Правило трех единств в мещанин во дворянстве. Шпаргалка: Художественные особенности комедии Мольера Мещанин во дворянстве

Но и многих начинаний в области искусства. В далёком 17-м веке сын придворного обойщика Жан-Батист Поклен, всему миру больше известный под именем Мольера, сочинил остроумную, блистательную комедию, соединив в одно два таких разных жанра, как драматическое театральное действо и балет. И вот уже четвёртое столетие она не сходит со сцен столичных и провинциальных театров, изучается в школах, а герои произведения давным давно стали личностями нарицательными.

Открытие жанра

Конечно же, речь идёт о великой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Новым в произведении было всё: и ярко выраженная насмешка над нравами и повадками высшего света, и реалистично изображённая невежественная грубость, необразованность, жадность и глупость буржуазии, упорно стремящейся разделить власть и привилегии в стране с беднеющим дворянством, и явные симпатии автора к простому человеку, представителю так называемого третьего сословия. Это что касается проблематики и А зрелищность постановки, красочные костюмы, музыкальные номера… Людовик 14-й, ярый поклонник музыки, танцев, особенно балета, любил разнообразные феерические постановки. Но до Мольера настолько мастерски соединить сценическое действо, танцевальные номера и балетные драматургам не удавалось. В этом плане «Мещанин во дворянстве» вполне может считаться предшественником современного мюзикла. Комедия-балет - таков своеобразный жанр произведения великого Мольера.

История создания комедии

Событие, благодаря которому комедия появилась на свет, тоже не совсем обычное. Когда в 1669 году королю-солнце, как прозвали Людовика за пристрастие к нарядам, драгоценностям, внешнему шику и блеску, стало известно, что султан империи Великих Османов (т.е. Турции) отправляет к нему посольскую делегацию, правитель Франции решил превзойти его по части роскоши. Сверкание драгоценностей, обилие золота и серебра, дорогих материй, предметов роскоши должно было затмить глаза послам, привыкшим на Востоке к подобному изобилию, и разнести по всему миру славу о богатстве и величии французского двора и его правителя. Но замысел короля не удался: тот стал жертвой мистификации и обмана. Разгневанный, Людовик поручил Мольеру написать комедию, в которой бы высмеивался турецкий менталитет вместе с их делегацией. Так родился «Мещанин во дворянстве», первое представление которого перед королём и знатью было дано в середине октября 1670-го года, а официальное, для парижской публики - в ноябре 1670-го. С того самого дня (28 ноября) на сцене главного театра Парижа - Пале-Рояль - ещё при жизни автора спектакль ставился более 42 раз, и это не считая других постановок в театрах поменьше! А спустя примерно столетие появился и первый профессиональный перевод комедии на русский язык. В России «Мещанин во дворянстве» был принят «на ура», и его победное шествие длится до сих пор.

Сюжет произведения прост, главная интрига комедии кроется не в конфликте, а в характерах. Журден, солидного возраста мещанин, очень богатый, но недалёкий, грубый, а порой и откровенно глупый, невежественный, всеми силами хочет приобщиться к дворянской утончённости, изяществу, галантности и внешнему блеску. Конечная цель всех его ухищрений - маркиза Доримена, жеманная аристократка, привыкшая оценивать людей по тяжести их кошелька и громкости титула. Разорившийся граф Дорант, ловкач и обманщик, благополучно водит Журдена за нос, обещая помочь сблизиться с Дорименой и вообще, ввести своего «друга» в высший парижский свет. От природы далеко не дурак, господин Журден ослеплён блеском дворянства и в упор не замечает, что давно уже стал «дойной коровой» для таких вот пройдох-аристократов. Он занимает им огромные суммы денег, не требуя возврата. Нанимает целый сонм учителей, портных, чтобы те несколько образовали и обтесали его. Толку с этого нет, а вот золотые монеты утекают полноводной рекой. По сути, «Мещанин во дворянстве», краткое содержание которого заключается в высмеивании и критике правящего сословия дворян и приходящей ему на смену буржуазии, есть замечательная пародия на тот монархический абсолютистский строй, который сложился во Франции в конце 17-го века. Комедия явно подчёркивала, что будущее - не за журденами и дорантами, а за такими честными, активными, предприимчивыми и жизнеспособными типами и характерами, как у Клеонта, жениха дочери Журдена, у Ковелье - его слуги, и всех тех, кто привык всего добиваться в жизни благодаря собственному уму и силам. В этом плане книга «Мещанин во дворянстве» могла бы стать настольной и для русского дворянства. Впрочем, близкой к точке зрения и авторским характеристикам Мольера оказалась комедия замечательного русского драматурга Фонвизина «Недоросль». Обе они входят в золотой фонд мировой литературы.

Нарицательность образов

Стоит ли говорить, что многие выражения комедии стали афоризмами, а главный герой её символизирует человеческую грубость и необразованность, отсутствие вкуса и чувства меры! «Журден с папильотками» - говорим мы о таком, и этим всё сказано!

Я думаю, что произведение «Мещанин во дворянстве» Жан-Батиста Поклена (такова настоящая фамилия Мольера) - наиболее яркая и выразительная комедия эпохи классицизма.

Давайте рассмотрим несколько признаков, согласно которым поэму можно смело отнести к произведениям эпохи классицизма.

Согласно классическим канонам все герои должны подразделяться на положительных и отрицательных.

Возьмем, к примеру, самого господина Журдена. В начале комедии мы выясняем, что главный герой «помешан» на том, чтобы стать аристократом. Нам это кажется отрицательной чертой, но в сравнении с учителями он выигрывает в наших глазах.

Их претензии, самовлюбленность, забота о выгоде, грубое соперничество, невежество так резко подчеркнуто Мольером, что, например, я прониклась невольным сочувствием к Журдену. А он, между прочим, бескорыстен в своих желаниях, наивен, доверчив. А если сравнивать этого героя с его женой: женщиной грубой, деловой, ревнивой, - то на ее фоне он кажется человеком деликатным.

На основании произведенных сравнений и примеров я могу сказать, что Журдена нельзя со 100% уверенность отнести ни к положительным, ни к отрицательным персонажам. Он - персонаж, который может проявлять, как хорошие, так и сомнительные стороны. Но если рассматривать его с позиции классического жанра, я бы отнесла его к положительным героям, так как в нем доминируют хорошие качества.

Согласно классическим канонам сюжет произведения должен основываться на «любовном треугольнике».

В пьесе «Мещанин во дворянстве» мы можем отметить не один, а даже два «любовных треугольника».

Первый треугольник - это треугольник с маркизой Дорименой во главе. Посмотрим, как он выглядит:

Второй «любовный треугольник» можно составить из трех лиц: господина Журдена, госпожи Журден и Маркизы Доримены.

К классическим признакам относится стереотип: в конце произведения зло наказано, добро торжествует.

Так происходит и в поэме «Мещанин во дворянстве».

Ведь вышла же Люсиль замуж за Клеонта (по крайней мере, должна была состояться свадьба) - а это значит, что добро восторжествовало. Влюбленным разрешили быть вместе. А это разве не счастье, а счастье всегда результат победы. Помимо всего прочего в комедии соблюдается принцип трех единств: времени, места и действий.

От основного места разворачивания сюжета повествование практически не отступает. Только один раз, когда госпожа Журден пошла в гости к сестре, но и это не описывается. Где действие начиналось, там оно и завершается. Еще все действие комедии разворачивается на протяжении одних суток: началось все утром с учителей, закончилось вечером балетом.

Утро, т.е. начало пьесы, мы встречаем с учителями танцев и музыки. «Но как можно начинать действие «суточного» произведения с второстепенных героев?» - спросите вы. Но их роль не так второстепенна, как кажется на первый взгляд. Именно они «расскажут» нам тайну господина Журден. Даже можно сказать, что учителя - заложили фундамент нашего отношения к главному герою.

Из всего выше написанного можно понять, что «Мещанин во дворянстве» - произведение эпохи классицизма. Но мы также наблюдаем, что Мольер немного, но все же отступает от классического жанра.

Последняя великая комедия Мольера - «Мещанин во дворянстве» (1670)

Центральный герой комедии буржуа Журден экономически уже властелин, перед ним заискивают не только люди искусства, но и дворяне. Однако в социальной и культурной сфере он еще полное ничтожество.

Конфликт его комедии строится на «безумной» борьбе Журдена с разумным порядком вещей. В творчестве Мольера еще сохраняется, хотя и не во всеобщем значении, и видоизмененная, ренессансная концепция «единой цепи бытия» как воплощения высшей разумности. Согласно этой концепции, все в мире связано и восходит от камня к богу. В каждом звене «единой цепи» тоже действует закон восхождения: среди камней благороднейшим является алмаз, среди металлов - золото, в государстве все восходит к королю, в семье - к отцу, в мире небесных светил - к солнцу и т. д. Мир, таким образом, связан едиными законами. Эта концепция позволила Мольеру придать своей комедии значительность, ни в коей мере не нарушая требования классицизма изображать в комедиях только частные ситуации, отдельные пороки людей.

В комедии два тесно связанных частных сюжета. Как классицист Мольер опирался на античную традицию, итальянскую «ученую» комедию, вводя линию молодых влюбленных, которые стремятся соединиться. Лирическая линия Клеонта и дочери Журдена Люстиль дважды пародийно оттенена: во-первых, более приземленной, но полной искренности любовью слуг - Николь и Ковьеля, во-вторых, расчетливыми отношениями, прикрытыми прециозностью, между графом Дорантом и маркизой Дорименой Вторая сторона сюжета представляет собой развитие традиции французского фарса, изображение утратившего разум отца семейства, который сам вынуждает семью идти на обман и дурачить его.

Обе линии неразрывно связаны (единство действия!), создают цельную систему образов.

Стремление попасть в мир дворян, ставшее характером буржуа Журдена, разрушает гармоничный семейный порядок. Вспомним о «единой цепи бытия»: отец семейства уподобляется королю в государстве, солнцу среди светил. Обязанностью главы семьи является мудрое и гуманное управление в этой маленькой ячейке общества. Журден же становится в одно и то же время и самодуром, тираном, препятствующим Клеонту жениться на любящей его Люсиль только потому, что он не дворянин, и наивным ребенком, которого легко обмануть, играя на его дворянских пристрастиях.

Устами Клеонта (частично выполняющего функции резонера) изложена идея пьесы: «Люди без зазрения совести присваивают себе дворянское звание, - подобный род воровства, по-видимому, вошел в обычай. Но я на этот счет, признаюсь, более щепетилен. Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, - это, на мой взгляд, признак душевной низости». Обращает на себя внимание противоречие этой тирады дальнейшему развитию сюжета комедии. Благородный Клеонт буквально через час (обратите внимание, что действие развивается без всякого перерыва) выдает себя за сына турецкого султана, а честные г-жа Журден и Люсиль помогают ему в обмане.

Это объясняется тем, что в эпоху Возрождения концепция «единой цепи бытия» требовала от каждого соответствия своему месту и предназначению. Если какое-то звено разрушилось, вся цепь утрачивает гармонию (например, у Шекспира убийство монарха сопровождается бурей, ливнем, мертвецы выходят из могил и т. д.) и восстанавливается только тогда, когда «вывихнутое» звено «вправляется». Мольер же воспринимает мир не в гармонии, а в движении, он все отчетливее видит невозможность вернуться к прежнему состоянию общества (нужно отметить, что Мольеру уже не свойственно целостное восприятие мира как вселенной, живущей по единым законам, мир для него - это общество и царящие в нем нравы).

Мольер гениально предугадывал идеи, которые будут высказаны через многие десятилетия просветителями и романтиками. Классицисты видели мир соразмерным герою и соответствующим ему (так, героизму корнелевского Родриго соответствовало героическое состояние художественного мира, воссозданного в «Сиде»). Мольер одним из первых изобразил несоответствие мира и живущего в нем героя.

Французские романтики, изображавшие трагическое противоречие личности и общества или способность сильной романтической личности подчинять себе обстоятельства, не случайно будут видеть в Мольере одного из своих великих предшественников. Но несоответствие мира и героя, т. е. то, что для романтиков предстанет в драматическом, трагическом свете, для Мольера было еще источником комического.

Творческая деятельность Мольера, крупнейшего комедиографа нового времени, тесно связана с классицизмом - ведущим направлением во французской литературе XVII века.

Согласно требованиям классицизма, комедии Мольера, как «низкий» жанр, изображают мастную жизнь простых горожан в комическом плане. Он умеет сосредоточить действие вокруг одного главного конфликта, сделать его концентрированным и динамичным. Композиция мольеровских комедий отличается строгой последовательностью, внутренней гармонией и симметрией. Комедии Мольера не богаты внешними событиями, главное внимание в них сосредоточено на диалоге, в котором раскрываются взаимоотношения действующих лиц и их характеры. Персонажи мольеровских комедий являются либо обобщенным выражением какого-нибудь морально-психологического качества (скупости, лицемерия, мизантропии и т. п.), либо воплощением какой-нибудь смешной слабости, которая превращается в манию, определяющую все поведение героя (буржуа Журден в комедии «Мещанин во дворянстве» обязательно хочет получить дворянское звание, Арган, герой комедии «Мнимый больной», помешан на своих болезнях).

Иногда законы классицизма ограничивали стремление Мольера к правдивому изображению действительности и приходили в столкновение с его демократическим взглядами. На протяжении всей творческой деятельности Мольер сохранял верность фарсовым традициям («Тартюф»), что резко вызывало осуждение со стороны Буало, который считал фарсовый смех грубым и непристойным. Мольер вольно обращается с правилом «трех единств» (в комедиях «Дон Жуан», «Лекарь поневоле» нарушено правило единства места действия). Вопреки законам классицизма, Мольер в комическом виде изображает дворян и вводит картины деревенской жизни, в то время как теоретики классицизма деревню исключали из сферы искусства. Все эти отступления от законов классицизма не нарушали художественных достоинств его комедий, а, напротив, способствовали более полному изображению жизни и созданию живого комического действия.

Одной из лучших комедий Мольера, посвященных критике буржуазии, является «Мещанин во дворянстве». По форме она относится к жанру комедии- балета, т. к. в комедию введены танцевальные номера, тесно связанные с действием.

Мольер высмеивает буржуазию, которая стремилась сблизиться с дворянством и приобрести аристократический титул, манеры и образ жизни дворян. Богатый мещанин Журден помешался на дворянских титулах и светском обхождении. Для этого он хочет усвоить аристократические манеры и обучиться тем искусствам и наукам, которые необходимы дворянину. Он щедро платит учителям, те охотно служат ему, хотя внутренне и посмеиваются над ним. Сцены обучения Журдена очень забавны. Автор использует и приемы фарсового смеха (учителя ссорятся, грубят друг другу, завязывают драки), и более тонкий юмор, который направлен и против невежества Журдена, и против того аристократического искусства и той формалистической науки, которые ему преподносятся.

Журден не только смешон, но и социально вреден. Он обманывает жену, разрушает счастье своей дочери, запрещает ей выйти замуж за человека не дворянского происхождения.

Мольер раскрывает полную несостоятельность аристократии. Граф Дорант - это разорившийся аристократ, человек без совести и чести. Журден преклоняется перед людьми, которые этого не заслуживают. Но Журден не только смешон. Когда глупая мания соединится с эгоизмом буржуа-самодура, она становится опасной для других людей.

Люсиль и Клеонт выступают в комедии носителями естественного человеческого чувства, свободного от всяких предрассудков, расчета и тщеславия. Но их любовь встречает препятствие. Журден в жертву своему эгоизму приносит счастье дочери.

Кульминацией комедии считается церемония посвящения Журдена в «мамамуши», так как мания Журдена достигает в этой сцене своей высшей точки и вся нелепость, уродливость его поведения обнажается здесь в особенно яркой форме.

Под видом турецкого султана Клеонт получает руку Люсиль. Журден, осчастливленный титулом «мамамуши», не подозревает, что его обошли.

Мольер критикует но только дворянскую манию Журдена, но и те черты его характера, которые возникали на основе буржуазной практики. Он становится грубым, эгоистичным, своенравным.

Комедия «Мещанин во дворянстве» выдержана в основном в духе требований классицизма. В ней соблюдены правила трех единств. Действие происходит в пределах одного помещения - в доме буржуа Журдена - и не выходит за рамки одних суток. Единство действия выражается в том, что все события подчинены раскрытию характера одного центрального персонажа - Журдена.

Не перегружая комедию событиями, автор раскрывает характеры персонажей и их взаимоотношения средствами диалога, использует разные формы создания комического эффекта: тонкий интеллектуальный юмор, которым насыщены его диалоги, комизм внешних положений, заимствованный из фарсовой традиции (сцены ссоры учителей, переодевание Журдена, Ковьеля и Клеонта, церемония посвящения Журдена в «мамамуши», сопровождающаяся палочными ударами), комические сцены, основанные на недоразумениях и взаимном непонимании (сцена ссоры двух влюбленных пар, сцена маскарада, во время которого действующие лица не узнают друг друга и попадают в смешное положение). Мольер создает веселое живое зрелище. Все формы смеха Мольер подчиняет выполнению одной общей задачи: раскрытию комедийного конфликта, имеющего глубокий социальный смысл.

Согласно правилам классицизма, комедия имеет пять актов. Ее композиция отличается стройностью и внутренней гармонией. Язык комедии приближается к разговорному языку. Отступления от правил классицизма в этой комедии выразились в комическом показе дворян и в использовании форм фарсового смеха.

Жан Батист Мольер явился создателем комедии классицизма. Влияние Мольера испытали все крупные комедиографы XVIII в. не только во Франции, но и в других странах.



Статьи по теме: