Знакомство с художественной литературой конспект старшая. Занятие по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

Название: Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад № 222
Месторасположение: город Ульяновск

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой
по образовательной области «Речевое развитие»
в старшей группе

Тема: Чтение русской народной сказки ʺЗолотое веретеноʺ

Цель : Познакомить детей с русской народной сказкой, вызвать у детей интерес к прялке, познакомить с ее назначением, воспитать уважительное отношение к труду взрослых.

Оборудование : прялка, веретено, шерсть, носки вязаные, магнитофонная запись.

Ход занятия

— Ребята, я вас сегодня приглашаю в эту волшебную избу. Мы тут уже были. Какая это изба? (Русская)

— Сегодня мы ближе познакомимся с одним предметом. Что это такое, кто знает? (Прялка)

— Ребята, для чего нужна прялка? (Прясть)

— Правильно. Много-много лет назад прялка жила во всех домах и помогала людям. Ее берегли. Прялку некоторые украшали цветами, расписывали яркими узорами.

Вот это сиденье, на нее садились. А вот сама прялка. Вот эта прялка в виде листочка, эта – в виде гребешка…

Ребята, есть еще один предмет, без которого невозможно прясть. Кто знает, что это за предмет? (Ответы детей)

Очень нужен мне помощник,

Веретенце-озорник,

Без него я не работник.

Появись пред нами вмиг. (Магнитофонная запись)

— Как этот предмет называется? (Веретено)

— Ребята, чтобы лучше запомнит, повторим вместе: веретено.

— Оно из чего сделано? (Из дерева)

— Дерево обрабатывается легко, это первая причина, по которой веретено изготавливали из дерева. Вторая – веретено из дерева получается легкое, чтобы руки не уставали у прях.

— Ребята, у нас есть прялка, веретено. Теперь мы можем прясть? (Нет)

— А почему? (Нет шерсти)

Прежде чем я буду прясть,

Шерсти нужно вам набрать.

Можно попросить немного

У овечки шерсти дать. (Магнитофонная запись)

— Вот и шерсть. Кто дает шерсть? (Овцы)

— Что еще можно прясть? (Пух)

— Кто дает пух? (Коза, кролик)

— А сейчас посмотрит, как прядутся нити.

Шерсть вставляют в прялку,

Чешут редким гребешком,

Ловко скручивают нитку

Озорным веретеном. (Магнитофонная запись) (Показываю )

— Что делают из этих ниток? (Вяжут теплые носки, одежду)

Из волшебной нитки этой

Вяжут теплые носки,

Варежки, шарфы и шапки,

Все они зимой нужны! (Магнитофонная запись) (Показываю носки, варежки, одежду )

— Вязаная из шерсти одежда теплая. Зимой мы все ее надеваем, чтобы не было холодно.

— А сейчас, ребята, давайте отгадаем загадку.

Верчусь – потею, только более толстею. (Ответы )

— А сейчас садитесь за стол удобнее и послушайте русскую народную сказку «Золотое веретено».

— О ком эта сказка? (Об Аннушке)

— Какая беда случилась с Аннушкой? (Уронила веретено в колодец)

— Кого встретила Аннушка на своем пути? (Хозяина воды, ручей, березку, коней, Бабу Ягу)

— Что сказал Хозяин воды? Ручей? Березка?..

— Как Аннушка вернулась домой?

— Чем закончилась сказка?

Еще раз читаю.

Пересказ детьми. Пересказ оценивается.

Конспект занятия

по ознакомлению с художественной литературой

«Путешествие в мир литературы» для детей

среднего дошкольного возраста.

Цель: Развитие представлений о разных жанрах литературы. Знакомство с загадками.

Задачи: Способствовать усвоению содержания знакомых литературных

произведений.

Развивать связную речь, чувство рифмы.

Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к книге.

Средства: «Книговик» с подбором иллюстраций к русским народным сказкам, стихами, загадками. Набор героев к сказке «Теремок». Стихотворение «Помощница» А.Барто в аудиозаписи.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание детских стихотворений.

Словарь: Иллюстрация.

Ход занятия:

Организационный момент:

Солнце утром рано встало,

Всех ребяток приласкало (руки вверх, ладони скрещены)

Дружно к солнышку тянитесь

И друг другу улыбнитесь (руки через стороны вниз, улыбнуться)

Солнца лучики поймайте

Всем вокруг скорей раздайте.(руки вперед, к себе резким движением, снова вперед)

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправится в путешествие по интересному миру литературы. Мы с вами побываем в стране сказок, загадок и в мире стихов. А путешествовать нам поможет, угадайте кто.(читаю загадку)

Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает.

Правильно, конечно же, это книга. Из книг мы узнаем много нового и интересного. Книги с самого раннего возраста становятся нашими друзьями. И сегодня к вам в гости пришел мой друг Книговик. Надеюсь, вы с ним тоже подружитесь, потому что все кто любит книги становятся его друзьями.

Но Книговик - это не простая книга, а необычная. Страницы у него не сшиты, а складываются как в коробочку, поэтому их можно пакапливать много- много. Давайте посмотрим, что же сегодня Книговик приготовил нам для нашего путешествия в мир литературы. (Достаю первую страницу).

Ребята, Книговик принес с собой наши любимые сказки. Но он хочет, чтобы вы ему напомнили, что же такое эти сказки (ответы детей). Правильно,сказка это то, чего не бывает на самом деле, в сказках бывает волшебство, звери в сказках умеют разговаривать. Хорошо, что такое сказка мы с вами вспомнили. А теперь пора заглянуть в гости к сказкам. Для этого послушайте строчки из сказок и угадайте, про какую сказку идет речь, а тот, кто узнает сказку, пойдет и подберет иллюстрацию к ней. А для того, чтобы очутится в сказке нужно произнести волшебные слова. Физкультминутка: Мы глазами миг-миг.

Мы плечами чик-чик.

Мы руками хлоп-хлоп.

Мы ногами топ-топ.

Раз-туда, два-туда,

А потом вокруг себя.

Чтобы в сказке очутится,

Надо низко поклониться.

(проводится Д/и «Угадай сказку».)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти, маленькие дети? (козлята из сказки « волк и семеро козлят»).

Маша в коробе сидит

Далеко она глядит

Кто несет ее ответь, быстрыми шагами?

А несет ее медведь вместе с пирогами. («Маша и медведь»).

У Аленушки -сестрицы

Унесли братишку птицы.

Далеко они летят,

Далеко они глядят. («Гуси-лебеди»).

Ах, ты Петя-простота

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. (« Кот, лиса и петух».)

В этом домике на тесно,

Всем зверушкам хватит места.

Что за дом среди дорог?

Этот домик…. («Теремок».)

Воспитатель: Правильно, это теремок, только зверушек в нем я что-то не вижу. Кто нам поможет? (Книговик.) Ребята, а Книговик мне сказал, что вернуть зверушек в сказку нам помогут загадки о них. Только некоторые слова в них потерялись, и если мы найдем это слово, то отгадаем загадку. (Достаю страницу с загадками.)

Хитренько взглянула

Хвостиком махнула

И исчезла-чудеса

Где ты, рыжая … (лиса)

Ой, зайчишкам не до смеха

От его клыков и меха.

В зайцах с детства знает толк

Злой, зубастый, серый… (волк)

На лугу по кочкам

Прыгают листочки.

Выпуклые глазки

И кривые лапки.

Только где же ушки,

Кто это… (лягушки)

Всех важней она в загадке.

Хоть и в погребе жила.

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (мышка)

Кто большой и косолапый

Мед достал из улья лапой?

Скушал сладость и реветь

Как зовут его… (медведь)

В стайке живет, корову мамой зовет? (бычок)

Воспитатель: Молодцы, всех героев отгадали, никого не забыли? Давайте еще раз вспомним всех героев, только называть их будем ласково как в сказке. Кто же первый прибежал в теремок? Правильно, мышка.

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить, да поживать

Да жильцов к себе пускать.

А потом прискакала лягушка. Как ее в сказке называют? (лягушка-квакушка)

Прискакал и зайчик, зайчик-побегайчик. Ребята, а зайчика то у нас нет.Я забыла про него загадку, может вы мне поможете?(дети придумывают загадку про зайчика).

Кто всегда грызет морковку

Прыгает и скачет ловко?

Быстрый маленький трусишка

Это серенький … (зайчишка).

А потом пришла лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь и бычок. (Дети замечают, что бычка в этой сказке нет.)

Воспитатель : А что же нам теперь делать? Давайте отправим бычка в свою сказку «Бычок - смоляной бочок», наверное, в этой сказке ему будет неуютно. (Дети подбирают иллюстрацию к сказке и помещают бычка.)

Книговик хвалит детей, какие они молодцы, сколько сказок знают, умеют отгадывать загадки.

Воспитатель: Конечно, наши ребята молодцы. Но они еще и сами умеют загадки загадывать. (Ребенок читает загадку в стихах).

А, сейчас послушайте, куда же еще Книговик предлагает нам отправится. (звукозапись стихотворения А.Барто «Помощница».)

Что вы сейчас прослушали? Правильно, стихотворение. Стихи бывают коротенькие, например такие стихи вы рассказывали, когда были совсем маленькие. А бывают большие стихи, как только что вы прослушали. В стихах некоторые последние слова созвучны, или мы их называем слова-друзья. Стихи в книжках очень легко узнать, они записываются в столбик. Рассказывать стихи нужно громко, с выражением.

(Дети читают стихи).

Воспитатель: Молодцы, замечательно читаете стихи. Но я открою вам небольшой секрет, стихи можно не только рассказывать, но используя их можно поиграть в пальчиковую игру. (проводится пальчиковая игра по стихотворению И. Токмаковой «Мы на пальчиках считали».)

А теперь давайте вспомним еще знакомые стихи, но только слова из них выпали, помогите мне их вставить.

(Д/и «Вставь слово».)

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался… (вскачь)?

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и громко… (топал)

Маша варежку надела:

Ой, куда я пальчик… (дела)?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не … (попал)

Мама спит, она устала

Ну, и я играть не… (стала)

Я волчка не завожу,

А уселась и … (сижу).

Воспитатель: А сейчас давайте еще поиграем в подвижную игру со стихами.

Проводится подвижная игра на стихи:

Вышли мыши как-то раз,

Посмотреть, который час.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон.

(Дети в соответствии со стихами сначала идут как мышки, на цыпочках, затем бегут на место.)

Воспитатель: Вот наше путешествие заканчивается. Вам понравилось? А посмотрите, какая улыбка у нашего друга Книговика. Он очень рад, что мы выполнили все его задания. Он хочет, чтобы вы еще раз вспомнили, где сегодня побывали. (В стране сказок, загадок и в мире стихов). Как мы узнавали сказки? (По строчкам из сказок, по иллюстрациям). Что помогло нам вернуть героев в сказку «Теремок»? (Загадки.) А во что мы так весело играли? (В игру с пальчиками и подвижную игру). А что помогло нам в них играть? (Стихи). А как вы думаете играть в игры интереснее со стихами или без них? Конечно же, со стихами. Замечательно. Книговик говорит, что вы стали его самыми лучшими друзьями и приглашает вас в круг:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, а ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Умение выразительно рассказывать наизусть отрывки из произведений К. Чуковского; развивать память, воображение; побуждать детей старшей группы эмоционально реагировать на содержание любимых произведений; формировать умение узнавать литературные произведения по отрывкам и иллюстрациям; воспитывать любовь и уважение к книге.

Материал: портрет К. Чуковского, книги с произведениями автора, иллюстрации произведений, мелкие игрушки.

Предварительная работа: чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе».

Ход занятия

Воспитатель (В.). Дети, нам пришла бандероль. Интересно, от кого она и что в ней.

Дети выдвигают свои версии. Открывают бандероль. В ней - билеты по количеству детей.

В. Интересно, куда можно пойти с этими билетами? В библиотеку? Нет, там не нужен билет. В кино? В театр? В цирк? В музей? (Достаёт из бандероли приглашение и читает.) «Уважаемые дети, приглашаю вас посетить музей книги».

Дети приходят в музей, где их встречает воспитатель, переодетый в бабушку.

В. Здравствуйте, дети. Меня зовут бабушка Федора. Я приглашаю вас на экскурсию в сказочный музей. Давайте вспомним правила поведения в музее:

  • Нельзя шуметь.
  • Нельзя бегать.
  • Если что-то нужно спросить, уточнить - поднять руку.

Дети проходят в музей и видят иллюстрацию сказки: стоит стол, а на нём расставлена посуда, рядом бабушка.

В. Дети, кто скажет, из какой сказки эта картина? Как вы догадались? (Ответы детей.)

Чему учит нас эта сказка? Вы хотели бы быть похожими на главную героиню? Почему? (Ответы детей.) Проходим дальше.

На столе стоит умывальник, фигурка мальчика, разбросаны вещи.

В. Одеяло

Улетела простыня

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

В. Вы узнали, о какой сказке идёт речь? («Мойдодыр».) Как вы догадались? А чему учит нас эта сказка? (Она учит нас тому, чтобы мы всегда с удовольствием мыли руки, умывались, были аккуратными. Это очень важно для нашего здоровья.)

А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.

Добрый доктор… (Айболит)!

Он под деревом… (сидит).

Всех излечит, исцелит

Добрый… (доктор Айболит)!

Из какой сказки эти строчки, вы догадались? («Доктор Айболит».) Давайте вспомним, кого лечил Айболит?

Воспитатель достаёт куклу доктора Айболита (можно использовать кукольный театр).

Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Может быть, вас полечить?

В. Давайте дружно встанем в круг и покажем доктору Айболиту, что мы здоровые и лечить нас не надо.

Физкультминутка.

В. Вот какие мы сильные и здоровые! Нас не надо лечить!

Дети подходят к следующему экспонату. На столе расставлены насекомые.

В. Кто это, ребята? Давайте назовём их. Из какой сказки появились такие интересные герои? («Муха-Цокотуха».) Как вы догадались?

А кто мне скажет, чему учит нас эта сказка? (Храбрости, смелости, умению защищать тех, кто попал в беду.) Вы бы смогли поступить так же, как поступил Комарик? А теперь ответьте, в каких сказках мы с вами побывали? Кто автор всех этих сказок? (Ответы детей.)

В. А я приготовила вам одно задание. Смотрите, как много книг у нас! Давайте из них выберем те, которые написал Корней Чуковский.

Дети самостоятельно выбирают.

В. Вот какие молодцы, всё сделали правильно! А вы знаете, как нужно обращаться с книгой?

Дети напоминают правила обращения с книгой.

Доктор Айболит.

  • Книги нужно брать чистыми руками.
  • Книги нельзя рвать, мять.
  • Нельзя рисовать на книгах.
  • Нельзя загибать углы.

В. Наша экскурсия по музею книг Корнея Чуковского закончилась. А на память о ней я хочу подарить вам книгу.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

воспитатель МБДОУ №3 Конаныхина Л.И.

ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯ К. И. ЧУКОВСКОГО».

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.Дать детям представление о личности писателя и его книгах.

2.Вызвать интерес к личности писателя и его книгам.

3.Учить по действиям героя определять мотивы его поступков.

4.Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения.

5.Довести до сознания детей замысел автора.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Чтение произведений К. И. Чуковского.

« Федорино горе».

« Телефон».

« Тараканище».

« Муха Цокотуха»

«Айболит».

« Мойдодыр».

РАССМАТРИВАНИЕ ЦВЕТНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ.

МАТЕРИАЛ:

1.Портрет К. И. Чуковского.

2. Выставка книг в книжном уголке, цветные иллюстрации к сказкам Чуковского.

3.Мешок с предметами:

Телефон;

Воздушный шарик;

Мыло;

Блюдце;

Колоша;

Термометр (игрушечный);

ХОД ЗАНЯТИЯ.

(В книжном уголке сделать выставку книг К. И. Чуковского, его портрет).

Обратить внимание детей на выставку.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята! Сейчас я вам расскажу об известном детском писателе, большом друге детей - о Корнее Ивановиче Чуковском.

Родился он в Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в городе Одесса.

Мать была простой прачкой, но старалась дать своим детям образование.

Детским писателем он стал не сразу. В то время писали для детей многие писатели, но их книги были интересными и скучными.

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А бывало и так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как - нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнею сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович:

«Однажды, работал в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал:

Надо, надо умываться по утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «МОЙДОДЫР»

Дети поняли и полюбили сказку Корнея Чуковского. Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами были вещи.

Вспомните произведение К. И. Чуковского, где действующие лица являются вещи?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: («ФЕДОРИНО ГОРЕ»)

Послушайте, как интересно Корней Иванович рассказывает о «живых» вещах в своей сказке «Федорино горе».

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла,

Топору - то, топоры

Так и сыплются с горы

Испугалася коза,

Растопырила глаза

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют ещё читать, и для ребят - школьников начальных классов, и для подростков, и для взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки.

Чуковский очень любил ребят, он всегда был внимателен и добр с ними, но беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеётся вместе со своими читателями над такими ребятами в сказке...

А ну может вы знаете, в какой сказке?

ОТВЕТ: («МОЙДОДЫР»)

Послушайте, я вам зачитаю строки из сказки, кто знает помогайте мне:

«Ах ты гадкий, ах ты грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки,

Убежали от тебя».

А еще у Чуковского есть сказка, в которой главного героя любят все дети и звери, который не боится ни каких трудностей ради спасения зверей, он добрый, отзывчивый.

Догадались, о каком герое я говорю?

Как эта сказка называется?

ОТВЕТ: («АЙБОЛИТ»).

(Дети зачитывают по памяти отрывки)

С ранних лет стихи приносят всем радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без сказок:

«Айболит»,

«Тараканище»,

«Федорино горе»,

«Бармалей»,

«Муха-Цокотуха»,

«Телефон».

Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием, и где бы он не находился: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у врача, чтоб не тратить попусту время он сочинял для детей загадки, сказки.

(Дети читают стихи Чуковского).

Нет среди нас К.И. Чуковского. Но книги его живут, и будут жить долго.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5-6 лет) на тему: «Волшебное путешествие в зимнюю сказку».


Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Волшебное путешествие в зимнюю сказку» Данный материал будет полезен для воспитателя старшей группы. Этот конспект познавательного характера, направленный на расширение и осознание своего эмоционального состояния через литературное произведение русской народной сказки «Снегурочка».

Интеграция образовательных областей:

Познавательное,речевое,художественнно-эстетическое развитие
Цель: Осознание своего эмоционального состояния через литературное произведение русской народной сказки «Снегурочка».Развивающие
продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства;
развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы;
развивать эстетическое восприятие картин природы, художественного текста;
развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и логического мышления;
развивать творческое воображение, умение видеть и замечать выражение эмоционального состояния человека на иллюстрации с изображением людей;
развивать мелкую моторику рук.
Обучающие
учить анализировать чувства с помощью художественно-изобразительных средств;
учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки;
продолжать знакомить детей с эмоциями;
закрепление умения образовывать относительное прилагательное;
закреплять навык словообразования и словоизменения;
активизация словаря признаков по теме «Зима»; расширять словарь по лексической теме «Зима»;
продолжать учить детей причинно-следственной связи (отгадывать загадки);
закреплять умения составлять развернутое предложение.
Воспитывающие
воспитывать любовь к природе;
воспитывать стойкий познавательный интерес детей к выражению эмоционального состояния;
создать непринужденную атмосферу; положительно эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг друга;
вызвать у детей чувства любования, восторга перед красотой зимнего пейзажа;
воспитывать аккуратность в работе с клеем и бумагой.
Развивающая среда: Иллюстрации по теме «Зима», и зимними забавами; музыка к занятию; подушки на каждого ребенка; сказка «Снегурочка»; искусственные снежки для игры; кукла Снегурочка; материал для художественного творчества (гофрированная бумага, клей ПВА, соломинка) на каждого ребенка; разные иллюстрации с изображением снегурочки.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости!
Ответ детей: (дети здороваются)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли к нам, что бы посмотреть какие вы смышленые, отзывчивые, дружные, какие вы умнички, как много вы уже знаете и умеете.
Воспитатель: Дети,посмотрите,как красиво за окном. Какое сейчас время года?
Воспитатель вместе с детьми подходит к окну, где стоит мольберт с иллюстрациями. Воспитатель показывает иллюстрации с зимними пейзажами.
Ответ детей: Зима!
Воспитатель: Да, сейчас в природе хозяйничает зима. А какие признаки зимы вы знаете?
Ответ детей: Много снега, холодно, морозно и т.д.
Воспитатель: Правильно. Наступили снежные морозные дни, Выпало много снега, он окутал белым пушистым одеялом поля, леса, дома - стало светло, нарядно,сказочно красиво!
Воспитатель: Расскажите, какие зимние забавы у детей, во что вы любите играть зимой?
Ответ детей: Снежки, санки, лыжи, лепят снеговиков.
Воспитатель: Ребята! А я знаю очень интересную зимнюю, русско-народную сказку про снежную девочку. А вы хотите узнать эту сказку?
Ответ детей: хотим!
Вход в сказку
Воспитатель: Но с начала нам надо попасть в неё. Для этого нам надо встать в круг.
Дети вместе с воспитателем идут на ковер и встают в круг.
Воспитатель: «Помогать нам в нашем путешествии будет наше… сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе любящее, доверчивое и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце.

А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее, доброе сердце… Мысленно попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке.»
Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
Воспитатель: Ребятки, давайте тихонечко что бы не спугнуть сказку, возьмите каждый свою подушечку и располагайтесь на ковре кому где удобно, займите удобное положение.(Дети располагаются на ковре на своих подушечках, в удобном положении.)
Воспитатель читает сказку .
Воспитатель: Да, ребята, в конце этой сказки мы все испытываем чувства светлой грусти. Нам жаль, что Снегурочка растаяла, но ведь мы с вами знаем, что каждую зиму Снегурочка возрождается вновь, потому что мы лепим её из снега. А что еще можно слепить из снега?
Воспитатель: Отгадайте мою загадку:
Зимой забава есть одна
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как « снаряды» называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь?
Ответ детей: Снежки!
Воспитатель: А вы хотите поиграть в снежки?
Ответ детей: Да!
Воспитатель: Вставайте, уберите подушечки.
дети разбиваются на 2 команды и бросают «снежки» в корзинки .
Во время игры воспитатель читает стихотворение
Воспитатель : Полюби зимой
Веселый снежный бой!
Прицелившись внимательно,
Бей по неприятелю.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок!
Воспитатель: Вот какой у нас сугроб получился!!! Попробуем слепить из него Снегурочку:
Воспитатель подходит к корзинке со «снежками» и читает волшебное заклинание (дети стоят рядом)
Она в серебро с жемчугами одета.
Волшебная внучка волшебного деда!
Появись!
Появляется кукла Снегурочка. Воспитатель читает стихотворение и ставит Снегурочку на стол .
Воспитатель: Я- внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мной снежинки- подруги
Веселый ведут хоровод!
В: Детки давайте вспомним, как появилась Снегурочка у деда и бабы в сказке?
Ответ детей: ...
Воспитатель: Сколько выпало снега, как выглядели дома и все вокруг, когда дед и баба пошли лепить себе дочку? Давайте вспомним, как об этом сказано в тексте.
Ответ детей: ...
Воспитатель: Какое настроение было у Снегурочки зимой? Какая она была?
Ответ детей: Радостная, приветливая, веселая, счастливая, ласковая т.д.
Воспитатель рассматривает с детьми книжные иллюстрации
Воспитатель: Посмотрите какие разные бывают снегурочки. Как вы поняли, что на этой иллюстрации у Снегурочки веселое настроение?
Ответ детей: На лице улыбка, глаза сияют…
Воспитатель: Красна девица грустна:
Ей не нравиться весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
Воспитатель читает стихотворение, и показывает иллюстрации снегурочки весной.
Какой Снегурочка стала весной?
Ответ детей: Грустная, печальная.
Воспитатель: Посмотрите, как художники передают печаль, грусть снежной девочки?
Ответ детей: Склоненная голова, грустное лицо, сидит, наклонившись.
Воспитатель: Ребята, что бы Снегурочка не грустила, давайте сделаем ей подарки.
Садитесь на свои места.
Дети садятся на свои места, с приготовленным материалом.
Воспитатель: Когда снегурочка плачет появляются проталинки, а на проталинках вырастают…
Первым вылез из Землице
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький?
Что это?
Ответ детей: Подснежник!
Воспитатель: Правильно! Мы с вами сделаем для нашей Снегурочки подснежники.
Воспитатель: У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полупрозрачный чуть живой.
Дети вместе с воспитателем делают подснежники из гофрированной бумаги по показу воспитателя.
Воспитатель: Какие замечательные подснежники у нас получились!
Несите их в корзинку.
Воспитатель: Теперь наша гостья стала совсем веселая!
Дети несут свои подделки воспитателю. Воспитатель ставит их в корзинку, рядом со Снегурочкой.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним какие эмоции испытывала Снегурочка Зимой?
Ответ детей: Радость, восхищение,счастье, восторг, удовольствие.
Воспитатель: А весной какие эмоции испытывала Снегурочка?
Ответ детей: Грусть, печаль, унынье…
Воспитатель: Ну что ребята нам пора возвращаться обратно в детский сад из нашего путешествия. Закройте глазки, положите правую ладонь себе на грудь, послушайте, как бьется ваше сердце... Поблагодарите его за волшебное путешествие.
Воспитатель подводит итоги занятия сидя на ковре с детьми
Воспитатель: Вы сегодня доказали, что у вас доброе любящее сердце. Куда мы сегодня с вами путешествовали?
Ответ детей: В сказку!
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
Ответ детей: …..
Воспитатель: Что вы почувствовали, сделав своими руками подарок снегурочке?
Ответ детей: ….
Воспитатель: Спасибо вам огромное!



Статьи по теме: