Роль искусства в современном мире. Роль искусства в современном обществе

Искусство- это особенная содержательная разновидность сознания общества, это – художественное содержание, а не научное и не философское. Великий писатель Л.Н Толстой, например, говорил, что искусство это как средство обмена чувствами. Сегодня ни кто не может точно ответить на вопрос, для чего человеку нужно искусство. Одни говорят, что искусство существует для украшения жизни, в то время как другие утверждают, что искусство нужно для того что бы человек мог выразить свои чувства.

Тут можно было бы процитировать слова Владимира Ильича Ленина, обсуждая задачи стоящие перед советскими художниками, он говорил что: Искусство в своей основе народно. «Искусство принадлежит народу. И оно должно уходить своими корнями в толщу трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их талант».

Конечно искусство занимает особое место среди многих других эстетических ценностей, и несомненно играет колоссальную роль в развитии общества. Оно пристает перед людьми в виде огромного количества художественных произведений, созданных живописцами, ваятелями, писателями, музыкантами. Но если вдруг красота созданных человеком вещей со временем исчезает, то искусство в этом отношении устойчиво- те или иные художественные произведения сохраняются обществом, а по этому воспринимаются людьми, оказывают на них воздействие.



Место искусства среди многих других эстетических ценностей определяется тем, что оно несет в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей и сохраняет их образы для нового общества.

Почему искусство сохраняется людьми? В первую очередь потому, что оно оказывает на человека и общество всестороннее воздействие, является важным средством воспитания, формирования всесторонне развитой и гармоничной личности.

Следовало бы отметить тот факт, что искусство обладает познавательной функцией- оно наглядно показывает человеку явления природы, виды деятельности людей, общественные отношения, духовные ценности с которыми человек не всегда встречается в своей практике. Искусство дает человеку художественную картину мира, которая выступает частью общей картины мира и на ряду с идеологическими воззрениями составляет мировоззрение человека. Отсюда искусство способствует выработке ценностной ориентации человека к жизни, понимания смысла жизни. Вот почему произведения великих художников называют энциклопедией жизни. В связи с этим искусство используется в процессе образования, обучения.

Искусству присуща так же идеологическая функция- оно влияет на возникновение у людей классовых интересов, мировоззрения, приобщения к идеологии определенного класса.

Искусство участвует в формировании всех социальных чувств людей (нравственных, политических, религиозных и т.д.), в целом общественно психологии, то есть оно осуществляет воспитательную функцию, выступает как важное средство воспитания. К тому же оно способствует к самосознанию человека.

Еще одной ее функцией является трансляция во времени и пространстве. Трансляция того или иного опыта осуществляется для того, что бы человек обратился к глубинам своего понимания мира. Через сопоставление своих ценностей и ценностей предыдущих поколений, другого человека, других культур. Однако, самое главное для того, что бы человек научился выстраивать свою жизненную стратегию, учитывая при этом опыт своих предков, опыт других культур и своих современников.

Искусство – это одна из тех социальных сил, которая участвует во взаимодействии явлений общественного характера и оказывает огромное влияние на развитие общества. В единстве всех своих сторон- искусство выступает могучим средством воспитания, обладающим благодаря своей доступности, точности, наглядности огромной силой воздействия на умы и сердца людей.

Прежде всего, искусство формирует чувства человека. Затем человек обращается к познанию оснований идеалов. Так, начинается развитие его интеллекта. Видя, что должное и существующее вокруг не совпадают, человек начинает воплощать свое представление о должном в жизнь, либо же он принимает существующее как должное. Таким образом начинается формирование его воли. Так, искусство способствует социализации человека. Оно вводит его в культуру, пробуждая волю к активно творческому преобразованию существующего порядка.

Выделяется еще одна функция, которая называется коммуникативная. Она заключается в то, что оно расширяет социальный опыт людей- их взаимодействие друг между другом, природой и обществом, которое почти всегда ограничено к примеру пространством и временем, общением на производстве и в быту. По средством искусства человек приобщается к исторической практике общества, общается с природой и людьми различных стран, эпох, народов… А практика- это основа познания мира человеком. Эта связь человека с общественной практикой, способствует более полному формированию духовного мира человека, более полному познанию человека и общества.

Любая форма общественного сознания, включая и искусство, связана с реальностью через свои определенные функции.

Исходя из всего этого, от себя можно сказать, что человек был бы практически совсем иным. Если бы в мире не знали что такое искусство. Не будь искусства, мы вряд ли смогли бы посмотреть на мир с разных тоҹек зрения, заглянуть за рамки обыденного, ҹувствовать немного острее.

Ведь если взять и провести параллель между человеческой жизнью, начиная от самого его рождения и заканчивая смертью. То можно четко увидеть, что искусство сопровождает его практически везде и всюду на протяжении всей его жизни. И очень жаль, что современные технологии отвлекают нынешнюю молодежь от прекрасного мира искусства. Согласитесь, ведь это замечательно- видеть мир не так, как его видят все остальные.


Заключение

В заключении хотелось бы подвести итоги проведенной мной работы. И я была удивлена тому, насколько огромна роль искусства в нашей жизни. Я конечно знала, что какую- то роль искусство все же играет в нашей жизни, но я не знала, что настолько. Из этой работы я разведала для себя очень много интересного и в то же время полезного. Мне было интересно изучать, искать и читать различные статьи и книги на данную тему. И стало ясно, что искусство все же отображает образное как реальное. Главной целью которого является приобщение человека к прекрасному, интересному,чувственному и красивому, в отдельных случаях даже к необъяснимому и противоречивому. И это очень интересно.

Искусству, как уже говорилось, в нашей жизни отведена особая и очень важная роль. Ведь именно она заставляет нас задумываться над важными проблемами и вещами, которые происходят вокруг нас, она волнует наше сознание и не оставляет нас равнодушными. Оно способно воодушевить или заставить нас собраться с духом, даже тогда, когда мы сломлены духовно и морально. Искусство порой может быть единственным средством, которое может вдохновить нас на подвиг или поддержать в трудной ситуации.

Мне очень понравилось обсуждать, анализировать вопросы на эту тему. Ведь этот вопрос достаточно таки актуальный на сегодняшний день. Особенно в современной динамичной реальности, когда мир меняется так быстро. Эти темпы изменения жизни часто приводят к нарастанию конфликтов самых разных уровней. Посему исследования процессов развития культуры всевозможных социальных слоях позволяют своевременно разрешить и снять конфликт и смоделировать социокультурную ситуацию на ближайшие годы.

Что же касается материала, то во время работы над этой темой я несколько раз посетила городскую библиотеку, и оказалось, что его довольно таки мало. Но все что я нашла очень помогло мне. Очень интересные книги и статьи. Особенно мне понравился один «Научно- методический журнал», автором которого является В.Г.Горецкий. В нем описываются проблемы современного человечества, и конечно затрагивается и тема – роль и место искусства в современном обществе. И хотелось бы, что б в мире выпускалось по больше журналов с подобными статьями. Что бы люди знали, что происходит в той или иной области и что можно сделать, что бы его улучшить.

Я очень довольна проведенной мной работой. И считаю, что у меня получилось раскрыть этот вопрос.

Вся техногенная цивилизация в истории человечества, начавшаяся в эпоху Возрождения и продолжающаяся до сих пор, основана на прогрессе физико-математических и других естественных наук о природе (фундаментальных и прикладных), порождавших достижения в сфере промышленности и техники. Научно-технический прогресс обеспечивал возможность возрастания комфортности и внешних благ человеческой жизни. Но из-за противоречий общественного развития эти возможности получили частичную или даже превратную реализацию. Наряду с периодами расцвета возникали явления одичания, взлёты разума чередовались с прорывами варварства, возрастание добра сменялось новыми, всё более изощрёнными и ужасными формами зла.
Жан-Жак Руссо в эпоху французского Просвещения в XVIII веке первый отметил, что технические достижения не делают людей счастливее. И с тех пор эта мысль варьируется и разрабатывается во многих философских и социологических учениях вплоть до наших дней.
Гуманистические теории, науки о человеке в истории имели, конечно, свои достижения, но они отставали и, пожалуй, до сих пор отстают от наук технических. Большие философские системы в Новое время возникли позже научных, и влияние их на жизнь человечества было далеко не столь велико. Человеческой душой занималась преимущественно религия, но её догматы остаются неизменными на протяжении веков.
И тем не менее развитие гуманизма в истории происходило и происходит. Более того, имеет определяющее значение. Если бы это было не так, то человечество просто погибло бы. Оно было бы раздавлено силами зла и погребено под развалинами собственной цивилизации, рухнувшей из-за неразрешимых противоречий. Многие сулят ему это в будущем. Но возможны и более оптимистические концепции.
В развитии гуманизма играли роль, конечно, и религия с её человечными заповедями любви и милосердия, и гуманитарные науки, особенно философия. Но главное значение принадлежало и принадлежит искусству. Именно искусство, охватывающее системой своих видов все грани человеческого бытия, развивает человека как творческую личность, совершенствуя и углубляя его восприятие мира, пробуждая фантазию, заставляя переживать, чувствовать, эмоционально реагировать на реальные явления, побуждая к осмыслению жизни в целом. Воспевая красоту, оно утверждает добро. Доставляя эстетическое наслаждение, заставляет мыслить. Оно формирует личность человека в целом. Если наука делает человека учёным, то искусство делает его Человеком, то есть развивает все его творческие силы, образующие своеобразие его личности.
Но искусство влияет на жизнь не только отдельного индивида, а и общества в целом. И не только через формирование духовного мира членов общества, но и непосредственно. Оно объединяет людей, преодолевает некоммуникабельность, летит через границы, помогает взаимопониманию наций. Всем этим и определяется великое гуманистическое значение искусства и его роль в развитии гуманизма в истории человечества.
Однако уже в конце XIX века возникли сомнения в силе искусства. В XX же веке под влиянием невиданных ранее сокрушительных катастроф, мировых войн и кровавых революций, злодеяний фашизма и тоталитарных диктатур, терроризма и межнациональных конфликтов многим мыслителям и художникам, учёным и общественным деятелям стало казаться, что гуманистические идеалы вообще оказались утопией, красивой, но не оправдавшей себя иллюзией, что они исчерпаны, утратили своё значение, ушли в прошлое, и развитие мира определяют ныне совсем другие силы.
У композитора Малера есть песня, музыку которой он потом включил в свою Вторую симфонию. В песне рассказывается, как святой Антоний проповедовал добро рыбам. Но те не слушали его и продолжали поедать друг друга. Подобных примеров, свидетельствующих о разочаровании в гуманистических ценностях, в силе добра и художественного воздействия на людей можно было бы привести множество.
Авангардистское искусство XX века прореагировало на подобные широко распространившиеся умонастроения, показав обесчеловечивание человека, алогизм бытия, иррациональность жизни, хаотичность и непредсказуемость истории, катастрофичность и бесперспективность существования. Достаточно напомнить о сюрреализме и театре абсурда. Но и все авангардистские течения прямо или косвенно связаны с этой тенденцией.
Они по-своему отразили то, что происходило в реальной общественной истории. Но сводится ли к этому вся эта история? И нет ли в ней сил, противостоящих тенденциям распада? В конечном счёте, это вопрос о том, к чему идёт человечество: к гибели или к новой ступени своего развития. То, что ныне мы переживаем некий переходный период - это для всех очевидно. Но направление развития неясно.
Гоголь в "Мёртвых душах" уподобил Россию птице-тройке, несущейся в неведомые дали. И он вопрошал: "Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа". Этот гоголевский вопрос остаётся актуальным и ныне. И ответа на него тоже нет. Мы не знаем, куда сейчас несётся не только наша страна, но и всё человечество. И тут не помогут ни гадания, ни предположения, ни научные прогнозы. Покажет только само время.
Человечество переживает сейчас многосторонний кризис, касающийся едва ли не всех областей его существования. Остановимся только на вопросе о кризисе культуры.
Об этом в нашей стране говорят общественные деятели и учёные, пишут журналисты, кричат СМИ. При этом кризис культуры касается не только нашей страны, а и многих других цивилизованных стран, он имеет глобальный характер.
Кризисом культуры у нас озабочены многие. Пути выхода из него обсуждаются, но пока не находятся.
Отмечу прежде всего, что кризис этот, конечно, есть, но он не имеет абсолютного характера. Есть сферы культуры, где можно говорить о плодотворном развитии. Это относится, например, к музыкально-исполнительскому искусству и к хореографическому (тоже исполнительскому) творчеству. Здесь каждое десятилетие выводит на художественную арену новые поколения блистательных музыкантов и артистов балета, побеждающих на многих международных конкурсах, приобретающих мировую известность и славу, становящихся звёздами культуры XXI века. Можно, вероятно, найти аналогичные явления и в других областях, например, в творчестве артистов драматического театра.
Но исполнительские искусства - это деятельность интерпретации уже существующих, ранее созданных произведений, а не рождения новых. Там же, где речь идёт о возникновении новых художественных явлений в любых видах искусства, дело обстоит сложнее. Например, в композиторском и балетмейстерском творчестве, действительно, наблюдается кризис. Здесь нет фигур, соразмерных с вершинными достижениями ХХ века, нет лидеров, нет властителей дум. Также, вероятно, обстоит дело и в других сферах художественной деятельности.
Кризис в культуре имеет две составляющие: материальную и духовную. Материальная сторона связана с недостатком финансирования во всех сферах культуры и искусства. Художественное творчество никогда не может быть на самоокупаемости и приносить прибыль. Оно почти всегда финансировалось властью, каковы бы ни были формы этой власти в истории. Оно заказывалось либо тем или иным способом поощрялось государством, церковью, сильными мира сего, меценатами и спонсорами. Это заключено в самой природе художественной деятельности и отнюдь не противоречит свободе творчества. Превращение же искусства в рыночную ценность, подчинение его коммерции, подмена свободы самовыражения стремлением к получению прибыли, денег губят его. Это показали многие писатели XIX века, например, Бальзак, Гоголь и другие.
Ныне искусство во всех цивилизованных странах финансируется государством по так называемому "остаточному принципу". Но если в других странах он составляет от 2 до 5 процентов государственного бюджета, то у нас 0,5 процентов бюджета. И, кроме того, меценатство и спонсорство в других странах оказывает гораздо большую поддержку искусству, чем у нас.
Министерство культуры, вероятно, хотело бы и могло сделать для искусства больше хорошего и необходимого, но финансовые возможности его ограничены, а в этих узких пределах едва хватает средств для сведения концов с концами и обеспечения какого-то минимума.
Из всего этого и происходит материальная составляющая кризиса. Закрываются театры, сокращается кинопроизводство, рушатся памятники архитектуры, прекращают работать журналы, ухудшается издательская деятельность, миллионы музыкантов, артистов, художников, особенно на периферии, получают нищенскую зарплату, а коммерческие шоу подавляют подлинное художественное творчество.
Могут возразить, что сказанное характеризует преимущественно 1990-е годы, и сейчас картина будто бы иная. Да, кое-что изменилось к лучшему, но, к сожалению, очень немногое. Руководители государства встречаются с деятелями культуры, выслушивают их, в ряде случаев решают наболевшие вопросы и даже иногда оказывают финансовую поддержку отраслям, оказавшимся на грани катастрофы. Но всего этого совершенно недостаточно, и слов о поддержке культуры больше, чем дела.
До сих пор, несмотря на протесты широкой общественности и прессы, не отменён абсурдный закон № 94 "О размещении заказов и услуг…", согласно которому невозможно реализовать ни один художественный или издательский проект, стоимость которого превышает 100 000 рублей, без объявления тендера (конкурса). Тендер этот требует бесконечных бюрократических проволочек, которые сами по себе уже затрудняют работу художественных и научных учреждений. Но главное - выигрывает тендер та организация, которая обеспечивает наиболее дешёвую реализацию проекта, хотя бы это было в десять раз ниже по качеству, чем необходимо для подлинного развития культуры.
До сих пор не приняты, годами лежащие в Госдуме, законы о творческих Союзах и о меценатстве. Немудрено, что и творческие Союзы, и меценатство хиреют.
Но верхом преступного скудоумия является разработанный под руководством Министра науки и образования Фурсенко проект "Закона об образовании", по сути дела, направленный на уничтожение художественной культуры в нашей стране. Не затрагивая абсурдность многих положений этого проекта, напомню только, что в нём предусматривается превращение специальных средних учебных заведений для особо одаренных детей - таких как Центральная музыкальная школа при Московской консерватории, лицеи Академии художеств, Московская академия хореографии и других подобных (их во всей стране 29) - в обычные школы, только со специальным уклоном (подобно школам с уклоном в математику, в английский язык и т.п.). При этом детей до 15 лет учить только общеобразовательным предметам, а лишь после этого специальным.
Напомню, что из специальных школ для особо одарённых детей вышли почти все выдающиеся мастера отечественного искусства советского и постсоветского времени: Гилельс и Ойстрах, Уланова и Плисецкая, лучшие музыканты, артисты балета и многие деятели всех видов изобразительного искусства второй половины ХХ века. Против проекта Закона, по сути дела уничтожающего основы отечественной художественной культуры, восстала буквально вся страна. Два года все соответствующие учреждения, в том числе Академия художеств, многие великие люди искусства и науки, широкая общественность протестовали и боролись против принятия такого Закона. Но Министерство науки было глухо и упорствовало, не желая считаться ни с какими аргументами. И только благодаря вмешательству высшего руководства страны Закон этот был пересмотрен в Госдуме и сейчас подготовлен новый его вариант. Но вся эта история говорит о том, как трудно развиваться нашей культуре в условиях, когда часть чиновничества, в том числе государственного, заинтересована только в двух вещах: в экономии средств на культуру и в усреднении, стандартизации личности людей - такими легче управлять и манипулировать.
Многие деятели искусства, писатели, художники и журналисты в своём благом намерении защитить и поднять уровень культуры приводят и стараются внушить властям следующий аргумент. Без культуры невозможно плодотворное развитие ни экономики, ни юриспруденции, ни политической жизни. Поэтому культура должна войти в число приоритетов государственной политики, чего сейчас нет. Без этого не удадутся инновации и модернизация всех других сфер, в том числе экономики, что ставится ныне властями во главу угла.
Но этот аргумент верен лишь отчасти. Его можно принять только в том смысле, что если, при прочих равных условиях, во главе управления какой-либо отраслью или организацией стоит не невежда, чуждый культуре, а образованный и культурный человек, то дела в этом случае будут идти лучше.
Помните, как у Грибоедова в "Горе от ума" солдафон Скалозуб грозит вольнодумцам: "фельдфебеля в Вольтеры дам". Вот если крупными чиновниками являются, условно говоря, не фельдфебели, а пусть и не Вольтеры, но подлинно культурные люди и высокие профессионалы, то на прогрессивное развитие можно рассчитывать.
Это, конечно, так, и аргумент этот в привлечении внимания властей к культуре, разумеется, можно использовать. Но всё-таки в сути своей он неточен и даже неверен, ибо сводит культуру к прикладному значению, к помощи развитию других сфер. Культура, конечно, может иногда играть и такую роль, но это лишь одна из её функций, при этом не главная. В сути же своей культура самостоятельна, самодовлеюща, самоценна. Она - способ существования и развития человечества. И степень личной свободы человека во многом зависит от его внутренней культуры. Прикладное значение культуры возможно, но оно вторично, производно от её главного назначения. А это главное назначение - в её духовном содержании, в гуманитарном развитии человека, в формировании его личности и внутреннего мира. Именно на это должна быть направлена поддержка культуры.
Так мы подошли к другой, духовной составляющей современного кризиса культуры.
Великое искусство в истории мировой культуры всегда вдохновлялось большими идеями, заключало в себе огромную духовную наполненность. Это придавало ему действенную силу. При всём разнообразии художественных явлений разных эпох, в каждую эпоху в художественной культуре была своя парадигма, духовная доминанта, совокупность ведущих идей, что накладывало отпечаток на всю деятельность в области искусства.
В наши дни такой парадигмы, духовной доминанты эпохи нет. Об отсутствии общей национальной идеи у нас говорят давно. Скорбят по этому поводу и даже пытаются что-то изобрести. Но национальные идеи не изобретаются, они рождаются органично из самой жизни, из её духовных потенций, из движения истории. А если это движение определяется лишь здравым смыслом, прагматическими целями и латанием дыр, что характерно для нашего времени, то большой общенациональной идее, которая вдохновила бы подъём культуры, взяться неоткуда.
Отказ от коммунистического официоза, идеологического догматизма и провозглашение принципа плюрализма в общественной и духовной сферах является безусловным завоеванием постсоветского времени. Мы обрели свободу, но многие не знают, что с нею делать. Писать и говорить можно о чём угодно, но чтобы родилось большое искусство, надо знать, о чём говорить, надо чтобы было, о чём поведать людям. Между тем многие представители духовной сферы жизни пребывают в своего рода растерянности. Искусство мельчает. И это тоже одно из выражений кризиса.
Во всех сферах художественной деятельности произведения искусства рождаются сейчас в огромном количестве. Есть, конечно, и крупные художники. Но говорить о великих, эпохальных явлениях пока трудно.
Угрожающие размеры приняла так называемая поп-культура. Искусство, рассчитанное на массового потребителя, запрограммированное на популярность, было и в советское время. Если тогда ему грозила нарочитая идеологизированность, то теперь, наоборот, - духовная пустота. Поражает примитив современной эстрады, различных шоу и дискотек. И главное даже не в проникающей туда порою пошлости, а в удивительной духовной упрощённости и элементарности. Оглушительная громкость и утрированная ритмизованность крайне примитивной поп-музыки, нередко сопровождаемой также кривлянием эстрадных певцов, так захватывает толпы прыгающей, кричащей, машущей руками молодёжи, что это граничит с массовым психозом. Что это, как не одно из выражений духовного кризиса?
Конечно, только к негативным явлениям дело не сводится. Можно говорить и о противоположной тенденции: о переполненных концертных залах, театрах, музеях, где существует большое, серьёзное искусство. Но там живёт великая классика, к которой, к счастью, надеюсь, у большинства населения ещё не утрачен интерес. Новые же современные произведения, которые стали бы властителями дум, назвать трудно. Поколение "шестидесятников", которые играли в обществе такую роль, уходит. Новых явлений много, поражает их пестрота. Но даже наиболее значительные из них не всегда получают широкое распространение и признание.
Поп-культура агрессивна, она наступает, стремится вытеснить классику и серьёзное современное искусство. Но и в этих условиях, вероятно, самое правильное - опираться на традиции и принципы вершин мировой культуры. Как иначе противостоять кризису?
Российская академия художеств во главе со своим президентом З.К. Церетели стремится в своей деятельности противостоять кризису, сохраняя профессиональную художественную школу, объединяя многих выдающихся художников разных направлений, решая большие программные задачи государственного масштаба, утверждая принципы высокого искусства. Но одних её усилий, конечно, недостаточно. Необходимо, чтобы все творческие учреждения, вся художественная общественность, а главное - власти, вкладывали бы в развитие подлинной культуры максимум сил, о чём пока сказать нельзя.
В авангардистском искусстве нашего времени немало шарлатанства и дилетантизма, но есть и явления, схватывающие проблемы современной жизни. В традиционном искусстве немало эпигонского и вторичного, но есть и честное сохранение реалистических основ, и искренность в отображении жизни. Быть может, наиболее перспективным является третий путь: своеобразный синтез реалистических традиций и авангардистских достижений. Путь, рождающий новые формы современного искусства, но опирающегося на гуманистические принципы высокой мировой классики.
Черты такого синтеза можно наблюдать в ряде живописных графических и скульптурных произведений З.К. Церетели. По этому пути идут художники Н. Мухин, Б. Мессерер, Т. Назаренко, Н. Нестерова, скульпторы А. Бурганов, Л. Баранов, М. Дронов, В. Евдокимов. Среди композиторов можно назвать Р. Щедрина, А. Эшпая, Б. Тищенко, С. Слонимского, Г. Канчели, А. Пярта. В хореографическом искусстве эта тенденция наметилась в ХХ веке в творчестве Ю. Григоровича и последовавших за ним балетмейстеров О. Виноградова, Н. Касаткиной и В. Василёва и других, а ныне она наиболее отчётливо выражена в произведениях Б. Эйфмана, А. Ратманского. При всех своих индивидуальных различиях, все эти деятели искусства каждый по-разному, по-своему и в соответствии с разными национальными традициями, имеют глубокие корни в культуре прошлого, но и не минуют достижения самых новейших течений. И получается органический сплав, весьма созвучный современности.
Ныне и в будущем это направление представляется наиболее плодотворным. Сейчас нельзя творить современное новаторское искусство, игнорируя его глубинные, национальные корни и самые разнообразные классические традиции мировой художественной культуры. Но и нельзя делать вид, что не существовало Пикассо и Матисса, Модильяни и Шагала, Кандинского и Малевича в изобразительном искусстве; Стравинского и позднего Скрябина, Хиндемита и Мессиана, Шенберга, Берга и Веберна в музыке. Все они ныне стали классиками ХХ века. А потому источники современного искусства могут быть весьма многообразными, в том числе и синтетичными.
Современная история человечества характеризуется активно идущими процессами глобализации, то есть тенденцией к единению всего человечества, охватывающий самые различные сферы бытия. Как бы ни боролись против неё разного рода антиглобалисты, но глобализация - неизбежный, необходимый, объективный процесс. Идёт она и в сфере культуры. И здесь, как и в других областях, имеют место свои издержки и негативные стороны. Мы часто перенимаем из других культур не только хорошее, но и плохое, а чрезмерное увлечение процессами глобализации может создать угрозу для национальных основ той или иной культуры.
Но в целом глобализация - позитивный, прогрессивный процесс. Она расширила наши культурные горизонты, и создаёт возможности для обогащения отечественной культуры подлинными достижениями других народов. Быть может, это и есть тот луч света в конце тоннеля, который направит к выходу из кризиса. Подождём. Время покажет. А пока будем утверждать и в творчестве, и в научных исследованиях, и в критике принципы и критерии высокого искусства, опирающиеся на высшие достижения истории мировой художественной классики. Если не мы, то кто же сможет их сохранить и развивать? И мы, хочу надеяться, будем достойны выполнения этой исторической миссии.

Современным искусством принято называть всевозможные художественные течения, сложившиеся в конце XX века. В послевоенный период оно являлось своеобразной отдушиной, вновь научившей людей мечтать и изобретать новые жизненные реалии.

Устав от оков суровых правил прошлого, молодые художники решили разорвать прежние художественные нормы. Они стремились к созданию новых, до этих неизвестных практик. Противопоставляя себя модернизму, они обратились к новым способам раскрытия своих сюжетов. Художник и концепция, стоящая за его творением, стали гораздо важнее самого итога творческой деятельности. Желание отойти от воздвигнутых рамок привело к возникновению новых жанров.

Среди художников начали возникать споры о смысле искусства и способах его выражения. Что такое искусство? Какими средствами можно добиться неподдельного искусства? Концептуалисты и минималисты нашли ответ для себя во фразе: «Если искусство может быть всем, то может быть и ничем». Для них уход от привычных изобразительных средств вылился в проведение различных акций, хеппененгов и перформансов. В чем же особенность современного искусства в 21 веке? Об этом мы и поведем речь в статье.

Трехмерная графика в искусстве XXI века

Славится искусство 21 века в 3D графике. С развитием компьютерных технологий художники получили доступ к новым средствам создания своего искусства. Суть трехмерной графики состоит в создании изображений при помощи моделирования объектов в трехмерном пространстве. Если рассмотреть большинство форм современного искусства в 21 веке, создание трехмерных изображений окажется наиболее традиционным. 3D графика имеет множество сторон, в прямом смысле этого слова. Ее используют при создании программ, игр, изображений и видео на компьютере. Но ее также можно заметить прямо под ногами - на асфальте.

Трехмерная графика перебралась на улицы несколько десятилетий назад и с этого времени остается одной из важнейших форм уличного искусства. Многие художники рисуют на своих «картинах» объемные изображения, способные поразить своей реалистичностью. Эдгар Мюллер, Эдуардо Ролеро, Курт Уеннер и многие другие современные художники сегодня создают искусство, способное удивить любого.

Уличное искусство 21 века

Раньше занятие уделом состоятельных людей. Оно веками было укрыто стенами специальных заведений, куда был закрыт доступ непосвященным. Очевидно, что его грандиозная сила не могла вечно томиться внутри душных зданий. Именно тогда оно выбралось наружу - на серые мрачные улицы. Выбралось, чтобы изменить свою историю навсегда. Хотя поначалу все не было так просто.

Его рождению были рады не все. Многие считали его следствием неудачного опыта. Некоторые и вовсе отказывались обращать внимание на его существование. Между тем детище продолжало расти и развиваться.

Уличных художников ждали трудности на своем пути. При всем своем многообразии форм, уличное искусство порой было сложно отличить от вандализма.

Началось все в 70-х годах прошлого века в Нью-Йорке. В это время уличное искусство находилось в зачаточном состоянии. А поддерживали его жизнь Julio 204 и Taki 183. Они оставляли надписи в разных местах своего района, после расширяя территорию распространения. Соперничать с ними решили другие ребята. Тут-то и началось самое интересное. Задор и желание показать себя вылилось в битву креативности. Каждый стремился открыть для себя и других более оригинальный способ оставить свой след.

В 1981 году уличному искусству получилось преодолеть океан. В этом ему помог уличный художник из Франции BlekleRat. Он считается одним из первых художников граффити в Париже. Его также называют отцом трафаретного граффити. Его фирменным штрихом являются рисунки крыс, что отсылает к имени их создателя. Автор заметил, что после перестановки букв в слове rat (крыса) получается art (искусство). Blek однажды отметил: «Крыса является единственным свободным животным в Париже, которое распространяется повсюду, прямо как уличное искусство».

Самым знаменитым уличным художником является Бэнкси, который называет BlekleRat своим главным учителем. Злободневные работы этого талантливого британца способны заставить замолчать каждого. В своих рисунках, созданных с использованием трафаретов, он обличает современное общество с его пороками. Бэнкси свойственен традиционный позволяющий оставить еще большее впечатление на аудиторию. Интересным является тот факт, что до сих пор личность Бэнкси окутана тайной. Никому еще не удалось раскрыть загадку личности художника.

Тем временем искусство улиц стремительно набирает обороты. Когда-то отброшенный к маргинальным течениям, стрит-арт взошел на подмостки аукционов. Работы художников продаются за баснословные суммы теми, кто когда-то отказывался о нем говорить. Что это, живительная сила искусства или веяния мейнстрима?

Формы

На сегодняшний день выделяют несколько довольно интересных проявлений современного искусства. Обзор самых необычных форм современного искусства будет представлен вашему вниманию далее.

Реди-мейд

Термин реди-мейд происходит от английского, что означает «готовый». По сути, целью данного направления не является создание чего-либо материального. Основной идеей здесь служит то, что в зависимости от окружения того или иного предмета меняется восприятие человеком и самого предмета. Родоначальником течения является Марсель Дюшан. Наиболее знаменитой его работой является «Фонтан», представляющий собой писсуар с автографом и датой.

Анаморфозы

Анаморфозами называют технику создания изображений таким образом, что полностью разглядеть их возможно лишь под определенным углом. Одним из ярких представителей этого течения является француз Бернард Прас. Он создает инсталляции с использованием того, что попадется под руку. Благодаря своему мастерству ему удается создавать удивительные произведения, увидеть которые, однако, можно лишь под определенным углом.

Биологические жидкости в искусстве

Одним из самых спорных течений в современном искусстве 21 века является рисунок, написанный человеческими жидкостями. Часто последователи данной формы современного искусства используют кровь и мочу. Цвет картин в этом случае часто приобретает мрачный, пугающий вид. Герман Нич, к примеру, использует кровь животных и мочу. Автор объясняет использование столь неожиданных материалов трудным детством, которое пришло на время Второй мировой войны.

Живопись XX-XXI века

Краткая история живописи содержит сведения, что конец XX века стал отправной точкой для многих культовых художников современности. В тяжелые послевоенные годы сфера пережила свое перерождение. Художники стремились открыть новые грани своих возможностей.

Супрематизм

Создателем супрематизма принято считать Казимира Малевича. Будучи главным теоретиком, он провозгласил супрематизм способом очищения искусства от всего лишнего. Отказавшись от привычных способов передачи изображения, художники стремились освободить искусство от внехудожественного. Важнейшей работой в данном жанре служит знаменитый «Черный квадрат» Малевича.

Поп-арт

Поп-арт берет свои истоки в США. В послевоенные годы общество пережило глобальные изменения. Люди теперь могли себе позволить больше. Потребление стало важнейшей частью жизни. Людей начали возводить в культ, а продукты потребления - в символы. Джаспер Джонс, Энди Уорхолл и другие последователи течения стремились использовать эти символы в своих картинах.

Футуризм

Футуризм был открыт в 1910 году. Основной идеей этого течения служило стремление к новому, разрушение рамок прошлого. Это стремление художники изображали при помощи особой техники. Резкие штрихи, наплывы, соединения и пересечения - признаки футуризма. Наиболее известными представителями футуризма являются Маринетти, Северини, Карра.

Современное искусство в России XXI века

Современное искусство в России (21 век) плавно перетекло из подпольного, «неофициального» искусства СССР. Молодые художники 90-х искали новые способы реализации своих художественных амбиций в новой стране. В это время зародился московский акционизм. Его последователи бросали вызов прошлому и его идеологии. Разрушение границ (в прямом и переносном смысле слова) позволило изобразить отношение молодого поколения к ситуации в стране. Современное искусство 21 века стало экспрессивным, пугающим, шокирующим. Таким, от которого так долго закрывалось общество. Акции Анатолия Осмоловского («Маяковский - Осмоловский», «Против всех», «Баррикада на Большой Никитской»), движения «ЭТИ» («ЭТИ-текст»), Олега Кулика («Пятачок раздает подарки», «Бешенный Пес или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»), Авдея Тер-Оганьяна(«Поп-арт») навсегда изменили историю современного искусства.

Новое поколение

Слава ПТРК - современный художник из Екатеринбурга. Кому-то его работы могут напомнить творчество Бэнкси. Однако работы Славы несут в себе идеи и чувства, знакомые только российскому гражданину. Одним из наиболее заметных его работ является акция «Страна возможностей». Художник создал надпись из костылей на здании заброшенной больницы Екатеринбурга. Костыли Слава скупал у жителей города, которые однажды ими пользовались. Об акции художник сообщил на странице в социальной сети, дополнив обращением к согражданам.

Музеи современного искусства

Возможно, когда-то современное изобразительно искусство 21 века казалось средой маргинальной, но сегодня все больше людей стремятся приобщиться к новой сфере искусства. Все больше музеев открывают свои двери для новых средств выражения. Нью-Йорк является рекордсменом в области современного искусства. Здесь же находятся два музея, являющиеся одними из лучших в мире.

Первый - MoMA, являющийся хранилищем полотен Матисса, Дали, Уорхола. Второй - музей Необычная архитектура здания соседствует с творениями Пикассо, Марка Шагала, Кандинского и многих других.

Европа также знаменита своими великолепными музеями современного искусства 21 века. Музей KIASMA в Хельсинки позволяет трогать предметы выставки. Центр в столице Франции поражает необычной архитектурой и работами художников современности. Стеделейкмюсеум в Амстердаме хранит в своих стенах крупнейшее собрание картин Малевича. в столице Великобритании обладает огромным количеством арт-объектов современности. Венский музей современного искусства обладает работами Энди Уорхолла и прочих талантливых творцов современности.

Современное искусство 21 века (живопись) - загадочное, непонятное, завораживающее, навсегда изменило вектор развития не только отдельной сферы, но и всей жизни человечества. Оно отражает и создает современность в одно и то же время. Постоянно изменяясь, искусство современности позволяет на мгновение остановиться постоянно спешащему человеку. Остановиться, чтобы вспомнить о чувствах, кроющихся глубоко внутри. Остановиться, чтобы вновь набрать темп и спешить в вихрь событий и дел.

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.


Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело… Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.

ВИДЫ ИСКУССТВ

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.

С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт…

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира,

каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Бертольт Брехт

Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

Искусство — это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство — это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство — это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.

Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.


Текст: Анна Иванова

В последнее десятилетие интерес зрителя к искусству, как к классическому, так и современному, сильно возрос. Свидетельство тому – высокая посещаемость музеев изобразительного искусства, художественных галерей, выставочных центров. Сейчас ценители живописи больше не хотят пассивно созерцать прекрасное, они желают быть вовлеченными в творческий процесс. Эта потребность обуславливает появление и широкое распространение различных мастер-классов, школ живописи для взрослых, курсов, лекций по искусству. Социальные сети не игнорируют этот тренд, в них также увеличивается число пабликов, посвященных искусству.

Паблик об искусстве представляет собой страницу «ВКонтакте», где с определенной периодичностью появляются записи, заметки, иллюстративный материал. Обычно тематически такие группы посвящены одному виду искусства (архитектуре, скульптуре, графике, живописи, фотографии и т. д.) или какому-либо этапу в истории искусства (Средневековье, современное искусство и т. д.). Узконаправленные сообщества имеют меньшую аудиторию. Они скорее предназначены для студентов или специалистов в данной области.

Наиболее интересными можно назвать сообщества «Pro искусство», «Академия художеств | practicum», «Art in Zoom. Искусство в деталях», несколько страниц серии «Academic», «Arzamas» , «Искусство и культура», «Архитектура | Ardezart».

Страница «Академия художеств | practicum» имеет 70 тыс. подписчиков, в основном содержит свежие новости из мира искусства, редкие факты о произведениях зарубежных художников прошлых столетий. На фотографиях, размещенных на странице, запечатлен процесс обучения в Академии художеств им. И. Е. Репина в Санкт-Петербурге.

«Pro искусство» – популярное сообщество, имеющее 200 тыс. подписчиков. Его новостная лента ориентирована на более широкую публику. Здесь можно увидеть анонсы выставок, полюбоваться архитектурой всемирно известных зданий и городов, познакомиться с современным искусством, биографией и творчеством различных художников в текстовом, аудио- и видеоформатах, литературой по архитектуре и живописи. Паблик богат иллюстративным материалом, обращается к творчеству художников практически всех направлений и жанров.

Несколько групп серии «Academic» посвящены таким видам искусства, как скульптура, архитектура, изобразительное искусство и музыка. Они в основном содержат иллюстративный материал в виде репродукций и фотографий. Самой многочисленной из них является «Academic Art», количество подписчиков которой превышает 500 тыс. человек.

«Искусство и культура» охватывает искусство и культуру с древнейших времен и до наших дней. Можно сказать, представляет собой обобщенный вариант серии «Academic», о которой говорилось выше. На данное сообщество подписаны около 100 тыс. человек.

Стоит отметить высокую оригинальность новостей и текстов группы «Arzamas», освещающей историю культуры в видео, текстах и фотографиях.

Среди пабликов, посвященных архитектуре, особый интерес представляет «Архитектура | Ardezart», где отражены тенденции современной архитектуры, а также предлагаются актуальные конкурсы архитектурных проектов.

Одной из масштабных и наиболее информативных групп, посвященных изобразительному искусству, можно назвать «ArtinZoom. Искусство в деталях», созданную в 2014 году, где представлено крупнейшее собрание живописи и графики в высоком разрешении.

Создатель сообщества Роман Паньков окончил факультет изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена, сейчас преподает живопись. О создании паблика он говорит: «Я хотел создать что-то новое, где собраны живописные произведения в высоком разрешении. Чтобы научиться писать, необходимо иногда увидеть работу вблизи, тогда многое становится ясно: например, какие материалы использовал мастер, какую технику. Я и на своих уроках живописи использую иллюстрации из своей группы, что довольно удобно».

Паньков рассказал о своих предпочтениях. Среди любимых русских художников он отметил Валентина Серова, из зарубежных – Джона Сарджента, Филиппа де Ласло и Андерса Цорна. Рассуждая о том, что для него ценно в искусстве, художник-педагог признался: «В изобразительном искусстве ценю правду. Собственно, это главное во всем – в музыке, архитектуре, скульптуре. Когда человек творит, он самовыражается. Иногда смотришь на картину, и сразу видно, это китч, это только ради денег. А иногда искусство говорит честно и правдиво, и тогда это цепляет. Причем это может быть и квадрат Малевича, и голубки Матисса, потому что в них – правда».

На вопросы: «На каких направлениях и жанрах делается акцент в группе» и «Каким образом подбирается материал для паблика» – Роман Паньков ответил кратко: «На реализме. А репродукции выбираю по собственному вкусу, с поправкой на аудиторию».

Группа «ArtinZoom. Искусство в деталях» включает 69 альбомов с репродукциями и фрагментами произведений. Несложно проследить, что излюбленными жанрами являются портрет и пейзаж. Наибольшие подборки работ принадлежат отечественным живописцам XIX–XXвеков: Илье Репину, Ивану Шишкину, Николаю Ге, Исааку Левитану, Василию Поленову и др. Среди зарубежных художников выделяются альбомы Густава Климта, Эгона Шиле, Эдгара Дега, Жана-Франсуа Милле. В группе также можно найти учебный иллюстративный материал по анатомии человека.

Количестве участников группы насчитывает 92 тыс. человек, ее посещаемость в день достигает 40 тыс. Согласно статистике, предоставленной администратором группы, 5% посетителей составляют мужчины всех возрастов, а наибольший интерес проявляют женщины в возрасте 18-24 и более 45 лет. «ArtinZoom. Искусство в деталях» пользуется популярностью по большей части на территории РФ (84%), и некоторых стран зарубежья, среди которых Украина, Беларусь, Казахстан, Германия. Большинство участников сообщества являются жителями Москвы и Санкт-Петербурга – самых крупных и в большей степени развитых в культурном отношении городов.

Конечно, только непосредственная встреча с художественным произведением дает возможность правильно понять и оценить его. Однако так случается далеко не всегда. Паблики – одна из немногочисленных возможностей приобщить к высокому искусству жителей глубинки, которым о картинных галереях приходится только мечтать. Они ценны и для профессионалов. Фрагменты живописных полотен, представленных здесь в высоком разрешении, оказываются достойной заменой оригиналов и приобретают большое значение в процессе изучения истории искусств и обучения живописи.

В то же время, обращаясь к сообществам в социальных сетях, важно помнить: часто в них размещается ошибочная информация. Особенно это касается времени создания произведений искусства. Ошибки такого рода связаны с непрофессионализмом администраторов, отвечающих за группу, и отсутствием контроля за качеством информации.

И все же у групп, посвященных искусству, в социальной сети «ВКонтакте» плюсов в разы больше, чем минусов. Трудно не отметить их высокую востребованность среди молодого поколения. Если вы хотите получить информацию о живописце, графике, скульпторе, каком-либо художественном течении или анонсе выставки – вам на паблик. Выбирайте по вкусу.



Статьи по теме: