Идея жизни в древнеегипетском искусстве. Ювелирные украшения Древнего Египта

Будучи одной из самых ранних цивилизаций в истории человечества, Древний Египет, безусловно, был и одной из тех цивилизаций, в которых зародилось искусство в его современном понимании. Оно существенно шагнуло вперед по сравнению с первобытными временами, но при этом по-прежнему не было самостоятельным. Искусство Древнего Египта с самого зарождения и до заката этой цивилизации было посвящено обрядам и общению с богами, выполняя прикладные функции. Также оно отличалось стойким следованием однажды сложившимся канонам, благодаря чему практически не менялось в течение тысячелетий и до сих пор узнается даже непрофессионалами вне зависимости от того, к какой эпохе относится.

Архитектура Древнего Египта

Строительные навыки египтян были весьма прогрессивными по сравнению с соседними цивилизациями. Древнеегипетские постройки трудно точно датировать, поэтому традиционная наука классифицирует их согласно устоявшейся хронологии царств и династий.

Одним из факторов, обеспечившим сохранность многих архитектурных сооружений Древнего Египта, стало отсутствие в нем дерева, пригодного для строительства. Это обусловило применение для строительства сначала кирпича-сырца, а затем известняка, песчаника и гранита. При этом до наших дней сохранились наиболее монументальные строения из камня, а кирпичные во множестве разрушались под воздействием разливов Нила, войн и смут, а также благодаря разборке существующих зданий для строительства новых. Также стоит отметить, что если кирпич использовался для жилищ и хозяйственных построек, то камень в основном шел на строительство культовых зданий, благодаря большей сохранности которых современные исследователи и могут судить о древнеегипетской архитектуре.

Архитектура древнего Египта прошла долгий путь от простых зданий из сырца с тростниковой крышей до монументальных храмовых комплексов, увековечивавших фараонов и, согласно египетским верованиям, обеспечивавших им вечную жизнь. Наиболее известные подобные сооружения - пирамиды (рис. 1) - относятся к периоду Древнего царства, в который Египет достиг своего максимального могущества и развития.

Рис. 1 - Пирамиды Древнего Египта

Скульптура Древнего Египта

Одним из наиболее характерных и самобытных представителей искусства Египта была скульптура. Этот вид искусства был чрезвычайно проработан, и установившиеся каноны скульптуры практически без изменений прошли через все периоды древнеегипетской истории.

Скульптура в Древнем Египте выполняла связующую с загробной жизнью роль. Скульптуры умерших фараонов, сановников, жрецов и богов были призваны придать им физическую форму в этом мире. Поэтому в течение долгого времени их основной чертой была портретность, стремление максимально полно отобразить внешность умершего. Строгие каноны скульптуры (например, строго регламентировались позы сидящих и стоящих фигур, положение их рук и ног, цвет кожи и т. д.) также были призваны для достижения этой цели. Древнеегипетские статуи, как правило, выполнялись из глыбы камня или из дерева.

Также большое распространение (особенно в период Среднего царства) имели малые скульптурные формы. Это различные статуэтки богов, людей и животных, которые помещались в гробницу умершего, чтобы сопровождать его в загробном мире. В основном такие статуэтки вырезались из дерева и зачастую складывались в композиции с определенным сюжетом.

В период Позднего царства в древнеегипетской скульптуре наметились определенные, зачастую весьма существенные, отступления от канона. Тем не менее, его влияние было настолько велико, что проявлялось даже в эллинистический период, органично сочетаясь с характерными греческими чертами.

Живопись Древнего Египта

Живопись, как и другие виды искусства, в Древнем Египте также выполняла прикладную - загробную - функцию. Живописные сюжеты на стенах границ, на статуях и саркофагах были призваны улучшить жизнь умершего в загробном мире. На фресках гробниц изображались сюжеты из жизни покойного, а также его посмертное путешествие, включающее в себя суд и последующую жизнь.

Живопись Древнего Египта характеризуется большой степенью реалистичности. Все изображаемые предметы, людей и животных египтяне стремились раскрашивать в соответствии с их реальными цветами. Для этого использовался довольно большой набор красок и пигментов.

Также живопись использовалась и для украшения фасадов и внутренних помещений храмов и дворцов. В таких случаях это могли быть бытовые, исторические или мифологические сюжеты. Каждая живописная композиция, как правило, сопровождалась поясняющим текстом.

Египтяне использовали особую технику живописи, обрабатывая каменные поверхности слоями грязи, гипса и известняка перед нанесением изображения. После завершения композиции для придания ей большей долговечности ее покрывали лаком или смолой. Благодаря сухому климату Египта по сей день сохранилось множество изображений, выполненных в подобной технике.

Помимо этого распространены были рельефы, изображавшие различные сцены. Зачастую их также раскрашивали. В целом живопись Древнего Египта неотделима от архитектуры, так как украшала стены сооружений, подчеркивала их назначение.

Литература Древнего Египта

Литература в Египте зародилась вместе с рождением пиктографического, а затем иероглифического письма. Последнее окончательно сформировалось в период Раннего царства, развившись также и в скорописное, курсивное начертание - иератику (рис. 2). Египтяне обожествляли иероглифы, придавали им сакральный смысл и способность общаться с богами.

Рис. 2 - Иератическая письменность

Изначально литература в Древнем Египте сводилась к хозяйственным, религиозным, мифологическим и погребальным текстам, а также письмам, гимнам, стихам. Повествовательные тексты в египетской литературе появились только в период Среднего царства вместе с возвышением класса писцов. Это были поучения, сказания и рассказы. Также в Среднем царстве получили популярность пророческие тексты, сказки, беседы и диалоги. Уже в Новом царстве писать их практически перестали, вернувшись к этим жанром только в Эллинистический период.

Носителями древнеегипетской литературы были в основном папирусные свитки и остраконы из известняка или керамики. Часто писали также на деревянных досках и стенах зданий и гробниц. Зачастую литературные тексты обнаруживаются на саркофагах. Папирусные тексты сохранились в основном в гробницах, располагавшихся в сухих условиях пустыни. Все остальные подобные источники бесследно пропадали при разливах Нила. Терялись и более долговечные письменные материалы: каменные плиты с текстами зачастую использовались как строительный материал, а остраконы выбрасывались как мусор, благодаря чему зачастую археологи обнаруживают их в больших количествах.

Для нанесения текстов на каменные поверхности писцы использовали долото. Для письма по папирусу и остраконам использовались специальные ручки, сделанные из тростника, которые обмакивались в черный и красный пигменты - уголь и охру. Они использовались вплоть до периода римского владычества в Египте, когда их вытеснили традиционные грекоримские письменные инструменты и краски.

Музыка и театр Древнего Египта

Музыка была очень распространена в Египте наряду с танцами. Египтяне имели собственную музыкальную гармонию, основанную на золотом сечении и подражании звукам природы. Как и другие виды искусства, музыка была в Египте сакральной, использовалась в религиозных обрядах и празднествах, а звукам египтяне приписывали различные магические свойства. Профессия музыканта была очень почетной в Древнем Египте, зачастую они составляли целые династии.

Родилось в Древнем Египте и подобие театра. Египетский театр был основан на мистериях в честь различных богов — Осириса, Исиды и других. В мистериях принимали участие жрецы и фараоны, они разыгрывались на сюжеты из мифов о богах, которым они были посвящены.

Таким образом, искусство Египта было разноплановым, включало в себя множество направлений и жанров. При этом большую часть истории оно было направлено в основном на культовую сторону жизни и обеспечение загробной жизни умерших.

Рябов Даниил Александрович

Доклад по искусству Древнего Египта с призентацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Искусство Древнего Египта.

Подготовил ученик 5 класса Рябов Даниил.

В Африке, на берегах реки Нил несколько тысяч лет назад зародилась одна из первых цивилизаций – Древний Египет. У него была богатая история, а до сегодняшнего дня дошли знаменитые памятники культуры. Это загадочные пирамиды, египетские сфинксы и множество более мелких предметов-артефактов, выставленных в музеях мира. Вот что сказал про эту страну знаменитый древнегреческий историк Геродот.

Теперь я хочу рассказать о Египте, потому, что в этой стране более диковинного и примечательного сравнительно со всеми другими странами…

Подобно тому как небо в Египте иное, чем где либо в другом месте, и как река у них отличается иными природными свойствами, чем остальные реки, так и нравы и обычаи египтян почти во всех отношениях противоположны нравам и обычаям остальных народов.

Древний Египет оставил после себя большое количество памятников. Искусство этого государства было тесно связано с религией. Поэтому основное культурное наследие имеет отношение к загробной жизни египтян. Прежде всего это пирамиды. Это были огромные строения с богатым убранством внутри. Строительство их было тяжёлым и долгим трудом. Фараоны хотели выделяться среди других людей, поэтому и строили столь величественные гробницы. Стены их украшались высеченными картинами - барельефами. Они прославляли жизнь правителя.

У подножия пирамид лежали гигантские сфинксы - львы с человеческим лицом. Несмотря на огромные размеры в них можно увидеть портретные сходства с фараонами. Эти скульптуры подчёркивали величие правителей и нечеловеческую силу.

Живопись Древнего Египта оригинальна и легко узнаваема. Основные цвета их изображений - это чёрный, белый и оттенки коричневого, жёлтого и красного. Основные цвета долго оставались яркими, потому что изображения покрывались слоем смолы. Рисовали в основном людей и богов. Это были довольно схематичные изображения существ с телом человека и головой птицы или животного.

Египтяне стали первыми использовать письменность и алфавит. Их загадочные записи долгое время оставались нерасшифрованными. Но в итоге учёные с ними справились. Алфавит египтян состоял из одних согласных. Чтобы пояснить что означает слово, за значками следовало изображение предмета, о котором говорится. Поэтому письменные сообщения египтян похожи на таинственные рисунки.

Древний Египет был великой и загадочной цивилизацией. Он оставил после себя немало тайн и знаменитых памятников. Эти места и сейчас привлекают внимание учёных и туристов, которые специально едут сюда, чтобы увидеть пирамиды и сфинксов, чтобы притронуться к истории.

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Искусство Древнего Египта.
Презентацию выполнилУченик 5 классаМБОУ «Атратская СОШ» Рябов Даниил

Слайд 2
ЭПИГРАФ
Теперь я хочу рассказать о Египте, потому, что в этой стране более диковинного и примечательного сравнительно со всеми другими странами…Подобно тому как небо в Египте иное, чем где либо в другом месте, и как река у них отличается иными природными свойствами, чем остальные реки, так и нравы и обычаи египтян почти во всех отношениях противоположны нравам и обычаям остальных народов.Геродот

Слайд 3
Основные особенности искусства Древнего Египта.
Искусство древних египтян многогранно: оно представлено архитектурными, скульптурными, живописными творениями, литературными памятниками, достижениями в области музыки.

Слайд 4
Архитектура Египта.
Пирамида фараона Джосера в Саккаре. Зодчий Имхотеп. 28 век. до н.э. Ступенчатая пирамида, древнейшее из сохранившихся в мире крупных каменных зданий. Построено зодчим Имхотепом вСаккаре для погребения египетского фараона Джосера ок. 2650 г. до н. э. Размер пирамиды 125 метров Ч 115 метров, а высота - 62 метра.

Слайд 5
Архитектура Египта.
Пирамида фараона Хеопса (Хуфу) в Гизе. 28 век. до н.э. Крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. Первоначально высота пирамиды составляла146, 6 метра (сейчас 137,2 метра).

Слайд 6
Пирамиды фараона Хеопса, Хафра, Менкаура.
В пригороде Каира – Гизе –находятся три крупнейших пирамиды.Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» - греческое, означает многогранник. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид.

Слайд 7
Храмы. Храм царицы Хатшепсут.
Храм царицы Хатшепсут (15 век до н.э.) расположен у самого подножия скал Дейр эль-Бахри. Комплекс храм царицы Хатшепсут значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II.

Слайд 8
Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле.
Рамзес II приказал соорудить храм в Абу-Симбел (скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма Рамзесу II и его жене Нефертари) в ознаменование своей победы над хеттами. Храм впечатляет своими размерами: 38 метров по фасаду и 65 метров в глубину.

Слайд 9
Храмовый комплекс в Карнаке.
Ипет-Исут, Карнакский храм - крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Ансамбль включает храмы, посвящённые фиванской триаде - верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу. Расположен на территории древних Фив в современном Карнаке - небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора.

Слайд 10
Аллея сфинксов в Карнаке.
В правлении фараона Нектанебо I трехкилометровая дорога, соединявшая храмы Луксора и Карнака, была украшена каменными изваяниями сфинксов. Часть аллеи, начинавшаяся в Карнаке, состояла из сфинксов с телом льва и головой барана; от Луксорского храма шла аллея, в которой сфинксы имели человеческие головы.

Слайд 11
Храм Амона в Луксоре.

Слайд 12
Луксор. Папирусовидные колонны.

Слайд 13
Скульптура Египта.
Большой сфинкс на западном берегу Нила в Гизе - древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса - лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575-2465 гг. до н. э.),погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи - 72 метра, высота - 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.

Слайд 14
Древнеегипетский скульптурный портрет.
Бюст Аменемхета III.
Статуя Ка царя Ауибра Хора.
Нефертити.

Слайд 15
Рельеф в Древнем Египте.
Рельеф – один из видов скульптуры.Подразделяется на типы:- выпуклый рельеф;- углубленный рельеф;- рельеф с врезным контуром.

Слайд 16
Живопись.
Знатная египтянка за туалетом.
«Охота фараона».
Жена фараона

Слайд 17
Гробница Тутанхамона.

Слайд 18
Внешний и внутренний саркофаг.

Слайд 19
Погребальная маска Тутанхамона.

Слайд 20
Ювелирные изделия

Древние египетские жители поклонялись многим богам. Наиболее почитаемыми были те, которые связаны с солнцем, рекой и миром мёртвых. Большинство богов изображались как полуживотное - получеловек. Фараон считался сыном бога солнца Ра и мог рассчитывать на помощь всевышних и на загробную жизнь.

Усыпальницами для фараонов Древнего Египте служили пирамиды. Древние люди верили, что после смерти человеку могут понадобиться вещи, которыми он пользовался ранее. Поэтому рядом с мёртвым лежали оружие, полезные и ценные предметы. Само тело мумифицировалось, чтобы сохраниться как можно дольше. Провести над собой такой обряд после смерти могли не только фараоны, но и зажиточные египтяне, например, землевладельцы или вельможи.древнее царство- это первый этап истории. В это время укрепляется государство, захватываются ближайшие земли. Фараонам начинают поклоняться и называть их «Сынами солнца». Для них строят величественные пирамиды, в которых хранятся мумии умершего, оружие и несметные богатства.Среднее царство - следующий период. Среди египтян начинаются восстания рабов и простолюдинов. Это ослабило государство, чем и воспользовались азиатские племена. Они начали нападать, но воины Египта смогли изгнать их со своей территории и извлечь из атак пользу. Благодаря этим боям египтяне познакомились с новым оружием и колесницами и тоже стали ими пользоваться.Новое царство - последний этап существования цивилизации. В это время она переживает свой расцвет. Появляется много памятников культуры, происходит несколько успешных военных наступлений, и границы Египта расширяются. Но войны были удачными не бесконечно. В кон-концов из-за проигранных боёв страна ослабляется и становится лёгкой добычей. Многочисленные армии захватывают территорию древнего Египта. Так заканчивается история великой цивилизации.
Древний Египет оставил после себя большое количество памятников. Искусство этого государства было тесно связано с религией. Поэтому основное культурное наследие имеет отношение к загробной жизни египтян. Прежде всего это пирамиды, о которых уже говорилось в этом докладе. Это были огромные строения с богатым убранством внутри. Строительство их было тяжёлым и долгим трудом. Фараоны хотели выделяться среди других людей, поэтому и строили столь величественные гробницы. Стены их украшались высеченными картинами - барельефами. Они прославляли жизнь правителя.
У подножия пирамид лежали гигантские сфинксы - львы с человеческим лицом. Несмотря на огромные размеры в них можно увидеть портретные сходства с фараонами. Эти скульптуры подчёркивали величие правителей и нечеловеческую силу.

Живопись Древнего Египта оригинальна и легко узнаваема. Основные цвета их изображений - это чёрный, белый и оттенки коричневого, жёлтого и красного. Основные цвета долго оставались яркими, потому что изображения покрывались слоем смолы. Рисовали в основном людей и богов. Это были довольно схематичные изображения существ с телом человека и головой птицы или животного.

Египтяне стали первыми использовать письменность и алфавит. Их загадочные записи долгое время оставались нерасшифрованными. Но в итоге учёные с ними справились. Алфавит египтян состоял из одних согласных. Чтобы пояснить что означает слово, за значками следовало изображение предмета, о котором говорится. Поэтому письменные сообщения египтян похожи на таинственные рисунки.

Древний Египет был великой и загадочной цивилизацией. Он оставил после себя немало тайн и знаменитых памятников. Эти места и сейчас привлекают внимание учёных и туристов, которые специально едут сюда, чтобы увидеть пирамиды и сфинксов, чтобы притронуться к истории.

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий. Чего достигли египтяне за это время?

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

для соблюдения пропорций художники использовали сетку

Египетской живописи свойственен так называемый «иерархический» взгляд. К примеру, чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры. Поэтому в сценах битвы фараон нередко выглядит гигантом. Изображения людей можно разделить по архетипам: фараон, писец, ремесленник и т.д. Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны.

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:

  • голубой – обещание новой жизни;
  • зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости;
  • красный – символ зла и бесплодной земли;
  • белый – признак победы и радости;
  • черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире;
  • желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти.

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская - в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью. Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

Белякова О. Ю.

Историю и искусство Древнего Египта можно разделить на несколько этапов:

Додинастический период - 4 тыс. до н. э.

Раннее царство (31-29 века до н. э.). Правление I-II династий.

Древнее царство(28-23 века до н. э.). Правление III-IV династий.

Среднее царство (21-18 века до н. э.). Правление XI-XIII династий.

Новое царство (16-11 века до н. э.). Правление XVIII-XX династий.

Позднее царство (11-8 века до н. э.). Иноземные XXII-XXV династии (11-8 века до н. э.). Расцвет Египта при XXVI саисской династии (VII-VI века до н. э.)

Завоевание Египта персами. Египет в составе персидской державы (6-4 века до н. э.). Правление XXVII - XXX династий.

Эпоха эллинизма (332 год до н. э.- 1 век до н. э.). Династия Птолемидов.

Период римского владычества (1 век до н. э.-5 век н. э.)

Египет являлся колыбелью цивилизации. Уже с самого начала государственности (период энеолита) в египетском искусстве складывается особый взгляд на реальность, что повлекло за собой сложение единого канона. Особенность менталитета древних египтян заключалась в том, что огромное значение придавалось загробной жизни и в течение всего своего существования египтянин готовился к последнему шагу на земле - шагу в вечность. Почти все известные нам произведения искусства наполняли собой гробницы фараонов, а монументальные росписи в большинстве своём предназначались для сакрального пространства храмов или усыпальниц. Подобно двум берегам Нила - западному и восточному, светское и религиозное искусство Древнего Египта также отделены друг от друга великой рекой, и главные сохранившиеся до нашего времени шедевры- это преимущественно памятники из страны мёртвых, с необитаемого западного берега Нила.

Египет известен не только своим в высшей степени своеобразным искусством - порождением замкнутой цивилизации. Эта страна в христианское время стала известна своими аскетами - пустынниками. Именно в Фиваиде - области на юге Египта, начиная с 3 века н. э., зарождается движение анахоретов - первых христиан - подвижников, посвятивших свою жизнь Господу и оставивших всё мирское. Славу великих святых пустынников снискали святые Павел Фиваидский и Антоний. К концу IV века н. э. уже насчитывалось около 24000 анахоретов, которые стали организовывать свои колонии- первые монастыри. Со II века до н. э. широкую известность в Древнем Египте приобретает новый для него вид искусства - портрет. Под влиянием связанных с заупокойным культом фаюмских портретов, в более позднее время появляются первые зримые образы христианских святых. Выполняются они, в технике энкаустики (восковой живописи) и, в отличие от последующей традиции иконописания, в некоторых из них ещё слишком сильна связь с чувственностью и натуралистичностью художественного языка античного мира. Создатели этих первых образов - принявшие христианство египтяне, называемые коптами. Они являются, также, авторами удивительных тканей, где, благодаря виртуозной технике запечатлены и яркие, ещё по - античному реальные натюрморты, исполненные христианской символики, и библейские сюжеты, и первые прославленные святые.

Если следовать цивилизационному подходу Тойнби, то Древний Египет представляется замкнутой цивилизацией: всё новое, что несут с собой другие культуры, попадая в эту страну, обретает новую жизнь, теряет самостоятельность и независимость, становясь египетским. Подобно топи болот дельты, египетская цивилизация полностью поглощает другие культуры, не вступая с ними в диалог.

Увлечение Египтом привело в начале XIX века к появлению "египетского стиля". Он зародился во Франции под влиянием военной и одновременно научной экспедиции Наполеона Бонапарта в эту страну. В результате архитектура, живопись и декоративно- прикладное искусство приобретают египетские мотивы. Некоторые скульптуры и малые архитектурные формы, привезённые из Египта, зажили новой жизнью в совершенно ином пространственном и временом контексте. Они - хранители памяти о некогда славном прошлом своей страны и вечные сфинксы, отказывающие нам в возможности познания древней культуры. Эти великие диссонансы отражают бессилие исследователей со своей современной техникой "анимировать" египетские тексты и вновь "разыграть" на наших глазах канувшие в Лету исторические события. Главным формообразующим элементом площади Согласия стал древнеегипетский обелиск, а у нас в России набережную Невы украшают древние сфинксы. Они были привезены к нам в период царствования императрицы Анны Иоанновны. Особенно массовый характер приобрело увлечение Египтом в 20-е-30-е годы двадцатого века, в годы становления молодого советского государства. Идея увековечивания двойника усопшего в долговечных материалах- граните, базальте, порфире принадлежала египтянам, и потому знаменитые гранитные монументы Ленину и его окружению воспринимаются как органическая часть древнеегипетского заупокойного культа. Своего апогея близость к древнеегипетскому погребальному ритуалу достигается в мумификации вождя и погребению его в гранитной гробнице- пирамиде- Мавзолее. Это архитектурное сооружение следует рассматривать ещё как аналог вавилонскому зиккурату, но первична связь с египетской архитектурой, поскольку в достроенном виде гробница Ленина должна была увенчиваться небольшой пирамидкой - пирамидионом.

Конечно, влияние Египта на искусство последующего времени нельзя, конечно, преувеличивать, - античность в этом его опередила, но в определённые эпохи под "египетским" подразумевалось сокрытое, обязательно красочное, полное в своём графическом совершенстве недомолвок и загадок, и, главное - противопоставленное античности искусство. Египетское искусство пользовались популярностью у романтиков, масонов, а в двадцатые годы XX века стало лейтмотивом стиля ар - деко и, как уже говорилось, повлияло на искусство и обряды коммунистической России.

Далёкое прошлое этой древней цивилизации вызывает в нашей памяти странных, добрых и одновременно зловещих и беспощаднах зооморфных богов и, на первых взгляд, похожих на забавные раскрашенные картинки, иероглифы. Боги и иероглифы присутствуют в каждом произведении египетского искусства, превращая любое из них в священный объект, постигнуть который могут только посвящённые.

У египтян было огромное количество богов, и они отличались от божеств других древневосточных государств, потому что в них органично уживались черты зверей и человека. Это были люди со звериными головами. От простых людей и животных их отличали особые головные уборы. Количество богов в период правления Тутмоса III приближалось к 740. Подобное количество объясняется тем, что наряду с официальными культами, связывающихся с царствующей династией фараонов, бытовали ещё местные боги, почитаемые в каждом номе (единица административного деления Египта). Что же касается происхождения столь странного изображения богов в виде полулюдей - полуживотных, то здесь свою роль сыграли восходящие к первобытному периоду тотемистические верования, когда почитаемым прародителем каждого племени или племенного союза было священное животное (птица, рыба). В каждом центре нома чтился свой верховный бог и связанное с ним священное животное. В Мемфисе обитал бык Апис, в Гелиополе (Оне) - священный бык бога Ра- Мневис, баран Осириса в Мендесе, священный ибис- в Гермополисе, священный окунь Абиджу - в Абидосе. В Абидосе - сначала почитался бог Анхер – Шу (в гелиопольской теологии Шу- космогоническое божество, бог воздуха), а затем этот город стал колыбелью распространения культа Осириса, которого изображали в виде мумии с зелёным лицом- бога возрождающейся и умирающей природы, властителя загробного мира. Главным богом Гелиополя (Она) был Атум. Он стоял во главе гелиопольской эннеады(девятки главных богов). Здесь же зародилась так называемая солнечная теология, и главным богом становится Ра- божество дневного святила, в то время, как Атум начинает отождествляться с ночным солнцем, святящем в подземном мире. В другом важнейшем городе Древнего Египта - Фивах,- почитался распространённый первоначально только в этом месте бог Амон, который был, возможно, подобно коптскому Мину, богом плодородия. В период среднего царства - эпоху возвышения Фив, откуда происходила правящая династия фараонов начала Нового царства, Амон соединяется с солнечным богом Ра. Амон- Ра становится самым могущественным богом Египта. По всей стране в его честь возводятся святилища.

Именно ему посвящено два грандиозных храмовых комплекса, которые связаны друг с другом двухкилометровой аллеей сфинксов - храм Амона в Карнаке и храм Амона в Луксоре. Святилища Амона - Ра известны, также, в Сирии и Нубии. По приказу Рамсеса III на территории Египта и в соседних странах было заложено 65 храмов Амона- Ра. Во главе эннеады Мемфиса - крупнейшего центра Египта- стоял бог Птах (Пта) - демиург, создавший первые восемь богов. Во все эпохи культ Пта был чрезвычайно популярен в Египте. Он создал всех богов, людей и ремёсла. В городе Элефантина создателем мира считался бараноголовый бог Хнум, в Шедите – бог - крокодил Себек. Пожалуй, самой стройной и последовательной была гелиопольская теологическая система. Согласно ей, в самом начале существовал только бог Нун - первобытный водный хаос, содержащий в себе зародыши всех вещей. Из него появился другой бог – Атум - воплощение первичной тверди. Он создал первый холм, выступивший из хаоса. Позднее Атум получил другое имя - Ра. Атум - Ра является создателем первой пары богов - бога воздуха Шу и его жены Тефнут (влажность). Они, в свою очередь, произвели на свет бога земли Геба и богиню неба Нут, котроые явились родителями Осириса и Исиды, Сета и Нефтиды. Рассмотренная нами девятка получила название Великой девятки или Великой эннеады. Кроме выделения главных богов в девятки, жрецы Древнего Египта разделяли их на небольшие семьи- триады, которые состояли из бога - отца, богини - матери и бога сына. Осирис, Исида и Хор представляли так называемую абидосскую триаду; Птах, Сохмет и Нефертум - мемфисскую; Амон, Мут и Хонсу - фиванскую. Несмотря на стремление жрецов систематизировать этот сонм богов, особой ясности в их функциях и именах, которые иногда совпадали (как в случае с Гором), внесено не было и, пожалуй, только два культа стали общеегипетскими, поскольку были связаны с официальным культом фараона. Царствующий фараон имел две природы: божественную и человеческую. Он был рождён от земной матери и Амона- Ра. При жизни он являлся, соответственно, воплощением Хора, а после смерти - владыки загробного мира - Осириса. Оссирический культ, связанный с верованиями первобытных земледельческих культур в воскрешение и смерть, имел особую популярность. В каждом номе, как и во времена доцивилизационные, по - прежнему выдвигалась своя теологическая версия и бытовали свои мифы.



Статьи по теме: