Старейшие кладбища россии. Самые необычные кладбища

На Байковом напротив церкви есть несколько старых захоронений. Летом, когда распускается листва, их практически не видно. Есть старый склеп в готическом стиле, такая себе мини-копия католического собора.

Несколько старых строений врыты в гору.

Определить, к какому времени они принадлежат, сложно - почти все даты стерты.

Остались лишь некоторые фамилии - семейство Диателовичей, Александр и Мария Тышевичи, Вацлав и Наталья Горские, почетные граждане Киева Михаил и Агриппина Матвеевы. Одно из самых последних захоронений в склепе датируется 1922 годом.

На самом деле самих гробов внутри строений уже нет, что с ними, никто не знает.

Сами склепы похожи на маленькие домики, их размеры примерно 2 на 4 кв. м, высота 2-2,5 м.

Определить их стиль достаточно сложно.

Есть и готика, классические колонны, склеп, похожий на синагогу.

Есть напоминающие псевдорусский стиль - с маленькими «луковками» наверху и как бы раздутыми пропорциями.

Еще в начале 50-х здесь встречались пышные мавзолеи (особенно на католическом и лютеранском участках), внутри которых можно было бродить, как по музейным залам.

Не такой вид, как сегодня, имела и центральная аллея главного киевского некрополя.

Некогда состоявшая из надгробий дореволюционных магнатов, меценатов и представителей местной элиты, она вела прямо к кладбищенской Вознесенской церкви, построенной знаменитым архитектором Владимиром Николаевым. Напротив храма возвышалась грациозная постройка, напоминающая польский костел - с остроконечным куполом, широкой аркой и высокими стрельчатыми окнами. Это была усыпальница какой-то важной особы, фамилии которой уже давно никто не помнит. За пересечением дорог было еще одно надгробие из голубого мрамора в виде часовни со сквозными колоннами. Поговаривали, что внутри этой конструкции размещался бюст усопшего, известного киевского купца Григория Гладынюка, прославившегося благотворительными делами. Как и множество других "буржуйских" памятников, могила эта была снесена. Теперь на ее месте возвышается надгробие поэта Павла Тычины, а на месте миниатюрного "костела" - бронзовые бюсты Героев Советского Союза генералов Слюсаренко и Лавриненко...

Зато остались некоторые старинные склепы, которые еще манят к себе и настраивают на романтический лад... Вот помпезная гробница Михаила Аристархова, увенчанная двумя экзотическими шпилями и крестом.

Ее фасад украшает прекрасный бронзовый барельеф, изображающий Архистратига Михаила, одетого в рыцарские доспехи, поражающего огненным мечом сатану. Решение евангельского сюжета настолько необычно, что болезненная гримаса Люцифера с козлиными рожками вызывает даже сочувствие.

Недалеко усыпальница Тышевичей. Постройка напоминает хорошо известное киевлянам здание караимской кенасы на Ярославовом Валу, 7.

Та же декоративная арка, поставленная на две колонны, аналогичная сфера полукупола и такой же лепной орнамент.

Чувствуется почерк Владислава Городецкого. Документальных подтверждений этому нет, хотя и известно, что зодчий проектировал некоторые мавзолеи для Байкового кладбища.

А вот усыпальница Диателовичей - треугольный фронтон, коринфские пилястры, крест и полукруглые ниши для скульптур...

Акцент культового зодчества присутствует везде. На территории Старого кладбища можно увидеть шикарный (хоть и запущенный) готический замок, его купол очень похож на величественные завершения костела Св. Николая на ул. Б. Васильковской.

Это так называемый «Мавзолей Витте», выполненный по проекту Владислава Владиславовича Городецкого — крупнейшего зодчего не только Киева, где он особенно много построил, но и Украины в целом, Польши, Ирана…

Вот что пишет дотошный исследователь жизни и творчества зодчего — Дмитрий Васильевич Малаков: «…Польские биографы Городецкого указывают на «памятник и мавзолей графа Витте»… Мавзолей Витте стоит на наивысшей точке холма, занятого Старым Байковым кладбищем, и поначалу, пока еще не выросли здесь высокие деревья, доминировал над долиной речки Лыбедь, заметный с ее левобережья — Нового Строения, где возносились два острых шпиля римско-католического костела св. Николая. Оба сооружения архитектора Городецкого как бы перекликались в этом пространстве над Лыбедью — одинаковой архитектуры, с тождественными шпилями, в рафинированных формах готики, с бетонными конструкциями и оформлением». Теперь здесь под ногами — осколки башен, разрушающийся фасад, проржавевшие тонкой работы ворота, некогда закрывавшие вход в склеп, пустые водочные бутылки и даже некое подобие лежбища бомжа на месте могилы, коему никакая милиция не угрожает. Страшно, господа, очень страшно, до чего мы дожили в свободной от всех обязательств независимой державе!

В запущенном и неухоженном состоянии пребывает еще один из известных мавзолеев, возведенный в 1909 году на Байковом Новом кладбище, к северо-востоку от кладбищенской церкви Вознесения Христова.

Вот что пишет Дмитрий Малаков о нем: «Среди скромных могилок и надгробий на небольшом участке возносится массивная, скорбно-монументальная часовня со срезанным навершием, скорее похожая на братскую усыпальницу, пропорциями напоминая известные памятники — на Шипке в Болгарии или под Лейпцигом в Германии. Такой же квадратный план в основе, сужение кверху, удлиненные вертикали, узкие световые прорези, поднятые высоко над землей.

Этот башнеподобный мавзолей, когда-то не загороженный деревьями, тоже хорошо просматривался от Нового Строения, с полотна железной дороги Киев—Брянск. Главный фасад, обращенный сюда, на восток, рассчитан именно на восприятие с далекого расстояния своим лаконичным и масштабным членением».

В центре мавзолея — высокий восьмиконечный крест с терновым венком в средней части.

Мавзолей с двух сторон окружили скорбящие ангелы — дивной красоты скульптуры.

Весь архитектурный ансамбль выполнен в стиле модерн.

Новодевичье кладбище — одно из самых известных мест погребения усопших в Москве. Первые захоронения в районе нынешнего Новодевичьего кладбища появились в 70-е годы XVI века на территории Новодевичьего монастыря. В подклете Смоленского собора Новодевичьего монастыря покоятся останки дочери Ивана Грозного Анны, его снохи и невестки. Здесь же похоронены дочери царя Алексея Михайловича, сестры Петра I, а также царевны Софья (инокиня Сусанна), Евдокия и Екатерина Милославские, первая жена Петра I Евдокия Лопухина (инокиня Елена). В 19 веке на территории монастыря начали хоронить состоятельных купцов, писателей, ученых, музыкантов, видных политических и общественных деятелей.

В 1898 году для расширения кладбища было выделено два гектара новой земли за южной стеной монастыря, ранее занятой монастырскими огородами. По проекту архитектора С. К. Родионова крутой склон за южной стеной был выровнен насыпным грунтом, устроена дренажная система, распланированы участки; территорию нового кладбища обнесли кирпичными стенами и башнями, примкнувшими к стенам монастыря. Активное участие в проектировании территории нового кладбища принял и архитектор И. П. Машков, который в то время занимался реставрацией Смоленского собора монастыря. Официально эту часть кладбища открыли в 1904 году, но захоронения стали производить еще раньше. В настоящее время огороженную территорию за южной стеной Монастыря принято называть «старое Новодевичье кладбище».

В 1922 году Новодевичий монастырь вместе с кладбищем обрел статус музея и был взят под охрану государства. Но в 1930 году было принято решение на месте некрополя разбить сквер с газонами и аллеями. В результате реконструкции из более чем двух тысяч древних могил осталось всего лишь около сотни, и те были значительно повреждены. На территории монастыря сохранились могилы героя Отечественной войны 1812 года поэта Дениса Давыдова, князя С. Трубецкого, подполковника М. И. Муравьева-Апостола, А. Н. Плещеева, философа Вл. С. Соловьева, основателя Исторического музея графа А. С. Уварова, генерала А. А. Брусилова, братьев Н. А. и Д. А. Милютиных.

Вскоре после Октябрьской революции, по решению ВЦИК, территория кладбища за южной монастырской стеной, бывшая до того местом захоронения рядовых москвичей Хамовнического и близлежащих районов, была отдана для погребения «лиц с общественным положением». В 1930-х годах, в период уничтожения многих московских церковных и монастырских кладбищ, сюда были перенесены могилы ряда известных лиц: с кладбища Данилова монастыря перенесен прах писателя Н. В. Гоголя, из Симонова монастыря был перенесен прах поэта Д. В. Веневитинова, писателя С. Т. Аксакова, с уничтоженного Дорогомиловского еврейского кладбища — прах художника И. И. Левитана, с кладбища Даниловского монастыря — прах Сергея и Павла Третьяковых.

На старой территории Новодевичьего кладбища расположен «вишневый сад» — мхатовский участок с могилами Чехова, Станиславского и актеров его театра. Весной здесь цветут вишни. Также на старой территории находится могила великого русского баса Ф. И. Шаляпина, умершего в Париже в 1938 году. Останки Шаляпина были перенесены в Москву и захоронены на Новодевичьем кладбище в 1984 году.

В 1949 году территория кладбища была расширена на юг (так называемое «новое Новодевичье кладбище»), в 1950—1956 годах вокруг новой территории были сооружены стены, ворота и служебные помещения. А в конце 1970-х годов территория кладбища была вновь расширена — так образовалась территория «новейшего Новодевичьего кладбища». Новодевичье кладбище включает территорию одиннадцати участков, общая площадь которых составляет более 7,5 га. На кладбище захоронено около 26 000 человек.

В стенах Нового кладбища устроен колумбарий для захоронения урн с прахом. Сейчас в колумбарии хранится около 7 000 урн. Одно из самых известных захоронений Нового кладбища — могила первого Президента России Б. Н. Ельцина, которая располагается на Центральной аллее. Также здесь похоронены писатели А. Т. Твардовский, И. Г. Эренбург, Н. А. Заболоцкий, Ю. С. Семенов, режиссеры М. И. Ромм, И. А. Пырьев, певцы Марк Бернес, Л. Русланова, А. Вертинский, художник А. А. Дейнека, авиаконструктор А. Н. Туполев, музыканты С. Рихтер, М. Ростропович, балерина Г. Уланова, актер Ю. Никулин, политические деятели Н. С. Хрущев, Р. М. Горбачева.

На Новейшем кладбище похоронены актеры Евгений Леонов, Евгений Евстигнеев, Ролан Быков, Анатолий Папанов, Ростислав Плятт, Игорь Ильинский, Иннокентий Смоктуновский, Олег Борисов, Николай Крючков, Клара Лучко, Вячеслав Тихонов, Михаил Ульянов, Георгий Жженов, Олег Янковский, композиторы Георгий Свиридов, Альфред Шнитке, певцы Иван Козловский, Клавдия Шульженко, легендарный диктор Юрий Левитан, летчики-космонавты Герман Титов и Георгий Береговой, героический летчик Алексей Маресьев, академик П. Л. Капица, режиссеры Сергей Бондарчук, Сергей Герасимов.

После смерти Мстислава Ростроповича в 2007 году управляющий делами президента Владимир Кожин заявил, что эта могила станет на кладбище последней, так как места для захоронений на нем закончилось.

2 Ваганьковское кладбище (Москва)

Ваганьковский некрополь, расположенный к западу от Пресненской заставы в Новых Ваганьках, был основан в 1771 году. Первыми на Ваганьковском кладбище были захоронены тысячи безымянных москвичей, умерших от чумы в том же 1771 году. Кладбище было заложено благодаря графу Григорию Орлову, которого императрица Екатерина II отправила в Москву, наделив его чрезвычайными полномочиями для борьбы с бушующей в то время страшной болезнью.

На протяжении последующих полутора веков на Ваганькове находили последний приют люди небогатые — крестьянского и мещанского сословий, мелкие чиновники, отставные военные и подобранные на улицах обитатели московских трущеб. Только в ХIХ веке здесь появились могилы людей, оставивших след в отечественной истории.

В 1824 году по проекту архитектора А. Г. Григорьева на месте старой церкви был возведен храм Воскресения Словущего с северным приделом во имя Иоанна Милостивого, а в память о старой одноименной церкви сооружена ротонда. Немногим позже вблизи нового храма появились могилы декабристов А. Ф. Фролова и П. С. Бобрищева-Пушкина, чуть дальше — могилы друзей Пушкина графа Ф. И. Толстого и композитора А. Н. Верстовского.

По захоронениям Ваганьковского некрополя можно проследить отечественную историю по ее трагическим моментам: здесь находится братская могила воинов, погибших в битве при Бородино в 1812 году и братская могила жертв Ходынки, погибших в давке при раздаче подарков после коронации императора Николая II, памятник жертвам сталинских репрессий 1930-х гг., братская могила защитников Москвы, державших ее оборону во время Великой Отечественной войны в 1941—1942 гг., памятник жертвам путча 1991 года и, наконец, памятник детям-актерам мюзикла «Норд-Ост», ставших жертвами террористического акта на Дубровке в 2002 году.

На Ваганьковском кладбище покоятся многие знаменитости: составитель «Толкового словаря живого русского языка» В. И. Даль, один из основателей Московского зоопарка профессор С. А. Усов, академик К. А. Тимирязев, основатель Театрального музея А. А. Бахрушин, поэт С. А. Есенин, художники В. А. Тропинин, А. К. Саврасов, В. И. Суриков, революционер Н. Э. Бауман, а также прославленные деятели советской науки и искусства: режиссеры Ю. А. Завадский, В. Н Плучек, Г. Н. Чухрай, С. И. Ростоцкий, артисты Г. М. Вицин, А. А. Миронов, В. М. Соломин, Л. А. Филатов, а также В. С. Высоцкий, Б. Ш. Окуджава, футболист Л. И. Яшин и многие другие.

3 Всехсвятское кладбище (Тула)

Всехсвятское кладбище — старейшее мемориальное кладбище Тулы, одно из старейших и заслуживающих внимание кладбищ России. В 1772 году, после выхода указа Екатерины II о запрете захоронений в черте города при церквях, в связи с эпидемией чумы, власти Тулы выделили на южной окраине города место под новое кладбище. Умерших же от чумы было немного. По отчетам Тульской канцелярии умерло 12 человек мужского пола (женщины не учитывались). Кладбище окопали рвом и первоначально на нем хоронили только умерших от чумы. Немного позже там поставили деревянную церковь. Для экономии места людей на кладбище хоронили ярусами. На кладбище стоял ужасный запах. В 1839 году губернатор Тулы А. Е. Аверкиев занялся благоустройством кладбища. На пожертвованные купцами деньги сделали высокий вал и глубокую канаву.

Напротив центрального входа кладбища стоит каменное здание церкви во имя Всех Святых (1773 -1795), которое возводили на средства тульских купцов Стефана Сушкина и Никифора Девяткина. В алтарной части сохранилась надгробная плита Сушкина.

Со временем городская территория, прилегающая к кладбищу, оказалась плотно застроенной жилыми домами. Кладбище в свою очередь продолжало пополняться все новыми и новыми могилами. В результате санитарное состояние вновь ухудшилось, и жители близлежащих домов обратились к властям с просьбой о благоустройстве кладбища. В 1847 году губернатор Н. Н. Муравьев распорядился поправить поврежденные вал и въездные ворота, построить караульный дом и нанять сторожей, которые бы следили за тем, чтобы на месте старых могил не вырывали новые, а плотность захоронений не была слишком большая. В 1900 году началось строительство каменной ограды.

Осенью 1864 года прихожане католической общины Тулы обратились с просьбой к православной епархии о выделении места на кладбище для захоронения своих прихожан. Разрешение было получено, и вскоре на Всехсвятском кладбище появился лютерано-католический участок, отделенный от остальной части кладбища рвом. Позже, при строительстве каменной ограды, был сооружен и отдельный вход — ворота с башенками в готическом стиле (сохранились до нынешнего времени). В годы Великой Отечественной войны эта часть кладбища подвергалась актам вандализма.

В 1889 году на южной стороне кладбища отвели участок для захоронения военных. В 1914 году этот участок начал увеличиваться за счет захоронения военных, павших в Первую мировую войну. В 1910 году началось строительство каменной стены с восточной стороны кладбища, а со временем оно было огорожено полностью по периметру. На Всехсвятском кладбище сохранились семейные захоронения знаменитых купеческих родов — Добрыниных, Лугининых, Ливенцевых, Баташевых, Черниковых, Белобородовых. Также здесь покоятся выдающиеся оружейники-конструкторы П. П. Третьяков, Ф. В. Токарев.

Захоронения на кладбище продолжались вплоть до 1968 года, когда оно получило статус мемориального. В настоящее время на Всехсвятском кладбище разрешено хоронить лишь урны с прахом.

4 Литераторские мостки (Волковское кладбище, Санкт-Петербург)

«Литераторские мостки» — участок на Волковском кладбище Санкт-Петербурга, музей-некрополь, где захоронены многие русские и советские писатели, музыканты, актеры, архитекторы, ученые и общественные деятели.

История Литераторских мостков начинается с А. Радищева. В 1802 году он был похоронен возле церкви Воскресения Словущего (могила не сохранилась). В 1848 году в том же месте был захоронен публицист В. Г. Белинский, в 1861 году рядом с могилой Белинского был похоронен Н. А. Добролюбов, а в 1868 году рядом с ними — публицист Д. И. Писарев.

На Литераторских мостках похоронены писатели И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, А. И. Куприн, революционеры Г. В. Плеханов и В. И. Засулич, Н. С. Тютчев, ученые Д. И. Менделеев, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. С. Попов, архитектор В. В. Козлов и др. Здесь же покоятся мать В. И. Ленина и его сестры.

В 1935 году «Литераторские мостки» были превращены в отдел Государственного музея городской скульптуры. Сюда были перенесены останки литераторов с кладбищ, которые предназначались к уничтожению, — Н. Г. Помяловского, А. А. Блока, И. А. Гончарова. В отдельных случаях переносили только надгробия, но не сами останки. На территории некрополя насчитывается около 500 надгробных памятников, в том числе имеющих значительную художественную ценность.

5 Пискаревское кладбище (Санкт-Петербург)

Пискаревское мемориальное кладбище — один из символов современного Санкт-Петербурга. Оно основано в 1939 году как обыкновенный некрополь северной столицы. Свое название кладбище получило от деревни Пискаревка. Но только небольшой участок довоенных погребений остался на кладбище.

В 1941—1944 годах Пискаревское кладбище стало местом массового захоронения жертв блокады Ленинграда и воинов, погибших на фронте Второй Мировой войны. Всего в братских и индивидуальных могилах было погребено примерно 470 тысяч человек. Наибольшее число умерших пришлось на зиму 1941−1942 гг. (так, 15 февраля 1942 года доставлено для захоронения на кладбище 8452 умерших, 19 февраля — 5569, 20 февраля — 10043).

В феврале 1945 года был проведен конкурс на проект мемориала леинградцам, погибшим во время блокады. В 1956 году на площади свыше 26 гектаров началось строительство мемориального комплекса по проекту архитекторов А. В. Васильева и Е. А. Левинсона. Мемориал был открыт 9 мая 1960 года, в пятнадцатую годовщину Победы. Вечный огонь был зажжен от огня на Марсовом поле.

В центре архитектурно-скульптурного ансамбля находится шестиметровая бронзовая скульптура «Мать-Родина» — траурная стела с горельефами, воссоздающими эпизоды жизни и борьбы сражающегося Ленинграда. Авторы ансамбля — архитекторы А. В. Васильев, Е. А. Левинсон, скульпторы В. В. Исаева и Р. К. Таурит, М. А. Вайнман, Б. Е. Каплянский, А. Л. Малахин, М. М. Харламова.

Перед входом на Пискаревское мемориальное кладбище установлена памятная мраморная доска с надписью: «С 8 сентября 1941 года по 22 января 1944 года на город было сброшено 107158 авиабомб, выпущено 148478 снарядов, убито 16744 человек, ранено 33782, умерло от голода 641803 человек». В двух павильонах у входа на Пискаревское кладбище расположен музей, посвященный подвигу жителей и защитников города.

В западной части кладбища есть участки индивидуальных гражданских захоронений, а также захоронений воинов, погибших во время советско-финской войны 1939−1940 годов. Вдоль восточной границы кладбища расположена Аллея Памяти. В память о защитниках Ленинграда на ней установлены мемориальные плиты от городов и регионов нашей страны, СНГ и зарубежных стран, а также организаций, работавших в блокадном городе.

С начала XX в Москве были ликвидированы крупные городские кладбища. Захоронения сдерживали развитие города и нарушали санитарные нормы: размещать кладбища в районе жилой застройки стало незаконно. Высвобожденная земля отдавалась под транспортные узлы, микрорайоны, промышленные предприятия и парки.

В общей сложности на территории старой Москвы были ликвидированы 12 погостов

Самое известное расформированное кладбище - Дорогомиловское . Территория погоста тянулась вдоль современной набережной Тараса Шевченко, от моста «Багратион» до двенадцатых домов по Кутузовскому проспекту. Ближе к центру располагались входящие в состав кладбища еврейские и караимские секции. Погост был основан вместе с семью другими еще в 1771 году в ходе эпидемии чумы, когда Сенат принял решение о запрете погребений в черте города. Кладбищу удалось просуществовать до конца 1940-х года, начала массовой жилой и промышленной застройки района. В начале десятилетия родственникам усопших было предложено перезахоронить прах на Востряковском кладбище, а в 1948 году власти сами демонтировали оставшиеся могилы. Одновременно была снесена установленная на входе в кладбище елизаветинская церковь, возведенная в 1770-м году по проекту архитектора Василия Баженова. В 1990-х концепцию развития микрорайона снова пересмотрели: на месте бывшего кладбища появился офисный центр «Башня 2000» и торговый мост. В ближайшем будущем другие прилегающие к набережной территории могут быть отданы под элитную застройку.

Неподалеку, на сегодняшней улице 1812 года располагалось небольшое Филевское кладбище . На картах начала XX века погост отмечен как деревенский - по всей видимости, общий размер кладбища был не слишком большим. Сейчас на месте предполагаемого погребения находится здание Гохрана, возведенное в середине 1950-х годов.

По соседству, на территории нынешнего района «Фили-Давыдково», было ликвидировано и другое, Мазиловское кладбище , названное в честь одноименно поселения. Захоронения тянулись вдоль сегодняшней Малой Филевской улицы, сейчас на их месте расположены жилые дома и перегон между станциями метрополитена. Кладбище ограничилось вестибюлем современной станции метро «Пионерская» и улицей Олеко Дундича. Вдоль тянулось русло реки Фильки, которая сейчас заключена в коллектор. Решение о полной ликвидации кладбища было принято в 1962 году, когда началась массовая застройка микрорайона.

Братское кладбище , расположенное на пересечении современных Песчаной и Новопесчаных улиц просуществовало совсем недолго. Погост, открытый в 1915 году для героев Первой мировой войны, уже в 1925 году оказался закрыт для захоронений. В законсервированном состоянии участок простоял до 1932 года, когда был реорганизован в Чапаевский парк. По соседству, в Малом Песчаном переулке располагалось другое солдатское кладбище, в народе получившее название «Арбатец». Погост так же был переформатирован в парк в 1960-х годах из-за застройки микрорайона.

Детский парк «Фестивальный» разбит на месте знаменитого Лазаревского кладбища в Марьиной роще. Свою историю захоронение ведет с 1657 года, созданное как кладбище для бедняков, в 1771 году погост стал одним из мест массового погребения умерших в ходе эпидемии чумы. В XIX века погост получил статус элитного и на кладбище появились могилы купцов и аристократов. Хоронить на Лазаревском перестали с начала 1930-х годов, когда территория приобрела крайне запущенный вид. А в 1932 году было принято решение о реорганизации территории. На новые места была перенесена лишь малая часть захоронений - о большей части могил за давностью лет никто не позаботился.

Другое небольшое кладбище на проспекте маршала Жукова ликвидировали в середине прошлого века с более практическими целями. Хорошевский погост , который отмечен на картах начала XX столетия, был заменен на автобусную станцию.

Дворец культуры и другие строения предприятия ЗИЛ были построены на месте кладбища при Симоновом монастыре . Решение о расформировании погоста и религиозного центра было принято в 1930 году. Большинство из усопших так и не были перезахоронены. Элементы некрополя до сих пор можно встретить вблизи уцелевшей церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Сам дворец творчества в связи с реконструкцией заводский территории не так давно был переформатирован в «Культурный центр ЗИЛ».

Другой частично сохранившийся некрополь располагается на Преображенском валу . Братское кладбище для монахов и служителей Никольского единоверческого монастыря действовало с 1866 года. В 1920-м покои переделали в общежитие завода «Радио». В это же время хоронить на погосте перестали. В 1931 году, руководствуясь санитарными нормами, местные власти приняли решение о ликвидации кладбища. Захоронения и надгробия преимущественно были вывезены за территорию города. Сейчас на месте бывшего некрополя можно найти лишь небольшие элементы могил и единственный уцелевший памятный знак, поставленный в 1921 году на могиле революционерки Александры Александровой.

Семеновское кладбище, созданное в 1771 году, вплоть до 1935 было одним из самых популярных мест для захоронений. В частности, на погосте действовала отдельная солдатская секция, где покоились герои многочисленных войн. Но в 1935 году было принято решение ликвидировать захоронения для строительства зданий промышленного предприятия «Салют». К 1966 году оставшуюся часть кладбища ликвидировали при прокладке трамвайных путей. Два года назад Мосгордума приняла решение об организации мемориала на месте бывших воинских захоронений, но проект так и не перешел в стадию реализации.

Примерно в тот же период были уничтожены два соседних, Кожуховское и Холерное кладбища , созданные в 1771 и 1817 годах, соответственно. Территорию бывших погостов занимают промышленные здания и предприятие «Мостелефонстрой». На территории так же располагаются рестораны быстрого питания.

Созданное одновременно Бирюлевское кладбище просуществовало до 1978 года, после чего на его месте был разбит сквер. Одновременно удалось сохранить приписанный к погосту храм Святителя Николая Чудотворца, который был восстановлен после пожара силами советских властей.

Бывшее Дегунинское кладбище в 1987 году вытеснил расположившейся в глубине Коровинского шоссе МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика Святослава Федорова. До начала 1990-х на территории погоста был свален бытовой мусор и размещены бытовки рабочих, занятых возведением гостиницы «Ирис конгресс отель». Позже на освободившейся территории обустроили сквер.

Как ни странно это может показаться сейчас, но многие ныне популярные детские парки, торговые центры и даже элитные жилые комплексы располагаются на местах, где некогда были обширные древние кладбища.

Что же осталось от давно исчезнувших захоронений? Подробно про все кладбища рассказывать не имеет смысла, рассмотрим самые большие и самые известные – Дорогомиловское, Лазаревское, Семёновское —>

В древней Москве жителей хоронили возле приходских церквей и монастырей, а до 1657 г. и на территории Кремля. К концу XVII века в Москве насчитывалось свыше 300 кладбищ. В 1771 г., в связи с эпидемией чумы, Сенат запретил хоронить москвичей, умерших от чумы, на всех московских кладбищах. За пределами Москвы (за Камер-Коллежским валом), в том же году открываются кладбища: Армянское, Даниловское, Дорогомиловское, Калитниковское, Миусское, Пятницкое, Семёновское и старообрядческие - Преображенское и Рогожское, а позднее Еврейское, Мусульманское и др. Большинство кладбищ, закрытых в связи с эпидемией чумы, приходили в запустение и постепенно уничтожались. А в советское время, особенно в 1930-е – 40-е годы, в связи с застройкой и освоением бывших окраин города, был уничтожен целый ряд кладбищ. Ликвидированы кладбища Алексеевского, Андроньева, Данилова, Новоспасского, Перервинского, Покровского, Симонова, Сорокасвятского, Скорбященского, и частично Новодевичьего монастырей, а также Алтуфьевское (часть), Братское, Бибиревское, Богородское (часть), Бутырское, Воронцовское, Владыкинское (часть), Дегунинское, Дорогомиловское, Еврейское, Карачаровское, Кожуховское, Семёновское, Филёвское и Шелепихинское кладбища. Останки только некоторых выдающихся людей России были перенесены с них на Новодевичье, Востряковское и Ваганьковское кладбища.

Дорогомиловское кладбище

Обычно на месте уничтоженных кладбищ разбивают скверы, парки, или отдают территорию под промышленную застройку. Но Дорогомиловское кладбище – исключение. На месте него построили квартал жилых домов, причем для партийной элиты! Кладбище находилось на территории между Можайским шоссе (ныне – Кутузовский проспект) и рекой Москвой. Захоронения на нём продолжались вплоть до 1930-х годов.
В 1948 году кладбище было закрыто, находившаяся там церковь святой Елисаветы и все захоронения уничтожены, территория застроена жилыми домами.


Памятник над братской могилой воинов, погибших в 1812 году. Дорогомиловское кладбище, 1947-1950 гг

Примыкавшее к Дорогомиловскому и являвшееся его значительной частью еврейское кладбище также было уничтожено. Представлявшие для государства ценность могилы были перенесены на Новодевичье и Ваганьковское кладбища. Но старое кладбище до сих пор напоминает о себе. Жители района рассказывают, что стоит во дворах домов по четной стороне Кутузовского где-то копнуть, непременно наткнешься на захоронения. А когда строили мост «Багратион» и рыли котлован для фундамента на правом берегу, в ковше экскаватора то и дело попадались кости и обломки надгробий. А ещё говорят, что «при строительстве «Башни 2000» на набережной Тараса Шевченко, в 1998 году кости и черепа со стройки спокойно лежали на лавочке во дворе дома 22 по Кутузовскому проспекту… идешь домой с работы, а тут хлоп…»
На территории кладбища ещё стояла церковь Преподобной Елизаветы, построенная в 1839 году на месте старой церкви. Увы, Елизаветинская церковь разделила печальную участь кладбища: она была снесена где-то в начале 1950-х.


Церковь Елизаветы на Дорогомиловском кладбище


Примерно на месте церкви Елизаветы стоит «Башня-2000»

А теперь несколько рассказов очевидцев о Дорогомиловском кладбище:

«В 1938 году, по воспоминаниям Ф.Ф. Егорова, в Дорогомилове еще хоронили. А уже в следующем году на кладбищенской конторе появилось объявление о закрытии кладбища и о его скорой ликвидации. Родственникам погребенных здесь было предложено перезахоранивать их останки на вновь открывшемся тогда Востряковском кладбище. Но сделали это очень немногие. Ф.Ф. Егоров говорит, что в лучшем случае лишь каждая пятая могила была перенесена на новое место. Перезахоронения продолжались до начала 1950-х годов. А с середины 50-х Дорогомилово было заново застроено и приобрело тот вид, который в основном сохранился и по сей день. Но старое кладбище до сих пор напоминает о себе. Жители района рассказывают, что стоит во дворах домов по четной стороне Кутузовского где-то копнуть, непременно наткнешься на захоронения. А когда строили мост «Багратион» и рыли котлован для фундамента на правом берегу, в ковше экскаватора то и дело попадались кости и обломки надгробий.» (Ю. Рябинин. «Плохая им досталась доля…») Обратите внимание: лишь каждая 5-я могила (в лучшем случае) была перезахоронена на Востряковском!


Квартал сталинских домов на месте кладбища

Ещё одно воспоминание, написал Сергей:
«когда в году 65-66-м по берегу реки вдоль ветки железной дороги прокладывали какую-то теплотрассу, мы мальчишками дневали-ночевали на этой стройке. Каждый вынутый экскаватором ковш грунта обнажал и вынимал множество захоронений. Варварство… Но тогда мы этого не понимали, было просто интересно и любопытно. Все останки сваливали в кучу, вроде их охранял какой-то приставленный дядька, но мы всё-равно тырили черепа, которые у нас охотно забирали более старшие «товарищи» — студенты-медики. До сих пор стоит в памяти картинка: ковш срезает боковую стенку очередного гроба а там… просто как вспышка — сноп изумительных цвета меди женских волос невероятной длинны и красоты. Сорри за такие подробности конечно… Находили пуговицы от мундиров (там были захоронения павших при Бородине), а однажды строители откопали какой-то склеп, который ковш экскаватора «не осилил». Что там было — так для нас и осталось тайной, потому что всех «посторонних» погнали так настойчиво, что сопротивляться было бесполезно»


Вот тут находилось Дорогомиловское кладбище

Краевед Игорь Сергеев пишет в своей книге:
«…Помню, как мы вынуждены были ходить на Еврейское кладбище снимать деревянные ограды. Запомнился случай, когда мы ломали ограду том месте, где ныне кинотеатр «Киев», нас заметил охранник железнодорожного моста через Москву-реку. «Стой, стрелять буду!» — крикнул он и побежал к нам. Мы спокойно ждали. Он подбежал, поговорил с моей матерью и нас отпустил. Помню, что на этом кладбище лежала большая гранитная плита, на которой был вырублен целый рассказ об убийстве из-за ревности еврейской женщины. С этим кладбищем связано еще одно мое воспоминание, но оно относится уже к послевоенному времени. Когда-то то ячмень на Бадаевский пивоваренный завод паровоз подвозил по ветке мимо Дорогомиловского рынка по улице Можайский вал, останавливая движение автотранспорта по Дорогомиловской улице. При реконструкции этого района проложили в обход: к окружной железной под мостом и через ликвидированное Еврейское кладбище по набережной Тараса Шевченко к пивоваренному заводу. В то время оставался целым северо-западный участок Еврейского кладбища. При углублении котлована под железнодорожную ветку экскаватором только наполовину по откосу были вскрыты могилы. Верхние части скелетов оставались в земле. И вот мой товарищ, с которым я учился в одном классе. Женя Финоченко позвал меня туда добывать золотые коронки. Мы там копались, но никакого золота не нашли. Евгений Александрович Финоченко ныне подполковник милиции в отставке.»


На этом месте располагалось Еврейское кладбище


Загадочный объект, обнаруженный на территории бывшего кладбища. Возможно, остаток надмогильного памятника

Лазаревское кладбище

В 1758 году на самой окраине Москвы, в Марьиной Роще, было устроено кладбище для бедных, а также для тех, кто умер «дурной смертью». Лазаревское кладбище было окружено довольно густым Марьинским лесом и почиталось многими москвичами местом проклятым, таинственным…
Свой статус кладбище сохраняло до печально знаменитой эпидемии чумы 1771 года, когда оно вместе с десятком «новых» кладбищ стало местом, где хоронили тысячи умерших. А уже в следующем XIX веке тут находили успокоение купцы, представители духовенства, военные, артисты… Еще в 1787 году при кладбище построили церковь Сошествия Святого Духа.


Церковь Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище

К началу ХХ века Лазаревское кладбище было довольно запущенным. Как писал в 1916 году историк Москвы А. Т. Саладин, оно «далеко не ласкает взгляда… Спрятавшись от шума за прочными стенами, кладбище покрыто буйной растительностью.
Трава выше пояса – скрывает даже высокие гробницы, и к некоторым могилам можно подойти с трудом, обжигаясь о крапиву… В начале 1930-х кладбище было закрыто, а в 1936-м и вовсе ликвидировано. Большую часть могил сровняли с землей еще до войны, а последние уничтожили бульдозерами уже в послевоенные годы. Часть останков перенесли на другие кладбища, но большинство захоронений так и осталось под землей. А у «гробового входа» предписали «играть младой жизни» – на территории кладбища открыли… детский парк ! И по сию пору, если копнуть под игровыми площадками, попадаются черепа и кости…

На Лазаревском кладбище возле юго-западного угла храма в 1917 году был похоронен его настоятель Николай Скворцов с супругой. Они оказались жертвой обыкновенного грабежа: отец Николай собирал деньги на нужды неимущих. Об этом знали все; и грабители предполагали, что казну священник держит дома. Ночью они ворвались к нему, убили его и матушку, но не нашли ни копейки. Протоиерей весьма аккуратно сдавал поступавшие пожертвования в банк.
А в 1923 году тут был похоронен настоятель храма Святителя Николая на Маросейке Алексей Мечев. Среди его прихожан были Н. Бердяев, А. Голубкина, М. Нестеров…
Заупокойный молебен служил сам патриарх Тихон. Но в храм он в тот день не вошел: в нем уже обосновались «обновленцы». Отца Алексея перезахоронилина Введенском кладбище, а в 2000 году архиерейский собор причислил его к лику святых.
На Лазаревском кладбище были похоронены: профессор Р. Тимковский, редактор и издатель И. Кушнарев, бытописатель Москвы И. Кондратьев… А в 1837 году на кладбище похоронили мать Ф. Достоевского Марию Федоровну, урожденную Куманину. Семья будущего писателя квартировала тогда при близкой к кладбищу Мариинской больнице, на Новой Божедомке… Бывая в Москве, Федор Михайлович обязательно посещал могилу родительницы и делал пожертвования на нужды храма. Где была эта могила, можно указать только приблизительно, но надгробие чудом уцелело и хранится в Музее Ф. М. Достоевского.


Единственная сохранившаяся могильная плита Лазаревского кладбища. Надписи не сохранились

Как и всякое старое кладбище Москвы, Лазаревское обременено многими легендами. Одно из них, о богатой купчихе, не пожелавшей и после смерти расставаться со своими драгоценностями и завещавшей положить их себе в гроб, по сию пору будоражит воображение кладоискателей… Впрочем, преданья о кладбищенских кладах этим случаем не исчерпываются.
Здесь когда-то была захоронена семья известного актера Силы Сандунова , оставшегося в памяти потомков устроителем бань на Неглинке. Похоронив своих весьма состоятельных родителей, братья Сандуновы с удивлением обнаружили, что им от покойных не досталось ни копейки.
Куда девалось родительское состояние – неизвестно. Но тут они вспомнили, что мать, умирая, просила положить в гроб ее любимую подушку. Заподозрив неладное, братья откопали гроб, вынули подушку, но ничего, кроме пуха и перьев, не нашли.
Раздосадованные Сандуновы установили над могилой родителей чугунный памятник в виде прямоугольного ящика, увенчанного чугунным же крестом, который обвивают две довольно мерзкие змеи…
Когда братья умерли, их похоронили тут же, подле родителей: актера Силу Николаевича – в 1820 году, а профессора Московского университета Николая Николаевича – в 1832-м…
Тайна так и осталась тайной. Но, может быть, братья просто плохо искали? Может быть, их родительница исхитрилась заказать для себя гроб с тайником? А значит, и сегодня где-то под дорожками парка лежат в земле сандуновские сокровища…
В 1920-е на кладбище вновь обосновались налётчики и деклассированные элементы. Скрываясь от погони, они чувствовали себя вольготно, облюбовав деревянное строение сестричества, упраздненного в 1929 году, спрятав там, а также в зарослях и склепах, награбленное. Милиция опасалась забираться вглубь территории кладбища и изредка устраивала там облавы.
Осенью 1932 года здание храма было оцеплено милицией, а настоятелю храма сообщили о его закрытии с конфискацией имущества и передачей здания в ведение Моссовета. А через год на кладбище запретили хоронить. Захоронения и надгробия переносились родственниками на другие кладбища в течение 1935-1936 годов за счет государства. И уже в 1936 году на месте кладбища был открыт Детский парк Дзержинского района с каруселями и танцплощадкой. Однако на территории парка ещё можно было увидеть последние бесхозные надгробия, которые во время субботника 1953 года вовсе исчезли. С середины 1990-х годов территория парка приходит в запустение и нередко используется как место для криминальных разборок. В настоящее время ведутся работы по благоустройству территории.


Детский парк, открытый в 1936 году на месте кладбища


Сейчас парк называется Фестивальным

Храм Сошествия Св. Духа был возвращен Церкви в 1991 году, хотя ещё несколько лет после этого в трапезной части находились мастерские декораций Театра оперетты.
На кладбище в свое время были похоронены:
историк, профессор греческой и латинской словесности - Р. Ф. Тимковский (1785-1820);
метеоролог, доктор физики и химии, профессор, декан физико-математического факультета Императорского Московского университета - Спасский, Михаил Фёдорович (1809-1859);
историк, москвовед, поэт, песенник, писатель, переводчик - И. К. Кондратьев (1849-1904);
очеркист, редактор, издатель, владелец типографий - И. Н. Кушнерёв (1827-1896);
мученики убиенные протоиерей Николай Скворцов со своей супругой (1917);
основатель Медицинского факультета ПМИ - С. Г. Зыбелин;
авиатор А. А. Мухин (1914);
мать Ф. М. Достоевского - М. Ф. Достоевская (1837), тетка - А. Ф. Куманина;
жена В. Г. Белинского (1890).
русский архитектор, председатель МАО в 1879-1894 годах - Н. В. Никитин (1828-1913)
Хоть кладбище уже давно уничтожено, всё-же кое-какие следы остались. Например была обнаружена могильная плита (см. фото выше).


Камень на территории бывшего кладбища. Возможно это один из могильных камней…

Семеновское кладбище

Семёновское кладбище было единственным «нечумным» из до-революционных кладбищ расположенных за Камер-Коллежским валом.
Семёновское кладбище, вернее, уцелевший фрагмент исторического кладбища, располагается на территории района Соколиная гора между улицей Семёновский вал, Семёновским проездом и Измайловским шоссе. Печальная история Семёновского некрополя - пример того, как утрата объектом его функции автоматически приводит к потере связанного с ним культурного наследия.
Официально кладбище в селе Семёновском было открыто в 1771 году, однако история использования в качестве места упокоения усопших участка, на котором оно расположено, гораздо древнее. Еще в XVII веке здесь располагался погост. Самое старое захоронение на территории Семёновского кладбища датируется предположительно 1641 годом.
Исторически так сложилось, что Семёновское кладбище, в первую очередь, выполняло функцию военного некрополя. Оно имело в своем составе большой воинский участок, много захоронений военных было и в «гражданской» части. Именно там хоронили многих раненых, умиравших в расположенном неподалёку Лефортовском военном госпитале. Помимо рядовых и офицеров там покоились и генералы, в частности, артиллерист Константин Васильевич Сикстель и участник Кавказской войны Николай Карлович фон Цеймерн. На Семёновском кладбище был погребён и умерший в солдатах поэт Александр Полежаев. Поиски его утерянной ещё до революции могилы продолжаются.

До 1855 года на этом кладбище не было храма, а само кладбище было приписано к храму Введения Пресвятой Богородицы в селе Семёновском (ныне храм уничтожен - см.: Список храмов, упразднённых советской властью). В 1855 году на средства московского купца Михаила Николаевича Мушникова и других вкладчиков был построен каменный храм во имя Воскресения Христова, и с этого времени кладбище сделалось самостоятельным.
Кладбищенский храм Воскресения Христова была закрыт в конце 1920-х или в начале 1930-х годов. В здании храма вначале была размещена кладбищенская контора, а позже здание было до неузнаваемости изуродовано перестройками и использовалось как производственное помещение.


Храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище

В 1935 году Семёновское кладбище было юридически ликвидировано, а в 1960-х годах застроено, причём Семёновский проезд прошёл непосредственно по его территории. Незастроенным остался небольшой участок, превращенный в сквер. Таковым бывшее кладбище до недавнего времени и оставалось.
Однако в конце мая 2011 года управа района Соколиная гора начала работы по благоустройству территории сквера с целью устройства там детской площадки. Во время земляных работ нанятые управой рабочие наткнулись на старинные склепы, в которых обнаружились останки людей. В одной из раскрытых могил лежал человек в одеянии священника, предположительно опознанный местными краеведами как владыка Мелхиседек (Михаил Львович Паевский, 1878-1931) - выходец из западной Белоруссии, с 1922 г. бывший митрополитом Минским и Белорусским, осужденный в 1925 году по ложному обвинению в массовом сокрытии от конфискации церковных ценностей, сосланный в Сибирь, а с 1927 г. назначенный архиепископом Красноярским.
Кроме того, в ходе работ были открыты исторические надгробные плиты. Часть останков и плит (в том числе, надгробие 1806 года) сумел сохранить Геннадий Медведев, член инициативной группы по установке на территории кладбища мемориального знака.
Активисты общественного движения «Архнадзор», заметив работы на территории бывшего Семёновского некрополя, вызвали на место представителей археологической службы Департамента культурного наследия Москвы. Те, в свою очередь, выдали предписание о приостановке земляных работ. Тем не менее, по сведениям «Архнадзора», работы на территории Семеновского некрополя идут полным ходом. Землекопы продолжают уничтожать не только старинные надгробные памятники, но и саму память о нескольких поколениях воинов России, захороненных на кладбище.


Могильные плиты Семеновского кладбища, раскопанные при реконструкции 2000-х годов

Вот, что пишет В. Кардин в рассказе: «Тайна Семеновского кладбища»:
«Через несколько дней после начала войны многих наших студентов, и меня в том числе, вызвали в комитет комсомола и объявили мобилизованными на рытье котлована для большого авиационного завода. Дали адрес и — завтра без опозданий к восьми утра. Меня, не отличавшегося общественной активностью, по чистой случайности назвали одним из бригадиров. Это было особенно нелепо: родившийся в Москве и выросший на московском асфальте, я редко соприкасался с лопатой. Но не отказываться ведь, когда идет война и город полнится дурными вестями. Раз надо, будем копать землю. На заводе нас встретили радушно, дали лопаты и повели… на кладбище. Оно начиналось прямо за оградой и терялось где-то в зеленой дали. Задача формулировалась достаточно просто — рыть котлован и не обращать внимания на могилы. То есть, как — «не обращать»? А так! Война. Нужны боевые самолеты. Предстоит расширять завод, возводить новый корпус…Мы рыли с утра до вечера в дневную смену и с вечера до утра в ночную. Днем жара, но и ночью дышать тяжело. Рыли старательно, пытаясь подавить внутреннюю растерянность. Лопаты сокрушали гробы. Вместе с землей в тачку попадали кости, черепа, куски истлевшей ткани. Иногда в гробах обнаруживали клады — стеклянные банки с драгоценностями и золотыми монетами. Мы вызывали дежурившего неподалеку милиционера и передавали ему находку. Чтобы представить себе душевное состояние ребят-землекопов, приведу один лишь эпизод. Приятель-однокурсник Жора неожиданно бросился на меня с занесенной над головой лопатой. Но так же неожиданно замер. Обнял: «Прости, нервы сдали». Мне почему-то запал в память этот случай. Хотя Жоры давно нет — погиб на фронте. Как и большинство моих сокурсников… Сознание безотчетно фиксировало какие-то странности. Но не пыталось их осмыслить. Почему, когда котлован еще не окончен, нас перебрасывали на другой участок, в другой конец кладбища? Мы снова рыли могилы, где хоронили многими десятилетиями. Иной раз останки лежали в два-три слоя. Но и очередной котлован не завершали — приступали к новому.Всякий раз, выполняя свои бригадирские обязанности, я задерживался после работы. Приходил молчаливый десятник. Покуривая, делал замеры, что-то писал в своем блокнотике. Однажды он вдруг разговорился. Попросив не передавать услышанное ребятам.Оказалось, вырытые нами котлованы закапывали другие бригады таких же работяг, как мы. Но почему? Зачем? Было мобилизовано большое количество молодых москвичей, преимущественно студентов. А у руководства нет уверенности в строительстве нового корпуса. Не исключено, что завод предстоит эвакуировать… «Как же кладбище?» — неуместно спросил я. Но ответа не удостоился. Докурив папиросу, десятник сказал лишь, что мы — ребята старательные. Глядишь, когда-нибудь нам сгодятся землеройные навыки …»
Ещё пишут, что:
«В 80- годы ещё можно было найти остатки каменных надгробий, валявшиеся то там то сям на территории бывшего кладбища и даже прочесть на этих надгробиях какие то фамилии.»
«в 90-е в сквере появились «гробокопатели». А отдельные надгробия с надписями и даже кусок кованой могильной ограды в кустарнике сохранялись до начала 2000-х, когда в одну прекрасную ночь все остатки надписей были сбиты с плит отбойными молотками, а затем собраны и вывезены. Сейчас там снова реконструкция.»


Парк на месте Семёновского кладбища

Кладбище Моисеевского монастыря на месте Манежной площади

Мы рассмотрели примеры кладбищ, которые были уничтожены в советское время. Но, ведь и до революции тоже сносились кладбища, и 200, и 300 лет назад! Самый интересный пример – древнее кладбище Моисеевского монастыря, которое было раскопано при строительстве торгового центра на Манежной площади.
Это самый крупный из некрополей, вскрытых за последние годы — там обнаружили более 600 захоронений. На этом месте когда-то стоял Моисеевский монастырь, который разрушили во времена Екатерины II (в 1765 году): она приказала построить там казармы для солдат, охранявших Кремль. При этом останки похороненных на территории монастыря людей так и оставили в земле. На них натыкались и раньше, например, при строительстве метро и реконструкции улицы Горького.
А когда в конце 1990-х на Манежной площади стали строить подземный торговый комплекс, все захоронения вскрыли и перезахоронили с отпеванием на христианском кладбище в подмосковных Ракитках. Кстати сказать, по словам гендиректора столичного Центра археологических исследований Александра Векслера, теперь все останки, на которые натыкаются в ходе строительства, перезахораниваются. В федеральном законе об охране и использовании памятников истории и культуры древние кладбища отнесены к памятникам археологии.
Векслер говорит, что раньше к древним захоронениям относились гораздо менее почтительно, чем сейчас. «Во все времена, кроме нашего, здания либо возводили на костях, либо, если делали подвалы, останки просто выкидывали вместе со строительным мусором, — говорит Александр Векслер. — А надгробия очень часто пускали в ход в качестве строительного материала. Почти в каждом храме в стены были заложены надгробные камни. Я очень много раз сталкивался с таким способом их использования».
В ходе проведенных археологических работ удалось восстановить планировку некрополя монастыря, основные этапы расширения его территории. В некрополе оказалось более 600 захоронений, погребения в деревянных долбленных колодах были расположены в четыре яруса. При расчистке захоронений сделаны редчайшие находки: нательные резные деревянные кресты и керамические, стеклянные, металлические сосуды - слезницы для благовонного миро. Найдены и уникальные ткани, шитые шелками, причем, благодаря особенностям грунта, отличающегося особой кислотностью, они сохранили первозданный цвет.
И сейчас, когда мы ходим по торговому центру «Охотный ряд», даже не представляем, что еще 15 лет назад тут, на месте этих магазинов, в толще земли таились древние захоронения.


Торговый центр «Охотный ряд». Именно тут располагалось древнее кладбище

Знаменитости и уничтоженные кладбища
Масштабная зачистка кладбищ в советское время не пощадила и могилы некоторых знаменитых людей, к примеру Гоголя, Левитана и Веневитинова . Все они были перезахоронены на Новодевичьем кладбище. И, что интересно, все трое умерли далеко не в преклонном возрасте, Гоголь – в 42 года, Левитан – в 39, а Веневитинов – вообще в 21!

Тайна могилы Гоголя

В связи с ликвидацией кладбища Даниловского монастыря была вскрыта могила Гоголя, и его останки перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
Вскрытие могилы Гоголя состоялось 31 мая 1931 года. Параллельно были вскрыты могилы философа-публициста Алексея Хомякова и поэта Николая Языкова. Вскрытие могил происходило в присутствии группы известных советских литераторов. В том числе во время эксгумации Гоголя присутствовали писатели Всеволод Иванов, Владимир Лидин, Александр Малышкин, Юрий Олеша, поэты Владимир Луговской, Михаил Светлов, Илья Сельвинский, критик и переводчик Валентин Стенич. Помимо литераторов, при церемонии перезахоронения присутствовали историк Мария Барановская, археолог Алексей Смирнов, художник Александр Тышлер.
Основным источником, по которому можно судить о произошедших в тот день на Свято-Даниловском кладбище событиях, являются письменные воспоминания свидетеля вскрытия могилы Гоголя - писателя Владимира Лидина.
Согласно этим воспоминаниям, вскрытие могилы Гоголя происходило с большими трудностями. Во-первых, могила писателя оказалась расположена на существенно большей, чем другие захоронения, глубине. Во-вторых, при раскопках обнаружилось, что гроб с телом Гоголя был вставлен в кирпичный склеп ”необычайной прочности” через отверстие в стенке склепа. Вскрытие могилы завершилось уже после захода солнца, и в связи с этим Лидин не смог сфотографировать прах писателя.
Об останках писателя Лидин сообщает следующее: ”Черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки, тоже полностью сохранившиеся; только дратва, соединяющая подошву с верхом, прогнила на носках, и кожа несколько завернулась кверху, обнажая кости стопы. Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4-5 сантиметров, это дает безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста”.
Далее Лидин пишет: ”Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку”.
Лидин не скрывает, что ”позволил себе взять кусок сюртука Гоголя, который впоследствии искусный переплетчик вделал в футляр первого издания ”Мертвых душ”. По свидетельству писателя Юрия Алехина, переплетенное фрагментом гоголевского камзола первое издание ”Мертвых душ” сейчас находится у дочери Владимира Лидина.
Лидин приводит городскую легенду о том, что череп Гоголя был украден по заказу известного коллекционера и театрального деятеля Алексея Бахрушина монахами Свято-Даниловского монастыря при реставрации могилы Гоголя, которая проводилась в 1909 году в связи со 100-летним юбилеем писателя. Лидин также пишет, что ”в Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них по предположению… Гоголя ”.
Однако Леопольд Ястржембский, впервые опубликовавший воспоминания Лидина, в своих комментариях к статье сообщает, что его попытки обнаружить в Центральном Театральном музее имени Бахрушина какие-либо сведения о якобы находящемся там черепе неизвестного происхождения ни к чему не привели.
Историк, специалист по московскому некрополю Мария Барановская утверждала, что сохранился не только череп, но и светло-каштановые волосы на нем. Однако другой свидетель эксгумации археолог Алексей Смирнов опровергал это, подтверждая версию об отсутствовавшем черепе Гоголя. А поэт и переводчик Сергей Соловьев утверждал, что при вскрытии могилы не было найдено не только останков писателя, но и вообще гроба, но якобы обнаружилась система вентиляционных ходов и трубок, устроенных на тот случай, если похороненный окажется жив, сообщается на сайте ”Религия и СМИ”.
Как сообщает портал gogol.lit-info.ru, бывший член московского Военно-революционного комитета, дипломат и писатель Александр Аросев в своем дневнике приводит свидетельство Всеволода Иванова о том, что при вскрытии могил на кладбище Свято-Даниловского монастыря ”у Гоголя головы не нашли”.
Однако писатель Юрий Алехин, который в середине 1980 х годов провел собственное расследование обстоятельств, связанных с перезахоронением Гоголя, в интервью, впервые опубликованном в журнале ”Русский дом”, утверждает, что многочисленные устные воспоминания Владимира Лидина о событиях, происходивших 31 мая 1931 года на Свято-Даниловском кладбище, значительно отличаются от письменных. Во-первых, в личной беседе с Алехиным Лидин даже не упоминал о том, что скелет Гоголя был обезглавлен. По его устному свидетельству, донесенному до нас Алехиным, череп Гоголя был лишь ”повернут набок”, что, в свою очередь, мгновенно породило легенду о том, что писатель, якобы впавший в подобие летаргического сна, был похоронен заживо.
Кроме того, Алехин сообщает, что Лидин в своих письменных воспоминаниях скрыл факты, упомянув лишь о том, что он взял из гроба писателя фрагмент сюртука. По сообщению Алехина, ”из гроба кроме куска материи стащили ребро, берцовую кость и… один сапог”.
Позднее, по устному свидетельству Лидина, он и еще несколько литераторов, присутствовавших при вскрытии могилы Гоголя, из соображений мистического порядка тайно ”похоронили” похищенную берцовую кость и сапог писателя неподалеку от его новой могилы на Новодевичьем кладбищ.
Литератор Вячеслав Полонский, хорошо знавший многих присутствовавших на кладбище писателей, в своем дневнике также говорит о фактах мародерства, сопровождавших вскрытие могилы Гоголя: ”Один отрезал кусочек сюртука Гоголя (Малышкин…), другой - кусок позумента с гроба, который сохранился. А Стенич украл ребро Гоголя - просто взял и сунул себе в карман”.
Позднее, как утверждает Полонский, ребром Гоголя обманным путем завладел писатель Лев Никулин: ”Стенич… зайдя к Никулину, просил ребро сохранить и вернуть ему, когда он поедет к себе в Ленинград. Никулин изготовил из дерева копию ребра и, завернутое, возвратил Стеничу. Вернувшись домой, Стенич собрал гостей - ленинградских писателей - и… торжественно предъявил ребро, гости бросились рассматривать и обнаружили, что ребро изготовлено из дерева… Никулин уверяет, что подлинное ребро и кусок позумента сдал в какой-то музей”.

Не дожив до 22 лет
Не пощадила ликвидация кладбищ и могилу поэта Дмитрия Веневитинова, который умер всего в 21 год от чахотки (или, как многие считают, от несчастной любви). В начале 1930-х годов была снесена большая часть Симонова монастыря, как тогда говорили: «Вместо крепости церковного мракобесия – рабочий дворец культуры». На месте монастыря, и кладбища позже построили ДК «Зил», и разбили сквер. А Веневитинова перезахоронили на Новодевичьем кладбище, как и Гоголя.

Снова Дорогомиловское
И последняя история перезахоронения – связана с уже знакомым нам Дорогомиловским кладбищем, а точнее с Еврейским, которое являлось частью Дорогомиловского. Это могила художника Исаака Левитана.
Вот, что писал Саладин А.Т. про могилу Левитана на Еврейском кладбище
«От ворот в глубину кладбища ведет широкая, усыпанная песком дорожка. На ней какая-то служебная кирпичная постройка разделяет кладбище на две половины. Немного не доходя до этой постройки, с краю дорожки» погребен «Тургенев русской живописи» - Исаак Ильич ЛЕВИТАН, род. 18 августа 1860 г., ум. 22 июля 1900 г. На его могиле самый простой памятник, каких много на православных кладбищах, только снят крест. Надпись делана по-русски: «Здесь покоится прах нашего дорогого брата, Исаака Ильича Левитана (следуют даты рождения и смерти). Мир праху твоему».
Перезахоронен он был на всё том же Новодевичьем кладбище.

Бордюры из могил
Интересно, что многим могилам из ликвидированных кладбищ нашли и дальнейшее предназначение. Например, в 1930-е годы часто из могильных плит делали бордюрный камень. По большей части следы надписей оставались с внутренней стороны камня, но были и исключения. Например, до сих пор у церкви Петра и Павла на Новой Басманной сохранился один камень, на котором можно прочитать надписи:

Так что, когда гуляете по московским улицам и паркам или покупаете квартиру в элитном доме, иногда смотрите по сторонам и задумывайтесь, что здесь было раньше.

Нет более жуткого места на земле, как старое заброшенное кладбище. О таких местах всегда слагают множество страшных легенд и пугают ими приезжих туристов. Какую же тайну они хранят? Действительно ли души умерших наблюдают за нами? На эту тему можно рассуждать бесконечно, однако, все это не может быть доказано фактически. Еще есть аномальные зоны , которые тоже не менее жуткие, чем эти захоронения. Давайте лучше ненадолго окунемся в потусторонний мир и проведем экскурсию по самым страшным кладбищам планеты.

Старое кладбище евреев в Праге.

Кладбище представляет собой не очень большое, но очень жуткое место захоронения евреев. Захоронения происходили с 1440 по 1787 гг. На данном кладбище захоронено более 100 тыс. человек. Здесь располагаются порядка 12 тыс. надгробий.

Персонал кладбища засыпал песком самые старые погребения и возводил новые монументы и надгробия. Под землей данного кладбища уместилось 13 могильных ярусов. Земля, которая проседала с годами, сдвигалась более поздними слоями. В итоге, надгробия также стали сдвигать друг друга. Необыкновенно жуткая картина предстала перед жителями Праги, которые опасаются этого места и обходят его стороной.


Посреди огромной чилийской пустыне простирается кладбище шахтеров Ла-Нории. Исторические факты подтверждают, что несколько десятков лет назад хозяева жестоко издевались и убивали своих рабов-шахтеров. Они не щадили никого и убивали даже женщин и детей.
О кладбище ходят множество легенд, но невозможно разобрать какие из них являются правдой. Чувство потусторонних сил витает над кладбищем, пугая всех обитателей городка Ла-Нория. Кладбище совсем не ухожено, и множество могил попросту разрушено и вскрыто. Говорят, что под разрешенными надгробиями можно увидеть скелеты умерших шахтеров.

«Висячее» кладбище в Филиппинах.

Кладбище представляет собой большое количество гробов привязанных к отвесным скалам. Это жители племени Игорот хоронили своих покойных именно таким образом. По поверью племени, если тело покойного находится максимально близко к небесам, это благоприятно сказывается на его жизни в потустороннем мире. Души умерших легко наблюдают за своими близкими с высоты. Конечно, данное поверье кажется абсурдом, но зато такое кладбище совсем не занимает место на земле, которое можно использовать для посевов или прочих хозяйственных нужд.

Кладбище – катакомба в Париже.

В данных кладбищах-катакомбах захоронено более 6-ти млн. людей. Захоронения здесь начались еще в начале 19 века. Протяженность катакомб составляет более 200 км. Красота Парижа совсем не сочетается с подземной жизнью мертвых в катакомбах. Катакомбы настолько огромны, что заблудиться в них проще простого. Жители говорят, что парижские катакомбы – это бесконечный лабиринт, из которого нет выхода.

В наши дни, парижские катакомбы стали музеем и достопримечательностью для туристов. К сожалению, даже из такого страшного и трагичного места сделали бизнес-проект. Куда же катится наш мир?

Кладбище Чаучилла в Перу.

На южном побережье Перу располагается кладбище обнаруженное в начале 20-го века. Некоторым телам Долины смерти (так называют это кладбище перуанцы) более 700 лет, а самые свежие захоронения производились в 19-ом веке. Странность кладбища в том, что все покойные тела находятся в сидячем положении. В сухом климате неплохо сохранились некоторые из них.
Скелеты многих усопших остались полностью целыми. Также процесс распада тел значительно замедлился из-за того, что люди города Наска покрывали одежду покойных особыми смесями смолы, тем самым создавая процесс мумификации.

Кладбище младенцев в Тунисе.

Кладбище Тофет представляет собой большое количество могил младенцев. Захоронения, расположенные на территории площадью в 2 гектара, были досконально изучены учеными США. Специалисты утверждают, что захороненные дети умирали по естественным причинам.
Одна из версии гласит о том, что сюда приносили уже мертвых детей, что являлось обрядом в честь будущего здорового потомства. Другая гипотеза говорит о жертвоприношении на кладбище Тофет. Люди приносили младенцев в жертву Богам на этом священном для них месте. Точного ответа на вопрос об истории появления кладбища пока нет.

Даргавс – город мертвецов.

Даргавс располагается в Северной Осетии и является в прямом смысле городом мертвых . 96 больших склепов начали свое существование в начале 14-го века. Осетины хоронили родных, просто уложив тело в склепе и накрыв его щитом. Каждый склеп считается отдельным домом мертвых родственников. Каждый склеп-домик построен очень аккуратно и отштукатурен.

История гласит о том, что в период эпидемии чумы, заболевшие родственники, доживали свои последние дни именно в этих склепах.

К большому разочарованию, современные туристы засорили склепы и прилегающую территорию Даргавса бутылками , банками и прочим мусором. Стоит поднять вопрос о качестве охраны и защите кладбища от невоспитанных гостей.

8 самых красивых видов спорта



Статьи по теме: