Музыкальная литература зарубежных стран - галацкая, левик. Т

Опорные конспекты по музыкальной литературе зарубежных стран являются дополнением к существующим учебникам по музыкальной литературе. Содержание учебного пособия соответствует программе учебного предмета ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература» дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение», рекомендованной Министерством культуры Российской Федерации.

Опорные конспекты по музыкальной литературе призваны развить гуманитарную образованность и специальные компетенции обучающихся, в частности: «…сформировать музыкальное мышление, навыки восприятия и анализа музыкальных произведений, приобрести знания о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки» 1 .

В учебном пособии творчество композиторов представлено в контексте культурно-исторических эпох, изучается в тесной связи с историческими событиями и смежными видами искусств. Материал конспектов представляет собой главные тезисы исследований по истории музыки и музыкальной литературе В. Н. Брянцевой, В. С. Галацкой, Л. В. Кириллиной, В. Д. Конен, Т. Н. Ливановой, И. Д. Прохоровой и других известных музыковедов, обобщенный и сжатый инструктивный материал в виде таблиц, схем и визуальных опор. Визуальные опоры (репродукции картин известных художников, портреты композиторов, их близких и друзей, выдающихся деятелей культуры и искусства, исторических личностей и др.) не только сопровождают и дополняют словесную информацию, но являются носителями информации в области изобразительного искусства, непосредственно связаны с эпохами и направлениями в музыке, творчеством композиторов, отражают историю, культуру и искусство европейских стран.

Содержание опорных конспектов состоит из четырёх разделов, которые, в свою очередь, разделены на темы, охватывающие периоды развития европейской музыки от музыкальной культуры Древней Греции до творчества композиторов-романтиков XIX века. Так первый раздел рассматривает музыкальную культуру Древней Греции, эпох Средневековья и Возрождения. Во втором разделе изучается эпоха барокко, творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Третий раздел посвящён эпохе классицизма, где акцент сделан на творчестве венских классиков - Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена. В четвертом разделе представлены материалы по эпохе романтизма, творчеству Ф. Шуберта и Ф. Шопена, дан краткий обзор творчества композиторов-романтиков XIX века Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Р. Шумана, Г. Берлиоза, Д. Верди, Р. Вагнера, И. Брамса, Ж. Бизе.


В пособие включены также словари значений, терминов и понятий, встречающихся в тексте, краткий анализ и нотные примеры изучаемых произведений.

Наряду со строгой подачей материала в таблицах и схемах, в пособие включены интересные факты из жизни композиторов, изложенные в виде повествования и сопровождаемые красочными художественными иллюстрациями, что освежает восприятие и внимание детей.

Опорные конспекты по музыкальной литературе зарубежных стран предназначены для учащихся ДШИ, ДМШ второго и третьего годов обучения (5 и 6 классы), обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства. Преподаватели музыкально-теоретических и специальных дисциплин ДМШ, ДШИ могут использовать учебное пособие при изучении нового материала, повторении и систематизации пройденных тем, подготовке к промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, подготовке к музыкально-теоретическим олимпиадам, самостоятельной работе обучающихся, групповом и индивидуальном обучении, частично при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства, в культурно-просветительской деятельности.

К опорным конспектам прилагается рабочая тетрадь, которая предназначена для работы на аудиторных занятиях.

Ниже приводятся фрагменты пособия «Опорные конспекты по музыкальной литературе зарубежных стран».

По вопросу приобретения пособия Татьяны Гурьевны Савельевой «Опорные конспекты по музыкальной литературе зарубежных стран» обращайтесь к автору по адресу [email protected]

_____________________________________________

1 Примерная программа по учебному предмету ПО.02. УП.03. Музыкальная литература. - Москва 2012

______________________________________________________

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Настоящая книга является учебным пособием по музыкальной литературе того исторического периода, который начинается с последних десятилетий XIX века. Такое учебное пособие появляется впервые: пятый выпуск завершается, как известно, творчеством К- Дебюсси и М. Равеля.
Книга включает в себя характеристику различных национальных музыкальных школ, что и определило в целом ее структуру. Первый раздел дает характеристику общих процессов, которые по-своему претворялись в музыкальном искусстве различных стран и в творчестве композиторов разных индивидуальностей. Каждый последующий раздел состоит из обзора музыкальной культуры данной страны, а также монографического раздела, посвященного творчеству наиболее значительных композиторов этой школы. Лишь раздел, посвященный творчеству И. Стравинского, отличается по своей структуре: в нем нет вступительного обзора. И это понятно: ведь проведя в силу особых обстоятельств большую часть своей жизни вне России, Стравинский оставался русским мастером и не принадлежал ни к одной из зарубежных школ. Решающее же воздействие его творческих принципов почти на всех ведущих музыкантов нашего века не позволяет изъять Стравинского из общей картины развития музыкального искусства XX века. Включение этой монографической главы в учебное пособие по зарубежной музыкальной литературе обусловлено и особенностями учебных программ в училище: ко времени изучения зарубежной музыки XX века учащиеся еще вовсе не знакомы ни с личностью, ни с музыкой И. Стравинского. К этой странице музыкального искусства они обратятся лишь в конце IV курса, где рассматривается только первый, русский период творчества композитора.

Внимание составителей и авторов учебного пособии сосредоточено как на показе общих музыкально-исторических процессов рассматриваемого периода, так и на анализе наиболее выдающихся произведений, ставших классикой нашего века. Ввиду исключительной сложности событий музыкального искусства XX столетия, их разноречивости, взаимопересечений, их быстрой смены обзорные главы заняли в этой книге значительно большее место, нежели в предыдущих выпусках. Тем не менее в соответствии с методическими принципами предмета составители стремились сохранить в центре внимания анализы музыкальных произведений, которые в данном случае призваны раскрыть многообразие творческих методов, способов мышления, разные стилистические решения и множественность композиторских техник мастеров нашего века.

Ввиду того, что в книге дается широкая панорама музыкального искусства, анализ же во многих случаях весьма сложен (что в большой мере предопределено самим материалом), составители считают возможным адресовать это учебное пособие учащимся не только исполнительских, но и теоретических отделений музыкальных училищ. Содержание книги допускает избирательный подход к нему в учебном процессе; углубленность и детализиронаииость изучения глав определяется самими педагогами в зависимости от уровня подготовленности учащихся, материальной оснащенности учебного процесса нотами и записями музыки и выделяемого учебным планом для этой части курса количества часов.
Над этой книгой работал большой коллектив авторов. Отсюда — неизбежность разных способов подачи материала; вместе с тем в самом подходе к нему составители стремились сохранить единые методические принципы.

СОДЕРЖАНИЕ
От составителей
Пути развития зарубежного музыкального искусства XX века.
Музыкальная культура Австрии
ГУСТАВ МАЛЕР
Вокальное творчество. «Песни странствующего подмастерья»
Симфоническое творчество. Первая симфония
АРНОЛЬД ШЕНБЕРГ
Жизненный и творческий путь
«Уцелевший из Варшавы»
АЛЬБАН БЕРГ
Жизненный и творческий путь
Музыкальная драма «Воццек»
Концерт для скрипки с оркестром
АНТОН ВЕБЕРН.
Жизненный и творческий путь
Музыкальная культура Германии
РИХАРД ШТРАУС
Жизненный и творческий путь
Симфоническое творчество. Симфонические поэмы «Дон-Жуан» и «Тиль Уленшпигель»
ПАУЛЬ ХИНДЕМИТ
Жизненный и творческий путь
Симфоническое творчество. Симфония «Художник Матис».
КАРЛ ОРФ
Жизненный и творческий путь
Основные жанры творчества Карла Орфа и их особенности.
Опера «Умница»
«Кармина Бурана»
ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ
Жизненный и творческий путь
«Симфония псалмов»
Опера «Царь Эдип»
Музыкальная культура Франции.
АРТУР ОНЕГГЕР
Жизненный и творческий путь
Театрально-ораториальное творчество. Оратория «Жанна д"Арк на костре»
Симфоническое творчество. Третья симфония («Литургическая»)
ДАРИУС МИЙО
Жизненный и творческий путь
Вокально-инструментальное, творчество. «Огненный замок»
ФРАНСИС ПУЛЕНК
Жизненный и творческий путь
Опера «Человеческий голос»
Музыкальная культура Испании
МАНУЭЛЬ ДЕ ФАЛЬЯ
Жизненный и творческий путь
Балет «Любовь-волшебница»
Опера «Короткая жизнь»

https://pandia.ru/text/78/586/images/image002_133.gif" alt="ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ" width="321" height="125">

Барокко" href="/text/category/barokko/" rel="bookmark">барокко (причудливый, странный); представители: Корелли, Вивальди, Перселл, отчасти Бах и Гендель, рококо (раковинка; представители – Куперен, Рамо), классицизм (образцовый; представитель в XVII вв. Люли, в XVIII в. Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен и др).

ГЕОРГ ФРИДЕРИХ ГЕНДЕЛЬ

1685 (Галле) – 1759 (Лондон)

Великий немецкий композитор, органист, клавесинист. Отец – цирюльник – хирург . Учитель – Цахау, 1698 – 1702 – гимназия, 1702 – 1703 – юридический факультет университета, служба в соборе (органистом) и гимназии (учителем). 1703 – 1706 – Гамбурк, 1706 – 1710 – Италия, 1710 – 1717 – «годы странствий», 1717 – 1759 – Лондон. Жанры: оратория, кантата, опера, кончерто гроссо, органные произведения, сюиты и др. Гендель – художник светский, создатель героического стиля в музыке. Большинство произведений возвышенны, величественны. «Искусство света и радости» - так назвал творчество Генделя Ромен Роллан.

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

Гениальный немецкий композитор, органист, клавесинист, педагог. Играл на органе, скрипке, руководил хором, был знатоком акустики и органов. Из семьи потомственных музыкантов (4 его сына тоже стали композиторами). Учился у отца, затем у старшего брата. Окончил гимназию. С 15 лет начал самостоятельную деятельность: певчий в хоре, скрипач, органист. До 1708 г. «странствия» (Люнебург, Веймар, Арнштадт, Мюльгаузен). 1708 – 1717 – Веймарский период. Придворный органист. Создание лучших органных произведений. 1717 – 1723 – Кетенский период. Придворный музыкант. Создание клавирных и оркестровых произведений. 1723 – 1750 – Лейпцигский период. Кантор в церкви св. Фомы. Создание лучших вокально – инструментальных произведений.

Нелегкая судьба: в 10 лет осиротел, ран начал самостоятельную жизнь, медленно, но упорно продвигался по службе, нередко испытывал унижения, в конце жизни ослеп. Был недооценен современниками – известен лишь в Германии и в основном как исполнитель (состязался с Л. Маршанном). Несмотря на это добился довольно высокого положения, хотя истинное значение творчества раскрылось лишь через 100 лет после его смерти.

Стиль Баха гомофонно-полифонический. Гомофония – многоголосие, в котором один голос (мелодия) главенствует, а остальные имеют подчиненное значение. Полифония – многоголосие, основанное на равноправии голосов. Контрастная полифония – соединение самостоятельных тем. Имитационная полифония – повторение темы в разных голосах (имитация – подражание). Фуга (бег) – полифонический жанр и высшая форма полифонической музыки. Начинается одноголосно с темы (основная музыкальная мысль произведения). Голоса вступают поочередно. 3 раздела: экспозиция, средний раздел, заключительный раздел.

1. Экспозиция – начальный раздел фуги, в котором тема проводится во всех голосах. Количество проведений темы равно количеству голосов фуги. Тема в начале фуги проводится одноголосно. Ответ – проведение темы в доминантовой тональности. 2 вида: реальный (точный) и тональный (с изменениями). Противосложение – мелодия, звучащая одновременно с ответом в голосе, начавшем фугу. 2 вида: удержанное (повторенное несколько раз) и неудержанное. Интермедия – эпизод без темы. Схема экспозиции фуги:

Условные обозначения:

Тема и ответ; противосложение, – интермедия.

2. Средний раздел – развитие. Методы развития: секвенции, модуляции, полифонические приемы преобразования темы – в увеличении, в уменьшении, в обращении, ракоход, стреттная (сжатая) имитация.

3. Заключительная часть – проведение темы в основной тональности (хотя бы один раз).

Простая фуга – на одну тему. Двойная фуга – на две темы.

Органное творчество.

Орган – любимый инструмент Баха, «король инструментов» (Моцарт) того времени. Жанры: хоралы, малые циклы (прелюдия и фуга, фантазия и фуга, токката и фуга), концерты, трио-сонаты. Хоралы – основа творчества Баха. Хоральные обработки объединены в сборники, самый известный из которых – «органная книжечка» (45 хоралов, № 40 – «Я взываю к Тебе, Господи», фа минор). Характер зависит от текста, в хоралах присутствуют музыкальные символы, музыкально-риторические фигуры («крест», «Вознесение», «Верую» и др.). Тема – монограмма ВАСН (встречается в последнем произведении Баха – хорале «Перед Твоим престолом, Господи, я предстаю» - легенда) – символ «креста»:

Токката и фуга ре минор – самое известное органное произведение Баха. Характер – величественный и трагический (начало символизирует «распятие Христа»):

https://pandia.ru/text/78/586/images/image016_28.gif" align="left" width="412" height="48">Токката и фуга контрастны, но имеют и общие черты: заключение фуги (кода) перекликается с началом произведения, а тема фуги подготавливается в токкате. Оканчивается произведение в миноре, что было крайне редко в то время.

Клавирное творчество.

Жанры: сюиты, концерты, прелюдии и фуги, инвенции («Выдумка»). Каприччио и др.

https://pandia.ru/text/78/586/images/image018_25.gif" align="left" width="283" height="44 src=">

Баховское клавирное творчество отличает новая трактовка инструмента. Он превращается в концертный.

«Хорошо темперированный клавир» (ХТК)

Цикл из 2х томов (1й 1722г., 2й - 1744г.) по 24 прелюдии и фуги в каждом. Впервые Бах применил все 24 тональности и расположил их по хроматическому принципу (до мажор, до минор, До диез мажор, до диез минор, Ре мажор и т. д.). Доказал преимущества темперированного строя. «ХТК» - «музыкальная Библия», содержит религиозные образы, хоралы, символы.

Прелюдия и фуга До мажор из 1 тома - Благовещение. Прелюдия - возвышенный покой, лютневая фактура, ясные гармонии. Тема фуги - хорал «Что Господь делает, то во благо»,

Прелюдия и фуга до минор из 1 тома «Пламенеющая вера». Прелюдия напоминает токкату:

Ее заключение - импровизационного склада.

Прелюдия и фуга ми бемоль минор из 1 тома - трагическое произведение, - «Снятие с креста». Прелюдия в ритме сарабанды. Тема фуги песенная.

Вариация" href="/text/category/variatciya/" rel="bookmark">вариации (реже - сонатная).

3 часть - менуэт (у Бетховена - скерцо); сложная трехчастная форма.

4 часть - быстрая - рондо-соната или, реже, - рондо.

ЙОЗЕФ ГАЙДН

1732 (д. Рорау) - 1809 (Вена)

https://pandia.ru/text/78/586/images/image023_17.gif" width="336" height="48">

Основной раздел - быстрый в сонатной форме: темы танцевального склада. Тема главной партии:

Тема побочной партии проходит в экспозиции в тональности Си-бемоль мажор:

а в репризе - в главной тональности, Ми-бемоль мажоре.

2 часть - двойные вариации (на две темы), первая тема - народная хорватская песня (до минор):

вторая тема - ее мажорный вариант:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image028_13.gif" width="300" height="51">

Форма сложная трехчастная: АВА. Средний раздел (трио) более плавный:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image030_13.gif" width="419" height="111 src=">

Сонатная форма.

3 раздела: экспозиция, разработка, реприза.

Примечание: иногда перед экспозицией бывает вступление, после репризы - кода.

Экспозиция.

ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ

тема связующая тема заключительная

главной часть побочной часть

парии модулирует партии в тональности

в основной в тональность в доминантовой побочной темы

тональности побочной тональности (или….. закрепляет

партии в параллельной побочную

мажорной,

если тональность

основная тональность

минорная)

T D (III ) D (III )

Примечание: ГП и ПП Должны быть обязательно. а Св. ч. и 3. ч. могут отсутствовать

Разработка .

Развивает материал экспозиции. Приемы развития: тональная неустойчивость (модуляции), секвенции, варьирование, вычленение коротких мотивов из тем, введение новых тем, смена регистров, полифонические приемы развития.

Реприза.

Темы экспозиции проводятся в основной тональности.

Примечание: иногда встречается сонатная форма без разработки (чаще в медленных частях и оперных увертюрах).

Соната Ре мажор.

Одна из самых известных сонат Гайдна. Содержит черты, характерные для классической сонаты: оптимистична, 3-хчастна (быстро-медленно-быстро), 1 часть в сонатной форме, финал в форме рондо: АВАСА (А - рефрен, В и С - эпизоды),

1 часть - в экспозиции присутствуют все разделы (т. ГП, Св. ч., т. ПП, З. ч.), они самостоятельны, но не контрастны (жизнерадостные, танцевальные)

https://pandia.ru/text/78/586/images/image034_7.gif" width="446" height="118 src=">

Тональный план классичен: т. ГП - Ре мажор, т. ПП и З. ч. - Ля мажор. В разработке применяются различные приемы развития, появляется минор. В репризе все темы проходят в Ре мажоре.

2 часть - медленная, в ре миноре. Характер строгий, суровый, сдержанный:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image036_7.gif" width="406 height=64" height="64">

а первый эпизод (В) близок 2 части (тональность, фактура, гармония). Последнее проведение рефрена варьировано.

Соната ми минор.

Единственная соната Гайдна, где в первой части ярко выраженный лирический характер сочетается с очень быстрым темпом. Тема главной партии складывается из двух элементов. В басу звучат ходы по тоническому минорному трезвучию, а в верху – трепетные мотивы-ответы:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image038_7.gif" width="431" height="68 src=">

Тема побочной партии в Соль мажоре – светлая, мечтательная:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image040_6.gif" width="431" height="103 src=">

3 часть – рондо, рефрен которого носит воодушевленный характер:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image042_5.jpg" align="left" width="109" height="156"> ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

1756 (3альцбург) - 1791 (Вена)

Гениальный австрийский композитор, пианист, органист, дирижер, скрипач, педагог. Представитель венского классицизма. Обращался ко всем существовавшим в то время жанрам. Творческое наследие огромно, большая часть произведений - шедевры.

Имя Моцарта окружено легендами (о детстве, о необыкновенной быстроте работы над произведениями, о последних днях жизни). В них - доля правды: очень раннее развитие (начал сочинять с 5 лет, из 35 лет жизни - 30 занимает творческий путь). Причины: гениальная одаренность, великолепный педагог (отец - Леопольд Моцарт) и многочисленные поездки с 1762 года, которые принесли много музыкальных впечатлений, но они же вызвали переутомление, ослабили здоровье и привели к ранней смерти.

Основные периоды творчества :

1) ранний - до 70-х годов - концерты в Мюнхене , Париже, Лондоне, Гааге и др. (клавесинист, органист, скрипач, дирижер), в концертах участвовала и сестра Наннерль (). Создание произведений во всех жанрах (5 лет - первые пьесы для клавесина, 8 лет - симфонии, 10 - вариации, 11 - произведения для сцены): 1769 - назначение придворным капельмейстером (без жалования).

2) 70-е годы: 3 поездки в Италию (награждение папским орденом «Золотой шпоры», избрание в члены Болонской академии, постановка опер в Милане). 1772 - придворный капельмейстер (с жалованием), концерты в Вене, Мюнхене. 1777 - увольнение со службы, посещение Мангейма. 1778-79 - Париж, неудачная попытка устройства на службу, смерь матери, возвращение в Зальцбург на службу к архиепископу , создание большого количества произведений (лучшие - симфония № 25, сонаты № 8, 11, концерты № 9, 10, опера «Мнимая садовница»).

3) Венский период. 80е годы. Вершина творчества. Моцарт - свободный художник. Лучшие произведения: симфонии № 39-41, концерты №№ 23, 24, оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», Реквием.

ОПЕРА «СВАДЬБА ФИГАРО»

Создана в 1786г. по запрещенной в Вене комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Либретто (текст оперы) да Понте. В произведении сочетаются традиции оперы-buffa (комической) и seria (серьезной). Традиции: запутанный сюжет со счастливым концом, победа слуги в конфликте с господином, номерная структура. Новаторство: соединение комического и серьезного, создание индивидуальных характеров (у каждого героя свои интонации), зависимость расположения номеров от сюжета, а не от традиций, повышение роли ансамблей.

Графиня сопрано

Фигаро, слуга графа бас или баритон

Сюзанна, горничная Графини, невеста Фигаро сопрано

Керубино, паж сопрано или меццо-сопрано

Марселина, экономка, мать Фигаро меццо-сопрано

Доктор Бартоло, отец Фигаро бас

Базилио, учитель музыки тенор

Дон Курцио, судья тенор

Антонио, садовник, дядя Сюзанны бас

Барбарина, его дочь сопрано

Увертюра - сонатная форма без разработки. Не на темах оперы, но ясно передает ее настроение: веселую суету:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image044_4.gif" width="427" height="54 src=">

https://pandia.ru/text/78/586/images/image046_2.gif" width="425" height="110 src=">

https://pandia.ru/text/78/586/images/image048_2.gif" width="427" height="86 src=">

Каватина Фигаро (1 д.) - 3-хчастная форма. 1 и 3 разделы - ритм менуэта («портрет» Графа):

https://pandia.ru/text/78/586/images/image050_3.gif" width="432" height="47 src=">

Ария Керубино (1 д.) - волнение, трепетность. Керубино - символ юности, любви к жизни:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image052_1.gif" width="432" height="44 src=">

Ария Сюзанны (4 д.) - прежние черты и новое - серьезные переживания:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image054_2.gif" width="408" height="100 src=">

Св. ч. - развитие интонаций т. ГП и новая, более решительная тема. т. ПП - Си-бемоль мажор, нежная, грациозная:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image056_3.gif" width="432" height="67 src=">

3 часть - менуэт, но необычного драматического характера:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image058_1.gif" width="408" height="96 src=">

Тема ПП - Си-бемоль мажор, лирическая, более спокойная:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image060_0.gif" width="407" height="107 src=">

Размер 6/8. Форма простая двухчастная репризная. Вариации строгие (фигурационные, орнаментальные: меняется мелодия, фактура, ритм, но сохраняется тональность, форма, опорные точки мелодии). 1 вар. - усложняется мелодия; 2 вар. - появляются триоли; 3 вар. - минор, движение ровными длительностями:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image062_0.gif" width="408" height="49 src=">

Трио (2й раздел) напоминает 4-ю вариацию из 1й части.

3 часть - знаменитое «рондо в турецком стиле». Форма сложная Зх-частная с припевом (рефреном, который придает части черты рондо):

В А С А В А КОДА

основная припев трио припев реприза припев

тема рефрен (сред. ч.) рефрен 1й темы рефрен

ля минор Ля мажор фа-диез Ля мажор ля минор. Ля мажор Ля мажор

Основная тема финала (В):

Тема трио (С):

https://pandia.ru/text/78/586/images/image065_0.gif" width="407" height="41 src=">

Реквием.

Заупокойная месса, ре минор. Текст латинский. Исполнительский состав: 4 солиста (сопрано, меццо-сопрано или альт, тенор, бас), хор, оркестр (струнные, фаготы, бассетгорны - разновидность кларнета, их обычно заменяют валторнами, трубы. тромбоны. литавры). орган. Написан по заказу графа Вальзегга, который хотел выдать это произведение за свое. Работа над Реквиемом прервана смертью, заканчивал произведение его ученик Зюсмайер. Реквием - самое трагическое произведение Моцарта. Состоит из 12-ти частей. 1 часть - два раздела: 1й - «Вечный покой», скорбь, медленный темп; 2й - двойная фуга, в которой первая тема - символ «креста», а вторая - вращательное движение («Чаша страданий») 3 часть «Труба предвечного», ансамбль солистов, соло тромбона. 7 часть - Лакримоза («Слезный день»). мольба, ариозные интонации, секунды - мотивы вздоха у скрипок. Эта часть - последнее, что создал в своей жизни Моцарт.

Вывод по творчеству. Основное направление в творчестве Моцарта -классицизм (гармоничность, обращение к жанрам симфонии, сонаты, квартета. концерта: совершенство форм), но в ранних произведениях - черты рококо (изящество, мелизмы). в поздних - предвосхищение романтизма (повышение внимания к чувствам, неразрешимость проблем - например, симфония № 40).

В своих произведениях Моцарт раскрывал жизнь со всеми ее контрастами, но при этом музыка его всегда прекрасна и гармонична. Она соединяет в себе пылкость юности, сдержанность зрелости и мудрую умиротворенность старости.

Истоки творчества Моцарта разнообразны: ранний классицизм (например, музыка сыновей Баха), итальянская опера, венская бытовая музыка, творчество Гайдна, Генделя и Баха. Эти традиции он претворил индивидуально, отбирая то, что было близко ему самому. «Мастер познается в ограничении», - эта мысль Гёте определяет творчество Моцарта: не разрушая традиций, а лишь по-новому прочитывая их, он стал великим новатором. Музыка Моцарта вызывала восхищение во все времена. Она - совершенство, она - высшее проявление человеческого духа, она - вдохновение и красота.

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

1770 (Бонн) - 1827 (Вена)

https://pandia.ru/text/78/586/images/image067_0.gif" align="right" width="377" height="37 src=">

Последний этап ГП выполняет роль Св. ч.. Перед ПП - короткая связка-фанфара валторн. Тема ПП - Ми-бемоль мажор, лирическая, но сопровождается ритмом судьбы:

ЗП - Ми-бемоль мажор: новая героическая тема, объединяюшая черты т. ГП и т. ПП. Разработка сжатая, энергичная, в основном развивает т. ГП. Реприза содержит изменения: начинается с кульминации, в т. ГП - горестный речитатив гобоя, т. ПП и т. ЗП в До мажоре. Кода - как бы вторая разработка.

2 частъ - Ля бемоль мажор. Двойные вариации. 1 тема - лирико-философская, плавная, без украшений, у низких струнных:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image070_1.gif" width="432" height="51 src=">

2 - грозная, маршевая, с ритмом судьбы:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image072_0.gif" align="right" width="419" height="78 src=">Ритм судьбы из грозного преобразуется в победный. Разработка - развивается т. ПП, становится все более торжественной. Но неожиданно вторгается 2-я тема («судьбы» из 3-й части - как напоминание о былом (реминисценция). Реприза - все темы в До мажоре. Кода - вывод и кульминация произведения: победа воли и человеческого разума. Тема судьбы становится темой триумфального шествия.

Увертюра «Эгмонт» 1810г.

Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» написана по заказу венского театра. Содержание: героическая борьба нидерландского народа против испанского ига: Эгмонт – полководец, возглавивший восстание и казненный по приказу герцога Альбы в 1568г. Лучший из созданных Бетховеном эпизодов трагедии - увертюра, которая кратко передает смысл произведения Гёте. Форма сонатная со вступлением и кодой. Вступление медленное, противопоставляет грозную сарабанду

и печальную тему с нисходящими интонациями:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image075_0.gif" width="328" height="65 src=">

т. ПП - Ля-бемоль мажор, сарабанда:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image077_0.gif" width="419" height="55 src=">

Оно театрально (напоминает оперную увертюру), основано на контрасте грозных аккордов форте и более легкого звучания пиано в среднем регистре с пунктирным ритмом. Основной раздел –быстрый, в сонатной форме. т. ГП - бурная, гневно-протестующая:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image079_0.gif" align="left hspace=12" width="420" height="78"> вырастает из вступления, в басах - тремоло (оркестровый прием). 1я тема ПП ми-бемоль минор, на интонациях мольбы, жалобы:

2я тема ПП - Ми-бемоль мажор, порывистая, энергичная.

т. ЗП - Ми-бемоль мажор, активная, взволнованная. Разработка драматична. Начинается темой вступления, затем развивается т. ГП. В репризе все темы звучат в до миноре, более трагично. Кода начинается измененной темой вступления без начальных грозных аккордов, безысходно, скорбно. Но окончание волевое, целеустремленное (т. ГП).

2 часть - медленная, лирико-философского характера. Ля-бемоль мажор. Рондо - АВАСА. Рефрен - мелодия в низком (виолончельном) регистре, без мелизмов (ново для того времени), по характеру размеренная:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image081_0.gif" width="420" height="80 src=">

Схема финала:

ЭКСПОЗИЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕПРИЗА

т. ГП Св. ч. т. ПП. З. ч. т. ГП ЭПИЗОД т. ГП Св. ч. т. П.П. З. ч. т. ГП

рефрен 1 эпизод рефрен вместо разработки рефрен 1 эпизод рефрен

А В А С А В А

до минор Ми-бемоль до минор Ля-бемоль мажор до минор до минор до минор

Соната№ 14, до-диез минор, 1801 год.

Название «Лунная» принадлежит поэту Рельштабу и навеяно настроением первой части. Бетховенское обозначение - «соната-фантазия» 1 часть - адажио: напоминает музыку Баха (прелюдийная фактура. хоральная мелодия), подготавливает романтический ноктюрн (возвышенный лирический характер, задумчивость. созерцательность, мелодия вокального склада и арпеджированное сопровождение); содержит также черты траурного марша (скорбная сосредоточенность, пунктирный ритм, повторение одного звука). Форма очень сложная (сочетает признаки трехчастной, сонатной, рондообразной), так как воплощает содержание, отличающееся большой глубиной. 2 часть - аллегретто. Ре бемоль мажор. Сложная Зх-частная форма. Напоминает менуэт. Мечтательный характер. «Цветок между двумя пропастями» (Лист). 3 часть - быстрая, трагически-страстная. выражает отчаяние и надежду. Кульминация сонаты. Огромный контраст с 1 частью, хотя главные темы (I и 3 частей) основаны на сходных фигурациях. Сонатная форма. Произведение удивительно едино, так как:

I) строится по принципу ускорения темпа;

2) части исполняются без перерыва;

3) применяются одноименные тональности;

4) есть сходство в темах 1 части и финала.

Соната № 23, фа минор, .

Героико-драматическое произведение. Название «Аппассионата» (страстная) - не авторское, но верно отражает содержание. Р. Роллан назвал ее «Пламенный поток в гранитном русле». Действительно, в ней бурная эмоциональность соединяется со строгой логикой формы. По глубине идей и масштабности близка симфонии. Создана незадолго до симфонии № 5 и во многом ее подготавливает. 1 часть - сонатная форма. т. ГП - тревожная, конфликтная, но в то же время волевая. Состоит из нескольких элементов, один из которых - «ритм судьбы» (встретится в 5 симфонии). т. ПП - вариант т. ГП, гимнический характер. Разработка сложная, как в симфонии. В репризе продолжается развитие тем. Кода - как бы вторая разработка. 2 часть - вариации на хоральную тему возвышенно-философского характера. 3 часть - вступает без перерыва. Связана со 2-й частью диссонирующим аккордом (как бы тревожным сигналом). Сонатная форма. Все темы волевого характера. Смысловой вывод: человек никогда не достигает полного покоя, но борьба с судьбой - смысл его жизни.

Вывод. Творчество Бетховена - вершина в развитии музыкального классицизма. Оно воплощает веру в человеческий разум и волю (симфония № 5. соната № 23), отражает важнейшие идеи эпохи Просвещения (Ода Шиллера «К радости» введена в финал симфонии № 9). Бетховена привлекали героические сюжеты: борьба за независимость («Эгмонт»), борьба с тиранией (опера «Фиделио»). Его герои - личности сильные, сохраняющие верность долгу наперекор судьбе.

Творческое наследие Бетховена огромно и основное место в нем принадлежит жанрам, сформированным в эпоху классицизма: 9 симфоний, 32 фортепианные сонаты, 10 скрипичных сонат, 5 виолончельных сонат, 16 квартетов.

О классицизме творчества Бетховена свидетельствуют и безупречная логика его произведений, четкость форм (особенно сонатной).

Одновременно музыка Бетховена подготавливает романтизм: повышается внимание к переживаниям человека (1 часть «Лунной» сонаты), к образам природы («Пасторальная» симфония); в фортепианных пьесах «Багатели» («Безделушки») и вокальном цикле «К далекой возлюбленной» закладываются основы, развитые вскоре Шубертом, Шуманом и другими композиторами-романтиками.

Творчество Бетховена - одна из самых величественных страниц в истории музыкального искусства. Оно всегда будет вызывать изумление и восхищение. «Бетховен - это возрожденный миф о Прометее, это искусство Эсхила, Шекспира, Микеланджело, Льва Толстого» (Асафьев).

РОМАНТИЗМ

Ведущее направление искусства XIX века. Особенности: внимание к чувствам человека. Самым прекрасным искусством романтики считали музыку.

Темы: любовь, природа, искусство (герой - художник, поэт, музыкант), одиночество, непонятость художника (часто автобиографичность), желание уйти от действительности в сказку, в прошлое (средневековье), в экзотические страны.

Жанры: песня, романс, инструментальные миниатюры (прелюдия, ноктюрн, вальс, этюд и т. д.), вокальные и фортепианные циклы, программная музыка (идея синтеза искусств).

Представители: Шуберт, Вебер, Мендельсон, Шопен, Шуман, Лист, Вагнер, Чайковский, Рахманинов и другие.

ФРАНЦ ШУБЕРТ

1797 (Лихтенталь) – 1829 (Вена)

https://pandia.ru/text/78/586/images/image083_0.gif" width="408" height="125 src=">

Лесной царь» (1815) - на стихи Гёте. Новый жанр - баллада (происходит из народной поэзии). Особенности: повествовательность, увлекательный сюжет, часто фантастический, трагическая развязка, сквозное развитие (поэтому возрастает роль фортепианной партии, а в мелодии появляется декламация). Самый яркий пример – музыкальное воплощение криков ребенка:

Аккомпанемент" href="/text/category/akkompanement/" rel="bookmark">аккомпанемента . Различия: «Зимний путь» - произведение более трагическое (в 1-м цикле у героя есть «друг» - ручей, во 2-м - герой одинок, его странствия бесцельны): в «Прекрасной мельничихе» природа весенняя, цветущая, в «Зимнем пути» - холодная, застывшая, враждебная человеку; мелодии 1-го цикла напоминают народные песни (№ 1 «В путь»):

https://pandia.ru/text/78/586/images/image086_0.gif" width="408" height="47 src=">

во 2-м цикле фортепианная партия сложнее, изображает тяжелый шаг путника (№ 1 «Спокойно спи»), игру шарманки (№ 24), (тема вокальной парии –

шелест листвы, завывание ветра, звук почтового рожка; большинство песен 1го цикла - мажорные, во 2-м цикле - минорные, гармонически более сложные, чем в 1-м цикле.

Неоконченная симфония , си минор, № 8.

Создана в 1822г., впервые исполнена в 1865г. - судьба этого произведения отражает отношение современников к музыке Шуберта. Первая романтическая симфония: содержание - раскрытие переживаний, чувств человека мечтательного, легко ранимого. Состоит из 2-х частей, но идея исчерпана: 1 часть - драматическая, 2 часть - лирико-созерцательная, выражает примирение с судьбой. Необычен музыкальный язык: мелодии песенного склада, их вступлению предшествуют несколько тактов аккомпанемента (как в песне); тональность 1 части - си минор, 2 части - Ми мажор, тональное соотношение ГП и ПП в 1 части - терцовое (си минор– Соль мажор), оркестровка красочная, повышается роль деревянных духовых (т. ГП исполняют гобой и кларнет на фоне сопровождения струнных). Форма 1 части -сонатная:

вступление экспозиция разработка реприза кода

т.ГП связка т.ПП З. ч. вст., эпизод из т. ПП т. ГП связка т. ПП З. ч. вст.

си Соль си Ре си

минор мажор минор мажор минор

Тема вступления:

Тема главной партии:

Тема побочной партии:

Обобщение. Судьба Шуберта трагична: он прожил всего 31 год, не было в его жизни ни далеких путешествий, ни блестящих знакомств (встреча с Бетховеном, о которой он так мечтал, не состоялась), ни заслуженной славы. После смерти композитора друзьями его был издан сборник «Лебединая песня». В 30-е годы творчество Шуберта начали пропагандировать Лист, Шуман, Мендельсон. Сейчас музыка его звучит во всем мире, потому что она раскрывает «радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать болыиинство людей, если бы обладали дарованием Шуберта». (Асафьев).

Одно из самых популярных произведений композитора – Музыкальный момент фа минор:

ФРИДЕРИК ФРАНТИШЕК ШОПЕН

1810, Желязова Воля под Варшавой - 1849, Париж

Иностранные языки" href="/text/category/inostrannie_yaziki/" rel="bookmark">иностранных языков , играл на скрипке и флейте; мать (Юстина Шопен, в девичестве Кжижановская) играла на фортепиано и пела.

Первые проявления гениальной одаренности в 5 лет. 6 лет - занятия с В. Живным (фортепиано). 7 лет - первое публичное выступление, выход из печати 2-х полонезов и статьи о «польском Моцарте». 12 лет - занятия композицией у Эльснера. 1823-26 - лицей. 1826-29 - Высшая школа музыки. 1830 - отъезд из Варшавы в Париж (в пути получил известие о поражении польского восстания). 1831 - статья Шумана о Шопене «Орus 2». 1832 - первый концерт в Париже, начало европейской славы. С середины 30-х до середины 40-з годов - самый плодотворный период, знакомство с Листом, Мицкевичем, Делакруа, Бальзаком, Гюго, Шуманом и др. Любовь к французской писательнице Жорж Санд. Вторая половина 40-х годов - тяжелая болезнь, разрыв с Жорж Санд. Умер 17 октября 1849 года, похоронен в Париже, но сердце Шопена, согласно его желанию, перевезено в Польшу.

Фортепианное творчество.

В творчестве Шопена велика роль танцевальных жанров (особенность польской музыки).

https://pandia.ru/text/78/586/images/image094_0.gif" width="344" height="71">

Мазурки – их значение для Шопена сходно со значением песен для Шуберта. Создавались с середины 20-х годов до конца жизни (последнее сочинение - мазурка фа минор). «Лирические дневники». В основе 3 танца: мазур, оберек, куявяк. Национальные черты: размер 3/4 , акценты на 2-ю или 3-ю дулю, пунктир на сильную долю, лады народной музыки, ладовая переменность, изображение игры на народных инструментах (например, волыночные басы). Разнообразие: близкие к народным - жизнерадостные, картинные (№ 15, До мажор вступление - «игра народных инструментов», 1я тема ладовая переменность - лидийский лад:

средний раздел Зх-частной формы - акцентирование слабых долей, подчеркнутая танцевальность), лирические, печальные (№ 49, ля минор - танцевальность не подчеркивается, для нее характерна плавность, изящество, выразительная напевная мелодия:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image097_0.gif" width="420" height="54 src=">

1й эпизод - мягкий, лирический, плавный. 2й -«волынка», ладовое своеобразие: подчеркивание в мелодии ув.2 и тритона.

Вальсы - поэтические романтические миниатюры - блестящие (№ 1), лирические - № 7:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image099_0.gif" width="408" height="62">

Этюды . Образец - 24 каприса Паганини. Не учебные пьесы - технические приемы служат для создания определенных настроений, образов: стремительные пассажи в левой руке и плотные аккорды с волевыми интонациями в высоком регистре - бурный драматизм (№ 12, до минор, названный «революционным», т. к. создан под впечатлением известия о событиях в Варшаве):

игра legato на педальном фоне в медленном темпе - утонченная лирика (№ 3, Ми мажор:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image102_0.gif" align="left" width="408" height="36 src=">

несмотря на мажор, легкая грусть. Прелюдия № 20, до минор - траурный марш, хоральная фактура, низкий и средний регистр:

https://pandia.ru/text/78/586/images/image104_0.gif" align="left" width="241" height="30 src=">Траурный марш си-бемоль минор, 1837 год. 3-я часть Сонаты № 2, ее кульминация. Картина траурного шествия и выражение глубокого горя: мрачная минорная тональность, низкий регистр, аккордовая фактура, повторение одного звука в мелодии и одного гармонического оборота (трагическое оцепенение), остинатный ритм. Средний раздел (форма сложная Зх-частная) - мажор, воспоминание о безвозвратно ушедшем. Реприза еще трагичнее. Лист о траурном марше: «Не смерть одного героя оплакивается здесь,....пало целое поколение»:

Обобщение: музыка Шопена, получив признание при жизни композитора, популярна и сейчас. Шопен является «главным и общепризнанным ярчайшим представителем культуры своей страны и духа своего народа перед миром» (Мазель).

Немецкая музыкальная культура 1й половины XIX века

Расцвет немецкого романтизма. () - создатель немецкой национальной романтической оперы («Волшебный стрелок», «Оберон», «Эврианта»); музыкальный критик, пианист, дирижер. Ф. Мендельсон () - выдающийся композитор, педагог, 9основатель Лейпцигской консерватории), дирижер, пианист. Пропагандировал творчество Баха, Моцарта, Бетховена и др. Лучшие произведения: «Песни без слов» (48 пьес), музыка к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» (в т. ч. «Свадебный марш»), Скрипичный концерт, 2 фортепианных концерта. В его творчестве романтические черты (лирика, образы природы, программность, жанр фортепианной миниатюры) соединяются с классическими (сдержанность, строгость форм, классические гармонии).

https://pandia.ru/text/78/586/images/image106_0.jpg" align="right" width="79" height="122 src=">Великий немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель. Представитель романтизма. Основной жанр - опера (13 произведений).

Вырос в театральной среде: отчим - актер, драматург, театральный художник, старший брат - режиссер и певец, три сестры - актрисы.

Вывод по творчеству: Лист - представитель романтизма: близка идея синтеза искусства (поэтому большинство произведений программные); темы - любовь (ноктюрн «Грёзы любви»), природа (этюд «Метель»), искусство («Обручение» по картине Рафаэля), странствия (цикл «Годы странствий» автобиографичен); обращение к национальным культурам - венгерской, испанской, итальянской (Тарантелла), русской (обработка песни Алябьева «Соловей». «Марша Черномора» Глинки и др); жанры - циклы программных фортепианных миниатюр: этюды, вальсы, баллады, рапсодии, симфонические поэмы (программные одночастные произведения - жанр создан Листом).

Творческое наследие : фортепианная музыка - 19 венгерских рапсодий, Испанская рапсодия. Этюды по каприсам Паганини, Этюды высшего исполнительского мастерства, цикл «Годы странствий». Соната си минор. 2 концерта для фортепиано с оркестром, транскрипции, парафразы и др.; симфоническая музыка - 13 симфонических поэм (в том числе «Прелюды», «Фауст-симфония», «Данте-симфония», вокально-инструментальная музыка – оратории, романсы и песни.

Свою роль в музыке Лист видел в утверждении национального искусства («Я от колыбели до могилы душой и телом остаюсь мадьяром: цель моей жизни заключается в том, чтобы Венгрия когда-нибудь с гордостью могла указать на меня») и в поисках новых путей: «Даже если бы все мои произведения были неудачными, это не означало бы, что они являются совсем бесполезными, ибо они дали толчок к дальнейшему развитию» (Ф. Лист).

ЭДВАРД ГРИГ 1843 (БергенБерген)

3 марта" href="/text/category/3_marta/" rel="bookmark">3 марта - премьера «Кармен». Переутомление, болезнь, внезапная смерть 3 июня 1875г.

Опера «КАРМЕН» (1875) по новелле французского писателя Мериме. Либреттисты - Мельяк и Галеви. Создана по заказу Комического театра, поэтому не имела речитативов (традиция). они были написаны после смерти Бизе композитором Гиро. Романтические черты (испанский колорит, образы Кармен и Эскамильо) и реалистические (народные сцены, образы Хозе и Микаэлы). Сопоставление жизнерадостных народных сцен и драмы главных героев: Кармен (меццо-сопрано), Хозе (тенор), Тореадора Эскамидьо (баритон), невесты Хозе Микаэлы (сопрано).

Вступление - 1 тема - марш из 4 д., 2 тема - куплеты Эскамильо из 2 д. Им противопоставлен лейтмотив Кармен – звучит трагично, ув. 2 - испанский колорит и напряженность.

Марш и хор мальчиков - вступление: фанфара-труба за сценой, основная тема - флейта и флейта пикколо, затем детский хор, задорный характер, четкий ритм, кварты в мелодии.

Хабанера - вступление: лейтмотив, но характер оживленный, основная тема - народная песня со сложным ритмом (пунктирный в сопровождении, триоли в мелодии).

Сегидилья изящная, соединяет песенность и танцеватьность: пониженная II ступень, «гитарный» аккомпанемент.

Антракт ко 2 д. - тема песни Хозе, напоминает народную, отличается четким ритмом.

Куплеты Эскамильо (2 д.) - «портрет» героя, эффектный, яркий ритм болеро. 2ю тему (марш из вступления к опере) подхватывает хор.

Дуэт Кармен и Хозе (2 д.) - сцена со сквозным развитием: самые яркие эпизоды: песня Кармен - без слов. Кармен танцует с кастаньетами - и ариозо Хозе «Видишь, как свято сохраняю цветок, что ты мне подарила» - нежная мелодия, сопровождение - деревянные духовые, арфа.

Антракт к 3 д. - симфонический ноктюрн, спокойный характер, светлый колорит - мелодия у флейты и кларнета.

Марш контрабандистов (нач. З д.) - звучит мрачно и настороженно.

Ариозо Кармен (сцена гадания, З д.) - трагическое предчувствие смерти; напоминает мелодию сегидильи, но иной ритм: аккорды в сопровождении звучат траурно.

Антракт к 4 д. - (народный танец поло), марш (1 тема вступления) и танцы («Фарандола» и «Цыганский танец» из «Арлезианки», «Оле» из «Пертской красавицы») - кульминация народных сцен. Им резко контрастирует Дуэт Кармен и Хозе - конфликт характеров, трагическая развязка.

Премьера оперы не имела успеха, но пророческим оказалось мнение Чайковского: «Я убежден, что лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире».

КЛОД АШИЛЬ ДЕБЮССИ 1862 (Сен-ЖерменПариж)

https://pandia.ru/text/78/586/images/image112_0.jpg" align="left" width="51" height="69 src=">Великий французский композитор, пианист, дирижер. Вырос в интеллигентной семье: отец - талантливый инженер, любитель музыки и литературы. С детства - влияние двух культур: французской и испанской (мать происходила из старинного испанского рода). Занятия музыкой с 7 лет. 1е произведение - Вариации для фортепиано на тему Шумана.

гг. - учеба в Парижской консерватории, неудачные попытки участвовать в конкурсах на Большую Римскую премию - консервативное жюри не принимало произведений Равеля.

Сочинения 90-9000 гг.: для фортепиано - «Старинный менуэт», «Павана» (существует и оркестровый вариант), «Игра воды», циклы «Ночные видения», «Моя матушка-гусыня», «Благородные и сентиментальные вальсы», вокальный цикл «Шехеразада», «Испанская рапсодия» для симфонического оркестра, опера «Испанский час», балет «Дафнис и Хлоя» и др.

Годы 1-ой мировой войны - добровольная служба в армии, тяжелое заболевание, демобилизация. Лучшие произведения послевоенного периода: фортепианная сюита «Гробница Куперена», 2 фортепианных концерта, хореографическая поэма «Вальс», «Болеро» (создано по заказу балерины Иды Рубинштейн, приобрело известность как симфоническое произведение). «Музыка Равеля - мозаика переливчатых пятен и бликов, изощренная, нежная, причудливая «(Каратыгин). Соединение традиций французской (Куперен, Рамо, Дебюсси) и испанской культур, принципов импрессионизма и неоклассицизма. Интерес к русской музыке (оркестровка «Картинок с выставки» Мусоргского).

Развитие музыки до XVII века. ……………...……………………3

Музыкальная культура Западной Европы

XVII – нач. XVIII вв……………………………………………..…3

ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ..……..……………………..………3

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ……………………….…………......4

КЛАССИЦИЗМ …………………………………………………...7

ЙОЗЕФ ГАЙДН…………………….…………….…………...……8

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ……………………………...12

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН…………………………………..…20

РОМАНТИЗМ …………………………………………...……….25

ФРАНЦ ШУБЕРТ………………………………………………....26

ФРИДЕРИК ФРАНТИШЕК ШОПЕН …………………………..30

РОБЕРТ ШУМАН ………………………………………..…….…35

РИХАРД ВАГНЕР ……………………………………………….36

ИОГАННЕС БРАМС………………………………….………..…36

ДЖУЗЕППЕ ФОРТУНАТО ФРАНЧЕСКО ВЕРДИ…………….37

ФЕРЕНЦ ЛИСТ ………………………………………………...…38

ЭДВАРД ГРИГ………………………………………………..…....39

ГЕКТОР БЕРЛИОЗ ………………………………………..…..…40

ЖОРЖ БИЗЕ…………………………………………………....…..40

КЛОД АШИЛЬ ДЕБЮССИ ………………………………..….…42

МОРИС ЖОЗЕФ РАВЕЛЬ……………………………..…….……42



Статьи по теме: