Рыба ищет где глубже. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем

Рыба ищет где глубже, а человек где лучше

(иноск. ) - о лучшем устройстве своей жизни

Ср. Солдатка Оксана, в ее бесприютном сиротстве, покинувшая свою родину, пришла на Дон... знаменуя пословицу: рыба ищет где глубже, а человек - где лучше .

Кохановская. Кирило Петров. 7.

Ср. Бог с тобой, прощай! Коли ты можешь бросить равнодушно мужа, так прощай! - "А что/ ж такое! Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше ".

Островский. Доходное место. 4, 6.

Ср. Отчего ж ему не проездиться? С Богом и мое ему благословение на путь-дорожку. Рыба ищет где глубже, человек - где лучше . Пусть поглядит на свет и себя покажет.

В.И. Даль. Отец с сыном. 3.

Ср. Пословица говорит: "Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше" ; в России не так: "а человек - где выше".

Д.В. Григорович. Из записной книжки.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "рыба ищет где глубже, а человек где лучше" в других словарях:

    Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. См. ТЛЕН СУЕТА …

    Рыба ищет, где глубже, а человек - где рыба - (от посл. Рыба ищет, где глубже, а человек где лучше говорится о том, кто решает изменить свою жизнь в надежде на лучшее) 1) исходное знач.; 2) о поиске места, где будет клевать рыба … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    Рыба ищетъ гдѣ глубже, а человѣкъ гдѣ лучше (иноск.) о лучшемъ устройствѣ своей жизни. Ср. Солдатка Оксана, въ ея безпріютномъ сиротствѣ, покинувшая свою родину, пришла на Донъ... знаменуя пословицу: рыба ищетъ гдѣ глубже, а человѣкъ гдѣ лучше.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Рыба ищет глубже (где глубже), человек лучше (где лучше). См. СВОЕ ЧУЖОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    РЫБА, рыбы, жен. 1. Живущее в воде позвоночное животное с конечностями в виде плавников, дышащее жабрами, с холодной кровью и с кожею, покрытою обычно чешуею. «Старик ловил неводом рыбу.» Пушкин. Удить рыбу. Пресноводная рыба. Морская рыба.… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) кого? рыбы, кому? рыбе, (вижу) кого? рыбу, кем? рыбой, о ком? о рыбе; мн. кто? рыбы, (нет) кого? рыб, кому? рыбам, (вижу) кого? рыб, кем? рыбами, о ком? о рыбах морское, речное животное 1. Рыбой называют … Толковый словарь Дмитриева

    Ы; ж. 1. Водное позвоночное животное с непостоянной температурой тела, дышащее жабрами и имеющее плавники. Пресноводная, морская, речная р. Аквариумные породы рыб. Хищная р. Крупная, мелкая р. Промысловая р. Хрящевые, костные рыбы. Р. плещется,… … Энциклопедический словарь

Donde tu voz veranea –
eres lo Verde.*
(1988, Москва)

Спать.
Уснуть.
Поскорее всё забыть, забыться...
Хорошо бы... уехать, улететь, уплыть...
Уехать?... – да ведь уехала уже!!... улетела...
Ну тогда – уплыть – туда – далеко – ещё дальше – за Океан: куда-нибудь в Колумбию-Аргентину-Бразилию...
Туда, где меня никто не знает, где в жизни никто не видел...

Но... – уже любят? – родственники? Улыбаются, черноглазые, смуглые... волосы блестят, и кожа блестит... – братья и сёстры? никогда не стареющие...
Или это уже племянники?..
Конечно, любят.
А – узнАют?..
Обязательно узнАют. Как рыбаки, возвращаясь, узнаЮт свой дом... Потому что, они, рыбацкие домики, все – разные-разные, разноцветные – розово-райско-зелёно-синие – чтобы ещё издали... уже узнать.
И улыбаться...
И махать, махать... махать приветно... и ответно тоже... рукой...
Или это в Венесуэле?...

Туда, где разноцветные домики у Океана...
Туда, где время никуда не торопится, никуда не летит, не бежит и не течёт, а лежит прямо у стен... у розовых стен твоего дома...
И розов закат...
Или – у голубых стен...
А потому и небо, и вода... и Время – тоже голубые – у самых ног, у самых ног твоих – самим Океаном...

И улыбаюсь...
И почти уже сплю... и отчего-то вспоминается: “Рыба ищет, где глубже...” – что-то... наше, что-то... школьное... из той, сухопутной ещё, поры – у доски... из учебника... бумажное...
И какие-то бумажные рептилии, шурша, – по бумаге же! – выползают на сушу... а водоплавающие кишат...
Где глубже...
А человек? человечек из учебника? – смешная морда! – голый, волосатый и согнутый ещё, коленки дрожат – тоже ищет...
Только не знает пока об этом...
Так всю жизнь и ищет...
Так и проищет – жизнь целую...
Так и не узнает...

И я – ищу... Всю жизнь, всю свою жизнь – жизнь свою ищу?... найти хочу....
Всю...

И плыву, и заплываю всё дальше и дальше... ещё на плаву, на поверхности ещё... а подо мной – а подо мной всё глубже и глубже, и вот уже совсем глубоко, совсем далеко уплыла, но нет – что-то тянет, зовёт, гонит дальше – всё дальше, всё глубже и глубже...
Вглубь...
Чтобы уже совсем невозможно было вернуться. Совсем невозможно...
Возможно...
Возможно, там, на этой глубине, я найду, наконец?... встречу, наконец... себя?...

Совсем глубоко – и вот уже нет никого, и домиков тех нет, давно уже нет (своего, значит, так и не будет, так и не было у меня...), и стен этих розовых, и людей этих, смуглых, улыбчивых, что жили здесь когда-то... и заката их, и золотых богов уже не видать... и следа не осталось...– а был ли закат? бывают ли они – боги, закаты и восходы – здесь?...
Только тёмно-зелёная глубокая тишина, зелёная чернота... тёмная, тайная глубь, и...

Свободный, торжественный – наконец-то!! – холод и блеск боков – плавных, влажных, серебристых – и узкой спины – с чернением по хребту – и на хребте – совсем уже тёмное, царственное заострение – и сильное движение – вправо-влево! – мощного хвоста, того, что был раньше ногами...

И не было никогда никаких ног... а руки... руки... они мне тоже не нужны.
И глаза! мои глаза... всё видят – всё – видят... всегда!.. открыты... закрыты...
Всё – знаю.
Всё...

Donde la muerte dormita –
eres lo Hondo.*

________________________

* P;ajaro deslumbrado,
que vuelas oto;nos!..
Eres lo Alto!
Donde tu voz veranea –
eres lo Verde.
Donde la muerte dormita –
lo Hondo.

Птицы осенним полётом
высь отзовётся...
Голосом вечного лета –
вечная зелень...
Голосом дремлющей смерти –
моря глубИны.

Рецензии

Дорогая Ниночка!

Впервые читаю Ваша прозу и изумляюсь - она у Вас тоже поэтична!
Это было настолько ЗАВОРАЖИВАЮЩЕ, волшебно и образно, что мне показалось, будто я попала в сказку, в Ваш фантастический Сон!
Я как будто летела с Вами в эту ГОЛУБУЮ, а потом чёрную БЕЗДНУ! Я побывала с Вами в Океане и увидела смуглых улыбчивых людей!

Поэт в Вас и здесь прорывается наружу! Не знаю, как Вам удаётся добиться такой динамики действия, наглядности и в то же время какого-то УБАЮКИВАЮЩЕГО эффекта.
Быть может, обилием повторений и обрывочных фраз... Или какой-то плавной монотонностью, как бы переходящей в речитатив...

Всё это какое-то забытьё или неспокойный сон, в котором Вы продолжаете метаться и искать себя... и некий смысл Бытия и, как бы находя его, во сне превращаетесь...в русалку!
Это лично мои ощущения. Может быть, ошибочные...

Истина известна только Вам!

В Московском драматическом театре имени Пушкина состоялась премьера спектакля «Эта прекрасная жизнь» по пьесе Кена Людвига. Комедию повышенной лёгкости играют известные актёры – Игорь Бочкин, Елена Яковлева, Ольга Волкова, постановка Романа Самгина. Но это не антреприза, спектакль включён в репертуар Театра имени Пушкина. Потому что при входе в любой театр вы встретите окошечко с надписью – «КАССА»...

И вот вопрос: количество проданных билетов – главный герой всякого театрального отчёта, а чем заманивать зрителя? Все администраторы, особливо старой школы, знают, что массовый зритель предпочитает известных по кино артистов, играющих лёгкие комедии – американские, английские, итальянские и французские. Русская традиция лёгких вещиц, прекрасно проявившая себя в классическом водевиле, с трудом трепыхалась в идеологических тисках прошлого века, а потом была придавлена монстром «новой драмы». Способные люди, конечно, смекнули, что к чему, и ушли сценаристами на телеканалы. А что играть в театре? Чтобы люди по доброй воле купили билетик?

И тут у нас возникает колоссальная фигура Михаила Мишина. Раньше его называли «писатель-сатирик» (наверное, потому, что он сочинял одно время миниатюры для А. Райкина). Мишин спас почти всех театральных администраторов от позора. Он значится как «переводчик» забойных сценических хитов с 90-х годов до наших дней. Ноэль Кауард – это Мишин, и Рэй Куни – это Мишин, и Кен Людвиг, который написал «Эту прекрасную жизнь» – тоже Мишин. Мишин не просто переводчик. Он что-то делает с этими пьесами – нет, не искажает, но обаятельно снимает чужеродность фактуры, все герои прекрасно говорят по-русски и кажутся близкими и понятными.

В лёгких комедиях – это, как правило, комедии положений (забавной путаницы) – всё вертится вокруг семейной жизни и отношений детей с родителями. Весьма часто в них фигурируют как герои профессиональные артисты. Социальных и философских проблем в лёгких комедиях не должно быть в принципе. Их задача – формирование хорошего настроения публики. Такова и «Эта прекрасная жизнь».

Герои пьесы – Джордж и Шарлотта – когда-то успешно снимались в Голливуде, но нынче они держат маленькую, на пять человек, антрепризу в провинциальном городке (Буффало), играют всего две пьесы. Их дочь Розалинда собирается покинуть театр и выйти замуж за молодого человека Говарда, ведущего прогноз погоды на ТВ. Одна из актрис труппы, Эйлин, беременна – и подозрения Шарлотты справедливы, это нашкодил её муж... Внезапно становится известно, что знаменитый режиссёр Фрэнк Капра ищет в свой новый фильм замену, потому что главный герой сломал ногу. Он собирается навестить скромную антрепризу Джорджа и Шарлотты – и, возможно, их прерванная карьера в Голливуде восстановится в полном блеске!

И понеслось... Какие это годы? Уже есть ТВ, но ещё нет мобильников. По упоминанию Фрэнка Капры ничего не определишь, он почти 100 лет жил. Костюмы И. Белоусовой время точно не выдают – в какие годы Шарлотта, героиня Елены Яковлевой , могла бы носить этот тёмно-зелёный приталенный костюмчик с затейливым сооружением типа чалмы с ушками на голове (творческая неудача художника)? Непонятно. Да и ладно. Ясно, что перед нами эхо блистательного, влюблённого в себя Голливуда, где даже пораженцы и лузеры прекрасны. Главное – взять бодрый темп, наладить между героями весёлые лёгкие отношения, самим играть в хорошем настроении и заразить им зрителя.

Так и вышло. Лидирует тут Игорь Бочкин , играющий удивительно здорового во всех смыслах мужчину третьей молодости, которому в кайф жить, в кайф играть на сцене, в кайф ругаться с любимой (без сомнения!) женой. Приятная расслабленная улыбка сияет на его симпатичнейшем лице. Почти всё второе действие Джордж-Бочкин проводит в состоянии острой алкогольной интоксикации, и такого обаятельного изображения опьянения я давно не видела. Да, пьяненький, но до чего беззлобный, доверчивый, трогательный и милый человек!

На второе место в рейтинге точности попадания в жанр я бы поставила народную артистку Ольгу Волкову (она играет Этель, тёщу Джорджа). Это мастерица эксцентрических комедийных красок, виртуоз трансформации и короткого убойного появления. Этель в труппе заведует костюмами, её царство – в гардеробе, и она там не просто сидит и латает расползающиеся театральные манатки, нет – она, как сказочный гном , сторожит закон и порядок своего мирка. Кругом же – опасные идиоты во главе с зятьком! Единственное, что хотелось бы добавить в грандиозный образ самоуверенной и надменной тёщи в исполнении Волковой, – каких-нибудь её проявлений как матери и бабушки, сейчас она исключительно тёща.

Елена Яковлева (Шарлотта) – по преимуществу драматическая актриса. Она может играть комедию, владеет такими красками, но это не вполне её родная стихия. Иногда она слишком серьёзна для этой невесомой вещи. Прорывается присущая актрисе нежная сентиментальность. Впрочем, это даже и неплохо (нельзя постоянно комиковать), а вот ужасный зелёный костюм с чалмой меня сильно раздражал. Яковлева носит это на голове чуть не час времени, а ведь у неё такие чудесные волосы.

Молодые играют менее интересно, выделяется разве что блаженный дурачок Говард – Сергей Кудряшов . В целом исполнение не избежало банальностей. Я ещё в 70-х годах видела-перевидела такой тип комикования – один актёр хромает, другой не слышит, третий не выговаривает какой-то буквы. Пьеса-то действительно смешная, и нагнетать мнимый комизм излишне.

Самая забавная сцена – «театр в театре». Дело в том, что труппа играет современную комедию «Корабль любви» и классического «Сирано де Бержерака» поочерёдно. Но, упившись от волнения, наш Джордж перепутал спектакли и в полном гриме Сирано впилился в современную пьесу...

Зритель хохочет счастливым смехом человека, которому удалось полностью выпасть из реальности. Почему мы не умеем печь комедийные пирожки такой степени невесомости? Почему всякие псевдоинтеллектуалы приучили презирать лёгкий жанр? Ведь его смысл нужен людям всегда (а смысл этот – в названии пьесы Кена Людвига: жизнь прекрасна).

Хорошо, хоть неутомимый Мишин спасает кассу и публику.

Тактика и техника зимней рыбалки

Во времена “удушливой атмосферы тоталитаризма”, когда сегодняшним тридцатилетним журналистам недоставало, как они пишут, “глотка чистого воздуха”, так же, как и ныне, существовали профсоюзы.

Те же, кому сегодня больше тридцати, помнят, что тогдашние профсоюзы воспитывали у тогдашних же (еще) трудящихся чувство коллективизма не перекрытием рельсовых путей и организацией забастовок, а проведением всевозможных соревнований и культурно-массовых мероприятий.

Профком нашей организации отчаянно бился за показатели “охвата личного состава” коллективными мероприятиями, и активность рыболовной секции была ему сущим подарком. Профком ежемесячно устраивал соревнования по рыбной ловле и выделял призы. Правила были самые примитивные, победитель определялся по максимальному весу улова за первые три часа рыбалки, зоны не размечались, и “прессинговать” можно было по всему водоему.

А вот призы, при таких-то правилах, были весьма стоящие и делились на три категории. Для первых трех мест - лодки, палатки , спальники и т.д. Далее, всем без исключения, призы участия: удочки, блесны, наборы крючков и т.п. За последнее место - утешительный приз, почти такой же, как и победителям. Если хоть один участник не являлся на взвешивание, то утешительный приз не присуждался. Страсти кипели нешуточные и, как правило, тот, кто чувствовал, что “пролетает”, на взвешивание не являлся, дабы не быть объектом насмешек и притворно участливых расспросов.

Как-то в марте
Одно из таких соревнований проходило в верховьях Железногорского водохранилища в марте месяце. Погода выдалась на загляденье - яркое весеннее солнце, безветрие, теплынь. После коротких 15 минут подготовки к старту (так официально назывался промежуток времени на остограмливание участников) была дана отмашка, и началось.

А что, собственно, началось? Ничего и не начиналось. За первый час бешеной “фрезеровки” льда, проверки самых “верных” мест -ни одной поклевки, ни со дна, ни с полводы - ничего! Неделю назад на этих же местах даже самые ленивые по пакету плотвы насадили, а сегодня - ноль. Оглядываюсь: что делают другие? Веселого мало. Одни еще бурят, а большая часть уселась в устье микроскопического ручья, таскают ершей размером с мизинец.

Нет, эта рыба не для нас, лучше уж на взвешивание не пойду. Ладно, Бог с ней, с этой плотвой. Метрах в трехстах от меня есть подводный бугор, над вершиной которого меньше метра воды. На эту вершину иногда наведываются из окрестных глубин матерые окуни.

Проваливаясь в рыхлый снег, добираюсь до места, и - первая удача: подряд три горбача. Любого из них ершами нашим конкурентам за день мерить - не перемерить, ершатники нам не соперники. Опасность представляют вон те четыре настырные личности, непрерывно бурящие лед. Небось, тоже догадались, что плотвы сегодня не будет.

Спешно разбуриваю всю подводную вершину - ничего. Возвращаюсь к удачливым лункам и продвигаюсь чуть в сторону, на самый край вершины, туда, где ее должно огибать русло затопленной речки.

Над руслом
Ориентиров никаких. Прохожу несколько лишних метров, незаметно смещаюсь на глубину и сверлю три лунки. Ничего не подозревая и не меняя спуск, выполняю обратную проводку: на мелководье я никогда резко мормышку не опускаю, чтобы не распугать рыбу. В первой же лунке, едва мормышка уходит под лед, поклевка. Но позвольте - это же плотва? Плотва, хорошая весенняя плотва, и стоит она в метре ото льда, над глубиной в 6-7 метров над затопленным руслом.

За полчаса до зачетного времени, явно в мой адрес, вдруг раздается: “И ни одна стерва не скажет, что рыба стоит над руслом под самым льдом”. Кто-то из конкурентов или подсмотрел, или сам догадался. Все бросаются сверлить. Но это уже суета, время безнадежно упущено.

Получилось так, что тот случай забылся: начался сезон рыжей воды, и пошла совсем другая рыбалка. Вспомнить же о нем пришлось в похожей ситуации в следующем году. Соревнования проводились на большом пруду, и плотву, также под самым льдом, я довольно быстро нашел в метре от места впадения потока чистой талой воды. На взвешивании выяснилось, что призовая троица имела практически одинаковый результат - 67, 63 и 61 плотвицу. Четвертое место занял улов в 7 плотвиц, а остальные 23 участника оказались с нулем. Как им надлежало действовать, было продемонстрировано недалеко от судейского столика, и домой уехали все с неплохими уловами.

Рыбе, в отличие от ангажированных журналистов, действительно не хватало глотка чистого воздуха, за ним она поднималась под самый лед и лезла на мель под берег. В свой дневник я записал себе поручение заняться основательно этим вопросом на следующий сезон - и исполнил его.

Закономерности поведеня
Для начала я просмотрел литературу, но, кроме самых общих рекомендаций, ничего найти не удалось. Пришлось опытным путем искать закономерности поведения плотвы и окуня, составляющих в наших краях основную добычу на зимней рыбалке, в прудах и водохранилищах и приемы успешной ловли их на мормышку.

Есть два основных фактора, отрывающих рыбу от дна - перемена давления и кислородное голодание. Первый фактор носит временный характер, рыба поднимается не высоко, обычно на метр - полтора от дна, остается возле обычных мест кормежки и, как правило, легко вычисляется рыболовами.

Кислородное голодание носит систематический характер и начинает проявляться уже в январе. Рыба, оторвавшись от дна, поднимается все выше и выше в слои, содержащие хоть какие-то остатки кислорода. На дно она вернется только с притоком свежей воды после продолжительной оттепели или весной.

Первым сигналом ухудшения кислородного режима, а иногда и начала замора, служит январская оттепель после трескучих морозов. Талая вода заливает во льду все трещины и щели и, прихваченная морозом, надежно их закупоривает. Оттепель редко бывает в это время продолжительной, и вода, попавшая в приток водоема, не может сколько-нибудь заметно изменить кислородный режим. Это хорошо знает браконьерская публика и ловит момент, когда рыба пойдет наверх. Тогда, накрывшись с головой над лункой, они сторожат с багориком или кошкой подходящую глотнуть воздуха рыбу.

Чем сильнее пригревает солнце, тем хуже обстановка подо льдом и тем выше поднимается рыба. Но солнце активно распаляет снег, талая вода начинает накапливаться в низинах и оврагах и понемногу прокладывать себе дорогу в водоемы. Когда же количество прибывающей талой воды создаст новое качество кислородного режима в водоеме, рыба вернется туда, где ей надлежит быть в это время года.

Самый азартный клеи бывает на границе этого процесса, когда рыба всей массой подойдет к потокам, несущим кислород. Оба описанных выше случая как раз попали на такую границу, но понял я это много позже, разобравшись в сути явления. А разобравшись, обеспечил себе эффективную рыбалку в глухозимье.

Поиск рыбы
Искать рыбу, стоящую подо льдом, много сложнее обычного: надо найти и место, и горизонт. Рыба оставляет привычные укрытия и мигрирует к местам, где есть хоть какой-то приток свежей воды или воздуха.

Это могут быть родники, ручьи, полыньи, трещины, заросли тростника, водозаборы, водосбросы и т.д. Залив под крутым южным склоном, с которого солнцем содрало снег, - вполне перспективное место. Весьма вероятна стоянка рыбы над каменистыми, глинистыми или песчаными возвышенностями, где нет толстого слоя ила и гниющей растительности. Если есть ярко выраженное сужение, мост, дамба с протоком, далеко уходящий мыс или остатки старой промытой плотины, то рыба обязательно будет стоять ниже по течению в заливе.

Здесь непросто сориентироваться: часто это довольно значительная площадь. Живительная струйка воды может идти от берега и вдоль берега, по руслу затопленного овражка или ручейка, по основному руслу - в зависимости от конкретного места. Однако одно общее правило можно назвать: бурить лунки надо против предполагаемого тока воды, направляясь к началу истока.

Если горизонт неизвестен, то проверку пробуренной лунки надо вести сверху, меняя глубину проводки через полметра - метр. Обнаружив рыбу, глубину надо зафиксировать (в конкретном водоеме вся рыба будет держаться этого горизонта) и дальнейший поиск вести именно на этой глубине. Поразительно, что иногда слой, в котором держится рыба, составляет всего 20-30 см над многометровой глубиной.

Снасти
Когда я, казалось, уже освоил ловлю рыбы в водоемах с кислородным расслоением воды, возникло еще одно странное обстоятельство. Рыба, прекрасно бравшая с утра, часов с 10-11 вдруг решительно прекращала клевать. Ловил я в это время на мормышки собственной конструкции с латунным или серебряным верхом, которые заказывал одному умельцу. Я даже подвел под это теоретическую базу и считал, что в этот период рыба, как и летом, берет утром и вечером.

Эти представления в корне изменились одним солнечным февральским днем. Были мы на огромном Краснокалиновском пруду, и когда полностью прекратился клев, мое внимание привлек не по-рыбацки одетый господин. Ловил он в брошенных лунках - и как ловил! Отменная плотва и окуни горками лежали около лунок: он не считал необходимым их убирать. Народ с азартом его обуривал и, покрутившись, ни с чем уходил. Его это забавляло, и на глазах у всех, подливая, так сказать, масла в огонь, он подходил к очередной брошенной лунке и сразу начинал ловить.

Дело было на большом разливе, условия у всех были одинаковы и, понаблюдав за ним, я понял, что дело в снасти. Подойдя к нему, я коротко попросил: “Научи! ”

Он с любопытством взглянул на меня и, чуть помедлив, сказал: “Лови на олово”. Видя, что мне, как тому милиционеру из анекдота, надо рассказывать не один раз, он вытащил и показал мормышку. Эта средних размеров мормышка была точной копией обской блесны, описанной Сабанеевым. Окрашена она была в черный цвет с зеленой полосой посередине, ближе к крючку стояла желтая точка. На самом крючке не было ничего, даже кембрика. Он медленно, без игры, опускал и поднимал мормышку, и вдруг случалась резкая поклевка.

Разговорились. Рыболов оказался москвичом, приехавшим в гости к родственникам и захватившим, на всякий случай, одну удочку.

Столичный опыт дал толчок к поиску соответствующих мормышек и приемов ужения. Почитав литературу, испытав различные конструкции насадочных и безнасадочных мормышек, я пришел к парадоксальному выводу, что меньше всего важна форма мормышки, а гораздо важнее размер, характер игры и цвет.

Подходящий для конкретного водоема цвет может быть, конечно, любым, но если ставить целью универсальность и всепогодность, то он может быть либо черным, либо зеленым. Об этом немудрено было догадаться и без экспериментов - на метровой глубине подо льдом рыба различает все цвета, и ей, естественно, привычней натуральные цвета обитателей подводного мира.

Про размер можно сказать очень кратко: чем меньше, тем лучше. Неоценимы для такой ловли вольфрамовые мормышки. Они, правда, мне ни разу не попадались черного цвета, краска на них держится плохо, но это мелочи, с которыми легко примириться.

О форме насадочных мормышек сказать нового нечего - это либо дробинка, либо конусная (она же “муравей”). Для самой приблизительной оценки необходимой игры можно взять обычную литую мормышку “личинка”, откусить у нее два противоположных от крючка сегмента - и вперед. Такая мормышка, окрашенная в черный цвет, до сих пор находится в моем арсенале для ужения в закоряженных местах: если и оборвал, то недорога потеря.

На безнасадочных мормышках следует остановиться особо. У меня это две разные по игре мормышки. Первая группа - это конусные вольфрамовые мормышки, окрашенные в черный цвет. Они обладают чуть заметным планированием в горизонтальной плоскости и оснащаются двумя - тремя кембриками черного и белого цвета.

Вторая группа - это мормышки-“нимфы”, играющие только в вертикальной плоскости. Впервые о мормышках под названием “нимфы” я узнал из статьи “Подледное ужение в ГДР” в журнале “Рыбоводство и рыболовство”, №2, 1983 г. Из статьи следовало, что надо добиться игры мормышки в горизонтальной плоскости. Я обычно проверяю все заинтересовавшие меня новинки, проверил и эту. Оторванная от реальных условий ужения (в статье не было и полслова о том, когда и как надлежит на эту приманку ловить), она не дала никаких положительных результатов и вспомнилась только в цепи экспериментов после урока, преподанного столичным рыболовом.

В моем исполнении это была совсем другая мормышка. На крючок №18 я наматывал свинцовую нить, а затем формировал тело шерстяной ниткой. Эта самопальная мормышка давала иногда феноменальные результаты.

Я чрезвычайно дорожил своей находкой и никому не открывал секрета. Но в журнале “Рыболов” №1/95 я прочел хорошую и глубокую статью Анатолия Маилкова о мормышке “нимфа” совершенно другой конструкции. Проверенная мной, эта мормышка дала результаты не хуже и обладала лучшей “зацепистостью” из-за характерного перегиба крючка.

Если первая статья осталась незамеченной, то после статьи Маилкова появилось множество “нимф”, “полунимф”, “получертиков” и т.д., развивающих идею ловли на безнасадочную мормышку, работающую в вертикальной плоскости. В наших орловских водоемах все названные конструкции мало чего стоят, если не учитывать условий применения, описанных выше, но если применять их сообразно тем самым условиям, они не имеют друг перед другом никаких преимуществ.

Тактика ловли
Открытым остается вопрос, на какую конкретно мормышку следует ловить в конкретном месте. В начале ухудшения кислородного режима я обычно проверяю уловистые места насадочной мормышкой и только потом перехожу на безнасадочную. Обычно повторяется алгоритм, описанный выше: часиков до 10-11 рыба берет на мотыля, а затем ловится только на безнасадочную мормышку. Начиная с середины февраля можно ловить только на безнасадочные мормышки. В прудах рыба чаще всего игнорирует безнасадочные мормышки с вертикальной игрой - нимфы, чертики, козы и др., а в водохранилищах, наоборот, на них берет лучше, чем на конусные. Сами условия ловли - ничтожная глубина и хорошая видимость - накладывают требования к ней: максимально возможная скрытность и тишина.

Маскировка
Большинство “отдыхающих” на водоеме не перегрузят себя ни мысленным анализом, ни, тем более, поиском рыбы. Но если они заметят какой-либо успех у вас, то обурят по полной программе. Однажды я был свидетелем такого невероятного случая. К рыболову, нашедшему рыбу и только начавшему интенсивную ловлю, подошел товарищ по команде и попросил его на секундочку встать с ящика. После исполнения просьбы хладнокровно отодвинул ящик и, не обращая внимание на вопли, пробурил лунку.

Единственное спасение от таких хамов - максимальная скрытность. У меня она складывается из нескольких приемов:

    скрытная кистевая подсечка;

    скрытное, одними пальцами рук, вываживание рыбы;

    скрытная транспортировка пойманной рыбы в ящик.

Первые два приема даются тренировкой, а второй обеспечивается специальной конструкцией рыболовного ящика. В моем ящике половина передней стенки откидывается примерно на 30 градусов и позволяет мне, не вставая и не глядя, отправлять рыбу в ящик.

Большое значение имеет светомаскировка. Пробуренную лунку не следует очищать от крошева льда и снега, а для прохода мормышки достаточно проткнуть наклонное отверстие тонкой палочкой.

После подсечки рыбы надо смотреть не в лунку, а вокруг (не заметил ли кто), и уметь, не глядя в лунку, вывести рыбу. Однажды я после подсечки горбача увидел, как ко мне быстро топает недалекий сосед. Деваться мне было некуда, рыбу отпускать не хотелось, я единственное, что успел, так это сделать до его подхода большую петлю из лески между левой и правой рукой. Пока он со мной беседовал о бесклевье, мне пришлось сдать весь запас лески и после этого делать выбор: либо вываживать, либо отпускать окуня. Тогда я сказал: “смотри фокус” - и вытащил горбача. Глаза у моего собеседника стали по полтиннику, и он быстро меня покинул. Через минуту я уже слышал, как он в толпе сотоварищей возбужденно рассказывал: “вон тот х.. мормышкой не играет, просто держит в руке леску и нет, нет, да и вытаскивает вот таких горбачей”.

В другой раз товарища по команде сначала обурила, а потом одолела расспросами бригада из четырех так называемых рыболовов: почему это среди таких глубин он ловит с метровой глубины? Одно удовольствие было слушать его толковый ответ: дескать, под ним затопленный телеграфный столб, и окуни стоят, уткнувшись в макушку этого столба. А вон там, в пятидесяти метрах, есть еще один столб, и его можно найти. Надо было видеть, с каким азартом эти четыре остолопа искали затопленный телеграфный столб.

На широких разливах больших водоемов рыба редко стоит кучно, большими стаями. В таких местах я применяю “карусель”, то есть располагаю лунки по окружности диаметром метров 25-30 и последовательно их облавливаю. Большего диаметра “карусель” делать не стоит, так как не удастся своевременно облавливать лунки. Если место выбрано неудачно, лучше поискать рыбу и закрутить “карусель” на новом месте. Бегаю по лункам с одной удочкой, ловлю с колена, а пойманную рыбу обычно кладу рядом с лункой в снежную ямку и накрываю кусочком наста.

С “каруселью” связан один курьезный случай. В спортивной команде любой прием быстро осваивается всеми. Однажды большущую, метров сто в диаметре, “карусель” крутил мой коллега. Была поземка, и, чтобы не потерять улов, он отмечал холмики с окунями ветками.

Край его “карусели” вплотную подходил к санному пути, проложенному через весь пруд. В какой-то момент с его стороны послышались возмущенные вопли. Оказалось, что пробегавший за санями кобель, увидав одинокий столбик, пометил его и горку окуней обычным образом. Товарищ призывал на голову кобеля все мыслимые невзгоды, в том числе и расстройство желудка. А это было и вовсе напрасно, потому что, случись такое, пришлось бросать бы не только окуней, но и всю “карусель”.

Заключение
Легко заметить, что все сказанное выше не дает ответа на вопрос о том, как поступать в данный момент на конкретном водоеме. Условия кислородного режима для каждого водоема индивидуальны, зависят от множества обстоятельств, и целью настоящей статьи является изложение наших представлений о существе процессов, происходящих в известных нам водоемах Орловщины, и соответствующих им приемов ужения. Некоторым подтверждением наших размышлений служит стабильность результатов рыбной ловли, получаемых на совершенно разных по гидрогеологии водоемах на протяжении конкретного, с января по март, отрезка времени.

О. Архипов Российский рыболовный журнал № 2/1999 г.

(от посл. Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше " - говорится о том, кто решает изменить свою жизнь в надежде на лучшее)

1) исходное знач.;

2) о поиске места, где будет клевать рыба.

  • - У большинства лососевых рыб мясо имеет различные оттенки красно-розового цвета. Но есть лососевые, такие, как сиги, нельма, у которых мясо молочно-белого цвета...
  • - Вяление - один из способов консервирования...

    Книга о вкусной и здоровой пище

  • - рыба из рода лещей, которую одни ученые считают за самостоятельный вид, другие за помесь между лещом и плотвой, или между плотвой и густерой. Встречается изредка в реках Средней Европы и Европейской России...
  • - рыба из семейства голозубых, подотряда сростночелюстных, отряда костистых рыб. Кожа этой рыбы покрыта костяными щитками, снабженными каждый крепкой, подвижной иглой...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - рыба семейства двузубых отряда сростночелюстных. Длина тела до 60 см. Окраска - оливковый фон с мелкими тёмными пятнышками на спине и хвосте. Тело почти шарообразное...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - див-ры/ба,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - о лучшем устройстве своей жизни Ср. Солдатка Оксана, в ее бесприютном сиротстве, покинувшая свою родину, пришла на Дон... знаменуя пословицу: рыба ищет где глубже, а человек - где лучше. Кохановская. Кирило Петров...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Рыба ищетъ гдѣ глубже, а человѣкъ гдѣ лучше - о лучшемъ устройствѣ своей жизни. Ср. Солдатка Оксана, въ ея безпріютномъ сиротствѣ, покинувшая свою родину, пришла на Донъ.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. РОЗНОЕ -...
  • - Рыба ищет глубже, человек лучше...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ТЛЕН -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. РЕМЕСЛО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 апиа ламантин...

    Словарь синонимов

"Рыба ищет, где глубже, а человек - где рыба" в книгах

Рыба

Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена Олеговна

Рыба Ухожу головою в омут. Разомкнулась, сомкнулась волна, И не женщина я, а омуль, И желанна мне глубина. Я плыву, раздвигая жабры, Я ищу свой рыбий народ, И в себя я вбираю жадно Из зеленой воды кислород. Я плыву, раздвигая водоросли, Смыслу здравому вопреки, Развеваются,

ЧЕЛОВЕК ИЩЕТ ЗЕМЛЮ

Из книги Труден путь до тебя, небо! автора Апенченко Ольга

ЧЕЛОВЕК ИЩЕТ ЗЕМЛЮ ВНИМАНИЕ!.. Старт!В кабину врывается плотный, как вода, грохот двигателей. Тяжелая сила вдавливает космонавта в кресло… «Раз, два, три…» - считает он про себя. Хочется считать быстрей, но космонавт подавляет это желание.Проходит несколько секунд, и

РЫБА

Из книги …Я постепенно познаю… автора Гафт Валентин Иосифович

РЫБА О, Рыба, чудо эволюции! Тебя ел Моцарт и Конфуций, Ел, кости сплевывая в блюдо, Так чудо пожирает

Рыба запеченная и рыба-барбекю

Из книги Жить со вкусом, или Байки бывалого кулинара автора Фельдман Исай Абрамович

Рыба запеченная и рыба-барбекю Запекание рыбы – один из самых простых способов приготовления. В старину рыбу чаще запекали, чем жарили, так как в печи запекать гораздо удобнее, чем жарить. К тому же печеная рыба отличается особым вкусом, сочностью, а по современным

ЧЕЛОВЕК ИЩЕТ СЕБЯ

Из книги Нансен автора Таланов Александр Викторович

Глава 2. Как человек ищет решение своей задачи?

Из книги PROвокатор. Мы$ли автора Смирнов Сергей

Глава 2. Как человек ищет решение своей задачи? Теперь мы знаем мотивы клиента. Но желать что-то сделать с недвижимостью и начать решать задачу - это разные вещи.Рассмотрим поведение современного клиента, когда он на самом деле желает решить вопрос с недвижимостью.Первое,

ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА ИЩЕТ

Из книги Возвращение воина автора Теун Марез

ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА ИЩЕТ УБЕЖИЩА В ПОРАЖЕНИИ И ПЫТАЕТСЯ СДАТЬСЯ НА УСЛОВИЯХ, ВЫДВИГАЕМЫХ РАЗУМОМ. ОДНАКО НИ ПОРАЖЕНИЕ, НИ ПОБЕДУ НЕВОЗМОЖНО ПОДДЕЛАТЬ. То, что человек обычно называет неудачей, является совсем не поражением, а оправданием отказа от вызова,

Человек-рыба и кретинизм

Из книги Таинственные явления природы автора Понс Педро Палао

Человек-рыба и кретинизм Несомненно, кретина легко связать с кретинизмом. Однако мы должны понимать, что существует одно различие. Кретин - это глупое существо, которое оболванено и находится не в себе. Кретинизм - это болезнь, которая выражается не только в умственной

Человек издавна ищет средства, продлевающие жизнь

Из книги Вернем утраченное здоровье. Натуропатия. Рецепты, методики и советы народной медицины автора Чудаева Ирина Ивановна

Человек издавна ищет средства, продлевающие жизнь Люди с древних времен искали средства, продлевающие молодость, используя различные, часто неожиданные способы. В Древнем Египте жрецы советовали фараонам два раза в месяц потеть, применять рвотные, а также слабительные

1. Что ищет человек, когда он ищет смысл Переживание предела как мотив поиска смысла

Из книги Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии автора Виртц Урсула

1. Что ищет человек, когда он ищет смысл Переживание предела как мотив поиска смысла Существуя в этом мире, мы обречены [искать] смысл… Морис Мерло-Понти Смысл мира должен существовать за его пределами. Людвиг Витгенштейн Задаваясь вопросом о том, что мы, собственно,

ЧЕЛОВЕК ИЩЕТ ИСТИНУ - ЧЕЛОВЕК РАСТЕТ!

Из книги Родные и близкие. Почему нужно знать античную мифологию автора Дубов Николай Иванович

ЧЕЛОВЕК ИЩЕТ ИСТИНУ - ЧЕЛОВЕК РАСТЕТ! Николай Иванович Дубов умер в 1983 году в возрасте 72 лет. Его первая книга прозы - повесть «На краю земли» - вышла в свет в 1951 году, последняя - повесть «Родные и близкие» - в 1980-м. Тридцать лет работы Николая Дубова в литературе были

Рыба - царь, а человек?

Из книги Литературная Газета 6460 (№ 17 2014) автора Литературная Газета

Рыба - царь, а человек? Виктор Астафьев. Царь-рыба. - СПб.: Вита Нова, 2013. – 624 с.: ил. – 1100 экз. Повествование в рассказах "Царь-рыба" – одно из наиболее значительных произведений В.П. Астафьева. В центре повествования – люди сложной судьбы, живущие в борьбе с суровой

Человек ищет путь в жизни из своего желания

Из книги Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Человек ищет путь в жизни из своего желания Вопрос: Есть несколько вопросов, связанных с распространением Каббалы: 1) Есть достаточно большое количество людей, которые, прочитав Ваши статьи в прессе, «впечатлились», даже поверили, но активно ничего делать не начали.

246 РЫБА, НЕ ИМЕЮЩАЯ ЧЕШУИ, В ЖИВОТЕ КОТОРОЙ НАЙДЕНА РЫБА, ИМЕЮЩАЯ ЧЕШУЮ; РУСАЛКИ

Из книги Запретный Талмуд автора Ядан Ярон

246 РЫБА, НЕ ИМЕЮЩАЯ ЧЕШУИ, В ЖИВОТЕ КОТОРОЙ НАЙДЕНА РЫБА, ИМЕЮЩАЯ ЧЕШУЮ; РУСАЛКИ Тора запрещает употребление в пищу рыбы, не имеющей чешуи. Согласно постановлению древних мудрецов, если такая рыба проглотит другую рыбу, имеющую чешую и плавники (и потому дозволенную к

Одна рыба, две рыбы, красная рыба, синяя рыба

Из книги Секрет истинного счастья автора Кинслоу Фрэнк

Одна рыба, две рыбы, красная рыба, синяя рыба В 1982 году физик Ален Аспект обнаружил, что субатомные частицы-например, электроны-взаимодействуют друг с другом на огромных расстояниях в миллионы световых лет. Но по-настоящему удивительно то, что взаимодействие



Статьи по теме: