Что такое этническая общность. Основы обществознания

Этнические общности.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Этнические общности.
Рубрика (тематическая категория) Социология

Типы этнических общностей. В экономической, социальной, политической, духовной жизни любого общества важное место занимают этнические общности (этносы). Οʜᴎ бывают представлены различными образованиями: род, племя, народности, нация. Этносоциология - дисциплина, сложившаяся на стыке социоло­гии и этнографии. Главная цель этой дисциплины - анализ этниче­ского многообразия социальных процессов, обусловленности и разнообразия этнических систем и элементов быта͵ культуры и т.п. Этносоциология рассматривает основные виды социальной деятельно­сти людей. Ее предметом выступают: социальная структура этниче­ских обществ, социально значимые явления в их культуре, языке, этнические особенности соционормативной культуры, поведения людей, психики народов, национальное самосоз­нание и национальные отношения.

Этническая общность - это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой: язык, особенности бытовой культуры, обычаи и традиции. Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов. Он осознает общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. В то же время он отличает себя от других народов.

К наиболее древним этническим общностям относятся племена , жизнь и деятель­ность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этниче­ской общности: они отличались друг от друга своим происхождени­ем, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой. У каждого племени формировалось свое этническое са­мосознание. Племена - это форма организации первобытнообщинного строя, который в раз­личные исторические эпохи существовал на разных континœентах земли.

С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя усту­пило место другому типу этнической общности - народу . Все на­роды как этнические общности на стадии цивилизации всœегда отличались своими особыми соци­ально-этническими признаками, особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т.д. В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации не­сравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании.

Формирование наций завершилось с развитием машинного производства и ка­питалистического рынка, связавшего всœе части какой-либо страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как на­ций, расцвету культуры и национального характера. Французский ученый Ж.Э.Ренан (1823-1892) утверждал, что нации могут складываться в процессе совместной жизни и ʼʼперемешиванияʼʼ представителœей раз­ных рас. В нациях сочетаются природные и соци­альные свойства. Одним из признаков нации Ренан называет общность интере­сов входящих в нее людей, которая обусловливается общими условиями жизни, общностью истории и судь­бы и представляет собой важный фактор становления и развития нации.

Со временем формируется более или менее бога­тый духовный мир нации, объединяющий всœех ее представителœей. Духовные признаки нации указывал Г.Лебон . Из этого ʼʼдушевного строяʼʼ проистекают чувства народа, его мыс­ли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, ре­гулирующие его общественную жизнь. Душа народа - это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утвер­ждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Идею ʼʼдуши народаʼʼ как ʼʼдуши нацииʼʼ развивал немецкий философ В.Вундт (1832-1920). Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, нужно знать его историю, этнологию, искусство, науку, религию, язык и обычаи. Эти особенности составляют его национальный характер.

Нация - это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а так­же психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания. Национальное в любых своих проявлениях связано с уникаль­ными этническими характеристиками нации. Любые отношения в обществе приобретают национальный характер тогда, когда их социальное содержание органически соединяется с этническим. Понятие национальность обозначает этнические признаки не только целых наций, компактно проживающих на определœенных террито­риях, но и всœех ее представителœей, где бы они ни жили, в т.ч. на территориях других народов и государств.

Факторы формирования этноса. Этнос - это историче­ски сложившаяся на определœенной территории устойчивая совокуп­ность людей, обладающая общими чертами и стабильными особен­ностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (само­сознанием). Внешняя форма выражения этноса - этноним (самона­звание): русские, англичане, немцы и т.д. Важнейшей предпосылкой формирования этноса является общ­ность территории . Она создает условия для тесного общения и объединœения людей. Впоследствии данный признак отходит на второй план и может со­всœем отсутствовать. К примеру, еврейский этнос в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняет свою идентичность по всœему миру, хотя до создания в 1948 ᴦ. государства Израиль он не имел единой территории.

Другое важное условие формирования этноса - общность языка . Но и данный признак нельзя абсолютизировать. В этнической общности наибольшее влияние имеет единство компо­нентов духовной культуры: ценности, нормы, стереотипы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания людей. Значительную роль в формировании этноса игра­ет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т.д. В качестве примера расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос. Огромное влияние на формирование всœех этносов оказывает религия , выступающая как комплексное социокультурное и духовное образование.

Признаком этнической общности служит этническое самосознание - чувство принадлежности к определœенному этносу. В этническом самосознании фиксируется представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в этнос людей. Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный организм. Он исторически воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации. Более сильный этнос ассимилирует слабые. Этнос всœегда стремится к созданию своей социально-территориальной организации военного или государственного типа. История знает примеры, когда этнос должна быть разделœен государственными границами, но сохраняет идентичность. Элементом любого этноса являются так же мировосприятие , миросознание (мифологические и религиозные представления, в которых объединяются природное и духовно-нравственное начала).

Русский этнос. Мировосприятие русского этноса начало складываться на базе языческих верова­ний. Οʜᴎ нашли свое отражение в мифах, сказаниях, былинах. П.А.Сорокин считал, что русская нация возникла как социально-культурная система в IX в. Основные черты русской нации: ее долгая жизнь, жизнеспособность, стойкость, готовность идти на жертвы, необычайный рост территории, населœения, политический, социальный и культурный рост, расовое и этническое разнообразие, единство, сравнительно мирная экспансия, ведение преимущественно оборонительных войн. На формирование русской нации большое влияние оказало принятие в 988ᴦ. православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Основные элементы русской культуры и социальной организации представляли собой идеологи­ческую и материальную реализацию установок православия.

Основополагающей идеей национальной духовности русской нации на протяжении многих веков ее су­ществования была идея единœения русских земель. Первоначально она рассматривалась как идея преодоления феодальной раздробленности. Наиболее ярко она была отражена в ʼʼСлове о полку Игоревеʼʼ, ʼʼЗадонщинœеʼʼ, новгородских летописях. Развитие духовно-нравственных основ русской нации связано с собиранием русских земель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, сдерживанием набегов степняков, формированием самостоятельного государства. Начиная с XIV в. русским удалось создать великую православную державу от Карпат до стен Китая. С реформами Петра началось влияние на формирова­ние русской нации западной культуры.

П.А.Сорокин подчеркивает, что сами по себе государственные, языковые, культурные и территориальные общности не дают нации. Только когда группа индивидов принадлежит к едино­му государству, связана общим языком и территорией, она дейст­вительно образует нацию. Нация является многообразной (многофункциональной), солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой. Она осознает факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий или похожий язык и общую систему куль­турных ценностей; 3) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки.

Тема 6. Лекция 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (2часа).

План лекции:1. Понятие, признаки организации.

2. Функционирование организаций.

Стили руководства.

3. Типология организаций.

Понятие, признаки организаций. Социальная организация принято понимать как система от­ношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для дос­тижения определœенной цели. Социальные организации создаются как: 1) инструмент решения обществен­ных задач, средство достижения целœей, в связи с этим изучаются ее цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирова­ние персонала; 2) как человеческая общность, совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности-конфликтности; 3) как безличная структура свя­зей и норм, детерминированная административными и культур­ными факторами, как агрегированная целостность, основные проблемы которой - равновесие, самоуправление, разделœение труда, управ­ляемость.

Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности в форме производственных, религиозных, национальных, научных ор­ганизаций, политических партий, профессиональных союзов и т.д. Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. Социальные организации имеют ряд черт: 1) они создаются для реализации определœенных целœей; 2) члены организации распределяются по иерархической лестни­це соответственно ролям и статусам; 3) существует разделœение труда, его специализация по вертикали и по го­ризонтали; 4) наличие управляющих подсистем, средств регулирования и контроля деятельности элементов организации. Эти элементы, по мнению А.И.Пригожина, детерминируют организационный порядок, систему стабильных целœей, связей и норм, регулирующих отношения.

Организации различаются в соответствии с основными сферами жизнедеятельности общества. Большинство из них включают в себя несколько подсистем: так, в производствен­ной организации имеются техническая, экономическая, управленческая, социальная подсистемы. Социальная организация объединяет своих членов общими интересами, целями, ценностями, нормами, предъявляет к своим членам двоякие требования - как безличный институт и как человеческая общность. Каждый индивид предъявляет к организации свои тре­бования: защита его социального положения, обеспечение профессионального и статусного роста͵ создание условий для раз­вития личности. Реализация этих требований - один из важ­ных источников развития организации, ее социальной эффективности.

Всякая организация как сложная система характеризуется осо­бым кооперативным эффектом, когда общая энергия организации превышает сумму индивидуальных усилий ее субъектов, называемым синœергетикой (греч - сотрудничество, содружество). Этот прирост образуется в результате того, что организация ин­тегрирует усилия всœех своих элементов. Можно выделить несколько стадий возрастания энер­гии: 1) массовость, одновременность, однонаправленность многих усилий, 2) специализация, когда работник добивается более высоких результатов благодаря совершенствованию одной производственной операции, 3) согласование, координация (конвейер). Тайна организационного эффекта коренится в принципах объединœения индивидуальных и групповых усилий: единство цели, разделœение труда, согласование и прочие способы. В организациях это явление можно усиливать, видоизме­нять.

Сложность организации может превышать возможности управления. Сложность систем бывает абсолютной (объективной, заложен­ной в объекте) и относительной (субъективной, характеризующей способность управления). Организационную сложность отличают: 1) множественность элементов; 2) разнообразие элементов и функций (техническая, биологическая, социотехническая системы); 3) многообразие связей между элементами и противоречия между ними; 4) авто­номия всœех ее уровней, частей, элементов (субъективность, наличие у людей собственных целœей, свободы поведения). Применительно к социальным организациям применяется такой метод упрощения, как социальная формализация, стандартизация организацион­ных связей и норм.

Формализация связей и норм . Социальная формализация как способ организованности - это целœенаправленное формирование стандартных, безличных образцов поведения в правовых, органи­зационных и социокультурных формах. В социальных организа­циях формализация охватывает контролируемые связи, статусы и нормы. Благодаря ей снижается абсолютная и относительная ор­ганизационная сложность. Важнейшим признаком этого способа организованности слу­жит документальное закрепление их в единой системе правовых, технологических, экономических и других норм. Результат формализации проявляется в концентрации организационной деятельности, в ее наиболее оптимальном направлении.

Существуют два пути формализации социальных систем. Первый путь - через оформление естественно сложившегося состоя­ния. Такого рода формализацию можно назвать ʼʼрефлексив­нойʼʼ. К примеру, стихийное распределœение функций в каком-то подразделœении предприятия однажды фиксируется в виде специального административного распорядка, служащего организационной основой функционирования этого подразделœения и эталоном для новых. Второй путь формализации - это ʼʼконструированиеʼʼ социальной организации. В данном случае создание программы предшествует актуальному существованию организации. К примеру, создание нового предприятия предполагает предварительную разработку специального проекта͵ плана работы и т.д., в соответствии с кото­рыми организуются его техническая и социальная структуры.

Наряду с фор­мальной частью всœегда существует и неформальная, которая представлена социально-психологической организацией как спонтанно складывающейся системой межличностных отношений. Эти отношения направлены на удовлетворение социальных потребностей индиви­дов (в общении, признании, принадлежности). Социально-психологическая организация проявляется в группообразовании. Социально-психологические группы включают небольшой кон­тингент людей, связи между которыми сложились стихийно, но устойчивы (3-10 человек). Такую группу характеризует социально-психологическая общность, чувство солидарности, взаимного до­верия, общей судьбы. Границы ее могут совпадать с формальными или отличаться от них.

Группа стихийно формирует собственные нормы поведения, сле­довать которым должен каждый ее член. Таким образом выраба­тывается социально-психологический механизм внутригруппового контроля. В группе происходит распределœение ее членов по шкале престижа. Это распределœение часто не совпадает с долж­ностной, ранговой структурой. Структура коллектива раздваивается на формальную и социально-психологическую (подразделœение - груп­па, руководитель - лидер, должность - престиж). Подобное раз­двоение может привести к явлениям дезорганизации. По этой причине за­дача социолога - найти способы совмещения формальной организации и организации социально-психологической (подбор пер­сонала, выборность руководителœей и т.п.).

Формаль­ной структуре противостоит не только социально-психологическая, но и внеформальная организованность персонала. Нередко для решения служебных проблем работникам приходится вступать между собой в отношения, не предус­мотренные инструкциями. Это возникает, когда работники не могут решать всœе вопросы через ʼʼверхʼʼ и устанавливают между собой ʼʼгоризонтальныеʼʼ отношения. Внеформальная органи­зация возникает вследствие стремления работников луч­ше решать свои служебные дела, из-за невозможности охватить официальными стандартами всœе отношения, ситуации. По этой причине в организации обычно су­ществует ʼʼпараллельнаяʼʼ система связей и норм. Она должна быть очень полезной для организации или вредной.

Цели организации. Ключевой элемент органи­зации – цель. Именно для нее люди сходятся в организации, имен­но ради ее достижения они выстраиваются в иерархию и вводят уп­равление. Цели организации бывают трех разновидностей: 1) цели-зада­ния: планы, поручения, задаваемые организации по подчинœению более широкой организационной системой, и отражающие внеш­нее назначение организации как социального инструмента͵ 2) цели-ориентации: общие интересы участников соответствуют свойству организации как человеческой общности; 3) цели системы - равновесие, ста­бильность, целостность.

При определœенном единстве целœей организаций, между ними возможны и некоторые несовпадения, противоречия. К примеру, нововведения вызывают нарушение равновесия внутренних связей в организациях, что обо­стряет проблему целœей системы и может обернуться сопротивле­нием организаций новшествам. По этой причине согласование всœех компонентов целœевой структуры организаций - важнейшая задача управления, а их рассогласование - источник дисфункций и па­тологии в организационных отношениях. Названные цели явля­ются базовыми, достижение их связано с появлением вторичных, производных целœей - повышение качества продукции, улучшение условий труда, укрепление дисциплины и др.

Для организации коллективных действий необходима иерархия. Социальная иерархия - ϶ᴛᴏ уни­версальная форма построения социальных систем (государство, организация, посœелœение, семья) на базе соподчинœения. В иерар­хии проявляется централизация управления, единоначалие, лидер­ство. Иерархия выступает: 1) как функция со­вместной деятельности в виде координации, разделœения труда по ʼʼгори­зонталиʼʼ и по ʼʼвертикалиʼʼ; 2) как личный режим в организации, односторонняя личная зависимость одного индивида от другого (в виде статусов); 3) как власть, подчинœе­ние членов данной организационной системы правилам и указаниям (принуждение, сан­кции за отклонение).

Функционирование организаций.

Управление в организациях. Управление состоит их трех компонентов. Первый из них - целœенаправлен­ное внешнее управляющее воздействие, или самоуправление, включающее целœеполагание и целœеосуществление, составляет ядро управления. Второй компонент управления - социальная самоорганизация, ᴛ.ᴇ. спонтанные процессы внутриколлективного регулирования (лидерство, ʼʼшкала престижаʼʼ, неформальное группообразование, социальные нормы). Оба названных компонента образуют третий - организацион­ный порядок, включающий в себя как продукты ʼʼпрошлогоʼʼ уп­равленческого труда (решения, должностная структура, административный распорядок), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в кол­лективе.

Проблематику управления составляют такие пробле­мы, как взаимосвязь формальной и неформальной структур, отно­шения ʼʼруководство - подчинœениеʼʼ, участие исполнителœей в выра­ботке общих решений, соединœение личных, групповых и общеорганизационных целœей, оценка руководителœей, адаптация персона­ла и др.
Размещено на реф.рф
В последние годы стали активно разрабатываться также социологические проблемы управления техническими и организационными нововведениями, формированиями гибких организационных структур, управленческого консультирования. Объектами управления являются индивид, группа, организация, другие социальные образования и процессы.

Методы управления - это комплекс целœенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы. По отношению к отдельному работнику можно выде­лить разные виды воздействия на его поведение (методы управления): 1) прямое (приказ, задание), 2) через мотивы и потребности (стимулирование), 3) через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.), 4) через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и др.). Применительно к группе методы социального управления распределя­ются следующим образом: целœенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, количеству, размещению рабочих мест и т.д.); сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов и т.д.).

В социальной организации предприятия использу­ются методы: 1) согласование формальной и неформальной структуры (пре­одоление противоречий между запланированными и действитель­ными связями и нормами), 2) демократизация управления (повышение роли общественных организаций, широкое привлечение работников к выработке решений, выборность некоторых руководителœей производства, развитие трудовой активности и т.д.), 3) социальное планирование (повышение квалификации ра­ботников, совершенствование социальной структуры коллектива, улучшение благосостояния и др.).

Отношения ʼʼруководство-подчинœениеʼʼ. Понятие ʼʼруководствоʼʼ близко к понятию ʼʼуправлениеʼʼ и используется для обозначения организационных отношений, работы ру­ководителя с подчинœенными в непосредственном контакте по ре­шению служебных задач. В первую очередь, руководство - это отношение между разными статусами, уровнями административной структуры, имею­щее под собой правовую основу и проявляющееся в виде односто­ронней зависимости одного работника (должности) от другого. Во-вторых, руководство - это отношение между отдельными рабо­чими функциями общего трудового процесса: организации и исполнения. В-третьих, руководство - это так­же отношение между личностями, специфический тип общения. В последнем случае рассматривается его социально-психологичес­кое содержание - взаимное признание, влияние, стиль, интересы.

Перечисленные стороны отношения ʼʼруководство-подчинœениеʼʼ не могут существовать в отрыве друг от друга. Воздействие руководства на подчинœенных имеет цель побуждать их к определœенному трудовому поведению. Возможны два способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный, мотивирующий (через стимулы). В первом слу­чае руководство направлено непосредственно на деятельность под­чинœенных подкреп­ляется санкциями за отклонение от соответствующего поведения, в крайней форме выступает как принуждение. Второй способ предполагает воздействие на мотивы и потребности работника. Побуждение к труду происходит через удовлетворение потреб­ности личности, что выступает как компенсация за трудовой вклад.

Стиль руководства можно обозначить как систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчинœенными, в способах решения деловых проблем. Стиль руководства зависит от индивидуальности руководителя, его культуры, установок, характера, опыта͵ знаний, детерминиру­ются психологическими и социокультурными факторами, присущими данному руководителю, коллективу, региону, социальной категории. Различают следующие разновид­ности стиля руководства: 1) авторитарный - руководитель не счита­ется с мнением подчинœенных, навязывает им свою волю; 2) демокра­тический - подчинœенные привлекаются к выработке общих ре­шений; 3) слабый (невмешивающийся) - руководитель самоустраняется от руководства, его влияние в коллективе незначительно.

Стиль руководства проявляется в стимулировании труда. Стимулирование - метод опосредованного воздействия на трудовое поведение работника, его мотивацию через удовлетворение по­требностей личности, что выступает как компенсация за трудовое усилие. Ориентация на получение удовлетворения силь­нее побуждает человека к определœенному поведению, чем прямое управленческое воздействие на него. Делœение стимулов на ʼʼматериальныеʼʼ и ʼʼморальныеʼʼ условно. Так, премия - не только денежное вознаграждение, но и свиде­тельство признания, уважения. Стимулами бывают условия труда, гибкая система рабочего времени, отношения в коллективе и т.д., но главным стимулом остается материальная заинтересованность. Стимулирование эффективно в той степени, в какой эти две системы органично сочетаются.

Главный продукт управле­ния - ϶ᴛᴏ производимые им решения. Управлен­ческое решение есть формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого участвуют и другие члены организации. Та­кое решение есть элемент отношений руководства - подчинœения, ᴛ.ᴇ. выступает как фактор власти в орга­низации. Принятие управленческого решения означает определœение крайне важно сти и цели предлагаемого изменения, а также включе­ние его в систему организационных отношений; осуществление уп­равленческого решения подразумевает наличие в нем плана, а затем и самой деятельности по достижению цели.

Выделяются следующие разновидности управ­ленческих решений: 1) жестко детерминированные решения, на содержании которых индивидуальные особенности руководителя не сказываются; 2) ʼʼинициативныеʼʼ решения (не жестко детерминирован­ные), содержание которых предполагает индивидуальный вклад субъекта. Для исследования управления именно последние представляют основной интерес, так как они включают в себя организационное проектирование и в наибольшей степени связаны с личным вкла­дом руководителя. Удельный вес таких решений в общем объёма управленческих решений сравнительно невелик (от 5% до 30%) от общего числа приказов.

В соответствии со степенью участия разных категорий работников в принятии решений можно выделить решения единоличные и решения групповые, между ними существует много разных сочетаний того и другого. В управленческих решениях фокусиру­ются основные цели, интересы, противоречия организации, социальных отношений внутри нее. Анализ управленческих решений чрезвычайно информативен с точки зрения исследования механизмов и эффективности управ­ления предприятием. Для этого используются: анализ документов (приказов, распоряжений, планов, протоколов заседаний), фиксированное наблюдение (фо­тографии рабочего дня руководителя, совещаний), экспертные оцен­ки (определœение эффективности решений и т.д.).

Самоорганизация и самоуправление. Организациям присуще также и самоуправление. С социологичес­кой точки зрения, самоуправление высту­пает как коллективное управление, как участие всœех членов организации, населœения в работе соответствующего органа управления, включение исполнителœей в процессы выработки общих решений. Самоуправление не отрицает отдельного орга­на управления и профессиональной управленческой деятельности. Технология современного управления требует квалифицированного технического, правового, организационного обосно­вания решений, рациональных процедур их согласования, контроля исполнения. Самоуправление сочетает демокра­тизм со специализацией, что определяет его производственную и социальную эффективность.

Важный фактор управления - со­циальная самоорганизация. Она означает проявление спонтан­ных процессов в обществе, в коллективах, группах, стихийные процессы социального регулирования (рыночные отношения, общественное мнение, традиции, нормы). В трудовых организациях самооргани­зация выступает как неформальная организация (лидерство, престиж, сплоченность -конфликтность). Самоорганизация есть продукт социального взаимодействия в мас­совом, коллективном или групповом масштабах. Использование самоорганизации в управлении существенно повышает эффектив­ность последнего и составляет важный фактор развития в трудовых организациях. Процессы самоорганизации могут играть как конструктивную, так и деструктивную роль.

Завершает управленческий цикл социальное регулирование. Оно означает целœенаправленное управляющее воздействие, ориентированное на поддержание равновесия в уп­равляемом объекте посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целœей, связей). Социальное регулирование представляет собой ʼʼкосвенноеʼʼ управление. Посредством социального регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и целœеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления. Использование методов социального регулирования предполагает высокую степень самостоятельности управляемых объектов, раз­витые самоуправление и самоорганизацию в них.

Интегральной характеристикой эффективности управления в организациях является их управляе­мость. Управляемость - ϶ᴛᴏ степень кон­троля организации. Наиболее адекватным критери­ем степени управляемости является осуществляемость управлен­ческих решений. Повышение управляемости обеспечивается за счёт улучшения качества управляющих воздействий, объединœения пер­сонала вокруг общих целœей и развития системы мотивации.

Типология социальных организаций.

Формы и типы организаций. Различные организационные образования довольно широко распространены в любом обществе. Наличие таких признаков, как разделœение функций, иерархия, принятие решений, фиксированное членство отличают организации от таких социальных общностей, как классы, на­ции и т.п. Существуют следующие организационные формы:

1. Деловые организации - фирмы и учреждения, которые создаются для решения отдельных задач. Цели наемных работников не всœегда связаны с целями вла­дельцев или государства. Членство в них обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, принципы единоначалия, коммерческой целœесообразности.

2. Общественные союзы, массовые организации, цели которых вырабатываются ʼʼизнутриʼʼ и представляют из себяобобщение индивидуальных целœей участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, ᴛ.ᴇ. зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, экономических, любительских потребностей.

3. Промежуточные формы - кооперативные (сельскохозяйственные, рыболовецкие, старательские артели), которые соединяют в себе основные при­знаки союзов, но выполняют предпринимательские функции. Их следует отличать от потребительских кооперативных организаций.

4. Ассоциативные организации - семья, научная школа, неформаль­ная группа. В них заметны некоторая автономия от среды, относи­тельная стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительно устойчивое распределœение участников (по ролям, престижу), принятие общих решений. Регулятивные функции осу­ществляют спонтанно складывающиеся в них коллективные нор­мы и ценности. При этом степень их формализации незначительна.

5. Посœелœение. Первоначально люди селятся вмес­те, чтобы через сосœедские связи использовать деятельность, способности друг друга, подчиняясь при этом целœесообразности целого (соблюдая планировку улиц, формы и размеры жи­лища, структуру специализации и т.д.), которая каждому в отдель­ности не нужна. По мере урбанизации фактор целостности возрастает, обезличивается и обособляется еще больше.

Наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформаль­ные. Главными критериями их разделœения служит степень форма­лизации существующих в системах связей, статусов и норм. Формальная организация возникает в результате административного, политического решения, в ее базе лежит разделœение труда, ей присуща глубокая специализация, деятель­ность такой организации четко регламентирована юриди­ческими нормами и т.д. Разделœение труда выступает как система стату­сов - должностей, создается иерархия: руководи­тель - подчинœенные. Для успешного функционирования формальной организации не­обходима деловая информация. Ее прохождение, принятие верного управленческого решения зависят от организации многосторонних связей, включая и обратную. Как правило, формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определœенных функций. В корне деятельности такой организации лежит принцип целœесообразности.

В обществе также возникают и функционируют неформальные организации. Οʜᴎ появляются стихийно или сознательно для удовлетворения социальных потребностей. В них действуют свои, отличные от формальных структур, нормы межличностного и межгруппового общения. Οʜᴎ возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций, важных для общества. Неформальные организации, группы, объединœения компенсируют недостатки формальных структур.
Размещено на реф.рф
Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации.

Член неформальной организации более самостоятелœен в достижении индивидуальных и групповых целœей, располагает большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия с другими видами организации, группы. Это взаимодействие в большей степени зависит от личных привязанностей, симпатий. Отношения с другими субъектами не регламентированы приказами, установками руковод­ства, предписаниями. Решения организационных, технических и дру­гих задач чаще всœего отличаются творчеством, оригинальностью. Но в таких организациях или группах нет жесткого регламента͵ дисциплины, они менее устойчивы, более пластич­ны и подвержены изменениям. Их структура и отношения в ней во многом зависят от складывающейся ситуации.

Бюрократия. М.Вебер доказывал, что формальная организация стремит­ся превратиться в бюрократическую систему. Он довольно высоко оценивал роль бюрократии, утверждая, что без нее невозможен тех­нический, технологический, организационный прогресс. Вебер сформулировал основные черты бюрократии идеального типа: 1) управленческая деятельность совершается постоянно; 2) существует сфера власти и компетенции на каждом уровне и для каждого субъекта в аппарате управле­ния; 3) вышестоящий руководитель осуществляет контроль нижестоящего чиновника, который отделœен от собственности на средства управления; 4) должность отделœена от субъекта; 5) управленческая работа становится особой профессией; 6) существует система подготовки чиновников; 7) управленческие функции документируются; 8) в управлении главным является принцип безличности.

Вебер утверждал, что главное достоинство бюрократии - высокая хозяйственная и экономическая эффективность. Ее обеспечивают точность и быстрота в работе, знания и постоянство управленческого процесса, служебная тайна и субординация, единоначалие и экономичность, сведение к минимуму конфликтов и уважение профессио­нализма коллеᴦ. Таковы главные достоинства бюрократи­ческого управления организацией. Но он указал и на опасность, которую несет в себе усиление бюрократии

Этнические общности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этнические общности." 2017, 2018.

При характеристике этнических общностей необходимо, прежде всего, дать определение категории «этнос». Здесь мы обращаемся к «Краткому словарю по социологии», по которому этнос (греч. – племя, народ) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований, иными словами – этническим самосознанием. Признаки, выражающие свойства уже существующего этноса и отделяющие его от других этносов – это язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, то есть компоненты культуры, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют так называемую этническую культуру , обладающую специфическим для нее стилем.

Очень важным является тот факт, что этносом может быть только та культурная общность, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей, т.е. обладает этническим самосознанием. В социологии выделяют специальный раздел – этносоциология , которая изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнических (межнациональных) отношений.

К этническим общностям относятся племя, народность, нация. Началом развития этнических общностей была семья. Несколько или много семей образовывали род. Рода объединялись в кланы, связанные уже не кровным родством, а верой в происхождение от общего предка. Несколько кланов, объединившись, составляли племя. Племена в ходе дальнейшего культурного развития, пройдя стадию народности, превращались в нации.

Рассмотрим кратко вышеуказанные типы этнических общностей.

Кланы – это родовые союзы, являющиеся зачатком политических институтов. Члены клана признают себя кровными родственниками. Кланы – это группы, первоначально характерные для первобытных обществ, но в некоторых, преобразованных формах, они могут играть важную роль и в современном обществе.

Племя – обычно охватывающее большое число родов и кланов – это более высокая форма социальной организации. Племя складывается на основе общности языка, особых обычаев, обрядов, характерных имен. Племя имеет уже задатки внутренней организации, вождя или совет вождей; племенные советы, решающие важные вопросы, религиозные обряды. Племена также связаны с определенной территорией. Даже если племя ведет кочевой образ жизни, область его кочевок ограничивается территорией, которую оно защищает. Некоторые племена, состоящие из родов и кланов, определенную часть года живут разобщенно, но один раз в год или чаще собираются для общих целей. Известны племена, состоящие из нескольких десятков тысяч человек. В племенах начинают формироваться контуры хозяйственного уклада.



Народность – этническая и социальная общность, которая исторически следует за племенем и предшествует нации. Народность вырастает из смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобытно-общинного строя и утверждения новых, частно-собственнических отношений. В отличие от родо-племенной организации, построенной на кровно-родственных связях, в народности приобретают значение связи территориальные, складывается общий язык на основе племенных языков. Народности свойственно наличие хозяйственных связей, хотя они не имеют столь развитого, консолидирующего характера как у нации. Первые народности формируются в рабовладельческом обществе. Процесс этот продолжается и в другие эпохи. Развитие капиталистических отношений в социальных и, главным образом, экономических сферах приводят к превращению народности в нацию.

Нация – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникающая на основе общности языка, территории, экономической жизни, а также некоторых своеобразных черт характера, психологии, культуры и быта и т.д. Способность к образованию собственного государства, его укреплению и развитию, так же, как и способность внести вклад в общечеловеческую культуру, считается основным признаком выделения и образования нации. Нация начинает складываться в период разложения феодализма и появления капитализма. Этому способствует ликвидация феодальной раздробленности, упрочение экономических связей между отдельными территориальными образования, объединение местных рынков в общенациональный.

Национализм – это утверждение собственной нации в качестве наивысшей ценности, превосходства собственной нации, нетерпимость к другим нациям, стремление подчинить их себе. Часто национализм смыкается с расизмом , основанным на расовом превосходстве и избранности нации для выполнения особой миссии. Национализм может быть обоснован также с помощью религии, когда какая-либо нация утверждает, что она избрана богом для выполнения особой миссии.

Очень часто употребляется термин «народ». Народ – в обычном смысле – население государства, страны. В более узком, конкретно-социологическом смысле, народ – совокупность социальных групп, занятых в массовых видах деятельности в системе общественного разделения труда (прежде всего – в материальном производстве). Народ – единое социальное целое, поскольку имеет общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни и нравов, а также чувство принадлежности к единой исторической общности. Народ – носитель коллективного социального опыта: языка, исторической памяти, культурных ценностей и норм, трудовых навыков и умений и т.д. Одним из отличительных факторов народа является культура. Уильям Томс в 1846 году создал терминфольклор , охватывающий мифы, легенды, пословицы, песни, танцы, обычаи и др. Народы отличаются также характерной материальной культурой – орудиями труда, жилищем, одеждой.

Социальным общностям людей в историческом плане предшествовали этнические, на базе которых они появились в процессе развития и усложнения человеческих отношений.

В социальной философии изучение этнических общностей людей стало осуществляться значительно позже, чем многое другое, но по своей важности и значимости оно занимает ведущее место. На сегодняшний день среди ученых нет единой точки зрения по данной проблеме.

— это большие группы людей, объединенные общностью , языка и культурно-исторической самобытностью. К ним обычно относят племена, народности и нации.

Такие общности складываются на определенной территории в ходе совместной . Члены их обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают свое единство и отличие от других подобных общностей. Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение по меньшей мере одного из следующих условий:

  • члены общности осознают свою принадлежность к ней;
  • предполагается общее происхождение членов общности;
  • члены общности обладают языковым и культурным единством;
  • имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношение внутри общности и контакты с окружающими.

Племя

Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род — группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей.

Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Совместное ведение хозяйства на основе общинной собственности, естественно-уравнительное распределение вещей, в первую очередь продуктов питания, совместный быт и развлечения способствовали образованию такой общности как род. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей , объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта.

Несколько родов могли объединяться в кланы - родовые союзы. Единство кланов основывалось на вере в общность происхождения.

Несколько кланов могли составить племя. Основу единства племени составляют кровно-родственные связи; кроме того, племя проживает на определенной территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет).

Появление племени объясняется необходимостью прежде всего сохранения и защиты среды обитания (территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Более многочисленный состав населения намного облегчал задачу переселения и устройства жизни на новых территориях. Немаловажное значение имело также предохранение от вырождения рода, которое грозило ему из-за сексуальных отношений между кровнородственными Homosapiens.

Народность

Народности начинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность, объединенная хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. Принадлежность к народности определяется уже не только кровно-родственными связями.

Нация

Нация - высшая форма социально-этнической общности.И это неудивительно, т.к. именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни. Общность экономической жизни, единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры, — это основные черты нации.

Можно сказать, что нация — это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.

Сплочению нации способствуют:

  • общая историческая память;
  • развитое национальное самосознание.

Историческая память - это знание прошлого, лучших достижений национальной культуры, выдающихся представителей нации в сфере , а также стремление действовать в соответствии с лучшими образцами, представленными в истории.

Однако, поскольку в истории каждой нации были не только героические страницы, но и нелицеприятные, историческая память также предполагает, что нация должна признавать свою вину за совершенные ошибки и делать выводы из уроков прошлого.

Национальное самосознание - чувство принадлежности к нации, отождествление ее интересов со своими.

Эти интересы подразумевают, с одной стороны, стремление к сохранению национальной культуры, защите ее самобытности, а с другой — желание обогатить свою национальную культуру лучшими достижениями .

Социология этнических общностей


1. Предмет этнической социологии


Этносоциология - это отрасль социологической науки, исследующая социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. В ее предметную область входят специфика социальной структуры у различных народов, влияние этнических особенностей на характер и динамику социальных изменений. Она исследует также этнические традиции в организации семейных отношений, специфику языковой коммуникации в этнических группах, динамику развития этнического самосознания, этносоциокультурные особенности менталитета.

Основным понятием этносоциологии является понятие "этнос". Этот термин относится к особому виду общности людей, в разговорном языке традиционно именуемом народом.

Этнические группы неизбежно вступают друг с другом в отношения, которые могут быть очень разными по своему характеру. Исследователи выделяют несколько типов межэтнических отношений. Согласно взглядам американского социолога Р. Парка, наиболее распространенный тип межэтнических отношений возникает тогда, когда какая-либо этническая группа или ее сегмент интегрируется в уже существующее общество. В таких случаях межгрупповые отношения проходят определенный путь развития, этапами которого являются вначале психологическое неприятие и отторжение чужаков, затем возникновение соперничества в обладании различными благами, далее приспособление этнических групп друг к другу и мирное сосуществование на одной территории, наконец, ассимиляция, т.е. культурное сближение вплоть до полного растворения включенной группы в большом этносе.

Второй тип межэтнических отношений предполагает насильственное покорение одной этнической группы другой и установление отношений господства-подчинения. Таким образом, например, строились отношения между европейскими завоевателями и туземцами-аборигенами на завоеванных ими территориях. Этническое доминирование в наиболее жестких формах связано с феноменом дегуманизации подавляемой этнической группы - представления о ее членах как о низшей расе людей, практически лишенной человеческих способностей и качеств. Такое отношение служит психологическим обоснованием жестокого обращения с членами подчиняемой этнической группы.

К третьему типу отношений между этническими группами относятся отношения, возникающие при установлении колониального порядка, который отличается от господства-подчинения и предполагает наличие конструктивного сотрудничества между колонизаторами и частью колонизируемой этнической группы. В то же время колониальные отношения проявляются в постепенном разложении этнических культур колонизуемых групп, их этнического самосознания и солидарности, а также в периодических вспышках протеста со стороны местного населения и восстаниях.

Четвертый тип - отношения между этносами, возникающие тогда, когда этническая группа с более развитой культурой оказывается в подчинении у менее развитой в культурном отношении группы. В таких случаях фактическое господство второй группы дополняется подспудным культурным влиянием первой.


Социология этнических общностей


В научной литературе под этнической общностью принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как правило, на одной территории, имеющих свою самобытную культуру, включая язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса, - Россия, Франция, Индия и т.д.

Интегративным показателем сложившейся общности выступает этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, территории, традиции, обычаи и т.п., т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Вопрос исследования этносов очень важен для социологии, так как именно этносы представляют собой самую стабильную социальную общность.

Наиболее разработанной на сегодня концепцией этносов является концепция этногенеза Л.Н. Гумилева. В своей книге "Этногенез и биосфера земли" исследователь разработал теорию "пассионарности".

Природно-биологический характер этноса Гумилев видит в том, что он является составной частью биоорганического мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях. Любой этнос есть результат процесса адаптации человека к природногеографическим условиям обитания. Этнос - это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер.

Гумилев в своей теории пытался раскрыть причины гибели одних этносов и зарождения других, которые, по его мнению, культурологическая концепция этноса не объясняет. Главной причиной зарождения и развития этнических общностей является присутствие в них "пассионариев" - наиболее энергичных, даровитых и развитых людей и "субпассионариев", обладающих противоположными качествами. Из этой категории людей формируются бродяги, преступники, для которых характерны "безответственность и импульсивность".

Появление пассионариев и субпассионариев есть процесс генетических мутаций в популяции. Мутанты в среднем живут около 1200 лет, таков же и срок жизни этноса, расцвет его материальной и духовной культуры, создаваемой благодаря деятельности энергических пассионариев. Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа субпассионариев ведет к гибели этноса.

Природно-климатические условия играют очень важную роль, так как именно под их действием вырабатывается определенный стереотип поведения, характерный для данного этнического сообщества. В качестве общепринятой классификации этносов в социологии выступает выделение трех их видов: племени, народности и нации, различающихся по уровню развития.

Племя - это тип этнической общности, присущий преимущественно первобытнообщинному строю и основанный на кровнородственном единстве. Племя формируется на основе нескольких родов и кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей в данной общности объединяют общие примитивные религиозные верования (фетишизм, тотемизм), зачатки политической власти (совет старейшин, вожди), наличие общего разговорного диалекта. В ходе развития племена объединяются и создают союзы, которые совместно осуществляют переселения и завоевания, что ведет к образованию народностей.

Народность - это тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на крови, а на территориальном единстве. Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, наличием культуры в виде мифов, сказок, устоев. Народность обладает сформировавшимся языком, особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием.

Нация - это исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.

Процесс создания нации как наиболее развитой формы этноса происходит в период окончательного складывания государственности, широкого развития экономических связей, общей психологии, особой культуры, языка и т.д.

Ярко выраженной особенностью современной эпохи является тенденция к национально-этническому возрождению многих народов, их стремление самостоятельно решать проблемы собственного существования. Среди основных причин национального возрождения народов и их политической активности следует отметить следующие:

1)стремление народов укрепить все элементы социальной справедливости, ведущие к ограничениям их прав и возможностей развития в рамках бывших колониальных империй и некоторых современных федеративных государств;

2)реакция многих этносов на процессы, связанные с распространением современной технологической цивилизации, урбанизации и так называемой культуры, нивелирующие условия жизни всех народов и ведущие к утрате их национальной самобытности;

3)желание народов самостоятельно использовать природные ресурсы, находящиеся на их территории и играющие роль в удовлетворении их жизненных потребностей.

Для достижения задачи этнического возрождения необходима готовность нации понять свои подлинные интересы, а также интересы других наций и найти точки соприкосновения.

этнический социология пассионарность конфликт


3. Этнические конфликты


Любые социальные отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества являются многочисленные конфликты. Одними из наиболее значимых являются конфликты между этническими общностями. Но этнических конфликтов в "чистом" виде фактически не существует, в реальности мы встречаемся с взаимопроникающими конфликтами, каждый из которых составляет питательную среду для другого. Не случайно, даже специалисты-конфликтологи часто не могут прийти к единому мнению, с каким конфликтом имеют дело - с этническим в политическом камуфляже или наоборот. По мнению В.А. Тишкова, к категории этнических можно отнести практически все открытые конфликты на территории бывшего СССР, ведь: "В силу полиэтничного состава населения бывшего СССР и нынешних новых государств..., фактически любой внутренний конфликт, социальноэкономический или политический по своей природе, обретает этническую окраску, что, как правило, углубляет и осложняет возникающие противоречия, придавая конфликтам дополнительный эмоциональный фон".

Исследователи предлагают самые разные классификации этнических конфликтов.

При классификации по целям, которые ставят перед, собой вовлеченные в конфликт стороны в борьбе за ограниченные ресурсы, их можно подразделить на:

-социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения);

-культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности;

-политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);

-территориальные - на основе требований изменения границ, присоединения к другому - "родственному" с культурно-исторической точки зрения - государству или создания нового независимого государства.

На Земле почти повсюду существуют противоречия между этническими общностями - межэтническая напряженность в широком смысле слова. Без нее, к сожалению, не обходится ни одно полиэтническое общество. Чаще всего напряженность существует между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством, но она может быть как открытой, проявляющейся в форме конфликтных действий, так и скрытой, тлеющей. В последнем случае напряженность выражается в социальной конкуренции, достигаемой оценочным сравнением своей и чужой групп в пользу собственной. А имеющиеся социальные противоречия, хотя и играют решающую роль среди причин конфликтных действий, не связаны с ними напрямую: конфликтные действия возникают, если противоборствующие стороны осознали несовместимость своих интересов и имеют соответствующую мотивацию поведения. Иными словами, очень важна стадия осознания и эмоционального вызревания конфликта. Пережитые "исторические несправедливости" вызывают у низкостатусных групп этнического меньшинства желание восстановить справедливость, но это не обязательно приводит к возникновению мгновенной реакции. Чаще до начала конфликтного взаимодействия проходят многие годы, на протяжении которых этническая общность сплачивается вокруг идеи отмщения. Прошли многие столетия со времени изгнания евреев из земли обетованной, но именно этот факт явился обоснованием их многолетней борьбы за возвращение.

На стадии конфликтного взаимодействия этнические конфликты имеют тенденцию к саморазрастанию или эскалации, которая означает, что стороны переходят от "легких" к "тяжелым" тактикам: от массовых действий ненасильственного характера (митингов, манифестаций, акций "гражданского неповиновения") к столкновениям, которые рано или поздно приводят к крови (между осетинами и ингушами в Пригородном районе Северной Осетии- Алании или между киргизами и узбеками в Ошской области Киргизии), и даже к военным конфликтам - этнополитическим войнам (армяно-азербайджанской, грузино-абхазской).

После завершения прямого противодействия - на этапе "зализывания ран" - конфликт может сохраняться в форме социальной конкуренции и проявляться в образе врага и предубеждениях. Даже в середине 90-х гг. 24% русских респондентов старше 60 лет, т.е. переживших войну, соглашались с утверждением, что немцы - исконные враги русского народа.

Итак, под этническим конфликтом в широком смысле слова можно понимать любую конкуренцию между группами - от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до конкуренции социальной - во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.


Литература


1. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова. 2-е издание. - М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс, 2007 - 572 с.

Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2009. - 316 с.

Добреньков В.И. Социология: Краткий курс / Добреньков В.И., Кравченко А.И. М.: Инфра-М., 2008 - 231 с.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2009. - 860 с.

Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузовМ.: NOTA BENE, 2008. - 269 с.

Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы. Р/нД, 2009. - 319 с.

Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2007. - 479 с.

Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов. / Кравченко А.И., Анурин В.Ф. - СПб и др. Питер, 2008 - 431 с.

Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия для вузов - М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010. - 734 с.

Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник / Пер. с англ. - М.: Гранд, 2009. - 602 с.

Социология. Учебник для студентов вузов / В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др. / Под ред. В.Н. Лавриненко - М.ЮНИТИ: 2009 - 447 с. (Гриф УМО, серия Золотой фонд российских учебников)

Реферат на тему

Этнические общности


1. Этнос как глобальная общность

2. Энографические группы

3. Список литературы


1. Этнос как глобальная общность

В развитии человеческого сообщества прослеживается определенная закономерность - стремление людей к объединению в общность. Существуют различные виды общностей: групповая, территориальная, профессиональная, этническая, этносоциальная. Две последние имеют к этнополитологии самое непосредственное отношение.

В общем смысле слова общность - совокупность людей, объединяемая устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие. В отличие от общностей, создаваемых людьми сознательно, этнические общности возникают исторически, независимо от воли и сознания людей, в результате потребностей общественного производства и общественного развития. Формы таких общностей различны - от первобытного человеческого стада до современной нации. Все они отражают характер и уровень развития производительных сил, общественного производства, особенности форм связей и взаимоотношений в обществе. В рамках такой общности осуществляются все жизненные процессы, это самодостаточная замкнутая общественная система. В сравнении с другими видами объединений такая общность определяется иногда как глобальная.

Каждая глобальная (этническая) общность - это продукт взаимодействия социальных отношений в определенных исторических условиях. Содержание и формы ее изменяются с изменением условий существования. С прогрессом цивилизации общность становится более сложной, внутренне структурированной. Каждая новая этническая общность перерастает рамки предыдущей, включает в себя несколько аналогичных общностей.

Все этнические общности в этнологии принято называть этносом, а процесс формирования этноса - этногенезом. Существуют несколько подходов к пониманию сущности этноса. В нашей стране долгие годы общепринятой была концепция, согласно которой этнос (народ) - прежде всего социальное явление и подчинено законам развития общества. Признание этносов наряду с другими большими социальными группами, населением государств, позволяет - при ясном понимании их специфики - распространить на них ряд устойчивых (закономерных) качеств и характеристик, которые свойственны большим социальным группам. К ним можно отнести:

1) социально-демографическую самовоспроизводимость. Она обеспечивается биосоциальными механизмами, влияющими на историческую эволюцию крупных социальных систем;

2) формирование групповых социальных интересов. Эти интересы определяют групповую солидарность («мы», «наши», «свои»);

3) внутреннюю социальную неоднородность: большие социальные группы неизбежно членятся по разным основаниям на страты (слои), разнообразные субгруппы (общины, семьи, круги, мафии и т.п.) и институты. Монолитность же, нерасчлененность подобных групп, напротив, представляет собой иллюзию, впрочем, нередко поддерживаемую заинтересованными силами и включаемую в арсенал современного социального мифотворчества. Из сказанного следует, что общие интересы членов большой социальной группы могут не совпадать (и весьма существенно) с интересами внутригрупповых субобразований;

4) участие в той или иной форме в производстве и потреблении культуры. При этом производимая и используемая культура (материальная и духовная, промыслово-самодеятельная и индустриально- профессиональная) приобретает - на деле или же только в представлениях членов группы - характер маркера этой группы. Так рождаются представления о «наших городских традициях», «местном колорите», разнообразных культурах и субкультурах;

5) осознание людьми, принадлежащими к большой социальной группе, ее реальности и своей принадлежности к ней. Оно происходит по мере формирования и стабилизации группы, под влиянием ее взаимодействий с другими группами того же тина. При этом человеческое сознание не только фиксирует факт существования каждой данной большой социальной группы и принадлежности к ней, но и деятельно способствует ее укреплению, выработке групповых ценностей, символов, культурных феноменов, точек зрения, подходов к жизни и иных стереотипов;

6)управляемость и самоуправляемость. Большие социальные группы содержат в себе момент самоорганизации, что обеспечивается наличием в них механизмов передачи информации, выработки и реализации целей; например, осуществляется через разнообразные социальные институты.

Распространение перечисленных характеристик и тенденций больших социальных групп на этносы облегчает понимание закономерностей строения, функционирования и эволюции последних. Действительно, если любым большим социальным группам свойственно формировать свои групповые интересы, то нет оснований думать, будто этносы как разновидность больших социальных групп не обладают этим качеством. Далее, если большим социальным группам присуща внутренняя стратификация, то же самое можно сказать и об этносах. И следует думать, что интересы - культурные, экономические, социальные, политические и иные, с одной стороны, подвержены сильному влиянию внутриэтнической стратификации, а с другой стороны, в значительной мере ее определяют. Если, кроме того, сознание и самосознание больших социальных групп имеет своим источником действительные объекты, то и сознание и самосознание входящих в этнос людей формируется не случайным, произвольным, искусственным или навязанным извне путем, а законосообразно, т.е. под воздействием развития этноса, межэтнических взаимодействий и отображения этих реальностей в восприятии и мышлении. Этносы или, иначе, этнические общности (племена, народности разных типов, нации) - социальные образования, представляющие собой сложившиеся сложные самовоспроизводящиеся социальные системы, уяснение строения, функционирования и эволюции которых является предметом науки этнологии (этнографии, народоведения).

Самосознание, являясь важным признаком любого этноса, закрепляется в самосознании (этнониме), что позволяет ему отличать себя от других, а также язык, народное искусство, обычаи, обряды, нормы поведения, другие элементы, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют этническую культуру. Все эти признаки формируются в соответствующих условиях - природных, социально-экономических, государственно-правовых на базе общности территории. При таком понимании этнос можно охарактеризовать как совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства.

В отечественной науке долгое время было принято выделять стадиально-исторические разновидности этноса, связывая их с общественно-историческими формациями. В настоящее время эта типология дополняется новыми подходами, но в целом сохраняет свою значимость. Рассмотрим с этих позиций основные виды этноса.

История глобальных этнических общностей начинается с первобытного человеческого стада. Это было сообщество индивидов, равных в правах и обязанностях. Естественные различия - возрастные, половые - не учитывались. В рамках этой общности происходили все жизненные процессы, начиная от размножения и кончая жизнеобеспечением и социализацией потомков. Первобытное человеческое стадо имело свою территорию, на которой велось первобытное хозяйство, свой уклад жизни, свои средство общения самосознание, формы выражения духовных переживаний.

Следующая, более высокая, форма этнической общности - род. В своем развитии она прошла три этапа: тотальный род, материнский род, патриархальный род. На первом этапе род представлял собой замкнутую и самодостаточную систему, т.е. был глобальной общностью. На втором и третьем этапах он уже не был замкнугой системой. С запретом половых контактов между ближайшими родственниками возникла система взаимодействия различных родов как условие воспроизводства первобытного общества. С эпохой родовой организации связано возникновение первых социальных институтов - кровное родство, общие предки, культовый ритуал и др. Утверждаются такие объединяющие факторы, как территория, хозяйственная жизнь, язык.

На основе кровного родства, культурно-языкового единства и общности территории формируется новый тип этнической общности и социальной организации - племя, объединяющее нескольких родов. На ранней стадии у племени отсутствовали какие-либо формы централизованной власти (высшим органом самоуправления было собрание всех взрослых членов рода или общины), единство племени поддерживалось за счет межобщинных браков и обязанностей взаимопомощи. Территориальные и социальные границы племени не были жестко ограничены, нередко племена не имели и самоназваний. С возникновением более сложной социальной организации (возрастные классы, мужские союзы и т.п.), развитой системы лидерства племя стало приобретать и более четкую организацию. Появляются общие формы культуры и идеологии - самосознание, религиозные верования, этногенетические предания и тл. Власть все больше сосредоточивается в руках старейшин - наиболее авторитетных представителей старшего поколения, наследственных вождей.

Кровнородственная организация достигает своей последней ступени с созданием надплеменных объединений - союзов племен, в которые объединялись, как правило, сопредельно живущие и родственные по языку племена. Главным побудительным мотивом к созданию союза племен являлось чаще всего стремление устранить племенную междоусобицу, объединить силы для борьбы с другими, не родственными племенами.

Впрочем, появление союза племен не означало окончательной ликвидации родовой организации.

Развитие производительных сил, перемещение представителей разных родов и племен в рамках племенных союзов делало, в конечном счете, невозможным осуществление власти по родовой линии. Кровнородственный принцип стал повсеместно заменяться имущественно-классовым. На смену племенной организации приходит новая форма этнической общности - народ, народность.

В зарубежной социологии и политологии понятия «народность» не существует. В нашей стране оно широко использовалось с середины 20-х годов для обозначения этносов, находящихся в стадиальном отношении между племенами и нациями. К народностям в СССР относили обычно этносы численностью до 100 тыс. человек, с небольшим удельным весом, занятые в промышленном производстве, не имевшие государственности в форме союзных или автономных республик. В последние годы этот термин стал выходить из употребления и в нашей стране, его заменяют другим общепринятым понятием - "народ". Этому в немалой степени способствовала дискуссия о правомерности выделения народ­ности в качестве исторического типа этноса.

Нельзя сказать, однако, что понятие "народность" совсем уж лишено смысла. Оно вполне приемлемо при характеристике этнических общностей раннеклассовых формаций. В этом смысле народность можно рассматривать как определенную историческую стадию формирования народа (древнерусская народность). Этническое самосознание на такой стадии не было вполне отчетливым, оно часто подменялось региональным (земляческим) самосознанием, а иногда и чувством религиозной принадлежности.

Термин "народ" употребляется в разных смыслах: как собирательное обозначение всего населения страны, как особая исторически сложившаяся многонациональная политико-экономическая и идейно-культурная общность (советский народ), как обозначение всех типов этнических общностей. В последнем случае в силу своей многозначности понятие "народ" заменяется термином "этнос".

Все характеристики народа как этнической общности высокого таксономического уровня являются продуктом эпохи имущественного неравенства, социально-классовых отношений. По мере того как утрачивали свою значимость кровнородственные связи, усиливалась роль таких факторов, как единство территории, общность языка, традиций, обычаев. На этой основе происходило осознание народом собственной сущности по принципу антитезы «мы – они».

Появление народов было обусловлено смешением и консолидацией племенных групп в период сложения ранних государств. Первые народы возникли в районах древнейших цивилизаций - в Египте, Двуречье. В Европе сложение народов, в большинстве своем дающих начало европейским этносам, началось с переселения народов (IV-VII вв.). На территории России начало формирования народов приходится на конец IX-X вв. Народы складывались из разноязычных и разнокультурных компонентов, часть которых подвергалась ассимиляции и входила в складывающийся этнос в качестве субстрата. Так, например, при образовании древнерусского народа в него кроме славянских племен вошли угро-финские и балтские этнические компоненты. По мере складывания народа, усиления связей между его отдельными частями формировался общий язык (другие языки исчезали или превращались в диалекты), территориальная, культурная и хозяйственная общность. Интегрирующим показателем этих процессов было появление нового единого этнонима, под которым этот народ становился известным своим соседям. В дальнейшем часть народов преобразовалась в нации, другие продолжают свое существование в современных обществах в качестве этнических меньшинств.

2. Этнографические группы

Следует иметь в виду, что любые, даже самые консолидированные народы не представляют собой в высшей степени однородных (гомогенных) общностей. В составе народа имеются группы, сохраняющие отличия от основного этнического массива. Они называются обычно этнографическими. Этнографические группы представляют собой территориально обособленные части народа, культура, быт и язык которых сохраняют известное своеобразие. Такие группы могут отличаться и в религиозном отношении. Характерная особенность групп - наличие собственного самоназвания, а иногда и двойственного самосознания. В последнем случае их называют еще этническими (субэтническими) группами или субэтносами.

Одни этнографические группы происходят от вошедших в состав народа и не до конца ассимилировавшихся иноэтнических образований (русская мещера на средней Оке). Другие являются результатом расширения этнической территории, когда у части этноса, оказавшегося в иной природной среде, в окружении других народов, вырабатываются со временем специфические черты культуры и языка (камчадалы, русскоустьинцы, марковцы и др. у русских, мингрелы, сваны у грузин). Этнографическая группа может возникнуть также в результате религиозной (старообрядцы, православные татары-кряшены) или сословной (казаки) дифференциации этноса.

В советской этнополитической традиции широко использовалось еще одно обозначение части народа, оказавшейся в силу тех или иных причин оторванной от своего этнического массива, - национальная группа. Таким понятием обозначалась совокупность людей определенной национальности, проживающих за пределами своих государственных образований: русские вне России, украинцы в Канаде и т.п. Применительно к СССР национальными группами считались поляки, немцы, корейцы, представители других народов. В настоящее время это понятие почти вышло из употребления, нередко его заменяют понятием этнические (национальные) меньшинства.

В современной политической практике широкое распространение в последние годы получает еще одна терминологическая характеристика территориально обособленной группы народа - диаспора. Появляются работы, в которых диаспора даже рассматривается как некая типологическая категория этноса. Не вдаваясь в дискуссию по поводу столь оригинальной точки зрения, заметим лишь, что это понятие не следует путать с этнической (этнографической) группой. Диаспора, в отличие от этнической (этнографической) группы, не обладает культурным своеобразием, отличающим ее от основного этнического массива. Русскую диаспору в Западной Европе или Америке (по крайней мере, в период ее формирования и зрелого функционирования) отличает от русских не особенности культуры или самосознания, а лишь территория проживания.

Наиболее верную, на наш взгляд, характеристику диаспоры дает Ю.П. Платонов: «Под диаспорой понимается этнос или часть этноса, проживающая вне своей исторической родины или территории обитания этнического массива и не желающая потерять этнические групповые характеристики, заметно отличающие ее от остального населения страны пребывания, а также вынужденная (осознанно или неосознанно) подчиняться принятому в ней порядку".

Часть того или иного народа, оторвавшаяся от своего основного массива, может образовывать диаспору, а может и не образовывать ее. Диаспора как совокупность мест поселения того или иного народа вне территории своего происхождения - это не только и не столько способ сохранения своих этнических параметров (языка, особенностей менталитета, культуры, самосознания и т.п.) в иноэтническом окружении, но, прежде всего, форма адаптации к новой социальной и культурной среде принимающего общества. С этих позиций татары, живущие, например, в Приморском крае, вряд ли будут представлять собой диаспору, поскольку социальная и культурная среда этого субъекта федерации практически ничем не отличается от Республики Татарстан.

На наш взгляд, стремление сохранить свою этническую отличительность, свою "самость" в иноэтническом окружении - не самый главный показатель диаспоры. Для этого есть немало других средств, особенно в тех государствах, где общественная жизнь строится на принципах культурного плюрализма. Диаспора возникает тогда, когда люди, ее составляющие, чувствуют себя среди окружающего населения "не в своей тарелке", испытывают стресс от перемены места жительства и в силу этих причин стремятся к определенной изоляции от внешней действительности, ищут в общинной солидарности пресловутую соломинку утопающего. Для российских народов (за очень редким исключением), на какой бы территории Российской Федерации они не жили, все эти обстоятельства вряд ли имеют актуальность. В равной мере это относится и к значительной части наших недавних соотечественников из союзных республик, которые и в Москве, и во Владивостоке, и в десятках других городов и сел Российской Федерации чувствуют себя как рыба в воде.

Нация - глобальная социальная общность, самодостаточная социальная система, возникшая на основе одного или нескольких народов как выражение нового уровня развития производительных сил и производственных отношений. В основе формирования наций лежат процессы ликвидации феодальной раздробленности, развития товарно-денежных отношений, создания единого внутреннего рынка, централизованного государства, унификации языка и культуры. Не последнюю роль играют и такие факторы, как длительное совместное проживание различных народов на одной территории, доверие друг к другу, взаимное уважение традиций и обычаев, комплиментарность.

Термин "нация" в процессе исторического развития неоднократно менял свое значение. Ни одна из существующих сегодня концепций нации не является общепринятой. В западной социологии преобладает взгляд, согласно которому нация - совокупность граждан одного государства, т.е. территориально-политическая общность. В Центральной и Восточной Европе между понятиями "нация", "народ" и "этнос" нередко ставят знак равенства, признавая тем самым нацию этнической общностью. В середине XX века в нашей стране было принято считать нацию высшей формой этноса, при­шедшей на смену народности. На таком признании, в частности, базируется известное определение нации И. Сталиным: "Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности четырех основных признаков, а именно: на базе общности языка, общности территории, общности экономической жизни и общности психического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей национальной культуры".

На самом деле этнос и нация - совершенно разные социальные явления. "Нация, в отличие от этноса, - пишет В.М. Межуев, - это то, что дано мне не фактом моего рождения, а моими собственными усилиями и личным выбором. Этнос я не выбираю, а нацию - моту выбрать... Нация - это государственная, социальная, культурная принадлежность индивида, а не его антропологичес­кая и этническая определенность".

Большинство современных наций сложилось из разных этнических общностей в процессе совместной жизнедеятельности в рамках единого государства, которое в конечном итоге и стало важнейшим фактором образования нации. «Идея наций, - считает В.А. Тишков,- рождается среди народов, не обязательно культурно однородных, как политическая программа для создания суверенных гражданских сообществ, и уже государства создают нации». В этой связи нельзя не вспомнить знаменитого итальянца Дж. Гарибальди: «Мы сделали Италию, теперь будем делать итальянцев».

Границы нации и государства совпадают, но не нация формирует границы государства, а государство - границы нации.

Формирование наций связано с возникновением и развитием капитализма. Развитие товарно-денежных отношений постепенно вело к формированию единого в экономическом отношении социально-исторического организма (термин Ю.И. Семенова), который был одновременно и централизованным государством. С появлением такого организма (социора) возникли и объективные интересы основной массы людей, входивших в его состав. К моменту образования французского государства, например, только три миллиона из двенадцати говорили по-французски и могли считаться этническими французами. Единой французской нацией это разноязыкое и разноэтническое сообщество (кельты Бретани, баски юга Франции, немцы Эльзаса и Лотарингии и др.) стало в процессе антифеодального движения, в ходе борьбы за завоевания Великой Французской революции, против попыток возродить феодальные порядки. Лишь в процессе такой борьбы могла вызреть идея национального единства, гражданского сообщества, имеющего право создавать государство, контролировать власть. Без этого французская нация не смогла бы оформиться.

На базе нескольких этнических общностей формировались многие нации Западной Европы. Так, швейцарская нация состоит из четырех этнических групп, говорящих на немецком, французском, итальянском и ретороманском языках. Две крупные этнические общины - фламандцы и валлоны - лежат в основе бельгийской нации. Подобная ситуация характерна для многих государств Западной Европы.

Население социально-исторического организма (государства) может представлять собой и одну этническую общность. В этом случае нация может быть одновременно и этносом. Такую нацию принято называть этнонацией. В основном на базе одного этноса сформировались, в частности, португальская, исландская, норвежская и шведская нации. Однако подобные примеры не столь уж многочисленны. На практике границы централизованного государства редко совпадают с этническими границами. В мире насчитывается несколько тысяч этнических общностей (этносов) и всего лишь около 200 государств.

Поэтому на сегодняшний момент этнополитологи договорились называть государственнообразующие этносы (нациеобразующие) стержневыми этнообщностями в том или ином государстве. Это не значит, что в данном государстве один этнос, это значит, что он доминировал в создании именно этого государства. В России - русские, в Германии- немцы и т.д.

По мнению Ю.И. Семенова, главное, что делает ту или иную общность нацией, - наличие у составляющих ее людей одного общего отечества. Люди, составляющие этнос, могут образовывать нацию, а могут и не образовывать её. С другой стороны, понятие государства может совпадать с понятием отечества, а может и не совпадать. Для людей, живущих в государстве, оно может быть их общим отечеством, а может и не быть. Если население государства является представителем одного этноса, эта совокупность людей обязательно будет и нацией. Когда такого совпадения нет, все зависит от того, считают ли представители этносов, населяющих страну, своим отечеством всю страну или только ту её часть, в которой они компактно проживают. Процесс превращения этноса в нацию принято называть нациезацией этноса, а целенаправленные действия государства, его политических институтов или этнополитической элиты по превращению этноса в на­цию - нациестроительством.


Список литературы

1. Арутюнян Ю.В. Дробижева Л.М. Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1998.

2. Гемнер Э. Нации и национализм. М, 1991.

3. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социологические исследования. 1992, № 1.

4. Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей // Советская этнография. 1986. № 3.



Статьи по теме: