Понятие образность и настроение в тематическом натюрморте. Курсовая работа: Методика преподования натюрморта в начальной школе

Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить младших школьников. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими.

Искусство пробуждает у детей младшего школьного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи младших школьников учат понимать гармонию природы. Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны по содержанию, по средствам выразительности и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической работы с детьми нам это представляется важным. Одновидовый натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы; возможны продукты питания или предметы быта, например: П. Кончаловский «Персики»; И. Репин «Яблоки и листья»; И. Левитан «Сирень»; В. Стожаров «Хлеб. Квас»; П. Кончаловский «Сухие краски» и другие. Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи и другие), условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию, например: И. Хруцкий «Цветы и фрукты»; И. Михайлов «Овощи и фрукты»; К. Петров-Водкин «Бокал и лимон». К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа, например: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; И. Серебрякова «За завтраком»; П. Крылов «Цветы на окне» и другие.

В начальных классах следует показывать детям разнообразие натюрмортов. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно-реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме, лирические, торжественные и другие. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции .

В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения. Для рассматривания с детьми отбираются картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично. Учитывают также и принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года неоднократно предлагается для рассматривания детьми. Но внимание ребят направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности.

Произведения живописи, натюрморты, должны реалистично отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Отбирая натюрморты для рассматривания, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего он создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал). Тема натюрморта должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям. Отбирая натюрморты для ознакомления младших школьников, учитывают индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах натюрмортов. Младших школьников знакомят с натюрмортами, созданными разными художниками на одну и ту же тему. Воспринимая эти натюрморты, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображенному.

Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы, душевного контакта между взрослыми и детьми. В ознакомлении младших школьников с живописью, в частности, с натюрмортом, широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приемы. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях, обеспечивает формирование у младших школьников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках – в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте» – так говорил В.Н. Сухомлинский .

Этапы работы над натюрмортом

Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее удачную, обратив внимание на эффекты освещения, то есть с какой точки зрения более интересно выглядят формы предметов. Обычно более интересно и выразительно они выглядят при боковом освещении. Садиться против света не рекомендуется.

Следует продумать, какой выбрать формат бумаги и как лучше скомпоновать натюрморт на листе - вертикально или горизонтально. Например, если нужно включить в композицию угол стола, то лист бумаги лучше положить вертикально. .

Начинать рисунок всегда нужно с композиционного размещения изображения. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Для этого мысленно объединяем всю группу предметов в одно целое и продумываем ее размещение в соответствии с форматом листа бумаги.

Учитель должен объяснить ученикам, что сверху надо оставлять больше места, чем снизу - тогда у зрителя создастся впечатление, что предметы крепко стоят на плоскости. Вместе с тем надо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги и, наоборот, чтобы не оставалось много пустого места.

Композиционная задача не всегда решается просто. Иногда ученику приходится затрачивать много сил и времени, чтобы добиться успеха. А если постановка очень сложная, то без помощи педагога не обойтись. Объясняется это тем, что кроме размещения изображения на листе бумаги, ученику необходимо еще найти композиционный центр на картинной плоскости.

В большинстве случаев зрительный центр не совпадает с композиционным, зависящим от расположения главного предмета, вокруг которого группируются остальные. Ведь пространственное положение предметов относительно друг друга в изображении зависит и от выбора точки зрения, которая непременно влияет на компоновку натюрморта в задуманном формате.

Чтобы учебная работа шла успешно, педагогу нужно все это заранее учесть и вовремя оказать помощь ученикам. На классной доске учитель должен продемонстрировать последовательность линейного построения рисунка натюрморта, уделяя особое внимание определению композиционного расположения всей группы предметов натюрморта на листе бумаги. Учителю следует также показать правильную и неправильную компоновку рисунка на листе.

Затем учитель стирает рисунки с классной доски, и ученики приступают к работе.

Вначале, легко касаясь карандашом бумаги, намечаем общий характер формы предметов, их пропорции, а также расположение в пространстве. Короткими отрезками линий ученики ограничивают общее пространственное расположение всей группы предметов натюрморта.

Тем ученикам, у которых не получается определение в рисунке общей композиции группы предметов натюрморта, можно разрешить рисовать каждый предмет отдельно, начиная, однако, с приблизительной оценки размеров каждого из них. Далее нужно уточнить величину каждого предмета в отдельности.

Построение формы предметов ведем тем же способом, как и в заданиях по рисованию отдельных предметов. Намечаем поверхности каждого предмета, как видимые, так и невидимые. Таким образом, на рисунке получается как бы изображение проволочных моделей.

Так посередине намеченного очертания предмета (например чайника) проводится осевая вертикальная линия, на которой уточняется высота, и через точки, определяющие его высоту, проводятся горизонтальные отрезки. На них определяется ширина горловины и дна чайника. Рассматриваем пропорции основной части чайника - сосуда и прорисовываем дно и горловину. Тонкими линиями намечаем носик, крышку, ручку чайника. Еще раз проверяем и сразу же уточняем пропорции как всей формы чайника, так и основных частей.

Точно так же нужно работать над изображением яблока. Вырисовывать и уточнять контур предметов сразу не следует; главное - определить размеры и пропорции каждого из предметов (по высоте, ширине, глубине).

Выявляя конструктивную основу формы предметов, необходимо внимательно проверить перспективу. Особое внимание надо обратить на перспективное изображение оснований предметов. Нельзя допускать, чтобы в рисунке следок одного предмета «наступал» на следок другого, иначе говоря, ученик должен четко представлять, какой предмет находится на первом плане, какой - на втором. Начинающие рисовальщики обычно не следят за этим, и у них в рисунке не получается пространства между предметами. Тогда они начинают вводить тон в рисунок, рассчитывая, что дефект можно таким образом выправить, однако это не дает желаемых результатов.

Метод линейно-конструктивного построения изображения помогает решить эту задачу. Ученику важно ясно представить себе расположение предметов (следков) на плоскости стола, расстояние между ними. Затем он должен представить себе эту плоскость со следками, изображенную в перспективе. .

Отдельно нужно сказать об изображении драпировки, которая спускается сверху и покрывает предметную плоскость. При изображении драпировки сначала определяем горизонтальную и вертикальную плоскость, а уж затем приступаем к рисованию складок. Светлая по тону и тонкая по своей структуре и материалу ткань образует на вертикальной плоскости выразительные по пластике и светотеневой моделировке складки. На предметной плоскости складки драпировки слегка намечены. При построении объемных складок можно использовать метод обобщения формы (обрубовки). Ученик должен предельно обобщить сложную форму складок до прямолинейных геометрических форм. Этот метод поможет понять форму складок и правильно решить тоновые задачи рисунка драпировки.

Затем более детально прорисовываем все предметы натюрморта, убрав линии построения.

В процессе обучения рисованию с натуры ученики должны научиться видеть и понимать взаимосвязь конструкции предмета с явлениями светотени, владеть средствами светотеневого рисунка. Не зная законов распределения света на форме предмета, они будут пассивно копировать с натуры светлые и темные пятна, но не достигнут убедительности и правдоподобия изображения.

В процессе учебы педагог должен подробнее остановиться на светотеневой и тоновой теории в рисунке.

Приступая к выявлению объема предметов, прежде всего надо определить самое светлое и самое темное место в натюрморте. Установив эти два полюса, следует обратить внимание на полутени. Для этого внимательно прослеживаем направление световых лучей и определяем, на какую плоскость предмета лучи света падают прямо, то есть где будет свет, а на какую не падают совсем, то есть где будет тень. Затем намечаем тени, падающие от каждого предмета.

Вначале, легко прикасаясь карандашом к бумаге, прокладываем тоном теневые места на каждом предмете: на чайнике, яблоке, драпировке. Это поможет яснее увидеть массу каждого предмета, а следовательно, еще раз проверить пропорции и общее состояние рисунка.

Затем прокладываем полутени, усиливая тон в теневых местах и наконец, тени, падающие от предметов. Именно такой порядок выявления объема предметов тоном всеми художниками считается обязательным.

Когда общий рисунок натюрморта намечен верно, можно усилить нажим карандаша на бумагу и проложить тон, приступая к детальной прорисовке каждого предмета.

В конце урока педагог должен организовать повторение и закрепление теоретического материала по изобразительному искусству.

При детальной прорисовке формы надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за всеми деталями формы. Но, работая над деталью, нельзя забывать сравнивать ее с рядом находящейся. П.П.Чистяков рекомендовал: «Работать над деталью долго не следует, так как пропадает острота восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части. Когда вернешься к проделанной вначале работе, легко увидеть недоделки. Итак, в процессе всей работы, переходя с одного места на другое, держи в глазу всю фигуру, не стремись сразу к общему, а вникай в детали, не бойся первоначальной пестроты, обобщить ее не так трудно, было бы что обобщать» .

При проработке форм предметов натюрморта должна проходить серьезная аналитическая работа. Надо внимательно прорисовать каждую деталь предмета, выявить ее структуру, передать характерные особенности материала, проследить, как увязываются составные элементы между собой и с общей формой, например ручка, носик чайника, фактура и форма яблока, чем отличаются блики на различных предметах друг от друга.

Внимательно прорисовываем тени, падающие от деталей, - тень от чайника, яблока. Такая проработка формы поможет сделать рисунок убедительным и выразительным.

Заканчивая рисунок, ученики под руководством педагога внимательно анализируют тоновые отношения предметов натюрморта, определяя общий тон чайника, яблока, драпировки, различные оттенки тона на свету, в тени, в полутени: на переднем и заднем плане. Надо тщательно проследить за тем, чтобы отдельные предметы не были слишком сильны по тону (черными) и не выпадали (не вырывались) из рисунка. Для этого нужно посмотреть на рисунок издали прищуренными глазами и сравнить силу рефлексов с натурой. При этом необходимо помнить, что рефлексы не должны быть очень яркими или спорящими со светом, с полутенями. И когда рисующий смотрит на них прищуренными глазами, они должны пропадать, сливаться с тенями.

Правила составления натюрморта

Составление натюрморта необходимо начинать с замысла, в нашем конкретном случае, с постановки учебной задачи (конструктивной, графической, живописной и т.д.). Через сравнительный анализ приходят к определению наиболее характерных особенностей формы и обобщению наблюдений и впечатлений. Необходимо помнить, что каждый новый предмет в постановке - «новая мера всех входящих в неё вещей, и появление его подобно революции: предметы меняются и меняют свои отношения, будто попадая в иное измерение» .

Немаловажно правильно, соответственно определенной учебной задачи, выбрать определенную точку зрения, т.е. линию горизонта (ракурс). Следующим этапом составления натюрморта является компоновка предметов в пространстве предметной плоскости с учетом замысла группировки в композиции.

Важен момент составления натюрморта самими обучающимися, поскольку подобные упражнения позволят осуществить пластические задачи и наиболее выигрышные группировки предметов.

Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону. Его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево.

При пространственном решении натюрморта на первый план в виде акцента можно положить небольшой предмет, отличающийся по фактуре и цвету от других предметов. Для завершения композиции, а также связи всех предметов в единое целое в постановку добавляют драпировки, подчеркивая, таким образом, еще и разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани. Ткань может быть гладкой и с узором или рисунком, но она не должна отвлекать внимания от других, особенно главных предметов. Её часто размещают по диагонали, чтобы направить взгляд от зрителя в глубину, к композиционному центру для лучшего пространственного решения .

Таким образом, можно заключить, что суть композиции заключается в том, чтобы найти такое сочетание, организацию изобразительных элементов, которые содействовали бы выявлению содержания.

Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение - искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень, при этом для выделения первого (или главного) плана можно закрыть часть света, попадающего на задний план. При освещении натюрморта из окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение темного на светлом, и часть цвета будет пропадать, если решать натюрморт в цвете. Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете.

В учебных натюрмортах подбирают предметы различной тональности, не соединяя в одной постановке только светлые или темные предметы и при этом учитывая формы падающих теней.

Состоит из трех предметов (одного большого - центра композиции и двух-трёх меньшего размера) и драпировок;

Предметы разные по цвету, но не интенсивных цветов;

Маленькие предметы могут быть активными по цвету (по ним ведут сравнение цветовых характеристик);

Предметы и драпировки должны иметь выраженную тональную разницу;

Размещение постановки при прямом дневном освещении (легко читаются большие цветовые отношения, имеют декоративную привлекательность).

Соблюдение этих правил позволит обучающимся в процессе практической работы над учебным натюрмортом наиболее четко выявить основные живописные отношения, нацелит на правильное видение тональных различий, способствующее верной передаче цветом материальности вещей.

О чем поведал натюрморт Учитель изобразительного искусства МБОУ «ЦО № 32» Каменская Алена Игоревна

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу или торт, Или все предметы сразу, ­ Знай, что это … НАТЮРМОРТ

НАТЮРМОРТ – один из жанров изобразительного искусства, главным образом – живописи. В натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы.

Французское «натуре морте» – буквально означает «мертвая натура». Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны

В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени. Однако важно не только то, что изображено, но и как. Одни и те же предметы, по разному расположены, написанные яркими сочными мазками или мягко и тихо, могут рассказать о празднике и грусти, о счастье или об одиночестве.

Живопись Графика

Виды натюрмортов Сюжетно­тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом. Тематический натюрморт ­ сложное художественное произведение, с помощью которого можно рассказать об увлечениях, взглядах, мировоззрении владельца предметов.

предметов, Учебный натюрморт. В нем необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности выявить закономерности пластики различных форм. Учебный натюрморт носит также название академический или постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе. изобразительной обучающимся изучить пропорции и основы

создание общего В декоративном или творческом натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, нарядности "Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника". впечатления

Натюрморты различают: ­ по колориту (теплый, холодный); ­ по цвету (сближенные, контрастные); ­ по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света); ­ по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже); ­ по времени исполнения (краткосрочный ­ "нашлепок" и долговременный ­ многочасовые постановки); ­ по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).

Что означают натюрморты, их тайные знаки? Что означают цветы на натюрмортах? ­ ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов ­символы скромности и чистоты; ­ крупный цветок в центре композиции ­ «венец добродетели»; ­ осыпавшиеся лепестки возле вазы – знаки бренности; ­ увядший цветок ­ намек на исчезновение чувства.

Что означают фрукты и насекомые на натюрмортах? ­ зрелые плоды ­ символ плодородия, изобилия, богатство и благосостояния; ­ гранат ­ символ воскресения, символ целомудрия; ­ вишня – « райская ягода», символизирует мягкость натуры, доброту человека; ­ земляника ­ символ праведности и трудолюбия; ­ оливка ­ символ мира; ­ лимон – предательство, чувственные наслаждения; ­ птицы, бабочки и различные насекомые ­ знаки разных стадий земной жизни, олицетворении божественного круговорота, смерти и воскресения; ­ порхающая бабочка – символ бессмертия души, воскресения;

«Изображение предметного мира. Выразительные возможности натюрморта».

Главная задача искусства и живописи - будить в человеке прекрасное, заставлять его думать, чувствовать. Задача художника привлечь внимание зрителя, разглядеть в привычных предметах необычайную суть. В мир, окружающий художника, вводит нас натюрморт. Он дает возможность оглянуться на несколько веков назад, пережить вместе с мастером особо любимые им мотивы. В натюрморте художник пытается ограниченными средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится отразить свое настроение. Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом. Действительно, многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца.

Искусство натюрморта имеет свою историю, свои традиции. Как жанр возникло в Голландии. Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично. Наиболее распространенным и популярным натюрморт был в голландском искусстве на рубеже XVI – XVII в.

«Натюрморт» - слово французкое в буквальном переводе означает “мертвая натура”. По-голландски обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. «тихая жизнь»Итак НАТЮРМОРТ: жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу;

В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передавать предметный мир.

Натюрморт – один из самых известных жанров изобразительного искусства. Он имеет много функциональных особенностей: используют как учебную постановку, первичную стадию изучения натуры в период ученичества, он также может стать самостоятельной картиной, по-своему раскрывающей вечную тему искусства - тему бытия человека. Натюрморт очень любят многие профессионалы-живописцы. Он входит как важный элемент в обучение будущего художника. Здесь оттачивается умение цельно скомпановывать несколько предметов, понять разность их качеств. С натюрморта лучше начинать овладение рисунком. Его можно рисовать как угодно долго, внимательно изучая его с разных точек, не опасаясь, что он устанет стоять и уйдёт или изменит положение.

Итак: С одной стороны рисовать натюрморт достаточно легко всегда можно найти несколько предметов и составить из них композицию; с другой рисование предметов может показаться ученикам однообразным и скучным.

Как сделать работу более увлекательной и интересной, но в то же время обучающей.

Целью данной работы является:

Показать красоту окружающего мира посредством натюрморта, разнообразив работу над ним, используя разные методы и приёмы

Задачи работы:

    Систематизировать знания учащихся о натюрморте, как жанре в изобразительном искусстве

    Освоить разные способы и стили работы над натюрмортом

    Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству

    Отображать характеристики и черты окружающей действительности, через натюрморт

    передача своего отношения к окружающему миру.

Задачи методической работы обусловлены поставленной целью.

Процесс рисования - сложный комплекс мыслительной и практической деятельности. Зрительное восприятие натуры, как правило, является целостным. При выполнении рисунка натюрморта количество этапов определяется сложностью натюрмортной постановки. Работа начинается с поиска схемы композиции. Подбор предметов осуществляется согласно указанной теме. Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляются вкус и композиционное чутье.

Существуют правила постановки натюрморта

    Набор предметов не может быть случайным, их должна объединять определенная тема.

    Если расставить предметы далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если сблизить – натюрморт получится громоздким.

    Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление однообразия.

    Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный.

    Существенную роль в натюрморте играет фон. Ведь предметы без поддержки фоном не будут иметь своей выразительности.

Как человек учится читать и писать с самых азов, так и в изобразительном искусстве нельзя сразу уметь рисовать правильно. Несомненно, есть талантливые дети, которые чувствуют и могут передать правильность увиденного. Но даже и они должны знать правила и законы рисования. Необходимые понятия художественной грамоты дети получают на уроках ИЗО. Они изучают правила, учатся поэтапно строить рисунок, анализируют работы. Также как и в других разделах, в теме «натюрморт» существует много закономерностей и необходимых правил рисования.

Важно на начальном этапе работы обратить внимание на такие понятия, как

Перспектива – система отображения на плоскости глубины пространства.

Перспектива круга, квадрата, центральная (по одной точке схода) и угловая (по двум).

Светотень – способ передачи объёма с помощью теней и света.

Свет, тень (падающая и собственная), полутень, блик, рефлекс.

Пропорции – соотношение частей друг к другу или к целому. Метод визирования, ось симметрии.

Существует несколько видов натюрмортов: 1. сюжетно-тематический; 2 учебный; 3. учебно-творческий;4. творческий.

Натюрморты различают: по колориту (теплый, холодный); по цвету (сближенные, контрастные); по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света); по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже); по времени исполнения (краткосрочный – «нашлепок» и долговременный – многочасовые постановки); по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).

Натюрморт выполняется в живописи, графике, Также встречается и в скульптуре.Каменные рельефы из плодов, листьев и других декоративных элементов применялись ещё в древности.

Чтобы ребенок имел возможность сосредоточить внимание на главном, не следует в первые постановки включать предметы с большим количеством мелких деталей: фон должен быть простым.

Дети уже к 6-му классу знакомы с многими понятиями, но на данном этапе они рассматриваются в контексте определённой темы – темы натюрморта. Необходимо показать ученикам важность знания и понимания всех этих понятий, дать осознать, что без них нет правильного рисунка, который увлечёт зрителя.

Изучение всех этих правил и законов рисования можно считать подготовительной работой. Сюда же относим и изучение истории натюрморта. Это немаловажно – ребёнок должен знать и понимать всю цельность данного жанра. После того как учащиеся изучили правила и законы, поняли определённый смысл работы, они должны попробовать свои силы в изображении предметов. Ребята оттачивают умения на отдельных предметах быта, на практике применяя изученные правила. Необходимо добиться автоматизма в поэтапной работе. Дети обязаны знать, с чего начинать рисунок.

Натюрморт - это прежде всего предметы, которые организованы тематически, связаны смысловым содержанием и несут в себе определенную идею. На основе рисования отдельных предметов, ученик учится правильно передавать форму предмета, соблюдает перспективу и пропорции, позднее все умения пригодятся в рисовании натюрморта.

Далее идёт поиск схемы композиции. Ребята не всегда понимают, как правильно создать композицию. Чтобы научить их это делать, одних слов недостаточно. Необходима практика. Используем разные приёмы и виды работы.

Смотрим, в какую геометрическую фигуру можно вписать постановку. Рассматриваем несколько постановок, вписанных в одну фигуру, и одну постановку, переставляя предметы, вписываем в разные фигуры

Используем компьютерные технологии. Рисовать – долго, можно воспользоваться операцией «Вставка фигур». Детям нравится создавать изображения, попутно они оттачивают навык работы с компьютером.

Магнитный конструктор: учитель заранее делает плоскостные заготовки на магнитах. Дети тренируются в составлении натюрмортов, располагая магнитные фигурки на доске.

Одним из приёмов работы является фотография. Ученики с удовольствием фотографируют. Перед этим из предложенных предметов создаётся композиция. Затем фотографирование, вывод на компьютер, просмотр, анализ. Сравнивая и обсуждая, легко найти правильное решение композиции. Идёт работа на опережение (в программе 9 класса изучение фотографии). Этот приём не только разнообразит работу, он запоминается детям, помогает видеть достоинства и недостатки предложенных постановок. Если изображения сохранить, просматривать их можно неоднократно.

Учащимся нравится работать над натюрмортом. У каждого получается свой стиль, работы могут быть не похожи одна на другую, тем интересней и познавательней эта работа. Обычно мы устраиваем выставки работ учащихся разных лет.

Чтобы разнообразить работу над натюрмортом, предлагаю использовать приёмы, которые будут интересны ребятам.

Создание натюрморта в технике аппликации. Дети учатся располагать предметы на всей плоскости листа так, чтобы это было выразительно и интересно. Нужно придумать, как разместить предметы на листе, взять цветную бумагу, ножницы и клей. Подобрать красиво бумагу по цвету и определить, каким будет фон. Вырезаем несколько цветных силуэтов простых домашних предметов (кувшин или ваза, кружка, миска или тарелка, круглое блюдо или кухонная доска), а также силуэты нескольких фруктов. А потом составить из них натюрморт.

Не менее интересен вид работы коллаж. Из кусочков цветной бумаги разного тона выкладываются изображения предметов. При выполнении изображения ученики не только соблюдают форму предметов, они стараются подобрать нужный тон, показать светотень. Сама работа увлекательна и необычна.

Приём «Натюрморт-рассказчик» помогает познакомить детей с историей жанра. Учитель приносит предметы для постановки и предлагает ученикам составить композицию. Дети берут предмет, но прежде чем поставить его, читают исторические сведения, связанные с жанром натюрморта.

Изображение декоративного натюрморта решает несколько задач. Дети создавая два с виду одинаковых натюрморта, но в то же время по-разному их оформляют. Они учатся быть дизайнерами. Сильные учащиеся могут сделать два рисунка, слабые – хотя бы один. Кроме того, это просто интересно детям, т.к. не держит их в определённых рамках, а позволяет фантазировать.

Мы стремимся обучить ребёнка не только рисованию, необходимо, чтобы он умел видеть и слышать мир вокруг, был предельно внимательным, мог в привычных вещах увидеть необычное. А главное ребёнок должен уметь представить и перенести это на лист. Помогают такое упражнение как художественный диктант, где ученики слушают описание картины, записывая ключевые слова, затем рисуют по представлению. У всех ребят получается своё изображение, но оно объединено одним сюжетом. В данном упражнении прослеживается межпредметная связь, развитие воображения и восприятие мира через свою точку зрения.

Немаловажную роль играют викторины, опросы, тесты для обучения искусству натюрморта. Возможны разные варианты, использование компьютерных технологий. Идёт живое общение, обсуждение ответов, поиск правильного решения. Дети и сами любители придумывать разные задания, делать презентации, устраивать викторины.

Работа над натюрмортом должна быть системной. Успех работы зависит от ряда условий, которые в целом и создают эту систему. Конечно, дети должны хотеть рисовать, знать правила и законы, выполнять тренировочные упражнения. Использование разных видов работы, позволяет разнообразить рисование натюрморта. Конечно, необходима помощь учителя, постоянный контроль.

Итак, подводя итог, необходимо отметить, что работа над натюрмортом была и остаётся одним из важнейших этапов обучения учащихся рисованию. Она не должна быть надоедливой и скучной, поэтому в своей разработке я постаралась показать как можно разнообразить её, сделать более интересной и захватывающей. Ребятам такие виды работ и упражнений очень нравятся, урок получается насыщенным, но не однообразным. Конечно, большое внимание уделяется правилам постановки и выполнения натюрморта, композиционному решению и правилам перспективы, а также последовательности работы. Но такое разнообразие работ и стилей не мешает реалистическому натюрморту, а наоборот помогает всем учащимся, даже очень слабым, сделать свою работу правильной.

Тема натюрморта занимает важное место в обучении изобразительному искусству, так как через натюрморт можно решить одновременно творческие и учебные задачи посредством большого разнообразия видов данного жанра.

Натюрморт (букв. мертвая природа) - в изобразительном искусстве - изображение неодушевленных предметов, в отличие от портретной, жанровой исторической и пейзажной тематики . «Натюрморт - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Рисование натюрморта особенно полезно в учебной практике для овладения живописным мастерством, так как в нем начинающий художник постигает законы цветовой гармонии, приобретает техническое мастерство живописной моделировки формы» .

До того, как натюрморт сложился в самостоятельный жанр, вещи, окружающие человека в обыденной жизни, лишь в той или иной мере входили в качестве атрибута в картины древности. История натюрморта насчитывает вот уже почти 600 лет. Он постепенно трансформировался в отдельный значимый жанр, и этот процесс занял не одну сотню лет. В настоящее время натюрморт является лучшим средством изучения закономерностей формы предметов, их освещенности и цвета.

Существует несколько видов натюрмортов:

Учебный;

Сюжетно-тематический;

Учебно-творческий;

Творческий.

Каждый из видов натюрморта выполняет разные задачи. В таблице 1 представлены особенности каждого из видов.

Таблица 1.

Особенности и задачи разных видов натюрмортов

Вид натюрморта

Особенности

Задачи, которые он решает

Предназначен для формирования умения:

согласовывать предметы по тону, фактуре, размеру, раскрывать конструктивные особенности предметов, изучать пропорции. Учебный натюрморт отличается от творческого тем, что в нем ставятся и выполняются конкретные учебные задачи, такие как обучение изобразительным основам и активизация познавательных способностей посредством анализа натуры.

Отработка конкретных умений:

Компоновка предметов;

Согласование предметов;

Выявление пропорции;

Раскрытие конструктивных особенностей предметов;

Нахождение цветового, тонального решения;

Изучение пропорций;

Выявление пластики различных форм.

Сюжетно-тематический

Подразумевает объединение предметов темой, сюжетом.

Отражает человека, его интересы, культуру и всевозможные стороны жизни. Главной особенностью является четкое выражение темы через предметы и элементы композиции.

Раскрытие образа через подбор предметов, композиционное решение, цветовое решение.

Образовательные, воспитательные задачи: знакомство с историей, культурой, народным творчеством и т.д.

Учебно-творческий

Переходный вид данного жанра.

Отработка умений, навыков, но в то же время, и раскрытие творческой манеры автора.

Творческий

Подразумевает свободное самовыражение художника, раскрытие его замысла, отражение его манеры.

Таким образом, можно заключить, что включение в программу тематических постановок при обучении школьников играет важную роль не только с точки зрения приобретения изобразительных навыков, но и в целях развития кругозора школьника, привития ему вкуса, ценностных ориентаций, положительных установок. Применяя тематические натюрморты в учебных постановках по живописи, преподаватель обучает школьников смотреть на привычные для них предметы по - новому, наблюдать красоту в малом, в предметах повседневного обихода или же предметах исторических, давно вышедших из обращения. Передавать через предметы настроение, характер и образ жизни их обладателя - тяжелая задача, справившийся с ней ученик готов к переходу на более трудные задания. При этом помимо художественных задач тематический натюрморт несет в себе и образовательную нагрузку, через него учащийся может познавать родную историю и культуру, утилитарное назначение предметов, а так же их композиционные и смысловые особенности .

Постановка любого тематического натюрморта требует от учителя грамотного подхода, начиная с постановки цели и завершая точным подбором предметов. «Следует оговориться, что каких-либо законов постановки натюрморта, каких-либо правил, усвоив которые можно научиться ставить натюрморт, не существует. Нельзя даже назвать исчерпывающие, точные признаки хорошо составленного натюрморта, равно как и указать какие-то нормы. Но все же можно указать некоторые общие закономерности или, наоборот, на отдельные частные возможности этого жанра. Можно дать некоторые методические советы, следуя которым художник-педагог сможет открыть для себя новые возможности в постановке натюрморта» . Основные этапы организации тематического натюрморта представили в таблице 2.

Таблица 2.

Этапы организации и особенности постановки тематического натюрморта

№ п/п

Этап

Особенности

Определение целей, задач данной постановки

Цель тематического натюрморта не только приобретение изобразительных навыков, но создание образа.

В изображении натюрморта могут решаться следующие задачи:

1)Композиционная,

2)Предметная

3)Тональная

Постарайтесь определить цели и задачи, которые должны быть выполнены в процессе работы над постановкой. Тематический натюрморт должен быть не просто тренировочным упражнением, которое должно развивать навыки определения пропорций предметов и их перспективных сокращений, тоновых и цветовых отношений, а еще и художественной задачей, необходимо натюрморт сочинить таким образом, чтобы он заключал в себе художественный образ, обладал ярко выраженной темой которой должны быть объединены предметы в постановке.

Определение темы будущего натюрморта

Тема будущего натюрморта должна быть актуальной, интересной не только педагогу, но и школьникам. Она может быть посвящена какой-либо эпохе, профессии, времени года и так далее.

Можно провести анкетирование школьников, либо предоставить на выбор несколько предметов из натурного фонда, и предложить учащимся самим попробовать составить натюрморт. Таким образом, будет выявлен интерес школьников к той или иной теме, а так же такой способ способствует развитию воображения и пространственного мышления.

Отбор предметов, определение цветовой гаммы

Поставить качественный тематический натюрморт достаточно сложно, так как необходимо подобрать предметы, соответствующие учебным задачам, при этом объединенные по смыслу и тематике, а так же сочетающиеся по колориту.

Ставя натюрморт, необходимо отобрать подходящие предметы для натурной постановки. Необходимо помнить о том, чтобы все они могли быть объединены общей тематикой и связаны между собой по своему назначению, смотрелись друг с другом естественно.

Использоваться могут как современные предметы, так и старинные вещи, отобраные в натюрмортном фонде образовательного учреждения (самовары, прялки, лапти, и т. д.).

Композиционная организация постановки

Художественная ценность, значительность картины будет в первую очередь зависеть от того, как натюрморт поставлен. Поэтому, составляя натюрморт необходимо учитывать все нюансы смыслового и композиционного расположения предметов.

Важной основой составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание, определенность замысла и порядка предметов в постановке, а главное тема были выражены наиболее четко. Чаще всего, в натюрморте один предмет делают главным. Это бывает одновременно и самый крупный предмет, он создает центр всей композиции.

Невозможно перечислить все возможности применения живописного тематического учебного натюрморта, однако можно выделить основные правила при постановке. Для раскрытия наиболее интересного образа натюрморта поможет композиционный поиск с изменением ракурса, освещения. Очень важно решить, при каком освещении выгоднее написать натюрморт, так как свет играет важную роль в композиции постановки натюрморта. Рассмотрим основные варианты постановки света:

Фронтальное освещение делает тени едва заметными;

Боковое хорошо выявляет форму, объём, фактуру предметов;

Контражурное освещение придает предметам силуэтные очертания.

Изменение ракурса помогает создать образ натюрморта. Если взглянуть на один и тот же натюрморт с разных точек зрения в поисках наиболее интересной и выразительной композиции. Можно заметить, что постановка натюрморта на уровне глаз обучающихся особенно важна на первых этапах обучения, ведь это позволяет видеть и изображать предметы пятном, не отвлекаясь на объем, воспринимая только силуэты, анализируя форму предмета.

Для успешного выполнения рисунка учащимися необходимо процесс работы разделить на следующие этапы:

1) предварительный анализ постановки;

2) композиционное размещение изображения на листе бумаги;

3) передача характеров формы предметов и их пропорций;

4) выявление объема предметов посредством светотени;

5) детальная прорисовка формы предметов;

6) синтез - подведение итогов работы над рисунком.

Соблюдение этих правил позволит обучающимся в процессе практической работы над учебным натюрмортом наиболее четко выявить основные живописные отношения, нацелит на правильное видение тональных различий, способствующее верной передаче цветом материальности вещей.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что с помощью тематического натюрморта можно решать множество задач, таких как изучение и развитие знания о законах изобразительной грамоты, формирование художественных навыков. Так же, через тематический натюрморт можно узнать о жизни и истории наших предков, их интересах и увлечениях, наглядно увидеть то, чем занимались и какими ценностями жили. Однако неудачно составленный натюрморт напрямую повлияет на качество усвоения учащимися учебного материала и как следствие - на результативность. Поэтому следует всегда помнить о том, что основой составления тематического натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема натюрморта выражены наиболее четко для понимания учащимися и выполнения ими учебного задания.

Натюрморт - наиболее излюбленный жанр в творчестве многих современных художников. В натюрморте художники стремятся показать мир вещей, красоту их форм, богатство отношений и содержание постановки. В художественных школах натюрморт стоит на первом месте в системе обучения изобразительной грамоте. Пишут и рисуют натюрморты во время аудиторных занятий, также на пленэре. Задачей натюрморта является изучение изображения предметов, используя законов перспективы, правила распределения светотени, правила цветоведения.

Основой составления натюрморта является подбор предметов, по смыслу и содержанию.

Существует несколько видов натюрмортов:

Сюжетно-тематический;

Учебный;

Учебно-творческий;

Творческий;

По постановке учебной задачи- реалистический, декоративный.

Натюрморт на пленэре может быть двух типов: составленный в соответствии с избранной темой, другой - естественный, “случайный”. Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в соподчинении с интерьером.

Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом.

Учебный натюрморт. В нем необходимо согласовать предметы по размеру, тону, фактуре. Раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм. Учебный натюрморт носит также название академический или постановочный, целью которого является обучение основам изобразительной грамоты, способствование активизации познавательных процессов и приобщение к самостоятельной творческой работе.

В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности. Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоское пространство. В то же время, возможно использование нескольких планов, которое необходимо располагать в пределах небольшой глубины. Творческая задача в декоративном натюрморте в младших классах – интерпретация цвета и владение техникой декоративной живописи, а в старших классах - стилизация.

Из опыта работы в детской художественной школе:

Образцы работ учащихся 1-4 классов, выполненных в жанре натюрморта с различными учебными, сюжетно-тематическими, учебно-творческими и творческими задачами.

Тарасова Аня 3 класс
Преп. Сиразиева С.Ф.

Гарипова Гузель 4 класс
преп. Мухаметдинов Р.З.

Хайретдинов Марсель 4класс
Преп.Сиразиева С.Ф.

Файрушина Лея 3 класс
преп. Мухаметдинов Р.З.

Хайруллина Диляра 4 класс
Преп. Мухаметдинов Р.З.

Кутик Лида 4 класс
преп. Хазиев М.Ш.

Хабиев Камиль 4 класс
Преп.Сиразиева С.Ф.

Файрушина Лея 4 класс
преп. Сиразиева С.Ф.

Нуретдинов Айдар 4 класс
Преп.Хазиев М.Ш.

Ганиев Дамир 4 класс
преп. Мухаметдинов Р.З.

Сиразеева Алсу 3 класс
преп. Хазиев М.Ш.

Файрушина Лея 3 класс
преп. Сиразиева С.Ф.

Нуретдинов Айдар 4 класс
Преп.Сиразиева С.Ф.

Сиразеева Алсу 4 класс
преп. Хазиев М.Ш.

Ахметзянова Юля 3 класс
Преп. Сиразиева С.Ф.

Ахунова Эльмира 3 класс
преп. Сиразиева С.Ф.



Статьи по теме: