Что дает искусство человеку.

В настоящее время актуальным является определение роли искусства в формировании и социализации личности в связи с остротой проблем, поставленных кризисным современным обществом. Процесс социализации, формирующий личность и способствующий её развитию, а также процесс самореализации личности в большой степени зависит от ее творческой деятельности, коммуникативности, развитости самосознания. Все эти задачи призвано решать искусство. Теории, в которых разрабатывалась взаимозависимость состояний общества и искусства принадлежат Платону, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, Ж.-М. Гюйо, К. Мангейму, Х. Ортега-и-Гассету и др.

Искусство создается ради художественного восприятия, вызывающего у созерцателей сотворческую деятельность. Общение с подлинным произведением искусства и вызванное им переживание становится фактом биографии воспринимающего, т.е. происходит глубинное воздействие на внутренний мир личности. По своей природе искусство противостоит неорганизованности и хаосу, отсюда следует его главная тенденция - помочь человеку гармонизировать себя и мир, притом гармонизируя природное и социальное в человеке, искусство защищает личное «я» с одной стороны от стандартизации и тупого «омассовения», с другой - от духовной изоляции от общества. Его гармонизирующее воздействие проявляется в том, что социальной стадности оно противопоставляет гуманную социальную общность, индивидуализму - личностную ответственность перед обществом, излишнему рационализму - понимание непосредственного ощущения жизни.

Искусство оказывает влияние на человеческое познание, лишая последнее односторонности, дополняет его специфическим образно-конкретным, интуитивно-эмоциональным и целостным постижением как себя, так и окружающего мира. Устанавливая равновесие, искусство разрушает личностные стереотипы, обнажая то, что именуется социальными и нравственными язвами.

Ещё одна функция искусства включает в себя как изживание негативных чувств, так и компенсацию того, в чем, возможно, человека обделили личный опыт и судьба, т.е. помогая нечто изжить и нечто восполнить, искусство способствует установлению равновесию человека с окружающим миром. С помощью искусства человек безгранично расширяет свой внутренний опыт и приобщается к опыту всего человечества, причем искусство не растворяет личность во множественном опыте других, а помогает ей кристаллизоваться, т.е. найти себя как неповторимую индивидуальность. Как пишет шведский культуролог М. Казиник, именно в искусстве человек проявляется подлинным, т.е. таким каким должен быть, каким задуман.


Искусство формирует не только ум и сердце: оно формирует целостного человека. Таким образом, искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает как форма становления личности. В то же время искусство как специфическая система ценностного воздействия влияет и формирует не только отдельные личности, но и межличностные отношения и социальные отношения в целом. В искусстве присутствует огромный гуманистический потенциал, созданный человечеством за многовековую историю.

Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством

Для детей искусство является незаменимым средством формирования духовного мира: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.

Окружающий мир встает перед изумленным ребенком как единая целостная картина мира. Чтобы эта целостность сохранялась, необходима интеграция видов изобразительной деятельности. Интеграция искусств, объединяющая разные виды художественной деятельности, несет в себе мир идей, мыслей, образов, эмоций. Благодаря этому стимулируются и развиваются память, мышление, воображение.

Живопись, музыка, литература, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства помогают обогатить чувства и переживания ребенка, а значит - обогатить его восприятие и воображение. Дети не только рассматривают и обсуждают произведения искусства, но и сами изображают окружающий мир. Каждая детская работа - это кусочек духовной жизни. Чем она богаче, тем разнообразнее и оригинальнее замыслы и образы детского творчества.

Роль архитектуры как направления искусства

То, что творения рук человеческих влияют на психику и самочувствие индивида, было доказано еще в Древнем Египте. Например, древнеегипетский архитектор Имхатеп, руководивший строительством пирамид, в то же время был практикующим врачом, энциклопедически образованным человеком.

Сегодня психологи всего мира изучают восприятие человеком окружающей среды. Их также интересует воздействие среды на поведение человека, восприятие архитектурного пространства людьми разных возрастов: детьми, взрослыми, стариками. То, в какой среде человек находится, важно для формирования поведения и мышления всего народа. И. Середюк в своих исследованиях пишет, что архитектура служит не только источником информации, но и программирует чувства человека, а также многие ответные реакции.

Наука изучающая факторы внешней среды, оказывающие положительное или негативное воздействие на физиологию человека называется визуальная экология . Вот что говорит эта наука.
Зрительные образы подсознательно фиксируются мозгом. При этом постоянная смена "картинки" действует успокаивающе, а ее однообразие, накапливаясь, раздражает подсознание. В этом секрет неосознанной привлекательности огня и того чувства комфорта, которое каждый человек испытывает, выбравшись из города в лес.

В свою очередь, существуют так называемые гомогенные структуры, характерные бесконечным однообразием форм. Часть человечества, живущая в городах, сама конструирует себе визуальную среду. В среднем 16 часов в сутки человек созерцает в основном не природные формы, а произведения архитекторов и дизайнеров. Каноны искусства издавна предусматривали при создании домов и предметов быта использование метрической системы, основанной не на миллиметрах, а на долях т. н. "золотого сечения". Декоративные элементы, имитирующие природные растительные формы, использовались во всех архитектурных стилях - от готики до модерна. Гигантский опыт формирования комфортной визуальной среды, который архитектура накопила на протяжении тысячелетий, был в одночасье перечеркнут в ХХ веке. Функционализм 2-й половины ХХ века окончательно сформировал т. н. объекты массовой застройки - типовые здания-коробки. Иначе говоря, гомогенные структуры, которые тиражируются в миллионах воплощений.

Английские учёные в свое время исследовали энцефалограммы (графическое отображение активности головного мозга) людей, подвергнутых нехитрому тесту. Испытуемым показывали различные архитектурные объекты. Так вот, когда человек созерцал железобетонное здание типовой застройки - неважно, жилое или промышленное, - его энцефалограмма не слишком отличалась от энцефалограммы переживающего припадок эпилептика. По статистическому опросу, проведенному в нашей стране, 72% жителей т. н. "спальных" городских районов мечтают о переезде, из них 35% откровенно заявляют о том, что место им не нравится. В то же время в процессе расселения "коммуналок", находящихся в исторических центрах Москвы и Санкт-Петербурга, наблюдается любопытный феномен: многие не хотят уезжать из более комфортной визуальной среды на окраины, даже если им предлагаются лучшие условия.

К чему же приводит легкомысленное отношение к визуальному облику городов? Из-за этого наблюдается колоссальная миграция населения из промышленных центров. Это одна из главных причин того, что у статистического большинства полностью отсутствуют эстетические ценности. Наконец, это одна из причин роста преступности.

Что представляет собой сегодня, например, Москва, с точки зрения визуальной экологии? С одной стороны, это выдающиеся архитектурные объекты, с другой - архитектура так называемого функционального стиля, провоцирующая деградацию нравственности.

Всего лишь в зависимости от маршрута движения человек может приехать на работу или в состоянии стресса, или в хорошем настроении. И дело тут не в траффике, а в маршруте. В первом случае он двигается по Новому Арбату или по шоссе Энтузиастов, а во втором - выбирает арбатские переулки или Главную аллею Измайловского парка. К сожалению в большинстве городов такого выбора нет.

Роль искусства в обществе

Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Возникнув из трудовой деятельности человека, искусство стало оказывать благоприятное влияние на его развитие, особенно на развитие эстетических представлений.

В развитии человечества искусству принадлежит действенная роль - оно даёт эстетическую оценку действительности, обнажая уродливые стороны жизни, произнося приговор над ними, искусство призывает страстно ненавидеть их и бороться с ними. Воплощая идеал прекрасного, достигая высокой поэтичности, жизненной правды, искусство вдохновляет на подвиги, на борьбу во имя светлого будущего человечества.

О некоторых общих «законах» искусства

Слово «законы» здесь берём в кавычки, ибо искусство по сравнению с законами природы или законами экономики не носит столь обязательного и чётко выраженного характера. Не претендуя на полноту раскрытия этих законов в связи с теоретической неразработанностью вопроса, попытаемся сформулировать наиболее важные и очевидные из них.

Говоря о переемственности в культуре, было отмечено, что в отличие от науки, морали, религии, политики и других плодов человеческого гения, искусство проявляет себя лишь в форме законченных художественных произведений, созданных обычно одним - анонимным или известным - автором. Что касается научных воззрений, наиболее распространённых машин и механизмов, норм нравственности, религиозных догм и обрядов, а тем более политических установок, то они в значительно большей степени создаются коллективно и со временем, рано или поздно, могут меняться и меняются или самими их «инициаторами», или обществом в целом. Авторское художественное произведение в литературе, живописи, скульптуре, музыке, архитектуре обычно создаётся «раз и навсегда», если не считать сферы исполнительского творчества. Театр, балет, опера, эстрада не только допускают, но и предполагают постоянное изменение и усовершенствование той или иной постановки со стороны режиссёра или актёра. В отличие от исполнителей и постановщиков сами писатели, художники, композиторы, зодчие редко возвращаются к своим произведениям и чаще всего защищают их неприкосновенность в том виде, в котором они были созданы.

Произведения любого искусства, в отличие от многих других ценностей культуры, всегда открыты для активного и, как правило, субъективного творческого восприятия и меняющихся оценок воспринимающего в зависимости от его социального и личного опыта.

Помимо пережитого опыта, как отдельным человеком, так и целым народом большую роль при восприятии произведений искусства играют связанные с опытом понятия «индивидуальный и общественный вкус».

Искусство развивается своеобразными толчками, не зависящими от опытного знания подъёмами и падениями, благодаря ещё малоизученным подспудным импульсам, таящемся в общественном организме. Чем, например, объяснить общепризнанные и до сих пор ещё не превзойдённые взлёты художественного творчества а античном мире, в эпоху Возрождения или знаменитый золотой век русской культуры в условиях, когда и социальный строй, и производительные силы, и сам уровень интеллектуального развития и информированности подавляющего большинства людей значительно уступали соответствующим параметрам современного человечества? В то время как в физике, математике, химии, биологии, медицине и многих общественных науках, не говоря уже о технике, за последние два тысячелетия шла непрерывная переоценка ценностей и происходили поистине революционные изменения, художественные шедевры оставались неподвластными времени и относительно независимыми от меняющихся групповых и национальных вкусов. Великие произведения искусства отличаются тем, что перед лицом вечности не только сохраняют свою музейно-историческую ценность, но и продолжают оказывать могучее воздействие на сердца и души новых поколений, оставаясь непревзойдёнными образами для подражания. Их величие - доступность и понятность.

Едва ли не самое замечательное свойство искусства - глубокий «демократизм» и общедоступность в том смысле, что оно действует на людей независимо от из развития и образования, что прелесть картины, звуков, образов заражает всякого человека, на какой бы стадии развития он ни находился и к какому бы слою, классу или психологическому типу ни принадлежал. «Искусство, - говорил в своей нобелевской лекции А.И. Солженицын, - растепляет даже захоложенную душу к высокому духовному опыту. Посредством искусства иногда посылаются нам смутно, коротко такие откровения, каких не выработать рассудочному мышлению». Иными словами, искусство в своём воздействии не признаёт никаких социальных перегородок между людьми и «околдовывает». Тем самым оно гораздо больше, чем другие сферы культуры, проявляет свою общечеловеческую сущность. А это значит, что подлинное искусство, как правило, гуманистически ориентировано. Не здесь ли следует искать разгадку знаменитой фразы Ф.М. Достоевского о том, что «красота спасёт мир»? общаясь с прекрасным, человек всегда становится лучше, добрее, терпимее к другим людям и окружающей природе - одним словом - гуманизируется.

Один из главнейших законов искусства состоит в том, что все величайшие мировые памятники, то есть мировая художественная классика, будучи по своему пафосу общечеловеческими, проникнутыми гуманизмом, по форме, однако, не могут быть неповторимо национальными. Нет ни одного великого произведения литературы или искусства, которое не было бы тесно связано с духом, вековым менталитетом породившего его народа. Национальное своеобразие, обеспечивающее полифоничность и богатство мировой культуры, - вот необходимое требование к любому художественному шедевру.

И, наконец, если говорить о некоторых, наиболее общих закономерностях развития искусства, то оно, подобно другим сферам культуры происходит посредством взаимодействия традиций и новаторства, через борьбу школ, течений и направлений, путём межэтнического и межнационального взаимообогащения. Примером первого может служить новаторство наших художников-передвижников в условиях господствовавшего в России традиционного академизма; примером второго - острая борьба между романтизмом и реализмом в литературе XIX века; примером третьего - появление в мировом искусстве таких общепринятых жанров музыки как джаз США или аргентинское танго, сложившихся соответственно в качестве афроамериканского и испано-креольского музыкальных «гибридов». Правда, в связи с инкретичностью культурных процессов порой трудно определить, где идёт речь о взаимодействии новаторства и традиции, а где - о борьбе школ или межнациональном взаимообогащении.

Вы переехали, устроились на новую работу или познакомились с давно симпатизирующей вам девушкой. Очевидно, что вам нужно выглядеть интересным человеком, не утомлять пустыми разговорами о погоде и в целом не заводить беседу в тупик. Но, когда мы сильно напряжены, сознание может прибегать к приемам, которые часто саботируют абсолютной любой план общения. И в таких случаях ничего, кроме рассуждений о погоде в голову не приходит. Но к счастью есть искусство, и чтобы говорить о нем, вам вовсе не надо быть экспертом в этой области, достаточно знать названия и авторов самых популярных работ.

Статуя Давида 1501-1504

Микеланджело

Находится в Академии изящных искусств во Флоренции

Мраморная статуя ветхозаветного, второго царя народа Израиля. Согласно Библии Давид царствовал сорок лет, (по еврейской хронологии это ок. 876 - 836 год до н. э.).

Микеланджело изобразил юношу, который готовится к бою с Голиафом, противником, в разы превосходящем его по силе. При близком рассмотрении можно заметить, что скульптура полностью состоит из напряженных мышц. Но при этом Давид сосредоточен, брови сдвинуты, в руках праща — древнее ручное оружие. Предшественники Микеланджело, как правило, изображали Давида уже после победоносной схватки, потому в сюжете от гениального скульптора состояло своего рода иконографическое новшество.

Герника май 1937

Пабло Пикассо

Находится в Музее королевы Софии в Мадриде

Революция и гражданская война в Испании привели к трагическим событиям в Гернике, городе на севере Испании, в Стране Басков. В ходе гражданской войны в апреле 1937 года на город было сброшено несколько тысяч бомб, их вес в общей сложности составил около 40 тонн. Город почти полностью сгорел, жители погибли. Пикассо был просто шокирован этой новостью. И хоть никогда и не бывал в Гернике, он все же взялся за работу над картиной. Первые дни он рисовал по 12 часов, картину завершил спустя месяц.

«Герника» Пикассо — это аллюзия к хаосу бомбардировки города. Впервые картина «ужасов войны» была представлена на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Полотно тогда не поняли, назвали «пропагандистским документом» и в прямом смысле поворачивались к ней спиной. Сегодня «Герника» — одна из наиболее ценных и наиболее известных картин художника.

Банки с супом «Кэмпбелл» 1962

Энди Уорхол

«Банки Кэмпбелл» — это рекламная кампания готовых супов в жестяных банках от Campbell Soup. Работа принадлежит американскому художнику и коммерческому иллюстратору Энди Уорхолу и впервые была представлена широкой аудитории на персональной выставке в июне 1962 года. Эта выставка в истории современного искусства имеет особое значение, так как именно она поставила начало развитию поп-арт на Западном Побережье. «Банки с супом «Кэмпбелл» в 60-70 были символом эпохи массового потребления, а для рекламистов со всего света картина и сегодня является символом, который поставил начало девизу- смотри на профессию шире, как на искусство.

«№ 5» 1948

Пол Джексон Поллок

Частная коллекция

Лидер абстрактного экспрессионизма и автор наиболее значимых работ XX века — Джексон Поллок. Художник отверг вертикальность в пользу горизонтального пола, на котором он стелил огромного размера холсты и рисовал особым методом «разбрызгивание». Он же, кстати, и является автором этого метода.

Произведения Поллока не претендуют на «изображение», это моменты и ощущения, эмоции. В 50-е Поллок начинает отдавать предпочтение темным краскам, даже черным. Работы художника скупают коллекционеры нового искусства. В 2006 году картина «№5» ушла с аукциона за $140 млн., сумму, которая по сей день остается крупнейшей, из когда-либо уплаченных за картину.

Мыслитель 1880-1882

Гюстав Роден

Находится в музее Родена, Париж

Без сомнений, одна из самых значимых и знаменитых работ французского скульптора Гюстава Родена. Изначально «Мыслитель» задумывался как часть скульптурной композиции «Врата ада», создаваемой по мотивам поэмы «Божественная комедия». Согласно замыслу Родена, «Мыслитель» должен был стать образом Данте, но скульптор постепенно отошел от идеи и вложил в скульптуру «Мыслитель» универсальный образ творца. Впервые работа была представлена широкой публике в 1888 году. Сегодня существует порядка 20 копий статуи, все они разбросаны по миру, и одна из них, отлитая в бронзе, установлена на могиле Родена в Мёдоне, пригороде Парижа.

Звёздная ночь июнь 1889

Винсента Ван Гога

Находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк

Сегодня Ван Гог — признанная фигура в истории изобразительного искусства, но при жизни его работы едва ли признавали за живопись. Самая узнаваемая картина художника «Звездная ночь» была написана в период лечения в психиатрическом отделении больницы города Сен-Реми, через год после написания картины Ван Гог совершит самоубийство. На тот момент ему будет 37 лет.

Композиция VIII 1923

Василий Кандинский

Находится в музее Соломона Гуггенхейма

Сейчас любого человека, независимо от его местонахождения, окружает очень много объектов искусства, так как выставить и представить какой-либо объект на всеобщее обозрение не составляет огромного труда, есть большое количество мест, где устроить мероприятие.

В наше время искусство имеет достаточно много различных направлений, нежели, например, в Средних веках. Это связано с тем, что человек больше развивается, появилось множество заведений, где он получает новые знания, навыки и вдохновляется на создание чего-то «прекрасного». Самым известным направлением на сегодняшний день является «современное искусство», оно в большей степени востребовано, так как люди познают что-то совершенно необычное, непривычное для них, благодаря сильному интересу увидеть что-либо новое данное направление чрезвычайно популярно.

«Прекрасное» дано нам, чтобы мы совершенствовались, набирались опыта, были хорошо развиты и умели видеть истинную красоту, созданную одарёнными людьми, иногда, человек, совершенно из другой области занятий, никак не относящихся к искусству может всерьёз заинтересоваться «прекрасным» и сделать свою жизнь интересной и разнообразной без одинаковых трудовых будней.

Зачастую такие глобальные изменения идут людям на пользу. Мы должны быть заинтересованы в различных видах деятельности, это не даёт нам «погаснуть» и потерять смысл жизни. Один из помощников человека в этом является искусство.

Жизнь складывается из каждого прожитого дня, а значит, если вы хотите сделать свою жизнь интересней, то все ваши дни по отдельности должны стать более насыщенными и яркими.

Инструкция

Возьмите лист бумаги и попробуйте извлечь из своего сознания все самые главные вещи в вашей жизни, а также то, что окружает вас сейчас. Ответьте на вопросы:

Чем вы занимаетесь?

Чем вы хотите заниматься?

У вас цель на ближайшие пять лет?

Что вам нужно сделать для этого?

Что вам не нравится в вашей жизни сейчас?

Что вы хотите изменить?

Чего вам не хватает?

Что вы желаете привнести в свою жизнь?

Что вам интересно?

Увидев наглядную «схему» своей жизни, вы поймете, что вам необходимо выбросить из своей головы раз и навсегда, а чем действительно стоит заняться, чтобы сделать жизнь более интересной.

Придумайте себе интересные занятия. Здорово, когда они будут пересекаться с вашей работой, но если работа пока в вашей жизни на позиции зарабатывания денег, вам необходимо найти интересное , а лучше - несколько. Запишитесь на иностранного языка, начните духовный путь и отправляйтесь на йогу. Танцы, скалолазание, занятие скульптурой или рисованием – делайте то, что зажигает и вдохновляет вас.

Определившись с делами, начните каждый свой день. Часто из-за лени или нерасторопности мы пропускаем массу времени и проводим его в безделье или лишних раздумьях. Заведите себе планировщик и записывайте все свои дела в течение недели. Вы удивитесь, что при всем разнообразии, у вас остается немало свободного времени, а , обязательно придумайте, чем и его занять.

Будьте открытыми всегда и везде. А , не бойтесь открывать новое, менять свои убеждения, осваивать новые дела и навыки, знакомиться с новыми людьми. Ходите на общественные мероприятия, культурные события, презентации, встречи с незнакомыми интересными людьми. Это образует незаменимый естественный поток новых идей в вашу жизнь, которые вдохновят вас и обеспечат творческой энергией.



Статьи по теме: