Эпоха возрождения в европе представители. Европейское возрождение

Возрождение или Ренессанс (итал. Rinascimento, фр. Renaissance) – восстановление, античной образованности, возрождение классической литературы, искусства, философии, идеалов древнего мира, искаженных или забытых в «тёмный» и «отсталый» для Западной Европы период Средних веков. Оно было той формой, которую приняло с середины XIV до начала XVI вв., культурное движение известное под именем гуманизма (см. о нём краткую и статьи). Необходимо отличать гуманизм от Возрождения, которое есть лишь характернейшая черта гуманизма, искавшего опоры для своего миросозерцания в классической древности. Родина Возрождения – Италия, где никогда не увядала древняя классическая (греко-римская) традиция, носившая для итальянца национальный характер. В Италии никогда не чувствовался особенно сильно гнет средневековья. Итальянцы называли себя «латинами» и считали себя потомками древних римлян. Несмотря на то, что первоначальный импульс к Возрождению отчасти исходил из Византии , участие византийских греков в нём было ничтожным.

Эпоха Возрождения. Видеофильм

Во Франции и Германии античный стиль смешался с национальными элементами, которые в первом периоде Возрождения, Раннем Ренессансе, выступали резче, нежели в последующих эпохах. Поздний Ренессанс развил античные образцы в более роскошные и сильные формы, из которых и выработалось постепенно барокко. В то время, как в Италии дух Возрождения почти равномерно проникал во все искусства, в прочих странах только архитектура и скульптура испытывали на себе влияние античных образцов. Национальной переработке подверглось Возрождение также в Нидерландах, в Англии и Испании. После того как Ренессанс выродился в рококо , настала реакция, выразившаяся в строжайшем следовании античному искусству, греческим и римским образцам во всей их первобытной чистоте. Но это подражание (в особенности в Германии) привело наконец к чрезмерной сухости, которую в начале 60-х годов XIX в. старались побороть возвращением к Ренессансу. Однако это новое владычество Возрождения в архитектуре и искусстве продолжалось лишь до 1880. С этого же времени рядом с ним стали вновь процветать барокко и рококо.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Возрождение, или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV -- последняя четверть XVI века Отличительная черта эпохи Возрождения -- светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» -- так и появился термин.

Термин Возрождение встречается у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение или Возрождение XII века.

Культура Возрождения возникла и сформировалась ранее других стран в Италии, достигнув здесь блестящего расцвета в первые десятилетия XVI в. Ее зарождение в XIV в. и быстрое поступательное развитие в XV в. были обусловлены историческими особенностями страны.

Формирование новой культуры стало делом, прежде всего гуманистической интеллигенции, по своему происхождению и социальному положению весьма пестрой и разнородной. Хотя идеи, выдвигавшиеся гуманистами, получали нараставший со временем общественный резонанс, в целом их трудно связать с идеологией того или иного слоя общества, в том числе характеризовать как «буржуазные» или «раннебуржуазные». При всем идейном разнообразии в культуре итальянского Возрождения сложилось, однако, ядро единого нового мировоззрения, специфические черты которого определяют его «ренессансность». В конечном итоге оно было порождено новыми потребностями самой жизни, как и поставленная задача достижения более высокого уровня образования для достаточно широкого слоя общества. К выдвижению этой важной просветительской цели вели и внутренние закономерности развития самой культуры. В Италии ее осуществлению помогла сложившаяся в городах разнообразная структура образования.

Цель данного реферата заключается в том, чтобы посмотреть жизнь Италии в период эпохи Возрождения.

1. Прогрессивные изменения в экономике, политике, культуре XII-XIII вв.

Культура Возрождения возникла и сформировалась ранее других стран в Италии, достигнув здесь блестящего расцвета в первые десятилетия XVI в. Ее зарождение в XIV в. и быстрое поступательное развитие в XV в. были обусловлены историческими особенностями страны. Одна из самых урбанизированных областей Европы -- Италия в XIV--XV вв. достигла очень высокого уровня средневековой цивилизации по сравнению с другими регионами Европы. Свободные итальянские города-государства в условиях политического партикуляризма обрели экономическую мощь, опираясь на передовые формы торгово-промышленного и финансового предпринимательства, монопольные позиции на внешних рынках и широкое кредитование европейских правителей и знати. Независимые города Северной и Центральной Италии, богатые и процветающие, чрезвычайно активные экономически и политически, стали главной базой складывания новой, ренессансной культуры, светской по своей общей направленности.

Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что в Италии не сложились четко оформленные сословиям феодальная знать оказалась вовлеченной в бурную городскую жизнь и тесно смыкалась в своей политической и хозяйственной деятельности с купеческой верхушкой и состоятельным слоем пополанства, границы между которыми были размыты. Эта особенность итальянского общества способствовала созданию в городе-государстве особого климата: здесь ценилась и культивировалась свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость, которые открывали путь к социальному и экономическому преуспеванию. В городской среде отчетливее проявлялись новые черты миросозерцания и самосознания различных прослоек общества. Характерным примером могут служить деловые книги, семейные хроники, мемуары, письма представителей видных семейств Флоренции, Венеции, других городов -- в так называемой купеческой литературе ярко отразились умонастроения, как патрициата, так и пополанской среды. Показательно само существование такого рода литературы, свидетельствующей о высокой образованности ведущего социального слоя города.

Среди предпосылок зарождения и развития ренессансной культуры в Италии одной из важнейших была широкая система образования -- от начальных и средних школ, содержавшихся на средства городской коммуны, домашнего обучения и профессиональной подготовки в лавках купцов и ремесленников до многочисленных университетов. В отличие от других стран они рано оказались открытыми для преподавания дисциплин» расширявших рамки традиционного гуманитарного образования. Наконец, немалую роль сыграла в Италии и особенно тесная историческая связь ее культуры с римской цивилизацией -- не следует забывать о многочисленных сохранившихся в стране памятниках древности. Восстановление преемственности с античной культурой -- задача, выдвинутая деятелями Возрождения, не случайно зародилась и долгое время полнее всего осуществлялась именно в Италии, для которой культура Древнего Рима была важной частью се собственного прошлого. Новое отношение к античному наследию стало здесь проблемой воскрешения традиции предков.

Идейные истоки Ренессанса обнаруживаются уже в средневековой культуре Европы XII--XIII вв. Их можно видеть в провансальской лирике и поэзии вагантов, в городской сатире и новеллистике, в философии Шартрской школы, Пьера Абеляра, Иоанна Солсберийского. Светские мотивы, характерные для рыцарской и городской литературы, попытки освободить философию от догматизма, как и ряд других черт средневековой культуры, -- все это готовило почву для культуры Возрождения с ее нетрадиционными, хотя и остававшимися в рамках христианского мировоззрения, представлениями о мире и человеке. В Италии новые веяния наметились в поэзии «сладостного стиля», искусстве Проторенессанса, творчестве Данте Алигьери. «Божественная комедия» -- поэтико-философское обобщение средневекового мировоззрения, как и другие сочинения великого флорентийца (трактаты «Пир» и «Монархия», поэтический цикл «Новая жизнь»), содержат немало идей, воспринятых и развитых позднее гуманистами. Это и новое понимание благородства как итога усилий личности, а не признака родовитости, и масштабные образы сильных личностей в «Божественной комедии», и обращение к античному наследию как важному источнику знания.

На мировоззренческие ориентиры ренессансной культуры Италии повлиял и психологический климат городской жизни, изменения в менталитете различных слоев общества. В этом отношении городская среда отнюдь не была чем-то однородным. В предпринимательских кругах ценилась трезвость практического мышления, деловой рационализм, высокое качество профессиональных знаний, широта кругозора и образованности. Принципы корпоративного сознания постепенно уступали место индивидуалистическим тенденциям. Наряду с нарастанием апологии обогащения сохранялись понятия групповой и личной чести, уважение к законам, хотя типичный для итальянских городов культ коммунальных свобод уже начал сочетаться с попытками аргументированного оправдания обмана государства в пользу семьи, рода при уплате налогов. В ориентированной на светские дела купеческой морали стали преобладать новые максимы -- идеал активности человека, энергичных личных усилий, без которых нельзя было добиться профессионального успеха, а это шаг за шагом уводило от церковной аскетической этики, резко осуждавшей стяжательство, стремление к накопительству.

В среде нобилитета, особенно у старинных аристократических родов, прочно сохранялись традиционные представления о феодальных доблестях, высоко ценилась фамильная честь, но и здесь появились новые веяния, не без воздействия купеческо-пополанской среды. В жизненный обиход давно уже переселившейся в город знати входило, как правило, торгово-финансовое предпринимательство, порождавшее практический рационализм, расчетливость, новое отношение к богатству. Стремление нобилей играть ведущую роль в городской политике активизировало не только личные амбиции в сфере власти, но и патриотические настроения -- служение государству на административном поприще оттесняло на второй план военную доблесть.

Основная масса пополанства -- купечество средней руки и цеховые мастера, а также представители традиционных интеллектуальных профессий (духовенство, теологи, юристы, медики) ратовали за сохранение социального мира и процветание города государства, сближаясь в этом отчасти с «деловыми людьми». Здесь традиции корпоративизма были более прочными.

В низовой городской среде с возраставшим контрастом между бедностью и богатством нередко возникали доходившие порой до восстаний вспышки социального протеста, складывались свои представления о справедливости, греховности и воздаянии, далекие от настроений не только правящей верхушки общества, но подчас и от менталитета ремесленной среды пополанства. Крестьянство, в массе лично свободное и достаточно мобильное, в специфических условиях итальянского феодализма было тесно связано с городом и пополняло ряды его неквалифицированных рабочих. Эта среда была наиболее консервативна, именно в ней прочно сохранялись традиции народной средневековой культуры, которая оказала определенное воздействие на культуру Ренессанса.

2. Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира

Эпоха Возрождения означала кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма. Для философии это время стало своеобразным переходным периодом -- от теоцентризма к рационализму, к исследованию мира средствами научного познания. Начался процесс секуляризации как тенденция постепенного освобождения общества от духовного диктата религии и церкви и становления светской культуры. Развитие философии в эпоху Возрождения определялось воздействием ряда факторов. Во-первых, влиянием передовой античной философской мысли (Сократ, Эпикур и др.). Во-вторых, взаимодействием с зарождавшейся в ту эпоху систематической наукой. И, в-третьих, нараставшим влиянием утверждавшегося капиталистического строя на общественное сознание, культуру и мораль общества.

В рамках этой великой эпохи стала очевидной глубокая ломка сложившейся в средние века теологической картины мира (теоцентризма). Наибольший вклад в такой поворот внесла натурфилософия и естествознание Возрождения. Однако позиции науки тогда еще не окрепли, и религия по-прежнему была весьма влиятельна. Своеобразной формой борьбы и компромисса между ними стал пантеизм («всебожие»), утверждавший идею растворенности Бога в природе и во всех ее вещах. «Бог внутри природы, а не вне ее» -- этот тезис стал доминирующим в эпоху Возрождения.

Весьма важной характеристикой новой эпохи был антропоцентризм. Он представляет собой тип философствования, сутью которого является восприятие человека в качестве некоего центра мира, «венца» эволюции природы. Выражением такой мировоззренческой установки стал гуманизм -- зародившееся в итальянских городах идейное течение, которое провозгласило человека высшей ценностью и целью общества и сформировавшее понятие личности. Дух гуманистического антропоцентризма пронизывал не только философию, но и всю культуру Возрождения, особенно литературу и изобразительное искусство. По сути дела, это была философско-художественная эпоха, где возобладал культ человека, его духовности и красоты, свободы и величия. Возрождение подчеркивало не только свободу человека, но и идею всестороннего (универсального) развития им своих задатков и способностей (сущностных сил), его творческого призвания в мире.

Зарождение капитализма вызвало большой интерес философии к социально-политической проблематике, к теме государства. В это время сформировался утопический социализм, выдвинувший идеал нового и справедливого общества (коммунизма), где человек смог бы развиваться свободно, всесторонне и гармонично.

3. Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности

Весьма важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм, т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности. Известно, что объектом внимания для философии античного мира был, прежде всего, Космос, а в средние века -- Бог. Напротив, эпоха Возрождения свое основное внимание сконцентрировала на Человеке, его сущности и природе, смысле существования и призвания в мире. Неудивительно, что именно в это время в полной мере сформировался гуманизм -- идейное течение, сторонники которого заявили о человеке как высшей ценности и цели общества. На вопрос «Велик или же ничтожен человек?» они с уверенностью отвечали: «Не только велик, но и всемогущ». Гуманизм означал возрождение («ренессанс») античной традиции (Сократ, Эпикур и др.), уважительного отношения к человеку, защиту его самоценности, чести и достоинстоинства, права на свободу и счастье.

Гуманизм как течение формировался в лоне художественной литературы как критическая реакция на догмы религии, на учение о греховности и несвободе человека. Итальянские литераторы восстанавливали и пропагандировали творчество тех античных философов и поэтов (Сократ, Эпикур, Вергилий, Гораций), которые отстаивали идеи высокой ценности человека и его свободы. Античная культура представлялась гуманистам как образец совершенства, незаслуженно отвергнутый в эпоху «тысячелетней ночи» (средние века). Центром итальянского гуманистического движения стала Флоренция. В этом городе родился и творил Данте Алигьери (1265--1321 гг.), «последний поэт средневековья» и вместе с тем «первый поэт нового времени». В своей «Божественной комедии» Данте выдвинул смелый для своего времени тезис о том, что человек по природе своей создан не только для посмертной, но и для земной жизни. И этой поэме Данте отвергал аскетизм и проповедовал разумный образ жизни. Герои поэмы -- живые люди, ищущие и страдающие, творящие собственную судьбу. Автор произведения подчеркивал, что итог человеческой жизни зависит от деяний самого человека, от его умения избрать разумный путь и не сойти с него. Со временем тема свободы как самоопределения человека стала одной из важнейших в итальянском гуманизме эпохи Возрождения.

Родоначальником гуманистического течения в Италии считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304--1374 гг.), основатель лирики как нового жанра в европейской литературе. Как и большинство людей своего времени, Петрарка был верующим. Однако он весьма критически относился к схоластике средних веков, видя в ней псевдоученость и надуманные формулы. В своих произведениях Петрарка отстаивал право человека на земные устремления, на любовь к другим людям. Он старался придать своей философии моральную направленность и для этого восстанавливал этическое учение Сократа. В человеке его интересовала, прежде всего, тема любви, которую он рассматривал как высшее выражение духовного начала. Жизнь человека -- это всегда постоянный поиск самого себя в этом мире, что часто сопряжено с мучительными страданиями, с душевным беспокойством.

Становлению итальянского гуманизма способствовал и Джованни Боккаччо (1313--1375 гг.), выступавший в своем произведении «Декамерон» с позиций критики духовенства и поддержки передовых умонастроений городского населения. Гуманистические мотивы имели место также в творчестве других авторов того времени. К их числу следует отнести Колюччо Салютати, являвшегося одно время канцлером Флорентийской республики. Леонардо Бруни перевел на латинский язык ряд работ Платона и Аристотеля, Плутарха и Демосфена. В Италии были широко известны имена государственного деятеля и философа Джаноццо Манетти, живописца Леона Батиста Альберта служителя церкви Марсилио Фичино.

Самой заметной фигурой среди итальянских гуманистов был профессор Римского университета Лоренцо Валла (1407--1457 гг.). Он проявил себя активным сторонником учения древнегреческого философа Эпикура. Валла был противником светской власти римских пап, резким критиком аскетизма и связанного с ним монашества. По его убеждению, схоластика является праздным и иррациональным занятием. Итальянский гуманист старался восстановить подлинное учение Эпикура, находившееся под запретом в средние века. По его убеждению, эпикурейство наиболее полно утверждает идею полноценности жизни человека, проповедует чувственную деятельность и телесное благополучие. В своем трактате «О наслаждении» ученый утверждал, что основным законом человеческой природы является наслаждение как подлинное удовольствие души и тела. Он провозгласил: «Да здравствуют верные и постоянные наслаждения в любом возрасте и для любого пола!» Лоренцо Валла полагал даже, что наслаждения должны продолжаться и в посмертной жизни человека. Его учение было позитивным, поскольку восстанавливало естественное право человека на полноту своего существования и индивидуальное счастье в жизни.

На позициях гуманистического антропоцентризма стоял и Пико делла Мирандола (1463--1494 гг.) В своей «Речи о достоинстве человека» он подчеркивал важнейшее свойство человека -- его свободу. По мнению Пико, человек представляет собой четвертый мир, наряду с подлунным, поднебесным и небесным. На земле человек является великим существом, которое обладает умом и душой. Дух человека определяет свободу его воли и, следовательно, всего жизненного пути. Сотворив человека, Бог якобы вложил в него «семена» разнообразной жизни, что дает ему возможность выбора: либо возвыситься до совершенных ангелов, либо опуститься до животного существования. Свобода -- это бесценный божий дар, составляющий внутреннюю сущность человека. Эта свобода дает человеку возможность проявить активность и «возвыситься над небесами», стать творцом своей судьбы.

4. Внутренние противоречия в культуре Возрождения

Культура эпохи Возрождения славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в разных областях творчества, шедеврами искусства и литературы, которые принадлежат к наивысшим созданиям человечества. Тесно связанная с общественной, политической и другими сторонами жизни эпохи, она отличается исключительной многогранностью и не лишена противоречий, которые проявляются не только в специфике общих тенденций ее развития, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее деятелей из разных стран Европы.

Эпоха Возрождения занимает в истории Европы особое место. Культура этой поры тысячами нитей связана с переменами в жизни общества, ее усложнением и противоречиями в условиях начавшегося перехода от средних веков к раннему новому времени. Традиционная система феодальных общественных отношений переживает кризис и трансформируется, зарождаются новые формы рыночного хозяйствования. Меняются устоявшиеся социальные структуры, положение и самосознание различных слоев населения города и деревни. Не случайно XVI в. был отмечен широкомасштабными общественными конфликтами и движениями во многих странах Европы. Напряженность и противоречивость социальной жизни эпохи усилились в связи с формированием нового типа государственности -- абсолютной монархии, а также в результате межконфессиональной борьбы, вызванной Реформацией и последовавшей за ней Контрреформацией.

Развитие Возрождения в отдельных странах и регионах Европы шло с различной интенсивностью и неодинаковыми темпами, однако оно смогло придать европейской культуре определенное единство: при многообразии национальных особенностей, культуре разных стран присущи сходные черты. Это имело большое значение, поскольку и в социальном плане ренессансная культура не была однородной: ее питали, идейно и материально, разные общественные группы -- средние слои города и его верхушка, часть клира, дворянства, аристократии. Еще более широкой была социальная среда, в которой распространялась эта культура. В конечном счете она воздействовала на все слои общества, от королевского двора до городских низов, хотя, разумеется, в разной мере. Формировавшаяся в сравнительно узком кругу новой интеллигенции, она не стала элитарной по своей общей идейной направленности и пониманию задач самой культуры. Недаром Возрождение питалось гуманистическими идеями, которые в процессе его эволюции сложились в целостное мировоззрение. В нем органически переплетались основы христианского вероучения, языческая мудрость и светские подходы в различных областях знания. В центре внимания гуманистов стояли «земное царство человека», образ творца собственной судьбы. Антропоцентризм стал характерной чертой ренессансной культуры. Она утверждала величие человека, силу его разума и воли, высокое предназначение в мире. Она поставила под сомнение принцип сословного разделения общества: требовала ценить человека по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости или размерам состояния.

Заключение

Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза философской мысли, науки и искусства. В это время жили и творили крупные и яркие мыслители. Возрождение провозгласило дух свободы и счастья человека, его высокого призвания в мире -- быть творцом и созидателем, соучастником божественного миротворения. Это была, по определению Ф. Энгельса, «эпоха гигантов» -- «по силе мысли, страсти и характеру», эпоха величайшего прогрессивного поворота в истории человеческой цивилизации.

В рамках этой великой эпохи стала очевидной глубокая ломка сложившейся в средние века теологической картины мира. Наибольший вклад в такой поворот внесла натурфилософия и естествознание Возрождения. Однако позиции науки тогда еще не окрепли, и религия по-прежнему была весьма влиятельна. Своеобразной формой борьбы и компромисса между ними стал пантеизм («всебожие»), утверждавший идею растворенности Бога в природе и во всех ее вещах.

В период Возрождения на первый план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле.

Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами.

В эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в античности или в средние века. У древних греков физический труд и даже искусство ценились невысоко. Господствовал элитарный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой объявлялись теоретические искания -- размышления и созерцания, потому, что именно они приобщали человека к тому, что вечно, к самой сущности Космоса, в то время как материальная деятельность погружает в переходящий мир мнений. Христианство высшей формой деятельности считало ту, которая ведет к «спасению» души -- молитву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Священного писания. В целом, все эти виды деятельности носили пассивный характер, характер созерцания.

В эпоху же Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды; осознает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире -- самого себя.

Список использованной литературы

культура ренессанс теоцентрический

1. Л.М. Брагина "Социально-этические взгляды итальянских гуманистов" (II половина XV века) Издательство МГУ, 1983 г.

2. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство "Наука", М 1976 г.

3. Искусство раннего Возрождения. -- М.: Искусство, 1980 г.

4. История искусства: Ренессанс. -- М.: АСТ, 2003 г.

5. Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение. -- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Прогрессивные изменения в экономике, политике, культуре в эпоху Ренессанса. Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира. Идеи гуманизма в творчестве Данте, Петрарки, Бокаччо, Мирандолы. Внутренние противоречия в культуре Ренессанса.

    реферат , добавлен 08.01.2010

    Возрождение (Ренессанс) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. Развитие ренессансной культуры в Испании. Архитектурный стиль платереско. Эскориал – жемчужина испанской ренессансной архитектуры. Ренессанс в живописи.

    презентация , добавлен 26.05.2014

    Характеристика культуры западноевропейского Возрождения. Переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. Тема возрожденческого гуманизма. Описание внутренних противоречий Ренессанса. Самоценность человеческой личности в искусстве.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2016

    Культурно-историческая эпоха Возрождения (Ренессанс). Ренессанс как "итальянское явление" на первом этапе развития. Источники культуры Возрождения: античное классическое наследие и средневековая культура. Достижения культуры Ренессанса в разных областях.

    реферат , добавлен 12.06.2010

    Идейные и эстетические основы Ренессанса в европейской культуре. Исторические условия и социально-политические причины формирования ренессансной культуры Украины во времена Литовского княжества и Речи Посполитой. Братства и их роль в развитии культуры.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2013

    Ориентиры и принципы культурного развития Европы. Общая характеристика культуры Ренессанса как времени духовного подъёма и расцвета всех сфер человеческой деятельности. Развитие гуманитарного знания, индивидуализма и антропоцентризма эпохи Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2012

    Экономические, политические и духовные предпосылки возникновения культуры Возрождения. Переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности. Внутренние противоречия в культуре.

    контрольная работа , добавлен 01.02.2012

    Возрождение (ренессанс) как эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков, его общая характеристика. Каноны культуры и искусства, общественно-политический строй того времени. Видо-жанровые особенности литературы и музыки.

    презентация , добавлен 02.12.2013

    Ренессанс как эпоха в истории европейской культуры XIII-XVI вв. Обожествление каждой травинки северного пейзажа, копирование мельчайших деталей быта в творчестве нидерландских художников. Творчество Яна ван Эйка, Хиеронимуса Босха и Питера Брейгеля.

    реферат , добавлен 03.05.2015

    Изучение основных исследователей эпохи Возрождения. Сравнение их методов. Ренессанс - революционный переворот в истории, его влияние на все сферы культуры. Возникновение гуманизма, новой концепции личности, изменение статуса художника. Ренессанс в России.

Уникальность Ренессанса заключается в том, что, имея один источник (античное мировоззрение, получившее новую жизнь в Италии), данная эпоха породила различные оригинальные проявления почти во всех странах Европы. Эпоха Возрождения в Италии началась самой первой, добилась наиболее блестящих результатов – и поэтому считается образцовой. Не случайно титаны Возрождения, то есть деятели, оказавшие наибольшее влияние на дальнейшую европейскую культуру, почти все являются итальянцами. Живописцы Сандро Боттичелли, Рафаэль Санти, Джорджоне, Тициан, архитекторы Филиппо Брунеллески и Леон Батиста Альберти, художник, скульптор, архитектор, поэт Микеланджело Буонарроти, человек-уникум Леонардо да Винчи, внесший вклад в развитие едва ли не всех областей знаний, и многие другие.

Картина мира эпохи Возрождения

Если попытаться отвлечься от внешней визуальной стороны Ренессанса, от картин Рафаэля и Леонардо, от скульптур Микеланджело, от прекрасных итальянских архитектурных шедевров, то обнаружится, что общая характеристика эпохи Возрождения невозможна без понятия ренессансный гуманизм. Под гуманизмом подразумевается мировоззрение, при котором центром мироздания выступает человек. Бог при этом не отвергается полностью (хотя многие деятели эпохи Возрождения высказывали идеи, которые в той или иной степени могут быть истолкованы либо как атеистические, либо как оккультные), но отходит на второй план. Он остаётся Творцом, но теперь как бы удаляется в тень, предоставляя человеку самому вершить собственную судьбу и судьбу мира. Именно для того, чтобы человек смог справиться с этой задачей, его природу нужно всячески изучать.

Причём изучать во всех её проявлениях, потребностях и нуждах, физических, эмоциональных, душевных, рациональных и так далее. В итоге должен быть сформировано гуманистический идеал человека – существа, наделённого нравственными и умственными добродетелями, и при этом обладающего умеренностью и воздержанностью. Этика эпохи Возрождения гласила, что эти добродетели не являются чем-то врождённым, а воспитываются в человеке посредством изучения античной литературы, искусства, истории, культуры. Именно поэтому образование в эпоху Возрождения вышло на первый план. В рамках средневекового мировоззрения человеку не нужно было много знать, ему достаточно было верить в Бога и исполнять церковные заповеди, заботясь не столько о земной жизни, сколько о спасении души для жизни вечной.

Теперь же земная составляющая жизни была реабилитирована, а затем, вопреки заветам первых гуманистам, и возведена в абсолют. Так что воспитание в эпоху Возрождения стало для личности истинным рождением: лишь получив знания о человеческой природе и её творческих способностях, человек мог считаться полноценным. Идеал всесторонне развитой личности представлял собой человека, прекрасного телом, чистого умом, возвышенного душой и при этом занятого каким-либо творческим, преобразовывающим действительность, трудом. Не случайно герои живописных полотен Возрождения это не просто симпатичные люди, это герои, показанные в момент совершения какого-либо значительного поступка, свершения. Несколько смягчены были требования в отношении женщин: женщины эпохи Возрождения сами по себе были иллюстрацией красоты человеческой природы. Женская чувственность, в Средние века всячески скрывавшаяся как греховная, теперь всячески подчёркивалась, особенно в изобразительном искусстве.

Александр Бабицкий


Конец XV начало XVI века, ознаменовались масштабным переворотом в политической, экономической и культурной жизни стран Западной Европы. Общество словно в одночасье освободилось от средневековых устоев, которые связывали его жизнь на протяжении многих веков.

Изменения в экономике и устоях общества

Экономика европейских стран переживала расцвет: зарождалось первое мануфактурное производство, открывались новые морские торговые пути со странами Средиземноморского региона, происходил быстрый рост городов, в прошлое ушли феодальные отношения, что дало возможность крестьянам заниматься ремесленничеством или свободно трудится на своих земельных наделах.

Могущественный инструмент средневекового управления обществом понтификат, переживал глубокий кризис. Несмотря на то, что капиталистические отношения были неразвиты, социум уже четко понимал, что пути назад нет.

Окончательный конец феодальному строю положили крестьянские восстания в Германии и Нидерландах. Эпоха Возрождения не имеет определенных исторических рамок. Первым очагом нового мировоззрения стала итальянская Флоренция. За считанные десятилетие идеи Возрождения были приняты обществами всех европейских государств.

Культура эпохи Возрождения - контраст Средневековью

Значительные обновления коснулись также культурной жизни общества. Эпоха Возрождения это период расцвета точных и естественных наук, гуманистических традиций в литературе и искусстве.

Комплекс ничтожности человека, умело навязанный средневековой церковью, канул в Лету. Литераторы превозносили человека личность, человека-творца, который подобный богу в своих возможностях созидать и мыслить.

Сам термин «возрождение» касался в первую очередь культурной жизни. Европейцы восхищались развитием искусства в период античности и считали, что пройдя через варварство и невежество Средневековья, им удастся восстановить богатое культурное наследие своих предков.

Искусство эпохи Возрождения представляет собой поразительный контраст культуре Средневековья . Презрение и аскетизм к земной жизни вытеснили идеи осознания совершенства окружающего мира. Деятели культуры идеализировали человека, как обладателя высшего разума, который непременно ведет к истине.

Произведения искусства наполнены невиданной до тех пор эстетической насыщенностью. Если в эпоху Средневековья уделялось особое внимание строительству огромных мрачных соборов, которые подчеркивали мизерность человека как личности перед лицом бога, то в период Возрождения архитектурные формы воспринимались в первую очередь как достижение самого человека, его способности создавать прекрасное.

В этот период наблюдался значительный подъем науки. Научные деятели уже не боялись священного огня инквизиции и делали смелые открытия, которые потрясали мир. Ученые обращались к трудам античных авторов, таким образом, способствуя восстановлению таких наук как история, риторика, этика, филология.

Эпоха Возрождения подарила миру величайшие произведения искусства, которые остаются бесценными и в наше время. Перемены, которые пережило общество того периода, стали прежде всего базой для зарождения следующего исторической эпохи Нового времени. А гуманистические традиции, заложенные в человеческое сознание, поспособствовали становлению первых гражданских современных обществ.

Возрождение возникло в Италии - его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.

В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса - возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи Возрождения

Периоды истории итальянской культуры принято обозначать названиями столетий:

  • Проторенессанс (дученто)  - 2-я половина XIII в.-XIV в.
  • Раннее Возрождение (треченто) -  начало XV-конец XV в.
  • Высокое Возрождение (кватроченто) -  конец XV-первые 20 лет XVI в.
  • Позднее Возрождение (чинквеченто) -  середина XVI-90-е годы XVI в.

Для истории итальянского Возрождения решающее значение имел глубочайший перелом в сознании, взглядах на мир и человека, который относится к эпохе коммунальных революций 2-й половины XIII века.

Именно этот перелом открывает новый этап в истории западноевропейской культуры. Связанные с ним принципиально новые тенденции нашли свое наиболее радикальное выражение в итальянской культуре и искусстве так называемой «эпохи Данте и Джотто»  - последней трети XIII века и двух первых десятилетий XIV-го.

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Человек эпохи Возрождения

Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.

Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.

Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.

Одним словом, человек эпохи Возрождения пытается развиваться и улучшать «качество» индивида посредством изучения античного наследия, как единственного основания.

А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.

Проторенессанс

Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими, романскими и готическими традициями.

Делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию.

Для искусства проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения).

У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине XIII века в Пизе мастер Никколо. Он стал основателем школы скульптуры, просуществовавшей до середины XIV века и распространившей свое внимание по всей Италии.

Конечно, многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. В ней сохраняются старые аллегории и символы. В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона. И все же реформы Никколо значимы.

Использование классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали основу для широкого обновления искусства.

В 1260–1270 годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии.
Новые веяния проникают и в живопись Италии.

Подобно тому, как Никколо Пизано реформировал итальянскую скульптуру, Каваллини заложил основу нового направления в живописи. В своем творчестве опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники, которыми в его время был еще богат Рим.

Заслуга Каваллини состоит в том, что он стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, которые были присущи господствовавшей в его время в итальянской живописи”византийской” или”греческой” манере.

Он вводил заимствованную у древних художников светотеневую моделировку, достигая округлости и пластичности форм.

Однако со второго десятилетия XIV века художественная жизнь в Риме замерла. Ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской школе.

Флоренция в течение двух столетий была чем-то вроде столицы художественной жизни Италии и определяла главное направление развития ее искусства.

Но самым радикальным реформатором живописи был Джотто ди Бондоне (1266/67–1337).

В своих работах Джотто подчас достигает такой силы в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника величайших мастеров Возрождения.

Трактуя евангельские эпизоды как события человеческой жизни, Джотто помещает его в реальную обстановку, отказываясь при этом от соединения в одной композиции разновременных моментов. Композиции Джотто всегда пространственны, хотя сцена, на которой разыгрывается действие, обычно не глубока. Архитектура и пейзаж в фресках Джотто всегда подчинены действию. Каждая деталь в его композициях направляет внимание зрителя к смысловому центру.

Еще одним важным центром искусства Италии конца XIII века - первой половины XIV века была Сиена.

Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и декоративизма. В Сиене ценили французские иллюстрированные рукописи и произведения художественных ремесел.

В XIII-XIV столетиях здесь был воздвигнут один из изящнейших соборов итальянской готики, над фасадом которого работал в 1284–1297 годах Джованни Пизано.

Для архитектуры проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие.

Представитель: Арнольфо ди Камбио.

Для скульптуры этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства.

Представитель: Никколо Пизано, Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио.

Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм.

Представители: Джотто, Пьетро Каваллини, Пьетро Лоренцетти, Амброджо Лоренцетти, Чимабуэ.

Раннее Возрождение

В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры.

Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессанского реализма, существенно отличавшегося от того”реализма деталей”, который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто.

Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма.Они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности.

В своей борьбе с традицией готики художники раннего Возрождения искали опору в античности и искусстве Проторенессанса.

То, что только интуитивно, на ощупь искали мастера Проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях.

Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой. Различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений.

Новое искусство, победившее в начале XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. В то время как во Флоренции работали Брунелесски, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом.

Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция. Флорентийская культура первой половины и середины XV века разнообразна и богата.

Для архитектуры раннего Возрождения характерна логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений

Представитель: Палаццо Ручеллаи, Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти.

Для скульптуры этого периода характерно развиватие свободно стоящей статуи, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.

Представитель: Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо.

Для живописи характерно ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.

Представители: Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино.

Высокое Возрождение

Кульминация искусства (конец XV и первые десятилетия XVI века), преподнесшая миру таких великих мастеров как Рафаэль, Тициан, Джорджоне и Леонардо да Винчи именуется этапом Высокого Возрождения.

Сосредоточение художественной жизни Италии в начале XVI века перемещается в Рим.

Папы добивались под властью Рима объединить всю Италию, делая попытки обратить его в культурный и ведущий политический центр. Но, так и не став политической точкой отсчёта, Рим преображается на некторое время в цитадель духовной культуры и искусства Италии. Причиной этому послужила также и меценатская тактика пап, которые привлекали лучших художников в Рим.

Флорентийская школа и многие другие (старые локальные) теряли свою прежнюю значимость.

Единственным исключением стала богатая и независимая Венеция, демонстрирующая яркую оригинальность культуры на протяжении всего XVI.

За счёт постоянной связи с великими произведениями архаики, искусство освобождалось от многословия , зачастую столь характерному творчеству виртуозов кватроченто.

Художники Высокого Возрождения обрели способность опускать маленькие подробности, не влияющие на общий смысл и стремиться достичь в своих творениях гармонию и сочетание лучших сторон реальности.

Творчество характеризуется верой в неограниченность человеческих возможностей, в его индивидуальность и в рациональный мировой аппарат.

Главным мотивом искусства Высокого Возрождениявыступает образ гармонически развитого и сильного как телом, так и духом человека, который находится выше повседневной обыденности.
Так как скульптура и живопись избавляется от беспрекословного рабства зодчества, что и даёт жизнь к формированию новых жанров искусства таких как: пейзаж, историческая живопись, портрет.

В этом периоде архитектура Высокого Ренессанса набирает наибольшие обороты. Теперь все без исключения заказчики не желали видеть в своих домах и капли средневековья. Улицы Италии стали пестреть не просто роскошными особняками, а дворцами с обширными насаждениями. Надо отметить, что известные в истории сады эпохи Возрождения появились как раз в этот период.

Религиозные и общественные сооружения также перестали отдавать духом прошлого. Храмы новой застройки, как будто восстали из времен Римского язычества. Среди памятников архитектуры этого периода можно встретить монументальные здания с обязательным наличием купола.

Грандиозность данного искусства было почитаемо ещё и современниками, - так Вазари говорил о нём как о: «высшей ступени совершенства, которой ныне достигли наиболее ценимые и наиболее прославленные творения нового искусства».

Для архитектуры высокого Возраждения характерны монументальность, представительное величие, грандиозность замыслов (пришедшие из Древнего Рима), интенсивно проявившиеся в брамантовских проектах собора святого Петра и перестройки Ватикана.

Представитель: Донато Браманте, Антонио да Сангалло, Якопо Сансовино

Для скульптуры этого периода характерны героический пафос и, одновременно трагическое ощущение кризиса гуманизма. Ппрославляется сила и мощь человека, красота его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире.

Представитель: Донателло, Лоренцо Гиберти, Брунеллески, Лука делла Роббиа, Микелоццо, Агостино ди Дуччо, Пизанелло.

Для живописи характерна передача мимики лица и тела человека, появляются новые способы передачи пространства, построения композиции. Вместе с тем работы создают гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам.

Представители: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Тициан, Якопо Сансовино.

Позднее Возрождение

В это время происходит затмение и появление новой художественно культуры. Не вызывает потрясений и тот факт, что творчество данной поры крайне сложно и отличается преобладанием противоборства различных направлений. Хотя если не рассматривать самый конец XVI века - время вступления на манеж братьев Карраччи и Караваджо, то можно сузить всё разнообразие искусства к двум основным тенденциям.

Феодально-католическая реакция нанесла смертельный удар Высокому Возрождению, но не смогла убить мощную художественную традицию, которая формировалась на протяжении двух с половиной столетий в Италии.

Только богатая Венецианская республика, свободная и от власти Папы, и от господства интервентов, обеспечила развитие искусства в этом регионе. Возрождение в Венеции обладало своими особенностями.

Если говорить о творениях известных художников второй половины XVI века, то им ещё присущ ренессанский фундамент, но уже с некоторыми изменениями.

Судьба человека уже не рисовалась столь беззаветной, хотя отголоски темы героической личности, которая готова сражаться со злом и ощущение реальности всё же до сих пор присутствуют.

Основы искусства XVII столетия были заложены в творческих поисках этих мастеров, благодаря которым были созданы новые выразительные средства.

К данному течению относятся немногие художники, но зато именитые мастера старшего поколения, пойманные кризисом на кульминации их творчества, такие как Тициан и Микеланджело. В Венеции, которая занимала неповторимое положение в художественной культуре Италии XVI века, это направленность присуща и для художников младшего поколения - Тинторетто, Бассано, Веронезе.

Представителями второго направления являются совершенно разные мастера. Их объединяет лишь субъективность в восприятии мира.

Данное направление получает своё распространение во второй половине XVI века и, не ограничиваясь Италией, перетекает и в большинство европейских стран. В искусствоведческой литературе конца прошлого столетия именуясь «маньеризмом ».

Пристрастие к роскоши, декоративности и нелюбовь к ученым изысканиям задерживали проникновение в Венецию художественных идей и практики флорентийского Возрождения.



Статьи по теме: