Обособление обстоятельств. Сравнительный оборот

Сравнительный оборот
Обороты с КАК

Деепричастиями или деепричастными оборотами

Обособление обстоятельств, выраженных
ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ ИЛИ
ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ

Деепричастный оборот

Пропев до конца песню, они начали петь
ее сначала.
Голубь, увидев детей, взлетел вверх.
Он что-то писал, наклонив голову.

Одиночное деепричастие

Обособляются два и более одиночных
деепричастия, если относятся к одному
глаголу и отвечают на один и тот же вопрос:
Печь, гудя и потрескивая, быстро
нагревала комнату.

Одиночное деепричастие

Одиночное деепричастие, если оно сохраняет
значение глагольности, то есть указывает на
время того действия, которое выражено
глаголом-сказуемым; на его причину; условие
и т. д. (но обычно не образ действия). Чаще
такое деепричастие стоит впереди глаголасказуемого.
Проснувшись, он вспомнил сразу же
вчерашний разговор.
(он сделал когда?) – когда проснулся

Обратите внимание

Птица вспорхнула и, задевая воду крылом,
полетела на другой берег.
Мы добрались до лагеря засветло, но,
очень устав, решили осмотреть
окрестности завтра.
Они так спешили, что, боясь опоздать,
едва не забыли билеты на поезд.

Сравните

Мальчик, наклонив голову и шевеля
губами, что-то внимательно читал.
Эти птицы только дремлют, не
закладывая головы под крыло, и,
заметив опасность, будят криком своих
товарищей.

Если в качестве зависимого слова при деепричастии выступает союзное слово КОТОРЫЙ, то такое деепричастие не отделяется от него запятой (зп

Если в качестве зависимого слова при деепричастии
выступает союзное слово КОТОРЫЙ, то такое
деепричастие не отделяется от него запятой
(зпт ставится перед деепричастием, вторая зпт –
после слова КОТОРЫЙ – не ставится):
Вот результаты эксперимента, проведя
который_я был удивлен.

Не являются деепричастными оборотами и не обособляются выражения со словами смотря по, начиная с, исходя из, если эти слова можно опустить

Не являются деепричастными оборотами
и не обособляются выражения со словами
смотря по, начиная с, исходя из, если эти
слова можно опустить без ущерба для
смысла и конструкции предложения.
{Начиная} с вечера_шел сильный снег.

Расставьте знаки препинания:

Скворцы (не)обращая внимания на старика нагло
суетились в густом вишеннике склевывая неснятую
перезрелую ягоду.
Решив это он поднялся стараясь не потревожить
нежные огуречные плети и заторопился к калитке.
Здесь положив на деревянные рейки лапчатые
узловатые локти и лоснясь на солнце узорчатым листом
рос виноград.
Он приближался к берегам светлого ручья который
журча и сверкая бежал по золотому песку.
Прогрессируя наша историческая наука дала множество
новых разветвлений.
Он обернулся и не поднимая головы и не показывая ей
лица ушел.
Он вспомнил что уходя не запер дверь.

Одиночные деепричастия, стоящие после
глагола-сказуемого, если они утратили
признаки глагола и выступают в роли
наречий. Такие слова указывают на образ
действия. Они отвечают на вопросы как?
каким образом? в каком положении?
Ужинали не спеша и почти молча.
Маша сидела зажмурясь.
Часто он читал лежа.

В некоторых случаях деепричастия и деепричастные обороты не обособляются

Деепричастные обороты, входящие в состав
фразеологических (в речи они
употребляются в переносном смысле):
бежать сломя голову
работать засучив рукава
кричать не переводя духа

Расставьте знаки препинания:

Охотник не спеша перепоясался патронташем.
Мастер стоял задумавшись.
Он опомнился взял шляпу и не оглядываясь
выбежал из комнаты.
Вокруг стола ходила бумага прочитав которую все
подписывали.
Так решили поступить исходя из имевшихся данных
за прошлые годы.
Пока не перевелись олухи которые подписывают
бумаги не читая нашему брату можно жить.

Расставьте знаки препинания:

Заметив людей конь сердито фыркнул и
пустился прочь сломя голову.
К работе можно приступить начиная с
будущей недели.
Статистические показатели выводятся
исходя из многих данных.
Будем действовать смотря по
обстоятельствам.
Мы сидели затаив дыхание.

Могут обособляться обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах с предлогами (реже – без предлогов), особенно

Могут обособляться обстоятельства,
выраженные именами существительными
в косвенных падежах с предлогами
(реже – без предлогов), особенно если такие
обороты синтаксически распространены.
В таких обстоятельствах выражаются время,
условие, причина и др. значения.
Я вошел в лес и бессознательно, в силу
еще с детства приобретенной привычки,
направился к озеру.

Обычно эти конструкции образуются именами существительными с предлогами:

Ввиду
Вследствие
По причине
Благодаря
При условии
При наличии
Вопреки
Несмотря на
За неимением
Согласно
С согласия
В соответствии с
Во избежание
и т. п.
Обязательно обособление только оборотов с предлогом
несмотря на, в других случаях обособление зависит от
степени распространенности оборота, смысловой его
значимости, наличия добавочных обстоятельственных
значений, стилистических задач и т. д.
Несмотря на плохую погоду, соревнования состоялись.

Расставьте знаки препинания:

Благодаря этим наводящим вопросам она
рассказала по порядку все прои…шедшее.
Извозчики с криком и бранью колотили лошадей
которые фыркали упирались и не хотели ни за что
на свете тронуться с места (не)смотря на
красноречие кнутов.
Шли они только по ночам и только по проселочным
дорогам (во)избежание всяких дорожных
случайностей.
В течение всего октября (не)смотря на предсказания
синоптиков стояла хорошая погода.
Впрочем (в)виду недостатка времени не будем
отклоняться от предмета лекции.

1. Действие, выражаемое деепричастием,
может относиться только к подлежащему.
Подъезжая к станции, у него слетела
шляпа.
2. Деепричастия не могут использоваться в
безличных предложениях, то есть там, где
нет действующего субъекта, выраженного
формой именительного падежа.
Возвращаясь домой, мне стало грустно.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Не допускается использование деепричастия
в пассивных (страдательных) конструкциях,
то есть в тех предложениях, где подлежащее
указывает не на реальный субъект (он обычно
выражен дополнением в творительном
падеже), а объект действия.
Выходя из окружения, боец был ранен
в голову; Изыскав необходимые средства,
дом строится рабочими нашего треста.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Не рекомендуется употребление
деепричастий в предложениях,
где глагол-сказуемое стоит в форме
будущего времени:
Приехав в город своего детства, я
обязательно встречусь со школьными
друзьями и моей первой учительницей.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве
однородных членов с другими обстоятельствами или со
сказуемым.
В настоящее время грамматически некорректными будут
предложения, которые можно встретить в литературе XIX века:
Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу,
старался пробраться к дверям (М.Ю. Лермонтов); Кавалергарды
скакали, но ещё удерживая лошадей (Л.Н. Толстой).
Исключения составляют деепричастия (чаще всего в форме
совершенного вида со значением состояния как результата
предшествующего действия), которые начинают приобретать
признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия.
Но однородными они могут быть только с обстоятельствами,
выполняющими ту же функцию в предложении: Дама
усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А.Н. Толстой).

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением
деепричастных оборотов
Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.
Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не
забудут.
Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью
обливается.
Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.
Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.
Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую
семью.
Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.
Убежав из дома, мальчик был найден милицией.

Сравнительные обороты

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ

Сравнительный оборот

Словно, будто, как будто, точно, чем, нежели,
что и др.
В его памяти еще пока неясно, будто в
тумане, промелькнуло какое-то
воспоминание.
Если подобные обороты входят в состав
сказуемого или тесно с ним связываются по
смыслу, то зпт они не выделяются.
Лицо его было точно каменное.

Расставьте знаки препинания

Как цыганский табор расположились они у
дороги.
Она молчала глядя на него пристально как
привидение.
Он прятался как школьник лишь только
завидел Ольгу.
Он был телом сильный как бык и храбрый
как лев а душой слабый как вода.
Лицо его было точно каменное.

Конструкции с союзом КАК

КОНСТРУКЦИИ С СОЮЗОМ КАК

Конструкция с союзом «как» может быть:

сказуемым: Весь остров как узор живого храма;
определением (приложением): Притом же я, как
человек неоригинальный, и не заслуживаю особого
имени;
обстоятельством (сравнительным оборотом):
Младенчество прошло, как легкий сон;
вводной конструкцией: Я решил починить
промокавшие сапоги, или чеботы, как сказал бы мой
приятель;
придаточной частью сложноподчиненного
предложения: Писать сказку большей частью так же
трудно, как передать словами слабый запах травы.

1. Конструкции со словом «как» выделяются запятыми в следующих случаях:

1) если конструкция с союзом «как»,
обозначая уподобление, никаких других
оттенков не содержит («как» = «подобно»)


Тополиный пух, как черноморская пена,
накатывался прибоем на панели.
В лощинах туман, как молоко, белеется.

2. Конструкции со словом «как» выделяются запятыми в следующих случаях:

2) если конструкция вводится союзом «как и» (или если
«и» можно вставить после «как») (это сравнительный
оборот, член предложения - обстоятельство). Например:
К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою
сыновность.
На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою
судьбу.
3) если перед конструкцией имеются слова «так»,
«такой», «тот», «столь» и подобные (это приложение,
член предложения - определение). Например:
От таких развлечений, как театр и концерты, он
уклонялся.

3. Конструкции со словом «как» выделяются запятыми в следующих случаях:

4) если конструкция с «как» имеет причинное значение
(это приложение, член предложения - определение).
Например:
Разумеется, как добрый человек, Левин больше любил,
чем не любил людей (= потому что был добрым
человеком, так как он был добрым человеком).
Леонтьев увлёкся этой мыслью, но, как человек
осторожный, пока что о ней никому не рассказывал.
Примечание. Следует отличать сравнительный оборот от
других конструкций.
Её глаза как озёра.
Как гурман, он любил высокую кухню.

4. Конструкции со словом «как» выделяются запятыми в следующих случаях:

5) если «как» входит в состав выражений «не
кто иной (другой), как» ; «не что иное
(другое), как». Например:
Предполагаемая статья есть не что иное, как
только введение в статью собственно о
Пушкине (именное составное сказуемое).
Гость был не кто другой, как наш почтенный,
давно оставленный нами Павел Иванович
Чичиков (именное составное сказуемое).
Вошёл не кто иной, как Пётр (подлежащее).

5. Конструкции со словом «как» выделяются запятыми в следующих случаях:

6) если конструкция выражена сочетаниями
«как правило», «как исключение», «как
обычно», «как всегда», «как прежде», «как
нарочно», «как сейчас», «как теперь» и т. п.
(это вводные слова, не являются членами
предложения). Например:
Вижу, как теперь, светёлку, три окна,
крыльцо и дверь.
Экая досада! Как нарочно, ни души!

6. Конструкции со словом «как» выделяются запятыми в следующих случаях:

7) если конструкция с «как» является
вводным предложением. Например:
Как заметил Левин, Тит шел особенно
быстро (говорящий указывает на источник
информации).
Когда экипаж въехал на двор, господин был
встречен слугою, или половым, как их
называют в русских трактирах.

7. Конструкции со словом «как» выделяются запятыми в следующих случаях:

8) если конструкция с «как» является частью
сложноподчинённого предложения (это придаточная
сравнительная). Например:
Анна смотрела за своей дочкой, как наседка
стережёт своих цыплят.
Примечание: следует отличать от сравнительных
оборотов неполную придаточную сравнительную в
сложноподчинённых предложениях. Например:
Никогда мне не было так стыдно, как во время
объяснения с ним.

1. Конструкции со словом «как» не выделяются запятыми в следующих случаях:

1) если конструкция входит в состав
сказуемого:
К началу ремонта дом совсем расходился и
стал как решето.
Льды как льды, пустыни как пустыни.

2. Конструкции со словом «как» не выделяются запятыми в следующих случаях:

2) если конструкция со союзом «как» тесно
связана по смыслу со сказуемым. Например:
После телеграммы всё пошло как вихрь из
снега, что не даёт отдышаться, слепит,
превращает мир в белую радугу.
И эту затерянность я всегда ощущаю как
счастье.

3. Конструкции со словом «как» не выделяются запятыми в следующих случаях:

3) если конструкция со словом «как»
представляет собой устойчивое сочетание:
Жизнь их текла как по маслу.
Да скажите нашему лекарю, чтоб он берёг
его как зеницу ока.

4. Конструкции со словом «как» не выделяются запятыми в следующих случаях:

4) если слову «как» предшествует частица
«не» или слова «почти», «совсем», «точьв-точь», «именно», «просто»
(это сравнительный оборот, член
предложения - обстоятельство).
Всё он делал не как люди;
Он отдавался музыке именно как шаман.

5. Конструкции со словом «как» не выделяются запятыми в следующих случаях:

5) если конструкция со словом «как» имеет
значение «в качестве», «в роли», «в
функции» (это приложение, член
предложения - определение). Например:
Читающая публика успела привыкнуть к
Чехову как к юмористу.
Река Таруса вошла в историю нашего
искусства как место плодотворного
вдохновения.

Расставьте знаки препинания.

1. Как страстный любитель охоты я целыми днями не
бывал дома (И. Соколов-Микитов).
2. В саду омывая машину, к обочине перейду. И
вымою ноги осине как грешница ноги Христу (А.
Вознесенский).
3. Стихи растут как звезды и как розы как красота
ненужная в семье (М. Цветаева).
4. Я живу как кукушка в часах, не завидую птицам в
лесах (А. Ахматова).
5. Волосы у девочки вьются точь-в-точь как у матери.
6. Притом же я как человек неоригинальный и не
заслуживаю особого имени (И. Тургенев).

Расставьте знаки препинания.

7. Звук как сжатые челюсти (М. Цветаева).
8. Уже не раз доходили до меня слухи о Яшке
Турке как о лучшем певце в околотке
(И. Тургенев).
9. Визжат мальцы, рожденные у повитух в руках
как трубки телефонные притихшие в веках
(А. Вознесенский).
10. Это сделал не кто иной как ваш новый
приятель.
11. Ужасен мой лик, бороденка как щетка.

Расставьте знаки препинания.

12. Он поступил не как друг.
13. Они никогда не рассказывали как о подвиге о своей
трудной работе (Ю. Казаков).
14. Критики и рецензенты весьма часто относятся к
литератору как силачи к деревянной голове турка (М.
Горький).
15. Вся жизнь твоя как брасс, где тело под водой, под
поволокой фраз, под службой, фатой (А. Вознесенский).
16. Как навсегда исчерпанная тема в смертельном сне
покоится дворец.
17. Воскресное утро так же как и все предыдущие дни
дышало ароматом сирени.
18. Вдохновение нужно в геометрии как и в поэзии.

Расставьте знаки препинания.

19. Как всякий нормальный мальчишка я жил на берегу
реки и в лесу, ходил босиком, дрался со сверстниками (В.
Липатов).
20. Герасиму как отличному работнику тут же дали в руки
косу (И. Тургенев).
21. У Сибири есть много особенностей как в природе так и
в людских нравах.
22. Высоко в небе облачко серело как беличья
расстеленная шкурка (А. Ахматова).
23. Огни как нити золотых бус (М. Цветаева).
24. Все отскакивает от него как резиновый мяч отскакивает
от стенки.
25. Как выражаются моряки ветер крепчал.
26. Старался сделать как можно лучше а получилось как
можно хуже.

Обратите внимание:

Не ставится зпт перед как в составных союзах,
присоединяющих придаточное предложение к
главному (в то время как, с тех пор как, пред
тем как, подобно тому как, по мере того
как):
(С тех пор как он поселился в этих местах),
прошло много лет.
Нет обособления, если употребляется
оборот как можно или как нельзя с
последующей сравнительной степенью
прилагательного или наречия:
Это нужно сделать как можно скорее.

Расставьте знаки препинания:

Он весь состоял из костей мускулов и нервов как
кровная английская лошадь.
Теперь уже она как и он невольно взяла его за руку.
Много в свете таких мужей как Захар.
Вся река здесь представляла белую вспененную
массу словно кипящее молоко.
Я долго толкался в этой гудевшей будто
расшевеленное гнездо шмелей толпе.
Девушка поняла что как и те люди женщина эта
приняла ее за кого-то другого.
Ураган и ливень сильнее нежели розги секли плечи
лицо отбрасывали назад.

Расставьте знаки препинания:

Скользил я взглядом по необозримой
равнине вод спокойных и гладких словно
стекло и любовался как волны сначала едва
приметные рябели вздымались чешуей или
перекатывались подобно нити жемчужного
ожерелья.
По мере того как туман редел его лицо
становилось все более озабоченным.

Расставьте знаки препинания:

Оказывается это был не кто иной как
медвежонок заснувший в теплом темном
углу.
Это прекратило злые толки и барона
привыкли видеть в доме как родственника.

Расставьте знаки препинания

Иван Иванович пил уже седьмой стакан задыхаясь
чмокая и обсасывая то усы то лимонную корку.
Лиза сидела на траве и пригорюнившись смотрела
на белые туманы которые волновались в воздухе и
подымаясь вверх оставляли блестящие капли на
зеленом покрове натуры.
Он нагнулся поднял с земли камушек и разглядывая
его задумался.
Поравнявшись с калиткой они не вошли во двор а
сделав еще несколько шагов остановились перед
воротами.

Расставьте знаки препинания

Теперь цирк показался ему совсем не таким как
днем.
В этой суматохе он чувствовал себя как рыба в воде.
На небе как и в моем сердце не было ни облачка.
Он будет беречь тебя как зеницу ока.
Дождь полил как из ведра.
Снег был чист и гладок как скатерть.
Слезы просачивались сквозь густые ресницы и тихо
катились по бледным как мрамор щекам.
Такие люди кажутся холодными как снежные
вершины и так же как они величавы.

Прочитайте испорченный текст. В нем выделено самое главное. Где нужно, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций, исполь

Прочитайте испорченный текст. В нем выделено самое
главное. Где нужно, устраните повторы и однообразие
синтаксических конструкций, используя причастные и
деепричастные обороты. Запишите исправленный текст.
«Спорить из-за тени осла» - поговорка. Поговорка
родилась из старинной басни. Путник ехал на осле.
Осел был нанят за деньги. Путник на привале присел
отдохнуть в тени. Тень падала от животного. Хозяин
осла запротестовал. Хозяин осла заявил, что отдал
внаймы только осла. Хозяин осла потребовал за его
тень дополнительную плату.
Разгорелся ожесточенный спор. Дело дошло до суда.
Выражение «тень осла» стало обозначением
нелепого спора. Спор был затеян по пустякам.

Прочитайте отрывки. Где нужно, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций. Запишите исправленный текст. Чтобы исправить т

Прочитайте отрывки. Где нужно, устраните повторы и однообразие
синтаксических конструкций. Запишите исправленный текст. Чтобы
исправить текст, используйте сложные предложения, однородные члены,
деепричастные обороты.
В 1271 году венецианские купцы Николо и Маффео Поло
отправились во владения монгольского хана Хубилая.
Третьим был семнадцатилетний Марко, сын Николо.
Только через четыре года венецианцы достигли Китая и
вошли в город Пекин. Они преодолели тысячи миль. Они
прошли многие страны.
Марко был обласкан ханом. Марко семнадцать лет
находился у него на службе. Марко за те семнадцать лет
изъездил все провинции необъятного государства. Марко
даже был назначен правителем одной из них.
Вернулся он на родину лишь в 1295 году. Вскоре он принял
участие в морском бою. Он стал пленником Генуэзской
республики. В тюрьме и продиктовал он свои
воспоминания о путешествиях.

То, что так долго всех волновало и тревожило, наконец разрешилось: Великий Перевоз сразу опустел наполовину.

Много белых и голубых хат осиротело в этот летний вечер. Много народу навек покинуло родимое село – его зеленые переулки между садами, пыльный базарный выгон, где так весело в солнечное воскресное утро, когда кругом стоит говор, гудит бранью и спорами корчма, выкрикивают торговки, поют нищие, пиликает скрипка, меланхолично жужжит лира, а важные волы, прикрывая от солнца глаза, сонно жуют сено под эти нестройные звуки; покинуло разноцветные огороды и густые верболозы с матово-бледной длинной листвой над криницею, при спуске к затону реки, где в тихие вечера в воде что-то стонет глухо и однотонно, словно дует в пустую бочку; навсегда покинуло родину для далеких уссурийских земель и ушло «на край света»…

Когда на село, расположенное в долине, легла широкая прохладная тень от горы, закрывающей запад, а в долине, к горизонту, все зарумянилось отблеском заката, зарделись рощи, вспыхнули алым глянцем изгибы реки, и за рекой как золото засверкали равнины песков, народ, пестреющий яркими, праздничными нарядами, собрался на зеленую леваду, к белой старинной церковке, где молились еще казаки и чумаки перед своими далекими походами.

Там, под открытым небом, между нагруженных телег, начался молебен, и в толпе воцарилась мертвая тишина. Голос священника звучал внятно и раздельно, и каждое слово молитвы проникало до глубины каждого сердца…

Много слез упало на этом месте и в былые дни. Стояли здесь когда-то снаряженные в далекий путь «лыцари». Они тоже прощались, как перед кончиной, и с детьми и с женами, и не в одном сердце заранее звучала тогда величаво-грустная «дума» о том, «як на Черному морi, на бiлому каменi сидить ясен сокiл-бiлозiрець, жалiбненько квилить-проквиляї…». Многих из них ожидали «кайдани турецькiї, каторга бусурманськая», и «сивi тумани» в дороге, и одинокая смерть под степным курганом, и стаи орлов сизокрылых, что будут «на чорнi кудрi наступати, з лоба очi козацькiє видирати…». Но тогда надо всем витала гордая казацкая воля. А теперь стоит серая толпа, которую навсегда выгоняет на край света не прихоть казацкая, а нищета, эти желтые пески, что сверкают за рекою. И как на великой панихиде, заказанной по самом себе, тихо стоял народ на молебне с поникшими, обнаженными головами. Только ласточки звонко щебетали над ними, проносясь и утопая в вечернем воздухе, в голубом глубоком небе…

А потом поднялись вопли. И среди гортанного говора, плача и криков двинулся обоз по дороге в гору. В последний раз показался Великий Перевоз в родной долине – и скрылся… И сам обоз скрылся наконец за хлебами, в полях, в блеске низкого вечернего солнца…

Провожавшие возвращались домой.

Народ толпами валил под гору, к хатам. Были и такие, что только вздохнули и пошли домой торопливо и беспечно. Но таких было мало.

Молча, покорно согнувшись, шли старики и старухи; хмурились суровые хозяйственные мужики; плакали дети, которых тащили за маленькие ручки отцы и матери; громко кричали молодые бабы и дивчата.

Вот две спускаются под гору, по каменистой дороге. Одна, крепкая, невысокая, хмурит брови и рассеянно смотрит своими черными серьезными глазами куда-то вдаль, по долине. Другая, высокая, худенькая, плачет… Обе наряжены по-праздничному, но как горько плачет одна, прижимая к глазам рукав сорочки! Спотыкаются сафьяновые сапоги, на которые так красиво падает из-под плахты белоснежный подол… Звонко, с неудержимой радостью пела она до глубокой ночи, бегая на реку с ведрами, когда отец Юхыма твердо сказал, что не пойдет на новые места! А потом…

– Прокинулись сю нiч, – говорил Юхым растерянно, – прокинулись вони, Зинька, та й кажуть: «Їдемо на переселения!» – «Як же так, тату, вы ж казали…» – «Hi, кажуть, я сон бачив…»

А вот на горе, около мельниц, стоит в толпе стариков старый Василь Шкуть. Он высок, широкоплеч и сутул. От всей фигуры его еще веет степной мощью, но какое у него скорбное лицо! Ему вот-вот собираться в могилу, а он уже никогда больше не услышит родного слова и помрет в чужой хате, и некому будет ему глаза закрыть. Перед смертью оторвали его от семьи, от детей и внучат. Он бы дошел, он еще крепок, но где же взять эти семьдесят рублей, которых не хватило для разрешения идти на новые земли?

Старики, рассеянно переговариваясь, каждый со своей думой, стоят на горе. Они все глядят в ту сторону, куда отбыли земляки.

Уже давно не стало видно и последней телеги. Опустела степь. Весело и кротко распевают, сыплют трели жаворонки. Мирно и спокойно догорает ясный день. Привольно зеленеют кругом хлеба и травы, далеко-далеко темнеют курганы; а за курганами необъятным полукругом простерся горизонт, между землей и небом охватывает степь полоса голубоватой воздушной бездны, как полоса далекого моря.

«Що воно таке, сей Уссурiйський край?» – думают старики, прикрывая глаза от солнца, и напрягают воображение представить себе эту сказочную страну на конце света и то громадное пространство, что залегает между ней и Великим Перевозом, мысленно увидать, как тянется длинный обоз, нагруженный добром, бабами и детьми, медленно скрипят колеса, бегут собаки и шагают за обозом по мягкой пыльной дороге, пригретой догорающим солнцем, «дядьки» в широких шароварах.

Небось и они все глядят в эту загадочную голубоватую даль:

«Що воно таке, сей Уссурiйський край?»

А старый Шкуть, опершись на палку, надвинув на лоб шапку, представляет себе воз сына и с покорной улыбкой бормочет:

– Я йому, бачите, и пилу и фуганок дав… и як хату строїть, вiн тепер знаї… Не пропаде!

– Багато людей загинуло! – говорят, не слушая его, другие. – Багато, багато!

Темнеет – и странная тишина царит в селе.

Теплые южные сумерки неясной дымкой смягчают вечернюю синеву глубокой долины, затушевывают эту огромную картину широкой низменности с темными кущами прибрежных рощ, с тускло блестящими изгибами речки, с одинокими тополями, что чернеют над долиной. Старинный Великий Перевоз сереет своими скученными хатами в котловине у подошвы каменистой горы. Смутно, как полосы спелых ржей, желтеют за рекой пески. За песками, уже совсем неясно, темнеют леса. И даль становится дымчато-лиловой и сливается с сумеречными небесами.

Все, как всегда, бывало в этой мирной долине в летние сумерки… Но нет, не все! Много стоит хат темных, забитых и немых…

Уже почти все разбрелись по домам. Пустеет дорога. Медленно бредет по ней несколько человек, провожавших переселенцев до ближнего перекрестка.

Они чувствуют ту внезапную пустоту в сердце и непонятную тишину вокруг себя, которая всегда охватывает человека после тревоги проводов, при возвращении в опустевший дом. Спускаясь под гору, они глядят на село другими глазами, чем прежде, – точно после долгой отлучки…

Вот расстилается пахучий дымок над чьей-то хатой… покойно и буднично…

Вот красной звездочкой, среди темных садов, среди скученных дворов, загорелся огонек…

Глядя на огоньки и в долину, медленно расходятся старики, и на горе, близ дороги, остаются одни темные ветряки с неподвижно распростертыми крыльями.

Молча идет под гору, улыбаясь своей странной улыбкой старческого горя, Василь Шкуть. Медленно отложил он калитку, медленно прошел через дворик и скрылся в хате.

Хата родная. Но Шкуть в ней больше не хозяин. Ее купили чужие люди и позволили ему только «дожить» в ней. Это надо сделать поскорее…

В теплом и душном мраке хаты выжидательно трюкает сверчок из-за печки… словно прислушивается… Сонные мухи гудят по потолку… Старик, согнувшись, сидит в темноте и безмолвии.

Что-то он думает? Может быть, про то, как где-то там, по смутно белеющей дороге, тихо поскрипывает обоз? – Э, да что про то и думать!

Ой, зiйди, зiйди,

Ясен мiсяцю!

Глубокое молчание. Южное ночное небо в крупных жемчужных звездах. Темный силуэт неподвижного тополя рисуется на фоне ночного неба. Под ним чернеет крыша, белеют стены хаты. Звезды сияют сквозь листья и ветви…

А они еще недалеко.

Они ночуют в степи, под родным небом, но им уже кажется, что они за тысячу верст ото всего привычного, родного.

Как цыганский табор, расположились они у дороги. Распрягли лошадей, сварили ужин; то вели беспокойные разговоры, то угрюмо молчали и сторонились друг друга…

Наконец все стихло.

В звездном свете темнели беспорядочно скученные возы, виднелись фигуры лежащих людей и наклоненных к траве лошадей. Сторожевые, с кнутами в руках, сонно ежились возле телег, зевали и с тоской глядели в темную степь…

Но с какой радостью встрепенулись они, когда услыхали скрип проезжей телеги! Земляк! Они окружили его, улыбались и жали ему руку, словно не видались много-много лет.

Разбуженные говором, подымались с земли и другие и, застенчиво скрывая свою радость, тоже толпились у телеги проезжего, закуривали трубки и были готовы говорить хоть до самого света…

Потом опять все затихло.

Взволнованные встречей, засыпали они, закрывая головы свитками, и все думали об одном, – о далекой неизвестной стране на краю света, о дорогах и больших реках в пути, о родном покинутом селе…

Холоднело. Все спало крепким сном – и люди, и дороги, и межи, и росистые хлеба.

С отдаленного хутора чуть слышно донесся крик петуха. Серп месяца, мутно-красный и поникший на сторону, показался на краю неба. Он почти не светил. Только небо около него приняло зеленоватый оттенок, почернела степь от горизонта, да на горизонте выступило что-то темное. Это были курганы. И только звезды и курганы слушали мертвую тишину на степи и дыхание людей, позабывших во сне свое горе и далекие дороги.

Но что им, этим вековым молчаливым курганам, до горя или радости каких-то существ, которые проживут мгновение и уступят место другим таким же – снова волноваться и радоваться и так же бесследно исчезнуть с лица земли? Много ночевавших в степи обозов и станов, много людей, много горя и радости видели эти курганы.

Одни звезды, может быть, знают, как свято человеческое горе!


Упражнение 23 . Расставьте недостающие знаки препинания. Проанализируйте сочетание определений. Однородные они или неоднородные? Обоснуйте свое мнение.

1. Из деревни, стоявшей высоко на крутом берегу, был виден его [моста] решетчатый остов, и в туманную погоду и в тихие зимние дни, когда его тонкие железные стропила и все леса кругом были покрыты инеем, он представлял живописную и даже фантастическую картину (Ч.). 2. Лунный морозный вечер. Добежал, стою и едва перевожу дыхание. Кругом глушь и тишина, пустой лунный переулок... Еще левее, за домом, сад, и над ним тихо играющие разноцветными лучами сказочно прелестные зимние звезды (Бун.). 3. В дикую ледяную ночь ворвалась, как стая трепещущих птиц, симфония Чайковского (Пауст.). 4. Стены старинных круглых фортов были наискось разрезаны тенью и солнцем (Пауст.). 5. Голубые военные корабли крепче швартовались к красным плавучим бочкам (Пауст.). 6. Дважды на Саню дохнуло звучанием исполински-глубокой затаенной тоски, и почудилось ему, что невольно он отшатнулся и подался вослед этому возвеченному, невесть как донесшемуся зову - отшатнулся и тут же подался вослед, словно что-то вошло в него и что-то из него вышло, но вошло и вышло, чтобы, поменявшись местами, сообщаться затем без помехи (Расп.). 7. В серых и вялых утренних сумерках, когда не свет, не тень, толпа действительно казалась огромной (Расп.). 8. Поезд шел медленно и неровно, поддерживая старый скрипящий вагон, выслуживший пять сроков, какого на сквозных линиях давно не встретишь. И только здесь они все еще служат, удивляя заезжего человека грубым, на теперешний взгляд, затрапезным видом: тяжелые деревянные полки, маленькие подслеповатые, как в зимовье, окна в рамах, узкие проходы с торчащими углами (Расп.). 9. Дед Санаев переступает с ноги на ногу, размазывая сухими лаптями грязь по желтому крашеному полу (Лип.). 10. Потом он долго пропадал, искал какую-то страну Беловодье, где будто вечно весна и вечно райские птицы поют, где текут белые молочные реки (Лип.). 11. Тяжелая отсыревшая стена сосняка не шевелится, безмолвствует (Лип.). 12. Южные залетные ветры тревожат Виктора и Бориса -ветры принеслись из другого непохожего мира (Лип.). 13. Из школьной спортивной секции принесли на производство особый спортивный дух, дружбу, проверенную на лыжной дорожке и дистанции барьерного бега (Лип.). 14. Сырые отяжелевшие ветки мягко прикасаются к лицу (Лип.). 15. Дорога по кедровнику хороша, но скоро, километра через четыре, начнется голое продутое ветрами пространство (Лип). 16. Они идут по бесконечной лунной дорожке (Лип.). 17. В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота - самая чистая и звонкая (Гейч.). 18. Но особенно ясно становится, какая великая духовная сила скрыта в истинном поэтическом слове, в те дни, когда на страну и народ обрушивается большая беда (Гейч.).

Упражнение 24 . Объясните, почему в одних случаях между выделенными определениями ставится запятая, а в других - не ставится.

1. Под мерный стук часов муж мерно ходил из комнаты в комнату, равнодушно поджидая закладчиков, то слезливых, то не в меру развязных, и с загадочной усмешкой поглядывал в кабинет на железный несгораемый шкап с большими железными шишками на скрепах, похожими на большие глаза. Но порою наступала полная тишина; он останавливал часы, садился за громадное старинное бюро - и слышался в доме только неторопливый и прилежный скрип гусиного пера (Бун.). 2. Он был среднего роста, но худ и бледен, - не от природы, как Петр Иваныч, а от беспрерывных душевных волнений; волосы не росли, как у того, густым лесом по голове и по щекам, но спускались по вискам и по затылку длинными, слабыми, но чрезвычайно мягкими, шелковистыми прядями светлого цвета, с прекрасным отливом (М. Г.). 3. В небе мчались бурные весенние облака, и старый, монотонный, как древняя легенда, ропот мельницы будил жидкое эхо соснового перелеска (Грин). 4. Тяжелые водяные капли часто хлопали, падая в рытвины, наполненные водой (Грин.). 5. Бесформенные длинные тени скрещивались на белом песке (Грин.). 6. Дюк удалился к себе в маленькую пустую комнату с нарочито грубой деревянной мебелью - Варнава предоставил ему, а в другой продолжал жить сам (Грин.). 7. Маргарите казалось, что даже массивные мраморные, мозаичные и хрустальные полы в этом диковинном зале ритмично пульсируют (Булг.). 8. Луна в вечернем чистом небе висела полная, видная сквозь ветви клена (Булг.). 9. В пустынном безотрадном переулке поэт оглянулся (Булг.). 10. В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз (Булг.). 11. Откинувшись на удобную, мягкую спинку кресла в троллейбусе, Маргарита Николаевна ехала по Арбату (Булг.).

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях

Приложение - это определение, выраженное существительным в том же падеже, что и определяемое слово. В зависимости от значения приложения, не соединенные союзами, могут быть однородными и неоднородными. Приложения, обозначающие близкие признаки предмета, характеризующие его с одной стороны, являются однородными и разделяются запятыми: доктор филологических наук, профессор С.И. Радциг - ученая степень и ученое звание; олимпийский чемпион, обладатель «золотого пояса» чемпиона Европы, один из самых техничных боксеров за всю историю - перечисление разных званий.

Если приложения обозначают разные признаки предмета, характеризуют его с разных сторон, то они неоднородны и запятыми не разделяются: первый заместитель министра обороны генерал армии NN - должность и воинское звание; главный конструктор проектного института по строительному машиностроению для сборного железобетона инженер NN - должность и профессия; генеральный директор производственного объединения кандидат технических наук NN- должность и ученая степень.

При сочетании однородных и неоднородных приложений соответственно расставляются и знаки препинания: заведующий межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики доктор педагогических наук, профессор NN; заслуженный мастер спорта, олимпийская чемпионка, двукратная обладательница Кубка мира студентка института физкультуры NN; заслуженный мастер спорта, абсолютный чемпион мира 1989 года, двукратный обладатель Кубка мира студент института физкультуры NN.

В постпозиции приложения, независимо от передаваемого ими значения (каждое из них имеет логическое ударение), разделяются запятыми, к тому же они обязательно обособляются: Людмила Пахомова, заслуженный мастер спорта, олимпийская чемпионка, чемпионка мира, неоднократная чемпионка Европы, тренер; Н.В. Никитин, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР, автор проекта Останкинской телевизионной башни; Валентина Владимировна Терешкова, летчик-космонавт, Герой Советского Союза.

Знаки препинания при повторяющихся членах предложения

Между повторяющимися членами предложения ставится запятая. Повторение членов предложения связано с усилением их значения. Например, повторение подчеркивает длительность протекаемого действия: Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин-дин-дин... (П.); Ждал, ждал и вот - в мертвейший час ночи сызнова заработали звуки (Наб.); выражает настойчивость просьбы, сильное проявление признака: - А чуял, чуял смерть. - Она опять прервалась и покивала. - Чуял, чуял (Расп.); указывает на большое число предметов: Полночный троллейбус, по улице мчи, верши по бульварам круженье, чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи крушенье, крушенье (Ок.); обозначает высокую степень признака: Милый, милый!.. Любил крестьянина!.. (В. Ш.); Что же ты гуляешь, мой сыночек, одинокий, одинокий? (Ок.); Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин (П.); подкрепляет высказанное утверждение (утвердительные слова да, так) или отрицание (отрицательное слово нет): Так, так - покивал Максим (В. Ш.); Нет, нет! Об этом сегодня ни слова (Крут.); усиливает категоричность утверждения: Сейчас... все, чем живу, - это работа, работа, работа... (Ам.).

Обычно отделяются тире повторяющиеся члены предложения с частицами, союзами, употребляемыми в присоединительном значении: Уходите - и побыстрее уходите. При отсутствии резкой паузы возможна и запятая: Ты, и только ты способен на это; Нужны факты, и только факты.

Запятая не ставится, если при повторяющемся члене предложения имеется частица не или так: Работа так работа; Нет так нет; Ехать так ехать; Время не время, а делать надо. Такие сочетания воспринимаются как цельные обороты речи. Однако повторяющееся сказуемое с частицей так может мыслиться и расчлененно: - А что ж! - вдруг восклицает он с неожиданным приливом энергии. - Собираться, так собираться (Купр.); Ну, будет, спасибо! Удружил, так удружил (Чак.).

Повторяющиеся члены предложения могут образовывать сложные слова (обычно с одним логическим ударением): -Эх, мужики-мужики! - сокрушенно проговорил Назарка (Крут.); Чистый-чистый лежу я в наплывах рассветных (Ок.). Такие слова пишутся через дефис и означают высшую степень проявления признака, непрерывность и интенсивность совершаемого действия и т.д.: белый-белый (очень белый), бежал-бежал и задохнулся (непрерывно бежал), нет-нет да и взглянет (время от времени, изредка).

Упражнение 25 . Найдите повторяющиеся члены предложения. Определите смысл такого повторения. Объясните употребление знаков препинания.

По Смоленской дороге - столбы, столбы, столбы.

Над Смоленской дорогою, как твои глаза, -

две вечерних звезды - голубых моей судьбы.

По Смоленской дороге - метель в лицо, в лицо,

все нас из дому гонят дела, дела, дела.

Может, будь понадежнее рук твоих кольцо -

покороче б, наверно, дорога мне легла.

По Смоленской дороге - леса, леса, леса.

По Смоленской дороге - столбы гудят, гудят.

На дорогу Смоленскую, как твои глаза,

две холодных звезды голубых глядят, глядят.

(Б. Окуджава)

Знаки препинания при обособленных членах предложения

Знаки препинания при обособленных и необособленных согласованных определениях

Обособленными являются определения, выделенные по смыслу и интонационно. Обособление таких членов предложения объясняется тем, что они содержат элемент добавочного сообщения и потому приобретают относительную самостоятельность в предложении, т.е. большую смысловую значимость в сравнении с необособленными определениями, имеющими только определительное значение. Добавочный характер сообщения оформляется через полупредикативные (близкие к сказуемостным) отношения, которые возникают в предложении в дополнение к предикативным (сказуемостным), передаваемым главными членами. Наличие полупредикативных отношений между обособленным определением и определяемым словом легко подтверждается возможностью трансформации их в собственно предикативные.

Ср.: Захрустела галька под ногами, тусклым блеском напоминавшая скинутую шкурку змеи (Леон.). - Захрустела галька под ногами, которая тусклым блеском напоминала скинутую шкурку змеи; Одинокий молодой человек, худощавый и стройный, обратил на себя мое внимание (Кат). - Одинокий молодой человек, который был худощав и строен, обратил на себя мое внимание. Как видим, обособленные определения легко переходят в сказуемые. Это возможно именно потому, что, будучи обособленными, они осложняют свое определительное значение сказуемостным.

Наличие элемента добавочного сообщения в обособленных определениях лучше всего выявляется при сопоставлении их с необособленными. Например: На пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о разыгравшейся между двумя людьми маленькой драме (М. Г.) - такой причастный оборот имеет только определительное значение, не осложненное дополнительным смыслом.

В зависимости от значения и места расположения согласованные одиночные определения или определительные обороты - причастия и прилагательные с зависимыми словами - обособляются или не обособляются.

1. Выделяются (или отделяются) запятыми распространенные определения, стоящие после определяемого слова: Направо лежала равнина, такая же ровная и безграничная, как небо (Ч.); Налево, параллельно дороге, тянулся холм, кудрявый от мелкого кустарника (Ч.); Казаки второго взвода, лежавшие под кустом ольшаника в холодке, завидя их, отложили карты, смолкли (Ш.); На березе, стоящей на краю берега, лист был совсем желтый и мелкий (Расп.).

Распространенные определения, стоящие перед определяемым существительным, при чисто определительном значении не обособляются: Веселый, сложившийся без нас вечер был в разгаре (Кав.); Федин в книге «Горький среди нас» рассказал о том, как начался многосторонний, не поссоривший нас спор (Кав.). При осложнении подобных определений обстоятельственным оттенком значения они обособляются: Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос (Ч.) (ср.: Так как был погружен в свои мысли...); Хорошо знавший реальную деревенскую жизнь, Бунин буквально приходил в ярость от надуманного, недостоверного изображения народа (Кр.) (ср.: Так как хорошо знал...).

Обособление обязательно и при отнесении определений к личному местоимению: Низенький, коренастый, он обладал страшною силой в руках (М. Г.). Такие определения всегда осложнены обстоятельственным значением: Недоумевающий, озадаченный выходкой моего спутника, я смотрел на него и молчал (М. Г.); Но, поглощенный его словами, я не мог думать над этой загадкой (М. Г.). Обстоятельственное значение может усиливаться и подчеркиваться деепричастным оборотом: Растроганный видом этой красивой группы и не желая мешать влюбленным, я хотел уже пройти мимо них (Купр.).

2. Одиночные определения, стоящие после определяемого слова, обособляются, если они не являются логико-смысловым центром высказывания, т.е. выделяются ударением наряду с определяемым словом, снабженным собственным ударением: Я часто находил у себя записки, короткие и тревожные (Ч.). Значение конкретизации может способствовать обособлению одиночного постпозитивного определения: Мой друг - писатель из небольшой автономной республики. Как и все мы, утром от разворачивает газету, местную (Сол.).

Если же одиночные постпозитивные определения становятся центром высказывания, принимают на себя ударение, «перетягивая» его с существительного, тогда они не обособляются, так как оказываются тесно спаянными с определяемыми словами: Беды и трагедии народные, русские он [Бунин] переживал как свои собственные (Кр.). Концентрации внимания именно на логически выделяемых определениях способствует малая смысловая значимость для данного контекста определяемых существительных. Например: Только чувствуя великую боль и даже вину, личную ответственность за все происходящее в стране, мучительное желание помочь народу, можно было написать такие книги, как «Деревня» и «Суходол». Книги-потрясения, книги, зовущие к пробуждению гражданского и человеческого самосознания, книги гневные и скорбные одновременно, книги пророческие, предостерегающие, заставляющие думать о самом главном (Кр.) - весь смысл высказывания заключен здесь именно в определениях, характеристиках сути книг, отсюда - логические ударения: книги пророческие, предостерегающие; книги гневные и скорбные.

Обособление постпозитивных одиночных согласованных определений обязательно и без названных условий, если перед определяемым словом уже есть определение, и, следовательно, постпозитивные определения в какой-то мере становятся дополнительной характеристикой, добавочным уточнением: Первая моя московская осень, теплая и приветливая, стояла долго (Чив.). Возможно употребление тире перед обособленными определениями, стоящими в конце предложения: Таковы многие бунинские персонажи - колоритные, яркие, своеобычные (Кр.); Он еще долго стоял - опустошенный, ненавидящий себя (Расп.); Повернувшись к окну, он смотрел в сад - неуютный, голый, заштрихованный мелким, плотным дождем (Ард.).

3. Прилагательные или причастия, одиночные и распространенные, не обособляются, если включаются в состав сказуемого либо относятся одновременно к подлежащему и сказуемому: Рыжиков на всех хватало, их солили на зиму огромными кадками, а гриб этот до самой весны остается твердым и запашистым (Расп.); Сейчас он [сад] стоял облетевший, озябший (Пауст.); Матовая, чуть влажная в скважинках и щелях, вымытой протянется мостовая (Фед.); Погода стояла как раз скучная (В. Ш.). То же при инверсии: Грозный и бледный стоит он передо мной (М. Г.).

Не обособляются определения, отнесенные к существительным, лишающимся значения при употреблении без них: Перемет не принимал никакого участия в этих переговорах, потому что вообще был человек крайне сдержанный и не любил болтать понапрасну (М.-С.). То же при инверсии: Что же теперь этому Николаю деревня и ее жители: оторванный он от нее человек (М. Г.).

Не обособляются одиночные определения и определительные обороты, относящиеся к отрицательным, определительным, указательным, неопределенным, притяжательным местоимениям, поскольку тесно связаны с ними по смыслу: Расскажите мне что-нибудь веселенькое (Ч.); Мне уже мало того, что я лечу, и хочется чего-то большего (Расп.); О каждом из этих зеленых сокровищ, частью сохранившихся, частью исчезающих, можно бы написать отдельное эссе, потому что в каждом было что-то неповторяемое, оригинальное и ценное (Чив.); Я почувствовал, что в мире произошло нечто имеющее отношение лично ко мне (Кат.).

Однако при наличии выделительных, уточнительных, ограничительных значений, которые часто выражаются частицами, обособление определений необходимо: Когда люди увидели это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, - тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам (М. Г.); А тот, сухой, длинный, нагнувшийся вперед и похожий на птицу, готовую лететь куда-то, смотрел во тьму вперед лодки ястребиными очами (М. Г.); Хотелось отличиться перед этим, дорогим для меня, человеком (М. Г.); Ни разу я не слышал, чтобы кто-нибудь, даже самый отчаявшийся, взялся при ней [Наташе] грубить или капризничать (Расп.).

4. Всегда обособляются определения, оторванные от определяемого слова (существительного или местоимения): Александровский сад цвел поздним цветом, красивый и ухоженный (Чив.); У меня хранится любительская фотография в память того посещения Архангельского; я сутулюсь на краешке нашей группы с томиком Пушкина под мышкой, тощий и черный с лица, на котором застыло недоумение (Чив.); Она о чем-то думала и, усталая, не могла понять, о чем (Эр.). Ср. «оторванное» обособленное определение и необособленное определение, стоящее перед определяемым словом и не осложненное дополнительными оттенками обстоятельственного значения: Наступившая затем пора прощанья разделила присутствующих на два неравных лагеря... Толпа расступилась на гудок, Строганов с ходу вскочил на свое сиденье. Наклонившиеся по ветру, мимо двинулись серые подорожные сорняки (Леон.); В соседней маленькой комнате на диване, укрытый больничным халатом, лежал в глубоком сне мастер (Булг).

5. Обособляются определения, входящие в состав предложения с опущенным определяемым словом. Такие определения всегда осложнены обстоятельственным значением и потому связаны с глаголом-сказуемым, а не только с опущенным определяемым словом, ясным из предшествующего контекста: Царь с ближними, с князем-папой, старым беспутником Никитой Зотовым... объезжал знатные дома. ...Сытые по горло, - все равно налетали, как саранча, не столько ели, сколько раскидывали... (А. Т.).

Упражнение 26 . Найдите согласованные определения - одиночные и образующие определительные обороты. Объясните условия их обособления или необособления. Особо объясните случаи употребления тире.

1. Точно испуганный пожаром или бешеной собакой, он едва сдерживал свое частое дыхание и говорил быстро, дрожащим голосом (Ч.). 2. Над холмом неподвижно стоял большой полумесяц, красный, слегка подернутый туманом и окруженный мелкими облачками (Ч.). 3. Она, бледная, неподвижная, как статуя, стоит и ловит взглядом каждый его шаг (Ч.). 4. Тополь, высокий, покрытый инеем, показался в синеватой мгле, как великан, одетый в саван (Ч.). 5. Разбуженные говором, подымались с земли и другие и, застенчиво скрывая свою радость, тоже толпились у телеги приезжего (Бун.). 6. Раздираемое молниями небо дрожало, дрожала и степь, то вся вспыхивая синим огнем, то погружаясь в холодный, тяжелый и тесный мрак, страшно суживавший ее (М. Г.). 7. Затканные мглой, их фигуры были еле видны Сергею, с любопытством смотревшему на них сквозь тьму (М. Г.). 8. Я молчал, а он с восхищением, чмокая губами, говорил о кавказской жизни, полной дикой красоты, полной огня и оригинальности (М. Г.). 9. Мельнику было жалко смотреть на него, и в то же время ему хотелось сказать что-то такое чувствительное, что защемило бы сердце учителя тем же чувством, которым полно его, мельниково, сердце (М. Г.). 10, Смотреть на нее, спокойную и сильную, как большая полноводная река, приятно (М. Г.). 11. Скудные партии резины, достававшиеся через знакомых рабочих и комсомольцев, слабо покрывали нужду в этом материале (Мак.). 12. Маленькие глазки впились в знойно дрожавшую даль, стали серыми (Сер.). 13. Ни говора, ни смеха, - тяжкое, плывущее вместе со всеми молчание (Сер.). 14. Понуро ступают лошади с бессильно свесившимися ушами (Сер.). 15. Здоровые, молодые, сильные, они подхватили, почти подняли Антипа на воздух и бросили на палубу (Сер.). 16. Получалось нечто жуткое, путаное и резкое (Фурм.). 17. В предрассветной глубокой темени увидел, как через забор махнул кто-то большой, грузный (Ш.). 18. И пошла тут жизнь - вполне конкретная, но и вполне тоже необъяснимая - до краев дорогая и родная (В. Ш.). 19. Молодого Григория Думнова, тридцатилетнего, выбрали председателем колхоза (В. Ш.). 20. Он, трижды молодой, ждал от жизни всего, но этого письма никак не ждал (В. Ш.). 21. Целиком занятый решением этой волнующей загадки в своей судьбе, Ваганов прошел в кабинет (В. Ш.). 22. Затем я снова замечал ее взгляды на себе - то пытливый и проницательный, вызывающий тревогу, то отсутствующий, с потерянной мыслью, то быстрый, настороженно лукавый (Расп.). 23. Отвечая на обычные вопросы врача о самочувствии, я наблюдал потихоньку за пытающейся скрыться за его спиной и никак не помещающейся за ней девушкой и узнавал ее все больше и больше (Расп.). 24. Солнце, только что державшееся над головой, упало близко к закату (Расп.). 25. В начальный месяц московской моей жизни набросился я на книги, нужные по программе и совсем не нужные, библиотечные и магазинные (Чив.). 26. От прекрасного дворца, стоящего на возвышении и украшенного ослепительными колоннами, открывался чарующий вид на чистый, ухоженный парк, в который надо было спускаться каменными ступенями (Чив.). 27. Опахнув Сошнина табачищем, запыхавшаяся, она промчалась мимо него по темному коридору (Аст.). 28. Никогда не имевшая своих детей, тетя Граня не обладала учеными способностями детского воспитания (Аст.). 29. Честный, принципиальный, открытый, он пользовался известностью и авторитетом (газ.). 30. Выбрать книгу нужную, полезную (газ.).

Упражнение 27 . Расставьте недостающие знаки препинания. Определите условия обособления или необособления согласованных определений.

1. Налево была большая городская роща теперь покрытая инеем (Ч.). 2. Молодой парень белобрысый и скуластый в рваном тулупчике и в больших черных валенках выжидал, когда земский доктор, кончив приемку, возвращался из больницы к себе в квартиру, и подошел к нему несмело (Ч.). 3. Свечка стоявшая на табурете в тесной толпе склянок коробок и баночек и большая лампа на комоде ярко освещали всю комнату (Ч.). 4. Это был высокий и худой но хорошо сложенный мужик легкий на ходу и стройный с небольшой, откинутой назад головой и с бирюзово-серыми, живыми глазами (Бун.). 5. Взволнованные встречей засыпали они, закрывая головы свитками (Бун.). 6. Поглощенный его словами я не мог думать над этой загадкой (М. Г.). 7. С этого времени началось нечто удивительно нелепое (М. Г.). 8. Он хотел сказать ей что-то теплое ласковое но не нашел слов (Ш.). 9. В сумерки корабль занесенный снегом и освещенный огнем фонарей казался даже собственным матросам нарядным и легким (Пауст.). 10. Петербургские дома выкрашенные в зеленоватый лимонный и серый цвета казались фарфоровыми (Пауст.). 11. Куда ни взглянешь, всюду лежали чистые краски то плотные то совершенно прозрачные созданные светом северного солнца снегом огнем фонарей (Пауст.). 12. Цвет неба и облака были как будто написаны венецианцами, а горизонты синие от прохладного воздуха провел своим безошибочным карандашом Растрелли (Пауст.). 13. Присмиревшая подавленная великолепием московской улицы Поля шла посреди, едва ступая, словно боялась повредить какое-нибудь всенародное имущество, и стараясь запомнить подробности для вечернего отчета маме, на Енгу (Леон.). 14. А с другой стороны, за крышами домов сверкающей под солнцем бездной покоилась вода (Расп.). 15. Рецензия была неинтересной из тех, что составляются из вечно торчащих наготове услужливых резиновых фраз имеющих необыкновенную способность годиться по любому поводу (Расп.). 16. Картошку еще не сажали, и Виктор с удовольствием подумал, что не минует нынче ту простую, бесхитростную работу, как не минует и многих других крестьянских работ полузабытых в деле и оттого кажущихся еще более привлекательными (Расп.). 17. Ребятишкам теперь приволье, а они раньше из реки бежали к разведенному на берегу костру (Расп.). 18. По улице валялись осколки стекла, куски кирпича и сгнившего, лохматого и вязкого дерева легкие и колючие похожие на «перекати-поле» клубки почерневшего меха (Расп.). 19. ...Каждому из нас хозяева подарили на прощание «Записки княгини М.Н. Волконской» изданные в Чите. В самолете я раскрыл их. Истинное чудо эти записки! Сдержанно-благородные исполненные внутреннего драматизма нравственной чистоты и силы (Чив.). 20. Декабристы по времени не очень-то далеки от нас, как недалеки и причины побудившие первых русских революционеров имевших дворянские звания и в большинстве своем чины награды поместья прекрасных жен выступить против самодержавия и крепостничества (Чив.). 21. В громадной до крайности запущенной передней слабо освещенной лампочкой под высоким черным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин, стоял громадный ларь обитый железом, а на полке под вешалкой лежала зимняя шапка (Булг.).

Знаки препинания при несогласованных определениях

Несогласованные определения, т.е. определения, выраженные формами косвенных падежей существительных (чаще всего с предлогами), оборотом с формой сравнительной степени прилагательного, а также инфинитивом, обособляются или не обособляются в зависимости от условий контекста: от способа выражения определяемого слова, от наличия или отсутствия синтаксической связи с определяемым подлежащим и сказуемым, от наличия ряда однородных членов с имеющимися (или отсутствующими) в нем обособленными согласованными определениями и др.

1. Несогласованные определения, выраженные существительными в формах косвенных падежей, обособляются при необходимости указать какие-либо конкретные признаки предмета, чаще всего временного характера, выделяющие предмет в данный момент: Староста, в сапогах и в армяке внакидку, с бирками в руках, издалека заметив попа, снял свою поярковую шляпу (Л. Т.). Обычно эти признаки характеризуют предмет вполне конкретный и уже достаточно известный: Больше всех чувствовал себя неловко штабс-капитан Рябович, маленький сутуловатый офицер, в очках и с бакенами, как у рыси (Ч.), или предмет, уже достаточно охарактеризованный при помощи других определений: Приезжал дядя Яков с гитарой, привозил с собой кривого и лысого часовых дел мастера, в длинном, черном сюртуке, тихонького, похожего на монаха (М. Г.). Такие определения, как правило, включаются в однородный ряд с согласованными определениями: С моря поднималась туча - черная, тяжелая, суровых очертаний, похожая на горный хребет (М. Г.).

"На край света"

То, что так долго всех волновало и тревожило, наконец разрешилось: Великий Перевоз сразу опустел наполовину.

Много белых и голубых хат осиротело в этот летний вечер. Много народу навек покинуло родимое село - его зеленые переулки между садами, пыльный базарный выгон, где так весело в солнечное воскресное утро, когда крутом стоит говор, гудит бранью и спорами корчма, выкрикивают торговки, поют нищие, пиликает скрипка, меланхолично жужжит лира, а важные волы, прикрывая от солнца глаза, сонно жуют сено под эти нестройные звуки; покинуло разноцветные огороды и густые верболозы с матово-бледной длинной листвой над криницею, при спуске к затону реки, где в тихие вечера в воде что-то стонет глухо и однотонно, словно дует в пустую бочку; навсегда покинуло родину для далеких уссурийских земель и ушло «на край света»...

Когда на село, расположенное в долине, легла широкая и прохладная тень от горы, закрывающей запад, а в долине, к горизонту, все зарумянилось отблеском заката, зарделись рощи, вспыхнули алым глянцем изгибы реки, и за рекой как золото засверкали равнины песков, народ, пестреющий яркими, праздничными нарядами, собрался на зеленую леваду, к белой старинной церковке, где молились еще казаки и чумаки перед своими далекими походами.

Там, под открытым небом, между нагруженных телег, начался молебен, и в толпе воцарилась мертвая тишина. Голос священника звучал внятно и раздельно, и каждое слово молитвы проникало до глубины каждого сердца...

Много слез упало на этом месте и в былые дни. Стояли здесь когда-то снаряженные в далекий путь «лыцари». Они тоже прощались, как перед кончиной, и с детьми и с женами, и не в одном сердце заранее звучала тогда величаво- грустная «дума» о том, «як на Чорному Mopi, на бiлому каменi сидить ясен сокiл- бiлозiрець, жалiбненько квилить-поквиляе...». Многих из них ожидали «кайдани турецькiї, каторга бусурманськая», и «cивi тумани» в дороге, и одинокая смерть под степным курганом, и стаи орлов сизокрылых, что будут «на чорнiї кудрi наступати, з лоба очi козацьки видирати...». Но тогда надо всем витала гордая казацкая воля. А теперь стоит серая толпа, которую навсегда выгоняет на край света не прихоть казацкая, а нищета, эти желтые пески, что сверкают за рекою. И как на великой панихиде, заказанной по самом себе, тихо стоял народ на молебне с поникшими, обнаженными головами. Только ласточки звонко щебетали над ними, проносясь и утопая в вечернем воздухе, в голубом глубоком небе...

А потом поднялись вопли. И среди гортанного говора, плача и криков двинулся обоз по дороге в гору. В последний раз показался Великий Перевоз в родной долине - и скрылся... И сам обоз скрылся наконец за хлебами, в полях, в блеске низкого вечернего солнца...

Провожавшие возвращались домой. Народ толпами валил под гору, к хатам. Были и такие, что только вздохнули и пошли домой торопливо и беспечно. Но таких было мало.

Молча, покорно согнувшись, шли старики и старухи; хмурились суровые хозяйственные мужики; плакали дети, которых тащили за маленькие ручки отцы и матери; громко кричали молодые бабы и дивчата.

Вот две спускаются под гору, по каменистой дороге. Одна, крепкая, невысокая, хмурит брови и рассеянно смотрит своими черными серьезными глазами куда-то вдаль, по долине. Другая, высокая, худенькая, плачет... Обе наряжены по- праздничному, но как горько плачет одна, прижимая к глазам рукава сорочки! Спотыкаются сафьяновые сапоги, на которые так красиво падает из-под плахты белоснежный подол... Звонко, с неудержимой радостью пела она до глубокой ночи, бегая на берегу с ведрами, когда отец Юхыма твердо сказал, что не пойдет на новые места! А потом...

Прокинулись сю нiч, - говорил Юхым растерянно, - прокинулись вони, Зинька, та й кажуть: «Iдемо на переселения!» - «Як же так, тату, вы ж казали...» - «Hi, кажуть, я сон бачив...»

А вот на горе, около мельниц, стоит в толпе стариков старый Василь Шкуть. Он высок, широкоплеч и сутул. От всей фигуры его еще веет степной мощью, но какое у него скорбное лицо! Ему вот-вот собираться в могилу, а он уже никогда больше не услышит родного слова и помрет в чужой хате, и некому будет ему глаза закрыть. Перед смертью оторвали его от семьи, от детей и внучат. Он бы дошел, он еще крепок, но где же взять эти семьдесят рублей, которых не хватило для разрешения идти на новые земли?

Старики, растерянно переговариваясь, каждый со своей думой, стоят на горе. Они все глядят в ту сторону, куда отбыли земляки.

Уже давно не стало видно и последней телеги. Опустела степь. Весело и кротко распевают, сыплют трели жаворонки. Мирно и спокойно догорает ясный день. Привольно зеленеют кругом хлеба и травы, далеко-далеко темнеют курганы; а за курганами необъятным полукругом простерся горизонт, между землей и небом охватывает степь полоса голубоватой воздушной бездны, как полоса далекого моря.

«Що воно таке, сей Уссурiйський край?» - думают старики, прикрывая глаза от солнца, и напрягают воображение представить себе эту сказочную страну на конце света и то громадное пространство, что залегает между ней и Великим Перевозом, мысленно увидать, как тянется длинный обоз, нагруженный добром, бабами и детьми, медленно скрипят колеса, бегут собаки и шагают за обозом по мягкой пыльной дороге, пригретой догорающим солнцем, «дядьки» в широких шароварах.

Небось и они все глядят в эту загадочную голубоватую даль:

«Що воно таке, сей Уссурiйський край?»

А старый Шкуть, опершись на палку, надвинув на лоб шапку, представляет себе воз сына и с покорной улыбкой бормочет:

Я йому, бачите, i пилу i фуганок дав... i як хату строїть, вiн тепер знае... Не пропаде!

Богато людей загинуло! - говорят, не слушая его, другие. - Богато, богато!

Темнеет - и странная тишина царит в селе.

Теплые южные сумерки неясной дымкой смягчают вечернюю синеву глубокой долины, затушевывают эту огромную картину широкой низменности с темными кущами прибрежных рощ, с тускло блестящими изгибами речки, с одинокими тополями, что чернеют над долиной. Старинный Великий Перевоз сереет своими скученными хатами в котловине у подошвы каменистой горы. Смутно, как полосы спелых ржей, желтеют за рекой пески. За песками, уже совсем неясно, темнеют леса. И даль становится дымчато-лиловой и сливается с сумеречными небесами.

Все как всегда бывало в этой мирной долине в летние сумерки... Но нет, не все! Много стоит хат темных, забитых и немых...

Уже почти все разбрелись по домам. Пустеет дорога. Медленно бредет по ней несколько человек, провожавших переселенцев до ближнего перекрестка.

Они чувствуют ту внезапную пустоту в сердце и непонятную тишину вокруг себя, которая всегда охватывает человека после тревоги проводов, при возвращении в опустевший дом. Спускаясь под гору, они глядят на село другими глазами, чем прежде, - точно после долгой отлучки...

Вот расстилается пахучий дымок над чьей-то хатой... покойно и буднично...

Вот красной звездочкой, среди темных садов, среди скученных дворов, загорелся огонек...

Глядя на огоньки и в долину, медленно расходятся старики, и на горе, близ дороги, остаются одни темные ветряки с неподвижно распростертыми крыльями.

Молча идет под гору, улыбаясь своей странной улыбкой старческого горя. Василь Шкуть. Медленно отложил он калитку, медленно прошел через дворик и скрылся в хате.

Хата родная. Но Шкуть в ней больше не хозяин. Ее купили чужие люди и позволили ему только «дожить» в ней. Это надо сделать поскорее...

В теплом и душном мраке выжидательно трюкает сверчок из-за печки... словно прислушивается... Сонные мухи гудят по потолку... Старик, согнувшись, сидит в темноте и безмолвии.

Что-то он думает? Может быть, про то, как где-то там, по смутно белеющей дороге, тихо поскрипывает обоз? Э, да что про то и думать!

Ой зiйди, зiйди,

Ясен мiсяцю!

Глубокое молчание. Южное ночное небо в крупных жемчужных звездах. Темный силуэт неподвижного тополя рисуется на фоне ночного неба. Под ним чернеет крыша, белеют стены хаты. Звезды сияют сквозь листья и ветви...

А они еще далеко.

Они ночуют в степи, под родным небом, но им уже кажется, что они за тысячу верст ото всего привычного, родного.

Как цыганский табор, расположились они у дороги. Распрягли лошадей, сварили ужин; то вели беспокойные разговоры, то угрюмо молчали и сторонились друг друга...

Наконец все стихло.

В звездном свете темнели беспорядочно скученные возы, виднелись фигуры лежащих людей и наклоненных к траве лошадей. Сторожевые, с кнутами в руках, сонно ежились возле телег, зевали и с тоской глядели в темную степь...

Но с какой радостью встрепенулись они, когда услышали скрип проезжей телеги! Земляк! Они окружили его, улыбались и жали ему руку, словно не видались много-много лет.

Разбуженные говором, подымались с земли и другие и, застенчиво скрывая свою радость, тоже толпились у телеги проезжего, закуривали трубки и были готовы говорить хоть до самого света...

Потом опять все затихло.

Взволнованные встречей, засыпали они, закрывая головы свитками, и все думали об одном - о далекой неизвестной стране на краю света, о дорогах и больших реках в пути, о родном покинутом селе...

Холоднело. Все спало крепким сном - и люди, и дороги, и межи, и росистые хлеба.

С отдаленного хутора чуть слышно донесся крик петуха. Серп месяца, мутно- красный и поникший па сторону, показался на краю неба. Он почти не светил. Только небо около него приняло зеленоватый опенок, почернела степь от горизонта, да на горизонте выступило что-то темное. Эти были курганы. И только звезды и курганы слушали мертвую тишину на степи и дыхание людей, позабывших во сне свое горе и далекие дороги.

Но что им, этим вековым молчаливым курганам, до горя или радости каких-то существ, которые проживут мгновение и уступят место другим таким же - снова волноваться и радоваться и так же бесследно исчезнуть с лица земли? Много кочевавших в степи обозов и станов, много людей, много горя и радости видели чти курганы.

Одни звезды, может быть, знают, как свято человеческое горе!

См. также Бунин Иван - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

На хуторе
Долго-долго погорала заря бледным румянцем. Неуловимый свет и неуловим...

На чужой стороне
На вокзале не было обычной суматохи: наступила святая ночь. Когда прош...



Статьи по теме: