Конкурс «Загадки в пословицах и поговорках. Соловей месяц поет ворона круглый год каркает пословица

ЦЕЛИ: повышение интереса к литературе; расширение кругозора учащихся; развитие умений активно проявлять свои способности, смекалку, работать в команде; сплочение классного коллектива.

В игре принимают участие команды 5 и 6 классов.

I.РАЗМИНКА «СКАЗКИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»
За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.

1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)
3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей)
5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)
6. Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)
7. Назовите место рождения Колобка (печь)
8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)
10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)
11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)
13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом»)
14. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка»)
15. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)
16. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (удав)
17. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)
18. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)
19. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок»)
20. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой)

II. ЗООСАД КРЫЛОВА
Отгадайте одинаковые слова - названия животных, которых можно встретить в баснях Крылова -загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше. Отгадаете с первой пословицы - 3 балла, со второй - 2, с третьей - 1.

Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой.
. Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит.
. ЕГО ноги кормят. (волк)

Лапки ЕЁ мягки, да когти остры.
. Чует ОНА, чьё мясо съела.
. Доброе слово и ЕЙ приятно. (кошка)

И ОНА помнит, кто её кормит.
. Не бойся ЕЁ брехливой, а бойся молчаливой.
. ОНА на сене: сама не ест и другим не даёт. (собака)

ОНА семерых волков проведёт.
. ЕЙ хвост не для красы нужен.
. ОНА и во сне кур считает. (лиса)

Из большого осла не получится ОН.

Делать из мухи ЕГО.
. Ай, Моська, знать она сильна, что лает на НЕГО. (слон)

И считанную ЕЁ волк съедает.
. Не прикидывайся ЕЮ: волк съест.
. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что ЕЁ съел. (овца)

Не мечите бисер перед НИМИ.
. ОНА грязи всегда найдёт.
. Посади ЕЁ за стол, она и ноги на стол. (свинья)

ОН поёт месяц, а ворона каркает круглый год.
. Ласточка день начинает, а ОН кончает.
. Не нужна ЕМУ золотая клетка, лучше зелёная ветка. (соловей)

Не учи ЕЁ плавать.
. На то и ОНА в море, чтоб карась не дремал.
. Знать бы ершу, когда ОНА зубы меняет. (щука)

III. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРИФИКАТОР
Скажите: верите вы или нет, что...

1. Илья Муромец был бомбардировщиком. (Да, «Илья Муромец» - самолёт-бомбардировщик конструктора Сикорского)
2. Елисейские поля в Париже названы в честь королевича Елисея, героя сказки А.С.Пушкина. (Нет)
3. За школьные сочинения А.П.Чехов получал только «пятёрки».(Нет, он никогда не получал за школьные сочинения выше «тройки»)
4. Однажды М.Е.Салтыков-Щедрин за сочинение, написанное им вместо дочери, получил «двойку». (Да, к тому же ещё с припиской: «Не знаете русского языка!»)
5. После трагической дуэли А.С.Пушкина В.А.Жуковский воскликнул: «Ай-ай-ай, убили негра, убили негра…» (Нет)
6. Плещеево озеро в Ярославской области названо в честь русского поэта Плещеева А.Н. (Нет)
7. Он - поэт, она - поэтика. (Нет, она - поэтесса. А поэтика - это учение поэтическом творчестве)
8. В басне «Квартет» автор высмеивает животных, которые плохо играют на музыкальных инструментах. (Нет)

IV. ЗАЗЕРКАЛЬЕ
В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.

1. “Пёс босиком» («Кот в сапогах»)
2. «Девочка-каланча» («Мальчик с пальчик»)
3. «Синий платочек» («Красная Шапочка»)
4. «Железный замочек» («Золотой ключик»)
5. «Знайка под землёй» («Незнайка на Луне»)
6. «Песочная служанка» (Снежная королева»)
7. «Быль о железной курочке» («Сказка о золотом петушке»)
8. «Великан Рот» («Карлик Нос»)

V. СОБЕРИ ИЛЛЮСТРАЦИЮ

Кто быстрее соберёт картинку-пазл, назовёт произведение и автора. (Можно взять любую иллюстрацию и, разрезав на части, получить пазл, а можно взять готовые (я брала пазлы "Квартет" по бесне Крылова)

Подведение итогов, награждение победителей.


Полный текст материала Литературная викторина "По страницам любимых книг" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Солнышко - на место, курочки - на седло, добра женка - за пряслицу.

Солнышко нас не дожидается.

Солнышко не осветит, месяц не увидит.

Солнышко садится - барак веселится.

Солнышко садится - лентяй веселится; солнышко всходит - лентяй с ума сходит.

Солнышку моему сиятелю, свету моему совету, сахару белому.

Соловей берет пением, а человек - умением.

Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

Соловей поет - себя тешит.

Соловей - птичка-невеличка, а поет - лес дрожит.

Соловей с вороной в одном лесу живут, да по-разному песни поют.

Соловья баснями не кормят.

Соловья за песни кормят.

Солома с огнем не дружись.

Соломенный мир лучше железной драки.

Соломиной не подотрешь хоромины.

Соломой покроемся, да соломой не оденемся.

Солона рыба на своем блюде.

Соль варим, а сами в нужде сидим.

Солью сыт не будешь, слезами горя не избудешь.

Сон лучше всякого лекарства.

Сон милее отца и матери.

Сон милей родного брата.

Сонливого не добудишься, ленивого не дошлешься.

Сонливый да ленивый - два родные братца.

Сор из избы не выносят.

Сорвалось словцо - не схватишь за кольцо.

Сорная трава на корню крепка.

Сорную траву из поля вон.

Сорок лет - бабий век.

Сорок лет не сорок реп.

Сорока без причины не стрекочет.

Сорока на хвосте принесла.

Сорока не ворона; в одно перо не родится.

Сорока с тыну, а десять на тын.

Сорока сама сказывает, где гнездо свила.

Сорока скажет вороне, ворона - борову, а боров - всему городу.

Соседским теплом не угреешься.

Сосна на корню красна.

Сосун не век сосун, через год стригун, а там пора и в хомут.

Соха да борона сами не богаты, а весь мир кормят.

Соха кормит, веретено одевает.

Соха не плуг, приятель не друг.

Сошлют к Ермаку латы чистить.

Спасибо вашему дому, пойду к дому другому.

Спасибо, кума, на поросятинке, еще не ели, - а ты уже закричала.

Спасибом сыт не будешь.

Спали, почивали, весело ль вставали.

Спать долго - жить (…встать) с долгом.

Спать - не молотить: спина не болит.

Спелому колосу - серп удалой, девице красной - жених молодой.

Сперва аз да буки, а потом науки.

Сперва ты меня повези, а потом я на тебе поеду.

Спереди мажут, а сзади кукиш кажут.

Спесив журавль, а шею клонит.

Спесивому хвала лучше дара.

Спесь в добро не вводит.

Спесь не ум, чванство не ум, а недоумие.

Для создания котоматрицы не нужно иметь каких-то особых навыков, все очень и очень просто!
Итак, для создания котоматрицы потребуется:
— фотография с любым смешным животным;
— немного фантазии и юмора.

Как создать котоматрицу:

— берем смешную фотографию;
— накладываем на нее смешной текст и… готово!

  • новые пользователи: 19
  • создано котоматриц: 58

Полный список…

Флюсы у меня! Молочка бы тёпленького пополоскать, сардельку горячую приложить…
— Кеша, не кричи! Это — не пиастры…
Ты своему родному звеою Ты своему родному зверю Не дашь один пельмень? Не верю!
ПОПАЛ под обаяние… ФИГУРНОГО КАТАНИЯ!!!
Трещал кошачий дом и гнулся — Василий с ужина вернулся
Женщины в русских селеньях спокойны: Смена растет Вполне Достойная!
— Всем спа-а-ать! А то вечно не добудишься вас..в ПЯТЬ!!!
— Шари-и-к! Будь другом, гавкни на ёжика внизу!!!
Ты зачем средь бела дня Наорала на меня? Пойду на батарею… Она тебя добрее!!!
Мамочка, расскажи мне, что было в старину: дней двадцать назад..
Хозяйка! Тут хозяин из интернета вернулся, интересуется, куда делся крошечный очаровательный комочек рыжей шерсти..
Позаныкавшись в жалюзи белые.. Расскажу Вам историю жуткую..
а потом МАРШ — БРОСОК Сначала был ФАРШ — КОТЛЕТ,
Избы кирпичные, кони железные… Что ж русской женщине сделать полезного?
Пусти,хозяин! Сарделька уже прошла точку невозврата!
Побросав всё пустое и бренное.. Среди тысяч планет и орбит…
Хозяин поймался, НАКОНЕЦ-ТО!
— ПРЕДУПРЕЖДАТЬ НАДО-о-о-о…. — А хозяин у меня… ВЕТЕРИНАР…
Зря ты, парень, целуешь песок, я, ведь, тоже в него ходила…
А после обеда — чашечка КАРП-пучино!
Шарик, да ты, оказывается, ЧЁРСТВЫЙ ТИП!
Ювелирная работа! Куда там Тузику с его грелкой!
«Да, потрёпан ветеран, шерсть свалялась в драбадан. Дрожь в руках, опухли веки» — думал кот о человеке…
«ПРО-ДАМ ОТ-БОРНЫХ МЫ-ШЕЙ. -Та-ак… Caps Lock… Все, хозяйка, решил я проблему с мышами! ДОРОГО. САМОВЫЛОВ.» .
Я ж валил её три раза! Глянь, опять стоит! Ззззараза…
Мама говорит, что в галактике тыщи таких как у нас коробок и в них может быть другая жизнь… Обалдеть!
Нет, ну почему, как только мы займемся медитацией кто-то обязательно хлопнет дверцей холодильника?

Информационно-развлекательная игра

«Сказка в гости к нам пришла»

Цели :

1. Р асширить знания учащихся о сказках;

2. Воспитывать культуру поведения, уважение к старшим .

3. Развивать память, речь, мышление, творческие способности учащихся.

4. Способствовать развитию интереса к чтению сказок.

Ход урока.

I. Организационный момент.

В мире много разных сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостье: «Заходи!»

Ведущая: Сказка родилась в народе. Сказки русские, украинские, башкирские, шведские, английские, арабские, африканские. Нет такой страны, которая не имела бы своих сказок, такого народа, который бы их не складывал. Но почему? Зачем понадобились человеку сказки? А видимо, зачем-то понадобились, если люди, жившие далеко друг от друга, в разных концах земли, в различные времена, не сговариваясь, стали их сочинять. С первых дней своего существования человек зависел от окружающей природы. Она несла ему жизнь – давала воду и пищу. Но и в, то, же время угрожала его жизни. Дикие звери и ядовитые змеи, бури и ураганы, извержения вулканов и землетрясения – много опасностей подстерегали человека на каждом шагу. Человек мог рассчитывать только на силу своих рук, быстроту своих ног, остроту своего зрения.
Но человек мечтал. Мечтал о том, чтобы стать сильнее, быстрее, зорче, научиться управлять грозными стихиями. И эти мечты народ тоже отразил в сказках. А еще свою веру в победу добра над злом, в силу любви и дружбы, мечты о сильном и умном защитнике, о счастливой жизни людей.

СКАЗКА – чудотворный источник добра, любви, мужества, мудрости. В каждой сказке за ними победа.

– Друзья, а вы все любите сказки?
– Какие из них вы знаете? (Ответы детей.)

Ученик:

У сказки чистая душа, Родной народ ее творец,
Как ручеек лесной. Народ – хитрец, народ – мудрец,
Она приходит, не спеша, В нее мечту свою вложил,
В прохладный час ночной. Как золото в ларец

Ведущая: Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех на свете. Где еще, как не здесь, можно увидеть в небе быстро несущийся под облаками ковер-самолет; гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим голосом серого Волка, или случайно набрести на ветхую избушку Бабы-Яги? В сказках с незапамятных времен идет непримиримая борьба между добром и злом: юный Иван-Царевич храбро сражается со Змеем Горынычем и побеждает его; простой крестьянин Балда ловко одурачивает жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой-Ягой.

– Подумайте, чему учат нас сказки? (Ответы детей).

Ученик:

Сказки гуляют по свету
Ночь, запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.

Мир, озарив чудесами,
Сказки летят над лесами.
На подоконник садятся
В окна, как в речку глядятся.

Сказки со мною повсюду
Их никогда не забуду.
Стоить сомкнуть нам реснички,
Вмиг Сивка-Бурка приснится.

Ведущий: Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому русскому человеку. Дороги так, как могут быть дороги Родина и мать, народ и его история. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет и сказка жива. Сегодня мы приглашаем вас в удивительный мир сказок.

II . Конкурсы

1. Конкурс «Литературные сказки»

Кто из сказочных героев мог дать такие объявления? (Вопросы задаются по очереди каждой команде.)

· Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар.)

· Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли.

(Маугли и Тарзан.)

· Бюро знакомств «очаровательные глазки» предлагает для знакомства женщин с одним, двумя и даже тремя глазами . (Крошечка-Хаврошечка.)

· Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит.)

· Сплю и вижу принца. (Спящая красавица и царевна мо­лодая.)

· Охранному агентству на постоянную работу требует­ся 33 сотрудника крепкого телосложения . (Черномор.)

· Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда.)

· Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки. (Белочка).

2. Конкурс «Загадки в пословицах и поговорках».

Капитан каждой команды вытянет карточку с загадкой в пословицах и поговорках. Вы должны отгадать слово, за­тем вспомнить, в какой прочитанной вами сказке встречается этот предмет и доказать отрыв­ком.

Он поет месяц, а ворона каркает круглый год.

Ласточка день начинает, а он кончает.

Не нужна ему золотая клетка, лучше зеленая ветка.

(Соловей. В сказке «Сказка о жабе и розе».)

Мал горшок, да ее варит.

Сам ее заварил, сам ее и расхлебывай.

Ее маслом не испортишь.

(Каша. В сказке «Серебряное копытце».)

3. Конкурс «Угадай».

1. В какой сказке произошло такое событие: «Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, прямо к царю?» (Русская народная сказка «По щучьему велению ».)

2. В какой сказке с помощью горошины принцесса нашла себе жениха?

(«Принцесса на горошине» Г.-Х. Андерсена.)

3.По началу текста узнайте русскую народную сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею: у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» («Царевна-лягушка».)

4.Какой сказочный герой был одним из сыновей старой оловянной ложки?

(Стойкий оловянный солдатик из одноимённой сказки Г.-Х. Андерсена.)

4. Конкурс «Кто быстрее»

1. Кто дал золотой ключик Буратино? (Черепаха Тортилла).

2. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка).

3. Где находилась смерть Кощея Бессмертного? (В игле).

4. Скольких разбойников перехитрил Али-Баба? (40).

5. Кто должен был выложить слово «вечность»? (Кай).

6. Кто написал сказку «Три медведя» (Л. Толстой).

7. Сколько раз бросал старик невод в море? (3 раза).

8. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара).

9. Кто из трех поросят построил самый прочный домик? (Наф-наф).

10. Какой овощ пришлось тянуть всей семье, включая домашних животных? (Репку).

11. Кого называл Балда младшим братом? (Зайца).

12. Кто лучший в мире сладкоежка и фантазер? (Карлсон).

13. Кто на балу потерял туфельку? (Золушка).

14. В какой сказке медведь сочинял стихи?(«Винни-Пух и все-все-все»).

15. Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка).

16. Какого героя провели на пирожках? (Медведя).

17. Кто первый нашел теремок? (Мышка-норушка).

18. Чем кормила лиса журавля? (Кашей).

19. Кто написал книгу «Приключения Незнайки»? (Н. Носов).

20. Кто разговаривал с зеркальцем? (Царица).

21. Подруга Буратино? (Мальвина).

22. Кто путешествовал в Стране чудес? (Алиса).

23. Какому герою пришлось запеть, чтобы обмануть козлят?(Волку).

24. Кто развалил теремок? (Медведь).

25. Кто исполнял желания Емели? (Щука).

26. Кто носил красный головной убор ? (Красная шапочка).

5. Конкурс «Отгадай загадки».

1. Уплетая калачи
ехал парень на печи
прокатился по деревне
и женился на царевне. (Емеля)

2. У Аленушки – сестрицы
Унесли братишки птицы
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси – лебеди)

3. Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она

Вкусных кушаний полна. (Скатерть – самобранка)

4. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)

5. Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет. (Бабушка Федора)

6. Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад,

Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем. (Жар – птица)

7. Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку,
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. (Бычок – смоляной бочок)

8. Парень слез с любимой печки,

За водой поплёлся к речке.

Щуку в проруби поймал

И с тех пор забот не знал. (Емеля из сказки «По - щучьему велению»).

9. То не золото сверкает,

То не солнышко сияет,

Это сказочная птица

В сад на яблоню садится. (Жар-птица из сказки «Иван-Царевич и Серый Волк»).

10. На кочке болотной

Невестушка ждёт,

Когда же за нею

Царевич придёт. (Лягушка-царевна из сказки «Царевна-лягушка»).

6. Конкурс «Найди ошибку».

Вы слышали, прошла молва!

Все перепутались слова.

Скорей героям помоги,

Порядок в сказках наведи.

Ну, что, ребята, поможем героям? Для этого послушайте отрывок из сказки, определить, о какой сказке идет речь, найти ошибки.

1- ой команде:

Негде в тридевятом царстве.

В тридесятом государстве,

Жил – был славный царь Гвидон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

( Не Гвидон, а Дадон) «Сказка о золотом петушке» .

2 – команде:

Живет он в поповом доме,

У самого синего моря.

Ест за четверых,

Работает за семерых.

Досветла у него все пляшет,

Ловит неводом рыбу, полосу вспашет.

Посоветуйтесь и скажите, какая допущена ошибка в этом отрывке?

(«Сказка о попе и работнике его Балде», только Балда не жил у синего моря, не ловил неводом рыбу), .

Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.

Досветла у него все пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет.

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет да сам и облупит.

Молодцы! Вы хорошо знаете сказки

А теперь

7. Конкурс «Литературная пара».

По очереди каждая команда называет пару литературных героев. Например: Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Кто не называет пару в течение 15 секунд, выбывает из игры. Так мы выявим команду-победителя.

1. Буратино и … Мальвина.

2. Лиса Алиса и … кот Базилио.

3. Иванушка и ….. Елена Прекрасная.

4. Чебурашка и …. крокодил Гена.

5. Малыш и …. Карлсон.

6. Принц и принцесса.

7. Спящая царевна и … королевич Елисей.

8. Герда и …. Кай.

9. Маша и …. медведь.

10. Дед Мороз и …. Снегурочка

8. Конкурс «Блиц - вопросы».

1- ой команде:

1. В кого превращался князь Гвидон, чтобы увидеться с отцом?

2. К кому обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту?

3. Как сумел унести коня Балда, чем и удивил бесенка?

2 – команде:

1. В какой сказке домашняя птица охраняла целое царство?

2. За какую плату согласился Балда служить у попа?

3. Какой волшебный предмет в сказке Пушкина умеет разговаривать и всегда говорит правду? (зеркальце)

Старайтесь играть как можно чаще, ибо, по словам не­мецкого поэта Ф. Шиллера, «...в игре человек испытыва­ет такое же наслаждение от свободного обнаружения сво­их способностей, какое художник испытывает во время творчества».

III . Подведение итогов.

Ведущая: Без чудес и тайн нет сказок. В них найдется все: и мудрость, и веселая шутка, и выдумка. Нет только непоправимых бед и несчастий, все сказки кончаются хорошо. Поэтому в каждой сказке есть своя тайна.
У сказок счастливый конец. Счастливый конец сказки – это награда нам за долгое странствие вместе с героями сказок.
Счастье – наша часть в необъятном мире.

Песня о сказке (исполняется на мотив В. Шаинского «Улыбка »)

Знай, от сказки хмурый день светлей.
Знай, от сказки в жизни чудо происходит.

Припев:

И тогда наверняка
Ты увидишь Колобка,
И Снегурочка тебе во сне присниться.
Ну, а бабушка Яга
Станет милой навсегда,
Верь мне – это обязательно случиться!

Знай, от сказки станет всем теплей
Все злодеи станут там добрее.
Так пускай повсюду на земле
Сказкой, словно огоньком, тебя согреют.

Припев:

Сейчас капитан каждой команды выберет карточку с загад­кой в пословицах и поговорках. Вы должны отгадать слово, затем вспомнить, в какой прочитанной на последних уро­ках сказке встречается этот предмет, и доказать чтением отрывка.

Он поет месяц, а ворона каркает круглый год.

Ласточка день начинает, а он кончает.

Не нужна ему золотая клетка, лучше зеленая ветка. (Соловей. В сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».)

Мал горшок, да ее варит.

Сам ее заварил, сам ее и расхлебывай.

Ее маслом не испортишь. (Каша. В сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце».)

Я вам зачитаю отрывки из биографий писателей. А вам нуж­но будет назвать их полные имена.

Родился он на Урале в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. (Павел Петрович Бажов (1879-1950).)

Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичь­ей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». Очень любил двух своих сыно­вей, которые тоже стали известными. (Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859).)

Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повли­явшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворения­ми. (Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).)

Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать - в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно встречались лучшие писатели и ученые сто­лицы. (Владимир Федорович Одоевский (1803-1869).)

Конкурс «Живая картинка»

Сейчас вы увидите фрагмент мультфильма «Аленький цве­точек», но без звука. Вам нужно будет озвучить кадры.

Конкурс «Сочини сказку»

Предлагаю слова, связанные известным вам сюжетом, и одно лишнее слово. Каждый из играющих должен при­думать фразу, называть их по очереди, чтобы сложился еди­ный сюжет.

1-й команде: девочка, лес, цветы, волк, бабушка, вертолет.

2-й команде: девочка, цветок, крот, жаба, ласточка, телевизор.

III. Подведение итогов

Старайтесь играть как можно чаще, ибо, по словам не­мецкого поэта Ф. Шиллера, «...в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время твор­чества».

Вот и закончилась игра. Расходиться нам пора... На табло взгляните все - Подведем итог игре.

(Подсчет значков «х» и «о». Награждение победителей.)



Тема: Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие

Цель: проверить сформированность умения работать с учеб­ной книгой (универсальные учебные действия).

Планируемые результаты: знание произведений; умение ха­рактеризовать героя произведения; сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела.

Оборудование: выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; КИМы.

Ход урока

Вариант 1

Джек-поводырь

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших черных очках на испещренном синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук - постукивает своей резной палочкой. Человек в черных очках - бывший военный летчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удив­лению прохожих, слепой летчик появился без своей извечной палочки. Вместо нее он держал за поводок собаку. Джек уверенно вел своего хо­зяина по улице. У перекрестка Джек останавливался и выжидал, пока проедут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» - и собака послушно ведет своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно... «Джек, в магазин!» - ведет в гастроном.

Джек теперь мне взамен глаз! - не нахвалится своим поводырем бывший летчик.

Г. Юрмин

Вопросы и задания

а) рассказ

в) сказка

г)стихотворение

2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

а) он отличался от всех внешним видом

б) он всегда гулял с собакой

в) он гулял в одном и том же месте



3. По какой причине ослеп летчик? Выпишите ответ из текста. (От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз.)

4. Как вы понимаете значение слова «поводырь»? (Поводырь - тот, кто помогает кому-либо идти, водит кого-нибудь.)

5. Кто стал верным другом бывшего летчика? (Собака Джек.)

6. Как вы понимаете выражение «Джек теперь мне взамен глаз»?

7. Подберите синонимы к слову «выбоина». (Яма, ухаб, кол­добина.)

8. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

а) он лаял на молодого человека

б) тыкался носом в колени пассажира помоложе

в) начинал рычать на пассажира

9. Восстановите последовательность событий рассказа. (В, г, а, б, д.)

а) вместо палочки он держал за поводок собаку

б) Джек ведет к автобусу

в) каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой

г) он лишился одной руки и обоих глаз

д) бывший летчик доволен другом

Вариант 2

Прочитайте текст. Выполните задания.

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слу­шались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать - суши, снегу натащат, а мать - убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовет: «Детки, пере­сохло горло, принесите мне водички».

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на ко­торой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

Мама, мы тебе водички принесли.

Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по бо­лотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе ку­кушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

Вопросы и задания

1. Определите жанр произведения.

а) рассказ в) сказка

б) басня г) стихотворение

2. Сколько детей было у матери?

в) четверо

3. Почему заболела мать?

а) она простыла

б)заразилась

в) от тяжелой жизни

г)... (запишите свой вариант ответа)

4. О чем просила мать своих детей? Выпишите ответ из текста. («Детки, пересохло горло, принесите мне водички»-.)

5. Подберите синонимы к слову «чум». (Дом, жилище.)

6. В какую птицу превратилась мать? (В кукушку.)

7. Как вы думаете, какой народ сочинил это произведение?

а) русские

б) азербайджанцы

в)ненцы

г)... (запишите свой вариант ответа)

8. Где происходили события?

а) в степи в) в пустыне

б) в лесу г) в тундре

9. Восстановите деформированный план прочитанного текста. (Г, д, в, а, е, ж, б.)

а) превращение в птицу

б) навсегда бросила детей мать-кукушка

в) мать просит пить

г) не слушались дети матери

д) тяжело заболела мать

е) мать улетает

ж) дети просят вернуться

10. Определите главную мысль текста.



Статьи по теме: