Значение слова контрапункт. Большой энциклопедический словарь что такое контрапункт, что означает и как правильно пишется Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

Содержание статьи

КОНТРАПУНКТ, искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий. В истории музыки термин «контрапункт» прилагается в специальном смысле к стилю, возникшему в 14 в. и пришедшему на смену т.н. дисканту 13 в. В более широком и общепринятом значении термин контрапункт употребляется в характеристике музыки всех последующих эпох. Термин «полифония» во многом синонимичен термину «контрапункт», им тоже часто характеризуются музыкальные сочинения, написанные с применением контрапункта.

Первый расцвет контрапунктического стиля приходится на 16 в. Вершиной его считаются хоровые сочинения Палестрины (ок. 1525–1594), хотя и у Палестрины и даже ранее можно усмотреть (принимая во внимания т.н. проходящие ноты) элементы гармонического письма. При сочинении в контрапунктическом стиле перед композитором стоит проблема сочетания отдельных голосов (вокальных или инструментальных партий) так, чтобы они контрастировали друг другу ритмически и чтобы каждая из них имела при этом свой мелодический облик. Таким образом, если каждый голос интересен мелодически, ни один из них не может быть доминирующим, – в отличие от «солирующего» голоса в гомофонном стиле.

Хотя искусство Палестрины в сочинении контрапунктических произведений для хора без сопровождения осталось непревзойденным, мастерство контрапункта достигло второй вершины в инструментальных и хоровых произведениях И.С.Баха (1685–1750). Контрапункт Баха опирается на более развитую гармоническую систему и отличается большей свободой мелодических линий. У Баха гармонический остов контрапункта особенно заметен в партии «фигурированного баса» (basso continuo), исполнявшейся на органе или на клавире.

Контрапункт в 20 в.

П.Хиндемит (1895–1963) пришел к выводу, что контрапункт в предшествующие три с половиной столетия оказался слишком тесно связанным с гармонической основой, что препятствовало развитию, индивидуализации отдельных голосов. «Линеарный контрапункт» Хиндемита в определенном смысле есть возврат к допалестриновскому стилю, хотя в плане употребления диссонансов этот стиль вполне современен. По мысли Хиндемита, диссонантное, конфликтное соотношение партий заставляет слушателя воспринимать их как самостоятельные линии – в отличие от контрапункта, опирающегося на традиционную гармонию. Этой теории противоречит тот факт, что, отказываясь от традиционной гармонии, композитор строит свой стиль не на произвольно выбранных интервальных соотношениях, а на собственной системе диссонантной гармонии. Следовательно, слушательское восприятие все равно оказывается привязанным к гармонической основе.

Виды контрапункта.

Учение о контрапункте является важной ветвью теории музыки. При обучении этому искусству выделяются отдельные виды контрапункта. По классификации И.Й.Фукса (1660–1741), трудности сочинения и сочетания независимых мелодических линий преодолеваются на пяти этапах. Первый – «нота против ноты» (лат. punctum contra punctum, от чего и произошло слово «контрапункт»): здесь ритм «добавленного голоса» (противосложение) идентичен ритму основного голоса (cantus firmus). Второй этап состоит в сочинении двух нот противосложения на одну ноту кантуса; третий этап – в сочинении четырех нот на одну ноту кантуса. На четвертом этапе вводятся синкопы (обычно это задержания); на пятом этапе сочинение становится более свободным.

В т.н. строгом контрапункте попытка сочинять по нормам 16 в. часто сочетается с употреблением старых церковных ладов. Свободное контрапунктическое письмо основывается скорее на закономерностях мажоро-минора, нежели на ладах, и в отличие от строгого контрапункта здесь присутствуют модуляции, развитая гармоническая основа и более диссонирующие проходящие ноты.

контрапункт

контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта - творчество Баха и Генделя.

Отдел теории музыки, посвященный изучению правил многоголосия. Изучать контрапункт.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

контрапункт

А, м. В музыке: одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое (многоголосие), а также учение о таком движении.

прил. контрапунктический, -ая, -ое и контрапунктный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

контрапункт

    Искусство гармонического сочетания в многоголосном музыкальном произведении двух или нескольких одновременно звучащих самостоятельных голосов, мотивов, мелодий; само такое сочетание.

    Один из разделов теории музыки, посвященный изучению таких сочетаний.

    Мелодия, сопровождающая основную тему.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

контрапункт

КОНТРАПУНКТ (нем. Kontrapunkt) в музыке -

    одновременное сочетание 2 и более самостоятельных мелодий в разных голосах.

    Мелодия, присочиняемая к данной мелодии.

    То же, что полифония.

    Подвижной контрапункт - повторное проведение полифонического построения с изменением интервалов между мелодиями или времени их вступления друг относительно друга.

Контрапункт

(нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, буквально ≈ точка против точки) в музыке:

    вид многоголосия, в котором все голоса являются равноправными; в 20 в. чаще называлась полифонией. Особую форму составляет подвижной контрапункт ≈ повторное проведение голосов полифонического построения с изменением интервала между ними (вертикально-подвижной К.) или времени их вступления относительно друг друга (горизонтально-подвижной К.), а также сочетание этих приёмов (вдвойне-подвижной К.); обратимый контрапункт допускает возможность сочетания голосов при перемене направления интервалов в сочетающихся мелодиях.

    В полифоническом сочинении ≈ мелодия, звучащая одновременно с темой.

    Один из главных разделов теории музыки; в СССР называется полифонией.

Википедия

Контрапункт

Контрапу́нкт (- нота против ноты, буквально - точка против точки ) - одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. «Контрапунктом» также называли музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением контрапунктических композиций (теперь полифония). Музыкальным термином «контрапункт» (метонимически) ныне пользуются литературоведы, искусствоведы и журналисты.

Контрапункт создавался как педагогический инструмент, с помощью которого студенты могли сочинять музыкальные композиции с постепенным увеличением сложности. Частью этих композиций был неизменяемый cantus firmus . Идея появилась не позднее 1532 года, когда описал подобную концепцию в своем труде «Scintille di musica» (Brescia, 1533). В XVI веке венецианский теоретик Царлино разрабатывал идеи контрапункта в сочинении «Le institutioni harmoniche», и первое подробное описание контрапункта появилось в 1619 году в труде «Prattica di musica». Цаккони дополнил контрапункт несколькими техниками, например, «обращением контрапункта».

В 1725 году австрийский композитор Иоганн Йозеф Фукс опубликовал теоретический труд «Gradus ad Parnassum» , где он описал пять видов контрапункта:

  • нота против ноты;
  • две ноты против одной;
  • четыре ноты против одной;
  • ноты имеют смещение относительно друг друга;
  • смешение предыдущих четырех подходов.

Контрапунктический стиль в музыке наиболее ярко представлен в хоровых сочинениях Палестрины (ок. 1525-1594) и в инструментальных и хоровых произведениях И. С. Баха (1685-1750).

Контрапункт (значения)

Контрапу́нкт :

  • Контрапункт - музыкальный термин
  • «Контрапункт» - роман Олдоса Хаксли

Контрапункт (роман)

«Контрапункт» - роман Олдоса Хаксли, опубликованный им в 1928 году. Роман стал самым крупным произведением писателя.

Примеры употребления слова контрапункт в литературе.

С несравненным искусством Бахман скликал и разрешал голоса контрапункта , вызывал диссонирующими аккордами впечатление дивных гармоний и -- в тройной фуге -- преследовал тему.

Пусть неофит знает, что такое ассонанс и аллитерация, рифма смежная и далекая, простая и сложная, так же как от музыканта мы вправе ожидать, что он знает гармонию и контрапункт , и все прочие мелочи своего ремесла.

Их мелодия контрапунктом проникала в президентские апартаменты на десятом этаже, ибо окна здесь - для более эффективного действия воздушного кондиционера - были герметически закрыты.

Он появился на сцене примерно за полчаса до решающего звонка Арнольда, и то известие, которое он мне принес, служит как бы рамкой, или контрапунктом , или наружной оболочкой драмы Арнольда Баффина, свершавшейся тогда и позднее.

Выдающийся польский композитор сразу оценил дарование мальчика и, зная незавидное материальное положение семьи Кюи, стал бесплатно с ним заниматься по теории музыки, контрапункту к композиции.

Они инициировали настойчивый зубчик мотива, пробегающий как остинато контрапунктом к предыдущей теме.

Но и там, где музыка вроде бы и не присутствует впрямую, стихи часто строятся по законам контрапункта - многопланово, разноголосно, действие происходит одновременно в разных местах и разных временах.

Ведь контрапункт и акростих при всех различиях в уровне, на котором в них нечто скрыто, имеют и нечто общее.

Клементи, а прославленный органист и теоретик аббат Фоглер из Дармштадта, прослушав маленького Мейербера, советует ему заниматься контрапунктом и фугой у своего ученика А.

Венской консерватории по классу генерал-баса, контрапункта и органа и переезжает в Вену.

Траго, у которого учился впоследствии в Мадридской консерватории, где изучал также гармонию и контрапункт .

Нас интересует пока лишь внутриатомный контрапункт голосов, сочетание их лишь в пределах одного разложившегося сознания.

Транспонируя с языка музыкальной теории на язык поэтики положение Глинки о том, что все в жизни контрапункт , можно сказать, что для Достоевского все в жизни диалог, то есть диалогическая противоположность.

Делаются усилия найти возможности построить и для живописи свой контрапункт , исходя из факта многосторонней схожести физических вибраций воздуха и света.

Это и есть элементы, дающие возможность образовать чисто-рисуночный контрапункт , и они приведут к этому контрапункт у.

Представить современное общество без музыки совершенно невозможно. Она стала частью человеческого существования. Музыка сопровождает каждый шаг и слышна отовсюду. Она может выразить радость и скорбь, триумф и падение, при этом - никогда не бывает лишней. Для тех, кто любит расслабляться или работать под музыкальное сопровождение, все песни - только набор мелодий и голосов. Для тех же, кто выбрал музыкальное ремесло, музыка - это набор нот, аккордов, терминов, техник, которые и создают приятные мелодии.

Значение термина

Многие из не знакомы тем, кто не имеет музыкального образования. Одним из таких является контрапункт. Это не случайно, ведь синонимом слова является более известный термин - полифония. Но что же прячется за неизвестным словом?

Произошел термин от латинского punctus contra punctum, что в буквальном переводе значит "точка против точки". Адаптируя к музыкальной тематике - "нота против ноты". То есть к основной теме добавляется другая мелодия, которая по ритму повторяет основной голос, но немного видоизменена.

Происхождение музыкального контрапункта

Контрапункт как вид музыкального искусства известен еще с 14-го века и пришел на смену дисканту. Все последующие музыкальные эпохи характеризуются именно этим стилем. Первым использовал контрапункт в музыке Джованни Пьерлуиджи Палестрина. В своих сочинениях композитор использовал несколько голосов так, чтобы они, помимо того, что контрастировали друг с другом, имели разные мелодические облики.

Дальнейшее развитие контрапункта прослеживается в произведениях Иоганна Себастьяна Баха. Его творчеству присуща более развитая полифоническая система. Мелодические линии имеют больше свободы, но сохраняется общая гармония всего произведения. Творчество композитора считается периодом, в котором наиболее ярко развивался контрапункт. Это также можно сказать и про творения Георга Фридриха Генделя.

Виды контрапункта

Можно привести классификацию, которую имеет контрапункт. Это деление на строгий и свободный. В строгом все мелодические голоса должны были иметь правильное отношение к мелодии баса. Свободный развивался позже и включал в себя как контрапунктические, так и гармонические правила.

Строгая и свободная полифония делятся на простую и сложную. В простой сочетаются две и больше мелодий без образования нового сочетания в отличие от сложной, которая такие образования разрешает.

Сложный контрапункт имеет такие разряды: подвижной и обратимый. В подвижном голоса не изменяются, а только передвигаются. Во втором случае происходит обращение или противодвижение голосов.

Музыкальный контрапункт делает звучание многогранным и ярким. Но сам термин известен не только в музыке. Он встречается в киноиндустрии, литературе, помогая передать контрасты, делая эпизоды более выразительными.

punctum contra punctum, punctus contra punctum - нота против ноты, буквально - точка против точки ) - изначально в музыке : одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов . Музыкальным термином «контрапункт» (метонимически) ныне пользуются также литературоведы, искусствоведы и журналисты для определения двух или более одновременно происходящих событий.

Музыка

Контрапункт - одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. Контрапунктом также называли музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением контрапунктических композиций, теперь полифония . Контрапункт создавался как педагогический инструмент, с помощью которого студенты могли сочинять музыкальные композиции с постепенным увеличением сложности. Частью этих композиций был неизменяемый cantus firmus (буквально «твёрдый» напев). Идея появилась не позднее 1532 года , когда Джиованни Мария Ланфранко описал подобную концепцию в своем труде «Scintille di musica» (Brescia, 1533). В XVI веке венецианский теоретик Джозеффо Царлино разрабатывал идеи контрапункта в сочинении «Le institutioni harmoniche» , и первое подробное описание контрапункта появилось в 1619 году в труде Людовика Цаккони «Prattica di musica» . Цаккони дополнил контрапункт несколькими техниками, например, «обращением контрапункта» [ ] .

В 1725 году австрийский композитор Иоганн Йозеф Фукс опубликовал теоретический труд «Gradus ad Parnassum» («Ступени к Парнасу»), где он описал пять видов контрапункта:

  • нота против ноты;
  • две ноты против одной;
  • четыре ноты против одной;
  • ноты имеют смещение относительно друг друга (синкопирование);
  • смешение предыдущих четырёх подходов.

Контрапунктический стиль в музыке наиболее ярко представлен в хоровых сочинениях Палестрины (ок. 1525-1594) и в инструментальных и хоровых произведениях И. С. Баха (1685-1750).

В экранных искусствах

В кино, телевидении, контрапункт - осмысленное противопоставление или сопоставление звука и изображения. Противоположно синхрону - разновидности видеоматериала, где изображение и звук соответствуют одной пространственно-временной ситуации (чаще всего эпизод интервью - зритель видит человека и слышит шумы и речь, синхронизированные с изображением, записанные там же и тогда же, когда происходит разговор). Контрапункт могут создавать изображение и шум, изображение и музыка. Особенно ярким является контрапункт, в котором один смысловой пласт (изображение) контрастирует с другим (звук). Примером может служить видеоизображение военного парада, сопровождаемое комичным цирковым маршем.

В популярной культуре

См. также

(нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, букв. - точка против точки) - полифония, а также научная и учебная дисциплина.


Смотреть значение Контрапункт в других словарях

Контрапункт М. — 1. Искусство гармонического сочетания в многоголосном музыкальном произведении двух или нескольких одновременно звучащих самостоятельных голосов, мотивов, мелодий;........
Толковый словарь Ефремовой

Контрапункт — контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта - творчество........
Толковый словарь Ушакова

Контрапункт — -а; м. [нем. Kontrapunkt] Муз.
1. Искусство сочетания нескольких самостоятельных, но одновременно звучащих мелодий, голосов в одно гармоническое целое.
2. Один из главных........
Толковый словарь Кузнецова

Контрапункт — (нем. Kontrapunkt) - в музыке - 1) одновременное сочетание 2 иболее самостоятельных мелодий в разных голосах.2) Мелодия, присочиняемая кданной мелодии.3) То же, что полифония.4)........

Подвижной Контрапункт — см. Контрапункт.
Большой энциклопедический словарь

Двойной контрапункт — наиболее распространённая разновидность вертикально-подвижного контрапункта; охватывает противоположные перестановки голосов, в результате к-рых верхний голос становится........
Музыкальная энциклопедия

Зеркальный контрапункт — см. Обратимый контрапункт.
Музыкальная энциклопедия

Контрапункт — (нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, букв. - точка против точки).
1) То же, что полифония - определённый тип многоголосия, характеризующийся сочетанием развитых и осмысленных........
Музыкальная энциклопедия

Обратимый контрапункт — полифонич. соединение мелодий, к-рое может быть преобразовано в другое, производное, с помощью обращения одного, нескольких (неполный О. к.) или всех голосов (собственно........
Музыкальная энциклопедия

Подвижной контрапункт — вид сложного контрапункта, полифонич. соединение мелодий (разных, а также одинаковых, подобных, изложенных в виде имитации), предполагающее образование одного или неск.........
Музыкальная энциклопедия



Статьи по теме: