Схема управления государств греков ахейцев. Микенская цивилизация


Ахейцы или ахеяне (др.-греч. Ἀχαιοί, лат. Achaei, Achivi) - наряду с ионийцами, дорийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён. Предки ахейцев изначально обитали в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, откуда они мигрировали в Фессалию (с начала II-го тыс. до н. э.), позже - на полуострове Пелопоннес. В эпическом языке «Илиады» Гомера под ахейцами подразумеваются все греки Пелопоннеса. Параллельно в произведении греки называются данайцами (Δαναοί) и аргивянами (др.-греч. Ἀργεῖοι) - жителями Аргоса.

Первые раннеклассовые государства ахейцев (Микены, Тиринф, Пилос, Афины и др.) образовались в первой половине II тыс. до н. э. в эпоху бронзового века. Позднее на Пелопоннесе ахейцами было образовано государство Аргос и ок. 1500 г. до н. э. завоёван остров Крит, что положило начало Микенской цивилизации, где сохранились многие элементы местной минойской цивилизации: письменность (Линейное письмо Б), фрески, вазопись. Ахейцы установили тесные контакты с Хеттским государством.

Часто название ахейцев сопоставляют с упоминаемой в хеттских текстах страной Аххиява. Тем не менее, ряд исследователей считают, что Аххиява хеттских текстов обозначает Крит, и лишь позднее, после перемещения центра власти с Крита в Микены, или даже в более позднюю эпоху, термин стал применяться к грекам микенской культуры в целом. Другие, напротив, относят Аххияву хеттов исключительно к малоазийской территории. Египетские источники упоминают ахейцев (акайваша) среди «народов моря».

Ахейское общество

Ахейская цивилизация, как и критская, концентрировалась вокруг дворцов. Наиболее значительные из них были открыты в Микенах и Тиринфе (Арголида), в Пилосе (Мессения, юго-западный Пелопоннес), в Афинах (Аттика), Фивах и Орхомене (Беотия), наконец, на севере Греции в Иолке (Фессалия). Архитектура микенских дворцов имеет ряд особенностей, отличающих их от дворцов минойского Крита. Важнейшее из этих отличий состоит в том, что почти все микенские дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели, напоминающие своим внешним видом замки средневековых феодалов. Также дворцы стояли не изолированно, а входили в состав городов, которых на Крите не было; они были значительно меньше критских по своим размерам и их планировка была более упорядоченной и симметричной.

Ахейские цари, судя по всему, были воинственными и свирепыми людьми, жадными до чужих богатств. Ради грабежа они предпринимали далекие походы по суше и по морю и возвращались на родину, нагруженные добычей. Отсюда – вошедшее в пословицу богатство микенских владык.

О структуре ахейского общества позволяет судить найденный в Пилосском дворце архив, содержащий документы хозяйственной отчетности на глиняных табличках. Ахейские греки создали так называемое "линейное письмо Б", которое удалось расшифровать. До нас дошло большое количество письменных памятников, главным образом документы хозяйственной отчетности. В хозяйстве дворцов использовался труд сотен, а, может быть, и тысяч рабов, в основном женщин и детей. Они мололи зерно, пряли, шили одежду. Однако основную массу трудящегося населения в микенских государствах составляли жившие в окрестных деревнях земледельцы и ремесленники, формально свободные, но фактически находившиеся в зависимости от дворца. Таким образом, было создано централизованное дворцовое хозяйство, роднящее ахейскую цивилизацию со многими обществами Древнего Востока. Конечно, не следует считать, что этим централизованным хозяйством была полностью охвачена экономика того или иного ахейского царства. Крестьяне имели собственные небольшие частные хозяйства.

Государственное управление

Ахейская Греция не составляла единого государства. Отдельные царства вели независимое существование, часто вступая друг с другом в конфликты и войны. Именно об этом говорят мощные стены ахейских дворцов-крепостей. Лишь изредка, для крупных совместных военных предприятий, эти государства объединялись во временные союзы, как правило, под главенством Микен – сильнейшего греческого царства того времени.

Во главе каждого государства стоял царь, носивший титул "ванакт" (то есть повелитель, владыка). Второе место в системе государственного управления занимал военачальник – лавагет. Кроме них, в кругу высшей дворцовой знати входили жрецы главных храмов и высшие военные чины. Следующую ступень после военно-жреческой аристократии занимали многочисленные чиновники, ведавшие исправным функционированием дворцового хозяйства. Территория царства была разбита на округа во главе с наместниками, отвечавшими за поступление податей в казну. Наместникам подчинялись чиновники низшего ранга – басилеи. Они управляли отдельными деревнями, надзирали за работой зависимых ремесленников. К бюрократии относились также писцы, курьеры и ревизоры, с помощью которых центральная администрация контролировала местные власти.

Нижнюю часть этой хорошо организованной пирамиды составляли жители деревень, крестьяне и ремесленники. Они не принимали никакого участия в управлении государством и были к нему, в общем, безразличны, воспринимая дворцовые структуры как грубую внешнюю силу. Собственно, дворцы и были именно такой силой. Они как бы тянули соки из собственной сельской округи. Блестящий облик микенской цивилизации во многом базировался именно на этом паратизме. Разрыв между экономическим и культурным уровнем знати и народа был огромен.



1. Греция в раннеэлладский период (до конца III тысячелетия до н. э.).

Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н. э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально. Продвигаясь все дальше на юг по территории страны, которая в дальнейшем стала называться их именем, ахейцы частью уничтожали, а частью ассимилировали коренное догреческое население этих областей, которое позднейшие греческие историки назвали пеласгами*. По соседству с пеласгами, частью на материке, а частью на островах Эгейского моря, обитали еще два народа: лелеги и карийцы. По словам Геродота, вся Греция некогда называлась Пеласгией (Пеласги были, по всей видимости, народом, родственным минойцам, и так же, как и они, входили в эгейскую языковую семью). В начале III тысячелетия до н. э. (период халколита, или перехода от камня к металлу - меди и бронзе) культура материковой Греции еще была тесно связана с раннеземледельческими культурами, существовавшими на территории современных Болгарии и Румынии, а также в южном Поднепровье (зона «трипольской культуры»). Среди поселений раннеэлладской эпохи особенно выделяется цитадель в Лерне (на южном побережье Арголиды). В Лерне находилсякрупный административный и хозяйственный центр, отчасти уже предвосхищавший по своему характеру и назначению более поздние дворцы микенского времени. Аналогичные центры существовали ив некоторых других местах. Их следы обнаружены, например, в Тиринфе (также южная Арголида, недалеко от Лерны) и в Аковитике (Мессения на юго-западе Пелопоннеса).

Наряду с цитаделями, в которых, судя по всему, жили представители родоплеменной знати, в Греции раннеэлладской эпохи существовали поселения также и другого типа - небольшие, чаще всего очень плотно застроенные поселки с узкими проходами-улицами между рядами домов. Некоторые из этих поселков, в особенности расположенные вблизи от моря, были укреплены, в других отсутствовали какие- либо оборонительные сооружения. Примерами таких поселений могут служить Рафина (восточное побережье Аттики) и Зигуриес (северо-восточный Пелопоннес, недалеко от Коринфа).

Судя по характеру археологических находок, основную массу населения в поселениях этого типа составляли крестьяне-земледельцы.

В это время в Греции уже зарождалось и специализированное ремесло, представленное в основном такими его отраслями, как гончарное производство и металлообработка. Численность профессионалов-ремесленников была еще очень невелика, а их продукция обеспечивала в основном местный спрос, лишь незначительная ее часть находила сбыт за пределами данной общины.


2. Вторжение греков-ахейцев. Становление первых государств.

Это передвижение датируется последними столетиями III тысячелетия до н. э., или концом эпохи ранней бронзы. Около 2300 г. до н. э. погибли в пламени пожара цитадель Лерны и некоторые другие поселения раннеэлладского времени. Спустя некоторое время возникает ряд новых поселений в тех местах, где их раньше не было. Впервые появляется керамика, изготовленная с помощью гончарного круга. Ее образцами могут служить «минийские вазы» - монохромные (обычно серые или черные) тщательно отполированные сосуды, напоминающие своей блестящей матовой поверхностью изделия из металла. В некоторых местах при раскопках были найдены кости лошади, ранее, по-видимому, неизвестной в пределах южной части Балканского полуострова. Многие историки и археологи связывают все эти перемены в жизни материковой Греции с приходом первой волны грекоязычных племен, или ахейцев*. Если это предположение в какой-то степени оправданно, то рубеж III-II тысячелетий до н. э.** может считаться началом нового этапа в истории Древней Греции - этапа формирования греческой народности(сращивание двух культур: культуры пришлых ахейских племен, говоривших на различных диалектах греческого или, скорее, протогреческого языка, и культуры местного до греческого населения). В поселениях и погребениях этого времени сравнительно редко встречаются изделия из металла. Зато снова появляются орудия, сделанные из камня и кости, что свидетельствует об определенном упадке производительных сил греческого общества. Исчезают монументальные архитектурные сооружения вроде уже упоминавшегося «дома черепиц» в Лерне. Вместо них строятся невзрачные глинобитные дома иногда прямоугольной, иногда овальной или закругленной с одной стороны формы. Поселения среднеэлладского периода, как правило, укреплены и размещаются на возвышенностях с крутыми обрывистыми склонами. Судя по всему, время это было крайне неспокойным и тревожным, что вынуждало отдельные общины принимать меры для обеспечения своей безопасности.

Типичным примером среднеэлладского поселения может считаться городище Мальти-Дорион в Мессении.

погребения этого периода, в подавляющем большинстве своем стандартные, с очень скромным сопроводительным инвентарем.

3. Формирование микенской цивилизации.

На первых этапах своего развития микенская культура испытала на себе очень сильное влияние более передовой минойской цивилизации. Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите, например, некоторые культы и религиозные обряды, фресковую живопись, водопровод и канализацию, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо. НО она имела и свои хар-ные черты, приобретенные со временем.

Самым ранним памятником микенской культуры считаются так называемые шахтовые могилы. Первые шесть могил этого типа были открыты в 1876 г. Г. Шлиманом в черте стен Микенской цитадели (множество драгоценных вещей, сделанных из золота, серебра, слоновой кости и других материалов). Шахтовые могилы датируются XVI в. до н. э. О воинственных наклонностях властителей Микен свидетельствуют, во-первых, обилие оружия в их гробницах и, во-вторых, изображения кровавых сцен войны и охоты, которыми украшены некоторые из вещей, найденных в могилах, а также каменные стелы, стоявшие на самих могилах. Особенно интересна сцена охоты на львов, изображенная на одном из бронзовых инкрустированных кинжалов.

Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV-XIII вв. до н. э. В это время зона ее распространения выходит далеко за пределы Арголиды, где, по всей видимости, она первоначально возникла и сложилась, охватывая весь Пелопоннес, Среднюю Грецию (Аттику, Беотию, Фокиду), значительную часть Северной (Фессалию), а также многие из островов Эгейского моря.

Судя по материалам раскопок, микенская Греция была богатой и процветающей страной с многочисленным населением, рассеянным по множеству небольших городков и поселков.

Основными центрами микенской культуры были, как и на Крите, дворцы. Наиболее значительные из них были открыты в Микенах и Тиринфе (Арголида), в Пилосе (Мессения, юго-западный Пелопоннес), в Афинах (Аттика), Фивах и Орхомене (Беотия), наконец, на севере Греции в Иолке (Фессалия). Архитектура микенских дворцов имеет ряд особенностей, отличающих их от дворцов минойского Крита. Важнейшее из этих отличий состоит в том, что почти все микенские дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели, напоминающие своим внешним видом замки средневековых феодалов. Великолепным образцом микенских фортификационных сооружений может служить знаменитая Тиринфская цитадель.

Среди собственно дворцовых построек микенского времени наибольший интерес представляет хорошо сохранившийся дворец Нестора* в Пилосе (Западная Мессения, близ бухты Наварино), открытый в 1939 г. американским археологом К. Бледженом + величественные царские усыпальницы, именуемые «толосами», или «купольными гробницами». Толосы располагаются обычно вблизи от дворцов и цитаделей, являясь, по всей видимости, местом последнего успокоения членов царствующей династии, как в более раннее время шахтовые могилы. Самый большой из микенских толосов - так называемая гробница Атрея.

Социально-экономическая структура.

Из глиняных табличек(Пилос и Кносс) узнаем, что в это время в Греции уже существовало рабство и труд рабов широко применялся в различных отраслях хозяйства. Среди документов Пилосского архива немало места занимают сведения о занятых в дворцовом хозяйстве рабах.

Наряду с обычными рабами в пилосских надписях упоминаются и так называемые «божьи рабы и рабыни». Обычно они арендуют земли небольшими участками у общины (дамоса) или у частных лиц, из чего можно заключить, что своей земли у них не было и, следовательно, они не считались полноправными членами общины, хотя не были, по-видимому, и рабами в собственном значении этого слова. Сам термин «божий раб», вероятно, означает, что представители этой социальной прослойки состояли в услужении при храмах главных богов Пилосского царства и пользовались поэтому покровительством храмовой администрации.

Основную массу трудящегося населения составляли в микенских государствах, как и на Крите, свободные или, скорее, полусвободные крестьяне и ремесленники. Формально они не считались рабами, но свобода их носила весьма относительный характер, так как все они находились в экономической зависимости от дворца и облагались в его пользу различными повинностями, как трудовыми, так и натуральными. Отдельные округа и городки Пилосского царства были обязаны предоставлять в распоряжение дворца определенное число ремесленников и рабочих самых различных профессий. В надписях упоминаются каменщики, портные, горшечники, оружейники, золотых дел мастера, даже парфюмеры и врачи. За свою работу ремесленники получали из дворцовой казны плату натурой подобно чиновникам, состоящим на государственной службе. Другую категорию ремесленников, по всей видимости, составляли свободные общинники, для которых работа на дворец была лишь временной повинностью. Ремесленники, привлекавшиеся на государственную службу, не лишались личной свободы. Они могли владеть землей и даже рабами, как и все другие члены общины.

Земля в Пилосском царстве делилась на две основные категории: 1) землю дворца, или государственную, и 2) землю, принадлежавшую отдельным территориальным общинам. Государственная земля, за исключением той ее части, которая находилась под непосредственным контролем дворцовой администрации, распределялась на правах условного держания, т. е. при условии выполнения той или иной службы в пользу дворца, между сановниками из числа военной и жреческой знати. Эти Держатели могли сдавать полученную землю небольшими участками в аренду каким- нибудь другим лицам, например уже упоминавшимся «божьим рабам». Примерно так же использовала принадлежавшую ей землю и территориальная (сельская) община, или дамос, как она обычно называется в табличках. Основная часть общинной земли, очевидно, делилась на наделы с приблизительно одинаковой доходностью. Эти наделы распределялись внутри самой общины между составляющими ее семьями. Земля, остававшаяся после раздела, опять-таки сдавалась в аренду. Дворцовые писцы с одинаковым усердием регистрировали в своих табличках участки как той, так и другой категории.

Частное хозяйство, хотя, по-видимому, оно уже существовало в микенских государствах, находилось в фискальной (податной) зависимости от «государственного сектора» и играло при нем лишь подчиненную, второстепенную роль.

5. Организация государственного управления.

Помимо штата писцов, служивших непосредственно в дворцовой канцелярии и архиве, в табличках упоминаются многочисленные чиновники фискального ведомства, ведавшие сбором налогов и наблюдавшие за выполнением разного рода повинностей. Так, из документов Пилосского архива мы узнаем, что вся территория царства была разбита на 16 податных округов, во главе которых стояли наместники-коретеры. Каждый из них отвечал за исправное поступление в дворцовую казну податей с вверенного ему округа. В подчинении у коретера находились чиновники низшего ранга, управлявшие отдельными поселениями, входившими в состав округа. В табличках они именуются «басилеями». Басилеи осуществляли надзор за производством, например за работой кузнецов, состоявших на государственной службе. Сами коретеры и басилеи находились под неусыпным контролем центральной власти. Во главе дворцового государства стоял человек, именуемый «ванака», что соответствует греческому «(в)анакт», т. е. «господин», «повелитель», «царь». Принадлежащий царю земельный надел - темен - в три раза превосходил земельные наделы других высших должностных лиц. В распоряжении царя находилась многочисленная челядь. Среди подчиненных царю Пилоса чиновников высшего ранга одно из наиболее видных мест занимал лавагет, т. е. воевода или военачальник. Ближайшее окружение пилосского ванакта, входили, во-первых, жрецы главных храмов государства (жречество вообще пользовалось в Пилосе, как и на Крите, очень большим влиянием), во-вторых, высшие военные чины, прежде всего предводители отрядов боевых колесниц, которые в те времена были главной ударной силой на полях сражений.

6. Взаимоотношения ахейских царств. Троянская война. Угасание микенской цивилизации. Напряженные отношения, существовавшие между ахейскими государствами на протяжении почти всей их истории, не исключают, однако, того, что в отдельные моменты они могли объединяться для каких-нибудь совместных военных предприятий. Примером такого предприятия может служить знаменитая Троянская война, о которой повествует Гомер. Если верить «Илиаде», в походе на Трою принимали участие почти все основные области ахейской Греции от Фессалии на севере до Крита и Родоса на юге. Предводителем всего войска был избран с общего согласия участников похода микенский царь Агамемнон. Не исключено, что Гомер преувеличил подлинные масштабы ахейской коалиции и приукрасил сам поход. Троянская война была лишь одним, хотя, по-видимому, и наиболее значительным из проявлений военной и колонизационной экспансии ахейцев в Малой Азии и Восточном Средиземноморье. В течение XIV-XIII вв. до н. э. многочисленные ахейские поселения (на них указывают большие скопления типично микенской керамики) появились на западном и южном побережьях Малой Азии, примыкающих к ним островах - Родосе и Кипре - и даже на сиро-финикийском побережье Средиземного моря. Успешно совмещая занятия торговлей с пиратством, ахейцы вскоре становятся одной из самых заметных политических сил Восточного Средиземноморья(вели акт международную торговлю).

Последние десятилетия XIII в. до н. э. были временем крайне тревожным и неспокойным. В Микенах, Тиринфе, Афинах и других местах спешно восстанавливаются старые и возводятся новые укрепления. Воздвигается массивная стена на Истме (узкий перешеек, связывающий Среднюю Грецию с Пелопоннесом), явно рассчитанная на то, чтобы оградить микенские государства на юге Балканского полуострова от какой-то опасности, надвигающейся с севера. Так в 13 в. варварских племен, включавшая в себя как народы, говорившие на различных диалектах греческого языка (сюда входят дорийский и близкий к нему западногреческий диалекты), так, по-видимому, и народности негреческого, фракийско-иллирийского происхождения, снялась с насиженных мест и устремилась на юг, в богатые и процветающие области Средней Греции и Пелопоннеса. На своем пути пришельцы захватили и разрушили множество микенских поселений. Погиб в огне пожара Пилосский дворец. Серьезно пострадали, хотя, по-видимому, и не были захвачены, цитадели Микен и Тиринфа. Хозяйству микенских государств был нанесен непоправимый ущерб. Об этом свидетельствует быстрый упадок ремесла и торговли в районах, наиболее пострадавших от вторжения, а также резкое сокращение численности населения. Таким образом, на рубеже XIII-XII вв. микенская цивилизация перенесла страшный удар, после которого она уже не смогла оправиться.

Угасание микенской цивилизации: 1)истощение внутренних ресурсов, растрата огромных материальных и людских резервов в результате многолетней Троянской войны и кровавых междоусобиц между отдельными ахейскими царствами и внутри правящих династий. 2) внутреннюю слабость раннеклассовых отношений в Греции II тысячелетия до н. э. в целом. Раннеклассовые отношения, предполагающие функционирование более сложных, чем первобытные, отношений господства и подчинения, социальной дифференциации и выделения различных общественных прослоек не проникли глубоко в толщу народной жизни, не пронизали всю общественную структуру сверху донизу.

История древнего мира [Восток, Греция, Рим] Немировский Александр Аркадьевич

Ахейская Греция

Ахейская Греция

На первых порах культура ахейцев XX–XVII вв. до н. э. в целом заметно уступает достижениям предшествующей эпохи, что связано с низким уровнем общественного развития этих переселенцев, находившихся тогда на стадии разложения родоплеменных отношений. Лишь на рубеже XVII–XVI вв. до н. э. положение начинает меняться. В ряде областей Балканского полуострова, особенно на полуострове Пелопоннес и частично в Средней Греции, появляются первые центры ахейской цивилизации. Пока еще достаточно примитивные государственные образования формируются в Микенах, Тиринфе, Пилосе (Южная Греция), в Охромене, Фивах и некоторых других центрах Средней Греции. Испытывая на первых порах значительное влияние более передовой критской (минойской) цивилизации, культура ахейской Греции тем не менее возникает уже на местной, собственно греческой почве, хотя и не без влияния догреческого населения Балканского полуострова. Настоящими ее творцами были греки-ахейцы.

Наиболее известным центром ахейской цивилизации были Микены, поэтому ее называют еще и микенской. Как и на Крите, в Микенах и других очагах ахейской культуры средоточием экономической, политической и культурной жизни были монументальные дворцовые комплексы, напоминающие по своей планировке и обустройству дворцовые сооружения минойской цивилизации.

В ахейской Греции, как и на Крите, дворец являлся центром административной власти, организации экономики, накопления и распределения материальных ресурсов, торговли и обмена, ремесленного производства, идеологической жизни и обороны. Последняя характерная черта (дворец – центр обороны) свойственна только ахейским государственным образованиям. Дело в том, что, в отличие от неукрепленных критских дворцов, аналогичные сооружения ахейских владык представляли собой идеально защищенные цитадели, возведенные на неприступных горных возвышенностях и окруженные мощными оборонительными стенами. Каждый дворец в ахейской Греции был центром небольшого государственного образования, причем постоянная враждебная настроенность к нему властителей других ахейских цитаделей вынуждала его жителей постоянно заботиться о своей обороне.

Древним ахейцам в пору расцвета их государственности (XVI–XII вв. до н. э.) была известна письменность, основные элементы которой они переняли у минойцев. В результате появился тип письма, получивший название «линейного письма Б». Оно, в отличие от «линейного А», не так давно было расшифровано. Оказалось, что «линейное Б» было приспособлено для передачи слов и значений на греческом языке. Подавляющая часть дошедших до нас текстов на этом типе письма – документы хозяйственной отчетности и различные инвентарные списки.

Политическая раздробленность ахейских царств сочеталась с общностью их производственных и культурных традиций. Экономическое развитие ахейской Греции XVI–XII вв. до н. э. характеризуется дальнейшим подъемом сельского хозяйства и ремесленного производства. Растет число поселений этого времени, что свидетельствует о благоприятной демографической ситуации. Отмечается и рост городских центров, самые крупные из которых обычно располагались под акрополями, на которых возвышались неприступные монументальные царские дворцы-цитадели. Общий рост поселений, особенно сельского типа, приводил к усложнению родовых связей и дроблению населения общин при основании новых поселений.

Во главе ахейских царств стояли цари (в надписях Пилосского архива и Кносса они обозначались термином «ванака»). Этот термин употребляется для именования божественного и земного правителя, что позволяет говорить о теократической форме власти ахейских владык этого периода. Судя по всему, вторым лицом в дворцовой иерархии был лавагет, т. е. военачальник, подчинявшийся царю и выполнявший функции военного предводителя народа. Далее следовали представители высшей администрации (телест, экет, дамат и др.), жрецы главных культов, высшие военные чины, представители дворцового чиновничества (многочисленные писцы, надзиратели, инспектора, ревизоры и т. п.). Земли, где проживало сельское население, подразделялись на податные округа (в Пилосском царстве их насчитывалось 16), которые возглавлялись специальными чиновниками царской администрации, т. н. кореторами. Во главе общинных сельских поселений стояли басилеи, подчинявшиеся соответствующему коретору, в округ которого они входили.

Земля в Пилосском царстве делилась на две основные категории: землю дворцовую (или государственную) и землю, принадлежавшую отдельным сельским территориальным общинам. Часть государственной земли распределялась за службу дворцу между чиновниками царской администрации, военной и жреческой знатью на правах условного владения. Общинная земля делилась между входившими в это объединение семьями. Не исключалась сдача в аренду участков этих земель другим держателям при согласии их владельцев. Это, однако, не означало, что происходило размывание земельного фонда государства между разными лицами. Все его категории, а также доходы, поступавшие в царский фонд от эксплуатации земли, скрупулезно учитывались в дворцовом архиве. Это обстоятельство может свидетельствовать о верховной собственности пилосского владыки на весь земельный фонд его царства, а также о его заинтересованности наиболее рационально использовать и земельные богатства, и доходы от них.

Собственно дворцовое хозяйство микенской эпохи, судя по документам, представляло собой мощную разветвленную экономическую систему, охватывавшую все отрасли производства. Контролировалось не только сельскохозяйственное, но и ремесленное производство, в котором использовался и труд рабов, преимущественно женщин. Все дефицитные товары, сырье, особенно запасы металла (бронзы и меди) находились под строгим учетом и контролем дворцового чиновничества. Непосредственные производители материальных благ – свободные крестьяне и ремесленники, а также и члены их семей – также находились в поле зрения царской администрации, чиновники которой могли по приказу царя призвать на принудительные работы каждого его подданного.

Этот путь развития экономики ахейских обществ не являлся уникальным в истории мировой цивилизации. Вполне близкие по своему характеру и уровню эксплуатации непосредственных производителей отношения были вполне типичны для древнейших обществ Ближнего Востока и Средиземноморья, находившихся на этапе конца эпохи бронзы. Подобный тип экономики имел место в Хеттском царстве, Египте, городах-государствах Шумера и Сирии, в дворцах кносских царей на Крите. Сам же тип политической организации ахейского общества в виде теократической формы правления также не является открытием микенских владык. В определенной конкретно-исторической ситуации он существовал в ряде государственных образований Древнего Востока.

Археологические данные свидетельствуют о значительной активности ахейских правителей в области обмена со своими заморскими соседями. Им удалось наладить коммерческие контакты с Египтом при фараонах XVIII династии (1580–1345 гг. до н. э.), подчинивших своей власти Сирию и Палестину. После падения минойских владык ахейские династы начинают контролировать торговые пути, соединявшие Крит с Кипром и рядом царств Сирии – Библом, Угаритом, Алалахом и др. Ахейские поселения обнаружены на Кипре, Родосе. Ахейцы уделяли внимание и торговле с северобалканскими племенами, контролировавшими богатые залежи медной руды и других необходимых в ремесле минералов. В обмен ахейцы предоставляли представителям родовой знати этого региона изделия своего ремесла и ювелирного искусства. Интересно, что на Сицилии и в южной Италии также обнаружены ахейские фактории, а среди т. н. «народов моря», оказавших значительное влияние на этнополитическую ситуацию на Древнем Востоке в конце II тыс. до н. э., также были группы ахейских племен.

В текстах хеттских царей XIV–XIII вв. до н. э. неоднократно упоминается термин Аххиява, под которым современные ученые считают возможным видеть название одного из минойских царств. Среди этих текстов имеются и дипломатические послания с упоминанием имен неких царей Аххиявы. Это также свидетельствует о контактах, но уже дипломатических, ахейских владык с правителями Хеттского царства – одной из могущественных держав Ближнего Востока.

Новые археологические открытия на западе полуострова Малая Азия показывают, что ахейцы начиная с XIV в. до н. э. активно осваивали эти земли. Обнаружены остатки дворцовых комплексов в Милете, многие материалы свидетельствуют об ахейском присутствии в Эфесе, Колофоне, Тарсе и др.

Основой экономической структуры ахейского общества было дворцовое хозяйство, контролировавшее не только ремесленное производство, организованное преимущественно в рамках дворцового комплекса, но и все виды хозяйственной деятельности, в том числе и на сельской территории. Непосредственные производители находились под контролем бюрократического аппарата ахейских владык. С точки зрения характера государственности это была та же самая теократия, что и на Крите. Ахейские государства активно участвовали в торговых операциях, не только внутренних, но и международных.

Несмотря на потенциально враждебные взаимоотношения между ахейскими государствами, все же были случаи их временного объединения в целях осуществления внешних завоеваний. Примером тому был поход объединенных сил ахейцев для захвата Трои во второй половине XIII века до н. э. – Троянская война (около 1240–1230 гг. до н. э.), блестяще описанная в эпических произведениях Гомера «Илиада» и «Одиссея». Это событие было, скорее всего, лишь одним из эпизодов широкого колонизационного движения ахейцев, характеризующего поздний период истории микенской Греции. Ахейские поселения обнаружены на побережье Малой Азии, ахейцы также заселяли острова Крит, Кипр, Родос.

Троянская война стала и важнейшим рубежом, поворотной гранью всей истории греков III–II тыс. до н. э. После ее завершения начинается эпоха политической раздробленности ахейских государственных образований, причем дальнейшее их развитие было прервано трагическими событиями, потрясшими всю Балканскую Грецию в последние два века II тыс. до н. э.

Еще в XIII в. до н. э. процветающие ахейские государства стали ощущать приближение неких грозных событий. Сооружались новые укрепления, ремонтировались прежние оборонительные стены дворцовых комплексов. Была возведена мощная стена на Истмийском перешейке, перегородившая путь из Средней Греции на полуостров Пелопоннес. Но, несмотря на это, как показывает археология, к концу XII в. до н. э. практически все ахейские дворцовые центры оказались разрушены, а их население было либо уничтожено, либо вынуждено переселиться в дальние, малопригодные для обитания области Балканского полуострова.

Причиной этой катастрофы, положившей конец всей крито-микенской цивилизации, стало очередное перемещение северных соседей греков (будущих иллирийцев и македонцев) южнее, в районы Северной Греции. Из-за этого проживавшие здесь греческие племена оказались вытеснены с занимаемых ими земель. Среди них ведущее место занимала племенная группа греков-дорийцев, которые двинулись под напором переселенцев в Среднюю и Южную Грецию, вплоть до южных районов полуострова Пелопоннес. Как и любая волна военно-переселенченского движения, перемещение дорийцев сопровождалось сопротивлением местного ахейского населения, приводившим к огромным жертвам и разрушениям. Один за другим гибли в огне дворцы ахейских владык, разрушались кварталы горожан, оставались без попечения сельские поселения. Все эти длительные столкновения истощали ахейские царства, гибло население, а уцелевшая его часть покидала насиженные места, скрываясь в малопригодных для жизни неосвоенных районах. Остановилась хозяйственная жизнь, прекратились любые торговые контакты.

В этих столкновениях были уничтожены многие члены правящих ахейских династий, их воины, а также широкие круги населения. Выжившие же царские семьи постепенно утратили свое господствующее положение. Дело в том, что для немногочисленных остатков сохранившегося населения в этой критической ситуации более жизненно важной оказалась не их власть, защита и организующее начало (уже утраченные), а возрождение более древних внутриплеменных и общинных связей, позволявших эффективнее защитить и обеспечить хотя бы минимальную поддержку каждому из них. С исчезновением дворцовых центров гибнет государственность, забывается линейное письмо, потерявшее свою необходимость при отсутствии разветвленного дворцового хозяйства, рушится ранее строго отлаженная система учета и контроля за деятельностью податного населения и т. д.

Завоеватели, стоявшие на уровне разложения первобытнообщинных отношений, не нуждались в достижениях цивилизации, могильщиками которой они оказались. Однако благодаря условиям местности, в которой они проживали до переселения на юг Балканского полуострова, они уже имели в своем распоряжении железное оружие, в то время как ахейские ремесленники работали только с бронзой и выплавлять железо еще не умели. Именно дорийцы, скорее всего, познакомили население Греции с этим металлом, совершившим вскоре настоящий переворот в экономике Древней Греции. И это, пожалуй, все положительное, что принесли дорийцы в Грецию. В результате общество Балканской Греции было отброшено в своем развитии на много веков назад, повсеместно деградировало к возрождению родовых отношений и доминированию институтов военной демократии.

Важно отметить, что дорийское нашествие нельзя рассматривать только как движение этого единственного племени на юг Балканского полуострова. Оно не было и кратковременным, так как продолжалось на протяжении достаточно длительного периода конца ахейской эпохи. Все эти события в истории Греции конца II тыс. до н. э. синхронны аналогичным процессам, которые прослеживаются во всем Средиземноморье этого времени и были порождены передвижением т. н. «народов моря». Это была поистине миграционная эпоха, сопровождавшаяся радикальными переменами в образе жизни многочисленных племен и народов региона, их перемещениями, сопровождавшимися разрывом связей и понижением экономического и культурного уровня населения.

Из книги От Бисмарка до Маргарет Тэтчер. История Европы и Америки в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Греция Вопрос 1.116С 6 по 15 апреля 1896 года в Афинах были проведены Первые Международные Олимпийские игры.Сколько стран приняло в них

Из книги От Бисмарка до Маргарет Тэтчер. История Европы и Америки в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Греция Ответ 1.11613 (по некоторым источникам – 14).Женщины к соревнованиям не допускались. Всего было разыграно 43 комплекта медалей в 9 видах

Из книги Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

3. «Античная» Греция и средневековая Греция XIII–XVI

Из книги Всемирная история без комплексов и стереотипов. Том 1 автора Гитин Валерий Григорьевич

Греция «Беломраморная Эллада», «колыбель европейской цивилизации», «классическая древность» и тому подобные эпитеты едва ли в состоянии передать ту особую, неповторимую атмосферу, тот терпкий дух праздника жизни, который начался на Балканском полуострове в XII веке до

автора Коллектив авторов

ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЕВРОПЫ: МИНОЙСКИЙ КРИТ И АХЕЙСКАЯ (МИКЕНСКАЯ)

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

АХЕЙСКАЯ (МИКЕНСКАЯ) ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ГРЕЦИИ (II тысячелетие до н. э.) Начальный этап освоения юга Балканского полуострова первой волной пришедших со стороны Подунавья греческих племен (эпические сказания эллинов именуют их ахейцами) относится к рубежу ІІІ-ІІ тысячелетий до

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Глава IV. Ахейская Греция во II тысячелетии до н. э. Микенская цивилизация 1. Греция в раннеэлладский период (до конца III тысячелетия до н. э.) Создателями микенской культуры были греки - ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III–II тысячелетий до н. э. с

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

Питер Коннолли Греция и Рим. Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков ГРЕЦИЯ И МАКЕДОНИЯ. ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА В 800-360 ГГ. ДО Н.Э. ВОЮЮЩИЕ ГОСУДАРСТВА Введение Вскоре после 1200 г. до н.э. великая цивилизация эпохи бронзы, которая в течение нескольких столетий

Из книги Партизаны и каратели автора Олейников Антон

Греция В 1939 году Греция находилась в состоянии глубокого политического кризиса. Свергнутый в 1923 году король Греции смог вернуться на родину из изгнания лишь в 1935 году. В 1936 году к власти пришел военный диктатор, генерал Метаксас (Metaxas). Жители Греции разделились на два

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Греция Страны, расположенные на юге Балканского полуострова, можно ради удобства объединить под современным названием Греция, которая состояла из континентальной и островной частей. Известняковое Динарское нагорье занимает и часть этого региона: юго-запад, включая

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

5. «Античная» Греция и средневековая Греция XIII–XVI

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Греция В 1824 году султан вновь призвал Мухаммеда Али, на сей раз на войну с требовавшими независимости греками в Морее и на островах Эгейского моря. К тому времени паша уже располагал модернизованной армией. Под командованием Ибрагима египетские войска с легкостью

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Греция История Древней Греции как часть истории Древнего мира изучает возникновение, расцвет и кризис рабовладельческих обществ, которые образовались на территории Балканского полуострова, в регионе Эгейского моря, в Южной Италии, на острове Сицилия и в

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Ахейская (микенская) цивилизация II тыс. до н. э Выше уже отмечалось, что развитие первых очагов государственности на рубеже III и II тыс. до н. э. в среде местного догреческого населения Балканского полуострова было прервано вторжением волны грекоязычных племен – ахейцев.

В конце 3-го тысячелетия до н.э. на территорию Древней Греции вторгаются ахейцы-греки, пришедшие с севера. Им удалось завоевать население этой страны, несмотря на то, что их уровень развития был более низок.

Только с 16-го века до н.э. ахейцы начинают совершенствовать своей хозяйство и культуру, делать орудия труда и полноценное оружие.

Возникшую в этот период цивилизацию чаще всего называют ахейской, по имени ее завоевателей, а иногда и – микенской, так как самое могущественное и благополучное государство на этой территории носило название Микены и находилось в Пелопоннесе.

Центры ахейского государства – Тиринф, Пилос и Микены

Центрами на территории Греции и Крита считались дворцы, некоторые из которых удалось раскопать современным археологам. Это были не просто красивые и удобные сооружения, они представляли собой настоящие крепости, что говорит о том, что в это время ахейцам приходилось часто воевать.

Такие ахейские дворцы были найдены в Пилосе, Микенах и в Тиринфе. Последний считается самой мощной и несокрушимой крепостью, толщина стен которого составляла около пяти метров, а высота – около семи.

Но самым сильным и влиятельным центром того времени признается дворец в Микенах, который находился на возвышенности и был окружен толстыми стенами с воротами. Город Микены знаменит еще множеством богатств, которые были найдены археологами в захоронениях микенских царей.

Это подтверждает то, что как и жители Древнего Востока, греки верили в загробную жизнь и старались обеспечить усопшего всем необходимым. В могилах знатных богачей и микенских царей было обнаружено множество драгоценностей, посуда и оружие из золота, серебра и слоновой кости.

Также там находили золотые маски, которые покрывали лица погибших и представляли собой их портреты. Найдено в раскопках значительно удивило археологов. Примечательным является и частично сохранившийся дворец в Пилосе.

В нем был найден архив, который заинтересовал историков и археологов. Несмотря на то, что Пилос был уничтожен впоследствии пожара, архив сохранился так, как в то время писали на глиняных табличках, и они остались лишь обожженными.

Хозяйство ахейской Греции

Эти записи были расшифрованы англичанином Вентрисом, который сумел понять, что таблички представляли собой хозяйственные записи. Ученым удалось узнать многое об устройстве хозяйства и политики в ахейской Греции.

Есть упоминание о многочисленных рабах, среди которых были женщины и их дети. Также известно, что существовали чиновники, которые следили за тем, чтобы крестьяне исправно платили налоги и выполняли повинности для государства. Древними ахейцами-греками особенно ценился металл, для него существовал специальный учет.

Устройство государства ахейской Греции

Во главе государства стоял царь, особое значение имели жрецы и чиновники, а ниже их находились обычные жители мелких поселений.

Самое незначительное место занимали рабы. Жители деревень не могли принимать какое-либо участие в управлении городом. Это устройство напоминает государства Древнего Востока.

Культура и религия ахейской Греции

Основной темой для искусства и веры древних ахейцев была война. Именно поэтому их настенная живопись отличается от той, которая была найдена на Крите.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Цивилизация, сложившаяся в материковой Греции, в своих основных чертах была однотипна с минойской. Конечно, она имела местные особенности, характерные для народов, населявших Балканский полуостров. Это позволяет считать ахейскую Грецию в позднеэлладский период составной частью единой цивилизации бронзового века на территории Эгеиды, наиболее ярко представленной в ее центрах – на Крите и в Микенах.

Расцвет цивилизации бронзового века на Балканах приходится на XV-XIII вв. до н. э. – период, который на основе открытий в Микенах уже в конце XIX – начале XX в. стали именовать микенской эпохой. Однако последующие археологические исследования показали, что ахейские государства существовали на всей территории Балканского полуострва – в Северной, Средней и Южной Греции. Как и на Крите, центральными, структурообразующими элементами общества бронзового века на Балканах были дворцы. Кроме Микен и Тиринфа, дворцы были также в Пилосе (Мессения), Афинах (Аттика), Фивах и Орхомене (Беотия), Иолке (Фессалия). Однако на материке дворцы микенской эпохи строились значительно меньших размеров, чем на Крите, и, кроме того, они находились в центре цитаделей, которых не было на острове.

Наиболее общие представления об особенностях балканской архитектуры дают микенские дворец и цитадель. Цитадель в Микенах располагалась на скалистом холме. Ее стены, воздвигнутые в основном в XIV в до н.э., сложенные из огромных грубо обтесанных каменных глыб, были толщиной 6-10 метров и высотой до 18 метров.

Центральные ворота, названные Львиными (по увенчивающим их изображениям львов), были сооружены в XIII в. до н.э., в период максимального расширения крепости, когда цитадель Микен стала занимать площадь около 30 тысяч квадратных метров. При этом дворец оставался довольно скромных размеров (23 х 11,5 м). Главным помещением дворца (и в этом еще одно отличие «материковых» дворцов от критских) был мегарон – обширный почти квадратный зал (13 х 11,5 м), крышу которого с отверстием посередине поддерживали четыре колонны. В центре мегарона располагался очаг, являвшийся в то же время и алтарем. Здесь же царь, сидя на троне, принимал послов, здесь же устраивались пиры.

Еще больше впечатляют крепостные сооружения Тиринфа, расположенного в 15 километрах от Микен. Стены его цитадели, сложенные в XIV-XIII вв. до н. э., по мощи не уступают микенским, но их строители владели уже более совершенными методами возведения оборонительных сооружений. Внутри внешней крепостной стены была еще одна стена, непосредственно защищавшая царский дворец. В случае если бы неприятель пытался проникнуть в крепость через главные ворота, ему пришлось бы подниматься по дороге вдоль крепостной стены, подставляя оборонявшимся свой правый, не защищенный щитом бок. А за воротами он попал бы в узкий проход, который упирался в еще одни укрепленные ворота. В этом каменном мешке враг, оказавшийся под ударами со всех сторон, легко мог быть уничтожен. Для нападавших эта цитадель была практически неприступной, за что Тиринф получил название «крепкостенный». На случай долгой осады в Тиринфе, так же как и в Микенах, был устроен подземный водопровод, подававший воду внутрь крепости. Сложность и продуманность фортификационных сооружений свидетельствуют о неспокойной жизни ахейцев, постоянно участвовавших в военных столкновениях.

Лучше всего изучен хорошо сохранившийся дворец в Пилосе, в котором, согласно Гомеру, правил легендарный старец Нестор. Он похож на микенский и тиринфский дворцы: массивные наружные стены из крупных каменных блоков; пропилеи (проход), украшенные величественными колоннами; дворцовый двор; мегарон, стены которого украшали фрески, а полы были покрыты орнаментом и изображениями представителей морского мира. Особый интерес представляло двухэтажное восточное крыло дворца со множеством жилых помещений. В комнатах на первом этаже, которые служили кладовыми, археологи обнаружили несколько тысяч сосудов для хранения сельскохозяйственной продукции и резервуары для воды. Дворец Нестора справедливо называли «богато украшенным» и «пышным». У его владельца не было недостатка в сосудах из драгоценных металлов, в дорогой мебели и богатых одеждах. О несметных богатствах Пилоса свидетельствуют многочисленные фрагменты золотых и серебряных предметов и изделия из драгоценных камней, обнаруженные при раскопках дворца и расположенных рядом купольных гробниц.

Но настоящей сенсацией стала находка в одной из комнат дворцового архива, содержащего около тысячи глиняных табличек. Подобные таблички, написанные линейным письмом Б, обнаружены и на Крите, куда проникли ахейцы после гибели минойской цивилизации. Прочтение этих табличек, которые являлись в основном документами финансово-административного характера, позволило узнать многое о жизни дворцов микенской эпохи.

Наличие дворцов и мощных крепостей указывает на существование в позднеэлладский период на Балканах уже сложившейся цивилизации с развитой государственностью. Хотя ученые не перестают спорить о том, удалось ли Микенам хоть ненадолго создать единое государство или правители ахейских дворцов смогли сохранить свою независимость. Каждый дворец оказывается центром небольшого государства. Практически все представители царской администрации пребывали на территории дворца.

Высшим лицом во дворце, согласно надписям, был ванака (или анакт) – царь Пилоса, который обладал верховной властью в государстве. Выражением его высокого статуса являлось то, что в его собственности находился темен – обширный земельный надел, приносивший 1800 мер зерна, и этот надел был второе больше земельных участков других знатных лиц. Именно высшие должностные лица являлись самыми крупными землевладельцами. Ванака выполнял еще судебные и жреческие функции. Только царю подчинялась некоторая часть чиновников (в пилосских табличках упоминаются должностные лица, названные «царскими»). В состав царской администрации входили также писцы, которые вели подробные счетные записи всего, чем владел царь и что поступало во дворец. Их помещения были расположены возле мегарона, откуда царю было удобно руководить своими чиновниками.

Вторым по значимости лицом в государстве был лавагет – воевода, предводитель царского войска. Как и царь, он владел земельным наделом (но меньшего размера – в 600 мер зерна), и в его распоряжении находились должностные лица, называвшиеся «воеводскими».

Еще ниже в социальной иерархии стояли жрецы (и жрицы), владевшие участками, дающими по 300 мер зерна.

Дворец был не только резиденцией правителя, центром политической жизни государства, но и важным экономическим центром. Дворцовое хозяйство, по данным дворцовой отчетности, охватывало все отрасли производства и олицетворяло собой экономический прогресс цивилизации.

Дворцовая администрация в первую очередь организовывала эффективное функционирование дворцового хозяйства. Судя по пилосским табличкам, в нем широко применялся труд рабов, сведенных в отряды. В списках работников упоминаются женщины-рабыни, которые мололи зерно, пряли и ткали шерсть, были заняты в качестве прислуги. Численность рабов в отряде порой достигала ста с лишним человек. В списках также есть мальчики и девочки, которые, по-видимому, были детьми рабынь (кроме того, упоминаются пайки, которые выдавали из кладовых на работниц и их детей). В хозяйстве использовался и труд мужчин-ремесленников, но обычно в отряде было не более десятка рабов-мужчин.

Другой важной функцией царской администрации было управление общинами, находящимися на территории царства. Общины были обязаны платить дворцу «натуральные» подати продуктами (размер устанавливался из расчета количества и качества земли, которой владела община), и чиновники строго контролировали объем и своевременность выплаты общинами установленных податей. Кроме натуральных поставок, в качестве обязательной повинности общин в пользу государства практиковалось привлечение свободных ремесленников для работ во дворце. (Так, в табличках упоминается: «один каменщик не явился», «там присутствовало 10 человек и отсутствовало 4 человека» и т. д.). Установив строгий учет сырья, и прежде всего металла, дворец поставил под свой контроль ремесленное производство, а важнейшие его отрасли монополизировал.

Рядовое население проживало за пределами дворца. У его стен располагался нижний город, где основным занятием жителей было ремесло, торговля и обслуживание запросов царской администрации. Однако подавляющее большинство населения государства, объединенное в общины (дамос), обитало в многочисленных поселениях, разбросанных по долинам и горным склонам, и было занято в сельском хозяйстве. Общинные отношения оставались весьма прочными. Часть земли находилась в частной собственности, но основной земельный фонд все еще принадлежал общинам. Из него нарезались земельные наделы, выдаваемые за выполнение государственных функций, и участки для сдачи в аренду. В табличках эта категория земли упоминалась как «земля, полученная от народа». К ней относились и царский теменос, и наделы лавагета, жрецов и других должностных лиц.

Арендаторами на «земле, полученной от народа» или частных наделах были безземельные работники – так называемые божьи рабы (и рабыни). Не являясь рабами в полном смысле этого слова, они, вероятно, были связаны с храмовой администрацией. Их небольшие участки давали всего по 10-11 мер зерна. Аренда общинной и частной земли была весьма распространенным явлением в экономике пилосского общества. Среди должностных лиц государства был даже специальный чиновник, следивший за сбором арендных платежей.

По текстам с табличек из Пилоса и Кносса дворцовое хозяйство предстает как мощная структура, контролировавшая практически всю экономическую жизнь общества. В основе эффективного ведения дворцового хозяйства и управления экономикой подвластной правителю территории лежал строгий учет и контроль всех трудовых и сырьевых ресурсов, выполняемых работ и произведенной продукции. Частные хозяйства играли второстепенную роль и также находились в зависимости от дворца. Все это говорит о том, что в государствах ахейской Греции сложился типичный для регионов Средиземноморья и Ближнего Востока эпохи бронзы тип централизованной экономики, основой которого является дворцовое или храмовое хозяйство.

В конце XIII в. до н. э., после Троянской войны, в дворцовых хозяйствах ахейских царств наметились признаки экономического кризиса. К тому же в это время на Балканах резко ухудшилась этно-политическая ситуация. В силу каких-то до сих пор неизвестных причин племена, соседствовавшие с ахейскими государствами, двинулись с севера Балканского полуострова на юг. Все эти народы находились еще на стадии первобытнообщинных отношений. Большинство из них составляли родственные ахейцам племена греков, говорившие на дорийском диалекте. Продвижение дорийцев сопровождалось грабежами, разрушениями и пожарами. Для защиты от пришельцев в ахейских цитаделях спешно ремонтируются старые укрепления и строятся новые. Хотя крупнейшим крепостям (Микены, Тиринф и Афины) и удалось отразить нападение дорийцев, однако большинство дворцов (и прежде всего дворец в Пилосе) и поселений микенского времени после разрушения уже не возродились. Это нашествие представителей первобытного мира положило начало гибели цивилизации бронзового века в Греции.

Даже в устоявших цитаделях дворцовое хозяйство приходит в упадок. В поисках убежища одни ахейцы двинулись в области, мало затронутые вторжением варваров (например, в Аттику, Элиду, Ахайю), другие покинули Балканский полуостров. Следы запустения после дорийского нашествия просто поражают: количество поселений сокращается в несколько раз, убывает население, ремесленное производство приходит в упадок, а о монументальном строительстве, фресковой живописи и письменности в Греции вспомнят лишь через несколько веков. Резко уменьшается объем торговли, а торговый обмен с Востоком почти полностью прекращается. Начинается длительный период изоляции греческого мира от древневосточных цивилизаций.

Разоренное микенское общество оказывается неспособным существовать в прежних формах. Дворцы в Микенах, Тиринфе и Афинах простояли еще около ста лет, но в конце XII в. до н. э. акрополи в этих городах пустеют. Вскоре жизнь покинула и остальные цитадели. Вместе с гибелью дворцов, которые были социально-экономической, политической и культурной основой цивилизации бронзового века на Балканах, завершается микенская эпоха

Гибель цивилизации ахейского мира была предопределена исторической исчерпанностью возможностей развития цивилизации эпохи бронзы. Главная из причин ее схода с исторической арены – социально-экономическая. Использовавшиеся в эпоху бронзы малопроизводительные орудия труда из меди, кости, камня и даже дерева либо чрезвычайно дорогие из бронзы ограничивали возможности совершенствования хозяйственной и трудовой деятельности. С такими примитивными и непроизводительными орудиями труда экономика может эффективно функционировать, только если она базируется на крупных централизованных хозяйствах, в которых работники сведены в отряды по специальностям и их труд четко организован на принципах кооперации и специализации. Но, как показывает исторический опыт, такой тип хозяйства, аналогичный древневосточному, позволяет идти по пути прогресса и накапливать богатства лишь до определенного предела. Дворцовые хозяйства, жившие за счет труда рабов и подчиненных дворцам общинников, должны были постоянно расширять штат управляющих и соответственно увеличивать расходы на его содержание. Это снижает эффективность производства, и в конце концов дворцы превращаются из центров производства в центры потребления, что ведет к застою и кризису в экономике.

Возможности развития ахейского общества были весьма ограниченными. Цивилизация на Балканах и в бассейне Эгейского моря не распространялась дальше дворца и близлежащей округи. Острые противоречия существовали не только между цивилизованным обществом и первобытными племенами, но и между дворцом и подчиненными ему общинами. Носителями цивилизации и ее культурных достижений были лишь аристократы, проживавшие во дворцах, и чиновники, связанные с дворцовым хозяйством. Поэтому с гибелью аристократии на полях сражений погибала и сама цивилизация. Во многом этому способствовала затяжная Троянская война, потребовавшая затраты огромных материальных и людских ресурсов. Исчерпавшие свои исторические возможности, ослабленные противоречиями, ахейские государства стали легкой добычей вторгнувшихся воинственных племен.

Дорийское переселение было последним крупным передвижением народов на Балканском полуострове в истории Древней Греции. После него расселение греческих племен и распространение диалектов в бассейне Эгейского моря завершилось. В дальнейшем этническая картина в этом регионе мало изменилась.

В конце XII– в ХIв. до н. э. многие районы, обжитые микенцами, обезлюдели. В некогда цветущей Арголиде найдены следы всего семи поселений, в Мессении – шести, в Беотии – двух. На это время приходится максимальный отток населения из Балканской Греции, зато осваиваются новые территории: Малая Азия, острова Эгейского и Ионического морей. На новые земли прежде всего устремились бежавшие от нашествия варваров ахейцы. В ХIв. до н. э. греки, говорившие на ионийском диалекте, заселяют большую часть западного побережья Малой Азии и ближайшие к побережью острова: Хиос, Самос и др. Этот процесс массового переселения ионийских греков на малоазийское побережье получил название ионийской колонизации. Носители эолийского диалекта заселяют северную часть Эгейского побережья Малой Азии и близлежащие острова (самый крупный из них – Лесбос). Искавшие удобные для поселения места дорийцы, захватив Пелопоннес, затем занимают Крит, Родос и южную часть западного побережья Малой Азии. В результате греки расселились по всему бассейну Эгейского моря.

На новых территориях утвердились принятые у переселенцев общинные родовые структуры. Греческое общество, сделав шаг назад, вернулось к первобытнообщинным отношениям. В этих условиях дворцы оказались несовместимы с новым укладом жизни и сошли с исторической арены. Вместе с дворцами оказались ненужными письменность и многие другие достижения микенской культуры. Новые родовые поселения возникали в стороне от руин дворцов, как бы знаменуя этим разрыв с микенским обществом. Из богатого наследия культуры микенского времени сохранились преимущественно отдельные навыки в выращивании зерновых, винограда и оливок, важнейшие технологические приемы, орудия и инструменты, применяемые в бронзолитейном и гончарном производстве, кузнечном деле, в строительстве парусных судов и т. п. Сохранились также некоторые религиозные верования и культы, прежде всего связанные с сельскохозяйственной деятельностью.

К предполисному периоду относятся первые свидетельства движения общества по новому пути развития. Изменяется характер погребений, а вместе с ним, вероятно, и обряд заупокойного культа. Традиционную гробницу для целой семьи заменяют «ящичные» могилы для захоронения одного человека. С распространением обряда кремации умершего появляются погребальные урны.

Но важнейшим новшеством после дорийского нашествия следует считать широкое использование железа. Начинается железный век в истории Древней Греции. Искусство обработки железа имеет длительную историю. В микенское время железо считалось ценным металлом, и изделия из него были чрезвычайно редки. Но в ХІ в. до н. э. обработкой металла занимались уже в Афинах, Арголиде, на острове Эвбея. Совершенствуется производство железных орудий труда, которые были прочнее и дешевле бронзовых, к тому же месторождения железной руды встречаются значительно чаще, чем залежи олова и меди. Массовое использование железа привело к техническому перевороту в производстве. Новые орудия труда резко повысили производительные возможности как всей общины, так и отдельного работника. Это дало мощный импульс для быстрого движения древнегреческого общества по принципиально новому пути развития.

Благодаря широкому использованию железа и индивидуализации труда производителя, стали ненужными столь необходимые в микенское время государственная монополия в металлургии, обусловленная дорогостоящими дальними экспедициями к местам добычи руды, и кооперация работников, необходимая при использовании малопроизводительных орудий труда бронзового века.

В X-IX вв. до н. э. преимущественно из железа стали делать военные доспехи и оружие. Уже в X в. до н. э. Греция становится одним из ведущих производителей изделий из железа в Восточном Средиземноморье, что позволяет отказаться от использования бронзы для изготовления предметов для повседневной жизни.

Однако процесс становления новых социально-экономических и политических структур был долгим. Греческое общество оставалось еще замкнутым, изолированным от передовых центров восточных цивилизаций. Об этом свидетельствует отсутствие предметов, привезенных из стран Востока. Местная керамика была грубая, низкого качества. Только возникший после 900 г. до н. э. геометрический стиль в вазописи указывает на прогресс в развитии древнегреческого общества. О реалиях того времени наглядно свидетельствуют археологические открытия и тексты поэм Гомера.



Статьи по теме: