Как звучит варган. Усиление звука варгана

Древнейший язычковый музыкальный инструмент
Русское название «варган» произошло от старославянского «Варги» – рот, уста. В разных уголках мира можно встретить также другие названия этого инструмента: комуз – на Алтае, хомус – в Якутии, дрымба – на Украине и Беларуси, кубыз – в Башкирии, маультроммель – в Германии, миккури – в Японии, кумбинг – на Филлипинах, коу ксианг – в Китае, мунхарп – в Норвегии, морчанг – в Индии.
Примечательно, кстати, что практически во всех этих странах варган считается народным музыкальным инструментом, отличается от других по форме, материалу и технологии изготовления. Это говорит о том, что изобретался варган везде независимо, благодаря чему каждый отдельный инструмент обладает набором неповторимых, присущих только ему характеристик.
Неизменным же с древних времен и до сих пор остаётся принцип извлечения звука: неподвижное основание варгана прижимается к губам или зубам, после чего приводится в движение язычок. Ротовая полость при этом служит естественным резонатором. Изменение артикуляции рта (объёма ротовой полости, положения языка, и т.д.) позволяет изменять тон и тембр инструмента.
Виды варганов
Варганы делают из металла и дерева, кое-где можно встретить инструменты из кости и других более экзотичных материалов. Непосредственно от материала и технологии изготовления зависит как звучание будущего инструмента, так и его надёжность и долговечность. Именно поэтому мастера в качестве материала предпочитают использовать металл. Как правило, чем сложнее процесс изготовления и чем дороже металл, тем интереснее и богаче звучание варгана.
По форме варганы разделяют на два вида: дуговые и пластинчатые. У дуговых варганов основание корпуса чаще всего закруглённое, имеет форму окружности или эллипса, переходит в две деки параллельные язычку. Язычок же прикреплен к основанию и как будто делит варган пополам, параллелен двум декам. Пластинчатые варганы представляют собой монолитную пластину (фрейм), с прорезью в центре и закрепленным или вырезанным в прорези язычком.
Магия звука
Варган имеет необычное, бархатное «металлическое» звучание, приятное уху, успокаивающее и настраивающее на размышления. Важно заметить, что тембр и диапазон, все оттенки звука зависят от каждого конкретного инструмента и, что не менее важно – конкретного исполнителя. В руках у разных людей варган всегда звучит по-разному. Варган позволяет извлекать невообразимое множество красивых звуков и призвуков, а в сочетании, например, с горловым пением (в России традиционно популярным на Алтае) потенциал инструмента просто-напросто перестаёт укладываться в какие-либо рамки.
Чтобы играть на варгане не требуется музыкального образования. Научиться извлекать звук очень просто, а совершенствоваться в этом навыке можно бесконечно. Существует огромное множество техник игры и вариаций звука. Варган можно настраивать варган на определённую ноту, но это имеет смысл разве что при игре в ансамбле, а варган в большей степени сольный инструмент.
Мастерская игра на варгане – завораживает, уводит от окружающей реальности, заставляет проникнуться повествованием играющего, песней варгана. При извлечении звука колеблющийся язычок варгана рождает вибрации, которые передаются и человеку, изменяя и дополняя тем самым восприятие музыки. С помощью этих вибраций и необыкновенного звучания варгана можно выходить в состояние лёгкого контролируемого транса. Именно это свойство варгана используют в шаманских медитативно-трансовых практиках.
Многое о варганах ещё только предстоит узнать. Мастера изобретают новые виды варганов, ищут способы улучшить их звучание, доводят до совершенства свои инструменты. Музыканты работают над техникой игры, открывают новые приёмы и способы извлечения звука. Каждый человек способен открыть для себя что-то новое благодаря варгану.

или Негармоничный инструмент, творящий гармонию

Одна из самых волнующих умы варганистов тем касается зарождения звука варгана и появления обертонов. Обсуждения на форумах и в соцсетях, касающиеся этого вопроса, неизменно собирают множество дискутирующих, причем количество мнений нередко превышает число участников обсуждения. Поэтому я тоже решил высказаться по данному вопросу, хотя рассматриваемая тема и не имеет прямого отношения к исполнительству на варгане.

Строго говоря, предлагаемая "теория" зарождения варганных обертонов не является таковой, и тема ещё ждет своего исследователя. Предлагаемый материал это скорее гипотеза, однако подтвержденная расчётами, основанная на тщательном изучении физики процесса аналогичных явлений и подкрепленная наблюдениями и опытами. Она может оказаться не совсем точной, однако в любом случае способна направить исполнителя в правильное русло по управлению обертонами.

В этой статье мы рассматривает только свободные колебания.

Звук - это колебания, распространяющиеся в воздухе вокруг от источника звука. Начнём с такого понятия как чистый тон. Это такой звук, который не имеет призвуков, только одну составляющую. Однако такого звука природного происхождения не существует. Он может быть получен лишь с помощью электронного генератора тона и представляет собой правильную синусоиду. Все звуки в природе можно разделить на тональные и атональные. Например, гром, цимбалы, шейкер, тарелка ударной установки - это звуки, в которых трудно выделить тон, т.е. они нетональные. В то время как звучание голоса и большинства музыкальных инструментов - тональные: они имеют основной тон, но кроме него - призвуки, "окружающие" этот тон и придающие ему неповторимый тембр. Эти колебания называются сложными и их график отличается от синусоиды. Вот для примера звуковая волна исполнения на варгане якутского виртуоза Спиридона Шишигина:

Однако сложные колебания можно разложить на простые, такой метод называется фурье-анализом и, назван так по имени французского математика Ж.Фурье (1768-1830), впервые применившего его для анализа колебаний. Суть состоит в том, что сложное колебание, на рисунке изображенное красным, представляется суммой ряда (как правило, очень большого числа) простых колебаний, которые называются "гармониками". На рисунке их изображено всего несколько, и они нарисованы черными линиями. Соответственно можно сделать и наоборот - электронно сгенерировать ряд простых гармоник, совместить их вместе и получить сложный звук.

Гармоники

Гармониками называют призвуки, кратные натуральным числам и образующие следующий, так называемый натуральный или природный звукоряд: 1f, 2f, 3f, 4f, 5f, 6f, … где f - это частота базового тона.

Обертоны

Все колеблющиеся тела имеют определённые частоты собственных колебаний, и эти тела одновременно колеблются на частотах этих колебаний. Иногда говорят, что колеблется не только сам предмет, но и его отдельные части.
Поскольку этот момент рассуждений обычно вызывает наибольшее количество споров и несогласий, я приведу ЧЕТЫРЕ аргумента в пользу существования таких сложных, состоящих из гармоник колебаний язычка:
1. Математическое доказательство существования - здесь мы сразу углубляемся в работу .
2. Можно почитать про возникновение обертонов в музыкальных инструментах во множестве работ. Например .
3. Наличие флажолетов. Отличным доказательством существования гармоник в струне являются так называемые флажолеты. Выглядит это так: например, на середину колеблющейся струны ставится палец, который глушит самую длинную волну, колеблющую всю её целиком, но более короткие волны (гармоники), колеблющие половину, треть, четверть и.т.д. остаются и продолжают звучать. В результате мы слышим, как меняется тон. На аудио примере вы можете послушать, как звучит варган, если сделать флажолет на середине длины язычка, а затем на 1/3.

This text will be replaced


4. Наконец, можно воочию посмотреть наличие сложных колебаний на замедленном видео (автор: Р?ng Van Khai Nguyкn). Конечно, там видно только самые крупные колебания, для более точной визуализации потребуются гораздо более сложные видеосъёмки.


Вдобавок, можно убедиться теоретически. Давайте обратиться к классической теории изгиба Эйлера - Бернулли


Это уравнение собственных колебаний динамически нагруженных балок, которое имеет бесконечно много решений. Физический смысл заключается в том, что теоретически, тело имеет бесконечное количество свободных колебаний, аналогично тому, как в звуке варгана бесконечное число обертонов. Иными словами происходят одновременные колебания на разных частотах. Упростив это уравнение (см. ), мы получим формулу для расчета собственной частоты, где k - это её номер, или номер призвука, если мы говорим о звуке:


Собственно, это и есть бесконечное количество обертонов, которое производит тело, и здесь важно отметить,
что не все эти призвуки или обертоны являются гармоническими.
Появление обертонов, так мы для простоты будем называть гармонические призвуки, обычно объясняют на примере струны.

Идеальная вибрирующая струна производит колебания с базовой частотой и всеми гармониками этой частоты. Частоты гармоник равны:

Вторая f2= 2*f1
Третья f3=3*f1 и.т.д

Иными словами, мы получаем натуральный, гармонический звукоряд - идеальный чистые обертоны. Если вас интересует подробнее как получается такой звукоряд у струн, можно почитать здесь , а мы перейдем к нашему инструменту.

С варганом же всё намного сложнее! Дело в том, что его колеблющийся элемент, - язычок, является консольной балкой. Так называют тела, закрепленные не с двух сторон, как струна, а с одной, и это крепление жесткое. Такие предметы при колебании порождают собственные негармонические моды (собственные колебания) . Они выглядят так (на анимации сначала показана струна, а затем консольная балка):

Первая f1 = f1 (это базовая частота)
Вторая f2= 6,27*f1 (в гармоническом ряде это f2= 2*f1)
Третья f3=17,55*f1 (в гармоническом ряде это f3=3*f1)
Четвёртая f4=34,39*f1 (в гармоническом ряде это f4=4*f1) и.т.д


Получается, что частоты собственных колебаний прямоугольной на виде сверху, тонкой стальной полоски, защемленной с одного края, не дают гармоник!
Однако давайте замерим спектр звуковых колебаний, порождаемый такой пластинкой:


Мы видим, что сложная звуковая волна состоит из ряда частичных тонов, показанных на графике отдельными пиками. Собственно, это и есть "новорожденные" обертоны нашего варгана! Если сравнить их частоты с базовым тоном, то можно с удивлением обнаружить, что негармонически колеблющаяся балка порождает звуковую волну с частичными тонами очень близкими к гармоническим. Из-за чего это происходит? Этот вопрос ещё ждет своего исследователя. Мое грубое предположение - колеблющаяся пластина не просто создаёт зоны разряжения и давления своими колеблющимися частями, но и рассекающие воздух колеблющиеся её кромки создают звуковые волны, и кроме того массу вихрей, также порождающей призвуки. Суммируясь, они дают сложный звук, содержащий как гармонические, так и не гармонические призвуки.

Как бы то ни было, эту негармоническую составляющую мастера варгана уменьшают за счет подбора профиля язычка, наличия колена и других конструктивных мер. Вот посмотрите, как отличаются обертоны двух язычков (они оба записаны без варгана и настроены на один базовый тон):

1. Синим цветом показаны колебания плоской трапециевидной полоски. Язычка, у которого ещё не загнуто колено.
2. Зелёным цветом колебания готового варганного язычка, который вынули из варгана.


А теперь посмотрим, что происходит с обертонами, если язычок вставить в варган, а затем приложить его ко рту человека:


Мы видим, что обертоны работающего в варгане язычка немного смещаются, причем становятся ещё ближе к гармоничным. Человек только усиливает эти обертоны (подробнее об этом ниже).

Звук варгана

Звук варгана рождается в рабочем зазоре. Язычок варгана, имеющий по краям остро заточенные кромки, колеблется относительно рамы (дек), также имеющих острые кромки, находящиеся на весьма малом расстоянии от кромок варгана. Язычок, перемещаясь относительно рамы, порождает периодические затухающие звуковые волны, являющиеся, по сути, последовательностью меньшей и большей плотности воздуха. Рожденная таким образом звуковая волна является сложной, т.е состоит из огромного количества гармоник, сложенных вместе.

На этом видео с помощью дыма визуализировано появление звуковых волн. В определённые моменты видно, как в четырёх направлениях (на самом деле звуковая волна идет во все стороны) расходятся струи дыма, влекомые воздушным потоком с вихрями.


Внутри этик потоков и вихрей множество звуковых волн разной частоты, суммируясь, производят сложный, богатый обертонам, "гудящий" звук варгана, содержащий гармоники натурального звукоряда.

Усиление звука варгана

Дальше звук варгана попадает в резонаторную камеру, которую мы делаем ротовой полостью*. Сама эта полость не может производить никакой звук, ни сложный, ни простой, для этого там нечему колебаться. Эта полость может только с помощью акустического резонанса выделить какую-либо частоту, уже имеющуюся в звуке. Подбирая её объём, мы можем вызвать резонанс на одной из гармоник (на одном из призвуков, на одном из обертонов, здесь это практически синонимы), сделав его громче. Но это именно акустический резонанс, никакого резонанса отдельных частей язычка не происходит (см. рисунок выше).

Варганная гамма

Усиленные вышеописанным образом обертоны и составляют "варганный лад", благодаря которому исполняются варганные произведения. Насколько эти ноты соотносятся со звукорядом, принятым в современной музыке? Этот вопрос весьма часто волнует начинающих варганистов, и в более ранней редакции этого пособия я приводил таблицу соответствия. Но сейчас мне кажется это неактуальным. Лучше воспринимать наш варганный звукоряд как самодостаточную гармоничную вещь, ведь практически все народные исполнители, не привязанные к хроматически настроенным инструментам, исполняют свою музыку в своих традиционных ладах, которые трудно перевести в европейский равномерно темперированный звукоряд, и ведь прекрасно получается! Так же и варган, он отлично исполняет подходящие для него мелодии. Достаточно знать, что варганный лад похож на мажорный. Поэтому, мы не будем подробно останавливаться на теоретических моментах, и лишь приведем для справки рисунок соответствия гармоник и нот традиционного европейского звукоряда (кликните для увеличения) .

Варга́н (этимология неясна: либо от орган (ср. чеш. varhan ), либо от древнеславянского варга - рот, уста ), русское название народного музыкального инструмента. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам . По поверию алтайские шаманы играя на варгане могли перемещаться по трём мирам изменяя тембр и тип вибраций. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором . Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.

На территории России культура варганной музыки особенно развита на Алтае , в Башкирии (см. кубыз), в Туве и в Якутии .

На территории бывшего СССР варганы наиболее широко распространены в Казахстане , Киргизии .

Типы варганов

Выделяют два основных типов варганов - пластинчатый и дугообразный. На территории России наиболее распространены дугообразные варганы.

  • Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную или металлическую пластину. Его язычок вырезается в середине пластинки (например, вьетнамский дан мои).
  • Дугообразный (дуговой) варган выковывается из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце.

Существуют варганы с несколькими язычками (китайские коусяны).

Варганы разных народов

Алтайский комус

В XX веке алтайский варган сохранился только в отдалённых районах Горного Алтая, но благодаря мастерам он был восстановлен.

Башкирский кубыз

Известен башкирский варган - кубыз

Белорусский варган

Якутский хомус

Является одним из основных музыкальных и духовных инструментов. Мастера по производству хомусов занимали высокое социальное положение. Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в Якутске .

Гуцульская дрымба

Чаще всего используется в гуцульском музыкальном быту.

Балийский варган

Примечания

Литература

  • А. Плюшар . Энциклопедический лексикон , том 8. - Типография А. Плюшара ; С.-П., 1837 - с. 284 (Варганъ).

Ссылки

  • varganist.ru - Рассказы о варганах, мастерах изготовителях и исполнителях. Техника игры на варгане по нотам. Инструкции по изготовлению варганов.

Категории:

  • Музыкальные инструменты по алфавиту
  • Язычковые самозвучащие музыкальные инструменты
  • Русские народные музыкальные инструменты
  • Казахские музыкальные инструменты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
Варган – широко распространившийся в настоящее время инструмент. Его название означает с древнегреческого «рот» (варгос), и это неудивительно, так как этот человеческий «орган» принимает в процессе игры важнейшее значение.

Главнейшие определяющие характеристики инструмента:

  • щипковый;
  • язычковый.

История происхождения


Обычно специалисты относят варган к семейству идиофонов . Эти инструменты специфичны тем, что источник звука – тело самого приспособления . Само же «дрожание» осуществляется за счет механической энергии, которую дает играющий. Используется натянутая туго мембрана или струна. Интересно, что некоторые исследователи считают, что идиофоны – древнейший тип музыкальных инструментов, именно им мы обязаны в зарождении целого направления искусства.

Этнологи сообщают, что подобные музыкальные механизмы присутствовали во всех мировых культурах и имеют широчайшее распространение, варьируются лишь модификации. Немногие знают, что к идиофонам можно отнести многие инструменты перкуссионного плана, но барабаны не подходят, так как там присутствуют мембраны, являющиеся источником звука.

Можно разделить это семейство (идиофоны) на следующие категории:

  1. ударные;
  2. щипковые;
  3. фрикционные;
  4. духовые идиофоны.

Интересной разновидностью является «эолова арфа», которая приводится в действие природным путём. Перечислим некоторые народные идиофоны, которые были свойственны древнерусской культуре:

  • погремушка;
  • трещотка;
  • трензель;
  • пастухальница;
  • рубель и др.

Во время появления и распространения всех перечисленных инструментов стали появляться и первые модели варгана. В различных народах он имел свое название. Первоначально использовались для изготовления подсобные материалы – дерево, кость и др. Далее с появлением металла появились металлические варганы, которые стали делать из самых различных сплавов, чтобы получить специфическое звучание. Металлическая рамка стала называть дугой, а в целом инструмент стали относить к новому классу – дугообразные.

Были и цельно-сплавные модели:

  • медные;
  • бронзовые;
  • железные;
  • серебряные и др.

Виды варганов


На самом деле, специалисты разделяют все органы на два больших типа: пластинчатые и дугообразные . На территории СНГ можно встретить только второй тип, первый практически не распространен. Пластинчатый представляет собой пластину, узкую и тонкую, в которую вставлен язычок, прямо в середине. Малую популярность имеет потому, что это восточная, вьетнамская разновидность, там его называют «дан мои».

Дугообразный варган встречается и на отечественном пространстве и в странах Европы. Это гнутая проволока, база, в которую вставляется язычок, имеющий на конце специальный крючок для удобства в игре. Иначе такой инструмент называют дуговым или кованым. Существуют варганы, в которых несколько язычков, прежде всего стоит упомянуть китайский – «косуян» и якутский «икки».

Попробуем перечислить этнические варганы:

  • камбоджийский (ангкут);
  • алтайский (комус);
  • башкирский;
  • татарский (кубыз);
  • белорусский;
  • непальский (мурчунга);
  • венгерский (доромб);
  • русский (зубанка) и др.

Конструкция варгана


Конструкция варгана чрезвычайно проста. Наверное, поэтому его называют самым простым, примитивным инструментом. Кованый корпус и закрепленный в нем язычок, который отводят рукой, чтобы он начал вибрировать. В духовых гармониках похожий принцип, но там язычок отгибается посредством прохождения сквозь него потока воздуха. Разумеется, каждый тип этнического органа имеет свои конструктивные особенности, это в конечном итоге влияет и на звук – он может быть и «тяжелым» и совсем «тоненьким». Некоторые профессионалы могут распознать отдельные виды варгана на слух.

Звучание


Несмотря на свою конструктивную простоту, варган обладает неповторимым звучанием , при этом многим оно кажется неестественным, компьютерным, электронным. Инструмент считается самозвучащим. Исполнить на нём традиционные мелодии, а также некоторые танцевальные ритмы, которые применялись для создания ритуальной атмосферы в древности. Сейчас эти вибрирующие звуки были изучены и исследователи отмечают, что варган обладает богатым тембром и диапазоном звукоизвлечения, причем разброс частот происходит от самых низких, до самых высоких 16-20.000 Гц. Сейчас во многих странах мира происходит возрождение этого инструмента, его включают во всевозможные ансамбли этнической музыки, а также используют в качестве перкуссионного дополнения.

Случаются прецеденты использования варгана как солирующего инструмента. Стоит варган недорого, поэтому каждый может себе позволить иметь дома это нехитрое приспособление. Извлечение звука происходит посредством руки, а закрепляется инструмент во рту. Существует множество различных техник, которые позволяют добиться потрясающего результата. Специфический звук варгана очень ценится в настоящее время, но его нельзя настроить или изменить, для этого нужно применить другие материалы для корпуса и язычка. В целом инструмент заслуживает самой высокой оценки, и по праву называется «прародителем всех музыкальных инструментов». В сети можно найти множество обучающих роликов для начинающих, которые дадут основы для примитивной игры.

Вы можете

Видео

Слушать варган : Михаил Завгородний : Шаманская музыка на варгане. Исполняет Любовь Тарабарина. : Транс на варгане. Исполняет уличный Музыкант. : Басовый варган : Когда б имел златые горы : Хомус - якутский инструмент. Исполнение в клубе. Владислав Надишана : Алтайский варган и горловое пение. Группа "Новая Азия". Шаман и змея. : Варган в лесу : Дан Мой - вьетнамский инструмент. Вызывает солнце.

Статьи по теме: