Положение особо ценных объектах культурного наследия. Особо ценные объекты культурного наследия народов российской федерации

Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации было утверждено Указом Президента Российской Федерации в 1992 г. С этого времени ведется соответствующий Государственный свод, в который включаются наиболее значимые российские музеи, музеи-заповедники, библиотеки, архивы, театры, научные, медицинские и учебные учреждения. Ныне Государственный свод включает 68 объектов (важнейшие документы по этой теме размещены на сайте Минкультуры России по адресу: www.mkrf.ru; полный список объектов с таким статусом приведен на сайте Института Наследия по адресу: www.heritage-institute.ru (Российский НИИ культурного и природного наследия).

В 2010 г. Государственный свод не пополнялся, последние добавления в него были внесены в 2009 г. (здание главного корпуса Московского педагогического государственного университета на Малой Пироговской, 1; Общенациональный мемориал воинской славы “Могила Неизвестного Солдата” в Александровском Саду, Москва; Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник “Куликово поле”, Тульская область).

Вместе с тем, инициатива выявления особо ценных объектов культурного наследия стала проявляться на региональном уровне. Так, в январе 2010 г. три объекта Красноярского края (Норильский Заполярный театр драмы им. В. Маяковского, Красноярский драматический театр им. А. Пушкина и Минусинский драматический театр) были отнесены к категории “особо ценных объектов культурного наследия Красноярского края” и занесены в особый региональный реестр. Основанием послужило принятие в июне 2007 г. Закона Красноярского края о культуре, где в главе 2 присутствует статья 11 – “Особо ценные объекты культурного наследия края” со следующим определением: “К особо ценным объектам культурного наследия края относятся расположенные на его территории историко-культурные и природные комплексы, памятники истории, культуры и природы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства”.

В целях определения воздействий экологических факторов на состояние ценных объектов культурного наследия в 2010 г., как и предыдущие годы, было произведено специальное анкетирование различных учреждений, в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Всего ответило примерно 50% опрошенных респондентов (что меньше обычной нормы). Экологический мониторинг, проведенный в 2010 г., показал следующее.

Неудовлетворительным было признано состояние двух объектов, что составляет примерно 10% от числа всех ответивших респондентов (2009 г. и 2008 г. – примерно столько же). Оба объекта в предыдущие годы не раз получали низкую оценку экологического состояния. Первый – это Российский государственный военно-исторический архив (Москва, 2-я Бауманская ул., дом 3), для которого отмечена сильная загазованность воздушного бассейна и подтопление подвальных помещений. Впрочем, в полученном ответе отмечено, что “…в 2010 г. площадь подтопляемых участков уменьшилась в связи с проведением реставрационных работ по фасадам здания”. Второй объект – Музей антропологи и этнографии в Санкт-Петербурге (“Кунсткамера”), для которого зафиксировано несоблюдение температурно-влажностного режима, наличие грибков, насекомых, грызунов, загрязнение воздушного бассейна и подтопление фундамента и подвалов.

Число объектов, экологическое состояние которых было оценено как удовлетворительное и хорошее, составило абсолютное большинство – около 85% (2009 г. – 65%, 2008 г. – 55%). На этих объектах, при выдерживании в целом температурно-влажностного, светового и биологического режимов, тем не менее, возникали определенные проблемы экологического характера, однако они носили локальный характер и не имели существенных негативных последствий. Так, в Томском политехническом университете главной проблемой экологического характера для всех его филиалов (которых более 30) было признано воздействие загрязненной атмосферы на фасады зданий. Для Института русской литературы (“Пушкинский дом”) в Санкт-Петербурге, в непосредственной близости от которого проходит оживленная автомагистраль – набережная Макарова, отмечалось, что это приводит к сильной вибрации и загрязнению фасадов зданий. Для помещений Архива древних актов, находящегося в центре Москвы, было отмечено воздействие загрязненной атмосферы (отработавшие газы автотранспорта) и наличие грибков на стенах корпуса 1.

К указанной группе можно отнести и ряд других объектов: в Москве – это Российская государственная библиотека, МГТУ им. Баумана, Музей искусства народов Востока, Театральный музей им. Бахрушина; в Санкт-Петербурге – Мариинский театр и Пулковская обсерватория; это также Томский государственный университет. В данную группу, с оценкой “хорошо”, формально попадает и музей деревянного зодчества “Малые Корелы” в Архангельской области. Однако такая оценка представляется завышенной, так как в самой анкете упомянут целый ряд проблем, как-то: сильное загрязнение атмосферного воздуха (ТЭЦ, целлюлозно-бумажные комбинаты, автотранспорт), подтопление некоторых памятников и протечки кровли (наиболее сильно от этого пострадало четыре деревянных строения), деградация насаждений, чрезмерная рекреационная нагрузка, “визуальное загрязнение” (опоры ЛЭП и др.).

Анкетирование 2010 г. засвидетельствовало всего один благополучный объект (для сравнения: в 2009 г. – 5, 2008 г. – 8 объектов). Речь идет об Академии русского балета им. А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге. Возможно, такая оценка завышена, поскольку в анкете отмечено и наличие вредных насекомых, и периодическое подтопление здания, и воздействие загрязненного воздушного бассейна в центре города. При этом несколько объектов, оцененных как благополучные в 2009 г. (Российская Академия художеств, Государственный исторический музей, Казанский государственный университет), в 2010 г. оценены ниже – на оценки “хорошо” и “удовлетворительно”. Это было вызвано как объективными причинами (ухудшились отдельные показатели), так и субъективными (сменились составители анкет).

Особую группу объектов составляют учреждения, включающие несколько филиалов, которые в ходе анкетирования получили как хорошие и удовлетворительные оценки, так и неудовлетворительные. Так обстоит дело, например, с Государственным музеем Л. Н. Толстого, из которого поступило четыре анкеты на разные филиалы. При этом, с одной стороны, экологическое состояние головного музея на ул. Пречистенка в Москве, равно как другого московского филиала – Толстовского центра на Пятницкой улице, а также филиала в Липецкой области – станции Астапово, было оценено как хорошее. С другой стороны, еще один филиал музея – усадьба Хамовники в центре Москвы получил оценку “плохо”: здесь отмечено отклонение от требуемого режима температурно-влажностного режима, наличие грибков и грызунов, сильная вибрация и загрязнение воздуха автотранспортом. Аналогичная ситуация сложилась с Казанским государственным университетом: на фоне хорошей оценки, которую получили большинство филиалов, два из них были оценены негативно (сильная загазованность центра города, неполное соблюдение температурно-влажностного, светового и биологического режимов).

Результаты произведенного в 2010 г. экологического мониторинга представлены в табл. 5.

Постановление Правительства РФ от 6 октября 1994 г. N 1143
"Об утверждении Положения о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации"

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Положение
о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. N 1143)

1. Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее именуется - Государственный свод) учрежден в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. N 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации" и является единым комплексом (банком) документов и материалов об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации (далее именуются - особо ценные объекты).

2. Включение особо ценных объектов в Государственный свод осуществляется в соответствии с Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. N 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации".

3. Депозитарием Государственного свода является Министерство культуры Российской Федерации.

4. Государственный свод включает:

регистрационный реестр;

документально-информационный фонд.

Форма регистрационного реестра, а также структура документально-информационного фонда Государственного свода утверждаются Министерством культуры Российской Федерации.

5. Регистрационный реестр Государственного свода ведется Министерством культуры Российской Федерации и является основным учетным перечнем особо ценных объектов, которые включаются в него под соответствующим порядковым номером на основании решений Президента Российской Федерации об отнесении их к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

6. В документально-информационный фонд Государственного свода включаются:

копии официальных документов по особо ценным объектам (решений Президента и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также отдельных наиболее важных решений руководителей организаций, предприятий и учреждений, отнесенных к особо ценным объектам или использующих их);

информационные материалы по вопросам текущей деятельности и истории особо ценных объектов.

Состав документов, подлежащих включению в документально-информационный фонд Государственного свода, определяется Министерством культуры Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, а состав информационных материалов - по согласованию с руководителями указанных организаций, предприятий и учреждений.

7. Дополнения и изменения в состав документально-информационного фонда Государственного свода вносятся по мере необходимости Министерством культуры Российской Федерации по представлению организаций, предприятий и учреждений, отнесенных к особо ценным объектам или использующих их, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся указанные предприятия, организации и учреждения.

8. Документы и материалы, включенные в Государственный свод, доступны для ознакомления и публикования. Порядок доступа устанавливается Министерством культуры Российской Федерации.

9. Государственный свод подлежит бессрочному хранению.


Постановление Правительства РФ от 6 октября 1994 г. N 1143

«Об утверждении Положения о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации»

См. Федеральный закон РФ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

О перечне особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации см. справку

Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин

Положение
о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации

1. Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее именуется - Государственный свод) учрежден в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. N 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» и является единым комплексом (банком) документов и материалов об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации (далее именуются - особо ценные объекты).

2. Включение особо ценных объектов в Государственный свод осуществляется в соответствии с Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. N 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации».

3. Депозитарием Государственного свода является Министерство культуры Российской Федерации.

4. Государственный свод включает:

регистрационный реестр;

документально-информационный фонд.

Форма регистрационного реестра, а также структура документально-информационного фонда Государственного свода утверждаются Министерством культуры Российской Федерации.

5. Регистрационный реестр Государственного свода ведется Министерством культуры Российской Федерации и является основным учетным перечнем особо ценных объектов, которые включаются в него под соответствующим порядковым номером на основании решений Президента Российской Федерации об отнесении их к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

6. В документально-информационный фонд Государственного свода включаются:

копии официальных документов по особо ценным объектам (решений Президента и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также отдельных наиболее важных решений руководителей организаций, предприятий и учреждений, отнесенных к особо ценным объектам или использующих их);

информационные материалы по вопросам текущей деятельности и истории особо ценных объектов.

Состав документов, подлежащих включению в документально-информационный фонд Государственного свода, определяется Министерством культуры Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, а состав информационных материалов - по согласованию с руководителями указанных организаций, предприятий и учреждений.

7. Дополнения и изменения в состав документально-информационного фонда Государственного свода вносятся по мере необходимости Министерством культуры Российской Федерации по представлению организаций, предприятий и учреждений, отнесенных к особо ценным объектам или использующих их, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся указанные предприятия, организации и учреждения.

8. Документы и материалы, включенные в Государственный свод, доступны для ознакомления и публикования. Порядок доступа устанавливается Министерством культуры Российской Федерации.

9. Государственный свод подлежит бессрочному хранению.

Это произведение не охраняется авторским правом.
В соответствии со статьёй 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы, произведения народного творчества (фольклор), сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487
"Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации"

В целях обеспечения сохранности и создания необходимых условий использования особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации.

2. Установить, что присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации означает отнесение его к высшей категории охраны и учета, предполагающей особые формы государственной поддержки и включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

5. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить начиная с IV квартала 1992 г. финансирование особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации за счет ассигнований из Республиканского бюджета Российской Федерации и предусмотреть финансирование таких объектов отдельной строкой в проекте республиканского бюджета Российской Федерации на 1993 год.

7. Правительству Российской Федерации обеспечить исчерпывающее выполнение поручений, содержащихся в подпункте "в" пункта 4 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля 1992 г. N 3332-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год" и Указе Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 г. N 294 "Об особо ценных объектах национального наследия России".

8. Настоящий Указ вступает в действие в порядке, установленном постановлением V Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. "О правовом обеспечении экономической реформы".

Москва, Кремль

Положение
об особо ценных объектах культурного наследия
народов Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487)

С изменениями и дополнениями от:

1. К особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (далее именуются - особо ценные объекты) относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.

2. Отнесение указанных в пункте 1 настоящего Положения объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации.

Объекты, отнесенные к числу особо ценных, включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее именуется - Государственный свод).

3. Депозитарием Государственного свода является Министерство культуры Российской Федерации.

4. Объекты, включенные в Государственный свод, могут быть представлены в ЮНЕСКО для включения их в Список всемирного наследия от имени Российской Федерации.

5. Предложения об отнесении объектов, расположенных на территории Российской Федерации, к числу особо ценных и включении их в Государственный свод вносятся государственными и общественными организациями в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

6. Внесенные в Государственный свод особо ценные объекты являются исключительно федеральной собственностью. Изменение формы собственности указанных объектов либо их перепрофилирование не допускается.

7. Правительство Российской Федерации обеспечивает правовые, финансовые и материальные условия, необходимые для сохранности, целостности и неотчуждаемости собраний, коллекций и фондов особо ценных объектов.

8. Имущество, здания и сооружения организаций, предприятий и учреждений, отнесенных к особо ценным объектам, находятся в их оперативном управлении.

9. Организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, несут ответственность за сохранность указанных объектов и их надлежащее использование.

10. Финансирование особо ценных объектов (в том числе их расходов на комплектование фондов, развитие материально-технической базы, капитальное строительство, реконструкцию и реставрацию, реализацию социальных программ для трудовых коллективов, эксплуатационных расходов, расходов на содержание охраны) осуществляется за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации и выделяется отдельной строкой в республиканском бюджете Российской Федерации, а также за счет ассигнований из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и выделяется отдельной строкой в соответствующих бюджетах.

Поступление финансовых средств из других источников, в том числе дополнительных доходов от собственной творческо-производственной деятельности, добровольных вкладов и пожертвований физических и юридических лиц, не является основанием для уменьшения объемов бюджетного финансирования.

11. Организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам, в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно определяют структуру, штаты, численность, формы и размеры оплаты труда работников в пределах ассигнований, выделяемых им на эти цели из Республиканского бюджета Российской Федерации.

13. Собрания, коллекции, фонды особо ценных объектов доступны для граждан в научных, культурных, образовательных и просветительных целях.

14. Организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, устанавливают совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации режим доступа посетителей и порядок охраны имущества и ценностей, а также обеспечивают противопожарную безопасность.

Для обеспечения установленного режима работы и доступа посетителей, охраны имущества и культурных ценностей организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам, совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации могут создавать специальные службы безопасности особо ценных объектов.



Статьи по теме: