Суздаль музей деревянного зодчества описание. Музей деревянного зодчества

Когда туристическую группу привозят в Суздаль, ее в обязательном порядке ведут в Музей деревянного зодчества, потому что он является одной из главных достопримечательностей города. Осмотр происходит довольно в быстром темпе, запоминается только пара изб и колодец. Но в этот раз, мы путешествовали по Суздалю самостоятельно, поэтому успели все рассмотреть очень тщательно, гулять по музею под открытым небом столько, сколько нужно. Самое приятное впечатление произвел домик купца Агапова на территории музея, который судя по всему открылся недавно.

Музеи деревянного зодчества есть во многих уголках России. Пару лет назад мы были в Костроме, где подобный музей очень впечатлил... Но в условиях морозной зимы невозможно было не зайти в такой музей в Суздале. К слову сказать, Суздаль и сам легко назвать музеем деревянного зодчества, ведь здесь сохранилось огромное количество деревянных домов прямо на улицах городка, посмотреть которые можно бесплатно.

Этот музей в Суздале найти очень легко - он находится недалеко от Кремля, если точнее - то чтобы пройти к музею, надо преодолеть мостик через реку Каменку.

Прямо напротив музея, не заходя в него, можно увидеть несколько домиков "на курьих ножках" - это бани. Они установлены там, где им и нужно находиться, около воды.


Второго января народу в Музее деревянного зодчества Суздаля было очень много. А перед самим музеем стояла вот такая русская снежная баба.


Когда мы приобрели билеты, нам сказали, что к посещению открыты четыре экспозиции: в двух избах, дом купца Агапова и мельница. Стоимость билетов немаленькая - 250 рублей билет на взрослого, 100 рублей льготный.


Суздальскому музею чуть больше 40 лет, но это место, где сейчас находится музей, никогда не пустовало. В XI веке здесь возвышался Дмитриевский монастырь, но он сгорел в XIII веке, не без помощи воинственного Батыя. Затем монастырь был восстановлен и просуществовал до XVIII века. На его месте позже появятся несколько храмов и улица, но все это будет разобрано в 30-его годы прошлого века.
Здесь в 1968 году было решено создать музей деревянного зодчества под открытым небом. Сейчас 18 деревянных памятников XVIII-XIX веков, привезенных из разных уголков региона, сгруппированы в небольшую улочку Владимирского села.


Первой на нашем пути была старая деревянная Воскресенская церковь. Внутри восстановлен интерьер, можно также посидеть на лавочке.



В сенях церкви есть интересный стенд, посвященный тому, как часто горят деревянные объекты. Так, эту церковь восстанавливали уже несколько раз: то молния в крест попала, то неосторожное обращение с огнем. Хорошо, что есть тщательные замеры, и эту красоту могут увидеть наши потомки.


Далее мы отправились в избу зажиточного крестьянина, где восстановлены интерьеры крестьянского быта. Очень понравилось, что все смотрительницы были одеты в павлопасадские платки и вообще выглядели как жители этой маленькой деревни.





В первом помещении выставлены разные экспонаты крестьянского быта. Например вот эти скрасивые расписные саночки, которые есть практически во всех отчетах об этом музее.



На стене - семейное фото.


На первом этаже сидел умелец и мастерил изделия из соломы. При этом, сопровождал это интересным рассказом об истории этого промысла.
Всех туристов привлекает Ступальный колодец (Колесный колодец 19-го века из села Кольцово). Он необычной формы, лично мне больше нигде не довелось видеть подобные. Называется он так, потому что необходимо переступать ногами, приводя колесо в движение, чтобы добыть воды.


Настоящим открытием стал для нас домик Купца Агапова. Он находится в стороне от основной экспозиции, как бы подчеркивая городской характер усадьбы. Домик этот - не простой. Это памятник архитектуры XVIII века, низ каменный, а верх- деревянный.Купцы Агаповы содержали кузницу, торговали колониальными товарами (чаем, кофе, пряностями). Сама улица, где расположен дом, называлась Щупачихой, потому что именно здесь находилась городская таможня, где с помощью специальных "щупов" проверяли грузы.

Внутри восстановлены интерьеры, представлены интересные документы о суздальском купечестве.


На первом этаже расположена небольшая выставка купеческих промыслов.В небольшом Чайном зале, закрытом для посещения, проводят лекции для детей. Примерно так выглядела купеческая лавка.


А на втором - восстановлен интерьер купеческого дома. Везде висят информационные стенды, чтобы было понятно было, как жилось суздальскому купечеству. Экспозиция была познавательной и интересной.



Ламберный столик, где вечерами играли в карты, и изразцовая печь.


Интересно рассматривать обстановку и кабинета хозяина дома.


Помимо интерьеров в доме купцов Агаповых был очень интересный информационный стенд.


Мы дошли до мельниц, но заходить внутрь не стали. Ограничились внешним просмотром.


В общем, нам удалось превратить посещение музея Деревянного зодчества в познавательный поход, открыть для себя новое в истории Суздаля и жизни наших предков. Ох, как не легко им жилось на взгляд современной молодежи!

Полезные ссылки

Алексеевская усадьба в Суздале: бронирование

Отели Владимира: отзывы и бронирование

О тели Суздаля: отзывы и бронирование

Отели Мурома: отзывы и бронирование

Что если взять и поехать в Суздаль? Ну правда! Сколько можно горбатиться на опостылевшей работе, выполнять распоряжения, соответствовать, достигать, работать в команде на своего босса. Ведь когда в конце года мы будем перебирать самые важные события, то вряд ли вспомним рабочую рутину. А вот поездку в Суздаль! Да еще осенью, когда вокруг так красиво, столько желто-красных листьев, которые так красиво смотрятся на фоне синего неба и белоснежных храмов, которых в Суздале аж 52! Нет! Все! Решено. Берем отгул, а не дадут, тогда просто "прогул" и едем! Едем на встречу с красотой, историей, умиротворенностью и яркими впечатлениями.

Наше путешествие в Суздаль совпало с отличной солнечной погодой. Вернее, не совпало. Мы сами подгадали день поездки, ориентируясь на прогноз погоды. Сами понимаете, мало радости бродить по городу, пусть даже такому замечательному, как Суздаль, в дождь, слякоть под покровом мрачных туч.

Но уж если нам выпало счастье стать свободными от боссов, надо пользоваться приятными возможностями. Например, можно поехать в любой день, когда прогноз будет наиболее благоприятным. Непременно подгадать, чтобы не ехать в выходные, иначе будет тесно от туристов. А еще надо взять фотоаппараты со сменной оптикой, чтобы иметь возможность маневра...

21 октября 2015 года мы с моим братом Артемом, который тоже больше не работает на пресловутого "дядю" выехали из Нижнего Новгорода в 7 часов утра. Дорога предстояла не ближняя. До города Владимир - около 250 километров, а потом еще километров двадцать пять до Суздаля.









Но, знаете, лучше проехать 300 километров по замечательной трассе М7 Нижний Новгород - Москва, чем 30 километров по гадкой дороге с колдобинами. Так что время в пути промелькнуло довольно быстро и вот мы уже въезжаем в .

Возможно вы тоже его посещали, но если нет, то стоит отметить, что это очень небольшой городок, который знаменит своей историей, храмами и монастырями, внесен в сокровищницу ЮНЕСКО. Кроме того в этом городе присутствует неповторимая атмосфера умиротворенности, тишины и спокойствия.

Никто никуда не бежит, нет пробок, клубов пыли. Нет привычного слуху жителей больших городов шума улиц с сотнями проносящихся мимо машин. Стоит немного свернуть с главных городских дорог, как окунаешься в совершенно особенную атмосферу, которая царит в подобных городках.

В этой статье я хотел бы остановиться лишь на одной важной достопримечательности Суздаля - Музее деревянного зодчества . Конечно мы посетили и другие интересные места, но не хотелось бы скакать по вершкам. Попробую написать отбстоятельный отчет именно о Музее. Показать фотографии. Кто знает, может быть посмотрев их вы и сами решите на день-другой вырваться из привычной рутины и махнуть в Суздаль.

Где находится музей деревянного зодчества в Суздале

Признаюсь, будучи в городе не один раз, я каждый приезд не мог выкроить время сходить в этот музей, а однажды, когда принял такое решение, не смог его найти. Правда, не слишком-то искал, поскольку был уже изрядно утомлен осмотром остальных достопримечательностей, ноги уже издавали характерное гудение, а желудок намекал на необходимость скорейшей дозаправки.

Все эти факторы сыграли против посещения музея. Думаю, если бы даже я знал, где он находится, то в тех обстоятельствах все равно решил бы отложить посещение на потом, поскольку Музей деревянного зодчества в Суздале находится немного в стороне от туристического центра. Если бы я был на машине, проблемы бы не возникло, но пешком пришлось бы идти несколько километров.

Музей находится на улице Пушкарской на берегу тихой речки Каменки. Координаты музея: 56.413107,40.440471

Если будете на машине, то от въезда в город со стороны Владимира надо двигаться по улице Ленина до перекрестка с улицей Пушкарской. Там надо повернуть налево и уже через минуту - другую вы будете у "парадного подъезда". Учтите, если двигаясь по улице Ленина вы переехали реку по мосту, значит вы уже "проскочили" поворот. Надо возвращаться.

Сколько стоит билет в музей



Суздальский Музей деревянного зодчества - гораздо более доступен по цене, чем, скажем, Спасо-Ефимьев монастырь , который можно посетить аж за 400 рублей. Правда за эту стоимость вы можете бродить там сколько угодно, посещать все музеи на территории и даже пользоваться туалетом. Этакий тариф "все включено".

Музей деревянного зодчества можно посетить за более скромные 150 рублей. Правда экспозиция его по насыщенности явно проигрывает Ефимьеву монастырю, но любители деревянных построек, быта и нравов жителей русской деревни найдут на территории достаточно интересного.

Как явствует из табличек к экспонатам, многие привезены из разных деревень, заново собраны и представляют из себя вполне пристойное зрелище. Пишу это потому, что иногда старые деревянные дома имеют характерный застоявшийся гнилостный запах. Находиться в таком доме не очень-то приятно. Кроме того, сами трухлявые бревна тоже не вызывают каких-то особо романтических чувств.

Пишу об этом со знанием дела, поскольку являюсь автором еще одного , как раз посвященного старым деревянным домам, которые доживают свой век в разных городах. Со временем их сносят, на их месте строят новые современные жилища. Иногда такие старые развалюхи по много лет стоят бесхозными, нежилыми. Наверное представляете, во что они постепенно превращаются.

Но в музее деревянного зодчества в Суздале собраны все же довольно хорошо сохранившиеся образцы. Возможно их реставрировали, специально отыскивали, выкупали у хозяев, разбирали по бревнышку и увозили в музей.

В каждом домике есть смотрительница, которая, как правило, очень хорошо вписывается в интерьер самого экспоната. Это не строгая тетенька в фирменной "корпоративной" одежде, а, как правило, дама в возрасте, одетая в народный костюм. В беседе со смотрителями домиков выяснилось, что это не просто случайные люди а знатоки своего дела. Они могут не просто истуканом сидеть на входе и следить чтобы туристы не растащили рухлядь на сувениры.

При случае они могут проконсультировать, пояснить, рассказать, ответить на вопросы. Они знают как что называется, что для чего используется. Это стало понятно, когда смотрительницы в нашем присутствии беседовали с некоторыми экскурсантами, которые, видимо, понимают толк в данной теме. Мы, к сожалению, не может похвастать столь же глубоким знанием культуры древнерусской деревни, поэтому предпочли роль глубокомысленно кивающих слушателей (надеемся, удалось сойти за умных:).

С другой стороны тетеньки не выказывали какого-то особого гостеприимства. То есть они, конечно, отвечали на приветствия, но сохраняли при этом строгое выражение лица, не лезли с разговорами и рассказами. В принципе, наверное, это правильно. Далеко не каждый посетитель настолько заинтересован в древнем деревянном зодчестве, чтобы слушать историю и особенности постройки каждого конкретного экспоната во всех подробностях.

Многие, как и мы сами, приехали в музей просто для того, чтобы увидеть нечто новое, необычное, сделать интересные фотографии, одним словом, чтобы сменить обстановку и немного развлечься. Навязчивые рассказчицы в каждом доме в такой ситуации были бы явно неуместны.

Ну, а что касается необычности и новых впечатлений, то этого здесь как раз предостаточно. Сравнивая старые деревянные дома образца конца позапрошлого века с современными коттеджами начинаешь удивляться, как это в такой небольшой каморке могла ютиться семья из 10-12 человек.

Сложно поверить, что весь дом отапливался лишь одной русской печкой и этого тепла хватало для обогрева помещений в суровые зимы. Интересно, сколько времени протянула бы в таком доме современная хозяйка, живущая в многоэтажном доме почти что на всем готовом.

Думаю, если бы людям, которые в свое время жили в этих домах, кто-нибудь сказал, что есть на свете жилища, в которые подается не только холодная, но и горячая вода, где есть батареи отопления и газовая плита для приготовления пищи. А еще есть стиральная машина, холодильник и телевизор... Думаю для древних людей это был бы настоящий удар.

Что понравилось в музее деревянного зодчества

Еще раз честно признаюсь, что я не искусствовед, не большой знаток старины вообще и деревянного зодчества в частности. Поэтому мой перечень интересных экспонатов, возможно, будет далек от объективности. Позволю себе упомянуть только то, что привлекло внимание, осталось в памяти.

Интерьеры деревянных домов

Все же интересно как жили наши предки. Наверное жители следующего века точно так же будут интересоваться сегодняшними домами, предметами быта, современной техникой. Представляю себе, что под открытым небом будет организована экспозиция с образцами домов разных эпох: современные 17-25-этажные, а далее пресловутые Брежневки, Хрущевки, Сталинки... интересно, а как назвать более старые двухэтажные дома? Может быть Ленинки или Бухаринки?

Точно так же как мы сейчас ходим по старым деревянным домам, наши далекие потомки будут бродить по этажам высоток, заходить в квартиры, рассматривать современные компьютеры, телевизоры, душевые кабины и стиральные машины...

Мы же примерно с тем же интересом разглядывали жилье крестьян XIX века. Посмотрите, как это выглядело:





















Деревянные церкви

Безусловным великолепием среди экспонатов выделяются две деревянные церкви. Причем это не маленькие часовни, а огромные сооружения под красивыми деревянными куполами.

Войти внутрь было невозможно, поэтому пришлось довольствоваться только внешним созерцанием. Просто удивительно как в старые времена ухитрялись строить такие громады без применения современной строительной техники. Конечно, еще более удивительными с этой точки зрения являются египетские пирамиды, но и эти деревянные церкви тоже надо было суметь возвести.





Попробуйте у себя на даче построить из обычных необработанных бревен хотя бы баню! Думаю, если вы не специалист по срубам и прочим аспектам строительства из дерева, у вас вряд ли получится что-то пристойное, по крайней мере с первого раза.

Вид церквей немного портят молниеотводы, установленные на крестах и нарушающих их привычный вид. Понятно, что это необходимо, поскольку церкви, пожалуй, самые высокие объекты в округе, и в случае удара молнией от них мало что останется. Тем не менее вид как-то сразу меняется, причем, увы, не в лучшую сторону.

Когда я обрабатывал фотографии, хотел убрать молниеотводы, но потом подумал, что от этого мой репортаж потеряет свою правдивость. Знаете, одно дело подправить цветопередачу, яркость картинки, чтобы она стала больше похожей на реальный вид, и совсем другое - вносить свои коррективы в реальные фото. Решил оставить как есть. Так что если решите посетить музей, увидите именно то, что видели на фотографиях.

Деревянные ветряные мельницы

Вот этого точно каждый день не увидишь. На достаточно обширном свободном пространстве стоят две вполне нормально сохранившиеся ветряные мельницы. Величина этих гомадин впечатляет. Не берусь сказать точнее, но по высоте они сопоставимы с пятиэтажным жилым домом, а длина лопасти пропеллера, думаю, примерно 5-6 метров. Самое удивительное, что верхняя часть мельницы - поворотная. Ее поворачивают по ветру, поскольку если он дует сбоку, то пропеллер не будет вращаться. Обратите внимание на длинные оглобли позади сооружения (на последующих фото их будет видно лучше). Именно за них поворачивают верхнюю часть, ориентируя ее по ветру.

Очень интересно и необычно выглядит сруб. Он не имеет форму прямоугольного параллелепипеда, как в обычных домах, а представляет собой восьмигранник, постепенно сужающийся к верху. Зачем так сделано? Не знаю. Не специалист. Может быть за счет такой формы достигается большая прочность и устойчивость конструкции. Ведь одно дело построить дом, который будет стоять неподвижно, и совсем другое - мельницу, у которой будет вращаться огромный пропеллер.

Ведь отцентрировать его идеально все равно не поучится, поэтому при вращении он будет расшатывать конструкцию то влево, то вправо (вверх и вниз - это не так страшно, а вот в стороны, это уже серьезнее).

Наверное, если бы мы имели дело с прямоугольной конструкции, она сложилась бы в самый первый день. Восьмерик, сужающийся кверху, видимо, более оправдан с точки зрения устойчивости.

Увы, зайти внутрь мельницы тоже не удалось - дверь закрыта решеткой. Но через решетку видно внутреннее пространство мельницы. К сожалению самих механизмов там нет, зато имеется деревянный макет, по которому можно понять, как все это устроено и работает.






На земле у самой мельницы можно увидеть круглый камень - жернов, на котором мололи муку. Не хотел бы я сам попасть под эти жернова:)

Зато, живя в прежние времена, я не отказался бы иметь такую мельницу на своем подворье. Сами посудите: многие односельчане и жители ближайших деревень захотели бы смолоть свое зерно на моей мельнице. Думаю, было бы справедливо установить некую таксу за помол.

Знаю-знаю! Сейчас некоторые из читателей посчитают меня стяжателем, любителем поживиться за чужой счет. Но... давайте на время отложим эти ярлыки и посмотрим на дело с практической точки зрения.

Во-первых: мне надо было бы построить эту мельницу. А это, сами понимаете, и стройматериалы и услуги мастеров, которые (вот стяжатели) бесплатно работать вряд ли стали бы. Значит, пришлось бы или идти на поклон к помещику или долго копить денежки, во всем себе отказывая.

Во-вторых: пришлось бы постоянно ремонтировать мельницу, поскольку
а) мастера не всегда бывают экстра класса (хоть и называют себя так), и делают свою работу по принципу тяп-ляп.
б) в процессе работы все равно происходит физический износ деталей, которые надо периодически менять.

Поэтому можно, конечно, быть "хорошим парнем" и всем молоть муку совершенно бесплатно, затрачивая свои собственные средства на вышеперечисленные расходы. Но, как показывает практика, такие люди очень плохо живут. Более того, со временем обнаглевшие односельчане начнут требовать чего-то большего, обвинять в недостаточно хорошем отношении, нежелании работать в воскресение и т.д. В худшем случае твою мельницу просто спалят в одну прекрасную ночь.

Поэтому установка платы за помол представляется мне вполне разумным шагом. Ведь не зря на Руси издавна существует пословица: "Не хочешь зла - не делай добра". Она работает до сих пор. Не раз убеждался, что сначала люди благодарят за проявленную доброту, потом воспринимают ее как должное, а потом начинают роптать, требовать чего-то большего, сплетничать, распускать слухи-небылицы или вообще "сжигают мельницу". Вам не приходилось сталкиваться с такими ситуациями?

Главная мысль таких людей - "он хорошо живет, он обязан делиться с бедными".

Но почему это вдруг зажиточный крестьянин, который долго копил деньги, иногда недоедал, иногда "чарочки не выпивал", построил мельницу, работает в поте лица и все такое прочее... почему он должен делиться с непутевым пьянчужкой, который настрогал "семеро по лавкам", а кормить их не научился? Да, я рассуждаю с позиции "недобитого кулака". А они, как теперь выясняется, были самими трудолюбивыми и рачительными хозяевами. И детей своих к этому же приучали.

Неужели вы симпатизируете пьянчуге, который не просыхает, все деньги тратит на увеселения, лупит свою жену и раздает зуботычины вместо куска хлеба свои детям, а потом заваливается на печь и требует к себе уважения? Да? Вам нравятся такие типы? Лично мне - НЕТ!

Они даже на колодец сами не сходят - ниже их достоинства. Кстати о колодце.


Колодец

Почти в середине территории музея можно увидеть колодец. Правда, это всего лишь макет. Воды в нем нет. Необычным в его конструкции является огромное колесо, при помощи которого можно было крутить ворот, поднимая наверх бадью с водой.

Наверное вы видели обычный колодец. Там ворот устроен немного иначе. К нему приделана ручка, за которую нужно вращать барабан-бревно. При вращении на него наматывается цепь, к которому привязано ведро. Так гораздо легче поднимать груз, чем просто руками тащить его вверх за цепь.




В колодце в суздальском музее вместо ручки к бревну приделано большое колесо. Зачем?

Мысль о том, что люди не могли достать железных ручек "не прокатывает". Железки тогда уже вовсю использовались.

Думаю, в те времена в колодец спускалось не металлическое ведро, как сейчас, а деревянная бадья, которая сама по себе весила немало. Принимая во внимание что мокрая бадья должна весить еще больше, а вода в бадье еще сильнее утяжеляла груз, становится понятно, что простым кручением ручки здесь было не обойтись. Не все тогда были былинными богатырями.

Чтобы поднять такую тяжесть надо было что-то более серьезное. Поэтому когда крестьянин шел за водой на колодец, он опускал бадью внутрь, а сам крутил колесо. А вот для подъема наверное приходилось самому забираться внутрь конструкции и работать "белкой в колесе". Иначе тяжелый груз было просто не поднять.

Так и представляю себе современную хозяйку, которая обычно заказывает воду с доставкой прямо в квартиру, залезающей внутрь деревянного колеса и начинающая перебирать руками и ногами, пытаясь крутить его чтобы поднять бадью с водой:)

Интересно, но в Нижегородском музее деревянного зодчества тоже есть такой колодец. Так что это, видимо, не какой-то частный случай, или особенность быта Владимиро-Суздальского княжества, а общепринятая практика в русской деревне XIX века.

Овины

"Попрощаться с теплым летом выхожу я за овин..." - кто не знает начала знаменитого стихотворения Михаила Исаковского. Вот мы и увидели те самые овины. Сейчас таких сооружений уже почти нет. Их заменили современные хранилища для сена, корма для скота.

Но в прежние времена овины, видимо, были непременным атрибутом сельской местности. Самое интересное, что они были разных видов. В уже упомянутом музее деревянного зодчества на Щелковском хуторе в Нижнем Новгороде мне удалось заснять несколько разных конструкций этих незамысловатых на первый взгляд сооружений. Поэтому если интересуетесь, скоро напишу статью, и вы сможете прочитать ее.

В суздальском музее овины достаточно однотипные. Они представляют собой обычные бревенчатые сараи для хранения вне дома всевозможных полезностей. Сено, солома, сельскохозяйственные орудия, какие-то запасы, которые можно держать в холоде.

Овины в музее скорее всего отстроены заново, а не перевезены из каких-то деревень. Это и понятно. Конструкция очень простая, воспроизвести ее заново не составляет особого труда. Это не трехэтажный дом зажиточного крестьянина, где каждая мелочь имеет значение, а потеря ее обедняет ценность экспозиции.

Зайти в овины тоже не получилось - решетки. Не удивительно. Ведь туристы захотят поваляться на сене, а потом еще, чего доброго, вдруг закурят... Дальше - сами понимаете, ничего хорошего для овина не будет.

Зато через решетки можно было увидеть все то, что и должно быть в уважающем себя овине:)

Туристы

Помимо собственно экспонатов музея достаточно интересно понаблюдать за самими туристами. Сначала, когда мы только что вошли на территорию, народу почти не было. Лишь редкие случайные посетители бродили от строения к строению.

Но через некоторое время в музей посетила делегация... а вот кто это был, мы так и не поняли. Варианты - японцы, китайцы, буряты... Одним словом откуда-то с дальнего востока, или из Поднебесной империи, или из Страны восходящего солнца, или еще откуда-то из тех краев.

Вели они себя просто удивительно и очень необычно. В отличие от других туристов, которые, попав на территорию музейного комплекса, сразу разбегаются кто куда под неистовые крики экскурсовода "граждане, не расходимся", японцы (давайте так их будем называть) двигались организованной группой, не шумели, слушали экскурсовода и, что самое поразительное, фотографировали лишь тот объект, о котором шла речь! Невероятно!

Уж на что я сам человек спокойный, и то попав на территорию музея деревянного зодчества сразу бессистемно нащелкал около 50 фотографий всего того, что видел, не переставая вертеться и удивляться. Только потом в последовательности моих съемок появилась какая-то логика, последовательность и осмысленность. Но в присутствии "японцев" мы с братом как-то невольно присмирели, приосанились и начали говорить друг с другом более спокойно и рассудительно, как подобает взрослым культурным людям, находящимся в приличном обществе.

Было еще несколько небольших групп "наших". Там ситуация была тоже небезынтересная. Как только туристы, а это в основном были семьи с детьми, попали на территорию, дети тот час же узрели качели. Это были самые обычные качели, которые стоят во дворах городских многоэтажек. В музее специально сделали такой детский городок, чтобы маленькие посетители не елозили по экспонатам, а занимались привычным для них делом.

Одним словом дети тут же оккупировали качели, а те, которым не досталось, начали или реветь или вступили в схватку с уже катающимися за право обладания местом на качели. Видимо они понимали, что никогда в жизни им больше не суждено покачаться на детских качелях, поэтому в городке разыгралась нешуточная сцена, полная страстей.

В результате группа разделилась. Отцы семейств и родители более взрослых чад, которым качельки были до лампочки, побрели самотеком по территории, а мамаши с детьми погрузились в увлекательное приключение на детской площадке. Возможно потом они поменялись ролями, но мы этого уже не видели, поскольку уже ушли.

Кошка

Живым талисманом суздальского музея деревянного зодчества является кошка Муська. Это совершенно обычная кошка - не сиамская и не персидская. Но повадки у нее такие, как будто бы она является не менее чем главным смотрителем экспозиции. Мой брат, Артем Кашканов, с которым мы ездили в эту поездку, узнал ее. Когда он несколько лет назад посещал музей, видел, как огромный туристический автобус корячился, объезжая эту кошку по обочине. А кошка надменно и неприступно стояла в самом центре подъездной дорожки ко входу в музей, грозно мякала и не собиралась уходить:)

Она не откликается ни на какие панибратские "кис-кис" и прочие "мусь-мусь". Считает это ниже своего достоинства. Сначала мы подумали, что она, может быть, глуховата, но потом, стало понятно, что она прекрасно слышит, просто мы сами были, как говорится, "не того калибра".

Потом выяснилось, что это действительно местная кошка, которая уже 11 лет живет в музее и за это время стала почти полноправным сотрудником.

После того, как мы узнали правду, стало даже как-то неудобно за свое отношение к этому зверю: мы-то предлагали ей играть, подставляли пальцы, на которые она нехотя и даже с какой-то надменной ленцой пыталась охотиться.

Одним словом, если будете в музее, попросите показать вам кошку Муську. Вы увидите существо, исполненное значимости от порученной ей миссии, достоинства и вселенского спокойствия. Погладьте ее, она иногда позволяет посетителям такую вольность. Но постарайтесь не встревожить ее покой. И не стойте рядом, когда кто-то тревожит. А то заодно тоже попадете "под раздачу" :)

На этой лирической ноте буду заканчивать свой длинный рассказ. Если вы дочитали до этого места, то, наверное, тоже уже поняли, что музей деревянного зодчества в Суздале - очень необычное место. В идеале надо приезжать туда одному и просто бродить среди старинных деревянных строений, сидеть на лавочках, любоваться мельницами и деревянными церквями. Просто удивительно но там в голову начинают приходить совершенно неожиданные мысли. Наверное потому, что сам ритм современной жизни остается за высокой деревянной оградой, и вы попадаете в удивительно спокойную атмосферу, где можно немного притормозить, расслабиться, неторопливо побродить, посмотреть, поразмыслить...

Я не получаю никаких комиссионных от музея за привлечение туристов и это никакая не заказная статья, как может показаться.

Основная мысль здесь такова: это просто здорово - быть свободным, иметь возможность своими глазами увидеть такие замечательные места, как Суздаль, Музей деревянного зодчества, поехать туда когда захочется, а не когда отпустят на работе или в выходной, когда там толпы народу. Правда, чтобы стать таковым, надо сначала много и плодотворно трудиться.

Но, говоря словами героя романа Александра Дюма, "благословен будь любой труд, который ведет к свободе". Если вы готовы встать на эту тернистую тропу, просто спросите меня, что вам нужно делать. Приготовьтесь трудиться как стадо буйволов, на несколько лет забыть о таких пустяках, как выходные... И тогда в вашей жизни тоже настанет день, когда мы сможем вместе поехать в Суздаль в будний день, когда там поменьше народу, погулять по музею деревянного зодчества и вспомнить, с чего начался путь к вашей свободе.

Вы готовы к этому?

Все поселения на Руси издавна возводились из дерева как из самого доступного материала, который к тому же легко было обработать и применить. Начиная со второй половины 20 в., чтобы сохранить историю и показать, как выглядело старославянское деревянное зодчество, музей обычно воссоздавали под открытым небом. Таких экспозиций на территории современной России существует множество, каждая из которых рассказывает о принципах архитектуры региона, традициях и его самобытности.

Разнообразие музеев деревянных построек в России

Музеев деревянного зодчества на территории России очень много, среди них самые известные и посещаемые туристами:

  • Малые Корелы и Кенозерский национальный парк, расположенные в Архангельске и области.
  • Витославлицы — музей в Великом Новгороде.
  • Архитектурно-этнографический музей «Семенково» в Вологодской обл.
  • Ибресинский этнографический музей в Чувашии.
  • Архитектурно-этнографический заповедник «Лудорвай» в Удмуртии.
  • «Новый Иерусалим» в Истре Московской обл.
  • Кижи в Карелии.
  • Музей деревянного зодчества г. Суздаля.
  • Костромская слобода — историко-архитектурный и ландшафтный музей в Костроме.
  • Музей-заповедник им. И. Самойлова в Нижней Синячихе Свердловской обл.
  • Усадьба Богословка в С.-Петербурге.
  • Лесная Крепость в с. Спас-Клепики Рязанской обл.
  • Щелоковский Хутор в Нижнем Новгороде и др.

Музей в Суздале

Проект музея деревянного зодчества в Суздале разрабатывался в 1960 годы одним из сотрудников реставрационной мастерской - В. М. Анисимовым. Сюда, на окраину города, были привезены различные избушки, колокольни и другие строения, в основном из Владимирской области, из которых составлен целый городок.

В экспозицию входят не только деревянные постройки (избы, бани, амбары и даже храмы), но и их внутреннее убранство, демонстрирующее крестьянский быт 18-19 веков: посуда из дерева и глины, домашняя утварь.

Ежегодно в июне на территории музея проходит Праздник ремесел, в середине лета — Праздник огурца, сопровождающиеся выступлениями артистов, исполняющих народные песни, танцы, готовятся старинные русские блюда.

Жилые постройки в Суздальском музее

Музей деревянного зодчества в Суздале состоит из нескольких построек. Крестьянские избы показывают отличия в быте середняка и зажиточного хозяина: более бедные строения состояли из клети и сеней (холодные комнаты) и самой «теплой избы», в которой ставили печь и топили дровами. Интересно, что вся мебель вырублена из цельной древесины вместе с избой, поэтому не может быть передвинута.

Каждый угол в Ильинской избе имеет свое функциональное предназначение:

  • главный (красный) — располагался против печи, где стояли иконы;
  • женский, где готовилась еда, хозяйка пряла полотно и шила;
  • хозяйский, с мужскими рабочими принадлежностями и конской упряжью.

В сенях, где было прохладно, хранили продукты и другие хозяйственные предметы, необходимые в быту.

Более зажиточные крестьяне строили двухэтажные дома с резьбой и украшениями по фасадной части, окнам. Как правило, хозяева жили на 2 этаже, а на первом — делали производственные помещения, например, устанавливали ткацкие станки, где трудились наемные рабочие. Предметы утвари здесь более дорогие, есть даже швейная машинка, утюг и др.

Церковные и хозяйственные строения в Суздале

Одна из достопримечательностей музея — старая мельница 18 в., которая была привезена из с. Мошок. Она представляет 8-угольный сруб из дерева. Механизм приводился в движение благодаря крыльям, вращающимся от ветра. В помещении также есть предметы труда: меры, которыми отсыпали муку, решето и сито.

В Суздале также расположены церкви: Воскресенская и Преображенская, привезенные из с. Козлятьево. Они демонстрируют достижения древних мастеров в строительстве многоярусных храмов. В основе строения лежит четверик, на котором сверху поставлены 3 восьмерика, увенчанные куполами, сделанными из «деревянной чешуи» (лемеха) в форме луковицы.

Воскресенская церковь была возведена с помощью только топора, как говорится, без единого гвоздя. Внутри воссоздан интерьер храма, есть даже позолоченный иконостас.

Костромская слобода

Музей деревянного зодчества в Костроме — один из старейших музеев, расположенных под открытым небом, — позволяет многим туристам получить представление о фирменном стиле древнерусской архитектуры, посмотрев крестьянские избы, свайные бани, ветряную мельницу и церкви 16 и 17 вв., привезенные из сел Костромской области.

Музей-заповедник находится около южной стороны Ипатьевского монастыря, на месте соединения рек Костромы и Волги. Судя по выставленным строениям, различные районы области имели собственные традиции и стилистические архитектурные особенности при возведении жилых, хозяйственных и религиозных зданий. Ведь в давние времена здесь наблюдалось смешение угро-финских племен и славянских, что и предопределило такое разнообразие.

В число экспонатов входят:

  • Часовня из с. Притыкино, построенная в конце 18 в., напоминающая сторожевую башню.
  • Часовня из Б. Токарева, которая не имела алтаря.
  • Церковь Св. Богородицы 16 в. — считается самым древним деревянным храмом Костромской обл. По легенде, под алтарем похоронены мастера-плотники, построившие ее.
  • Церковь Всемилостивого Спаса, датированная 1712 г., восстановленная в 1970-е годы, состоящая из 4 клетей. Имеет прекрасный старинный интерьер, украшенный резьбой.
  • Летняя церковь И. Пророка 16-19 вв. Отличается сводом, обтянутым холстом со сценами Христовых страстей и красивым резным убранством.
  • Крестьянские дома 19 в., имеющие в жилой части несколько горниц, а также хозяйственные строения (хлев, сеновал, кладовые и др.).
  • Разнообразные хозяйственные строения (баня, овин, амбар, мельница-шатровка и т. д.).

Витославлицы

Расположен этот музей деревянного зодчества в Новгороде, в 10 км от Новгородского кремля. Его создание началось в середине 20 века. Руководил планировкой и размещением привозимых из деревень 20 строений-памятников деревянного зодчества архитектор Л. Е. Красноречьев. К юбилею музея, состоявшемуся в 2014 г., здесь собрано уже 38 памятников архитектуры.

Все выставленные экспонаты знакомят туристов с архитектурными традициями, жизненным укладом, бытовыми и трудовыми традициями новгородских крестьян.

В экспозиции представлены:

  • Церкви Никольская (1688) и Успения (1595), церковь Рождества Богородицы (1531).
  • Старинные амбары и овины конца 19 — начала 20 вв.
  • Крестьянские избы, построенные на подклетях, при которых хозяйственные комнаты располагались на первом этаже (зимой в них даже жили коровы и свиньи). На 2 этаже была одна жилая комната, имеющая несколько зон. Все избы в 18-19 в. топились «по-черному», потому все вещи и утварь покрывались копотью. Спали всей семьей на полатях, расположенных под потолком избы. В каждой из многочисленных изб сделана тематическая выставка (свадьба, изготовление валенок, Пасха и др.).

Нижняя Синячиха

Один из популярнейших на Среднем Урале музей деревянного зодчества — Нижняя Синячиха — располагается в одноименном селе, возникшем в 1860 г. на «государевой дороге», соединяющей Сибирь и центральные области России.

Созданию музея деревянного зодчества положил начало И. Д. Самойлов, который перед этим занимался реставрацией местного Спасо-Преображенского храма. Рядом с ним и стали располагать экспозицию из привозимых изб, часовен и других строений. Всего сюда было перевезено из сел Свердловской области 16 дворов, усадеб крестьян, церквей 17-19 вв. Музей-заповедник носит теперь имя его создателя.

Самое оригинальное и необходимое здание, которое всегда возводилось в сибирских селах, — пожарная каланча. Обычно его делали в виде надстройки над административным зданием либо отдельно, по типу сторожевой башни, где всегда находился дозорный.

Вдоль Сибирского тракта издавна строили целые комплексы построек, состоящие из жилой избы, таможни, амбара и конюшни. В представленной застройке центральное место отведено двухэтажному 6-стенному дому, украшенному деревянной резьбой, башнями и ставнями. Интерьер его также сохранен в неизменном виде: печь, домашняя утварь, ремесленные орудия (прялка, веретено и др.).

Общественные и хозяйственные постройки Музея деревянного зодчества «Синячиха» — баня, мельница, кузница и пр. — находятся в действующем состоянии, во время проводимых праздников здесь устраивают мастер-классы.

Оригинальны и интересны небольшие часовни, которые раньше строились в селах Урала: Ильинская (17 в.), Вознесения Господня (1885), имени Зосимы и Савватия Соловецких (нач. 20 в.). Они щедро украшены резьбой, а внутри можно увидеть старинную мебель, посуду, домашнюю утварь.

Лудорвай

Один из интересных музеев деревянного зодчества, демонстрирующих национальную архитектуру и обычаи регионов России, находится в Удмуртии, недалеко от г. Ижевска. Это архитектурно-этнографический музей-заповедник Лудорвай. В его экспозиции представлены усадьбы удмуртов и русских крестьян, пасека, ветряная мельницы и выставка «Волостное управление».

Каждая усадьба имеет свой традиционный стиль и состоит из избы, амбара, бани, навеса и куала (семейной языческой молельни). По всей территории расставлены удмуртские резные фигуры из дерева.

Щелоковский хутор

Этот молодой архитектурно-этнографический музей-заповедник деревянного зодчества Нижнего Новгорода, созданный в 2014 г., демонстрирует уникальные деревянные постройки 17-20 вв., освещая быт населения Нижегородского Поволжья того времени. Формирование экспозиции происходило в 1970-80-е годы, когда удалось собрать 14 памятников зодчества по всей области, которые имеют отличительные особенности в плане конструктивного решения и способов постройки.

Такое разнообразие музеев деревянного зодчества, расположенных в различных уголках России, помогает ознакомиться с историей, бытом и творчеством людей, живших в предыдущие столетия на необъятных просторах нашей страны.

Музей деревянного зодчества в Суздале - самый любимый, самый популярный из всех местных музеев. Я не знаю ни одного человека, кто, приехав сюда, пропустил бы эту очаровательную достопримечательность Суздаля. Чем же он так привлекателен?
Все просто - музей под открытым небом, на природе, простой, естественный, как сама жизнь. Впрочем, он и есть жизнь, быт, прошлое - народное, крестьянское, купеческое. А быт вообще всегда интересен.
Как жили люди раньше? Лучше всего об этом расскажут предметы, которые их окружали, дома, в которых они жили, книги, которые читали и игрушки, в которые играли их дети. Вот об этом и есть Музей деревянного зодчества.

Реклама — поддержка клуба

Для тех, кто лично поедет сюда, мой совет - обращайте внимание на детали. Не просто разгуливайте, дышите воздухом, наслаждайтесь простором и свежестью ветра (хотя и это, конечно, тоже). Обращайте внимание на детали - совершенно потрясающую резьбу на домах, запах трав в кладовой, скромность быта, разницу жизни разных слоев населения.

Приехать сюда можно как по поводу, так и без повода. Если нужен повод, то выбирайте подходящее для себя мероприятие, народное гулянье. В Музее деревянного зодчества в Суздале ежегодно отмечаются такие праздники как Рождество, Масленица, Гусиные бои (есть и такой, проходит в феврале), праздник ремёсел на Троицу и, ставший уже знаменитым, Праздник огурца. В 2015 году Троица в Суздале будет отмечаться 31 мая (воскресенье). А Праздник огурца Суздаль отметит 18 июля (суббота). Так что милости прошу, сделайте себе заметочку.
Впрочем, если вы хотите просто погулять по музею, посмотреть экспонаты, то лучше праздников избегать. В такие дни здесь очень много народа. Приезжайте летом или зимой. Лучше в сухую погоду.
Понимаю, что мы приехали не в самый лучший момент. Снег активно таял, воды было по щиколотку, и, проложенные в некоторых местах дорожки, не спасали. Поэтому в самый дальний "угол" комплекса мы не пошли. Не охваченными остались три домика рядом с мельницами. Да и сами мельницы я сняла только издалека.

Несколько слов о музее. Создавался он в 60-70-х годах XX века. С деревень и сел Владимирской области были привезены деревянные церкви и жилые дома. Место для музея было выбрано не простое - здесь в древности стоял Дмитриевский монастырь.
Помните, я рассказывала вам о том, что Суздаль был окружен кольцом из 15-ти ? Так вот Дмитриевский монастырь - один из десяти не дошедших до наших дней, самый ранний. Основан он был в XI веке, в XIII веке сожжен татаро-монголами, затем возрожден. Действовал монастырь до XVIII века. Затем на этом месте возвели два храма Георгиевский (1751 г.) и Дмитриевский (1773 г). Впрочем, оба были разрушены в 30-е годы XX века.
Узнаете лужайку? (Фото с сайта: www.photosuzdal.ru).

Что сейчас представляет собой Музей деревянного зодчества? Улицы XIX века во Владимирской глубинке, где стоят дома, церкви и прочие постройки. Пройдитесь по ним, окунитесь в историю, не столь, впрочем, дальнюю для того, чтобы ощущать и понимать все головой и сердцем.

Итак, представляю фоторепортаж о нашем посещении Музея деревянного зодчества в марте 2015 г . Во время прогулки по музею старалась делать подробную фотосъемку - информационные стенды, дома и церкви, предметы внутри построек. Смотрите, читайте, думайте...
Это был один из праздничных дней. Машин около музея стояло невероятное количество. Подъезжаем, осматриваемся, ищем, где припарковать машину.



Около музея есть как платная парковка, так и бесплатная. Находим местечко на бесплатной.

Идем ко входу.

​Около входа в музей стоит несколько информационных стендов - карта Суздаля, главные достопримечательности Суздаля - кремль, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри и экспозиции в них. Ну и, конечно, схема самого Музея деревянного зодчества.


Заходим в здание кассы (оно проходное на территорию музея). Покупаем билеты. Стоимость взрослого билета - 250 руб. Вход для детей до 18 лет бесплатный.


На территории Музея деревянного зодчества и крестьянского быта.

Церковь Спаса Преображения из с. Козлятьево - 1756 г.



Церковь Воскресения Христова из с. Патакино - 1776 г.

Деревянные церкви строились без единого гвоздя.

Дом крестьянина-середняка. Резьба над окнами, ах, как хороша. Вообще домик очень ладный.



Заходим во двор, затем в дом. Внутри воссоздан интерьер.



"Русская деревня сердцу дорога:
Стройные березки, тихие луга,
Мелкая речушка и печальный лес...
На церквушке старенькой покосился крест...

Опустели избы, в них не слышен смех,
Лишь в окно разбитое залетает снег.
Маленькие домики, отчие гробы...
Все по сути родом мы из такой избы...".

Так вот думается мне, что привлекательность подобных музеев для нас, русских, в памяти крови... Для иностранцев - просто в любопытстве.













Русская печка из снега. Дрова, занавесочка. Очень мило, с юмором. Летом такое не увидишь.

Помимо церквей и жилых домов в музее представлены другие деревенские постройки - мельницы, сараи, амбары, колодцы.
Колёсный колодец - XVIII век.

Дом зажиточного крестьянина - XIX век. Двухэтажный. Первый этаж - жилой, второй - рабочий. Там работали наемные ткачи.



























Рядом с домом зажиточного крестьянина - лавочка с пирожками и чаем.

А это неприступные из-за воды ветряные мельницы - XVIII в.

Почему-то в этом месте не проложены дорожки...

Идем к очень интересному дому - купеческому.







В доме купцов Агаповых (конец XVIII века) расположены две экспозиции - "Суздальское купечество" и "Портрет в интерьере".

Купеческий дом, конечно, уже совсем другой - сделан в дереве и камне, достаточно большой по размеру и уже совсем другой по содержанию.






Комната на втором, жилом, этаже.


















Недалеко от купеческого дома вижу отель. Это четырехзвездочный отель Кремлевский . Лучшего места расположения для гостиницы в Суздале и не придумаешь - напротив кремля, рядом с Музеем деревянного зодчества. Как говорится - дай Бог каждому!











Музей деревянного зодчества в Суздале (Суздаль, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Музей деревянного зодчества в Суздале - это комплекс под открытым небом, где собраны уникальные постройки 17-19 веков. Так, приехав сюда (музей находится на окраине города), можно заглянуть в избу простого батрака и зажиточного крестьянина, стать гостем купеческого дома и заодно побывать в двух церквях, возведенных, кстати, без единого гвоздя.

Благодаря стараниям краеведов в музее деревянного зодчества в Суздале до мельчайших деталей воссозданы крестьянский и купеческий быт царских времен.

Все постройки на территории музея деревянного зодчества - без преувеличения архитектурные памятники, которые, несмотря на минувшие столетия и отдаленность (дома и церкви находились в разных селах Суздальского района), все-таки удалось собрать в одном месте. Но экспонаты музея уникальны не только снаружи. Краеведы до мельчайших деталей сумели воссоздать крестьянский и купеческий быт 17-19 веков. Мебель, утварь, ремесленные предметы того времени - это и многое другое можно увидеть здесь во время экскурсии.

В музее деревянного зодчества в Суздале представлены и другие постройки, без которых не обходилась ни одна крестьянская деревня. Это мельницы, сараи, амбары, колодцы... Все это можно посмотреть, потрогать и таким образом проникнуться духом старины.

Музей деревянного зодчества в Суздале включает в себя также две церкви: Преображенскую и Воскресенскую. Храмы выполнены в традиционном сдержанном стиле и спустя почти три века прекрасно сохранились, несмотря на то, что их возводили без всяких креплений и гвоздей - только бревна и доски.

Посетить музей деревянного зодчества в Суздале можно в любой день с 9:00 до 16:00, кроме среды и последней пятницы месяца. Летом комплекс работает дольше - до 21:00. Входные билеты стоят 350 RUB, для школьников и пенсионеров - 150 RUB.

Адрес: Суздаль, ул. Пионерская, д. 1.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.



Статьи по теме: