Настоящие балкарцы. Карачаевцы и балкарцы

Общие определения карты пространства (местности):

Карта - это построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли , другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на ней объекты или явления в определенной системе условных знаков.

Карта - математически определённая образно-знаковая модель действительности.

Классификация

Географические карты подразделяются на следующие категории:

По территориальному охвату

  • карты мира;
  • карты материков;
  • карты стран и регионов

По масштабу

  • крупномасштабные (начиная с 1:200000 и крупнее);
  • среднемасштабные (от 1:200000 и до 1:1000000 включительно);
  • мелкомасштабные (мельче 1:1000000).

Отличные по масштабу карты имеют разную точность и детальность изображения, степень генерализации и разное назначение.

По назначению

  • научно-справочные - предназначены для выполнения научных исследований и получения максимально полной информации;
  • культурно-образовательные - предназначены для популяризации знаний, идей;
  • учебные - используются в качестве наглядных пособий для изучения географии, истории, геологии и других дисциплин;
  • технические - отображают объекты и условия, необходимые для решения каких-либо технических заданий;
  • туристические - могут содержать: населённые пункты, ориентиры, достопримечательности, маршруты передвижения, места отдыха, ночёвок и других услуг, в зависимости от предназначения по видам туризма ;
  • навигационные (дорожные) и др.

По содержанию

Пример топографической карты

Карта Африки

  • Общегеографические(физические) карты - изображают все географические явления, в том числе рельеф, гидрографию, растительно-почвенный покров, населённые пункты, хозяйственные объекты, коммуникации, границы и т. д. Общегеографические крупномасштабные карты, на которых изображены все объекты местности, называются топографическими, среднемасштабные общегеографические карты - обзорно-топографическими, а мелкомасштабные общегеографические карты - обзорными.
  • Тематические карты - показывают расположение, взаимосвязи и динамику природных явлений, населения, экономики, социальную сферу. Их можно разделить на две группы: карты природных явлений и карты общественных явлений.
    • Карты природных явлений охватывают все компоненты природной среды и их комбинации. В эту группу входят карты геологические, геофизические, карты рельефа земной поверхности и дна Мирового океана, метеорологические и климатические, океанографические, ботанические, гидрологические, почвенные, карты полезных ископаемых, карты физико-географических ландшафтов и физико-географического районирования и т. д.
    • Общественно-политические карты включают карты населения, экономические, политические, исторические, социально-географические, причём каждая из подкатегорий в свою очередь может содержать собственную структуру разделения. Так, экономические карты включают также карты промышленности (как общие, так и отраслевые), сельского хозяйства, рыбной промышленности, транспорта и связи

Создание карт

Созданием картографических произведений занимается раздел картографии картоведение . Создание карт выполняется с помощью картографических проекций - способа перехода от реальной, геометрически сложной земной поверхности к плоскости карты. Для этого сначала переходят к математически правильной фигурe эллипсоида или пули, а затем проектируют изображение на плоскость с помощью математических зависимостей. При этом используют различные вспомогательные поверхности: цилиндр , конус , плоскость .

Искажения карт

На любых географических картах существуют искажения длин, углов, форм и площадей. Эти искажения разных видов, а их величина зависит от вида проекции, масштаба карты и охвата проектируемой территории. Обнаружить на карте искажения длин вдоль меридианов можно, сравнив отрезки меридианов между двумя соседними параллелями - если они находятся на одном уровне, то искажений длины нет. Об искажении расстояний на параллелях свидетельствует соотношение длин отрезков экватора и параллели 60°-й широты между соседними меридианами. Если искажения отсутствуют, то отрезок экватора ровно в два раза больше, чем отрезок 60°-й параллели.

О характерном для большинства карт искажении углов можно сделать вывод в том случае, когда параллели и меридианы не образуют между собой прямых углов.

Различить искажения формы можно сравнив длину и ширину какого-либо географического объекта на карте и глобусе - если соотношения форм пропорциональны, то искажения по данному критерию нет. Ещё проще различить искажения формы можно сравнив ячейки сетки на одной широте: если они одинаковы, то это свидетельствует об отсутствии искажений формы на данной географической карте.

В зависимости от назначения карт, для них подбирают такие проекции, на которых один из видов искажений может отсутствовать, или быть пренебрежимо малым. По характеру искажений картографические проекции делятся на

См. также

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Берлянт А. М. Образ пространства: карта и информация. - Москва: Мысль, 1986. - 237 с.
  • Коллекция различных карт в журнале metkere.com
  • Брусницына Н. В. Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы экологического картографирования» / Н. В. Брусницына; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург, 2008.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Географическая карта

Географическая карта - это уменьшенное, обобщенное, условно-знаковое изображение.

Географическая карта –уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков.

Географическая карта - изображение земной поверхности, на котором показано размещение, состояние и взаимосвязь природы и общества, их изменение во времени, развитие и перемещения.

Географическая карта - уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, построенное в той или иной картографической проекции, географические объекты которой переданы условными знаками.

Картографическая проекция – математический способ изображения земного шара на плоскости.

Отбор и обобщение изображенных на карте явлений должны соответствовать назначению и масштабу карты, а также особенностям территории.

(от франц. general – общий, главный) – представляет собой выделение более важных элементов, процессов и связей на определенной территории.

Картографическая генерализация - отбор и обобщение изображаемых на карте объектов соответственно назначению, масштабу и особенностям картографируемой территории.

Для изображения географических объектов на картах используют условные знаки : масштабные (площадные - леса, болота, озера; линейные - реки, дороги); внемасштабные (объекты, не учитываемые в масштабе карты); пояснительные (стрелки, рисунки деревьев).

Перечень всех используемых на карте условных знаков и объяснения содержит легенда к карте.

Виды карт

По охвату территории различают карты мировые и полушарий; материков, океанов и их частей; государств и их частей.

На общегеографических карта х все изображаемые объекты равноправны, в основном это рельеф, реки, озера, населенные пункты, дороги и т.д.

В общегеографическихкартах выделяют математическую основу (проекция, масштаб, геодезическая основа) и непосредственно картографические изображения (гидрография, рельеф, растительность и почвы, населенные пункты, коммуникации, инфраструктура, политико-административное деление, экономика и культурные объекты).

Тематические карты с большей подробностью передают один или несколько определенных элементов, в зависимости от темы карты.

Карты растительности, например, изображают распространение и состав растительного мира, отдельных материков и стран. Есть также карты полезных ископаемых, карты лесов, карты рельефа, синоптические карты, карты промышленности, которые изображают крупные города – промышленные центры, их специализацию. Все эти карты характеризуют географические объекты и явления на определенную тему: растительность, рельеф, промышленность. В этой связи их называют тематическими.

В тематическихкартах выделяют картографические изображения (географическая основа, т.е. гидрография, границы, населенные пункты, пути сообщения; тематическое содержание) и пояснительные условные знаки (условные знаки, текстовые пояснения, таблица). Математической основы в тематических картах нет.

В социально-экономических картах показывают уровень развития экономики, количество, плотность и распределение населения по регионам, трудовые ресурсы и др.

По назначению : справочные, учебные, туристские, сельскохозяйственные и др.

По масштабу :

крупномасштабные (масштаб от 1:200 000 и крупнее);

среднемасштабные (от 1:200 000 до 1:1 000 000) и

мелкомасштабные (мельче 1:1 000 000)

Крупномасштабные карты являются основными, поскольку предоставляют информацию, используемую потом при составлении карт средних и мелких масштабов. К ним относятся топографические карты масштаба крупнее 1:250 000. На них показывают транспортные магистрали, населенные пункты, политические и административные границы, набор дополнительной информации (например, распространение лесов, болот, незакрепленные песчаные массивы и пр.) зависит от назначения карт и характерных черт местности. Рельеф на крупномасштабных картах обычно показывается при помощи изогипс, или горизонталей, что позволяет определить угол наклона, относительные превышения.

Среднемасштабные карты издаются для нужд регионального планирования и навигации. Они обычно выпускаются комплектами. Наиболее распространенный их масштаб 1:1 000 000. Содержание среднемасштабных карт в основном соответствует содержанию топографических карт, но отличается большей генерализацией.

Большинство карт атласов имеет мелкий масштаб , причем тематически они могут быть очень разными. Их масштаб 1:10 000 000. На них показывается вся поверхность земного шара или значительная ее часть.

По объекту : материковые, морские, астрономические, планетарные.

По методу фиксации изображения : наземные, аэрокосмические, подводные.

Самой подробной является географическая карта бывшего СССР, созданная учеными в 1987 г. в масштабе 1: 25 000, то есть в одном сантиметре 250 метров. Такой подробнейший «портрет» огромного региона создан впервые, подобного масштаба карты мировая практика не знает.

Чем мельче масштаб карты, тем существеннее искажения.

Карачаевцы - тюркоязычный народ Северного Кавказа, населяющий Карачаево-Черкесскую Республику. Преимущественные районы проживания: город Черкесск, Усть-Джегутинский район, Карачаевский городской округ, Карачаевский район, Малокарачаевский район, Прикубанский район, Зеленчукский район, Урупский район. Исконное место проживания - горные районы: долины Домбая и Теберды, Приэльбрусье, частично Архыз. Древнейшие населенные пункты - Къарт-Джурт, Учкулан, Хурзук, Дуут, Джазлык. Карачаевцы - мусульмане-сунниты ханифитского мазхаба. Численность по данным Всероссийской переписи 2002 года - 192 182 человека.

Безапелляционной версии происхождения карачаевцев не существует. По данным антропологии, как и балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, бацбийцы, аваро-андо-цезские народы, часть горских евреев, относятся к центральному кластеру кавкасионского типа европеиодной расы. Однако генетических данных пока мало. Из того, что есть на данный момент, можно сделать вывод о доминировании следующих гаплогрупп: R1A1 ((23,2%) арийская) и G2 ((27,5%) кавказская). Процент остальных гаплогрупп незначительный. Однако, насколько известно, выборки не большие.

Говорят карачаевцы на карачаево-балкарском языке, который относится к северо-западной (половецко-кыпчакской) группе тюркских языков. Исследователи предполагают, что в этногенезе карачаевцев могли принимать участие:
1. автохтонные кавказские племена;
2. аланы;
3. булгары;
4. хазары;
5. кипчаки.
Такая версия в частности была одобрена 22-26 июня 1959 года на научной сессии, посвященной происхождению балкарцев и карачаевцев, прошедшей в городе Нальчике.

***
Карачаевцы и балкарцы
Если описывать балкарцев, то можно сказать, что они один в один совпадают с карачаевцами и по данным антропологии, и по данным генетики, и по языку (не говоря уже о культуре). То есть, все классификации и определения, приведенные относительно карачаевцев, можно относить, не сомневаясь, к балкарцам. Они считают себя одним народом. Если говорить абсолютно точно, то народ, который сейчас называется балкарцы приобрел такое общее название уже с включением в состав России. Это были пять горских обществ: Черекское, Холам, Безенги, Чегемское, Баксанское (Урусбиевское), которые управлялись каждый своими аристократическими родами (таубии).

Наиболее известные из них: Абаевы, Айдебуловы, Жанхотовы и Мисаковы - в Малкарском обществе, Балкаруковы и Келеметовы - в Чегемском, Шакмановы - в Холамском, Сюйюнчевы - в Безенгиевском, Урусбиевы (отделившаяся ветвь Сюйюнчевых) - в Баксанском.
Существовали некоторые отличия в языке указанных горских обществ. На основе этих отличий позднее были определены соответствующие диалекты. Непосредственно балкарцами (малкъарлыла) называли жителей наиболее крупного Черекского общества. Они говорят на цокающем диалекте карачаево-балкарского языка ((чач (кар.) - цац (чер. диал.) - волосы), имеются и некоторые другие фонетическия отличия).

Чегемцы и Баксанцы (урусбиевцы по фамилии князей Урусбиевых) говорят на языке, не имеющем отличий от карачаевского (за исключением может перехода дж/ж джаш/жаш - парень). Также выделяют холамо-безенгиевский смешанный говор. Но лексических различий между данными диалектами нет. На основе языка карачаевцев, чегемцев и урусбиевцев сформировался сегодняшний литературный карачаево-балкарский язык. Изначально малкъарлыла (балкарцы) себя называли жители Черекского общества, остальные называли себя - таулула (горцы). То есть этноним балкарец исторически применим не ко всему балкарскому народу, хотя это уже вопрос не сегодняшней самоидентификации, а скорее дел минувших.

***
Балкарцы - коренное население Кабардино-Балкарии, населяющее в основном ее горные и предгорные районы в верховьях рек Хазнидон, Черек-Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы), Чегем (чегемцы), Баксан (баксанцы или в прошлом - урусбиевцы) и Малка. Говорят на карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи. Относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Мусульмане-сунниты ханифитского мазхаба. Численность в России 108 тыс. человек (2002), из них в Кабардино-Балкарии 105 тыс., что составляет 11,6% населения республики.
Балкарцы являются одним из самых высокогорных народов региона. Они занимают ущелья и предгорья Центрального Кавказа по долинам рек Малка, Баксан, Чегем, Черек и их притоков. Фактически балкарцы составляют единый народ с карачаевцами, разделенный административно на две части. Материальная культура также идентична. Единственное, в силу специфики ущелий карачаевцы строили жилища из дерева, а у балкарцев в ходу было каменное строительство, сохранились и родовые княжеские башни и склепы из камня. Если говорить о ментальности, то карачаевцы считают балкарцев более веселыми, мягкими, склонными к шуткам людьми. Балкарский поэт Кайсын Кулиев говорил, что песни пишут в Карачае, а поют в Балкарии.

***
Если говорить о самоназвании балкарец, то соотносить его с этнонимом булгар сложно, поскольку в оригинале оно звучит - малкъарлы. Его можно соотнести и с названием реки Малка в Кабардино-Балкарии. При этом рассуждать, что балкарцы потомки булгар, наверное, можно. Если следовать легенде, согласно которой Великая Болгария Кубрата, которая территориально охватывала и часть северо-западного Кавказа, распалась и народ был разделен между его сыновьями, то можно с большей либо меньшей степенью достоверности утверждать, что часть булгар могла остаться на Северном Кавказе (булгары Батбаяна) и внести свой вклад в этногенез местных народов, в том числе и карачаевцев, и балкарцев.
Существование булгар в предгорьях и частично в горах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии имеет некоторое археологическое подтверждение.
В связи с этим можно проводить некую символическую линию от Дунайской Болгарии через Кавказ к Волжской Булгарии и Казани. Однако, учитывая многогранность этногенеза большинства народов Северного Кавказа, а тем более и карачаево-балкарцев (условный термин, который уже давно применяется), возможность участия в этногенезе народа нескольких этносов, утверждать на сегодняшний день, что балкарцы - это булгары наших дней мы бы не стали. Но исключать участие булгар в указанном формировании народа тоже нет аргументов.
***
Кстати, современные болгары, а также казанские татары проявляют постоянный интерес к этой проблематике. Думаем, что эта тема подлежит отдельной научной разработке, которая может, если не подтвердить данную версию, то дать дополнительные знания в соответствующем контексте, что следует приветствовать.

ю балкарцы в киргизии, балкарцы
Всего: До 900 тыс. (2015, оценка)
Россия Россия:
112 924 (Перепись 2010)
    • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария:
      108 577 (Перепись 2010)
    • Ставропольский край Ставропольский край:
      883 (Перепись 2010)
    • Москва Москва:
      666 (Перепись 2010)
    • Карачаево-Черкесия Карачаево-Черкесия:
      418 (Перепись 2010)

Казахстан Казахстан:
5 000 (Перепись 2009)
Киргизия Киргизия:
1 512 (Перепись 1999)
Турция Турция:
40 000 (2010, оценка)
США США:
3 542 (Перепись 2010)

Украина Украина:
2100 (2010)

Балка́рцы (карач.-балк. аланла) - тюркоязычный народ, проживающий в центральной части Северного Кавказа, населяющий её горные и предгорные (Балкария) районы в верховьях рек Баксан, Чегем, Хазнидон, Черек-Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы).

Карачаево-балкарцы и ногайцы на территориях КЧР и КБР

Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке тюркской семьи. Диалектные различия незначительны.

  • 1 Численность
  • 2 Этногенез
  • 3 География расселения
  • 4 История
  • 5 Традиционные занятия
  • 6 Жилища и поселения
  • 7 Традиционная одежда
  • 8 Традиционная пища
  • 9 Семья и традиции
  • 10 Религия
  • 11 Некоторые известные балкарцы
  • 12 Фотогалерея
  • 13 Примечания
  • 14 Литература
  • 15 Ссылки

Численность

Доля по районам на 2010 год по переписи:

Численность в России 112,9 тыс. человек (2010), из них в Кабардино-Балкарии 108,6, что составляет 12,7 % населения республики.

Некоторое количество балкарцев проживает в Казахстане и Киргизии (4-5 тыс. чел., 2008, оценка), куда они попали в результате сталинской депортации.

Живут также в Турции, Сирии, Египте, странах Европы и Америке, где являются потомками мухаджиров, покинувших Северный Кавказ в XIX веке, и неотделимы от карачаевцев.

Общая численность около 150 тыс. чел. (2010, оценка).

Этногенез

Балкарцы образовались из смешения коренных северокавказсских племён и алан

Предположительно, название народа (этноним) "балкарцы" происходит от русского варианта названия "малкарцы" (жители ущелья Малкар). Первых балкарцев русские встретили именно там.

После монгольского нашествия (13 в.) предки балкарцев были оттеснены в горные ущелья Центрального Кавказа, где затем образовали 5 крупных «обществ» (Балкарское (Малкарское), Холамское, Безенгийское, Чегемское и Урусбиевское). Города были разрушены монголами и практически не подлежали восстановлению. середине 18 века балкарцы пережили нашествие чумы с большими человеческими потерями. Из-за большой плотности населения болезнь стремительно распространилась и уничтожила 2/3, восстановленного после монгольского нашествия, населения. Во 2-й половине 19 в. часть балкарцев вновь переселилась в предгорные районы.

География расселения

Балкарцы являются одним из самых высокогорных народов Кавказа. Они занимают ущелья и предгорья Центрального Кавказа по долинам рек Малка, Баксан, Чегем, Черек и их притоков. Территория Балкарии богата горными массивами, лесами, плодородными долинами и альпийскими лугами.

История

Эльбрус - высочайшая вершина Кавказа, России и Европы; его стилизованное изображение присутствует на национальном флаге балкарского народа. Кавказ в середине XI в. Кавказ в 1213 году

Балкарский народ сформировался на территории Центрального Кавказа в результате длительного исторического развития трёх основополагающих этнических компонентов:

а) потомков древнейшего автохтонно-кавказского населения медно-каменного, бронзового и раннежелезного веков IV-I тыс. до н. э. (особенно племен кобанской культуры XII-IV вв. до н. э.);

б) алан-асов (II-I вв до н. э. - XIII в. н. э.);

в) булгар (I тыс. н. э.) и половцев-кыпчаков и/или куманов (XI-XIV).

Смешанный характер этногенеза балкарцев проявляется в разнообразии традиционно связанных с ними этнических наименований и в особенностях их материальной и духовной культуры. Первые упоминания этнонима «балкар» содержатся у автора IV в. Мар Абаса Катины в связи с событиями более древнего периода (его сведения сохранились в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, V в.), а также в латинском «Анонимном Хронографе» 354 г., хронике З. Ритора (VI в.), «Армянской географии» А. Ширакаци (VII в.). русских документах наиболее ранние упоминания балкарцев относятся к 1629 году. грузинских источниках XIV-XVIII вв. балкарцы известны под именем «басианы». Осетины называли их асами (æссон, асиаг), сваны - «сауары» или «горцы», кабардинцы - «къушхьэ» (горцы). среде балкарцев и карачаевцев сохраняется и этноним «алан», как повседневное обращение друг к другу.

Издавна балкарцы имели разносторонние экономические, политические и культурные связи с соседями, особенно с кабардинцами, осетинами-дигорцами, сванами, грузинами-рачинцами и др., поддерживающими с ними родственные, аталические и куначеские отношения. Не позднее начала XVII в. стали устанавливаться связи с Россией. 1628-1629 гг. представители Русского Царства интересовались возможностью разработок серебряных руд в Балкарии. По пути в Грузию и обратно московские послы Ельчин и Захарьев были тепло встречены и вели торговлю в Баксанском ущелье (1639-1640), а Толочанов с Иевлевым (1651) и Жидовин с Порошиным (1655) - в Черекском. 1736 г. у жителей Верхнего Чегема гостил с казаком с Дона и описал некоторые черты их быта и верований кизлярский дворянин Тузов. С другой стороны, балкарский узден («дворянин») Каспулат пребывал в 1643 г. в русском г. Терки. А в 1657 г. таубий («горский князь») Айдаболов вместе с посольством кахетинского царя Теймураза I и представителями других горных обществ Центрального Кавказа отправился в Москву, где был принят в Грановитой палате, щедро одарен соболями царём Алексеем Михайловичем и находился около года.

В состав России балкарцы официально вошли в 1827 году, когда делегация от всех их обществ подала прошение в Ставрополе о принятии в русское подданство с условием сохранения у них сословной структуры, древних обычаев, шариатского суда, мусульманского вероисповедания. Этот акт, явившийся одним из весьма крутых поворотных пунктов в историческом развитии балкарцев, существенно расширил и обогатил их взаимосвязи с внешним миром. Они стали отдавать своих аманатов в русские крепости, служили в царской армии, участвовали в русско-турецкой (1877-1878), русско-японской (1904-1905) и Первой мировой (1914-1920) войнах, в революционных движениях 1905-1907 и 1917 гг.

Определённый научный интерес к географии, истории и культуре Балкарии заметно оживился в конце XVIII-XIX вв. (Гюльденштедт, Рейнеггс, Паллас, Потоцкий, Клапрот). Но несравнимо активнее такой интерес к ней со стороны европейских, русских, и иных исследователей и путешественников возрос в 30-е гг. XIX - 10-е гг. XX вв., то есть после вхождения Балкарии в состав России (Боссе, Шаховской, Бларамберг, Фиркович, братья Нарышкины, Караулов, Преле, Тепцов, Баранов, Долбежев, Зичи, Вырубов, композитор Танеев, географ Динник, антрополог Чехович и др.). После реформ 1867 г. в горах строились новые мосты и колесные дороги; впервые в Приэльбрусье таубием И. Урусбиевым был построен специальный дом для приезжих; у него часто гостили зарубежные и российские представители науки и культуры, туристы и альпинисты (Миллер и Ковалевский, Танеев, Мурр, Туккер, Анисимов, Тульчинский, Пастухов, Абих и др.). 1860 г. в Нальчике открылась начальная Горская школа, преобразованная в 1909 г. в общеобразовательное реальное училище, где балкарцы учились вместе с русскими, кабардинцами и др. Позднее начальные школы открывались и в балкарских селах Кашхатау и Чегеме (1902), Урусбиево и Хасауте (1913). Некоторые балкарцы из привилегированных сословий получали образование в учебных заведениях Владикавказа, Тбилиси, Ставрополя, Москвы, Петербурга. Все это способствовало тому, что во второй половине XIX - начале XX вв. среди балкарцев начала формироваться национальная интеллигенция, проводившая значительную культурно-просветительскую работу (публицист-историк М. Абаев и юрист Б. Шаханов, знатоки и собиратели фольклора М., И., Н. и С. Урусбиевы, скрипач С. Абаев, врачи А. Шаханов и И. Абаев, учителя Ф. Шакманова, Я. Джабоев и Э. Чеченов, общественный деятель И. Балкаруков, поэт - основоположник балкарской литературы К. Мечиев).

Балкарские князья Жанхотов и Айдаболов

У балкарцев сложились довольно развитые для высокогорных условий формы феодализма с глубокой социально-имущественной дифференциацией и многоступенчатой сословной иерархией. Вместе с тем устойчиво сохранялись и определённые патриархально-родовые пережитки. Высший социальный слой - это таубии («горские князья»). К таковым относились: Абаевы, Айдаболовы, Жанхотовы, Шахановы и Мисаковы - в Малкарском обществе, Баразбиевы, Кучуковы, Балкаруковы и Келеметовы - в Чегемском, Шакмановы - в Холамском, Сюйюнчевы - в Безенгиевском, Урусбиевы - в Баксанском. Рождённые от неравного брака с таубием назывались «чанка». Следующую привилегированную ступень занимали уздени («дворяне»), то есть собственники - феодалы, находившиеся в определённой даннической, военно-служебной и иной зависимости от таубиев. Ниже находились каракиши («чёрные люди») - податные таубиев, официально освобождённые в результате реформ 1867 г. Далее следовали азаты - «вольноотпущенники», считавшиеся лично свободными, но реально оказавшиеся в зависимости от представителей высших сословий из-за пользования их землями. Ещё ниже были чагары - «холопы», пользовавшиеся некоторыми правами и земельными наделами. Последнюю ступень занимали казаки или касаги («безродные», «бесприютные») и карауаши («черноголовые») - абсолютно бесправные дворовые холопы и холопки, находившиеся на положении рабов.

Взаимоотношения между разными сословиями жестко регламентировались и, как правило, в интересах высших социальных групп. Если таубии устраивали свадьбы, похороны и т. п., то уздени, каракиши и др. вынуждены были нести определенные расходы, преподносить подарки, оказывать услуги и почести.

В вопросах кровной мести, воровства и иных конфликтных ситуациях виновные таубии, по сравнению с остальными, наказывались несравнимо мягче или вообще не привлекались к ответственности - срабатывало право феодальной неприкосновенности. Браки, как правило, были сословно замкнутыми. При всем том многие судебные дела, споры и конфликты между общинами с соседними народами, вопросы войны и мира и т. п. решались на народных форумах - Тёре, в которых участвовали разные сословия. особых случаях они выполняли также и законодательные функции. каждом селе или обществе было своё Тёре во главе с таубием - олием. При необходимости могли созываться форумы нескольких или даже всех балкарских обществ, которые возглавлял наиболее влиятельный таубий - «верховный олий». По тем или иным спорным вопросам к Тёре Балкарии порой обращались также из Карачая, Осетии и др.

Коренной перелом в жизни балкарцев произошёл в результате революции 1917 г. их истории с того периода немало драматических страниц, но были и весьма значительные достижения. После Февральской революции в состав Нальчикского исполкома, который поддержал Временное правительство России, вошли таубии И. Урусбиев, Б. Шаханов, Т. Шакманов. С другой стороны, из среды балкарцев выдвинулись многие лидеры, боровшиеся в Гражданской войне за советскую власть (М. Энеев, С.-Х. Калабеков, Ю. Настуев, А. Гемуев, Х. Асанов, К. Ульбашев и др.). На II съезде народов Северного Кавказа (Пятигорск, 1918), провозгласившем установление советской власти в регионе и образование Терской народной республики, делегаты Кабарды и Балкарии выступили единой фракцией. 1922 г. создана Кабардино-Балкарская автономная область (КБАО); в 1936 г. она преобразована в автономную республику (КБАССР). Территории с численным преобладанием балкарцев были выделены в отдельные районы - Черекский, Чегемский, Холам-Безенгиевский, Эльбрусский. Росло количество сел с современной уличной планировкой, с домами нового типа и приусадебными хозяйствами, с магазинами, клубами и школами; в некоторых из них появились электричество и радио. С 1940 г. в Баксанском ущелье начал работать Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат.

Основы многовекового уклада жизни балкарцев стали круто изменяться в результате коллективизации сельского хозяйства, которая из-за специфики горных условий завершилась лишь в 1937 г. Преступные перегибы в коллективизации вызывали упорное сопротивление крестьян (выступление в Чегемском ущелье в 1930 г.).

С начала 20-х гг. были приняты радикальные меры по ликвидации безграмотности и распространению новой культуры. Стали выходить книги и газета на балкарском языке. 20-30-х гг. в Нальчике необычайно быстро возросло число культурно-просветительских, учебных и научных учреждений, где получили образование многие балкарцы. Они учились также в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону и др.

В 30-е гг. продолжалось творчество поэта К. Мечиева, появились новые имена поэтов и писателей (С. Шахмурзаев, К. Кулиев, К. Отаров, О. Этезов, Х. Кациев и др.). 1934 г. был создан Союз писателей Кабардино-Балкарии, в 1940 г. - балкарский Драматический театр.

Весьма значительным достижениям в социально-экономическом и культурном развитии балкарцев нанесли непоправимый урон массовые репрессии в конце 20-30-х гг. по отношению к крестьянству (особенно в связи с коллективизацией), партийным и советским работникам (Х. Зокаев, К. Ульбашев, К. Чеченов), писателям (А. Ульбашев, Х. Теммоев, С. Отаров) и многие др. годы войны балкарцы подверглись беспрецедентному террору.

В 1942 г. частями НКВД под предлогом борьбы с бандитизмом в Черекском ущелье были расстреляны сотни мирных жителей - стариков, женщин, детей, сожжены несколько сёл (Сауту, Глашево и др.).

8 марта 1944 года по ложному обвинению в пособничестве фашистским войскам, весь балкарский народ был полностью принудительно переселён (депортирован) из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию и Казахстан. На месте балкарцев, как и дргих депортированных народов, расселяли рассеянно для быстрой ассимляции среди местного населения. Между тем тысячи балкарцев (более 16000 из общих 42500, то есть более 1/3 народа) сражались на фронтах Великой Отечественной войны в составе 115 кабардино-балкарской кавалерийской дивизии, партизанских отрядах КБАССР, Белоруссии и Украины, в рядах антифашистского сопротивления Европы. Почти все они были награждены орденами и медалями, хотя после геноцида балкарского народа в 1944 г. их явно ограничивали в получении офицерских званий и наград. На основании Указов высших властей Союза ССР от 1956, 1957 гг. и др. документов репрессии против балкарцев признаны ошибочными и антизаконными. 28 марта 1957 года Указ Президиума Верховного Совета СССР принял Постановление о восстановлении государственности балкарцев и возвращении прежнего названия республики - Кабардино-Балкария, а балкарцам разрешено было вернуться на прежнее место жительства. Вопрос депортации является центральным в новейшей истории балкарского народа. Юридические и исторические аспекты этого явления тщательно исследуются с научной точки зрения.

Традиционные занятия

Ведущая отрасль традиционного хозяйства - отгонное скотоводство (овцы, а также крупный рогатый скот, козы, лошади, до конца 18 в. - свиньи). Занимались также горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овёс, с конца 19 в. - картофель, огородные). Домашние промыслы и ремёсла - выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение, добыча серы и свинца, изготовление пороха и пуль. Большое значение имели пчеловодство, охота. пореформенное время начала развиваться молочная промышленность.

Жилища и поселения

Земельная теснота, постоянная готовность к защите своей территории, глубокие социальные различия и противоречия в Балкарии отчетливо отразились в особенностях планировки и топографии поселений, оборонительных и погребальных сооружений.

В наиболее многолюдном обществе Малкар, а также Холаме и Безенги селения зачастую располагались на склонах гор, очень скученно и террасообразно, имели узкие проходы вместо улиц. Чегеме и Баксане их планировка была более свободной.

К селам и орошаемым участкам подводили издалека (порой за 10-12 км) водопроводы из керамических труб и желобов, местами используя для этого опорные столбы (Малкар, Холам, Чегем).

Во многих селах и иных, удобных для защиты ущелий, местах сооружались оборонительно-жилые комплексы и башни (замки Джабоевых, Курноятский, Зильгийский, башни Балкаруковых, Абаевых, Малкара, Амирхана, Баксанука, Ак-кала и др.).

Там же, близ захоронений рядовых общинников в обычных грунтовых могилах и каменных ящиках, для знати строились монументальные наземные склепы-мавзолеи (кешене) из хорошо обработанных камней.

Проводилась определенная физическая и военная подготовка молодежи, в том числе и в специальных лагерях таубиев («Басиат-къош»).

Традиционная одежда

Традиционная одежда северокавказского типа. У мужчин - нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, чекмень, подпоясанный узким ременным поясом, на котором висело оружие; шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы.

Женщины носили туникообразные рубахи, широкие штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шарфы, шапочки, разнообразные украшения. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой.

Традиционная пища

Основа питания - мясо-молочная и растительная. Традиционные блюда - варёное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира (къыйма), «колбаса» из жира, печени и риса (сохта), заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), йогурт (жуўурт айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепешки (гыржын) и пироги (хычын) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорпа), среди лакомств - различные варианты халвы. Напитки: молочные - кефир и айран, праздничные - боза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавказского рододендрона.

Семья и традиции

Семья преимущественно малая, браки экзогамны. Обязательно соблюдались сословные ограничения. семейной жизни характерны патриархальные традиции, различные запреты - избегания. Были распространены древние обычаи: кровной мести, побратимства, куначество, аталычества, гостеприимство и т. д.

В народной жизни большое значение придается этикету. Характерны календарные и другие праздники, военизированные спортивные игры. Разнообразен фольклор - нартский эпос, обрядовые, трудовые, героические и другие песни, благопожелания и прочее.

Религия

Процесс исламизации балкарцев начался в XVII в., однако ещё в XIX в. их верования представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций (вера в Тейри). Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни, божеств-покровителей. настоящее время большинство балкарцев причисляются к мусульманам-суннитам,но есть и люди исповедующие традиционные верования.

Некоторые известные балкарцы

  • Абаев, Султанбек Асланбекович (1845-1888) - выдающийся скрипач, первый балкарский профессиональный музыкант, просветитель, общественный деятель.
  • Аккаев, Хаджимурат Магомедович - российский спортсмен-тяжелоатлет, серебряный призёр летних Олимпийских игр 2004 года, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 2008 года,Чемпион мира 2011.
  • Байсултанов, Алим Юсуфович (1919-1943) - летчик морской авиации, Герой Советского Союза.
  • Залиханов, Михаил Чоккаевич - академик РАН, Герой Социалистического Труда, депутат Государственной Думы пятого созыва, Председатель Высшего экологического совета парламента России, руководитель Центра по устойчивому развитию, научный руководитель Высокогорного геофизического института, президент Федерации альпинизма и горного туризма Кабардино-Балкарии.
  • Кулиев Кайсын Шуваевич (1917-1985) - великий балкарский поэт, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР. Депутат Верховного Совета СССР.
  • Мечиев, Казим Беккиевич (1859-1945) - патриарх балкарской поэзии, философ и гуманист.
  • Ульбашев, Мутай Исмаилович (1923-2005) - балетмейстер, хореограф, «Заслуженный артист КБР», « Народный артист Российской Федерации», «Народный артист Чечено-Ингушской Республики», в прошлом руководитель ансамбля «Кабардинка» и «Балкария».
  • Уммаев, Мухажир Магометгериевич (1922-1948) - боевой командир, один из первых освободителей Одессы, Герой Советского Союза.
  • Энеев, Магомед Алиевич (1897-1928) - балкарский коммунист, активный участник строительства Советской власти на Северном Кавказе.
  • Энеев, Тимур Магометович - академик РАН, Советский и Российский ученый, автор фундаментальных трудов в области теоретической и прикладной космонавтики и космогонии. Лауреат Ленинской и Демидовской премий.

Фотогалерея

  • Балкарки в национальных костюмах (начало XX века)
  • Балкарки из привилегированного сословия, Чегемское общество (XIX век)
  • Балкарка из привилегированного сословия, общество Малкар (XIX век)
  • Балкарская семья. Исмаил Урусбиев с женой и дочерьми (XIX век)
  • Старейшины рода Урусбиевых, Баксанское общество (конец XIX века)
  • Просветитель А. Шаханов, генерал-майор медицины (XIX век)
  • Алим Байсултанов (1919-1943), Герой Советского Союза.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения.rar)
  3. По переписи 1989 г. в Казахстане было 2 967 балкарцев (Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР // Демоскоп Weekly)
  4. Демографические тенденции, формирование наций и межэтнические отношения в Киргизии
  5. По переписи 1989 г. в Киргизии было 2 131 балкарец (Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР // Демоскоп Weekly)
  6. Цифра приводится по карачаевцам и балкарцам вместе.
  7. Кипкеева З. Б. «Карачаево-балкарская диаспора в Турции»
  8. Борлакова Ф.А. Карачаево-балкарская диаспора в США // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2008. - № 15. - С. 9-15.
  9. "Соматологически карачаевцы и балкарцы относятся к кавкасионской расе северокавказских популяций"


Статьи по теме: