В бианки сова основная мысль произведения. Изучение нового материала

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре « сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.
  2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Оборудование:

  • выставка книг В.Бианки;
  • презентация (Приложение);
  • карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);
  • карточки с деформированным планом;
  • аудиозапись «Крик совы» (Музыкальный файл).

Ход урока

1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

2. Речевая разминка.

Работа со скороговоркой.

Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.
Читаем громче целыми словами.
Читаем быстрее .
Читаем быстро .

Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе.
Прорычали, промолчали -
И проснулись на заре.

О ком говорится в скороговорке?

3. Проверка домашнего задания.

С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?

Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант».

4. Актуализация знаний.

Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадки.

11. Физкультурная минутка «Сова».

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

12. Работа над усвоением смысла прочитанного.

На доске:

  1. Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
  2. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
  3. Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

Объясните её значение.

Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

13. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах. Проверка по слайду. (Слайд №7)

14. Работа над выразительностью чтения.

Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.

Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.)

Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой.

15.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Подготовка к пересказу сказки по плану. Восстановление деформированного плана.

(Карточки с деформированным планом.)

  • Рассердилась сова.
  • Молока у Коровы мало.
  • Шмели на чужих лугах гуляют.
  • Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.
  • Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.
  • Пошел Старик Сове кланяться.

Взаимопроверка. (Слайд №8)

16. Подведение итогов.

Над каким произведением работали?

Какого жанра? Какова главная мысль сказки?

А как вы, дети, можете помочь природе?

17. Оценка за работу на уроке.

18. Домашнее задание.

Выберите себе домашнее задание:

  1. Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.
  2. Чтение по ролям.
  3. Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.

19. Рефлексия.

Закончите предложения:

  • «Сегодня я узнал ….»
  • «Было интересно ….»
  • «Урок дал мне для жизни…

Используемые источники:

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010.
  2. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2007 г.

Интернет-ресурсы:

  1. Биография В.В.Бианки: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/ 00873501225988269902/
  2. http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bianki

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт - молоком белит. Летит мимо Сова.

Здорово, - говорит, - друг!

А Старик ей:

Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, - сам лови.

А Старик:

Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ:

Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

А пускай идут, - говорит Старик. - Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

А пускай летят, - говорит Старик. - Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

И ветер разнесёт, - говорит Старик, а сам в затылке скребёт.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь, без клеверу что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить - пошёл Старик Сове кланяться:

Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

То-то, - говорит, - старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

Отзывы о сказке

    Спасибо за сказку, мне очень нравится сказка «Виталий Бианки—Сова»

    Главные герои сказки Бианки «Сова» — Старик и Сова. Старик сидел и пил чай с молоком. Когда мимо него пролетала Сова, она поздоровалась и назвала Старика другом. Старик сердито ответил, что Сова ему не друг.

    Тогда Сова обиделась и сказала, что больше не будет прилетать на луг Старика, где растет клевер, и не будет там ловить мышей. Старик Сову слушать не стал и прогнал ее прочь.

    Сова перестала летать на его луг, и мыши осмелели. Они стали разорять гнезда шмелей, и шмели улетели с этого луга. Некому стало опылять клевер, и он не уродился.

    Без клевера корова Старика стала давать мало молока. А вскоре молоко у коровы и вовсе пропало. Не с чем стало Старику чай пить и пришлось ему идти к Сове мириться. Сова простила Старика и стала вновь летать на луг, охотиться на мышей.

    Шмели вернулись, стали опылять клевер как раньше, а от клевера и у коровы молоко появилось. Старик снова стал с молоком чай пить и Сову теперь в гости приглашает.

    Таково краткое содержание сказки.

    Главная мысль сказки Бианки «Сова» заключается в том, что не следует пренебрежительно относиться к тем, кто нас окружает. Возможно, от кого-то из них зависит и наше благополучие. Старик прогнал Сову и остался, в итоге, без молока.

    Сказка Бианки «Сова» учит быть дружелюбным и приветливым.

    Какие пословицы подходят к сказке «Сова»?

    Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
    Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

    Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "В. Бианки. "Сова""

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цели урока:

      Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки: с содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре « сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

      Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения.

      Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

    Оборудование:

      презентация;

      карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);

      карточки с деформированным планом;

      аудиозапись «Крик совы»

    Ход урока

    1. Организационный момент. Создание психологической обстановки. Слайд «1.

    Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

    2. Речевая разминка.

    Для чего проводим? С какой целью? (Голос должен быть хорошо развит и послушен, для развития беглости чтения, правильности и выразительности.)

    Работа со скороговоркой. Слайд №2.

    Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.
    Читаем громче целыми словами.
    Читаем быстрее .
    Читаем быстро .

    Прорычал медведь в берлоге,
    Промолчал сурок в норе.
    Прорычали, промолчали -
    И проснулись на заре.

    3. Актуализация знаний. Слайд №3 .

    Рассказ учащихся о биографии писателя В.В. Бианки:

    Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писал стихи.

    Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь он впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. В течение четырех лет Бианки участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану.

    Главная тема его произведений – лес и его обитатели. Всё написанное Виталием Валентиновичем Бианки – от первой сказки «Путешествие красноголового воробья» до последней – «Гоголёнок» – это увлекательное путешествие в лесной мир природы, где писатель становится волшебником и поэтом, натуралистом и ученым, проводником и переводчиком.

    Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.

    Слайд №4. За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.

    В его рассказах нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

    Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

    Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

    Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

    Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку.

    «Кто это?»

    5. Сообщение темы и цели урока. Слайд №5.

    Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

      Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа?

      Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать.

    6. Ребята, что вы знаете о сове? Слайд №6.

    6.1. Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.

    На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)

    Что помогает им охотиться?

    а) Острый слух.
    б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
    в) Когти (хватать добычу, держать ее).
    г) Клюв.

    6.2. Какую пользу приносят совы?

    6.4. Приметы о сове. (У каждой группы)

      Если много сов – урожай будет хороший.

      Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.

      Филин кричит на оттепель.

      Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю.

      Сова кричит – на холод.

    6.5. «А вы знаете?»

    С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.Слайд №7.

    У нас к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

    В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта). Слайд №8. Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать.

    7. Подготовка к восприятию нового материала.

    Какие слова вам не понятны?

    «Словарная работа» (работа в группе)

    Как можно заменить слова и выражения? Слайд №9.

    Утекает

    убегает.

    Кормовистый

    клевер, предназначенный для корма скоту.

    Цветень

    пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

    Хорониться

    прятаться, таиться.

    Раздолье

    много места.

    Как бы худа не вышло

    как бы беды не было.

    Чай белить

    добавлять молоко в чай.

    Пойло

    питательное питьё для скота.

    8. Первичное знакомство с текстом.

    8.1. Чтение текста учителем.

    Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?

    Назовите главных героев.

    Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

    Можно ли ему дать другое название? Какое?

    8.2.Самостоятельная работа с текстом, проверка навыка чтения . Слайд №10.

    (Дети 1 минуты читают текст, затем считают слова и знаки, записывают свои результаты.)

      Чтение цепочкой ( до слов Ночь пришла)

    Считал ли старик Сову своим другом?

    О чем мудрая Сова предупреждала старика?

    Послушался ли он ее совета?

      Чтение по частям ( до слов Мыши по полю рыщут)

    Что же произошло, когда Сова перестал летать на луг?

    Что стали делать мыши?

      Чтение «Догонялки» ( до слов Простила Сова Старика)

    Почему шмели нужны лугу?

    Что произошло с клевером на лугу?

    Кому был необходим клевер?

    Что произошло с коровой?

    Что же пришлось сделать старику?

      Чтение «Учитель-ученик» (до конца произведения)

    Простила старика сова?

    Как все восстановилось в природе?

    9. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка проблемного вопроса. Выборочное чтение сказки детьми, анализ текста.

    Скажите, сказку или рассказ мы читаем?

    К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

    Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)

    Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

    Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?».

    Давайте уточним, какие сказочные приемы использовал автор? Докажите примером из текста (выборочное чтение).

    Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

    10. Закрепление усвоения содержания сказки.

    Ответы найти по тексту сказки.

    Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)

    Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

    Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

    Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

    Что мы узнаем о природе из этого предложения?

    На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)

    Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

    Что произошло с клевером на лугу?

    Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).

    Что же пришлось сделать старику?

    Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

    Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

    Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

    Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» ( ).

    11. Физкультурная минутка «Сова».

    Птицы прилетели". Если дети слышат названия птиц, то они машут руками, а если - насекомых, то топают ногами.)

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Мухи и стрижи...

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Аисты, вороны,

    Комары, орлы.

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Чибисы, чижи,

    Бабочки, стрижи.

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Иволги, кукушки,

    Даже совы - сплюшки.

    12. Работа над усвоением смысла прочитанного.

    На доске: Слайд №11.

      Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

      Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

      Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

    Какое из этих предложений можно назвать пословицей? (Слайд №12 )

    Объясните её значение.

    Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

    Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

    13. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

    Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в группах. Проверка по слайду. (Слайд №13 )

    сова - мыши - шмели - клевер - корова - молоко – чай

    15.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Подготовка к пересказу сказки по плану. Восстановление деформированного плана.

    (Карточки с деформированным планом у каждой группы)

      Рассердилась сова.

      Молока у Коровы мало.

      Шмели на чужих лугах гуляют.

      Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.

      Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

      Пошел Старик Сове кланяться.

    Взаимопроверка. (Слайд №14)

    16. Подведение итогов.

    Над каким произведением работали?

    Какого жанра? Какова главная мысль сказки?

    А как вы, дети, можете помочь природе?

    17. Оценка за работу на уроке.

    18. Домашнее задание Слайд №15 .

    Выберите себе домашнее задание:

      Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.

      Чтение по ролям.

      Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.

    19. Рефлексия Слайд №16 .

    Закончите предложения:

      «Сегодня я узнал ….»

      «Было интересно ….»

      «Урок дал мне для жизни…

    Учитель: Прозорова Е.А.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цели:

    1. Образовательные:

    а) формировать внимательное отношение к языку произведения; умения понимать образные выражения; высказывать своё отношение к прочитанному, анализировать текст.

    б) совершенствовать умения осознанного и вдумчивого чтения про себя и вслух.

    в) учить навыкам работы над выразительностью: выбор интонации, тона, темпа, громкости.

    г) обучать младших школьников методам познания родного края.

    д)показать неразрывную связь человека и природы.

    2. Воспитательные:

    а) воспитывать любовь к слову, природе, ко всему живому на земле.

    б) положительную мотивацию через интерес к самому процессу чтения.

    в) эстетическое, нравственное и практическое отношение к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней.

    г) учить детей решать экологические проблемы, близкие и доступные младшему школьнику:

    Защита и сохранение видового многообразия растений и животных и мест их обитания как природного окружения человека;

    Защита о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей;

    Охрана природной среды от разрушения и истощения;

    3. Развивающие:

    а) развивать устную речь учащихся, образное мышление, кругозор.

    б) развивать читательские умения: слушать и говорить

    в) научить детей прослеживать межпредметные связи.

    Г)приучать детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.

    Оборудование: портреты В.В.Бианки; иллюстрации луга, совы, клевера, шмелей; кроссворд, листы с тестами.

    Ход урока.

    1. Орг.момент.

    2. Проверка д.з.

    3. Мотивация на урок:

    Отправляемся на чудесный летний луг. Но вспомним, как себя ведут в гостях, правила поведения в природе (не сорить, не рвать цветы, не ломать ветви деревьев, не разорять птичьи гнёзда, не пугать зверей).

    - Закройте глаза. Постарайтесь представить что- то очень для вас приятное, близкое, красивое, то, что везде окружает нас. А может кто- нибудь почувствует запахи, услышит звуки?

    (зелёные листики, пение птиц, аромат цветов).

    - Как вы себя чувствовали, когда слушали голоса птиц?

    (очень нежно, хотелось пойти в лес, на луг и посмотреть на птиц

    - А как, вы, думаете, связан человек с природой?

    • (он сам является частью природы, влияет на её красоту, бережёт природу
    • Закрываем глаза (звучит стихотворение ):
    • Бежит тропинка через луг,

    ныряет влево, вправо.

    Куда ни глянь, цветы вокруг,

    да по колено травы.

    • Открываем глаза, мы на чудесном лугу. Но не просто будем гулять, но ещё и… (читать, наблюдать, вспоминать, думать)

    4 Подготовительная работа.

    Сегодня на уроке отправимся в удивительное путешествие, побываем в гостях у природы. Но для этого нам надо подготовиться.

    1. Слушание диска
    2. Кроссворд
    3. Беседа о писателе

    Когда В.В.Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома. Был у писателя и аквариум с рыбами, и террариум с черепахами, ящерицами и змеями.

    Все свои наблюдения в природе В.В.Бианки записывал. Так же он записывал, путешествуя по стране, народные песни, сказки, прибаутки, поговорки. Все эти увлечения соединились вместе, так родилось более трёх десятков сказок.

    Книги В.В.Бианки - это ответы на ваши постоянные "Отчего" и "Почему?"

    Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного

    ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки - мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.

    — Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним рассказом В.В. Бианки «Сова».

    1. Беседа о сове

    Сова — ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездятся в брошенных гнёздах; других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.

    В мире насчитывается около 130 видов сов. На территории России встречается 16.

    5. Изучение нового материала

    1. Словарная работа.

    хо-ро-нишь-ся — хоронишься

    сто-ро-нишь-ся — сторонишься

    рас-сер-ди-лась — рассердилась

    от-ча-ян-ная — отчаянная

    пе-ре-кли-ка-ют-ся — перекликаются

    за-гля-ды-ва-ют - заглядывают

    стар — старик — стариковом

    шмель — шмелевые

    корм — кормовистый

    глаза — глазищами

    лез — вылезла

    носить — переносить

    2. Первичное чтение.

    Читает учитель

    Чтение сказки цепочкой .

    Работа по частям, работа по содержанию.

    1 часть - до слов» Ночь пришла»

    - Как обратилась Сова к старику?

    - А что Старик ответил ей?

    - Почему Старик не считал Сову своим другом?

    - Как ответил он на её предупреждение?

    2 часть- до слов « Стоит на лугу клевер…»

    - Почему мыши так расхрабрились?

    - Чем они занялись на лугу?

    - Как предупреждает Сова Старика о возможной беде?

    - Прислушался ли он к совету Совы?

    - Подумайте, как ответ Старика характеризует его?

    (Легкомысленный, ненаблюдательный)

    3 часть- до слов « Старик браниться…»

    Словарная работа:

    Клевер кормовистый- клевер, предназначенный для корма скоту.

    Цветень- пыльца.

    - Почему не родится клевер на лугу?

    - Что стало с коровой?

    - Найдите три предупреждения Совы.

    - О чём она предупреждает Старика?

    - Меняется ли его поведение?

    (Герой стал задумываться о правильности своего поведения).

    4 часть - до слов « Простила Сова…»

    - Что изменилось в Старике?

    (Старик не считал Сову своим другом, пренебрежительно. Даже высокомерно относился к ней: « Вишь, чем пугать вздумала! Утекай пока цела». Потом он стал молчать и наконец браниться, так как всё у него разладилось.)

    - Когда Старик понял свою ошибку?

    (Вот и чай белить Старику нечем стало»)

    - Права ли оказалась Сова? Пришлось ли старику кланяться?

    - Найдите пословицу. Что она означает?

    (Дружно не грузно, а врозь хоть брось).

    5 часть .- до конца сказки.

    - Как Старик исправил ошибку? Что он понял?

    (В природе всё друг с другом связано

    - В какой пословице содержится главная мысль сказки?)

    - Убедил ли нас писатель том, что человек тесно связан с природой, а в природе все явления и живые существа зависят друг от друга?

    О связи всего живого можно написать научную статью, но В. Бианки написал художественное произведение. Почему?

    - Докажите, что это действительно сказка.

    (Произведение « Сова»- сказка: животные наделены человеческими чертами, действуют, думают как люди; использована поговорка:

    Мыши не волки, не зарежут тёлки, пословица: Дружно не грузно, а врозь хоть брось; слова автора звучат как стихи- складно»

    При чтении встретятся слова Как вы их понимаете?

    • кормовистый - клевер, предназначенный для корма скоту. Клевер можно встретить на лугах, лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них много сладкого нектара. Клевер специально высевается на колхозных полях, т.к. даёт питательное сено для скота. А ещё цветки растения используются в медицине.
    • цветень - пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки. Многие из вас видели на цветках растений пчёл, шмелей, бабочек. Здесь они кормятся цветочным соком - нектаром. Но не только кормятся, они ещё выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа - опыление цветков. В цветках, кроме нектара, есть пыльца - мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда шмель садится на цветок, пыльца остаётся на мохнатом тельце. Перелетая с цветка на цветок, шмель невольно переносит на него и пыльцу - опыляет этот цветок. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и семян у растения не будет. Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые - опылители.
    • пойло - питательное питьё для скота
    • Вы читали 1и 2 части произведения. Какие основные моменты можно выделить? Вспоминаем. (ответы уч-ся: Старик показан легкомысленным, ненаблюдательным, грубым в общении. Прогонял сову с луга, не считал её своим другом, не прислушивался к советам, ведь она много раз предупреждала его о возможной беде).
    • А какая беда? (от такого грубого отношения сова перестала ловить мышей, она улетела, забралась в дуб; мыши стали рыть землю, искать шмелиные гнёзда ).
    • Старик легкомысленный. А сова? (мудрая, всё понимает).
    • Какого человека называют мудрым? (который даёт советы, предупреждает об ошибках).
    • Сова мудрая. А ещё? (смелая).
    • Подберите близкие по смыслу слова …(храбрая, мужественная, отважная, решительная).
    • Какие приёмы увидели? (сравнение: нос - крючком, мыши не волки)
    • Объясните, сказку или рассказ мы читаем? (произведение «Сова»- сказка: животные наделены человеческими чертами; действуют, думают как люди; встречаются пословицы, поговорки).
    • Хорошо, я с вами согласна. Это сказка. А ещё В.Бианки считают создателем нового жанра - «Сказки - несказки» (слайд №1) . Они рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения. И попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы.
    • Надеюсь, что и вы сегодня сами ответите на свои «почему»? и много сделаете открытий. Над лугом нависла беда. Что же было дальше?

    5. Работа над содержанием следующих частей произведения .

    1) 3 часть

    • 3часть читаем выразительно цепочкой по предложению, понаблюдаем за языком автора. При чтении верно выбираем: темп, громкость, тон (на доске)

    б) Целевая установка .

    • При чтении нужно найти следующие 3 предупреждения совы (на доске).

    в) чтение

    г) проверка восприятия

    • О чём теперь предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1.Шмели с луга летят. 2. Не кому переносить цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.
    • Что стало с коровой? Зачитайте.
    • Меняется ли поведение старика? (старик « в затылке скребёт», молчит, ничего не говорит на предупреждения совы; стал задумываться о правильности своего поведения).
    • Сравните, как, каким тоном разговаривал старик вначале, как отвечал теперь на предупреждения совы? (грубо, свысока, а теперь молчит, ничего не говорит ).
    • Какие приёмы здесь использует Бианки? (олицетворение- ветер гуляет; сравнение - травы с кашей).
    • Трава без клеверу, что каша без масла. Как вы это понимаете? (клевер имеет сочные мягкие стебельки, от цветов идёт приятный запах, и животные с удовольствием едят траву, где растёт клевер. Ну, а каша с маслом - вкусная и питательная).

    Вывод:

    • Старик изменяется, начинает задумываться над своим поведением, прислушивается к словам совы.
    • Как бы вы прочитали слова совы, в которых содержится предупреждения, выберите нужную карточку. Зачитайте, показав голосом (на доске карточки ): строго, с мольбой, с насмешкой, радостно, с возмущением, с досадой.
    • Не попадает цветень с цветка на цветок, не родится клевер на лугу, корова стала тощать. Молчит старик, ничего не говорит.

    2) 4 часть - комбинированное чтение (учитель - уч-ся хором).

    а) Целевая установка .

    • Заметьте, каким здесь видим старика, что изменилось в нём?

    б) чтение

    в) проверка восприятия

    • Каким здесь видим старика, что в нём изменилось? (стал более добрым, пошёл кланяться к сове, т.е. просить о помощи).
    • Когда старик понял свою ошибку? (вот и чай белить нечем).
    • Как бы вы прочитали слова старика, выберите нужную интонацию
    • Права ли оказалась сова?
    • Прочитайте 1 предложение этой части. Как вы его понимаете? (от слов мало толку, надо дело делать, исправлять ситуацию)
    • Когда старик просит о помощи, как реагирует сова? (уже его простила, глазищами луп-луп, т.е. рада, ей то какого без мышей - они для неё еда).
    • Что хотела сказать сова пословицей: « Дружно не грузно, а врозь хоть брось»? (ответы уч-ся).
    • Бианки использует такие приёмы как… (олицетворение и сравнение ).


Статьи по теме: