Периодизация истории литературы. Основные закономерности и этапы развития русской литературы XIX века

План-конспект урока по литературе по теме: Введение. Историко-литературный процесс и периодизация русской литературы. Самобытность литературы.

Организация: Государственное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский горно-строительный техникум»

Цели:

    Раскрыть своеобразие русской классической литературы 19 века.

    Помочь студенту быть постоянно включенным в процесс мыслительной деятельности.

    Усложнение смысловой функции речи студентов.

    Научить студентов обобщать и систематизировать материал.

Задача: Обеспечение эмоциональной сопричастности студентов к собственной деятельности и деятельности других.

Тип урока: Сообщение знаний и умений.

План:

    Периодизация русской литературы.

    Самобытность литературы.

«Только молодые могут называть старость временем покоя»

(С. Лукьяненко)

Ход урока:

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний и умений: вопросы по школьной программе.

    1. «До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в 19 в., но и поражающее разнообразие их» (М. Горький).

Как вы понимаете эти слова?

    1. О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький? (Конечно о таких известных писателях и поэтах, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, которые вошли в «золотой век» русской литературы; И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и др.).

  1. Новая тема. Слово учителя.

    1. Введение. Словарь:

Вопросы к студентам:

Что обозначает слово интеллигенция?

Что обозначает слово идеал?

Что обозначает слово разночинец?

Что обозначает слово революционер?

Что обозначает слово либерал?

Интеллигенция – люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.

Идеал – Совершенное воплощение чего-нибудь (иными словаи – это лучшее, что есть).

Революционер – человек, который производит переворот, открывает новые пути в какой-нибудь области жизни, в науке, в производстве.

Разночинец – в дореволюционной России: выходец из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом. Разные чины: учителя, врачи, инженеры и т.д.

    1. Историко-литературный процесс.

В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Бесправное положение одной части населения (крестьян) на фоне необременительной жизни дворянского сословия способствовало привлечению внимания к проблеме крепостного права со стороны просвещенных и гуманных представителей образованного слоя, побуждала у них сочувствие и сострадание. В первую очередь это относилось к писателям.

Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их. Многие русские писатели не разделяли революционных убеждений. Все, однако, сходились на том, что в России необходимы коренные перемены. Запад успел уже пройти ряд революционных потрясений, а Россия еще не знала их. Революции, отгремевшие на Западе, принесли людям больше разочарований, чем радостей. Лучшие надежды оказались неоправданными.

Величайшее новаторство русской литературы – в сплетении её судеб с судьбами русской революции. Уже к концу 19 столетия Россия накопила такое количество энергии, каким никогда, ни в какое время не располагало человечество. И это было засвидетельствовано русской литературой.

Пушкин придал русской литературе одновременно общенациональный и общечеловеческий характер. Пушкин – единомышленник первого поколения русских революционеров.

Основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века:

1) Россия стоит перед выбором дальнейших путей развития, основные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». Решительная демократизация художественной литературы. Гражданский пафос литературы.

2) Специализация литературы: Гончаров, Толстой – эпики, Левитов, Успенский – очеркисты, Островский – драматург и др.

3) Сюжеты романов просты, локальны, семейственны, но через сюжеты художники слова поднимаются до проблем общечеловеческих: взаимосвязь героя с миром, взаимопроникновение стихий жизни, отречение от личного блага, стыд за собственное благополучие, эпический максимализм, нежелание участвовать в несовершенстве мира.

4) Новый герой отражает состояние личности в эпоху общественных преобразований; он, как вся страна, стоит на пути к самосознанию, пробуждению личностного начала. Герои разных произведений (Тургенева, Гончарова, Чернышевского, Достоевского) полемичны по отношению друг к другу, но эта черта их объединяет.

5) Повышенные требования к личности человека. Самопожертвование – национальная черта. Благо других – высшая нравственная ценность. Личность, по Толстому, представляет в виде дроби:

нравственные качества

Самооценка

6) Источник русской силы и русской мудрости и Толстой, и Чернышевский видят в народном чувстве. Судьба человеческая в единстве с судьбой народа не оборачивалась принижением личностного начала. Наоборот, на высшей стадии духовного развития герой приходит кнароду (роман-эпопея «Война и мир»).

3.3. Периодизация русской литературы.

1 период: 1825-1861 – дворянский;

2 период: 1861-1895 – разночинский;

3 период: 1895-… пролетарский.

Крестьянские волнения прокатились по всей стране. Вопрос освобождения крестьян стал очень актуальным. Подъем крестьянского волнения вызвал подъем общественного мнения. С 1859 года выделяются 2 исторические силы: революционеры-демократы, либералы.

    1. Самобытность литературы.

Вторая половина 19 века – «золотое» время, но в отличие от первой половины, вторая половина имеет свои особенности, связанные с социальными условиями. В литературе первой половины 19 века герой был дворянин – «лишний» человек, который подошел к великим делам, но был испорчен воспитанием. К началу второй половины 19 века дворянство исчерпало свои прогрессивные возможности, стало возрождаться: Печорин, Онегин превратились постепенно в Обломова.

Дворянство уходит со сцены политической борьбы. На смену им приходят разночинцы. Выход на сцену политической борьбы разночинцев произошел не без заслуги русской литературы. Русская литература – это литература общественной мысли.

А также перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные «почему», относящиеся к общественной жизни, и к человеческим отношениям. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни.

В литературе 19 века тесно переплетаются стили и взгляды, художественные средства и художественные идеи. В результате взаимодействия всех этих направлений в России начинает формироваться реализм как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Родоначальником этого направления считается А.С. Пушкин. Его основа – принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своем творчестве, стремясь дать полное и верное отражение жизни. В основе критического реализма лежали положительные идеалы – патриотизм, сочувствие угнетенным народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.

    Закрепление.

Вопросы для закрепления:

    1. Назовите основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века?

      Назовите периоды русского освободительного движения?

      В чем заключается самобытность русской литературы?

  1. Домашнее задание:________________________________________________________________________________________________________________

    Оценки, выводы.

Итак, 1-й период русской литературы 19 в. охватывает 1801-1815 гг. В 1801г. никаких художественных произведений, способных ознаменовать начало нового литературного периода, не появилось. Жуковский и Батюшков выступают в печати с романтическими стихотворениями во 2-й половине первого десятилетия. Но некоторые события 1801 г. могут рассматриваться как выражение новых тенденций в литературе. В 1801 г. по инициативе молодых литераторов возникают два литературных общества, организация которых свидетельствовала о стремлении объединить силы в этих поисках. Дружеское литературное общество (Москва) и Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (Петербург) => зарождение в литературе тех идей и принципов, которые в дальнейшем развитии должны были привести к романтизму. Литературная жизнь данного периода характеризуется все более обостряющейся борьбой нового и старого. В первые годы нового столетия господствующее положение в литературе занимает сентиментализм. И классицисты пытаются отстаивать старые литературные позиции. Одновременно в творчестве поэтов-просветителей продолжают развиваться традиции гражданской поэзии. Не прекращается процесс формирования русского реализма. Самое значительное явление данного периода – это возникновение русского романтизма как нового литературного направления, начало которого Белинский справедливо связывает с именем Жуковского. Ранний русский романтизм, нашедший выражение в творчестве Жуковского и Батюшкова, составляет основное завоевание 1-го периода русской литературы 19 в.

2-й период охватывает 1815-1816 гг. В этот период в русской литературе на основе дворянской революционности оформляется новое революционно-романтическое направление, достигающее высшего подъема в 1-й половине 20-х гг в творчестве Пушкина и поэтов-декабристов. Продолжает существовать романтизм Жуковского и его последователей. Работой Грибоедова над комедией «Горе от ума» и Пушкина над первыми главами «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» завершается процесс формирования реалистического художественного метода. Поэтому 1825 год становится переломным для русской литературы: кончается господство романтического направления, торжествует свои первые победы русский реализм.

3-й период 1825-1842 г. - утверждение реализма, образование реалистического направления. Но и после этого продолжают существовать романтические течения. Наиболее характерными и значительными для этого периода были реалистические произведения Пушкина, повести и комедии Гоголя, «Герой нашего времени» Лермонтова. Появлением в 1842 г. первого тома «Мертвых душ» этот период завершается.

Таков общий ход русского литературного процесса первой половины 19 в. Начавшийся романтизмом, этот процесс характеризуется далее постепенным переходом к реализму и завершается утверждением реалистического направления в русской литературе.

Принципы периодизации

Есть два основных способа периодизации: хронологический и основанный на самой яркой личности. Первый обнаруживает особое «лицо» каждого деся­тилетия: романтическое - у 20-х гг., народно-фольклорное - у 30-х, романтический идеализм 40-х годов, позитивизм и практи­цизм 50-60-х и т.д. Деление литературного процесса на десяти­летия подкреплялось типологией художественных образов.

Второй вариант персонального принципа основан на его зави­симости от творчества выдающегося поэта или писателя, как бы консолидирующего литературное движение и открывающего наи­более привлекательные пути развития художественного твор­чества. Еще В.Г. Белинский выделял ломоносовский период, карамзинский, пушкинский; И.В. Киреевский включал между дву­мя последними период Жуковского, а Н.Г. Чернышевский присоединял к пушкинскому иериод гоголевский. Это как бы «ро­мантический» принцип периодизации. Литература идет за гения­ми. Получалась довольно стройная система, несущая в себе мно­гие важнейшие приметы: смену эстетических вкусов, ориентации, стилей. Естественно, это очень условная периодизация.

Самая адекватная же периодизация по литературным направлениям: от сентиментализма к романтизму (с начала века по 1825 г.) и от романтизма к реализму (от 1826 г. до середины столетия).

Обащая характеристика литературного процесса

Если говорить о литературном процессе, то в это время отживал свое классицизм. В это время делались попытки приспособить его к новым историческим условиям, отыскать в нем целесообразное в социально-этическом и худо­жественном отношениях. В рассматриваемое время шел процесс дифференциации внутри этого литературного направления, ко­торый вел к распаду системы.

Классицизм дольше всего сохранялся в драматургии, надолго его пристанищем сделался жанр трагедии. Творения в этом жанре классицистов XVIII в., особенно А.П. Сумарокова, не сходили со сцены. Однако в классицистической трагедии начала XIX в. обна­руживаются новые явления, которые наиболее очевидны в драма­тургии В.А. Озерова, который уже тяготел к предромантизму.

Эволюция серьезных жанров классицизма к предромантизму, перерастающему в романтизм, отразилась не только в драматур­гии Озерова, но и в раннем творчестве декабристов - Ф.Н. Глин­ки и П.А. Катенина, В.Ф. Раевского и К.Ф. Рылеева; этот процесс заметен в таких произведениях Пушкина-лицеиста, как «Воспо­минания в Царском Селе», «Наполеон на Эльбе», «К Лицинию», в оде Тютчева «Урания», посвящении «На новый 1816 год» и у многих других поэтов. Гражданственный пафос поэзии Ломоно­сова и Державина не утрачивал своей притягательной силы и в первой четверти нового столетия. Их традиции сохранялись, по­лучая новое эстетическое бытие, включаясь уже в иную эстети­ческую систему - гражданский романтизм.

Первая половина XIX века с точки зрения истории - историческая эпоха, начавшаяся Великой французской революцией 1789-1793 годов и завершившаяся в Европе в конце 1840-х годов, а в ряде стран, в том числе в России, США, Индии, Китае, даже в конце 1850-х годов. С точки зрения литературного движения, периодизация которого вследствие относительно самостоятельного развития не совпадает или частично совпадает с исторической, новая эпоха литературы началась в последнее десятилетие XVIII века и закончилась примерно в 1852 году - год смерти В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя. Первый из них «открыл» литературу XIX века, второй завершил ее первый этап.

Содержанием истории в первой половине XIX века стали кризис всей феодально-монархической системы в Европе, начало буржуазного развития стран европейского континента, установление в них республиканских режимов, представительных правлений, а также противоречия в самом буржуазном строе и между государствами, которые выразились в революциях и войнах. После Великой французской революции народы всей Европы были втянуты в войны с Наполеоном. Россия оказалась в гуще исторических событий: она выиграла Отечественную войну 1812 года, пережила восстание декабристов на Сенатской площади, несколько войн с Турцией, усмирила польское восстание в начале 1830-х годов и потерпела поражение в Крымской войне 1853-1856 годов, которая продемонстрировала, с одной стороны, беспримерный героизм русского солдата и офицера, с другой - политическую, общественную и экономическую отсталость страны (крестьянство все еще находилось в крепостной зависимости, личность была лишена необходимых политических свобод). Стало ясно, что Россия нуждалась в глубоких социально-политических реформах, без которых она не могла развиваться дальше.

Европа в начале XIX века была ввергнута в полосу непрерывных войн, которая закончилась поражением Наполеона и высылкой его на остров Святой Елены. Во Франции и в других странах были восстановлены монархии. Однако вскоре после революций 1830 и 1831 годов власть перешла в руки финансовой аристократии, а после революции 1848 года была установлена так называемая 2-я республика. Все это оказывало сильное влияние на политическую жизнь всех стран.

В первой половине столетия продолжались колониальные войны и передел заморских владений. Англия захватывает Индию и Бирму, Франция - Алжир, однако Испания и Португалия теряют владения в Америке (за исключением Кубы). В колониальные войны вступают США. Политическая карта мира постоянно перекраивается. В ходе нескончаемых войн независимость получили Бельгия, Греция, автономию - Сербское княжество. Крупным событием было добровольное присоединение к России областей Закавказья и Бессарабии.

Понятно, что в это время не замирала ни общественная, ни научная, ни культурная жизнь различных стран.

Наука в мире развивалась в направлении, заданном теоретической мыслью XVIII века. Среди ученых, сделавших открытия мирового значения в области математики и естествознания,- Лобачевский, Лаплас, Гаусс, Фарадей, Ампер, Джоуль, Гельмгольц. Сочинения географов, натуралистов, путешественников становятся незаменимой частью духовной жизни людей и влияют на их взгляды, в том числе на эстетические представления. Известно, что исследования Александра Гумбольдта и стиль его научных сочинений оказали сильное воздействие на формирование романтизма. Писатели заинтересовываются научными изысканиями и гипотезами в области эволюционной теории, которые были в изобилии представлены такими людьми, как Ламарк, Жоффруа, Сент-Илер, Бэр и др. Особое значение для развития литературы имели философия и история. Без усвоения немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) нельзя вполне понять творческие системы романтиков и реалистов, а без чтения исторических трудов Гердера, Винкельмана, Карамзина трудно постичь принципы художественного историзма, проявившиеся в сочинениях Вальтера Скотта, А. Пушкина и Л. Толстого.

Литературное развитие, взятое в целом, можно охарактеризовать как постепенную смену литературных направлений, как движение от классицизма к сентиментализму, романтизму и реализму. При этом нужно учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, смена одного направления другим не совершалась в строго определенные календарные сроки. Нельзя, например, сказать, что 19 октября 1825 года реализм вытеснил с литературной арены романтизм. Для того чтобы победа реализма стала явной, необходимо время, в течение которого появилось бы достаточно большое количество произведений, продемонстрировавших неоспоримые в глазах современников - писателей и читателей преимущества реализма по сравнению с романтизмом. Его качественные достоинства при всей их относительности должны стать очевидными в теоретическом и практическом планах для целого поколения художников слова. Во-вторых, торжество одного литературного направления над другим нельзя понимать как полное исчезновение предшествующего (рядом с писателями-реалистами, например, в первой и во второй половине XIX века публикуют свои сочинения и писатели-романтики) или как его полное исключение из литературной практики (например, многие свойства романтизма, прежде всего понимание им жизни как текучей, изменчивой стихии, были подхвачены реалистами). Следовательно, смена предшествующего направления последующим должна стать не только предметом полемики, отторжения и преодоления, но и продолжением, усвоением, переосмыслением и преображением.

Возникновение новых идей, взглядов и новых словесно-художественных форм предполагает смену литературных направлений. Исходя из этого, содержание литературного процесса в России на протяжении XIX века составляет переход от мышления жанрами («жанровое мышление») к мышлению литературными стилями и индивидуально-авторскими стилевыми системами, а затем к созданию «литературных школ», обладающих своими программами (эта последняя стадия литературного процесса уже не укладывается в хронологические рамки XIX столетия).

Здравствуйте, уважаемые читатели. Долго работая в школе учителем литературы, мне пришло в голову то, что мою работу можно смело совмещать с дополнительным заработком на бесплатных игровых автоматах по адресу: avtomaty-vulkan.club . У меня все получилось, и теперь все это совмещая, я издаю вам очередную интересную статью с творчества Твардовского.

К моменту создания поэмы «Страна Муравия» Александр Твардовский был уже сложившимся поэтом.

Упорная литературная учеба, дружеская помощь товарищей по перу, прежде всего М. Исаковского, способствовали росту Твардовского как художника.

Мотив путешествия, когда писатель отправлял своего героя в странствие, не нов ни в русской, ни в западноевропейской литературе («Путешествие Гулливера» Свифта, «Дон Кихот» Сервантеса, « » Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Мистерия-буфф» Маяковского, «Бруски» Панферова и др.). Этот прием позволяет сравнивать, сопоставлять, анализировать жизнь в самых разнообразных ее срезах.

Твардовский создает оригинальную поэму со своим неповторимым героем. Никита Моргунок - собирательный образ крестьянина-середняка - настолько непосредственный, живой, а развитие сюжета происходит так естественно, жизненно, что полуфантастическое путешествие героя выглядит абсолютно реальным.

Собирательность образа героя не мешает ему быть реально-конкретным в разных жизненных ситуациях.

Размышления, сомнения Моргунка - это раздумья, мысли реального лица; его речь - язык русского крестьянина. Жанр путешествия позволил Твардовскому показать ярко, красочно нравы, обычаи, традиции русской деревни той поры. Введение поговорок, присказок, пословиц, песен углубляет это впечатление о поэме как истинно народной.

«Стихи» (1937), «Дорога» (1938), «Про Деда Данилу» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941). Все основные процессы, характерные для деревни эпохи 30-х годов, запечатлены в стихах поэта: это и преображение родной земли («Гость», 1933; «Смоленщина», 1935), и строительство новых домов, школ («Усадьба», 1934), и красота труда в коллективе, новые общественные отношения и формирование у человека чувства собственного достоинства, чувства хозяина жизни («Мужичок горбатый», 1937; «Встреча», 1936; «Путник», 1936).

Продолжая традиции Некрасова, Твардовский создает образ русской женщины. О большой душевной красоте ее поведал поэт в стихотворениях «Встреча», «Не стареет твоя красота...» и др.; глубоко лиричны строки, посвященные матери-труженице («Песня», 1936; «Матери», 1937).

Если домашнее задание на тему: » Периодизация литературы оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
    • Свежие новости

      • Категории

      • Новости

      • Сочинения по теме

          ? S (Включая Острова И Ледники) = 13 177 Тыс. Км? ? S (Без Островов) = 13 087 Тыс. Км? ? Самая Газовая смесь содержит СО2, СО, О2 и N2. При анализе 100 мл смеси методом химического поглощения получены следующие результаты. Детские летние игры. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В любое время года под соснами можно найти много опавших иголок. Они бывают разного оттенка

В развитии русской литературы выделяют несколько определенных периодов. Разные ученые определяют разные периоды в формировании русской литературы. Основными периодами являются:

  • древнерусская литература (11-17 век)
  • литература 18 века
  • литература золотого века (19 век)
  • серебряный век (конец 19 – начало 20 века)
  • русская литература советского периода (1922- 1991)

Древнерусская литература

Под понятием «древнерусская литература» понимают письменные произведения, которые были созданы на территории Киевской и Московской Руси, в промежутке между 11-17 веком. Основные особенности древнерусской литературы:

  • произведения носили религиозный или исторический характер
  • отсутствие авторства, были лишь составители, летописцы
  • свод правил по которым формировались произведения (ход событий, поведение, характеристики героя
  • медленное развитие (связанно с тем, что книги были рукописными, недостаток грамотных людей).

Жанры древнерусской литературы так же были немногочисленными и отличались от современных, к ним относились:

  • летопись (например, «Повесть временных лет»)
  • житие (например, «Житие Сергия Радонежского»)
  • поучение (например, «Поучение Владимира Мономаха»)
  • хождение (например, «Хождение за три моря»)
  • слово (например, «Слово о Законе и Благодати»)
  • воинская повесть (например, «Сказание о Мамаевом побоище»)

Письменность пришла на Русскую землю вместе с христианством, затем появилась письменная литература. Древнерусская литература подразделяется на два периода:

  • Киево-Новгородский период (10-12 век, известное произведение того периода «Слово о полку Игореве»)
  • Период Московской Руси (13-17 век, известные произведения – «Сказание о мамаевом побоище», «Хождение за три моря», «Житие Сергия Радонежского»).

Литература 18 века

Русская литература 18 века четко и ярко отображала общественную жизнь того времени. В произведениях той эпохи мы видим и влияние реформ Петра I, политику и общество вовремя правления Екатерины II.

В это время происходит пробуждение националистического самосознания, критикуется преклонение перед иностранным, просыпается интерес к русскому народу, его быту и традициям.

В этот период начинают свое формирования литературные направления, основываются литературные школы. За 18 век русская литература догнала по-своему развитию литературы стран Европы.

В этот промежуток времени на русскую литературу оказывали влияние немецкая, французская, английская культуры, но в итоге русская культура смогла сформировать свою собственную национальную литературу.

Еще в конце 17 века начинает формироваться тяга к реализму. Писатели хотят отобразить в своих произведениях как можно больше действительности.

В это время литература встает рядом с другими творческими направлениями, такими как живопись, музыка. Литература стала отвечать требованиям культурной жизни. Литература из церковной превращается в светскую.

Литература 18 века вела пропаганду нравственности, добра и правды. Литература «говорит» нам о том, что все люди чувствуют одинаково, царь – тоже человек и должен служить народу и подчиняться законам, крестьяне тоже люди, которые умеют чувствовать, страдать.

Несомненно, европейские взгляды оказали влияние на становление русской литературы 18 века, но дальше наша литература смогла адаптироваться и вырастить на этой европейской почве свои собственные плоды высокоморальных идей.

Золотой век русской литературы

Золотым веком русской литературы называют период 19 столетия, во время которого большое количество талантливых писателей смогли заявить о себе и оставили нам произведения, которыми по сей день восторгаются читатели во всем мире.

Центральной персоной поэзии Золотого века принято считать А. С. Пушкина, кроме него к великим поэтам этого периода так же относят М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, К. Н. Батюшкова, А.А. Бестужева, В. А. Жуковского, И. А. Крылова и др.

Характерной чертой герое произведений того времени является личная свобода, примеры этих характеров представлены в произведениях А. С Пушкина «Евгений Онегин» - Татьяна Ларина, А. С. Грибоедова «Горе от ума» - Чацкий. Писатели пропагандируют свободные взгляды, которые не всегда совпадали с мнением властей, поэтому начинают создаваться тайные общества, в которых состоят литераторы.

К ярким представителям русской литературы 19 века относят А. С. Грибоедова, который презирал тщеславные и эгоистичные высшие социальные слои; М. Ю. Лермонтова, который наиболее ярко в своих произведениях акцентировал внимание на философских идеях, он был сторонником идей декабристов, отстаивал права и свободы простых людей, выступал с критикой в адрес императорской власти; А. П. Чехова, который в своих произведениях высмеивал пороки дворянского сословия.

Серебряный век русской литературы

Серебряным веком русской литературы называют период с конца 19 и до начала 20 века, за который было написано больное количество прекрасных произведений. Истоками серебряный век уходит в золотой век русской литературы, так как именно отголоски идей Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Чехова видны в произведениях века серебряного.

Замечание 1

Характерными особенностями этого периода являются мистицизм, кризис веры, духовности. В поэзии серебряного века сплелось многое: библейские сказания, мифология, влияние культуры Европы и русского народного творчества.

Известными представителями литературы «Серебряного века» являются А. Блок, И. Бунин, Н. Гумилёв, С. Есенин, А. Ахматова, В. Маковский, А. Куприн. В литературе «серебряного века» выделяют следующие направления:

  • символизм (смысл направления заключается в негативной оценке прогрессивных идей, разочаровании в силе научного познания)
  • акмеизм (представители этого направления делали акцент на материальной стороне, на предметности тем и образов)
  • футуризм (основная идея – разрушение культурных стереотипов)
  • имажинизм (главное в данном направлении – образ, создание метафор, для представителей этого направления характерен эпатаж, анархические мотивы.

Советский период - это совершенно новый виток в развитии культуры России, само собой это нашло отражение и культуре вообще и в литературе в частности. Русская литература советского периода соединила в себе: реализм, народность, патриотизм, гуманизм. Основное литературное направление этого периода - социальный реализм, доминирующий жанр – роман. Советская литература пропагандирует образ человека как строителя нового мира. В это время формируется большое количество новых жанров и направлений. Яркими представителями литературы советского периода являются М. Горький, Н. Островский, М. Цветаева, В. Аксенов, М. Булгаков и др.



Статьи по теме: