Что известно о жизни хвощинского. Анализ рассказов И

В начале 60-х годов XIX века работает над сочинением, которое взбудоражило русское общество. Новая книга писателя, где главными героями являются отцы и дети, рассказывает об отношениях старого поколения с молодежью, о борьбе консерватизма с новыми идеями. Роман так и называется – «Отцы и дети».

И.С. Тургенев относится к плеяде великих литераторов русской классики. Его прозаические сочинения пропитаны ароматом поэтики. На стихи писателя написаны популярные романсы. Несомненную ценность представляет эпистолярное наследие Тургенева.

Роман Тургенева описывает события, произошедшие накануне царской реформы, отменившей крепостное право. В этот период в России появляются общественные группы, которые по-разному оценивают прошлое и настоящее страны, имеют собственное видение будущего общества.

Для понимания идеи романа следует изучить общественно-политическую обстановку в России XIX века и разобраться в лозунгах и целях, которые ставили перед собой западники и славянофилы.

Это интересно! Мысли о новом романе у автора появились в августе 1860 года. Тогда Тургенев отдыхал на английском острове Уайт. Предполагалось, что это будет большая повесть. Прототипом главной фигуры стал врач из провинции, с которым писателю довелось однажды путешествовать по железной дороге.

Осенью начинается работа над произведением. Иван Сергеевич планирует закончить роман к апрелю 1861 года. Однако дело идет туго, и к весне Тургенев успевает написать только первую часть. Последнюю точку в романе «Отцы и дети» писатель поставил в июле, находясь в родном имении.

В сентябре 1861 года рукопись романа Тургенев прочитал друзьям. Дельные высказывания П.В. Анненкова побуждают его внести изменения в текст. В 1862 году роман публикуется в мартовском номере журнала «Русский вестник». Отдельное издание романа «Отцы и дети» с посвящением В.Г. Белинскому увидело свет через полгода.

Сюжетная линия романа

Аркадий Кирсанов в сопровождении приятеля нигилиста Евгения Базарова приезжает в родовое поместье Марьино. Происходит знакомство с отцом и дядей Аркадия. За обедом завязывается полемика между молодыми людьми и старшим поколением. Базаров и Павел Петрович не находят взаимопонимания.

На губернаторском балу Евгений Базаров знакомится с Одинцовой. Анна Сергеевна приглашает Базарова с другом приехать в гости. В Никольском врач-нигилист объясняется в любви молодой женщине. Одинцова напугана чувствами влюбленного Евгения. Приятели уезжают в деревню к отцу Базарова.

Назойливая забота родителей вынуждает Базарова уехать в Марьино. Между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым происходит дуэль. Поводом послужил ничего не значащий поцелуй гостя с молодой крестьянкой Фенечкой, родившей Николаю Петровичу сына Митю.

Аркадий и Евгений осознают, что принадлежат к разным сословиям. Кирсанов отправляется в Никольское, где делает предложение Кате, сестре Одинцовой. Базаров уезжает в родительскую деревню помогать отцу в лечении больных. Анатомируя труп тифозного больного, Евгений получает заражение крови. Перед смертью происходит свидание Базарова с Анной Сергеевной.

Николай Петрович играет свадьбу с Фенечкой. Павел Петрович уезжает за границу. Аркадий женится на Екатерине Сергеевне.

Антиподы

Евгений Базаров и Павел Петрович – главные персонажи, которые определяют название романа «Отцы и дети».

Таблица, в которой представлена краткая характеристика героев, указывает на различия в образах двух мужчин.

Евгений Базаров Павел Петрович
Внешность Длинные волосы, некрасивое лицо с крупными чертами, тонкие губы. Отвисшие бакенбарды. Жёсткие и длинные пальцы. Коротко остриженные седые волосы. Привлекательное, всегда выбритое лицо правильной формы. Красивые руки с ухоженными ногтями. Пользуется духами.
Происхождение и образование Сын полкового лекаря, учится на медицинском факультете в университете. Потомственный аристократ, служил офицером в гвардейском полку после окончания Пажеского корпуса.
Черты характера Уверенный в своих суждениях циник. Не всегда вежлив, порой ведет себя вызывающе. Трудолюбив. Проницательный интеллектуал, отличается благородством и честностью. Обладает сильной волей.
Идейные взгляды Нигилист Славянофил
Как сложилась судьба Умер в деревне от заражения крови Уехал в Дрезден, где общался главным образом с англичанами

Базаров

Один из главных персонажей романа «Отцы и дети» Евгений Базаров, который получает медицинское образование в университете Петербурга. Нигилист по убеждениям будущий врач не видит познавательную роль науки, не ценит искусство. Молодой человек не верит в любовь, романтические отношения между мужчиной и женщиной.

Прагматические принципы провозглашаются в спорах с Павлом Петровичем, проскальзывают в разговоре с Одинцовой. Неприятие родственных чувств возводит стену непонимания между Евгением и родителями. Отрицание всего и вся проявляется в неопрятном внешнем виде лекаря и старой одежде, которую носит.

Общаясь с людьми, Евгений Базаров хочет выглядеть строгим и хладнокровным, иногда насмешливым и ироничным. Однако поступки, которые совершает этот герой, вступают в противоречие с его словами.

Целыми днями молодой врач Базаров проводит медицинские опыты или читает научные книги. Отрицающий любовь Евгений страстно влюбляется в Анну Сергеевну. За нахальной развязностью спорщика с идейными оппонентами скрывается ранимая душа. Базаров старательно прячет нежные чувства к отцу и матери, окруживших сына родительской заботой.

Под маской холодного практицизма скрывается живое существо. Это сумела почувствовать простая крестьянская женщина Фенечка, которая назвала доктора добрым человеком. Образом Евгения Базарова писатель Иван Тургенев, не осознавая этого, подписывает смертный приговор нигилизму как философскому течению.

Павел Петрович

Потомок боевого генерала Павел Кирсанов относится в романе к категории «отцов». Павел Петрович получил военное образование в Пажеском корпусе. Это престижное учебное заведение в свое время заканчивали писатель А.Н. Радищев, декабрист П.И. Пестель, герой Бородино генерал Д.С. Дохтуров и другие знаменитые люди России.

Перед гвардейским офицером открыта блестящая армейская карьера, но молодой человек посвящает себя светской жизни. Кирсанов знакомится с графиней Р. на одном из раутов. Безответная любовь к эксцентричной женщине заставляет Павла Петровича уйти в отставку и уехать за границу.

Не добившись возлюбленной, аристократ возвращается на родину и живет в деревне брата. Завсегдатай столичных салонов Павел Петрович с презрением относится к провинциальному обществу губернского городка. Либерал Кирсанов любит поговорить о высоких материях и не занимается практическими делами.

Важно! Образ Павла Петровича Кирсанова – это путь в никуда. Всю жизнь герой романа гоняется за химерами, а за его спиной постоянно маячит скука. Будучи высокообразованным, материально обеспеченным человеком, Павел не совершил ни одного благородного поступка.

Но что-то теплое и доброе все-таки скрыто в глубине души Павла Петровича. Наверное, не случайно Тургенев дополняет последние страницы романа «Отцы и дети» эпизодом в церкви. Глубоко и надолго задумывается старый человек, потом начинает креститься и молиться. Возможно, так писатель представляет моменты исповедального раскаяния.

Другие персонажи

Главные герои в романе «Отцы и дети» взаимодействуют с еще несколькими персонажами, которые помогают лучше понять характеры центральных фигур произведения.

Перечислим героев романа «Отцы и дети»:

  1. Николай Кирсанов придерживается либеральных взглядов. Помещик интересуется искусством, не оставляет без внимания прогрессивные идеи.
  2. Аркадий Кирсанов – старший сын Николая Петровича. Приятель Базарова поддерживает постулаты нигилизма. Впоследствии отходит от модного течения.
  3. Василий Базаров – отец главного героя, бывший военный хирург. Консерватор по убеждениям.
  4. Арина Власьевна Базарова безмерно любит сына.
  5. Анна Сергеевна Одинцова чрезвычайно дорожит спокойной жизнью, даже в угоду пылкой любви. Ее сестра Катерина становится женой Аркадия.
  6. Фенечка – деревенская девушка, родившая Николаю Кирсанову второго сына.

В романе «Отцы и дети» есть и другие действующие лица, которые появляются эпизодически. Некоторые из них упоминаются в рассказах о жизни главных персонажей.

Представляем их список:

  • Виктор Ситников и Авдотья Кукшина – ложные приверженцы нигилизма;
  • Княгиня Р. – предмет неразделенной любви Павла Петровича;
  • Сергей Николаевич Локтев, отец Одинцовой, известен как карточный игрок;
  • Авдотья Степановна, живет в доме Анны Сергеевны, своей племянницы.

Критика по поводу романа

Публикация романа «Отца и дети» вызвала разноречивые отклики в среде критиков литературы. М.А. Антонович посчитал сочинение Тургенева скучным и художественно слабым произведением. Критик заметил только бесконечные рассуждения персонажей. Характеристика героев представляет личности, которые автор не соизволил исследовать.

Противоположное мнение о романе «Отцы и дети» высказывает М.Н. Катков. Издатель и публицист отмечает мастерское изображение типов, ясность в изложении идей. В романе отсутствуют лишние детали, замедляющие развитие излагаемой истории.

Н.Н. Страхов сравнивает «Отцов и детей» с комедией Гоголя «Ревизор», где главным действующим лицом назван смех. Главным героем романа, как считает литературовед, является жизнь. Также критик отмечает поэтичность языка произведения.

Это интересно! В.П. Буренин ставит сочинение Тургенева в один ряд с «Евгением Онегиным» Пушкина, «Мертвыми душами» Гоголя, лермонтовским «Героем нашего времени». Критик называет образы персонажей, созданные писателем, живыми, сотканными из плоти и крови.

Чтобы понять многогранность таланта Тургенева, рекомендуется прочитать не только роман «Отцы и дети», но и другие сочинения автора в различных жанрах.

Полезное видео

Подведем итоги

И.С. Тургенев — гений русской словесности. Писатель сочетает психологический анализ характера человека с откликом на общественные процессы. За ненавязчивым изложением сюжетной канвы в романе скрыто глубокое исследование общественно-политических отношений в российском государстве.

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

(1818–1883)

РОМАН «ОТЦЫ И ДЕТИ»

В ТАБЛИЦАХ

История создания романа «Отцы и дети»

Замысел возникает летом 1860 г. В августе 1861 г. роман окончен.

В 1862 г. выходит отдельным изданием. Тургенев посвящает его

В. Г. Белинскому. Посвящение имело программный и полемический оттенок.

Выход романа стал общественным событием. На роман живо отреагировала критика, появилось множество статей и обзоров, носивших острый полемический характер. Самыми известными отзывами являются статьи

М. Антоновича «Асмодей нашего времени», Д. Писарева «Базаров»,

Н. Страхова «Отцы и дети» Тургенева». Также писали о романе

Ф. М. Достоевский, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков.

Конфликты романа

Внешний

Внутренний

Противостояние разных поколений.

Проявляется в отношениях Павла Петровича и Базарова, Николая Петровича и Аркадия, Базарова и его родителей.

Борьба между мировоззрением и чувствами Базарова, неприменимость его теории на практике.

Сюжет романа

Глава 1.

Экспозиция Кирсановых.

Жизненная история Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия

Главы 2–3.

Экспозиция Базарова

Даны портрет и первая характеристика главного героя романа - Евгения Васильевича Базарова, приятеля Аркадия, приехавшего вместе с ним. «Чудесный малый, такой простой» (Аркадий о Базарове)

Главы 4–11.

Завязка внешнего конфликта. Развитие действия.

Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым.

Между героями разворачивается идейная полемика, непримиримость их взглядов оборачивается презрением со стороны Базарова и ненавистью со стороны Павла Петровича.

Главы 12–13.

Подготовка развития

внутреннего конфликта.

Борьба чувств и миропонимания Базарова, пародийное изображение «провинциальных нигилистов».

Глава 14.

Завязка внутреннего

конфликта.

На балу у губернатора происходит встреча Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой.

Главы 15–17.

Развитие действия

Поездка Базарова и Аркадия в Никольское, неожиданные чувства Базарова.

Главы 18–19.

Кульминация

внутреннего конфликта.

Объяснение героя с Одинцовой, отъезд Базарова.

Главы 20–21.

Усугубление внутреннего

конфликта.

Посещение приятелями родительского дома Базарова, поездка в Никольское, возвращение в Марьино.

Главы 22–23.

Развитие внешнего

конфликта.

Базаров и Павел Петрович снова сталкиваются в их интересе к Фенечке, девушки из народа, родившей ребенка Николаю Петровичу. Павлу Петровичу Фенечка напоминает прежнюю любовь - Нелли, Базаров же через ухаживания за Фенечкой пытается самоутвердиться после неудачи с Одинцовой.

Глава 24.

Кульминация

и развязка внешнего

конфликта.

Между Базаровым и Павлом Петровичем происходит дуэль, в результате которой Павел Петрович получает легкое ранение, а Базаров уезжает из Марьина. Идейная борьба отходит на второй план, в отношениях между героями доминируют личные чувства.

Главы 25–26.

Базаров через город *** едет в Никольское.

Он разрывает отношения с Кирсановыми, с Аркадием, своим единственным другом, с Одинцовой.

Глава 27.

Усугубление

и разрешение внутреннего

конфликта

В родительском доме, где живы воспоминания о детстве, проявляются естественные, непосредственные чувства - то, что Базаров пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Во время одной из операций Базаров через порез в пальце заражается тифом. Со смертью героя происходит развязка внутреннего конфликта, неразрешимого в жизни.

Глава 28.

Эпилог.

Через шесть месяцев после смерти Базарова состоялись свадьбы Аркадия с сестрой Одинцовой, Катей Локтевой, и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович уехал за границу. Анна Сергеевна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению». Могилу Базарова навещают его старые родители.

Евгений Васильевич Базаров

Нигилизм Базарова

Базаров называет себя нигилистом (от лат. nihil - ничто).

Комплекс убеждений Базарова - не художественное преувеличение, в его образе отражаются характерные черты представителей демократической молодежи 1860-х гг.

Нигилисты отрицают современный им общественный уклад, выступают против преклонения перед любыми авторитетами, отвергают принципы, принятые на веру, отрицают искусство и красоту, любые чувства, в том числе и любовь, объясняют физиологически.

«Мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

«Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».

«Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я, например...».

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание -мы отрицаем».

«Мы ломаем, потому что мы сила».

«- Да ведь надобно же и строить.

- Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».

«Так что ж? вы действуете, что ли? Собираетесь действовать?

- Базаров ничего не отвечал»

Динамика образа Базарова

В начале романа Базаров предстает как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Однако постепенно живая жизнь вносит коррективы в его мировоззрение.

Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью - двумя онтологическими ситуациями, через которые, по Тургеневу, только и возможно истинное познание жизни. (Онтология (от греч. уn ( уntos ) - сущий и logos - учение) - раздел философии, изучающий основы бытия, мироустройства, его структуру).

Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой.

«Шоры» нигилизма раздвигаются, перед героем предстает жизнь во всей своей сложности.

Перед смертью Базаров становится проще и мягче: он не противится, когда отец настаивает на исповеди перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей:

«И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично»

Восприятие критикой образа Базарова

Две точки зрения

М. Антонович (журнал «Современник»). Статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы»

Трактовал образ Базарова как карикатуру на современную молодежь в образе «обжоры, болтуна и циника»

Д. Писарев «Базаров»

Раскрывает историческую значимость изображенного Тургеневым типа. Считал, что России на современном этапе ее развития необходимы такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают разумом и волей

Система персонажей романа

Два лагеря

«Отцы»

Старшее поколение

«Дети»

Младшее поколение

    Николай Петрович Кирсанов;

    Павел Петрович Кирсанов;

    Родители Базарова

(Василий Иванович и Арина Власьевна)

    Евгений Васильевич Базаров;

    Аркадий Николаевич Кирсанов;

    Кукшина Авдотья Никитишна;

    Виктор Ситников

Двойники Базарова

Ситников

Кукшина

Называет себя «старинным знакомым» Базарова и его учеником.

Приверженность новым идеям носит у Ситникова показной характер: он одет в славянофильскую венгерку, на его визитных карточках, помимо французского, имеется и русский текст, выполненный славянской вязью.

Ситников повторяет мысли Базарова, вульгаризируя и искажая их.

В эпилоге Ситников «толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. <…> Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком.. и литератором».

Причисляет себя к «эмансипированным дамам». Ее «волнуют» «женский вопрос», физиология, эмбриология, химия, воспитание и т. д. Развязна, вульгарна, глупа.

В эпилоге: «Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы.

Она по-прежнему якшается со студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, <…> которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии

удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью».

Двойники являются пародиями на Базарова, раскрывают слабые стороны его максималистского мировоззрения.

Для Ситникова и Кукшиной модные идеи лишь способ выделиться.

Составляют контраст Базарову, для которого нигилизм - осознанно выбранная позиция.

Женские образы

Анна

Сергеевна

Одинцова

Молодая красивая женщина, богатая вдова.

Отцом Одинцовой был известный карточный шулер. Она получила прекрасное воспитание в Петербурге, воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства.

Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От нее веет спокойствием, аристократизмом.

Больше всего она ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, дает пищу ее пытливому уму, однако чувства к нему не выводят ее из привычного равновесия.

Она неспособна на сильную страсть.

Фенечка

Молодая женщина «неблагородного происхождения», которую любит Николай Петрович. Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, открыта, она искренне и глубоко любит Николая Петровича и сына Митю. Главное в ее жизни - семья, поэтому преследования Базарова и подозрения Николая Петровича оскорбляют ее.

Катя

Локтева

Младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой.

Чуткая натура - любит природу, музыку, но одновременно проявляет твердость характера.

Катя не понимает Базарова, даже боится его, ей намного ближе Аркадий. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вамиручные».

Катя - воплощение идеала семейной жизни, к которому втайне стремился Аркадий, благодаря ей Аркадий возвращается в лагерь отцов.

Как вы понимаете название рассказа?

(Слово «грамматика» - из научного лексикона. Слова в названии рассказа парадоксально связаны. Это выражение можно считать оксюмороном. Грамматика в переводе с греческого - «искусство читать и писать буквы». В рассказе Бунина говорится об искусстве любить, хотя чувствуется и некоторая авторская ирония: можно ли научиться любить по учебнику?)

Что нам известно о жизни Хвощинского со слов его соседей-помещиков?

(Он был беден, считался чудаком, «всю жизнь был помешан на любви к своей горничной Лушке», «обоготворил ее».)

Какую роль сыграла Лушка в судьбе Ивлева?

(Ивлев вспоминает, какое впечатление история Хвощинского произвела на него еще в детстве. Он был «почти влюблен» в «легендарную Лушку».)

Что думает Ивлев, узнав о смерти Хвощинского?

(Узнав, что Хвощинский умер, Ивлеву захотелось непременно взглянуть на «опустевшее святилище таинственной Лушки». Его волнует вопрос: «Что за человек был этот Хвощинский? Сумасшедший или просто какая-то ошеломленная, вся на одном сосредоточенная душа?».)

Чем мотивирует Ивлев свой приезд в Хвощинское?

(Заехать в дом Хвощинского из праздного любопытства было неприлично. Ивлев сказал, что хотел бы посмотреть, а может быть, и купить библиотеку, оставшуюся от покойного.)

Почему Бунин не дает портрета Ивлева, но подробно описывает сына Лушки?

(Ивлев - рассказчик, лицо почти нейтральное в этой истории. О нем сказано в самом начале: «Некто Ивлев». Писателя интересует не столько внешность, сколько размышления, переживания рассказчика. Портрет молодого Хвощинского является косвенным портретом его матери, Лушки, которая, как говорили, «совсем нехороша была собой». Скорее всего, автор выделяет общие черты внешности матери и сына. Сын был «черный, с красивыми глазами и очень миловидный, хотя лицо его было бледно и от веснушек пестро, как птичье яйцо».)

Какую роль играет этот портрет в рассказе?

(Веснушки на лице говорят о простонародном происхождении героя. Главное же - не только красивые глаза, но и миловидность. Далее в рассказе приводится сентенция из книжки «Грамматика любви»: Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой. Сия-то делается владычицей нашего сердца: прежде нежели мы отдадим о ней отчет сами себе, сердце наше делается невольником любви навеки...». Видимо, в этой миловидности и есть секрет Лушки, это она - «женщина милая».)

Согласны ли вы с выражением: «Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой»?

(Обсуждение в классе.)

Какие детали играют в рассказе важную роль?

(Во-первых, герой видит венчальные свечи, символ вечной, негасимой любви. Хвощинский не мог жениться на крепостной, но всей душой хотел этого брака. Венчальные свечи - символ закрепленного и освященного церковью союза мужчины и женщины.

Во-вторых, писатель обращает наше внимание на книги из библиотеки Хвощинского: «Заклятое урочище», «Утренняя звезда и ночные демоны», «Размышления о таинствах мироздания», «Чудесное путешествие в волшебный край», Новейший сонник». Названия книг раскрывают Ивлеву, «чем питалась та одинокая душа, что навсегда затворилась от мира в этой каморке и еще так недавно ушла из нее...».

В-третьих, важную роль играет ожерелье Лушки - «снизка дешевеньких голубых шариков, похожих на каменные». При взгляде на это ожерелье Ивлевым овладело такое волнение, что зарябило в глазах от сердцебиения».)

Что составляет содержание «Грамматики любви, или Искусства любить и быть взаимно любимым»?

(Книга состоит из коротеньких изящных, порою очень точных сентенций» о любви; кроме того, речь в ней идет об «изъяснении языка цветов». Многое в этой книжечке подчеркнуто рукой Хвощинского, а на свободной странице написано сочиненное им самим четверостишие.)

В чем ценность «крохотной книжечки» «Грамматика любви»?

(«Крохотная книжечка, давшая название самому рассказу, является самой важной деталью. Сын Хвощинского и Лушки отказывается продать ее, так как она «очень дорогая». Дело не в цене, сын говорит: «Они (то есть его отец) даже под подушку ее себе клали...». Ценность книжечки и в том, что она стала дорога самому Ивлеву, он купил ее за дорогую цену как святыню.)

Что позволяет заключить, что образ Лушки становится действительно святыней?

(В рассказе настойчиво повторяются слова из религиозной лексики, выражения, говорящие о легендарности образа Лушки: Хвощинский «лушкиному влиянию приписывал буквально все, что совершалось в мире: гроза заходит - это Лушка насылает грозу, объявлена война - значит, так Лушка решила, неурожай случился - не угодили мужики Лушке...»; Ивлев видит «божье дерево» на месте, где, по преданию, утопилась Лушка; ему кажется, что «жила и умерла Лушка не двадцать лет тому назад, а чуть ли не во времена незапамятные»; книжечка «Грамматика любви» похожа на молитвенник; уезжая из усадьбы Хвощинского, Ивлев вспоминает Лушку, ее ожерелье и испытывает чувство, «похожее на то, какое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой».

Благодаря этому приему, жизнь Лушки становится похожей на житие, а ее образ почти обожествляется.)

Что же за человек этот Хвощинский - действительно сумасшедший или тот, кому выпал талант любить?

(Обсуждаем вопрос в классе.)

Что может сделать любовь с обыденной человеческой жизнью?

(Этот проблемный вопрос рассчитан на нравственный опыт старшеклассников. В рассказе любовь превращает жизнь в «какое-то экстатическое житие». Жизнь с любимой становится «преданьем сладостным», жизнь без нее - служением тому святому образу, который остался в памяти.)

Кто, по-вашему, является главным героем рассказа? (Обсуждение в классе.)

(Главный герой - Хвощинский. Его душа была озарена фантастичной любовью на протяжении многих лет. Обратим внимание, что автор говорил о помещике, «помешавшемся на любви к одной из своих крепостных».

Может быть, главная героиня - Лушка? Ведь именно она заняла «первую ступень» в жизни Хвощинского, определила его судьбу.

Вероятно, что главным героем является сам Ивлев. История любви помещика Хвощинского и его крепостной Лушки повлияла на Ивлева с детства. В его представлении Лушка стала «легендарной». В конце рассказа он думает: «Вошла она навсегда в мою жизнь!» Чужая любовная история стала частью жизни Ивлева.)

Какое понимание любви воплощено в этом рассказе?

(Для Бунина любовь - великая ценность. Она всегда чиста и целомудренна. Но картины семейного благополучия писатель не изображает: человек может рассчитывать только на мгновение счастья. Однако мгновение это остается в душе навсегда.

Герой рассказа Ивлев лишь соприкоснулся с необыкновенной и трагической историей любви. Он никогда не видел Лушку, не видел Хвощинского, но их любовь, их судьба приобрели значение гораздо большее, чем частный случай, они стали преданием.)

III. Слово учителя

В двадцатые годы Бунин все чаще пишет о любви «как о высшем даре судьбы, - и чем прекраснее этот дар, тем он скоротечней». «Если в произведениях, написанных до «Солнечного удара», любовь трагична потому, что она не разделена, одинока, - то здесь ее трагичность именно в том, что она взаимна - и слишком прекрасна для того, чтобы продлиться». «Солнечный удар» написан в 1925 году. Наша задача - выявить, как изменился взгляд писателя на любовь в двадцатые годы.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска средняя общеобразовательная школа №46

Учебно-методическая разработка

урока по литературе в 11 классе по теме

«Тема любви в творчестве И.А.Бунина»

Составил учитель русского языка и литературы:

Семенченко Татьяна Маратовна

Иркутск, 2017

Пояснительная записка

Урок по литературе в 11 классе

Тема:

Цели и задачи урока:

Обучающие:

1. познакомить учащихся с произведениями писателя любовной тематики ; с рассказами из цикла «Тёмные аллеи» и рассказами о любви из раннего творчества, в которых автор развивает тему любви, жизни и смерти;

2. выяснить основной пафос творчества писателя;

3. учить самостоятельно анализировать, делать собственные выводы, выявлять проблемы, комментировать, определять позицию автора и выражать свое мнение на тему любви;

Развивающие:

активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся;

Воспитывающие:

1. приобщать старшеклассников к сложным духовным поискам писателя; 2.прививать любовь к слову;

3. воспитывать трепетное отношение к высшим человеческим чувствам.

Тип урока: комбинированный урок

Методы и формы: исследование, анализ, фронтальный опрос

Актуальность урока: данный урок позволяет готовить учащихся к написанию сочинения по литературе и формате ЕГЭ, пополняется банк литературных аргументов для доказательства своей позиции по определенной проблеме.

Адресат: учащиеся 11 класса

Условия реализации: урок 45 мин

Используемые учебники и учебные пособия:

И.А. Бунин "Рассказы"

Учебник литературы под редакцией В.П.Журавлева для 11 класса, 1 часть; Москва «Просвещение», 2014

Поурочные разработки по русской литературе 20 века в 11 классе; Москва «Просвещение», 2014

Используемое оборудование:

    Портреты писателя; фотокарточки.

    Бетховен «Лунная соната».

    Выставка книг И.А. Бунина.

    Мультимедиа. Презентация.

Краткое описание содержания урока:

На данном уроке будут проанализированы рассказы И.А. Бунина о любви. Учащиеся должны познакомиться с рассказами Бунина из раннего творчества и цикла «Темные аллеи», выявить пафос этих рассказов, проанализировать, выявить проблемы, прокомментировать, определить позицию автора и выразить свое мнение на эту тему, распределить рассказы по группам.

Для этого учащиеся должны заранее прочитать рассказы Бунина, а именно: рассказы о любви из раннего творчества «Грамматика любви», «Легкое дыхание» и из цикла «Темные аллеи»: «Темные аллеи», «Руся», «Холодная осень», «Чистый понедельник».

Через вступительное слово учителя (чтение стихотворения А.Фета «Сияла ночь, луной был полон сад», под «Лунную сонату» Бетховена) задается тон урока. Проводится беседа с учащимися на тему: «Что такое любовь? Какая бывает любовь?». Учащиеся записывают цитаты о любви из рассказов И. Бунина.

Перед тем как приступить к анализу прочитанных рассказов, учащимся дается творческое задание: записывать эпитеты о любви, заполнять таблицу, распределять рассказы по группам (любовь трагическая и драматическая, причины разлуки героев).

Работа по анализу рассказов ведется следующим образом: кратко изложить сюжет, выявить проблему и позицию автора, выразить свое мнение, ответить на вопросы по сюжету и идее рассказа, заполнить таблицу.

Для эмоционального настроя к каждому рассказу подобраны портреты героев, учащиеся находят и доказывают портретную схожесть по прочитанному и увиденному. Работа ведется фронтально, что позволяет за урок опросить каждого учащегося.

В конце урока проверяется творческое задание (таблица) и учащиеся делают выводы о многогранности чувств любви у Бунина и выводят позицию автора «Лики любви».

Для рефлексии дается домашнее задание написать свое мнение о том, какая любовь в понимании Бунина.

Тема: Тема любви в творчестве И.А.Бунина.

Цель: познакомить учащихся с произведениями писателя любовной тематики, выяснить основной пафос творчества писателя, проанализировать рассказы о любви, воспитывать трепетное отношение к высшим человеческим чувствам.

Эпиграф к уроку :

Там, где я стою, не может быть грязно. И.Бунин.

Ход урока

    Орг. Момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем урок «Тема любви в творчестве И.А. Бунина». Мы должны познакомиться с рассказами Бунина, выявить пафос этих рассказов, проанализировать, выявить проблемы, прокомментировать, определить позицию автора и выразить свое мнение на эту тему, распределить рассказы по группам. Дома вы должны были прочитать рассказы Бунина.

    Эмоциональный настрой.

Звучит музыка «Лунная соната», чтение стихотворения А. Фета «Сияла ночь, луной был полон сад»

    Беседа

-Что такое любовь? Как вы понимаете? Объясните.

-Какая бывает любовь? (роковая, драматическая, трагическая). А в стихотворении Фета о какой любви идет речь. О какой любви пишет И.А. Бунин в своих рассказах? Может ли безответная любовь принести счастье?

(Слово учителя) "Всякая любовь - великое счастье, даже если она и не разделена», - эти слова из книги "Темные аллеи» могли бы повторить все "герои-любовники» у Бунина.

Любовь - "легкое дыхание», посетившее сей мир и готовое в любой миг исчезнуть, - она является лишь "в минуты роковые».

Писатель отказывает ей в способности длиться - в семье, в браке, в буднях. Короткая, ослепительная вспышка, до дна озаряющая души влюбленных, приводит их к критической грани, за которой гибель, самоубийство, небытие.

Для героев Бунина чувство любви - главное в жизни. Любовь как ослепительная вспышка, озаряет души влюблённых, но вечно она продолжаться не может, т.к. требует высочайшего напряжения духовных и физических сил.

Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья, будучи молодым, живя в России, и создал прекрасный цикл «Темные аллеи» из 3 частей и 38 рассказов в эмиграции в Париже. Тридцать восемь новелл сборника дают великое разнообразие незабываемых женских типов . (Слайд портреты)

Почти во всех произведениях на эту тему история любви предстает через воспоминания героев и исход любви трагичен . Этот трагический характер любви подчеркивается смертью. «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно?» - задает вопрос один из героев бунинских рассказов.

Вечную тайну любви и вечную драму влюбленных писатель видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, а счастье часто становится недостижимым.

Герои его произведений никогда не обретают вечного счастья, они только могут вкусить запретный плод, насладиться им, а потом лишиться радостей, надежд и даже жизни. Почему же так происходит? Все очень просто. Дело в том, что, по мнению Ивана Бунина, любовь – это счастье, а счастье мимолетно, непостоянно, следовательно, и любовь не может быть постоянной, иначе она станет привычкой, обыденностью, а такое невозможно. Но, несмотря на кратковременность, любовь все равно вечна: она навсегда остается в памяти героев самым ярким и прекрасным воспоминанием.

    Творческое задание

Вы прочитали рассказы о любви из раннего творчества «Грамматика любви», «Легкое дыхание» и из цикла «Темные аллеи»: «Темные аллеи», «Руся», «Холодная осень», «Чистый понедельник».

В конце урока мы должны определить, что такое любовь в понимании Бунина, т.е. его позицию, его мнение. В течение урока записывайте слова о любви, какая она бывает (прилагательные).

Распределить рассказы на группы. Сделайте два столбика в тетради.

«Темные аллеи»:

барин Николай Алексеевич, владелица постоялой горницы Надежда

Социальное

неравенство

«Грамматика любви»:

помещик Хвощинский, горничная Лушка,

Ивлев

Смерть Лушки

«Руся»:

Маруся,

Безымянный герой

Воля матери

самодурство

«Легкое дыхание»:

юная гимназистка Оля Мещерская,

аристократ Малютин,

«обманутый» офицер

Убийство Ольги

«Чистый понедельник»:

Он и она

Не нашли счастья в любви. Крах всех надежд

«Холодная осень» Безымянная героиня

война

    Анализ рассказов

    1. Рассмотрим рассказ «Грамматика любви».

Как сон, как обрывок чужого разговора, таинственна любовь помещика Хвощинского в рассказе «Грамматика любви» (1915) к горничной Лушке, которая совсем и «нехороша была собой», но загадочна «в своем обаянии».

Буквально оцепенев после неожиданной смерти любимой, герой больше 20 лет просидел на кровати в ее комнате, никуда не показываясь и перечитывая до бесконечности старинные книги о любви. И об этом много лет спустя толкуют люди, стараясь понять, что за человек был этот помещик – «сумасшедший» или «ошеломленная, все на одном сосредоточенная душа ». Безумный для кого-то, для других он «не теперешним чета».

-Как вы понимаете название рассказа?

(Грамматика означает «искусство читать и писать буквы». В рассказе Бунина говорится об искусстве любить, хотя, можно ли научиться любить по учебнику?)

- Что известно о жизни Хвощинского?

(О его жизни мы узнаем со слов соседей. Он беден, считается чудаком, «всю жизнь был помешан на любви к своей горничной Лушке», «боготворил ее».)

- Какую роль сыграла Лушка в судьбе Ивлева?

(Ивлев вспоминает, какое впечатление история Хвощинского произвела на него еще в детстве. Он был «почти влюблен» в «легендарную Лушку»).

Согласны ли вы с выражением: «Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой»?

- Какие детали играют в рассказе важную роль?

Венчальные свечи – символ вечной, негасимой любви. Хвощинский не мог жениться на крепостной, но всей душой хотел этого. Венчальные свечи – символ закрепленного и освященного церковью союза между мужчиной и женщиной.

Книги из библиотеки Хвощинского раскрывают Ивлеву «чем питалась та одинокая душа, что навсегда затворилась от мира в этой каморке и еще так недавно ушла из нее…»

Ожерелье Лушки – «снизка дешевеньких голубых шариков, похожих на каменные», так взволновало Ивлева, что у него «зарябило в глазах от сердцебиения».

- Что составляет содержание «Грамматики любви» ?

(Книга состоит из «коротеньких изящных, порою очень точных сентенций» о любви);

- В чем ценность этой книжки?

(Это самая важная деталь, давшая название всему рассказу. Ценность ее в том, что она была дорога Хвощинскому и стала дорога самому Ивлеву как святыня.)

- Что позволяет сказать, что образ Лушки становится действительно святыней?

(В рассказе постоянно повторяются слова из религиозной лексики, выражения, говорящие о легендарности образа Лушки: Хвощинский «лушкиному влиянию приписывал буквально все, что совершалось в мире: гроза заходит – это Лушка насылает грозу, объявлена война – значит, так Лушка решила, неурожай случился – не угодили мужики Лушке…»; Ивлев видит «божье дерево» на месте, где, по преданию, утопилась Лушка; ему кажется, что «жила и умерла Лушка не двадцать лет тому назад, а чуть ли не во времена незапамятные»; книжечка «Грамматика любви» похожа на молитвенник; уезжая из усадьбы Хвощинского, Ивлев вспоминает Лушку, ее ожерелье и испытывает чувство, «похожее на то, какое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой». Благодаря этому приему жизнь Лушки становится похожей на житие, а ее образ почти обожествляется.)

- Что же за человек это Хвощинский – действительно сумасшедший или тот, кому выпал талант любить?

(Обсуждение в классе)

(Жизнь с любимым становится «преданием сладостным», жизнь без любимого человека превращается в вечное служение тому святому образу, который остался в памяти).

-Кто, по-вашему, является главным героем рассказа?

(Обсуждение в классе)

(Главный герой – Хвощинский. Его душа была озарена фантастической любовью на протяжении многих лет. Возможно, главная героиня – Лушка. Ведь именно она Заняла «первую ступень» в жизни Хвощинского, определила его судьбу? А может быть, главным героем является Ивлев? Ведь история любви Хвощинского к своей крепостной повлияла на Ивлева в самом детстве. В его представлении Лушка была «легендарной» и «вошла она навсегда в мою жизнь». Чужая любовная история стала частью жизни Ивлева.)

-Какое понимание любви воплощено в этом рассказе?

( Любовь – великая ценность. Она всегда чиста и целомудренна. Но человек может рассчитывать только на мгновение счастья, но мгновение это остается в душе навсегда.)

    1. Рассмотрим рассказ «Легкое дыхание». Ученик излагает сюжет рассказа. –

- Как построен рассказ? В чем особенности композиции?

(Композиция рассказа замкнутая, кольцевая. В этом ее особенность. Мы узнаем в самом начале рассказа о трагической гибели юной гимназистки Оли Мещерской. Бунин начинает и завершает рассказ с описания надгробного креста на могиле Оли.)

- сюжет рассказа?

(банальная житейская драма – убийство из ревности. Автор превратил эту банальность в историю о загадочной привлекательности, обаянии, женственности, воплощенных в образе Оли. В центре сюжета - «легкое дыхание» женственности. Это то главное, по мысли автора, чем должна обладать женщина, это часть ее красоты, прекрасное, неуловимое, эфемерное и хрупкое. И при соприкосновении с реальностями это «легкое дыхание» исчезает, его прерывают, как сделал это «обманутый» Олей офицер).

- Что выделяет автор в портрете Оли в ее характере?

(Главное в героине – «изящество, нарядность, легкость», которые отличали ее из всех девочек гимназии. Оля постоянно как будто живет с ощущением праздника, счастья, радости. И.Бунин делает акцент на ее глазах: «радостные, поразительно живые», «ясный блеск глаз», «сияя глазами», «глаза так бессмертно сияют», «чистый взгляд». Оля способна жить не притворяясь, не жеманясь, естественно и просто. Именно поэтому ее так любили младшие классы. Она сама еще ребенок, внутренне чистый, непосредственный, наивный).

- Какой главный композиционный прием использует Бунин в рассказе?

(Главный прием – противопоставление. Оля, живая, стремительная, непредсказуемая, живущая воображением, противопоставлена обыденности реального, пошлого мира, представленного неспособностью быть естественной классной дамы Оли; красавцу аристократу Малютину, совратившему Олю противопоставлен плебей казачий офицер; легкость жизни и «легкое дыхание» героини противопоставлено «крепкому, тяжелому кресту» на ее могиле).

- Как вы понимаете название рассказа? (о бсуждение)

В апрельский день я от людей ушла.
Ушла на век покорно и безгласно –
И все ж была я в жизни не напрасно.
Я для любви не умерла.
И.А. Бунин

    1. Сборник рассказов «Темные аллеи»

Сборник рассказов «Темные аллеи» можно назвать энциклопедией любовных драм. Писатель создавал его в годы второй мировой войны (1937-1944), Позже, когда книга увидела свет и читатели были потрясены «вечной драмой любви», Бунин в одном из своих писем признавался: «Она говорит о трагичном и многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни». И хотя во многих рассказах любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь - великое счастье, даже, если она завершается разлукой, гибелью, трагедией.

Рассмотрим рассказ «Темные аллеи». Ученик излагает сюжет рассказа

(Любовь -потрясение развивает у бунинских героев особенную, чувственную память . Всю жизнь носит в своем сердце любовь к «барину», некогда соблазнившему и «бессердечно» ее бросившему, героиня рассказа «Темные аллеи» (1938) . Через тридцать лет, теперь уже владелица постоялой горницы , узнает она в проезжем офицере того, кого в порывах нежности называла «Николенькой» и кто навсегда остался ее идеалом.

А стареющему петербургскому щеголю Николаю Алексеевичу никак не понять, отчего «при такой красоте» не выходит она замуж и что можно, оказывается, всю жизнь любить одного человека. И долго глядит Надежда в окно вослед отъезжающему тарантасу: огонь обиды и огонь любви равно пылают в ее сердце. )

Задание: Выбрать интерпретацию, мотивировать свой ответ (для этого выбрать оригинальный вариант):слайд

а) это произведение о социальном неравенстве;

б) это произведение, утверждающее силу любви, способную преодолеть любые преграды;

в) это произведение,утверждающее бессмысленность жизни, в которой каждый человек обречён на одиночество;

г) это произведениео том, что подлинная любовь часто оказывается «неузнаваемой»;

    1. Рассмотрим рассказ «Руся».

(Всколыхнуть и растревожить давно пережитые, но не угаснувшие чувства может не только мимолетная встреча с некогда любимым человеком . Так, в рассказе «Руся» (1940) даже «печальный полустанок» за окном вагона возвращает героя, путешествующего с женой, в то «удивительное лето», которое «уже целых двадцать лет тому назад было».

Как ярко воссоздает герой в памяти образ чистой, прекрасной девушки-художницы!

С какой силой переживает он свою утраченную первую любовь, все ее повороты и детали, вплоть до запахов, «содрогаясь при мысли о ее смуглом теле», «о темных родинках на нем»!)

И мы, разделяя тоску героя, верим, что «подобного счастья не было во всей его жизни».

    1. Рассмотрим рассказ «Холодная осень». Ученик излагает сюжет рассказа.

(Безымянной героине рассказа «Холодная осень» (1944) судьба дарит для счастья и того меньше – один вечер с женихом в осеннем саду. Видимо, предчувствуя близкую смерть, бескорыстный и мужественный парень утешает невесту: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».

Грустным рефреном звучит эта фраза. И мы вдруг узнаем, что живет героиня всего лишь только один (!) вечер в своей жизни – тот самый «холодный осенний вечер».

Вот почему так равнодушно рассказывает она обо всем, что было после: настоящая жизнь ее обрывается в момент получения известия о гибели жениха, и все остальные тридцать лет существования без него – «ненужный сон».

И все эти тягостные годы изнутри освещены любовью – горестью о несбывшейся мечте, что не позволяет героине отчаяться, окончательно потерять смысл жизни, дает силы «тяжелым черным трудом» вырастить чужого ребенка.

Пронзительный, всего лишь на несколько страниц рассказ еще раз подтверждает старую истину: нет настоящей жизни там, где нет любви.)

    1. Рассмотрим рассказ «Чистый понедельник». Ученик излагает сюжет рассказа.

Вершиной творчества Бунина стала книга «Темные аллеи», которую он написал, уже будучи лауреатом Нобелевской премии, а лучшим произведением – рассказ, о котором автор говорил: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

- В чем выражается особенность сюжета?

(Особенностью сюжета рассказа является его соответствие «бунинской формуле», которую можно вывести, прочитав весь цикл «Темные аллеи»: вспышка любви, яркой, страстной и глубокой; момент волшебного счастья в гармонии со всем миром; непреодолимое препятствие; крах всех надежд. Становится понятно, что для них возможно либо полное, ничем не замутненное счастье, либо никакое. Для них переживание полноты жизни возможно лишь в краткие мгновения.)

-Кто же они, эти герои?

(«Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами», – признается рассказчик. Но это, наверное, единственное, что их объединяло.

Они были совершенно противоположными, что подчеркнуто противопоставлениями, которыми пронизан весь рассказ. Различны их характеры: «насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной веселости, настолько она была чаще всего молчалива».

Различны их вкусы: молодой человек приносил девушке книги современных авторов, а она цитировала Платона Каратаева, героя романа Л. Толстого «Война и мир».

Каждый вечер, признается рассказчик, он водил возлюбленную на концерты, в театры и рестораны, а ей, оказывается, этого не надо: «Что ж все кабаки да кабаки, – прибавила она. – Вот вчера утром я была на Рогожском кладбище...»)

«Чистый понедельник» – это не то произведение, финал которого очевиден с самого начала, но все же он заканчивается «по-бунински»: молодые не находят счастья в любви: девушка красоты шамаханской царицы, которая могла быть, по ее словам, певицей и петь на эстраде, уходит в монастырь. Символично название рассказа: героиня принимает важное решение, отрекаясь от радостей жизни, в первый день Великого поста, когда строгость соблюдения церковных обрядов, внутренняя сосредоточенность человека, потребность в покаянии сменяют предшествовавшее им масленичное веселье.

Герои «Чистого понедельника» богаты, здоровы, хороши собой, молоды, казалось бы, что ещё нужно для счастья? Почему же героиня ушла в монастырь? Что спасает её в жизни?

6 . Подведение итогов. Рефлексия.

Рассмотрим многогранность чувства любви у Бунина.

«Лики любви» в бунинских рассказах:

1) любовь – легкое дыхание («Легкое дыхание»);

2) любовь – лебединая верность («Грамматика любви»);

3) любовь – обида («Темные аллеи»);

4) любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»);

5) любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»)

6) любовь – потрясение на всю жизнь-цикл «Темные аллеи»

«Всякая любовь – великое счастье...» (И. Бунин).

- Почему писатель не дает имен своим героям, не рассказывает их предысторию?

( Для Бунина неважны имена, потому что главное – это само чувство любви, страсти и то, что оно делает с человеком).

Что объединяет рассказы? (Герои безымянны. Сюжет построен на воспоминаниях.)

Так какая же она любовь у Бунина? (Зачитывают прилагательные)

Заполнить таблицу. Проверить.

Вывод: Позиция писателя

Любовь в произведениях Бунина мимолетна и неуловима. Герои его произведений никогда не обретают вечного счастья, они только могут вкусить запретный плод, насладиться им, а потом лишиться радостей, надежд и даже жизни. Почему же так происходит? Все очень просто. Дело в том, что, по мнению Ивана Бунина, любовь – это счастье, а счастье мимолетно, непостоянно, следовательно и любовь не может быть постоянной, иначе она станет привычкой, обыденностью, а такое невозможно . Но, несмотря на кратковременность, любовь все равно вечна: она навсегда остается в памяти героев самым ярким и прекрасным воспоминанием.

В рассказах о любви И. А. Бунин утверждал истинные духовные ценности, красоту и величие человека, способного на большое, самоотверженное чувство, рисовал любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то, что она несет не только радость и счастье, но чаще - горе, страдание, гибель.

    Домашнее задание: Написать свое мнение о том, какая любовь в понимании Бунина.

У Ивана Алексеевича Бунина, великого русского писателя, есть удивительный рассказ «Грамматика любви» (краткое содержание следует далее). Написанный в 1915 году, задолго до появления знаменитого цикла «Тёмные аллеи», он стал первым шагом автора навстречу извечной теме «Любовь». Но, как говорится, шаги бывают разными - робкими, несмелыми или неумелыми, чего нельзя сказать о данном произведении: оно необычайно глубокое, талантливое, что называется, живое, его слышишь, чувствуешь, оно проникает в самую глубь души…

И.А. Бунин, рассказ «Грамматика любви»: краткое содержание

Начало июня. Некто Ивлев берет на время у шурина тарантас, нанимает тройку лошадей и отправляется в дальние края своего уезда. Погода стоит тёплая, погожая. В полях бескрайнее множество ярких цветов и жаворонков. Однако вскоре натянуло тяжёлые и начал накрапывать мелкий дождь. Решили не спешить и переждать непогоду в доме графа. Последнего не оказалось в усадьбе, так что Ивлева встречала молодая графиня, одетая в широкий розовый капор, с открытыми руками и напудренной грудью.

Пока малый лет восемнадцати, извозчик, сидел неподвижно под проливным дождем на козлах тарантаса, а лошади отдыхали посреди грязного двора, Ивлев находился в темнеющей от дождя уютной гостиной, вёл размеренную беседу с хозяйкой дома и ждал чая. Графиня курила, всё смеялась и поправляла волосы. О чём бы ни шёл разговор, он непременно в итоге сводился к теме любви. Вспомнили и об общем знакомом, близком соседе, помещике Хвощинском, который был известен далеко за пределами уезда своей безумной любовью к горничной Лушке.

Удивительная история любви

История эта давняя. Помещик Хвощинский был страстно влюблён в свою горничную Лушку, которая вскоре после их знакомства, еще в ранней молодости, неожиданно умерла. С тех самых пор «этот чудак» закрылся в своём имении, никуда не выходил и никого к себе не пускал, и весь остаток жизни, больше двадцати лет находился только в её комнате и насквозь просидел матрас на её кровати, предаваясь «сумасшедшим мечтам о ней». Что бы ни происходило вокруг, в деревне или в мире - всё приписывалось лушкиному влиянию. К примеру, непогода - это Лушка насылает гром, война в стране - это по её велению, неурожай - мужики чем-то не угодили Лушке.

Ивлев знал эту историю еще с детства, восхищался таким глубоким чувством и даже был немного влюблён в эту самую Лушку. Весть о том, что Хвощинский умер этой зимой, вызвала в Ивлеве былые воспоминания, давние чувства и вопросы: сумасшедший или действительно ошеломлённая, чистая душа редкого качества? По дороге домой он решил непременно заехать в опустевшее имение Хвощинского и своими глазами увидеть жилище загадочной Лушки, и, может быть, там он всё почувствует и поймет…

Усадьба Хвощинского

И.А. Бунин и его рассказ «Грамматика любви», краткое содержание которого сейчас перед вами - это всего лишь поверхностное изложение сюжета великого произведения. Поэтому для того чтобы понять всю глубину описанной истории, нужно читать оригинал.

Перед Ивлевым открылся новый пейзаж: мелкая речка, дальше, на небольшом холме, виднелись ряды сена, а между ними - старые серебристые тополи. Вот и знаменитый дом, довольно-таки большой и, видимо, когда-то беленый… На крыльце стоял молодой человек. Он удивленно смотрел на приближающийся тарантас. Похоже, это был сын знаменитой Лушки. Ивлев поспешил объяснить свой приезд желанием купить книги из библиотеки покойного.

Его провели через весь дом, холодный и пустой, и подвели к низенькой двери. Молодой человек достал из кармана большой ключ, вставил его в ржавую и перед ними распахнулась дверь в маленькую каморку с двумя окнами. С одной стороны стояла голая железная кровать, а с другой - два шкафчика с книгами. Престранным было это «книжное собрание»: «Новейший сонник», «Размышления о таинствах мироздания», «Утренняя звезда и ночные демоны»… Но внимание Ивлева привлекло совсем иное - средняя полка. На ней стояла шкатулка и лежала одна только маленькая книжка, больше похожая на молитвослов. «Грамматика любви», краткое содержание (14 новелла) которой знакомит читателя с удивительным чувством любви, на этом не заканчивается.

Удивительные предметы

Открыв последнюю, Ивлев увидел простое ожерелье. Более чем когда-нибудь, его охватили трепет и непонятное волнение. Невозможно представить себе этот заношенный шнурок, эти дешевенькие голубые шарики на шее той, которой назначено было быть столь желанной и любимой… Вдоволь насмотревшись, он бережно вернул шкатулку на прежнее место и взялся за книжку. Это была маленькая, можно сказать, изящно оформленная, старая потрепанная книжка - «Грамматика любви, или Искусство любить и быть любимым»

Она делилась на множество глав: об уме, о красоте, о сердце, о размолвке и примирении… Каждая состояла из известных и тонких наблюдений знаменитых людей о жизни и любви. Некоторые из них были отмечены красными чернилами, а в конце, на чистой страничке «звучало» четверостишие самого Хвощинского.

Через полчаса Ивлев попрощался с юношей. Из всех книг он выбрал только одну - «Грамматика любви». Краткое содержание рассказа на этом эпизоде заканчивается.

Такая разная любовь

Как видно, сюжет новеллы довольно прост, и, возможно, при других обстоятельствах или под пером другого автора она превратилась бы в обычный «уездный анекдот». У И.А. Бунина же она приобретает иное звучание - возможна ли такая любовь, истинна ли она, или это всего лишь некая одержимость, сумасшествие. Автор не даёт однозначного ответа, ведь невозможно проникнуть внутрь человека, заглянуть ему в душу и прикоснуться к его чувствам и переживаниям. Сколько персонажей в рассказе, столько и мнений. Нельзя обвинить одного в предвзятости, а другого похвалить за объективность. Однако на примерах героев - покойного Хвощинского, Ивлева, молодой графини и даже возчика - малого лет восемнадцати - можно наблюдать своеобразную эволюцию души человека, а вместе с ней и разное понимание любви, и самую возможность, способность истинно любить.

Так, возчик, сын богатого мужика, тупой, но хозяйственный, грубо замечает, что Лушка утопилась, а помещик вовсе «не от ней», а от бедности. Он не видит никакой любви в этой истории, как, впрочем, и в любой другой. Молодая графиня, напротив, все разговоры сводила на любовь, при этом всё время смеясь и поправляя волосы. Она свято верила во вменяемость и здравость влюблённого Хвощинского - просто он «был не теперешним чета».

Маятник любви… Он всё время качается то в право, то влево. Отсутствие дара любви в молодом человеке - это одна сторона. Однако смещение маятника от положения равновесия в другую, противоположную сторону, не говорит о глубине и искренности чувств или о наличии высокой духовности в человеке. Да, молодая графиня верит в любовь, но в какую? История любви Хвощинского и Лушки - для неё это, скорее, красивая обложка очередного женского романа. Можно восхититься, умилиться, всплакнуть и посетовать, что нынче таких чувств не сыщешь, но вскоре позабыть и увлечься чем-то иным, не менее красочным.

Равновесие

Перед нами рассказ «Грамматика любви». Краткое содержание, анализ произведения на этом не заканчивается. Продолжаем…

Рано или поздно маятник замедляет движение и останавливается. Он покоится в положении равновесия. Это и есть истинная любовь. Именно к ней, после долгих исканий, сомнений и неожиданных прозрений, и приблизились Ивлев и покойный Хвощинский: «Есть бытие, но именем каким его назвать? Ни сон оно, ни бденье, - меж них оно, и в человеке им с безумием граничит разуменье...»

В образе горничной Лушки в рассказе «Грамматика любви» (краткое содержание по главам смотрите выше) автор хотел показать ту самую которая вошла навсегда в жизнь Хвощинского и Ивлева. Какая она была? Говорили, что «была собой совсем даже и нехороша», но вдруг неожиданно свалилась на голову помещика, потом также нежданно и скоропостижно умерла, будучи молодой, во цвете лет, и всё пошло прахом… Но прахом ли? Нет, и ещё раз нет. Эта любовь, пусть до конца и непонятная, странная, «загадочная в своём обаянии», превратила в настоящее «житие» жизнь одного человека, которой пристало быть самой заурядной.

Похожая на молитвенник книжечка «Грамматика любви», содержание которой восторгает и удивляет; простое ожерелье Лушки, вызывающее чувство сродни тому, что человек испытывает при взгляде на реликвии святых… Для тех, кто не противится любви, кто впускает её в свою жизнь, всё обыденное превращается в священное, а трагическое рассматривается не как некая обречённость, а как высший духовный смысл жизни. Хвощинский, делая свои собственные пометки и записи в книжке, писал свою «грамматику любви». Ивлев, задорого купив только этот потрепанный «молитвенник», принял этот бесценный дар, чтобы в итоге вывести свои «законы», написать свои правила, и «внукам, правнукам покажут сию Грамматику Любви».



Статьи по теме: