Название кружка по истории в коррекционной школе. Программа кружка "увлекательный мир истории"

Управление образования администрации Выксунского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение Туртапинская средняя общеобразовательная школа

Принята Утверждаю: на методсовете Директор школы МОУ Туртапинской СОШ _________ 01.09.2009г. «_»______________2009г.

Исторический кружок

Срок реализации 1 год

с. Туртапка

Пояснительная записка

История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни.

Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения учащихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения учащихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Через краеведение общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку. Историческое краеведение раскрывает учащимся связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Дополнительная образовательная программа Исторического кружка имеет естественно – научную направленность.

Цель дополнительной образовательной программы:

· приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению.

Задачи:

· воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края;

· развивать навыки учебно-исследовательской работы;

· развивать активность и самостоятельность учащихся.

В работе исторического кружка участвуют дети с 10 – 16 лет.

Продолжительность образовательной программы – 1 год, в объеме 72 часов.

Занятия проводятся в школе в кабинете истории и в школьном краеведческом музее.

Тематика работы Исторического кружка основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь собирательской и учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории родного края, быта, уклада жизни прошлых поколений.

Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению

исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся.

Программа занятий Исторического кружка позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению; формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельно взятого человека; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии , аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой , с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, пользование логическими приемами; обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности учащихся; успешное выступление учащихся на различных конференциях, олимпиадах.

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы осуществляется в следующих формах: выставки, конкурсы, отчеты по поисковым заданиям, участие в научно – практических конференциях, творческие презентации работы допобъединения, проведение экскурсий в школьном краеведческом музее.

Учебно-тематический план

Разделы, темы

Количество часов

практика

Раздел I . Введение.

Презентация кружка

Раздел II. Древо жизни.

Знакомство с генеалогией.

Составление «Древа жизни» своей семьи.

Раздел III . Моя семья в истории страны.

Традиции моей семьи.

Работа над проектом «Моя семья в истории страны».

Раздел IV . Нижегородский край в XVI I в..

Под стягами Москвы.

Нижегородская твердыня.

О чем рассказывает Кремль.

Работа над проектом «Нижегородский край в XVII веке».

Раздел V . Улицы нашего города и села.

Знакомство с улицами нашего города и села (история названия улиц).

Работа над проектом «Юный экскурсовод».

Раздел VI . Государственная символика Российской Федерации.

Знакомство с историей государственных символов РФ. Флаг.

Знакомство с историей государственных символов РФ. Герб. Гимн.

Работа над проектом «Государственные символы Российской Федерации».

Раздел VII . и Нижегородский край.

на Нижегородской земле.

Работа над проектом « и Нижегородский край».

Раздел VIII .Наш край родной.

Знакомство с историей своего края.

Люди земли Нижегородской.

Работа над проектом «Наш край родной».

Раздел IX . Выксе – 75.

Знакомство с историей города Выкса.

Славная история: братья Баташевы на Выксунской земле. Выксунские заводы.

Работа над проектом «Выксе – 75».

Раздел X . Выдающиеся люди нашего села.

Оформление стенда «Выдающиеся люди нашего села».

Встреча с интересными людьми нашего села.

Встреча с, ветераном труда.

Встреча с, участником Вов.

Раздел XII . Экскурсионная работа.

Поездка в музей с. Шиморское.

Поездка в музей г. Муром.

Раздел XIII . Научно – практическая конференция.

Отчет о работе объединения дополнительного образования.

Итого.

В школе внеклассная работа проходит в различных формах. Каждая из которых имеет свои особенности и ориентируется на возраст и количество участников.

В педагогической практике сложились общие принципы организации внеклассной работы 8.

Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации мероприятий в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе.

Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к обучению и воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум учебных и воспитательных задач. При выборе содержания, организации форм всегда необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: массовые, групповые (кружковые) и индивидуальные.

Одна из форм - массовая работа, которая дает возможность охватить сразу большое количество учащихся в качестве слушателей. Массовые формы - это вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи, встречи с участниками исторических событий и др.

Групповые формы внеклассной работы - кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории и др.

Индивидуальная работа по истории предполагает чтение исторической литературы, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вырастает кружковая. Результаты занятий в кружке часто выносятся на общественные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм.

Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие способности, формирует навыки исследования, практические умения школьников. Для успешной работы исторического кружка необходимо соблюдать ряд условий. К ним относятся руководящая роль учителя, добровольность и работа по интересам, самостоятельная деятельность учащихся.

Очень важно, чтобы занятия кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без траты времени на поиск свободного помещения. В ряде школ вводится так называемый клубный день, в который кружковцы собираются к определенному часу, расходятся по заранее намеченным местам. Эта организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия. Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

Кружки могут быть разных профилей: военно-патриотические, историко-биографические, историко-искусствоведческие, историко-краеведческие и другие. Выбор направления работы исторического кружка определяется возможностями учащихся.

В кружке могут быть ученики одного класса, одной параллели или разных параллелей. Желательно, чтобы кружок имел свое название ("Юный историк", "Юный краевед", "Клуб знатоков истории" и др.), символику, определенные ритуалы. В кружке должны использоваться разнообразные виды деятельности учащихся, игровые моменты, соблюдение традиций.

Результаты работы исторического кружка должны демонстрироваться и активно использоваться в учебно-воспитательном процессе.

Углубленная постоянная и систематическая историко-краеведческая работа нередко приводит к созданию в школах историко-краеведческих музеев. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей. Учителю истории остается только использовать в образовательно-воспитательных целях тягу школьников к не всегда осознанному ими коллекционированию: от собранных вещей, изображений, письменных документов вести подростков к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся. " Воспитание интереса к истории, понимание ценности памятников истории и культуры гордость за деяния славных земляков - одна из основных задач школьного краеведческого музея".

Школьное краеведение обязательно предполагает непосредственное участие в поисково-исследовательской деятельности, как учащихся, так и самого учителя. Подготовка учителя к краеведческой работе проводится в теоретическом и методическом плане.

Успех исследования определяется следующими фактами: 1) учитель сам глубоко интересуется историей края и принимает непосредственное участие в его изучении. Здесь исследовательская деятельность учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства, уровня обучения учащихся истории; 2) учащимся создаются условия для самостоятельных, хотя и небольших, изысканий; 3) организуются интересные школьные экспедиции, походы, специализированные научно-исследовательские лагеря, школьные музеи, кружки, общества; 4) соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении тем исследования; 5) учитель умело руководит исследование ученика, постоянно поддерживает атмосферу поиска; 6) учитель непосредственно участвует в исследованиях вместе с учащимися; 7) ученики должны знать и видеть, что к их исследованиям проявляют глубокий интерес учителя, родители, что результаты их работы бережно хранятся в школьном музее и широко используются в учебно-воспитательном процессе.

В зависимости от возраста учащихся и по мере их интеллектуального роста, исследовательская работа усложняется по количеству и сложности источников, разнообразию приемов работы, степени самостоятельности исследований.

Одним из видов туристско-краеведческой деятельности в школе, совместного коллективного творчества педагогов и учащихся является школьный музей, функционирование которого способствует улучшению учебно-воспитательного процесса школы, развитию творчества, пробуждению у учащихся интереса к самостоятельным исследованиям и участию в общественно полезной работе. Основными аспектами туристско-краеведческой деятельности являются:

  • - создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения - одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;
  • - формирование чувства патриотизма посредствам привлечения подростков к краеведческой поисково-исследовательской работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора воспитанников с помощью краеведческого должностного инструментария;
  • - внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления детского объединения.

Цель достигается посредством решения следующих задач:

  • - формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей воспитанников;
  • - формирование и развитие способности подростков к адаптации в сложных условиях как социальной, так и природной среды;
  • - профессиональная ориентация подростков.

Сама организация школьного музея - одна из форм проявления самодеятельности и инициативы учащихся, а созданный ими музей становится поисково-творческой лабораторией.

Школьный музей - это не только хранилище документальных материалов, памятников истории и культуры, реликвий прошлого и ценностей наших дней, но и место научно-педагогической обработке собранного материала и создания на его основе дидактических пособий по ряду предметов школьной программы. Иными словами, экспонаты музея становятся учебно-наглядными пособиями на уроках. Изучение материалов музея в обучении активизирует учебный процесс по ряду предметов и поднимает у учащихся интерес к знаниям. Здесь школьники овладевают навыками самостоятельной исследовательской работы, делают доклады и пишут рефераты. Уроки можно проводить прямо в музее или в классе, используя материалы музея - фотографии, картины, гербарии, диаграммы, различные таблицы.

Школьный курс предусматривает изучение вопросов краеведческого характера. Учитель может использовать местный материал музея для иллюстрации и конкретизации основных исторических событий, изучаемых в общем курсе.

Другая форма работы с материалами музея - экскурсии непосредственно в самом музее. Экскурсию в музей целесообразнее проводить после изучения темы в классе с целью повторения и закрепления полученных знаний. Рассказ в школьном музее о событиях, связанных с войной, на примере родного края, истории своей деревни, города способствует военно-патриотическому воспитанию учащихся, развивает чувство любви к малой родине, повышает активность ребят. С одной стороны, учащиеся могут сравнить общие положения с явлениями местного характера, проявив понимание общих положений, с другой - объяснить и истолковать местные явления, основываясь на общих положениях, показав свое умение самостоятельно мыслить.

Школьный музей способен стать центром воспитательной работы в образовательном учреждении.

В школьном музее на основе его материалов возможно проведение различных конференции учащихся, а также педагогов, встреч с ветеранами, представителями той или иной профессии. Велика роль школьных музеев в сельской местности, где они выполняют просветительские функции, являясь своего рода очагами культуры. Авторитет музея сельской школы, как правило, очень высок, а потому односельчане охотно сдают в музей материалы о своей работе, награды родителей, считают престижным иметь стенд с рассказом о своей семье.

В наше время, когда теряется значение многих духовных ценностей, школьные музеи способствуют воспитанию учащихся в духе дружбы между народами нашей многонациональной страны. Так, в их работе практикуются показы в экспозициях материалов, посвященных освобождению в годы Великой Отечественной войны местных населенных пунктов от фашистских захватчиков, рассказы о погибших воинах. Это были представители разных народов, населяющих нашу страну и внесших свой вклад в победу над врагом. Школьные музеи разрабатывают тему, помогая установлению контактов с семьями погибших, со своими сверстниками из других регионов.


Школа юного историка – это попытка проникнуть в "кухню" историка и самому почувствовать себя исследователем.

нажмите на значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


На кого рассчитана Школа юного историка?

Школа юного историка рассчитана на ознакомление будущих абитуриентов исторического факультета МГУ, сегодняшних школьников, с основами и новейшими достижениями исторической науки. Для занятий в ШЮИ приглашаются учащиеся 5–10 классов.

Что является целью Школы юного историка?

Школа юного историка ставит своей целью не только познакомить учащихся с мировым историческим процессом, но и привить навыки исследования исторических первоисточников и чтения научной литературы. Задача ШЮИ – дать расширенное представление о человеческом прошлом, помочь учащемуся выбрать более узкую специализацию в рамках гуманитарных наук.

В чём отличие программы Школы юного историка
от программ общеобразовательных школ?

В отличие от программ общеобразовательных школ, на занятиях Школы юного историка рассматриваются наиболее важные и проблемные темы мировой истории, а история России рассматривается в контексте мировой.

Школа юного историка не замыкается на программе отечественной истории; она даёт представление о мировом историческом процессе в целом.

Занятия в очной Школе юного историка - бесплатные , они проходят в помещениях исторического факультета МГУ (в Шуваловском корпусе МГУ по адресу: Ломоносовский проспект, д.27, корп.4) в вечернее время, начиная с 16:25.

С 2010 г. в рамках очной формы проводится "Лекторий школы юного историка ", где выступают студенты старших курсов и аспиранты с рассказами о собственных научных изысканиях. В течение нескольких месяцев учащиеся смогут научиться работе с историческими источниками и научной литературой, познакомиться с интересными событиями и явлениями всемирной истории, получить общее представление о мировом историческом процессе, попытаться самостоятельно выявить закономерности его развития.

Несколько раз в год перед учащимися выступают преподаватели исторического факультета – крупнейшие специалисты в различных областях исторической науки. Помимо занятий лекционного и семинарского типа предполагается проведение экскурсий и посещение музеев.

Дистанционная Школа юного историка

С февраля 2017 г. на базе Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ начинает работу новая образовательная программа – "Школа юного историка (дистанционная форма) ".

Она рассчитана на взаимодействие с учащимися, в силу различных причин не имеющих возможности посещать очную форму Школы юного историка.

Еженедельные занятия включают в себя ознакомительные лекции по всеобщей и отечественной истории, ссылки на различные интернет-ресурсы, а также задания на закрепление материала. Курс рассчитан на учащихся 5 – 10 классов и призван помочь им в изучении истории, а также в развитии навыков самостоятельной исследовательской работы.

Стоимость обучения по этой программе - 20 000 рублей за два семестра.

Осень, зима и ранняя весна самое время для походов на дополнительные занятия, кружки и секции. Летом будет явно не до них.

Предлагаю обзор интересных детских кружков в самых разных музеях Москвы.

1. Государственный Дарвиновский музей
от 7 лет
м. Ленинский проспект
бесплатно

В Дарвиновском музее открыта Студия анималистической живописи, где школьники и дошкольники могут получить серьезное художественное образование. Программа изостудии рассчитана на 7 лет обучения, а ученики получают обширное представление о рисунке, живописи, композиции и истории искусств. А для ребят 11-12 лет и старше в музее Дарвина уже более 50 лет работает Кружок юных биологов. Сюда приглашают школьников, которые любят путешествия и исследования и мечтают побольше узнать о животных и живой природе.


2. Государственный Биологический музей им. Тимирязева
от 10 лет
м. Краснопресненская
бесплатно

В Биологическом музее школьники могут записаться в Палеонтологический кружок. Программа занятий рассчитана на два года. За это время дети познакомятся с основами теории эволюции, палеонтологии, геодезии и других дисциплин, с биологическим разнообразием Подмосковья и других регионов России. Детям наверняка понравится вести полевой дневник, писать научные заметки и рефераты и проводить настоящие исследования.


от 12 лет
м. Краснопресненская
бесплатно

С октября по май для детей в Планетарии работают астрономические кружки, в которых ребята могут больше узнать об астрономии и космосе. Занятия проводят в Большом Звездном зале, в Обсерватории и на Астрономической площадке. Тут можно не только послушать интересные лекции, но и отправиться а увлекательную экскурсию или выезное наблюдение за звездным небом. Кроме прочего, для кружковцев организуют встречи с интересными людьми.


от 6 лет
м. Охотный ряд
от 2 640 руб./курс занятий

В Историческом музее детям уделяют много внимания: в этом году тут работает 14 разнообразных кружков. Можно заниматься изобразительным творчеством или рукоделием, изучать историю Древней Руси, знакомиться с археологией, нумизматикой или технологией резьбы по дереву, и даже ставить спектакли в историческом театре кукол. В некоторых кружках дети могут заниматься вместе с родителями.


от 6 лет
м. Парк Культуры
от 500 руб./занятие, 1500 руб./абонемент

Как и во многих столичных музеях, в Музее Москвы работает Детский творческий центр. Например, малышам предлагают изучать историю искусств. В студии можно пройти путь от наскальной живописи до современного искусства - с упором на историю Москвы. Также при музее есть кружок для любителей лепки из пластилина. Еще одна студия посвящена археологии: в занимательной форме малышам расскажут об основах этой науки, древнейшем прошлом Москвы, средневековых ремеслах и прочих интересных вещах.


от 6 лет
м. Александровский сад
900-6 400 руб./курс занятмй

При музеях Московского Кремля работает Детский центр. Для самых маленьких там открыли студию "Светлица". Программа студии включает интересные экскурсии по Кремлю и творческие задания, которые помогут закрепить полученные знания на практике. Лекторий Музеев Кремля приглашает детей с родителями на увлекательные лекции по истории и искусствоведению. Лекции проходят по выходным в здании Оружейной палаты. Для детей от 10 лет и их родителей в Кремле работает Клуб любителей древностей - там можно познакомиться с разными музейными профессиями и науками: археологией, нумизматикой, оружиеведением и геммологией.


от 4 лет
м. Третьяковская



В Третьяковской галерее уделяют большое внимание юным гостям. Для детей тут работает лекторий, где рассказывают о современном искусстве, о ярких художниках и важных направлениях в искусстве нашего времени. Кроме того, в Третьяковке работает детская студия, в которой с дошкольниками занимаются рисованием профессионалы этого дела. Попасть в студию можно по результатам творческого конкурса и собеседования. В филиале галереи на Крымском валу работает творческая мастерская для детей: там, среди прочего, проводят абонементные занятия для маленьких любителей искусства.

8. Государственный музей имени Пушкина
от 4 лет
м. Кропоткинская
6 000-12 000 руб./абонемент

В музее Пушкина действует несколько образовательных программ и более 18 детских абонементов. Малышам предлагают в игровой форме знакомиться со сказками Пушкина, делать свои первые шаги на поприще живописи, рисунка и декоративных техник и народных ремесел, зниматься в театральной студии. А дети от 9 лет и старше могут записаться в Школу юного дворянина и в полной мере ощутить себя современником великого поэта. Полное расписание абонементных занятий можно найти на сайте музея.


от 7 лет
м. Охотный Ряд
2 000-7 000 руб./курс занятий

При музее действуют несколько кружков для детей и взрослых. Прежде всего, это Клуб юных геологов, в котором дети знакомятся с основами геологии и экологии, изучают явления природы и иностранные языки - английский или китайский. Занятия проходят раз в неделю, продолжительность - 2 часа. Преподают в Клубе сотрудники музея, а также педагоги и студенты московских вузов. Юным геологам читают лекции и проводят мастер-классы. Кроме того, дети совершают познавательные вылазки в другие естественнонаучные музеи Москвы. А некоторые занятия проводят в полевых условиях, чтобы познакомить детей с азами професии.

Кроме того, в музее Вернадского можно ставить опыты в кружке "Научные приключения", изучать физику, заниматься творчеством в художественной студии "Мастерская природы", посещать шахматный клуб, изучать промышленный дизайн или робототехнику или обучаться в школе юных часовщиков.


от 8 лет
м. ВДНХ
50 руб./занятие

В Музее космонавтики открыли клуб "Космический отряд" для учеников младшей и средней школы. Здесь юные любители космоса смогут получить ответы на свои вопросы: например, узнать чем занимаются космонавты на орбите, чем космический корабль отличается от ракеты. Детям читают лекции о новейших технологиях космической отрасли, устраивают познавательные встречи с космонавтами, астрофизиками и другими учеными, организуют экскурсии и астрономические наблюдения. Занятия проходят в двух группах: 8-11 и 11-15 лет. Вступить в "Космический отряд" могут все желающие.

Оставайтесь на связи!



Статьи по теме: