Презентация и конспект урока "библейские темы в изобразительном искусстве". Особенности обучения школьников по программе Б.М

Кто сердца не питал, кто не был восхищён

Сей книгой...

В. А. Жуковский

Библия — сокровищница духовного и культурного наследия — оказала огромное влияние на развитие всей мировой культуры. Созданная в период с XII в. до н. э. по начато II в. н. э., она до сих пор остаётся одной из любимых и читаемых книг.

Библия — произведение, состоящее из множества книг, написанных в разные времена и разными автора-ми. Поэтому становится понятным перевод её назва-ния с греческого: «Biblia» — «книги». Основную часть Библии составляют Ветхий и Новый Завет .

Что же так привлекает людей в Библии? Прежде всего — идеалы добра, справедливости, самоотвержен-ного служения людям и вера в ценность человеческой личности. На протяжении двух тысячелетий многие свои помыслы и идеалы человечество связывало с лич-ностью Иисуса Христа. В него искренне верили, свято чтили его поучения и заветы. Его слушали и восхваля-ли. Молились на него...

Бессмертный облик Христа стремились запечатлеть в произведениях искусства величайшие мастера. Труд-но сосчитать, сколько творений художников самых разных эпох посвящено библейским сюжетам и обра-зам. Росписи в римских катакомбах, византийские ико-ны и мозаики, искусство сурового Средневековья и торжественного Возрождения... Микеланджело и Эль Греко, Дюрер и Андрей Рублёв, Рембрандт и Рубенс... Перечень имён величайших художников мира можно бы-ло бы продолжать точно так же, как и список компози-торов, создавших музыкальные произведения на темы Священного Писания: И. С. Бах, Ф. Й. Гайдн, В. А. Мо-царт, Л. ван Бетховен, П. И. Чайковский, С. В. Рахма-нинов...

То же можно сказать и о мировой литературе . Редко кто из художников и писателей прямо или косвенно не обращался к сюжетам и образам Библии. Поэтов она привлекала образностью, богатством и красотой худо-жественного слова. В этом ряду Данте Алигьери, И. В. Гёте и Дж. Г. Байрон, А. С. Пушкин, Б. Л. Пастер-нак и И. А. Бродский... Материал с сайта

Начиная с XX столетия к страницам Библии обра-тился и мировой кинематограф .

Произведения искусства, созданные на библейские сюжеты, никогда не были простой иллюстрацией Свя-щенного Писания. В них заключены духовное содержа-ние и глубокий нравственный смысл. К сожалению, сюжеты, заимствованные из библейской мифологии, се-годня известны далеко не каждому человеку. Это объяс-няется прежде всего тем, что христианское искусство глубоко символично и строго канонизировано религией, поэтому разобраться в нём непросто. Это обстоятельство не всегда в наши дни позволяет по достоинству оценить то или иное произведение искусства.

Русский художник, музыкант и деятель театра Василий Поленов долго не решался обратиться в творчестве к Библейской теме. Пока не случилось страшное: его любимая сестра серьезно заболела и перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «писать большую картину на давно задуманную тему "Христос и грешница".

И он сдержал слово. После создания этой картины Поленов приступил к созданию целого цикла картин под названием "Из жизни Христа", которому он отдает несколько десятилетий неустанных творческих и духовных поисков. Поленов для это даже совершает путешествие через Константинополь, Афины, Смирну, Каир и Порт-Саид в Иерусалим.

Генрих Семирадский

Выдающийся художник-портретист Генрих Семирадский, хоть и был по происхождению поляком, с юности чувствовал органическую связь с русской культурой. Возможно этому способствовала учеба в харьковской гимназии, где рисование преподавал ученик Карла Брюллова Дмитрий Безперчий.

Семирадский привнес в свои полотна на библейские сюжеты живописность, что сделало их яркими, запоминающимися, живыми.

Деталь: Принимал участие в росписи храма Христа Спасителя.

Александр Иванов

"Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись. И внутреннее чувство обратило кисть его к христианским предметам, высшей и последней степени высокого", - писал о знаменитом живописце Николай Гоголь.

Александр Иванов - автор картины "Явление Христа народу", которая стоила ему 20 лет настоящего труда и творческого подвижничества. Иванов также делал акварельные эскизы к росписям "Храма человечества", но почти никому их не показывал. Только после смерти художника эти рисунки стали известны. В историю искусства этот цикл вошел под называнием "библейские эскизы". Эти эскизы были изданы более 100 лет назад в Берлине и с тех пор больше не переиздавались.

Николай Ге

Картина Ге "Тайная вечеря" потрясла Россию, как когда-то "Последний день Помпеи" Карла Брюллова. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" сообщила: "Тайная вечеря» поражает оригинальностью на общем фоне сухих плодов академической выправки", а члены Академии Художеств, непротив, долго не могли определиться в суждениях.

В "Тайной вечере" Ге трактует традиционный религиозный сюжет как трагическое противостояние героя, жертвующего собой ради блага человечества, и его ученика, навсегда отказывающегося от заветов учителя. В образе Иуды у Ге нет ничего частного, только общее. Иуда – собирательный образ, человек "без лица".

Деталь: К евангельским сюжетам Николай Ге впервые обратился под влиянием Александра Иванова

Илья Репин

Cчитается, что никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались мастерски выполненными многофигурными жанровыми композициями и как-будто бы "живыми" портретами.

Илья Репин в своем творчестве неоднократно обращался к евангельской теме. Он даже отправился в качестве паломника на Святую Землю, чтобы увидеть самому те места, где ходил и проповедовал Христос. "Я почти ничего не писал там - некогда, хотелось больше видеть... Написал образ русскую церковь - голову Спасителя. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим…" Позже он говорил: "всюду живая Библия", "так грандиозно я почувствовал Бога живого", "Боже! Как великолепно чувствуешь свое ничтожество до небытия".

Иван Крамской

Свое полотно "Воскрешение дочери Иаира" Иван Крамской обдумывал целое десятилетие. В начале 1860 года он делает первый набросок, и только в 1867 году - первый вариант картины, который его не удовлетворил. Чтобы увидеть все, что сделано в этом роде, Крамской совершает путешествие по Европе с обязательным посещением лучших музеев мира. уезжает в Германию. Он ходит по картинным галереям Вены, Антверпена и Парижа, знакомится с новым искусством, и позже совершает поездку в Крым - в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале так похожие на палестинскик пустыни.

Марк Шагал

Автор знаменитого "Библейское послание" Марк Шагал с детства любил Библию, считаяее необыкновенным источником поэзии. Так как он происходил из еврейской семьи, то довольно рано началпостигать азы образования в школе при синагоге. Спустя много лет, уже взрослым человеком, Шагал в своем творчестве пытался осмыслить не только Ветхий, но и Новый завет, тяготеет к пониманию фигуры Христа.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библейская тема в изобразительном искусстве Урок по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.М.Неменского Выполнила учитель изобразительного искусства МБОУ СШ №10 г. Павлово, Нижегородской области Игнатьева Татьяна Николаевна

Крамской Иван Николаевич Год рождения: 27 мая 1837 Дата смерти: 24 марта 1887 Христос в пустыне Тема искушения Христа заинтересовала Крамского ещё в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Иванова. В конце зимы 1863-1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал 19-летний Илья Репин - он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей.

Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека

Христос для Крамского был самым главным нравственным идеалом в его жизни, совершенством мироздания, перед образом которого преклонялся весь человеческий мир. В 1869 году Крамской решился поехать за границу, и воочию увидеть, творчества тамошних художников, как самые знаменитые европейские мастера изображали бога в своих полотнах, он часто посещал Дрезденскую галерею и подолгу любовался образом Сикстинской Мадонны. Искушение Христа Хуан де Фландес. XVI век

В течении долгих десяти лет Крамской вынашивал желание написать картину «Христос в пустыне», им было сделано много набросков, но все они не устраивали его. Первый вариант картины (1867) Голова Христа (этюд)

Когда картина была закончена, она была выставлена на выставке художников передвижников. Реакция общества на картину была разная, одни поговаривали, что Христос в картине выглядит без черт святости, другие утверждали, что бога нельзя изображать в каких либо затруднительных ситуациях и только прогрессивная часть общества отнеслась к картине положительно, увидев в картине разительные перемены в написании Христа в искушении, ранее не виданные ими. Образ Христа в картине Крамского совпадает с признаками обычного человека имеющего земной облик, облик человека в противостоянии самому себе и миру рода человеческого.

Никола́й Никола́евич Ге Родился в 1831 году умер в 1894 году Николай Ге работал над этим полотном в 1861-1863 годах в Италии, во Флоренции. Его увлекала история христианства, библейские сюжеты. В картине «Тайная вечеря» ценители живописи прослеживают целую историю – борьбы добра и зла, трагедию и предательство. Тайная вечеря

На картине изображена тайная вечеря - описанная в Новом Завете последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками-апостолами, во время которой он предсказал, что один из них - Иуда Искариот - предаст его.

Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. 23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. 24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. 25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? 26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. 28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. 29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. 30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Считается, что «любимым Евангелием Ге» было Евангелие от Иоанна, в котором события, связанные с тайной вечерей, были описаны так

В правой части полотна находится тёмный силуэт уходящего Иуды. Изображённый против света, он как бы противопоставлен тем, кто остаётся в освещённом помещении. Это имеет символическое значение: «Чёрное дело измены воплощает тёмная фигура освещённого со спины Иуды. Свет же объединяет группу единомышленников». Из остающихся апостолов слева стоит Иоанн, а справа - Пётр, которые, «чуть наклонившись к центру, образуют своеобразную „арку“ над полулежащим Христом». За ними, в глубине помещения, сидят остальные апостолы. Иисус Христос выделен не только композиционно, но и своей глубокой задумчивостью, которая «контрастирует с волнением окружающих: с демонстративно уходящим Иудой, со вскочившим Петром, с испуганно привставшим Иоанном и встревоженно переговаривающимися учениками». Он глубоко переживает крушение идеалов и горечь разочарования, понимая, что его ученик безвозвратно отказывается от его заветов. Бездействие Христа - знак не только глубокой печали и покорности судьбе, но и «осознанной жертвенности».

Используемые ресурсы https://ru.wikipedia.org


…о Б и б л и и: «Священное Писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твердою, мудрою». Иоанн Златоуст …о Б и б л и и: «Священное Писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твердою, мудрою». Иоанн Златоуст В наше сложное время каждый человек пытается сохранить покой и мир в своём доме, оградить близких от зла и агрессии…




Вспомни и объясни какое изображение называют фреской, в чем ее отличие от иконы? В православных храмах всюду можно увидеть изображения святых и сюжеты из Библии… Фреска Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения в Новгороде Богоматерь Владимирская Спас Троица Андрей Рублев


Православные иконописцы и художники Западной Европы по-разному видели и изображали Библейских героев: Дай объяснение термину «канон». Каким образом он связан с иконографией? Для чего необходима икона и для чего нужна картина? Богоматерь Одигитрия Дионисий 1502 г. С Сикстинская мадонна Рафаэль гг. Мадонна Литта Леонардо да Винчи гг.


Было время, когда не было ни дней ни ночей, ни солнца, ни земли, ни всего, что есть на них. По одному слову Господа Бога явились земля, солнце и всё-всё в мире… Сотворение мира И.Айвазовский Бог Саваоф В.Васнецов Из цикла «Сотворение мира» М.Чюрлёнис Вспомни и назови, известные тебе, Библейские предания.














Отечество наше хранят святые, просиявшие в земле русской… Установи соответствие: «вид ИЗО» - «произведение искусства» Юность Сергия Радонежского М.Нестеров А.Невский. Петр и Феврония Серафим Саровский Матрона Московская Федор Ушаков Ксения Петербургская ОТВЕТЫ: живопись иконопись скульптура фотография иллюстрация ОТВЕТЫ: живопись иконопись скульптура фотография иллюстрация




З А Д А Н И Е: Создайте эскиз композиции на темы Библейских преданий: Райский сад Всемирный потоп Вавилонская башня Блудный сын и другие ветхозаветные предания; Благовещение Рождество Святое семейство Ангел Хранитель Жизнь и подвиги святых, просиявших в земле русской Дорога к храму




Символика цвета в христианстве. Росписи храма Христа Спасителя… символ радости, блаженства, Божественной энергии, вечности. Ему тождественен желтый цвет. обозначает небо обозначает небо и вечность цвет чистоты и славы Христа, означает самого Бога золотой синий голубой белый




Символика цвета в христианстве. Росписи храма Христа Спасителя… обозначает юность и цветение знак сокровенной Божественной тайны З А Д А Н И Е: Запомни значение цвета в христианстве Выполняя рисунок на Библейскую тему, примени знания о символике цвета. обозначает юность и цветение знак сокровенной Божественной тайны З А Д А Н И Е: Запомни значение цвета в христианстве Выполняя рисунок на Библейскую тему, примени знания о символике цвета.


Работы учащихся 7 классов нашей школы, участвовавшие в городских, региональных и всероссийских православных конкурсах: Рисунки с конкурсов: «Красота Божьего мира» и «Гренадеры, вперед!» Рождество Ксения Петербургская Петр и Феврония Сергий Радонежский Дмитрий Донской Захарчук Н. 7в Данилова Е. 7а Мусатова Ю. 7а Кудрявцава Д. 7а Осокина Е. 7б Благословение Сергия Дорога к храму Графкова Н. 7б Данилова Е. 7а Богоматерь – защитница родной земли. Мусатова Ю, Семенова А. 7а


Победители епархиального этапа конкурса «Красота Божьего мира – 2010 года»: Любимый храм Крикова П. 3б Благословение. Салтыкова Е. 8а Награждение Алаевой В. в Успенском кафедральном соборе г.Ярославля года Крещение. Алаева В. 6в


Спасибо за внимание! В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ: Детская Библия Ресурсы Интернет Автор презентации: Фомичёва Ольга Анатольевна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории МОУ СОШ 12 г.Рыбинска Ярославской области В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ: Детская Библия Ресурсы Интернет Автор презентации: Фомичёва Ольга Анатольевна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории МОУ СОШ 12 г.Рыбинска Ярославской области

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Райский сад. Ноев ковчег.

Особый язык изображения в христианском искусстве средних веков.

Иконопись.

Одна из самых сложных тем для преподавания, безусловно, является библейская тема. Связано это с тем, что учителя сами мало могут рассказать о Библии и не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять то или иное задание. В результате изучения этой темы, на уроках изобразительного искусства, ребята должны познакомиться с особым языком изображения "в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии в искусстве Западной Европы и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейские темы.

В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель изобразительного искусства не может ограничиться на уроке только интересным показом и рассказом, а должен научить ребенка создавать самостоятельную композицию на предложенную тему. Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины. Чтобы не тратить время урока на беседу, некоторые учителя идут по самому простому пути (как им кажется), предлагая детям нарисовать икону, считая, что с таким «простым!> заданием может справиться любой ученик.

Икона не является иллюстрацией Библии, икона - это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Иллюстрация - это взгляд художника на события, описанные в Библии, самостоятельный выбор сюжета, композиции, свой взгляд на то, как выглядят персонажи. В иконописи сюжеты ограниченны, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы.Предлагая детям написать икону в качестве иллюстрации Библии, учитель не выполняет программу общеобразовательной школы. Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в православных гимназиях на уроках изобразительного искусства дети не пишут лики на иконах, так как для этого у них еще не хватает мастерства. К тому же нельзя забывать о том, что в общеобразовательной школе учатся дети не только из православных, но и из мусульманских, и из неверующих семей, а икона - это молитва, только написанная языком красок. Предложить детям написать икону - то же самое что предложить выучить или сочинить молитву на уроке литературы.

Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символическом языке иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», создающего самостоятельно композицию на заданный сюжет, или в роли начинающего ученика в дружине иконописцев.

Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прописями» (контурный рисунок, выполненный на бумаге в один или два цвета (черный и красно-коричневый). Без помощи учителя справиться с практической работой смогут лишь единицы, и задача учителя сделать так, чтобы каждый ребенок на уроке изобразительного искусства смог почувствовать себя настоящим художником, способным создавать картины на сложные темы. Для иллюстрации Библии проще всего выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета, а для создания композиции использовать уже хорошо знакомый детям жанр пейзажа. Пейзаж может лечь в основу картин

«Сотворение мира", «Райский сад с древом жизни", «Всемирный потоп" и «Бегство израильтян из Египта через Красное море».

В качестве примера можно показать иллюстрации Библии знаменитого мариниста И.К Айвазовского. Теме «Портрет" была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом классе можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. Библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (Вавилонская башня), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства. Таким образом, в одном практическом задании могут быть объединены историческая и библейская темы. Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру иллюстрации «Притчи о блудном сыне» Рембрандта и Босха.Знакомство с библейскими темами необходимо начать с беседы. В том случае, если учитель сам плохо ориентируется в библейских сюжетах, провести ее помогут гравюры Г. Доре, так как в книгах с его иллюстрациями всегда есть краткие пояснения к каждой гравюре.

Не следует перегружать детей новой информацией, поэтому показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как,

Изгнание из рая>, "Всемирный потоп», "Вавилонская башня», «Благовещение», «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря, . Иероним Босх. «Блудный сын» «Полдень в Иерусалиме», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью Kpeста», « Распятие», «Снятие с креста».

При демонстрации картин на библейские темы западноевропейских и русских художников надо показать разное отношение художников к одному и тому же сюжету. Ребятам проще будет обсуждать картины, если на доске учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре. Картины должны быть известными, такими, как "Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как "Голгофа» Н. Ге; "Благовещение», «Осмеяние» и «Благовещение» Гелия Коржева.

Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными Рассказывая о русской иконописи, необходимо объяснить, в чем разница между картиной и иконой, показывая репродукции икон параллельно с репродукциями графики и живописи. В результате беседы каждый ученик должен понять, что картина это предмет эстетического наслаждения, а икона это и предмет эстетического наслаждения, и предмет молитвенного почитания.

Практическая работа на тему «райский сад», «Ноев ковчег». «Вавилонская башня».

Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами то событие, которое выбрано для иллюстрации, а рассказать о Библии помогут такие интересные науки, как библейская история, библейская археология, библейская география, библейская геология.

Практическая работа на тему «Иллюстрации Библии» может быть выполнена с использованием деталей иконописного пейзажа. Учитель «шаг за шагом»на доске объясняет этапы работы. Чтобы дети не повторяли за учителем каждый мазок и выполняли свою индивидуальную композицию, учителю лучше не пользоваться красками для показа, а рисовать на доске только мелом и водой. Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как надо рисовать и работать мазками, но в то же время не срисовывают с доски каждый штрих, выполненный учителем. В итоге могут получиться интересные композиции, выполненные начинающими иконописцами.



Статьи по теме: