Сообщение на тему в афинском театре. Орхестра, скены, декорации

/ Театр Диониса

Театр Диониса

(греч. Θέατρο του Διονύσου; англ. Theatre of Dionysus)

Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

Само слово «театр» имеет греческое происхождение и означает «место для зрелищ», или само зрелище. Эпоху, когда возник древнегреческий театр, принято называть классической (V-IV века до нашей эры). Эта эпоха воспринимается как некий образец, эталон. Характерной чертой классического искусства всегда являлась сбалансированность художественных сил, гармония элементов и пропорций - будь то архитектура, пластика или театральное искусство.

Древний греческий театр и драма родились из празднеств в честь бога Диониса, в основе которых лежала символическая игра и культовые обряды, связанные с зимним умиранием и весенним возрождением природы. Дионис - бог виноделов, а вино - самый близкий ему напиток, ибо опьянение вызывает безумие.

Опьянение - неизбежное следствие прекрасного напитка, дарованного, Дионисом, людям. Прелесть опьянения неразлучна с красотой весенних дней, радостью произрастания, цветения и созревания. Во власти Диониса вспаханные земли, тучные нивы и тяжёлые, от спелых гроздьев, виноградные лозы.


Культ нового бога стал в Греции праздником крестьян-виноделов. В месяце Посидонии (конец декабря - начало января), означавшем поворот к весне, наступал радостный праздник «Сельские Дионисии», в честь бога вина и веселья – Диониса. В первый день праздника блестящая процессия проносила по улицам города деревянную статую Диониса Элевфера («Освободителя»). Весь город принимал участие в процессии. Торжественно совершались жертвоприношения, возлагали плоды и сосуд с вином на алтарь Диониса. Два следующих дня посвящались дифирамбическим хорам, исполнявшим, под аккомпанемент флейты, гимны в честь Диониса. А вечером третьего дня происходил праздник веселья - комос, связанный с пирами, на котором прославлялись дифирамбические победы.

Непременной частью религиозного культа в Древней Греции были спортивные состязания и представления сценок из жизни богов. Постепенно, растущая популярность театральных постановок привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но и отделились, постепенно, от религиозных церемоний, стали самостоятельным видом искусства и одним из самых страстных увлечений древних греков.


Одним из главных центральных мест действий, в период праздников Дионисий, был театр Диониса, который располагается на юго-восточном склоне холма Акрополя. Это хорошо сохранившаяся античная постройка, входящая в число самых древних театров в мире. Этот театр был построен в V веке до нашей эры, и изначально он был деревянным. Рядом с театром располагался и храм Диониса, в котором помещалась статуя бога из золота и слоновой кости, изваянная знаменитым Алкаменом - скульптором и мастером бронзового литья, который жил во 2-ой половине V века до нашей эры.

Спектакли в театре Диониса давались дважды в год, на праздниках в честь Диониса: Малых (или Сельских) Дионисиях (в декабре - январе) и Великих (или городских) Дионисиях (в марте - апреле). Спектакли носили характер состязания. Сначала состязались драматурги и хореги, а со второй половины V века до нашей эры состязались и актёры, исполнявшие первые роли (протагонистов). Также, состязались и авторы комедий, которые ставили по одной пьесе.


Подготовка к драматическим состязаниям была очень длительной и возлагалась на членов коллегии архонтов. Спустя месяц, после окончания Великих Дионисий, выбиралось 10 хорегов, по одному от каждой филы, для дифирамбических состязаний. А в июле, после ежегодных перевыборов коллегии архонтов, архонт-эпоним назначал трёх хорегов для трагедий и трёх для комедий. Хорегами могли быть только очень состоятельные люди, так как все расходы по постановке спектаклей производились за их счет. Но зато щедрость хорега отмечалась в народных почетных постановлениях.

С момента назначения для хорега наступало очень хлопотное время. Ему нужно было составить будущий хор - выбрать 14- 15 человек для трагедий, и 24- 25 человек для комедий. Всем хористам необходимо было изготовить костюмы - иногда очень дорогие, вышитые золотом, а также, венки, маски и другие украшения. Кроме того, требовались ещё и статисты, чтобы сделать представление более пышным и блестящим. Их, также, должен был оплачивать хорег. Помимо этого, хореги переманивали друг у друга певцов- профессионалов, уже существовавших в Афинах, повышая их ставки. Всё это стоило немалых денег.


Всю цензуру и предварительную критику в Афинах осуществлял архонт. Поэты вручали ему свои произведения и просили дать им хор. Он выбирал те, которые казались ему более достойными, и вносил имена авторов в списки агона. Никаких ограничений для поэта не существовало. Он мог быть кем - угодно, математиком, философом, даже мог быть и незрелым юношей.

В то время здесь были впервые представлены труды четырёх великих греческих представителей драматургии - Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Популярность Софокла была так велика, что, когда он умер во время Пелопоннесской войны, вождь лакедемонян позволил жителям осаждённых Афин похоронить поэта с приличествующими ему почестями. Помимо этих главных представителей драматургии авторов было ещё очень много.

С раннего утра тысячи зрителей собирались в театр. Даже бедные приходили посмотреть на спектакли. Государство выдавало беднякам специальную субсидию - феорикон, которая давала возможность каждому заплатить за своё место. Веселые, нарядные, с венками на головах, афиняне окружали плотной шумной толпой вход в театр. У каждого в руке была свинцовая марка с обозначением сектора филы. С каждым годом, по мере популярности театральных зрелищ, борьба за места становилась всё ожесточённее и нередко переходила в драку. Поэтому, места занимались с ночи, и афиняне жаловались на то, что чужие оттесняют граждан. Марки распространялись и за пределами Афин, но каждый гражданин имел право потребовать для себя место.


Театральная постановка в Древней Греции существенно отличалась от современного спектакля: в действии участвовало всего несколько актёров (а на первых порах – и вовсе один человек), лица актеров закрывались масками, соответствующими тому или иному персонажу, и весь набор выразительных средств сокращался до голоса и пластики. К тому же, в античном театре каждая пьеса ставилась на сцене – за редким исключением – только один раз.

Не было публики, которая бы так понимала представление и сочувствовала ему, как афинская, не было зрителя более благодарного для хорошего спектакля, но и более страшного для плохого. Самые неясные намёки на современность немедленно понимались афинянами, которые замечали малейшую ошибку актера. Если зрители были недовольны, они свистели, щёлкали языками и стучали сандалиями. Если же зрителям нравилась постановка они бурно аплодировали и свистели.


Три дня подряд афинские зрители проводили в театре Диониса. Каждый день они видели несколько разных пьес. Все три дня они бурно реагировали на всё происходящее на сцене и запасались материалом для обсуждений, которого хватало до следующего праздника Дионисий. А вечером последнего дня судьи конкурса торжественно произносили свой приговор. Затем вторичными выборами из среды судей определялось пять человек. Они выносили окончательное решение и объявляли имя победителя, которого архонт под гром приветствий увенчивал на сцене венком из плюща. Хорегическая победа - самое почётное отличие для афинского гражданина. Поэтому хореги стремились увековечить своё торжество. В случае победы было принято жертвовать Дионису бронзовый треножник, присуждённый государством, поместив его на вершине колонны или павильона. Все результаты конкурсов фиксировались в особенных надписях – дидаскалиях, хранившихся в государственном афинском архиве. После праздников, в театре Диониса воцарялась тишина. Афиняне возвращались к своим повседневным занятиям и развлечениям.

Театр Диониса не всегда был каменным. Изначально, он был построен из дерева. Долгое время, на каждый праздник Дионисий, строились временные деревянные ряды для зрителей и сцена. Старый театр был очень тесным, и в дни представлений даже чёрный тополь, росший вблизи орхестры, покрывался зрителями. Только в 330 году до нашей эры вместо деревянных строений была построена постоянная каменная сцена. А в 326- 325 годах до нашей эры театр был ещё реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Новый театр было решено построить значительно более просторным. Каменные сидения размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тысяч зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан. Первый ряд сидений состоял из 67 мраморных кресел для почётных зрителей. На них были высечены имена и должности владельцев. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана, поклонника греческой культуры. Ввиду огромных размеров, театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому, актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое действие происходило при естественном освещении.

Театр перестраивался и в Римскую эпоху в I веке нашей эры, в том числе, под цирковые и гладиаторские представления. Отсюда высокий бортик перед первым рядом. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра - скульптурный фриз времён императора Нерона, с забавными сатирами. Около театра сохранились развалины других исторических зданий: остатки двух храмов Диониса VI и IV веков до нашей эры, а также, камни Периклова Одеона.


Древнегреческий театр - начало начал европейского театра. И в наши дни вокруг театра ведутся археологические раскопки, которые ежегодно открывают новые детали древнегреческих сооружений - здесь можно увидеть превосходные византийские цистерны и маленькую выставочную область, на которой размещены фрагменты последних обнаруженных статуй и скульптур.

Читайте, также:

Туры в Грецию - спецпредложения дня

Истоки происхождения театра историки относят к древнейшим временам, когда человечество пребывало чуть ли не в первобытно-общинном строе. Это искусство зародилось в ходе игрищ охотников, земледельцев. Чаще они имели магический облик. Люди просто подражали животным и птицам, надевая на себя звериные шкуры и украшая свои головы перьями. Это, по их поверьям, несло удачную охоту. Когда земледелие начало развиваться интенсивно, первым из праздников стал День урожая. Устраивали его в честь Диониса – бога виноделия. Считалось, что пиршества могли повлиять на плодородность земли, предстоящий урожай винограда и других культур. Превалировали на торжествах «скачки» в козлиных шкурах, а также показывались сцены из мифологических сюжетов о Дионисе.
Из таких пиршеств почти одновременно возникла и трагедия, и комедия. Дословно «песнь козла» переводится как «трагедия ». Комедия же (от слова «комос») означало «необузданное веселье». Она должна была вызвать у присутствующих радость и смех. С течением времени жители Афин и других городов начали рассказывать и о иных богах, сцены из историй о которых содержались в богатой греческой мифологии.


Как правило, все располагались на открытом воздухе. Наиболее удобным считалось строительство их на горных склонах. Разместиться в театрах могли сразу несколько тысяч зрителей. Они рассаживались на каменных уступах, уходивших, как полукруглые лестницы, вверх. Перед гостями театральных представлений открывался вид на «орхестру» и «скену» (сцену). В древние времена сценой называли помещения для переодевания актеров. Они находились позади, за орхестрой и именовались «скещ». А орхестра представляла собой небольшую круглую или квадратную площадку, на которой и разворачивалось главное действо.
Актеры, которые занимались увеселением зрителей и участвовавшие в спектаклях, были довольно ярко одеты, а на лицах их красовались массивные маски. Изначально эти маски делали из дерева, позже - из тканого материала, пропитывали жидким гипсом. Краски выбирали самые броские. При этом выражения «лиц» на масках были довольно разнообразные:

  • Строгие.
    Веселые.
    С обидой.
    Со скорбью.
    Злобные.
    Саркастические.

За счет того, что маски были очень крупные, их было видно даже тем зрителям, которые располагались на самых дальних рядах театра. Маски изготавливали с открытыми ртами, что позволяло распространяться звуку, при говорении актера, естественным образом.
Маски выражали не только человеческие эмоции, но и представляли характер и даже здоровье персонажа, которого играет актер. Так, например, в темноватые, смуглые цвета окрашивали маски здоровых, успешных людей, а в желтоватый – больных. Лики хитрецов «облачали» в красный, а гневливых личностей – в сливово-бардовый. Маска с гладким лбом – человек веселый, с наморщенным – мрачный.
Женщин среди актёров не было. Их роли исполняли мужчины. Чтобы в процессе действа зрители могли видеть каждого персонажа, актеры вставали на специальные сандалии, подошва которых была плоской и довольно высокой. Благодаря такой манипуляции фигуры были хорошо видны всем.

Первый театр Греции увидели жители Афин

Служители Мельпомены греческой столицы стали образцом для остальных театров страны. Но это случилось намного позже того, как афиняне начали наслаждаться актерским мастерством своих собратьев.
Театр в Афинах был простроен в Юго-Восточной части Акрополя. Возведение его историки относят к 500 гг. до н.э. Считается, что представления на этой территории давали и в более раннее время. Но официально строительство приравнивают к периоду расцвета греческой культуры.
Афинский театр расположили на склоне холма. В нем высекли ступени, на которых могли одновременно разместиться до 30 тысяч зрителей, благодаря огромному количеству ярусов. Они состояли почти из 80 рядов, разделенных на 3 крупных сектора. Для сравнения, в маленьких театрах Греции вымащивали всего пару ярусов с 2 широкими проходами. В проходах устраивали лестницы. Они, как лучи солнца, расходились от основания вверх.
В театре Афин , как и в большинстве других храмов Мельпомены, места с краю имели загородки из перил. На первом ряду располагались знатные особы. Для них не просто прорубали ступени-сидения, а оснащали их каменными спинками.

Представления


Еще самые древние греки думали, что мир и их жизнь – это и есть театральная сцена, либо подобие ее. Актеры играют, и исчезают, снова выходят на сцену, и прячутся за кулисами. Мысля по этому же принципу, греки верили, что люди спускаются с небес и уходят в них, снова возвращаясь. Еще именно и поэтому театр имел такой ошеломительный успех.
Представления, которые ставились на сценах повсеместно, были наделены геройством, торжеством, величественной страстью. Как правило, театральное действо, будь то крупный, или маленький храм Мельпомены, начиналось с раннего утра. К своему итогу оно подходило с уходом последних солнечных лучей.
Среди главенствующих тем – политика, нравственное воспитание молодежи, вопросы социально-бытовые, эстетическое восприятие мира и прекрасного в нем. По сути, такие представления оказывали сильнейшее влияние не только на индивидуальное восприятие, но и общественное сознание.
Это в современном театральном искусстве люди привыкли ходить на спектакли с участием известных актеров и сформировавшихся на долгий срок трупп. А в Древней Греции все было совсем иначе. На каждом представлении появлялись новые актеры, которые не всегда были профессионалами своего дела. Часто на сцену выходили и рядовые горожане. Роли раздавались буквально первым встречным, желающим показаться на публике.
Тем не менее, каждая из постановок готовилась тщательно в плане создания костюмов и масок. Атрибуты подбирались в строгом соответствии со сценарием, который, кстати, был довольно прост.
Историки - исследователи греческого театра отмечают, что трагедия, комедия и пафосная драма обладали высокохудожественной выразительностью. В них отражалось богатое воображение и глубокий замысел создателя пьесы. Пик своего развития искусство театра Древней Греции получило примерно в 600 гг. до н.э.
В орхестре обязательно имелось место поклонения Дионису. На ступеньках неподалеку сидели музыканты. Начиналось представление внизу, в орхестре. В разгар трагедии или комедии, актеры могли перемещаться по зрительным рядам, и снова возвращались на исходные позиции.
Позже, спустя несколько веков после основания греческого театра, в орхестру допускали только хор, а актеры рассредоточивались за ним, на специальном помосте. Помещение для переодевания перенесли еще дальше за сцену.
Пьесы в театрах ставили по сочинениям:

  • Аристофана.
    Софокла.
    Эсхила.
    Еврипида.

На первый план чаще выходили боги. С наиболее грозными из них вступали в схватки выдающиеся люди. Многие из них гибли, но некоторым удавалось одержать победу. Со временем сюжеты для своих постановок греческие авторы стали брать из жизни, бытовой и социальной сфер. Это касается драмы. Что же до комедий, то здесь за основу брались вовсе не легенды и мифы и даже не повседневные сцены быта, а жители. Среди них - рабы, над которыми издевались, ремесленники, купцы. В комедии почти никогда не упоминали богов. Но если такие факты и имели место, то чаще всего высмеивались негативные стороны характеров небожителей.
Поначалу в действе играл лишь 1 актер. Он исполнял все роли. Но, спустя небольшой промежуток времени, в постановках стали участвовать сразу по двое, а позже и довольно большое количество актеров. А в качестве декораций стали применять современные, на тот момент, идеи технического прогресса. На сцене в спектаклях появлялись летающие машины и прочие аппараты, завораживающие зрителя.
Если актер появлялся на сцене справа, относительно проскения (комнат для переодевания), это значило, что персонаж сельский житель, а если слева – горожанин.
Как правило, действие было очень динамичным. Перевоплощение действующих лиц происходило молниеносно. Для этого не нужно было проявлять особых способностей. Актеры просто заходили за сцену в раздевалки и меняли свои маски. Реквизит театралов находился повсюду вокруг храма Мельпомены и в помещениях. По краям имелась масса пристроек, где актеры не только держали костюмы и маски, но и хранили многочисленные декорации.

    Древний Аргос

    Каракалов Монастырь. Каракал

    Каракалов монастырь, расположенный на восточной стороне Афонского полуострова, между Иверским монастырем и Великой Лаврой, занимает одиннадцатое место в иерархии 20 главенствующих монастырей Святой Горы. Существуют различные мнения относительно личности его основателя, главенствует же точка зрения, согласно которой обитель была основана неким монахом Николаем Каракалом, по имени которого и называется.

    Семейный лагерь в Греции

    Каждый родитель хочет дать своему ребенку все самое лучшее, сделать детство самым-самым. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что часто поднимается тема семейного отдых. Это лагерь для семей, желающих провести каникулы и отпуск максимально полезно, интересно, творчески, и при этом качественно отдохнуть от городской суеты, усталости и стресса. Посвятить всё время общению с детьми, супругом, собой.

    Древнегреческие школы

    Пусть формат Единого госэкзамена древнегреческим педагогам и ученикам знаком не был, зато современники, в отношении сферы обучения разным наукам, пользуются наименованиями привычными грекам. Это из страны олив в русский, да и другие языки пришли понятия «школа», «гимназия», «лицей», «академия», «университет».

    Философия и туризм в Греции

Театр Диониса - античное театральное здание в городе Афины . Располагается на юго-восточном склоне Акрополя и входит в число самых древних театров в мире. Театр был построен в V в. до н. э. и был деревянным. Выступления в театре проходили дважды в год - во время Малых Дионисий и Великих Дионисий.

Во время Великих Дионисий в Афинах проводились театральные состязания. Обычно состязались три автора трагедий. Каждый из участников ставил три трагедии и одну сатирову драму, в шутливой форме обыгрывавшую мифологический сюжет. Состязались также авторы комедий, ставивших по одной пьесе. Результаты фиксировались в особых надписях - дидаскалиях, которые хранились в афинском государственном архиве. Общее руководство за проведением театральных зрелищ осуществлял афинский архонт .

Около 326-325 г. до н. э. театр был реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Каменные сиденья размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тыс. зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан.

Ввиду огромных размеров театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое действие происходило при естественном освещении.

Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для почётных зрителей. На них были высечены имена и должности владельцев. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана , поклонника греческой культуры. Здесь же выступал император Нерон .

Театр перестраивался и в римскую эпоху в I в. н. э., в том числе под цирковые и гладиаторские представления. Отсюда высокий бортик перед первым рядом. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра - скульптурный фриз времен императора Нерона с забавными сатирами.

Около театра сохранились развалины других исторических зданий: остатки двух храмов Диониса VI и IV веков до н. э, камни Периклова Одеона .

Константинос Болетис разработал проект частичного воссоздания театра . В 2010 году процесс реконструкции предполагалось завершить за 5 лет; на это мероприятие выделено шесть миллионов евро. К сохранившимся каменным сиденьям планируется добавить ещё несколько ярусов, совмещая древние обломки с новым камнем, а также предполагается укрепить держащие стены и другие части постройки.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 3

    Просмотров:

2) Афинский театр

Театральное представление в эпоху расцвета греческого общества входило как составная часть в культ Диониса и происходило исключительно во время празднеств, посвященных этому богу. В Афинах V в. в честь Диониса справлялся ряд праздников, но драмы ставились только во время «Великих Дионисий» (примерно в марте - апреле) и Леней (в январе - феврале). «Великие Дионисии» - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем открытие навигации после зимних ветров; на этот праздник являлись представители общин, входивших в состав афинского морского союза, для внесения подати в союзную кассу; «Великие Дионисии» справлялись поэтому с большой пышностью и продолжались шесть дней. В первый день происходила торжественная процессия перенесения статуи Диониса из одного храма в другой, и бог мыслился присутствующим на поэтических состязаниях, которые занимали остальную часть празднества; второй и третий день были уделены для дифирамбов лирических хоров, последние три дня - для драматических игр. Трагедии, как уже было указано, ставились с 534 г., т. е. с того времени, когда праздник был учрежден; около 488 - 486 гг. к ним присоединились комедии. Леней, более древний праздник, были обогащены драматическими состязаниями лишь позже; около 448 г. там начали ставиться комедии и около 433 г. - трагедии. Все эти игры имели характер массовых зрелищ и были рассчитаны на большое количество зрителей. К состязаниям в V в. допускались, за редкими исключениями, только новые пьесы; впоследствии новым пьесам предшествовала пьеса старого репертуара, которая, однако, не служила предметом состязания. Произведения афинских драматургов были, таким образом, предназначены для однократной постановки, и это способствовало насыщенности драм актуальным и даже злободневным содержанием.

Порядок, установленный около 501 - 500 гг. для «Великих Дионисий», предусматривал в трагическом состязании трех авторов, из которых каждый представлял три трагедии и драму сатиров. На комедийных состязаниях от поэтов требовалось только по одной пьесе. Поэт составлял не только текст, но и музыкальную и балетную части драмы, он же был режиссером, балетмейстером и зачастую, особенно в более раннее время, актером. Допущение поэта к состязанию зависело от архонта (члена правительства), заведывавшего празднеством; этим путем осуществлялся также и идеологический контроль над пьесами. Расходы по постановке драм каждого поэта государство возлагало на какого-нибудь состоятельного гражданина, который назначался хорегом (руководителем хора). Хорег набирал хор, числом в 12, а впоследствии в 15 человек для трагедии, в 24 для комедии, оплачивал участников хора, помещение, в котором хор готовился, репетиции, костюмы и т. д. Пышность постановки зависела от щедрости хорега. Затраты хорегов бывали очень значительны, и победы в состязании присуждались совокупно хорегу и режиссеру-поэту С увеличением числа актеров и отделением актера от поэта третьим, самостоятельным участником состязания стал главный актер («протагонист»), который подбирал себе помощников: одного для вторых, другого для третьих ролей («девтерагонист» и «тритагонист»). Назначение хорегу его поэта и поэту его главного актера происходило по жребию в народном собрании под председательством архонта. В IV в., когда хор потерял свое значение в драме и центр тяжести перешел на актерскую игру, этот порядок был признан неудобным, так как он ставил успех хорега и поэта в чрезмерную зависимость от игры доставшегося им актера и успех актера от качества пьесы и постановки. Тогда было установлено, чтобы каждый протагонист выступал у каждого поэта в одной из его трагедий.

Жюри состояло из 10 человек, по одному представителю от каждого афинского округа. Они выбирались в начале состязания по жребию из заранее составленного списка. Окончательное решение выносилось на основании подачи голоса пятью членами жюри, выделенными из его состава также по жребию. На празднике Диониса допускались одни только «победы»; судьи устанавливали первого, второго и третьего «победителей» как в отношении поэтов и их хорегов, так и особо в отношении протагонистов. Реальными победителями являлись только хорег, поэт и протагонист, которые были признаны «первыми»; они увенчивались плющом тут же в театре. Третья «победа» фактически была равносильна поражению. Однако все три поэта и протагониста получали призы, которые являлись вместе с тем их гонораром. Решение жюри хранилось в государственном архиве. В середине IV в. Аристотель опубликовал эти архивные материалы. После появления его труда стали заноситься на камень сводные реестры побед на каждом празднестве и списки победителей, и до нас дошел ряд фрагментов этих надписей.

Заботу о помещении для зрителей и исполнителей, сначала об устройстве временных деревянных сооружений, а впоследствии о содержании и ремонте постоянного театра, афинское государство поручало частным предпринимателям, сдавая помещение на откуп. "Вход в театр был поэтому платным. Однако для того чтобы обеспечить всем гражданам, независимо от их материального положения, возможность посещать театр, демократия со времен Перикла предоставляла каждому заинтересованному гражданину субсидию в размере платы за вход на один день, а в IV в. и на все три дня театральных представлений.

Одно из важнейших отличий греческого театра от современного «состоит в том, что игра происходила под открытым небом, при дневном свете. Отсутствие крыши и использование естественного освещения связаны были, между прочим, и с огромными размерами гречески? театров, значительно превышающими даже самые большие современные театры. При редкости театральных представлений античные театральные помещения должны были строиться в расчете на массы справляющих праздник граждан. Афинский театр, по вычислениям археологов, вмещал 17000 зрителей, театр города Мегалополя в Аркадии - 44000 человек. В Афинах представления сначала происходили на одной из городских площадей, и для зрителей воздвигались временные деревянные помосты; когда они однажды во время игры рухнули, для театральных целей был приспособлен южный скалистый склон Акрополя, к которому стали прикреплять деревянные сидения. Каменный театр был окончательно достроен лишь в IV в.

До второй половины XIX в. устройство греческого театра известно было лишь на основании описания в трактате римского архитектора Витрувия «Об архитектуре», написанном около 25 г. до н. э. В настоящее время археологически обследованы развалины большого количества греческих театров разных эпох, в том числе и афинский театр Диониса, для постановки в котором были в свое время предназначены почти все драмы классического греческого репертуара.

В связи с хоровым происхождением аттической драмы, одной из основных частей театра является орхестра («площадка для пляски»), на которой выступали и драматические и лирические хоры. Древнейшая орхестра афинского театра представляла собой круглый утрамбованный плац, диаметром в 24 метра, с двумя боковыми входами; через них проходили зрители, а затем вступал хор. Посреди орхестры находился алтарь Диониса. С введением актера, выступавшего в разных ролях, понадобилось помещение для переодевания. Помещение это, так называемая скена («сцена», т. е. палатка), имело временный характер и сначала находилось те поля зрения публики; вскоре его стали сооружать позади орхестры и художественно оформлять как декоративный фон для игры. Скена изображала теперь фасад здания, чаще всего дворца ила храма, перед стенами которого развертывается действие (в греческой драме действие никогда не происходит внутри дома). Перед ней воздвигалась колоннада (проскений); между колоннами ставились разрисованные доски, служившие как бы условными декорациями: на них изображалось что-либо, напоминавшее обстановку пьесы. Впоследствии скена и проскений стали постоянными каменными постройками (с боковыми пристройками - параскениями).

При этом устройстве театра остается неясным один весьма существенный для театрального дела вопрос: где играли актеры? Точные сведения об этом имеются лишь для поздней античности; актеры выступали тогда на эстраде, высоко поднимавшейся над орхестрой, и были таким образом отделены от хора. Для драмы эпохи расцвета подобное устройство немыслимо: в это время хор принимал непосредственное участие в действии, и актерам по ходу пьесы часто приходилось вступать в соприкосновение с ним. Необходимо поэтому предполагать, что актеры в V в. играли на орхестре перед проскением, на одном уровне с хором или на очень незначительном возвышении; в отдельных случаях можно было использовать для игры актеров крышу проскения, и драматург имел возможность строить пьесу так, чтобы одни действующие лица находились на более высоком уровне, чем другие. Высокая эстрада, как постоянное место игры актеров, появилась значительно позже, вероятно, уже в эллинистическую эпоху, когда хор потерял свое значение в драме.

Третьей составной частью театра, кроме орхестры и скены». являлись места для зрителей. Они располагались уступами, окаймляя орхестру подковой, и были разрезаны проходами» радиальными и концентрическими. В V в. это были деревянные скамейки, которые впоследствии были заменены каменными сидениями.

Механических приспособлений в театре V в. было очень немного. Когда нужно было показать зрителю то, что происходило внутри дома, из дверей скены выкатывалась платформа на деревянных колесах (эккиклема), вместе с помещавшимися на ней актерами или куклами, а затем, по миновании надобности, увозилась обратно. Для поднятия действующих лиц (например богов) в воздух, служила так называемая машина, нечто в роде подъемного крана. Расцвет греческой драмы имел место в условиях самой примитивной театральной техники.

Участники игры выступали в масках. Греческий театр классического периода полностью сохранил это наследие обрядовой драмы, хотя магического значения оно уже больше не имело. Маска отвечала установке греческого искусства на подачу обобщенных образов, притом не обыденных, а героических, возвышающихся над бытовым уровнем, или гротескно-комических. Система масок была очень подробно разработана. Они покрывали не только лицо, но и голову актера. Окраской, выражением лба, бровей, формой и цветом волос маска характеризовала пол,возраст,общественное положение, нравственные качества и душевное состояние изображаемого лица. При резком изменении душевного состояния актер в разные свои приходы надевал различные маски. В иных случаях маска могла быть приспособлена и к изображению более индивидуальных черт, воспроизводя особенности привычного облика мифологического героя или имитируя портретное сходство с высмеиваемыми в комедии современниками. Благодаря маске актер легко мог выступатьна протяжении одной пьесы в нескольких ролях. Маска делала лицо неподвижным и устраняла из античного актерского искусства мимику, которая, впрочем, все равно не доходила бы до огромного большинства зрителей при размерах греческого театра и отсутствии оптических инструментов. Неподвижность лица компенсировалась богатством и выразительностью телодвижений и декламационным искусством актера. В представлении греков мифические герои превышали обыкновенных людей ростом и шириной плеч. Трагические актеры носили поэтому котурны (обувь с высокими ходулеобразными подошвами), высокий головной убор, с которого спускались длинные кудри, и подкладывали подушки под костюм. Они выступали в торжественной длинной одежде, старинном облачении царей, которое продолжали носить только жрецы. (О костюме комического актера см. ниже).

Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры рассматривались как лица, обслуживающие культ, и пользовались некоторыми привилегиями, например освобождением от налогов. Ремесло актера было доступно поэтому только свободным. Начиная с IV в., когда в Греции появилось много театров и число профессиональных актеров возросло, они стали образовывать особые объединения «дионисовых мастеров».

Театр Диониса (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Именно на сцене театра Диониса впервые были показаны трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида, комедии Аристофана и Менандра. Этот античный театр под открытым небом - древнейший в мире, он возник еще в 5 веке до нашей эры.

Театр Диониса был рассчитан на половину населения Афин и вмещал до 17 тысяч зрителей!

Театр Диониса изначально был деревянным и служил ареной для проведения торжеств. Выступления в нем проходили дважды в год - во время Малых Дионисий и Великих Дионисий. Во время последних проводились театральные состязания. Обычно соревновались три драматурга, каждый из которых ставил три трагедии и одну сатирову драму. Состязались также авторы комедий, ставивших по одной пьесе. Результаты фиксировались в особых надписях - дидаскалиях, которые хранились в афинском государственном архиве.

Туристам гиды предлагают проверить грандиозную акустику театра: один человек остается в оркестре и говорит, другой поднимается на самый высокий ряд и слушает: слышимость потрясающая!

Только в 330 году до нашей эры ряды и сцена театра Диониса стали каменными. В то время он состоял из 67 рядов, на которых умещались до 17 тысяч зрителей одновременно - это половина населения Афин. Каменные скамьи возвышались до самого основания Акрополя. В наши дни все еще можно увидеть остатки последних рядов.

На первом ряду стояло 67 мраморных кресел - для VIP-зрителей. На них высечены имена и должности их владельцев. Выступающее кресло во втором ряду было ложем римского императора Адриана, который страстно любил греческую культуру.

Перестраивался театр и римлянами, использовавшими его под цирковые и гладиаторские представления. Тогда и появился высокий бортик, закрывающий первый ряд. Особую ценность с художественной точки зрения представляет скульптурный фриз с сатирами - он сохранился со времен императора Нерона. Он, к слову, свято верил в свой театральный талант и тоже выступал на сцене. Театр Диониса внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Практическая информация

Адрес - улица Арепагиту, станция метро «Акрополь» (красная линия).



Статьи по теме: