Памятники древней греции. Архитектура древней греции

Пожалуй, ни в одной стране мира вы не найдете столько древних памятников, сколько в Греции: знаменитый Афинский акрополь и вращающийся храм Апполона в Дельфах, театр Диониса и храм Зевса, башня Ветров, пещера Перама и многое другое...

Белокаменные руины здесь веками хранят память о зарождении цивилизации, превращая легенды и мифы в историю. RT составил список самых интересных достопримечательностей, которые стоит посетить каждому, кто решит отправиться в эту удивительную страну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уникальный памятник архитектуры, дворец царя Миноса, находится на острове Крит. Сказания об этом дворце ходят еще с древних времен. У посетителей есть возможность наблюдать лабиринт более чем из тысячи комнат, стены которых украшены фресками и рисунками.

Афинский Акрополь – невероятной красоты застройка холма в центре Афин. Известно, что первые храмы и строения появлялись еще в архаический период. Правительством Греции неоднократно производились реставрации, чтобы вернуть месту первозданный вид.

Театр Диониса, расположенный на холме Акрополя - один из древнейших в мире театров. Именно здесь были впервые представлены на суд зрителей труды величайших представителей древнегреческой литературы и драматургии: Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана.

Храм Ники Аптерос являет собой яркий образец классического греческого архитектурного искусства. С площадки, на которой расположен храм, можно наслаждаться прекрасной и впечатляющей панорамой Афин.

Город Дельфы расположен в области Фокея, у юго-западного склона знаменитой горы Парнас, неподалеку от Коринфского залива. В Древней Греции город был крупным торговым и финансовым центром.

Олимпейон, или храм Зевса Олимпийского - крупнейший в Греции храм. Его строительство велось с VI века до н. э. до II века н. э. Этот памятник древнегреческой архитектуры находится в Афинах, неподалеку от Акрополя и центра города. Если верить легендам, то храм был возведен на месте святилища мифического Девкалиона, считавшегося праотцом всего народа Греции.

Арка Адриана была возведена во 2 веке н.э. в честь римского императора Адриана. Древние архитекторы поместили ее на линии дороги, соединявшей площадь Акрополя и Олимпион и уходившей в юго-восточном направлении.

Уникальность Панафинейского стадиона заключается в том, что это единственный в мире стадион, стены которого сложены из белого мрамора. Именно здесь в 1896 году состоялись первые Олимпийские игры.

Храм Гефеста в Афинах - один из наиболее хорошо сохранившихся античных храмов в мире. До наших дней сохранились все колонны, фронтоны, а также большая часть крыши.

В древние времена храм Аполлона имел огромное значение для культуры Древней Греции. Именно здесь располагался Дельфийский оракул - великое прорицалище, куда приходил просить пророчество даже сам Александр Македонский.

Храм Гефеста (Гефестейо́н), или Тессейон породил множество легенд, связанных с его названием. По одной из версий храм был посвящён сыну Зевса и богу огня Гефесту - покровителю кузнечного дела. По другой версии храм носил имя Тессейон - в честь Тесея, знаменитого героя древнегреческой мифологии.

Дельфы - наиболее популярное среди священных мест Древней Греции. Городок расположен у подножия горы Парнас - места, где обитал Аполлон в окружении муз. С древних времен множество людей специально добирались сюда издалека, чтобы узнать предсказания знаменитого оракула Аполлона и заглянуть в будущее.

Огромное книгохранилище, построенное в 132 году н.э., впечатляющее своими размерами. Построив библиотеку, император Адриан подарил афинянам новый культурный центр с залами для лекций и пышным садом.

Башня ветров - древнейший метеорологический памятник, высота которого составляет 12 метров, а диаметр – порядка 8 метров.


Архитектура и скульптура Древней Греции

Города античного мира обычно появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась цитадель, чтобы было где укрыться если враг проникнет в город. Такая цитадель называлась акрополем. Точно так же на скале, которая почти на 150 метров возвышалась над Афинами и издавна служила естественным оборонительным сооружением, постепенно образовался верхний город в виде крепости (акрополя) с различными оборонительными, общественными и культовыми сооружениями.
Афинский Акрополь начал застраиваться еще во II тысячелетии до н.э. Во время греко-персидских войн (480-479 годы до н.э.) он был полностью разрушен, позднее под руководством скульптора и архитектора Фидия началось его восстановление и реконструкция.
Акрополь относится к таким местам, «о которых все твердят, что они великолепны, неповторимы. Но не спрашивайте почему. Никто вам не сможет ответить...». Его можно измерить, можно пересчитать даже все его камни. Не такой уж большой труд пройти его из конца в конец - на это уйдет всего несколько минут. Стены Акрополя круты и обрывисты. Четыре великих творения стоят и поныне на этом холме со скалистыми склонами. Широкая зигзагообразная дорога идет от подножия холма к единственному входу. Это Пропилеи - монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. Их соорудил архитектор Мнесикл в 437-432 годах до н.э. Но прежде чем войти в эти величественные мраморные ворота, каждый невольно оборачивался вправо. Там, на высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего вход в акрополь, высится храм богини победы Ники Аптерос, украшенный ионическими колоннами. Это дело рук архитектора Калликрата (вторая половина V веке до н.э.). Храм - легкий, воздушный, необычайно прекрасный - выделялся своей белизной на синем фоне неба. Это хрупкое, похожее на изящную мраморную игрушку здание как будто улыбается само и заставляет ласково улыбнуться прохожих.
Непоседливые, пылкие и деятельные боги Греции походили на самих греков. Правда, они были выше ростом, умели летать по воздуху, принимать любой облик, превращаться в животных и растения. Но во всем остальном вели себя, как обыкновенные люди: женились, обманывали друг друга, ссорились, мирились, наказывали детей...

Храм Деметры, строители неизвестны, VIв. до н.э. Олимпия

Храм Ники Аптерос, зодчий Калликрат, 449-421 до н.э. Афины

Пропилеи, зодчий Мнезикл, 437-432 до н.э. Афины

Богиня победы Ника изображалась прекрасной женщиной с большими крыльями: победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому. Афиняне изобразили ее бескрылой, чтобы она не покинула город, одержавший так недавно великую победу над персами. Лишенная крыльев богиня не могла больше летать и навсегда должна была остаться в Афинах.
Храм Ники стоит на выступе скалы. Он чуть повернут в сторону Пропилеи и играет роль маяка для процессий, огибающих скалу.
Сразу же за Пропилеями гордо возвышалась Афина Воительница, копье которой приветствовало путника издалека и служило маяком для мореплавателей. Надпись на каменном пьедестале гласила: «Афиняне посвятили от победы над персами». Это означало, что статуя была отлита из бронзового оружия, отнятого у персов в результате одержанных побед.
На Акрополе находился и храмовый ансамбль Эрехтейон, который (по замыслу его создателей) должен был связать воедино несколько святилищ, располагавшихся на разных уровнях, - скала здесь очень неровная. Северный портик Эрехтейона вел в святилище Афины, где хранилась деревянная статуя богини, якобы упавшая с неба. Дверь из святилища открывалась в маленький дворик, где росло единственное на всем Акрополе священное оливковое дерево, которое поднялось, когда Афина дотронулась в этом месте до скалы своим мечом. Через восточный портик можно было попасть в святилище Посейдона, где он, ударив по скале своим трезубцем, оставил три борозды с журчащей водой. Здесь же находилось святилище Эрехтея, почитаемого наравне с Посейдоном.
Центральная часть храма - прямоугольное помещение (24,1х13,1 метров). В храме также находились могила и святилище первого легендарного царя Аттики Кекропа. На южной стороне Эрехтейона - прославленный портик кариатид: у края стены шесть высеченных из мрамора девушек поддерживают перекрытие. Некоторые ученые предполагают, что портик служил трибуной почтенным гражданам или что здесь собирались жрецы для религиозных церемоний. Но точное предназначение портика до сих пор неясно, ведь «портик» означает преддверие, а в данном случае портик не имел дверей и отсюда нельзя попасть внутрь храма. Фигуры портика кариатид - это по сути опоры, заменяющие столб или колонну, они же прекрасно передают легкость и гибкость девичьих фигур. Турки, захватившие в свое время Афины и не допускавшие по своим мусульманским убеждениям изображений человека, уничтожать эти статуи, однако, не стали. Они ограничились лишь тем, что стесали лица девушек.

Эрехтейон, строители неизвестны, 421-407 до н.э. Афины

Парфенон, зодчие Иктин, Калликрат, 447-432 до н.э. Афины

В 1803 году лорд Эльджин, английский посол в Константинополе и коллекционер, пользуясь разрешением турецкого султана, выломал в храме одну из кариатид и увез в Англию, где предложил ее Британскому музею. Слишком широко трактуя фирман турецкого султана, он увез с собой также многие скульптуры Фидия и продал их за 35 000 фунтов стерлингов. Фирман гласил, что «никто не должен препятствовать увезти ему несколько камней с надписями или фигурами с Акрополя». Эльджин заполнил такими «камнями» 201 ящик. Как он сам заявил, он взял только те скульптуры, которые уже упали или которым грозило падение, якобы для того, чтобы спасти их от окончательного разрушения. Но еще Байрон назвал его вором. Позднее (при реставрации портика кариатид в 1845-1847 годах) Британский музей прислал в Афины гипсовый слепок статуи, увезенной лордом Эльджином. Впоследствии слепок заменили более прочной копией из искусственного камня, изготовленной в Англии.
В конце прошлого века греческое правительство потребовало от Англии вернуть принадлежащие ей сокровища, но получило ответ, что лондонский климат для них более благоприятен.
В начале нашего тысячелетия, когда при разделе Римской империи Греция отошла к Византии, Эрехтейон превратили в христианский храм. Позднее крестоносцы, завладевшие Афинами, сделали храм герцогским дворцом, а при турецком завоевании Афин в 1458 году в Эрехтейоне устроили гарем коменданта крепости. Во время освободительной войны 1821-1827 годах греки и турки поочередно осаждали Акрополь, бомбардируя его сооружения, в том числе и Эрехтейон.
В 1830 году (после провозглашения независимости Греции) на месте Эрехтейона можно было обнаружить лишь фундаменты, а также архитектурные украшения, валявшиеся на земле. Средства на восстановление этого храмового ансамбля (как и на восстановление многих других сооружений Акрополя) дал Генрих Шлиман. Его ближайший сподвижник В.Дерпфельд тщательно измерил и сравнил античные фрагменты, к концу 70-х годов прошлого века он уже планировал восстановить Эрехтейон. Но эта реконструкция была подвергнута строгой критике, и храм был разобран. Здание было восстановлено заново под руководством известного греческого ученого П.Кавадиаса в 1906 году и окончательно отреставрировано в 1922 году.

"Венера Милосская" Агессандр(?), 120 до н.э. Лувр, Париж

"Лаокоон" Агессандр, Полидор, Афинодор, ок.40 до н.э. Греция, Олимпия

"Геракл Фарнезский" ок. 200 до н. э., Нац. музей, Неаполь

"Раненая амазонка" Поликлет, 440 до н.э. Нац. музей Рим

Парфенон - храм богини Афины - самое большое сооружение на Акрополе и самое прекрасное создание греческой архитектуры. Он стоит не в центре площади, а несколько сбоку, так что можно сразу охватить взглядом передний и боковой фасады, понять красоту храма в целом. Древние греки верили, что храм с основной культовой статуей в центре представляет собой как бы дом божества. Парфенон - храм Афины-Девы (Парфенос), и потому в центре его находилась хрисоэлефантинная (выполненная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя богини.
Парфенон воздвигли в 447-432 годах до н.э. архитекторы Иктин и Калликрат из пентелийского мрамора. Он размещался на четырехступенчатой террасе, размер его основания равен 69,5х30,9 метра. С четырех сторон Парфенон окружают стройные колоннады, между их беломраморными стволами видны просветы голубого неба. Весь пронизанный светом, он кажется воздушным и легким. На белых колоннах нет ярких рисунков, как это встречается в египетских храмах. Только продольные желобки (каннелюры) покрывают их сверху донизу, от чего храм кажется выше и еще стройнее. Своей стройностью и легкостью колонны обязаны тому, что они чуть-чуть сужаются кверху. В средней части ствола, совсем не заметно для глаз, они утолщаются и кажутся от этого упругими, прочнее выдерживающими тяжесть каменных блоков. Иктин и Калликрат, продумав каждую мельчайшую деталь, создали здание, поражающее удивительной соразмерностью, предельной простотой и чистотой всех линий. Поставленный на верхней площадке Акрополя, на высоте около 150 метров над уровнем моря, Парфенон был виден не только из любой точки города, но и с подплывавших к Афинам многочисленных судов. Храм представлял собой дорический периметр, окруженный колоннадой из 46 колонн.

"Афродита и Пан" 100 до н.э., Дельфы, Греция

"Диана-охотница" Леохар, ок.340 до н.э., Лувр, Париж, Франция

"Отдыхающий Гермес" Лисипп, IVв. до н. э., Нацональный музей, Неаполь

"Геракл, борющийся со львом" Лисипп, ок. 330 до н.э. Эрмитаж, Санкт-Петербург

"Атлант Фарнезский" ок.200 до н.э., Нац. музей, Неаполь

В скульптурном оформлении Парфенона участвовали самые известные мастера. Художественным руководителем строительства и оформления Парфенона был Фидий, один из величайших скульпторов всех времен. Ему принадлежит общая композиция и разработка всего скульптурного декора, часть которого он выполнил сам. Организационной стороной строительства занимался Перикл - крупнейший государственный деятель Афин.
Все скульптурное оформление Парфенона было призвано прославить богиню Афину и ее город - Афины. Тема восточного фронтона - рождение любимой дочери Зевса. На западном фронтоне мастер изобразил сцену спора Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. Согласно мифу, в споре победила Афина, подарившая жителям этой страны оливковое дерево.
На фронтонах Парфенона собрались боги Греции: громовержец Зевс, могучий властитель морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая Ника. Завершал скульптурный декор Парфенона фриз, на котором была представлена торжественная процессия во время праздника Великих Панафиней. Этот фриз считается одной из вершин классического искусства. При всем композиционном единстве он поражал своим разнообразием. Из более чем 500 фигур юношей, старцев, девушек, пеших и конных ни одна не повторяла другую, движения людей и животных были переданы с удивительным динамизмом.
Фигуры скульптурного греческого рельефа не плоские, у них есть объем и форма человеческого тела. От статуй они отличаются только тем, что обработаны не со всех сторон, а как бы сливаются с фоном, образуемым плоской поверхностью камня. Легкая расцветка оживляла мрамор Парфенона. Красный фон подчеркивал белизну фигур, четко выделялись синевой узкие вер­тикальные выступы, отделявшие одну плиту фриза от другой, ярко сияла позолота. Позади колонн, на мраморной ленте, опоясывающей все четыре фасада здания, была изображена праздничная процессия. Здесь почти нет богов, а люди, навек запечатленные в камне, двигались по двум длинным сторонам здания и соединялись на восточном фасаде, где происходила торжественная церемония вручения жрецу одеяния, сотканного афинскими девушками для богини. Каждая фигура характерна своей неповторимой красотой, а все вместе они точно отражают подлинную жизнь и обычаи древнего города.

Действительно, раз в пять лет в один из жарких дней середины лета в Афинах происходило всенародное празднество в честь рождения богини Афины. Оно носило название Великих Панафиней. В нем принимали участие не только граждане Афинского государства, но и множество гостей. Празднество состояло из торжественной процессии (помпы), принесения гекатомбы (100 голов скота) и общей трапезы, спортивных, конных и музыкальных состязаний. Победитель получал особую, так называемую панафинейскую амфору, наполненную маслом, и венок из листьев священной маслины, растущей на Акрополе.

Самым торжественным моментом праздника было всенародное шествие на Акрополь. Двигались всадники на конях, шли государственные мужи, воины в доспехах и молодые атлеты. В длинных белых одеждах шли жрецы и знатные люди, глашатаи громко славили богиню, музыканты радостными звуками наполняли еще прохладный утренний воздух. По зигзагообразной панафинейской дороге, вытоптанной тысячами людей, поднимались на высокий холм Акрополя жертвенные животные. Юноши и девушки везли за собой модель священного панафинейского корабля с прикрепленным к его мачте пеплосом (покрывалом). Легкий ветерок развевал яркую ткань желто-фиолетового одеяния, которое несли в дар богине Афине знатные девушки города. Целый год они ткали и вышивали его. Другие девушки высоко поднимали над головой священные сосуды для жертвоприношений. Постепенно шествие приближалось к Парфенону. Вход в храм был сделан не со стороны Пропилеи, а с другой, словно для того, чтобы каждый сначала обошел, осмотрел и оценил красоту всех частей прекрасного здания. В отличие от христианских храмов, древнегреческие не предназначались для богослужений внутри их, народ во время культовых действий оставался вне храма. В глубине храма, окруженная с трех сторон двухъярусными колоннадами, горделиво высилась знаменитая статуя девы Афины, созданная прославленным Фидием. Ее одежда, шлем и щит были сделаны из чистого сверкающего золота, а лицо и руки сияли белизной слоновой кости.

О Парфеноне написано множество книжных томов, среди них есть монографии о каждой его скульптуре и о каждом шаге постепенного упадка с той поры, когда после декрета Феодосия I он стал христианским храмом. В XV веке турки сделали из него мечеть, а в XVII веке - пороховой склад. В окончательные руины его превратила турецко-венецианская война 1687 года, когда туда попал артиллерийский снаряд и за один миг сделал то, что не смогло сделать за 2000 лет всепожирающее время.

Греция – удивительная страна, сохранившая до наших дней многочисленные памятники духовной и материальной культуры. Уникальная история Греции, отраженная в древней архитектуре, поражает своим величием. Сегодня Греция является излюбленным направлением как для любителей истории, так и для путешественников со всего мира. Если Вы направляетесь в путешествие по Греции уже сейчас, наша подборка поможет Вам выбрать самые интересные из сохранившихся достопримечательностей Греции, которые обязательно стоит посетить.

1. Афинский Акрополь (Афины)

Не будем обделять вниманием визитную карточку страны, заслуженно входящую в любой топ греческих достопримечательностей. Афинский Акрополь – не просто всем известный памятник, а самое что ни на есть живое воплощение достижений греческой цивилизации. На самой высокой отметке афинского Акрополя возвышается величественный Парфенон с 48 наклоненными колоннами. Перед его внушительными формами испытывает трепет любой. Оказаться возле акропольских стен – значит прикоснуться к глубинным пластам мировой истории. Архитектурное чудо Афин ныне отреставрировано – первозданный вид вернулся к древним скульптурам и рельефу Акрополя. Побывать в и насладиться древним обликом Акрополя – обязательный пункт в экскурсионной программе любого туриста, собирающегося в Грецию.

2. Дельфы (Центральная Греция)

Древние греки спешили в Дельфы, чтобы узнать свою судьбу и последовать воле богов. Как культовый центр влияния Дельфийский Оракул не имел себе равных многие сотни лет. Сегодня прекрасно сохранившиеся руины богатейшего храмового комплекса на склоне горы Парнас дополняются живописнейшим природным окружением. Среди местных сокровищ – священный храм Аполлона Пифийского, прекрасно сохранившиеся статуи атлетов, древний Дельфийский театр и стадион. Святейшее место для всех древних греков, Дельфы включены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

3. Метеоры (Северная Греция)

Уникальный средневековый монастырский комплекс, построенный на вершинах громадных скал, – Метеоры вызывают настоящее недоумение и восхищение одним лишь своим внешним видом. Удивительное чудо природы и человека – фантастические монастыри Метеоры ютятся на гигантских скалах, словно парят в воздухе. Изначально доступ к Метеорам осуществлялся с помощью целой системы веревочных, приставных лестниц и лебедок. В наши дни путешественники могут осмотреть удивительные скальные сооружения и полюбоваться фантастическими пейзажами Фессалии, поднимаясь по выбитым в скалах ступеням. Крупнейший монастырский комплекс Греции также включен в список объектов Всемирного наследия.

4. Кносский дворец (Крит)

Самое древнее строение известно благодаря лабиринту Минотавра, упоминавшемуся в легендах Древней Греции. Именно этот шедевр «позднедворцового» периода позволяет познакомиться и полюбоваться минойской архитектурой. Более тысячи изящно декорированных комнат и залов дворца делали его не просто царской резиденцией, а полноценным административным центром, вокруг которого вырос город Кносс. Сегодня среди уцелевших объектов дворца можно любоваться иррациональными красными колоннами, сужающимися книзу, минойскими фресками и поистине обширными дворами и садами дворца.

5. Вергина (Северная Греция)

Сюда обязательно стоит приехать любителям древней истории – в 1977 году в Вергине откопали место захоронения правителей Древней Македонии. Нетронутая царская гробница Филиппа II, отца Александра Македонского, а также местный уникальный музей, который славится ценными фресками и богатством погребальных даров, не оставят равнодушными никого из посетителей. Вергина по праву считается одним из самых интересных археологических открытий XX века в Европе.

6. Храм Посейдона на мысе Сунион (Аттика)

Мыс Сунион – настоящее сокровище южной Аттики. На пике скалы афиняне воздвигли храм в честь повелителя морей – Посейдона. Здесь сохранились мраморные дорические колонны, дающие представление о впечатляющих масштабах храма. Этот важный археологический памятник древности заслуженно считается одним из самых впечатляющих мест Греции. Помимо неоспоримой исторической ценности, храм Посейдона известен своими необыкновенно красивыми закатами.

7. Эпидавр (Пелопоннес)

Наиболее известной достопримечательностью этого древнегреческого городка является прекрасно сохранившийся театр. В театре Эпидавра, где первые зрительские ряды сохранились с древних времен, каждый год идут современные театральные и музыкальные постановки. Античный театр в Эпидавре находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Древний город богат на исторические ценности: помимо античного театра, считавшимся одним из 7 чудес света, атмосферу древности здесь помогают ощутить руины святилища Асклепия, фрагменты античных терм, останки огромного одеона и древнего стадиона.

8. Самарийское ущелье (Крит)

Ущелье Самария – не только популярнейшее место на Крите, но и крупнейшее ущелье Европы. Его каменные джунгли протянулись на целых 18 км, а чтобы полностью пройти ущелье, понадобится 5-8 часов. Местность также является национальным парком, созданным с целью защиты уникальной природы Белых гор (Лефка Ори) и критских эндемиков. Уникальные козы кри-кри, дикие кошки, критские кипарисы, совершенно обворожительные пейзажи и просто неизгладимые впечатления – Самарию ежегодно посещают порядка 500 000 туристов.

9. Олимпия (Пелопоннес)

Кто из нас не мечтает увидеть место зарождения Олимпийских игр? Олимпия прославлена на весь мир как важнейший религиозный и спортивный центр Древней Греции. Построенная в честь самого Зевса, Олимпия сегодня являет собой впечатляющий археологический заповедник, где можно увидеть развалины раннехристианских базилик, руины знаменитых храмов Зевса и Геры, античный ипподром, спортивную гимназию и стадион. В настоящее время олимпийский огонь зажигают именно в Олимпии и привозят на открытие очередных Олимпийских игр.

10. Афон (Халкидики)

Уникальное монашеское мини-государство, чьи 20 монастырей буквально прилепились к склонам горы Афон, является неоспоримым памятником истории. Живописные древние монастыри, которые растянулись почти на 80 км, громадный конус 2-хкилометровой горы Афон, природная красота всего полуострова несомненно притягивают сюда толпы туристов. Сегодня Афон и его монастыри – не только одна из главных святынь православия, но и место сосредоточения уникальных реликвий: чудотворных икон, рукописей, книг. Афон (доступный для посещения, к сожалению, только мужчинам) целиком включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кафедра Культурологии

Тема: «Культурные памятники античности»

Выполнил ст. гр. ТВ-278

Штомпель Л.А.

Ростов-на-Дону

План:

1.Введение

2.Кносский дворец

3.Святилище аполлона в Дельфах

4.Величественные Микены

Введение

Понятия «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. Antiguus - древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Древняя Греция открыла человека, как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Наше знакомство с мировой культурой начинается с великолепных образцов греческого гения, проявившегося во всех сферах духовной и социально-политической жизни - в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Целая плеяда блестящих имен открывает страницы античной культуры: драматурги Эсхил, Софокл, Эврипид, историки Геродот, Фукидид, философы Демокрит, Платон, Аристотель. Этот список можно продолжать до бесконечности.

В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально- эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в формах комментирования древних учений, ставших каноническими, в форме увековечивания традиции.

Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами её были остров Крит и город Микены в материковой Греции.

Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие дворцов-цитателей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного и культурного назначения.

Кносский Дворец

Первая значительная цивилизация на берегах Эгейского моря возникла на греческом острове Крит в 1500 году до н. э. Великолепный город-дворец вы Кноссе символизирует её расцвет.

В 4 км от северного побережья Крита, в глубине острова, стоят древний город Кносс. Он был центром одной из великих цивилизаций, возникших в доисторическое время на берегах Эгейского моря. Согласно легенде, в Кносском дворце жили царь Минос и его дочь Ариадна. Подыскивая определения для открытой им культуры, британский археолог Артур Эванс остановился на слове «минойская». С тех пор и люди жившие на Кноссе, называются минойцами.

Есть основания полагать, что минойцы прибыли на Крит примерно за 7000 лет до н. э. Возможно, они были выходцами из Малой Азии (Турция), но точных данных об этом нет. Великолепие минойских дворцов (один из них построен в Фесте, на юге острова, а другой - Маллии, на северном побережье) указывает на то, что это был богатый и, вероятно, могущественный народ. А отсутствие каких-либо значительных оборонительных сооружений позволяет предположить, что люди здесь были миролюбивыми. Количество и размеры дворцовых хранилищ свидетельствуют о важном месте, которое в жизни минойцев занимала торговля. Кносские росписи - особенно замечательная фреска, изображающая атлета, делающего сальто на спине быка, - свидетельствуют о том, что здесь проводились спортивные состязания.

К концу 3 тысячелетия до н. э. Минойцы построили несколько великолепных дворцов. Все они были разрушены землетрясением, а затем восстановлены на прежнем месте. На протяжении последующего тысячелетия Кносс бурно развивался, минойское влияние распространялось на другие эгейские государства. Наивысшего расцвета минойская цивилизация достигла около 1500 года до н.э. Развалены дворца царя Миноса в Кноссе являют собой неопровержимое доказательство художественного, архитектурного и инженерного мастерства этого островного народа.

Разрушительное извержение вулкана на соседнем острове Санторин превратило Кносс в руины. В результате минойскому влиянию пришёл конец. Лишь в начале 20 века благодаря масштабным археологическим раскопкам мир смог увидеть великолепный Кносский Дворец.

Это громадное для того времени сооружение состоит из царских покоев и служебных помещений, кладовых и купален, коридоров и лестниц, которые хаотично группируются вокруг прямоугольного двора. Их расположение делает понятным, почему легенду о Минотавре, томящимся в лабиринте, стали связывать с этой беспорядочно созданной постройкой. В отличии от древних греков минойцы не владели искусством симметрии. Создается впечатление, что крылья, залы и портики их дворцов были зачастую просто « прилеплены» к тому месту, где они были нужны, вопреки законам гармонии.

Тем не менее каждое жилое помещение было прекрасно в своей завершённости. Многие из них украшались искусными фресками с изображениями изящных фигур, благодаря чему мы можем заглянуть в жизнь минойского двора.На фресках стройные юноши в юбках занимаются спортом: кулачным боем и прыжками через быка. Жизнерадостные девушки со сложными причёсками также изображены прыгающими через быка. Минойцы были искусными резчиками, кузнецами, ювелирами и гончарами.

В царские покои попадали по большой лестнице, отличающейся изысканностью и вкусом. Чёрные и красные сужающиеся к низу колонны обрамляют световую шахту, которая не только освещает расположенные внизу покои, но и является своего рода «кондиционером», обеспечивающим естественную вентиляцию дворца. Когда теплый воздух поднимался вверх по лестнице, можно было открывать и закрывать двери Царского зала, чтобы регулировать поток более холодного и наполненного ароматами дикого тимьяна и лимона воздуха, поступавшего с внешней колоннады. Зимой двери закрывались и в покои для обогрева приносили переносные печи.

Западное крыло - это церемониальный и административный центр дворца. Три каменных колодца у западного входа использовались в религиозных церемониях, когда кровь и кости жертвенных животных вместе с подношениями (в основном это были мед, вино, масло и молоко)возвращались земле, из которой они появились Наибольшей роскошью в западном крыле отличается Тронный зал, в котором и сейчас стоит гипсовый трон с высокой спинкой, охраняемый расписанными грифонами. В зале могло разместится примерно 16 человек, пришедших на аудиенцию к царю. Перед входом в зал стоит большая порфировая чаша. Поставленная сюда Артуром Эвансом, который считал, что минойцы использовали её в ритуале очищения, прежде чем войти в святая святых дворца. Установка чаши - это один из мелких эпизодов в удивительной истории реконструкции Кносского дворца в том воде, в каком он существовал за 1500 лет до н. э. Археолог хотел воссоздать образ золотого века древней культуры.

Святилище Аполлона в Дельфах

Дельфы, самое знаменитое из священных мест древней Эллады, раскинулись у подножия горы Парнас. Тысячи людей приезжали сюда издалека, чтобы внимать оракулу Аполлона, верховная жрица которого вводила себя в транс и предсказывала будущее.

Самый могущественный и уважаемый оракул древнего мира находился в Центральной Греции, в храме Аполлона в Дельфах. Древние греки считали Дельфы центром мира. Согласно их мифам, отец богов Зевс выпустил двух орлов в разных концах света и место их встречи - Дельфы - стало считаться центром Вселенной. Оно было отмечено камнем, получившим название омфал, что означает «пуп Земли». Приблизительно в 1400 году до н. э. Дельфы были святилищем богини Земли Геи. Легенда гласит, что это место охранялось огромным Пифоном, которого сразил сын Зевса Аполлон. Затем Аполлон основал там свой оракул, где жрицы-пифии вещали от имени божества. Расцвет святилища пришёлся на 7-6 века до н.э., когда тысячи паломников устремлялись в Дельфы, чтобы получить у пифии ответы на свои вопросы.

Путешествие в Дельфы, расположившиеся на южных склонах горы Парнас, на высоте 570 м над уровнем моря, было довольно нелёгким делом. Одни паломники шли туда пешком из Афин. Другие прибывали на кораблях, сходили на берег в порту на северном побережье Коринфского залива и направлялись к горе через широкую равнину. Добравшись до подножья Парнаса, они огибали его и шли по Священному пути к храму Аполлона.

Внутри святилища на золотом треножнике сидела пифия. Сам треножник стоял над глубокой расщелиной. Пифией обычно была местная женщина средних лет, которая пророчествовала, издавая безумные и бессвязные звуки. Она пребывала в трансе. Для достижения этого состояния пифия жевала листы лавра или вдыхала ядовитые вулканические пары, поднимавшиеся из расщелины.

Сначала вопрошающие должны были очистится в водах расположенного поблизости Кастальского источника. Затем следовал обряд жертвоприношения: козу окропляли холодной водой, до тех пор пока животное не начинало дрожать, это означало, что бог готов принять его в жертву, только после этого можно было обратится а Аполлону. За определённую плату паломник передавал свой вопрос, написанный на вощеной дощечке, храмовому служителю, который затем обращался к пифии. Её непонятный ответ передавался просителю в стихотворной интерпретации жрецов.

С Дельфийским оракулом советовались пол разным вопросам, как политическим, например по поводу основания новых греческих колоний, так и житейским, касающимися женитьбы, финансовых затруднений. Иногда предсказания звучало ясно - например, Сократу якобы было сказано, что он мудрейший человек а Греции. Но многие ответы были непонятны и двусмысленны. Так, лидийский царь Крез спросил о том, что будет, если он нападет на Персию. Загадочное прорицание гласило, что великая империя рухнет. Царь послушался и напал на Персию, но в результате была уничтожена его собственная империя.

Архитектура Древней Греции. Периодизация. Характеристика. Основные памятники.

История архитектуры и культуры древней Греции разделяется на три периода.
1. Древний период – архаика. Отразив нашествие персов, освободив свои земли, персы получили возможность свободно творить. 600-480 гг. до нашей эры.
2. Период расцвета – классика. Александр Македонский покорил огромные территории с разными культурами, эклектика этих культур была причиной упадка греческого классического искусства. Период расцвета наступил после его смерти. 480-323 годы до нашей эры.
3. Поздний период – эллинизм. Этот период закончился в тридцатом году до нашей эры при завоевании Древнего Египта римлянами, который находился под греческим влиянием.
Греция – страна с великим архитектурным прошлым, в которой уделялось много внимания возведению храмов. Греки в строительстве древнейших храмов еще в эпоху архаики заменили дерево белым мрамором и желтоватым известняком. Такой материал не только выглядел благородно, но и отличался своей многовековой прочностью. Образ храма напоминал древнее жилище греков, которое по своей форме имело сходство с прямоугольным строением. Далее строительство продолжило всем известную логическую схему – от простого к сложному. Совсем скоро планировка каждого храма стала индивидуальной. Но некоторые особенности все же остались неизменными. Например, осталось неизменным ступенчатое основание храмов. Храм представлял собой помещения без окон, которые окружали в несколько рядов колонны, а внутри здания стояла статуя божества. Колонны поддерживали двускатную крышу и балки перекрытия. Народу не позволялось входить в храм, здесь имели право присутствовать только жрецы, поэтому все остальные любовались его красотой снаружи.
Греческие храмы различны по своим композициям, стилистические элементы в каждом используются особым образом.
1. Дистиль - «храм в антах». Самый ранний тип храма. Состоит из святилища, передний фасад - лоджия, ограниченная по краям боковыми стенами (антами). Две колонны устанавливались по переднему фронтону между антами.
2. Простиль. Имеет сходство с антовым, только на фасаде устанавливаются не две, а четыре колонны.
3. Амфипростиль или двойной простиль. На обоих фасадах здания располагаются портики с 4-я колоннами.
4. Периптер. Встречается наиболее часто. Колонны окружают храм по всему периметру. На обоих фасадах располагаются шесть колонн

5. Диптер. Тип храма, на боковых фасадах которого размещались два ряда колонн.
6. Псевдодиптер. То же что и Диптер, только без внутреннего ряда колонн.
7. Круглый периптер или Толос. Святилище такого храма имеет цилиндрическую форму. Храм окружается колоннами по всему периметру.
В греческой архитектуре различались типы колонн и фризов, получившие названия ордеров. Самый ранний-дорический-связан с культурой дорийцев, живших в материковой Греции. В дорическом ордере мощные и короткие, сужающиеся кверху, колонны с каннелюрами заканчиваются капителью с квадратной абакой и не имеют базы. Ионический ордер развился в островной и малоазийской Греции. Ионические колонны, более тонкие и вытянутые, опираются на базу и завершаются капителью, высеченной из прямоугольного блока. Капитель образована двумя завитками (волютами). В большинстве дошедших до нас храмов применены дорический и ионический ордера. Коринфский ордер появился в Афинах в 5 веке до н. э. Колонну венчает пышная капитель, представляющая собой вьющиеся побеги аканта. Этот ордер получил широкое применение в эпоху эллинизма. В строительстве исключительное внимание уделялось природным условиям, наибольшее художественное вписывание здания в окружающий пейзаж. Благородные формы архитектуры Древней Греции поражают и в наше время. Хотя с конструктивной точки зрения все было очень простым. Использовалось только два элемента: несомая часть (балки, перемычки, плиты) и несущая (стены и колонны).

Возводилось множество разных сооружений, носящих общественный характер: палестры, стадионы, театры, жилые дома. Театры строились на склонах холмов, зрительские подмостки делались поперек склона, сценическая площадка находилась внизу. Жилые дома строились таким образом, чтобы в центре получался маленький прямоугольный дворик.
Основные памятники: Жемчужина Греции, конечно же, Афины. Кроме Акрополя с храмами Парфенон, Эрехтейон с портиком кариатид, храмом Ники Аптерос, в городе и окрестностях находится множество живых свидетелей древности – пропилеи, храм Гефеста (Тесейон), памятник Лисикрата (334 г до н.э.). Башня Ветров – построенная в 44 до н.э. метеостанция – несет в себе черты не греческой демократии, но римской имперской архитектуры. Храм Геры в Пестуме (V в) и храм Гефеста в Афинах (Тесейон) – два наиболее полно сохранившихся памятника. Много больше уцелели другие памятники Древней Греции – амфитеатры. Вырубленные в горных склонах, они сильнее сопротивлялись разрушению и поражают своей прекрасной акустикой. Амфитеатры в Эпидавре, Дельфах, Афинах, пустующие ныне, когда-то были такими же многолюдными, как теперь кинотеатры и супермаркеты. Театры в то время были так же религиозными, а не развлекательными, сооружениями.

23. Искусство Эгейского Мира. Хронология. Географические рамки. Общая характеристика явления. Библиография вопроса .
В развитии культуры народов, живших у Средиземного моря, большую роль сыграла эгейская культура. Она развивалась на островах и берегах Эгейского моря, в восточной части Средиземноморья, в течение почти двух тысяч лет, с 3000 до 1200 г. до н.э. одновременно с искусством Египта и Двуречья. Центром эгейской культуры был остров Крит. Она захватывала также Кикладские острова, Пелопоннес, где находились города Микены, Пилос и Тиринф, и западное побережье Малой Азии, в северной части которого находилась Троя. Эгейскую культуру называют также крито-микенской.
В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы. Среди них выделяется Кносский дворец (пл. около 16 тыс.кв.м.) Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры-лабриса, священной на Крите. Своей величественной архитектурой напоминал древнеегипетские храмы залами и открытыми дворами. В центре – обширный прямоугольный двор, имеющий обрядовое значение. Ко двору со всех сторон примыкали помещения с верандами, галереями, бассейнами, колоннадами, лестницами. Отличительной чертой критской архитектуры являлось отсутствие симметрии в зданиях. В построении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колонны. Они сужались к низу без капителей, цвет колонн красный. Все покрыты зигзагообразными узорами – усиливали впечатление живописного и динамичного решения пространства. Есть ванная комната, водопровод, подземные помещения – лабиринт. Живопись фресковая в виде фризов или панелей.
Изображалась жизнь его обитателей: торжественные процессии, ритуальные танцы, люди, собирающие яркие цветы, кошки, охотящиеся на фазанов, рыбы среди водорослей. Изображения динамичны, красочны, орнамент завитой, спиралью, всплеск волн, ветер. Для минойского искусства характерно динамика, ему чужды застывшие позы самоуглублённость. Правдивая передача движения человека. Изображение фигур людей-хрупкие, с тонкой талией, мужские фигуры окрашены коричневым, женские - белым цветом. В росписях господствовали яркие, мажорные краски. Для критян природа была священна по причине её божественности. Всё божественное совершенно, но природа полна особой красоты. Поэтому критяне часто изображали вместо богов цветущие луга. Роль деревьев, трав, цветов, в этом мире была велика, без них не мыслилось никакое человеческое деяние. Мелкая пластика Крита, так же как и живопись носит изысканно декоративный, динамический характер. Это фигурки животных (коз и козлят, бык, фигуры изящных женщин). Тонким художественны вкусом отличаются керамические вазы. Совершенства достигли мастера обработки металлов.



24. Искусство Минойской эпохи. Хронология. Географические рамки. Общая характеристика явления. Библиография вопроса
Минойская эпоха 2600-1100 гг. до н.э. Английский археолог Артур Эванс, раскопавший дворец легендарного царя Миноса в Кноссе, назвал именем последнего всю эпоху и развивавшуюся в течение ее уникальную цивилизацию. Три фазы: 1) раннеминойская (2600-2000 гг. до н.э.), 2) среднеминойская (2000-1600 гг. до н.э.) и 3) позднеминойская (1600-1100 гг. до н.э.). Около 1900 г. до н.э. на острове наблюдается значительный расцвет. В это время возникают первые дворцы в Кноссе, Фесте, Малии, Арханах, Закросе и Кидонии. Усопшим минойцы оказывали особые почести. Обнаруженные во время раскопок гробницы были купольными или высеченными в скале - камерными, однако большое число захоронений найдено также в расселинах, в небольших пещерах и на побережье. Покойников помещали на деревянные носилки или в саркофаги из дерева, глины или камня, а рядом с ними клали погребальные дары - предметы, использовавшиеся или вообще любимые усопшими при жизни. Первоначально минойцы употребляли вид письменности, напоминающий египетскую иероглифику (каждый знак обозначен изображением животного или предмета). Затем минойцы стали использовать "линейное письмо А", состоящее из упрощенных изображений, и, наконец, после 1450 г. до н.э. и установления господства ахейцев получило распространение "линейное письмо Б" Высочайшие творения минойцев были созданы в области изобразительного искусства, которое отличается оригинальностью, изяществом и живостью. Особого расцвета достигла архитектура, наиболее значительными образцами которой являются дворцы в Кноссе, Фесте, Закросе и Малии. Не следует упускать из виду также дворцовое сооружение в Арханах, дворец в Агиа-Триаде, роскошные виллы вельмож и землевладельцев и простые жилища крестьян и ремесленников. Особого упоминания заслуживают фрески, украшавшие стены дворцов и вилл. Когда после 1700 г. до н.э. дворцы были отстроены заново, их стены были расписаны великолепными сценами, представляющими человеческие образы, пейзажи, животных, ритуальные или похоронные процессии, состязания и т.п. Замечательна также архитектура гробниц и живописный декор саркофагов. Характерными произведениями минойского искусства являются керамика и вазовая живопись. Знамениты вазы стиля "Камарес", отличающиеся сочными красками и характерными мотивами. Наконец, мелкая минойская пластика, изделия из металла и ювелирное искусство известны по множеству шедевров малых форм.

25. Искусство Микен. Живопись. Архитектура, декоративно-прикладное искусство. Особенности. Памятники
Микенская культура формировалась под сильным влиянием критской, приобретая, однако, черты, отличающие её памятники от памятников самого Крита. Росписи в соседнем с Микенами Тиринфе более схематичны, менее живописны, чем в Кносе. Критская волшебная лёгкость исчезла вместе с несравненным критским изяществом и изобразительным мастерством.
Новые черты микенского художественного гения особенно явственны в зодчестве и монументальной скульптуре. В отличие от критских микенские дворцовые постройки окружены крепостными стенами. Циклопическая кладка, названная так за огромные размеры камней, поднять которые под силу лишь сказочным великанам, придаёт постройкам несколько примитивный, но внушительный вид. Она характерна и для Микен, и для Тиринфа.
Мощные каменные стены не дают растекаться отдельным ячейкам здания, как это происходит в Кносском дворце, они собирают здание воедино, превращая его в военную крепость, где доминирует центральное помещение - мегарон - с четырьмя внутренними колоннами, поддерживающими крышу и обрамляющими очаг. Мегароны царей в Микенах и Тиринфе, прямолинейные в плане дворцовые изолированные постройки, состоящие из открытых сеней с двумя столбами, переднего помещения и зала с очагом посередине, считаются прототипами первых греческих храмов.
Ворота, ведущие в ахейские цитадели, имели внушительный вид. Вход в акрополь Микен - знаменитые Львиные ворота - был украшен плитой золотисто-жёлтого камня с изображением двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую. Львицы дышат уверенной силой, которой не знало критское искусство.
Микенская керамика в техническом отношении лучше критский: тоньше стенки сосудов, прочнее краски, манера изображения сюжетного рисунка кажется небрежной, но сам рисунок, служивший в керамике Крита лишь декоративным узором, стал теперь выразителем сложной художественной идеи. Как и на критских вазах, здесь особенно часты изображения морских мотивов, но осьминоги, каракатицы застывают и схематизируются, постепенно превращаясь в геометрический орнамент. Микенские и тиринфские мастера любили строгую симметрию, схематичность форм.
Наметившиеся в этом древнейшем греческом искусстве черты чёткости и законченности формы, тектоники и замкнутости получат дальнейшее развитие в молодом греческом искусстве. Они проявятся в планах храмов, сходных с мегароном, в раннем появлении монументальной живописи, в некоторых сюжетах, композиционных приёмах, керамической технике.
Несмотря на различия в устройстве, интерьер микенских дворцов был типично критским. Здесь также стены покрывали фрески, правда, художники проявляли гораздо меньше изобретательности и воображения, чем прежде. В Микенах преобладали батальные и охотничьи сцены. Фрески рассказывали о жизни царей и аристократии и почти ничего не сообщали о быте обычных людей.
Ремесленники этого периода выделывали льняную ткань, горшечники, наряду с амфорами и гидриями, изготовляли ванны из терракоты и много других сосудов. Так же обстояло дело и с мебелью. Упоминаются каменные столы разных типов: инкрустированные эбеновым деревом, золотом и серебром, слоновой костью. Круглые, со спиральным орнаментом, с разным количеством ножек и так далее.
В начале XII века до н. э. государства эгейского мира приходят в упадок. Начинается движение с севера новой волны греческих племён - дорийцев. Эта волна разрушает очаги эгейской культуры на несколько веков приостанавливая развитие реалистического искусства.



Статьи по теме: