«Безумная пропаганда превратила Россию в склеп, внутри которого — сплошные поминки, перерастающие в какие-то дьявольские оргии. Вскрытие старинных склепов в Ростове-на-Дону (11 фото)

Memento Mori — помни о смерти, говорили древние. Те места, о которых пойдет речь в этой подборке, наилучшим образом напоминают живым о бренности нашего земного бытия. Мрачные склепы и могилы, заполненные костями древние катакомбы и таинственные погребальные камеры.

Внимание! Материалы представленные в этой фотоновости могут показаться пугающими!

(Всего 11 фото)

Спонсор поста: Автоматизация бизнес процессов. Весь спектр оборудования для работы со штрих-кодом принтеры штрих-кода , сканеры, терминалы сбора данных. Оборудование мировых лидеров в производстве решений для автоматической идентификации и автоматизации. Надежные, высокопроизводительные с отличным сервисом.

1. Недавно на вершине Эль-Брухо, церемониального храма древнего народа Моче на северо-западе Перу, археологи обнаружили могилу искусно завернутой женщины, покрытой татуировками. Некоторые эксперты полагают, что подобное погребение , возраст которой составляет 1,6 тысяч лет, указывает на то, что эта женщина занимала особое положение и скорее всего была королевой воинов. Эта находка полностью ломает стереотипы о том, что предводителями древнего народа были исключительно мужчины.

2. Египетский могильный комплекс, который также носит название гробницы KV5, был сооружен для сохранения останков многочисленных сыновей фараона Рамзеса II. Расположенный в знаменитой египетской Долине Царей, он содержит более 120 погребальных камер и коридоров, включая самую большую погребальную комнату Долины. На фото: скелет, возможно принадлежащий одному из сыновей Рамзеса, лежит в раскопанной могиле.

3. В выжженной солнцем чилийской пустыне Атакама говорят: «Здесь ты умираешь, здесь и засыхаешь». Трупы, которые мародеры достают из могил и склепов, быстро высыхают на солнце. На кладбище города Пуэлма, всюду валяются открытые гробы, в которых лежат трупы с все еще зашнурованными ботинками.

4. Более четырех веков назад, монахи-капуцины в Палермо обнаружили, что их братья по ордену похороненные в местных в катакомбах со временем подверглись натуральной мумификации. Слух об этом быстро распространился, и вскоре монахи ордена капуцинов разрешили обычным гражданам хоронить в катакомбах своих мертвецов. Теперь, здесь, в узких залах этого мрачного музея смерти, находятся тысячи мумифицированных трупов. Многие из них облачены в потрепанные лохмотья – все, что осталось от лучших нарядов, в которых было принято хоронить покойников.


5. вмещают в себя около 8000 мумий. Все они выставлены в залах в соответствии с их земным статусом: мужчины и женщины, священники и миряне, дети и взрослые. Тут даже есть отдельная комната, где лежат девственницы. В 1881-м году итальянские власти запретили привозить умерших в катакомбы, где тела подвергаются естественной мумификации, однако в 1920-м году было сделано исключение для двухлетней Розалии Ломбардо. Тело ребенка прекрасно сохранилось до сегодняшних дней: девочку прозвали «Спящей Красавицей».

6. Черепа и кости приблизительно 4 тысяч монахов ордена капуцинов, некоторые из которых умерли почти пять столетий назад, украшают шестикомнатный склеп под церковью Санта-Марии Делла Концезионе в Риме. Это больше чем просто погребальная камера: монахи расставили останки своих братьев в причудливой мрачной манере: из костей и черепов тут сложены люстры, ими выложены арочные проходы и настенные украшения.

7. Аккуратно разложенные кости в склепе под римской церковью. Погребальные камеры под вечным городом стали домом для десятков тысяч умерших. В церкви 16-го века Санта-Мария-дель-Орационе-э-Морте катакомбы использовались для того, чтобы обеспечить бедных жителей Рима достойным погребением. За три столетия тут были похоронены в общей сложности 8 тысяч человек.

8. Изысканный приют для умерших и напоминание живущим о бренности бытия – все это склеп под римской церковью Санта-Мария-делла-Кончецьоне. Эти мрачные орнаменты сложены из костей 4000 умерших монахов-капуцинов.

9. Считается, что финикийцы регулярно приносили в жертву детей, чтобы задобрить своих богов. Эти ритуальные убийства в жертву Ваалу происходили в каменных святилищах под названием тофеты. Тут же и хоронили тела жертв. На фото: тофет, который был обнаружен в руинах Карфагена в Тунисе.

10. Стены могил египетских фараонов часто покрывали иероглифами, которые, помимо прочего, содержали в себе инструкции для мертвого фараона о том, как передвыигаться в загробном мире, избежав многих опасностей, которые могли поджидать в дороге между смертью и раем. На фото: фонарь освещает надписи на одной из стен пирамиды Рамзеса II.

11. Считается, что богатые захоронения египетских фараонов были защищены от возможных грабителей смертельными проклятия. Однако Тутанхамон пошел еще дальше, приказав замуровать свою статую в специальную камеру.

Этот текст - один из них. Что за тело лежит в мавзолее? Является ли оно настоящим телом Ленина, куклой или комбинацией того и другого? О том, как с подачи партийного руководства советский вождь вел двойную жизнь после смерти, рассказал в рамках лектория премии «Просветитель» в Летнем кинотеатре-лектории ВДНХ антрополог, профессор Калифорнийского университета в Беркли (США) Алексей Юрчак. «Лента.ру» публикует фрагменты его выступления.

Слухи о том, что тело Ленина ненастоящее, стали циркулировать уже в первые дни после смерти вождя. Спустя несколько месяцев, в конце лета 1924 года, Мавзолей открылся для первых посетителей, и Москва снова начала говорить, что там лежит восковая мумия. Слухи не прекратились даже в конце 1930-х годов, когда их повторение было особенно опасным. В письменном доносе в ГПУ молодая москвичка утверждала, что ее знакомая в приватной беседе заявляла, будто в Мавзолее лежит всего лишь восковая кукла.

В первые годы это повторялось и в зарубежной прессе. Чтобы развеять слухи, в середине 1930-х годов партийное руководство пригласило представителей западных СМИ в мавзолей. Американский журналист Луис Фишер писал, как в их присутствии Борис Збарский, который вместе с Владимиром Воробьевым первыми бальзамировали тело Ленина, открыл герметически закрытый стеклянный саркофаг, взял вождя за нос и повернул его голову влево и вправо, чтобы показать, что это не восковая фигура.

23 процента

После развала Советского Союза слухи о том, что тело Ленина является искусственной копией, возобновились. В ответ на них Илья Збарский, сын первого бальзамировщика, писал: «Я проработал в мавзолее 18 лет, и я точно знаю, что ленинское тело сохраняется в отличном состоянии. Всевозможные слухи и выдумки об искусственной кукле и о том, что от тела сохранились только лицо и руки, не имеют никакого отношения к реальности».

Однако заявление Збарского не остановило распространение слухов. В конце 90-х в газетах появились версии существования нескольких тел ленинских двойников, которыми время от времени подменяют тело вождя. В ответ на это профессор Юрий Ромаков, ведущий эксперт лаборатории, разъяснил в интервью «Эху Москвы», что тело в мавзолее является настоящим телом Ленина, находится в отличной форме и не нуждается в подменах.

В 2008 году Владимир Мединский, в то время еще депутат Госдумы, заявил, что тело вождя реальным считать нельзя, но по другой причине: «Не обманывайтесь иллюзиями, будто то, что лежит в мавзолее, является Лениным. Там осталось всего 10 процентов от его реального тела». Еженедельник «Власть» решил проверить эту цифру. Во время вскрытия тела Ленина и последующего бальзамирования были удалены внутренние органы и жидкости, которые заменили на бальзамирующие растворы. Подсчитав количество удаленного материала, «Власть» пришла к выводу, что депутат Мединский несколько ошибся. В Мавзолее лежит не 10 процентов ленинского тела, а 23.

Два тела

Если поближе познакомиться с материальным составом ленинского тела, окажется, что заявления о его неподлинности имеют под собой реальную основу. Все зависит от того, как ее определять. Для ученых ленинской лаборатории, которые уже 92 года занимаются поддержкой этого тела, всегда было важно сохранять его динамическую форму - то есть физический вид, вес, цвет, эластичность кожи, гибкость суставов. Даже сегодня суставы в ленинском теле сгибаются, торс и шея поворачиваются. Оно не затвердело, не превратилось в высохшую мумию, поэтому называть его мумией, как это постоянно делается в СМИ, неправильно.

Для того чтобы поддерживать это тело в гибком состоянии, его на протяжении многих лет подвергают уникальным процедурам, в результате которых биологические материалы заменяются на искусственные. Процесс этот идет медленно, постепенно. С одной стороны, на уровне динамичной формы тело, безусловно, является настоящим, с другой стороны, на уровне биоматериалов, из которых состоит, это скорее копия - все зависит от точки зрения.

В советские годы специальная комиссия, состоящая из партийных руководителей, медиков и биологов, периодически проверяла состояние ленинского тела. Они изучали пятна и морщины на его поверхности, водный баланс внутренних тканей, эластичность кожных покровов, химический состав жидкостей, сгибаемость суставов. Ткани обрабатывались, жидкости заменялись на новые, морщины разглаживались, содержание кальция в костях восполнялось.

С точки зрения этих комиссий, состояние тела Ленина даже постепенно улучшалось. Но обычные посетители всегда видели его неподвижным, застывшим на века, в стеклянном саркофаге, одетым в темный костюм. Из открытых участков посетители видят только руки и голову. Никто, кроме партийного руководства и небольшой группы ученых, не видел других частей ленинского тела, никогда не слышал об их состоянии или научных процедурах, которым тело подвергалось.

Оно существует как бы в двух режимах видения. Политическое руководство и приближенные специалисты всегда видели одно тело, а обычные граждане - другое. Политическая роль, которую тело играло в советской истории, возможно, выходит далеко за рамки простого пропагандистского символа, который нужен был якобы для того, чтобы мобилизовать народные массы на поддержку партии и правительства.

Ленин и ленинизм

Мне кажется, с годами тело Ленина стало выполнять и другую политическую задачу. Для того чтобы в этом разобраться, вернемся в начало 1920-х годов. Весной 1922 года Ленин почувствовал себя больным и утомленным; по настоянию руководства партии он уехал на несколько месяцев в подмосковные Горки.

Живя там под присмотром врачей, он продолжал руководить партией и приезжать на заседания в Москву. Но в мае 1922 года у него случился удар, в результате которого он временно потерял способность говорить, читать и писать. Руководство партии установило строгий контроль над информацией о политической ситуации в стране, которая могла доходить до Ленина.

Новые правила отражали не только реальную заботу о здоровье вождя, но и желание нейтрализовать сильного политического соперника. В июне 1922 года секретарь ЦК Леонид Серебряков жаловался в письме другу, что Дзержинский и Смидович «охраняют Ленина как два бульдога», не позволяя никому подойти к нему близко или даже войти в дом, где он живет.

В следующие полтора года состояние Ленина ухудшалось, ненадолго улучшалось и снова ухудшалось. Весной 1923 года, после третьего удара, он практически полностью потерял способность общаться с окружающими. Тем временем политическое соперничество в руководстве партии резко возросло.

В этом контексте вождь не исчез с политической арены страны, его образ поменялся, приобретя совершенно новый оттенок. Реальный Ленин, который продолжал жить в Горках и писать тексты, был изолирован от политической жизни. Одновременно в политическом языке был создан новый канонический образ. Большинство мифологических образов Ленина, которые нам хорошо знакомы по советскому времени, были созданы именно в тот период его болезни, за несколько лет до смерти.

В начале 1923 года в публичный язык страны был введен термин «ленинизм». Вскоре в партийной практике появились ритуалы присяги на верность ленинизму. В марте 1923 года в Москве был учрежден Институт ленинизма. Весной 1923 года «Правда» призывала сдавать любой кусочек бумаги, на котором было что-то написано ленинской рукой, в это учреждение.

Одновременно то, что вождь думал, говорил и писал в действительности в 1922-1923 годах, было полностью отделено от его канонического образа. Ленин как политическая фигура в последние годы жизни оказался расчленен надвое: одна его часть была исключена из политической жизни страны, а вторая часть - канонизирована. Именно в результате этих двух процессов исключения и канонизации в начале 1920-х годов была создана новая доктрина ленинизма.

С тех пор каждый советский руководитель, от Сталина до Горбачева, занимался корректировкой этой доктрины, придумывая собственную версию, вводя в оборот ранее неизвестные ленинские работы и выводя другие, давая новую трактовку известным материалам, цитируя Ленина в отрыве от изначального контекста, меняя смысл его высказываний и фактов жизни.

В 1990-м году, менее чем за год до обвала советского государства, ЦК КПСС признал, что все предыдущие версии ленинизма содержали в себе искажение реальной ленинской мысли. В декабре того же года профессор кафедры марксизма-ленинизма писал в газете «Рабочая трибуна»: «Наша трагедия заключается в том, что мы не знаем Ленина. Мы никогда не читали его работ в прошлом и не делаем этого сейчас. На протяжении десятилетий мы воспринимали Ленина через посредников, толкователей, популяризаторов и иных исказителей».

Историк жаловался, что Институт марксизма-ленинизма, главный авторитет в области ленинского наследия, на протяжении 70 лет выполнял особенную функцию, давая добро на публикацию тех ленинских текстов, которые соответствовали принятым на данный момент канонам, независимо от того, насколько они были далеки от реальных слов вождя, меняя или сокращая другие тексты, которые не соответствовали этим канонам.

В своей речи по случаю 120-летия со дня рождения Ленина в апреле 1990 года Горбачев заявил: «Ленин остается с нами как величайший мыслитель XX века». Затем он добавил, что надо переосмыслить теоретическое и политическое наследие Ленина, избавиться от искажения и канонизации ленинских выводов и предложил отказаться от термина «ленинизм».

Смерть

Ленин умер 21 января 1924 года. Сначала плана сохранить его тело на века не было. Сразу после смерти вождя профессор медицины Алексей Иванович Абрикосов провел вскрытие, а затем процедуру временного бальзамирования - с тем, чтобы сохранить тело на протяжении 20 дней, пока будет идти публичное прощание.

В процессе вскрытия и временного бальзамирования Абрикосов перерезал многие артерии и большие сосуды. Впоследствии профессор говорил, что если бы планы по длительному сохранению Ленина существовали на момент смерти, он бы не стал этого делать, так как при бальзамировании тела на длительный срок эти сосуды используются для доставки бальзамирующей жидкости во все части тела.

Затем тело было выставлено для публичного прощания в Колонном зале Дома Союзов. Несмотря на исключительно холодную зиму, когда температура ниже минус 28 держалась несколько месяцев подряд, толпы граждан стекались в столицу со всех уголков страны, чтобы отдать последнюю дань вождю.

Похороны Ленина были назначены на 27 января. Спустя шесть дней после его смерти на Красной площади рядом с могилами революционеров был построен деревянный мавзолей, в котором должны были захоронить вождя. 27 января тело Ленина было перенесено туда, однако было решено не закрывать саркофаг на некоторое время - в связи с продолжающимся шествием желающих проститься с вождем.

Каждые три дня комиссия по организации похорон в составе партийных руководителей и приближенных врачей проверяла состояние тела. Из-за низкой температуры и благодаря качественной временной бальзамировке Абрикосовым, на теле не появлялись признаки разложения - его можно было оставлять открытым.

Первые явные признаки разложения появились лишь через два месяца, в марте. Благодаря неожиданно длительному периоду, в течение которого они отсутствовали, у партийного руководства была возможность оттягивать погребение и одновременно обсуждать его возможную судьбу.

Ленин будет жить

На бесконечных заседаниях комиссий по увековечиванию памяти Ленина велись жаркие споры, именно тогда победило предложение сохранить тело на более длительный срок. Поначалу многие в партийном руководстве считали эту идею не просто утопической с точки зрения науки, но и контрреволюционной. Например, Троцкий, Бухарин и Ворошилов полагали, что длительное сохранение и публичный показ тела Ленина превращает его в подобие религиозных мощей и напрямую противоречит материалистическим принципам марксизма. Бонч-Бруевич соглашался, что «важно не тело, а мемориал»: Ленина следует захоронить в мавзолее, выполняющем эту задачу.

Но другие члены руководства страны - например, Леонид Красин - утверждали, что если удастся сохранить тело еще на какой-то период, пусть даже не насовсем, в этом есть смысл. По крайней мере, это позволит трудящимся всего мира принять участие в длительном прощании с вождем мирового пролетариата.

Решающим в судьбе Ленина стало заседание комиссии по организации похорон 5 марта 1924 года. После очередного длительного обсуждения возможных вариантов с учеными-медиками, большинство которых высказались скептически о возможности длительного сохранения, члены партийного руководства попросили их покинуть зал. Мнения участников обсуждения разошлись, и в тот день ничего не решили. Точнее, решение было половинчатым: попробуем сохранить, но без уверенности, что это возможно и нужно, и без обещаний, что это навечно.

В конце марта было решено попробовать экспериментальный метод бальзамирования тела, предложенный профессором Владимиром Воробьевым из Харькова и биологом-биохимиком Борисом Збарским. Процедура не имела аналогов, и в ее успехе ни Воробьев, ни Збарский не были уверены. Они проработали четыре месяца в специальной лаборатории, созданной прямо внутри временного мавзолея. Многие процедуры им приходилось придумывать и корректировать на ходу.

Ленин жив

К концу июля 1924 года они доложили партийному руководству об окончании работ. Если тело будет обрабатываться и бальзамироваться согласно их методу, заявили они, высока вероятность того, что оно сохранится на довольно длительный срок. Когда члены комиссии спросили, на какой именно срок следует рассчитывать, Воробьев сказал: «На этот вопрос я позволю себе не отвечать».

24 июля в советской печати появилось официальное заявление, гласящее: «Разумеется, ни мы, ни наши товарищи не хотели создавать из останков Владимира Ильича какие-то мощи, посредством которых мы могли бы популяризовать или сохранить память о нем. Мы придавали и придаем величайшее значение сохранению облика этого замечательного вождя для подрастающего поколения и будущих поколений».

Фото: Keystone Pictures USA / ZUMA / Globallookpress.com

В этом заявлении комиссии проявилось то же парадоксальное отношение к телу Ленина, которое было в многочисленных спорах о его судьбе. То, как руководители партии и приближенные ученые говорили о нем, когда стало известно, что некоторое время оно разлагаться не будет, напоминает то, как партийное руководство относилось к Ленину в последние месяцы его жизни. Тогда еще живой вождь был исключен из политической жизни и спрятан в подмосковных Горках, а в публичном языке партийной прессы и речей появился другой, канонизированный Ленин. В дискуссиях комиссии по организации похорон мы сталкиваемся с подобным двояким отношением, когда обсуждались планы погребения вождя и одновременно - планы сохранения его непогребенным, закрытого склепа и публичного показа.

Эта двоякость отразилась и в том, что на протяжении месяцев споры и обсуждения тела Ленина велись одновременно в двух различных комиссиях. Первая называлась комиссией по организации похорон, а вторая - комиссией по сохранению тела. Многие партийные руководители принимали участие в работе обеих. Восприятие Ленина в среде партийного руководства было странным: будто бы в мавзолее лежали два тела - обычный, постепенно разлагающийся труп человека, и телесное воплощение чего-то большего, грандиозного, отличающегося от Ленина и превосходящего его.

Хотя на момент бальзамирования эти два тела еще состояли из одной и той же биологической материи, такое положение дел, как мы уже знаем, долго не продлилось. Двоякое отношение к телу Ленина в среде партийного руководства воспроизводилось и в последующие годы.

Великий легитиматор

В советское время возникла политическая модель, связывающая принцип воспроизводства суверенной власти с принципом удвоения тела вождя. Она возникла неожиданно и незапланированно - просто совпало несколько условий: долгий период болезни, когда Ленина одновременно изолировали от политической жизни и канонизировали в образе ленинизма. Из-за холодов той зимы тело не подверглось разложению, что дало возможность обсуждать его судьбу. Важно учитывать и особенности социально-культурной организации ленинской партии нового типа - уникального политического института.

В советской политической системе культура суверенной власти напоминала смесь двух моделей: абсолютной монархии и либеральной демократии, где роль тела играет абсолютная истина. В отличие от суверенной монархии, ни один лидер партии и государства после Ленина не мог занять его место, находящееся за пределами политического пространства. Истина в этой системе была выражена на языке ленинизма.

Любой руководитель СССР, включая Сталина, был обязан апеллировать к ленинизму для легитимации своей власти и не мог поставить эту доктрину под вопрос или заменить другой истиной. Каждый из них мог потерять бразды правления, если бы оказалось, что он искажает ленинизм. Иллюстрацией этого тезиса служат два важнейших феномена власти в советской системе: возникновение исключительного культа личности Сталина и полное развенчание его после смерти.

Теперь становится понятным, какую роль в политической системе СССР играло тело Ленина. Оно функционировало как материальное воплощение геройского деперсонифицированного субъекта, советского суверена. Оно было удвоено, являясь совмещением смертного и бессмертного тел. То, как тело Ленина поддерживалось на протяжении десятилетий, отражало совокупность этих двух тем. Смертным телом суверена был труп конкретного человека, а бессмертным - погребальная кукла, которая воспроизводилась путем специальных процедур и ритуалов.

Постоянно возникающие слухи о том, что ленинское тело - всего лишь копия, в некоторой степени ошибочны, а в некоторой степени верны. Оно реальное, но его постоянно меняют. Его биологические материалы заменяются на новые, но в результате его форма остается неизменной. Этот проект возник постепенно - как часть сложной космологии, смысл которой для партийной системы, включая ее руководство, никогда не был ясен до конца.

Работа над телом Ленина всегда велась в атмосфере строжайшей секретности, за закрытыми дверями. То же самое происходило и с ленинскими текстами, высказываниями и фактами биографии. Благодаря такому подходу ленинизм всегда выглядел как нечто фундаментальное, неизменное и вечное, в то время как в действительности он незаметно менялся, подстраивался партийным руководством под нужды текущего момента. Эта доктрина в таком подходе выглядела как источник действий партии, а не продукт партийных манипуляций, и то же самое касалось не только текстов, но и тела Ленина.

Фото: CHROMORANGE / Bilderbox / Globallookpress.com

С обвалом советской системы в 1991 году ленинское тело оказалось выключенным из нее. Постсоветское российское государство не закрыло мавзолей, но резко сократило его финансирование. На протяжении последних 25 лет однозначного решения о судьбе тела Ленина так и не было принято. Сегодня оно остается в мавзолее в публичном доступе, а лаборатория продолжает работать. Конец советской системы не привел к автоматическому уничтожению этого тела, не превратил его в застывший разлагающийся труп, но при этом и не сделал из него искусственную куклу.

Недвижимость — сплошные памятники архитектуры, тихие улочки — в гранитной плитке, соседи — миллионеры, звезды кино и спорта, художники, скульпторы и президенты. Но место это не для размеренной и спокойной жизни, а как раз наоборот — речь идет о «городе мертвых» в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Реколета — одно из самых красивых и известных кладбищ мира и памятник архитектуры, охраняемый государством и ЮНЕСКО. Это и действующий некрополь, и популярный туристический маршрут одновременно.

Максим Лемос, профессиональный оператор и режиссер, объездил, наверное, все страны Латинской Америки и сейчас работает гидом и организатором путешествий. На своем сайте он разместил подробное описание кладбища Реколеты и интересные истории, связанные с этим местом.

Реколета не выглядит, как кладбище, в обычном для нас понимании. Скорее, это небольшой городок, с узкими и широкими аллеями, величественными домами-склепами (их здесь более 6400), невероятной красоты часовнями и скульптурами. Это одно из самых аристократических и старинных кладбищ, которое можно поставить в один ряд со знаменитыми «Монументаль де Стальено» в Генуе и «Пер-Лашез» в Париже.

— Похоронные традиции Южной Америки дикие и жуткие, — начинает «экскурсию» Максим. — Покойного хоронят в хорошем гробу в нормальный красивый склеп. Но если это люди небогатые, то хоронят его туда не навсегда, так как за аренду красивого склепа нужно платить. Поэтому года через 3−4 покойника обычно перезахоранивают. Почему 3−4? Чтобы труп успел разложиться достаточно для того, чтобы его можно было разместить более компактно, уже теперь на действительно вечном пристанище. Выглядит все это так. Через 3 года после первых похорон на кладбище, у склепа, собираются родственники покойного. Сотрудники кладбища вытаскивают из склепа гроб. Потом открывают его и под рыдания родственников «мама-мама…» или «бабушка-бабушка», перекладывают по кусочкам полуразложившийся труп из красивого гроба в черный полиэтиленовый мешок. Мешок торжественно относится в другую часть кладбища, и запихивается в одно из небольших отверстий в большой стене. Дальше дырка замуровывается, и приклеивается табличка. Когда я об этом всем узнал, волосы на голове зашевелились.

Стоят склепы довольно плотно друг к другу, поэтому по площади кладбище совсем небольшое.

Вот Реколета с вертолета. Видно, что оно находится посреди большого жилого района. Более того, площадь перед кладбищем — центр жизни этого района, здесь множество ресторанов, баров.

Кладбище действующее, поэтому прямо у входа наготове стоят тележки для перевозки гробов. Наверху, над главными воротами, колокол. В него звонят, когда хоронят человека.

В 1910—1930 годы Аргентина была одной из самых богатых стран мира. И в эти времена между аргентинской знатью шло негласное соревнование, кто построит роскошнее склеп для своей семьи. Денег аргентинские капиталисты не жалели, нанимались лучшие европейские архитекторы, из Европы везлись самые дорогие материалы. Именно в те годы кладбище приобрело такой вид.

Старался кто как мог. Например, вот склеп в виде римской колонны.


А этот — в виде морского грота.

Конечно, сам собою напрашивается вопрос, а как же запах? Ведь если присмотреться, в каждом склепе стоят гробы, двери склепов — кованые решетки со стеклом или без него… Должен быть запах! На самом деле, конечно, никакого трупного запаха на кладбище нет. Секрет в устройстве гроба — он сделан из металла и герметично запаян. А деревом он просто обшит снаружи.

Те гробы, что видны в склепах, — это только верхушка айсберга. Основное находится в подвале. В него ведет обычно небольшая лесенка. Давайте заглянем в один из подвалов под вот этим склепом. Здесь виден только один подвальный этаж, под ним есть еще один, а иногда бывает и три этажа вниз. Таким образом в этих склепах лежат целые поколения. И места там еще очень много.

Каждый склеп принадлежит определенной семье. И обычно на склепе не принято писать имена тех, кто там захоронен. Пишут только имя главы семьи, например: Хулиан Гарсия и семья. Никаких дат тоже обычно не пишут, фотографий упокоившихся вывешивать не принято.

Вот так вот можно прийти и одним махом навестить не только бабушек и дедушек, но и пра- и даже прапрадедушек… Но аргентинцы ОЧЕНЬ редко посещают кладбища. Вся миссия установки цветочков, ухода, уборки и поддержания склепов отдана служителям кладбища. Хозяева просто платят им за это деньги.

Бывают склепы вообще без какой либо информации. Ида, и всё! Что за Ида, какая Ида? Пару лет я ходил под Идой и не знал о ее существовании, пока один турист не заметил ее, случайно подняв голову.

Череп и скрещенные кости на склепах встречаются довольно часто. Это не означает, что здесь покоится пират, и это не чья-то неуместная шутка. Это католицизм. Религия диктует им так украшать склепы.

Кстати, вот еще одна тайна этого кладбища: паутины и, соответственно, пауков тут огромное количество (посмотрите хотя бы на фотографии). Но мух нет! Чем пауки питаются?

По этому кладбищу проводят специальные экскурсии на испанском языке. И истории гиды рассказывают под стать этому кладбищу: отнюдь не скучные и научные, а захватывающие и увлекательные — как латиноамериканские сериалы. К примеру: «…вот этот богатый сеньор поссорился с женой и не разговаривали они 30 лет. Поэтому надгробный памятник им поставили с юмором. На шикарнейшей скульптурной композиции они сидят друг к другу спиной…»

У Максима Лемоса тоже есть правдивые истории про некоторых постояльцев этого кладбища.

Например, одну 19-летнюю девушку похоронили в семейный склеп. Но через некоторое время посетителям показалось, что из недр склепа доносятся невнятные звуки. Непонятно было, из склепа идут звуки или откуда-то еще. На всякий пожарный оповестили родных, и было принято решение гроб с девушкой вскрыть.

Вскрыли и обнаружили ее мертвой, но в неестественной позе, и крышка гроба при этом была расцарапана, а под ее ногтями было дерево. Получилось, что девушку похоронили заживо. И тогда родители девушки повелели установить девушке памятник в виде нее, выходящей из склепа. А на кладбище с тех пор стали использовать модный в те времена в Европе способ для подобных случаев. К руке трупа привязывали веревочку, которая вела наружу и закреплялась к колокольчику. Чтобы мог оповестить всех, что он живой.

А вот этот склеп тоже примечательный. Похоронена здесь молодая аргентинка, дочь очень богатых родителей итальянского происхождения. Погибла она во время своего медового месяца. Отель в Австрии, где она остановилось со своим мужем, накрыло лавиной. Было ей 26 лет, и произошло это в 1970 году. И родители Лилианы (так звали девушку) заказали этот роскошный склеп в готическом стиле. В те времена и покупать землю, и строить новые склепы еще было возможно. У подножья на итальянском языке выбит стих отца, посвященный смерти дочери. В нем все время повторяется «почему?». Через несколько лет, когда монумент уже был готов, умерла любимая собака девушки. И ее тоже похоронили в этом склепе, а скульптор добавил к девушке собаку.

Гиды, которым надо чем-то занять свою публику, стали рассказывать, что если потереть нос у собачки, вас обязательна настигнет удача. Люди верят и трут…

Тело мужа так и не было найдено в том австрийском отеле. И с тех пор на кладбище появляется один и тот же мужчина, который регулярно, уже много лет приносит цветы на могилу Лилианы…

А это самый высокий склеп на кладбище. И его хозяевам удалось уделать всех не только по высоте, но и по чувству юмора, совместив на этом склепе два несовместимых религиозных символа: еврейский семисвечник и христианский крест.

А вот это — второй по величине и первый по стоимости склеп. Сделан он из самых дорогих материалов. Достаточно сказать, что крыша купола изнутри облицована настоящим золотом. Склеп огромный, и еще больше его подземные помещения.

А захоронен здесь Федерико Лелуар, аргентинский Нобелевский лауреат по биохимии. Умер он в 1987 году. Но такой роскошный склеп был построен не на Нобелевскую премию (ее ученый истратил на исследования), и построен он был много раньше. Да и вообще он жил чрезвычайно скромно. Склеп этот фамильный, у Федерико были богатые родственники, занимавшиеся страховым бизнесом.

Здесь похоронено несколько аргентинских президентов. Вот президент Кинтана, изображен в лежачем виде.

А это еще один президент, Хулио Аргентино Рока. Всего-то за 50 лет до Гитлера он без лишних сантиментов объявил, что нужно освободить южные земли и присоединить их к Аргентине. «Освободить» означало уничтожить всех местных индейцев. Это и было исполнено. Индейцев уничтожили, часть их перевезли в центральную Аргентину в качестве рабов, а их земли, Патагонию, присоединили к Аргентине. С тех пор Рока стал национальным героем и считается им до наших времен. Есть улицы его имени, портреты его печатают на самой популярной, 100-песовой купюре. Времена были такие, и то, что сейчас называется геноцидом, расизмом и нацизмом, еще 100 лет назад было нормой жизни.

Некоторые склепы в очень заброшенном состоянии. Например, если все родственники умерли. Но забрать склеп все равно нельзя: частная собственность. Разрушать или трогать — тоже нельзя. Но когда становится понятно, что хозяева склепа уже не объявятся (к примеру если он стоит бесхозным лет 15), администрация кладбища облюбовывает такие склепы в качестве складов для стройматериалов и прочего инвентаря.

В одном из мест кладбища смотрители устроили небольшое приусадебное хозяйство.

Среди склепов скромно затесался туалет.

Кладбище знаменито своими кошками.

В нашей культуре принято на похоронах приносить пластиковые венки с надписями «от друзей», «от коллег». Потом через несколько дней эти венки свозят на свалку. Это же непрактично! Поэтому в Аргентине венки делают железными и приваривают к склепу навсегда. Все желающие могут отметиться на могиле друга. И если человек был важный, то и железных венков и памятных табличек на его склепе много.

Все склепы на кладбище частные. И распоряжаться хозяева могут как им заблагорассудится. Могут хоронить туда и друзей. Могут сдать или даже продать. Цены на склепы на этом кладбище начинаются от 50 тысяч долларов за самый скромный и могут достигать 300−500 тысяч за более респектабельный. То есть цены сопоставимы с ценами на квартиры в Буэнос-Айресе: тут 2−3-комнатная стоит от 50−200 тысяч долларов и до 500 тысяч в самом престижном районе. Например, вот — склеп продается.

До 2003 года на Реколете еще можно было приобрести землю и построить новый склеп. С 2003 года кладбище стало памятником архитектуры не только аргентинского, но и мирового значения. Здесь не только запрещены любые постройки, запрещено также видоизменять или перестраивать уже готовые склепы. Можно только реставрировать старые, да и то после массы разрешений и исключительно с целью придать изначальный облик.

Некоторые склепы и надгробные монументы реставрируют. Например, вот этот. Правда, делается это с аргентинским рабочим ритмом, навесик есть, реставраторов уже 2 месяца не видно.

Сам район Реколета очень престижен. И жители вот этих домов (через дорогу от кладбища) совсем не напрягаются, что их окна выходят на кладбище. Наоборот, люди считают себя избранниками судьбы — ну как же, жить в Реколете!

Впрочем, сам Максим Лемокс считает, что Реколета — это «памятник диким, непривычным для нас похоронным традициям и соревнование неуместных понтов: «кто круче и богаче» и «у кого ушло мрамора больше, надгробье выше, а памятник эксклюзивнее и больше».

В то время, как заросшие кладбища и прочие погребальные места с брошенными часовнями и странными надгробными плитами – идеальная среда обитания для растений и некоторых животных; склепы представлены гораздо большему забвению. Не все знают, что во всем мире, среди часовен и церквей, есть скрытые подземные фамильные склепы, где умершие покоятся в забвении уже сотни лет.

Часовня Кости, Эвора, Португалия.

Капелла душ Ossos, то есть часовня из костей, является одним из самых известных памятников Эворы - и жуткой туристической достопримечательностью. Часовня была построена францисканскими монахами в XVI веке. Этот зал смерти был сооружен рядом с церьковью Святого Франциска. Часовня состоит из черепов и костей 5 000 монахов, а 2 целых скелета висят прикованные цепями к потолку. Их личности остаются неизвестными.

Часовня, Czermna, Польша.

Часовня была построена в 1776 году приходским священником Вацлавом, который следил за тем, чтоб кости 3 000 человек располагались ровно по стенам. Под полом этой часовни находится захоронение 21 000 человек, погибших во время Тридцатилетней войны (1618-1648), из-за холеры и голода.

Сан - Бернардино алле Осса, Милан, Италия.

Этот склеп относится к 1210 году, ко времени, когда соседние кладбище больницы было переполнено. Склеп был построен для хранения костей. Церковь была присоединена к склепу в 1269 году, но в 1712 году была сожжена. В 1776 году на том же месте была построена более крупная церковь.

Санта-Мария-делла-Консезионе деи Каппуччини, Рим, Италия.

Склеп под церковью Санта-Мария-делла-Консезионе деи Каппуччини, разделен на пять часовен и содержит остатки 4 000 монахов капуцинов. Похороненных в период между 1500 и 1870 годами. Почва. Находящаяся в склепе, была привезена из Иерусалима.

Склеп Седлец, Чешская Республика.

Этот склеп представляет собой не просто аккуратно уложенные останки людей, а тщательно проработанные элементы ботового декора, такие. Как люстры, гербы, гирлянды. Склеп расположен в небольшой римско-католической часовне, под кладбищем церкви Всех Святых.

Монастырь Сан-Франциско, Лима, Перу.

Монастырь Сан-Франциско в Лиме не только может похвастаться всемирно известной библиотеки и местом в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, но и склепом в катакомбах под церковью. Черепа в склепе декоративно расположены в рак концентрических кругов, разделенных другими костями. Предполагается, что в слепе размещены останци 70 000 людей.

Склеп Дюмонт, Франция

Примерно 230000 человек погибли в кровавой битве при Вердене в 1916 году. Дюмонт- склеп, который представляет собой памятник мертвым и место последнего упокоения для неизвестных солдат. Мемориальные доски на стенах и потолке содержат имена французских солдат, которые пали под Верденом.

В то время, как заросшие кладбища и прочие погребальные места с брошенными часовнями и странными надгробными плитами – идеальная среда обитания для растений и некоторых животных; склепы представлены гораздо большему забвению. Не все знают, что во всем мире, среди часовен и церквей, есть скрытые подземные фамильные склепы, где умершие покоятся в забвении уже сотни лет.

Часовня Кости, Эвора, Португалия.

Капелла душ Ossos, то есть часовня из костей, является одним из самых известных памятников Эворы - и жуткой туристической достопримечательностью. Часовня была построена францисканскими монахами в XVI веке. Этот зал смерти был сооружен рядом с церьковью Святого Франциска. Часовня состоит из черепов и костей 5 000 монахов, а 2 целых скелета висят прикованные цепями к потолку. Их личности остаются неизвестными.

Часовня, Czermna, Польша.

Часовня была построена в 1776 году приходским священником Вацлавом, который следил за тем, чтоб кости 3 000 человек располагались ровно по стенам. Под полом этой часовни находится захоронение 21 000 человек, погибших во время Тридцатилетней войны (1618-1648), из-за холеры и голода.

Сан - Бернардино алле Осса, Милан, Италия.

Этот склеп относится к 1210 году, ко времени, когда соседние кладбище больницы было переполнено. Склеп был построен для хранения костей. Церковь была присоединена к склепу в 1269 году, но в 1712 году была сожжена. В 1776 году на том же месте была построена более крупная церковь.


Санта-Мария-делла-Консезионе деи Каппуччини, Рим, Италия.

Склеп под церковью Санта-Мария-делла-Консезионе деи Каппуччини, разделен на пять часовен и содержит остатки 4 000 монахов капуцинов. Похороненных в период между 1500 и 1870 годами. Почва. Находящаяся в склепе, была привезена из Иерусалима.

Склеп Седлец, Чешская Республика.

Монастырь Сан-Франциско, Лима, ??Перу.

Монастырь Сан-Франциско в Лиме не только может похвастаться всемирно известной библиотеки и местом в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, но и склепом в катакомбах под церковью. Черепа в склепе декоративно расположены в рак концентрических кругов, разделенных другими костями. Предполагается, что в слепе размещены останци 70 000 людей.


Склеп Дюмонт, Франция

Примерно 230000 человек погибли в кровавой битве при Вердене в 1916 году. Дюмонт- склеп, который представляет собой памятник мертвым и место последнего упокоения для неизвестных солдат. Мемориальные доски на стенах и потолке содержат имена французских солдат, которые пали под Верденом.



Статьи по теме: