Речь о чем говорит герой дубровский. Несколько интересных сочинений

Роман – новый этап в развитии мировоззрения Достоевского.

Все действующие лица романа потеряли веру. Они противопоставлены князю Мышкину.

Вторая идея романа – пагубность страстей, двойственность страстей (страсть – это чувство, замешанное с грехом).

В центре романа – процесс нравственного разрушения, нравственная антитеза. Здесь противопоставление идеального князя Мышкина всем остальным. Достоевский показывает два ума: главный и неглавный. Князь Мышкин живет главным умом – сердцем.

Достоевский показывает религиозный характер антитезы – кризис безверия. В атеизме суть падения нравов.

Композиционный стержень – князь Мышкин. Все сюжетные линии сходятся к нему. Центральное место занимает картина «Мертвый Христос» в доме Рогожина. Мышкин, увидев эту картину, ужасается: «От этой картины и вера может пропасть».

В романе все померкло из-за силы власти и денег. Обогащение – главная цель всех героев романа.

Мотив корыстолюбия раскрывается в образе Рогожина.

Вся жизнь Рогожина посвящена страсти, любви к Настасье Филипповне. Любовь Рогожина оборачивается стремлением к властвованию.

Ипполит Терентьев близок к образу героя-парадоксалиста. Он – носитель вселенского бунта. Бунтует он даже против самих законов природы.

Структура «темного мира» имеет двойственный характер: Петербург 60-х гг. 19 в. и семейства Епанчиных, Иволгиных, Лебедевых.

Тема апокалепсиса – гибели мира, зараженного безверия и бесовщиной.

Образ Мышкина эмпиричен: это человек, чужой на родине, тип мечтателя, человек, оторванный от жизни. Он чувствует себя беспомощным, ненужным. Тема отчужденности и социальной утопичности подчеркивается Достоевским. Мышкин жаждет исцеления, возвращается в Россию с великой миссией: узнать свою родину, понять народ русский и русскую веру. За 6 месяцев Мышкин меняется, он понимает душу русского народа. Мышкин хочет стать проповедником христианской веры. Он превращается в русского православного миссионера.

Тревога за русское дворянство звучит в речи Мышкина, образ которого – художественный автопортрет самого Достоевского.

Духовный облик Мышкина: в «темный мир» приходит человек не от мира сего. Его любят и ненавидят одновременно. Он хочет отдать свою душу за ближнего. Мышкин считает себя ниже других, поэтому постоянно самоумаляется. Его миссия – сорвать с каждого человека его грубую маску и увидеть в нем образ божий; разбудить его лучшие качества, увидеть в нем человека, внутреннюю сущность.

В каждом человеке Мышкин пытается спасти живую душу, открыть милосердие и доброту, которые есть в глубине души у каждого человека.

Образ князя Мышкина был задуман как воплощение личности Христа. Но Христос - богочеловек, а Мышкин не удержался на этой высоте.

Мышкин выдумал свою любовь к Настасье Филипповне. Он не любил всех, как Христос.

Невозможно черты богочеловека привнести в образ обычного человека, греховного. Достоевский писал роман о человеке идеальном, но не о богочеловеке.

Все-таки, хотя Мышкин погибает, его лучшие качества остаются в сердцах людей, которые его окружали.

Роман не кончается сценой в доме Рогожина; он кончается словами генеральши Епанчиной: «Все мы за границей одна фантазия».

Образ «положительно прекрасного» человека остался в «Идиоте» невоплощенным, но он развился в следующих романах Достоевского.

Роль женских образов романа Ф. М. Достоевского «Идиот».

Тема красоты.

В романах Достоевского мы видим множество женщин. Женщины эти - разные. С “Бедных людей” начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины. Чаще всего необеспеченной материально, а потому беззащитной. Многие женщины Достоевского унижены (Александра Михайловна, у которой жила Неточка Незванова, мать Неточки). И сами женщины не всегда чутки по отношению к другим: несколько эгоистична Варя, бессознательно эгоистична и героиня “Белых ночей”, есть и просто хищные, злые, бессердечные женщины (княгиня из “Неточки Незвановой”). Он их не приземляет и не идеализирует. Одних только женщин у Достоевского нет - счастливых. Но нет и счастливых мужчин. Нет и счастливых семей. Произведения Достоевского обнажают трудную жизнь всех тех, кто честен, добр, сердечен.

В произведениях Достоевского все женщины делятся на две группы: женщины расчета и женщины чувства. В “Преступлении и наказании” перед нами целая галерея русских женщин: проститутка Соня, убитые жизнью Катерина Ивановна и Алена Ивановна, убитая топором Лизавета Ивановна.

Образ Сони имеет две трактовки: традиционную и новую, данную В. Я. Кирпотиным. Согласно первой, в героине воплощены христианские идеи, по второй - она носительница народной нравственности. В Соне воплощен народный характер в его неразвитой “детской” стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме - в сторону юродивой - недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой.

Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему человеческому горю и страданию. Ее образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Сонечка выступает от лица всех “униженных и оскорбленных”. Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира была избрана Достоевским для спасения и очищения Раскольникова.

Ее внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничная вера в добро и в Бога поражают Раскольникова и заставляют его впервые задуматься над моральной стороной его мыслей и действий.

Но наряду со своей спасительной миссией Соня является еще и “наказанием” бунтарю, постоянно напоминая ему всем своим существованием о содеянном. “Да неужто ж человек - вошь?!” - эти слова Мармеладовой заронили первые семена сомнения в Раскольникове. Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, могла выстоять и победить в противоборстве с античеловеческой идеей Родиона. Она всем сердцем боролась за спасение его души. Даже когда сначала в ссылке Раскольников избегал ее, Соня оставалась верной своему долгу, своей вере в очищение через страдание. Вера в Бога была ее единственной опорой; возможно, что в этом образе воплотились духовные искания самого Достоевского.

Таким образом, в романе “Преступление и наказание” автор отводит одно из главных мест образу Сонечки Мармеладовой, который воплощает в себя как мировую скорбь, так и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Достоевский от лица “вечной Сонечки” проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.

В “Идиоте” женщиной расчета является Варя Иволги -на. Но основное внимание здесь уделено двум женщинам: Аглае и Настасье Филипповне. В них есть что-то общее, и в то же время они отличаются друг от друга. Мышкин считает, что Аглая хороша “чрезвычайно”, “почти как Настасья Филипповна, хотя лицо совсем другое”. При общем - прекрасны, у каждой свое лицо. Аглая красива, умна, горда, мало внимания обращает на мнение окружающих, недовольна укладом жизни в своей семье. Настасья Филипповна - иная. Конечно, это тоже неспокойная, мечущаяся женщина. Но в ее метаниях преобладает покорность судьбе, которая к ней несправедлива. Героиня вслед за другими убедила себя в том, что она падшая, низкая женщина. Находясь в плену расхожей морали, она даже называет себя уличной, хочет казаться хуже, чем есть, ведет себя эксцентрично. Настасья Филипповна - женщина чувства. Но она уже не способна любить. Чувства в ней перегорели, и любит она “один свой позор”. Настасья Филипповна обладает красотой, при помощи которой можно “мир перевернуть”. Услышав об этом, она говорит: “Но я отказалась от мира”. Могла бы, но не хочет. Вокруг нее идет “кутерьма” в домах Иволгиных, Епанчиных, Троцкого, ее преследует Рогожин, который соперничает с князем Мышкиным. Но с нее хватит. Она знает цену этому миру и потому отказывается от него. Ибо в мире ей встречаются люди или выше, или ниже ее. И с теми и с другими она быть не хочет. Первых она, по ее пониманию, недостойна, а вторые недостойны ее. Она отказывается от Мышкина и едет с Рогожиным. Это еще не итог. Она будет метаться между Мышкиным и Рогожиным, пока не погибнет под ножом последнего. Мира ее красота не перевернула. “Мир погубил красоту”.

София Андреевна Долгорукая, гражданская жена Версилова, мать “подростка”, - высоко положительный женский образ, созданный Достоевским. Основное свойство ее характера - женственная кротость и потому “незащищенность” против требований, предъявляемых к ней. В семье она все силы свои отдает заботам о муже, Версилове, и о детях. Ей и в голову не приходит защищать себя от требовательности мужа и детей, от несправедливости их, неблагодарного невнимания к ее заботам об их удобствах. Совершенное забвение себя свойственно ей. В противоположность гордым, самолюбивым и мстительным Настасье Филипповне, Грушеньке, Екатерине Ивановне, Аглае София Андреевна - воплощенное смирение. Версилов говорит, что ей свойственны “смирение, безответность” и даже “приниженность”, имея в виду происхождение Софии Андреевны из простого народа.

Что же было для Софии Андреевны святыней, за которую она готова была бы терпеть и мучиться? Святым былодля нее то высшее, что признает святым Церковь, - без умения выразить церковную веру в суждениях, но имея ее в своей душе, целостно воплощенную в образе Христа. Свои убеждения она выражает, как это свойственно простому народу, в кратких конкретных заявлениях.

Твердая вера во всеобъемлющую любовь Божию и в Провидение, благодаря которому нет бессмысленных случайностей в жизни, - вот источник силы Софии Андреевны. Сила ее - не ставрогинское гордое самоутверждение, а бескорыстная неизменная привязанность к тому, что действительно ценно. Поэтому ее глаза, “довольно большие и открытые, сияли всегда тихим и спокойным светом”; выражение лица “было бы даже веселое, если бы она не тревожилась часто”. Лицо очень привлекательно. В жизни Софии Андреевны, столь близкой к святости, была тяжкая вина: через полгода после свадьбы с Макаром Ивановичем Долгоруким она увлеклась Версиловым, отдалась ему и стала его гражданской женой. Вина всегда остается виною, но, осуждая ее, надо учитывать смягчающие обстоятельства. Выходя замуж восемнадцатилетней девушкой, она не знала, что такое любовь, исполняя завещание своего отца, и шла под венец так спокойно, что Татьяна Павловна “назвала ее тогда рыбой”.

В жизни каждый из нас встречается со святыми людьми, скромное подвижничество которых незаметно постороннему взгляду и не ценится нами в достаточной мере; однако без них скрепы между людьми распались бы и жизнь стала бы невыносимой. София Андреевна принадлежит именно к числу таких неканонизованных святых. На примере Софии Андреевны Долгорукой мы выяснили, какой была женщина чувства у Достоевского.

В “Бесах” выведен образ готовой к самопожертвованию Даши Шатовой, а также гордой, но несколько холодной Лизы Тушиной. Нового, по сути, в этих образах нет. Подобное уже было. Не является новым и образ Марии Лебядкиной. Тихая, ласковая мечтательница, полу-или совсем помешанная женщина. Новое в другом. Достоевский впервые с такой полнотой вывел здесь образ антиженщины. Вот прибывает с запада Майе Шатова. Она умеет жонглировать словами из словаря отрицателей, но забыла, что первая роль женщины - быть матерью. Характерен следующий штрих. Перед родами Маг1е говорит Шатову: “Началось”. Не поняв, тот уточняет: “Что началось?” Ответ Мапе: “А почем я знаю? Я разве тут знаю что-нибудь?” Женщина знает то, чего ей можно было и не знать, и не знает того, чего не знать ей просто нельзя. Она забыла свое дело и делает чужое. Перед родами, при великой тайне появления нового существа эта женщина кричит: “О, будь проклято все заранее!”.

Другая антиженщина - не роженица, а повитуха, Арина Виргинская. Для нее рождение человека есть дальнейшее развитие организма. В Виргинской, однако, не совсем умерло женское. Так, после года жизни с мужем она отдается капитану Лебядкину. Женское победило? Нет. Отдалась-то из-за принципа, вычитанного из книжек. Вот как о ней, жене Виргинского, говорит рассказчик: супруга его, да и все дамы, были самых последних убеждений, но все это выходило у них несколько грубовато, именно тут была “идея, попавшая на улицу”, как выразился когда-то Степан Трофимович по-другому поводу. Они все брали книжек и, по-первому даже слуху из столичных прогрессивных уголков наших, готовы были выбросить за окно все, что угодно, лишь бы только советовали выбрасывать. Вот и здесь, при родах Маг1е, эта антиженщина, видимо, усвоив из книжки, что детей должен воспитывать кто угодно, только не мать, говорит ей: “Да и ребенка хоть завтра же вам отправлю в приют, а потом в деревню на воспитание, там и дело с концом. А там вы выздоравливайте, принимайтесь за разумный труд”.

Это были женщины, которые резко противопоставлялись Софии Андреевне и Сонечке Мармеладовой.

Все женщины Достоевского чем-то похожи друг на друга. Но в каждом последующем произведении Достоевский дополняет новыми чертами уже известные нам образы.

В повести «Дубровский», которую написал Александр Сергеевич Пушкин, главный герой является молодым барином. Он уверен в себе, уверен в своем будущем. Он совсем не задумывается о деньгах, а точнее о том, откуда они берутся и как много их у его отца. Владимир за свою жизнь ни разу не сталкивался с нехваткой денег.

Знакомство с главным героем

При знакомстве с главным героем, читатель узнает, что Дубровский не знал ведь он еще с малолетства лишился своей матери. А также, он совсем не был привязан к своему отцу, так как с восьми лет находился в закрытом где и жил, и учился. Его отец всегда старался дать сыну столько денег, чтобы он ни в чем не нуждался. Поэтому, после окончания училища, Владимир вел принятую в его кругу жизнь - играл в карты, часто входя в долги, мог себе позволить роскошные прихоти, был расточителен и совсем не заботился о будущем, часто задумываясь о богатой невесте.

Именно таким мы наблюдаем, характер Владимира Дубровского, когда его персона предстает перед нами в III главе. В основном, он ничем не отличается от других молодых людей его возраста и особо ничем не привлекает внимание читателя.

Настоящий характер Владимира Дубровского

Наблюдая за праздным времяпрепровождением молодого Дубровского, читатель забегает наперед и уже представляет этого человека в будущем самодовольным, жестоким и равнодушным барином. Но уже скоро все представления улетучиваются, так как Владимир показывает себя совершенно с другой стороны.

В один день Дубровский неожиданно получает из дома письмо с неприятными новостями (его отец очень болен). С этого дня и меняется вся его привычная жизнь, а читатель наблюдает новые Дубровского. Владимира уже нельзя назвать легкомысленным. Главный герой был очень привязан к своему отцу, даже не смотря на то, что он его мало знал

Здесь Владимир Дубровский выступает достойным сыном своего отца. Он такой же порядочный, честный и справедливый. Время, которое Владимир провел в кадетском корпусе, никак не испортило врожденные, а также заложенные в детстве отцом положительные и благородные качества.

Когда юноша узнает о болезни отца, он, ни секунды не раздумывая, бросает все отправляется к нему. Он считает виноватым себя, в том, что сам не узнавал о здоровье отца, пока тот ему не писал.

О встрече сына и отца А. С. Пушкин написал всего несколько слов, но и их было достаточно, что бы понять каким преданным, но сдержанным человеком являлся Владимир Дубровский. Характер героя в это время постепенно меняется в лучшую и лучшую сторону.

Родина для Дубровского

Для молодого Владимира родина не была просто словом. Автор описывал, как юноша подъезжал к отцовскому дому, рассматривая и узнавая с детства знакомые и родные места. Все мелочи, например, высокие и ветвистые березы, которые были посажены еще при нем в детстве, дом, что был когда-то украшен тремя цветниками - вызывали у героя трепет, нежность и боль.

Добрый характер Владимира Дубровского также подчеркивает встреча с его любимой няней, которую он с нескрываемой любовью обнимал. В этот момент автор показывает читателю, что сердце этого взбалмошного молодого человека полно любви, жалости и сострадания.

Справедливость и честь

После смерти отца открываются и другие черты характера Дубровского. Владимира долго мучила мысль о том, почему умер его родной человек и как с его отцом обошелся Троекуров. Судейские, что прибыли вводить во владение новоиспеченного барина, к Дубровскому относились невежливо и грубо. И тогда дворовые выступили в его защиту. Назревал бунт. Сам Дубровский просто кипел от негодования, но, несмотря на то, что он был молод, он был достаточно рассудительным. Многие его уважали и прислушивались к его мнению. Первая вспышка негодования крестьян была погашена, на что повлиял твердый характер Владимира Дубровского. Но своему теперь врагу Троекурову Владимир настроен отомстить за то, что он лишил его и родного отца, и всех его владений.

Характер Владимира Дубровского. Кратко о главном

В характере главного героя собрано очень большое количество положительных черт. Дубровский не только порядочен и хорошо образован, но и решителен и честен. Также, ему присущи ловкость и отвага.

Дубровский выступает перед читателем бесстрашным, сильным и смелым. Опровергать наличие этих черт характера просто глупо. Но каким сдержанным и робким предстает этот смелый парень перед читателями, когда автор описывает встречи Дубровского с его возлюбленной - Машей.

Для Владимира любовь - это чувство возвышенное и чистое, чувство, которое несовместимо с обманом. Именно поэтому Дубровский открывает все карты перед своей любимой девушкой, признаваясь, кем он является на самом деле. При этом он оставляет Маше право выбора.

Но ко всему этому добавляется некая двойственность характера главного героя. Он отпускает мысль о мести Троекурову, как только влюбляется в его дочь Машу, даже несмотря на то, что повод для мести у него был достаточно серьезный. В неком роде этот шаг характеризирует его ненастойчивость, но в то же время делает образ героя более романтичным и преданным.

Дубровский для каждого свой

Собирая все сказанное о главном герое повести А. С. Пушкина, складывается довольно-таки привлекательный образ. Именно таким: благородным и честным, смелым и решительным, нежным, добрым и отзывчивым, автор хотел представить перед читателями своего персонажа.


Какой характер у Владимира Дубровского на самом деле, предстоит решить читателю, каждому индивидуально, ведь кто-то восторгается его подвигами, а кто-то умиляется его чувствами. И это нормально, ведь настоящий герой на все века должен быть именно таким, как Владимир Дубровский!

Внешность Дубровского


Образ главного героя в повести А. С. Пушкина «Дубровский» – один из любимых не только автором, но и читателями. Даже современные молодые люди находят общие черты в этом образе благородного разбойника. Пытаясь полностью раскрыть весь конфликт, автор нарисовал героя, которого наделил лучшими качествами.

Как выглядел Владимир Дубровский
Все события романа, названного автором в честь главного героя, связаны с ним напрямую. Очень важную роль в произведении играет внешность Дубровского, изображенная Пушкиным, достаточно, лаконично. Внешность героя передает не только автор произведения, что очень важно, но и другие участники событий.

Первое упоминание о незначительных деталях образа встречается в сцене, описывающей встречу крестьян и приказных, когда первые пытаются бунтовать. Владимир успокаивает своих дворовых, даже не повышая голоса до крика. Его уверенный тон, грамотная речь и звучный красивый голос вмиг обратили на себя внимание и крестьяне его послушались. В этот момент читатель впервые видит сильное качество лидерства.

Молодого офицера послушались не потому, что он был сыном умершего барина, а потому, что он сумел психологически воздействовать на толпу крестьян.
В то же время Дубровский умел скрывать свое лидерство. Троекуров видит в учителе из Франции приятного, простого, молодого человека. Маша видит в нем храбрость и смелость, гордое самолюбие, которые ярко проявляются в сцене с убийством медведя.

Дубровский в глазах других героев повести
Интересно как портрет Дубровского рисует народная молва. В описании Глобовой, которую ограбил собственный приказчик, он предстает генералом, которому лет 35. По ее словам он смуглый, темноволосый, с бородой и усами. Такое описание вызывает интерес молодых барышень, сразу же увидевших в нем романтический образ благородного разбойника.

Троекуров, знавший Владимира с детства, помнит его белокурым и кудрявым мальчиком, по возрасту старше Маши на 5 лет. В таком детском портрете чувствуется доля симпатии к ребенку. А вот описание Дубровского, составленное исправником, контрастно такому восприятию внешности. По словам бывших дворовых Дубровский выглядит: «…от роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказа¬лось».

Такие общие слова в описании портрета, по утверждению Троекурова, подходят к большей части населения. Опознать разбойника по невыразительному портрету просто не предоставляется возможным. Внешность Дубровского – собирательный образ.

Найдите в романе все, что сказано о внешнос­ти главного героя. Попробуйте объяснить характер портретного описания и расширьте этот словесный портрет. Главным героем, именем которого назван роман, является Владимир Дуб­ровский, с ним связано развитие основно­го сюжета романа. Пушкин достаточно лаконично рисует черты его внешности, которые играют в произведении важную роль. И что очень существенно, внешний облик героя передается не только самим автором, но и в восприятии разных лиц. Впервые о некоторых деталях внешнос­ти молодого Дубровского упоминается в сцене встречи с приказными, когда Владимир предотвращает бунт крестьян. «Речь молодого Дубровского, его звуч­ный голос и величественный вид произве­ли желаемое действие». В этой скупой зарисовке мы видим отражение лидер­ских качеств молодого офицера. Его слу­шают не только потому, что видят в нем сына Андрея Гавриловича, покойного ба­рина, но потому, что он сумел оказать на крестьян определенное психологическое воздействие. В образе француза Дефоржа Дуб­ровский произвел хорошее впечатление на Троекурова «приятной наружностию и простым обращением». Умение спокой­но и мужественно держаться даже в са­мых исключительных обстоятельствах, как, например, в сцене с медведем, позво­лило Маше увидеть в нем храбрость и гор­дое самолюбие. Интересно, каким рисует Дубровского-разбойника людская молва. Вот он предстает в рассказе добрейшей Анны Савишны Глобовой, которую под предлогом встречи с шайкой Дубровского ограбил собственный приказчик. В ее восприятии это генерал «лет 35-ти, смуглый, черново­лосый, в усах, в бороде». Такой портрет, описанный Анной Савишной, произвел довольно сильное впечатление на бары­шень, и в частности на Марью Кириловну, которые, начитавшись романов ужасов Анны Радклиф, увидели в нем романтиче­ского героя. Автор тем самым стремится показать, что симпатии многих людей в округе на стороне благородного разбой­ника, грабящего богатых и непорядоч­ных, но не допускающего обиды людей нуждающихся. Кирила Петрович, знавший Владимира с детства, возражает и говорит, что «он кудрявый белокуренький мальчик, пятью годами старше Маши, и теперь ему 23 го­да». В передаче детского портрета мы чув­ствуем и определенную долю симпатии к Дубровскому-ребенку. Контрастирует с этим восприятием казенное описание при­мет героя, составленное исправником по показаниям бывших дворовых людей Дубровского: «От роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказа­лось». По мнению Троекурова, этот порт­рет невыразителен, и опознать по нему Дубровского невозможно.

Статьи по теме: