О неверных названиях музыкальных композиций. Ты моя мелодия — Муслим Магомаев

В те времена, когда фильмы Кристофера Нолана в наших краях не вызывали бурных обсуждений, малое количество людей знали про Ханса Циммера или Клинта Манселла. Может, это объясняет привычку подписывать незнакомую мелодию именем классиков. Главными героями мистификаций стала великая тройка: Моцарт, Бах, Бетховен. В разное время к списку жертв присоединялись Рахманинов, Шопен, Вивальди, Верди. Прекрасно, что у людей остался интерес к классической музыке. Но почему дуэт для кларнета и гобоя Бетховена называется «Розовые облака»? Неизвестный подумал, что оригинальное название неточно описывает настроение мелодии и решил обыграть классиков? Так им и надо. И если европейские классики не смогут пожаловаться на судьбу своих композиций, то список современных неоинструменталистов, чьи мелодии использовали в таких странных обстоятельствах, пополняется новыми именами: Yiruma, Nils Frahm, Max Richter и норвежско-ирландский дуэт Secret Garden.

Моцарт – «Реквием по мечте» | Clint Mansell

Моцарт – «Ближе к мечте» | Secret Garden

Бетховен – «Мелодия слёз» | The Daydream

Моцарт – «Музыка ангелов» | Yiruma

Зал славы XX века

Элвис Пресли, The Beatles, Боб Марли, Фрэнк Синатра и десятки рок-групп. Культовые музыканты своего времени прошли испытание социальными сетями, но к их дискографии добавилось несколько чудесных песен менее популярных коллективов. Нельзя пройти мимо такой несправедливости, мы воздадим каждому по заслугам. Когда известный музыкант записывал кавер на песню, то можно понять, что аудитория по незнанию приписывала любимой группе чужие заслуги. Не все знали о Нине Симон, когда слушали Muse «Feeling Good», или про Леонарда Коэна, когда слушали «Hallelujah» в исполнении Руфуса Уэйнрайта. Но некоторые ошибки простить нельзя.

Elvis Presley – «Only You» | The Platters

Elvis Presley – «Rock’n’roll» | Bill Haley

The Beatles – Lemon Tree | Fool’s Garden

Bob Marley – «Don’t Worry Be Happy» | Booby McFerrin

Frank Sinatra – «I love you baby» | Frankie Valli

Современность

Чем современнее группа, тем меньше она поддается переименованию и распространению под чужим именем. Если играть, то по крупному — переименовывать целые альбомы! Так было в случае с Muse, когда группа Dear Sherlock выпустила в сеть альбом с названием «Muse — the Resistance», так было с Linkin Park и Tribal Ink «Erection». Но единичные случаи с переименованием остались. Когда песню UNKLE «Rabbit in your headlight» подписывали как Radiohead, это можно понять — все-таки в ней поет Том Йорк. Но что делать с Sum 41 – «Scottie Doesn’t Know» (Lustra) или Nirvana – «She Hates Me» (Puddle of Mudd).

Выдающийся советский композитор и музыкант Сергей Прокофьев (слева) и кинорежиссер Сергей Эйзенштейн. Репродукция Фотохроники ТАСС

Альфред Хичкок считал приход звука в кино величайшей трагедией в истории "главнейшего из искусств". Но даже в "немые времена", когда фильмы озвучивали таперы, оно развивалось рука об руку с музыкой. Мы с легкостью запоминаем имена режиссеров и исполнителей главных ролей в полюбившихся фильмах, но фамилия автора саундтрека, за редкими исключениями, в голове не задерживается. Настало время исправить эту несправедливость.. Читайте первую часть его материала.

Сладкозвучная классика

Собственно, под термином "классика" здесь и далее мы будем понимать не столько то, что мы привыкли с ним ассоциировать – симфоническую музыку, исполненную высоколобыми музыкантами в Большом концертном зале консерватории имени Чайковского, сколько плоды творческих усилий членов Союза композиторов СССР. Диапазон получается довольно приличным: включающим в себя как собственно симфонические произведения, так и советскую эстраду, джаз, так называемый "филармонический" рок и позднесоветскую поп-музыку во всем ее многообразии. Объединяет эту разношерстную кучу стилей и жанров лишь одно – вся эта музыка писалась людьми, имевшими советское академическое (одно из лучших в мире, к слову) музыкальное образование.

Ну и что, в конце концов, тот же Моцарт или Гайдн написали немало легких вещей, предназначенных для увеселения широкой публики. Да и что греха таить – сегодняшние "попробуй джага-джага", как правило, сочиняются теми же руками, что и авангардные симфонии, ибо для создания примитивного сочетания нот, способного влезть в мозги всем и каждому, как раз и требуется крепкий профессионал.

Практически все "топовые" советские композиторы сочиняли для кино, поскольку именно эта работа и являлась основным источником их дохода, не считая отчислений с продажи клавиров (нотных записей), а "авторские" в системе Госконцерта были мелочевкой "на пиво".

"Безбедно могли жить только те композиторы, которые писали музыку для кино. Сложилась даже особая каста кинокомпозиторов <…> Платили за музыку в кино по минутам, и надо было её выдавать много и быстро. Потому, как правило, складывались кругленькие суммы, и в то же время потоком шля откровенная халтура, даже у небездарных людей".

(Виктор Екимовский, "Автомонография")

Важно еще понимать и то, что вся творческая система СССР была организована по корпоративному принципу: Союз писателей, Союз художников, Союз композиторов и так далее. Члены творческих союзов, а вернее – их элита, имели преимущественные права на получение престижных и дорогостоящих заказов в своей области. С одной стороны, таким образом поддерживался определенного рода профессиональный ценз, а с другой – эти союзы превращались в замкнутые и застоявшиеся болотца. Наш главный рок-критик Артемий Троицкий писал, что после того как в 1973 году Дэвид Тухманов вступил в песенную секцию московского отделения СК, в течение 10 лет туда не было принято ни одного человека. А средний возраст советского композитора в период "высокого застоя" составлял около 60 лет, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Сергей Прокофьев одним из первых начал сочинять специально для кино. За ним числятся саундтреки к восьми фильмам, включая "Александра Невского" и "Ивана Грозного" Эйзенштейна. По признанию самого режиссера многие куски фильма он монтировал ориентируясь на мелодический рисунок фонограммы – и это пожалуй один из немногих случаев в истории кино когда музыка управляла происходящим на экране, а не наоборот.

Владимир Дашкевич – последний из советского поколения великих. До конца 1991 года успел написать саундтреки к 57 фильмам, среди которых немало знакомых и с детства любимых: "Бумбараш", "Сентиментальный роман", "Волны Черного моря" (экранизация "Белеет парус одинокий" В. Катаева), все серии "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Пеппи Длинныйчулок", "Плюмбум", "Собачье сердце", "Это мы, Господи!" и "Афганский излом".

Представляем список 10 композиторов, которых Вы должны знать. Про каждого из них можно с уверенностью сказать, что он самый великий композитор, который когда-либо был, хотя на самом деле невозможно, да и нельзя, сравнить музыку, написанную на протяжении нескольких столетий. Однако все эти композиторы выделяются среди своих современников как композиторы, которые сочинили музыку высочайшего уровня и стремились раздвинуть границы классической музыки к новым пределам. Список не содержит какого-либо порядка, вроде значимости или личных предпочтений. Просто 10 великих композиторов, которых Вы должны знать.

Каждого композитора сопровождает достойный цитирования факт его жизни, запомнив который Вы будете похожи на эксперта. А перейдя по ссылке на фамилии, узнаете его полную биографию. И конечно, можно послушать одно из знаменательных произведений каждого мастера.

Наиважнейшая фигура мировой классической музыки. Один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Он творил во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты , увертюры, симфонии. Основоположник романтического периода в классической музыке.

Интересный факт.

Свою третью симфонию (1804) Бетховен сначала хотел посвятить Наполеону, композитор был увлечен личностью этого человека, казавшегося многим в начале его правления настоящим героем. Но когда Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен перечеркнул свое посвящение на титульном листе и написал лишь одно слово - "Героическая".

"Лунная соната" Л.Бетховена, послушать:

2. (1685-1750)

Немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Родоначальник самой знаменитой музыкальной династии.

Интересный факт.

При жизни Бах был настолько недооценен, что напечатано было менее десятка его произведений.

Токката и фуга ре-минор И.С.Баха, послушать:

3. (1756-1791)

Великий австрийский композитор, инструменталист и дирижёр, представитель Венской классической школы, виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр, он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Как композитор, который преуспел в любом жанре, он по праву считается одним из величайших композиторов в истории классической музыки.

Интересный факт.

Еще будучи ребенком, Моцарт запомнил и записал Miserere (кат. песнопение на текст 50-го псалма Давида) итальянца Григорио Аллегри, прослушав его только один раз.

"Маленькая ночная серенада" В.А.Моцарта , послушать:

4. (1813-1883)

Немецкий композитор, дирижёр, драматург, философ. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа XIX-XX веков, особенно модернизм. Оперы Вагнера потрясают своими грандиозными масштабами и вечными человеческими ценностями.

Интересный факт.

Вагнер принимал участие в неудавшейся революции 1848-1849 годов в Германии и был вынужден скрываться от ареста у Ференца Листа.

"Полет валькирий" из оперы Р.Вагнера "Валькирия", послушать

5. (1840-1893)

Итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Верди обладал чувством сцены, темпераментом и безупречным мастерством. Он не отрицал оперных традиций (в отличие от Вагнера), а наоборот развивал их (традиции итальянской оперы), он преобразовал итальянскую оперу, наполнил её реализмом, придал ей единство целого.

Интересный факт.

Верди был итальянским националистом и был избран в первый итальянскии парламент в 1860 году, после провозглашения независимости Италии от Австрии.

Увертюра к опере Д.Верди "Травиата", послушать:

7. Игорь Федорович Стравинский (1882-1971)

Русский (американский - после эмиграции) композитор, дирижёр, пианист. Один из самых значимых композиторов двадцатого века. Творчество Стравинского едино на протяжении всей его карьеры, хотя в разные периоды стиль его произведений был разным, но оставался стержень и русские корни, которые проявлялись во всех его работах, его относят к числу ведущих новаторов ХХ века. Его инновационное использование ритма и гармонии вдохновляло и вдохновляет многих музыкантов, и не только в классической музыке.

Интересный факт.

Во время Первой мировой войны Римские таможенники конфисковали портрет Стравинского, созданный Пабло Пикассо, когда композитор уезжал из Италии. Портрет был написан в футуристической манере и таможенники приняли эти кружочки и линии за какие-то зашифрованные секретные материалы.

Сюита из балета И.Ф.Стравинского "Жар птица", послушать:

8. Иоганн Штраус (1825-1899)

Австрийский композитор легкой музыки, дирижёр и скрипач. "Король вальсов", он творил в жанре танцевальной музыки и оперетты. В его музыкальном наследии более 500 вальсов, полек, кадрилей и других видов танцевальной музыки, а также несколько оперетт и балетов. Благодаря ему вальс стал необычайно популярным в Вене в 19 веке.

Интересный факт.

Отец Иоганна Штрауса - также Иоганн и также известный музыкант, поэтому "короля вальсов" называют младшим или сыном, его братья Йозеф и Эдуард тоже были известными композиторами.

Вальс И.Штрауса "На прекрасном голубом Дунае" , послушать:

9. Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Австрийский композитор, один из выдающихся представителей венской классической музыкальной школы и один из основоположников романтизма в музыке. За свою короткую жизнь Шуберт внес значительный вклад в оркестровую, камерную и фортепианную музыку, который повлиял на целое поколение композиторов. Однако наиболее яркий его вклад был в развитие немецких романсов, которых он создал более 600.

Интересный факт.

Друзья Шуберта и коллеги-музыканты собирались вместе и исполняли музыку Шуберта. Эти встречи получили название "Шубертиады" (Schubertiads). Какой-то первый фан-клуб!

"Аве Мария" Ф.П.Шуберта , послушать:

В продолжение темы о великих композиторах, которых Вы должны знать, новый материал.

Всю жизнь нас сопровождает музыка. Она может быть разной: от красивых мелодичных отрывков до больших гармоничных произведений. Мелодия - это последовательность звуков, которая воспринимается как единое целое.

Понятие мелодии

В основе каждой композиции лежит мелодия. Она представляет собой скелет, на который наращивают остальные звуки, чтобы создать произведение. Мелодия - это распев (в переводе с греческого языка). В теории музыки это понятие используют для выделения одного голоса из фактуры произведения.

При этом она всегда представляет собой солидарную последовательность звуков. А также имеет определенный темп, тембр и тональность. Мелодия - это то, что задает характер всему произведению. Если из любой популярной композиции выделить мелодию, то вы узнаете произведение именно по ней.

Использование мелодий

Мелодия - это основа для написания музыки, которую мы все слышим в хитах любимых исполнителей, на танцевальных площадках, по радио и телевидению. Интересно, что композиторы создают свои мелодии для разных случаев с определенными правилами. Например, для хитов и рекламы им необходимо делать композиции, которые будут незамысловатыми. Для этого берутся самые простые последовательности звуков, характерные для народной музыки. Они отличаются легкостью запоминания и воспроизведения. Именно из-за простоты мелодий некоторые хиты или рекламные фрагменты хорошо запоминаются.

Мелодии используются повсеместно от классических многоголосных произведений до звуков будильников и сигналов вызовов телефона. Любую народную песню или всемирно известный хит можно переложить в мелодию, расписав произведение по нотам. Этот прием используется при создании вариантов любых музыкальных композиций для фортепиано.

Изучение основ игры на любом музыкальном инструменте начинается с несложных мелодий. Они наиболее просты к запоминанию. Композитор, при создании любого произведения, начинает работу с сочинения мелодии, а уже потом наращивает на нее дополнительные звуки в ходе объединения инструментов задающих ритм и объем звучания.

Применение мелодий в мобильных телефонах

Пик использования мелодий пришелся на появление мобильных телефонов. Особенно это касалось первых моделей, рингтоны которых были полифоническими или вовсе моно. Мелодии на звонок стали использовать для замены неприятных уху звуков (классических сигналов аналоговых дисковых телефонов) на более гармоничные и не раздражающие.

Однако нельзя сказать, что впервые мелодии были использованы на мобильных. Стационарные модели с кнопочной системой набора номера также подавали сигналы гармоничными переливами. Чаще всего в основе таких мелодий лежали классические произведения.

Сейчас каждый смартфон имеет в своей памяти предустановленный набор мелодий, которые пользователь может использовать по своему усмотрению. Устанавливать мелодии можно отдельно на каждый сигнал вызова. Будильник возможно выбрать такой, чтобы не раздражал по утрам. А оповещение о входящем смс-сообщении способно отображаться всего одним звуком.

Сложно ли изменить мелодию на телефоне

Мелодии на телефон чаще всего вносят в его память. При помощи настроек легко выбрать подходящие из нескольких вариантов стандартного пакета. В первых полифонических телефонах была интересная опция - пользователь сам при помощи набора звуков мог создать приятную мелодию. Позже эту возможность убрали, так как она не пользовалась спросом. Большинство людей не использовали созданные мелодии, а предпочитали выбирать звуки из стандартного пакета.

Необходимость сочинять новые мелодии пропала с развитием телефонов с МР3 и полифонии. Практически все популярные хиты есть в этих форматах. Сейчас у пользователей смартфонов нет проблемы с тем, как изменить мелодию. Им достаточно скачать или скопировать с любого диска интересующий трек и заменить им звонок или звук входящих сообщений. В сети можно найти самые разные варианты.

Развитие мобильных технологий позволяет заменять мелодиями даже гудки. Большинство мобильных операторов сделали это платной опцией, но на некоторых тарифных планах замену гудков на мелодичные переливы можно произвести и бесплатно. Иногда эта возможность включена в тариф по умолчанию. В этом случае вместо гудка обычно используется корпоративная мелодия оператора.



Статьи по теме: