Что означают керамические домики трипольской культуры. Керамика

Трипольская культура - археологическая культура, названная по месту открытия у села Триполье недалеко от Киева. Была распространена в эпоху энеолита на территории Украины на запад от Днепра и в Молдавии, а также в восточной Румынии, где её называют культурой Кукутени (Кукутень).

Происхождение Трипольской культуры не определено; в основе - неолитические племена, среди которых особая роль принадлежала носителям культур Бонн, Кереш, линейно-ленточной керамики и буго-днестровской культуры.

Первые поселения этой археологической культуры, были открыты Викентием Хвойкой в конце ХІХ века возле села Триполье, Киевской губернии, от чего и произошло название.

Основные отрасли хозяйства - земледелие и скотоводство. Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена существования этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в местах её распространения.

Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков гектаров. Они состояли из нескольких десятков наземных глинобитных жилищ, разделённых внутренними перегородками. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами и имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жили общины, состоявшие из нескольких семей.

Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из первых мест в Европе того времени по совершенству орнамента, отделки и росписи.

На смену трипольцам пришли индоевропейские народы Ямной культуры.

От Триполья начинаются три линии древних валов, так называемых „Змиевых валов ”, которые тянутся по обоим берегам Стугны и по течению Красной на значительное расстояние к северо-западу и западу.

http://www.mandria.ua/sights/149.html

Трипольская культура и культура Украины

Трипольцы – наиболее раннее на территории Украины оседлое население. Поселились они здесь потому, что нашли оптимальную для сельского хозяйства землю. Нигде в Евразии – ни к востоку, ни к северу, ни к западу нет такого богатейшего чернозёма. Уходить с этой территории, искать землю лучше, плодородней – бессмысленно. Чтобы бросить такое богатство, нужно быть слепым. Слепыми древние народности не были. И потому их потомки никуда отсюда не уходили – несмотря на все катаклизмы, они продолжали жить там где жили, продолжали выращивать тот же хлеб, разводить тех же домашних животных.

Триполье, как высокая цивилизация, как и все высокие цивилизации, прекратила своё существование тогда, когда это стало угодно Истории. Но если взглянуть на изделия здешних племён последующих поколений – культур бронзового века – «ямников», «катакомбников», «срубников», мы увидим, что на их посуде присутствуют трипольские символы. Они чётко проявляются и в керамике железного века (скифо-греческий период) – на серых вазах Черняховской культуры. Тот же орнамент, те же, дожившие до Киевской Руси, сельскохозяйственные технологии, те же, связанные со сбором урожая, обряды. Даже сейчас в Украине можно встретить обмазанные глиной, раскрашенные яркими красками «трипольские» мазанки, а украинские узоры на рушниках и рубашках имеют прямые прототипы в трипольских керамических росписях – сто восемьдесят поколений между украинцами и трипольцами связаны тысячью нитей традиций, общих ценностей, верований, и тысячью паутинок ментальности.

Трипольский язык

Проанализировав славянские языки, лингвисты выделили слова неизвестного происхождения, которые не имеют предпосылок в родственных индоевропейских языках – германских, романских, индийских, иранских и т.д. Такая же кропотливая процедура была проведена и с древнегреческим языком. В итоге исследователи получили пласт лексики, которая неизвестно откуда взялась. Но поскольку что-то из ничего не возникает, то считается, что «неведомые науке» слова унаследованы из языка общества более древнего, жившего на данной территории прежде. То есть – трипольского.

И что же это был за язык?

Учёные считают, что главной особенностью языка трипольской культуры было превалирование в нём слов с открытыми слогами. Следы точно такой же языковой структуры обнаруживаются на Крите и в Малой Азии. Это указывает на то, что язык носителей трипольской культуры, скорее всего, принадлежал к группе древних черноморско-средиземноморских.

В древнеславянском языке слоги тоже были приемущественно открытыми, имелась тенденция к равномерному чередованию гласных и согласных. Но из всех славянских, в украинском языке эта тенденция сохранилось наиболее явственно. Также, украинский язык унаследовал из языка трипольской культуры и наибольшее количество слов. В частности: батько, борвій, вирій, віл, голуб, горіх, жито, іскра, кермо, кібець, кінь, кобила, колиба, крісло, ліс, малина, меч, мідь, могила, олово, равлик, свинець, срібло, теля, тиква, хліб, а также имена и культы некоторых языческих богов и названия географических объектов.

По мнению Ю.Мосенкиса, украинский язык позаимствовал у «трипольского» те звуковые черты, которые сейчас осознаются как его особая «милозвучность». Как считает автор, именно благодаря связи с «трипольским», украинский язык, в отличии от русского или польского, относится к группе средиземноморских.

http://www.astra-lit.com/ukr-ment-ru/ukr_ment_3.htm

В Среднем Поднепровье памятники энеолитического времени представлены поселениями земледельческо-скотоводческих племен трипольской культуры, получившей название от с.

Триполье на Киевщине, в районе которого были исследованы наиболее характерные ее памятники. Племена трипольской культуры расселялись с Южного Побужья и Поднестровья до Днепра еще в начале III тысячелетия до н. з., заняв часть территории неолитических племен на правобережье Днепра..Поселения трипольской культуры размещались на лессово-черноземных плато и состояли из нескольких десятков построек, расположенных, как правило, по кругу, иногда несколькими кругами с площадью посредине.

Жилища в основном наземные, хотя известны и полуземлянки. В хозяйстве трипольцев наряду с мотыжным и, вероятно, пахотным земледелием (с применением тягловой силы - быка) развивалось скотоводство. Определенную роль в хозяйстве продолжали играть охота, рыболовство и собирательство.Высокого совершенства достигли трипольцы в изготовлении глиняной посуды. Ее лепили руками, но обжигали в специальных горнах и украшали многоцветной росписью.

Орнамент на посуде имел магическо-культовое значение и был связан с представлениями людей об окружающей природе. Идеология трипольского населения тесно связана с культами плодородия и предков, обожествлением сил природы.
Порядок трипольского общества был близок к военной демократии(возникли военные отряды). Трипольское общество было конфедерацией племенных союзов, и в основе общественного устройства лежали матриархальные, а впоследствии патриархальные отношения.

Ее характерными признаками в экономической сфере были зерновое земледелие, животноводство; в сфере общественных отношений — переход от матриархата к патриархату, зарождение межплеменных объединений и элементов частной собственности; в сфере быта — построение больших глиняных построек, образование протогородов с населением почти 15-20 тыс. жителей; в духовной сфере — доминирование символов плодородия, материализации их в символы благополучия (женские статуэтки, изображения солнца, луны, воды и др.)

Культура и вера первобытных людей

Религия - вера человека в сверхъестественные силы исуществование богов.

Посредством их человек пытался объяснить то загадочное инепонятное, а возможно и пугающе, существовавшего в природе. Первые религиозные верования появились в среднем палеолите 150-35 тыс. лет назад у неандертальцев. Не каждый человек знал, как говорить с духами, задобрить или изгнать их. Со временем появились шаманы, колдуны, жрецы,которые знали заговоры, заклинания.

их звали, когда болел человек или умирал скот. Все эти формы религии тесно переплелись между собой, что в конечном итоге привелодо появления культа богов. Культ - Способ поклонения богам.

Палеолитическое искусство состоит издвух основных групп произведений: малые форты - Мелкая скульптура, резьба,роспись на предметах хозяйственного назначения, на кости, роговые, каменныхплитах и т.п.; монументальное искусство - Наскальные, чащепещерные, росписи, графика, рельеф.

Эпоха позднего палеолита

В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры.

Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме. организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для этого дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры.

Не менее сложной становится духовная культура. Прежде всего первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышление, воля, язык.

В обществе формируются первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

Магия (колдовство, волшебство) находится у истоков всякой религии и является верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления.Тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений.Фетишизм — вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов - фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды.

Анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей.

Эпоха мезолита

Растет производство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша.

Продолжает развиваться культура, значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы.

В частности, усиливается вера в загробную жизнь и культ предков. Ритуал погребения происходите захоронением вещей и всего необходимого для потусторонней жизни, сооружаются сложные могильники.

Эпоха неолита

Для этой эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях.

Одно из них заключается в том, чтокультура перестает быть единой и однородной: она распадается на множество этнических культур, каждая из которых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной. Поэтому неолит Египта отличается от неолита Двуречья или Индии. Наряду с дальнейшим усложнением религиипоявляется мифология. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в которых разыгрывались сцены из жизни далеких тотемистических предков данного племени или рода, которые изображались в виде полулюдей- полуживотных.

Описания и объяснения этих обрядов передавались из поколения в поколение, постепенно обособлялись от самих обрядов и превращались в мифы в собственном смысле слова - сказания о жизни тотемистических предков.

Вместе с возникновением веры в демонов и духов, примерами которых выступа,!и ломовые, водяные, лешие, русачки, эльфы, наяды и т.п., начинают создаватьсярелигиозные мифы, повествующие о похождениях и деяниях этих божеств.

Киммерийцы- первый народ на территории Северного Причерноморья и Крыма….

Киммерийцы - племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII и завоевавшие некоторые районы Малой Азии в VII вв. до н. э.

С одной стороны киммерийцы - кочевые племена, которые проникли в Закавказье из степной зоны и были в 714 г.

до н. э. зафиксированы ассирийскими текстами.

Трипольская культура: ареал, исследование, интересные факты

История этого народа продолжалась до второй половины VII в. до н. э., когда он исчез, растворившись среди населения Малой Азии. Одной из проблем является попытка выделить археологический материал, относящийся к историческим киммерийцам.

В конце II тыс. до н.э. из индоевропейского сообществавыделилось племя киммерийцев.

Это первый народ, проживавший на территорииУкраина, о котором упоминается в письменных источниках — «Одиссее» Гомера.Наибольшее и наиболее достоверно рассказал о киммерийцев греческий историкV в. до н.э. Геродот.

Упоминания о них находим также в ассирийских источниках.Ассирийская название «киммираи» означает «великаны». По другой версии сдревнеиранской — «подвижный конный отряд».

Есть три версии происхождения киммерийцев. Первая — этодревнеиранской народ, пришедший на земле Украины через Кавказ.

Вторая -киммерийцы появились вследствие постепенного исторического развития праиранськоистепной культуры, а прародиной их было Нижнее Поволжье. Третья -киммерийцы были местным населением.

Археологи находят вещественные памятники киммерийцев вСеверном Причерноморье, на Северном Кавказе, в Поволжье, на нижнем теченииДнестра и Дуная.

Киммерийцы были ираноязычными.

Ранние киммерийцы вели оседлый образ жизни. Позже, всвязи с наступлением засушливого климата, они стали кочевым народом и разводилив основном лошадей, на которых учились издиты верхом.

Племена киммерийцев объединялись в крупные союзы племен,которые возглавлял царь-вождь.

У них было большое войско. Оно состояло из подвижныхотрядов всадников, вооруженных стальными и железными мечами и кинжалами, лукамии стрелами, боевыми молотами и булавами.

Киммерийцы воевали с царями Лидии,Урарту и Ассирии.

Поселения киммерийцев были временными, в основном -лагеря, зимовщики. Но они имели свои кузницы и кузнецов, которые изготовляли железныеи стальные мечи и кинжалы, лучшие на то время в Древнем Мире. Сами они металл не добывали, пользовались железом, добытым лисостеповикамы иликавказскими племенами. Их мастера изготавливали лошадиные удила, наконечники стрел,украшения.

Они имели высокий уровень развития керамического производства.

Киммерийцы умели прекрасно обрабатывать кости. Очень красивымибыли у них украшения, сделанные из полудрагоценных камней. Сохранились до нашихдней сделаны киммерийцами каменные могильные плиты с изображением людей.

Жили киммерийцы патриархальными родами, которые состояли из семей. Постепенно у них выделяется военная знать.

Этому в большой степениспособствовали грабительские войны. Их основной целью было ограбление соседнихплемен и народов.

Религиозные представления киммерийцев известны по матеріалам захоронений.

Знатных людей хоронили в больших курганах. Были мужские и женские захоронения. В мужские захоронения клали кинжалы, уздечки, набор наконечниковдля стрел, каменные бруски, жертвенную пищу, коня. В женские погребения клали золотыеи бронзовые кольца, стеклянные и золотое ожерелье, глиняная посуда.

Раздел И

Культура праславян

ОСОБЕННОСТИ ТРИПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В начале 90-х годов XIX века. В. Хвойка выдвинул предположение, что славяне и неолитическая население среднего Поднепровье — это один этнос. Смелую гипотезу он подкрепил археологическими раскопками вблизи с. Триполье (ныне Кагарлыкский район Киевской области), откуда, по месту первых находок памятников, пошло название “трипольская культура”. За топологическими признаками эта культура родственна с культурами дунайского бассейна, Балканского полуострова, островного восточного Средиземноморья и Малой Азии.

Это дает возможность подвести научную базу для ориентации и определения ареала ее влияния на развитие культур этих регионов.

Трипольская культура датируется ГУ-Ш тысячелетиями до н. э. Характерными ее особенностями являются следующие: поселение сводились на открытых местах без оборонительных сооружений; жилье сооружалось по кругу, друг возле друга, середина оставалась пустой; дома строились каркасные; промежутки между столбами заплетались лозой и обмазывались и снаружи и изнутри толстым слоем глины; размеры зданий были большими — 100-140 кв.

м; стены расписывались яркими красками, разноцветным орнаментом. Жилье делилось на комнаты, в которых, наверное, жили отдельные члены семьи. Помещение отапливалось печью, сложенной из глиняных вальков. По подсчетам, в таком доме проживало 20 человек, следовательно, поселение насчитывало около 500-600 человек. Во главе такой семьи стояла женщина, поскольку, как свидетельствуют памятники, это было время матриархата.

Трипольская цивилизация, антропоморфная пластика и её сакральный смысл.

Большинство статуэток, найденных в ареале этого периода посвящено женщине. Центр поселка использовался как загон для общественного скота. Это были скотоводческо-земледельческие общины с коллективной собственностью на скот.

Наряду с высокой культурой земледелия наблюдаем большой поезд до художественных студий, о чем свидетельствуют многочисленные статуэтки, выполненные в реалистической манере. Художественный уровень их достаточно высокий, по ним в определенной мере можно проследить этнический тип.

Большое распространение получило изготовление керамических изделий бытового назначения: мисок, горшков, макітр, кувшинов, декоративной керамики и моделей жилищ.

Характерный их признак — яркий декоративная роспись, что выгодно отличал эти изделия среди других в соседних народов.

Следующий период подтверждает тезис непрерывности исторических и культурных процессов. Это эпоха городсько-усатовского культуры (конец III — начало II тысячелетия до н.

э.). Памятники этого периода занимают широкую географическую полосу Волыни: Колодяжин, Райки, Белиловка, Ягнатин, Бучач, Кошилівці, Балыки, Бортничи, Гнедин и др.

В толковании Г. Пассека они получили название “позднее Триполье”, а О.Брюсов выводит этот период как сутки городсько-усатовского культуры. Анализируя его, наблюдаем больше отличного, чем общего с Трипольем.

Так, если в поселениях трипольской периода отсутствовали оборонительные сооружения, то топография поселков этой эпохи существенно меняется.

Поселения выносятся на высокие отвесные береговые мысы, окруженные оврагами; поселок приобретает признаки городища. Изменения происходят и в системе хозяйства: в Триполье почти не знали лошади, а тут резко увеличивается их поголовье. Активная хозяйственная роль коня свидетельствует о возможности быстрого передвижения и милитаризацию общества. Преобразования в социальном устройстве обусловили выбор места для поселения и структуру застройки поселков; появилась потребность в обороне.

Развивается охота; хозяйство требует большого количества орудий труда, а его охрана — оружия.

Используются стрелы, что не характерно для предыдущего периода. Лук становится главным оружием мужчин. Меняется характер жилья: возводятся не большие, а малые дома, иногда полуземлянки, вместо печи, открытые очаги.

Деградирует керамическое производство, теряется его техническое совершенство, орнаментация упрощается, расписная керамика исчезает, господствующим становится шнуровой орнамент.

Рубеж III-II тысячелетий до н. э. совпадает с массовым перемещением племен — “шнуровиків”. По одной из гипотез эти племена пришли с севера — стран Прибалтики и Центральной Европы.

Краткую и достаточно исчерпывающую концепцию о вытеснении трипольцев “шнуровиками” выдвинул Г.

Чайльд в работе “У истоков европейской цивилизации”, а Г. Коссинна утверждал, что “шнуровики” руководствовались лозунгом “Drang nach Osten” и своими боевыми топорами проложили путь к Триполье. Мірез и В. Борковский отмечают, что трипольская культура обогатила Европу.

В период городсько-усатовского культуры земледельца изменил всадник, мирного жителя — воин, красочно рисованную керамику — шнурова, вола — лошадь. В аборигенне населения с II тысячелетия до н. э. вливается новая народность, пришла в Украину из периферийных северо-западных регионов.

Смешались два этносы. Это произошло в передскіфську эпоху.

Первоначала человеческой жизни на территории Украины. Трипольская культура

Создателями ТРипольской Культуры были племена, продвинулись с Балкан и Подунавья в Прикарпатье (территория современных Румынии, Молдавии и Украины).

§ Начальный: 5300—4000 к Г.

Х. (румынское Прикарпатья)

§ Ранний: 4000—3600 Р. Х. (Прутско-Днестровское междуречье)

§ Средний: 3600—3100 Р.

Х. (Дністро-Бугское междуречье)

§ Поздний: 3100—2500 к Г. Х. (Дністро-Днепровское междуречье)

Ранний этап

Во 2пол.VI тысячелетия и в 1 пол.V тысячелетия до н. е. племена ТРК розселялись в бассейне Днестра и ПівденногоБугу, где исследователи обнаружили много ранньотрипільських поселений.

С этого периода они расположились в основном по низких местах возле рек, но обнаружено также поселение, размещены на возвышенных плато. На раннем этапе развития ТРК появляются также наземные прямоугольной формы здания на столбах с обмазанными глиной деревянными плетеными стенами, имели соломенную или тростниковую кровлю.

Основой хоз. за этот период было земледелие и скотоводство, охота, рыболовство и собирательство также имели важное значение.

Сіяли пшеницю (однозернянку, двозернянку, полбу), ячмень, горох. Землю обрабатывали с помощью мотыг, сделанных из рога оленя, камня или из кости и из палок-копалок с заостренными концами. Урожай собирали с помощью серпов с кремневыми вкладнями. Женщина лепила посуду, производила пряжу, одежду и играла в обществ.жизни значительную роль.

Мужчины охотились, охраняли скот, изготовляли орудия из кремня, костей и камня. В животноводстве 1ое место принадлежало крупному рогатому скоту, на 2ом были свиньи, овцы, козы. Для пополнения мясной пищи с этого времени имело большое значение охоты на оленя, дикую свинью и косулю. Значительного развития достигли гончарные изделия. Глиняная посуда разнообразной формы лепили руками: большие сосуды грушевидной формы для зерна, различной формы горшки, миски, ложки, дуршлаги, біноклеподібний посуда.

Из глины лепили женские статуэтки, модельки жилья, бусы, амулеты. Статуэтки, модельки жилищ и амулеты имели ритуальное назначение и были связаны с хліборобськими культами.

Средний этап. На ср.этапе развития племена ТРК занимали огромные пространства лесостепи Восточной Трансильвании на запад до Днепра на восток.

Они расселились в районе сточищ Верхнего и Среднего Днестра, Прута, Серета, Южного Побужья и Правобережья Днепра. Поселения этого периода значительно больше размером и расположены на возвышенных плато возле рек и ручьев. Наземные жилища в них строенные по кругу или овалу. Жилища в плане имели форму удлиненного прямоугольника и строились на фундаменте из расколотого дерева, положенного поперек, на него накладывался толстый слой или несколько слоев глины.

Из глины делали ритуальные жертвенники в жилищах, круглые или в форме креста (с. Коломийщина, Владимировка, Майданецкое, Тальянки). Скотоводство также было развито больше, чем раньше, но охота дальше имело вспомогательное значение. Орудия труда производилось из кремня, камня и костей животных, мотыги для обработки земли из рога оленя. Началось добычи меди из месторождений на Волыни и в Поднестровье.

Уровня ремесла достигло гончарство. Посуда разных форм ліплено руками, возможно применение медленного гончарного круга. Типичные большие грушевидные и кратероподібні сосуды для хранения зерна, миски, горшки, біконічні сосуда и др. (с. Владимировка, Сушковка, Попудня, Шипинцы); также из глины производили культовые схематические жен. статуэтки, фигурки животных, модели жилищ.

Поздний етап

За позднего периода ТРК значительно распространилась территория, заселенная трипольцами: на земли сх.

Волыни, бассейна p. Случи и Горыни, оба берега Киева. Поднепровья и степи сев.-защ. Причерноморья, где трипольцы сталкивались с носителями ин. культур. Значительно возросло значение скотоводства. Скотоводство полукочевому характера состояло преимущественно из мелкого рогатого скота (овцы, козы).

Заметное значение приобрел лошадь (Усатово). С этого периода, по мнению некоторых специалистов, состоит патриархальный строй. Под влиянием контактов с племенами др. культур, когда в начале III тысячелетия до н. е. степь. зону, южн. районы Лесостепи Сх.

Трипольская культура.

Европы и Днепровского бассейна занимали скотоводческие племена т. зв. ямной культуры, что шли из степей Поволжья и Подонья в поисках новых пастбищ, в культуре позднетрипольских топоров племен исчезает много черт, характерных для Т. к. предыдущего времени. Меняется характер жилстроительства, исчезает спиральная орнаментация в мотивах росписи посуды и типовые трипольские его формы, зато появляется новый тип посуды, орнаментированного оттисками шнура, схематизується антропоморфная пластика.

Появляется новый тип погребения в ямах с насыпью и без насыпи с каменной обкладкой вокруг и творится обряд погребения, подобный обрядовые соседних патриархальных племен ямной культуры. Усатівські племена зап. районов Сев. Причерноморья и нижнего Поднестровья (сс. Усатово, Галеркани, Борисовка, Маяки и проч.) были ассимилированы носителями ямной культуры, следовательно праіндоєвропейцями.

Ист. судьба др. позднетрипольских топоров племен была различна; изменения в их культуре Сэр. и Гор. Поднестровья связанные с появлением на этой территории племен культуры шаровидных амфор (ран. бронза).
5 Скіфо-Сарматська доба в Україні.Україна та античний світ

1ым этнич.образованием на территории Укр. были Киммерийцы (IX –

1 пол.VII в. До н.э.), "прославленные кобилодойци".

Вспоминают о них античные авторы Гомер, Геродот, Каллимах, Страбон.Ассирийские клинописные источники упоминают об этом народе под именем "гамирра". Они заняли значительную территорию между Днестром и Доном, а также Крымский и Таманский полуострова.

Большинство ученых считает что киммерийцы являются ветвью древнеиранского кочевого народа, генетически близкого к скифам. Они первыми перешли к кочевому скотоводству, первыми стали выплавлять железо.

Имея своих царей К так и не смогли создать полноценное госуд.

В VII в. до н.э. мощная волна скифских племен вытеснила К из Причерноморья.

Покорив большинство местного населения причерноморских степей Скифы во 2пол.VII в.дон.э. образовали политически консолидированное объединение племен — Великую Скифию, просуществовавшая до III в.до н.э. По Геродоту территория этого государственного образования располагалась в междуречье Дуная и Дона. Все население Скифии делилось на две большие группы: мигрирующие племена (С -кочевники, населявшие степные р-ны на восток от Днепра и царские С , которые кочевали побережьем Азовского моря и степным Крымом) иоседлые племена (эллино-С -каллипиды вблизи г.

Ольвия, С -земледельцы на Левобережье, С -пахари западнее Днепра). По мнению некоторых ученых мигрирующие племена имели иранское происхождение, а оседлые с их традиц.земледельческой культурой-принадлежали к праславянского корня.

В конце V в.

до н.э. у скифов образовалось рабовладельческое государство во главе с царем ("варварская демократия").

III в. до н.э. — Период упадка С-го государства. Под давлением сарматских племен владения С значительно уменьшаются, им удалось сохранить лишь узкую полосу Ниж.

Поднепровья и Степной Крым. Новое государство — Малая Скифия, столица г. Неаполь. Прекратила свое существование Малая Скифия на поч.ИИИ ст. н.э.

Сарматы, что на исторической арене сменили скифов, как и последние, длительное время (более 600 лет) занимали широкие просторы — от прикаспийских степей до Паннонии.

Они активно влияли на события в античном мире, постепенно видживав, и в раннеславянского, что только рождался. Тесно контактируя с земледельческими племенами северокавказского региона, зарубинецкой и позднескифских населением Приднепровья и Крыма, сарматы влияли на формирование и развитие их культур.

Сформировавшись в заволжских степях на рубеже III-II вв.

до н.э. сарматские племена языгов, роксоланов, аорсов, а чуть позже и аланов волнами двигались на запад в поисках новых территорий, новых пастбищ. Античные авторы, упоминая о них, подчеркивали их агрессивность и воинственность.

Массовое переселение сарматских племен на территорию Север. Причерноморье началось с конца II в. до н.э. Расцвета сарматское общество достигло в I в. н.э.Сарматское общество находилось на переходном этапе от доклассовых отношений, а хозяйство в целом мало черты их предшественников.

В военном деле они отличались от скифов. Римский историк Тацит писал, что "когда они появляются конными отрядами, никакой другой строй им не может оказать сопротивления". В бою пользовались арканами, длиннее чем у скифов мечами, копьями.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Развитие культуры земледелия длительное время оставалось не до конца изученным. Благодаря археологическим исследованиям XIX века учёным удалось приоткрыть завесу тайны и сложить воедино научные находки, связанные с жизнью древнего человека в районах Поднепровья и Причерноморья. В это же время учёные начали уделять внимание исследованию палеолитических стоянок у Днепра, заниматься раскопками курганов на юге страны, проводить масштабные работы по изучению древнегреческих колоний на черноморском побережье России.

В конце второй половины XIX века в области Поднепровья у села Триполья произошло открытие новой особой культуры, получившей название «трипольской».

Трипольская культура, зарожденная в Киевской области Украины, является археологической культурой эпохи энеолита, распространявшейся на территории от Восточного Прикарпатья до Среднего Поднепровья. В области Румынии это явление называли культурой Кукутени.

Трипольская культура захватила территорию Запрутской Молдовы, Молдавию, Правобережную Украину и развивалась на протяжении 1500 лет. Отличительной чертой данной культуры является то, что она тесно переплеталась с балканскими традициями, а также находилась на границе ареала земледелий, что позволяло ее носителям осваивать и заселять новые территории.

Археолог из Киева В. В. Хвойко стал первооткрывателем памятников трипольской культуры, дающих представление о первых земледельцах. В 1899 году состоялся XI Археологический съезд, в рамках которого Хвойко выступил с докладом под названием «Каменный век Среднего Приднепровья», отнеся изученные им памятники к особой неолитической культуре.

После исследований Хвойко у села Петрены около Бельцы Э. Р. Штерном были проведены раскопки, давшие возможность изучить другую сторону трипольской культуры. Работа Штерна в течение долгого времени представляла собой единственный сборник материалов, связанных с западной расписной керамикой.

Зачатки трипольской культуры появились в Буго-Днестровском бассейне, благодаря неолитическим племенам, которые на протяжении долгих тысячелетий проживали на данной территории, обладали мотыгами и серпами, проводили постройку не только землянок, а даже прямоугольных домов с печами в виде каминов, одомашнивали диких животных.

На сегодняшний день общий объём научных достояний, имеющих непосредственное отношение к культуре Триполья, впечатляет своей масштабностью. Известно свыше полутора тысяч работ, посвященных трипольской культуре. За время проведения научных операций было обнаружено и изучено огромное количество поселений и археологических памятников.

Поселения культуры Триполья

Советский археолог Татьяна Сергеевна Пассек разделила трипольскую культуру на три этапа развития:

Ранний этап — вторая половина VI — начало первой половины V тысячелетия до н.э. В роли домов выступали землянки, также были обнаружены маленькие «площадки» из глины.

Средний этап — вторая половина V тысячелетия до н.э. — 3200/3150 гг. до н.э. Поселения в районах мысов укреплялись при помощи валов и рвов, площадь поселений возрастала, жилища начали располагать по кругу. Иногда можно было встретить дома, имеющие два этажа, двускатную крышу и окна круглой формы.

Поздний этап — 3150 — 2650 до н.э. Территория культуры Триполья разрастается на север и восток путём расселения племён на укреплённых местах. Встречаются как некрупные наземные жилища, так и простые землянки.

Множество поселений, организованных во времена трипольской культуры, было обнаружено начиная с 1880 года в районе Правобережной Украины. Особым отличием этих стоянок стали специальные «площадки», которые укреплялись с помощью обожжённой глины. Такие платформы имели квадратную форму, длина одной стороны «площадки» варьировалась от 5 до 18 метров. На некоторых стоянках остались следы бывших очагов, построенных из глиняных плит.

Типичное трипольское поселение имело довольно интересный план организации. Дома располагались в два круга, чтобы усилить защиту населения в случае возможной атаки. Иногда в середине малого круга домов не строили, так как эта территория представляла собой городскую площадь.

Хозяйство культуры Триполья

Период с 5500 по 4000 г. до н.э. считается временем земледельческой революции, когда народ перешел от собирания растения и трав к их выращиванию, от охоты на зверей к их одомашниванию и разведению. Также и племена, относящиеся к трипольской культуре, начали заниматься сельскохозяйственным производством одними из самых первых.

Трипольцы обрабатывали земли и жили на одном и том же месте около 60 лет. По прошествии этого времени ресурсы земли истощались, и жители вынуждены были перемещаться на соседние территории. Учёные выяснили, что сельское хозяйство трипольцев было так хорошо развито, что продукция всегда была в избытке. Трипольская цивилизация по праву считается одной из первых земледельческих общин, которая не страдала от нехватки продовольствия.

Трипольцы зарекомендовали себя не только как грамотные земледельцы, но и как талантливые ремесленниками. Сначала их орудия труда изготавливались из камня, затем уже из кремния, который можно было применять для производства наконечников стрел, топоров, серпов и многих других незаменимых в быту вещей.

Высокое развитие получило скотоводство, гончарное дело и ткачество. Земледельцы выращивали не только зерновые культуры и овощи, но и целые фруктовые сады. На территории Украины именно трипольцами были посажены первые вишневые деревья.

В Поднестровье появились мастерские по добыче и обработке кремния, что также свидетельствовало об огромном прогрессе в сфере хозяйственной деятельности.

Помимо земледелия и скотоводства большую роль в становлении хозяйства Триполья сыграла охота и рыболовство. Также отмечено существенное развитие техники обработки меди, полученной Балканского полуострова, найдены многочисленные сельскохозяйственные орудия, приборы для ткачества, деревообработки, плетения, выделки шкур и так далее. Трипольская керамика была богато украшена красивым орнаментом.

Трипольцы возделывали землю при помощи мотыг из камня, кости и рога, а урожай убирали самодельными серпами, которые сначала были каменными, а после и медными. Медное орудие труда повсеместно вошло в обиход, благодаря раскопкам было обнаружено несколько сотен различных предметов из чистой меди, полученной из балкано-карпатских рудников.

Скотоводству также отводилась значительная роль в хозяйстве. Трипольцы содержали быков двух пород, одни из которых были мелкими, а другие – очень крупными, похожими на диких туров. В большом количестве жители содержали овец и свиней, а к концу культуры Триполья появились и домашние лошади. Выпас скота проводился недалеко от посёлка, а ночью животных закрывали в загонах.

Искусство Трипольской культуры

В каждом трипольском доме археологами было обнаружено от пары десятков до нескольких сотен керамических изделий потрясающего качества – блюдец, тарелок, кувшинов, кубков, амфор и фруктовниц. Качество посуды поражало своим превосходством – керамика гладкая, тонкая, искусно окрашенная в белый, черный или красный цвета. Чёткость орнамента была совершенной, насыщенной символами и особыми знаками. Не исключено, что эти знаки считались магическими, являлись оберегами и способом защиты от высших сил.

В каждом доме трипольца можно было найти один или два ткацких станка. Женщины были настоящими мастерицами с золотыми руками. Они ткали рубахи, платья, свитки, украшали свои произведения оригинальным орнаментом и узорами. Поверх платьев модницы времен Триполья носили медные, каменные или ракушечные бусы. Любили они и изделия из драгоценных металлов.

Отличительной чертой трипольской культуры являются статуэтки из глины, которые свидетельствовали о значительных успехах в становлении художественного вкуса. Обнаруженные предметы искусства отражали специфику экономического развития времен Триполья-Кукутени и этапы социального развития носителей данной культуры.

Верования и идеология трипольцев

Во времена трипольской культуры образовались специфические идеологические представления, на которые прямым образом повлиял земледельческий характер хозяйства. Трипольцы отражали свои мысли и в орнаментах сосудов, которые отличались своей витиеватостью и, безусловно, несли в себе религиозно-магические свойства. В орнаменте отражались представления трипольцев об окружающем мире, планете в целом.

Древние земледельцы вплетали в орнаменты своё представление о дожде и ветре, времени суток, временах года. На сосудах красовались изображения животных, растений, пахоты и посевов. Культ плодородия отразился в трипольских статуэтках женщины-богини с явными признаками женственности. В глину умельцы подмешивали зёрна пшеницы и муку.

Объектом культа во всём Средиземноморье на тот момент являлся и бык, приносящий огромную пользу в хозяйстве. Это животное обеспечивало жителей мясом, как и корова, дававшая молоко. Изображения этих животных были очень распространены, а статуэтки быков встречались в большинстве домов трипольских поселений.

Храм имел особое значение для каждого трипольца. Его всегда ярко раскрашивали, расписывали орнаментом, оснащали высокими арками, алтарём и жертвенной чашей. Народ Триполья был озабочен идеей Возрождения, которого можно было достигнуть при помощи ритуалов и обеспечения душевного бессмертия.

Трипольская культура была распространена в эпоху энеолита на территории правобережной Украины, в Молдавии, в восточной Румынии (Кукутень), а также в Венгрии. Датируется она 4.000 - 2. 000 лет до н.э. Приблизительно каждые 75 лет трипольцы сжигали свои поселения, и переходили в другие места строиться заново. Существуют разные мнения относительно происхождения трипольской культуры. За В.Хвойкою, например, это было автохтонное население (предки славян), которое жило на территории Среднего Приднепровья. Сложная история не дает о себе забыть ни на миг. Трипольская культура, с ее величием и великолепием, высоким гуманизмом и образом того "открытого общества", о котором только говорят современные политики, дает нам возможность взглянуть в прошлое в попытке распознать наше будущее.

Автохтонная культура, которая существовала до трипольской, была открыта лишь в 40-50х годах ХХ века украинским археологом В.Даниленком, и только тогда стало возможным говорить о ее родстве с трипольской. Кроме того, за П.Третьяковим, прослов"яни в IV-III тысячелетиях до н.э. существовали на более северных землях. Поэтому, наверное, гипотеза В.Маркевича и В.Даниленка, по которой местные племена днестровского варианта буго-днестровской культуры были быстро ассимилированы боянськими (балкано-дунайскими) пришлыми племенами, и трипольская культура - не что иное, как синтез этих двух культур, кажется более вероятной. Взнос в этой теории сделал и В.Збенович, который присоединился к мнению своих предшественников, но доказывал отсутствие влияния буго-днестровской культуры, что также вполне возможно.

Жили трипольцы как раз тогда, когда Ной строил свой ковчег, правили первые фараоны, и лишь одновременно с поздним Трипольем воздвигались великие пирамиды. В те времена на территории Триполья-Кукутени произошло значительное увеличение плотности населения - в поселках проживало по нескольку тысяч жителей - поболе, чем в возникших двумя тысячами годами позднее греческих городах и находящихся на месте трипольских находок современных селах.


Трипольская культура - энеолитическая (медно-каменный век). Культура носила название «Кукутень» по названию села в Румынии, где были найдены первые артефакты, связанные с этой культурой. В 1884 году румынский исследователь Т.Бурада во время проведения раскопок нашёл элементы глиняной посуды и теракотовые фигурки неподалёку села Кукутень. После того, как учёные ознакомились с его находкой, было решено продолжить раскопки, которые начались на этом месте весной 1885 года.


Впервые, о загадочном Триполье заговорили в начале двадцатого столетия, когда археолог Викентий Хвойка обнародовал свои археологические находки, которые были обнаружены неподалеку от сел - Триполье и Халепье. И уже тогда было ясно, что обнаружена была целая культура эпохи неолита. И назвали ее по месту первых находок - Трипольской. С тех пор прошло более ста лет, но до сих пор вопросов у археологов больше, чем ответов.


Посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков гектаров. Они состояли из нескольких десятков наземных глинобитных жилищ, разделённых внутренними перегородками. Часть помещений, использовавшаяся для жилья, отапливалась печами и имела круглые окна, часть выделялась под кладовые. В таких домах, как считают исследователи, жили общины, состоявшие из нескольких семей. Орудия труда там изготавливались из меди, костей животных и камня.


Трипольцы выращивали пшеницу, голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия (выжигание участков леса и степи и переход на другое место после истощения почвы). Выращивали они крупный и мелкий рогатый скот, свиней (правда, доказательств употребления сала, тем более с чесноком не обнаружено), собак, лошадей (в Египте тогда еще коней не знали!). Охотились при помощи лука и стрел. Трипольская керамика занимала одно из первых мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.


Трипольцы в основном были крестьянами. Их жилищно-хозяйственнный комплекс, как считается, принадлежал одной семье. Распространённый тип поселения – "хутор", состоящий из 7–15 малых семей, скорее всего близких родственников. Такой образ жизни мало чем отличается от уклада других развитых обществ того времени – Двуречья, Северной Африки, Центральной Америки.


Однако жили трипольцы не только на хуторах, но и в огромных, по меркам того времени, городах. Они знали как обустроить жизнь многотысячных коллективов, как этими коллективами управлять. Несомненно у них был и городской "голова", и бюрократия, и "милиция". А, может, и самобытные ЖЕКи, ЗАГСы, вытрезвители, тюрьмы. Не исключено, что трипольский "мегаполис" был своеобразным прообразом античного города-государства.
С высокой степенью вероятности можно предположить, что жизнь в трипольском обществе была чуть ли не райской – тихой, мирной, спокойной. Ведь у них не было врагов! Лук – любимое оружие. Но признаков военных столкновений нет! Найдены лишь следы незначительных конфликтов – несколько десятков (всего-то!) обнаруженных в одном месте наконечников стрел. Похоже, что на трипольские поселения не давили дикие степные племена – их в то время просто не существовало. Хотя конь и был приручен, но, судя по сбруе, в военных целях он не использовался.


Особая роль в трипольском общество принадлежала женщине. Её день проходил в заботах: она растирала зёрна, носила воду, кормила живность, раскрашивала мисочки и кувшинчики, ткала одежду, мастерила из шкур обувь – судя по невероятному количеству женских глиняных статуэток, женщина в трипольском обществе пользовалась огромным авторитетом.
В каждом трипольском доме стоял ткацкий станок, иногда даже два. Трипольские хозяйки были большими мастерицами в изготовлении рубах, платьев, свиток. Они украшали свои изделия цветным орнаментом с оригинальным, неповторимым узором. Сверху платья трипольские модницы надевали бусы из медных, каменных, стеклянных (да-да, уже в то время – стеклянных!) бусинок, морских и речных ракушек. Они так же знали толк в украшениях из золота и серебра.


В период с 5.500 по 4.000 г. до нашей эры на Земле произошла так называемая земледельческая революция – переход от собирания растений к их выращиванию, от охоты на животных к их разведению. И племена трипольской культуры перешли к главной статье своей экономики – сельскохозяйственному производству если не первыми, то во всяком случае гораздо раньше, чем жители других регионов планеты. Условия-то оптимальны.


Обрабатывая землю, трипольцы жили на одном месте 50-70 лет. Затем земля истощалась, и они перемещались на соседнюю территорию. Исследователи утверждают (и для этого есть все основания), их сельское хозяйство было настолько развито, что продукцию некуда было девать: Трипольская цивилизация является одним из первых земледельческих обществ, которое решило проблему продовольствия. Продуктов хватало не только для себя: в огромных количествах они экспортировались другим цивилизациям того времени – Кавказу, Египту, Месопотамии, Малой Азии, Балканам, Криту.


Трипольцы были не только грамотными земледельцами, но и талантливыми ремесленниками. На ранних этапах большинство их орудий труда были каменными, но в 3600-3150 г.г. до н. э. у них уже были мастерские по обработке главного неолитического сырья – кремня, который использовался для наконечников стрел, серпов, скребков, топоров и других незаменимых в хозяйстве вещей.


Мир принялся осваивать бронзу в конце III тысячелетия до нашей эры. Трипольские бронзовые изделия датируются V тысячелетием – уже в то время у них было большое количество медных орудий высокого качества, на которых не было ни газовой пористости, ни усадочных дефектов, ни трещин.

Редко какому народу не хотелось бы приписать себе изобретение колеса. Однако факт остаётся фактом – в то время как мир считает, что самое древнее изображение колеса находится на шумерских фресках юга Месопотамии (3200 г. до н.э.), на трипольских керамических фигурках колесо присутствует (если верна датировка) в 5000 годах до нашей эры. И изображение коня в материалах Триполья встречается гораздо чаще, чем в иных культурах того времени. Так же, как и статуэтки других домашних животных – коров, быков, свиней, кошек, собак.


По некоторым подсчетам, за полторы тысячи лет скитаний количество трипольцев составляло около двух миллионов человек и все они просто исчезли. Их селения-пепелища находят на всей территории Украины, но ни разу еще не нашли могил самих трипольцев. Согласно одной из версий, причиной такого «исчезновения» послужила резкая смена климата, из-за которой представители этой культуры рассеялись по всему миру.


Согласно другой версии, трипольцы ушли жить в подземные пещеры. Так еще в конце девятнадцатого века около села Бильце - Золото археологи нашли пещеру под названием Вертеба. А в ней - гончарную мастерскую, предметы домашней и сельскохозяйственной утвари и несколько древних захоронений. До сегодняшнего дня были обследованы лишь только 8 км разветвленных подземных ходов этой пещеры. Археологи, ведущие раскопки считают, что это составляет лишь четвертую часть всей территории пещеры.
За В.Хвойкою трипольская культура является мостиком между эпохами камня и бронзы, поэтому правильно было бы выделять в ней два периода:
Первый связан с каменным возрасте, второй - с возрастом медным. Первый - период примитивности в формах посуды, использование орудий труда из кремня или камня. В то время более развито земледелие, а скотоводства почти нет. Более развитыми отраслями были охота, рыболовство, собирательство. Селились в основном у воды, в землянках или наземных глинобитных домах. Для этого поселения характерны такие поселения, как Лука-Врублевецкая, Бернашивка на Днестре, П"янишків круг Умани, Ленковцы Солончани и другие.
Второй - период использования орудий труда и оружия из меди, менее примитивной керамики. Кроме того, уже начинают закрепляться патриархально-родовые отношения, хотя есть мнение, что такие отношения возникли ранее вследствие того, что мужчины уже тогда играли большую роль в скотоводстве и охоте, кроме того, лесной характер земледелия требовал больших затрат сил, что было невозможно для женщины. Наиболее крупными поселениями того времени были Усатово (возле современной Одессы) и круг Городская (Житомирская область).
На трипольском домашнем алтаре обязательно присутствовали глиняные фигурки тех Высших Сил, которым они поклонялись: Богини-матери – символа материнства и плодородия, быка – символа обработки земли и богатства, змеи – символа изворотливости, голубя – символа неба. Сакральные представления трипольцев воплощены не только в глиняных статуэтках, но и в узорах на керамике – повсеместно встречаются изображения солнца, спирали, креста, круга, волн, "всевидящего ока Судьбы". Эти представления в общих чертах сходны с мировоззрением народов более поздних – античных греков, скифов, кельтов, славян. Собственно, ничего удивительного в этом нет – сходно всё языческое мировосприятие: трёхъярусное деление мира, поклонение силам природы, Небу, Земле, Воде, культ Великой Матери. На трипольских фигурках богиня Мать-Земля иногда представлена с поднятыми руками – как и славянская богиня плодородия Мокошь, как и Софиевская Оранта. Культ Богини-Матери общий для Трипольской цивилизации и родственной ей цивилизации Крита. Оттуда он перешёл в античность и воплотился в одну из наиболее почитаемых богинь Рима и Греции – Мать богов и смертных Кибелу.
Однако, при всём сходстве древних сакральных воззрений, трипольское общество шло своим путём, создало и развило собственные религиозные представления и собственные ритуалы. Например, популярный "китайский" символ инь-ян – две змеи, образующие бесконечный коловорот гармонии и движения, похоже, впервые встречается всё-таки у трипольцев.
Особенное место в жизни трипольцев занимал Храм. Он был ярко раскрашен, с орнаментом, высокими арками, крестообразным алтарём и жертвенной чашей. Н.Бурдо, которая занималась реконструкцией сакрального комплекса Триполья, пришла к выводу, что в основе трипольского храма лежала идея Возрождения, достигаемая через определённые ритуалы для достижения высшей цели – бессмертия человеческой души.


Керамика трипольцев является одной из лучших в мире, а керамические изделия - просто произведение искусства для того времени. Керамическая посуда того времени изготавливалася из гончарной глины с примесью кварцевого песка и ракушек пресноводных моллюсков. Он лепился без гончарным кругом на твердой основе, толщина его днища преобладала толщину стен, а сами стены были неравномерной толщины и не всегда правильной формы. Большая посуда лепился с двух отдельных частей. Внешняя поверхность была ровной и покрывалась нанесенной к росписи и обжига червоною краской. Посуда была расписной и без росписи.


Священным, почитаемым местом в трипольских жилищах была печь (где наши предки творили красоту, исцеляли братьев и готовили пищу у Живого Огня, ведь это для них был очаг жизни). Около печи иногда обнаруживают алтари прямоугольной или крестообразной формы, близ которых (порою на специальных возвышениях) располагались глиняные фигурки, чаши на антропоморфных подставках и орнаментированные спиралями сосуды для зерна.


В балканской и восточнославянской этнографии обрядовое хлебное печенье было особенно обязательным в двух случаях: во-первых, при праздновании урожая, когда торжественно выпекался хлеб из свежеобмолоченного зерна, и, во-вторых, на зимние новогодние святки, когда производилось превентивное заклинание природы по поводу урожая предстоящего года. Первый, осенний обряд был предположительно прямо связан с языческими роженицами (8 сентября) и со специальной трапезой в их честь.

Трипольские изображения были в основном женскими, лишь изредка мужскими. Скорее всего, это было связано с идеями матриархата. Каково назначение этих фигур, также остается для нас загадкой. Были ли это “детские игрушки”, или, может, культовые фигурки, которые закладывались в фундамент с целью обезопасить себя от злых духов? Ни одна из этих теорий точно не доказана, поэтому сказать здесь просто ничего. Фигурки были стоячими и сидячими. В сидячих было округлое лицо, руки не было, и ноги отделены друг от друга. Стоячие отличались тем, что имели волосы. Эти фигурки у трипольцев размещались возле печи-костры.

Но трипольская культура не исчезла бесследно. Все более популярным среди историков становится мнение, что часть ее характерных черт находит отражение в манере строительства домов на Украине эпохи средневековья, в орнаментах, используемых в украинской вышивке, керамике, при росписи домов и пасхальных яиц.

- 11669

Была открыта археологом Викентием Хвойкой в ХІХ в неподалеку от поселка Триполье на Киевщине.

По одной из версий трипольская культура, или государство Аратта, появилась раньше всех известных цивилизаций мира (около 7 тыс. лет назад) и её отголоски встречаются среди самых различных культур; простиралась от современных Румынии до Дона. Для культуры популярные символы свастики, Мирового дерева, «инь и янь» трипольцы изображали на своих горшках ещё в те незапамятные времена. Впоследствии пращуры современных украинцев якобы разделились на две ветви. Одна пошла в Индию нести культуру и цивилизацию на восток, а другая – на запад, осваивать Средиземноморье. Так возникли основные очаги мирового развития...

В то же время на территории других частей света были следующие культуры: Ориньякская (Франция) или Мадленская (Франция, Испания), 10 тысяч лет до н. э.. На Ближнем востоке уже были города Иерихон (где-то 8 000 г. до н. э., население - 2 тысячи человек), Чатал-Хююк (6 000 г. до н. э., население - 6 тысяч человек), В Египте существовали государства и зародилась письменность (3 300 г. до н. э.), велось масштабное строительство пирамид.. В это же время существовали довольно развитые цивилизации в Междуречье, Индии и Китае. Чуть позже был построен английский Стоунхендж (ок. 2 000 г. до н. э.).

Трипольцы занимались земледелием и скотоводством, достигли больших успехов в гончарном деле и ткачестве, деревообработке и плетении, выделки шкур и технике обработки меди. Помимо зерновых и овощей, они выращивали фруктовые сады. Считается, что первые вишневые деревья на Украине были выведены именно трипольцами.

Трипольское гончарное искусство занимало одно из первых мест в Европе того времени по качеству и росписи. Об этом можно судить по археологическим находкам: пролежав в земле тысячи лет росписи, украшающие посуду, не утратили своего цвета, а оригинальные орнаменты могут служить образцом подражания для современных мастеров. При раскопках также было найдено множество статуэток, изображающих сидящую женщину, меньше - зооморфных фигурок, а также глиняные креслица, модели жилищ, украшения.

Внушительные трипольские поселения (от 20 га, а некоторые размером до 450 гектаров), датируемые 4 тысячелетием до н. э., которые фактически можно назвать городами, состояли из несколько сотен домов, включая двухэтажные, представляют собой уникальное явление той эпохи (Варваровка, Раковец). Поселения располагались на мысах или плато по берегам рек или лиманов... Поселений подобных размеров не было обнаружено ни в Египте, ни в Месопотамии. Древнейшие города Индии Мохенджо-даро и Хараппа возникли на 1000 лет позже. Если в малых поселениях могло проживать около тысячи человек, то в таких гигантах, как Майданецкое, Тальянки, Добрыводы и другие, - от 10 до 14 тысяч. Значение этих цифр ощутимее, если учесть, что в Киеве во времена Богдана Хмельницкого было около 15 тысяч жителей. Поэтому такие поселения-гиганты, возникшие на Правобережье Украины около пяти тысяч лет назад, называют протогородами. В них поражают не только огромные размеры, и это если учесть, что при строительстве трипольцы пользовались только каменными орудиями, но и наличие градостроительного плана. Протогорода имеют четкую форму круга или овала и правильную радиальную планировку - улицы расходятся лучами от центра или образуют систему колец, частично применяемую и в современных городах. Крайние дома в городах трипольцев расположены впритык один к другому, тем самым их наружная стена была и оборонительной стеной города. Известны случаи, когда их города имели несколько колец таких стен.

Могильники - курганные и грунтовые; курганы невысоки (до 2,5 м), в них прослеживались кромлехи, возможно связанные с культом солнца, вертикальные плиты с изображениями человека и животных, каменные закладки; обряд погребения в курганных и грунтовых могильниках сходен: захоронения в ямах, обычно в скорченном положении, преимущественно на левом боку, головой на северо-восток. Погребальный инвентарь богаче в курганах. В керамике преобладает кухонная посуда с различными примесями, украшенная оттисками шнура, насечками, наколами, имеется также столовая с расписным орнаментом, нанесенным черной, темно-коричневой и красной красками. Много орудий труда и оружия - каменные топоры, кремневые скребки, наконечники стрел, микролиты, роговые мотыги, проколки, характерны металлические кинжалы. Много предметов культа - женские статуэтки, «кубики», фигурки животных, высеченные из камня головы быка, украшения из металла, зубов животных, раковин.

Никто не знает, на каком языке они говорили. Существуют гипотезы, что трипольцы сделали шаг к созданию письменности. Некоторые трипольские символы имеют сходство с шумерской клинописью. Однако в 3 500 - 3 300 гг. до н.э. трипольская цивилизация пришла в упадок, и процесс создания письменности был остановлен. Причины упадка доподлинно не известны, возможно, он был вызван климатическими изменениями, возможно нападением древних иранцев. Возможно трипольцы были вынуждены переселиться в другое место, утратив при этом значительную часть культурного наследия.

Но возможно трипольская культура не исчезла бесследно. Все более популярным среди историков становится мнение, что часть ее характерных черт находит отражение в манере строительства домов на Украине эпохи средневековья, в орнаментах, используемых в украинской вышивке, керамике вплоть до настоящего времени, при росписи домов и пасхальных яиц.

О росте общинных богатств свидетельствуют клады (Карбунский клад). Предполагается, что трипольская культура находились на стадии перехода от матриархата к патриархату. Религия - возможно, аграрные культы и почитание Великой матери.

Итак, у кого возникли вопросы, ставьте задачу перед собой, включайте интуициюи раскрывайте что же было по вашему мнению. Так начинается творчество.

Важно рассмотреть вопрос о матриархате для трипольской культуры. Был культ девушки, женщины, матери, такой же как в настоящее время, но не матриархат. Ибо главное условие для возникновения матриархата - это одна женщина на пятерых и более мужчин. Другими словами, следующая статистика: на 100 женщин 500 и более мужчин. Матриархат изобретён И.Бахофеном, как предполагаемая форма общественного устройства для первобытно-общинного строя, которая характеризуется доминирующей ролью женщины в семье, хозяйстве, общественной жизни и сосредоточение власти в руках женщины из поколения в поколение на протяжении тысячелетий! Этого в истории Земли никогда не было.

Речь идет о том, что матриархат или патриархат в его определении – это новая идея и изобретение человека 19 века на основе логики от противного. Самого же интуитивного процесса, который бы отразил реальное явление, не было. Это главная моя мысль.

У трипольской культуры были самые большие протогорода для времён 8-3 тыс. до н.э.; численность жителей крупных городов достигала 10-15 тыс. человек; была религия, первая письменность и счёт. А теперь три версии, почему Триполье пришло в упадок:

При этом перед нами была «голая» страна Триполье. Вот в каком смысле.

ТРИПОЛЬЕ. Представители Триполья были наивными людьми, можно назвать «детьми».

У них было вино, мед, хлеб, рыба, мясо, солонина, грибы, консервация, была связь между городами. Вероятно, шёл обмен мужским и женским генофондом, когда девушки из одного города выходили замуж в другом городе… В Триполье был культ женской красоты и строителя. Об этом свидетельствуют многочисленные женские фигурки и глиняные таблички с крышами домов.

Однако, каждый гражданин Триполья видел, что всё, к чему прикасается человеческая рука, тленно и приходит в упадок… В то время как Солнце, небо, земля, Луна, река.. оставались такими же, какими были 5, 10 или 100 лет назад. Конечно, было буйство стихий. На то, они (стихии) Боги и Духи. В мире же людей и труда – всё приходило в упадок. Вино превращалось в уксус, мясо гнило, хлеб черствел, дом рушился и нужно было строить новый, человек старел и умирал… Но есть материал - золото. Золото! Оно остается таким же, каким его создал человек. Оно всегда оставалось таким же – жёлтым. Ни ржавчины, ни гниения, оно остается тем же и через 10, и 50 лет…

Трипольская культура познакомилась с золотом примерно 6-5 тыс. лет до н.э. И с этого момента в культуре возникает поиск и великое переселение к залежам жёлтого металла, как к источнику нетленности и бессмертия.

ШУМЕР. Откуда появились шумеры до сих пор неизвестно. Оказавшись в низовьях реки Евфрат, неподалёку от впадения её в Персидский залив (современный Ирак) 5-4 тыс. лет до н. э. начинается добыча золота, строительство ирригационной системы и городов. Посмотрите на петроглифы с Каменной Могилы и письменность шумеров

Археологи утверждают о существование сходства, при этом родоначальником являются знаки Каменной Могилы и трипольский культ женской красоты. Например, московский шумеровед Анатолий Кифишин утверждает, что ему удалось расшифровать пиктограммы на 40 панно и 16 каменных табличках, так называемых скрижалях VІІ-ІІІ тысячелетий до н.э. Кроме того, автор расшифровал календарь Каменной Могилы - оказывается истоки культуры уходят еще до ХІІ тысячелетия до н.э. Он делает вывод, что святилище «Каменная Могила» в течение тысячелетий было влиятельнейшим духовно-религиозным центром значительной части Евразии. Очевидно, окончательно поставить точки над "і" смогут американские, немецкие или французские шумероведы.

Первым прообразом этого символа жизни, символа вечного движения мира, который в славянских языках назывался "коловрат" или "солнцеврат"

(Опять бред сивой кобылы: "коловрат" никак не может быть "солнцевратом". Потому что именно Полярную звезду славяне представляли как "Кол", вокруг которого движутся звёзды. В Древней Руси и на Востоке созвездие Большой Медведицы и созвездие Малой Медведицы объединяли в одно и называли его так: Конь, привязанный к железному гвоздю (Полярной звезде), вбитому в небо. В других звездах Малой Медведицы наши предки видели аркан, надетый на шею Коня (созвездие Большой Медведицы). Картина звездного неба меняется из-за вращения Земли вокруг своей оси. Таким образом, в течение суток конь обегает свой путь вокруг гвоздя...

Северную Полярную звезду казаки называют: Прикол-звезда; в Томской губ. она известна под именем: Кол-звезда, а киргизы величают ее Темир-казык, что буквально значит: железный кол. Прикол - это небольшой, четверти в полторы, железный кол, на тупом конце которого приделано кольцо; когда нужно пустить лошадь на траву, наездник вдавливает в землю прикол по самое кольцо и привязывает к нему лошадь на длинной веревке или аркане. )

А во всём мире получил известность под названием "свастика", считается орнамент на найденном в неолитической стоянке на территории Украины (мезинская культура) браслете из кости мамонта, датированном 20 тысячелетием до н.э. Старейшие графические изображения свастики как знака датируются 10-15 тысячелетиями до н.э. Археологи находят этот знак в Месопотамии на берегах реки Инд на предметах 8-го тысячелетия до н.э. и на вещах только зарождавшейся в пятом тысячелетии шумерской культуры.
Конечно, нам, детям 20 века, в котором под этим знаком было совершено столько злодеяний, он не приятен и даже ненавистен. Но... если подавить эмоции и посмотреть обьективно на этот ни в чем неповинный знак, то приходится констатировать, что во всём мире с древнейших времён он был и остаётся одним из основных символов.
В переводе со священного языка индусов санскрита свастика (су - добро, асти - бытие) обозначает "добрую удачу". Однако и у древних индийцев, и у славян- язычников этот символ был связан с культом солнца, считался знаком солнечных божеств и назывался "солнечное колесо".

(И снова бред сивой кобылы. Пишем в поисковике "солнечное колесо Перуна" и читаем:

Громовой знак или Громовое колесо - знак Перуна . Представляет собой шестиконечный крест или лепесток, заключённый в круг. Надо сказать, что знак Перуна был распространён не только на Руси и не только среди славян. Громовой знак использовали кельты, скандинавы и другие народы. Громовое колесо было очень распространено и его использовали практически повсюду - орнаменты на одежде, резьба на избах, на прялках и т.д. Так как это громовой знак, то считалось очень благоприятным, когда такой оберег есть на избе (наличниках и/или кокошнике на коньке избы), так как он мог отвести молнию. Кроме того, это ещё и знак воина, мужества и смелости. Археологи находят его на доспехах, шлемах, мужских рубахах.

Громовой знак представляет собой одну из разновидностей солярного знака . Шестилучевая звезда - это солнечное колесо. По толкованиям исследователей можно судить, что это само солнце, которое является колесом от колесницы Бога Неба Перуна. Здесь можно провести аналогию с головами коней и лапками уточки, которые запряжены в колесницу Даждьбога и тоже являются оберегами.

Кроме того, Громовник, он же Перуника, он же Перунов щит считается цветком Ириса. Ирис, наравне с дубом, почитается как растение Бога Перуна. )

У славян это был знак бога-громовержца Перуна, у буддистов он назывался "Печатью сердца Будды". Его выбивали на статуях Будды - человека, вращающего колесо времени. Представленный практически на всех континентах, кроме Австралии, этот знак с глубокой древности встречается у всех народов Евразии, в частности у кельтов, скифов, сарматов, башкиров и чувашей, в дохристианской Ирландии, в Шотландии, Исландии и Финляндии.
Со временем свастика начинает употребляться в более широком философском смысле, как символ плодородия и возрождения (ну и ну! вот что получается, когда о религии пишут атеисты: смех, да и только ). У разных народов она приобретает много разных производных значений - как символ бега времени по кругу он превращается в знак долголетия в Японии, в знак бессмертия и бесконечности в Китае. У мусульман он означает четыре стороны света и контролирует смену четырёх времен года. Первые, ещё гонимые христиане маскировали под свастикой свой крест, он был у них эмблемой Христа и символом смирения, как скрещенные в знак покорности на груди руки.
Невозможно всё описать и даже перечислить, да мы и не задавались такой целью (слава Богу! ). Ясно одно, что с доисторических времён "солнечное колесо" воспринималось как добрый знак, знак солнца и света, как оберег и талисман, приносящий удачу, и его можно найти в прямом графическом или стилизованном виде на самых разных предметах во множестве культур, в том числе и русской - на алтарях и в росписях храмов, наличниках домов, священных сосудах, на монетах, одежде и оружии; не являются в этом ряду исключением народы Африки (как раз народы Африки и являются исключением ), индейцы Северной и Южной Америки. Подобные знаки рисовали и канадские индейцы на своих каноэ.
После свержения самодержавия свастика (коловрат) появилась на денежных купюрах Временного правительства, и эти деньги были в обиходе вплоть до 1922 года. Говорят, что последняя российская императрица Александра Фёдоровна имела особое пристрастие к этому знаку. Она ставила его на страницах своего дневника, на поздравительных открытках и в изгнании собственноручно начертала в Ипатьевском доме - своём последнем пристанище в Екатеринбурге.
Из всего сказанного становится совершенно очевидным, что люди с древнейших времён жили не только насущными заботами. Проблемы мироздания волновали их не меньше, чем нас. О том, как они понимали явления окружающего мира, об их абстрактном мышлении, мы можем догадываться по рисункам, сохранившимся на предметах быта, разгадывая тайный смысл их символов.
Возникает вопрос - как случилось, что в разное время, в разных культурах появились одинаковые знаки? Похоже, что одинаковые события и явления вызывают у людей разных поколений одни и те же ассоциации, желание описать их порождает один и тот же язык символов.
То же самое можно сказать, например, и об истории жертвоприношений. Все культуры мира пришли к обычаю - задобрить божество и получить прощение, но неоспорим тот факт, что никто их этому не учил. Или другой пример из истории человечества, когда люди в совершенно разных местах и в разное время спонтанно начинают хоронить своих умерших соплеменников в так называемой "утробной позе". Некому было научить этому неандертальцев, практиковавших этот ритуал 115 тысяч лет тому назад (??? ), да и они не могли передать свой опыт ни жителям додинастического Египта, ни ацтекам, ни другим индейским племенам Северной Америки, потому что эти культуры разнесены во времени и пространстве на недосягаемое расстояние. Вероятно, и тех и других к этому привели наблюдательность (поза плода в утробе матери) и сходные идеи возрождения к повторной жизни.
Тот, кто когда-нибудь занимался научными исследованиями, знает, что, если твой мозг созрел для понимания чего-то нового, то можно не сомневаться, что это новое очень скоро будет доложено кем-нибудь ещё в каком-нибудь научном журнале за тридевять земель. Удивительно, но факт, что все мы мыслим одинаково, и, похоже, что наше культурное наследие во все времена формировалось параллельно в результате одновременной работы творческой мысли во всех уголках земли.
Но вернёмся к трипольской керамике. Знак свастики в виде простого графического символа встречается на этих сосудах тоже. Но, кроме того, и это, может быть, самое главное, свастика, как символ спирали, лежит в основе большинства трипольских орнаментов, и в своём художественном воплощении идеи вращения они, кажется, превзошли всех. Свастика в символике используется также как знак космической энергии. Так называемые свастические орнаменты, в основе которых лежит коловорот, занимали важное место в культуре кельтов (кельтские мандала). Чтобы увидеть трипольские мандала, мы, как и многие другие, проецировали рисунки с сосудов на бумагу таким образом, что горловина кувшина становилась центром рисунка, а сам он разворачивался вокруг центра, как если бы вы смотрели на кувшин сверху.



Статьи по теме: