Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сегодняшнюю ситуацию в стране можно охарактеризовать как череду социально-экономических изменений, которые имеют для граждан последствия различного характера. Эти изменения пошатнули социальные и культурные основы, что привело к нравственному и духовному кризису. Особенно остро кризис «ударил» по подросткам. В их правовом сознании можно наблюдать такие элементы как: правовой нигилизм, нарушения в их системе ценностей, правовая безграмотность. Как бы печально это не звучало, но эти элементы плавно становятся «нормальными» явлениями современного российского общества.

От позиции подрастающего поколения в общественной жизни, ее грамотности в различных ситуациях, уверенности в завтрашнем дне и активности зависит будущее нашего государства во всех известных нам сферах жизни общества.

В подростковой среде встречается много негативных явлений: употребление алкоголя и наркотиков, курение, преступность, беспризорность, отсутствие занятости. Что является причинами этих явлений? Исходя из выше изложенного, можно предположить, что причинами являются как раз те элементы, которые наблюдаются в правовом сознании несовершеннолетних.

Проступок, преступление, правонарушение - эти слова отличаются друг от друга по смыслу и написанию, но в сознании многих людей между ними стоит знак равенства. Почему так происходит? Это незнание русского языка, правовых норм или нежелание ознакомиться и с тем и с другим? Еще сложнее с пониманием значения этих слов дело обстоит у подростков. Правовая неграмотность подрастающего поколения влечет за собой ужасающие последствия: преступность становится моложе, количество правонарушений, совершаемых подростками увеличивается, проступки совершаются ежедневно. Но вот что самое неприятное в этой ситуации: юноши и девушки, оказавшись в незнакомых им правовых ситуациях, не пытаются понять и оценить свои поступки с позиции права или хотя бы с точки зрения окружающих их людей (общественного мнения), а поступают так, как им хочется и такой выбор чаще всего правильным не является.

Здесь сразу возникает пример из малоизвестного современному подростку фильма «Лошади в океане», в одной из сцен которого цыганенок Гришка рассказывает, как он «не за что» попал в СИЗО. По его словам, он шел по улице и увидел в окне дома магнитофон. Он был таким красивым, из его динамиков раздавалась приятная музыка. Он проник в дом и взял то, что ему понравилась. «Ведь это воровство!» - воскликнет любой человек с не пошатнувшимися ценностями. Но паренек подумал иначе: нет ничего плохого, ведь он неграмотный, поэтому и наказывать не за что. Прошло почти тридцать лет с момента выхода этого фильма, а правовая безграмотность продолжает оставаться важной проблемой современных подростков. Именно она является причиной многих необдуманных поступков, которые в последствии способны испортить жизнь. Если в подростковом возрасте не получить необходимые знания, то и в старшем возрасте последствия не заставят себя ждать. Ведь если правильное с точки зрения права поведение не стало привычкой в юном возрасте, то уж тем более этой привычке не закрепиться в зрелости.

Проблема правовой неграмотности остается актуальной и по сей день. Многие бы сказали: «Куда смотрит школа? Почему родители не объясняют своим детям как нужно себя вести? Зачем все эти чиновники, пишущие законы и различные программы по работе с подрастающим поколением, если с каждым годом малолетних нарушителей закона становится все больше!». Безусловно эти факты имеют место в нашей жизни, но как правильно организовать работу по правовому воспитанию? Только ли педагоги и чиновники должны решать эти наболевшие вопросы?

Отчасти - да, но ведь есть молодые люди, которым небезразлично будущее их страны, почему бы подросткам с активной жизненной позицией не попробовать свои силы в решении этой проблемы?

В нашей работе мы хотели попробовать это сделать. Во-первых, понять, что же такое правовое воспитание, во-вторых, какие средства будут эффективными в работе с подростками, в-третьих, как скоро и какого качества будут результаты.

Цель исследования - выявить уровень знаний учащихся по теме «Проступок, правонарушение, преступление» и оценить уровень правовой грамотности по данному вопросу.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучив литературу, составить вопросы анкеты, провести опрос учащихся МБОУ СОШ № 9 им. М.И. Неделина и подвести его итоги;

Подобрать материалы и разработать занятие, повышающее уровень правовой культуры в интересующем нас вопросе;

Разработать информационно-познавательные листовки для распространения среди учащихся.

Результатом нашей работы должны стать не только итоги анкетирования, иллюстрирующие осведомленность учащихся в вопросе знаний учащихся по теме «Проступок, правонарушение, преступление», просветительская работа среди учеников нашей школы для повышения их уровня правовой грамотности, но и создание команды юных активистов, которые готовы заниматься правовым просвещением.

Глава 1. Правовая неграмотность и правовое воспитание

1.1. Правовая неграмотность

Правовая неграмотность как фактор, влияющий на совершение противоправных деяний, по результатам многих исследований вышел на первое место с огромным преимуществом. Жизнь показывает, что уровень правовой культуры в крайней степени низок, 12% населения России хорошо подкованы в правовых вопросах, а как же быть с остальными 88 %? При этом незнание и непонимание законов не может освободить от ответственности. Жизненные реалии таковы, что люди начинают изучать законодательные акты лишь тогда, когда столкнулись с проблемой, потому что не знают, как себя защитить и правильно вести в сложившейся ситуации. Особенно эта проблема касается подростков.

В сложившейся социально-экономической ситуации в обществе особенно остро стоит проблема борьбы с преступностью. Между тем, преступность распространяется быстрыми темпами, вовлекая в свои ряды все большее количество несовершеннолетних. Школа не способна охватить все сферы жизни и развития подростка, а дети все больше поддаются влиянию улицы. В семье родителям зачастую некогда объяснять своему чаду, что такое хорошо и что такое плохо, тем более им некогда найти минуту для правового воспитания. Такие условия порождают информационное отчуждение подростка от социальных и правовых норм. Следовательно, создаются предпосылки для совершения правонарушений: отсутствие контроля со стороны родителей, не занятость во внеурочное время, низкая значимость и потребность в образовании, преобладание материального над духовным в голове подростков. Здесь то и появляется необходимость формировать и развивать сознание подрастающего поколения, так как отсутствие правовых знаний и правовой культуры ведет к непрерывному росту преступлений, совершаемых молодыми людьми, а также окрашивает их все более мрачными красками, потому что преступления становятся более жестокими и наносят все больший вред как самим подросткам, так и обществу в целом.

1.2. Правовое воспитание

Рост подростковой преступности тревожит российское общество, поэтому профилактика правонарушений должна занять ведущее место в предупреждении правонарушений несовершеннолетних. Особое место в такой работе должно отводиться формированию правовой культуры подростков.

Сегодня складывается неоднозначная ситуация - «у семи нянек дитя без глаза», которая выражается в том, что на уровне региона предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних занимаются 40 различных государственных органов, учреждений, организаций, а сдвиги в состоянии динамики правонарушений незаметны. Исходя из этого можно сделать вывод, что правовое воспитание нужно начинать как можно раньше, необходимо формировать законопослушное поведение, правовую этику и правовую грамотность среди несовершеннолетних.

Под правовым воспитанием в «Теории государства и права» под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько понимается «целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм» 1 .

Цель правового воспитания - формирование теоретических основы правового сознания и правовой культуры, систематизирование знаний о праве, привитие интереса к праву и его изучению.

Главные задачи правового воспитания - усвоение правовых норм, выработка правильной правовой позиции, приобретение и применение на практике основ законодательства, формирование уважения к праву и потребность соблюдать закон.

Сегодняшний подросток очень мобилен, интеллектуально активен, восприимчив ко всему новому и интересному, но часто его активность направляется на пустое времяпрепровождение, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений. Поэтому посредством правового воспитания и людей, которые им занимаются необходимо создать возможность сознательно участвовать в общественно-политической деятельности.

Такого рода воспитание должно начинаться с раннего возраста. Школа и учреждения дополнительного образования должны стать агитатором участия юношества в общественной жизни, формировать у подростков чувство гражданственности, потребность иметь свою точку зрения и умения ее выражать, а также научить заботиться о своем благополучии и преуспевании своей страны.

Для работы с подростками в рамках правового воспитания используются отдельные традиционные методики, а также сочетание нескольких методик:

Лекционные и семинарские занятия, тематические беседы;

Сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации;

Дискуссии и ток-шоу;

Развивающие и интеллектуальные игры;

Тесты, анкетирование 2 .

Создание воспитывающей правовой среды обеспечит целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения учащихся, выработку у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения.

Подводя итоги вышеизложенному, нужно отметить, что привитие правовой грамотности, правовой культуры и этики окажет положительное профилактическое воздействие на состояние подростковой преступности и достигнет поставленных целей.

Глава 2. Проступок, правонарушение, преступление

Начнем работу этой главы со слов выдающегося древнеримского оратора, политика, философа, писателя Цицерона. Смысл этой фразы подходит к актуальной проблеме нашего века - правовая безграмотность, которая будет существовать еще долгое время, если мы не будем с ней бороться. Основные задача, которую мы ставим перед собой: попытаться разобраться действительно ли основной причиной проступка, правонарушения, преступления является правовая неграмотность граждан РФ.

2.1. Человек и закон

Человек - это биосоциальное существо. Для выполнения своих потребностей и интересов он ежедневно вступает в сотни различных отношений с другими людьми. Причем его участие в этих отношениях может иметь как положительное влияние, так и отрицательное. Правовые нормы устанавливают своеобразные границы социально значимого поведения граждан, коллективных объединений, должностных лиц.

В Российской Федерации существует свой свод законов и правил. Чтобы не иметь проблем с законом, нужно знать их и блюсти закон. Но многие люди не знают даже и половины законов, которые стоит знать каждому гражданину, и от этого возникают проблемы с правовой неграмотностью людей.

С точки зрения права, можно выделить два основных вида поведения человека - правовое, т.е. юридически значимое, влекущее за собой определенные последствия, установленные рамками правовой нормы, и юридически безразличное, т.е. лежащее за рамками нормативного регулирования и оцениваемое с моральных и нравственных позиций.

Большинство поступков в правовой сфере являются правомерными и лежат в основе нормального функционирования общества. Выбирая вариант своего поступка, человек как минимум должен знать предъявляемые к нему правовые требования. Гражданам важно знать основные начала, принципы действующей в данном обществе правовой системы, способные послужить своего рода ориентиром для их правового поведения. В свою очередь государство, закрепляя в Конституции РФ положение о том, что "любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения" (гл.1 ст. 15), обеспечивает население необходимой правовой информацией, в связи с чем, небезосновательным является, действующий в правовой сфере принцип "незнание закона не освобождает от ответственности".

Многие люди, в нашей стране, не знают своих прав и обязанностей. Большинство просто не открывали конституцию и не знают, что такое нормативный правовой акт. Бюджетный, таможенный кодексы - густые дебри для людей, не соприкасающихся с ним.

Еще людям трудно сориентироваться в поправках, которые вводятся слишком часто. Таким образом, издавая новые законы, нужно очень тщательно продумать все детали, касающиеся этого закона.

В кодексах РФ огромное количество статей, а ведь в каждую из них нужно вникнуть, чтобы понять истинный смысл. Человек не грамотный в этой области просто запутается. Это и есть очень важная проблема - сложность закона. Для этого нужно хорошо понимать их смысл.

2.2. Проступок, правонарушение, преступление

Давайте разберем, что же такое проступок, правонарушение и преступление.

Правонарушение - виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу. Такие как проступок и преступление.

Проступок - это мелкое нарушение, которое чаще всего можно списать на неосторожность или элементарное пренебрежение правилами и нормами. Он может быть совершен в отношении административных норм или норм моральных.

Проступок делится на три категории: дисциплинарные проступки, нарушения административного типа и, наконец, гражданские проступки.

Бытует мнение, что проступок - это первый шаг к преступлению, поэтому даже незначительные нарушения могут привести к достаточно серьезным последствиям в результате повторения или усугубления.

Гражданские проступки можно назвать одними из наименее опасных для общества в целом. К данной категории можно отнести, к примеру, нарушения в отношении авторских прав или условий другой документации.

Аморальный проступок - это совершение намеренного действия, имеющего насильственный характер в отношении другого человека. В данном случае есть определенные особенности, о которых будет сказано далее.

Административный проступок заключается в том, что решение зависит от убеждений и собственных критериев оценки нормативности. Так, то, что для одного человека может быть расценено как насильственные действия, для другого окажется просто недостатком воспитания.

С таким понятием, как дисциплина, мы сталкиваемся практически каждый день. Оно понимается по-разному, в зависимости от ситуации, однако если говорить о главном, самом прямом значении, дисциплина - это соблюдение определенных правил и норм, выполнение обязанностей.

Чаще всего дисциплинарный проступок - это нарушение условий трудового договора в целом и прописанной в нем дисциплины в частности. В данном случае к одинаково серьезным последствиям могут быть отнесены как недобросовестное отношение к своим обязанностям, так и полное их игнорирование.

Один из самых часто встречающихся видов нарушения законодательства. Административный проступок - это в одинаковой мере безбилетный проезд и нарушения правил и норм поведения в общественных местах.

В этой категории спектр возможных вариантов наиболее велик. По сути, любой административный проступок - это посягательство на установленный на законодательном уровне порядок или результаты взаимоотношений исполнительной и распорядительной власти.

Так, в категорию проступков такого рода попадают неаккуратное вождение или несоблюдение правил пожарной безопасности, санитарных норм. За нарушения данного характера человек привлекается не к уголовной, а к административной ответственности.

Проступки уголовного характера обсуждается в среде юриспруденции уже более 25 лет. Тем не менее, к однозначному мнению относительно этого прийти еще не удалось. Уголовный проступок - это, по сути, правонарушение, не подпадающее под категорию преступного. В основном к такому рода нарушениям относят преступления, которые по факту совершения не представляют большой общественной опасности.

Правонарушения, которые не предусматриваются нормами Уголовного кодекса, относят к проступкам, остальные же к преступлению.

Что такое преступление? Определение преступления сводится к следующему: это общественно опасное, противоправное, виновное, наказуемое деяние, которое приносит значительный вред общественным отношениям (охраняются уголовным законом) или создают угрозу причинения ущерба. Преступление обладает такими основными признаками, как повышенная степень опасности для общества и значительный ощутимый вред окружающим (от государства до личности).

Законодательство Российской Федерации предусматривает 13 вариантов наказаний за совершение преступления:

Лишение звания (специального воинского или почетного), наград;

Лицо лишается права занимать определенные должности либо вести определенную деятельность;

Проведение обязательных работ;

Проведение исправительных работ;

Вводится ограничение по военной службе;

Имущество конфискуется;

Свобода ограничивается;

Наказуемого содержат в дисциплинарной воинской части;

Лишение свободы на определенный срок;

Пожизненное заключение;

Смертная казнь (с 1997 года в РФ введен на нее мораторий).

Безусловно, преступление - самый опасный вид правонарушения, в отличие от проступка. Преступление и проступок различаются тем, что у них разная степень негативных последствий. Общими признаками обоих видов правонарушения является то, что и за преступление, и за проступок следует понести ответственность. Зная, что такое преступление, можно понять, что ответственность в данном случае будет уголовная. Проступок же приводит к дисциплинарной или административной ответственности.

Граница между преступлением и проступком очень тонкая. Любое мелкое отступление от закона в большинстве случаев приводит к серьезным последствиям. Следовательно, любому гражданину необходимо знать, понимать и соблюдать законы.

Глава 3. Итоги проведенной работы

3.1. Итоги анкетирования

Мы провели анкетирование (анкета представлена в приложении 1) среди учащихся 7-го, 9-х и 11-го классов в нашей школе. С его помощью хотелось выяснить, что знают подростки о понятиях «проступок», «правонарушение», «преступление», знакомы ли ученики с законами нашего государства и мерами наказания за противоправные действия, высок ли уровень правовой грамотности и культуры.

Одной из гипотез, которая легла в основу опроса состоит в следующем: уровень правовой грамотности и правовой культуры выше у учащихся старшего возраста, которые в курсах «Обществознание» и «Право» получили минимальные сведения о правовом поле своей страны, чем у подростков младшего возраста.

Доказательство этой гипотезы позволит серьезно отнестись к мнению ученых о том, что чем раньше начинается правовое воспитание, тем больше возможность воспитать в подростках ответственность за свои поступки, привить интерес к изучению права, сформировать теоретическую основу правового сознания и правовой культуры, а также предотвратить с помощью основ правовой грамотности правонарушения среди подростков и выработать потребность соблюдать закон.

Первый вопрос был открытого типа и был призван выяснить понимание подростками понятие «преступление». Среди учащихся 7-го класса только один человек смог правильно ответить на этот вопрос, что составило 6 % от общего числа опрошенных. Из учеников 9-го класса 8 человек правильно сформулировали ответ на этот вопрос, что составило 23,5 % опрошенных. Из учащихся 11-го класса 7 человек из 20 правильно понимают это понятие, 35 %. 22 % от общего числа опрошенных дали верный ответ. В целом, ответы на первый вопрос приводят к печальному выводу - подростки почти ничего не знают о том, что такое преступление, а значит, совершая поступок, квалифицированный Уголовным кодексом РФ как преступление, они не будут знать, что нарушают закон.

Второй вопрос направлен на сравнение понятий «проступок» и «преступление», а также понимание подростками того, что между этими понятиями нельзя ставить знак равенства, так как они подразумевают совершенно разные действия и наказания за них. Среди учащихся 7-го класса разницы между «проступком» и «преступлением» не понимают 3 человека, 16,7 % опрошенных. Из 9-х и 11-го класса только по одному человеку не видят разницы между данными понятиями, соответственно 3 и 5 %. Результаты показали, что 7 % учащихся не могут оценить разницу между «проступком» и «преступлением». Единственное, что не дает оценить ответ на данный вопрос тот факт, что этот вопрос не раскрывает полного понимания разницы подростками между смыслом этих слов и ответственности за данные нарушения.

Третий вопрос сформулирован таким образом, что дает возможность оценить указанный выше факт и понимание ребятами меры наказания за проступок. Среди учащихся 7-го класса 12 человек не понимают, какое наказание ждет человека за проступок, 67 % опрошенных, а это значит, что ребята до конца не понимают разницу между понятиями «проступок» и «преступление» и путаются в мере ответственности за данные действия, и только 2 человека подтвердили свое непонимание и отсутствие знаний в этом вопросе. Учащиеся 9-х классов дали следующие ответы: 11 человек неверно ответили на третий вопрос, 32 % опрошенных, 68 % подтвердили свое понимание данных понятий. В 11-м классе 5 человек, 25 %, дали неверный ответ, один человек подтвердил отсутствие понимания разницы между данными во втором вопросе понятиями. Общее число учащихся, давших неверный ответ, составляет 38 человек, 53 %. Вывод неутешителен! Более половины подростков не видят разницы между поступками, опасность которых для общества и наказания за них неодинаковы. Это значит, что, совершая подобные деяния, они в один ряд ставят нарушение Устава школы и кражу, а последствия и наказания, следующие за ними, видимо одинаковые.

Четвертый вопрос требует понимания понятия «правонарушение». Учащиеся 7-го и 9-х классов не смогли сформулировать ответ, который бы говорил о том, что они хотя бы знакомы с этим термином. Ученики 11-го класса дали более обнадеживающие ответы: 4 человека дали верный ответ на данный вопрос, 20 % опрошенных. Вывод, который можно сделать исходя из результата - 94 % подростков не понимают, какие поступки вредят обществу и им самим, влекут ответственность по закону, а значит, эти ребята могут быть вовлечены в негативные подростковые среды - употребление алкоголя и наркотиков, курение, нарушение дисциплины в общественном месте и вандализм, а в их сознании такое поведение будет считаться абсолютно нормальным.

Пятый вопрос задан с тем умыслом, чтобы понять, способен ли подросток нарушить нормы морали в обществе и оценить свои поступки, или он будет вести себя, как ему хочется и считать это правильным. Четверо семиклассников, 22 %, и четверо девятиклассников, 12 %, не считают нарушение дисциплины в общественном месте аморальным. Среди выпускников три человека, 15 %, считают также. Печально, но 15 % подростков будут поступать как им хочется, не взирая на общественное мнение, а значит не смогут дать отчета своим поступкам и оценить их правильно.

В шестом вопросе попросили привести примеры наказаний за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. В 7-ом классе ни один ученик не смог ответить на этот вопрос. Среди учащихся 9-х классов просматривается аналогичная ситуация. Одиннадцатиклассники в большинстве, 95 %, смогли привести примеры, но тех, кто бы указал все виды наказаний не нашлось. Самыми популярными ответами были арест, лишение свободы, штраф.

Общий результат опроса показал, что гипотеза, которую мы хотели доказать, верна. Чем младше подросток, чем меньше в учебном и воспитательном процессе он получает знаний о правовой среде, тем ниже уровень его правовой грамотности и правовой культуры, понимание сути своих поступков и ответственности за них. Данные полученные в результате опроса и иллюстрирующие уровень правовой грамотности учащихся приведены в таблице (приложение 2).

Исходя из результатов исследования, можно понять: той информации, которую учащиеся получают на уроках недостаточно для достаточного уровня правового сознания и правовой культуры, привития интереса к праву, формирования уважения к нему и потребности соблюдать закон. Даже результат одиннадцатиклассников можно оценить оценкой «3». Вывод напрашивается сам собой, ученые правы в том, что нужно как можно раньше начинать просвещать подростков в правовой сфере, проводить занятия, беседы, привлекать специалистов в этой сфере, сотрудников полиции и КДН, психологов, проводить различные конкурсы и игры, различные тренинги.

3.2. Занятие на тему «Проступок, правонарушение, преступление»

После проведенного анкетирования мы разработали занятие на тему «Проступок, правонарушение, преступление» (разработка занятия - приложение 3), которое провели в классах, участвовавших в вопросе.

Ребятам понравилось проведенное занятие, они были очень активны, эмоционально обсуждали задаваемые вопросы, с азартом участвовали в организованной в ходе занятия игре.

После данного мероприятия мы попытались разобрать вопросы анкеты. Краткосрочный результат был поразителен! Ребята в большинстве правильно отвечали на вопросы, а это значит, что наша работа была ненапрасной.

После занятия ученики ответили утвердительно на главный вопрос: «Хотят ли они, чтобы подобные занятия проходили регулярно?». Они отметили, что теперь им понятно, какие поступки могут нанести вред обществу и им самим, какое наказание их может ждать, а главное - как такие действия могут повлиять на их будущее.

Спустя некоторое время мы разработали и распространили среди опрошенных информационно-познавательные листовки (приложение 4), вобравшие в себя в кратком виде информацию занятия. Хотелось бы надеяться, что эти яркие буклеты привлекут их внимание и время от времени будут напоминать, что проступок, правонарушение и преступление - это действия, за которые нужно отвечать, а еще они задумаются, как вести себя, чтобы стать надежной опорой своей Родины.

Очень важно, что нам удалось привлечь к нашей инициативе ребят, желающих заниматься правовым просвещением.

Заключение

В нашей работе мы достигли своей цели - выявили уровень знаний по выбранной теме и выявили уровень правовой грамотности наших учеников. Все поставленные задачи были решены: проштудировав литературу, создали анкету, занятие и буклеты. Вывод, который мы сделали: правовое сознание подростков частично сформировано, но регулярные занятия, тренинги, игры, беседы могут его развить до нужного уровня, предостеречь от правонарушений и преступлений. Важность работы в этом направлении очень важна, и эта работа должна осуществляться не только педагогами, но и активными ребятами, которым небезразлично будущее страны.

Источники

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

Список использованной литературы

1. Бадахова С. Б. Правовая грамотность подростка / С. Б. Бадахова // Научный потенциал регионов на службу модернизации. - Астрахань: АИСИ, 2011. - С. 216 - 220.

2. Гринь И. Правовое воспитание несовершеннолетних / И. Гринь // Беспризорник. - 2012. - № 2. - С. 61- 65.

3. Детская правовая школа: актуальные вопросы организации правового воспитания несовершеннолетних / под общ. ред. Е. А. Певцовой. - Ярославль - М., 2011. - 156 с.

4. Жильцова Е.И. Политико-правовые знания российских школьников в зеркале международного исследования CIVIC. //История и обществознание в школе, 2002, № 8.

5. Пимонов В.А. О некоторых аспектах профилактики девиантного поведения /В.А. Пиманов// Психологическая наука и образование. - 2011. - № 2. - с. 19 - 24.

6. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.

7. Суранчиева, Г.Т. Роль правового воспитания в системе формирования правового сознания несовершеннолетних / Г. Т. Суранчиева // Вестник КРСУ. - 2007. - № 10. - С. 153-155.

Анкета.

Приложение 1

1. Что такое преступление?

2. «Преступление» и «проступок» подразумевают один и тот же смысл?

3. Заключение в месте лишения свободы - это мера ответственности за проступок?

4. Что такое правонарушение?

5. Нарушение дисциплины в общественном месте - аморально?

6. Приведите несколько примеров наказаний, предусмотренных Законодательством Российской Федерации, за совершение преступления:

Приложение 2

Приложение 3

Занятие на тему «Проступок, правонарушение, преступление»

Цели:

1) дать ученикам представление о проступке, правонарушении, преступлении, научить различать эти понятия, познакомить с наказаниями за них;

2) развить понятие о том, что такое поведение наносит вред обществу, а также карается законом;

3) развить интерес к праву и позитивное отношение к правильным поступкам.

Задачи:

Обучающая: способствовать знанию законов РФ.

Воспитательная: способствовать формированию нравственных ценностей, воспитанию гражданской ответственности и правового самосознания.

Развивающая: способствовать развитию активизации познавательных процессов подростка, развитию речи через диалоговое общение, развитие способностей ребят к принятию самостоятельного решения возникающих проблем.

Ход занятия

Ведущий: Тема нашего сегодняшнего занятия «Проступок, правонарушение, преступление». Сегодня эта тема очень актуальна, потому что не каждый представитель подрастающего поколения осознает свои поступки, а ведь некоторые из них несут вред обществу и ведут к тяжелым трудно исправимым последствиям. Ежегодно огромное количество подростков совершают преступления, по статистике каждый пятый отбывает свое наказание в исправительно-трудовых колониях.

Наше сегодняшнее занятие познакомит вас с теми поступками, которые несут за собой тяжелые последствия для всех тех, кто в них принял участие, а также с наказаниями, которые следуют за их совершение.

Ведущий: Что общего между проступком, правонарушением и преступлением? (ответы учеников)

Ведущий: Действительно, все эти слова обозначают нарушение каких-либо правил и законов. Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же? Да-нет? Почему? (ответы учеников)

Ведущий: Давайте познакомимся с ситуациями, которые позволят нам понять разницу между этими понятиями.

Ситуация № 1. Ученик приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение подростка, как проступок, правонарушение или преступление? (ответы учеников)

Ведущий: То, что совершил ученик закон не нарушило, но такое поведение нарушает Устав школы.

В нашей школе тоже есть Устав (демонстрируется учащимся), давайте вспомним его вместе:

«4.8. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования настоящего Устава, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников общеобразовательного учреждения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу общеобразовательного учреждения;

6) соблюдать требования к внешнему виду, школьной одежде, в соответствии с локальным актом общеобразовательного учреждения.

4.9.Обучающимся общеобразовательного учреждения запрещается:

Приносить, передавать или использовать оружие, алкогольную продукцию, табачные изделия, токсические, психоактивные и наркотические вещества;

Использовать любые средства, могущие привести к взрывам и пожарам;

Применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;

Применять психологическое насилие, оскорблять, использовать нецензурную брань и ненормативную лексику;

Нарушать этические, нравственные нормы, принятые в обществе;

Производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих;

Пользоваться во время учебного процесса и внеклассных мероприятий средствами сотовой связи (мобильными телефонами) и другой аппаратурой;

Вносить изменения в документы строгой отчетности».

Рассмотрим следующую ситуацию и попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация 2. Старшеклассники поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что, если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать их действия, как проступок, правонарушение или преступление? (ответы учеников)

Ведущий: Проступком такие действия назвать нельзя, так как на лицо нарушение закона. Это преступление, которое называется - вымогательство, оно предусмотрено статьей 163 «Уголовного кодекса Российской Федерации» (демонстрируется учащимся).

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация 3. В кинотеатре шел очередной фильм. Через полчаса после его начала в зале появилась группа подростков. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Потом выяснилось, что и бутылку портвейна они успели распить прямо в первом ряду. Кто-то из зрителей позвонил в полицию.

Подозреваемые были задержаны. Надо было видеть их невинные лица. Ребята чувствовали себя уверенно, да еще и не понимали, за что их держат в инспекции по делам несовершеннолетних. Вдруг пришло осознание, что лейтенант составляет протокол. Подростки вздрогнули от слов: «административное правонарушение».

Они никак не могли понять, за что же их привлекают к административной ответственности. Заговорили: «Ну, выпили - а что, нельзя?», «Ну, побалдели - а вы балдеть не любите?», «Пошумели? Так ведь фильм неинтересный!».

Ведущий: Давайте познакомимся со статьей 20.20 «Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации» (демонстрируется учащимся): «Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей...»

Объясните, почему «невинные шалости» превратились в административное правонарушение? (ответы учеников)

Ведущий: Иногда бывает трудно определить грань между обычным поступком и правонарушением. Широко известны такие понятия, как аморальный поступок, аморальное поведение.

Мораль - это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

Но эти нормы нигде не записаны. За их нарушение наступает моральная ответственность в виде осуждения со стороны тех, кто с ними согласен.

Таким образом, аморальный поступок - это деяние, нарушающее общепринятые моральные нормы.

Задание: Попытайтесь определить, какие действия можно отнести к аморальным поступкам, а какие нельзя: ходить босиком по траве, грубить, сорить в общественных местах, ловить рыбу, распивать алкогольные напитки, курить, зарабатывать деньги, сплетничать, смотреть фильмы, жадничать.

В отличие от аморального поступка, правонарушение - это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону.

Это означает, что правонарушение совершается тогда, когда человек нарушает какую-то норму, принятую в обществе. Но эта норма, в отличие от моральных норм, должна быть обязательно записана, зафиксирована в законе.

Закон - это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке.

Какие нормативные акты мы сегодня уже упомянули в нашей беседе, которые являются законами? (ответы учеников)

Ведущий: Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению, преступлению по мере возрастания их вреда для общества. (ученик записывает на доске определения разного цвета маркерами)

Проступок - это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.

Приведите свой пример проступка. (ответы учеников)

Правонарушение - это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Ведущий: Ребята, за административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 16-ти лет? (ответы учеников)

Ведущий: Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение? (ответы учеников)

Ведущий: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму? (ответы учеников)

Ведущий: Нет. В тюрьму сажают за преступления. Дайте определение преступлению.

Преступление - это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Ведущий: Со скольки лет наступает уголовная ответственность? (ответы учеников)

Ведущий: За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления? (ответы учеников)

Ведущий: Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.

А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал нашего сегодняшнего занятия. Давайте разделимся на две команды и немного посоревнуемся.

Тур 1. «Разминка». Каждая команда должна быстро ответить на задаваемый ей вопрос. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

1. Прибор сотрудников ГИБДД для определения скорости автомашины? (Радар)

2. Переговорное устройство милиции? (Рация)

3. Секретное место для встречи с агентурой? (Явка)

4. Лишение свободы человека, мера пересечения? (Арест)

5. Официальное распоряжение для того, кто был обвинен властью? (Приказ)

6. Спецсредства для задержания преступника? (Дубинка, наручники)

7. Человек, совершивший преступление? (Преступник)

8. Значок на форменной фуражке? (Кокарда)

9. Юрист, защищающий чьи-либо интересы? (Адвокат)

10.Кто старше по званию капитан или старший лейтенант? (Капитан)

11. Что собирают во время следствия? (Улики)

12. ручной портрет преступника (Отпечатки пальцев)

13. Куда попадет человек, выстреливший в статую? (В полицию)

14. какую птицу называют воровкой? (Сороку)

15.Часть одежды, которая имеет обыкновение гореть на воре (Шапка)

Тур 2. «Афоризмы». Из полученных вами слов вы должны составить высказывание известного человека. Правильно составленное высказывание дает команде 3 балла.

1. сын, дочь, мать, воровство, лень, голод, у, а, это, нее.

2. законов, чтобы, создавайте, следите, немного, соблюдались, тем, но, за, они.

Лень - это мать, у нее сын - воровство, а дочь - голод. (В. Гюго)

Создавайте немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались. (Дж. Локк)

Тур 3. «Верно-неверно». Каждая команда получает по две ситуации, с которыми они могут согласиться или не согласиться, и объяснить свое решение. За каждый верный ответ - 1 балл, верное объяснение приносит команде дополнительный балл.

Ситуации для команды 1

Ситуации для команды 2

Ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок.

Ситуация № 1. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это правонарушение. Вы со мной согласны?

Ситуация № 2. Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», - сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», - ответили ей девочки. Я считаю, что это проступок. Вы согласны?

Ситуация 2. Группа ребят из 11 класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили. По-моему, это преступление. Согласны?

Подведение итогов игры, награждение команды-победителя.

Ведущий: Отрицательное воздействие со стороны взрослых, друзей, семьи могут быть очень сильными, но в конечном счете свою жизненную позицию выбирает сам человек.

А. С. Макаренко сказал: «Человек должен научится поступать нравственно сам с собой, без всяких проверок и контроля он должен чувствовать нужные вещи: можно, нельзя, надо».

Закончить наш занятие мне хочется прекрасными словами:

В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить

И вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, не помышляя о чуде

Рукой, обнаженною солнце достать

И подарить его людям.

Дарите людям добро, радость, солнце.

1 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001, с.344

2 Пимонов В.А. О некоторых аспектах профилактики девиантного поведения /В.А. Пиманов// Психологическая наука и образование. - 2011. - № 2. - с. 19 - 24, с. 21

Тема, которую можно обсуждать вечно, так как она никогда не теряет своей актуальности и важности в жизни любого человека.

Все поступки человека имеют последствия

Ничто не проходит бесследно: мысли превращаются в слова, слова рождают действия, а действия приводят к последствиям; так создается будущее. Все больше и больше понимая, как устроен этот мир, мы можем сделать правильные выводы, изменить что-то в своем мышлении и поведении, тем самым значительно улучшив свое будущее. Кому это не интересно, дальше можно не читать)))

О Законе кармы, и как он работает

Закон кармы, как мы знаем - это закон причин и следствий, который в народе часто выражается как "что посеешь, то и пожнешь", "что излучаешь, то и получаешь" или "как аукнется, так и откликнется". А само слово "Карма" на санскрите означает активность, действие, поступки; и именно действия и поступки, совершенные нами в прошлом, обусловливают события, происходящие с нами в настоящем.

Человек, обладающий разумом, или, другими словами, находящийся на достаточно высоком уровне духовного развития, воспринимает этот закон как весьма разумный, логичный, честный и уместный. Согласно этому закону, если человек совершил плохие поступки, то он, соответственно, накопил отрицательные их последствиях или, как говорят "плохую карму". Следовательно, он будет страдать из-за этого, то есть расплачиваться за свои грехи. И наоборот: чем больше человек совершил благочестивых поступков, тем лучше его жизнь сейчас. По закону кармы, всё, что мы делаем сейчас, обязательно принесет свои плоды в будущем, поэтому в наших интересах стараться не совершать греховных поступков, а сосредоточиться на полезной деятельности. Закон кармы также называют законом действия и противодействия, ибо на каждое наше действие вселенная реагирует противодействием; другими словами, на каждое наше действие жизнь дает соответствующий ответ.

В материальном мире закон кармы отследить не всегда просто из-за того, что последствия наших действий приходят не сразу, а имеют задержку во времени. И человек не всегда может связать свои прошлые действия с тем, что происходит в его жизни сейчас - в таком случае он не видит этот закон в действии. Поэтому люди могут совершать дурные поступки, искренне (но по невежеству) считая, что ничего плохого с ними не случится. И потом, когда мы видим страдающих с самого рождения или без явно видимой причины, мы можем подумать, что жизнь несправедлива, или Бог несправедлив, но мы просто не видим, что эти люди содеяли раньше. Мало кто вспоминает свои прошлые жизни, и даже плохие поступки текущей жизни мы вспоминаем не так уж часто, предпочитая не помнить их или не считать грехами. Таким образом, мы творим зло (пусть даже маленькое и не часто), по глупости своей надеясь, что расплаты не будет. Однако, незнание Закона Кармы не освобождает от последствий нашей деятельности, как и пренебрежение этим законом. Жизнь справедлива, и она всегда вернет нам то, что мы делаем в отношении других - если не сразу, то позже, включая следующую жизнь.

Источник Воля Бога и Закон кармы , из книги "Голос любящей совести" на сайте "Беседа с Богом".

P.S. Распространение мудрости - это благочестивая деятельность, которая приносит хорошие плоды, так что цитирование этого сообщения - это благо)))

Поведение влечет за собой последствия. Как говорил Павел: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7-8). Если мы усердно занимаемся, то получаем хорошие оценки. Если ходим на работу, то получаем зарплату. Если делаем физические упражнения, то.будем в лучшей форме. Если проявляем любовь к другим людям, то наши отношения с ними будут ближе. И наоборот, если мы сеем праздность, безответственность или бесконтрольное поведение, то не следует удивляться, пожиная нищету, неудачу и все остальные прелести впустую растрачиваемой жизни. Все это естественные последствия нашего поведения.

Проблема возникает, когда кто-то вмешивается в действие этого. Пьянство или наркомания обязательно несут за собой соответствующие последствия для пьяницы или наркомана. «Злое наказание уклоняющемуся от пути» (Прит. 15:10). Избавлять людей от естественных последствий их собственных поступков - значит делать их беспомощными.

Это часто происходит во взаимоотношениях родителей с детьми. Родители, вместо того чтобы предоставить детям возможность пожинать естественные последствия их поведения, ограничиваются ссорой. Лишь при такой системе воспитания, когда тепло соседствует с разумными ограничениями, дети вырастают уверенными в себе людьми. обладающими умением управлять своей собственной жизнью.

Выбор

Нам необходимо нести ответственность за собственный выбор. Только тогда мы пожнем плоды «воздержания» (Гал. 5:23) *

* В английском тексте Библии: «плоды самоконтроля». ~ Прим. перев.

Но очень часто мы отказываемся от ответственности за совершаемый выбор и возлагаем эту ответственность на кого-либо другого. Вспомните, как часто, объясняя причину наших поступков, мы прибегаем к фразам: «Мне пришлось...» или «Из-за него(нее) я...» Эти фразы раскрывают главную иллюзию. Она заключается в том, что во многих своих делах мы не выступаем в роли активной силы. Мы считаем, что всем управляет кто-то другой, и тем самым снимаем с себя основную ответственность - ответственность за свои поступки.

Мы должны осознать, что наш выбор зависит от нас и наши чувства при этом не так уж важны. Это не позволит нам совершать какие-либо поступки против нашей воли, например, давать «с огорчением или принуждением», как сказано во 2 Послании к Коринфянам 9:7. Павел даже не принимал дара, если чувствовал, что даритель принес его только из чувства «долга». Однажды он даже отослал дар обратно, чтобы «доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно» (Фил. 14). То же самое говорит Иисус Навин в своем известном стихе «о выборе»: «Если же неугодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить» (Нав. 24:15).


Нечто похожее сказал Иисус в Своей притче о виноградаре. где один из работников был недоволен платой, за которую согласился работать: «Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?» (Мф. 20:13). Этот человек сделал свободный выбор, согласившись работать за определенную плату. Он гневался из-за того, что другой, работавший меньше него, получил столько же.

Другой пример - брат блудного сына. Он принял решение остаться дома и служить своему отцу, а по возвращении брата стал возмущаться. Отцу пришлось ему напомнить, что он сам предпочел остаться дома.

Священное Писание напоминает людям о сделанном ими выборе и просит взять на себя ответственность за это. Как сказал Павел: «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13). Если мы делаем выбор, ища одобрения со стороны других или на основании собственного чувства вины, то готовим обильную почву, на которой взрастет обида и негодование. И то и другое - плоды нашей греховной природы. Другие люди решают, что нам «следует» делать, и мы уже не считаем себя вправе делать то, что нам хочется. Мы думаем, будто делая что-то по принуждению, проявляем любовь.

Установление барьеров неминуемо влечет за собой принятие на себя ответственности за свои решения и за последствия этих решений. Вполне возможно, что вы сами не позволяете себе принять решение или сделать выбор, результатами которого будете довольны.

Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения. Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.

По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.

Данная статья расскажет о том, как найти с подрастающим поколением. Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике?

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?

Прежде всего, попробуем дать определение.

Итак, педагогическая ситуация - это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.

Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе?

Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие обычно возникают в случае возникновения:

  • недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
  • разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;
  • противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
  • противодействия - действия, препятствующего проявлению другого действия;
  • разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

Раздел 3. Основные действия при обнаружении решения педагогической ситуации

Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.

Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены решения сложных педагогических ситуаций.

При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы.

Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.

Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий. Но такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

Раздел 4. Обнаружение ситуации

В течение педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.

Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.

Первое действие - обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.

Раздел 5. Пример ситуации

Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор.

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!»

Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели.

На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.

После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях

Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.

Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:

  • Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
  • Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
  • Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
  • Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
  • Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
  • Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.

Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Раздел 7. Как правильно проанализировать конфликт

Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Кто главный участник этого события и диалога?
  • В чем заключается причина конфликта?
  • Что послужило мотивом этого поступка?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие. Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные. Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения.

Педагогическая проблема, как говорится, налицо. По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи:

  • помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;
  • донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
  • провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

Раздел 9. Способы решения педагогической задачи

Самый трудный этап после обнаружения ситуации - это выбор способа решения.

Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.

Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения. Первая ошибка родителей - они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам. Вторая ошибка - отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение. В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила.

Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

Раздел 10. Примеры решения

Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже. В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?

  • Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций - попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.
  • Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
  • Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.
  • Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.
  • Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.
  • Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.
  • Проявление школьного «буллинга» - социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии - чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.

Проклятие рода

Почему люди приходят в этот мир с врожденными уродствами или болезнями? За что Высшие силы наказывают человека и его близких людей таким испытанием? Что это – карма или наказание за предыдущие грехи? Наверняка каждого, чью семью посетило такое горе, рано или поздно задается этими вопросами. Люди спрашивают у неба – «за что»? Как избежать этого?

Маргарита родилась с тяжелой формой церебрального паралича: у нее были парализованы ноги. Но родители не отчаялись, они окружили дочь заботой и вниманием. Благодаря их усилиям, девушка смогла не только пойти в школу, как и ее сверстники, но и закончить институт. Всю свою сознательную жизнь Рита задавалась вопросом, почему это произошло именно с ней? За что ей и ее родителям такое наказание? Почему судьба распорядилась так, что она всю жизнь вынуждена провести в инвалидном кресле.

Однажды на глаза Маргарите попалась интересная статья в интернете. В ней говорилось о том, что с помощью специальных методик можно узнать все о прошлых воплощениях человека, узнать, почему в этой жизни его преследуют неудачи или болезни. Рита заинтересовалась этим вопросом и связалась со специалистом. Она описала ему свою ситуацию. Девушка рассказала, что ей не дает покоя ее трагическое положение. Ее родители всегда жили дружно, они очень хотели, чтобы у них был ребенок. Почему же случилось так, что девушка принесла своим близким столько страданий, и страдает сама. Девушке с самого детства снились странные и загадочные сны, значение которых она никак не могла разгадать. Ей снилась молодая женщина и младенец. Женщина держала ребенка на руках и плакала. Как только Маргарита во сне пыталась приблизиться и заговорить с ней, молодая мать растворялась в темноте. С каждым годом сон становился все отчетливей и приходил чаще.

Специалист согласился принять Маргариту и ее родителей. Ему показалась интересной жизненная ситуация девушки. Тем более, что Рита была больна лишь телом – болезнь никак не повлияла на ее интеллект и мыслительные способности. Она с золотой медалью окончила школу, и с красным дипломом завершила обучение в институте.

У парапсихолога сложилось впечатление, что дух Риты заключен в больное тело в результате страшного проклятия. Парапсихолог решил провести с Маргаритой несколько сеансов регрессивного гипноза. С помощью этой методики человека можно «заставить» вспомнить свои прошлые воплощения. Путешествуя по своим предыдущим жизням, личность может найти ответы на вопросы, интересующие ее в настоящем. В прошлых воплощениях может содержаться ответ на вопрос о том, за что человек получает то или иное наказание в этом мире. Почему его преследуют болезни или несчастья.

Работая с Ритой, специалист не забывал и об ее родителях. Ведь часто «проступки» отца или матери являются причиной несчастий детей. Но в энергетическом поле родителей Маргариты все было спокойно. Эти люди действительно были очень добрыми, они и в прошлых жизнях не совершали никаких предосудительных поступков. И о Маргарите нельзя было сказать ничего плохого: ее душа была чиста. И, несмотря на тяжелый недуг, девушка не ополчилась на окружающих. У нее было много друзей, которые с удовольствием приходили в гости и проводили с ней время. Тогда парапсихолог понял, что дело не в девушке и ее родителях. Он решил посмотреть весь Род Маргариты и ее отца и матери: может быть, разгадка кроется в судьбе тех, кто уже давно покинул этот мир.

Догадка специалиста оказалась верна. Родовое проклятие лежало на матери Маргариты, но женщина об этом даже не подозревала. Почти сто с лишним лет назад, дальняя родственница ее матери была проклята своими родными за рождение внебрачного ребенка. Женщину с позором изгнали из родного дома с младенцем на руках. Не имея средств к существованию, молодая мать была вынуждена отдать свое дитя в сиротский приют. Девочка, оставленная в приюте, не дожила и до года. Узнав об этом, молодая женщина словно обезумела. Она в отчаянии прокляла своих родных, посулив, им страшную кару. Она пожелала, чтобы в день и час смерти ее ребенка, родившейся в этой семье младенец, получил страшную болезнь. Спустя столетие в определенный проклятием срок родилась Маргарита.

Теперь все встало на свои места. Конечно, девушке уже невозможно было получить новое здоровое тело. Но она искреннее пожалела и простила свою дальнюю родственницу, которая сама того не ведая, причинила ей зло.

С этого момента в жизни Маргариты и ее родителей стали происходить радостные события. Врачи обнадежили девушку, что с помощью операции они смогут «поставить ее на ноги». Она сможет вставать из инвалидной коляски и передвигаться с помощью костылей. Простив прегрешения своего рода и примирившись с ним, Маргарита и ее мать смогли изменить свою жизнь к лучшему.

Те, кто не родились

Специалисты, которые работают с тонкими энергиями и информационными полями человека, говорят, что все события в нашей жизни «записываются» и сохраняются в общем поле Вселенной. Ни одно наше действие не проходит бесследно. Все человеческие поступки влекут за собой определенные последствия и оставляют свой след в нашей жизни.

Психологи, работающие по методу системных расстановок, включают в схему взаимодействия рода даже детей, которые не были рождены, или умерли еще во младенчестве. Это связано с тем, что любая личность оставляет свой информационный «отпечаток» в поле других людей.

История Андрея – яркий пример того, как ошибки молодости могут влиять на всю последующую жизнь.

Андрей и Марина были студентами, денег всегда было «в обрез», квартира съемная и помощи от родителей ждать не приходилось. Молодые люди собирались со временем пожениться, но рождение детей не входило в их планы. В особенности – в планы Марины. Когда девушка узнала, что беременна, перед ней даже не стояло выбора: она сразу поставила своего любимого в известность, что будет делать аборт. Молодой человек расстроился. Он был не против ребенка, но его подруга была непреклонна: денег нет, ей надо окончить институт, найти хорошую работу и только после этого думать о детях. Андрей внял доводам своей девушки.

Марина сходила на операцию и благополучно забыла о том, что произошло. Но через некоторое время Андрея стали мучить странные видения. Он ясно видел своего ребенка, так и не появившегося на свет. Андрей видел, маленькую девочку, которая сидит на полу возле кровати и играет в куклы. Как только он пытался подойти к ней, девочка словно растворялась в воздухе. Видения были настолько яркими, что молодой человек стал серьезно беспокоиться о своем здоровье. Он осторожно поинтересовался у своей подруги, не испытывает ли она угрызений совести за то, что не позволила их ребенку родиться. Но Марина ответила отрицательно. Ей было не до этого. Она считала, что поступила правильно. Андрей же не мог себе просить того, что не отговорил девушку от аборта. Он чувствовал свою вину за то, что произошло. Прошло несколько лет и видения стали приходить реже. Но все равно молодой человек искренне переживал из-за происшедшего.

После окончания института Андрей и Марина прожили вместе не долго. Со временем молодые люди охладели друг к другу, и каждый решил строить свое счастье самостоятельно. Андрей встретил другую девушку, они поженились. Но молодая женщина никак не могла забеременеть. Врачи разводили руками: и Андрей и его супруга были абсолютно здоровы, но детей у них почему-то не получалось завести. Правду знал только Андрей. Он понимал, что это его ребенок, который не появился на свет, не дает ему возможность стать отцом.

Андрей обратился к парапсихологу. Он рассказал специалисту историю из своей юности. Сказал, что испытывает острое чувство вины за то, что позволил своей подруге сделать аборт, но как попросить прощения у ребенка он не знает. Он хочет загладить свою вину перед своей дочерью, которая так и не появилась на свет, хочет хоть как-то искупить свой грех. Используя специальные методики, парапсихолог помог Андрею «поговорить» с душой его девочки. Мужчина смог добиться прощения у ребенка. Он искренне сожалел о том, что произошло много лет назад. Он просил дать ему возможность искупить свою вину, очистить свой Род от тяжелой кармической ноши, которая легла на него. Признав свою вину и попросив прощения у души ребенка, Андрей почувствовал облегчение. Жена Андрея в скором времени забеременела и родила дочь. Андрей искренне верит, что душа его ребенка, который не родился несколько лет назад, теперь живет в теле его дочери. Ведь с этого момента его перестал посещать образ маленькой девочки, играющей в куклы.



Статьи по теме: