Выдающиеся польские композиторы: кто они и чем известны. Великий польский композитор пианист -виртуоз,педагог, новатор,певец одного инструмента, непревзойденный и любимый мною фредерик шопен

Польская классическая музыка в значительной степени сформировалась под влиянием традиции романтизма. Ее основоположником был Фридерик Шопен (1810 - 1849), произведения которого соединяли романтические мотивы с польским фольклором. В этом же направлении пошел Станислав Монюшко (1819 - 1852) - автор национальных опер и цикла песен, с успехом исполняемых сегодня в театрах и концертных залах, а также в рамках Монюшковского фестиваля в местности Кудова-Здруй. Влияние творчества Шопена чувствуется также в польской школе фортепьянной игры. Великие пианисты-виртуозы - Юзеф Хоффман, Артур Рубинштейн, Игнацы Ян Падеревский играли Шопена с особым чувством.

Два десятилетия между мировыми войнами отметились инициативой организации международных конкурсов, в том числе - сегодня одного из старейших в мире Конкурса скрипачей им. Генрика Венявского (выдающегося скрипача-виртуоза), проходящего в Познани с 1935 г., или Международный конкурс пианистов им. Фридерика Шопена в Варшаве (с 1927 г.), на котором дебютировали Дмитрий Шостакович, Януш Олейничак, Кристиан Цимерман. Среди композиторов ведущее место занимал в то время Кароль Шимановский (1882 - 1937) - создатель яркой, эмоциональной музыки, часто окрашенной фольклорными мотивами (примером может служить балет Харнаси). Музыка Шимановского в последнее время обрела большую популярность в Европе, благодаря сэру Симону Рэтлу - дирижеру Бирмингемского симфонического оркестра, активно популяризирующему произведения польского композитора (запись ряда альбомов по заказу фирмы звукозаписи EMI).

После II мировой войны польские композиторы, работавшие под сильным политическим нажимом, были вынуждены сочинять произведения к определенным датам. Одни эмигрировали (Роман Палестер, Анджей Пануфник, Роман Мацеевский), другие, не желая подчиняться системе, обращались к фольклору или абстрактным музыкальным идеям. Благодаря этому родились выдающиеся произведения, не связанные с политикой, такие, как Первая симфония Лютославского, сочинения Гражины Бацевич или Болеслава Шабельского. Ситуация изменилась после 1956 г. с приходом политической "оттепели". Польские композиторы быстро нашли себя в новых творческих условиях. В необычайном темпе рождались произведения, оригинальным образом развивавшие популярные в Европе тенденции. Среди них выделялись сочинения Тадеуша Баирда и Казимежа Сероцкого. По инициативе этих композиторов в 1956 г. был организован существующий до сих пор Международный фестиваль современной музыки "Варшавская осень", который считается одним из самых престижных на европейском континенте.

Так же быстро родились революционные эстетические идеи - например, так называемый соноризм, то есть техника композиции, опирающаяся исключительно на звуковые оттенки. Пионером соноризма стал Кшиштоф Пендерецкий (р. 1933), проложивший совершенно новый путь в развитии современной европейской музыки. Авангардное творчество Пендерецкого на многих сначала произвело шокирующее впечатление откровенным использованием звуков не только из музыкального ряда, но и окружающей действительности: природные шумы, грохот, визг пилы, стук пишущей машинки (Флюоресценции). В свою очередь, Витольд Лютославский (1913 - 1994) углубился в поиски совершенства формы и изысканности звучания. Его музыка - это полифонические, насыщенные и многогранные композиции, чарующие звукосочетаниями и не лишенные драматического напряжения (Третья и Четвертая симфонии, Концерт для фортепиано).

Ведущим представителем музыкального авангарда считается также Войцех Киляр (р. 1932), сегодня пишущий в основном музыку для кинофильмов, а также автор сочинений для оркестра: Riff 62 (1962), Generique (1963) Diphtongos (1964). К самым известным произведениям Киляра принадлежит симфоническая поэма Кшесаны (1974) - дань увлечения композитора так называемым музыкальными минимализмом (minimal musik), направлением, характеризующимся скупостью формы и содержания. Поэма Кшесаны в свое время произвела фурор и сегодня является одним из излюбленных произведений, как исполнителей, так и меломанов. Композитор до сих пор пользуется техникой минимализма, оперируя скупым, но чрезвычайно выразительным музыкальным языком, что вызывает сильные эмоции у слушателей. Это касается как произведений, инспирированных народными мелодиями (в основном, фольклором польских горцев), сочинений на религиозные темы, так и музыки к художественным фильмам.

Главные произведения Кшиштофа Пендерецкого

1991 "Король Убю" - опера-буфф по А. Джерри
1984 Польский реквием для голоса, двух хоров и оркестра

1980 Вторая симфония "В Сочельник" для симфонического оркестра

1986 "Черная маска" - одноактная опера
1978 "Потерянный рай" по Д. Мильтону

1977 Concerto per violino ed orchestra No. 1
1974 "Magnificat" для баса, вокального ансамбля, трех хоров и оркестра
1971 "Заутреня" для голоса, двух хоров и оркестра

1962 "Флюоресценции" для большого симфонического оркестра
1960 "Элегия жертвам Хиросимы" для 52 струнных инструментов

1959 "Эманации" для двух струнных оркестров
1958 "Псалмы Давида" для хора, струнных инструментов и ударных

Sinfonia Varsovia

Кшиштоф Пендерецкий занимает пост директора оркестра Sinfonia Varsovia, созданного в 1984 г. на базе Польского камерного оркестра, и являющегося одним из лучших в мире. Первым постоянным приглашенным дирижером оркестра Sinfonia Varsovia был Иегуди Менухин, в настоящее время его место занимает Хосе Кура. Имея почти неограниченный репертуар, оркестр концертирует во всем мире, выступая с лучшими дирижерами (среди них Мстислав Ростропович, Ежи Максимюк) и артистами (Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Андреас Волленвейдер).

Отход от авангардизма в пользу сближения с более широкими кругами

любителей музыки нашел свое отражение в произведениях Генрика Миколая Гурецкого (р. 1933). Гурецкий - в молодые годы ярый сторонник бескомпромиссности - постепенно эволюционировал в сторону мистицизма, ярким доказательством чему послужила Третья симфония, написанная в 1976 г. Несколькими годами позже она достигла небывалой популярности в средствах массовой информации. Это произошло с помощью фирмы звукозаписи Elektra Nonesuch из США, записавшей Третью Симфонию Гурецкого в исполнении американской певицы Даун Апшоу и оркестра London Sinfonietta. Произведение оказалось на лидирующих позициях в американских и английских рейтингах и заняло 5-е место в рейтинге самых популярных музыкальных произведений 1993 г. в Великобритании. Английская радиостанция Classic FM по просьбе слушателей постоянно передавала фрагменты этого сочинения Гурецкого. Третью симфонию слушали искушенные меломаны и люди далекие, казалось, от классической музыки - школьная молодежь, водители грузовиков... Простая, но страстная музыка Гурецкого никого не оставила равнодушным, вторгаясь в мир главных человеческих чувств.

Главные произведения Генрика Миколая Гурецкого

1993 "Снизойди, Дух Святой" для хора a cappella

1992 Концерт для флейты

1991 Второй струнный квартет "Quasi una fantasia"
1988 Первый струнный квартет "Уже смеркается"

1987 "Totus Tuus" для хора a cappella
1982 Колыбельные и танцы для скрипки и фортепиано
1980 Мазурки для фортепиано
1976 Третья симфония "Жалобные песни" для сопрано и оркестра
1974 "Amen" для хора a cappella
1972 Вторая симфония "Коперниковская" для сопрано, баритона, хора и оркестра

1971 "Ad Matrem" для сопрано, хора и оркестра

1962 Genesis-Elementi per tre archi

1959 Вторая симфония "1959" для симфонического оркестра и ударных

1958 "Эпитафия" для хора и инструментального ансамбля

В атмосфере расчета с авангардистским прошлым многие композиторы обратились к забытым традиционным идеалам. Особенно ярко это проявилось в творчестве Павла Шиманьского и Павла Микетына. Их произведения характеризуются оригинальными ассоциациями со стилистикой классицизма, романтизма и даже барокко (Сонеты Микетына по Шекспиру), далекими от упрощенного наследования. Целью такой эстетической позиции является попытка придать новое значение классическому искусству в контексте современной культуры, что ставит обоих композиторов в ряд музыкальных постмодернистов.

Диалог с традициями также заметен в произведениях Пендерецкого последних лет, который черпает прямо из культурных архетипов. Особенно это чувствуется в ораториях и операх композитора (Дьяволы из Лудена, Потерянный рай, Черная маска), являющихся бестселлерами современного оперного творчества. Наследник испанского трона княз Филипп лично вручил в 2001 г. Кшиштофу Пендерецкому престижную премию Князя Австрии в области искусства. Эта премия была присуждена за новаторский талант композитора, позволяющий гармонично соединять разные музыкальные жанры.

Самой продолжительной симфонией в мире является Симфония-концерт Богуслава Шеффера, написанная в 1997 г., исполнение которой длится более двух часов. Это произведение оставило позади прежнего лидера в этой области - автора Первой симфонии Гавергала Брайана (р. 1931). Шеффер также известен (особенно в немецкой культуре) как теоретик и музыковед - специалист в области современной музыки, а также автор авангардных, очень остроумных пьес (Сценарий для трех актеров и др.)

Среди польских пианистов есть немало одаренных нетипичными для музыкантов способностями. Игнацы Ян Падеревский, будучи прославленным виртуозом фортепиано, без колебаний стал во главе первого польского правительства независимой Речи Посполитой. Артур Рубинштейн и Мечислав Хоршовский с успехом выступали на концертах в возрасте почти 100 лет. Юзеф Хофман изобрел автомобильные щетки и канцелярские скрепки, а Януш Олейничак сыграл Шопена в фильме Анджея Жулавского La note bleue.

Рекорд продажи одноразового тиража пластинки CD с записью исполнения современного произведения (в области серьезной музыки) - более 1 миллиона экземпляров - принадлежит Третьей симфонии Генрика Миколая Гурецкого, изданной фирмой Elektra Nonesuch.

В конце 50-х гг. Кшиштоф Пендерецкий выслал на один из конкурсов три произведения собственного сочинения, хотя по условиям конкурса требовалось только одно. Ноты первой композиции он написал левой рукой (которой, кстати, пишет всегда), ноты второй уже были написаны правой, а третье сочинение композитор дал переписать другому человеку - всё это было сделано для увеличения шансов на премию (которой в то время был выезд на учебу за границу и стипендия). Оказалось, что премии получили все три композиции: первую и две вторых!

Стоит вспомнить о недавно состоявшихся премьерах таких опер, как Невежда и безумец Павла Микетына, Балтазар Зигмунта Краузе (постоянно живущего и работающего в Париже), Антигона Бернадетты Матушчак. Оперы современных польских композиторов наряду с классикой жанра ставят ведущие режиссеры, в том числе Мариуш Трелиньский, Рышард Перит и Кшиштоф Назар. На ежегодно проходящем в Польше фестивале Wratislavia Cantans всегда присутствуют крупные вокально-инструментальные формы: от грегорианских хоралов до Gospel & Negro Spirituals, от музыкальной классики до авангарда, причем в исполнении оркестров, хоров, ансамблей и солистов мирового уровня под управлением таких выдающихся дирижеров, как Антони Вит, Казимеж Корд, Яцек Каспшик, Тадеуш Стругала. Один из лучших дирижеров, обладающих яркой индивидуальностью - Ежи Максимюк, главным образом, концертирует за границей, с энтузиазмом включая в репертуар руководимых им коллективов новые, неизвестные до сих пор произведения. Максимюк дирижировал самыми прославленными оркестрами мира, в том числе - BBC Scottish Symphony Orchestra из Глазго, заслужив почетное звание Дирижера-лауреата этого оркестра.

На польской музыкальной сцене ведущие места занимают вокалисты - Тереса Жилис-Гара, Эва Подлесь, Кира Боречко, Веслав Охман, Ромуальд Тесарович. Несмотря на то, что многие из них постоянно пребывают за рубежом, как и композиторы Зигмунт Краузе и Ханна Куленты, скрипач Бартоломей Низёл, виртуоз клавесина Эльжбета Хойнацкая, пианисты Кристиан Цимерман и Петр Анджеевский, тесные узы с культурным наследием Польши не прерывают. Это находит отражение в репертуаре вышеназванных вокалистов и музыкантов. Стоит вспомнить также о зарубежных артистах, проживающих в Польше. Среди них, например, такие известные музыканты, как Найджел Кеннеди - скрипач с мировой славой (краковянин по выбору), или бразильский дирижер Хосе Мария Флоренцио Юниор.

Самые интересные музыкальные мероприятия в Польше

Jazz Jambory. Международный джазовый фестиваль, Варшава, октябрь.

Warsaw Summer Jazz Days. Летний джазовый фестиваль, Варшава.

Gdynia Sammer Jazz Days. Гдыня, июль.

Rava Blues Festival. Катовице, октябрь.

Wratislawia Cantans. Международный фестиваль ораторий и кантат, Вроцлав, октябрь.

Международный фестиваль церковной музыки. Хайнувка, май.

Варшавская осень. Международный фестиваль современной музыки, Варшава, сентябрь.

Международный Шопеновский фестиваль. Душники-Здруй, июль и август.

Джаз, поп-музыка, рок

Что характеризует современную эстрадную музыку? В первую очередь то, что ее жизнь сейчас регулируется не столько канонами искусства, сколько принципами рынка. Легкая музыка стала отраслью гигантского производства, в котором существуют специфические правила. Но кроме международных концернов звукозаписи действуют небольшие фирмы по выпуску дисков с музыкой, которая не нуждается в рекламной шумихе. О такой музыке говорят: клубная, некоммерческая, адресованная узкому кругу любителей. Благодаря таким "нишам" картина массовой культуры сверкает тысячами музыкальных красок и оттенков. В их создание вносят свою лепту также польские артисты.

Запись дисков сегодня не представляет особой трудности, а общемировая доступность практически любых музыкальных записей стала обычным явлением. Чем же на этом огромном пространстве выделяются польские музыканты, что может свидетельствовать об их творческой оригинальности? Какие факторы становятся решающими, когда американский, французский или японский меломан из миллионов дисков выбирает пластинку именно с записью польской музыки, а публика Гамбурга, Лондона или Москвы при всём богатстве и разнообразии развлечений в этих городах пойдет на концерт именно польских артистов? Только ли сегодня польская эстрадная музыка без помех преодолевает культурные и географические границы, или так было и в прошлом?

Послевоенная история легкой музыки в Польше началась с увлечения джазом. Джаз главенствовал на эстраде до 1950 г. Потом коммунисты, находившиеся у власти, решили, что джаз - это не что иное, как проявление симпатии к вражеской идеологии. Джаз подвергся официальному осуждению, а на исполнение и слушание этой музыки был наложен запрет. И только в середине 50-х гг. вместе с "идеологической оттепелью" появились первые ростки творческой свободы. В 1956 г. энтузиасты джаза, лидером которых считался непокорный писатель Леопольд Тырманд (позже эмигрировавший), организовали первый в Польше международный фестиваль джаза. Сегодня он известен под названием Jazz Jamboree и пользуется славой старейшего джазового фестиваля в Европе.

Одним их пионеров польского джаза стал Кшиштоф Комеда (1931 - 1969). Врач по образованию, пианист и композитор по воле души, Комеда был лидером многих джазовых коллективов, автором бесчисленного количества стандартов и одним из самых оригинальных композиторов, сочинявших музыку для кино 60-х гг.

Пик творческой активности в создании собственного музыкального стиля пришелся в Польше на 60-е гг. Тогда в литературу, кино, театр, на эстраду и в джаз - не только в Польше, но и во всем мире пришла талантливая молодежь. Буйная фантазия и творческая смелость тогдашних дебютантов наиболее полно и ярко отразилась в биографиях мастеров джаза - скрипача и композитора Михала Урбаняка, вокалистки Уршули Дудзяк, пианиста Адама Маковича, трубача Томаша Станько, саксофониста Яна "Пташина" Врублевского, пианиста, трубача и тромбониста Анджея Курилевича. Все они начинали карьеру в начале 60-х гг. и в 70-е гг. уже стали маститыми артистами. Сегодня в перенасыщенном пейзаже стилей, мод и течений их музыка воспринимается как плод фантазии ярчайших личностей, имеющих огромный авторитет в творческих кругах.

Михал Урбаняк (р. 1943) наиболее часто упоминается в ряду польских джазовых музыкантов. Тираж его пластинок, изданных в стране и за рубежом, превышает 1,5 миллиона экземпляров. Фамилия Урбаняк встречается также на обложках нескольких десятков альбомов, записанных совместно со звездами мирового джаза, среди которых: Маркус Миллер, Билли Кобэм, Рон Картер, Джо Завинул, Вэйн Шортер, Стефан Грапелли, Майлс Дэвис. Михал Урбаняк удивил их, прежде всего, своей открытостью на всё новое, способностью соединять джаз с рок-музыкой и стилем хип-хоп. Даже скрипка в руках Урбаняка звучит иначе, ее звуки обогащает электроника, а способ извлечения звука, которым пользуется музыкант, может сделать звучание этого инструмента похожим на звучание саксофона или человеческого голоса.

В свою очередь, голос Уршули Дудзяк (р. 1943), несомненно, является одним из самых интересных инструментов современного джаза. В 1958 г. Дудзяк стала солисткой коллектива Кшиштофа Комеды. Через несколько лет певица отказалась от традиционного джазового вокала и начала экспериментировать с электронными преобразователями голоса. Таким образом, она стала основоположницей нового стиля в джазовом пении, и до сих пор ей в этой области нет равных. Певица обладает поразительной силы голосом, уникальной интонацией, техникой исполнения и огромными творческими возможностями, что она продемонстрировала в одном из своих суперхитов Папайя.

Мировую славу среди джазовых пианистов снискал Адам Макович (р. 1940). Произведения Джорджа Гершвина в его исполнении восхитили не только американскую публику. На индивидуальные интерпретации стандартов музыкант получил специальное разрешение Айры Гершвина - брата выдающегося композитора. В игре Маковича, как в зеркале, отражается почти вся история роли фортепиано в джазе. В ней собраны: свинг Тедди Вильсона, невероятная быстрота, с которой бегали по клавишам пальцы Арта Тейтума, свойская манера Эррола Гарнера, элегантность Оскара Питерсона. Адам Макович более лаконичный, чем Кейт Джаррет и более джазовый, чем Чик Кориа. Всё это вместе в сочетании с виртуозной техникой исполнения, импровизаторской фантазией, шопеновской славянской размашистостью рисует единственную в своем роде музыкальную картину, достойную экспозиции в лучших концертных залах мира.

Томаш Станько (р. 1942) - лауреат престижных премий Deutschen Schallplattenkritik 2000 и European Jazz Prize 2002, в течение трех десятилетий удерживает звание первого трубача в Европе. В 1962 г. начал играть в составе квартета Jazz Darings, основанного им вместе с Адамом Маковичем. По-видимому, это был первый европейский коллектив, играющий free jazz, который, по словам одного из немецких критиков, сделал удачный перевод с языка Орнетта Коулмана на свой собственный. Вскоре Станько вступил на трудный, но индивидуальный творческий путь, достигнув того, чем отличаются действительно выдающиеся музыканты - поэтической непредсказуемости и взрывной экспрессии. На опустевший после Майлса Дэвиса трон, кажется, есть достойный кандидат. Особенно, если взять во внимание горячий прием, который публика в США устроила польскому трубачу в ноябре 2002 г.

Международной известностью пользуется также саксофонист Збигнев Намысловский (р. 1939) - одна из наиболее ярких творческих личностей европейской джазовой сцены. Он стал первым польским джазменом, записавшим за границей пластинку Lola, изданную в 1967 г. фирмой грамзаписи Decca. Этот факт был отмечен в рейтинге, проведенном редакцией журнала "Down Beat" (1-е место в категории "Талант, заслуживающий широкого признания"). Намысловский пишет музыку к кинофильмам, сочиняет произведения для собственного концертного репертуара, записывает сольные диски, а также активно развивает джазовую тематику, используя мотивы, почерпнутые из польского фольклора.

Слишком рано ушел из жизни замечательный саксофонист и скрипач Збигнев Сейферт (1946 - 1979). В 1967 - 1973 гг. он играл с квинтетом Томаша Станько. Позже концертировал и записывал пластинки за границей, чаще всего в ФРГ, с джазовыми коллективами Альберта Мангельсдорфа, Криса Гинзе, Чарли Мариано, с ансамблем Free Sound, Иоахимом Кюном и Маккоем Тайнером. В 1976 г. записал первую авторскую пластинку Man of the Light, которая принесла ему мировую известность. Но обнаруженная тогда болезнь не позволила осуществить все творческие планы. Збигнев Сейферт успел записать с группой выдающихся американских джазменов, в том числе - Джоном Скофилдом, Эдди Гомесом и Джеком ДиДжонеттом двадцатую по счету и, как оказалось, последнюю пластинку Passion, до сих пор удивляющую оригинальностью и экспрессией звучания скрипичных инструментов.

Польский джаз, пользуясь универсальным музыкальным языком, быстро и эффективно пробил себе дорогу в мире. Условием преодоления географических границ для польской песни было разрушение лингвистических языковых барьеров. Это произошло только на рубеже 80 - 90-х гг., когда важную роль на польском музыкальном рынке начали играть филиалы международных концернов звукозаписи.

На трудном и довольно плотно закрытом для иностранцев британском музыкальном рынке удачно дебютировала в середине 80-х гг. Барбара Тшетшелевская (р. 1954), а публика в США первой одобрила ее навеянные бразильскими ритмами песни, порой с заметными нотками свинга. Сегодня Барбара Тшетшелевская хорошо известна в мире как Бася - поп-певица, джазовая вокалистка, композитор и автор текстов, завоевавшая сердца американцев сольным концертом на Бродвее, этом святилище артистов. Благодаря пластинкам, о Басе услышали и в других уголках земного шара. Ее песни лидируют в хит-парадах, а почти каждый диск получает статус золотого или платинового.

Молодые и красивые

Пластинки двух звезд польской эстрады молодого поколения - Эдиты Гурняк (р. 1972) и Анны Марии Йопек (р. 1970), издаваемые международными концернами, раскупаются меломанами на всех континентах. Очаровательных и талантливых польских артисток решили представить миру западные менеджеры (в том числе Джон Бич, много лет опекавший группу Queen). Эдита Гурняк заняла второе место в конкурсе Евровидения в Дублине (1994), выступала в дуэте со знаменитым тенором Хосе Каррерасом на благотворительном концерте, а английские и немецкие средства массовой информации назвали ее "самым большим открытием последнего десятилетия". Эдита Гурняк имеет все данные, чтобы в будущем занять место Лайзы Минелли или Уитни Хьюстон: экзотическую красоту, великолепный голос и большой сценический талант. В свою очередь, Анна Мария Йопек за исполнительское мастерство получила премию из рук самого Мишеля Леграна, а Пат Метени именно в ней увидел партнершу для совместных записей вокально-джазовых композиций. Обаяние, умение преподнести себя на эстраде, способность тонко чувствовать джаз, а также нежность исполнения этой певицы очень эффектно гармонируют со звучанием гитары Метени.

Увы, наименьших успехов достиг на международной сцене польский рок. Ему было трудно конкурировать с британскими гигантами. Однако в последние годы многое изменилось. Англоязычная версия альбома группы Myslovitz популяризировалась концертами этой группы в Лондоне. Требовательная и знающая толк в рок-н-ролле публика оценила обаяние поляков, признав коллективу премию MTV European Music Award 2002 в категории "Лучший польский исполнитель" (The Best Polish Aсt). Стоит заметить, что данная категория появилась в этом конкурсе совсем недавно.

Группа Vader, играющая death-металл, является одной из немногих польских групп этого направления, завоевавший признание в мире. Vader родилась в 1985 г., а через пять лет начала делать международную карьеру при поддержке немецкой фирмы звукозаписи Earache Rec. C 1993 г. группа давала концерты в Польше на самых важных рок-фестивалях, а также за границей - в Европе, Японии, США и Канаде. Большинство альбомов из дискографии группы дождалось зарубежных переизданий, пользующихся большим успехом в Европе и Японии.

За границей большую известность приобретают польские пластинки, изданные независимыми студиями, популяризирующими модную во всем мире этническую музыку. Ценным приобретением для энтузиастов стилей этно и фолк будут записи коллектива "Требуне Тутки" (Trebunie Tutki). Ансамбль польских горцев из местности Бялы-Дунаец продолжает и развивает семейные музыкальные традиции, насчитывающие почти сто лет. Профессиональный дебют ансамбля состоялся в 1991 г. Это был совместный концерт с легендарной ямайской группой Twinkle Brothers, играющей в стиле рутс-реггей. Записанный вместе диск W Sherwood признан одним из лучших альбомов world music, изданных за 10 лет существования World Music Charts Europe - организации продюсеров из 11 стран-членов Европейского союза радиовещания (European Broadcasting Union - EBU). Не меньшей популярностью пользуется другой совместный альбом Best Dub/Greatest Hits. Буквально вводящее в транс звучание струнных инструментов, обворожительные мелодии и ритмические "показательные выступления" всесторонне одаренного Нормана Гранта дают необыкновенный эффект переклички и полного взаимопонимания двух музыкальных культур.

Стоит также познакомиться с творчеством De Press - группы в стиле панк-фолк, основанной в 1980 г. в Осло (Норвегия) по инициативе Анджея Дзюбека и норвежских музыкантов Йорна Кристенсена и Ола Смортейма. Репертуар этого коллектива состоит из песен, навеянных фольклором польских горцев, аранжированных в ритмах панк, хард-рока или ска. С De Press тесно сотрудничают музыканты из Швеции, Белоруссии и России.

Любителям оригинальных звучаний можно без зазрения совести порекомендовать записи и концерты квартета The Cracow Klezmer Band - необыкновенного коллектива молодых виртуозов (аккордеон, скрипка, кларнет, контрабас, ударные инструменты). Динамичные композиции и новаторские аранжировки делают The Cracow Klezmer Band одним из наиболее интересных явлений современного радикального течения, возрождающего национальную еврейскую музыку. Но квартет не ограничивается только еврейскими мелодиями, а использует в своих композициях элементы балканских, арабских, цыганских, славянских музыкальных традиций. Коллектив из Кракова с успехом выступал вместе с такими знаменитостями, как Brave Old World, Энтони Колеман и Sephardic Tinge, The Klezmatics или Dave Krakauer Klezmer Madness. Музыка The Cracow Klezmer Band очаровала самого Джона Зорна - звезду современной музыки, артиста, находящегося в неустанном творческом поиске. В 2000 г. известная нью-йоркская фирма TZADIK выпустила дебютный альбом краковских музыкантов под названием De Profundis, а годом позже появился очередной альбом - The Warriors.

Образ польской музыки будет неполным, если мы не вспомним о польских композиторах - авторах музыки к кинофильмам. Их достижения известны уже давно и удостоились многочисленных премий. После Бронислава Каперы уже ушедший из жизни Генрик Варс в 50-е годы покорил своей музыкой Голливуд. В 60-е годы блестящую голливудскую карьеру Кшиштофа Комеды прервал трагический случай. Сегодня украшением многих известных кинокартин служит музыка Яна А.П. Качмарека, Збигнева Прейзнера и Войцеха Киляра - композиторов, внесших большой вклад в достижения американского и европейского кинематографа.

Польские композиторы - авторы музыки к фильмам, ставшим бестселлерами мирового кинопроката

Войцех Киляр - фильмы: Пианист (2002), Смерть и девушка (1994), реж. Р. Поляньский; Портрет дамы (1996), реж. Д. Кэмпион; Дракула (1992), реж. Ф. Коппола.

Збигнев Прейзнер - фильмы: Три цвета (1993-4), Двойная жизнь Вероники (1991), реж. К. Кеслёвский; Таинственный сад (1993), реж. A. Холланд; Damage (в российском прокате - Наваждение (1992), реж. Л. Малль.

Ян A.П. Качмарек - фильмы: Unfaihtful (2001), реж. A. Лайн; Bliss (1997), rez. Л. Янг; Вашингтон Сквер (1997), реж. A. Холланд.

Михал Лоренц - фильмы: Бандит (1997), реж. M. Дейчер; Exit in Red (1996), реж. Ю. Богаевич; Кровь и вино (1996), реж. Б. Рафельсон.

Кшиштоф Комеда - фильмы: Нож в воде (1961), Cul-de-sac (1966), Ребенок Розмари (1968), реж. Р. Поляньский; Kattorna (1965), реж. Х. Карлсен.

ВЕЛИКИЙ ПОЛЬСКИЙ КОМПОЗИТОР ПИАНИСТ -ВИРТУОЗ,ПЕДАГОГ, НОВАТОР,ПЕВЕЦ ОДНОГО ИНСТРУМЕНТА, НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ И ЛЮБИМЫЙ МНОЮ ФРЕДЕРИК ШОПЕН

Фредерик Шопен

- польский композитор и пианист, один из величайших музыкальных гениев


Фредерик Францишек Шопен

в Желязовой Воле под Варшавой.

Он рос в окружении музыки и уже в 5 лет уверенно исполнял несложные пьесы. Вскоре его педагогом стал известный музыкант В.Живный. Чуткий и опытный воспитатель привил своему ученику любовь к музыке классиков

.

Шопен с успехом закончил лицей и Высшую школу музыки, где его занятиями руководил композитор И.Эльснер.

За время обучения Фредерик написал много фортепьянных произведений. К этому времени он уже был признан лучшим пианистом Польши. Критики высоко ценили его творчество, а дамы -- превосходные манеры. Шопен много путешествовал по Европе, давал концерты и сочинял новые произведения Сергей Кузнецов играет 24 прелюдии Шопена



С 1831 года Шопен постоянно жил в Париже, поразив его своими оригинальными мазурками и полонезами -- жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармония польского фольклора. Его очень ценили как пианиста, особенно когда он исполнял собственную музыку

В наиболее значительных произведениях Шопена парижского периода преобладают героико-драматические образы, музыка насыщается глубиной переживаний, силой и широтой образов.

24 этюда



Трагической кульминацией в произведениях Шопена стал знаменитый «Похоронный марш», который вошёл в погребальный ритуал во всём мире

.[

iflash=420,315,http://www.youtube.com/embed/aHXkVEAjB6o]

Grigory Sokolov plays Chopin Sonata #2, B-flat minor, Op. 35 (3/3)

К 1838-1846 годам относится наивысший расцвет творчества композитора. Именно в этот период были созданы самые совершенные и значительные его произведения в различных жанрах фортепианной музыки.Фридерик Шопен. Концерт №1 для фортепиано с оркестром



Продолжал он и концертировать, но значительно реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей, всецело отдаваясь сочинительству.Ф.Шопен.

Концерт №2 фа минор.

Николай Луганский



В последние годы жизнь Шопена осложнилась тяжелым материальным положением и болезнью легких. Он почти перестал писать, а свой последний концерт Шопен дал осенью 1848 года в Лондоне в пользу польских эмигрантов.

Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном:

Все ноктюрны



композиторы:

Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Адольф Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, певец Адольф Нурри, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа, журналист Агатон Гиллер и многие другие.

где и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Сердце композитора, согласно его предсмертной воле, было перевезено в Варшаву

и замуровано в одной из колонн костёла Св.Креста.



F.Chopin - Polonaise op.40 no.1 (Military), Ф.Шопен - Полонез оп.40 но.1





Блаженство!

Бриллиантовый, порхающий звук, непринужденность и изящество, элегантность и тончайшее понимание стиля музыки Chopin!

Средняя часть Fantasie -Impromptu была исполнена в более подвижном темпе и легким,

приближающимся к non legato звуком.

Пианист убедил меня именно такой интерпретацией средней части - произведение выиграло в целостности, прозвучало на одном дыхании "как мимолетное видение".

Во многих других интерпретациях средняя часть звучала медленно и слишком cantabile, что усыпляло слушателей и разрушало единство композиции. Так зачем я гонялась за другими интерпретациями?

Думаю, что не напрасно. После этого я уже сознательно вернулась к Horowitz, оценила его как выдающегося пианиста и музыканта. Слушая новых исполнителей, полезно периодически возвращаться к мастерам прошлого - ведь их искусство выдержало испытание временем, а это свидетельствует об истинности их таланта и мастерства." Светлана Давыдова

Несмотря на то, что Польша находится в середине Европы и впитала в себя как западные, так и восточные обычаи и традиции, польские мастера все равно возвращались к родным корням, к народным мотивам и были творчески независимые, и свободные.

Музыкальная польская культура — это одна из древнейших искусств славян. Еще в 7 веке появились первые упоминания музыки. Во время раскопок в Польше, были обнаружены такие музыкальные инструменты, такие как флейта и свистулька.

Как правило, польская музыка одноголосная и танцевального характера. Основываясь на это, были созданы такие танцы, как полонезы и мазурки. К польскому фольклору обращались и композиторы других стран. Например, в таких операх, как «Иван Сусанин» или «Борис Годунов». А так же в инструментальных произведениях Чайковского, Глинки, Алабьева.

Среди польских композиторов можно выделить Шопена, Шимановского и Монюшка. Основоположником романтизма является Ф. Шопен. В своей музыке он соединил польские народные мотивы с романтическими.

В 1927 г. в Варшаве был создан один из самых известных конкурсов для пианистов, он назван в честь Ф. Шопена. Здесь впервые выступали такие музыканты, как Шостакович, Цимерман и Олейничак. Кроме этого, в Польше проводятся и другие не менее известные конкурсы. Например, конкурс скрипачей имени Г. Венявского, который проходит в Познани.

Не мало важное значение в польском искусстве занял и такой музыкант, как К. Шимановский. Его произведения очень эмоциональны и содержат народные мотивы. В настоящее время большой популярностью пользуется В. Киляр. Он, как правило, пишет музыку для кинофильмов.

В период послевоенный и вплоть до 50 — х гг. в Польше стал очень популярен джаз. И в 1956 г. был создан международный фестиваль джаза Jazz Jamboree.

В 60 — х гг. большой популярностью стала пользоваться музыка из кинофильмов, так как кино в этот период очень активно развивается и польские кинематографисты снимают не только свои многочисленные и интересные фильмы, но и принимают участие в съемках кинофильмов других стран. Нельзя не упомянуть и про то, что Польша в 30 — е гг. была на первом месте по качеству и количеству фильмов на языке идиш.

Очень многие композиторы Польши, которые писали для кинофильмов, были удостоены многочисленными премиями, и их музыка давно уже перешла в современность, и каждый житель напевает полюбившийся мотив.

Литература в Польше развивается так же прогрессивно, как и музыка. Она включает в себя большое многообразие жанров. Это и пьесы, романы, рассказы и др. Все эти литературные произведения посвящены истории Польши и ее развитию.

Первые истоки относятся к 13 веку и были на латинском языке. И только в эпоху Возрождения стали появляться произведения на родном языке. Как правило, они были посвящены неравности сословий. Один из известных писателей того периода — это М. Рэй. Он был создателем первой сатиры на польском языке — «Краткая беседа между тремя лицами — паном, войтом и плебаном». Можно выделить и таких поэтов, как Я. Кохановский, С. Кленович.

Эпоха Просвещения была представлена в Польше двумя направлениями. Это классицизм. К нему относятся такие писатели, как А. Нарушевич и Т. Венгерский. И сентиментализм. Это направление было выражено в произведениях таких мастеров, как Ф. Карпинский и Ф. Князьин.

Конец 18 века был ознаменован для Польши потерей независимости. Поэтому, для народа, литература становится духовным лидером, защитником и вождем. Это выльется в то, что в 19 веке она приобретет статус справедливости, правды, откровения. К этому периоду можно отнести таких поэтов, как А. Мицкевич, Ц. Норвид, З. Красиньский.

В период коммунизма литература, можно так сказать, разделилась на два направления. Это эмиграционная (Гомбрович, Колаковский) и литература, которая несмотря на цензуру и ограничения, искала для себя язык и способы нормально, и свободно изъясняться.

В 1976 году был создан «самиздат», что спасло литературу и дало толчок, для перемен в истории Польши и тем более литературе.

После того, как произошло крушение коммунизма в 1989 году, этот вид искусства вновь поднял голову и вошел в новый этап с новыми идеями и тенденциями. Писатели и поэты стали делать попытки ввести в свои произведения новый язык, используя СМИ, новых героев и явлений. К таки мастерам этого времени можно отнести А. Либера, С. Хвин, П. Хюлле.

В настоящее время польская литература развивается очень интенсивно, она постоянно в поиске, в стремлении записать и передать все события «человеческой жизни».

национальные оперы и песни, которые до сих пор можно услышать со сцены. Большую часть его произведений можно услышать на Монюшковском фестивале.

Как изменила музыку Вторая мировая война

До 1939 года польские композиторы творили и активно сотрудничали с коллегами из других стран. В начале XX века были основаны самые знаменитые конкурсы, которые дали миру немало новых исполнителей. Так, на конкурсе имени Шопена в Варшаве дебютировал Дмитрий Шостакович.

До начала Второй мировой войны популярной была яркая и эмоциональная музыка. У всех было на слуху имя Кароля Шимановского. Его балет «Харнаси» прогремел в то время по всей Европе. В нем еще чувствовались фольклорные мотивы, но не присутствовал политический окрас.

Именно из-за политики многие польские композиторы после начала войны эмигрировали в другие страны. Они не желали ограничивать себя в творчестве и сочинять музыку к определенным датам. Однако даже в то нелегкое время нашлись люди, умевшие противодействовать политическому режиму: Гражина Бацевич, Лютославский и Болеслав Шабельский. Витольд Лютославский даже после окончания войны не стал изменять своему любимому направлению в творчестве - романтизму. Он писал легкие произведения с изысканным звучанием.

Соноризм

Политическая оттепель наступила только в 1956 году. В это время польские композиторы получили возможность творить без ограничений. Самыми прославленными культурными деятелями в то время стали Тадеуш Биард и Казимеж Сероцкий. Но они не только прославили свою страну, но и учредили фестиваль «Варшавская осень». Он считается популярным и престижным по сей день.

Известные польские композиторы после войны много экспериментировали со звучанием. Они хотели следовать европейской культуре, в результате чего родилось направление "соноризм". Это особая техника построения композиций. В основе новых произведений стали использоваться только звуковые оттенки. Так в Польше зародилось авангардное творчество. Флагманом и ярчайшим представителем этого направления стал Кшиштоф Пендерецкий. Он использовал для своих произведений не только музыкальный ряд, но и звуки природы, визг пилы, грохот и стук пишущей машинки. Первое впечатление публики было шоком, но позже произведения этого композитора вошли в историю мировой музыкальной культуры.

Войцех Киляр и минимализм

Музыка польских композиторов используется не только на большой сцене. Многие авторы писали ее для фильмов и религиозных праздников. Авангардное творчество продолжило свое существование и в семидесятых. Тогда популярность приобрел Войцех Киляр. Он писал свои произведения не только для популярных польских фильмов, но и для выступлений оркестров. Меломаны по всему миру высокого оценили его авангардную поэму «Кшесаны», относящуюся к направлению минимализма. Она отличается скупостью формы и содержания. Уже сорок лет поэма остается любимым произведением многих.

Более поздние произведения Киляра остаются преданными минимализму. Критики отмечают, что музыкальный язык этого композитора отличается точностью и особой яркостью. Ему не нужно придумывать сложные формы, чтобы завоевать своего слушателя. В своем творчестве Войцех использовал фольклорное наследие польских горцев. Яркие композиции Киляра разной тематической направленности часто используются в современных польских фильмах.

Сегодня, 23 ноября, выдающийся польский композитор и дирижёр Кшиштоф Пендерецкий отмечает 80-летие. Его музыкальный талант и новаторство внесли неоценимый вклад в развитие музыкального искусства. Наследие мировой музыкальной классики было бы неполным без работ Кшиштофа Пендерецкого и других, не менее блистательных польских композиторов современности, о которых мы решили рассказать.

2013-11-22 23:00

Кшиштоф Пендерецкий

Кшиштоф Пендерецкий — яркая фигура современной мировой музыкальной культуры: композитор, дирижёр, педагог (причём во всех ипостасях - выдающийся). Он один из самых высокооплачиваемых, востребованных композиторов современности. Пендерецкий пишет в основном только на заказ, не стесняясь быть конъюнктурным, что, в общем-то, правильно.

Композитор с детства обучался игре на скрипке и фортепиано. В конце 1940-х годов Кшиштоф играет в городском духовом оркестре, а позже организовывает собственный оркестр, в котором выступает в качестве скрипача и дирижёра. В раннем творчестве Пендерецкий много экспериментировал и использовал абсолютно новые способы музыкальной выразительности - нетрадиционные способы пения и игры на музыкальных инструментах, имитировал музыкальными средствами различные крики, стоны, свисты, шёпоты. Главная художественная задача композитора в ранних сочинениях - достижение максимально эмоционального воздействия на слушателя, а главными темами становились страдание, боль, истерия. Для передачи своего нестандартного музыкального замысла Пендерецкий специально придумывал новые знаки и использовал их в партитурах.

Начиная с середины 1970-х годов, музыкальный стиль Пендерецкого эволюционирует в сторону большей традиционности, тяготеет к неоромантизму. Основное внимание композитор уделяет крупным вокально-симфоническим и симфоническим произведениям. Одно из них - «Польский реквием» - композитор создавал в течение нескольких десятилетий (1980-2005). С большим интересом Кшиштоф Пендерецкий относится к русской культуре, что выражается в его произведениях - «Слава святому Даниилу, князю Московскому» (1997), «Страсти по Иоанну» (на тексты из Библии, Булгакова и Достоевского; в настоящее время не окончено) и оратории на тексты Сергея Есенина (не окончена, точное название неизвестно).

Творчество последних десятилетий Пендерецкого отмечено сближением с традициями XIX века и остаётся одним из самых востребованных среди наследия музыки конца ХХ века и сегодня.

Збигнев Прайснер

Збигнев Прайснер - это один из самых талантливых композиторов современности, написавший множество прекрасных мелодий. Формально он никогда не изучал музыку, самостоятельно занимался музыкальным самообразованием, покупал записи и реконструировал композиции, переписывая отрывки и куски, чтобы выразить своё восхищение или внести улучшения в оригинал. Вскоре он познакомился с молодым польским кинорежиссёром Антони Краузе, который попросил его написать оригинальную музыку к своему фильму «Прогноз погоды». Этот опыт стал началом карьеры Прайснера как композитора, пишущего для кино. Через Краузе Прайснер познакомился с Кшиштофом Кесьлёвским, который искал композитора для работы над музыкой к своему фильму «Без конца». Данная работа стала началом дальнейшего многолетнего сотрудничества и прочной дружбы. В 1988 году Прайснер согласился написать музыку для всех десяти эпизодов «Декалога» Кесьлёвского. В некоторых из них музыка Прайснера присваивается вымышленному голландскому композитору Ван Ден Буденмаеру. Связано это с тем, что в «Декалоге» Кесьлёвский хотел использовать несколько композиций Малера, которые никогда не записывались в Польше (записать их стоило бы целое состояние), и Прайснер предложил следующий выход: «Я (Прайснер - прим. ред.) напишу что-то другое, непохожее. Если не получится, тебе придется купить права на Малера. Если я напишу паршивую музыку, скажем, что это не я, а Ван Ден Буденмайер. А если напишу хорошую, будет моя ».

На композитора обратили внимание и голливудские кинопроизводители, и в 1991 году Прайснер пишет музыку к фильмам Луи Мандоки, Джона Ирвинга, Агнешки Холланд и многих других.

Свой стиль композитор определяет как «романтизм», обращается к произведениям Паганини и Сибелиуса, а также к польским композиторам-романтикам. Он описывает собственные произведения словом «творения», потому что считает, что его музыка не является ни классической, ни традиционной музыкой кино. Это нечто среднее.

Войцех Киляр

Киляр начал сочинять музыку в конце 1950-х годов. Он придерживался традиционных форм, и в его творчестве ощущалось влияние Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева. Но в 1960-х годах вместе с Кшиштофом Пендерецким и Хенриком Гурецким Войцех становится первопроходцем польского музыкального авангарда.

Уже к 30 годам Киляр считался успешным классическим композитором, но его индивидуальный стиль сложился несколько позже - в 70-х годах. Одним из наиболее значительных его сочинений этого периода считается «Krzesany» (1974 год).

В настоящее время Киляр известен прежде всего как кинокомпозитор. Он написал музыку к более чем 150 фильмам, поставленным знаменитыми режиссёрами, среди которых Роман Полански и Фрэнсис Форд Коппола. Причём у последнего Войцеху удалось поработать над культовым фильмом «Дракула». Именно Киляра попросили сочинить музыкальное сопровождение для трилогии «Властелин колец» Питера Джексона.

Хенрик Миколай Гурецкий

В 1952 году Хенрик Миколай Гурецкий начал учёбу в Рыбникской высшей музыкальной школе и закончил четырёхлетний курс за 3 года. Впервые его сочинения были исполнены в 1958 году. В 1960-м композитор уже стоит в первых рядах авангардистов. С 1968 года Хенрик преподаёт композицию в Катовицкой высшей музыкальной школе.

Подлинная слава пришла к Гурецкому в начале 1990-х, когда его «Симфонию скорбных песен» (Симфония № 3, 1976) исполнили американская певица Дон Апшоу и Лондонская симфониетта: по свету разошлось более миллиона пластинок с их записью. Написанная для солирующего сопрано и оркестра, симфония рассказывает о страданиях, которые причинил Польше нацизм.

Невзирая на коммерческий успех 3-й симфонии, Гурецкий не стал дальше писать музыку в том же стиле. В 1990-е и 2000-е его имя чаще всего фигурировало в связи с сотрудничеством с американским Kronos Quartet. Для этого ансамбля он сочинил такие композиции, как «Songs are Sung» (вдохновлена поэзией Велимира Хлебникова), «Concerto-Cantata» и «Kleines Requiem für eine Polka».

Гурецкий - легенда современной академической музыки. Он прожил нелёгкую жизнь и прошёл большой путь как композитор - от авангардных сочинений в духе сериализма и соноризма до неоромантических композиций, которые относят к сакральному минимализму, направлению, которое представляют также Арво Пярт, Петерис Васкс и Гия Канчели.

Анджей Пануфник

Анджей окончил Варшавскую консерваторию по классу композиции и теории музыки. В 1938-39 годах учился на дирижёра в Венской опере. Во время оккупации продолжал писать музыку, зарабатывая на жизнь игрой на фортепиано в варшавских кафе в дуэте с композитором Витольдом Лютославским. В дни Варшавского восстания он покидает столицу, оставляя дома все свои партитуры на верную гибель. К счастью, часть из них Анджею удалось восстановить.

После окончания войны Пануфник становится главным дирижёром Краковской филармонии, а в 1946-м - директором Варшавской филармонии. После неразрешимых разногласий и отказа принимать идеологию соцреализма композитор в 1954-м эмигрирует в Англию.

23 мая 2013 года на сцене Михайловского театра состоялась мировая премьера одноактного балета Начо Дуато «Невидимое» на музыку Пануфника. Хореограф признался, что музыка польского композитора не давала ему покоя целых три года. И вот, наконец, он поставил балет о том, что мы не можем увидеть, зато можем почувствовать. И даже сам придумал костюмы, чтобы точнее передать свои эмоции.



Статьи по теме: