей любовью к эпической музыке, часто ли к вам обращаются с просьбами написать саундтрек к фильму?

Я написал музыку для ряда фильмов и компьютерных игр. Среди прочих - «Глюки» Уильяма Фридкина, я стал одним из со-авторов саундтрека.

Сейчас заканчиваю музыку для большой научно-фантастической игры для айпэда, она называется «Morningstar». Также, я работаю над несколькими интересными фильмами, которые пока в процессе съемок. Я с удовольствием берусь за такие проекты, потому что это всеобъемлющее искусство, в котором задействуются практически все органы чувств. Поэтому я и начал создавать картины со встроенной музыкой, соединяя живопись и музыку. Мы называем это Музыкальными Картинами, Обезоруживающими Время. Наша первая выставка откроется в Голливуде 14 ноября.

Активно следите за армянской музыкой? Есть ли артисты, к которым стоит приглядеться?

Слежу, но не так пристально, как хотелось бы, из-за постоянных поездок. В Армении процветает музыкальная индустрия, те же Dorians, которые участвовали в Евровидении. Много сольных исполнителей, поющих традиционные песни - например, Ева Рейес.

«Axis of Justice» еще живы?

Да, наша радиопередача уже пятый год выходит, люди могут скачать подкаст с нашего сайта www.axisofjustice.net. Это также отличный ресурс для альтернативных новостей. За эти годы мы организовали много концертов и собрали деньги для многих благотворительных организаций. «Axis» работает объединяющим фактором для наших с Томом Морелло усилий.

Вы все еще живете в Голливуде? Где самая приятная атмосфера в Калифорнии?

Мы живем между пригородом Лос-Анджелеса и пригородом Окленда в Новой Зеландии. Но последнее время все больше в Новой Зеландии, это уникальная страна.

Моя любимая часть Лос-Анджелеса - дом моих родителей, где готовят самую вкускную армянскую еду на планете. Многим нравится Сильверлейк или Санта Моника или Венеция, смотря у кого спросите. Полно крутых мест.

Популярная музыка способна призвать к коллективным действиям? В России у нас не хватает политически активных рокеров, так что люди до сих пор ищут вдохновения в советском роке. Может быть, ваша песня на русском поможет?

(Смеется) Я не знал, что у меня есть песня на русском… Может, вы переведете одну? Я все еще верю, что искусство способно менять мир к лучшему. В Советском Союзе даже немногие борцы за правду вроде Высоцкого были всеми уважаемы, включая представителей власти. Удивительно, что таких исполнителей сейчас в России практически не осталось. Музыка и искусство позволяют нам вырваться за рамки человеческого тела в мир лучшей визуализации. Они могут быть и шипами, и розой.

System of a Down и вы лично очень популярны у нас в стране - это позволяет вам транслировать какие-то вещи напрямую в сознание слушателей. Может вы, Серж, знаете, как улучшить нашу поп-сцену? Есть какие-то готовые методики?

Ох, сейчас вы мне льстите. Я ценю любовь поклонников и друзей из России, но я представления не имею, как улучшить местную музыкальную индустрию. Нужно начинать с доморощенных артистов, как в Сиэттле в эру гранджа или эру ню-метала в Лос-Анджелесе. И концепт или атмосфера, честная, актуальная и непохожая на других.

Нам кажется, вы разбираетесь в вегетерианской кухне. Был ли у вас удачный «вегетерианский опыт» в России? Что думаете о политике многих летних фестивалей, отказавшихся от продажи мяса и заинтересованных в увеличении вегетерианских точек?

Я никогда не указывал людям, чем питаться, это должен подсказывать сам организм. Однако, учитывая ситуацию с разведением животных и климатическими изменениями, неплохо иметь и точки с легкой пищей.

В России постоянно ем всякие салаты, икру и блинчики (смеется).

У ваших фанатов еще остался запал со времен ню-метала? На вашем сольном концерте в Москве мы видели армянских бабушек и дедушек. У вас есть песни специально для них? И вообще, вы думаете о пожилых поклонниках?

Песня, которую я записал со своим отцом - «Bari Arakeel» - отлично им подойдет. Это армянская песня о сравнении птицы с Родиной, написанная еще в советские времена. Она подразумевает, что страна должна быть свободной, как птица. В то время за такую песню могли посадить. К ней есть и видео:



Статьи по теме: