Жанр дневника в литературе. Жанр дневника Жанр дневника в русской литературе в русской литературе XIX и XX веков

«Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например» (Д.С. Лихачёв)

Анна Михайловна КОЛЯДИНА (1981) — учитель литературы; диссертантка Самарского государственного педагогического университета. Живёт в г. Смоленске.

Ниже приводятся выдержки из статьи Анны Колядиной .

Дневник — древнейшая форма литературного творчества, «диалог с самим собой».

М.О. Чудакова (Краткая литературная энциклопедия): «Дневник — форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны — они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц»

Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации.

Помимо этого, как отмечает в своих известных записях «Ни дня без строчки» Юрий Олеша, “…и Делакруа, и Толстой приводят <…> одну и ту же причину, заставившую их, по их словам, продолжать писать начатые дневники — причина эта удовольствие, которое получили оба при прочтении ранее написанных страниц. Продолжать, так сказать, и во имя того, чтобы получить опять когда-либо подобное удовольствие” (1929 год, 29 июля).

История дневниковой формы есть история её изменения в авторском и читательском сознании — от представления о дневнике как о подневных автобиографических записях реальных лиц до понимания дневниковой формы как художественной формы высказывания.

Существуют художественные произведения, которые либо имеют формальные признаки дневникового или мемуарного повествования (Спирихин С. «Конина (Записки скотовода)»; Сидур В. «Памятник современному состоянию. Миф»), либо такие, в структуре которых присутствуют документальные фрагменты (выдержки из писем, надписи на открытках, анкетные данные, номера телефонов, цитаты из газет — «Конец цитаты» М.Безродного; «Мемуарные виньетки и другие non-fictions» А.Жолковского).

Следует отметить: на развитие дневникового повествования оказали влияние новые технологии. Так, интернетовский «LiveJournal» («ЖЖ») в значительной мере опирается на жанровые структуры, существующие в литературе.

Блоги состоят из “постов” (пост — сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Но в отличие от бытового дневника, представляющего собой систему записей, связанных с определённой датой, записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн.

Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, — для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.

Независимо от того, в какой форме будет вестись дневник, необходимо научиться продуманно делать записи в нём.

Вот основные правила:

1. “Ни дня без строчки” (Ю.Олеша).
2. Каждую запись датируй.
3. Будь искренним и честным в записях.
4. Не читай чужого дневника без разрешения!

Существует три разновидности использования дневника как жанра в литературе.
1. Собственно дневник (дневники Анны Франк, Юры Рябинкина, Тани Савичевой). Сила впечатления, производимого дневником, в большой степени зависит от его контекста, исторического и литературного.
2. Дневник писателя. Дневники писателей, учёных, артистов, не предназначавшиеся для опубликования, но тем не менее их художественная ценность часто соперничает с намеренно создаваемыми дневниками литературных героев (Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин).
Так, М.М. Пришвин вёл дневник всю жизнь. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. По оценкам издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объём собственно художественных произведений автора. Как писал сам Пришвин, “форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая” (1940). А незадолго до смерти, в 1951 году, оглядываясь на свою жизнь, он признался: “Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников”.
3. Литературные произведения в форме дневника («Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша).

Возникновение дневника как литературной формы было обусловлено несколькими факторами, главным из которых было стремление писателей представить внутренний мир личности через документально обоснованный текст, организованный по принципу собрания достоверных свидетельств и фактов жизни отдельного человека. Следствием этого было использование писателями формы бытового дневника и ряда других эго-документальных текстов. Так, «Записки юного врача» М.А. Булгакова представлены читателю в форме дневника, который ведёт главный герой.

Писательские дневники — это записи, имеющие форму подневных, ведущиеся на протяжении некоторого времени. В них соблюдаются внешние признаки дневникового повествования — датированность, периодичность ведения; автором приводятся документальные свидетельства, разговоры людей, выдержки из писем, собственные наблюдения; мало описаний внутренних переживаний, то есть преобладает фиксация внешних событий. В отличие от бытового, автор литературного дневника мало пишет о себе, зато отмечает всё, что впоследствии может, по его мнению, представлять исторический интерес, либо отбирает отдельные факты и детали, которые в совокупности своей создают художественное единство.

Основу дневника писателя («Окаянные дни» И.А. Бунина, «Взвихрённая Русь» А.М. Ремизова, «Несвоевременные мысли» М.Горького, «Дневник моего современника» В.Г. Короленко) составляют фрагменты записных книжек, реального бытового дневника, которые сознательно организованы автором в повествование, имеющее, как правило, такие черты дневниковой формы, как датировка и периодичность ведения.

Как правило, дневник писателя публицистичен и зачастую полемичен по отношению к описываемой действительности, то есть подчинён определённой авторской идее. Этой цели служат приводимые автором документальные свидетельства, фрагменты разговоров людей, выдержки из писем, собственные наблюдения. И в этом плане следует отметить сближение дневника писателя с такими жанрами журналистики, как очерк, памфлет, фельетон. В отличие от бытового, в дневнике писателя обязательно присутствует оценочное начало; время в нём представляет собой в большей степени условную категорию, так как события здесь подчинены авторскому замыслу.

Иногда материалы дневников используются писателями при создании художественных произведений.

Несколько примеров.

Дневники Льва Толстого, как показала Л.Я. Гинзбург, “имели разное назначение. В ранних дневниках — наряду с самовоспитанием, моральными упражнениями — упражнения писательские, проба будущих методов. Тут же записи, кратко отмечающие течение повседневной жизни”.

Д.Фурманов отмечал в своём дневнике: “Коплю материалы: всё, что увижу, что услышу интересное, что прочту, — сейчас же записываю...”

Произведения М.М. Пришвина «Мирская чаша» (1922), «Журавлиная родина» (1929) и «Кащеева цепь» (1923-1933) частично составлены из материалов дневников. Дневниковые элементы присутствуют также в «Родниках Берендея» (1925) (позднее вошли в «Календарь природы» — 1935-1939), повести «Жень-Шень» (1931-1933). Из философско-лирических миниатюр, первоначально существующих в виде дневниковых записей писателя, состоят «Календарь природы», «Фацелия» и «Лесная капель». В последние годы жизни Пришвиным готовилась книга «Глаза земли» — также из дневниковых записей различных лет.

Чем можно объяснить столь частое обращение различных писателей, а также людей, профессионально с литературой не связанных, к жанру литературного дневника?

Универсальностью этого жанра, разнообразием его форм.

Возможностью непосредственного, свободного выражения своих мыслей и чувств.

Привычка к ведению дневника способна выручить человека в трудные минуты жизни, когда он остаётся один на один перед лицом горя или неразрешённого конфликта, утраты или выбора.

Например, «Осадная Запись» — блокадный дневник петербургского учёного-востоковеда, известного ираниста-филолога, профессора Александра Николаевича Болдырева содержит не только детальные описания страданий и борьбы ленинградцев, но и тончайшие психологические наблюдения за переживаниями умирающего с голоду, а затем терзающегося недоеданием человека, обременённого бесконечными заботами о семье.

“Фразы её выбрасывались на бумагу, как хрипы умирающего, — отрывисто, с длинными промежутками между ними, нечленораздельно. Но сейчас я уже знаю, что эта Запись есть дело большое, есть подлинный, правдивый свидетель времён неповторимых, и когда-нибудь будут заслушаны её показания. Правда, язык её станет понятен только после огромной восстановительной моей обработки, ибо очень много в Записи есть лишь иероглиф и символ” (1942, 15 декабря).

Дневник — один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.

Порой автор самоустраняется, чтобы мы, читатели, смогли увидеть развитие событий глазами того или иного персонажа, самостоятельно оценить его характер, поступки, окружение, постигнуть логику и философскую подоплеку сюжета. Перед вами семь захватывающих романов в форме дневника, классических и современных, – идеальное чтение для ленивых выходных.

Михаил Лермонтов «Герой нашего времени» (1838–1840)

Перечитывая классику для себя, а не для галочки в школьные годы, открываешь много интересного, прежде не оцененного или не замеченного. Как точны, едки и современны высказывания Печорина об окружающих и о самом себе, как опасно его обаяние для женских сердец и как важны вечные вопросы, которыми он задается, о смысле жизни и судьбе своего поколения!..

В «Журнал Печорина» – журналом в XIX веке называли дневник – входят такие части романа, как «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». В них психологический портрет «героя своего времени» раскрыт полно и многогранно, ведь Печорин сам описывает, что с ним происходит, что его волнует. Не будь этого дневника, нам во многом пришлось бы полагаться на расплывчатое мнение сослуживцев опального прапорщика о его персоне: «славный малый, но с большими странностями».

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление

Брэм Стокер «Дракула» (1897)

Готический роман ирландца Брэма Стокера – «крестный отец» всех последующих вампирских саг. Образ стокеровского вампира-аристократа Дракулы, владыки всех творений ночи, пугает и манит, леденит кровь и будоражит воображение не одного поколения читателей. История зловещего графа рассказана с помощью дневников и писем молодого юриста Джонатана Харкера и его невесты Мины Мюррей, чью свадьбу чуть не расстроили вампирские козни. Добро пожаловать… в негостеприимную Трансильванию!

Лишь тот, кто познал ужас ночи, может понять сладость наступления утра

Евгений Замятин «Мы» (1920)

Самый известный роман-антиутопия русской литературы написан в форме дневника главного героя – инженера с номером Д-503 вместо имени. В идеальном (по факту тоталитарном) государстве будущего врагами человечества объявлены свобода, творчество, любовь и эмоции вообще, а также инакомыслие. Все унифицировано, подчинено строгому ритму и распорядку, а законопослушные члены общества больше похожи на биороботов, нежели на самостоятельных личностей. Услышав живую музыку, сыгранную на рояле, Д-503 испытывает эмоциональное потрясение, а вскоре влюбляется и понимает, что у него образовалась душа и появилась «опасная болезнь» – фантазия.

Человек – как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы и читать…

Альбер Камю «Чума» (1947)

Философский роман-притча выстроен как хроника чумного года в маленьком городке Оране – французской префектуре на побережье Средиземного моря. Ведет эту хронику некий летописец, скрывающий от читателей свое имя до самого конца произведения. Рассказчик подчеркивает, что признает лишь власть факта и законы логики, но в его бесстрастное, объективное повествование о том, как по-разному ведут себя люди, столкнувшись со страшной болезнью, то и дело вплетаются весьма эмоциональные зарисовки, а также философские размышления о свободе, природе человека (греховная она или божественная?), проблеме выбора и абсурдности бытия.

Все, что человек способен выиграть в игре с чумой и с жизнью, – это знание и память

Джон Фаулз «Коллекционер» (1963)

У этой истории красавицы и чудовища, уж простите за спойлер, совсем не сказочный финал. Психологический триллер о невзрачном закомплексованном клерке Фредерике Клегге, который коллекционирует бабочек и одержим чувствами к талантливой студентке-художнице Миранде Грей, стал первым опубликованным романом Фаулза. Книга в одночасье превратила британского университетского преподавателя во всемирно известного писателя.

Вторая половина романа – дневник Миранды, который та ведет втайне от своего похитителя. Страницам записной книжки девушка доверяет свои страхи и боль, надежды, воспоминания и планы побега. Благодаря этим строкам острее чувствуется ужас происходящего, трагедия, в которой красота, талант, ум, духовность, сама жизнь проигрывают в неравной борьбе с косностью и бесчеловечностью.

Прошлой ночью мне показалось, я схожу с ума. Взялась писать дневник и писала, писала, пока не очутилась в том, совершенно ином мире. Совершила побег – если и не на самом деле, то хотя бы мысленно. Чтобы доказать себе, что тот мир все еще существует

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона» (1966)

Одно название объединяет два произведения американского профессора-филолога Дэниела Киза: в 1959 году был опубликован рассказ «Цветы для Элджернона», а семь лет спустя – одноименный роман с тем же сюжетом. Чарли Гордон, человек с ментальной инвалидностью (в рассказе ему 37 и он мойщик полов в компании, производящей пластиковую тару; в романе – 32 и он уборщик в хлебопекарне), по своей воле участвует в эксперименте по повышению интеллекта. После операции на мозге IQ Чарли стремительно растет, как и у другого «подопытного» – мыши по кличке Элджернон. Отчеты Гордона напоминают американские горки: тут и радость от прочтенных книг и экстерном освоенных знаний, и счастье влюбленного, и горечь от осознания того, как насмешливо люди к нему относились раньше и как неприязненно – сейчас… Увы, обмануть природу авторам эксперимента не удается, и все возвращается на круги своя.

Раньше меня презирали за невежество и тупость, теперь ненавидят за ум и знания. Господи, да чего же им нужно от меня?

Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс» (1996)

Это книга-антидепрессант, с которой хорошо отдохнуть холодным зимним вечером в любимом кресле, завернувшись в плед. Проблемы одинокой британки за 30, которыми она искренне и с юмором делится с, пожалуй, единственным настоящим другом – дневником, близки девушкам во всем мире. Неудивительно, что роман стал бестселлером и его хочется перечитывать, разбирать на цитаты и советовать подругам с разбитым сердцем.

…гомосексуалисты и одинокие женщины, которым за тридцать, во многом похожи: и те и другие постоянно расстраивают своих родителей, и общество смотрит на них как на ненормальных

Анна Михайловна КОЛЯДИНА (1981) - учитель литературы; диссертантка Самарского государственного педагогического университета. Живёт в г. Смоленске.

Дневник как литературный жанр

Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше - не худо ещё в юные годы - о своём детстве, например. (Д.С. Лихачёв)

Дневник - важный и в известном смысле знаменитый атрибут школьной жизни. Но кроме обычного дневника (как, с позволения сказать, формы учёта успеваемости учащихся) существует дневник как литературный жанр, как древнейшая форма словесного творчества. Педагогам хорошо известно, что немало их подопечных в той или иной форме ведут свои личные дневники. Не вмешиваясь в этот диалог подростка с самим собой, полезно предложить им сведения об истории дневниковой традиции, о построении дневника, о его интеллектуальных и художественных возможностях и тем помочь им овладеть основами этой популярнейшей формы письменной речи. Понятие о дневнике как литературном жанре и представлено в статье молодой словесницы А.М. Колядиной.

П ознакомить учащихся с историей возникновения дневника как литературного жанра, рассмотреть его признаки, полагаю, возможно уже в 6–7-м классах. Если же урок или иное мероприятие, посвящённое дневнику, проводится в старших классах, целесообразно дать школьникам представление о писательских дневниках и их месте в культуре прежде всего XIX и XX веков. Завершить занятие логично объяснением основных правил ведения дневника; дать образцы дневниковых записей.

Определений дневника существует множество. Одно из них, принадлежащее М.О. Чудаковой, точное и ясное, представляется особенно приемлемым для школьной практики: Дневник - форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны - они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц” (Краткая литературная энциклопедия).

Как правило, дневники начинают вести в подростковом возрасте. Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации.

Помимо этого, как отмечает в своих известных записях «Ни дня без строчки» Юрий Олеша, “…и Делакруа, и Толстой приводят <…> одну и ту же причину, заставившую их, по их словам, продолжать писать начатые дневники - причина эта удовольствие, которое получили оба при прочтении ранее написанных страниц. Продолжать, так сказать, и во имя того, чтобы получить опять когда-либо подобное удовольствие” (1929 год, 29 июля).

История дневниковой формы есть история её изменения в авторском и читательском сознании - от представления о дневнике как о подневных автобиографических записях реальных лиц до понимания дневниковой формы как художественной формы высказывания.

Историю бытования дневниковых записей в России условно можно разделить на следующие периоды.

1. Дохристианская Русь . В литературе этого периода присутствуют лишь записи иностранных путешественников, преимущественно восточных.

2. X–XVI века. Дневниковые литературные произведения разных жанров имеют на Руси своё распространение уже с X века. Это тексты различных типов дневникового жанра: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском...».

3. XVII век. Дальнейшее развитие жанра. Однако эти записи содержат в себе в большей степени сведения, основанные либо на личных впечатлениях, либо на свидетельствах современников.

4. XVIII - начало XIX века. Сформировано понятие дневника, в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок (Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»; Вяземский П. «Из старой записной книжки»).

5. XIX - начало XX века. Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника.

6. XX–XXI века. Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе.

Существуют художественные произведения, которые либо имеют формальные признаки дневникового или мемуарного повествования (Спирихин С. «Конина (Записки скотовода)»; Сидур В. «Памятник современному состоянию. Миф»), либо такие, в структуре которых присутствуют документальные фрагменты (выдержки из писем, надписи на открытках, анкетные данные, номера телефонов, цитаты из газет - «Конец цитаты» М.Безродного; «Мемуарные виньетки и другие non-fictions» А.Жолковского).

С ледует отметить: на развитие дневникового повествования оказали влияние новые технологии. Так, интернетовский «LiveJournal» («ЖЖ») в значительной мере опирается на жанровые структуры, существующие в литературе.

Блоги состоят из “постов” (пост - сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Но в отличие от бытового дневника, представляющего собой систему записей, связанных с определённой датой, записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн.

Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, - для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.

Независимо от того, в какой форме будет вестись дневник, необходимо научиться продуманно делать записи в нём.

Вот основные правила (если проводится урок, ученики могут записать их).

1. “Ни дня без строчки” (Ю.Олеша).

2. Каждую запись датируй.

3. Будь искренним и честным в записях.

4. Не читай чужого дневника без разрешения!

Помимо бытового, можно вести дневник читателя , указывая в нём:

  • автора и название книги;
  • выходные данные: место издания, издательство, год;
  • время создания произведения, а также время, о котором идёт речь в книге;
  • желательно обозначить тему произведения;
  • в общих чертах изложить содержание;
  • сформулировать для себя идею книги;
  • записать общее впечатление от книги.

С уществует три разновидности использования дневника как жанра в литературе (ученики могут делать записи в тетради вслед за объяснением учителя).

Собственно дневник (дневники Анны Франк, Юры Рябинкина, Тани Савичевой). Сила впечатления, производимого дневником, в большой степени зависит от его контекста, исторического и литературного.

Дневник писателя. Дневники писателей, учёных, артистов, не предназначавшиеся для опубликования, но тем не менее их художественная ценность часто соперничает с намеренно создаваемыми дневниками литературных героев (Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин).

Так, М.М. Пришвин вёл дневник всю жизнь. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. По оценкам издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объём собственно художественных произведений автора. Как писал сам Пришвин, “форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая” (1940). А незадолго до смерти, в 1951 году, оглядываясь на свою жизнь, он признался: “Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников”.

Литературные произведения в форме дневника («Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша).

Возникновение дневника как литературной формы было обусловлено несколькими факторами, главным из которых было стремление писателей представить внутренний мир личности через документально обоснованный текст, организованный по принципу собрания достоверных свидетельств и фактов жизни отдельного человека. Следствием этого было использование писателями формы бытового дневника и ряда других эго-документальных текстов. Так, «Записки юного врача» М.А. Булгакова представлены читателю в форме дневника, который ведёт главный герой.

П исательские дневники - это записи, имеющие форму подневных, ведущиеся на протяжении некоторого времени. В них соблюдаются внешние признаки дневникового повествования - датированность, периодичность ведения; автором приводятся документальные свидетельства, разговоры людей, выдержки из писем, собственные наблюдения; мало описаний внутренних переживаний, то есть преобладает фиксация внешних событий. В отличие от бытового, автор литературного дневника мало пишет о себе, зато отмечает всё, что впоследствии может, по его мнению, представлять исторический интерес, либо отбирает отдельные факты и детали, которые в совокупности своей создают художественное единство.

Основу дневника писателя («Окаянные дни» И.А. Бунина, «Взвихрённая Русь» А.М. Ремизова, «Несвоевременные мысли» М.Горького, «Дневник моего современника» В.Г. Короленко) составляют фрагменты записных книжек, реального бытового дневника, которые сознательно организованы автором в повествование, имеющее, как правило, такие черты дневниковой формы, как датировка и периодичность ведения.

Как правило, дневник писателя публицистичен и зачастую полемичен по отношению к описываемой действительности, то есть подчинён определённой авторской идее. Этой цели служат приводимые автором документальные свидетельства, фрагменты разговоров людей, выдержки из писем, собственные наблюдения. И в этом плане следует отметить сближение дневника писателя с такими жанрами журналистики, как очерк, памфлет, фельетон. В отличие от бытового, в дневнике писателя обязательно присутствует оценочное начало; время в нём представляет собой в большей степени условную категорию, так как события здесь подчинены авторскому замыслу.

Иногда материалы дневников используются писателями при создании художественных произведений.

Несколько примеров.

Дневники Льва Толстого, как показала Л.Я. Гинзбург, “имели разное назначение. В ранних дневниках - наряду с самовоспитанием, моральными упражнениями - упражнения писательские, проба будущих методов. Тут же записи, кратко отмечающие течение повседневной жизни”.

Д.Фурманов отмечал в своём дневнике: “Коплю материалы: всё, что увижу, что услышу интересное, что прочту, - сейчас же записываю...”

Произведения М.М. Пришвина «Мирская чаша» (1922), «Журавлиная родина» (1929) и «Кащеева цепь» (1923–1933) частично составлены из материалов дневников. Дневниковые элементы присутствуют также в «Родниках Берендея» (1925) (позднее вошли в «Календарь природы» - 1935–1939), повести «Жень-Шень» (1931–1933). Из философско-лирических миниатюр, первоначально существующих в виде дневниковых записей писателя, состоят «Календарь природы», «Фацелия» и «Лесная капель». В последние годы жизни Пришвиным готовилась книга «Глаза земли» - также из дневниковых записей различных лет.

Чем можно объяснить столь частое обращение различных писателей, а также людей, профессионально с литературой не связанных, к жанру литературного дневника?

Универсальностью этого жанра, разнообразием его форм.

Возможностью непосредственного, свободного выражения своих мыслей и чувств.

Привычка к ведению дневника способна выручить человека в трудные минуты жизни, когда он остаётся один на один перед лицом горя или неразрешённого конфликта, утраты или выбора.

Например, «Осадная Запись» - блокадный дневник петербургского учёного-востоковеда, известного ираниста-филолога, профессора Александра Николаевича Болдырева содержит не только детальные описания страданий и борьбы ленинградцев, но и тончайшие психологические наблюдения за переживаниями умирающего с голоду, а затем терзающегося недоеданием человека, обременённого бесконечными заботами о семье.

“Фразы её выбрасывались на бумагу, как хрипы умирающего, - отрывисто, с длинными промежутками между ними, нечленораздельно. Но сейчас я уже знаю, что эта Запись есть дело большое, есть подлинный, правдивый свидетель времён неповторимых, и когда-нибудь будут заслушаны её показания. Правда, язык её станет понятен только после огромной восстановительной моей обработки, ибо очень много в Записи есть лишь иероглиф и символ” (1942, 15 декабря).

Д невник - один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.

Литература

История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Том 1. М.: Книга, 1976.

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Новая школьная энциклопедия: Словесность. М.: РОСМЭН; ООО «Мир книги», 2004.

Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1997.

«Дневник — это еще одна прожитая жизнь. Не внешняя, а внутренняя… Нигде литература и жизнь не соприкасаются так бесстыдно, нигде человеческая душа не предстает такой обнаженной…»

Текст: Павел Басинский (писатель)
Фото: Дневник Льва Толстого/realnoevremya.ru

Его Величество Дневник

Лично для меня приятное событие случилось недавно. В целом ряде СМИ неожиданно широко отметили вроде бы довольно странный «юбилей»:

170 лет назад, 30 марта (17 марта по старому стилю) 1847 года Лев Толстой начал вести свой дневник.

Не помню случая, когда начало ведения дневника каким-то писателем когда-либо отмечалось как юбилейная дата.

Понятно, что дело тут не в дневнике, а в Толстом. Градус интереса к нему во всем мире растет какими-то невероятными темпами. Даже не совсем понятно, что это? Но как будто сбывается пророчество Игоря Волгина , поэта и исследователя . Он еще в начале «нулевых» годов высказал мысль, что ХХ век был веком Достоевского, а XXI век, возможно, будет веком Толстого.

Женские дневники — особого рода литература.

Они всегда отличаются от дневников, написанных мужчинами. Дневник — мужского рода. О том, почему женщине писать их труднее, можно долго говорить, но нельзя рассуждать об этом вообще. Вообще можно предъявлять общие требования — объективности, достоверности и т. п. Но поверьте мне, что эти требования совершенно бессмысленны в отношении всех дневников, любого рода — неважно, женских или мужских. Дневник не про это.

Конечно, дневник может служить и свидетельством своей эпохи и людей, которые в ней жили. По дневникам мы изучаем прошедшее время больше, чем по литературным произведениям. И тем не менее, считать дневник настоящим документом эпохи может только наивный читатель. Скажу больше, чем достовернее и убедительнее вам кажется такой «документ», тем с большим опасением и подозрением нужно к нему относиться. И наоборот:

самые правдивые дневники те, что при первом прочтении вызывают сопротивление: нет, так не бывает! не могло быть! неправда!

Именно такое впечатление оставляют, скажем, фронтовые дневники неизвестных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Когда их читаешь, то поражаешься, насколько их безыскусная правда расходится даже с самыми правдивыми романами об этой войне. Словно это была какая-то другая война, не та, которую мы знаем.

В любом случае дневник — это еще одна прожитая жизнь. Не внешняя, а внутренняя. В этом — великая сила и магия дневников, поэтому они так нам интересны.

И будут еще интереснее со временем. Потому что

нигде литература и жизнь не соприкасаются так бесстыдно, нигде человеческая душа не предстает такой обнаженной.

Оригинал статьи:
Его Величество Дневник — «Российская газета», 09.04.2016

Просмотры: 0

Дневник это периодически пополняемый текст, состоящий из фрагментов с указанной датой для каждой записи. Обычно то или иное произведение в форме дневниковых записей относится к какому-либо из известных жанров (роману, повести, репортажу), и «дневниковость» лишь придает ему дополнительную специфику. Дневниковая форма записи характеризуется рядом особенностей, которые могут быть реализованы в большей или меньшей степени в каждом дневнике:

  1. периодичность, регулярность ведения записей;
  2. связь записей с текущими, а не с давно прошедшими событиями и настроениями;
  3. спонтанный характер записей (времени между событиями и записью прошло слишком мало, последствия еще не проявили себя, и автор не в состоянии оценить степень значительности происшедшего);
  4. литературная необработанность записей;
  5. безадресность или неопределенность адресата многих дневников;
  6. интимный и поэтому искренний, частный и честный характер записей.

Вне художественной литературы дневник обычно тяготеет либо к официальному документу («документальный» дневник), либо к частной записи (так называемый «бытовой» дневник). В обоих случаях дневник удовлетворяет человеческой потребности в наблюдении и определяется необходимостью фиксировать текущие изменения, с чем связано возникновение разнообразных научных дневников, протоколов, историй болезни, корабельных журналов, школьных дневников, дневников придворных дежурств - камерфурьерских церемониальных журналов. В античной литературе со времен Платона известны так называемые гипомнемы - различного рода протоколы частного и официального характера. При дворах восточных и поздне эллинистических монархов, например, при штабе Александра Македонского, велись отчеты о текущих событиях - эфемериды (возможно, в пропагандистских целях; их достоверность в новейшее время подвергается сомнению). Документальные дневники представляют существенный интерес для историка. В «бытовых» дневниках пишущий также является наблюдателем, но следит больше за самим собой, за изменениями в обстоятельствах своей частной жизни, своего внутреннего мира. Широкое распространение «бытовые» дневники получили в эпоху сентиментализма, когда интерес к частной жизни, и особенно к области чувств, был очень высок. «Бытовые» дневники могут иметь значительную ценность, если пишущий был знаменит или участвовал в политической жизни страны («Дневник члена Государственной думы Владимира Митрофановича Пуришкевича», 1916), общался с интересными людьми (Е. А.Штакеншнейдер «Дневник и записки». 1854-86). Дневники становится не только исторической, но и эстетической ценностью, если у пишущею есть литературный талант («Дневник Марии Башкирцевой», 1887; «Дневник Анны Франк», 1942-44).

Тексты, записанные «по дням», близко соприкасаются по различным параметрам с широким спектром самых разнообразных форм документалистики. Подобно мемуарам, дневники повествует о реально имевших место в прошлом событиях внешней и внутренней жизни. Как в автобиографии, в дневнике пишущий рассказывает по преимуществу о себе и своем ближайшем окружении и также бывает склонен к самоанализу. Как исповедь, дневник часто говорит о тайном, скрытом от посторонних глаз, однако исповедь, в отличие от дневника, мемуаров и автобиографий, бывает лишена развертываемого хронологически последовательного повествования. И в мемуарах, и в автобиографиях, и в исповедях, в отличие от дневников, текст тщательно выстроен, из всей информации отбирается только существенное. В этом отношении дневник ближе к письмам, особенно к регулярной переписке, где также сообщается о текущем, материал не отбирается и новости записываются «по горячим следам». Близость переписки и дневников хорошо видна в «Дневнике для Стеллы» (1710-13) Дж.Свифта и в «Дневнике для Элизы» (1767) Л.Стерна. Первый писался дважды в день (хотя почта отправлялась гораздо реже), в письма вносились вопросы, бессмысленные при обычной переписке («Как вы думаете, надеть мне сегодня камзол?»). Напоминают дневники написанные в форме писем «Страдания молодого Вертера» (1774) И.В.Гёте: Вертер мало интересуется своим корреспондентом Вильгельмом, ответы которого почти не влияют на характер писем Вертера. Есть общее у дневников и литературой путешествий: постоянно переезжая, не имея возможности осмыслить происходящее, путешественник, как и автор дневника, схватывает события на лету и записывает, не отделяя важное от случайного. Путешественник обычно обозначает место, где была еде, сделана запись; если же в путешествии указывается дата записи, то его уже трудно отличить от дневника.

Рассказывая о событиях в хронологической последовательности и фиксируя любое изменение вне зависимости от его значимости, дневник имеет сходство с летописью, однако время записи в нем указывается точнее (дни, а не годы), а круг охватываемых событий ограничен. Дневник обнаруживает определенное родство с периодикой, которая тоже идет за событиями, но предназначена для публичного прочтения, лишена интимности. Часто творческие люди называют дневник свои записные книжки. Так, «Дневнику» Жюля Ренара присущи художественные образы, и только даты позволяют прочитывать не связанные между собой записи как дневниковые. Черты дневника (исповедальный характер, фиксация «мелочей», самоанализ, точная дата) прослеживаются в произведениях многих поэтов (М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.Ахматовой, А.А.Блока). «Дневник писателя» Ф.М.Достоевского становится периодическим изданием; на него объявляется подписка. В то же время Достоевский пишет далеко не обо всем, что его волнует, а только о том, что представляет, по его мнению, общественный интерес. Иногда приуроченность дневниковой записи к определенному числу, периодичность записей оказывается конструктивным моментом повествования. В «Записках сумасшедшего» Н.В.Гоголя, целиком построенных в форме дневника, счет и порядок дней постепенно ускользает от пишущего. Но обычно указание на дату не так уж важно. Смысл «Журнала Печорина» в «Герое нашего времени» (1840) Лермонтова мало изменится, если убрать все даты.



Статьи по теме: