Касаткин н а. Касаткин н



13 декабря 1859 (Москва) - 17 декабря 1930 (Москва)
Живописец, график.
Родился в семье художника-литографа А. А. Касаткина и крепостной крестьянки. Первые художественные навыки получил дома под руководством отца. В 1873 поступил в МУЖВиЗ, учился у В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова. В 1878 за «Этюд старухи» и в 1882 за рисунок с натуры награжден малыми серебряными медалями. В 1883 за картину «Нищие на церковной площади» удостоен большой серебряной медали и получил звание классного художника.
С 1878 преподавал в школе при типографии Общества распространения полезных книг, в 1884–1894 - в Художественной школе при типографии товарищества «И. Д. Сытин и К°». С 1894 до революции 1917 сотрудничал с издательством Сытина и как художник.
В 1893 был удостоен звания академика. В 1894–1918 преподавал в МУЖВиЗ.
С 1890 регулярно экспонировал свои произведения на выставках Московского общества любителей художеств (до 1910, с перерывами) и ТПХВ, в 1891 стал членом Товарищества (до 1922). Несколько картин с выставок ТПХВ были приобретены П. М. Третьяковым. В 1890-х сблизился в Л. Н. Толстым, часто гостил в имении писателя Ясная Поляна, испытал влияние на свое творчество его идей. В 1894 принимал участие в работе Первого съезда русских художников и любителей художеств, был избран в члены совета съезда. В 1900 за картину «В коридоре окружного суда» был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. В 1903 был избран действительным членом ИАХ в Петербурге.
Неоднократно совершал творческие поездки по России. В 1887 путешествовал по Волге, с 1891 по 1901 ежегодно выезжал в район донецких шахт, в 1894 побывал на Кавказе, в 1898 предпринял поездку на Урал, в 1900-х ездил на торфоразработки Иваново-Вознесенской области и по текстильным предприятиям Подмосковья. В 1893 посетил Париж и Берлин, с 1901 ежегодно бывал в Италии, в 1907–1917 совершил путешествия по Турции, Англии, Германии, Австрии, Швейцарии, Скандинавским странам.
После Октябрьской революции принимал участие в оформлении революционных празднеств. Создал районную художественную студию, при которой основал музей художников, вышедших из народа. С 1918 до середины 1920-х заведовал художественной студией на Биостанции им. К. А. Тимирязева, преподавал рисование в Лесной школе им. В. Д. Бонч-Бруевича и на учительских курсах. С 1920 руководил детской изостудией при санатории «Захарьино», с 1924 - Музеем труда. В 1923 первым был удостоен звания народного художника РСФСР.
В 1924 совершил поездку в Лондон и Южный Уэльс, чтобы запечатлеть борьбу пролетариата в Англии. В 1922 вступил в Ассоциацию художников революционной России, участвовал в выставках АХРРа до 1927. В 1927 стал членом Общества художников-реалистов. В 1929 в Москве прошла первая (и единственная прижизненная) персональная выставках мастера.
Ретроспектива произведений Касаткина состоялась в 1953–1954 в Москве, Ленинграде и Таллине.
Касаткин - один из ведущих русских мастеров реалистического искусства второй половины XIX - первой трети ХХ века. Наиболее значительный период его художественной деятельности связан с ТПХВ. В раннем творчестве (конец 1880-х - начало 1890-х) создавал жанровые работы в духе передвижничества, для которых характерны повествовательность сюжета, взятого из обыденной жизни, сдержанность колористической гаммы, тщательность исполнения.
В середине 1890-х тематика картин художника изменилась: он одним из первых в русской живописи обратился к индустриальной теме. Манера письма также претерпела изменения: доминирующими в палитре стали напряженные красно-коричневые, синие тона, мазок приобрел более энергичный и экспрессивный характер, а основной акцент делался уже не на пересказе сюжета живописными средствами, а передаче настроения, эмоционального состояния героев картин.
Помимо бытового жанра, являющегося основным в творчестве художника, обращался к портрету и пейзажу.
Произведения Касаткина находятся во многих музейных и частных собраниях России, среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Киевский музей русского искусства, Пермская государственная художественная галерея, Астраханская государственная картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Национальный художественный музей республики Беларусь и другие.
В статье использована информация сайта artinvestment.ru Николай Алексеевич Касаткин - живописец, жанрист
(1859, 13 декабря, Москва - 17 декабря, 1930, Москва)

Родился в Москве в семье известного гравера А.А.Касаткина. Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества у В.Г.Перова и И.М.Прянишникова. В 1883 году получил большую серебряную медаль и звание художника за картину «Нищие на церковной паперти». После окончания училища около 30 лет проработал художник в книжном издательстве И.Д.Сытина, участвуя в создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря и других изданий. Живописное творчество Николая Алексеевича Касаткина складывалось под несомненным влиянием искусства передвижников. Старший товарищ по передвижническому цеху И.А.Ярошенко видел в нем своего прямого продолжателя. В 1891 году художник стал членом Товарищества Передвижных Художественных Выставок и постоянным участником выставок объединения. Важную роль в становлении Касаткина как художника социальной темы сыграло знакомство с Л.Н.Толстым, с которым его связывали теплые дружеские отношения, обоюдный интерес к творчеству друг друга и ключевым вопросам жизни общества. Главной темой искусства Касаткина стала жизнь рабочих и городской бедноты («Семья рабочего», 1891; «В коридоре окружного суда», 1897; «Арестантки на свидании», 1899 и другие). Особый интерес у художника вызывала жизнь шахтеров. В 1892 году он впервые посетил Донецкий бассейн и потом в течение нескольких лет приезжал туда. По впечатлениям от поездок Касаткин создал знаменитую серию картин о шахтерах: «Шахтерка» (1894), «Углекопы. Смена» (1895), «Кузница» (1897). Образы русских женщин - лучшее из созданного мастером, открывшего перед зрителем новый мир чувств, идей. Наметившееся уже в ранних работах Касаткина («Соперницы», 1890), это в полной мере относится к его знаменитой «Шахтерке», небольшому этюду, написанному с натуры. В центре холста - фигура девушки. Во всем ее облике, в непринужденной манере держаться, осанке, чуть насмешливом взгляде видна спокойная уверенность в себе, в своих силах. Образ девушки, полный обаяния, непосредственности, внутренней теплоты, рождает светлое чувство, которое не могут заглушить тяжесть, бедность и беспросветность ее жизни. Отклик на события революции 1905 года нашел в таких произведениях мастера, как «Тревожное», «Рабочий-боевик», «Студент». С 1894 года началась его преподавательская деятельность в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, длившаяся более двадцати лет. Среди учеников Касаткина был известный впоследствии мастер соцреализма Б.Иогансон. После Октябрьской революции художник активно включился в общественную жизнь страны: новая история требовала новые типажи, воплотившиеся на портретах Касаткина («Герой обороны СССР», «Комсомолка-пионервожатая»). Впервые в истории русской традиционной живописи создал галерею образов-типов рабочих, революционеров-пролетариев, за что был ценим советской властью, одним из первых удостоился звания «народный художник республики»(1923).

Собрание лучших картин.
Количество представленных произведений зависит от значимости художника. От 3-4 картин у хороших до 20 картин у великих гениев.
Для просмотра крупного изображения, кликните по маленькой картине. Изображение откроется в новом окне.

Николай Алекссевич Касаткин - русский живописец-реалист первым з видных художников обратил свое творческое внимание на Донбасс. Случилось это после первого посещения нашего региона в 1894 году. В дальнейшем Касаткин еще не раз бывал в донецких степях, общался с людьми, знакомился с трудом шахтеров, металлургов. В 1936 году в журнале «Литературный Донбасс» выходит статья В. Золотарева о Касаткине, в которой автор рассказывает о пролетарской стороне творчества художника. Давайте вместе с вами немного больше узнаем о Николае Касаткине и о его картинах, посвященных Донбассу.

Первый художник Донбасса

17 декабря 1930 года ушел от нас один из последние представителей «передвижничества» художник Н. А. Касаткин. Заслуга Касаткина заключается в том, что он один из первых показал во весь рост, в условиях развивающегося капитализма, рабочего царской России и особенно Донбасса. Художник Касаткин впервые сумел художественно и правдиво показать рабочего, его жизнь, труд, быт. Никто из художников до Касаткина не проявлял должного интереса к про-летариату. У передвижников, тесно связанных с народничеством, в центре внимания стояло крестьянство… Оно было для них центральной исторической фигурой, вершителем исторических судеб России.

Передвижник Касаткин, художественная деятельность которого началась в 80-х годах, вслед за своим учителем - вдохновителем «передвижничества» Перовым тоже в начале своей творческой работы отдает известную дань крестьянским увлечениям («Соперница», «Перекупка» и т. д.). Но одновременно с этим в произведениях Касаткина в 90-х годах намечается новая тематика. Все чаще начинают в его полотнах фигурировать рабочие. Что натолкнуло на это Касаткина? Случаен ли новый отправной пункт в его творчестве? Проследить многолетнюю художественную и творческую деятельность Касаткина - это значит увязать его творчество с событиями 90-х годов, когда сложился и окреп Касаткин, как художник. Частые поездки художника Касаткина в Донбасс в эти годы имеют решающее значение во всей его дальнейшей творческой работе.


В Донбассе Касаткин увидел каторжный труд шахтеров, увидел как их беспощадно эксплуатируют капиталисты ( , Пастуховы и т. д.). Донбасс, порабощенный капитализмом, произвел тогда на Касаткина сильное впечатление: темы шахтерской жизни и труда волновали его до конца его творческой деятельности. Избрав шахтерскую тематику, Касаткин до самой смерти остался верен ей. У него устанавливается с Донбассом самая тесная и органическая связь. На всем протяжении 90-х годов художник почти ежегодно приезжает для зарисовок, для собирания материалов к новым картинам. Касаткин проявляет большой интерес к тяжелому быту шахтеров, к их каторжному труду; жизнь шахтеров становится ему близка. Большое значение тут имеет и тот факт, что художник и сам прошел когда-то тяжелый трудовой путь.

Родившись в семье мастера-литографа, Касаткин сам испытал в детстве нужду, разные невзгоды. Все это больше способствовало сближению Касаткина с пролетариатом. Если сейчас рабочая тематика, творческие поездки художников Москвы, Киева, Харькова в рабочие районы - явление обычное, то поездки Касаткина в те годы в рабочий Донбасс нужно рассматривать, как явление несомненно революционного значения. В Донбассе художнику Касаткину приходилось работать в самых неблагоприятных условиях: переносить разные лишения, неудачи.

Хозяева шахт подозрительно присматривались, когда на территории их рудников появлялся какой-то «посторонний» с этюдником через плечо; делал для чего-то бесчисленные зарисовки с грязных, покрытых угольной пылью шахтеров, вел с ними какие-то разговоры. Все это их тревожило: «Не вышло бы чего из этого… подальше от греха». И не особенно охотно пускали его в свои владения. Почти во всех своих письмах к родным Касаткин жалуется, в каких тяжелых условиях ему приходится работать в Донбассе. Вот он пишет из своей последней поездки в 1899 г. (шахта «София», станция Харцизск): «На шахте так тяжело, что я не мог остаться работать. В Юзовке нас было арестовали (там рабочее движение и забастовка!..). Все заперто и завод стоит»… Но трудности, неудачи не останавливают Касаткина и скоро начинают сказываться результаты его напряженной работы.

Частое пребывание художника в гуще шахтерской жизни, упорная творческая работа обеспечивают успех его художественных произведений. Знакомство с Донбассом способствует тому, что картины Касаткина -правдивы, доходят до зрителя, волнуют его и привлекают внимание к творчеству художника, тем более, что показ рабочего, как новая тема, и воспринималась по-новому.

Правда, на десять лет раньше известный художник «передвижник» Репин дал своих волнующих «Бурлаков». Но там перед нами еще не представители рабочего класса.

В 1894 г. Касаткин дает свою лучшую капитальную картину «Углекопы» (Смена), которая произвела тогда, пожалуй, не меньшее впечатление, чем «Бурлаки» Репина. Касаткин впервые в искусстве уверенно выводит во весь рост рабочего, которого проглядели художники-передвижники.

Картина «Углекопы» изображает момент смены шахтеров: одна часть, усталая и измученная- изнурительным трудом под землей, с непогасшими еще лампами выходит из бадьи; около клети ждет новая смена рабочих, с обушками и желонгами в руках. Темные тона, в которых написана картина, усиливают ее эмоциональную выразительность. С необычайной правдивостью сумел Касаткин отобразить каторжные условия труда этих суровых на вид, с вымотанными силами шахтеров.

Картина «Углекопы» сразу выдвинула Касаткина на то особенное место, которое он и занимает до самой смерти. - Вот перед нами другая работа. Это шахтер «Лука Хромой», уже физически искалеченный беспощадной капиталистической эксплуатацией, с искривленными, трясущимися коленями, с обушком лампочкой-коптилкой «бог в помощь»… - Он готов и дальше. продолжать свою работу в шахте, где его поджидает на каждом шагу увечье, а может быть и смерть из-за преступного отношения хозяина шахты к условиям работы шахтера.

Вот перед нами другая картина - «Тягальщик» (Саночник), где художник изображает подростка, ползущего в шахте, который тащит прикрепленные к крюку его пояса-лямки тяжелые сани, нагруженные углем. Картина дает яркое представление о труде саночников. Саночник, который в условиях советской действительности сошел со сцены, в старом Донбассе был одной из центральных фигур угольного производства. Находясь по двенадцать–пятнадцать часов под землею, саночник тащил на четвереньках по забою санки, нагруженные до отказа углем.

Только одна «Шахтерка» выделяется из ряда этих однотипных хмурых картин. В «Шахтерке» Касаткин дает облик здоровой улыбающейся девушки, очевидно, недавно прибывшей на заработки из деревни. Нужда, невзгоды не успели еще наложить на нее свой отпечаток. Эти картины явились огромным вкладом в русское искусство и создали Касаткину широкую популярность среди трудящихся. Буржуазия же, наоборот, холодно и сдержанно встречала каждое новое произведение Касаткина, особенно где он показывал пролетариат. Известный, например, владелец картинной галереи в Москве, капиталист Цветков, после осмотра лучшей картины Касаткина «Углекопы», остался ею не доволен и посоветовал художнику писать больше солнца, давать радостные краски и меньше подавать в картинах черный уголь и каких-то «трубочистов».

Буржуазная пресса всячески замалчивала, игнорировала творчество Касаткина. Она охотнее поощряла и поддерживала тех художников «передвижников», которые утратили всякие элементы революционности, сглаживали в картинах социальные противоречия и старались делать свои картины приемлемыми, приятными для буржуазного потребителя. Но художника Касаткина мало смущала такая оценка, такое отношение. Он не отступал пред своими замыслами, которые были связаны с эпопеей труда. Для этого он продолжал свои поездки на шахты Донбасса, где неутомимо собирал материал для новых задуманных вещей. Чтобы лучше понять и оценить творчество художника Касаткина, необходимо полнее быть знакомым с некоторыми биографическими данными из его жизни.




Н. А. Касаткин, родившись в 1859 году, прошел тяжелый жизненный путь. Пристрастившись с детства к рисованию, Касаткин четырнадцати лет поступает в Московскую школу живописи. По окончании школы, в 1878 году он мечтает поступить в академию художеств. Но это осталось для него мечтой. Известность пришла также не сразу. Картин его никто не покупает. Только в 1888 году, наконец, капиталист Третьяков, владелец картинной галереи, покупает картину «Соперницы». В этом же году Касаткин становится постоянный членом товарищества передвижных выставок.

Революционный подъем 1905 года находит яркое отражение в его творчестве. Он дает ряд созвучных времени картин («После обыска», «Последний путь шпиона»). Последовавшая после 1905 года реакция на время приостановила творческий размах художника. Касаткин временно умолкает.

Октябрьская революция вызывает новый подъем творческих сил Касаткина. Его интенсивная работа после Октябрьской революции еще более органически связана с рабочим классом. В число своих излюбленных сюжетов художник включает тип новой молодежи-комсомольцев» пионеров; он создает целую серию картин, напр., «Наша комсомольская молодежь». Это - одна из его удачных работ послеоктябрьского периода.

В 1924 году Касаткин еще раз возвращается к своей излюбленной, горняцкой тематике. На этот раз он выезжает в Англию и привозит оттуда целый цикл этюдов, зарисовок из быта и борьбы английских углекопов. Касаткин, один из первых художников (1922 г.), заслуженно получает звание Народного художника республики. Оставаясь верным заветам художественного реализма, художник-общественник А. Касаткин на протяжении всей своей пятидесятилетней деятельности, вплоть до самой смерти отдавал свои силы пролетариату.

Старый Донбасс с его каторжным трудом ушел далеко в прошлое. На его месте вырос новый социалистический Донбасс. Создаются новые города, шахты, заводы. Шире раскрываются богатства недр Донбасса. Растет новая, пролетарская культура. Растут новые люди.

Октябрьская революция развязала все творческие возможности пролетариата. Если до Октябрьской революции мы знали только одного художника, отображающего Донбасс, - Касаткина, то после Октября мы видим совершенно другое. С одной стороны, в советских условиях в Донбассе выдвигаются, растут свои молодые таланты-художники: Головатый, Кравцов, Грушкин, Мищенко, Бендрик, Козодоев и другие и, с другой стороны, сюда приезжают художники Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова.

Если поездки Касаткина в Донбасс были в старое время явлением необычайным, то поездки советских художников в промышленные районы нашей страны и в частности в Донбасс не вызывают больше удивлений. Это одна из боевых, очередных работ, стоящих в плане всей творческой деятельности советского художника. Тут отдельно нужно указать художников Москвы: Журавлева В., Петрова И., которые, по примеру Касаткина, периодически посещают Донбасс, и подолгу па месте изучают новую, меняющуюся обстановку, новых людей Донбасса. Из художников Украины можно отметить Азовского, Козика, Черкасского и др. Показателем общего подъема социалистической культуры Донбасса должна явиться подготовляющаяся выставка «Донбасс в живописи». Социалистический Донбасс должен найти свое художественное отображение в полотнах лучших художников СССР, участников этой выставки.

В связи с подготовкой нельзя пройти мимо художника Касаткина. Необходимо с большим вниманием отнестись к оставленному художником наследию. Необходимо, чтобы трудящиеся Донбасса ближе ознакомились с произведениями Касаткина, где так ярко, правдиво, с худо-жественной убедительностью показан ушедший бесповоротно в далекое прошлое старый Донбасс с его бесчеловечной эксплуатацией, грубыми нравами, политической бесправностью трудящихся и «собачевками». В подготовляемой выставке должны быть широко представлены произведения первого певца пролетариата старого Донбасса - Народного художника Республики- Н. А. Касаткина.

  • В. Золотарев, «Литературный Донбасс», — 1936. — №1 (янв. — февр.)

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

Касаткин Николай Алексеевич

Nikolai Kasatkin

(1859 - 1930)

Николай Алексеевич Касаткин родился в Москве в 1859 году. В 1873 году поступил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Одним из преподавателей в училище у Касаткина был известный русский художник В.Г. Перов. Закончил обучение Николай в 1882 году.

С самого начала самостоятельного творческого пути художник был привержен традициям демократического искусства. В 1891 году Касаткина принимают в ряды Товарищества передвижных художественных выставок, после чего художник становится одним из его активных деятелей. С 1890 по 1922 годы художник принимает участие в выставках товарищества.

Персонажи произведений Касаткина — люди из народа. В своих жанровых картинах художник ярко и непосредственно изображал народный быт: «Соперницы» (1890), «Осиротели» (1891), «Шутка» (1892), «Клевета» (1893), «Трамвай пришел» (1894). В 1890-е годы тема борьбы русского рабочего класса против нечеловеческой эксплуатации стала ведущей в творчестве художника. С 1892 году Касаткин совершил несколько поездок на Донбасс. Результатом стало создание цикла картин, посвященных шахтерам, среди которых «Буревестник», или «Тяжело» (1892), «Сбор угля бедными на выработанной шахте» (1894), «Шахтерка» (1894), «Шахтер-угольщик» (1896). Одно из лучших произведений Касаткина этого периода «Углекопы — смена» (1895). Произведения художника конца 1890-х годов носят социальный характер. Наиболее известные картины этого периода - «В коридоре окружного суда» 1897, «Арестантки на свидании» 1898.

События революции 1905-1907 годов оказали влияние на творчество Касаткина. Художник откликнулся на эти события картинами «Атака завода работницами» (1906) «Рабочий боевик» (1905), а также «9 января», «После обыска», «Последний путь шпиона». В период между двумя революциями (1907—17) Касаткин занимался педагогической деятельностью в Московском училище живописи ваяния и зодчества (до 1918 года) и в художественной школе при издательстве Сытина, организованной самим художником.

После Октябрьской революции творчество Касаткина стало одним из звеньев, связавших русский реализм XIX века с новым советским искусством. Художник первым открыл историю индустриальной темы, исполнив серию зарисовок этюдов на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1919 году. Стал членом только что созданной Ассоциации художников революционной России (АХРР). Касаткин активно занимался общественной деятельностью, что выразилось в работе по организации нескольких музеев. В середине 1920-х годов художник много работал в портретном жанре, особое внимание уделяя портретам молодежи, в которой живописец видел строителей нового советского общества. В 1923 г. Николаю Алексеевичу Касаткину было присвоено звание народного художника РСФСР.

Родился в Москве в семье известного гравера А.А.Касаткина.

Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества у В.Г.Перова и И.М.Прянишникова.

В 1883 году получил большую серебряную медаль и звание художника за картину «Нищие на церковной паперти».

После окончания училища около 30 лет проработал художник в книжном издательстве И.Д.Сытина, участвуя в создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря и других изданий. Живописное творчество Николая Алексеевича Касаткина складывалось под несомненным влиянием искусства передвижников. Старший товарищ по передвижническому цеху И.А.Ярошенко видел в нем своего прямого продолжателя.

В 1891 году художник стал членом Товарищества Передвижных Художественных Выставок и постоянным участником выставок объединения. Важную роль в становлении Касаткина как художника социальной темы сыграло знакомство с Л.Н.Толстым, с которым его связывали теплые дружеские отношения, обоюдный интерес к творчеству друг друга и ключевым вопросам жизни общества.

Главной темой искусства Касаткина стала жизнь рабочих и городской бедноты («Семья рабочего», 1891; «В коридоре окружного суда», 1897; «Арестантки на свидании», 1899 и другие). Особый интерес у художника вызывала жизнь шахтеров. В 1892 году он впервые посетил Донецкий бассейн и потом в течение нескольких лет приезжал туда. По впечатлениям от поездок Касаткин создал знаменитую серию картин о шахтерах: «Шахтерка» (1894), «Углекопы. Смена» (1895), «Кузница» (1897).

Образы русских женщин - лучшее из созданного мастером, открывшего перед зрителем новый мир чувств, идей. Наметившееся уже в ранних работах Касаткина («Соперницы», 1890), это в полной мере относится к его знаменитой «Шахтерке», небольшому этюду, написанному с натуры. В центре холста - фигура девушки. Во всем ее облике, в непринужденной манере держаться, осанке, чуть насмешливом взгляде видна спокойная уверенность в себе, в своих силах. Образ девушки, полный обаяния, непосредственности, внутренней теплоты, рождает светлое чувство, которое не могут заглушить тяжесть, бедность и беспросветность ее жизни.

Отклик на события революции 1905 года нашел в таких произведениях мастера, как «Тревожное», «Рабочий-боевик», «Студент».

С 1894 года началась его преподавательская деятельность в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, длившаяся более двадцати лет.

Среди учеников Касаткина был известный впоследствии мастер соцреализма Б.Иогансон.

После Октябрьской революции художник активно включился в общественную жизнь страны: новая история требовала новые типажи, воплотившиеся на портретах Касаткина («Герой обороны СССР», «Комсомолка-пионервожатая»). Впервые в истории русской традиционной живописи создал галерею образов-типов рабочих, революционеров-пролетариев, за что был ценим советской властью, одним из первых удостоился звания «народный художник республики» (1923).

Первый народный художник РСФСР. Один из основателей социалистического реализма. Им были создана целая галерея образов советского пролетариата, революционеров.

Родился в семье известного гравера А.А. Касаткина. С 1873 года обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у известных художников и преподавателей В.Г. Перова, И.М. Прянишникова. В 1883 году русский художник окончил Московское училище с большой серебряной медалью. А за картину «Нищие на церковной паперти получил звание художника.

Сразу после окончания училища Касаткин был приглашён на работу в издательство крупнейшим книгоиздателем И.Д. Сытиным, где художник работал на протяжении 30 лет. За всё время работы русский художник участвовал также в создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря.

На творчество Касаткина оказал большое влияние Л.Н. Толстой, с которым художник познакомился в начале 1880-х годов. В своих произведениях близкие друзья освещали социальные вопросы жизни общества. Видимо, поэтому, сюжеты картин Касаткина наполнены литературностью.

С 1891 году Касаткин – член Товарищества передвижных художественных выставок. Не однократно на выставках выставляются работы русского художника на тему – жизнь рабочих и городской бедноты.

В 1900 году Касаткин получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за картину «В коридоре окружного суда, написанную в 1897 году.

С 1894 по 1917 годы Касаткин преподаёт в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики любили и уважали своего наставника. Среди студентов Касаткина были Б.В. Иогансон и В.В. Мешков, известные впоследствии мастера.

В 1892-97 годах Касаткин создал знаменитую серию картин шахтёрской жизни. Сюжеты этих картин стали следствием путешествия художника в Донбасс и на Урал.

События революции 1905 года также оставили неизгладимый след в творчестве художника. В это время им были созданы произведения революционно-романтического направления, ставшие образцом для художников социального реализма.

В 1906 году Касаткин едет в заграничное путешествие. Он посетил Финляндию, Норвегию, Швецию. В 1908-10 гг. путешествовал по Италии и Турции, много и плодотворно работая.

После Октябрьской революции Касаткин становится активным участником в общественно-культурной жизни страны – художник-оформитель массовых празднеств, художник-инструктор отдела народного образования Сокольнического районного совета. В это же время им была создана студия изобразительного искусства для рабочих. До конца жизни Касаткин плодотворно работал, писал портреты-типажи. Давая пояснения в Музее революции к своей новой картине «Карийская трагедия», Касаткин скоропостижно скончался.

  • В коридоре окружного суда

  • Нищие на церковной паперти

  • Кто?

  • Шутка


Статьи по теме: