Исторические общности людей: семья, род, племя, народность, нация, расса.

Исторические общности людей – это крупные, устойчивые объединения, обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка и т.д.

Род. Его основа – кровнородственные связи. Экономические отношения выступают здесь в оболочке родственных связей. Сюда же можно отнести и племя как объединение нескольких родов.Первой И.Ф.О. людей является род - организация первобытного общества, основанная на кровном родстве, коллективном владении средствами производства, общности элементов первобытной культуры, языка, традиций и т.д. Потребность в устойчивом коллективе людей, способных к согласованным действиям, к непрерывному ведению хозяйства была порождена необходимостью развития производительных сил и поддержания существования рода. Первобытному способу производства лучше всего отвечала родовая организация людей. На этой стадии развития общества производственный коллектив мог образоваться лишь на основе естественного родства и род, в отличие от первобытного стада, стал таким устойчивым коллективом.

Формой более широкой этнической общности, свойственной первобытно-общинному строю, является племя , которое, как правило, состояло из нескольких родов. Племена основывались также на родовых отношениях, кровнородственных связях людей. Принадлежность человека к племени делала его совладельцем общей собственности и обеспечивала участие в общественной жизни. Поэтому племя обладало теми же признаками, что и род. Каждое племя имело собственное имя, территорию, общность экономической жизни, языка, обычаев, нравов, культовых обрядов. Следует отметить, что родоплеменные отношения имели широкое распространение не только в период развития первобытно-общинного строя. Многие черты, присущие таким отношениям сохранились в той или иной форме и в современную эпоху среди многих народов Азии, Латинской Америки и Африки.

Исторический процесс развития производительных сил и производственных отношений привел к разрушению родо-племенных отношений. Разложение первобытного и появление классового общества способствовало появлению новой исторической общности народности. Народность как общность людей формируется с возникновением частнособственнических отношений. Развитие частной собственности, обмена, торговли разрушило былые родо-племенные связи, породило новое разделение труда и классовое расслоение. Кровно-родственный принцип объединения людей уступил место территориальному. Народность складывается из близких по происхождению и языку племен. Известно, например, что немецкая народность сложилась из различных германских племен, польская из славянских и т.д.



Народность. Возникает в рабовладельческом и феодальном обществах. Экономической основой формирования народности служат частный труд и частная собственность. Народность складывается как результат слияния разных племен, утраты ими экономической, территориальной, языковой самостоятельности и формирования на их основе общей материальной и духовной культуры, единой территории, языка, позднее и государства.Для народности как исторически сложившейся общности людей характерны такие признаки, как общность территории, экономические связи, единый язык и культура и т.д. Возникнув в рабовладельческом и феодальном обществе, народности сохраняются и даже формируются вплоть до наших дней.

Но история общества развивается дальше, развитие материального производства приводит к тому, что на смену натуральному хозяйству приходит товарное производство, ликвидируется экономическая раздробленность, укрепляются экономические и культурные связи между народностями. Все это способствовало тому, что в период развития капиталистических отношений появилась новая историческая общность людей нация для которой наряду с другими признаками (общая территория, язык, нравы, традиции и т.д.), главным является общее экономическое пространство, развитая экономика и культура. Нации образуются из многих или нескольких народностей. Так, хорошо известно, что русская нация сложилась из нескольких славянских народностей. Это же можно сказать о многих нациях, населяющих различные материки и континенты земного шара.

Нация - это такая историческая общность людей, которая имеет общую территорию, язык, культуру и, главное, общую экономику. Такие исторические общности людей, как народности и нации, играют большую роль в жизни общества, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели. При этом важно иметь в виду, что хотя национально-освободительное движение выступает одним из мощных факторов общественного прогресса, но оно не только не отодвигает на задний план борьбу классов, но часто выступает в союзе с ней. Нации формируются из людей различных племен и народностей вследствие обобществления производства, создания единого рынка. Нация характеризуется общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада, проявляющегося в национальном характере и культуре. Свойственная ей экономическая общность имеет более глубокий и универсальный характер в силу господства капиталистического товарного производства с присущим ему разделением и кооперацией труда, товарно-денежными отношениями. Нация – продукт буржуазной эпохи.

Следует различать понятия нация и национальность. Национальность отождествляется с этносом, этническим происхождением.

Этнос – совокупность людей, обладающих генетически обусловленными и более или менее выраженными общими типичными внешними признаками, общей культурой, языком, этническим самосознанием, общей территорией, которую данная этническая группа воспринимает как свою страну.

Существуют разные концепции в понимании нации:

· Семенов: гражданская концепция нации. Нация – это совокупность проживающих в стране людей.

· Тишков: инструментальная концепция. Нация – понятие, которое придумали политики, чтобы решать свои политические проблемы. Нация – средство для политической мобилизации населения.

Нация – это исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и психического склада.

Раньше нация и национальность совпадали, но с развитием экономических отношений, миграцией эти понятия разделились. Главная черта нации – общность экономического уклада.

3 периода в формировании наций.

1. Эпоха становления капитализма. В это время народность превращается в нацию.

2. Распространение капитализма из развитых стран. Это связано с колониальной политикой, когда колонии лишались возможности формировать собственную нацию.

3. Крах колониальной системы. Бывшие колонии получали независимость, это завершило формирование наций.

2 тенденции в развитии наций при капитализме:

· складывание наций, пробуждение национальной жизни

· усиление связей между государствами ломает национальные границы, делает их прозрачными. Существует такое понятие как глобализация.

В социальной структуре общества важная роль принадлежит также семье , как одной из малых социальных групп людей. Семья представляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, определенными юридическими нормами. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностями общества. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя различные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии, выполняя целый ряд важных социальных функций.

Семья, как определенная общность, складывается под влиянием множества факторов. Здесь прежде всего оказывают воздействие факторы природного порядка: удовлетворение потребностей в продолжения рода. Большое влияние на семью как социальную общность оказывает материально-производственная жизнь общества, состояние экономики, возможности развития материальной сферы семьи. Не менее важное значение в этом плане имеют возможности в удовлетворении духовных запросов, проявление чувства взаимной любви, уважения, заботы между членами семьи.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях.

Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и др.

Семья это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности.

Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи трудно переоценить.

Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороны государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий.

Классификация социальных общностей

Каковы критерии выделения и классификации социальных общностей?

Систематизация взглядов современных социологов по ϶ᴛᴏму вопросу позволяет выделить ряд потенциальных и реальных, необходимых и достаточных оснований выделения общности:

    сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);

    общность потребностей людей, субъективное осознание ими сходства ϲʙᴏих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);

    наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном обществе);

    формирование ϲʙᴏей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности, др.;

    укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;

    социальная идентификация членов общности, их самопричисление к ϶ᴛᴏй общности.

Социальная общность - ϶ᴛᴏ совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности , ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни

Как возникают социальные общности?

Существуют различные концепции создания социальных общностей. Важно заметить, что одна из них предложена американским социологом Джорджом Хомансом, кᴏᴛᴏᴩый считал, что люди во взаимодействии друг с другом пытаются достичь блага, и чем значимее благо, тем больше человек предпринимает усилий для объединения с другими людьми.

Рассматривая коллективное поведение с позиции предварительных установок (преддиспозиций), социолог Гордон Олпорт выдвинул теорию, согласно кᴏᴛᴏᴩой новый социальный субъект формируется посредством конвергенции предрасположенностей , т. е.единства оценок, ценностей , придаваемых значений, стереотипов , кᴏᴛᴏᴩыми обладают члены формирующейся общности. Стоит заметить, что он теоретически доказал, что в основе зарождения новой общности лежат исходство эмоций, и рациональные предпочтения людей.

Известный американский социолог Нейл Смелзер в ϲʙᴏей книге “Массовое поведение” (1964-1967) структурировал теорию конвергенции Олпорта. Стоит заметить, что он достаточно однозначно связал ϲʙᴏю объяснительную концепцию возникновения новой общности не с эмоциональными основаниями, а с рациональными.

Отметим, что теория рационального ценностно-ориентированного поведения Н. Смелзера позволила не только отразить и интерпретировать этапы формирования общностей, но и воспроизвести (научно смоделировать) логические стадии ϶ᴛᴏго процесса:

    формирование максимально обобщенных представлений относительно идеалов, целей, задач будущей ассоциации;

    нагнетание на базе общего видения проблемы определенной напряженности в первую очередь за счет преувеличения угроз и выявления “общего врага”;

    взращивание неявного, предварительного, достаточно туманного верования о принципах действия общности, воспитание предпочтений относительно будущей модели активности (легальной, нелегальной, насильственной, мирной и т. п.);

    обращение к истории в поисках образцов для заимствования (так поступают в новой России казаки, дворяне и другие возрожденческие общности);

    мобилизация сил для действий: расширение числа сторонников и подготовка их к организации;

    введение внутреннего социального контроля, т. е. прав и обязанностей, позволяющих требовать, наказывать, поощрять, изгонять, носить символику;

    вхождение новой массовой организации (встраивание, вливание, принятие общественным мнением, узаконение) в существующие общественные структуры.

Последний этап знаменует вpaстание новой общности в систему сложившихся общественных связей - образование общественной или юридически фиксированной организации, институционализация, продвижение “ϲʙᴏих” во властные элиты и т. д.

Виды социальных общностей

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм.

Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.

По времени продолжительности существования - от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.

По плотности связи между индивидами - от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.

По размерам выделяют три основные группы:

1. Большие социальные общности, т.е. группы, существующие в масштабах страны в целом (нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения).

2. Средние социальные общности, например, жители Архангельска или всей Архангельской области.

3. Малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, например, семью, коллектив работников небольшого магазина и т.д.

1. Социально-экономические (касты, сословия, классы);

2. Социально-этнические (роды, племена, народности, нации);

3. Социально-демографические (молодежь, престарелые, дети, родители, женщины, мужчины и т.д.)

4. Социально-профессиональные, или корпоративные, общности (шахтеры, учителя, бухгалтера, финансисты, врачи и т.д.);

5. Социально-территориальные (жители отдельных краев, областей, районов, городов, сел, деревень и т.д.).

Первичные и вторичные социальные группы

С точки зрения характера взаимодействия внутри человеческой общности выделяют первичные и вторичные социальные группы. Первичная социальная группа - это совокупность людей, которые хорошо знают друг друга и вступают в непосредственное взаимодействие, межличностные отношения. Связи между членами первичной группы являются очень тесными, предполагают взаимную поддержку, а сама группа оказывает значительное влияние на людей, входящих в ее состав. Примеры первичных социальных групп: семья, группа друзей, соседи по лестничной площадке. Вторичная социальная группа - совокупность людей, которые вступают в формально-деловые отношения для достижения конкретной общей цели. Отношения между членами группы часто носят обезличенный характер и не предполагают тесной эмоциональной связи. Примеры вторичных социальных групп: творческий союз, политическая партия, производственно-хозяйственное объединение. Представители одной социальной группы осознают свою принадлежность к ней, независимо от того, есть ли между ними тесные связи (первичная социальная группа) или связи эти носят поверхностный характер (вторичная социальная группа).

Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности , кᴏᴛᴏᴩые подразделяются на большие и малые социальные группы. (По Марксу и Тённису)

Массовые социальные общности

Наша жизнь всесторонне пронизана понятиями, кᴏᴛᴏᴩые составляют основное содержание такой социологической категории, как “массовая социальная общность”.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

    представляют собой структурно-нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;

    для таких общностей характерен ситуативный способ существования , т. е. они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее , и по϶ᴛᴏму оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;

    им присуща разнородность состава , межгрупповая природа, т. е. данные общности разрывают классовые, групповые и иные границы;

    вследствие ϲʙᴏего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц.

Типичным образцом массовых общностей будут участники широких политических илиэкологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.).Иходнотипное поведение зачастую продиктовано не разумом, а чувствами, общими эмоциями .

К массовым социальным общностям ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

    этнические общности (расы, нации, народности, племена);

    социально-территориальные общности - ϶ᴛᴏ совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на базе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,

    социальные классы и социальные слои (϶ᴛᴏ совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе общественного разделения труда).Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером приϲʙᴏения благ.

Социальные связи

Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов.

В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух (нескольких) объектов. Связь является наиболее глубоким проявлением такой совместимости. В социальных исследованиях выделяются различные типы связей: связи функционирования, развития, или генетические, причинные связи, структурные связи и т. д. В гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных связей, т. е. связей, устанавливаемых только в плоскости знания и не имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта, смешение этих связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии, так и в результатах исследования.

Под "социальной" связью обычно понимают набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени независимо от персональных качеств отдельных личностей. Это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира, складывающиеся в ходе их практической деятельности. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия, контроля, отношений, а также институциональные связи.

Особенности социальных общностей

Характерной особенностью социальной общности (город, деревня, трудовой коллектив, семья и т. д.) является то, что социальные системы складываются именно на ее базе. Социальная общность представляет собой совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности (экономическое, социально-статусное, уровень профессиональной подготовки и образования, интересы и потребности и т. д.), общие для данной группы взаимодействующих индивидов (нации классы, социально-профессиональные группы, трудовые коллективы и т. п.); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованьям (город, деревня, регион), принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам(семья, образование, наука, политика, религия, и т. д.).

Причины дезорганизации социальных общностей

Социальные процессы (демографический, миграционный, урбанизации, индустриализации) в качестве нежелательного результата могут оказать деструктивное, дезорганизационное воздействие на социальные общности. Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике. Так, если с внешней стороны процессы типа миграции, развития городов, промышленности и т. д. Ведут к распаду больших семей, складывавшихся ранее из двух или трех поколений, в производственных группах - к текучести кадров и т. д., в территориальных общностях - к росту числа мигрантов в составе коренного населения, к нарушению естественной половозрастной структуре, то дезорганизация функций таких общностей выражается в расшатывании ценностей, нарастания противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры общности, то в свою очередь ведет к росту отклонений в поведении ее членов.

К числу социальных причин, дезорганизующих личность, можно отнести ее участие либо в нескольких социальных общностях, навязывающих ей противоречащие социальные ценности и образцы поведения, либо в таких, для которых характерна неопределенность социальных ролей, т. е. требований, предъявляемых к индивиду, отсутствие социального контроля, неясность критериев оценок поведения. Как правило, такого рода явления связаны с ослаблением социально-психологического эффекта общности, служащего средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания.

В этих условиях так называемые нормальные социальные общности не во всех случаях оказываются в состоянии обеспечить выполнение ряда их существенных функций, т. е. снабдить индивида последовательной, внутренне не противоречивой системой нормативов поведения, стимулировать чувство солидарности и принадлежности к ней, предоставить упорядоченную систему ступеней социального престижа и признания и т. д.

По горизонтали:

3. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их терри-

тории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера (Нация)

5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям (Наука).

6. Доход, связанный с предпринимательской деятельностью (Прибыль)

8. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении (Суж-

10. Единичный представитель человеческого рода (Индивид).

11. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли общест-

ва (Акция).

По вертикали:

1. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную неза-

висимость (Конфедерация)

2. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг (Деньги).

4. Приспособление человека к окружающему миру (Адаптация).

7.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания (Фи-

лософия).

8. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями (Сословие).

9. Человек, находящийся вне своей социальной группы (Маригинал).

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

Члены жюри:

5.5. 10 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. 1.1.Какого типа социального контроля не существует

а) Формального и неформального б) Контроля Эго и супер-эго в) Внутреннего и внешнего г) Аффективного

1.2. Маргинальность - это

а) Состояние индивида, при котором он входит в две и более группы, но при этом до конца не разделяет нормы и ценности ни одной из них б) Стремление соответствовать нормам и ценностям группы в) Полное или частичное нарушение норм и ценностей группы

г) Напряжение, возникающее у личности в случае несоответствия ожиданиям группы.

1.3. Наглядно-чувственный образ предметов и явлений, получаемый через органы чувств, но сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия,

называется:

а) ощущением

б) восприятием

в) представлением

г) воображением

1.4.Только для президентской республики характерны следующие утверждения

а) в президентской республике имеет местонаиболее четкое разделение властей б) президент обладает отлагательным вето в) президент является главой исполнительной власти

г) президент избирается путем всенародного голосования

1.5. Какая идеология отрицала принцип разделения властей?

а) либеральная

б) коммунистическая

в) неолиберальная

г) христианско-демократическая

1.6.Десятая конфета не доставляет такого удовольствия, как первая. Это пример:

а) общей полезности

б) закона убывающей полезности

в) дефицита

г) альтернативной стоимости

1.7. Взаимозаменяемые товары:

а) имеют одинаковую цену б) дополняют друг друга при сбыте

в) конкурируют друг с другом на рынке г) стимулируют сбыт друг друга

1.8.Какой орган осуществляет надзор за исполнением законов в РФ?

б) прокуратура

в) Совет Федерации

г) следственное управление

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте

краткий ответ.

1. Способность к труду, свойство отражать объективную действительность в образах,

возможность культурного наследия.

2. Удовлетворение важнейших потребностей общества, наличие устойчивых форм организации людей, наличие комплекса статусов, традиций, ритуалов, норм и цен-

_____________________________________________________________.

3. Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания на-

логов, символика.

_____________________________________________________________.

1. отличия человека от животного, 2. социальные институты, 3. признаки государства

3. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из

приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных

вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше,

чем пропусков в тексте!

Первым источником религиозно-философской мудрости и мысли стала так называемая

1_______________, в которой сильны проявления мифологического сознания.

Более понятной и вместе с тем философской является другая группа текстов, появившаяся позднее - 2 _____________________(само это слово обозначает процесс обучения муд-

рецом своих учеников). Именно в этих текстах впервые была выражена идея

3____________ - переселения душ живых существ после их смерти. Согласно закону

4____________, тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с моральными норма-

ми, родится в будущем представителем одной из высших 5 _______ общества.

Иными словами, каждый получает то, что заслуживает. Чтобы быть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью искупить свой кармический долг прежних существований. Самый надежный путь - жизнь

Еще одним способом освобождения души является комплекс практических упражнений,

самоконтроль, жесткая дисциплина, а именно - система 7_________________. Цель эта-

пов тренировки - достижение состояния, помогающего освобождению

8_________________.

1. Ведиче-

5. Реинкар-

ская лите-

отшельник

8. Конфуциан-

Ответ: 1 3 5 2 6 4 7 11

4.Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

Общественное сознание, индивидуальное сознание, сознание, мораль, религия, право-

сознание, уровни сознания, обыденное сознание, теоретическое сознание, компоненты,

идеология.

Сознание

общественное сознание

индивидуальное сознание

компоненты

теоретическое

правосознание

идеология

обыденное сознание

5. Решите правовую задачу

5.1. Несовершеннолетнему Андрею исполнилось 15 лет. Он с друзьями решил отметить день рождения. Ребята приобрели и распили крепкие спиртные напитки в парке. В результате сильного алкогольного опьянения Андрей и его друзья стали приставать к гражданам в парке,

сопровождая свои действия нецензурной бранью. Они разбили несколько плафонов на фона-

рях, установленных в парке. Данные действия заметили сотрудники полиции и общественной безопасности и пресекли действия несовершеннолетних правонарушителей. Один из сотруд-

ников обещал всей группе длительные сроки ареста по всей строгости Уголовного кодекса РФ.

Как следует квалифицировать действия несовершеннолетних? Какое они понесут наказание,

если Андрею на момент совершения деяния исполнилось 15 лет, а его друзья старше на один год? Прав ли сотрудник полиции?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5.2. За брак в работе токарю Ермакову был объявлен выговор. Кроме того, его частично ли-

шили премии. Считая, что за один поступок не может быть два наказания, Ермаков обратился в Комиссию по трудовым спорам с просьбой отменить приказ о лишении премии.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5.1. Действие несовершеннолетних следует квалифицировать как административное правона-

рушение. Андрей не может нести уголовную ответственность, так как она наступает в РФ с

16 лет в общих случаях. В особо тяжких случаях она наступает раньше. Поскольку поведение юношей носит характер административных нарушений, то и санкции к ним будут применены по Административному кодексу. Сотрудник полиции не прав.

5.2.Согласно Трудовому Кодексу РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть не-

исполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

При этом за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисци-

плинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в го-

сударственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

6. Решите логическую задачу.

На экономическом саммите встретились главы трех государств - А, В и С. Один из них был законно избранным президентом, второй - наследный монархом, а третий военным дикта-

тором. Когда у них спросили, кто есть кто, ответы были следующие:

А: «В монарх, а С - диктатор» В: «А - законно избранный президент» С: «Диктатором являюсь я или А»

Как выяснилось впоследствии, правду сказал лишь тот из них, кто был монархом. Определи-

те, есть кто. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: А диктатор, В президент, С монарх

7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием?

Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ответ: Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем са-

мым умалив достоинство первой.

Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий - оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия и наших ожиданий.

Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.

8. Решите кроссворд.

По горизонтали:

1. Социальное поведение, отклоняющееся от социально приемлемого в обществе (Девиа-

2. Группа, которая обладает властью или влиянием над другими группами (Элита).

4. Некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, приспособление к нему (Конформизм).

7. Соответствие нашего знания или сказанного существующему на самом деле (Истина). 9. Нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям,

бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага (Альтруизм). 11. Замкнутая, обособленная социальная группа со строго определенным родом занятий,

своеобразным стилем жизни, обычаями, традициями, нормами (Каста).

13. Политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу про-

водимой политики, целям и методам осуществления государственной власти (Оппозиция).

По вертикали:

3. Одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враж-

дующих сил, тенденций (Антагонизм).

5. Любой вид деятельности, приносящий прибыль или денежный доход (Бизнес).

6. Способ деятельности и мышления, обеспечивающий выход личности за пределы тради-

ционного, привычного, заданного бытия (Творчество).

8. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, согласие воспринять их даже в том случае, если они противоречат мировоззренческим установкам самого наблюдателя

(Толерантность).

10. Раздел экономической теории, изучающий функционирование экономики в целом,

экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений (Мак-

роэкономика).

12. Процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства (Стратификация).

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

Члены жюри:

5.6. 11 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1. Укажите причины, которые определяют специфику социального познания, его от-

личие от познания естественнонаучного.

а) В социальном познании возможности эксперимента ограничены.

б) Социальное познание имеет дело с постоянно изменяющимися событиями и явлениями и поэтому направлено на открытие истин относительных в) Социальное познание не может быть абсолютно беспристрастным в силу на-

личия у ученых заинтересованного отношения к объекту исследования г) В социальном познании совмещаются субъект и объект познания

1.2. Критерием истины согласно сенсуалистам является:

б) практика

г) ощущение

д) соглашение ученых

а) уровень разделения труда в обществе б) уровень развития науки

в) степень свободы личности и система обеспечения и защиты прав человека г) уровень развития производительных сил

1.4.Основными стратификационными переменными в современном обществе можно считать

а) семейное положение

б) доступ к политической власти

в) уровень дохода

г) принадлежность к конфессии

д) национальность

1.5. Тоталитарный режим характеризуется

а) Полным контролем всех сфер общества

б) Цензурой на СМИ

в) Наличием оппозиции

г) Территориальной экспансией

1.6.Федеративное устройство государства предполагает

а) наличие двух уровней власти б) относительную правовую независимость административных единиц

в) управлением государства только из центра, которое делегирует полномочия субъектам и контролирует их полный суверенитет г) административных единиц, которые делегируют уполномоченному ими же цен-

тру вопросы только культурного характера

Понятие социальной общности людей позволяет рассматривать этапы в развитии человеческого сообщества, как социально-природного целого, при этом, особенности институализации могут, как рассматриваться, так и не рассматриваться. К видам социальных общностей людей относят: род, племя, народность, нацию, вне-национальные inter-национальные общности.

Род как социальная общность людей, определяется наличием структурированных родственных связей. Эта форма общности соответствует древнему, первоначальному развитию человеческих сообществ. Племя как социальная общность характеризуется тем, что состоит из нескольких родов. В рамках племени обеспечивается генетическая чистота новых поколений. Племя, по сравнению с родом, выступает более прогрессивной формой общности, для которой характерна единая организация жизни и наличие руководящей структуры. Существование племен характеризуется не только присутствие кровно-родовых связей и управленческой структурой, но также и способом, укладом жизни. Этот способ или уклад характеризует конкретные формы освоения данным сообществом природы. В этом плане надо отметить существующую «специализацию» племен (животноводческие, земледельческие, рыболовецкие и т.д.).

Народность следующая форма социальных общностей людей. По сравнению с племенем в народности заметен шаг к усилению социально организационных характеристик жизни человеческого сообщества, по сравнению с акцентировкой кровнородственного момента (в племени). Для народности характерны следующие признаки: язык, единство природных характеристик (этнические характеристики), проявляемое у всех представителей данной народности; особенности культуры (включающие в себя способы жизнедеятельности и их отражение в духовной жизни), территория проживания.

Нация как социальная общность людей характеризуется следующими признаками: общность языка, культуры, территории, единство этнических черт, а также общность экономической жизни. Учитывая, что наличие экономического процесса связано с проявлением капитализации общественных связей, символом которого выступает крупное машинное производство. Общность экономической жизни устанавливается по отношению к тому или иному этносу, как имеющая место лишь тогда, когда для данного народа главным признаком, характеризующим организацию его жизни, является установление связей с природой и с другими сообществами через создание собственных технологий, в которых используются возможности машин. Речь идет о переходе от натуральных форм хозяйствования на земле к формам создания искусственной среды, опосредующей отношение человеческого сообщества к природе. Это опосредование сущностно меняет характеристики и самого сообщества, в частности, оно приводит к ослаблению статуса кровно-природной, мускульной силы людей как ведущей. Именно в этот период возникает, и все более усиливается связь людей, обусловленная не кровнородственными характеристиками. Эти характеристики хотя и остаются, но перестают играть решающую, знаковую роль в человеческом сообществе.

Именно для нации характерна общность экономической жизни, поэтому, общность людей в своем развитии прямо приводит к появлению новых общностей - интернациональных, в которых обозначен выход людей за границы связей, определяемых с акцентированием природно-социальных аспектов.

Возникновение интернациональных общностей происходит тогда, когда общность экономической жизни охватывает ряд регионов, в которых присутствуют разные народы. В рамках интернациональных общностей (американский народ, советский народ) возникает проблема сохранения культурной самобытности входящих народов, их языков.

В рамках мирового экономического процесса происходит постепенная невилировака особенностей культурной жизни разных народов, включая и их языки. В этом плане стоит задача достижения сознательной ориентации на сохранение культурных достижений всех народов. Эта задача по сути является задачей противопоставления собственно человеческого технологизации социальной жизни, в рамках которой и сам человек превращается в винтик безличного процесса, не имеющего собственно культурных определений.

Теория обслуживающая технологизацию общественной жизни, обосновывающая ее позитивность или хотя бы нейтральность, по отношению к процессу разрушения культуры, - это теория космополитизма. Главная идея этой теории состоит в том, что человек не должен искать культурного контекста собственного существования, что, находясь в потоке технологических манипуляций, называемых современным способом существования человеческой цивилизации, - человек должен абстрагироваться от отсутствия первого и присутствия второго и в своем существовании находить замену потерянного содержания в общественном технологическом движении. Иначе говоря, космополит - это тот, который независимо от места нахождения и социального контекста существования чувствует себя одинаково хорошо и не является защитником, каких либо существующих или утраченных культурных миров.

Речь идет о том, что позиция космополита характеризует укорененно-внешние отношения индивида к любому культурному содержанию. Для космополита характерно преобладание вне-культурных определений существования, полное сосредоточение на цивилизационных определениях. Именно эта позиция, выражающая и обосновывающая космополитизм, тщательно завуалирована, так как лишь в подтексте обнаруживается связь чисто цивилизационной позиции индивида с интересами господствующих социальных групп. В категориальном плане позиция космополитизма могла быть выражена в виде потери связки всеобщего с особенным. Реальный вариант состоит в том, что всеобщее вне особенного не существует. Универсально-планетарная идея, которую берет на вооружение космополитизм, абсолютизирована в результате утверждения космополитами не существенности, малозначимости для человека той или иной особенности территориально определенной области на планете. Именно в этом выражается отрыв субстанциональной основы причастности к универсальному материальному миру, который всегда выражается в наличии у человека своей родины, то есть места на планете, любя которое, человек любит всю планету. Космополитизм характеризует человека как гражданина Мира. В этом выражается наличие у него манипулятивно-соотносительного статуса. Здесь устанавливается соотношение индивида со сферой отчужденно-нормативно регламентирующей характеристики существования. Всеобщее, проявляя себя, получает свою содержательность, осмысленность, через общее, особенное. По отношению к этой сфере человек выступает единицей, которая должна. соотносясь с ней, подчиняться ее стандартам. Именно подчинение выступает главным в определении понятия гражданин. В таком определении специально не акцентируется культурные возможности человека.

Идея мирового гражданства возникает на почве углубления капиталистических трансформаций общественных связей. Эта идея призвана, во-первых, обосновать отказ от значимости и самоценности культурной позиции человека, заменив ее способностью адаптироваться в «технологизации» общественной жизни. Во-вторых, идея мирового гражданства направлена на разрушение национального в отношении к странам технологически более развитым. В этом смысле возникает манипуляция с феноменом национального: национальное противопоставляется мировому. Отрицается необходимость поддержания специфики национального на основе утверждения необходимости подчинения его мировому. Однако данная манипуляция с понятием национального строится на абстрактном понимании понятия мирового. Когда мировое рассматривается а-национальным, оно выступает реально не существующим. Такой ход мысли, является распространенным. В этом случае имеет место идеологическая процедура, в результате которой, мировое оказывается очищенным от массива национального. После такого очищения в понятие мирового включается указание на наличие какого то массива (количества) участников, единиц экономического финансового процесса охватывающего всех, а также в понятие мирового включается указание на причастность этих единиц к общетехнологическому, финансовому процессу охватывающему всех. Речь идет, таким образом, об абстрактном образе совершающегося повсеместно процесса цивилизационного движения, в котором индивид является в той или иной мере соучастником и выражает образ космополита - гражданина мира. Так как этот процесс имеет свои нормы и установления по отношению, к которым данный индивид определяет свое место, в том числе речь идет о месте, не фиксированном в какой либо точке земного шара. Это объясняется тем, что мировой процесс, как каковой, должен определяться не столько характеризующими его результатами, сколько фактами продолжения начатого движения. Речь идет об экономическом процессе, который охватывает весь мир. Для него не суть важными оказываются различные национальные характеристики общественной жизни. Поэтому, реальный статус национального нивелируется, уступая место статусу собственно экономическому. Под флагом космополитизма решаются различные, не только национальные, но и политические, религиозные, идеологические и прочие проблемы.

Проблема глобализации как проблема экономического превосходства развитых и попытка насильственного приобщения к такому уровню экономически недостаточно развитых стран является в настоящее время мощной тенденцией в мировом процессе, который игнорирует национальные традиции, и заставляет усиленно развивать национальную экономику.

ОБЩНОСТЬ

ОБЩНОСТЬ

совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт) , придающих ей неповторимое своеобразие.

В отличие от иных организаций и институтов, сознательно создаваемых людьми, О. возникают естеств.-исторически, т. е. независимо от воли и сознания людей под влиянием объективной необходимости в процессе обществ. производства. Способом производства определяется в конечном счёте и О. На ранних ступенях истории слабое производит. сил обусловливало численно небольших О., которые, однако, были весьма устойчивы и обеспечивали функционирование и развитие производства средств существования, воспроизводство самого человека, совместное противостояние враждебным силам природы и т. д. Такими О. были , племя, семья, . Они позволили человечеству не только сохраниться, но и заложить основы дальнейшего прогресса, развития цивилизации. Более развитое производит. сил в условиях докапиталистич. антагонистич. обществ.-экономия, формаций вызвало к жизни новую историч. О.- . Как , народности более многочисленны, чем предыдущие О., и обеспечивают более широкие возможности для развития как производит. сил, так и обществ. жизни в целом. В рамках народностей развивается обществ. , в том числе происходит отделение умств. труда от физического, возникает по-литич. как следствие раскола общества на . Формирование народностей связано с разложением родо-племенных О., остатки которых иногда сохраняются как пережиток. Происходит также разложение и общины, но во мн. случаях она продолжает существовать и в рамках народности. Видоизменяется и получает дальнейшее развитие семья.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ОБЩНОСТЬ" в других словарях:

    общность - общность, и … Русский орфографический словарь

    Общность жён философский принцип многих философов от античности до наших дней. Содержание 1 Общность жён в Древнем мире 2 Общность жён в Средние века … Википедия

    ОБЩНОСТЬ, общности, мн. нет, жен. (книжн.). Единство, неразрывность; отвлеч. сущ. к общий в 1 и 2 знач. «Нация это, прежде всего, общность, определенная общность людей.» Сталин. «…Национальная общность немыслима без общего языка…» Сталин.… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    Общность - Общность ♦ Сommunauté То, что является общим. По Канту, в частности, взаимодействие между тем, что воздействует, и тем, что подвергается воздействию. Это одна из трех категорий отношения (наряду с акциденцией и каузальностью), находящая… … Философский словарь Спонвиля

    общность - ОБЩНОСТЬ, единство, разг. одинаковость, устар. согласие … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, напр. социальная группа, профессия, место проживания, религиозная принадлежность и т. п … Большой Энциклопедический словарь

    ОБЩНОСТЬ, и, жен. 1. см. общий. 2. Совокупность, единство, целостность. Социальная, историческая о. | прил. общностный, ая, ое (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Англ. community; нем. Gemeinsamkeit. 1. Общий характер, подобие, сходство. 2. Тип взаимоотношений между людьми, характеризующийся чувством идентичности, общими интересами и т. д. 3. Реально существующая совокупность индивидов, объединяемых… … Энциклопедия социологии

    общность - общность. Неправильно произношение [обшность] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Детская общность как объект и субъект воспитания. Монография , . Работа выполнена в соответствии с планом фундаментальных исследований Российской академии образования 2008-2012 гг. Эта монография - результат коллективной научной работы сотрудников…


Статьи по теме: