Классный час (9 класс) на тему: Моя малая родина. Малая родина

Наталия Насонкина
Конспект занятия «Большая и малая Родина»

Цель : закрепить представления детей о том, что такое Родина и малая родина ; обобщить представления о государственных символах (герб, гимн, флаг, воспитывать любовь к родному краю.

Материал : слайды с городами и природой России, глобус, фотографии города Москвы и Рассказово, детали к играм «Выложи флаг» , «Выложи герб города» , гербы России, Москвы, Рассказово, иллюстрации с рыцарями с вооружением.

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о Родине . Кто мне скажет, что такое Родина ?

Дети. Страна, в которой ты живёшь.

Воспитатель. А как называется наша Родина ?

Дети. Россия.

Воспитатель. А задумывались ли вы, что означают слова : Русь, русский, Россия, россияне? Некоторые исследователи полагают, что слово Русь происходит от слова «русло» - углубление. По которому течёт река. Ведь на Руси множество больших и малых рек . И города, и деревни, и сёла, наши предки строили на берегах водоёмов. А может быть, слово Россия связано со словом «роса» ? утренняя, светлая, свежая роса. Есть предположение, что слово «русский» появилось от названия древнего славянского племени «рус» , известного ещё в 4 веке до нашей эры.

Посмотрите на эти фотографии.

Воспитатель демонстрирует слайды с городами и природой России.

Велика наша Родина ! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки. Светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Если проехать нашу страну с севера на юг. Можно заметить, как изменяется климат, растительность, облик деревень, сёл и городов.

Демонстрация фотографий о тундре (карликовые деревья, мох, лишайники, тайге (густые хвойные леса, степи (луга, ковыль, Чёрное море, населённых пунктах (большой город , маленький, деревня) .

Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но у каждого из нас есть своя малая родина – тот уголок земли , где мы родились , где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья , где находится наш родной дом. Для кого – то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица и зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя !

1 ребёнок :

Что мы родиной зовём ?

Дом, где мы с тобой живём.

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

2 ребёнок :

- Малая родина – островок земли .

Под окном смородина , вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья –

Ласковая малая родина моя .

Воспитатель. У нас в группе есть глобус. На котором изображены все страны мира. Давайте найдём на нём нашу страну.

Дети на глобусе показывают Россию.

На глобусе также отмечены и некоторые города. На свете их немало – больших и малых . Шумных и тихих, прекрасных и заурядных. Но у каждой страны есть свой центр, своё сердце. Кто знает, что это за города?

Дети. Это столицы.

Воспитатель. Назовите столицу нашей Родины .

Дети. Москва.

Воспитатель показывает на глобусе город Москву.

Воспитатель. А как называется наш город?

Дети. Рассказово.

Воспитатель. Наш город большой или маленький ?

Дети. Маленький.

Воспитатель. Верно, маленький, его нет на глобусе. А вы сможете его угадать на фотографии?

Воспитатель. У меня есть много фотографий с разными городами. Я предлагаю вам выбрать из них изображения нашего города и столицы нашей страны Москвы. Фотографии Москвы отнесите на стол, который от меня справа, а фотографии нашего города – на стол, расположенный слева от меня.

Д/и : «Угадай город»

Дети выбирают фотографии.

Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Давайте назовём, что изображено на фотографиях города Москвы.

Дети. Красная площадь. Памятник А. С. Пушкину, Царь – пушка, Царь – колокол.

Воспитатель. А теперь давайте назовём, что изображено на фотографиях нашего города.

Дети. Церковь Иоанна Богослова, памятник Ленину, площадь города, памятник Бородинскому хлебу .

Воспитатель. Молодцы, ребята, знаете достопримечательности и столицы нашей Родины Москвы и нашего города. А ещё я хотела бы поговорить с вами о символике нашего государства. Предлагаю вам поучаствовать в викторине «Символика России» . Давайте разделимся на две команды : одна команда сядет за стол, на котором лежат фотографии Москвы, вторая – за стол с фотографиями нашего города.

Дети рассаживаются за столы.

Итак, первый вопрос : что является отличительными знаками государства?

Дети. Флаг, герб, гимн.

Воспитатель. Что означает Государственный флаг?

Дети. Единство страны.

Воспитатель. Какое ещё есть назначение у флага?

Дети. Служит знаком или символом власти.

Воспитатель. Как выглядит Российский флаг?

Дети. Он прямоугольной формы, состоит их трёх полос белого, голубого и красного цветов.

Воспитатель. Я приготовила для вас полосы данных цветов и предлагаю сложить из них российский флаг. Обратите внимание на точное расположение каждого цвета.

Д/и : «Выложи флаг»

Воспитатель. С этим заданием справились. Теперь поговорим о гимне. Для чего нужен стране гимн?

Дети. Это главная песня страны, торжественная, принятая как символ государственного единства.

Воспитатель. Как слушают гимн страны?

Дети. Стоя.

Воспитатель. И с этим заданием справились. Теперь поговорим о гербе. Что обозначает герб нашей страны?

Дети. Это знак или символ власти. Он обозначает единство страны т её независимость от других государств.

Воспитатель. – давно, в рыцарские времена, когда шли бои, рыцари сражались мечами, а от вражеского меча и стрел защищались щитом (показ иллюстраций) . Для того, чтобы воины знали, где свои рыцари, а где чужие, на щитах делались изображения. Обычно это были животные или птицы, те, с кем сравнивал себя рыцарь. Например, одно войско имело в сражении щит с изображением орла, а другое – льва. И тогда во время сражения можно было не перепутать где свой воин, а где вражеский. И вот щит стал в основе герба страны и города. Ребята, а кто знает, как выглядит щит России?

Дети. На красном щите изображён двуглавый орёл, на головах у птиц и между ними три короны, перевитые лентой, в когтях скипетр и держава.

Воспитатель. Как я уже сказала, города также имеют свой герб. На щите герба города Москвы в центре находится Святой Георгий Победоносец, который поражает своим копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Наш город также имеет свой герб. Кто знает, как он выглядит?

Дети. Герб города Рассказова представляет собой щит красного цвета. В центре расположена выделанная кожа, на её фоне – клубок чёрной пряжи. Как лучи, отходят от этой композиции золотые колосья. Сверху герб украшает корона, по которой знающий человек сразу поймёт статус населённого пункта – городское поселение.

Воспитатель. Что означает все эти части герба?

Дети. Красный цвет означает силу, любовь, мужество, храбрость и красоту. Кожа и клубок говорят о том, что здесь почти трёхвековые традиции выделки шкур, скотоводства, производства шерсти и изделий из неё. Серебряный цвет выделанной шкуры – символ покоя, мира, взаимопонимания, чистоты, совершенства. Чёрный цвет клубка говорит о благоразумии, мудрости, скромности, честности рассказовцев. Двадцать четыре колоса, расходящиеся лучами символизируют, во –первых, земледелие, которым занимались как первые поселенцы, так и современные жители, во – вторых, колосков столько же, сколько часов в сутках – это указывает на течение времени, преемственность поколений, продолжение традиций. Колосья золотые, что символизирует богатство, постоянство, плодородие , солнечный свет.

Воспитатель. Вот сколько смысла вложено в герб нашего города! Я предлагаю 1 команде выложить из деталей герб Москвы, а 2 команде – герб города Рассказово.

Игра : «Выложи герб города»

Воспитатель. Наш город имеет также и свой флаг. Кто знает. Что общего у флага и герба одного и того же города?

Дети. У флага и герба есть общие символы.

Воспитатель. Верно. Флаг Рассказова красного цвета, в центре флага выделанная шкура, на ней клубок шерсти чёрного цвета, вокруг золотые колосья. А сейчас поиграем в игру «Герб – флаг» . Если, я покажу герб, вы показываете ладони, если флаг – поднимите реку вверх и покачивайте ими из стороны в сторону, как будто флаг трепещет на ветру.

Игра «Герб – флаг»

Воспитатель. О любви к Родине люди сложили немало мудрых пословиц. Есть среди них и такие : «Русский человек без родины не живёт » , «Родная сторона – мать родна, чужая сторона – мачеха» . Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину, на чужбине. И сначала кажется ему всё новым, интересным : и люди, и обычаи, и природа. Но пройдёт немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку. Где всё так близко, знакомо и так любимо! Ведь «по любимой стороне сердце ноет» .

Ребята, мы с вами много беседовали о нашем городе, и я хочу проверить, что вы запомнили из наших бесед. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые я буду задавать по очереди командам :

1. Кто основал наш город? (Крестьянин Степан Рассказ)

2. Он один его основал? (С родственниками и друзьями)

3. Где он поселился? (На слиянии рек Арженка и Лесной Тамбов)

4. Назовите улицы нашего города. (Клубная, Ремесленная, Гоголя)

5. С чем связано название улицы Лесной? (С местом возникновения – рядом с лесом)

6. С чем связано название улицы Ремесленной? (От рода деятельности людей – ремесленников)

7. Какие предприятия есть в нашем городе? (Завод НВА, Кожевенный завод, биохимзавод)

8. Каких знаменитых людей города вы знаете7 (Врач Макаров Даниил Александрович, его брат физик Моисей Александрович, врач Петэн Александр Иосифович, хирург Донской Павел Николаевич)

9. Какие достопримечательности есть в нашем городе? (Храм Иоанна Богослова, Храм Великомученицы Екатерины, памятник воинам, погибшим в Афганистане. Чечне, памятник бородинскому хлебу )

Молодцы, много знаете о нашем городе! А вы любите свой город? А почему? Что нужно делать, чтобы наш город с годами становился всё краше? (Ответы детей) . Предлагаю каждой команде прочитать стихотворение, которое мы выучили о нашем городе.

Бред! Полный бред!

Бред! Полный бред!

Она просто - Родина!

На Родину!

Регистрационный номер 0074167 выдан для произведения:

А существует ли она «малая родина»?

И в разговорах, и в печати встречается фраза «малая родина». Меня всегда интересовало - понимают ли люди, что это такое? О чем они говорят? Вероятнее всего нет. Иначе бы они постеснялись - зачем же умалять Родину? К сожалению, людям и так редко задумываются над словами, а, если эти слова, к тому же, встречаются в СМИ, то тем более.

А если поразмыслить? «Малая Родина»? Если она существует, как таковая, то где-то должна быть еще и «Большая Родина». А возможно еще и «Средняя Родина». Ну, а тот, кто когда-нибудь играл в футбол, предположит наличие еще и «Полусредней Родины».

Бред! Полный бред!

Но есть еще один вопрос - почему она «Малая»? Из-за своих размеров? Из-за своей значимости? Действительно такое стыдно сказать - «малая родина» - ерунда какая-то. Вот «Большая Родина» - это здорово, звучно, эффектно.

Бред! Полный бред!

Родина всегда одна, не может быть у человека целого набора «родин». Родина не бывает, ни малой, ни большой, ни низкой, ни высокой, ни широкой, ни узкой - никакой!

Она просто - Родина!

Потому что Родина - та часть Вселенной, где ты родился, а вернее всего - где ты провел детство, где ты вырос и возмужал. Ведь самые светлые наши воспоминания всегда связаны исключительно с детством. А как же иначе - ведь, тогда, в детстве, мы не знали о том, что существует смерть - тягостное расставание с близкими людьми навсегда. Не знали о мучительных болезнях, о боли и душевной и физической, о страданиях. Не задумывались о быстротечности жизни. Не думали как обидно умирать, оставляя навсегда этот прекрасный и загадочный мир, оставляя любимых людей, любимые вещи, недоделанные дела, непознанные тайны. Тогда мы не представляли всех ужасов немощной старости. А, наоборот, с каждым годом, росли, взрослели, становились сильней, умней и красивей, и думали, что так будет вечно.

Но это оказалось не так. Поэтому, когда грусть и страдания томят нашу душу, когда мы устаем от неудач или боль, как коршун, терзает наше сердце, то ты мысленно возвращаемся туда, где все это началось - туда, где всегда светит солнце, где родители вечно молодые, где нет забот и печалей - в свое раннее детство. А следовательно - на свою Родину!

На Родину!

Не на «малую родину», а на свою, единственную в мире, Родину. Туда, где стоит твой дом, из окна которого, ты познавал мир, двор где ты играл весь день напролет и откуда тебя никак не могла затащить домой мать. Улица, по которой ты шел в школу. Кусты, где ты впервые поцеловался. Школа - твоя школа, где были, и друзья, и враги, и любовь, и разлука, и победы, и неудачи - все ТВОЕ и только ТВОЕ!

Да, конечно, Родина не имеет четко очерченной границы. У каждого она - своя. У кого-то больше, у кого-то меньше. Все зависит от образа жизни. Один провел все детство в одном дворе и на одной улице, у другого оно расширилось на другие улицы, а то и на иные города. Для меня, например, до сих пор бесконечно дорог дом совсем в другом районе Москвы, только потому, что там жила мой первая любовь. И, сейчас, несмотря на то, что прошло несколько десятилетий, я возвращаюсь к нему, так, как будто бы пришел к себе домой - провожу рукою по его стенам, трогаю ручку двери (которая не изменилась с той поры!) и пусть ее имя, процарапанное мною когда-то на стене, уже несколько раз закрашивали и замазывали, так что следа от него не осталось, я все равно помню, где оно было и прижимаясь щекою к этому месту - понимаю - это Родина!

Иногда образ жизни, наоборот, мешает ощутить ту единственность, ту «родимость» места, которое мы называем Родиной. Мне приходилось встречать, в особенности, детей военных, чье детство было настолько «рассыпано» по разным уголкам Земли, что из него «родина» не складывалась. Один класс - здесь, другой - тут. То пустыня, то - тайга. Чехарда и никаких привязанностей.

Мы растем и вместе с нами растет понятие Родины. Оно расширяется, но как? Мне кажется - в зависимости от каких-то, заложенных в нас духовно-эстетических приоритетов. Заложенных так глубоко, что мы не только не в состоянии их изменить, но даже не в состоянии в целом их понять. Меня всегда удивляло, почему одно мне нравится, а другое - почти в точности такое же - нет. Почему я ощущаю Ленинград - родным, а Выборг, который буквально в шестидесяти километрах от него - чужим. Почему Саратов - для меня лежит на родине, а Волгоград - на чужбине. Объяснить сложно.

Получается так, что те места, где мы чувствуем себя как дома увеличивает нашу Родину. Для каждого человека понятие Родины имеет свои размеры.

Но никто не осмелится «померится родинами» друг с другом - у кого длиннее! На такое кощунство человек не способен. Тогда откуда же взялась эта пресловутая «малая родина»?

Правящие круги всегда пытались объединить понятие «Родина» и «земли, которыми они владеют». Они переносили святость Родины каждого человека на все то, что им принадлежало. Их страна должна была превратиться для простого человека в его Родину, Большую Родину. Чтобы толкая людей на очередную бойню по защите собственных интересов и собственных территорий, придать этой бойне статус «священной» защите своей Родины.

А вот та, настоящая Родина, которая у каждого человека своя, по их мнению, становилось «малой родиной». Отнять ее было нельзя, чтобы не поколебать святость «Большой Родины», поэтому ей и придумали такое уменьшительно-уничижительное название. Малая - значит маловажная! Чтобы каждый гражданин понимал свою малость по сравнению с правителями. Ты мал и родина твоя малая! Мы - велики и родина наша огромная.

Помните лозунг периода застоя? «Наша Родина - СССР». Ничего более глупого нельзя придумать. Получалось так, что моя родина это и Сибирь с ее тайгой, и Средняя Азия с ее пустынями, и Украина со своим салом и Крайний Север со своей тундрой. А главное - чужие страны, типа Литвы, Азербайджана, Грузии, Татарии со своими собственными историей, культурой, традицией, религией, которую мы не только не знаем, но, и не понимаем, и не воспринимаем - тоже моя Родина. И смех и грех. Действительно, моя настоящая Родина на этом фоне казалась такой маленькой, такой несущественной, что вроде бы и вспоминать об этой ерунде не имело смысла. Вот так коммунистический режим пытался лишить нас истинной родины, подсовывая вместо него паллиатив - набор территорий в котором не было никакой логической связки, кроме того, что их все удалось захватить и на какое-то время удержать.

Надуманность «Большой Родины» ощутима - меняются правительства - а вместе с ними меняются и удерживаемые ими территории. Значит что - меняется Родина? Что за бред! Родина - она неизменна! Это то, что не подвластно никаким властителям. Ведь недаром говорят «Родина - мать». Нельзя найти другую мать, нельзя найти другую Родину.

Я еще могу понять лозунг - «моя родина планета Земля». В нем есть логика - на всей земле есть более-менее приемлемые места для существования человека.

Поэтому для меня нет «малой родины», нет большой Родины, для меня Родина только одна - знакомые по детству и по юности места и то, что мне близко по духу, по настроению, то куда я прихожу с ощущением собственного дома. А все остальное - всего лишь страна, гражданином которой я, по волю случая, являюсь.


Повествователь выстраивает своё рассуждение с помощью вопросно-ответной формы изложения. Задавая в первом абзаце вопросы, он даёт ответы в следующем. Становится понятно, что для него малая родина - это место, где прошло детство человека, «то, что способно объять детское око». Основную часть текста занимают воспоминания повествователя. Он использует ряды однородных членов предложения: «тихая деревенская улица, тесный магазинчик, машинный двор за околицей», чтобы создать подробную картину своей жизни.

В описании чувствуется тёплая атмосфера безмятежного детства. Повествователь с доброй улыбкой говорит о нём, о дорогих сердцу воспоминаниях. Для ребёнка деревня была целой «мальчишеской Вселенной». Эта метафора показывает, что тогда для него весь мир, все его переживания и радости заключались в этой деревне. Малая родина подарила повествователю «крылья вдохновения», которые помогали идти дальше по жизни.

Малая родина - это место, связанное с детством, воспоминаниями. Она рождает в душе человека счастье.

О малой родине писали многие прозаики и поэты. С.Есенин в своём творчестве воспел Россию как страну с необычайными пространствами, красотой природы, верностью традициям. Он называл себя «поэтом золотой бревенчатой избы». Для него дороги воспоминания о родной деревне, о родном доме. Стихотворение «Письмо к матери» проникнуто печальным настроением. Лирический герой обращается к матери, он вспоминает места, где вырос и был счастлив. Он говорит, что много довелось ему пережить испытаний, что он хочет вернуться домой, туда, где покой, где всегда ждёт и любит мать: «Ты одна мне опора».

В лирике А.Блока тоже описана Россия. Он, как и С.Есенин, ценил родину не за торжественность и величественность, а за её простоту. В стихотворении «Россия» лирический герой, обращаясь к родине говорит: «Мне избы серые твои, ... как слёзы первые любви». Его любовь к родине - это очень личное чувство. В лирике поэта появился образ России-крестьянки: «А ты всё та же - лес да поле, да плат узорный до бровей». Любовь к традициям, красотам природы, к деревне и простоте быта пронизывает всё стихотворение.

Воспоминания о малой родине в душе человека рождают самые тёплые чувства. Там мы родились, там взрослели, набирались опыта, получали первые впечатления от жизни. Малая родина - это место, которое воспитывало нас, подарило вдохновение. Малая родина всегда связана с ощущениями счастья и покоя.

Обновлено: 2017-09-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Е. И. Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево, что раскинулось на берегу реки Сейм, вблизи Курска. Впечатления раннего детства - природа, народные обычаи, самобытная речь сельчан, особенно бабушки Варвары Ионовны, - память Носова сохранила на всю жизнь. Страницы его книг благоухают лесом и степью, парным молоком, цветочным лугом, духовитым хлебом. А от соприкосновения с его удивительно добрым и искренним творчеством возникает убеждение о нерасторжимой близости человека и природы, желание уберечь дивную по красоте природу Курщины, сохранить самый малый златоглавый одуванчик у дороги, оградить родничок. Давайте познакомимся с новеллой Е. И.

Носова "Малая родина". Вот пишут: малая родина... Но что это такое? По-моему, малая родина - это окоём нашего детства. Это место, где душа впервые удивилась и пережила первое потрясение.

Тихая деревенская улица, отчий дом под неохватной ивой. Неприхотливая школа под сенью берез, обветшалая церковь с погостом. А за околицей - машинный двор, а дальше - сад.

И, наконец, речушка - петлявая, увертливая, норовящая улизнуть в лозняки. И теперь еще в омуте обретается водяной Никиша. Сказывают, будто по темным ночам сопит и тужится он, норовя столкнуть в омут уже никому не нужный жернов... Разумеется, у каждого человека своя малая родина.

Мне она видится в облике среднерусской женщины с усталой, но доброй улыбкой. И на коленях у нее большие теплые руки.

Образ малой родины на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения. (По Е. И.

Носову) Интересный штрих к образу талантливого писателя: его пейзажи, нарисованные словом, сродни левитановским. Ведь он и сам прекрасный рисовальщик, стены его кабинета словно в маленьких оконцах на волю: то лунный свет озаряет в ночи заснеженную дорогу с бегущей по ней крестьянской лошадкой, а то могучий, золотой по осени дуб Добрыня шумит почти настоящими ветвями. Словно вновь перед глазами дорогие сердцу картины родной курской земли.

Дает возможность читателю сопереживать те чувства, которые человек испытывает от дорогих ему воспоминаний, связанных с малой родиной, - фигура умолчания. Уважение к людям, жившим до нас, - признак нравственной культуры нации. Звучали строки А. С. Пушкина, которые подтверждают эту мысль: Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва...

Новелла Е. И. Носова "Малая родина" демонстрирует нам, как велики сокровища русского языка. Золотинки носовской прозы - исконно русские слова, бережно хранимые автором. Они открывают свои тайны только вдумчивому читателю. Примечательно, что золотые россыпи русского языка, его родниковая чистота будущему писателю достались по наследству от бабушки-крестьянки (аналогия: Пушкин - Арина Родионовна).

Замечательным мастером слова, непревзойденным стилистом Евгения Ивановича Носова создала его малая родина. И голос Мастера слышен из Курска на всю Россию.

Практически все россияне (92%) считают, что человек должен знать, откуда он родом (только 7% опрошенных полагают, что знать это необязательно). При этом 49% участников опроса ассоциируют понятие "Родина" с конкретным местом, где они родились; 47% отождествляют Родину со всей Россией. Отметим, что чаще других считают своей отчизной всю страну представители старшего поколения (53%) и респонденты с высшим образованием (54%).

Оценки экспертов и мнения, высказанные участниками ДФГ, позволяют сделать вывод, что россияне четко различают "большую" и "малую" Родину.

  • "Малая" Родина – это где родились. А "большая" Родина – это, мне кажется, за границу выезжаешь – тогда "большая" Родина, Россия"
  • (ДФГ, Москва).
  • "Мне кажется, "малая" и "большая" Родина – расходятся во времени; "малая" осталась в прошлом, с нашими годами детства, юности, а "большая" – всегда с нами"
  • (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • "Насчет "большой" Родины – понятно: Россия, а насчет "малой" Родины... Для меня лично – где живу, потому что я там родился, но не жил, и постоянно где-нибудь я тоже не жил, а все время скитался то за границей, то в других местах"
  • (ДФГ, Москва).
Между "малой" и "большой" Родиной существует тесная взаимосвязь:
  • "Если "большой" Родине плохо, то твоей "маленькой" – еще хуже. Все взаимосвязано"
  • (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • "Страна большая, и, чувствуя свою причастность к большой стране, человек чувствует и потребность в своей "маленькой" Родине, к тому месту, где он родился, где его окружали папа с мамой, друзья и так далее. И поэтому ощущение огромной страны живет в нас параллельно с привязанностью к "маленькой" Родине"
  • (эксперт, Ульяновск).
Раскрывая смысл понятия "Родина", участники групповых дискуссий часто упоминают дом – как что-то очень близкое и даже интимное:
  • "Тепло на душе становится, что приехала домой: наконец-то можно отдохнуть, просто успокоиться"
  • (ДФГ, Воронеж).
  • "Это понять мужчинам, наверное, проще, они из армии когда приходят... Вот там побывал, почувствовал, что это такое, когда вышел, осмотрелся и выдохнул: "Дома"!"
  • (ДФГ, Воронеж).
"Родина" в представлениях респондентов иногда ассоциируется не только с определенным местом (квартира, дом, село и др., где родился, живешь), но и с особым типом отношений между человеком и сообществом, с которым он себя отождествляет:
  • "Малая" – это куда вернуться хочется, действительно, отовсюду. А "большая" – чем гордиться хочется"
  • (ДФГ, Москва).
Важной составляющей такого рода отношений является готовность жить в своей стране даже при наличии возможности выбирать место проживания. На вопрос о том, не хотели ли бы они уехать из России в другую страну на постоянное место жительства, 80% россиян ответили отрицательно. Только 15% наших соотечественников предпочли бы уехать. Примечательно, что в этой группе существенно выше доля представителей молодого поколения (27%), оптимистов (23%) и жителей Южного федерального округа (22%).

Вместе с тем, участники фокус-групп неоднократно отмечали отсутствие гармонии в отношениях россиян с государством, что, по их мнению, совершенно не способствует росту чувства патриотизма. Так, на вопрос модератора: "А что вы думаете о "большой" Родине? Какие чувства у вас возникают?" следуют ответы:

    Владимир: – Сложные.
Виктор: – Мы живем не в той Родине, в которой родились.

Елизавета: – Вот сейчас вызывает чувство досады. Это связано со всеми негативными явлениями, которые мы наблюдаем сейчас.

Ирина: – Отвратительные. Мы не нужны стране – и от этого досада. Самые плохие чувства" (ДФГ, Воронеж).

  • "Идет нигилизм, такое восприятие, понимаете, когда не видят люди... Живут год, два и уже десять в постоянных реформах, которые не приводят ни к чему хорошему. И вот это чувство – оно теряется, т.е. мы не чувствуем себя как единая нация сейчас"
  • (эксперт, Рязань).
При этом происходит усиление региональной идентичности, развивается тенденция к отождествлению индивида с территориальными общностями.

Судя по данным массового опроса, 60% респондентов полагают, что их земляки отличаются от жителей других регионов России. Треть опрошенных не видит таких различий. Примечательно, что менее всего ощущают свое отличие от других жители Приволжского федерального округа (42%), что, возможно, во многом связано с полиэтничностью этого региона. Среди экспертов только каждый восьмой полагает, что его земляки не отличаются от жителей других регионов.

На вопрос: "Как Вы считаете, Ваши земляки отличаются от жителей других регионов в лучшую, худшую сторону или они просто другие?" 45% респондентов не дали никакого ответа. Четверть опрошенных считает, что их земляки не лучше и не хуже, а просто другие, такая же доля участников опроса стоит на позициях регионоцентризма, полагая, что их земляки лучше других. Видимо, грань между "мы – другие" и "мы – лучше других" очень тонка.

Существенной составляющей отношений между человеком и его Родиной является чувство патриотизма, о котором много рассуждают участники опроса. Основываясь на их мнениях, можно выделить два существенных аспекта этого чувства: любовь и служение.

  • "Патриотизм – это любовь к Родине все-таки. ...Любовь к тем местам, людям, которые в какой-то степени одинаково со мной мыслят, чувствуют"
  • (эксперт, Владимир).

  • "Очевидно, любовь к своей Родине, "большой" и "малой" одновременно, предпочтение даже каким-то своим и товарам, и культурам даже различным – наверное, в этом и проявляется патриотизм"
  • (эксперт, Тула). И переход к идее служения:
    • "Ну, я думаю, что патриотизм – это не только любовь, допустим, к "малой" Родине или "большой" Родине. А это все же какая-то созидательная деятельность. Для того чтобы и "малая", и "большая" твоя Родина – она... процветала. Т.е. не просто умиление там красотой какой-то, березкой или еще чем-то, а делать, чтобы вот эта земля процветала"
    • (эксперт, Горно-Алтайск).
    • "Я считаю, что человек должен меньше говорить о патриотизме, а больше делать во имя процветания своей страны, тогда он будет настоящим патриотом"
    • (эксперт, Владимир).
    • "Лично для меня патриотизм означает служение Родине"
    • (эксперт, Рязань).
    • "Безусловно, я патриот мегамашины – в том смысле, что та машина, которая является государством, страной, т.е. которая удерживает единство гигантских территорий, мне, безусловно, тоже дорога. Вот, как бы, два аспекта есть, т.е., с одной стороны, это люди и ответственность перед ними, с другой стороны – необходимость осознания принадлежности к мегамашине и желание ее сохранить, упрочить, продвинуть"
    • (эксперт, Красноярск).
    Еще один важный аспект темы связан с тем, что многие участники опроса рассматривают отношение к Родине сквозь призму кровной, родовой связи как с местом, где родились и выросли, так и со своим народом.
    • "Не зря натальные карты составляются на то место, где он родился. Т.е. эта карта очень большую роль играет. Эти все звезды, расположение местности... Причем они передаются в генах по наследству. Т.е. он родился уже с какой-то программой, именно соответствующей данному месту рождения"
    • (ДФГ, Москва).
    • "Естественно, любовь начинается с чувства почвенничества, т.е. она базируется на той почве, на которой человек родился и вырос, значит, а потом это чувство переливается в любовь к Отечеству, к системе, которая обеспечивает устойчивость и безопасность этого места рождения или так называемой "малой" Родины. Тут нет противоречия"
    • (эксперт, Санкт-Петербург).
    Видимо, не случайно 73% участников общероссийского опроса не хотели бы родится в другой стране, и только 13% респондентов предпочли бы появиться на свет не в России.

    Как видно из полученных данных, любовь к "малой" и "большой" Родине, чувство патриотизма слабо коррелируют с положением дел в стране. Как заявил один из экспертов:

    • "Мы будем любить Россию всегда, пока хоть один человек будет продолжать говорить по-русски"
    • (эксперт, Красноярск).


    Статьи по теме: