Музыкальные символы и их значение. Нотная грамота для начинающих

Испокон веков через искусство люди воплощали свои чувства, мысли и переживания. Одни рисовали шедевры живописи, изображая предметы вдохновения, повседневную жизнь, а также запавшие в память эпизоды из собственной биографии. Другие строили различного рода сооружения и памятники, придавая им какое-то символическое значение. Самые экстраординарные из них стали именоваться чудесами света. Из-под рук третьих одна за другой выходили страницы будущих поэм, романов, эпопей, где к каждому моменту сюжета было подобрано крепкое, уместное, на взгляд автора, слово.

Однако были и те, кто находил вдохновение в звуке. Они создавали специальные инструменты, чтобы выразить обуревавшие их эмоции. Именно эти люди и зовутся музыкантами.

В наши дни понятию "музыка" даётся огромное количество определений. Но если рассуждать объективно, то это вид искусства, главным субъектом которого является тот или иной звук.

Примечательно, что на многих древних языках это слово обозначает «деятельность муз».

Советский ученый Арнольд Сохор, в свою очередь, считал, что музыка своеобразно отражает реальность, а также оказывает на человека воздействие через осмысленные и особым образом организованные по высоте, а также во времени звуковые последовательности, основными составляющими частями которых являются тона.

Краткая история музыки

С древности люди любили музыку. На территории древней Африки с помощью различных песен, являющихся частями ритуалов, пытались связаться с духами, богами. В Египте же музыку использовали в основном для религиозных гимнов. Существовали такие понятия, как «страсти» и «мисетрии», приравнивающиеся к жанрам. Самыми известными произведениями Египта были «Книга мертвых» и «Тексты пирамид», описывающие «страсти» египетского бога Осириса. Древние греки были первыми людьми в мире, которые в своей культуре смогли достигнуть высшего Стоит добавить сюда и тот факт, что они же впервые и заметили существование своеобразной закономерности между математическими величинами и звуками.

С течением времени музыка формировалась и развивалась. В ней стали выделяться несколько основных направлений.

Согласно классической теории, к IX веку на земле существовали следующие музыкальные жанры: (то есть различного рода церковные пения, литургии), бардовская песня и светская музыка (яркий пример подобного жанра - гимн). В процессе взаимодействия людей эти жанры постепенно смешивались друг с другом, образуя новые, непохожие на прежние. Так, в конце XIX века появился джаз, который стал прародителем для многих современных жанров.

Какие существуют музыкальные знаки и символы?

Как же можно записать звуки? Музыкальные нотные знаки - это условные графические символы, которые расположены на Основной их функцией является обозначение высоты, а также относительной длительности того или иного звука. Ни для кого не секрет, что является практическим фундаментом музыки. Однако дается она отнюдь не всем. Изучать музыкальные знаки - довольно трудоёмкий процесс, плоды которого смогут вкусить только самые терпеливые и усидчивые.

Если мы сейчас начнём углубляться в особенности современной нотации, то эта статья станет, мягко говоря, очень большой. Для этого необходимо писать отдельную, довольно объёмную работу про музыкальные знаки и символы. Одним из самых известных символов, является, конечно же, «скрипичный ключ». За время своего существования он стал неким символом музыкального искусства.

Что такое музыкальные инструменты и какие они бывают?

Предметы, дающие возможность извлекать различного рода звуки, необходимые для создания произведения, называются музыкальными инструментами. Инструменты, существующие на сегодняшний день, в соответствии со своими способностями, назначением, звуковыми качествами делятся на несколько основных групп: клавишные, ударные, духовые, струнные и язычковые.

Существует множество других классификаций (в качестве яркого примера можно привести систему Хорнбостеля-Закса).

Физической основой практически любого инструмента, который производит музыкальные звуки (исключением являются различные электрических устройства), является резонатор. В качестве него может выступать струна, так называемый колебательный контур, столб воздуха (в определенном объёме) или же любой иной объект, имеющий возможность запасать переданную ему энергию в виде колебаний.

Резонансная частота устанавливает первый обертон (иначе говоря, основной тон) звука, который производится в данный момент.

Стоит отметить, что музыкальный инструмент имеет возможность одновременно воспроизводить количество звуков, равное числу использованных резонаторов. Конструкция может предусматривать разное их количество. Извлечение звука начинается в том момент, когда в резонатор вводится энергия. Если музыканту необходимо прекратить звук в принудительном порядке, то можно прибегнуть к такому эффекту, как демпфирование. В случае использования некоторых инструментов резонансные частоты возможно изменить. В некоторых инструментах, которые производят немузыкальные звуки (например - ударные), это устройство не используется.

Что такое и какие они бывают?

В широком смысле музыкальное произведение, или же, как его называют, опус, - это любая пьеса, импровизация, народная песня. Иначе говоря, практически все, что можно передать через упорядоченные колебания звуков. Как правило, ему свойственна определённая внутренняя законченность, материальное закрепление (через музыкальные знаки, ноты и т. д.), некая своеобразная мотивированность. Также важна также уникальность, за которой, как правило, стоят чувства и переживания автора, которые он желал преподнести слушателям своего произведения.

Стоит отметить, что термин «музыкальное произведение» как устоявшееся понятие появился в сфере искусства сравнительно недавно (точная дата неизвестна, но где-то в районе XVIII-XIX века). До этого момента его всячески заменяли.

Так, например, и Иоганн Гердер вместо этого термина употребляли слово «деятельность». В эпоху авангардизма название заменялось на «событие», «акцию», «открытую форму». В настоящее время существует огромное количество различных музыкальных произведений. Предлагаем рассмотреть самые известные, интересные и необычные из них.

I. Песня (или песнь)

Песня - одно из самых простых, но распространенных музыкальных произведений, в котором поэтический текст сопровождается простой мелодией, которая легко запоминается.

Стоит отметить, что песня является одним из самых развитых направлений в том плане, что в настоящий момент существует большое количество различных её форм, жанров и т. д.

II. Симфония

Симфонией (в переводе с греческого - «стройность, изящность, созвучие») называют музыкальное произведение, которое в первую очередь предназначено для исполнения оркестром, который может быть духовым, струнным, камерным, а также смешанным. В некоторых случаях в симонию может быть включен вокал либо хор.

Зачастую это произведение сближают с иными жанрами, тем самым образуя смешанные формы (например, симфония-сюита, симфония-поэма, симфония-фантазия и т. д.)

III. Прелюдия и фуга

Прелюдия (от латинского prae - «предстоящий» и ludus - «игра») - это небольшое произведение, которое, в отличие от других, не имеет строгой формы.

Главным образом прелюдии и фуги создаются для таких инструментов, как клавесин, орган, фортепьяно

Изначально эти произведения предназначались для того, чтобы музыканты имели возможность «размяться» перед основной частью выступления. Однако позже их стали выделять уже как самобытные независимые произведения.

IV. Туш

Данный тип также довольно интересен, так как ему уделяется не так уж и много внимания. Туш - (с французского «ключ», «вступление») это музыкальное произведение, исполняемое в знак приветствия. Впервые термин был употреблен в середине XVIII века в Германии.

Основным предназначением такого произведения является привлечение внимания аудитории к происходящему, а также внесение соответствующей эмоциональной окраски в мероприятие (как правило, это различные торжественные церемонии). Зачастую музыкальное произведение в знак приветствия исполняет духовой оркестр. Наверняка каждый слышал туш, который исполняют в момент вручения наград и т. п.

В нашей сегодняшней статье мы разобрали, какие бывают музыкальные инструменты, знаки, произведения. Надеемся, что она была полезна и познавательна для читателей.

1. Если необходимо повторить какую-либо часть музыкального произведения, то вместо двойного написания этой части используют знаки репризы . Реприза - это повторение, обозначается в нотной записи следующим образом:

Первые два такта повторяются два раза. Третий так повторяется три раза, о чем соответствует надпись "3х"

2. Следующий прием повторения - это . Она используется если необходимо повторить отрывок музыкального произведения с другим концом. Поясним знак сокращения вольты на примере:

Играются сначала два первых такта после чего играется снова первый так, перескок через второй и играет третий такт.

3. Сеньо и фонарь.

Сеньо (в переводе " сигнал", итал.) обозначается в нотной грамоте следующим образом , а фонарь вот так . При сокращении таким образом применяются два фонаря и два сеньо. Сокращение происходит следующим образом - мы "проходим" первый Сеньо, затем когда дойдем до второго Сеньо, то прыгаем опять вначало к первому Сеньо и начинаем играть опять с него. Теперь как мы дойдем до первого фонаря, то прыгаем ко второму фонарю.

4. Повторение такта . Обозначается в нотной грамоте в виде косых палочек. При этом количество косых палочек соответствует количеству тактов для повтора.

Картинка №1 Повтор одного предыдущего такта
Картинка №2 Повтор двух предыдущих тактов
Картинка №3 Повтор трёх предыдущих тактов

5. Здесь вам могут понадобиться знания об интервалах.

В нотной грамоте повторение одного звука обозначается как бы перечеркнутой нотой. При этом Если "перечеркнута" Нота длительностью в четверь, то она эквивалента двум восьмым. То есть мы делим ноту на количество косых палочек на ней.

6. Знаки арпеджиато (очень быстрый перебор аккорда)

Обозначается волнообразной чертой рядом с аккордом:

Пример использования всех знаков сокращения:

1 - играем и доходим до завершающего знака репризы (две точки после первой вольты)
2 - возвращаемся к первому знаку репризы
3 - играем репризу, но дойдя до первой вольты - перепрыгиваем на вторую
4 - игрыем до знака Сеньо2
5 - возвращаемся к Сеньо1
6 - играем до второго знака репризы
7 - возвращаемся к первому знаку репризы
8 - играем повтор, перескакивая знак вольты "1"
9 - играем до первого фоноря и перескакиваем на
10 - играем от второго фонаря дальше.

7. Знаки повышения и понижения на октаву. То есть, если необходимо играть на высоких ладах или же на очень низких, то чтобы при этом не задействовать много выносных линии для нот, целесобразно отрезок записывать на основных пяти полосках нотного стана, а в нужном месте ставить знак повышения на октаву. Приведем пример.

Для записи музыкальных звуков применяются особые знаки, которые называются нотами. Нотные знаки состоят из следующих частей:

  1. головки
  2. штиля (палочки), соединяющихся с нотной головкой слева вниз или справа вверх;
  3. флажка (хвостика) , соединяющихся со штилем только справа от него или вязки (продольной линии) соединяющей штили нескольких нот.

Ноты размещаются на пяти горизонтальных линейках, которые называются нотоносцем или нотным станом. Линейки нотоносца считаются всегда снизу вверх по порядку, то есть нижняя линейка - первая, следующая за ней - вторая и т.д.

Ноты на нотном стане располагаются на линиях или между ними. Нижняя линия нотного стана - Ми. Любая нота, располагающаяся на этой линии играется как Ми, пока нет понижающих или повышающих знаков. Следующая нота (между линейками) это нота Фа и т.д. Ноты могут также распространятся за пределами нотного стана и записываются на добавочных линейках. Добавочные линейки над нотоносцем называются верхними добавочными линейками и считаются снизу вверх от нотоносца. На этих добавочных линейках записываются высокие звуки. Низкие звуки записываются под нотоносцем и называются нижними добавочными линейками, а считаются сверху вниз от нотного стана.

Ключи

В начале нотоносца всегда выставляется ключ, определяющий в звукоряде высоту одного из звуков, от которого ведется отсчет высоты остальных звуков.

Скрипичный ключ (или ключ соль) определяет на нотоносце положение звука соль первой октавы, который пишется на второй линейке.

Басовый ключ (или ключ фа) определяет положение на нотоносце звука фа малой октавы, который записывается на четвертой линейке.

Такт и размер такта. Слильные и слабые доли.

Для удобства чтения нот музыкальная запись делится на равные отрезки времени (количество ударов) - такты. Такт - это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.

Первая нота каждого такта имеет ударение - акцент. Эта акцентируемая доля служит началом счета в каждом такте. Такты отделяются друг от друга вертикальными чертами, которые пересекают нотный стан. Эти вертикальные черты называются тактовыми чертами.

После ключа выставляется размер такта. Размер обозначается двумя цифрами, одна под другой в виде дроби: 2/4; 3/6; 4/4 и т.д. Верхняя цифра указывает на число долей в такте, а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета - четверть, половинная, и т.д.). Например: размер 2/2 состоит из двух нот половинной длительности, а размер 7/8 состоит из семи нот восьмой длительности. Но в большинстве случаев вы обнаружите две четверки. Сокращено этот размер еще обозначают буквой С на месте цифр. Иногда вы можете увидеть перечеркнутую вертикальной линией букву С - это равнозначно размеру 2/2.

Как мы уже говорили, первые доли каждого такта выделяются, звучат сильнее других звуков - акцентируются. При этом сохраняется периодичность звучания сильных и слабых долей, т.е. происходит равномерная смена ударений. Обычно такт состоит из нескольких долей, первой сильной (она в нотном стане отмечается знаком акцента >) и нескольких следующих за ней слабых. В двухдольном такте (2/4) первая доля ("раз") - сильная, вторая ("два") - слабая. В трехдольном такте (3/4) первая доля ("раз") - сильная, вторая ("два") - слабая, третья ("три") - слабая.

Двухдольные и трехдольные такты называются простыми. Четырехдольный такт (4/4) - сложный. Он образуется из двух простых тактов двухдольного размера. В таком сложном такте есть два сильных акцента на первой и на третьей долях, причем первый акцент - на наиболее сильной доле такта, а второй - на относительно менее сильной доле, то есть она звучит немного слабее первой.

Знаки альтерации

Для того, чтобы указать на тональность ноты, перед нотой могут ставиться знаки бемоля , диеза , дубль-бемоля , дубль-диеза и бекара .

Такие знаки называются знаками альтерации. Если перед нотой стоит диез, то нота поднимается на половину тона, дубль-диез - на тон. Если бемоль, то нота понижается на полтона и если дубль-диез - на тон. Понижающие и повышающие знаки появившись один раз применяются ко всей партитуре, пока не отменятся другим знаком. Существует специальный знак, отменяющий понижение или повышение ноты и возвращающий ей натуральную высоту - это бекар. Дубль-бемоль и дубль-диез используются редко.

Знаки альтерации применяются, в основном, в двух случаях: как ключевые и как случайные. Ключевые знаки располагаются справа от ключа в определенном порядке: фа - до - соль - ре - ля - ми - си для диезов, для бемолей - си - ми - ля - ре - соль - до - фа. Если в каком-либо такте насколько раз встречается одна и та же нота с диезом или бемолем, то бемоль или диез ставится только один раз и сохраняет свое действие на протяжении всего такта. Такие диезы и бемоли называются случайными.

Заштрихована нота или нет, а также палочки, приставленные к ним, т.е. штили, указывают на длительность ноты. Основными длительностями нот являются целая (1) и обозначается незаштрихованной головкой без штиля, а также ее половинные деления: половина (2), четверть (3), восьмая (4), шестнадцатая (5) и т. д. При этом длительность целой ноты есть величина относительная: она зависит от текущего темпа произведения. Еще к стандартным длительностям можно отнести двойную целую, обозначаемую небольшим незаштрихованным прямоугольником со штрихами возле углов.

Если подряд записаны несколько нот длительностью меньше четвертой и ни одна из них (кроме, может быть, первой) не приходится на сильную долю, то они записываются под общим ребром или вязкой — палочкой, соединяющей концы штилей. При этом, если ноты восьмые, ребро одинарное, если шестнадцатые — двойное и т. д. В наше время встречается объединение нот из разных тактов, а также нот, идущих не подряд.

Бывает, что нужно записать ноту, длящуюся, например, три восьмых. Для этого есть два способа: если на время звучания ноты приходится сильная доля, то берутся две ноты, в сумме дающие три восьмых (то есть четверть и восьмая) и залиговываются, то есть между ними ставится лига — дуга, концами почти прикасающаяся к овалам нот. Если же сильная доля осталась в стороне, то для продления ноты на половину ее звучания справа от овала ставится точка (то есть в данном случае три восьмых — это четверть с точкой). Ноты с точкой также могут объединяться под одним ребром.

Наконец, бывает необходимым поделить какую-либо длительность не на две половины, а на три, пять или другое количество равных частей, не кратное двум. В этом случае используются триоли, пентоли и другие аналогичные формы записи.

Перерыв в звучании называется паузой. Длительность пауз измеряются так же, как и длительность звуков (нот). Целая пауза (8) равна по длительности целой ноте. Она обозначается короткой черточкой под четвертой линейкой нотоносца. Половинная пауза (9) равна по длительности половинной ноте. Она обозначается такой же черточкой, как и четвертная пауза, но записывается эта черточка над третьей линейкой нотоносца. Четверная пауза (10) равна по длительности четвертой ноте и обозначается ломанной линией по центру. Восьмая (11), шестнадцатая (12) и тридцать вторая (13) паузы равны по длительности восьмой, шестнадцатой и тридцать второй ноте соответственно и обозначаются косой чертой с одним, двумя или тремя маленькими флажками.

Точка справа у ноты или паузы увеличивает ее длительность на половину. Две точки у ноты или у паузы увеличивают длительность наполовину и еще на четверть.

Точки, стоящие над или под нотами, указывают на отрывистый характер исполнения или стаккато, при котором каждый звук теряет часть своей длительности, становится резче, короче, суше.

Лига (дуга, выгнутая вверх или вниз) связывает стоящие рядом ноты одинаковой высоты, суммируя их длительность. Лига, соединяющая две или несколько нот, находящихся на разной высоте, означает связное исполнение этих звуков или легато.

Фермата - знак, указывающий исполнителю, на то, что он должен увеличить длительность ноты или паузы на свое усмотрение.

Знаки повторений

При исполнении пьесы часто приходится повторять ее фрагмент или всю пьесу целиком. Для этого в нотной записи применяются знаки повторения - репризы. Музыка, изложенная между этими знаками, должна повторяться. Иногда при повторении бывают разные окончания. В этом случае в конце повторения применяются скобки - вольты. Это значит, что в первый раз играются такты окончания, заключенные в первую вольту, а при повторении - такты первой вольты пропускаются и вместо них играются такты второй вольты.

Темп

В нотной записи также указывается темп композиции. Темп - это та или иная скорость исполнения музыкального произведения.

Различаются три основных скорости исполнения: медленная, умеренная и быстрая. Основной темп указывается обычно в самом начале произведения. Существует пять основных обозначений этих темпов: Медленно - адажио (Adagio), Не спеша, спокойно - анданте (Andante), Умеренно - модерато (Moderato), Скоро - аллегро (Allegro), Быстро - престо (Presto). Средний из названных темпов - модерато - соответствует скорости спокойного шага.

Нередко при исполнении музыкального произведения приходится ускорять или замедлять его основной темп. Эти изменения темпа чаще всего обозначаются словами: Accelerando, сокращенно accel. (аччелерандо) - ускоряя, Ritenuto, (ритэнуто) сокращенно rit. - замедляя, а tempo (а темпо) - в прежнем темпе (восстановить прежний темп после предшествовавшего ускорения или замедления).

Громкость

При исполнении музыкального произведения следует помимо темпа учитывать и необходимую громкость (силу) звучания. Все, что связано с громкостью звучания, называется динамическими оттенками. Эти оттенки выставляются в нотах обычно между нотоносцами. Наиболее употребительными обозначениями силы звука являются следующие: pp (пианиссимо) - очень тихо, p(пиано) - тихо, mf (меццо-фортэ) - со средней силой, f(форте) - громко, ff (фортиссимо) - очень громко. А также знаки < (крещендо) - постепенно усиливая звук и > (диминуэндо) - постепенно ослабляя звук.

Наряду с приведенными выше обозначениями темпов, в нотах часто встречаются слова, указывающие на характер исполнения музыки произведения, например: певуче, нежно, подвижно, шутливо, с блеском, решительно и т.д.

Знаки мелизмов

Знаки мелизмов не меняют темп или ритмический рисунок мелодии, а лишь украшают ее. Существуют следующие виды мелизмов:

Вот, вроде и все, что необходимо знать, для начала, каждому гитаристу. Если Вы хотите больше узнать о нотной записи, Вам следует обратиться к специальной учебной литературе.


Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки(ноты) состоят из следующих частей: 1 - флажок, 2 - штиль, 3 - головка. В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков(хвостов) может быть несколько, штиль и хвосты могут отсутствовать. Расположение головки ноты относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот - порядок их исполнения.

Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположенных случаях - вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.

Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами(перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.

Интервалы и трезвучия - две или три ноты, извлекаемые одновременно; записываются одна над другой. Если в записи присутствует только две ноты, то верхняя относится к первой струне, а нижняя - ко второй и третьей(чаще всего обе эти струны зажимаются большим пальцем).

Ноты располагаются на линейке из пяти параллельных линий, называемой нотным станом (нотоносцем). Положение символа ноты на нотоносце определяет высоту обозначаемого звука и порядок исполнения звуков. Если высота звука ноты не попадает на линии нотоносца, для расширения нотного стана используют добавочные линии.

В каждой октаве содержится 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково. В латинской системе ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита: C, D, E, F, G, A, H.

Самая низкая нота, доступная для балалайки в академическом строе - ми первой октавы (на нижней линии нотного стана).

Скрипичный ключ

Первый символ на нотном стане - ключ. Ключ определяет диапазон высот нотоносца, на котором он размещён. Для записи нот для балалайки чаще всего используется ключ «соль» (центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы на вторую линию снизу. Размещённый таким образом ключ называется скрипичным .

Альтерация

Символы альтерации изменяют высоту ноты, на которую воздействуют. Случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке. Основные символы альтерации приведены в таблице.

Обозначение Название и действие
Диез
Повышает высоту ноты на один полутон.
Дубль-диез
Повышает высоту ноты на два хроматических полутона.
Бемоль
Понижает высоту ноты на один полутон.
Дубль-бемоль
Понижает высоту ноты на два хроматических полутона.
Бекар
Отменяет действие любого другого символа альтерации.

Знаки альтерации стоящие сразу за скрипичным ключем называют ключевыми. Они действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с кварто-квинтовым кругом тональностей.

Таким образом, точная высота обозначаемого звука определяется исходя из положения ноты на нотном стане с учётом ключей и знаков альтерации.

Музыкальное произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Размер такта обозначается дробью, стоящей после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации(если таковые имеются). Верхнее число (числитель) задаёт количество долей в такте, а число снизу (знаменатель) - длительность одной доли (например, число 4 снизу будет означать длительность доли, равную четвёртной ноте).
Между собой такты разделяются тактовой чертой(вертикальной чертой, соединяющей верхнюю и нижнюю полосы нотного стана).

Артикуляция

Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков.

Обозначение Название и исполнение
Акцент
Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. Обозначение акцента может располагаться не только сверху нотного стана над нотой, но и снизу.
Натуральный флажолет
Фермата
Длительность ноты или созвучия оставляется на усмотрение исполнителя. Обычно символ ферматы применяется для указания паузы между частями пьесы.
Стоккато
Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).
Пиццикато левой рукой
Нота, исполняемая щипком пальца левой руки.

Кроме нот и нотоносца применяется множество дополнительных символов , позволяющих обозначить размер произведения, тональность, темп, ритмический рисунок, а также сокращенно записать распространённые приёмы, передачу характера и уровня громкости произведения, особенности артикуляции и многое другое.

Ноты на грифе балалайки

Видно что ноты распологаются не на каждом ладу. Это связано с тем, что между некоторыми нотами расстояние не полтона, а целый тон. Например, между до (1я струна 3й лад) и ре (1я струна 5й лад) расстояние 1 тон; на 4м ладу первой струны находится до-диез(или ре-бемоль)

На клавиатуре видно, что расстояние между нотами на белых клавишах равно целому тону, если между ними есть черная клавиша. В остальных случаях расстояние - пол тона.

Остались вопросы? - Задайте их на нашем .

Нотная грамота представляет собой своеобразный язык, который понимают все музыканты. Тем, кто решил попробовать себя в музыке, нужно познакомиться с этим языком. Все не так сложно, как может показаться.

Каждый музыкальный звук определяется четырьмя физическими свойствами:

  1. высотой
  2. продолжительностью
  3. громкостью
  4. тембром (окраской)

С помощью нотной записи музыкант получает информацию о всех этих свойствах звуков, которые он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Высота звука (звуковысотность)

Все музыкальные звуки выстроены в единую системузвукоряд . Это ряд, в котором все звуки идут друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков или наоборот, от высоких к низким. Звукоряд делится на части – октавы, которые содержат набор нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Если обратиться к клавиатуре фортепиано, то в центре клавиатуры, обычно напротив названия, находится первая октава . Правее первой октавы, выше, расположена вторая октава, затем третья, четвертая и пятая (состоящая всего из одной ноты “до”). Ниже, левее первой октавы, расположена малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава (состоящая из белых клавиш ля и си).

Изображают в виде пустых или закрашенных (затушеванных) овалов – головок. К головкам справа или слева могут дорисовываться штили — вертикальные палочки и хвосты (хвосты называются флажками).

Если штиль у ноты направлен вверх, то его пишут с правой стороны, а если вниз – с левой. При написании нот действует правило: до 3-й линейки штили нот должны быть направлены вверх, а начиная с 3-й линейки – вниз.

Для записи и чтения нот используется нотный стан (нотоносец) . Нотный стан представляет собой пять параллельных линий (линеек) для записи нот, пронумерованных снизу вверх. Ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над линейками. Если для записи ноты не хватает основных 5 линеек, то вводятся дополнительные линейки, которые добавляются сверху или снизу нотного стана. Чем выше звучит нота, тем выше она располагается на линейках. Однако если на нотный стан (нотоносец) не поставлен музыкальный ключ, то положение нот на нотном стане указывает высоту звука только приблизительно: выше или ниже.

Музыкальный ключ – это точка отсчета, которая указывает на положение ноты с конкретной определенной высотой. Ключ ставят обязательно в начале любого нотоносца. Если есть ключ, то зная, где пишется одна нота, можно легко определить положение и другой ноты. Нотная запись получается компактнее, и ноты удобно читать, когда большинство нот находится на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу, поэтому в музыке существует множество музыкальных ключей. Несмотря на то, что совокупный диапазон звучания различных голосов и музыкальных инструментов составляет около 8 октав, диапазон отдельно взятого голоса или музыкального инструмента обычно гораздо уже, что и отражено в названиях музыкальных ключей: сопрановый - для сопранового регистра, альтовый - для альтового, теноровый - для тенора, басовый - для баса (сокращённо SATB).

Музыкальные ключи можно разделить на 3 группы:

Ключ “Соль” – указывает на расположение ноты “Соль” первой октавы. Произошел данный ключ от латинской буквы G, обозначающей ноту “Соль”. К ключам “Соль” относятся Скрипичный и Старофранцузский ключи, выглядят они следующим образом.

Ключ “Фа” – указывает на расположение ноты “Фа” малой октавы. Произошел ключ от буквы латинской F (две точки – это две перекладинки буквы F). К ним относятся Басовый ключ, Басопрофундовый и Баритоновый ключи. Выглядят они следующим образом.

Ключ “До” – указывает на расположение ноты “До” первой октавы. Произошел от латинской буквы C, которая обозначает ноту “До”. К таким ключам относятся Сопрановый (он же Дискантовый) ключ, Меццо-сопрановый, Альтовый и Баритоновый ключи (Баритоновый ключ можно обозначить не только ключом группы “Фа”, но и ключом группы “До”). Выглядят ключи “До”следующим образом

На следующем рисунке изображены различные музыкальные ключи

Источник — https://commons.wikimedia.org , автор — Струнин

Также есть нейтральные ключи для партий барабанов и гитарных партий (так называемая табулатура).

Ноты, предназначенные для исполнения группой музыкантов, часто объединяют в партитуры, в которых для каждого инструмента, голоса или партии отводится отдельная строка, отдельный нотоносец. Вся партитура объединяется сначала сплошной вертикальной начальной чертой, а нотоносцы нескольких партий или группы инструментов объединяются специальной скобой – акколадой .

Акколада бывает в виде фигурной или квадратной (прямой) скобы. Фигурной акколадой объединяют партии, которые исполняет один музыкант (например, две строчки фортепиано, органа и т.д.), а квадратной акколадой объединяются строчки партий разных музыкантов, которые составляют единую группу (например, музыка для ансамбля струнных инструментов или хора).

Конец партитуры или какой-то части обозначают в нотах двойной вертикальной чертой. Если кроме двойной черты рядом стоят еще и две точки между линейками нотоносца (знаки репризы ), то это говорит о том, что все произведение или какой-то раздел нужно повторить.

В нотах могут встретиться пунктирные линии с восьмеркой (знаки переноса на октаву). Они означают, что все, что находится в зоне действия данных линий, нужно играть на октаву выше или ниже. Эти октавные знаки нужно для упрощения чтения очень высоких/низких нот, для записи которых нужно много дополнительных линеек.

К основным музыкальным ступеням относятся 7 звуков: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. На фортепиано для нахождения этих музыкальных ступеней нужно ориентироваться на черные клавиши, которые располагаются группами две-три, две-три. Под любой такой группой, слева, находится нота “До” и дальше располагаются другие ноты.

Есть также производные ступени (измененные основные), которые получаются повышением или понижением звучания основном ступени на полутон. Полутоном называется расстояние между двумя любыми соседними звуками (клавишами) на клавиатуре фортепиано. Чаше всего это будет черная клавиша справа или слева. Измененные ступени бывают двух видов:

  • Диез – повышение на полутон.
  • Бемоль – понижение на полутон.

Изменение основных ступеней называется альтерацией. Знаков альтерации всего пять: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль и бекар.

Дубль-диез повышает звук на два полутон (т.е. целый тон), дубль-бемоль понижает звук на два полутона (т.е. на целый тон), а бекар отменяет любой из перечисленных знаков (играется “чистая” нота без повышения или понижения).

В нотах может быть два вида альтерации:

  1. Случайные знаки – знак альтерации пишется непосредственно перед нотой, которую нужно изменить и действует только в этом месте или такте.
  2. Ключевые знаки – диезы и бемоли, которые пишутся в начале каждой строки возле ключа и действуют каждый раз, когда встречается данный звук, в любой октаве и на всем протяжении произведения.

Ключевые знаки выставляются строго в определенном порядке:

Порядок диезов – ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ

Порядок бемолей – СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА

Длительность

Длительности нот имеют отношение к области ритма и музыкального времени. Музыкальное время особенное, оно протекает равномерными долями и сравнимо, скорее, с биением сердца. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. В нотах могут встретиться, как минимум, два вида музыкальных длительностей: четные и нечетные, причем длительности имеют не только ноты, но и паузы (знаки молчания).

  1. Четные музыкальные длительности – образуются от деления более крупной длительности на число 2 или 2 n (2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 и т.д.). За основу для деления принимается целая нота, которая обычно при игре просчитывается (мысленно или вслух считаемся до 4-х) на 4 доли. Одинаковые “хвостатые” восьмые или шестнадцатые ноты часто объединяют в группы под одно ребро.

На следующем рисунке приведены ноты, название их длительностей, а справа паузы таких же размеров.

  1. Нечетные музыкальные длительности образуются от дробления длительности не на две равные половинки, а на три или любое другое количество долек, вплоть до 18-19 долей. Так образуются, например, триоли (при делении на три доли) или квинтоли (при делении на пять долей).

Существует три способа продления нот и пауз:

Пунктирный ритм (нота с точкой) – это ритм с точками. Точки ставятся справа от значка ноты или паузы и удлиняют звучание ровно на половину длительности ноты или паузы. Так, для половинной ноты с точкой длительность будет не две, а три доли и т.д. Может также быть нота с двумя точками: первая точка удлиняет ее длительность на половину, а вторая точка – еще на 1/4 часть, т.е. такая нота удлиняется на 3/4 части своей длительности.

– то значок, который просит задержать выделенную ноту или паузу настолько, настолько это чувствуется необходимым исполнителю. Большинство музыкантов склоняются к мнению, что фермата тоже удлиняет ноту наполовину (можно взять для себя это за правило). Фермата в отличие от ритма не занимается время такта, это дополнительный бонус, который тормозит привычное движение.

Объединяющая лига – связывает две или несколько нот, которые находятся на одной высоте и следуют друг за другом. Ноты под лигой не повторяются, а объединяются в одну длительность. Кстати, паузы лигами не объединяются.

Музыкальное время очень хорошо организовано, в его организации кроме долей участвуют более крупные единицы – такты. Такт – это отрезок от одной сильной доли до следующей, он содержит точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путем разделения одного и другого вертикальной тактовой чертой.

Количество долей в такте и длительность каждой из них отражается с помощью числового размера, которые указывается сразу после ключевых знаков в начале произведения. Размер выражается с помощью двух чисел, расположенных одно над другим, как бы в виде дроби.

Размер 4/4 (четыре четверти) означает, что в такте четыре доли, каждая из долей по длительности равна четвертной ноте. Нужно помнить, что эти четвертные доли можно раздробить на восьмые или шестнадцатые или объединить в половинные ноты или целую ноту. Размер 3/8 (три восьмых) означает, что в также может уместиться три восьмые ноты, которые можно делить на шестнадцатые или объединять в более крупные. Для начинающих нотная грамота обычно оперирует простыми размерами 2/4, 3/4 и т.д.

Движение долей может быть быстрым или медленным. Скорость движения долей (исполнения произведения) называется темпом произведения. Темп чаще всего обозначается итальянским словом и ставиться под размером в нотах. Также рядом с темпом может ставиться указание по метроному: четвертная длительность=числовое значение. Это означает, что темп данного произведения составляет “числовое значение” ударов (долей) в минуту. Метроном представляет собой маятник с грузом и шкалой, он показывает точное число ударов в минуту и выглядит следующим образом.

Темпы могут быть следующими:

  • Медленные
    • Grave – тяжело, важно, очень медленно
    • Largo – широко, очень медленно
    • Adagio – медленно, спокойно
    • Lento – медленно, тихо
  • Умеренные
    • Andante – спокойно, темп шага
    • Moderato – умеренно
  • Быстрые
    • Allegro – скоро, весело
    • Vivo – живо
    • Vivace – живо
    • Presto – быстро

Громкость

Громкость является одним из самых главных свойств музыкального звука. Громкость обозначается в нотах в промежутках между нотоносцами следующими словами или значками на итальянском языке:

Постепенная смена громкости обозначается следующим образом:

  • crescendo – крещендо – постепенный рост громкости
  • diminuendo – диминуэндо – постепенный спад громкости

Иногда вместо слов крещендо и диминуэндо в нотах ставят “вилочки”, означающие, что нужно постепенно усиливать или ослаблять громкость.

Расширяющаяся вилочка означает крещендо, а сужающаяся – диминуэндо.

Тембр

Тембр – это окраска звука. По тембру отличают звуки одинаковой высоты и громкости, исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами. С помощью тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты.

В нотах обычно есть различные указания по поводу тембра звуков: название инструмента или голоса, для которого предназначено данное произведение, включение и выключение педалей на рояле, приемами извлечения звука (флажолеты на скрипке).

Если в нотной записи присутствует вертикальная волнистая черта перед аккордами, то это означает, что звуки аккорда нужно играть не одновременно, а арпеджиато , как бы в разбивку, перебором, как это бы прозвучало на арфе или на гуслях.

Под басовым нотоносцем может встречаться красивая надпись Ped. и звездочка – они означают момент включения и выключения педали на фортепиано.

Кроме этих технических элементов в нотах может встречаться много композиторских, словесных, указаний характера исполнения, например:

  • Appassionato — страстно
  • Cantabile — певуче
  • Dolce — нежно
  • Lacrimoso — слезно
  • Mesto — печально
  • Risoluto — решительно
  • Secco — сухо
  • Semplice — просто
  • Tranquillo — спокойно
  • Sotto voce – в полголоса

Еще одними из важных элементов в музыкальном тексте являются штрихи. Штрих – это указание на конкретный способ звукоизвлечения, способ артикуляции, который сильно влияет на общий характер исполнения произведения. Штрихов существует много, они отличаются у скрипачей и пианистов. Три универсальные штриха:

  • non legato – несвязное исполнение
  • legato – плавная, связная игра
  • staccato – отрывистое, короткое исполнение


Статьи по теме: