Российские драматурги. Русская драматургия

1/ ЭРДМАН/ 1900-1970/69/Мандат, Самоубийца

2/ ШВАРЦ/ 1896-1958/61/ Обыкновенное чудо, Дракон, Медведь

3/ ВОЛОДИН/1919-2001/82/ Пять вечеров, Моя старшая сестра, Назначение

4/ ВАМПИЛОВ/ 1937-1972/34/ Прощание в июне, Старший сын, Утиная охота, Провинциальные анекдоты, Прошлым летом в Чулимске

5/ РОЗОВ/ 1913-2004/91/ В добрый час, Вечно живые, Обыкновенная история

6/ АРБУЗОВ/ 1908-1986/78/ Таня, Иркутская история, Мой бедный Марат, Сказки старого Арбата, Старомодная комедия

7/ РАДЗИНСКИЙ/ 1936- /104 страницы про любовь, Снимается кино, Беседы с Сократом

8/ ЗОРИН/ 1924- /Покровские ворота, Варшавская мелодия, Царская охота

9/ РОЩИН/ 1933-2010/77/ Старый новый год, Валентин и Валентина, Эшелон

11/ ГЕЛЬМАН/ 1933- /Протокол одного заседания, Мишин юбилей, Мы, нижеподписавшиеся, Наедине со всеми

12/ ВИШНЕВСКИЙ/ 1900-1951/50/ Оптимистическая трагедия, Мы из Кронштадта.
(Противник Булгакова и Зощенко. Поддерживал деньгами Мандельштама в ссылке. Редактор «Знамени». Печатал В. Некрасова и Ахматову. Позже отрёкся от неё)

14/ ШТЕЙН/ 1906-1993/87/Флаг адмирала, Океан

15/ ШТОК/1908-1980/72/Божественная комедия, Ленинградский проспект

16/ С. МИХАЛКОВ/1913-2009/96/Балалайкин и К*, Пощёчина

17/ К. СИМОНОВ/1915-1979/63/Парень из нашего города. Жди меня

18/ СЛАВКИН/1935-2014/78/Взрослая дочь молодого человека, Серсо

19/ САЛЫНСКИЙ/1920-1993/72/Барабанщица, Воздушный поцелуй

20/ С. АЛЁШИН/1913-2008/94/Директор, Всё остаётся людям

21/ ЛАВРЕНЁВ/1891-1959/67/Разлом, Сорок первый

22/АФИНОГЕНОВ/1904-1941/37/Машенька

ЭРДМАН. Фото из интернета

Рецензии

Вкралась ошибка."Прошлым летом в Чулимске" написал А.Вампилов.Соответственно с таким багажом, его место должно быть наверху. За ним,все равно в каком порядке:
Шварц,Эрдман,Розов.Затем:Володин,Арбузов,Радзинский.Потом на Ваш вкус.Кое-кому в рейтинге не должно быть места.Где-нибудь рядом с Сафроновым.
С уважением,Павел.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

И поэт, величайший в мире драматург Уильям Шекспир родился в 1564 году в городе Стратфорде, расположенном к северу от Лондона. Отец Уильяма, Джон Шекспир был успешным ремесленником, его семья жила в достатке. Кроме своей основной деятельности по изготовлению перчаток, Джон активно участвовал в работе городского управления. Мать Уильяма, Мэри была дочерью небогатого дворянина из древней династии Арденов.

Учился Уильям Шекспир в бесплатной провинциальной школе, которую окончил в 1580 году. С этого времени и началась взрослая биография Шекспира. Получив среднее образование, юноша не стремился к продолжению учебы. Какое-то время он помогал отцу, а когда ему исполнилось 18 лет, женился. Его избранницей стала проживающая неподалеку Энн Хетуэй, дочь помещика, которая была старше Уильяма на восемь лет. Таким образом, биография Шекспира получила счастливое продолжение. никого не смущала, молодые жили в полном взаимопонимании, у них родились трое детей.

К двадцати годам у молодого Шекспира открылось поэтическое дарование. Уильям писал днем и ночью, причем пьесы, которые выходили у него из-под пера, выглядели вполне зрелыми произведениями, их охотно брали театры Стратфорда и даже Лондона. В 1593 году биография Шекспира пополнилась новыми страницами, Уильям написал поэму "Венера и Адонис", которая сразу стала своеобразным бестселлером того времени и впоследствии издавалась восемь раз. Тогда же молодой драматург поступил в театр Бербеджа, где стал работать актером и одновременно писать пьесы. Кроме того, у него открылись способности к режиссерской деятельности, и он занялся постановкой своих спектаклей.

В период театральной деятельности Уильям Шекспир попал под покровительство герцога Саутгемптона, благодаря чему быстро разбогател. Появилась возможность купить собственный дом, что и было сделано в 1597 году. За два следующих года резко возросла популярность Шекспира как драматурга и поэта. В биографию Шекспира была вписана следующая страница. Городские типографии едва успевали печатать его произведения, стараясь удовлетворить растущий спрос населения на книги талантливого автора. Растущая популярность поэта обернулась для него еще одним сюрпризом: в Геральдической палате Шекспиру выдали сертификат на право владения собственным гербом. Таким образом, сын простого ремесленника в одночасье стал титулованным джентльменом.

Через некоторое время Шекспир переезжает в Лондон и там становится совладельцем театрального предприятия "Слуги короля". Наиболее успешным в жизни актера, поэта и драматурга Уильяма Шекспира был период с 1585 по 1610 год. Это время создания целого ряда бессмертных творений: "Отелло", "Гамлет", и "Макбет". И, конечно, потрясающая драма "Ромео и Джульетта", написанная в 1595 году.

В 45 лет которого успешно пополнялась все новыми страницами, почувствовал резкое ухудшение здоровья. Частые приступы недомогания сопровождались полным упадком сил. Это не могло не сказаться на творческой деятельности, и постепенно Уильям прекратил работу над рукописями. В 1613 году драматург, предчувствуя скорую кончину, вернулся в родной Стратфорд. Его самочувствие все ухудшалось, и 23 апреля 1616 года Уильям Шекспир скончался.

Теперь вам известна краткая биография Шекспира.

Русская драматургия прошла сложный и долгий путь развития. Первые пьесы появляются в конце XVII - начале XVIII в., они опираются на старинные обряды и игрища, устную народную драму. К наиболее известным и популярным произведениям народной драмы относятся «Царь Максимилиан», «Лодка», в которой нашли отражение походы Степана Разина, Ермака; народная драма-фарс «Про воеводу-боярина»; кукольная комедия о Петрушке. В это время в Украине и в Белоруссии возникает так называемая школьная драма. Заимствуя сюжеты из церковных обрядов, она утверждала прогрессивные в тот период идеи централизованной монархии.

Сцена из спектакля «Волки и овцы» А. Н. Островского в Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского.

Сцена из спектакля «Ревизор» Н. В. Гоголя в Московском театре Сатиры. 1985 г.

Новый этап в развитии русской драматургии приходится на 30-40-е гг. XVIII в., эпоху господства классицизма . Крупнейшими представителями этого направления были А. П. Сумароков (1717-1777) и М. В. Ломоносов (1711-1765). Драматургия классицизма проповедовала высокие гражданские идеалы. Любовь к Родине, служение долгу герои классицистской трагедии ставили выше всего. В трагедиях Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор» и других звучала тема обличения тирании и деспотизма. Русская драматургия классицизма во многом опирается, и в теории и на практике, на опыт западноевропейской культуры. Не случайно Сумарокова, чьи пьесы стали основой репертуара русского театра середины XVIII в., называли «северным Расином». Кроме того, обличая пороки «низших сословий», чиновников-взяточников, дворян-помещиков, нарушавших свой гражданский долг, Сумароков сделал первые шаги к созданию сатирической комедии.

Самым значительным явлением в драматургии второй половины XVIII в. стали комедии Д. И. Фонвизина (1745-1792) «Бригадир» и «Недоросль». Просветительский реализм - основа художественного метода Фонвизина. В своих произведениях он обличает не отдельные пороки общества, а весь государственный строй, основанный на крепостном праве. Произвол самодержавной власти породил беззаконие, алчность и продажность чиновничества, деспотизм, невежество дворянства, бедствия народа, который подавлен «бременем жестокого рабства». Сатира Фонвизина была зла и беспощадна. М. Горький отметил его огромное значение как основоположника «обличительно реалистической линии» русской литературы. По силе сатирического негодования рядом с комедиями Фонвизина можно поставить «Ябеду» (1798) В. В. Капниста, изобличающую бюрократический произвол и продажность чиновников, и шуто-трагедию И. А. Крылова «Подщипа» («Трумф», 1800), высмеивающую двор Павла I. Традиции Фонвизина и Капниста нашли свое дальнейшее развитие в драматургии А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя , А. В. Сухово-Кобылина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Островского .

Первая четверть XIX в. - сложный и насыщенный борьбой различных художественных течений период в истории русского театра. Это время преодоления канонов классицизма, появления новых направлений - сентиментализма, преромантизма и реализма. Начинается процесс демократизации всего русского театра . В период наполеоновских войн и зарождения декабризма особое значение приобретает героико-патриотическая тема. Любовь к Отечеству, борьба за независимость - ведущие темы драматических произведений В. А. Озерова (1769-1816).

В первые десятилетия XIX в. большую популярность завоевывает жанр водевиля, небольшой светской комедии. Зачинателями его были А. А. Шаховской, Н. И. Хмельницкий, М. Н. Загоскин, А. И. Писарев, А. С. Грибоедов. В их пьесах, написанных легким, живым литературным языком, с остроумными куплетами, встречались живо подмеченные черты современных нравов и характеров. Эти черты, в известной мере приближающие водевиль к бытовой комедии, станут определяющими в творчестве таких драматургов-водевилистов, как Д. Т. Ленский, П. А. Каратыгин, Ф. А. Кони и другие.

Ведущая роль в истории русской драматургии принадлежит А. С. Пушкину и А. С. Грибоедову. Они создали первые реалистические драмы. Драматургия Пушкина, его теоретические высказывания обосновывают принципы народности и реализма в русской драматургии. В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова прослеживается ее тесная связь с освободительным движением в России. В ней реалистически изображается борьба двух эпох - «века нынешнего» и «века минувшего».

К 30-м гг. относится появление ранних пьес М. Ю. Лермонтова - «Испанцы», «Люди и страсти», «Странный человек». Лермонтов - самый крупный представитель революционно-романтической драмы в русской литературе. Его «Маскарад» - вершина романтической трагедии первой половины XIX в. Тема судьбы высокого, гордого, не примиряющегося с ханжеством и лицемерием ума, начатая Грибоедовым, находит трагическое завершение в драме Лермонтова. Пьесы Пушкина и Лермонтова были запрещены для постановки царской цензурой. На русской сцене 30-40-х гг. шли драмы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого, прославлявшие мудрость и величие монархической власти. Насыщенные ложным пафосом, мелодраматическими эффектами, они недолго оставались в репертуаре театров.

Сложным, противоречивым был путь Л. Н. Андреева (1871-1919). В его пьесах «К звездам» (1906), «Савва» (1906), «Царь-Голод» (1908) звучит тема неприятия мира капитала, но вместе с тем драматург не верит в созидательную силу восставшего народа, его бунт анархичен. Тема бессилия и обреченности человека звучит в драме «Жизнь человека» (1907). Богоборческими мотивами, протестом против несправедливого и жестокого мира проникнута философская драма «Анатэма» (1909).

В это сложное время кризиса сознания определенной части русской интеллигенции появляются пьесы Горького «Последние» (1908), «Васса Железнова» (первый вариант, 1910). Они противостоят пессимистическим, упадническим настроениям, говорят об обреченности и вырождении буржуазии.

Русская драматургия на протяжении всего пути своего развития была выражением роста самосознания, духовной мощи народа. Она стала значительнейшим явлением в мировой театральной культуре и по праву заняла почетное место в мировом театре.

4 выбрали

Завтра исполняется 220 лет со дня рождения Александра Грибоедова . Его называют писателем одной книги, имея в виду, конечно же, "Горе от ума" . И все же этой единственной книгой он оказал серьезное влияние на российскую драматургию. Давайте вспомним о нем и о других российских драматургах. О писателях, которые мыслят персонажами и диалогами.

Александр Грибоедов

Хотя Грибоедова и называют автором одной книги, до пьесы "Горе от ума" он написал еще несколько драматических произведений. Но популярным его сделала именно комедия московских нравов. Пушкин писал про "Горе от ума" : "Половина стихов должна войти в пословицу". Так и получилось! Благодаря легкому языку Грибоедова эта пьеса стала самым цитируемым произведением русской литературы. И, хоть прошло уже два века, мы повторяем эти хлесткие фразочки: "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь".

Почему же "Горе от ума" стало единственным знаменитым произведением Грибоедова? Грибоедов был вундеркиндом (окончил Московский университет в возрасте 15 лет), человеком, талантливым во всех отношениях. Писательство для него не было единственным занятием. Грибоедов был дипломатом, талантливым пианистом и композитором. Но судьба уготовила ему недолгую жизнь. Писателю было всего 34 года, когда он погиб во время нападения на русское посольство в Тегеране. На мой взгляд, он просто не успел создать другие великие произведения.

Александр Островский

Александр Островский вырос в Замоскворечье и писал о нравах замоскворецкого купечества. Раньше
этой важной частью общества литераторы как-то не интересовались. Поэтому Островского еще при жизни пафосно называли "Колумбом Замоскворечья".

При этом самому автору пафос был чужд. Его герои – обычные, довольно мелочные люди со своими слабостями и недостатками. В их в жизнях происходят не великие испытания и несчастья, а преимущественно бытовые трудности, являющиеся следствием их собственной жадности или мелочности. И говорят герои Островского не вычурно, а как-то по-настоящему, в речи каждого героя выражаются его психологические особенности.

И все же автор со странной любовью и нежностью относился к своим далеким от идеала персонажам. Впрочем, купцы этой любви не чувствовали и на его произведения обижались. Так, после публикации комедии "Свои люди – сочтемся" , купечество пожаловалось на автора, постановка пьесы была запрещена, а за Островским установили полицейский надзор. Но все это не помешало писателю сформировать новую концепцию русского театрального искусства. Впоследствии его идеи развил Станиславский .

Антон Чехов

Антон Чехов – драматург, популярный не только в России, но и во всем мире. В начале XX века Бернард Шоу писал о нем: "В плеяде великих европейских драматургов имя Чехова сияет как звезда первой величины" . Его пьесы ставят в европейских театрах, а автора называют одним из самых экранизируемых писателей во всем мире. А ведь сам Чехов не предполагал своей будущей славы. Он говорил
своей приятельнице Татьяне Щепкиной-Куперник : "Меня будут читать лет семь, семь с половиной, а потом забудут".

Впрочем, не все современники оценивали чеховские пьесы по достоинству. Толстой, к примеру, хоть и был высокого мнения о рассказах Чехова, даже называл его "Пушкиным в прозе", терпеть не мог его драматических произведений, о чем без стеснения сообщал писателю. К примеру, Толстой как-то заявил Чехову: "А все-таки пьес ваших я терпеть не могу. Шекспир скверно писал, а вы еще хуже!" Ну что ж, не самое худшее сравнение!

Критики говорили о недостатке действия и растянутости сюжета в пьесах Чехова. Но в этом и был замысел автора, он хотел, чтобы его драматические произведения были похожи на жизнь. Чехов писал: "… ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни". За эту реалистичность пьесы Чехова очень любил Станиславский. Впрочем, писатель и режиссер не всегда сходились во мнении о том, как надо ставить ту или иную пьесу. Например, "Вишневый сад" Чехов называл комедией и даже фарсом, а на сцене она стала трагедией. После постановки автор в сердцах заявил, что Станиславский сгубил его пьесу.

Евгений Шварц

Во многих пьесах Евгений Шварц обращается к творчеству Ганса-Христиана Андерсена и даже делает его своеобразным героем своих произведений. Шварц, как и знаменитый датский сказочник, пишет фантастические волшебные истории. Но за сказочной оболочкой его пьес прячутся серьезные проблемы. Из-за этого его произведения часто запрещались цензурой.

Особенно показательна в этом отношении пьеса "Дракон" . Начало как в любой обычной сказке: в городе живет Дракон, который каждый год выбирает себе девушку в жены (через несколько дней она погибает в его пещере от ужаса и отвращения), и тут находится славный рыцарь Ланцелот, который обещает победить чудище. Как ни странно, жители его не поддерживают – им с Драконом как-то привычней и спокойней. А когда Дракон повержен, его место тут же занимает бывший бургомистр, который заводит не менее "драконовские" порядки.

Дракон здесь – не мифическое существо, а аллегория власти. Сколько "драконов" сменяли друг друга на протяжении мировой истории! Да и в тихих жителях городка тоже живет "дракон", ведь они своим безразличным послушанием сами призывают себе новых тиранов.

Григорий Горин

Григорий Горин искал и находил источники вдохновения во всей мировой литературе. Он с легкостью переигрывал сюжеты классиков. Писатель видел смерть Герострата, следил за похождениями Тиля, жил в доме, который построил Свифт, и знал, что произошло после смерти Ромео и Джульетты. Шутка ли, дописывать Шекспира? А Горин не побоялся и создал замечательную историю любви между представителями родов Монтекки и Капулетти, которая началась… на похоронах Ромео и Джульетты.

Горин напоминает мне своего собственного героя – барона Мюнхгаузена из фильма Марка Захарова . Тот тоже путешествует во времени, общается с классиками и не стесняется спорить с ними.

Его жанр – трагикомедия. Как ни смешно слушать остроумные диалоги героев (огромное количество горинских фраз разошлись на цитаты), конец пьесы практически всегда читаешь со слезами на глазах.

А какие у вас любимые драматурги?



Статьи по теме: