Поленов василий дмитриевич описание картин. Последние годы жизни

«Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек, — писал о нем Федор Шаляпин, — как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники — как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?»

Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов — фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. Его лучшие картины почти сразу были приобретены самым прославленным коллекционером России Павлом Третьяковым. Его боготворил Шаляпин, а в рядах самых серьезнейших почитателей был другой не менее известный «творец» Иван Тургенев.

Это был один из немногих художников России, в котором воплощались самые несовместимые способности. Его удивительным даром считалось особенное видение живописи, — он умело сочетал в одном живописном произведении пленэрное видение с декоративными задачами. Но такова была необъятная душа великого человека и художника, который на протяжении всего творческого пути будет работать сразу в нескольких направлениях, стилях, жанрах.

Золотая осень

В 1914 году Игорь Грабарь, известный историк искусства и художник, директор Третьяковской галереи, занятый переустройством ее экспозиции, писал Поленову:

«Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, «московский» и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим».

Художественная деятельность Поленова основывалась на стремлении приносить своим искусством пользу людям, активно участвовать в жизни общества. Свой гражданский долг он видел в эстетическом просвещении народа, в несении искусством радости и красоты. Чуть позже он достаточно ясно выразит свое эстетическое кредо в письме к Виктору Васнецову:

Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит.

Этот стимул был единственным, самым мощным, побуждающий художника к работе. Он свято верил, что именно искусство способно преображать мир по законам красоты. Он рисовал для России, для народа своей страны и делал это бескорыстно. Его любимыми мирами были национальные образы, старинные русские усадьбы, русские пейзажи, красота и величие Востока. Он жил в этих мирах и творил — создавал наследие, о котором со временем позабудут целые поколения, позабудем и мы с вами…

Поленов много путешествовал, объездил почти всю Европу. Именно в Италии и чуть позднее в Париже, он обнаруживает в себе стремление к исторической живописи, в которой он документально точен в воспроизведении деталей, тонко изображая каждый сюжет, сцену или образ. Создаются известнейшие полотна «Арест гугенотки» и «Право господина» — обе работы получили признание и почти сразу отправляются в коллекцию известнейших коллекционеров того времени. Павел Третьяков приобретает «Право господина» а цесаревич Александр Николаевич картину «Арест гугенотки», которая впоследствии поступила в музей Александра III (Русский музей).

«Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д`Этремон» 1875г
1908 «Право господина»

За эти 2 работы и еще около 50 -ти картин, нарисованных заграницей художник получил звание академика. Несмотря на это, Поленов все еще не может найти себя:

«Не могу напасть на свою точку, не могу себя себе хорошенько выяснить», — с огорчением писал он Федору Чижову в одном из писем 1875 года.

Возвращаясь в Россию и подводя итоги заграничному житью, Поленов написал родным:

«Пользу, однако, она мне принесла во многих отношениях… Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа, животных, nature morte, и так далее и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному бытовому жанру, которым я и займусь».


«Дворик»

Немалую роль в самоопределении художника сыграли его встречи в Париже с Иваном Тургеневым. Поленов познакомился с писателем в 1874 году, благодаря Репину, писавшему в это время портрет Тургенева. Оба художника вошли в своеобразный «кружок русских», который сформировался вокруг профессора живописи Алексея Боголюбова. В доме Боголюбова собирались в условленные дни для занятий офортом и керамикой, устраивались вечера с чтениями, постановками живых картин. На этих вечерах бывал Тургенев, с которым Боголюбова связывали близкие дружеские отношения.

Тургенев заметно выделял Поленова среди других художников, живших в то время в Париже. Он привлек его в тесный круг своих друзей, ввел в салон Полины Виардо, где собирался цвет парижской интеллигенции. Они по-настоящему сдружились. Об этом вскоре напишет в своих письмах родным сам художник.

Одна из работ Поленова очень понравилась писателю — «Ливень» (1874). Художник был удивлен, так как писал эту картину «для себя», «для отдыха». К тому же он всегда относил себя больше к исторической живописи, нежели пейзажной. Очень скоро пейзаж стал для Поленова одним из основных видов искусства, в котором он смог наиболее полно передать «свои мысли и свои чувства».


Ливень

В 1876 году в Париж вместе с Иваном Крамским приехал вышедший из Академии Виктор Васнецов. Поленов предоставил Васнецову возможность работать в его мастерской. Он, Репин и Васнецов ходили по галереям, выставкам, бродили по улицам Парижа и его окрестностям, много говорили и спорили о будущем русского искусства и своем участии в его обновлении, о проблемах национального своеобразия в искусстве. Отголоском этих бесед и впечатлений явился эскиз Васнецова к его будущим Богатырям, родившийся в парижской мастерской Поленова.

Немногим более года спустя все трое художников — Репин, Поленов и Васнецов, будут вновь неразлучны, но уже в своих путешествиях по Москве. Старые московские улицы, памятники национальной архитектуры, патриархальный уклад жизни Москвы того времени, казавшийся особенно самобытным по сравнению с чиновным Петербургом, поразили воображение художника. А красотой московского зодчества и станут почти все его этюды.

Так зарождался романтический образ старинной дворянской усадьбы, связанный у Поленова с семейными преданиями и реальными, сохранившимися с детства воспоминаниями о людях конца XVIII — начала XIX века.


Русская деревня
Старая мельница
В деревне Тургенево

Летом 1877 года Поленов снял квартиру в Трубниковском переулке и окончательно поселился в Москве. Однажды из окна своей квартиры он увидел окруженный незамысловатыми постройками, покрытый свежей зеленью дворик с играющими на земле детьми. Этот дворик поразил его, привыкшего к петербургским дворам-колодцам, самим своим существованием, своей простотой и безыскусственностью. Вся увлеченность художника Москвой, ее бытом и архитектурой вылилась в варианте-этюде Московский дворик (1877), ставшим прообразом знаменитой картины 1878 года.


Московский дворик

Картина Московский дворик, а вслед за ней Бабушкин сад, и Заросший пруд, которыми художник дебютировал на выставках Товарищества передвижников 1878 и 1879 годов, сразу же привлекли внимание критики, которые сравнивали работы художника с «тургеневскими мотивами». Интересно, что ни в одном из произведений писателя, где воспроизводился мир русской усадьбы, царившая там духовная атмосфера, окружающая природа, мы не найдем подробных описаний ее архитектурной среды, каких-то специфически «тургеневских» мотивов. Поленовские же пейзажи воспроизводили исторически точный облик Москвы того времени. Почему же эти, «московские» мотивы воспринимались мотивами «тургеневскими»? Очевидно знакомство двух мастеров слова и кисти оказали большое влияние на творчество друг друга.

Поводом для таких литературных ассоциаций было умение писателя и художника выявить «поэзию ежедневной жизни», их внимание к «малейшей струе в море души», которыми были отмечены созданные ими произведения. Также просто и непосредственно, как в цикле рассказов Тургенева Записки охотника в Московском дворике было выражено чувство радости от погожего летнего утра, от красоты белокаменной архитектуры и сияющих куполов церквей, ощущение органичности жизни людей, связанной с окружающим пейзажем. Это сходство заставляет вспомнить, как любил Поленов произведение Тургенева. В одном из писем к жене 1887 года он писал: «Я теперь читал, т. е. не читал, а наслаждался Записками охотника… Есть такие дивные картины, такие живые люди, такие глубокие стороны жизни захвачены, что всего тебя пронизывает». В другом письме находим: «Я страшно высоко ставлю Записки охотника… это такой бриллиант в русской литературе».

И именно Записки… со своей надписью подарил Тургенев Поленову в один из приездов в Россию в 1880 году, в ответ на преподнесенную картину — повторение Московского дворика (1877), которая потом постоянно висела в кабинете писателя в его доме в Буживале под Парижем.

Еще более «тургеневскими» ощущались последующие поленовские пейзажи старинных усадеб — Бабушкин сад (1878) и Заросший пруд (1879).


Бабушкин сад
Заросший пруд

Продолжительное время художник работал над большим циклом картин из жизни Христа, стремясь «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Написано было более пятидесяти картин на евангельские сюжеты. Стремясь добиться исторической достоверности в написании работ, Василий Дмитриевич совершает путешествие по странам Востока. Из Сирии, Египта и Палестины было привезено огромное количество натурального материала, путевые заметки, костюмы.


Христос и грешница (Кто из вас без греха?)

Христос и грешница, как нравственный ориентир

Впервые картина была показана на XV Передвижной выставке 1887 года. Глазам зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался, по мысли художника, в несении людям идеи добра и всепрощения. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», — ответил Христос возбужденной гневом толпе на вопрос о том, как поступить с женщиной, изобличенной в прелюбодеянии (по закону Моисея ее следовало подвергнуть избиению камнями). Согласно Евангелию, люди, «обличаемы совестью», разошлись. Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали.

Сюжет картины, замысел которой возник у Поленова еще в период его учебы в Академии художеств в 1868 году, позволял ему выразить важные для него нравственные проблемы, содержащиеся в евангельском повествовании — идею христианской любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Потому так важно для него было ее название. Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною Кто из вас без греха. В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили Христос и грешница… А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина… Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу».

Картина стоила художнику больших трудов и длительных периодов разочарования.


Воскрешение дочери Иаира
За кого меня почитают люди?
Мечты. Иисус на Генисаретском озере
Возвестила радость плачущим
Источник Девы Марии в Назарете

Осенью 1887 года внимание Поленова привлекло живописное место на крутом берегу Оки. Это было село Бёхово с небольшой церковкой и заброшенной усадьбой. Давно мечтая о собственном уголке земли и «о домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», он приобрел в начале 1890 года бывшую усадьбу, где в качестве архитектора открывает в себе новый стиль в искусстве — модерн. Аналогов этому неожиданному решению в русской усадебной архитектуре XIX века еще не было. Такое количество фасадов и необычайная индивидуальность каждый из интерьеров дома — портретная, библиотека, столовая, кабинет, мастерская — в отделку каждого из них, в любую его деталь были вложены вкус и мастерство художника, его творческая индивидуальность, его эстетизм.

С усадебным домом связана важная область просветительской деятельности Поленова. Он с самого начала предназначался не только для размещения многочисленной семьи художника и приезжающих к нему друзей и учеников, но строился как музей и картинная галерея, где должны были разместиться коллекции нескольких поколений семьи Поленова. Дом должен был стать культурным центром всей округи, своеобразной народной академией искусств. Все оборудование для музея (шкафы, витрины, полки) было сделано местными мастерами по рисункам и чертежам Поленова.

Музей открылся для посетителей, и художник сам любил водить экскурсии по нему, показывая многочисленные коллекции художественных раритетов. Здесь же размещалась и картинная галерея, в которой можно было видеть работы Поленова разных лет, произведения его друзей и учеников.


музей Поленово

Строительство усадьбы на живописном берегу реки Оки позволило художнику раскрыть еще одну сторону многогранного таланта. На Оке Поленов много работал: писал картины, сочинял музыку, сажал деревья в парке, строил дамбу, помогал строить лодки.


На лодке. Усадьба Абрамцево
В.Д.Поленов с дочерьми Натальей и Ольгой и доктором И.И.Трояновским, 1901 год

Со свойственной ему энергией занимался проблемами народного образования. Василий Дмитриевич построил две школы в окрестных деревнях. Последние его работы были тоже посвящены детям: в 20–е годы он создал диораму - кругосветное путешествие в картинках. Волшебные световые картины стали праздником для крестьянских ребятишек.

Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. В 1926 году одному из первых в России ему присвоили почетное звание Народного художника России. Похоронен Василий Дмитриевич на высоком берегу Оки в деревне Бехово, на простом деревенском кладбище. На могиле, как и следовало по завещанию, поставлен деревянный крест, сделанный по эскизу самого художника. Еще в 1906 году в своем художественном завещании Поленов писал:

«Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил».

С.И.Мамонтов и В.Д.Поленов (слева) 1890

Официальный сайт художника

Официальный сайт музея «Поленово»

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

С Большой золотой медалью, путешествовал по Европе, изучая разные школы и стили живописи и посещая множество музеев и картинных галерей. Художник долго искал свое направление - и уже в зрелом возрасте обрел известность как пейзажист и мастер жанровой живописи. Благодаря картине «Московский дворик» Поленов стал родоначальником «интимной живописи», а его картину «Христос и грешница» приобрел для своей коллекции император Александр III.

Медалист Академии художеств

Василий Поленов родился в Петербурге в многодетной дворянской семье. Его отец Дмитрий Поленов - секретарь Русского археологического общества - изучал летописи и историю, увлекался искусством. Мать Мария Поленова (урожденная Воейкова) брала уроки живописи у художника Карла Брюллова . Благодаря портретам ее кисти известно, как выглядел Василий Поленов в детстве. Родители поддерживали в своих детях интерес к искусству и нанимали им педагогов из Академии художеств. Павел Чистяков, в то время еще студент Академии, обучал рисунку и основам живописи Василия и его младшую сестру Елену. Чистякову удалось заложить в юноше осмысленное отношение к творчеству: «Не подумавши, ничего не начинать, а начавши, не торопиться», - советовал он.

Василий Поленов с удовольствием учился живописи и хотел поступить в Академию художеств. Однако его родители настояли на получении классического университетского образования. В 1863 году, после окончания гимназии, Василий Поленов поступил вместе с братом Алексеем на физико-математический факультет Петербургского университета. Однако вскоре оставил университет и стал заниматься только живописью. Он посещал вечерние классы при Академии художеств, учился рисованию, анатомии, строительному искусству, геометрии и истории изящных искусств. В 1867 году Василий Поленов закончил ученический курс и получил серебряные медали за рисунки и этюд.

Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Позже художник все-таки решил окончить университет: он поступил на юридический факультет и в 1871 году успешно защитил диссертацию по теме «О значении искусства в его применении к ремеслам». В этом же году Поленов получил высшую награду - Большую золотую медаль - за картину «Воскрешение дочери Иаира». Эту же тему готовил его сокурсник Илья Репин , он тоже стал медалистом. Также художники получили право на заграничную пенсионерскую поездку на шесть лет.

Европейское пенсионерство - Германия, Италия, Франция

В это время Василию Поленову было уже 27 лет, однако с художественной «специализацией» он пока не определился. Поэтому во время заграничной стажировки он часто бывал в музеях. В Германии Поленов изучал искусство немецких художников - Карла Пилоти, Габриэля Макса, Арнольда Беклина, Ганса Макарта. Как вспоминал живописец, их работы действовали на него как «опьянение опиумом». Поленов посещал рыцарские замки и делал там эскизы - по ним он позже написал картину «Право господина», которую купил Павел Третьяков за большие деньги и даже не торгуясь.

После Германии Поленов отправился в Неаполь, Венецию и Флоренцию.

«Италия представляется мне не такой, как принято ее изображать. Желто-красных тонов я как-то мало вижу, разве при закате, а мне представляются скорее серебристо-оливковые, то есть серые»

Василий Поленов

Это впечатление художника отразилось в его картине «Итальянский пейзаж с крестьянином». В Италии зародилась дружба Поленова с меценатом Саввой Мамонтовым и членами Абрамцевского кружка . Художник участвовал в их спектаклях и концертах, дискуссиях и карнавалах. Занятия живописью отступили на второй план: «Я попал в такую круговоротную струю, что совершенно завертелся в суете мирской, а об своем собственном аскетическом подвиге и забыл» . Позже Поленов не раз бывал в Абрамцево - в подмосковной усадьбе Мамонтова .

Василий Поленов. Право господина. 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Поленов. Ливень. 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Большое влияние на творчество Поленова оказала поездка по Франции. Парижские художественные школы и стили живописи восхищали и вдохновляли живописца. Здесь он ближе познакомился с представителями барбизонской школы, увидел картины пейзажиста Камиля Каро. Под влиянием барбизонцев Поленов создал картину «Ливень» в серой гамме, как вспоминал художник - он написал ее «для себя, для отдыха». Однако полотно очень понравилось Ивану Тургеневу , с которым художник познакомился там же, в столице Франции.

По совету художника Алексея Боголюбова, вокруг которого в Париже образовался своеобразный кружок, Василий Поленов вслед за Ильей Репиным отправился на север Франции - в Нормандию, в небольшой город у моря Вёль. Здесь Поленов прожил несколько месяцев и написал множество пейзажей: «Белая лошадь», «Нормандия», «Старые ворота. Вёль», «Этрета. Нормандия» и многие другие.

Фронтовые зарисовки и пейзажи старой Москвы

За два года до официального окончания заграничной поездки, художник стал хлопотать о досрочном возвращении на родину. В Академию художеств он представил две картины - «Право господина» и «Арест гугенотки» - и 50 парижских этюдов. За свои работы Поленов получил звание академика.

«Пользу она [заграничная поездка] мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь»

Василий Поленов

Сразу по возвращении в Россию Василий Поленов отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт. Свои военные впечатления художник отразил в этнографических типах, архитектурных зарисовках, сценах из бивуачной жизни - эти иллюстрации с поля боя публиковал журнал «Пчела». Живописец не создавал батальных полотен. В письме к русской певице Марье Климентовой-Муромцевой он писал: «Сюжеты человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне, по крайней мере, я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто» .

Василий Поленов. Московский дворик. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Поленов. Бабушкин сад. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Поленов. Заросший пруд. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1877 году Василий Поленов, как и хотел, поселился в Москве. Вдохновленный видами старой столицы, он начал работать над полотном «Пострижение негодной царевны». Картина так и не была написана, но Поленов создал зарисовки кремлевских соборов и старинных теремов, научился писать древнерусские интерьеры. Этюд со Спаса на Песках лег в основу пейзажного образа старой Москвы - картины «Московский дворик». С ней Василий Поленов дебютировал на выставке Товарищества передвижников 1878 года. Однако самому художнику полотно не нравилось, и он сетовал на то, что не уделил картине больше внимания: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время» . Однако «Московский дворик» имел огромный успех у критиков: работа выделялась на фоне подвижнической эстетики особой поэтичностью и элегическим тургеневским настроением. В выставках также участвовали картины Поленова «Бабушкин сад» и «Заросший пруд».

Просветительский центр Василия Поленова

В 1881 году Василий Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница» - первой из будущего цикла о жизни Христа. Художник хотел «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа» . Вместе с искусствоведом Адрианом Праховым и промышленником Семеном Лазаревым он отправился на Ближний Восток. Путешественники побывали в Турции, Египте, Палестине, Сирии и Греции. Поленов вдохновлялся яркими восточными пейзажами и пестрыми одеждами местных жителей. Этюды, привезенные из поездки, Павел Третьяков купил прямо с выставки передвижников в 1885 году.

Однако первая поездка по Ближнему Востоку отвлекла художника от первоначального замысла, и его зарисовки к задуманной серии о жизни Христа отношения не имели. Поэтому Поленов отправился на поиски натуры в Италию. Там он создал эскизы к полотну «Христос и грешница». Художник делал наброски карандашом, маслом, углем. Саму картину Поленов писал в 1886–1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова. Впервые эта работа увидела свет на XV Передвижной выставке. Там картину купил Александр III. Император опередил Павла Третьякова, который уже вел переговоры с Поленовым о покупке полотна.

Василий Поленов. Христос и грешница. 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Василий Поленов. Вид на Оку с восточного берега. 1898. Тульский музей изобразительных искусств, Тула

Давно мечтая о «домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», Василий Поленов в начале 1890 года приобрел старую усадьбу. На ее месте по чертежам самого художника построили дом. Он, как и задумывал автор, стал важным просветительским центром. Здесь поселилась семья Поленова, разместились музей и картинная галерея , в которой висели картины самого художника и его многочисленных учеников: Константина Коровина , Исаака Левитана , Ильи Остроухова и других. В окрестностях села Бёхово Поленов построил две школы, а также диораму для крестьянских детей - кругосветное путешествие в картинках в виде маленького светового театра.

В 1905 году Поленов завершил работу над картинами евангельского цикла. Полотна выставляли по всей России, и они имели большой успех.

После Октябрьской революции Василий Поленов продолжил свою просветительскую деятельность: самостоятельно водил экскурсии по усадьбе, работал с крестьянской молодежью, организовывал театральные кружки, преподавал детям основы живописи. Не забросил художник и творчество - в 1919 году он написал картину «Разлив на Оке». Критики признавали ее одной из лучших в позднем творчестве Поленова. В 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка художника - в честь его 80-летия. А через два года Поленову одному из первых присвоили звание народного художника РСФСР.

В 1927 году живописец скончался в своей усадьбе.

Заросший пруд

“Этот незаурядный русский человек,
как-то сумел распределить себя между российским
озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима,
горячими песками азиатской пустыни.
Его библейские сцены, его первосвященники,
его Христос - как мог он совместить в своей душе
это острое и красочное величие с тишиной простого
русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и
над его тихими озерами веет дух божества?”
Федор Шаляпин

Поленов, Василий Дмитриевич.Портрет работы И.Репина

Одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века - это творчество Василия Дмитриевича Поленова.
Василий Дмитриевич Поленов — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник РСФСР (1926).
Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века.
Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Его картины "Московский дворик" "Бабушкин сад"; "Христос и грешница" принесли художнику признание. Они не просто широко известны и популярны, но стали своего рода "знаками" отечественного изобразительного искусства.

Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор.

В 1888 году художник писал в одном из писем:

"Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит".
Можно считать, что в этих словах заключен творческий принцип мастера, который он пронес через всю жизнь.

Многогранное творчество художника, где он стремился, применить все свои дарования не знали границ. Он живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, во многих отношениях выступал как новатор.


Фильм 1. Живопись,пейзажи.

Фильм 2. Историческая и жанровая живопись

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье.

Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками.

Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки В.Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н.А. Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Г.Р. Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль».

У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей - П.П. Чистяковым - стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах. В то время он требовал от своих учеников пристального изучения натуры.

"Натура, - вспоминал впоследствии Поленов, - устанавливалась надолго, и рисунок вырабатывался систематично, не условным приемом, а тщательным изучением и, по возможности, точной передачей натуры". "Не подумавши, ничего не начинать, а, начавши, не торопиться", - советовал педагог Поленову. Очевидно, Чистяков сумел передать своему ученику главное - профессиональный подход к живописи, понимание того, что настоящее искусство может возникнуть лишь в результате тяжелой работы и, что не мало важно Поленов это смог усвоить.

После долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе
со своим братом Алексеем на физико-математический факультет
(естественный разряд) Петербургского университета.
Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает
Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах,
но так же с интересом слушает лекции по предметам анатомии, строительному
искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств.
Не прекращает Поленов и занятий музыкой.
Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и
сам пел в студенческом хоре Академии.
Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного
ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись
в занятия живописью. Сделав тем самым правильный выбор, ведь уже в
1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает
серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах
на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января
1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического
факультета.

В 1871 году он получает диплом юриста и, одновременно с Ильей Ефимовичем
Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину
"Воскрешение дочери Иаира".
Поленов стремится создать произведение высокого стиля, придать возвышенный
характер изображенному, мастерская компоновка и решение цвета, она носила
черты жанровости, но была не доработка в замысле этой картины.
Многие отмечали большую теплоту чувства, выраженного Поленовым в образе девочки,
тянущей худенькую руку к Христу.
В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль,
а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу
«Христос воскрешает дочь Иаира» — большую золотую медаль.

Воскрешение дочери Иаира

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году,
Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии.
Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в
Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон»,
обеспечившую ему в 1876 году звание академика.

Арест гугенотки, графини д"Этремон. 1875

Реалистические устремления художника, укреплявшиеся под влиянием И.Репина и
А.Боголюбова, полнее проявились в его тонких пленэрных пейзажах и этюдах.
После возвращения на родину Поленов становится убежденным приверженцем национально-демократического искусства.
Он пишет правдивые, проникнутые любовью к людям из народа портреты сказителя
былин Н.Богданова (1876 г.), деревенского мальчика Вахрамея (1878 г.),
картину из крестьянской жизни «Семейное горе» (1876 г.).

Сказитель былин Никита Богданов. 1876
Возвратившись в 1876 г. в Россию, вскоре отправился на театр русско-турецкой войны,
в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире
наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра 3).
По окончанию войны поселился в Москве.

После много путешествовал.
В 1881—1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и
по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет,
откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница»,
а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой
для себя манере письма.


Христос и грешница

Наиболее сильное впечатление произвела на него "Vепеziа lа Ьеllа" (красавица Венеция), представляющаяся (по его словам) "проезжему путнику чем-то фантастическим,
каким-то волшебным сном". Восхищение Поленова Венецией усиливалось оттого,
что она была родиной его любимого художника Паоло Веронезе покорившего его
еще в период обучения в Академии художеств.
С тех пор увлечение Веронезе не проходило, становясь, год от году все более
осмысленным и целенаправленным. Поленов с его задатками колориста поражал
огромный колористический дар венецианского художника, сила его живописи.

Венеция

Венеция. Каналы и трубы

"Какое тонкое чувство красок, - восхищался Поленов,
- какое необыкновенное
умение сочетания и подбора тонов, какая сила в них, какая свободная и широко
развернутая композиция, при всем этом легкость кисти и работы, как я ни у кого
не знаю!". Преклоняясь перед красотой колорита полотен Веронезе.

Период пенсионерской командировки помог Поленову понять, что не
историческая живопись является его настоящей стихией.
Взоры Поленова безраздельно обратились к пейзажу.
Таков был итог его исканий за границей.

С 1870-х Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи.
В 1882—1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин,
И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.

Гуманистическое дарование Поленова наконец-то раскрывается в свою полную силу и раскрывается именно на русской почве, обнаруживая при этом именно свой русский склад. Ему предстояло, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и богатства красок, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в следующих за "Московским двориком" произведениях, написанных со всем блеском живописного мастерства - картинах "Бабушкин сад" и "Заросший пруд".

Например, картина "Бабушкин сад" была экспонирована на VII Передвижной выставке в 1879 году. В рецензии на выставку Стасов назвал "Бабушкин сад" в числе лучших вещей, отметив его отличающуюся "свежестью тонов" живопись.


Бабушкин сад

Она действительно, прежде всего, покоряет именно своей живописью.
Ее пепельно-серые с сиреневатым и голубоватым отливом, бледно-розовые,
песочные, серебристо-зеленые всевозможных оттенков тона, гармонически
сочетаясь, друг с другом, образуют единую колористическую гамму.
Образ, созданный в картине художником, лишен одноплановости; в нем
естественность и гармонично сочетаются разные аспекты восприятия жизни,
ее осмысления. Изображая старый барский особняк и его дряхлую владелицу,
Поленов, в отличие от Максимова с его картиной "Все в прошлом", ничего не
рассказывает зрителю о стиле этой жизни. Слияние человека с природой, которое
показывает здесь Поленов, роднит изображенных с обитателями московского
дворика. И те, и другие живут тихо и естественно, одной жизнью с природой,
что сообщает их существованию смысл и поэзию.
Это ощущение гармонии и красоты жизни пробуждает в зрителе то светлое
умиротворенно-радостное настроение, которым разрешается его элегическое
раздумье над сценкой, запечатленной художником.

В 1877 Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI передвижной выставке
Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину
«Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке.
А вот картина "Московский дворик" - первая картина Поленова, экспонированная
у передвижников, делу которых он давно сочувствовал.


Московский дворик.ГТ Г

К своему дебюту у передвижников художник относился с чувством большой
ответственности и потому страшно терзался, что из-за нехватки времени дает
на выставку такую "незначительную" вещь, как "Московский дворик",
написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труда.
"К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне
хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным,
надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время", - сетовал
Поленов.
Однако Поленов заблуждался в оценке своей картины, не подозревая, какое
будущее, ждёт это произведение, что именно она окажется в числе жемчужин
русской школы живописи, станет этапным произведением в истории русского
пейзажа.В этой картине автор воспроизвел типичный уголок старой Москвы -
с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти
провинциальным стилем жизни.
Утро ясного солнечного дня в начале лета (по воспоминаниям самого художника).
Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим
теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени...
Дворик оживает: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито
роются в земле у сарая куры, затеяли возню в густой зелени травы ребятишки,
вот-вот тронется в путь запряженная в телегу лошадь...
Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины.

После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового
жанра — «интимного пейзажа».

С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем преумножит,
поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью
христианства.

Будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам.
Мечтал поселиться на лоне природы. В 1890 приобрёл небольшое имение Бёхово в
Алексинском уезде, Тульской губернии, на высоком берегу над Окой.

В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села построил дом по собственному
оригинальному проекту, и при доме художественные мастерские.
Усадьба была названа Борок.
Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей,
проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный
вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников»,
а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей.
Поленов построил народный театр для крестьян и церковь в Бёхове.
В 1899 во второй раз отправился на Ближний Восток с целью сбора материала для
грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа», которую завершил в 1909.
Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала
центральном событием в мире живописи.


За Кого Меня Почитают Люди

Среди учителей

Привели Детей.1890-1900
В 1910—1918 годах Поленов вёл в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.

В 1906 — в Большом зале Московской консерватории исполнена опера Поленова «Призраки Эллады».

В 1914 в Москве устраивается выставка картин цикла «Из жизни Христа» для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне.

В 1915 — по проекту Поленова в Москве на Пресне строится дом для Секции содействия фабричным и деревенским театрам; с 1921 года это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова.

Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки, где были написаны многие пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова.
В 1924 прошла первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая 80-летию художника.

В 1926 Поленову присвоено звание народного художника РСФСР.

Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды. Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест.
«Вспоминается Поленов - ещё один замечательный поэт в живописи. Я бы сказал, дышишь и не надышишься на какую-нибудь его жёлтую лилию в озере.
Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горячими песками азиатской пустыни.
Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос - как мог он совместить в своей душе это красочное и острое величие с тишиной простого русского озера с карасями!
Не потому ли, впрочем, и над его тихими озёрами веет дух божества?...»
Ф.И.Шаляпин «Литературное аследство»

Известный художник-живописец-пейзажист, Василий Дмитриевич Поленов в своих произведениях отражает свой внутренний мир. Он непревзойдённый пейзажист. В его полотнах природа нашего удивительного края - средней полосы России, изображена так, что создается впечатление, что она продолжает там жить и радовать его почитателей. Всем поклонникам таланта Поленова известна любовь к дорогому его сердцу родовому деревенскому дому-усадьбе, основанному им в средней полосе России, в Тульской области. Там же, вокруг дома, заложил и основал Василий Поленов потрясающий парк, находящийся на живописных берегах реки Оки, дошедший до нас совсем без изменений.

Друзья и соратники прозвали его Великим Рыцарем Красоты или Живописи Поэтом - за его непревзойдённое понимание и передачу природных красот Среднерусской полосы. Из всех четырёх времён жизни года В. Д. Поленов очень любил осень. Только осенью в средней полосе России играют краски.

Он говорил, что буйство цветов и оттенков в природе так и просится на холст. Зимой преобладает белый цвет, а весна и лето – все мыслимые и немыслимые оттенки зелёного. И только каждой осенью происходит перерождение художника. Каждый год в течении своей жизни, Поленов В. Д. со своими детьми или один с первого по десятое октября, бросал все свои дела и отправлялся в пешие походы по берегу любимой реки Оки писать свои потрясающие воображение пейзажи, смотреть и восхищаться Золотой Осенью, когда безраздельно царствуют Красота и Вдохновение. Ведь именно на этот период времени года приходится самый пик осенней гармонии в многоцветности. Здесь он нашёл для себя целостное обобщение образа русской природы. Здесь он написал самые знаменитые свои произведения-пейзажи.

Полотна, прославившие его на весь мир, - это и «Ранний снег», написанный им в 1891г, и написанные в 1893г. полотна «Лето на Оке», «Осень на Оке близ Тарусы», «Золотая Осень». Знаменитые картины «Стынет» 1892 г. и «Разлив на Оке» 1918 г. Именно в этих работах можно увидеть и почувствовать, как безгранично любил В. Д. Поленов свою малую Родину. В этих работах видна душа Мастера, которую он так старательно, чутко и радостно растрачивал на свои пейзажи, на которых, как нигде передано состояние и величие природы.

Произведения кисти Василия Поленова, при всей своей простоте восприятия многогранны, сложны, а иногда даже весьма противоречивы. Как и сам художник, с его талантом многогранным, сложным, а иногда, также как и его произведения-картины противоречивым.

Помимо своего постоянного занятия живописью, Поленов занимался, и надо отметить довольно успешно, архитектурой, музыкой, театром и прикладным искусством, где также достиг больших высот. Он один из тех редких людей, которые одарены редким качеством – разносторонними талантами.

У Поленова был талант, переданный ему от родителей при рождении, это незаурядный дар, как архитектора, так и музыканта: исполнителя и композитора. Он прекрасно играл на клавишных инструментах, на скрипке и аккордеоне. Он попробовал себя на сцене как артист и режиссёр. Был известным для своего времени талантливым театральным педагогом и Учителем живописи. У него была целостная гражданская позиция, которую он везде пропагандировал и отстаивал. Он был достаточно известным и активным борцом за справедливое отношение к низшим слоям общества в своё время. Именно он – первый из Русских живописцев заинтересовался такими областями в искусстве, которые ранее не привлекали внимание знаменитых мастеров-живописцев. Это и книжная иллюстрация, и сценическое оформление, и прикладное искусство. Он считал, искусство - это и есть счастье и радость бытия, иначе оно ничего не может стоить в жизни. Он был убежден, что проявление искусства во всех его видах может преобразовывать мир по закону красоты.

Сам Поленов считал, что не мог бы жить без занятий искусством. Он любил все виды искусства. Занятия архитектурой приносили заработок и удовольствие. А занятия поэзией и скульптурой наслаждение и радость. А без живописи и музыки его в жизни просто не было бы. И это понятно, потому что в Поленове, в его стремлении охватить разные области искусства, родился новый тип художника, которому подвластно любое из направлений искусства. Это явление - Поленов В. Д. - первый в России художник-универсал.

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 года в Санкт-Петербурге. Его отец был археологом и библиографом, мать писала книги для детей, занималась живописью. В семье уделяли большое внимание искусству и наукам, поэтому дети также проявляли к этому интерес. На формирование художественного вкуса Поленова оказала большое влияние и его бабушка В.Н. Воейкова.

Интерес к живописи проявили Василий и его сестра Елена. Чтобы развивать эти способности, семья пригласила преподавателей. Наставником Поленовых стал П.П. Чистяков, студент Академии художеств. Именно он дал будущему художнику необходимые знания по азам живописи.

Большую роль в становлении творческой манеры Поленова сыграла его поездка в имение Имоченцы Олонецкой губернии. Именно в это время он стал особенным почитателем красоты русской природы. После этого Поленов отправляется на учебу в Петрозаводск, а затем в Петербург.

По настоянию отца Поленов поступает в Санкт-Петербургский университет на физико-математический факультет. Параллельно он посещает уроки в Академии художеств. По окончанию университета Поленов получает диплом юриста. В это же время он был награжден большой золотой медалью за картину «Воскрешение дочери Иаира». Получение такой награды дает художнику право на путешествие за границу. 1872-1876 годы Поленов проведет в Европе. Он посещает Францию, Италию, Германию. Поленов изучает творчество зарубежных мастеров, сам развивает свое мастерство. В Париже художник знакомится с Репиным. За границей Поленов пишет полотно «Арест графини д’Этремон». Эта картина принесла ему впоследствии звание академика.

В 1876 году, вернувшись на родину, Поленов становится официальным художником при наследнике-цесаревиче во время русско-турецкой войны.

В 1877 году Поленов переезжает в Москву. В 1878 году он становится членом Товарищества Передвижных Художественных Выставок. На одной из экспозиций Поленов представляет свою работу «Московский дворик». В этом городском пейзаже художнику удалось передать атмосферу умиротворенности и покоя. Любовь к жизни подчеркивается живыми яркими красками. Череду поэтичных полотен продолжили картины «Ранний снег», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». В них мастеру удалось совместить ощущение уюта и покоя со свежестью пленэрного взгляда. Характерными чертами всех выдающих работ Поленова были непосредственность восприятия, светотеневая контрастность, легкий мазок и яркие оттенки.

В галерее работ художника видное место занимают и полотна на восточную и библейскую темы. Вдохновение Поленов черпал во время поездок 1881-1882 годов, а также путешествия 1899 года, после которых появился цикл картин «Из жизни Христа».

В 1890 году Поленов покупает имение на берегу Оки в Тульской области. Именно здесь художник и скончался 18 июля 1927 года.

Лучшие картины Поленова В.Д.



Статьи по теме: