Сандро боттичелли аллегория весны. «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения

Расцвет живописи Сандро Боттичелли (1445-1510) пришелся на время, когда он сблизился с кружком гуманистов - поэтов, писателей, философов, художников - при дворе Медичи. Лоренцо Великолепный, правитель Флоренции, писал стихи и покровительствовал искусствам. Для виллы его кузена Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи и была заказана эта картина со сложным философско-поэтическим содержанием.

Сандро Боттичелли. Весна.1482год. Галерея Уффици , Флоренция



Идея цикла и режиссура - Андрея Зайцева.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ

Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Тот собирался жениться на Семирамиде — девушке из знатной семьи Аппиани. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо. Исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику.

Такие подарки были в то время обычным явлением. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина, и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола.

Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи. Флоренция,

Галерея Уффици. 1533-1534.

Картина на самом деле не только о весне и любви, это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо известным флорентийским философом Марсилио Фичино. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.

ИСТОЧНИК

Первым источником для Боттичелли являлся фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый

Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками все наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.

АНАЛИЗ КАРТИНЫ.


На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»).


Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).

1. Венера . Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. На ней фата замужней женщины

. «Она, — пишет Фичино, — есть нимфа пригожести величайшей, рожденная от небес и более других возлюбленная Богом Всевышним. Душа ее и ум суть Любовь и Милосердие, глаза ее — Достоинство и Великодушие, руки — Щедрость и Великолепие, ноги — Пригожесть и Скромность.

Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. О дивная красота! Сколь прекрасна для созерцания. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная полностью отдана в твою власть. Если ты сочетаешься с ней браком и назовешь ее своею, она сделает твои годы сладостными, а тебя самого — отцом превосходных детей».

2. Три грации.

Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле

.

Это спутницы Венеры. Фичино называет их Чувством, Интеллектом и Волей. «И поскольку, — пишет он, — оно [чувство] не является мыслительным актом, то одну из граций рисуют с лицом, обращенным к нам, как бы двигающуюся вперед и не собирающуюся идти назад;


двух других, так как они относятся к интеллекту и воле, которым свойственна функция размышления, изображают с лицом, обращенным назад, как у того, кто возвращается».

3. Меркурий. Посланник богов изображен в крылатых сандалиях. Он был сыном нимфы Майи, в честь которой в латинском языке назван месяц май, в котором состоялась свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо.

С помощью кадуцея (жезла, оплетенного змеями) он разгоняет тучи, чтобы ничто не омрачало весеннего настроения сада Венеры. Считается, что в образе Меркурия Боттичелли изобразил Лоренцо Медичи, заказчика картины .

4. Зефир и нимфа Хлорида. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я, " Он полетел за мной: был он сильнее меня… " Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, " И на свой брачный союз я никогда не ропщу».

После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий.

5. Весна. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля. / Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных... / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!» / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу».

На картине Боттичелли Весна разбрасывает розы, как было принято на богатых флорентийских свадьбах. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. Также можно разглядеть в венке на шее Весны землянику — символ нежности, ромашку — символ верности и лютик — символ богатства.


6. Амур. Спутник богини любви. Он с завязанными глазами (любовь слепа) целит огненной стрелой в одну из граций. Возможно, в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.

ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Я остановилась на исторической интерпретации,но есть ещё множество других.

Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников. Самый простой вариант - картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него - Семирамида Аппиани.

Другие считают, что Меркурий - это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. Утверждается, что деревья в саду - это mala medica, ожерелья на Харитах - цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ

Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Долгое время ее не выставляли, и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции.

Вернулась она в Уффици в 1919, таким образом, на протяжении около 400 лет её мало кто видел, и лишь в начале XX века к ней пришли известность и слава. В 1982 году картина подверглась реставрации. Сейчас - это один из главных шедевров Уффици.

Источники.

Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Тот собирался жениться на Семирамиде — девушке из знатной семьи Аппиани. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо. Картина на самом деле не только о весне и любви, это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо известным флорентийским философом Марсилио Фичино. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.

Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. «Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности. Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Долгое время ее не выставляли, и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции.

1. Венера . Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему). «Она, — пишет Фичино, — есть нимфа пригожести величайшей, рожденная от небес и более других возлюбленная Богом Всевышним. Душа ее и ум суть Любовь и Милосердие, глаза ее — Достоинство и Великодушие, руки — Щедрость и Великолепие, ноги — Пригожесть и Скромность. Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. О дивная красота! Сколь прекрасна для созерцания. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная полностью отдана в твою власть (вновь обыгрывается брачная тема. — Прим. авт.). Если ты сочетаешься с ней браком и назовешь ее своею, она сделает твои годы сладостными, а тебя самого — отцом превосходных детей».
2. Три грации. Это спутницы Венеры. Фичино называет их Чувством, Интеллектом и Волей. «И поскольку, — пишет он, — оно [чувство] не является мыслительным актом, то одну из граций рисуют с лицом, обращенным к нам, как бы двигающуюся вперед и не собирающуюся идти назад; двух других, так как они относятся к интеллекту и воле, которым свойственна функция размышления, изображают с лицом, обращенным назад, как у того, кто возвращается».
3. Меркурий. Посланник богов изображен в крылатых сандалиях. Он был сыном нимфы Майи, в честь которой в латинском языке назван месяц май, в котором состоялась свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо. С помощью кадуцея (жезла, оплетенного змеями) он разгоняет тучи, чтобы ничто не омрачало весеннего настроения сада Венеры. Считается, что в образе Меркурия Боттичелли изобразил Лоренцо Медичи, заказчика картины.
4. Зефир и нимфа Хлорида. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня… / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу». После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий.
5. Весна. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля. / Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных... / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!» / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». На картине Боттичелли Весна разбрасывает розы, как было принято на богатых флорентийских свадьбах. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. Также можно разглядеть в венке на шее Весны землянику — символ нежности, ромашку — символ верности и лютик — символ богатства.
6. Амур. Спутник богини любви. Он с завязанными глазами (любовь слепа) целит огненной стрелой в одну из граций. Возможно, в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.
Фото: BRIDGEMAN/FOTODOM

/ / Описание картины Сандро Боттичелли «Весна»

Италия 15 века. Эпоха Раннего Ренессанса. Флоренция. Этот город явил миру гениального художника Сандро Боттичелли. Его творчество пришлось на вторую половину 15 века. Живописные полотна Боттичелли несут в себе отпечаток флорентийской школы. Более ста шедевров великого живописца вошли в мировое культурное наследие. Художник посвящал свои произведения религиозной и светской тематике.

Одна из наиболее известных его картин - «Весна» (1482). По мнению исследователей, эту картину Боттичелли заказал глава Флорентийской республики Лоренцо ди Пьеро де Ме?дичи как подарок к свадьбе своего племянника. Это произведение полно загадок. Жанр картины - аллегория, и сюжет её интерпретируют по-разному. Источниками вдохновения принято считать поэму Лукреция «О природе вещей» и поэму Овидия «Фасты».

Картина представляет цветущую поляну под кущей апельсиновых деревьев, на поляне расположены фигуры, слегка касающиеся земли, словно парящие. Цветов на поляне множество, разных видов, точность их изображения высока. Бледный свет раннего утра льётся сквозь ветви деревьев.

Расположение фигур при рассмотрении справа чередуется в порядке три – один – три - один. Первая тройка - Зефир, бог ветра; нимфа Хлорида; Флора, богиня цветов. Крылатый Зефир настигает убегающую от него Хлориду, которая тут же обращается Флорой. В процессе превращения из открытых уст нимфы летят цветы. И вот уже божественная Флора с улыбкой рассыпает вокруг себя розы.

Следующая композиционная фигура - центральная. Она стоит обособленно. Это Венера - богиня, в чьём ведомстве находится любовь земная и небесная. На картине она окружена ореолом из листьев миртового куста. Это напоминает о том, что митр - непременный атрибут богини любви. Свод апельсиновых деревьев над головой Венеры образует арку, что напоминает принятое для того времени изображение Мадонны. Правая рука Венеры в жесте благословения направлена в сторону фигур, расположенных слева.

Над головой Венеры порхает Амур со стрелами. Глаза его завязаны (ведь любовь слепа), он целится в среднюю из трёх танцующих граций. Эта группа изображена слева от Венеры. Прекрасные грации в прозрачных одеждах (Аглая, Ефорсина и Талия) танцуют, взявшись за руки. Взор Ефросины (средней) направлен на Меркурия, вестника и бога торговли, который стоит на охране сада. У него меч, шлем, сандалии с крыльями, Меркурий смотрит вверх, в правой руке его высоко поднят жезл, которым он разгоняет тучи.

Самая достоверная интерпретация - философская. Она основана на неоплатонизме, с которым Боттичелли был знаком. По этой версии Венера олицетворяет Гуманность, и под её рукой человек от земной страсти, которая выражена первой группой картины, посредством разума, воплощённого в грациях, приходит к возвышенной созерцательности, запечатлённой в Меркурии. Правдоподобность этого толкования подтверждается тем, что Зефир устремлён вниз, а Меркурий - ввысь.

Впечатление от картины можно назвать благотворным. Это произведение излучает гармонию: красота цветов, деревьев, персонажей. Любовь, теплота, дыхание весны - всё это удалось передать в картине великому мастеру в сочетании с загадочной аллегорией.

“Весна”, Боттичелли

Это выдающееся произведение великого Боттичелли было написано для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи , кузена Лоренцо Великолепного.

Историки искусств расходятся во мнении насчет точной датировки произведения. Предполагается, что картина была написана между 1477 и 1482 гг .

Также представляет некоторую сложность трактовка многочисленных аллегорических символов . Согласно наиболее распространенной интерпретации, на картине изображено царствование Венеры, воспетое античными поэтами и приближенным литератором двора Медичи Анджело Полициано.

Картина читается справа налево: крылатый бог ветров Зефир, влюбленный в нимфу Хлорис, настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Раскаявшись в содеянном, он превращает ее во Флору, богиню природы и весны. В центре изображена Венера, символизирующая собой гуманность, которая царит над людьми. Группа слева – три танцующие грации. Сцену заключает Меркурий, рассеивающий тучи своим магическим жезлом.

Таким образом Венера, воплощение гуманности, отделяет плотскую любовь и материализм (группа справа) от любви духовной и моральных ценностей (группа слева). Под «гуманностью» понимался идеал человеческой личности – высоконравственной, уверенной в своих силах и возможностях и прислушивающейся к нуждам других.

В период Возрождения эта античная концепция тщательно изучалась философами-гуманистами неоплатонической школы при дворе Медичи. Неоплатонизм, философское и эстетическое течение, следовало теориям греческого философа Платона. Неоплатонические концепции идеальной красоты и возвышенной «платонической» любви оказали огромное влияние на культуру и мировоззрение деятелей эпохи Возрождения, в их числе Боттичелли.

Таким образом, произведение также отражает высокий интеллектуальный уровень представителей династии Медичи и их любовь к культуре и искусству.

Боттичелли с поражающей точностью изобразил различные сорта цветов и трав, которые можно было найти в окрестностях Флоренции в весенний период. Мастерское использование красок, изысканность фигур, соединенных внутренним движением, поэтичность композиции делают это произведение чарующим и уникальным.

Посвященных творчеству Боттичелли, Вы можете полюбоваться его шедеврами «Весной» и «Рождением Венеры» .

«Весна», 1482. (wikipedia.org)

У Лукреция же Боттичелли заимствовал композицию в целом:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…

Читать полотно нужно справа налево: Зефир, Хлорида и Флора символизируют март (считается, что весна начинается с первого дуновения Зефира); Венера с Амуром и грациями — апрель; Меркурий (чью мать зовут Майя) — май.

Каждый из образов несет в себе мифологическую символику: зарождение любви и жизни — Флора; девичья дружба — Грации; забота и опека — Венера; философское раздумье — Меркурий. Но собранные Боттичелли в одном саду (где, кстати, ботаники насчитали не менее 130 видов растений) они говорят нам нечто большее.

На своем полотне художник зашифровал философию неоплатоников, идеи которых поддерживал. Любовь, согласно их представлениям, — это путь от земной природы чувства к божественной. В ней есть и радость, полнота жизни, и печаль знания, страдание. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий — проводник к разуму. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, — мотив, традиционно ассоциировавшийся с древом познания.

Христианская тема проявляется в том, что Венера напоминает Мадонну, которая словно благословляет всех. Правая часть картины в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая — как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре — к богу. Другая версия рассматривает изображение на картине как три этапа путешествия по земному раю: вхождение в мир, путешествие по саду и исход на небеса.

Контекст

«Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, который собрался жениться на Семирамиде Аппиани. Предполагалось, что полотно будет висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо. Это был не просто подарок, но наставление, призыв к гуманности как высшей добродетели.

Кстати, по одной из версий Боттичелли изобразил своих современников: Меркурий — Лоренцо ди Пьерфранческо, центральная грация, смотрящая на него, — Семирамида Аппиани. Другие считают, что Меркурий — это сам Лоренцо Медичи, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Не исключено, что в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.


Портрет Лоренцо Медичи кисти Дж. Вазари. (wikipedia.org)

Полотно было написано вскоре после того, как умерла возлюбленная брата Лоренцо Джулиано Медичи прекрасная Симонетта Веспуччи. Венера напоминает ее лицом.

Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, пока в 1537-м ее не перевезли в Кастелло. Медичи владели полотном вплоть до угасания рода в 1743-м. В 1815 году шедевр попал в запасники Уффици, но тогда специалисты оценили его как проходной и не обратили особого внимания. Лишь век спустя к картине пришли известность и слава. Сейчас это один из главных шедевров Уффици.

Судьба художника

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи — так на самом деле зовут человека, которого мы знаем под именем Боттичелли. Это прозвище перешло к нему от старшего брата Джованни, которого за тучность называли «боттичелли», то есть бочонком.


Боттичелли. (wikipedia.org)

Начав учиться живописи довольно поздно, он, обладавший тонким восприятием и зорким глазом, довольно быстро догнал сверстников по мастерской. Кстати, среди его, так сказать, одноклассников был и Леонардо да Винчи.

Боттичелли мастерски владел кистью и, интерпретируя классические сюжеты, умел привнести в них динамику и свежесть. Папа Римский Сикс IV, оценивший незаурядного юношу, пригласил его расписывать Сикстинскую капеллу. Сегодня там можно увидеть три фрески, выполненных Боттичелли.

Вернувшись из Рима во Флоренцию, художник никогда более не покидал родного города. У него не было ни жены, ни детей. Любовью всей его жизни было искусств. А музой Боттичелли стала прекрасная генуэзка Симонетта Веспуччи, которая выйдя замуж за флорентийца, оказалась в столице итальянского Возрождения. Девушка умерла в 23 года, память о ней Боттичелли пронес через всю жизнь: так или иначе, в каждом женском образе на его картинах мы находим черты Симонетты.

Перелом в жизни живописца произошел после казни Джироламо Савонаролы, на краткий период времени захватившего власть в городе. Он требовал от паствы аскезы, предлагал сжигать публично книги и предметы роскоши. И аристократия слушала его. Следовал его советам и Боттичелли. Правда, вскоре флорентийцы устали страдать и каяться, обвинили Савонаролу в ереси и отправили на костер.

Эти события подорвали дух уже немолодого и страдавшего болезнью ног Боттичелли. Последние годы он жил уединенно в своей мастерской и почти не работал. Скончался художник в 1510 году.



Статьи по теме: