Нравственные и социальные пороки чиновничества в комедии н. в

Н. В. Гоголь рассматривал театр как трибуну, с которой можно «целой толпе, целой тысяче народа за одним разом» прочитать «живой, полезный урок». «Ревизор» - это общественная комедия, события в которой рассматриваются в масштабах уездного города, «от которого хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», представляющего собой типичный образ русских уездных городов.

Для проезжих, а особенно для важных, значительных персон, в нем царит благополучие: «...улицы выметены, во всем порядок, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало...» Но это созданный городничим и его подчиненными мираж, за которым скрывается истинная жизнь города, построенная на ложной морали. Взятки, обман, воровство на службе, даже чтение почтмейстером чужих писем считаются нормой, а городничего называют умным, ибо «он не любит пропускать того, что плывет в руки». Существует даже некая иерархия взяточничества, согласно которой нельзя «брать не по чину». Каждый чиновник, как и принято, «радеет о своих выгодах », не желая честно исполнять служебный долг. В городе царит беспорядок в государственных учреждениях. Так, судья Ляпкин-Тяпкин, человек, представляющий правосудие, отвечающий за жизни других людей, по своим же собственным словам, «даже не заглядывает в докладные записки - только рукой махает». Он берёт взятки «борзыми щенками», так как увлекается охотой. Попечитель богоугодных заведений Земляника ворует казённые деньги, у него больные «выздоравливают, как мухи». Смотритель училищ Хлопов труслив до абсурда. Мздоимство, беззаконие, внутренняя пустота, невежество – те пороки, которые обличает Гоголь в образах городских чиновников.

Мнимую идиллию уездного города, нарушает страшное известие - приехал ревизор. В суматохе перепуганные чиновники, старающиеся создать видимость порядка и своей честности, принимают за инкогнито проезжего петербургского регистратора, оказавшись сбитыми с толку его самоуверенностью и манерой поведения типичного столичного чиновника. Мнимый ревизор Хлестаков - такой, каким он представляется чиновникам города. Хлестаков, «находящийся на дружеской ноге с Пушкиным», имеющий один из самых знаменитых домов в Петербурге, «где собираются князья и графы, а иной раз и министр», Хлестаков, «которого сам государственный совет боится», - фантом, призрак. Этому призраку и начинают всячески прислуживать и угождать чиновники, на которых лживые рассказы Хлестакова производят огромное впечатление именно потому, что Хлестаков – из Петербурга. Столица набрасывает тень на всю Россию. Петербург раздавил Хлестакова как личность. Будучи всего лишь регистратором, Хлестаков считает себя важной персоной и даже не удивляется повышенному вниманию и заботе чиновников, считая это в порядке вещей. Пустой, избалованный, склонный к болтовне и сплетням, жаждущий карьеры и успеха – таким предстаёт перед читателем Хлестаков.

Но мы видим, что идеалы мелкого петербургского чиновника и «отцов» уездного города одни и те же. Городничий, который, породнившись с «простым елестратишкой», радуется, что «сделался птицей высокого полета», мечтает «влезть в генералы». Судья Ляпкин-Тяпкин считает себя куда более достойным претендентом на эту должность, опять же питая иллюзии по поводу собственной значимости. Городничему, его жене и дочери все начинают оказывать мнимые почести, выражать лживую, неискреннюю радость, в душе завидуя им и проклиная их.

Карикатурные образы начинают выглядеть страшными, пугающими своей бесчеловечной сутью, немощью духа, внутренней пустотой. Недаром как прозрение звучат слова городничего: «Где я? Ничего не вижу… Ни одного человеческого лица… Вокруг только рыла, рыла…».

Самой большой опасностью Гоголь считает то, что попрание законов нравственных угрожает людям страшной бедой – расчеловечиванием человека, потерей божественной сути в человеке. Убога жизнь героев «Ревизора», убог их внутренний мир, они – настоящее скопище пороков.

Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор» .

Цели:

Методические приемы:

    Комментированное чтение Характеристика персонажей Выразительное чтение Составление таблицы Работа в группах

Оборудование:

Компьютер

Проектор

СД «Русская литература» Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Эпиграф:

Всемирное произведение, обнажающее жизнь современного человека до самых глубин.

…добродушные жулики из «Ревизора».

Владимир Набоков

«Сборный город всей темной стороны»

Ход урока

Организационный момент .

Мы с вами продолжаем изучать творчество. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим, какие пороки чиновничества разоблачает Николай Васильевич в своем произведении «Ревизор». Вспомним, что такое сатира, которым в совершенстве владел Гоголь.

Проверка домашнего задания .

Что было задано на дом?

Проверим выполнение домашнего задания

Слово учителя.

советовал читать пьесу просто, но с хорошим пониманием сути, главной линии ее внутреннего развития. Мы с вами последуем его совету, опираясь на его утверждение, что «лучший способ познать пьесу – это проследить: как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его поведение?» поэтому мы должны не просто читать, комментировать пьесу, а проследить за развитием драматического конфликта. При характеристике героев следует обратить внимание на замечания самого автора, на говорящие фамилии персонажей, их речевую характеристику, а также на внесценические персонажи.

А) выразительное чтение 1 явления 1 действия.

3. Новая тема.

Беседа.

Обычно, читая произведение, мы, читатели, обращаем внимание на время и место действия. Что можно сказать о времени и месте действия в комедии?

Уездный город удален от центров. Городничий замечает: «Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». (1 действие, 1 явление)

Время действия – 1831 год. Это можно определить со слов судьи. Он говорит, что 15 лет сидит на судейском ст явление), а в сцене с Хлестаковым докладывает: «С 816 года был избран на трехлетнюю службу по воле дворянства и продолжал должность до сего времени» -(4 действие, 3 явление).

В комедии «Ревизор» перед читателями и зрителями проходят чиновники, городские помещики, мещане, полицейские, купцы и крепостные… гоголь изобразил типичный для первой половины19 века небольшой уездный город с характерными для него чертами жизни: произволом местных властей, отсутствием необходимого контроля за порядком в городе, невежественностью его обитателей, грязью, неблагоустроенностью.

Б) рассмотрение таблицы «Чиновники уездного города»:

Имя чиновника

Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства

Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются

«Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо востро!.. не по чину берешь!». Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай». В немой сцене: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Занимается больше охотой, чем судопроизводством. Заседатель вечно пьян.

«Человек, прочитавший пять или шесть книг»; берет взятки «борзыми щенками». «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну»

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений

«Больные, как мухи, выздоравливают», кормят их прокисшей капустой, лекарств дорогих не употребляют

« Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»; «совершенная свинья в ермолке»; предлагает «подсунуть» ревизору взятку; доносит ему на других чиновников. «Человек простой: если умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет»

Лука Лукич Хлопов

Смотритель училищ

Учителя «имеют очень странные поступки»

Напуган частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что, а потому боится, как огня, всяких посещений; «Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».

Иван Кузьмич Шпекин

Почтмейстер

Дела в запустении, читает чужие письма, посылки не доходят

В «Замечаниях для господ актеров» внимание уделено далеко не всем персонажам. Почему?

Почему Бобчинского и Добчинского Гоголь характеризует вместе?

Какой прием использовал Гоголь при характеристике героев? (иронию и сатиру)

Давайте рассмотрим по словарю, что мы называем иронией? Что такое сатира? Юмор?

Юмор, -а, м. 1. понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

2. в искусстве:изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.

3. насмешливая, шутливяа речь.\\прилагательное юмористический,-ая,-ое.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

Сатира, -ы, ж. 1.Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

2. Обличающее, бичующее осмеяние

\\прилагательное сатирический, - ая,-ое. С. жанр, С. стиль

«Ревизор» - юмористическое или сатирическое, или ироническое произведение? Почему?

Знакомство с фрагментами из фильма «Инкогнито из Петербурга»

5Явление 1 действия, 2 действие 8 явление

Беседа по вопросам учебника .

Кого из чиновников больше всего беспокоит приезд ревизора и почему?

Городничего, потому что за ним много грешков. Много людей было им обижено, многих он притеснял.

Как обращаются чиновники к городничему? Только ли положение городничего выделяет его среди других?

Подобострастно, потому что он выше по чину и злопамятен, может отомстить.

Расскажите о порядках в городе и о тех распоряжениях, которые отдал городничий. Как вы оцениваете эти распоряжения?

Распоряжения, которые направлены на поверхностное скрытие непорядков. на самом деле проблемы и непорядки никуда не исчезают.

Почему Городничему до сих пор все сходило с рук?

Потому что он мошенник из мошенников, трех губернаторов обманул, умеет попользоваться где связями, где взятку даст

Как Гоголь передает лицемерную доброжелательность Городничего во время разговора с чиновниками? Почему именно так ведет с ними разговор?

Потому что он зависит от них на данный момент, боится, что они все расскажут ревизору

Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом ревизора?

(Говорят и о чистых колпаках для больных, и о ломке забора на главной площади, и о подметании улиц, по которой проедет ревизор, то есть все усилия направляются не на реальное исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности).

С какой целью городничий решает отправиться в гостиницу?

(Дальновидность, сообразительность Сквозника-Дмухановского не раз позволяли ему благополучно переживать разные «трудные случаи2, да еще и благодарность получать при этом. Он поступал обдуманно и расчетливо: если чиновник-ревизор скрывает свое имя и положение, если он хочет сохранить инкогнито, то торжественная встреча означала бы, что он узнан, а это вряд ли понравится петербургскому гостю.

Появляясь в гостинице, как заботливый хозяин города, чтобы узнать, «не терпят ли проезжающие неприятностей», городничий не только не нарушает инкогнито ревизора, но и предстает перед ним при самых выгодных обстоятельствах – в заботах об удобствах и благополучии горожан и случайных проезжих.

Посещение гостиницы создает очень удобные для городничего условия, чтобы разузнать о приехавшем и ознакомиться с ним без посторонних свидетелей.)

Развитие драматического конфликта

С начала комедии полноправным участником пьесы становится страх, возрастая от действия к действию и находя свое максимальное выражение в немой сцене. По меткому выражению Ю. Манна, «Ревизор» - это целое море страха».

Задание

Какие причины для страха имеет каждый чиновник? Найдите как можно больше разного рода проявлений страха в репликах героев и в авторских ремарках.

Примеры:

Городничий. Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отворится дверь и – шасть…

Бобчинский. …так он и в тарелку к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.

Лука Лукич. Я, признаться, так воспитан, что заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завязнул.

Амос Федорович. Ну, все кончено – пропал! Пропал!

Городничий (подходя и трясясь всем телом, силится выговорить). А ва-ва-ва-ва - … ва-.

Работа в группах

Попробуйте поставить себя на место этих героев в этой непростой ситуации. Прокомментируйте поведение героев в ходе диалога. Заполним таблицу. (2 действие, 8 явление)

Группа Городничего

Ремарки

Речи про себя

Говорит вслух

«Все рассказали проклятые купцы».

«Извините, я право не виноват»

«Вытянувшись и дрожа всем телом»

«О, тонкая штука!...»

Ну, слава богу, деньги взял

«Пожалуйте, не погубите…»

«нужно быть посмелее…»

«Благое дело изволили предпринять»

«С лицом, принимающим ироническое выражение»

Да, рассказывай! – не знал, чем заплатить!...»; «В Саратовскую губернию!...»; «Прошу посмлотреть, какие пули отливает…»

«Осмелюсь ли просить вас…но нет, я недостоин…»

Группа Хлестакова

Ремарки

Речи про себя

Говорит вслух

«Кланяется»

«Мое почтение…»

«сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко»

Да что же делать!...я не виноват…Я, право, заплачу…

«бодрится»

«В размышлении»

Я не знаю, однако ж, зачем вы мне говорите о злодеях или о какой-то унтер-офицерской жене

Почему у Хлестакова нет речи про себя? О чем это говорит?

Это говорит о том, что Хлестаков не играет. Он на самом деле боится и на самом деле ничего не понимает, что вокруг происходит. Он глуповат, пустой человек.

Объясните, почему Городничий, который «тридцать лет живет на службе», которого «ни один купец, ни подрядчик не мог провести», который «мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду», который «трех губернаторов обманул», сам обманулся на счет Хлестакова, в котором «вот просто ни на полмизинца не было похожего» на ревизора?

С каким намерением собрались чиновники в доме городничего на следующий день?

Какие детали указывают на то, что взятки – обычное дело для чиновников? (действие 4, явление 1)

    (Чиновники изыскивают наилучшую форму представления «ревизору» и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю. Они не сомневаются в том, что взятку нужно дать, вопрос лишь в том, как половчее ее подсунуть и сколько дать. Цель взяток весьма практическая: защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. К активным попыткам городничего «обезвредить» ревизора подключаются все чиновники. Чиновники убеждены, что ревизору необходимо «подсунуть» взятку, так, как это делается в «обществе благоустроенном», то есть «между четырех глаз… чтобы и уши не слышали…», - так считает Артемий Филиппович (1-ое явление,4 действие).)

Перечитайте 1-е и 2-е явления 5 действия и обратите внимание на поведение городничего.

(Поведение городничего напоминает поведение Хлестакова в минуты вранья. Он в состоянии самодовольства, успокоения, торжества. Все происшедшее он воспринимает как «богатый приз», вполне заслуженный им, его стараниями и усилиями. Упиваясь новым положением тестя крупного петербургского чиновника, городничий строит радужные планы будущего. Он оповещает весь город, что «выдает свою дочь не то, чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все!».)

Какие стороны характера раскрываются в городничем в сцене с купцами? (2 явление 5 действия). В чем комизм ситуации?

(Жесткость, ненависть к людям низшего сословия. Об этом говорит его речь: «Что, самоварщики, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские! Жаловаться? Что? Много взяли?» Городничий кичится своим дворянством, а сам участвует в расхищении казны вместе с купцами, бранится хуже извозчика, сыплет угрозами, как жандарм.)

«Приход купцов, - пишет Белинский, - усиливает волнение грубых страстей городничего: из животной радости он переходит в животную злобу… он пересчитывает Абдулину свои благодеяния , то есть напоминает случаи, где они вместе казну обкрадывали…»

В сцене разговора городничего с купцами выражен волчий закон мира мошенников.

Что лежит в основе взаимоотношений в чиновном мире?

(Презрение к низшим, угодничество перед высшими чиновниками – это основа бюрократической машины России. Это узаконенная государственная система создала, сформировала психологию чиновника. Разве можно было вести речь об истинном достоинстве человека, если чин значил все!)

в своей книге «Гоголь и театр» писал, что Сквозник-Дмухановский, опытный служака, «получил в наследство от отца и от окружающего мира следующее правило веры и жизни: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины, а для приобретения их – взяточничество , казнокрадство, низкопоклонство и подличанье перед властями, знатостью и богатством и скотская грубость перед низшими»

Итог урока

Давйте еще раз перечислим, какие пороки чиновничества разоблачает в своей комедии:

    взяточничество казнокрадство низкопоклонство и подличанье перед властями, знатостью и богатством скотская грубость перед низшими самоуправство произвол безнаказанность мошенничество подобострастие фантасмагория

Закрепление

Тест-тренажер№10 (СД)

Группа Городничего

Ремарки

Речи про себя

Говорит вслух

Группа Хлестакова

Ремарки

Речи про себя

Говорит вслух

Характеристика героев комедии «Ревизор»

Имя чиновника

Сфера городской жизни, которой он руководит

Информация о положении дел в этой сфере

Характеристика героя по тексту

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Артемий Филиппович Земляника

Лука Лукич Хлопов

Иван Кузьмич Шпекин

Пороки чиновничества,

разоблачаемые в комедии «Ревизор»

· взяточничество

· казнокрадство

· низкопоклонство и подличанье перед властями, знатостью и богатством

· скотская грубость перед низшими

· самоуправство

· произвол

· безнаказанность

· мошенничество

· подобострастие

Главным героем комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» стал смех. Работу над своим произведением Гоголь начал в 1835 году. Чуть позже состоялись две премьеры комедии в Москве и Петербурге. А работа над текстом комедии продолжалась вплоть до 1842 года.

Создавая комедию «Ревизор», Гоголь хотел не только обличить чиновничество с помощью смеха. Он мечтал, чтобы «Ревизор» заставил чиновников измениться. Именно для этой цели Гоголь изобразил всех чиновников в комическом виде. Писатель считал, что высмеивание отрицательных черт персонажей должно положительно повлиять на читателя и зрителя «Ревизора». Человек, обнаружив в себе эти пороки, должен был стремиться к их исправлению.

Анализирую современную ему литературу, Гоголь пришёл к выводу, что необходима комедия нового типа. Он был убежден, что комедия, построенная на любовном конфликте, изжила себя. В 30-ые годы 19 века нужна была комедия общественная, в которой поднимались бы важные социальные вопросы. Поэтому в «Ревизоре» почти нет любовной линии. И поэтому в «Ревизоре» нет положительного героя. Гоголь считал, что положительный герой отвлечет внимание от главного и привлечет внимание к себе. И потому писатель назвал единственным положительным героем своего произведения смех. Он считал, что смех, смешное имеет очищающую функцию.

В «Ревизоре» почти все комично. Комична сама ситуация произведения: чиновники уездного города страшно боятся ревизора и принимают за него другого человека – Хлестакова. При этом они пытаются представить свой город в лучшем виде, скрыть совершённые преступления и злоупотребления. Все эти негативные явления раскрываются уже в первых сценах комедии. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский даёт распоряжения чиновникам. Мы читаем о неубранном мусоре, о недостроенной церкви, о квартальном, спешно наводящем порядок в городе о том, что судья Тяпкин-Ляпкин берёт взятки борзыми щенками, о пьяных заседателях. Почтмейстер читает чужие письма, в больницах не хватает лекарств, приём ведёт немец, совершенно не знающий русского языка и т.д. Поэтому, боясь расправы, все чиновники проявляют в комедии чудеса изобретательности.

Гоголь по-новому подошел к развитию сюжета своей комедии. Особое значение в произведении он придал завязке, которая разом, в единый узел, должна была связать все события. Заканчивается комедия также необычно - немой сценой. Эта сцена помогает нам понять идейный смысл произведения. У Гоголя развязка не заканчивает комедию, а является одновременно и новой завязкой. Это означает, что действие возвращается на круги своя, торжество закона в России невозможно. Хотя в конце комедии на сцене появляется настоящий ревизор.

Новаторством Гоголя в «Ревизоре» явилось и то, что к нему были написаны «Замечание для господ актеров», которые помогали понять смысл героев комедии.

Гоголь считал, что комедия должна быть народной, затрагивать проблемы современности. Смысл «Ревизора» проясняет её эпиграф: «На зеркало нече пенять, коли рожа крива». Сам Гоголь замысел комедии объясняет так: «Я хотел собрать все дурное в одну кучу и разом посмеяться над всем». В своём произведении писателю удалось с помощью смеха обличить чиновничий произвол, затронуть проблемы государственной власти, судопроизводства, образования, медицины. Недаром Николай I после просмотра его комедии произнёс: «Всем досталось. А мне больше всего».

Действие в «Ревизоре» относится к началу 30-ых гг. 19 века. Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными укоренившимися чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь и показывает в своей комедии правителей типичного уездного городка, грязного, неблагоустроенного, с невежественными обитателями, страдающими от произвола местных властей.

В основу сюжета положен переполох среди чиновников, который поднимается в городе после известия о приезде ревизора. Обсуждение мер, которые нужно предпринять, на самом деле становится настоящим саморазоблачением. Но чиновники направляют свои усилия не на то, чтобы устранить недостатки, которыми полна жизнь города, а на то, чтобы замаскировать их. Причем рекомендации раздает самый главный чиновник – городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Это он должен следить за порядком в городе, за его благоустройством. По монологам этого персонажа зритель понимает, что тот очень хорошо осведомлен о состоянии дел во всех ведомствах, но ничего не делает для того, чтобы искоренить беспорядки. Он сам берет взятки и попустительствует в этом другим. Он казнокрад: постоянно присваивает казённые деньги.

Впрочем, подобное поведение Антон Антонович допускает только по отношению к мещанам, перед лицами вышестоящими он выступает в роли усердного служаки, благодетеля, подхалима.

Прекрасной «говорящей» фамилией награждает Гоголь местного судью - «Ляпкин-Тяпкин». Сразу становится понятно, что дела он ведет тяп-ляп. Аммос Федорович интересуется только охотой и, беря взятки борзыми щенками, считает себя высоконравственным человеком. Его безразличие к служебным делам и обязанностям настолько велико, что уездный суд постепенно превращается в некое подобие фермы - прямо в передней сторожа содержат домашних гусей.

Попечитель богоугодных заведений Земляника- «человек толстый, но плут тонкий». В подведомственной ему больнице больные мрут, как мухи. При случае Земляника готов сделать донос на своих сослуживцев.

Почтмейстер Шпекин занимается вскрытием писем.

Таким образом, автор наглядно показывает, что местное чиновничество погрязло во взяточничестве и произволе. Мораль этих людей такова: «Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено». Умение не пропускать то, что само плывет в руки, является, по их мнению, проявлением ума и предприимчивости.



У произведения есть эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». То есть, Гоголь подчеркивает, что изображенное в комедии – это зеркало, в котором отразились пороки русского общества

Произведение Н. В. Гоголя не столько комично, сколько исполнено трагизма, поскольку, читая его, начинаешь понимать: общество, в котором существует столько опустившихся, развращенных бездельем и безнаказанностью руководящих лиц, не имеет будущего.

3. Прочитайте наизусть стихотворение поэта ХХ века о родине, о природе (на выбор). Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение?

БИЛЕТ № 8

1. Определите особенности жанра исторического романа на примере произведения В.Скотта «Айвенго».

Исторический роман – это жанр повествовательной литературы, показывающий человеческие судьбы и характеры в определенную историческую эпоху, а также передающий облик этой эпохи

Черты исторического романа по В. Скотту:

1. Показ переломных моментов истории, когда решается судьба страны. (В романе воссоздано историческое время феодальных усобиц 12 века, третьего крестового похода (1189-1192 гг). Однако люди жили не только событиями такого глобального масштаба. Читатель видит не сами походы, а нарисованную яркими красками картину жизни в эпоху феодализма: некоторых из участников крестового похода, отзвуки военных неудач и ожесточённые распри феодалов; борьбу за королевскую власть между норманнами и саксами).

2. Частная жизнь людей связана с историческим процессом. (Исторические события разворачиваются на фоне увлекательного описания реального быта в жилищах богачей и отшельников, популярных развлечений и праздников, привычек людей и примет той поры. В центре сюжета романа эпизоды, типичные для эпохи: турнир рыцарей, осада и штурм замка с целью освобождения заложников; вокруг Айвенго сплетаются сюжетные линии.)



3. В романе действуют представители разных сословий. (Свинопас Гурт, шут Вамба, рыцарь Бриан, приор, Седрик-дворянин.)

4. Показана роль народных масс. (Штурм замка Фон де Бефа)

В. Скотт создал многоплановый остросюжетный роман, со множеством действующих лиц, представляющих различные социальные группы. В нём изображены реальные исторические фигуры (Ричард Львиное Сердце) и вымышленные персонажи (Айвенго, Гурт, Ровенна и др.), а события исторические сочетаются с эпизодами и сценами частной жизни.

В. Г. Белинский писал, что творчество В. Скотта оказало влияние на создание исторических жанров художественной литературы и на развитие исторической науки.

НРАВСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОРОКИ ЧИНОВНИЧЕСТВА

В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ “РЕВИЗОР”

В “Ревизоре” Гоголь задумал посмеяться над тем, что “действительно достойно осмеяния всеобщего”. Писатель указывал, что в этой пьесе он решился “собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал, все несправедливости”, какие совершались в тех местах и в тех случаях, “где больше всего требуется от человека справедливость, и за одним разом посмеяться над всем”. Гоголь создал глубоко правдивую комедию, проникнутую острым юмором, обличавшую бюрократическую систему крепостнической России.

Известие о ревизоре сразу обнажает чиновников как участников плутовской компании. Их взаимные упреки создают неприглядную картину всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола. Все они – порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, их духовный и нравственный уровень очень низок.

Судья Ляпкин-Тяпкин – доморощенный философ, – как и все чиновники, мало заботится о порядке в своем учреждении. Он так свыкся с гнилой системой судопроизводства, что совершенно потерял способность отличать правду от лжи.

Смотритель богоугодных заведений Земляника призван заботиться о народном благосостоянии и здоровье, но люди низкого звания, по его мнению, не заслуживают внимания. Проныра и плут Земляника знает все тонкости административной дипломатии и готов на любую подлость, чему обучает и других. Перед мнимым приезжим ревизором он прикидывается рыцарем добродетели и “для пользы отечества” с удовольствием доносит на своих коллег (доносы при Николае I были в большом ходу).

Смотритель училищ Хлопов – совершенно запуганное, безликое существо, трепещущее как осиновый лист при вести о ревизоре. Но именно в таком положении находилось “просвещение юношества”, впрочем, как и большинство “просветителей”, от которых требовалось безгласие, холопская покорность и полное равнодушие к судьбе просвещения. Но даже этому блюстителю рабских порядков в деле просвещения городничим бросается упрек – “зачем вольнодумные мысли внушаются юношеству”, а Земляника, зная, чем пугать начальство, считает, что Хлопов “хуже, чем якобинец”.

Почтмейстер Шпекин – пустейший человек, страстный любитель всяких новостей и занимательных пассажей. Таким был тогда не только провинциальный почтмейстер, но и, например, московский почт-директор Булгаков, известный всей Москве сплетник. Шпекин распечатывает чужие письма не только из любопытства, но и для проверки того, “не содержится ли в нем какого-нибудь донесения или переписки”. Вскрытие корреспонденции было одним из методов работы тайной полиции, и при этом самым лучшим, потому что оно действовало постоянно и охватывало все пункты империи – так поучал шеф жандармов Бенкендорф.

“Ревизор” – пьеса, комизм которой создается положением и характерами действующих в ней лиц, комическим значением глубоко понятого драматургом общественного конфликта. В обрисовке образов Гоголь развивает традиции Пушкина и Грибоедова. Характеры “Ревизора” вполне реальны и типичны, предстают живым воплощением своей эпохи.

Гоголь писал: “Несравненно легче карикатурить старых чиновников в поношенных вицмундирах с потертыми воротниками: но схватить те черты, которые довольно благовидны и не выходят острыми углами из обыкновенного светского круга, – дело мастера сильного”. В пьесе Гоголя нет ни одного положительного героя, это вытекало из определенного автором замысла. “Зачем не выставлено сюда хотя одного возвышенного, благородного человека, на котором бы отдохнула душа? Затем, что бледен и ничтожен был бы здесь добрый человек”, – пишет Гоголь. Драматург доказывает, что зло, уродство, нелепость изображенных в комедии лиц не являются прирожденными. По мысли Гоголя, зло совсем не свойственно природе человека, оно глубоко проникло в души людей в результате уродства общественно-политических обстоятельств эпохи. Сатира Гоголя – не на отдельные типы людей, а на всю николаевскую действительность в целом.

Смех Гоголя и сегодня не утратил своего обаяния и своей боевой силы. Он продолжает служить источником эстетической радости и вместе с тем замечательным оружием борьбы против всего неприглядного в людях, всего того, что мешает нашему народу в его неудержимом движении вперед.

(No Ratings Yet)

  1. Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Свою комедию “Ревизор” Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают...
  2. В своих “Петербургских записках 1836 года” Н. В. Гоголь жаловался на скудность репертуара современного ему русского театра, на то, что на сцене, в основном, идут мелодрамы и водевили, и сетовал...
  3. Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих действительное состояние страны. Одним...
  4. Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии “Ревизор” – это 30-е гг. XIX в., время царствования Николая I. Писатель вспоминал впоследствии:...
  5. Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” – замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти XIX века. Сам Гоголь так писал о замысле этой комедии:...
  6. Николай Васильевич Гоголь всем сердцем любил Россию и не мог оставаться в стороне, наблюдая, как она погрязла в болоте продажного чиновничества. Он создает два весьма значительных произведения, отображающих неблаговидную реальность...
  7. Появление комедии “Ревизор” в 1836 г. вызвало в обществе приподнятое, волнующее чувство. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия “Ревизор” не утратила актуальности и своего звучания и сегодня....
  8. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что “оригиналы” большинства персонажей...
  9. “Смех – благородное лицо” в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Разъясняя смысл “Ревизора”, Н. В. Гоголь указал на роль смеха: “Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в...
  10. Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот...
  11. ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”) “Ревизор” Н. В. Гоголя – по-настоящему неповторимая, гениальная пьеса, комизм которой создается не специальными приемами, а положением и характерами действующих лиц, комическим...
  12. Сюжет комедии “Ревизор”, как и сюжет бессмертной поэмыМертвые души”, был подсказан Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо...
  13. Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность...
  14. Согласны ли вы с мнением, что “немая сцена” комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” имитирует сцену распятия? В своем сочинении-рассуждении укажите, что для своего времени “Ревизор” стал поистине новаторским произведением: на...
  15. Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” (действие III, явление VI) Особенностью гоголевской комедии “Ревизор” является то, что она имеет “миражную интригу”, т. е. чиновники ведут борьбу против...
  16. РЕВИЗОР Идейно-художественное своеобразие Комедии “Ревизор” Образ города Образ города в комедии складывается как целостная система. Тремя важнейшими принципами в изображении города являются: 1. Иерархичность (город показан в виде социальной лестницы:...
  17. Пьеса Н. В. Гоголя “Ревизор” впервые была поставлена 19 апреля 1836 года в Петербургском Александрийском театре. Николай I заметил: “Ну, пьеска! Всем досталось, а больше всего – мне!” Позже, в...
  18. Ревизор. Новаторство Гоголя-драматурга. “Ревизор” Интерес к театру и драматургии Гоголь пронес через всю жизнь. “Театр, – писал Гоголь, – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в...
  19. Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о жизни в Петербурге (“Ревизор” Н. В. Гоголя)? Выполняя задание, опишите характер поведения Хлестакова с чиновниками, его желание извлечь максимальную выгоду из создавшейся ситуации. Вспомните...
  20. В творческом наследии выдающегося драматурга Мольера существует огромное количество самых различных пьес, в которых он философски отразил почти все реалии нашей жизни и мастерски саркастически раскрыл все человеческие недостатки. Во...
  21. В 1852 году, после смерти Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасов написал прекрасное стихотворение. В нем есть строки, которые могут послужить эпиграфом ко всему творчеству Гоголя: “Питая ненавистью грудь, уста...
  22. Комедия “Ревизор” Николая Гоголя вызвала ажиотаж в высшем свете, она заставила аристократов взглянуть на себя со стороны. Сначала эту комедию не поняли и отказывались принимать. Об этом произведении отзывались множество...
  23. Пускай зовут: забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет? Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта – нет. Покоя – нет. А. Блок Поэтическое творчество А. Блока – одного из величайших...
  24. В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, “душевной” атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах,...
  25. Одной из знакомых тем в творчестве Н. В. Гоголя стала трагедия “маленького человека”. Вслед за А. С. Пушкиным писатель погружает нас в неприглядную жизнь мелких чиновников, людей, замученных бытом и...
  26. ПАТРИОТИЗМ В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “ТАРАС БУЛЬБА” 1 вариант Судьба народная, волновавшая А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, стала источником вдохновения и для Н. В. Гоголя. В своей...
  27. Литературную известность Н. В. Гоголю принес сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832 гг.), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников “Миргород”...
  28. Русская литература 1-й половины XIX века Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” “немой сценой”? Гениальная гоголевская комедия написана в Петербурге осенью 1835 года – зимой и весной 1836 года....
НРАВСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОРОКИ ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ “РЕВИЗОР”

Статьи по теме: