Классицизм в литературе. Задания на проверку знаний текста

Вот Стрибожьи вылетели внуки -
Зашумели ветры у реки,
И взметнули вражеские луки
Тучу стрел на русские полки.
Стоном стонет мать-земля сырая,
Мутно реки быстрые текут,
Пыль несется, поле покрывая.
Стяги плещут: половцы идут!
С Дона, с моря с криками и с воем
Валит враг, но, полон ратных сил,
Русский стан сомкнулся перед боем
Щит к щиту - и степь загородил.

11
Славный яр тур Всеволод! С полками
В обороне крепко ты стоишь,
Прыщешь стрелы, острыми клинками
О шеломы ратные гремишь.
Где ты ни проскачешь, тур, шеломом
Золотым посвечивая, там
Шишаки земель аварских с громом
Падают, разбиты пополам.
И слетают головы с поганых,
Саблями порублены в бою.
И тебе ли, тур, скорбеть о ранах,
Если жизнь не ценишь ты свою!
Если ты на ратном этом поле
Позабыл о славе прежних дней,
О златом черниговском престоле,
О желанной Глебовне своей!
12
Были, братья, времена Трояна,
Миновали Ярослава годы,
Позабылись правнуками рано
Грозные Олеговы походы.
Тот Олег мечом ковал крамолу,
Пробираясь к отчему престолу,
Сеял стрелы и, готовясь к брани,
В злат стремень вступал в Тмуторокани,
В злат стремень вступал, готовясь к сече.
Звон тот слушал Всеволод далече,
А Владимир за своей стеною
Уши затыкал перед бедою.
13
А Борису, сыну Вячеслава,
Зелен саван у Канина брега
Присудила воинская слава
За обиду храброго Олега.
На такой же горестной Каяле,
Укрепив носилки между вьюков,
Святополк отца увез в печали,
На конях угорских убаюкав.
Прозван Гориславичем в народе,
Князь Олег пришел на Русь как ворог.
Внук Дажьбога бедствовал в походе,
Век людской в крамолах стал недолог.
И не стало жизни нам богатой,
Редко в поле выходил оратай,
Вороны над пашнями кружились,
На убитых с криками садились,
Да слетались галки на беседу,
Собираясь стаями к обеду...
Много битв в те годы отзвучало.
Но такой, как эта, не бывало.
14
Уж с утра до вечера и снова
С вечера до самого утра
Бьется войско князя удалого,
И растет кровавых тел гора.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят,
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
Мертвыми усеяно костями,
Далеко от крови почернев,
Задымилось поле под ногами,
И взошел великими скорбями
На Руси кровавый тот посев.
15
Что там шумит,
Что там звенит
Далеко во мгле, перед зарею?
Игорь, весь израненный, спешит
Беглецов вернуть обратно к бою.
Не удержишь вражескую рать!
Жалко брата Игорю терять.
Бились день. рубились день-другой,
В третий день к полудню стяги пали,
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.
Недостало русичам вина.
Славный пир дружины завершили -
Напоили сватов допьяна,
Да и сами головы сложили.
Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви приклонили.


Дайте на каждый вопрос развернутый связный ответ (объем 3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведенный фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.
1.1.1. Какую роль в данном фрагменте играет олицетворение?
1.1.2. Как автором переданы героика и трагизм боя?
1.1.3. Как, судя по приведенному фрагменту, автор относится к Игорю и его воинам?
Дайте развернутый связный ответ (объем – 5-8 предложений). Найдите основания для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам произведения).

раскрывайте собственное видение проблемы.

1.1.4. Сопоставьте фрагмент из «Слова о полку Игореве» с эпизодом из поэмы А.С.Пушкина «Полтава». К каким выводам привело вас это сопоставление?

Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкой Шлипенбах.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
"За дело, с богом!" Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком…

И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон…

Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор - и враг бежит.
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем черной саранчи.

К уроку 16

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства?

2.Какие из указанных признаков характерны для классицизма?

3. Кого из названных писателей можно считать классицистами?

а) М.В. Ломоносов б) А.С. Пушкин в) Г.Р. Державин г) А.А. Фет

4. Жанр, воспевающий кого или что-нибудь?

а) басня б) ода в) былина г) поэма

5. Основным жанром какого поэта была ода?

а) Ломоносов М.В. б) Державин Г.Р. в) Карамзин М.М. г) Фонвизин Д.А.

6. “То же самодержавие, государственное величие России слышится у него, но уже видны не одни только географические очерки государства: выступают люди и жизнь. Не отвлеченные науки, но наука жизни его занимает. Ода его обращается уже к людям всех сословий и должностей, и слышно в них стремление начертать закон правильных действий человека во всем, даже в самых его наслаждениях О ком говорит Гоголь Н.В. в данном высказывании?

а) М.В. Ломоносов б) Г. Р. Державин в) В.А.Жуковский г) А.С.Пушкин

7. Выберите признаки сентиментализма

а) способность героя чувствовать и сопереживать г) герои – простые люди

б) соответствие теории “Трех штилей” д) изображение красоты природы

в) в центре произведения – героическая личность е) соблюдение правил “Трех единств”

8. В произведениях какого метода исключительные характеры действуют в исключительных обстоятельствах?

а) романтизм б) классицизм в) сентиментализм г) реализм

9. Найдите соответствие.


1) гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, критическое отношение к монархической деспотии и злоупотреблениям крепостничества, в основу положен принцип “подражание природе”, конфликт между чувством и долгом.

А. романтизм

2) изображение природы как фона человеческих переживаний; внимание к внутреннему миру человека. Культ чувств. Культ природы. Изображение простых людей.

Б . классицизм

3) культ избранной личности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность, герой – человек неистовых страстей, интеллектуально выделяющийся над толпой, вечно недовольный окружающей его обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в “мир небесных идеалов”. Двоемирие.

В. реализм

4) Изображение жизни в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Изображение типических характеров в типической обстановке

Г. сентиментализм

10. Какие из указанных признаков характерны для сентиментализма?

ОТВЕТЫ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

А,Б,Д

А

Б

А

Б

А,Г,Д

А

1 – Б 2 – Г 3 – А 4 - В

А,В,Г,Д

К уроку 21

А.С.ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА»

Задания на проверку знаний текста

1. Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от ума»

2. Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:

Ответы к школьным учебникам

    4. Кто автор приведенных текстов?
    Случились вместе два астронома в пиру
    И спорили весьма между собой в жару. <...>
    Не умел я притворяться,
    На святого походить,
    Важным саном надуваться
    И философа брать вид. <...>

    «Случились вместе два астронома в пиру...» - одноимённая басня М. В. Ломоносова.

    «Не умел я притворяться...» - стихотворение «Признание» Г.Р. Державина.

    5. Какое направление мы называем классицизмом? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России?

    Классицизм - художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII - начала XVIII века. Важнейшей чертой его было обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Писатели ориентировались на сочинения греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация. Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей.

    Высокие жанры - трагедия, эпопея, ода.

    Низкие жанры - комедия, сатира, басня.

    Классицизм как культурное явление зародился в XVII веке в Северной Италии, в эпоху позднего Возрождения. Во Франции преимущественное распространение получили низкие жанры, которые достигли такого высокого уровня, что комедии Мольера даже получили название «высоких комедий». Классицизм пришёл в упадок после Великой французской революции 1789-1794 годов.

    Русский классицизм характеризуется обращением к национальным истокам, а не к античности. Он тоже развивался преимущественно в рамках «низких жанров».

    6. Приведите пример произведения, относящегося к классицизму, кратко охарактеризуйте это произведение.

    Из произведений классицизма мы в седьмом классе изучали только короткий отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М. В. Ломоносова. По приведённому в учебнике отрывку охарактеризовать полное произведение ни кратко, ни подробно нельзя.

    К стр. 41

    8. Сформулируйте ответ на вопрос, в чем заключаются достижения литературы XVII I века, опираясь на суждения В. И. Федорова и статью в учебнике.

    До XVIII в России не существовало художественной литературы в современном понимании, то есть совокупности произведений, предназначенных для светского чтения. Главными были церковные книги, жития, писания отцов церкви; собственно художественная литература (например, сочинения Симеона Полоцкого) широкого распространения не имела.

    На протяжении XVIII века русскими писателями был создан огромный пласт светской литературы для чтения и театральных постановок. Для этого потребовалось, во-первых, освоить литературные достижения других народов, осмыслить их и «пересадить» на русскую почву.

    Во-вторых, чтобы литература стала органической частью общества, требовалось уловить важнейшие общественные тенденции и выразить их в художественных произведениях. Так, общественная жизнь настойчиво требовала улучшения нравов, и русская литература в духе эпохи Просвещения активно воспитывала своих современников.

    Писателями поощряются такие качества, как непосредственное проявление симпатий и антипатий, верность слову, чувствительность и милосердие, а главное - верность своему государственному долгу в случае, если главный герой - боярин или дворянин. Осуждаются такие качества, как двуличие, бессердечие, неспособность действовать, исходя из своих чувств, корысть мотивов тех или иных действий.

    В-третьих, русским авторам нужно было оторваться от более развитой на тот момент зарубежной литературы и найти собственный голос, обрести индивидуальность. Именно это обретение собственного голоса, создание национальных традиций и подготовило почву для расцвета русской классики следующего века.

1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства ?

а) романтизм б) классицизм в) сентиментализм

2. Какие из указанных признаков характерны для классицизма ?

а) иерархия жанров г) культ чувства

б) опора на античные традиции д) принцип трех единств

в) интерес к внутреннему миру героя

3. Кого из названных писателей можно считать классицистами ?

а) М.В. Ломоносов б) А.С. Пушкин в) Г.Р. Державин г) А.А. Фет

4. Жанр, воспевающий кого или что-нибудь?

а) басня б) ода в) былина г) поэма

5. Основным жанром какого поэта была ода?

а) Ломоносов М.В. б) Державин Г.Р. в) Карамзин М.М. г) Фонвизин Д.А.

6. “То же самодержавие, государственное величие России слышится у него, но уже видны не одни только географические очерки государства: выступают люди и жизнь. Не отвлеченные науки, но наука жизни его занимает. Ода его обращается уже к людям всех сословий и должностей, и слышно в них стремление начертать закон правильных действий человека во всем, даже в самых его наслаждениях

О ком говорит Гоголь Н.В. в данном высказывании ?

а) М.В. Ломоносов б) Г. Р. Державин в) А.Д. Кантемир.

7. Выберите признаки сентиментализма

а) способность героя чувствовать и сопереживать

б) соответствие теории “Трех штилей”

в) в центре произведения – героическая личность

г) герои – простые люди

д) изображение красоты природы

е) соблюдение правил “Трех единств”

Тест по теме «Русский сентиментализм»

1. Какому из художественных методов соответствует “мир чувства ”?

· А. Классицизму Б. Сентиментализму

2. Какой из художественных методов является продуктивным?

· А. Сентиментализм Б. Классицизм

3. В основу какого художественного метода положен принцип “подражания природе ”?

· А. Классицизма Б. Сентиментализма

4. К какому идейно - эстетическому направлению в литературе XVIII века принадлежат перечисленные произведения (соотнесите)?

1. “Бедная Лиза” А. Классицизм

2. “Разговор с Анакреоном” Б. Сентиментализм

3. “Недоросль” В. Просветительский реализм

A. М. В. Ломоносова Б. Н. М. Карамзина B. А. Н. Радищева

6. Какому литературному направлению соответствуют следующие краткие характеристики (соотнесите):

1. Рассудочность А. Классицизм

2. Рационализм Б. Сентиментализм

3. Чувства В. Просветительство

7. Соотнести литературные жанры и художественные методы.



8. Выбрать признаки, которые характеризуют сентиментализм .

А. Главная задача - прославление государственности, культ разума.

Б. Центром изучения является человек, конкретный, честный во всём разнообразии индивидуальной натуры, чаще принадлежащий к средним и низшим классам.

В. Ценность человека обусловлена чаще принадлежностью к высшему классу.

Романтизм

1. Это лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. Один из выдающихся мастеров этого жанра – В.А. Жуковский.

А. ода Б. баллада В. поэма

2. В романе “Евгений Онегин” о Ленском сказано: “Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туману даль…” Представителем, какого литературного направления, судя по этим строчкам, был Владимир Ленский ?

А. классицизм Б. романтизм В. сентиментализм Г. натурализм

3. Противопоставление идеала и невосприимчивой к нему действительности отражено в этом понятии романтизма

А. двоемирие Б. мировая скорбь В. романтический конфликт

Тест по литературе 8 класс (1 полугодие)

Вариант 1

1. Исторические песни появились :

А. одновременно с былинами; Б. раньше былин; В. позже былин;

2. Имя Сергия Радонежского в миру:

А. Варфоломей; Б. Владимир; В. Николай; Г. Григорий;

3. «Фелица» Державина:

А. послание; Б. ода; В.элегия; Г. идиллия;

4. Издание, в котором не печатался Н.М.Карамзин :

А. «Детское чтение для сердца и разума» В. «Вестник Европы»

Б. «Московский журнал» Г. «Галатея»

5.Элегия «Сельское кладбище», которую перевёл Жуковский, написана :

А. Байроном; Б. Шекспиром; В. Томасом Греем; Г. Р.Бёрнсом

А. Пущин; Б. Кюхельбекер; В. Данзас; Г. Горчаков;



7. Жанр стихотворения Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный !»:

А. ода; Б.элегия; В.послание; Г. идиллия;

8. Исторические персонажи, не представленные в пушкинском творчестве :

А. Пётр I; Б. Емельян Пугачёв; В. Степан Разин; Г. Пётр Болотников;

9. Название крепости, в которой разворачиваются события «Капитанской дочки »:

А. Бердская; Б. Оренбургская; В. Белогорская; Г. Васильсурская

10. Имя и отчество героя «Капитанская дочка»:

А. Пётр Авдеевич; Б. Пётр Андреевич; В. Пётр Александрович

11. «Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю» - это:

А.строка из поэмы «Мцыри»; Б. библейское изречение;

В. строка из стихотворения Лермонтова; Г. строка из «Корана»

12. Юноша Мцыри пытается бежать из монастырского плена ради :

А. мести; Б.свободы; В. поиска родных и близких; Г. бегства за границу;

13. Пьеса Гоголя называется :

А. «Сорочинская ярмарка»; В. «Нос»;

Б. «Вечера на хуторе близ Диканьки»; Г. «Ревизор»

14. Фамилия городничего в комедии Гоголя :

А. Ляпкин-Тяпкин; Б. Сквозник-Дмухановский; В. Добчинский;

15. Кто первым принял Хлестакова за ревизора и разнёс это известие по городу :

А. служащие гостиницы; В. купцы;

Б. Бобчинский и Добчинский; Г. Шпёкин;

А. эпиграф; Б. ремарка; В. реплика; Г. монолог;

17. Городок, где развиваются события повести «Ася» И.Тургенева, расположен :

А. на Эльбе; Б. на Темзе; В. на Сене; Г. на Рейне

18. Кто писал о том, что « пленён красотой и лёгкостью языка «Снегурочки»:

А. Добролюбов; Б. Тургенев; В. Чернышевский; Г. Достоевский

А. Чайковский; Б. Глинка; В. Римский – Корсаков; Г. Даргомыжский

20. Л.Н.Толстой в университете учился :

А.на историческом факультете; В. на юридическом факультете;

Б. на филологическом факультете; Г. на математическом факультете

21. Какой художественный приём лежит в основе рассказа Толстого «После бала»:

А. эпитет; Б. контраст; В. олицетворение; Г. гипербола;

22. Родовое имение Л.Толстого Ясная Поляна расположено :

А. в Рязанской губернии; В. в Орловской губернии;

Б. в Тульской губернии; Г. в Московской губернии;

Классицизм,сентиментализм,романтизм. Тест. ВАРИАНТ 1

1.Кто это? Этот русский поэт во времена пушкинского лицейства был уже старым и присутствовал на экзамене, где юный Пушкин читал свои стихи.
2.Время становления классицизма в России
А) середина 18 века Б) 16-17 в.в. В) 17 в. Г) 19 век

3. Эраст в «Бедной Лизе» женился на богатой вдове, потому что:
А) благосостояние для него было важнее любви;
Б) не мог продолжать отношения с крестьянкой;
В) в армии проиграл свое имение и остался без средств.
4. Эпитет «бедная» в названии «Бедная Лиза» означает:
А) нищая;
Б) обездоленная;
В) несчастная.

5.Кто это? В 1730 году уходит с обозом рыбы в Москву и в возрасте выпускника поступает в Славяно-греко-латинскую академию, где 12-летний курс обучения заканчивает меньше чем за 6 лет.
6. «Двоемирие», идеал – прекрасное, совершенное, часто таинственное, а поэтому непостижимое, необычные обстоятельства это: а) принципы романтизма б) сентиментализма в) классицизма

7. Какие жанры являлись любимыми у сентименталистов?
а) дневники;
б) путевые заметки;
в) письма;
г) мемуары;
д) элегические послания;
е) повести и романы.

8.Жанровая форма «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищеваа) дневник; б) путевые заметки; в) сатирические очерки

9.В повести «Бедная Лиза» Карамзин утверждает:а) образование должно быть хорошим; б) Отечеству надо служить верой и правдой; в) И крестьяне любить умеют.

10. Каковы основные особенности европейского романтизма?

б) «космический пессимизм»;


д) следование голосу разума;
ж) двоемирие;

11.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим:
б) романтизм,классицизм, сентиментализм,
в) классицизм, сентиментализм, романтизм, ;

12.Выберите отличительные черты классицизма:

б) интерес к человеческому чувству; ж) ; принцип трех единств

г) «романтическое двоемирие». и) опора на античные традиции;
д) строгое деление героев на положительных и отрицательных;
к) строгая иерархия жанров;

13. Выберите признаки сентиментализма:а) способность героя чувствовать и сопереживать;
б) соответствие теории “Трех штилей”;
в) в центре произведения – героическая личность;
г) герои – простые люди;
д) изображение красоты природы;
е) соблюдение правил “Трех единств”
14. Кого из названных писателей можно считать классицистами?а) М.В.Ломоносов; б) А.С.Пушкин; в) Г.Р.Державин; г) А.А.Фет

15. Жанр, воспевающий кого-/ что-нибудь, значимое в историческом, политическом смысле?а) басня;б) ода; в) былина; г) поэма

16 .Представители романтизма в русской литературе:
а) Баратынский;
б) Жуковский;
в) Ломоносов;
г) Рылеев;
д) Державин.

ВАРИАНТ 2
1.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим:
а) сентиментализм, классицизм, романтизм;
б) классицизм, сентиментализм, романтизм;
в) классицизм, сентиментализм, романтизм,

2.Выберите отличительные черты классицизма:
а) культ разума; е) «подражание природе»;
б) интерес к человеческому чувству; ж) субъективность в изображении;
в) психологизм в изображении характеров; з) гражданско-просветительский пафос;
г) «романтическое двоемирие». и) реалистическое воссоздание действительности;
д) строгое деление героев на положительных к) строгая иерархия жанров;
и отрицательных

3.Человек в литературе классицизма
А) высшее существо
Б) одержим страстями
В) мелок и незначителен

4.В каком жанре допускалось писать о царях, исторических событиях
А) комедия
Б) ода
В) басня
Г) сатира

5. Острая неудовлетворённость социальной действительностью, разочарование в окружающем мире, порыв творческой незаурядной личности к ещё не осознанному, смутному идеалу - это причины возникновения
а) сентиментализма б) классицизма
в) романтизма
6. Термин романтизм в 18 в. обозначал а) всё необычное, таинственное, средневековое
б) реальное, действительное, настоящее б) выдуманное, несуществующее, запредельное

7.Жанр, воспевающий кого или что-нибудь?
а) басня
б) ода
в) былина
г) поэма

8. Незаурядная, яркая личность, бросает вызов обществу, непонимающему его,
основа личности – страсть и воображение, гордость и независимость, стремление к идеалу и свободе.- это:
а) реалистический герой
б) романтический герой
в) фантастический герой

10 Каковы основные черты сентиментализма?
а) испорченным нравам аристократии противопоставлялись представители среднего сословия;
б) создание нового тип героя – представителя мелкой и средней буржуазии, ремесленников, крестьян;
в) выдвижение на первое место культа чувств;
д) идеализация народа.

11.Кто это? В 1730 году уходит с обозом рыбы в Москву и в возрасте выпускника поступает в Славяно-греко-латинскую академию, где 12-летний курс обучения заканчивает меньше чем за 6 лет.

12.Какие жанры являлись любимыми у сентименталистов?
а) дневники;
б) путевые заметки;
в) письма;
г) ода
д) басня;
е) повести и романы.

13.Какие особенности имел русский романтизм?
а) критика общественных пороков;
б) исторический оптимизм;
в) внимание к прошлому своей страны;
г) идеальный герой: гражданин-патриот, наделённый чувством любви и глубокого христианского сострадания.

14.Каковы основные особенности европейского романтизма?
а) выдвижение на первое место культа чувств;
б) «космический пессимизм»;
в) создание нового типа героя – представителя средней и мелкой буржуазии, ремесленников, крестьян;
г) обращение к вечным идеалам, разлад с современной действительностью;
д) следование голосу разума;
ж) двоемирие;
з) самоценность отдельной человеческой личности с её особым внутренним миром, богатство и уникальность человеческой души.

15.Кто это? «Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец»(по словам А.С.Пушкина). А В.Г.Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы».

16. Портрет Эраста отражает:
А) только внешность героя;
Б) отношение автора к герою;
В) внешность, образ жизни героя, особенности его характера.

Классицизм,сентиментализм,романтизм. Тест. ВАРИАНТ 1

1.Кто это? Этот русский поэт во времена пушкинского лицейства был уже старым и присутствовал на экзамене, где юный Пушкин читал свои стихи.

2.Время становления классицизма в России

А) середина 18 века Б) 16-17 в.в. В) 17 в. Г) 19 век

3. Эраст в «Бедной Лизе» женился на богатой вдове, потому что:

А) благосостояние для него было важнее любви;

Б) не мог продолжать отношения с крестьянкой;

В) в армии проиграл свое имение и остался без средств.

4. Эпитет «бедная» в названии «Бедная Лиза» означает:

А) нищая;

Б) обездоленная;

В) несчастная.

5.Кто это?

6. «Двоемирие», идеал – прекрасное, совершенное, часто таинственное, а поэтому непостижимое, необычные обстоятельства это: а) принципы романтизма б) сентиментализма в) классицизма

7. Какие жанры являлись любимыми у сентименталистов?

а) дневники;

б) путевые заметки;

в) письма;

г) мемуары;

д) элегические послания;

е) повести и романы.

8.Жанровая форма «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева
а) дневник; б) путевые заметки; в) сатирические очерки

9.В повести «Бедная Лиза» Карамзин утверждает:
а) образование должно быть хорошим; б) Отечеству надо служить верой и правдой; в) И крестьяне любить умеют.

10. Каковы основные особенности европейского романтизма?

б) «космический пессимизм»;

ж) двоемирие;

11.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим:

а) сентиментализм, классицизм, романтизм;

б) романтизм,классицизм, сентиментализм,

в) классицизм, сентиментализм, романтизм, ;

12.Выберите отличительные черты классицизма:

а) культ разума; е) «подражание природе»;

б) интерес к человеческому чувству; ж) ; принцип трех единств

в) психологизм в изображении характеров; з) гражданско-просветительский пафос;

г) «романтическое двоемирие». и) опора на античные традиции;

д) строгое деление героев на положительных и отрицательных;

к) строгая иерархия жанров;

13. Выберите признаки сентиментализма :
а) способность героя чувствовать и сопереживать;

б) соответствие теории “Трех штилей”;

в) в центре произведения – героическая личность;

г) герои – простые люди;

д) изображение красоты природы;

е) соблюдение правил “Трех единств”

14. Кого из названных писателей можно считать классицистами?
а) М.В.Ломоносов; б) А.С.Пушкин; в) Г.Р.Державин; г) А.А.Фет

15. Жанр, воспевающий кого-/ что-нибудь, значимое в историческом, политическом смысле?
а) басня;б) ода; в) былина; г) поэма

16.Представители романтизма в русской литературе:

а) Баратынский;

б) Жуковский ;

в) Ломоносов;

г) Рылеев;

д) Державин.

ВАРИАНТ 2

1.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим:

а) сентиментализм, классицизм, романтизм;

б) классицизм, сентиментализм, романтизм;

в ) классицизм, сентиментализм, романтизм,

2.Выберите отличительные черты классицизма:

а) культ разума; е ) «подражание природе»;

б) интерес к человеческому чувству; ж ) субъективность в изображении;

в) психологизм в изображении характеров; з ) гражданско-просветительский пафос;

г ) «романтическое двоемирие». и) реалистическое воссоздание действительности;

д ) строгое деление героев на положительных к) строгая иерархия жанров;

и отрицательных

3.Человек в литературе классицизма

А) высшее существо

Б) одержим страстями

В) мелок и незначителен

4.В каком жанре допускалось писать о царях, исторических событиях

А) комедия

Б) ода

В) басня

Г) сатира

5. Острая неудовлетворённость социальной действительностью, разочарование в окружающем мире, порыв творческой незаурядной личности к ещё не осознанному, смутному идеалу - это причины возникновения

а) сентиментализма б) классицизма

в) романтизма

6. Термин романтизм в 18 в. обозначал а) всё необычное, таинственное, средневековое

б) реальное, действительное, настоящее б) выдуманное, несуществующее, запредельное

7.Жанр, воспевающий кого или что-нибудь?

а) басня

б) ода

в) былина

г) поэма

8. Незаурядная, яркая личность, бросает вызов обществу, непонимающему его,

основа личности – страсть и воображение, гордость и независимость, стремление к идеалу и свободе.- это:

а) реалистический герой

б) романтический герой

в) фантастический герой

9. Кого из названных писателей можно считать классицистами?

а) М.В. Ломоносов

б) А.С. Пушкин

в) Г.Р. Державин

г) А.А. Фет

10 Каковы основные черты сентиментализма?

а) испорченным нравам аристократии противопоставлялись представители среднего сословия;

б) создание нового тип героя – представителя мелкой и средней буржуазии, ремесленников, крестьян;

в) выдвижение на первое место культа чувств;

д) идеализация народа.

11.Кто это? В 1730 году уходит с обозом рыбы в Москву и в возрасте выпускника поступает в Славяно-греко-латинскую академию, где 12-летний курс обучения заканчивает меньше чем за 6 лет.

12.Какие жанры являлись любимыми у сентименталистов?

а) дневники;

б) путевые заметки;

в) письма;

г) ода

д) басня;

е) повести и романы.

13.Какие особенности имел русский романтизм?

а) критика общественных пороков;

б) исторический оптимизм;

в) внимание к прошлому своей страны;

г) идеальный герой: гражданин-патриот, наделённый чувством любви и глубокого христианского сострадания.

14.Каковы основные особенности европейского романтизма?

а) выдвижение на первое место культа чувств;

б) «космический пессимизм»;

в) создание нового типа героя – представителя средней и мелкой буржуазии, ремесленников, крестьян;

г) обращение к вечным идеалам, разлад с современной действительностью;

ж) двоемирие;

з) самоценность отдельной человеческой личности с её особым внутренним миром, богатство и уникальность человеческой души.

15.Кто это? «Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец»(по словам А.С.Пушкина). А В.Г.Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы».

16. Портрет Эраста отражает:

А) только внешность героя;

В) внешность, образ жизни героя, особенности его характера.



Статьи по теме: